Необходимых для обслуживания авто, заниматься ремонтом и хобби. Если инструменты, покрышки, канистры с жидкостями, коробки и прочие запасы, которые есть в арсенале у многих автомобилистов, будут хаотично разбросаны по гаражу, то и места в нем будет меньше, и найти необходимый предмет будет сложнее. Организовать систему хранения сможет стеллаж – достаточно примитивная, но очень важная для гаража конструкция. Если ранее в продаже были только складские стеллажи, а для гаража мастера их собирали самостоятельно, то сегодня все переменилось. Готовых конструкций масса – осталось только определиться с критериями выбора стеллажа в гараж.

Каким должен быть гаражный стеллаж?

Чтобы обоснованно говорить о критериях выбора, для начала неплохо было бы понять, каким требованиям должен отвечать гаражный стеллаж. Справедливо говорить о следующих характеристиках:

Делая промежуточный вывод, отметим, что очень важно при выборе стеллажа в гараж понять, какого размера конструкция вам подойдет, и где конкретно она будет стоять. Чтобы не запутаться и не допустить ошибку, составьте план, на котором будут обозначены размеры гаража, место для автомобиля и зона, предназначенная для гаража. Пусть вы потратите немного времени, но зато значительно сократите вероятность ошибки.

Виды стеллажей для гаража

Существует мнение, что лучший, самый надежный и проверенный стеллаж для гаража – это стационарный. Но кроме него есть и другие варианты, и у них есть свои плюсы. В каких-то случаях стационарная модель может даже уступать конкурентам. Итак, взвешивайте свои требования к стеллажу и выбирайте наиболее подходящий его вид:

  • стационарный стеллаж крепится к полу, стенам или потолку, потому считается самым надежным и прочным. Он состоит из вертикальных стоек, горизонтальных перегородок и полок. Полки могут быть металлическими или деревянными. Если это предусмотрено конструкцией, полки можно переставлять, меняя объем секций для хранения. При необходимости какие-то полки вообще можно убрать, создав место для хранения шин. Для тех, кто собрался хранить что-то достаточно тяжелое, такой тип стеллажа подойдет лучше всего. Обычно модели выполняются из металла, но полки в отдельных случаях могут быть и деревянными;
  • сборные/разборные – это, скорее, этажерки, чем полноценные стеллажи. Удобно, что мастер может в любой момент разобрать такой стеллаж, перевезти его и собрать снова, но назвать такие конструкции прочными нельзя. Впрочем, если вы собрались хранить только и мелкий крепеж, то и такого стеллажа вам будет достаточно. Как правило, изделия изготавливаются из металла;
  • передвижные стеллажи отличаются мобильностью. Если во время работ в гараже стеллаж будет мешать, его можно будет быстро передвинуть в дальний угол, а потом поставить обратно. Во время ремонта автомобиля конструкцию можно будет придвинуть поближе, чтобы не бегать за нужным инструментом. Казалось бы, идеальный вариант, если бы ни его недостаточная устойчивость. Мобильность обеспечивается наличием колесиков или роликов. Именно их присутствие и не позволяет конструкции быть настолько надежной, чтобы выдерживать приличные нагрузки. Говорить, что передвижные стеллажи плохие, нельзя, так как в отдельных случаях их возможностей будет вполне достаточно;
  • островной стеллаж можно считать частным случаем передвижной конструкции. Они рассчитаны на 2-3 полки, отличаются небольшой высотой, оснащаются колесиками, хотя могут быть и без них. Выдерживают небольшую нагрузку, удобны для хранения мелочей. Островной стеллаж на колесах очень выручает при ремонте авто;
  • вращающиеся стеллажи – редкость в наших гаражах, но они отлично подходят для размещения ручного и электрического инструмента, метизов. Функция вращения обеспечивает максимально простую доступность ко всему тому, что хранится на полках стеллажа. Если в гараже вы часто занимаетесь ремонтными работами, то данного рода конструкция вам понравится. Ею необязательно заменять стационарный стеллаж – она может стать дополнительным элементом в организации системы хранения. Есть модели, предназначенные для напольной и настольной установки. Места они занимают немного.

Отдельно стоит выделить модульные стеллажи , которые несколько отличаются от общепринятого понятия «стеллаж». Подобно модульной мебели, модульный стеллаж состоит из нескольких блоков. В качестве блоков могут использоваться не только традиционные полки, закрепленные на вертикальных стойках, но и навесные полки и ящики разного типа, а также системы типа рейлингов, предназначенные для развешивания инвентаря. Из различных блоков можно собрать любую систему хранения и при необходимости – легко дополнить ее. Такие системы, правда, больше подходят для хранения нетяжелых предметов.

Также стоит упомянуть подвесные полки . Полноценно заменить стеллаж они не смогут, но смогут дополнить его. Разместив несколько таких полок под самым потолком, можно организовать место хранения для предметов, которые используются достаточно редко. Подвесные полки могут быть укомплектованы ящиками для хранения мелочей, они могут быть угловыми – вариантов масса. Главное, не перегрузить данное место хранения, так как вся нагрузка идет на стену.

Наряду с настенными полками используются и потолочные . Они также могут быть обычными или угловыми, могут иметь несколько ярусов, снабжаться ящичками для хранения предметов. Это идеальный способ задействовать свободное пространство под потолком.

Материал исполнения гаражного стеллажа

Снова начнем со стереотипа, который уверяет нас, что лучший стеллаж – это стеллаж металлический. И спорить с этим утверждением сложно. Действительно, если хранить надо что-то тяжелое, то металл – это идеальный вариант. Но если в гараже нет ничего тяжелее насоса или , то можно найти и альтернативные решения.

Итак, для изготовления стеллажей используются следующие материалы:

  • металл . Каркас собирается из уголка и профильной трубы, полки делаются из листового металла. Как правило, используется сталь, которую покрывают слоем порошковой краски, предотвращающей коррозию, так как сырость, т.е. повышенная влажность, — в гаражах не редкость. Более серьезный вариант – оцинкованная сталь. Металлические стеллажи отличаются максимально возможной прочностью, так что на полках можно будет смело хранить и тяжелый инструмент. К преимуществам также отнесем высокую долговечность и стойкость к огню. Минус – подверженность коррозии, но с этим вопросом производители борются, нанося защитные покрытия. Если вы делаете стеллаж собственноручно, то вопрос защиты от ржавчины ляжет на вас – благо, специальных средств в продаже достаточно. Еще один минус металлического стеллажа – цена, но такое вложение с лихвой окупается долговечностью и надежностью;
  • дерево . Ранее, когда готовые стеллажи не продавались, мастерам приходилось делать их своими руками, и часто в ход шло дерево как достаточно доступный и простой в обработке материал. Сегодня дерево все еще активно используется при изготовлении стеллажей. Для создания каркаса применяют брус 50*50 мм, а для полок – доски, фанеру, ОСБ или ДСП. Главный плюс – небольшая стоимость, к тому же, деревянный стеллаж несложно собрать своими руками. Конструкция имеет небольшой вес, потому подвесной монтаж возможен при любом материале стен. Тяжелый металлический стеллаж, к слову, крепить к не рекомендуется. Минусов у дерева, увы, много. Это не такая высокая прочность, как у металла, пожароопасность, подверженность влиянию влажности, перепадов температур и микроорганизмов. Чтобы продлить срок жизни конструкции, придется регулярно обрабатывать древесину . Опытные автовладельцы рекомендуют сначала пропитать дерево средством, повышающим устойчивость к воздействию влаги, а потом покрыть слоем краски;
  • пластик используется крайне редко и причина понятна – неспособность выдерживать более-менее высокие нагрузки. Сегодня в продаже есть стеллажи для метизов, каркас у них металлический, а ящики – пластиковые. Ящики разделены на отсеки, потому в них можно хранить десятки видов различного крепежа. Удобный вариант для мастерской, но в обычном гараже вряд ли найдется столько разных метизов, чтобы заполнить даже небольшой стеллаж.

Отдельно стоит отметить комбинированные стеллажи, в которых каркас делают из металла, а полки – из дерева. Если вы не собираетесь хранить ничего сильно тяжелого, то это отличный вариант. Некоторые мастера, которые решили делать стеллаж своими руками и не прочь еще сэкономить, часть полок выполняют металлическими, а часть – деревянными. Чтобы такая хитрость не вышла боком, нужно заранее себе представлять, что и где будет храниться.

Шины, мотор, гаечные ключи – все это достаточно тяжелые вещи, и полки под ними не должны прогибаться и ломаться. Потому, снова-таки, продумайте, что вы будете хранить и изучите характеристики стеллажа при его покупке. Среди прочих там будет нагрузка, которую выдерживает полка и секция стеллажа.

Самые «нежные» стеллажи выдерживает до 60 кг на полку и 350 кг на секцию. Для более-менее серьезных нагрузок лучше брать модели, которые выдерживают до 120 кг на полку и до 500 кг на секцию. Более крепкие модели выдерживают 170 кг на полку и 750 кг н стеллаж. Есть и максимально прочные модели, которые выдерживают нагрузку 300-900 кг на полку. Необходимость в таких конструкциях есть, разве что, в автомастерских, когда надо хранить несколько комплектов колес, среди которых могут быть и грузовые.

Размеры стеллажа для гаража

Обычно стеллажи ставят вдоль одной из стен – такое решение позволяет максимально рационально использовать пространство гаража. Сделайте заранее несколько измерений, чтобы знать, на какой предел по высоте, длине и ширине рассчитывать. Имейте в виду, что многие производители продают стеллажи вертикальными секциями длиной от 70 см до 1 м и более, потому собрать конструкцию необходимого размера будет несложно.

  • высота . Лучше брать настолько высокий стеллаж, насколько позволяют потолки в гараже. Таким образом удастся на одной и той же площади разместить максимум вещей. Продаются стеллажи высотой 1,5 м, 1,8м, 1,9 м, 2 м, реже можно найти и другие размеры;
  • глубина полки. Тут важен баланс. С одной стороны, полка должна быть вместительной. С другой стороны, слишком широкие полки отнимают много места, а если хранить на них всякие мелочи, то доступ к предметам на заднем плане будет усложнен. Глубина варьируется от 30 до 80 см, шаг 10 см. Оптимальной считается глубина 50-60 см, но, прежде всего, надо принимать во внимание, что именно вы собрались хранить. Понятно, что для габаритных предметов лучше выбрать полки поглубже;
  • длина секции . Золотой стандарт – это 1 м. При стандартном каркасе полка такой ширины будет достаточно прочной. Собрать стеллаж длиной 4 м, например, можно из 4 секций по 1 м. Если по каким-то причинам необходимо, чтобы длина секции была больше 1 м, то придется раскошелиться на усиленную конструкцию со или толстым брусом. Стоить это будет дороже, а если вы все делаете своими руками, то процесс изготовления будет сложнее;
  • расстояние между полками может быть практически любым. Удобно, когда положение полки можно отрегулировать, чтобы адаптировать стеллаж под хранение определенных предметов. Рекомендуется, чтобы первая полка располагалась на высоте 30-50 см от пола. Это обеспечит должную безопасность вам и позволит осуществлять простую уборку.

При желании можно комбинировать секции разной высоты, ширина полок в них также может отличаться. В общем, только вы знаете, какой стеллаж будет идеально вписываться в ваш гараж и отвечать всем требованиям.

Секреты организации пространства

Опыт многочисленных владельцев гаражей подсказывает, как правильно разместить все на полках стеллажа, чтобы все поместилось и ничего не упало. Вот некоторые советы, к которым не мешало бы прислушаться:


Покупая готовый стеллаж, выясните, как давно производитель работает на рынке, довольны ли пользователи его продукцией, какие материалы он использует, как защищает от негативного воздействия влаги, какие гарантии дает. Если есть время и возможность, можно попробовать соорудить стеллаж своими руками, на помощь вам придут следующие видео.

Чтобы «добро» в гараже не мешало перемещению требуется каким-то образом организовать его хранение. Наиболее удобны стеллажи для гаража. При наличии достаточного пространства, их можно сделать на всю стену или даже на несколько стен. Если же внизу места нет, придется перебираться наверх — делать полки под потолком. Не самый лучший вариант, но порой единственный. И все же стеллажи в гараже стоящие на полу, более безопасны, особенно если их надежно прикрепить к стене (во избежание неприятных ситуаций).

Какой стеллаж лучше: сварной или болтовой

Стеллажи для гаража делают из дерева и металла. Деревянные большей частью неразборные — на гвоздях и саморезах. Установлены они обычно стационарно, закреплены к стене. Стеллажи из металла могут быть сварены. Тогда они неразборные. Есть стеллажи на болтовых соединениях. Эти конструкции мобильны, могут при необходимости разбираться. Их недостаток — недостаточная жесткость, так как всегда в таком соединении присутствует некоторый люфт. Чтобы сделать конструкцию более устойчивой, ее крепят к стенам. Для этого к крайним стойкам можно приварить (прикрепить на болтах) металлические пластины с отверстием. В это отверстие вогнать костыль (предварительно засверлив в стене отверстие немного меньшего диаметра).

Один из вариантов — каркас из профильной трубы и полки из фанеры

И сварные, и болтовые стеллажи для гаража исправно служат, но чаще встречаются сварные конструкции. Разборный вариант выбирают в двух случаях. Первый — возможен переезд в другой гараж и все оборудование надо будет перевозить, а весит конструкция сотни килограмм, так что целиком ее перемещать проблематично. Второй — нет возможности или желания использовать сварку (если стеллажи для гаража делают своими руками). Остальные обычно предпочитают сварные — они более устойчивы и при наличии опыта сварки собирается быстрее.

В продаже еще встречаются металлические стеллажи из перфорированных уголков. Они тоже мобильны и могут разбираться, но соединяются они при помощи крючков (на поперечинах) и пазов (на стойках). Такие системы хранения удобны — можно переставлять полки на желаемую высоту. Их минус — дорого.

Конструкции и размеры

Конструктивно стеллажи для гаража состоят из стоек, перекладин и полок. Иногда, для увеличения жесткости, на задней стороне делают еще поперечные затяжки — две стальные полосы, приваренные/прикрученные к крайним стойкам по диагонали. Они компенсируют боковые нагрузки увеличивая общею устойчивость и надежность.

Размеры — высота и глубина полок — выбираются практически произвольно — в зависимости от того, что вы предполагаете хранить. Единственное что надо подбирать аккуратно — длину пролета — расстояние между стойкам в одной секции. Оно зависит от жесткости материала, который вы решите использовать: полки даже при полной нагрузке не должны прогибаться. Для тяжелых вещей/предметов длинна пролета — около 1,5 метров, если нагрузка будет не слишком большой, расстояние можно увеличить до 2 метров, но больше делать однозначно не стоит. Если нужен стеллаж для гаража большей длины, ставят промежуточные стойки, расстояние между которыми все равно не может быть больше 2 метров.

Несколько слов о высоте полок в стеллаже. Самая нижняя полка может быть приподнята от уровня пола на 50-70 см (даже больше при желании). Сюда обычно ставят самые тяжелые предметы. Остальные полки можно делать на разной высоте, 30 см — это неудобно и непрактично. Вообще, оптимально на полку должна становиться 1,5 литровая пластиковая бутылка, а это 35-37 см. Такое расстояние удобно для использования.

Из чего делают

Как уже говорили, стеллажи для гаража делают из древесины и металла. Деревянные легче по весу, с древесиной работать проще, но они выдерживают не такие большие нагрузки. Металлические более тяжелые (тяжелее в разы), но на них можно уложить и слона.

Есть еще вопрос цены. Металлопрокат нынче совсем не дешев. Если все покупать на рынке или в магазине, по цене вам один стеллаж (вместе с расходниками) обойдется практически в такую же сумму, как и готовый. Единственный реальный способ сэкономить — купить металл на металлобазе целыми хлыстами (бывают по 6 м и 12 м), а потом нарезать на отрезки нужной длинны. Нарезка может быть прямо на базе, вам придется дополнительно оплатить услуги, но суммы совсем небольшие. В таком случае вам удастся сократить расходы примерно на 20-30%.

Пиломатериалы по сравнению с металлом стоят меньше. Но не думайте, что затраты буду небольшими: вам придется покупать сортовую древесину без сучков, а это класс «элит» или «премиум» с соответствующим ценником. Так что очень дешево не получится.

Из дерева

Условия эксплуатации в гараже далеко не самые лучшие — повышенная влажность, мороз, попеременное размерзание/замерзание, временами — жара. Не очень хорошо для древесины. Потому весь материал перед работой необходимо обработать антибактериальными и защитными составами. Берите средства для древесины для наружных работ, так как условия в неотапливаемом гараже больше на них похожи. Можно подобрать такое средство, которое одновременно тонирует обрабатываемую поверхность и ваше изделие можно будет не красить. После обработки материалы просушивают и только после этого начинают работу.

При соединении частей деревянного стеллажа можно использовать стандартные для плотников способы — в четверть или вполулапу. Если это для вас сложно, можно прибивать и встык, а для усиления соединений использовать металлические уголки и/или накладные пластины.

Еще момент: соединять лучше на гвозди, а не на саморезы. Более устойчиво получается, меньше соединения «разбалтываются». Если выбрали вариант с усилением пластинами, их можно крепить на саморезы.

Теперь по размерам: для стоек используют обычно брус 50*50 мм, для перекладин можно использовать тот же брус или чуть тоньше — 50*30 мм. Настил делают из:

  • досок толщиной не менее 21 мм;
  • влагостойкой фанеры толщиной от 10 мм;

Наиболее дешевые — доска и фанера. Ламинированный ДСП значительно дороже, но его не надо красить, а это — хороший плюс. Чтобы не тратить очень много, можно на базах брать первые и последние листы в пачке — они поцарапанные и идут значительно дешевле.

Деревянный стеллаж в гараж — чертеж с размерами

Еще момент: у полок из ДСП остается открытым боковой срез. Если его не обработать, при повышении влажности стружка будет разбухать, полка станет коробиться. Чтобы этого не произошло, промажьте края силиконом. С такой обработкой ничего с ДСП не случится.

Металлические

Если вы решили сделать металлические стеллажи для гаража, выбор материалов шире — есть два варианта металлопроката, плюс стандартные решения для складских помещений (перфорированные уголки). Также использовать можно металлические части, предназначенные для других целей — например, подойдут стальные кабель-стойки или кабель-каналы, которые используются в связи.

Кабель-каналы и полки — удобно и не очень дорого

Итак, из чего делают каркас металлического стеллажа в гараж:

  • Из металлического уголка с толщиной металла от 3-4 мм. Ширина полочки уголка — 25-45 см — в зависимости от планируемых нагрузок. Прочный, но металлоемкий материал, весит много, стоит дорого.
  • Профильная труба (прямоугольная в сечении). При меньшей металлоемкости (толщина стенок меньше), по сравнению с металлическим уголком имеет лучшие характеристики по упругости (сложнее согнуть), более устойчива к кручению. Примерные размеры для стоек 50*50 мм или 40*40 мм, на поперечины 50*25 мм или 40*25 мм соответственно.
  • Стойки делают из профтрубы, а поперечины из уголка. Толщина металла 2-3 мм, ширина полки — 25 мм и больше. Разворачивают уголок так, чтобы укладываемый настил был как в «гнезде».

Настил на полки делают из тех же материалов, что и для деревянного стеллажа (доска, фанера, ОСП, ДСП), только иногда добавляются еще нестандартные варианты, которые с деревянным каркасом используют резко из-за высокой массы — листовой металл.

Оптимальной для большинства регионов остается доска — надежный, не очень дорогой материал. Брать надо половую, без сучков (с минимумом сучков) толщиной от 21 мм. Обработать антисептиками, затем покрасить.

Плюс металлических полок — высокая надежность при малой толщине, минусы — цена, масса и «громкость». Их также надо красить, только сначала очистить от ржавчины, затем пройтись преобразователем ржавчины и грунтом, затем — красить и желательно в два слоя. Также, кстати, надо обрабатывать и металлический каркас. Тогда стеллаж в гараже не будет ржаветь.

Особенности сборки металлических стеллажей

Стеллажи из металла могут свариваться или собираться на болты. Со сваркой обычно вопросов не возникает. Если используется уголок, соединять можно внахлест — разница в 3-5 мм при укладке полок незаметна. При желании, можно вырезать лишнее в одной из полочек, сварить встык, но подрезка занимает много времени, а особой разницы вы все равно не увидите.

Со сборкой каркаса для стеллажа на болтах порядок такой: сначала собирают отдельно квадраты боковин и полок, затем их скручивают вместе. На каждое соединение желательно не менее двух болтов — для большей жесткости (меньше люфтит).

Если своими руками собираются стеллажи для гаража из профильной трубы, порядок работы другой. Сначала собирают боковины, к ним крепят короткие поперечины. Получаются два прямоугольника с перекладинами. Потом они соединяются поперечинами.

Как можно сделать соединения смотрите на фото. В одном случае сварка все-таки нужна — приварить «подпяточник», в другом можно обойтись без нее — вырезать «уши», загнуть и за них цеплять.

Есть еще один способ — специальные краб-системы. Это металлические пластины со сформованными под профиль выемками. В пазы закладываются трубы, потом две пластины стягиваются болтами.

Очень большие нагрузки такое соединение вряд ли выдержит, зато есть неоспоримы плюс — не надо сверлить кучу отверстий в металле. В профилированной трубе это, безусловно, проще, чем в толстостенном уголке, но все равно отнимает много времени и сил.

Кстати, болты используются М8 или М6, соответственно под них требуются большие отверстия. Проще сначала просверлить тонким сверлом, затем расширить до нужного размера толстым. Но даже при таком порядке вам понадобиться солидное количество сверл. Чтобы они меньше перегревались и реже ломались, рядом поставьте банку с водой, туда опускайте периодически сверло.

Компоновка, схемы, чертежи, идеи

В гараже нужен не только стеллаж, но еще необходим верстак и стенд для ручного инструмента — всевозможных ключей и другой мелочевки, которой много и придумать какое-то определенное удобное место хранения сложно.

Верстак можно сделать по центру стеллажа. Это удобно — все необходимое будет под рукой, не придется постоянно ходить к полкам.

Верстак может быть частью системы, а можно сделать два отдельных модуля, между которыми установить требуемый стол. Если такое расположение не понравится, можно будет поменять конфигурацию — хоть углом поставить.

Что касается стенда для инструмента. Есть заводской вариант — перфорированный лист металла с навешиваемыми на него держателями. Идея очень неплоха за исключением цены.

Как обычно, есть и несколько самоделок (какой же гараж без них) на ту же тему. Идеи просты в исполнении, может, не настолько элегантны, но удобны:


И при желании, все это можно поставить на колеса — сделать стенд для инструмента передвижным. Это а тот случай, если в теплое время года вы предпочитаете работать с машиной на улице.

Организация рабочего пространства и эргономичной системы хранения в гаражном помещении позволяет не только эффективно использовать имеющееся пространство, но и обеспечить комфорт и порядок во время ремонта или обслуживания автомобиля.

С помощью сборных стеллажей для гаража возможно грамотно расположить все необходимые инструменты, автодетали, комплектующие и приспособления.

Существует возможность приобрести готовые конструкции, заказать изделие под определенные параметры или сделать стеллажи из дерева или металла самостоятельно. При любом варианте изначально следует определиться с месторасположением полок и решить, что на них будет храниться.


Располагать стеллажи требуется таким образом, чтобы автолюбитель имел свободный доступ к полкам. Мелкие детали, крепеж, расходные материалы следует расфасовать в боксы и коробки.

Как сделать стеллажи в гараже

Преимуществом собственноручного изготовления полок и стеллажей является возможность выполнить конструкцию в соответствии с собственными финансовыми возможностями, точными размерами, расположением ярусов.

Следует определиться с материалом, из которого будут изготовлены секции и полки, вид крепежных элементов, метод сборки и фиксации.

Выбор материалов

Каркас для стеллажей необходимо выполнить из прочного материала. Оптимальным вариантом являются сталь или алюминий. Полки лучше изготовить из сплошного полотна из обработанного металла или дерева.

Основные детали стеллажа:

  • стойки. Материалом служит профилированная труба, усиленный металлический профиль или уголок;
  • полки. Могут быть выполнены ил листовой стали, толстостенного алюминия, досок, ДСП или фанеры.

Для крепления полок к стойкам надежным вариантом станут саморезы или болты. Для изготовления стеллажа необходимы рулетка, уровень, шуруповерт, ножовка и машинка для резки металла (болгарка). После сборки каркаса и установки полок необходимо проверить надежность всех креплений.

Металлическое полотно должно быть обработано в заводских условиях цинкованием или окрашено полимерсодержащей краской. В результате образуется герметичный барьер, который защищает сплав от воздействия влаги и коррозийных процессов.

При изготовлении деревянного стеллажа следует все детали обработать антисептиками, которые уберегут древесину от образования плесневого грибка, воздействия химических реагентов в случае протечки.


Виды конструкций

Гаражные секции хранения классифицируют на напольные и навесные. Навесным полкам необходимо обеспечить надежное крепление конструкции.

Напольные стеллажи подразделяют на:

  • стационарные. Секции устанавливают на пол. Опоры фиксируются с помощью дюбелей;
  • мобильные (передвижные). Стойки стеллажей оснащаются колесиками. Достоинством варианта является возможность передвижения в случае необходимости (например, во время обслуживания или ремонта авто). Из недостатков следует отметить неустойчивость конструкции;
  • стеновые. Стеллаж монтируется вплотную к стене без возможности свободного перемещения. Стойки крепятся к потолку и полу.


Также конструкции могут быть закрытыми, оснащенными стандартными распашными дверцами или иметь откатный механизм.

Особенности конструирования стеллажей своими руками

Перед началом работ целесообразно выполнить замеры и подготовить эскиз будущей конструкции, на которой будут нанесены размеры. Фото стеллажей для гаража для подготовки чертежа в достаточном количестве можно найти на тематических форумах или других интернет-ресурсах.

Стеллаж не следует изготавливать в виде громоздкой конструкции. Компактные размеры сэкономят пространство. Оптимально, если ширина полок не будет превышать 1,5-2 м.

Глубина каждого яруса может быть в диапазоне от 20 до 40 см. Высота каждого ряда может быть от 20 до 100 см в зависимости от предназначения.

Преимущества стеллажей для гаража

Деревянные и оцинкованные или окрашенные металлические стеллажи для гаража имеют следующие преимущества:

  • прочность;
  • долговечность;
  • низкая стоимость;
  • небольшой вес;
  • способность выдерживать высокие нагрузки (полки из металла способны выдержать 300 кг, из дерева – до 120 кг);
  • доступность материалов;
  • возможность регулирования ярусов по высоте;
  • простота изготовления;
  • устойчивость к коррозии и химическим реагентам;
  • стойкость к перепадам температур и влажности;
  • простота в сборке и ремонте;
  • несложный уход.


При изготовлении стеллажа в гараж своими руками необходимо учесть нюансы по особенностям хранения гаражных принадлежностей.

Для тяжелых и объемных предметов следует сконструировать усиленные полки с толщиной материала не менее 50 мм. Оптимальным материалом для хранения шин, аккумуляторов, автодеталей, метизов станет металл.

Ярусы для автошин следует расположить с таким расчетом, чтобы уложить колеса с дисками в вертикальном положении, а резину без дисков – в горизонтальном положении.

Альтернативным вариантом для хранения шин может стать прочная балка вместо нижнего яруса или штанга, закрепленная под потолком.


Фото стеллажей для гаража

Рассмотрим, как своими руками сделать полки в гараже для хранения на них нужного вспомогательного оборудования и разнообразных инструментов для ухода за автомобилем.

Гаражные стеллажи – богатство выбора конструкций

Полки в гараже дают возможность компактно разместить на ограниченной площади множество деталей и инструментов для обслуживания транспортного средства, а также различный бытовой скарб, которому не нашлось места в квартире. По этой причине каждый автолюбитель устанавливает в «доме для авто» стеллажи. Они обеспечивают порядок в гараже и позволяют за секунды найти требуемую вещь.

Обустроить ангар для машины можно покупными полками. Такие конструкции в наши дни продаются на любой вкус. Но даже очень дорогие и «навороченные» стеллажи не всегда будут удовлетворять вашим индивидуальным запросам. Намного разумнее изготовить полки в гараже своими руками, выбрав оптимальные для себя размеры таких конструкций.

По варианту монтажа стеллажи для автомобильного бокса делят на такие группы:

  • разборные;
  • стационарные;
  • передвижные;
  • навесные;
  • вращающиеся.

Разборные полки можно монтировать в любом месте гаража, менять в случае потребности их расположение, ширину, высоту и компоновку. Стационарные конструкции создаются для установки на каком-либо конкретном участке помещения. Их ставят один раз и навсегда, фиксируя к потолочной, стеновой либо напольной поверхности. По прочностным показателям стационарные стеллажи более надежные, нежели разборные.

Конструкции передвижного типа оснащаются роликами, позволяющими передвигать их по всему гаражу. По сути, они представляют собой небольшую тележку. Это удобно. Но стоит понимать, что такие стеллажи не способны выдерживать чересчур высокие нагрузки. Поэтому на них нельзя хранить громоздкое и массивное по весу оборудование.

Навесные полки оборудуются в домашних условиях редко. Их необходимо подвешивать и закреплять непосредственно под потолочной поверхностью, что может вызвать серьезные затруднения. Хотя теоретически это вполне возможно. Редким явлением можно считать и вращающиеся конструкции. Визуально они похожи на стойки для дисков CD. На таких мини-стеллажах можно хранить всякую мелочь – отвертки, ключи, для более крупного инструмента они не подходят.

Число полочек на стеллажах и их геометрические размеры вам предстоит выбрать самому. Профессионалы советуют так проектировать конструкцию для гаража, чтобы на полках помещались все используемые при обслуживании транспортного средства инструменты. Другими словами, стеллажи желательно делать вместительными.

Самыми популярными материалами для изготовления гаражных полок является металл и древесина. Если вы планируете установить конструкцию надолго, лучше использовать металлические изделия, которые отличаются долговечностью и максимальной прочностью. Если же желаете сэкономить на материалах и не затягивать монтажные работы, делайте стеллаж в гараже своими руками из дерева. Работа с более легкой древесиной в разы проще, чем с металлом.

Также полки в наши дни делают из пластика (их можно купить в магазине) и комбинированные – из стали и дерева или из пластика и металла.

Как и любое сравнительно сложное изделие, стеллаж следует сначала разработать на бумаге. Это можно сделать с помощью готовых чертежей.Несложно и самостоятельно составить эскиз будущей конструкции, указав в нем параметры полочек. В этом случае стеллаж будет идеально подходить для вашего гаража.

Обычно рекомендуется размещать стеллаж вдоль какой-либо одной стены помещения. Оптимальная высота конструкции – от пола до самого потолка (ни один квадратный сантиметр свободной площади терять не хочется ни одному автолюбителю). Конечно, если ваш гараж очень высокий, полки можно делать не до потолочной поверхности, чтобы не мучиться с лазанием по лестнице на самый верх за какой-нибудь деталью.

Нижние полки всегда делают более вместительными и высокими. Они предназначены для хранения колес, крупного инструмента. Полочки, которые располагаются наверху конструкции, лучше изготавливать низкими. На них вы будете складировать всякую легкую мелочь. Тем самым вы обеспечите хорошую устойчивость стеллажа.

Внизу обязательно требуется оставлять просвет 15–20 см между конструкцией и напольным покрытием.

Он даст вам возможность без затруднений подмести пол под стеллажом. Кроме того, профи советуют просверлить в полочках для инструмента, канистр, колес небольшие отверстия. Они будут выполнять функцию естественной вентиляции для хранящихся предметов, защищая их тем самым от ржавления, а также позволят вам без проблем сметать с полок мелкий мусор и пыль.

Длину стеллажа обычно тоже делают на всю ширину стенки, оставляя около 8–10 см свободного пространства по боковым сторонам конструкции. Так вам будет проще выполнять монтажные работы. Глубину полочек выбирайте сами. При этом помните, что чересчур узкие ниши не годятся для хранения крупногабаритного инструмента, а чрезмерно глубокие неудобны в эксплуатации (попробуйте что-нибудь достать руками с полочки глубиной около метра). Рекомендованная глубина ниш гаражных стеллажей – примерно 60 см.

Самая распространенная ширина полок (имеется в виду дистанция между двумя вертикальными опорами конструкции) – 100 см. Можно сделать ширину и на 30–50 см больше, если полка предназначается для хранения габаритных (например, колес) либо тяжелых изделий из металла.

Делаем металлический стеллаж с полками из дерева

Популярный вариант обустройства гаражей – конструкция с металлическим каркасом (он будет стоять без преувеличения десятилетиями) и деревянными полочками. Вертикальные стойки таких стеллажей вы можете сделать из прямоугольных профилей с размерами одной из сторон 4–5 см либо из уголка с полкой 3–5 см.

Сам каркас делается из уголка с 1,5–2,5-сантиметровой полкой и прикручивается болтами к вертикальным направляющим или приваривается к ним. Сварное соединение держит конструкцию максимально прочно, выполнять его быстрее и проще. С болтами мороки больше, но зато вы получаете возможность при необходимости изменять высоту полочек стеллажа.

Полки изготавливаются из досок толщиной 1,5–2,5 см. В этом случае они будут по-настоящему прочными. Можно делать их и из обычной либо ламинированной фанеры или древесно-стружечных изделий. Деревянные полки перед монтажом обязательно предохраняют от влаги и грибка – промасливают и окрашивают.

Таким образом, схема подготовки комплектующих для стеллажа, а затем их сборки и установки выглядит следующим образом:

  1. Болгаркой режем по заданным размерам металлические заготовки.
  2. Размечаем положение стоек по вертикали и сразу отмечаем места, где будут фиксироваться полочки.
  3. Свариваем (берем на болты) уголки (здесь важно контролировать горизонтальность расположения элементов).
  4. Наносим грунтовку на каркас и окрашиваем его коррозионно-стойким составом.
  5. Нарезаем полочки из древесины и «примеряем» их, ставя поперек каркаса. Можно выполнять установку досок и вдоль, но в этом случае они могут под весом больших инструментов и запчастей прогибаться.
  6. Пропитываем (красим) деревянные изделия и крепим их с металлическим каркасом . Желательно подгонять доски друг к другу как можно плотнее.

Стеллаж готов. Если вы не совсем уверены в высокой устойчивости конструкции, можно дополнительно прикрепить ее к стене гаража стальными кронштейнами.

Деревянный стеллаж – все очень просто

Дешевле обходятся гаражные полки, сделанные из дерева. К тому же их проще делать и устанавливать. Поэтому многие автовладельцы решают обзавестись именно такими конструкциями. Здесь, правда, стоит помнить, что деревянные стеллажи эксплуатируются по времени меньше, чем металлические либо комбинированные.

Оптимально, когда полки изготавливаются из твердой древесины, например, из дуба. Но вполне подойдут и сосновые доски – недорогие и доступные. Важно, чтобы они были хорошо высушены, не имели крупных трещин и сучков, глубоких червоточин и следов плесени.

Стойки (вертикальные) изготавливают из бруса 10х5 или 10х10 см, полки – из древесно-стружечных плит или обычных досок, поперечины – из бруса меньшего сечения или даже из досок (но их толщина должна быть внушительной).

  1. Режем доски и брусья по заданным размерам, обрабатываем их антисептическим составом.
  2. Собираем конструкцию, используя для соединения отдельных частей проушины, шипы, клей для древесины или саморезы.
  3. Стыки деталей для придания конструкции большей площади усиливаем уголками из металла.
  4. Окрашиваем готовый стеллаж (торцы желательно покрасить в несколько слоев).

Примерно аналогичным образом вы можете сделать и конструкции для гаража из металла. Но, естественно, резать по нужным размерам и монтировать тяжелые стойки, а также другие элементы стеллажа вам будет намного сложнее.

SF400
Исходя из вопроса к лампам - ваше сообщение ко мне обращено.

Очень даже прилично, а почему с знаком вопроса? Опечатка просто?

Много света? Нормально, поверьте, смотрится впечатляюще, хотя на самом деле просто хорошее освещение.
Во первых просто свет нужен часто для работы нормальный, во вторых для каких то косметических работ с машинами нужен свет хороший, ну в третих, в десятых... Можно много чего написать...
Просто хорошо, когда светло, каждый угол видишь.

Ламп 56 штук, по одной на квадратный метр примерно.

Хаос у меня подвергается беспощадной уборке в большинстве случаев в конце рабочего дня, а так - пожалуйста.

А насчет ремонтов полочек и инструментов "кажеться я вляплался"
Уже несколько лет в просто бетонных стенах, с столам полками на быструю руку.
Оно в принципе неплохо конечно, но хочется во первых чуть теплее зимой, во вторых гораздо красивее и оформленнее.
Хотел все пенопластом обшить, но потом понял, обшил - сразу надо облицевать, а денег то сумма определенная на руках.
Вобще как начал покупать, пенопласт, профиля, шурупчиков пару тысяч, и...
на пластик денег еще надо заработать)
Прикинул сколько примерно под деньгам оно - окультуривание будет не дешевым, зато должно хорошо получиться.
Так что по итогам
Утепление стены и потолок пенопласт, 100 и 50 мм соответственно.
На потолке пластиковые панели серого цвета
Стены облицевать еще незнаю чем, из практичного штукатурка и покрасить фасадной краской.
Полы керамогранитной (грес) плиткой серенькой.
Цвет только стен незнаю какой делать, но думаю решиться, по ходу зарабатывания денежек.
Такие пироги.

Еще думаю как с проводкой быть, по уму нужно делать в коробах снаружи, а по красоте - короба замуровать (что бы крышка короба, заподлицо с стенкой была, надо открыл, не надо закрыл) в стены еще можно, а потолок? на 56 светильников проводка снаружи будет смотреться некрасиво, думаю что скрытую проводку буду тут делать... Кто что скажет по сему поводу.

С полками уже говорил.
Стол для обычных работ и полки над ним под одной стенкой, грубое типа сварка, баллон, компрессор, пресса, кувалды и т. п. под другой стенкой.
Стол какой то может с тисками там еще оставить, для металлообработки.
Только еще не определился с списком грубого инструмента толком.
Предпологаю что лобзики-болгарка-дрель-шлифмашинки-рубанок и. т. п. будут на полках лежать где стол для обычных работ, а работать буду с таким вещами на стороне где стол для мехобработки будет стоять.
Вобщем с этим еще туманно всё.

Такие пироги, незнаю насколько затянеться, мани мани же...

А вообще гаражный дизайн и все такое в постссср вообще маловероятное явление?
Я так вбивал в поиске - не много нашел, либо гараж в жилой дом переделывают, либо столярка-металлообработка ли вообще просто сарайчики для хранения авто и дачных приблуд...