«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».

А. С. Макаренко

«Воспитание будущего деятеля, - продолжает Макаренко, - должно заключаться не в устранении игры, а в такой организации ее, когда игра остается игрой, но в игре воспитываются качества будущего работника и гражданина».

Как указывал Л. С. Выготский игра не является миром абсолютной свободы и произвольности. Наоборот, в ней действуют законы и правила, сходные с теми, которые есть и в действительности. Всякая ролевая игра - это игра с правилами, имеющимися внутри роли, которую берет на себя ребенок.

Ведущая деятельность дошкольника - сюжетно-ролевая игра, которая определяет позицию ребенка, его восприятие мира и отношений. Посредством сюжетно-ролевой игры происходит развитие разнообразных сфер психической деятельности. Игра является формой социализации ребенка, способствующей ориентировке ребенка в социальных и межличностных отношениях.

Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых людей и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.

Советский психолог Д. Б. Эльконин выделял 4 линии влияния игры на психическое развитие ребенка:

Ø Развитие мотивационно-потребностной сферы - освоение функций, смыслов, задач человеческой деятельности. Ребенок стремится к общественно значимой и одобряемой деятельности, происходит первое соподчинение мотивов, что является первым шагом на пути к их иерархии, обеспечивающей психологическую готовность к школе.

Ø Преодоление познавательного «эгоцентризма», ребенок начинает соотносить собственную позицию с иной точкой зрения, учится координировать свои действия с действиями окружающих.

Ø Развитие идеального плана, характеризующегося переходом от внешних действий к действиям во внутреннем плане.

Ø Развитие произвольности действий посредством подчинения правилам.

Посредством сюжетно-ролевой игры происходит развитие разнообразных сфер психической деятельности. Игра является формой социализации ребенка, способствующей ориентировке ребенка в социальных и межличностных отношениях.

Как показала в своем исследовании Н. В. Королева, ребенок особенно чувствителен именно к сфере человеческой деятельности и взаимоотношений. Она знакомила детей дошкольного возраста с окружающей действительностью в одних случаях так, что на первый план выдвигались предметы - их качества, назначение и т. п., а в других случаях так, что на первый план выступал человек, его деятельность, его отношения к предметам и другим людям. Оказалось, что при первом типе ознакомления ролевая игра не возникала даже при специальном ее стимулировании игрушками, изображавшими те предметы, с которыми ребенок предварительно знакомился. При втором типе ознакомления ролевая игра возникала легко и продолжалась длительное время, обогащаясь в своем содержании.

Таким образом, деятельность людей, их отношения к предметам и друг к другу являются особенно привлекательными для ребенка. В игре дети воспроизводят именно эту сферу окружающей их действительности. Именно в ролевой игре ребенок реализует свое стремление жить общей жизнью со взрослыми, и хотя эта жизнь протекает в сфере представлений, но она захватывает ребенка целиком и является не фиктивной, а действительной его жизнью.

Д. Б. Эльконин классифицировал все сюжеты ролевых игр в дошкольном возрасте целесообразно разделить на три такие группы: 1) игры с сюжетами на бытовые темы, 2) игры с производственными сюжетами, 3) игры с общественно-политическими сюжетами.

А основоположник современной дидактики детского сада А. П. Усова установила, что состав участников игры с возрастом растет и одновременно вырастает длительность игры одного коллектива. У трехлетних детей, по ее данным, замечается объединение группами в 2-3 человека, продолжительность такого объединения очень коротка - 3-5 мин, после чего дети одной группы присоединяются к другим группам; все время возникают новые и новые объединения. За 30-40 мин можно наблюдать до 25 таких перегруппировок.

В возрасте 4-5 лет группы охватывают от 2 до 5 детей, продолжительность совместной игры доходит иногда до 40-50 мин, хотя в половине случаев группировка сохранялась около 15 мин. Замечено, что часто игра начинается одним ребенком, а к нему присоединяются другие дети. Показательно, что предложение одного ребенка находит отклик у других детей, на основе чего возникают игры с общим для всего коллектива сюжетом. В этом возрасте дети уже согласовывают свои действия друг с другом, появляется распределение обязанностей, хотя возникает оно чаще всего по ходу самой игры.

У детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) наблюдается предварительное коллективное планирование игры, распределение ролей до ее начала и коллективный подбор игрушек. В ходе игры дети контролируют действия друг друга, указывают, как должен вести себя ребенок, взявший на себя определенную роль. Усиливается связь между членами игровой группы; коллективы играющих детей становятся более многочисленными и существуют сравнительно долго.

Реализация имеющихся у ребенка представлений об окружающей его действительности возможна благодаря эмоционально-положительному отношению к ним. Так как представления ребенка этого возраста носят эмоциональный и образный характер, то и вся его деятельность является эмоционально насыщенной. Ребенок реализует в своей деятельности не только представления о предметах и явлениях окружающей действительности, но и, это главное, свое эмоциональное отношение к ним. Ярким примером такой деятельности является возникающая в дошкольном возрасте и бурно развивающаяся в этот период ролевая, или, как ее иногда называют, творческая, игра. В ней ребенок практически реализует не только свои представления о деятельности взрослых и их отношениях, но и свои тенденции жить с ними общей жизнью.

Связь побуждений к действию с представлениями, а не только с непосредственно воспринимаемой предметной ситуацией создает возможности для формирования у ребенка новых желаний. Придавая новое содержание даже непривлекательной деятельности, можно создать у ребенка побуждение к ее выполнению.

Новое содержание можно реализовать с помощью увлекательных для ребенка образов сказочных героев. При восприятии сказки впервые появляется возможность эмоционального содействия и сопереживания с героем литературного произведения, но не в плане реального участия в его деятельности, а в плане представлений. Яркость представлений, только что начавших отрываться от своей чувственной основы, но еще не порвавших с нею, придает и всем переживаниям ребенка, связанным с ними, необычайную яркость, живость и непосредственность. Следующим же этапом станет желание «примерить» на себя новую роль, оценить себя и свои поступки, отметить, как общество приняло тебя в этой роли.

Благодаря возросшей самостоятельности ребенка условия его жизни существенно изменяются. Воспитывающие ребенка взрослые выводят его в широкий мир человеческой деятельности. Рамки семьи расширяются до пределов улицы, поселка, города и жизни страны.

И в этом новом, открывающемся перед ребенком мире его, прежде всего, интересуют взрослые люди, действующие с целым рядом новых предметов, непосредственно недоступных ребенку, но чрезвычайно для него привлекательных. В этом новом для него мире ребенок открывает многообразнейшие общественные и трудовые функции взрослых людей и не менее многообразные отношения между людьми: «доктор» - тот, кто лечит, «шофер» - тот, кто возит на автомобиле, «продавец» - тот, кто продает в магазине, «летчик» - тот, кто управляет самолетом.

В процессе игровой деятельности у детей формируется аналитико-синтетическая мыслительная деятельность, которая дает возможность глубже понимать явления, выделять существенные и несущественные их стороны. Развивается мышление и мыслительные операции: сравнение, абстрагирование, понимание взаимосвязей. Этим процессам способствуют разнообразные виды деятельности: различные игры, конструирование, рисование, лепка, специально подобранные упражнения.

То, в какой форме эти виды деятельности будут предложены, является не малозначительным фактором. Ребенок дошкольного возраста только примеряет на себя роли взрослого мира. В то время как современное течение жизни требует от него более быстрой адаптации и усвоения материала. Тем не менее, позитивное отношение ко всему играет многозначительную роль. Использование игровой формы обучения – наилучший способ сформировать крепкий фундамент познавательной деятельности.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27

При изучении развития детей, видно, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Запорожец и др.) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность в дошкольный период.

Войдя в игру и раз за разом совершаясь в ней, соответствующие действия закрепляются; играя, ребенок все лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни.

В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Он играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет. Игра – практика развития.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.

Различные формы деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой деятельности детей. Игры органически связаны со всей культурой народа; свое содержание они черпают из труда и быта окружающих.

Игра подготовляет подрастающее поколение к продолжению дела старшего поколения, формируя, развивая в нем способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнять. В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и отлет от действительности, и проникновение в нее. Способности к преобразованию действительности в образе и преобразованию ее в действии, ее изменению закладываются и подготовляются в игровом действии; в игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству; словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности; в ролях, которые ребенок, играя, на себя принимает, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка. В игре в той или иной мере формируются свойства, необходимые для учения в школе, обусловливающие готовность к обучению.

Игра является особенно спонтанным качеством ребенка, и вместе с тем вся она строится на взаимоотношениях ребенка со взрослыми.

Таким образом, игровая деятельность дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющие на его развитие.

Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей; она как никакая другая деятельность позволяет детям уже на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируется или перестраиваются психические процессы, начиная от самых простых и кончая самыми сложными.

В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно-действенного мышления к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их.

Влияние игры на общее развитие детей дошкольного возраста

Общая характеристика игры

Игра является ведущей деятельностью на протяжении всего периода дошкольного детства. Элементы ролевой игры начинают возникать уже в раннем детстве. В ролевой игре, дети удовлетворяют свое стремление к совместной со взрослыми жизни, и в особой – игровой форме воспроизводят взаимоотношения и трудовую деятельность взрослых людей.

В дошкольном возрасте игра становится ведущей деятельностью, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - а потому что, игра вызывает качественные изменения в психики ребенка.

Игровое действие носит знаковый (символический) характер, именно в игре ярко обнаруживается знаковая функция сознания ребенка.

Игровые действия, заместители дают возможность действовать с ними так, как с замещенным предметом. Поэтому – давая свое название предмету-заместителю и приписывая ему определенные свойства, ребенок учитывает и некоторые свойства предмета-заместителя. При выборе таких предметов, дошкольник исходит из реальных отношений предметов.

В игровой деятельности, дошкольник не только замещает предметы, но и берет на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с ней.

В игре ребенку впервые открываются отношения, существующие между людьми в процессе их трудовой, бытовой деятельности, их права и обязанности.

Роль игры в психическом развитии ребенка

В игровой деятельности наиболее интенсивно развиваются и формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются различные виды деятельности, которые в дальнейшем приобретают самостоятельное значение.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов.

Так, у ребенка начинает формироваться произвольные внимание и память. В условиях игры

дети лучше сосредотачиваются и запоминают больше, чем в других условиях (в других видах деятельности).

Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета.

Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной

деятельности ребенка. Так как в игре дошкольник учится действовать с предметами-заместителями, а потом в свою очередь, становится основой для мышления. На этой основе ребенок учится мыслить о реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами сворачиваются, и ребенок научается мыслить о предмете и действовать с ним в умственном плане.

Таким образом, игра, в большей мере, способствует тому, что дошкольник постепенно переходит к мышлению в плане представлений.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Дошкольник начинает учиться, играя, - он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.

Игра также оказывает влияние на эстетическое воспитание. Яркие красивые игрушки привлекают детей и вызывают художественно-оформленное желание играть с ними.

Влияние игры на развитие речи ребенка

Очень большое влияние оказывает игра на развитие речи ребенка. Игровая ситуация требует от каждого включенного в неё ребенка, определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать словесные инструкции сверстников, он будет мешать остальным детям, в результате чего может исключаться из игры, а в дальнейшем и вовсе не приниматься в неё. Именно необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие словаря и связной речи ребенка.

Игра, как ведущая деятельность, имеет особое значение для развития знаковой функции речи. Она пронизывает все стороны и проявления человеческой психики. Усвоение знаковой функции речи ведет к коренной перестройке всей психических функций. В игре ее развитие осуществляется за счет замещения одних предметов, другими – предметы-заместители выступают как знаки отсутствующих предметов. Знаком может быть любой элемент действительности. Название одним и тем же словом отсутствующего предмета и предмета-заместителя концентрирует ребенка на некоторых свойствах предмета, по-новому осмысленных через замещение. Тем самым, открывается еще один путь познания. Кроме того, заместитель опосредует связь отсутствующего предмета и слова, и по-новому трансформирует словесное содержание.

В игре ребенок постигает специфические знаки двоякого типа: индивидуальные условные знаки, имеющие мало общего по своей чувственной природе с обозначенным предметом, иконические знаки, чувственные свойства которых визуально приближенны к предмету. Индивидуальные условные знаки и игре берут на себя функции отсутствующего предмета, который они замещают. Разная степень приближенности предмета-знака, замещающего отсутствующий предмет, способствует отработке знаковой функции речи. Существует взаимосвязь: "предмет" "его знак" "его наименование" обогащает смысловую сторону слова как знака.

Действия замещения, способствует, кроме того, развитию у детей свободного обращения с предметами и использованию их не только в том качестве, которое было усвоено в первые годы жизни, но и по-другому (чистый носовой платок, можно использовать как бинт, или заменить им летнюю шапочку).

Также с предметами, используемыми в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего, они легко воспринимаются и запоминаются, так как каждый предмет имеет свое название и характерному действию с ним присущ свой глагол.

Слово является для ребенка частью действительности. Из этого видно то, как важно стимулировать их речь за счет хорошо продуманной игровой обстановки, предоставить детям игрушки, предметы, всевозможные трудовые орудия, которые будут поддерживать, и развивать игровую деятельность а, следовательно, и обогащать запас слов и речи ребенка. Большую роль в развитии речи играют взрослые. Воспитатель не только организует обстановку для самостоятельных игр, но и должен проявлять интерес к процессу игры, давать детям новые пособия, расширять их словарный запас за счет введения в речь, новых слов и выражений, связанных с данной ситуацией, а также разговаривать с детьми об их играх, влиять на их речь.

Играющий ребенок постоянно говорит, даже в том случае, когда играет один, даже с теми предметами, которые не стимулирую к разговору (например, при манипуляции с предметами).

Особого внимания требуют подвижные игры . Они подразумевают выполнение, и соблюдение детьми определенных правил, которые составляют для них определенную трудность, особенно для детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет). Основной путь к развитию языка, здесь лежит через доступное объяснение и повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий её проведения.

Подвижные игры создают положительный эмоциональный настрой. Двигательная активность стимулирует работу головного мозга.

Хорошо подводить детей старшего дошкольного возраста, к тому, чтобы они сами рассказывали правила игры. Следует также предлагать всем присутствующим детям, рассказать о том, как проводились игры, обсуждать их содержание и результаты.

Игра осуществляется посредством комплексных действий, в которые включается речь. Воспроизводя в действиях и речи жизнь взрослых людей, ребенок, эмоционально отзывается на неё, он оперирует знаниями, уточняет, и обогащает их.

В подвижных играх проявляются положительные черты характера: товарищество, отзывчивость, честность.

Дидактические и развивающие игры – это игры познавательного характера, направленные на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем мире, воспитывают познавательные интересы и развивают познавательные способности, развивают сенсорные способности, т.к. процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Они также развивают речь детей: пополняют и активизируют словарь, формируют связную речь и умение правильно излагать свои мысли. Таки образом, дидактические и развивающие игры выступают как средство всестороннего развития личности ребёнка.

Усвоение опыта происходит через развитие у детей: самостоятельности, активности, инициативы, организаторских навыков.

В играх рано проявляются некоторые индивидуальные типологические особенности детей. Об этом свидетельствует проявление в детской среде лидеров, а также специфическое доведение застенчивых, малообщительных детей.

Таким образом, игра – это универсальное средство развития психики и личности ребенка в целом. Игра, являясь ведущей деятельностью на протяжении всего дошкольного детства, оказывает положительное влияние на физическое, психическое, сенсорное и эмоциональное развитие ребенка. Она также способствует формированию познавательных процессов психики, развитию трудовой, бытовой и учебной деятельности, сознательности и произвольности большинства психических процессов: памяти, внимании, восприятия. В игре происходит зарождение и формирование волевых качеств личности и нравственности. Игра оказывает благотворное влияние на развитие функций речи, а также её грамматического строя и, конечно же, формирование словаря, – расширяя, углубляя и уточняя его за счет названия предметов, их качеств и свойств, способа действия с ними. Игра для дошкольника – это способ познания окружающего мира во всех его проявлениях.


Детская игра - исторически возникшая ведущая деятельность - определяет развитие ребенка до школы.

Маленький ребенок психологически включен в игру. Он свободно и самостоятельно выбирает игрушку, придумывает тот или иной сюжет, включает в игру сверстников, и они действуют по правилам, которые они сами установили. Игра творит произвольность на доброй воле самого ребенка, игра организует его чувства, его нравственные качества. Преодоление самого себя в условиях игры уже дается ребенку, приносит ему истинное удовлетворение и развивает его как личность.

Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Игра требует от ребенка включенности в свои правила; он должен быть внимательным к развивающемуся сюжету в совместной игре со сверстниками; он должен запоминать, какой предмет что обозначает; он должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации; он должен представить себе отсутствующий предмет или воображаемую ситуацию и действовать так, чтобы остальные участники игры его поняли и были удовлетворены его выдумкой. Таким образом, в игровой деятельности формируется произвольность психических процессов, когда ребенок может следовать сознательной цели. (20, с.37)

В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях, когда им предлагают просто запомнить. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить, припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от него сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжетов. Если ребенок не может или не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не считается с условиями игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении со сверстниками, в их эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию. Целенаправленность, способность к волевым усилиям - необходимое для развития личности качество. Игра не бесцельная забава. Многочасовые, часто изнурительные упражнения детей, осваивающих игру в классы, прыжки через веревочку, набрасывание лассо, движения с мячом, дают свой позитивный результат. Играя, дети всегда выполняют задачу освоения действий именно с этим предметом, следуя определенным правилам. Сколько усилий над собой добровольно совершает ребенок в игре.

Ситуация игры оказывает так же постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка. Он должен быть готовым к любой неожиданной ситуации, которую тут же надо правильно решить, он должен уметь правильно действовать с заместителем отсутствующего предмета в соответствии с игровым названием. Предмет-заместитель становится опорой для мышления: на основе оперирования с этим предметом ребенок учится мыслить о реальном предмете. Развитие мышления в том и состоит, что ребенок постепенно перестает действовать с предметом непосредственно в наглядно воспринимаемой ситуации, а научается мыслить о предметах и действовать с ними в игровом плане. Таким образом, игра подготавливает ребенка к мышлению в плане представлений.

В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений по поводу игры ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего встать на точку зрения других людей, предвосхитить их возможное поведение и на основе этого строить свое собственное поведение. Речь идет о рефлексивном мышлении. Рефлексия - это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а так же с действиями, поступками, мотивами других людей. В простой формуле обыденного языка людей это можно сформулировать так: « Я знаю, что ты знаешь, что я знаю» или « Ты знаешь, что я знаю, что ты знаешь». В этих формулировках содержится не шутка, а истинная характеристика человеческой способности понимать возможные мотивы, чувства, состояния и намерения другого человека и учитывать их в своем поведении. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей.

Именно игра способствует развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Так, играя в больного ребенка, малыш « плачет» и « страдает», как это случается при болезни, но он доволен так же и самим собой как исполнителем этой роли. Двойная позиция при исполнении роли - исполнитель и контролер - развивает способность соотносить свое поведение с неким личным опытом, с неким образом, который он воспроизводит и творит одновременно. В ролевой игре заложены большие возможности для развития рефлексии, как чисто человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания, соотнося их с действиями, потребностями и переживаниями других людей. В способности к рефлексии таится возможность понимать, чувствовать другого человека. (21, с.118)

Ребенок в игре часто замещает один предмет другим. Этот предмет - заместитель выступает как знак отсутствующего предмета. Кроме того, ребенок учится брать на себя различные роли. Способность замещать предметы и брать на себя всевозможные роли ложится в основу развития воображения. Начиная игры с замещений и исполняемых ролей в младшем возрасте, ребенок, становясь старше, уже может выполнять действия не в реальном, а в воображаемом плане. Дети творят всевозможные ситуации в своем воображении. Игра в этом случае протекает во внутреннем плане. Ребенок уединяется от отвлекающих его сверстников, замирает где-нибудь в укромном месте и уходит в своем воображении туда, куда зовут его желания и сердечные порывы.

Развитие способности к воображению позволяет ребенку хорошо представить то, о чем говорит другой человек, и что не является предметом непосредственного созерцания. Воображение поможет ребенку слушать и представлять услышанное.

Игра влияет на развитие личности ребенка. Именно здесь ребенок знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для собственного поведения. Именно здесь он приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчинятся правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Через игру ребенок осознает те характеристики личности, которые ложатся в основу структуры его самосознания. Он притязает на признание в игровых ролях, он берет на себя роли, соответствующие его полу, он представляет в игре самого себя малышам и проецирует себя в будущем, он осваивает игровые права и обязанности.

В игре среди сверстников потребность в признании получает развитие на принципиально новых основаниях: если взрослый стремится поддержать ребенка в его достижениях, то сверстники вступают в сложные отношения, в которых переплетены моменты соревнования и взаимной поддержки.

В игре и отношениях по поводу игры отрабатываются притязания ребенка. Потребность в признании проявляется в двух планах: с одной стороны ребенок стремится «быть как все», а с другой - « лучше, чем все». Эта мотивация определяет сами достижения ребенка и развитие его как личности.

Дети ориентируются на достижения сверстников. Поэтому мотив «быть как все» в определенной степени стимулирует развитие ребенка и подтягивает его до общего среднего уровня. В то же самое время ребенок в игре притязает и на то, чтобы « быть лучше, чем другие». Он начинает борьбу за высокий статус и роль в игре. Эти притязания не открыты свободному наблюдению, дети маскируют свои притязания от постороннего взора. Притязая на ту роль, которая имеет для него значение, ребенок уже может осознавать реальные возможности реализации этого притязания. Однако в большинстве случаев притязания ребенка все-таки не зависят от его статуса в группе и от его реальных возможностей руководить играющими сверстниками. Он часто стремится быть успешнее, чем другие, быть впереди, или, по крайней мере, не уступать успешному. Это конечно, не обязательно для всех детей, но все-таки подавляющее число проявляет выраженное стремление не уступать лучшему, состязаться с ним. (20, с.35)

Дети открыто обнаруживают притязание на лидерство в игре лишь в том случае, когда они уверены в успехе. Свои притязания на главную роль, на лидерство среди других ребенок обнаруживает в благоприятных для себя условиях. Открыто заявить о своем желании взять ту или иную роль ребенок может себе позволить, если он надеется на успех, если у него есть ощущение возможности получить эту роль. В качестве дополнительных ресурсов, подкрепляющих в ребенке уверенность в успехе своих притязаний и снижающих риск быть отвергнутым, могут выступать самые различные условия: убежденность, что заявление « Я буду главным» будет принято другими безоговорочно или что он сможет добиться желаемой роли; обладание чем- то таким, что заставит других принять его желание быть главным; преимущество в какой-либо способности, нужной именно для этой игры; преимущество как мальчика (или девочки) именно для данной игры и т.д. Притязания на признание в игре развивают личностные качества: учат сдержанности, рефлексии, воле к победе.

Развитие личности ребенка зависит не только от характера взаимоотношений со взрослыми, но и от влияния сверстников. Симпатия к другому ребенку переходит постепенно в потребность в общении с ним.

Потребность в общении со сверстниками развивается прежде всего на основе совместной деятельности в игре, а так же по поводу игры.

Сверстники влияют друг на друга. Именно в условиях общения ребенок сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В совместной деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети далеко не всегда находят нужные способы поведения. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстника. Н о именно в игре ребенок открывает для себя ту истину, что без сопереживания другому, без уступки другому он сам остается в проигрыше. Отношения по поводу игры и отношения игры выступают в действительности как школа социальных отношений. Именно в этих ситуациях ребенок учится быть человеком.

В игре, взяв на себя какую-нибудь роль, ребенок тут же берет на себя и соответствующие роли правила. Во всякой сюжетной игре есть скрытое и явное правило. Обязанности по отношению к окружающим - это то, что ребенок считает необходимым исполнять, исходя из роли. При исполнении роли покупателя, например, ребенок постигает, что он не может уйти не уплатив за то, что выбрал. Роль доктора обязывает его быть терпеливым по отношению к лицам, роли которых берут на себя другие участники игры. Так, покупатель имеет право на то, чтобы ему отпускали любые имеющие на игрушечном прилавке товары, имеет право на то, чтобы с ним обращались так же, как с остальными покупателями. Доктор имеет право на уважение и доверительное отношение к своей персоне, имеет право на то, чтобы пациенты выполняли указания. Роль в сюжетной игре как раз и заключается в том, чтобы исполнять обязанности, которые налагаются этой ролью, и осуществлять права по отношению к остальным участникам игры. « Так нельзя!» , « Это не по правилам!» - восклицает ребенок, который охраняет свое игровое право играть по правилам. Взяв на себя определенную игровую роль, он должен вести себя по правилам и никак иначе. Если он нарушает правила и делает это постоянно или достаточно часто, то по отношению к нему будет определено детское общественное мнение. Это мнение четко и сурово оценивает несостоятельность, недисциплинированность нарушителя и выносит свой приговор. (21, с.35)

В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей. Игру не даром определяют как школу реальных отношений. Беря на себя роли взрослых, дети знакомятся с доступными для них правилами и мотивами поведения, которыми руководствуются взрослые в трудовой и общественной деятельности, в общении между собой. Игра полностью захватывает ребенка, заставляет его глубоко переживать те чувства, которые должны испытывать воображаемые персонажи,- симпатию, сочувствие, уважение и др. С симпатией, покровительством и нежностью ребенок относится ко всем, что изображает в игре маленьких; старается выразить вежливость тем, с кем он на равных.

Интерес к игре, желание хорошо изобразить то, что нужно по роли, настолько велики, что в этих условиях дети выполняют такие действия, которые сами по себе для них трудны и непривлекательны. Изображая учеников в школе дети способны длительно и старательно заниматься скучным, однообразным делом - многократными прописыванием одних и тех же букв, например.

Нужно отличать отношения зависимости по поводу игры с правилами и отношения подчинения сверстникам, когда мнение самого ребенка не совпадает с мнением группы. Такое подчинение большинству называют конформностью. Комформность как внешние согласие с большинством, подчинение влиянию этого большинства при внутреннем осознании разногласий появляется в детских отношениях в дошкольном возрасте. Детская комформность выступает как механизм включения ребенка в группу сверстников при наличии слабой способности аргументировать и противостоять другим вопреки своим знаниям. Объяснения детей, почему они повторяли за другими то, чего нет на самом деле, весьма однозначны: «Потому, что дети так сказали». Ребенок учится в процессе установления игровых и реальных отношений аргументировать свою позицию, отстаивать то, во что он верит и что он знает, он может быть самостоятельным среди знакомых сверстников. Способность проявить волевые качества, регулировать свою деятельность, активно исполнять задуманное, противостоять другим в случае уверенности в своей правоте и есть самостоятельность - важнейшее социальное качество человека. У детей это качество отрабатывается особенно продуктивно в отношениях с хорошо знакомыми сверстниками по поводу игровых отношений.

В игре существует два вида взаимоотношений - игровые и реальные.

Игровые и реальные отношения детей далеко не одно и тоже. То, что мы наблюдаем в ходе игры, обнаруживают прежде всего знания ребенка и его представления о том, как надо было поступать. В реальные отношения эти представления во все не обязательно переносятся. Если мальчик или девочка в роли доктора проявили заботу о «больном», то через несколько минут выйдя из игры, бывший врачеватель может беззаботно отнять игрушку у того же «больного», обращая внимание на реальные, а не игровые слезы.

Если ребенок взял на себя роль продавца или покупателя, то он представляет в игре межличностные отношения людей. Здесь помимо отношений купли-продажи разыгрываются отношения взаимной зависимости в соответствии с установленными в игре правилами. Средство, которое должно определить успех каждой стороны,- вежливость.

Вежливость и готовность к сопереживанию у детей в случае не успеха партнера в общем, деле часто уступают место злости и грубости. Воспитание у ребенка потребностей в истиной вежливости - многотрудный, длительный процесс. (23, с.273)

В большинстве игр роли не равноценны. Имеются главные роли (например, капитан) и второстепенные (подчиненные). Поскольку главные роли наделены наибольшим социальным престижем, они обычно наиболее привлекательны для большинства детей. Когда ребенок играет один, а остальных персонажей изображают куклы, он обязательно берет на себя главную роль. Когда в игре участвуют несколько детей, все они, естественно, не могут получить главную роль. (20, с.57)

Обычно среди детей выявляются те, которые могут придумывать и организовывать игры, руководить распределением ролей, подсказывать другим детям нужные для игры действия. Это лидеры. Они же, как правило, выполняют главные роли, хотя могут и уступить, дать другому ребенку роль, которую он сам хочет взять. Но при этом они все равно в действительности руководят всем ходом игры.

Лидер - это тот, кто ведет за собой группу. Лидером в игре может стать ребенок, пользующийся в группе наибольшей популярность, любовью, отличающийся умением договорится со сверстниками, учесть их желания, уладить возможные недоразумения.

Но лидером может стать и агрессивный, более сильный ребенок, стремящийся командовать, распоряжаться, прибегая к физической расправе - это агрессивный лидер.

В детских группах уже существует определенная иерархия отношений. В ней есть лидер, основная масса активных, с хорошим самочувствием и хорошо принимаемые друг другом детей. Однако в многих группах детей уже есть так называемые не принятые, отвергаемые дети. Это происходит по многим причинам.

Игровые отношения - суровые отношения правил. Только опрятный, смышленый, и хороший ребенок не будет раздражать других, будет нравиться и будет принят.

В отношениях игрового партнерства взрослый должен внимательно просматривать причины, по котором дети отвергают сверстника. Слабый ребенок с физическими недостатками также вызывает у детей неприятель, как неопрятный, или новенький, поэтому тихий, или плаксивый может вызвать у них желание не принимать его в игру.

Для воспитателя так же много проблем в содержании межличностных отношений детей. От души и таланта воспитателя зависит, будут ли дети способны к сопереживанию, сострадать к великодушию или непосредственно возникающие неудовольствие по поводу сверстника станет нетерпимостью, негативной чертой личности.

Мы уже убедились в том, что развитие личности ребенка будет неполным, если ребенком не движет потребность быть признанным. Но реализации этой же потребности могут сопутствовать такие негативные образования, как зависть - чувство злой досады, вызванное благополучием, успехом другого, недоброжелательность - чувство неприязненного настроя, вражды

Притязая на главную роль в игре, на победу в соревновательной игре с правилами и других аналогичных ситуациях, ребенок при не успехе может пережить острое чувство зависти и ненависти. Оно вызывается стремлением быть успешнее, чем другие. Притязающему ребенку становится сложно сопереживать успешному - он сам хочет быть успешным. В то же время успешный, радуясь своей победе, может испытывать не просто эгоистическую радость, но и пережить злорадство - злобную радость из-за неуспехе другого.

Здесь особенно нужна чуткая бдительность. Именно соревновательные ситуации вызывают зависть и недоброжелательность неуспешных и злорадство, пренебрежение, хвастовство успешных, Конечно же, детей надо учить высоким отношением спортивных соревнований, когда в честной борьбе один выходит победителем, побежденный поздравляет его с успехом и оба пожимают друг другу руки. Сорадость, сочувствие соединяются в отношениях соревнующихся.

Итак, игровая деятельность, организованная в специальное внеурочное время, и игровые моменты урока дают ребенку ощущение свободы при выборе игры и возможность разрядки от нормативного дисциплинарного напряжения во время урока.

Игры с правилами дают ребенку возможность войти психологически в мир сложной зависимости правил, обязанностей и прав. Любое правило заключает в себе взаимную связь прав и обязанностей. Конечно, ребенок еще не может сформулировать тезиса о том, что «нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав» ,однако через правила учения с помощью учителя он в наглядной форме осваивает социально значимую истину.

Совместные игры и учения детей создают условия для развития таких значимых социальных качеств, как способность реализации потребности в общении для всеобщей пользы и удовольствия. Умение встать в отношение зависимости и руководства со сверстниками. Умение оказать реальную и эмоциональную помощь. Способность к индивидуальной дружбе и коллективизму, способность к сопереживанию - сочувствию и сорадости.

Остановимся на наиболее важных, на наш взгляд психолого- педагогических возможностях, которые могут быть использованы на уроках истории.

Во-первых, и это отмечалось многими исследователями, игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие, выхода в других видах учебной деятельности, другие - чтобы получить высокую оценку, третьи - чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т. п.

Во-вторых, в игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление.

В настоящее время ученые выяснили разницу функционального назначения правого и левого полушарий головного мозга. Левое полушарие специализируется на вербально-символических функциях, а правое - на пространственно- синтетических. Так, например, при активной работе правого полушария проявляется высокий уровень ассоциаций, абстрактного мышления, обобщения понятий, а при функциональном лидировании левого полушария облегчаются стереотипные двигательные операции, а ассоциации становятся конкретными, с низким уровнем обобщения понятий. При исследовании творческого процесса можно выделить два разных типа: аналитический, рациональный - левополушарный; с доминированием интуиции - правополушарный. Существует мнение, что школа переоценивает левополушарное речевое мышление в ущерб правополушарному. (19, с.27)

Подростковый возраст характеризуется психологами как «переломный» период в развитии личности, отличающийся трудностью учения, быстрой утомляемостью, неустойчивостью психики, что связано с переходом на новую ступень умственного и психического развития. Основой успешного усвоения любого учебного предмета, и в том числе истории, у подростков является познавательная потребность, основанная на эмоциональном восприятии окружающего мира, и на привлекательности самого процесса деятельности. (Эмоциональность игры - очень важная ее особенность, которая делает ее успешной и нужной не только у младших школьников, но и у подростков). (15, с.18)

Подростковый возраст - это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст исканий, кипучей деятельности. Важно утвердится в коллективе, следовательно, мнение одноклассников для него важнее, чем отношение учителей. Подростку присуще стремление отмежеваться от всего. Свойственна тяга к новому, неожиданному, необычному, ко всему, что дает пищу для воображения. Подросткам нравятся коллективные формы выполнения заданий, основанные на совместных действиях, соревнованиях или игровой ситуации, разнообразие видов деятельности и быстрый темп работы; с трудом переносятся паузы. Учителю необходимо реализовать стремление подростков поспорить, посоревноваться в умениях и навыках, интерес к перевоплощениям и импровизациям. Игра создает особые условия, при которых может развиваться творчество. Суть этих условий заключается в общении «на равных», где исчезают робость, возникают ощущение- я тоже могу,т.е. в игре происходит внутреннее раскрепощение. Для обучения важно, что игра является классическим способом обучения действием. В игре органично заложена познавательная задача. (7, с.93)

В игре ребенок может осуществлять самостоятельный поиск знаний.

В игре проходит огромная воспитательная работа, что неоднократно рассматривалось в трудах многих педагогов. Достаточно ярко воспитательную сущность игры показывает в своей работе В.М. Букатов: «Для педагога, работающего в социо-игровой стилистики, учебный материал- это россыпи счастливых предлогов для того, чтобы каждый из учеников занялся установлением (возобновлением, укреплением, обновлением и т. п.) деловых взаимоотношений со сверстниками. Идеал социо-игровой педагогики не передача знаний, а формирование поколения. Начинается оно с появления у учеников чувство ровестничества, при котором у учеников очевидна и уважаема взаимная и равная заинтересованность в проявление себя друг перед другом. И первоначально именно учебный материал и продвижение в нем делают эту заинтересованность очевидной. Тривиальный стиль обучения открывает глаза ученикам на неравенство. Это, конечно, не способствует формированию поколения. Поэтому оно начинает формироваться не в классе, а во дворе, в подворотне, на дискотеке, в подвале» Лучше там, чем нигде!» - считают юные представители грядущего поколения. Лучше в счастье, пусть иллюзорном или подозрительном, чем в трясине скуки! Но для них было бы лучше, если - в стенах школы во время урока! легально! на дневном свету, когда, казалось бы, все условия для доброго знакомства друг с другом, для открытия в других и в себе родственной таинственности, человеческой прозрачности. Но чаще всего дневной свет используется для выявления и демонстрирования неравенства…». В игре же «именно овладение знаниями становится новым уникальным условием сплачивания сверстников, условием обретения интереса и уважения друг к другу, а по ходу - и обретения себя». (5,38).

Игра для ребенка - это не только любимое и главное занятие для каждого малыша, но и постоянный вид деятельности, в котором дети проводят большую часть времени. Именно во время игры у каждого ребенка начинается формирование основ его постоянного психологического состояния и эмоциональное отношение в социальной обстановке. А самое главное игры развивают и подготавливают ребенка к новому для них школьному периоду.

Роль игры, как формирующую составляющую в поведении ребенка подтверждают многие ученые, психологи и педагоги нашего времени. Они также отмечают, что роль игры важна в жизни каждого ребенка, так как именно она мотивирует и подготавливает к будущим отношениям. Игра показывает ребенку, как можно поступить в той или иной ситуации, какие последствия могут произойти, и учит поступать максимально правильно при определенных обстоятельствах.

Именно во время игры обычные инстинктивные желания ребенка начинают воплощаться в реальность и перевоплощаться в определенные действия, которые и показывают, готов ли ребенок перейти на новую фазу в обучении и развитии.

Конечно же, не только игра влияет на формирование психического и личностного иммунитета, многие занятия и развивающие упражнения воспитывают в ребенке характер и умственные способности. Но, не смотря на все это, нельзя не отметить, что именно вызывает у ребенка подъемы в эмоциональной сфере.

Поэтому когда ребенок играет, нужно следить за всеми его действиями, чтобы увидеть и поощрить некоторые действия, или же наоборот просмотреть какие оплошности произошли в воспитании и подтянуть недостатки. Не следует забывать, что с каждым годом ребенок становиться взрослее, его интересы видоизменяются, а вот основа остается, так как она была заложена с самого детства.

Любая игра будь то компьютерная, настольная или ролевая (между детьми) является самой первой школой ребенка, как самостоятельного человека. Именно в игре, у него проявляется способность самостоятельно и добровольно подчиняться различным правилам и требованиям, которые расписаны в описании.

Самые развивающие игры, которые помогают подготовиться ребенку к новой взрослой школьной жизни - это игры с собиранием разных частей, т.е. дидактические. Каждому ребенку будет полезно поиграть в головоломки, собирать конструктор или же пазлы, не отстают от каких игр и разные подвижные конкурсы. Многие психологи советуют играть детям в игры с двойными правилами, для того чтобы психическое развитие не отставало и держалось в тонусе.

Ценность игры заключается еще и в том, что она помогает ребенку реализовать себя в обществе. В игре постоянно развивается и показывается общественная жизнь малыша, с помощью игры дети общаются между собой и выражают свои эмоции.

В игре развиваются движение и зрение детей. Благодаря таким играм, как конструктор или собирание картинок, у детей включается процесс запоминания действий и нарисованного на картинке образа.

В игре развивается и интеллект ребенка, так как на элементарной стадии развития психики начинается переход от простых действий к сложным процессам.

В процессе игры ребёнок развивается физически, психически и личностно. Рассмотрим подробнее, как игры влияют на развитие ребёнка.

Развитие познавательной сферы. В процессе игры ребёнок активно познаёт окружающий мир, знакомится со свойствами предметов, их назначением. Этот аспект влияния игры на развитие проявляется в самом раннем возрасте, когда ребёнок ещё не играет, а только манипулирует предметами: ставит кубики один на другой, складывает мячи в корзину, пробует игрушки «на зуб». Вместе с усвоением новых знаний об окружающем мире, в процессе игры происходит развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления. Сформированные ещё в раннем возрасте навыки концентрировать внимание, анализировать, запоминать информацию очень пригодятся ребёнку для обучения в школе;

Физическое развитие. В процессе игры ребёнок осваивает разные движения, совершенствует свои двигательные навыки. Подвижные игры любят все дети: они с удовольствием бегают, прыгают, кувыркаются, пинают мяч. В таких играх ребёнок учится мастерски владеть своим телом, обретает ловкость и хороший мышечный тонус, что очень важно для растущего организма;

Развитие образного мышления и воображения. В процессе игры ребёнок наделяет предметы новыми свойствами, моделирует собственное воображаемое пространство. Сам ребёнок в этот момент понимает, что всё происходит понарошку, но играя, действительно видит в листиках - деньги, в камешках - картошку для супа, а в сыром песке - тесто для ароматных пирожков. Развитие воображения и образного мышления - важнейший аспект влияния игры, ведь ребёнку приходится принимать нестандартные решения, чтобы реализовать сюжет своей игры. Правда, в последнее время это свойство игры истребляется производителями детских игрушек, создающих самые разнообразные игровые наборы на все случаи жизни. Максимально реалистичные детские кухни, прачечные, наборы для игры в магазин лишают детскую игру элемента фантазии;

Развитие речи и коммуникативных навыков. В процессе сюжетно-ролевой игры ребёнку постоянно приходится проговаривать свои действия, разыгрывать диалоги между героями игры. Игры в компании других детей способствуют не только развитию речи, но и развитию коммуникативных навыков: детям нужно распределить роли, договорится о правилах игры, поддерживать контакт непосредственно в процессе игры. Ребёнок учится не только договариваться, но и соблюдать принятые правила;

Развитие мотивационной сферы. Сюжетно-ролевые игры основаны на том, что ребёнок подражает взрослому человеку. В ходе игры ребёнок как бы примеряет на себя роль взрослого, на игровом уровне пробует выполнять его функции. Такая игра формирует у ребёнка мотивацию стать по-настоящему взрослым, то есть получить профессию, зарабатывать деньги, создать семью. Конечно, для того, чтобы в ходе игры формировалась «правильная» мотивация, ребёнок должен иметь положительный пример взрослых перед глазами;

Развитие нравственных качеств. Хотя сюжеты детских игр и являются выдуманными, те выводы, которые делает ребёнок из игровых ситуаций - самые настоящие. Игра является своего рода полигоном, на котором ребёнок учится быть честным, смелым, решительным, доброжелательным. Разумеется, для формирования нравственных качеств нужна не только детская игра, но и взрослый человек рядом, который поможет глубже увидеть игровую ситуацию и сделать правильные выводы;

Развитие и коррекция эмоциональной сферы. В процессе игры ребёнок учится сочувствовать, поддерживать, жалеть, выражать симпатию. Иногда бывает, что сквозь игры «прорываются» эмоциональные проблемы ребёнка: страх, тревога, агрессия. В игровой форме можно дать выход этим эмоциям и прожить вместе с ребёнком сложные для него ситуации.

К сожалению, в последнее время настоящая спонтанная детская игра вытесняется обучением в игровой форме или компьютерными играми. Нужно понимать, но ни та, ни другая деятельность не является, в сущности, той игрой, которая так много даёт для развития ребёнка. Конечно, настоящие и «качественные» детские игры не всегда удобны для взрослых, ведь это шалаши из подушек и одеял, конструкторные города по всей квартире и беспорядок. Однако ограничивать ребёнка в его фантазии и играх не стоит, ведь правильно говорят, что всему своё время, а детство - это время игры. Ребёнок, которому дали вволю наиграться, будет лучше готов к переходу на новую ступеньку своего развития.

Для того чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это очень важно на первых этапах знакомства с новой игрой, особенно для младших дошкольников.

В то же время взрослый организует игру и направляет ее-он помогает детям преодолевать затруднения, одобряет их хорошие поступки и достижения, поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки некоторых детей. Совмещение взрослым двух разных ролей - участника и организатора - важная отличительная особенность развивающей игры.

Благодаря тому что развивающая игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным достоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях (поэтому необходимость в закреплении новых знаний отпадает).

Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем развития творческой инициативы ребенка. Кроме того, многие игры учат детей действовать «в уме», мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их творческие возможности и способности.

Развивающая игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и т. д. Ее обязательные для всех правила регулируют поведение детей, ограничивают Их импульсивность.

Если правила поведения, декларируемые воспитателем, вне игры обычно плохо усваиваются детьми и часто нарушаются ими, то правила игры, которые становятся условием увлекательной совместной деятельности, вполне естественно входят в жизнь детей.

Большое значение имеет при этом совместный характер игры, в которой воспитатель и коллектив сверстников побуждают ребенка к соблюдению правил, т. е. к сознательному управлению своими действиями.

Оценивая вместе со взрослым действия сверстников, отмечая их ошибки, ребенок лучше усваивает правила игры, а потом осознает и свои собственные просчеты. Постепенно возникают предпосылки к формированию сознательного поведения и самоконтроля, что является практическим освоением нравственных норм. Правила игры становятся как бы нормой поведения в группе, приносят новый социальный опыт. Выполняя их, дети завоевывают одобрение взрослого, признание и уважение сверстников.

Таким образом, в дошкольном возрасте развивающие игры содержат разносторонние условия для формирования наиболее ценных качеств личности. Однако, чтобы их развитие действительно состоялось, необходимо соблюдать определенную последовательность в подборе игр.

Согласно концепции детской игры Д.Б. Эльконина ролевая игра является выражением возрастающей связи ребенка с обществом - особой связи, характерной для дошкольного возраста.

В ролевой игре выражается такое стремление ребенка к участию в жизни взрослых, которое не может быть реализовано непосредственно, в силу сложности орудий труда и их недоступности для ребенка. Исследования Эльконина показали, что в более примитивных обществах, где дети могут очень рано принимать участие в трудовой деятельности взрослых, отсутствуют объективные условия для возникновения сюжетно-ролевой игры.

Стремление ребенка к самостоятельности и участию в жизни взрослых удовлетворяется там прямо и непосредственно - начиная с 3-4-летнего возраста дети овладевают средствами труда или работают вместе с взрослыми, а не играют.

Эти факты позволили сделать Д.Б. Эльконину важный вывод: ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она, следовательно, социальна по своему происхождению и своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-то внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными условиями жизни ребенка в обществе. .

Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берет на себя ребенок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человека («Я - космонавт», «Я - мама», «Я - доктор»), а, что является самым главным, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя и этим как бы отождествляет себя с ним.

Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает в себе связь ребенка с обществом. Поэтому Эльконин предложил рассматривать роль как основную, неразложимую единицу развитой формы игры. В ней в нерасторжимом единстве представлены аффективно-мотивационная и операционально-техническая стороны деятельности ребенка.

Наиболее характерным моментом роли является то, что она не может осуществляться вне практического игрового действия. Игровое действие является способом осуществления роли. Невозможно представить себе ребенка, который, взяв на себя роль взрослого, оставался бы бездеятельным и действовал бы только в умственном плане - в представлении и воображении. Роль всадника, доктора иди шофера невозможно выполнять только в уме, без реальных, практических игровых действий.

Между ролью и соответствующими ей игровыми действиями имеются тесная взаимосвязь и противоречивое единство. Чем обобщеннее и сокращеннее игровые действия, тем глубже отражена в игре система отношений воссоздаваемой деятельности взрослых. И наоборот - чем более конкретны и развернуты игровые действия, тем больше уходят на второй план отношения между людьми и тем больше выходит на первый план предметное содержание воссоздаваемой деятельности

Последовательность действий роли, которую берет на себя ребенок, имеет для него как бы силу закона, которому он должен подчинять свои действия. Всякая попытка нарушить эту последовательность или внести элемент условности (например, сделать так, чтобы мышки ловили кошек или чтобы шофер продавал билеты, а кассир вел автобус) вызывает бурный протест детей, а иногда даже приводит к разрушению игры. Взяв на себя роль в игре, ребенок тем самым принимает систему жесткой необходимости выполнения определенных действий в определенной последовательности. Так что свобода в игре относительна - она существует только в пределах взятой на себя роли .

Но все дело в том, что эти ограничения ребенок берет на себя добровольно, по собственному желанию. Более того, именно это подчинение принятому закону доставляет ребенку максимальное удовольствие. По словам Л.С. Выготского, игра - это «правило, ставшее аффектом» или «понятие, превратившееся в страсть».

Обычно ребенок, подчиняясь правилу, отказывается от того, что ему хочется. В игре же подчинение правилу и отказ от действия по непосредственному импульсу приносит максимальное удовольствие. Игра непрерывно создает такие ситуации, которые требуют действий не по непосредственному импульсу, а по линии наибольшего сопротивления. Специфическое удовольствие от игры связано как раз с преодолением непосредственных побуждений, с подчинением правилу, заключенному в роли. Именно поэтому Выготский полагал, что игра дает ребенку «новую форму желания». В игре он начинает соотносить свои желания с «идеей», с образом идеального взрослого. Ребенок может плакать как пациент в игре (показать, как плачешь - трудно) и радоваться как играющий .

Многие исследователи считали игру свободной деятельностью именно в силу того, что в ней нет ясно выраженной цели и результата. Но высказанные выше соображения Выготского и Эльконина отвергают это предположение. В творческой, ролевой игре дошкольника есть и цель, и результат. Цель игры заключается в осуществлении взятой на себя роли. Результатом игры является то, как осуществляется эта роль. Конфликты, возникающие по ходу игры, как и само удовольствие от игры определяются тем, насколько результат соответствует цели. Если такого соответствия нет, правила игры часто нарушаются, вместо удовольствия дети испытывают разочарование и скуку.