Образование свища в отопительном или водопроводном стояке, смонтированном из металлических труб, не является редкостью. Исправлять ситуацию нужно как можно быстрее. Поэтому информация, как заделать в трубе свищ и какие из способов его устранения имеются, не будет лишней.

Наличие на трубе рыжего цвета нароста, который получил название точечной коррозии, свидетельствует о появлении проблемы и том, что трубопровод может в любой момент прорвать Повреждение возникает в результате частичного разрушения или общего износа магистрали, либо под воздействием блуждающих токов. При обнаружении свища, уже не имеет значения причина его появления, главное – как можно быстрее его устранить.

Разнообразие способов заделки свища

Чтобы правильно справиться с проблемой, прежде всего, следует разобраться, что такое свищ на трубопроводе. Это отверстие в трубе, посредством которого вода вытекает наружу.

Устранить его можно несколькими способами:

С помощью болта;

С использованием временного бандажа;

С применением клеевого бандажа;

Методом холодной сварки.

Но при этом обязательно нужно слить из системы воду, перекрыв вентили и открыв все имеющиеся краны.

Заделка отверстия болтом

Этот вариант предполагает ряд действий:

1.Расширяют дрелью свищ в трубе.

2.Нарезают метчиком резьбу.

3.Вкручивают болт в образовавшееся отверстие.

Такой способ нельзя задействовать, когда трубы слишком старые, поскольку на них нанести резьбу будет невозможно, а попытки это сделать обычно заканчиваются увеличением размеров протечки.

Ремонт с использованием временного бандажа

Этот способ применяют, когда свищ на трубопроводе имеет продолговатый вытянутый вид.

На отверстие накладывают бандаж с использованием уплотнительных прокладок, которые могут быть сделаны из таких изделий:

Жгут медицинский;

Толстая перчатка;

Велосипедная шина;

Голенище сапога и т.д.

Главное, чтобы размер резиновой прокладки значительно превышал величину отверстия. Для фиксации бандажа на трубопроводе, применяют хомуты или болты.

Заделка клеевым бандажом

Устранение свища данным методом производится поэтапно:

1.Металлической щеткой зачищают трубопровод от грязи, обрабатывают его поверхность ацетоном или бензином и отводят на просыхание 15 минут.

2.От стеклоткани отрезают ленты, протяженность которых зависит от величины диаметра трубы – нужно, чтобы обмотка имела не менее 6 слоев. Ширина материала должна превышать сечение трубопровода не меньше, чем на треть.

3.На края ленты наносят клей БФ-2, потом шпателем покрывают одну ее сторону эпоксидным клеевым составом.

4.Инструмент крепко прижимают к стеклоткани, чтобы она хорошо пропиталась клеем.

5.Затем ленту туго наматывают на заранее подготовленную поверхность, чтобы ее центр накрыл проблемное место.

6.Бандаж скрепляют металлической лентой.

7.Через 24 часа разрешается пользоваться отремонтированным трубопроводом.

В случае, когда система проложена в неотапливаемом помещении, где температура не превышает отметки 17 градусов, пользоваться трубопроводом можно лишь через 4 суток.

Метод холодной сварки

Ремонт водопроводных труб без сварки производят с использованием специального состава:

1.Отверстие расширяют дрелью.

2.Поверхность трубопровода обезжиривают и очищают ацетоном.

3.Когда труба просохнет, на нее наносят средство, которое называется «холодная сварка» и ожидают, когда оно полностью отвердеет – обычно на это уходит около 10 минут.

Используя «холодную сварку» или эпоксидный клеевой состав, нужно пользоваться резиновыми перчатками. Если клей попадет на кожу, его необходимо удалить ватой с ацетоном, а потом отмыть руки теплой водой с мылом.

Процесс заделки отверстия

Когда система изношена, желательно подготовить несколько хомутов, имеющих такой же диаметр, что и у трубопровода. Кроме этого, нужно запастись резиной под них. В случае, если свищ водопроводной трубы появится в ночное время, такая подготовка не будет лишней, поскольку аварийная бригада вряд ли приедет в считанные минуты.

Если отверстие небольшое, его можно заделать, используя обычный хомут для автотранспорта:

1.От куска резины отрезают тонкую ленту – ее ширина должна быть на 2-4 миллиметра больше этого же параметра у хомута. Длина отрезка измеряется путем обматывания материала вокруг трубы. Лишний кусок ленты отрезают.

2.Хомут раскрывают и помещают на трубу, потом его не сильно прихватывают.

3.Прокладку из резины, помещают под хомут и аккуратно продвигают к месту появления отверстия.

4.После накрывания свища хомут затягивают при помощи отвертки или ключа в зависимости от особенностей устройства затяжного изделия.

При обнаружении свища совсем небольшого размера и отсутствии под рукой хомута, отверстие можно закрыть концом спички. Но этот способ используют нечасто, поскольку в старых трубопроводах устранить течь удается редко – она лишь увеличивается в размерах. Даже, если щель заделана спичкой удачно, ее нужно как можно быстрее отремонтировать при помощи хомута.

Чтобы устранить серьезный свищ на трубе горячей воды, потребуется более мощный хомут:

1.В первую очередь отключают воду и сливают ее из трубопровода.

2.Перед монтажом хомута внимательно осматривают трубу. Когда ее поверхность неровная, ее следует зачистить наждачной бумагой, чтобы не допустить протекания жидкости через шероховатости.

3.Под хомут вырезают резиновую подкладку и помещают его на отверстие.

Из вышеприведенной информации ясно, что ликвидировать свищ в трубе вполне можно своими руками – не потребуются ни специальные инструменты, ни особые навыки. При наличии металлических стояков нужно подготовить несколько хомутов и прокладок из резины.

Свищ. Что это? Данным термином обозначается деформация на трубе в форме дыры. Основной причиной его появления считается точеная коррозия. Это явный признак того, что конструкция водопровода изношена и ее требуется заменить. Однако не всегда человек немедленно может произвести полный комплекс работы по замене системы на новую. В этом случае требуется выполнить частичный ремонт по ликвидации свища. Стоит помнить, что такие ремонтные работы являются временными, они не избавляют от необходимости смены изношенных труб. Для проведения работ можно вызвать мастера, однако выполнить их можно и самостоятельно.

Инструменты и материалы

Для того чтобы устранить свищ необходимо запастись следующими инструментами и материалами:

  • Дрель;
  • Набор болтов;
  • Специальный клеящий состав БВ-2;
  • Щетка из металла;
  • Эпоксидный клеящий состав;
  • Бензин;
  • Метчик;
  • Ацетон;
  • Керн;
  • Шпатель.

Перед тем, как устранять свищ, необходимо слить воду из системы. Для этой цели требуется перекрыть стопорный вентиль. Потом открываются все краны.

Как устранить дефект посредством болта

Для начала необходимо расширить свищ. Делается это посредством дрели. Метчиком нарезаются резьбовые элементы. Болт ввинчивается в расширенную дыру. Стоит заметить, что данные ремонтные работы рекомендуется выполнять, только если трубы не сильно изношены. Если конструкция старая, вряд ли получиться выполнить на ней качественную резьбу. Так вы только увеличите дефект.

Как устранить дефект посредством бандажа

Такой вид ремонтных работ оптимально выполнять, если на конструкции образовался свищ вытянутого вида. Для того чтобы его заделать, накладывается бандаж с уплотнителем из резины. Уплотнитель можно сделать из резиновых перчаток, ненужной шины от велосипеда, врачебного жгута, отрезка сапог из резины. Размер уплотнителя должен быть больше, нежели объемы дефекта в трубе. Такая прокладка крепится к конструкции посредством хомутов или болта.

Как заделать отверстие посредством клеевого бандажа

Для начала труба прочищается посредством щетки из металла. Затем она обрабатывается при помощи ацетона или бензина. Выжидается около 15 минут. В это время можно заняться нарезкой стеклоткани на равные части. Оптимальные размеры таких лент находятся в прямой зависимости от размера труб. Лента отрезана правильно, если ею возможно обернуть конструкцию не менее шести раз. Ширина отрезка должна быть в три раза больше диаметра конструкции. На кромки отрезков из стеклоткани наносится клеящий состав БВ-2. Затем на одну из сторон отрезка намазывается, посредством шпателя, эпоксидный клеящий состав. Он должен хорошо пропитать отрезок. Для этого, во время нанесения клея, шпатель должен быть хорошо прижат к поверхности ленты. Затем она обматывается вокруг конструкции. Середина отрезка должна приходиться на ту зону, где образовался свищ. Бандаж стягивается посредством ленты из металла. Конструкция оставляется на сутки. Если она располагается в холодном помещении, ждать, пока система придет в рабочее состояние, придется не менее 4 дней.

Устраняем дефект «холодной сваркой»

Дефект следует расширить посредством дрели. Затем конструкция чистится от загрязнений, обрабатывается ацетоном. Следует подождать, пока конструкция высохнет, а затем нанести на нее состав «холодная сварка». Высыхает он в течение десяти минут.

Внимание: Если при ремонтных работах вы применяете состав «холодная сварка» или эпоксидный клеящий состав, следует надевать резиновые перчатки. Клей не должен соприкасаться с кожными покровами. Если он все-таки попал на кожу, его следует незамедлительно убрать при помощи ваты, пропитанной в ацетоне, а затем хорошо промыть участок, на котором оказался клей, теплой водой с мылом.

В заключение можно сказать, что перечисленные способы, позволяющие заделать отверстие в трубах, дают лишь временный результат. Рекомендуем вам заменить водопровод на новый. Люди, не допускающие износа конструкции, даже не знают что это – свищ.

Иногда бывает, что в трубах ГВС , отработавших небольшой срок службы (год-полтора, иногда и меньше), уже образуются микроскопические дырки, т.н. "свищи", через которые начинает под напором выбиваться вода. В чем может быть причина?
На образование свищей могут влиять два фактора.

Во-первых , важную роль играет качество самой трубы,выполнена ли она по ГОСТу (в нашем случае по ), здесь, главное- хим. состав стали с включениями вредных примесей и соблюдение толщины стенки трубы. На внутренней поверхности бракованных труб иногда бывают грибовидные наплывы металла, которые, при напоре воды, могут отламываться и образовывать впадины и дырки.

Во-вторых , влияние оказывает внутренняя коррозия, защите от которой изначально нужно уделить пристальное внимание, т.к. горячая вода ГВС является слабой, но агрессивной средой. Согласно п.13.1. , при выборе способов защиты труб нужно учитывать основные параметры сетевой воды, такие как: жесткость воды, водородный показатель ph, содержание в воде сульфатов и хлоридов, органических примесей, кислорода и свободной угольной кислоты.

13.1 При выборе способа защиты стальных труб тепловых сетей от внутренней коррозии и схем подготовки подпиточной воды, следует учитывать следующие основные параметры сетевой воды:
жесткость воды;
водородный показатель рН;
содержание в воде кислорода и свободной угольной кислоты;
содержание сульфатов и хлоридов;
содержание в воде органических примесей (окисляемость воды).

Это должно быть учтено, при эксплуатации тепловых сетей, защите труб от внутренней коррозии, согласно п.13.2. . Можно выполнить путем повышения рН (в пределах рекомендаций ПТЭ), уменьшения содержания кислорода в сетевой воде, покрытия внутренней поверхности стальных труб антикоррозионными составами или применения коррозионно-стойких сталей, применения безреагентного электрохимического способа обработки воды, применения водоподготовки и деаэрации подпиточной воды, применения ингибиторов коррозии.

13.2 Защиту труб от внутренней коррозии следует выполнять путем:
повышения рН,в пределах рекомендаций ПТЭ;
уменьшения содержания кислорода в сетевой воде;
покрытия внутренней поверхности стальных труб антикоррозионными составами или применения коррозионно-стойких сталей;
применения безреагентного электрохимического способа обработки воды;
применения водоподготовки и деаэрации подпиточной воды;
применения ингибиторов коррозии.

При повышенной коррозии свищи будут образовываться, в первую очередь, в местах, где есть местное уменьшение толщины стенки или впадины, и в местах с неоднородным хим. составом. Для контроля за внутренней коррозией, согласно п.13.3,. следует предусматривать установку индикаторов коррозии.

13.3 Для контроля за внутренней коррозией на подающих и обратных трубопроводах водяных тепловых сетей, на выводах с источника теплоты, и, в наиболее характерных местах, следует предусматривать установку индикаторов коррозии.

Следует отметить что, хоть и редко, к повышенной степени коррозии могут привести блуждающие токи, каким-либо образом проходящие по трубе.

Канализационные трубы, как для подачи, так и для отвода воды, в моей квартире были зашиты съемным коробом из фанеры, и об их состоянии я мог только догадываться.

Снятие короба показало, что канализационная чугунная труба, хотя и имела приличный внешний вид, но на ее поверхности имелось несколько бугорков влажной ржавчины, при прикосновении к которым, обнажились свищи. Кстати, канализационную трубу я красил 12 лет назад грунтовкой по металлу, и, как видите, грунтовка продержалась много лет, и поверхность канализационной трубы сохранилась в отличном состоянии.

Рекомендаций в Интернете как заделать свищ много. Самый распространенный метод – это накладка на свищ куска резины и прижим ее с помощью хомута, рекомендуют также забивать молотком в свищ свинцовый конус, герметизировать трубу эпоксидной смолой и всевозможными герметиками, рассверливать свищ, нарезать в отверстии резьбу и закручивать винт с резиновой шайбой. В моем случае хомут было использовать невозможно, так как один из свищей находился в месте разветвления чугунных труб. А не зная состояние стенок канализационной трубы, применять механические способы герметизации может обойтись себе дороже. На месте свища можно получить большую дыру.

Второй свищ находился на прямом участке трубы, можно было наложить и хомут, но стоимость хомутов для труб большого диаметра довольно высокая.

В надежности герметизации увлажненного водой свища с ржавыми краями эпоксидной смолой и герметиками я не был уверен. А запретить соседям временно не пользоваться канализацией, чтобы подготовить место свища к заделке и дать затвердеть герметику, не представлялось возможным.

Казалось, остался только один способ избавиться от свищей, заменить чугунную канализационную трубу новой, пластиковой. Но был у меня опыт герметизации протечек подпочвенной воды в углах стального кессона, установленного в гараже. Способ позволяет быстро заделывать влажные свищи своими руками, используя подручный материал.


Для заделки свища в чугунной трубе канализации из материалов понадобится всего немного цемента и силикатного клея, который можно приобрести в любом магазине, торгующем канцелярскими товарами. Из инструмента потребуется всего одна маленькая кисточка, напильник или кусок наждачной бумаги.

Перед тем, как заделывать свищ, нужно удалить с места трубы вокруг него краску и ржавчину, которые плохо держатся. Эта работа выполняется напильником или с помощью наждачной бумаги. После зачистки поверхности трубы место нахождения свища стало невидным. Очевидно, что свищ был очень маленького размера и пылью его закупорило. Если отверстие свища большее, то можно закрыть его слоем пластилина или любого герметика. Это будет технологическая заделка, не несущая в дальнейшем функцию герметизации свища, а служащая только для того, чтобы можно было нанести цементное покрытие.


Если цементный раствор делать на воде, то он приобретает механическую прочность через сутки. Но если воду для приготовления цементного раствора заменить силикатным клеем, то раствор застынет через несколько минут. В такой высокой скорости есть как плюс, так и минус. Пока замешивается раствор, он уже делается твердым. Эту трудность легко обойти, замешивая раствор непосредственно на самой канализационной трубе.

Делается это следующим образом. Сначала на место свища кисточкой наносится слой канцелярского клея. Площадь заделки я взял намного больше, чем размер свища, чтобы предотвратить возможное появление рядом нового свища.


Далее этой же кисточкой на нанесенный слой клея наносится слой чистого цемента, и цемент перемешивается со слоем клея. Так как кисточка в клее, к ней хорошо цепляется цемент и его удобно наносить и перемешивать. Количество нанесенного цемента должно быть таким, чтобы слой нанесенного клея был покрыт сухим слоем цемента. Сразу после нанесения слоя цемента, для предотвращения порчи кисточки, нужно хорошенько промыть ее в воде и выжать остатки воды тряпкой. Для этого под рукой желательно иметь небольшую емкость с водой.

Минут через 10, когда цемент затвердеет, для надежности наносится второй слой. Для этого нужно повторить операцию, закрасить клеем нанесенный ранее слой цемента и на клей, смешивая с ним, опять нанести цемент.

Для надежности я наношу три слоя клеевого раствора цемента. Получается толщина заделки около 3 мм, что вполне достаточно для надежной герметизации свища. Заканчивается работа нанесением на последний слой цемента слоя силикатного клея. Через несколько часов последний слой клея высыхает, поверхность цементной латки делается светлой и гладкой на ощупь. Можно покрыть трубу краской и канализационная труба будет выглядеть как новая.

Свищ или отверстие в трубе, через которое наружу вытекает вода — проблема почти всегда неожиданная и требующее немедленного устранения, особенно, если точечная деформация трубы возникает в напорных системах ГВС. Струя горячей воды, фонтанирующей из поврежденной трубы под сильным давлением, способна испортить отделку квартиры, мебель, стать причиной ожогов и травм.

Основной причиной прорыва трубы считается точечная коррозия. Внешне появление проблемы можно заметить еще до того, как появится свищ. Коррозионные наросты на стенках трубы, когда под вздувшейся краской появляются бугры из ржавчины — это сигнал к тому, что в любой момент трубу может прорвать.

Процесс коррозии развивается наиболее быстро в межсезонье, когда температура воздуха находится в пределах +150 С. Трубопроводы из металла разъедает ржавчина и в стенке трубы появляется сквозное отверстие, через которое вытекает вода.

Основная причина появления свища в пластиковых трубах — некачественное соединение, кроме того пластик слабо противостоит механическому воздействию.

Что делать

Если струйка небольшая, течь можно устранить, заделав отверстие, предварительно отключив подачу воды. Осушив систему, проще определить размер отверстия. Для этого следует зачистить место протечки наждачной бумагой, удалив слой краски и ржавчины.

Прежде чем приступать к устранению проблемы, необходимо обезжирить поверхность ацетоном или бензином.

Обратите внимание! Зачистка и обезжиривание важный этап ремонта, если этим пренебречь и попытаться заделать отверстие по необработанной неровной поверхности, максимальной герметичности добиться сложно, и через некоторое время проблема снова даст о себе знать.

Очистив и обезжирив поверхность можно оценить характер отверстия и его размер, и выбрать наиболее правильный способ ремонта.

Варианты устранения свища в металлической трубе

Способ Описание Особенности
Резиновые накладки Полоска резины под длине больше диаметра трубы на 50 мм и меньше окружности хомута примерно на 100 мм оборачивается вокруг трубы в месте повреждения. Бандаж плотно фиксируется хомутом. Универсальный способ, который подходит для ремонта течей различных видов на трубопроводах разного назначения.

Если отверстие небольшое, можно даже не прерывать подачу воды.

Клеевой бандаж Медицинский бинт или стеклоткань, смоченные в клеевом растворе, растворе обматывают в виде кокона в месте протечки вокруг трубы шесть раз, сверху покрывают слоем эпоксидного клея, и закрепив хомутом. Подачу воды можно снова включить только спустя сутки после полного высыхания. Вместо клея можно использовать раствор цемента.
С помощью болта Расширить отверстие с помощью дрели, нарезать в нем резьбу, затем вкручивают саморез или винт. Подходит для ремонта небольших повреждений. Не рекомендуется применять на старых трубах, где подобные действия могут еще больше повредить трубу.
Холодная сварка Нанести средство на место повреждения. Считается временной мерой, после которой следует применять другой более качественный и надежный способ ремонта свищей. Следует помнить, что холодная сварка быстро разрушается под влиянием горячей воды и высокой температуры.
Бинт и пищевая соль Небольшие дефекты в местах стыков можно ликвидировать с помощью бинта пересыпанного солью, которая при растворении в воде закрывает микротрещины. Не подходит для устранения больших отверстий.

Варианты устранения течи в пластиковых трубах

Свищи на пластиковых трубах можно устранить с помощью сварки либо резьбовым способом.