» Казахстан на пути к независимости. »

Распад СССР.

Весь 1990 год и особенно 1991 год, в числе главных проблем, стоящих перед СССР, стояла проблема подписания нового Союзного договора. Работа по его подготовке привела к появлению нескольких проектов, которые были опубликованы в 1991 году. В марте 1991 года по инициативе М.Горбачева был проведен общесоюзный референдум по вопросу о том, быть или не быть СССР и каким ему быть. Большинство населения СССР проголосовало за сохранение СССР.

Но, новые органы власти в союзных республиках сформулированные в результате выборов 1990 года, оказались настроенными более решительно на перемены, чем союзное руководство. К концу 1990 года практически все республики СССР приняли Декларации о своем суверенитете, о верховенстве республиканских законов над союзными. Возникла ситуация, которую обозреватели окрестили «парадом суверенитетов» и «войной законов». Политическая власть постепенно перемещалась из центра в республики.

Одновременно как в центре, так и на местах зрели опасения и боязнь неуправляемого распада СССР. Все это, вместе взятое придавало особое значение переговорам по новому Союзному договору. Весной и летом 1991 года в подмосковной резиденции Президента СССР М.Горбачева Ново-Огарево проходили совещания глав республик. В результате долгих и трудных переговоров было достигнуто соглашение, получившее название «9+1», т.е. девяти республик и центра, которые решили подписать Союзный договор. Подписание договора было намечено на 20 августа.

М.Горбачев отправился на отдых в Крым, в Форас, намереваясь вернуться в Москву 19 августа. Но, 19 августа 1991 года в стране было объявлено об образовании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), а Президент СССР, находившийся в Форасе был изолирован, по сути дела это была попытка государственного переворота. Эти события ускорили распад СССР.

Создание СНГ.

В ноябре 1991 года в Ново-Огарево уже семь республик (Россия, Беларусь, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан) заявили о намерении создать новое межгосударственное образование - Союз Суверенных Государств (ССГ). Лидеры «семерки» решили до конца 1991 года подписать новый Союзный договор. На 25 ноября 1991 года было назначено его подписание. Но и это не произошло. Свою подпись поставил лишь М.Горбачев, а сам проект был направлен на утверждение парламента семи республик. Это был лишь повод. Фактически все ждали исхода назначенного на 1 декабря 1991 года референдума о независимости Украины. Население Украины в декабре 1991 года проголосовало за полную независимость Украины, похоронив тем самым надежды М.Горбачева сохранить СССР.

Бессилие центра привело к тому, что 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще, под Брестом, руководители Белоруссии, России, Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). В нем говорилось о том, как «учредители Союза ССР, подписавшие Союзный договор 1922 года, констатируют, что Союз ССР как субъект международного права прекратил свое существование»1). Это соглашение аннулировало Договор 1922 года об образовании СССР и одновременно образовывало СНГ.

Затем 13 декабря лидеры республик Средней Азии и Казахстана к встрече в г.Ашхабаде проанализировали беловежское соглашение и выразили готовность к полноправному участию в формировании нового содружества.

21 декабря 1991 года в Алма-Ате состоялась встреча лидеров «тройки», «пятерки», Армении, Азербайджана, Молдавии. На Алма-Атинской встрече была принята Декларация о прекращении существования СССР и образовании СНГ в составе девяти государств.

Главнокомандующего и заявил о своем уходе с поста Президента СССР. 26 декабря 1991 года одна из двух палат Верховного Совета СССР, которую удалось созвать - Совет Республик принял формальную Декларацию о прекращении существования СССР.

Итак, Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать. Участники Алма-Атинской встречи приняли пакет документов, согласно которым:
- констатировалась территориальная целостность входивших в содружество государств;
- сохранялось единое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием;
- создавались высшие органы власти СНГ - Совет глав государств и Совет глав правительств;
- объявлялся открытый характер Содружества.

СОДЕРЖАНИЕ

Вступление

Глава I. Дезинтеграционные процессы в СССР

1. Противостояние центра и республик

2. Национализм и сепаратизм. Парад суверенитетов

3. Попытки укрепления союзной власти. Новоогаревский процесс

Глава II. Распад СССР

1. Возобновление Новоогаревского процесса

2. Проект договора ОССГ

3. Создание СНГ

Глава III. Становление и развитие СНГ

1. Факторы интеграции

2. Россия – СНГ

3. Документы Содружества

Заключение

Библиография

ВСТУПЛЕНИЕ

В декабре 1991 года Союз Советских Социалистических Республик прекратил свое существование. Несколько республик, входивших ранее в советскую федерацию, объявили о создании на территории бывшего СССР нового межгосударственного образования – Содружества Независимых Государств.

Дезинтеграционные процессы начались в Советском Союзе уже в середине 1980?х гг. В этот период в условиях ослабления идеологического диктата и всевластия КПСС, проявился кризис национально-государственного устройства страны. Оказалось, что в стране имеется немало этнических конфликтов, которые в обстановке гласности всплыли на поверхность (например, грузино-абхазский, армяно-азербайджанский). В республиках набирали силу националистические движения, которые отчасти поддерживались республиканским руководством, опасавшимся за свою судьбу в свете неопределенных перспектив КПСС. В ряде республик обострились отношения между титульными нациями и русскими. Руководство Советского Союза попыталось взять националистические движения под контроль, поощряя «рост национального самосознания всех наций». Но, как оказалось, у руководства страны не было программы решения национальных проблем, умения своевременно и эффективно реагировать на обострение этнических конфликтов. В результате вооруженные столкновения переросли в межнациональные войны. Попытки решить проблему национализма с помощью войск не привели к положительным результатам, а еще больше подтолкнули национальные движения к борьбе за выход из СССР.

Ослаблению союза способствовал нараставший экономический кризис. М. Горбачев и центральное правительство, явно не справлявшиеся с задачей преодоления экономического спада и реформирования экономики, с каждым годом теряли авторитет как у народа, так и у руководства союзных республик.

Центр не смог выработать новую объединяющую идеологию взамен устаревшей коммунистической. В результате всего этого национальный центр, оставшись без наднациональной идеи, объективно работал против единого государства.

В данной работе мы попытаемся проследить основные этапы распада СССР и установления новых взаимоотношений между бывшими советскими республиками в рамках СНГ.

ГЛАВА I. ДЕЗИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СССР

Национализм и сепаратизм проявились в первые же годы перестройки. 17–19 декабря 1986 г. в Алма-Ате под предлогом того, что на пост первого секретаря ЦК КП Казахстана вместо Кунаева был назначен Колбин, тысячи молодых казахов устроили беспорядок. Погибли двое русских дружинников, свыше тысячи человек обратились за помощью в медицинские учреждения. Для восстановления порядка были применены войска. Армяно-азербайджанский конфликт в Нагорно-Карабахской автономной области перерос в войну. Все попытки остановить этот конфликт ни к чему не привели.

Наряду со стихийными проявлениями национализма создавались националистические организации, так называемые Народные фронты. Наибольший размах движение за национальную независимость получило в прибалтийских республиках.

Одной из форм этой борьбы стала критика советской истории. В августе 1987 г. в связи с годовщиной заключения советско-германского пакта о ненападении в Прибалтике прошли демонстрации с требованием опубликовать секретные протоколы, рассказать общественности о массовых депортациях в сталинские времена. 16 ноября 1988 г. Верховный Совет Эстонии утвердил изменения и дополнения к Конституции республики, позволяющие ее высшим органам власти приостанавливать действие законодательных актов СССР. Одновременно была принята декларация о суверенитете республики. 17–18 ноября Верховный Совет Литвы внес в Конституцию дополнение о придании литовскому языку статуса государственного. Аналогичные дополнения были внесены в Конституции Эстонии (декабрь 1988 г.) и Латвии (май 1989 г.). В 1989 г. Народные фронты Прибалтики объявили противозаконным пакт Молотова-Риббентропа, а, следовательно, противоправным включение Литвы, Латвии и Эстонии в состав СССР. Лидер литовского Народного фронта «Саюдис» В. Ландсбергис в «Манифесте литовской свободы» объявил, что его организация ставит целью завоевание власти в республике и провозглашение ее полной независимости. Такие же цели провозгласили и Народные фронты Эстонии и Латвии.

В апреле 1989 г. в Тбилиси состоялся митинг под лозунгами «Независимость Грузии» и «Долой Российскую империю». Руководство Грузии растерялось. Бюро ЦК компартии республики обратилось в ЦК КПСС с просьбой ввести чрезвычайное положение. Было решено направить в Тбилиси войска. В ночь с 8 на 9 апреля митинг был разогнан войсками. Погибли 16 человек. Эти события дали мощный толчок развитию национального движения в Грузии.

В мае-июне 1989 г. прошел I съезд народных депутатов СССР. На нем наиболее радикально настроенные депутаты потребовали демонтажа «унитарного имперского государства» и образования новой добровольной федерации. Но на этом съезде представители национальных движений не добились поддержки своих требований.

Потерпев поражение на съезде, националисты попытались решить вопрос о независимости в Верховных Советах своих республик. Политическая борьба в республиках достигла небывалой остроты. Республиканские компартии пытались противостоять набиравшим силу национальным движениям, но они утратили былое влияние и монолитность, а компартия Литвы раскололась на две самостоятельные партии. Стремление руководства некоторых республиканских компартий опереться на поддержку центра подорвало их авторитет и сыграло на руку националистам. Результаты выборов в Верховные Советы Латвии, Литвы, Эстонии, Грузии, Армении оказались неудачными для коммунистов. В Верховных Советах этих республик большинство получили сторонники национальной независимости , которые стали предпринимать шаги по выходу из СССР. Но даже в республиках, в которых коммунисты получили большинство голосов на выборах, Верховные Советы один за другим стали принимать Декларации о национальном суверенитете, провозглашавшие, в первую очередь, верховенство республиканских законов над союзными.

В стране начались так называемые «парад суверенитетов» и «война законов». 12 июня 1990 г. была принята декларация о государственном суверенитете РСФСР («за» – 907 депутатов, «против» – 13, «воздержалось» – 9), 16 июля декларация о суверенитете Украины, 27 июля – декларация о суверенитете Белоруссии. В августе решение об объявлении суверенитета принял Верховный Совет Армении, в октябре – Верховные Советы Казахстана и Киргизии. В июне того же года на сессии Верховного Совета Эстонской ССР было принято решение о прекращении финансирования из республиканского бюджета деятельности КГБ и военкомата ЭССР. В августе сессия Верховного Совета Армянской ССР постановила приостановить на территории республики действие Указа Президента Советского Союза «О запрещении создания вооруженных формирований, не предусмотренных законодательством СССР, и изъятии оружия в случаях его незаконного хранения».

В сентябре Президиум Верховного Совета Украины специальным указом запретил продажу за пределы республики продукции агропромышленного комплекса сверх установленных объемов ее вывоза. В конце 1990 г. Россия решила в пять раз сократить отчисления в союзный бюджет. 21 июля 1990 года в день 50?летия провозглашения Советской власти в Литве и Латвии Президиум Верховного Совета Литвы опубликовал заявление, в котором 21 июля оценивалось как «день обиды, позора и несчастья». Верховный Совет Латвии объявил декларацию сейма от 21 июля 1940 года «О вступлении Латвии в состав СССР», не имеющей силы с момента ее принятия.

Суверенизация происходила не только в союзных, но и в автономных республиках. В РСФСР о своем государственном суверенитете объявили Татарская, Башкирская, Калмыкская, Чувашская автономные республики. В Молдавии были провозглашены Приднестровская Молдавская Советская Социалистическая Республика и Гагаузская Республика в составе обновленного СССР.

Весной 1990 года Верховные Советы прибалтийских республик приняли декларации о независимости. Советский Союз оказался на пороге распада. Союзные власти, не желавшие расширения прав и самостоятельности республик пытались остановить процессы суверенизации.

Сделать это с помощью военной силы оказалось для центра проблематично. В случаях применения войск руководство страны действовало непоследовательно и нерешительно. Тбилисские события 1989 г., а затем попытки силовыми методами воспрепятствовать балтийским республикам из состава СССР (столкновения митингующих людей с подразделениями ОМОНа в январе 1991 г. в Вильнюсе и Риге; в столице Литвы погибли 14 человек), заканчивались людскими жертвами и попытками политического руководства свалить всю вину на военных. М. Горбачев заявлял, что он не был поставлен в известность о готовящихся военных операциях. По поводу событий в Прибалтике президент СССР сделал двусмысленное заявление, из которого следовало, что столкновения произошли стихийно, военные действовали без указаний сверху: «События, которые произошли в Вильнюсе и Риге, ни в коем случае не являются выражением линии президентской власти, ради которой она была создана. И поэтому решительно отвожу всякие спекуляции, все подозрения и наветы по этому поводу… События в Прибалтике возникли в обстановке жесточайшего кризиса. Противозаконные акты, грубое нарушение гражданских прав, дискриминация людей иной национальности, безответственное поведение по отношению к армии, военнослужащим и их семьям создали ту среду, ту атмосферу, где такого рода стычки и побоища легко могут возникать по самым неожиданным поводам. Вот где источник случившейся трагедии, а не в каких-то мифических приказах сверху… Как Президент вижу главную задачу в том, чтобы не допустить эскалации противоборства, нормализовать обстановку… Вместе с тем, недопустимы никакие самовольные действия со стороны войск».

Весной 1991 г. союзные власти попытались оказать силовое давление на руководство России. В день открытия III съезда народных депутатов РСФСР в Москву были введены войска, призванные поддержать готовившееся на съезде депутатами - коммунистами снятие Б. Ельцина с поста председателя Верховного Совета. Но это вызвало прямо противоположный эффект. Снятие Ельцина не состоялось. Более того, было принято решение о введении в РСФСР поста президента. М. Горбачев был вынужден признать свою ошибку. Войска из столицы вывели.

Противостояние российских и союзных властей сыграло важнейшую роль в судьбе СССР. Многие республики не предпринимали радикальных шагов, ожидая, чем закончится борьба в Москве. Отношения руководства России и Союза начали обостряться после принятия Россией декларации о суверенитете. Усилению противостояния между ними способствовало и разное видение дальнейших экономических и политических преобразований в стране. Российское руководство не скрывало своего стремления трансформировать экономику на рыночных началах, покончить с единовластием КПСС. Консерваторы, преобладавшие в союзных властных структурах, противились этому. Специфика этого противостояния заключалась в том, что и либералы, как называли Б. Ельцина и российские власти , и консерваторы, исходили из посылки, что перестройка зашла в тупик и нужно срочно менять курс реформ. Консерваторы призывали вернуться к социалистическим, классовым ценностям, а либералы – к буржуазным. И те, и другие подвергали жесткой критике М. Горбачева.

М. Горбачев был вынужден маневрировать между двумя этими крайними точками зрения, не решаясь прибегнуть к жестким мерам по восстановлению прежнего СССР или порвать с КПСС и приступить к радикальным рыночным реформам. С целью укрепить центральную власть и упрочить свое собственное положение Горбачев выступил с инициативой введения поста Президента СССР. Выборы президента состоялись 15 марта 1990 г. на III съезде народных депутатов СССР. Президентом, как и предполагалось, стал М. Горбачев. Однако повышение властного статуса не смогло спасти его от потери авторитета среди людей. Кроме того, выборы Горбачева президентом на съезде, а не всенародным голосованием лишили его пост необходимой легитимности, что в серьезной степени обрекало на неудачу его президентскую деятельность.

В качестве президента М. Горбачев направил свои усилия в первую очередь на сохранение Союза, соглашаясь на некоторые уступки республикам, на подписание нового союзного договора. Пожалуй, у него не было другого выхода. По некоторым оценкам, у Горбачева был один шанс сохранить себя в качестве влиятельного политического деятеля – завершить успешно процесс реформирования СССР и заключить новое соглашение о союзе.

По мнению Б. Ельцина, «Горбачев, только будучи „зажатым в угол“ различными политическими силами, выдвинул идею нового союзного договора».

Так или иначе, но М. Горбачев стремился сохранить Союз в качестве Федерации, оставить за центром максимально большие полномочия, подписать Союзный Договор как можно быстрее. В середине ноября 1990 г. президент СССР на заседании руководителей союзных республик предложил программу из 8 пунктов по выводу СССР из экономического и политического кризиса. Большинство предложений было направлено на укрепление, расширение и концентрацию верховной исполнительной власти в СССР. Предполагалось превратить Совет Федерации в постоянный орган, состоящий из руководителей республик, реорганизовать всю исполнительную власть, подчинив ее непосредственно президенту. Кроме того, принять экстренные меры по укреплению правопорядка, социальной защите некоторых категорий граждан и т. д. Лидеры республик этот план не одобрили.

Еще одну попытку укрепить центральную власть М. Горбачев предпринял на IV съезде народных депутатов СССР. Съезд наделил Президента дополнительными полномочиями. В частности, он получил право непосредственно руководить правительством, возглавил Совет Федерации и Совет Безопасности СССР. Была введена должность вице-президента, на которую был назначен Г. Янаев.

Однако реально центральная власть не только не укреплялась, а день ото дня слабела. В обнародованных в апреле 1991 г. данных о положении в стране указано, что в союзный бюджет попадало не более 40 % запланированных финансовых поступлений от республик. В сложившейся ситуации М. Горбачев решил апеллировать к народу. 17 марта 1991 г. состоялся референдум о сохранении Советского Союза. В нем приняло участие население 9 союзных республик. Большинство проголосовало за сохранение обновленного Союза.

Результаты референдума подтолкнули Горбачева активизировать переговорный процесс по поводу реформирования союзного государства. Однако время уже было упущено. Некоторые республики, твердо ориентировавшиеся на выход из Союза, не приняли в переговорах участия.

Эти переговоры, начавшиеся в апреле 1991 г., получили название Новоогаревского процесса, по названию подмосковной резиденции Президента СССР, где они проходили. В Новоогаревском процессе приняли участие 9 союзных республик (РСФСР, Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан) и союзный центр в качестве самостоятельного участника дискуссий.

Для многих решение Горбачева начать переговоры стало неожиданностью. Б. Ельцин говорит об этом так: «Совещание в Ново-Огарево было для меня сюрпризом. То, что сказал на встрече Горбачев, превзошло все мои ожидания».

По итогам первого заседания, состоявшегося 23 апреля, его участники сделали совместное заявление о безотлагательных мерах по стабилизации обстановки в стране и преодолению кризиса. В заявлении говорилось: «Участники встречи считают, что непременным условием стабилизации обстановки в стране является принятие решительных мер по восстановлению повсеместно конституционного порядка, неукоснительному соблюдению действующих законов впредь до принятия нового Союзного договора и Конституции Союза. Первоочередной задачей для преодоления кризиса является заключение нового договора суверенных государств с учетом итогов проведенного всесоюзного референдума… В течение всего переходного периода должна обеспечиваться нормальная деятельность органов власти Союза и республик, Советов народных депутатов всех ступеней… Учитывая исключительно острую кризисную ситуацию в стране , руководители Союза и республик считают нетерпимыми попытки достигать политических целей путем подстрекательства к гражданскому неповиновению, забастовкам, призывы к свержению существующих законно избранных органов государственной власти. Участники встречи отдают себе отчет в том, что все эти меры по стабилизации обстановки и преодолению кризиса немыслимы без кардинального повышения роли союзных республик».

В ходе дальнейших переговоров были выработаны проекты новых документов о Союзе Суверенных Советских Республик, предполагавшие создание фактически конфедеративного государства. Права республик существенно расширялись. В частности, были достигнуты договоренности об установлении такой системы отчислений налогов, чтобы республики передавали в центр фиксированный процент от своих доходов. Лидером в переговорах со стороны республик была Россия, Б. Ельцин. По его словам, «как правило, приходилось брать инициативу на себя, если речь шла о принципиальном вопросе. И спорить. Это всех устраивало. При существовании двух полюсов всем остальным было удобно выбирать свою позицию, маневрировать. Мы с Горбачевым брали всю моральную тяжесть выяснения спорных проблем на себя».

К лету 1991 года большинство спорных проблем удалось решить. Подписание союзного договора было намечено на 20 августа.

Подписанию договора помешали события 19–21 августа. В СССР несколькими высшими руководителями был создан Государственный Комитет по чрезвычайному положению. Президент М. Горбачев был отстранен от власти и изолирован в своей резиденции в Крыму. Целями ГКЧП были восстановление Советского Союза в прежнем виде и сворачивание процесса перемен в стране. Августовские события радикально повлияли на дальнейшее развитие событий, на судьбу Советского Союза.

ГЛАВА II. РАСПАД СССР

На августовские события все республики отреагировали заявлениями о государственной независимости. "В политическом смысле принцип руководства центра так сильно скомпрометировал себя, что республикам ничего не оставалось другого, как выбирать путь самостоятельного развития. Вместо постепенного и мягкого перехода от унитарного Союза к Конфедерации мы получили полный вакуум политического центра. Центр в лице Горбачева был полностью деморализован. Он потерял кредит доверия у возрождающихся национальных государств. Центральный механизм власти и управления «был настолько разлажен, что никакие самые своевременные и оптимальные решения не имели шансов быть проведенными в жизнь: Республиканские власти все чаще принимали к исполнению только те распоряжения центральных министерств, какие им были выгодны. В центре нарастала чехарда в связи с тем, что власть де факто раздвоилась между Кремлем и Белым Домом».

Позиции союзных властей и М. Горбачева значительно ослабли. Фактически Горбачев оказался в полной зависимости от российского руководства и вынужден был солидаризироваться с действиями Ельцина. Ельцин, в свою очередь, попытался сконцентрировать власть в своих руках. Еще в дни путча он принял указ «О прекращении деятельности КПСС и КП РСФСР на территории России». Вся союзная собственность на территории РСФСР указом Ельцина была подчинена России. 25 августа Горбачев заявил о сложении с себя обязанностей Генерального секретаря и о роспуске ЦК КПСС. Назначения на важнейшие союзные посты осуществлялись по прямому указанию Ельцина. Так, сразу же после путча Горбачев назначил новых председателя КГБ, министров обороны и иностранных дел. Ельцин был категорически против, назвал свои кандидатуры. Горбачев был вынужден согласиться.

На Внеочередном съезде народных депутатов СССР, состоявшемся 2 – 5 сентября, руководители 10 союзных республик предложили съезду самораспуститься и сформировать межреспубликанские структуры власти на переходный период до заключения нового союзного договора. Съезд эти предложения принял. Высшим представительным органом власти стал Верховный Совет. Вместо кабинета министров создавался Межреспубликанский экономический комитет. Большинство союзных министерств ликвидировалось. Кроме того, создавался Совет глав государств (Госсовет), в который входили президент СССР и лидеры республик.

Первым актом Госсовета стало признание независимости Прибалтийских государств. Госсовет также должен был разработать проект Союзного Договора. Непосредственно разработку взяли на себя Горбачев и Ельцин. Наибольшую заинтересованность в создании нового Союза проявил М. Горбачев. Наряду с договором он предлагал республикам подписать Экономическое соглашение, чтобы «не потерять» республики, которые не готовы войти в Союз. Б. Ельцин представил свой вариант договора, который предполагал, по словам М. Горбачева, образование сообщества типа СЭС, но с еще более ослабленными функциями центральных органов. Горбачев и другие республиканские лидеры высказались против такого варианта, и было решено возобновить работу на основе августовского проекта.

М. Горбачев большую часть вины за неудачу переговоров возлагает на Ельцина, говоря, что он «играл наиболее деструктивную роль, стремился захватить как можно больше власти, склонялся к идее отгородиться от других республик и т. д.» В этой ситуации немаловажную роль сыграла Украина. Украинский Верховный Совет 24 августа провозгласил независимость республики и назначил на 1 декабря 1991 г. референдум для утверждения этого решения, и выборы президента Украины. В силу этого обстоятельства руководитель Украины Л. Кравчук отказывается подписывать какие-либо новые варианты союзного договора до итогов декабрьского референдума. Далее Горбачев отмечает, что «наиболее твердыми сторонниками Союза были руководители среднеазиатских республик и особенно президент Казахстана Н. Назарбаев». Но и они не проявили настойчивости, отдавая инициативу Ельцину, ожидая определенности в позиции Украины. Новоогаревский процесс продолжался, но результатов не было.

Последнее совещание Госсовета состоялось 25 ноября. На нем Б. Ельцин потребовал заменить формулу «Союзное государство» на «Союз государств» и заявил об отказе подписывать текст до рассмотрения его Верховным Советом России. Другие республиканские лидеры также требовали все большей независимости от центра. Все хотели поднять свой статус , стать равноправными членами ООН. М. Горбачев пытался убедить их продолжить работу и подписать, наконец, договор. Но он уже ничего не мог поделать «с почувствовавшими вкус свободы руководителями союзных республик».

В конце концов разработанный компромиссный вариант никто подписывать не стал. По сути, это был приговор новоогаревскому документу. Все же М. Горбачев не терял надежды. На пресс-конференции 25 ноября он заявил, что в "скором времени договор будет подписан. 27 ноября проект договора был опубликован в печати.

Согласно проекту, новое союзное государство – Союз Суверенных Государств – объявлялся конфедеративным государством, правопреемником СССР. Республики, входящие в Союз, имели статус суверенных государств, сохраняющих за собой «право на решение всех вопросов своего развития», «самостоятельно определяющих свое национально-государственное и административно-территориальное устройство, систему органов власти и управления», являющихся субъектами международного права, сохраняющих право свободного выхода из Союза.

Органами Союза являлись: двухпалатный парламент – Верховный Совет Союза, имеющий право издавать общесоюзные законы, принимать союзный бюджет, решать вопросы войны и мира; Президент Союза, выступающий гарантом соблюдения Договора, представляющий Союз в отношениях с зарубежными государствами, а также являющийся Главнокомандующим Вооруженными Силами Союза; Государственный Совет Союза, создающийся для «согласования наиболее важных вопросов внутренней и внешней политики, затрагивающих общие интересы государств - участников Договора», в составе Президента Союза и высших должностных лиц государств - участников; Правительство Союза, подчиняющееся Президенту и ответственное перед парламентом, формирующееся Президентом по согласованию с верхней палатой парламента – Советом республик; Верховный и Высший арбитражный Суды Союза.

Договор предусматривал единые Вооруженные Силы с централизованным управлением, но государства, входящие в Союз, имели право создавать собственные вооруженные формирования, функции и численность которых определялись специальным соглашением.

О разграничении полномочий и предметов ведения центральных и республиканских властей в проекте говорилось в самом общем виде. Констатировалось, что государства - участники образуют единое экономическое и политическое пространство. Устанавливались сферы совместного ведения, по которым должны были заключаться соответствующие многосторонние договоры и соглашения: об экономическом сообществе; о совместной обороне и коллективной безопасности; о координации внешней политики; о координации общих научно-технических, экологических программ; о защите прав человека и национальных меньшинств; в области энергетики, транспорта, связи, космоса; о сотрудничестве в области образования и культуры; о борьбе с преступностью. Полномочия союзных органов определялись республиканскими. В дальнейшем предусматривалась выработка процедур согласования решений и их исполнения. Союзный бюджет также разрабатывался путем особого соглашения.

Анализ данного проекта союзного договора позволяет сделать вывод, что республики наделялись широкими полномочиями, имели возможность путем специальных договоров с центром получить дополнительные права и полномочия. При этом республики имели перед Союзом минимум обязательств. Очевидно, что стремление республиканских лидеров обрести всю полноту государственной власти сыграло в их нежелании подписывать договор решающую роль.

Окончательно вопрос о Союзе решил референдум на Украине. Большинство принявших участие в голосовании жителей республики высказались за независимость. Одновременно Л. Кравчук был избран президентом, и, опираясь на итоги референдума , отказался подписывать союзный договор. Б. Ельцин сразу же декларировал признание Россией независимости Украины.

8 декабря в Белоруссии президенты России и Украины и председатель Верховного Совета Белоруссии С. Шушкевич провели переговоры, результатом которых стало решение о денонсации союзного договора 1922 года и прекращении существования СССР. Одновременно они договорились о создании нового объединения – Содружества Независимых Государств. Эти соглашения были поддержаны руководителями других республик, входивших в СССР. 21 декабря на встрече в Алма-Ате к СНГ присоединились еще 8 республик – Армения, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В этих условиях М. Горбачеву, назвавшему Беловежские соглашения вероломством, не оставалось ничего иного, как уйти в отставку. 26 декабря он объявил о прекращении полномочий исполнения им функций президента СССР в связи с исчезновением самого государства. В этот же день союзный парламент принял декларацию о прекращении существования СССР.

Объясняя причины решений, принятых 8 декабря 1991 г., Б. Ельцин пишет: «Подписывая это соглашение, Россия выбирала иной: мирный, демократический, не имперский путь развития. Она выбирала новую глобальную стратегию: отказывалась от традиционного образа „властительницы полумира“, от вооруженного противостояния западной цивилизации, от роли жандарма в решении национальных проблем: идея заключалась в том, чтобы резко изменить политический климат: Беловежское соглашение, как мне тогда казалось, было нужно прежде всего для того, чтобы резко усилить центростремительные тенденции в развалившемся Союзе, стимулировать договорный процесс. Странно слышать, что наши действия были направлены на согласованный развал Союза, его внезапное уничтожение: СНГ являлось единственной на тот момент возможностью сохранить единое геополитическое пространство».

Подобная точка зрения не лишена оснований. После августа 1991 года центробежные тенденции получили мощный толчок. И без того ослабленные союзные структуры не выдержали. СССР стремительно распадался. Политические расчеты и амбиции не позволили руководителям республик прийти к согласованию интересов в рамках ослабленного Союза. Но они также понимали, что одновременно с распадом страны рвались экономические связи и, что это будет иметь отрицательные последствия для экономик новых независимых государств.

Труднее ответить на вопрос, представляли ли они масштабы этих последствий. Во всяком случае, Президент России относился к этому вопросу довольно легко, рассуждая о том, что «части бывшего Советского Союза все равно останутся в зоне общего сотрудничества, и культурная, бытовая, экономическая и политическая интеграция рано или поздно сделает свое дело».

ГЛАВА III. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СНГ

То, что было просто на словах, на деле оказалось гораздо сложнее. Первоначально страны - члены СНГ не проявляли активности и стремления к сотрудничеству, к сближению экономик в рамках содружества. По мнению Е. М. Примакова, «образование СНГ было продиктовано скорее стремлением притупить остроту негативной внутренней реакции, внешняя, в основном, была противоположной – на распад великого государства».

В работах, посвященных СНГ, также отмечается, что в начале 1990?х годов в России у значительной части политической элиты появилось убеждение, что другие союзные республики жили за счет РСФСР, являлись и являются тормозом для ее развития. Поэтому оптимальным для России признавалось политика дистанцирования от них и одновременно сближение с более западными партнерами.

С 1996 года произошло изменение концепции внешнеполитической деятельности Российской Федерации. Новый министр иностранных дел Е. Примаков заявил, что «отношения со странами СНГ являются главным приоритетом внешней политики России». К жизненно важным российским интересам на территории всего бывшего СССР были отнесены: налаживание на новой основе хозяйственных и транспортных связей; урегулирование конфликтов и достижение стабильности на российских границах, оборона внешних рубежей СНГ; гармонизация внешнеполитических курсов; создание одного военно-стратегического пространства; создание единого информационного пространства; защита прав этнических россиян.

Интеграция в рамках постсоветского пространства рассматривалась как инструмент повышения значимости внешнеполитического потенциала России на международной арене.

Объективной основой интеграции бывших республик СССР являются социально-экономические факторы, общность традиционных многолетних кооперативных связей. Оказавшись после 1991 г. в разных государствах, отгороженных политическими, валютными и другими барьерами , предприятия и сегодня нуждаются в тесных контактах. Разрыв стабильных экономических связей между бывшими советскими республиками на первом этапе российских реформ (1992?93 гг.) был «причиной падения валового внутреннего продукта России примерно наполовину, еще около четверти этого падения приходится на разрыв связей с бывшими странами СЭВ и лишь оставшаяся четверть была, собственно, следствием проводимых реформ».

Россия продолжает предоставлять безвозмездные субсидии странам СНГ. Размер этой помощи измеряется миллиардами и десятками миллиардов долларов США. Расчеты министерства экономики и Госкомстата показывают, что соотношение цен на ввозимые в Россию сельскохозяйственные сырье и продукты питания и вывозимые из России энергоносители крайне невыгодно для нее.

Фактором интеграции является также «необходимость обеспечения оборонной безопасности. Сама Россия может производить лишь около 18 % систем современного вооружения, все остальное – только в кооперации со странами СНГ. Любые перспективы развития оборонной промышленности как в России, так и в странах СНГ сопряжены с выработкой единой оборонной политики».

В качестве социокультурного фактора объединения стран СНГ выступает «цивилизованное единство» населения, схожесть социальной структуры, степень образования, общий исторический опыт и традиции. В СНГ после распада СССР осталось 25 млн русских. Сложная социально-экономическая и политическая ситуация в этих странах приводит к эмиграции значительной части русских на историческую родину.

Как видим, у стран СНГ и, в частности, у Российской Федерации достаточно причин для объединения. Не случайно со времени создания содружества странами - участницами было подписано множество договоров и соглашений, направленных на поддержание единства.

Особенно активная и эффективная политика в этой области стала проводиться Россией, которая является ядром интеграционных процессов, и другими странами СНГ с середины 90?х годов. В рамках СНГ создан Межгосударственный экономический комитет (МЭК), который является постоянно действующим координирующим органом Содружества. 26 мая 1995 г. была принята конвенция о Межпарламентской Ассамблее государств - участников СНГ, деятельность которой направлена на создание законодательной базы для сотрудничества. Межпарламентская Ассамблея организует международные конференции и семинары, «круглые столы», мероприятия, связанные со значительными событиями в политической и культурной жизни государств Содружества. С 1997 г. в Санкт-Петербурге проводится ежегодный экономический форум, ставший новой организационной формой интеграции стран Содружества и их взаимодействия с другими государствами. 26 мая 1996 г. был подписан договор о сотрудничестве в охране границ государств - участников СНГ с государствами, не входящими в Содружество. В соответствии с этим договором, Россия участвует в охране границ ряда государств. Это особенно важно для России потому, что фактически южные границы СНГ являются и российской границей. На обустройство границы с Казахстаном у России нет средств. Кроме того, не последнюю роль здесь играет внутриполитический моральный фактор.

29 марта 1996 г. президентами Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Киргизской республики был подписан Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях в целях создания сообщества интегрированных государств. Стороны договорились направить совместные усилия на поэтапное углубление интеграции в экономике, науке, образовании, культурной и социальной сферах, при соблюдении суверенитета государств - участников. В 1999 г. к Договору присоединился Таджикистан. Был создан Межпарламентский комитет, направивший свои усилия на налаживание межпарламентского сотрудничества в целях сближения национальных законодательств стран - участниц. В рамках договора планировалось создать межгосударственные финансово-промышленные группы, совместные предприятия и другие организационно– хозяйственные структуры, позволяющие гибко реагировать на изменения во внутреннем и внешнем рынках. Важным фактором для дальнейшего развития сотрудничества является урегулирование вопроса о взаимных долгах.

Важнейшим политическим событием для СНГ стало подписание договора о сотрудничестве между Россией и Белоруссией. Процесс объединения двух стран, начавшийся в 1996 году, не останавливается до сих пор, несмотря на имеющиеся трудности как объективного, так и субъективного характера.

Российская Федерация принимала участие в урегулировании региональных конфликтов на территории СНГ: грузино-абхазского, грузино-южноосетинского, ситуации вокруг Нагорного Карабаха, приднестровской проблемы, междоусобного кризиса в Таджикистане. К разрешению конфликтных ситуаций привлекаются российские военные миротворческие силы.

Наряду с интеграционными процессами в России и странах СНГ существовали и другие явления: усиление противодействия России внутри Содружества. Обозначились и государства, которые выступили активной оппозицией России. Это Украина, Грузия, Азербайджан, Узбекистан, Туркмения. Руководители этих стран стремятся доминировать в своих регионах, строить взаимоотношения с Россией преимущественно на двустороннем уровне.

Непросто складывались отношения России с Украиной. Одной из основных проблем в их взаимоотношениях была проблема Крыма. Крымский полуостров, бывший частью РСФСР , в 50?е годы передал Украине Н. С. Хрущев. К этой чисто территориальной проблеме добавилась проблема Черноморского Флота. После долгих и тяжелых переговоров выходом из спорной ситуации была признана долгосрочная аренда Севастополя Россией в качестве базы российского Черноморского Флота. Это соглашение способствовало подписанию всеобъемлющего российско-украинского договора в 1998 году.

Противники интеграции стран СНГ есть как в странах Содружества, так и за его пределами. На Западе существует идея об опасности так называемого «СССР?2» как факторе усиления России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Запад активно содействует участию членов СНГ в системе «Партнерство во имя мира», способствуя сближению этих стран с НАТО.

Существенной проблемой СНГ остается «разноскоростность» интеграции в рамках Содружества, различия в направлениях и сроках осуществления странами реформ. Не выработан четкий механизм выполнения принятых решений, поступательного движения от простых форм к более сложным.

Политическое руководство Российской Федерации считает оптимальным вариантом в отношениях со странами ближнего зарубежья вести курс на всестороннюю интеграцию в рамках единой для всех стратегии. Однако, по данным Совета по внешней и оборонной политике при Президенте Российской Федерации, «в отношениях со странами СНГ, как правило, продолжаются дезинтеграционные процессы. Это выражается в следующем: в большинстве случаев уменьшается объем экономических связей между Россией и этими странами; нарастают различия в общественном и социальном устройстве, в уровнях экономического развития; сильны стремления к разъединению, исключительно политического характера».

Таким образом, в СНГ остается гораздо больше нерешенных проблем, чем вопросов, нашедших свой ответ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СССР прекратил существование накануне своей 69?й годовщины с момента образования. Его распад стал результатом воздействия целой череды обстоятельств. К субъективным факторам относятся просчеты или, наоборот, целенаправленные действия тех или иных политических лидеров в процессе, приведшем к исчезновению Советского Союза с политической карты мира.

Но, безусловно, основными стали объективные причины распада СССР. К ним исследователи относят недостатки национально-территориального устройства Союза. Государства, подобные СССР, рано или поздно разрушаются. Народы, имеющие в рамках таких «империй» свою государственность, стремятся обрести полную независимость. В различных источниках обращается внимание на то, что в 1917–1921 гг. независимыми пожелало стать большинство национально-территориальных окраин Российской империи. Образовать единое государство удалось только силой. В стране было создано централизованное авторитарно-тоталитарное государство, которое не могло существовать в условиях политического плюрализма. Цементирующим элементом СССР было единовластие КПСС. Утрата компартией монополии на власть в результате политических изменений, произошедших в стране, способствовала тому, что распад Союза стал стремительным.

Одним из главных факторов развала СССР стал экономический кризис. Недовольство своим постоянно ухудшающимся социально-экономическим положением люди переносили на не справлявшихся со своими функциональными обязанностями государство и аппарат управления, которые не смогли предложить новые эффективные формы экономического и политического развития. Последняя попытка решить проблему с помощью военной силы в августе 1991 года окончательно подорвала авторитет союзного руководства. Инициатива оказалась в руках республиканских властей, которые изначально стремились к независимости своих республик.

Пытаясь смягчить последствия распада, большинство республик объединилось в рамках СНГ. Но, не имея общей стратегии в отношении Содружества, новые независимые государства не сумели быстро наладить эффективное сотрудничество. В то же время, осознание исторической и культурной близости, а также практические соображения диктуют странам Содружества необходимость активизации их усилий в направлении дальнейшего развития интеграционных процессов в СНГ.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Проект Договора о Союзе Суверенных Государств // Горбачев М. С. Жизнь и реформы. Кн. 2. Приложение. М., 1995.

2. История России: новейшее время (1945–1999). М., 2001.

3. Новейшая история Отечества. ХХ век. Т. II. М.

4. Аврус А. И., Голуб Ю. Г. Отечество в ХХ веке: от Российской империи до Российской Федерации. Саратов, 1997.

5. Горбачев М. С. Жизнь и реформы. Кн. 2. М., 1995.

6. Ельцин Б. Н. Записки президента. М., 1994.

7. Примаков Е. М. Годы в большой политике. М., 1999.

8. Россия сегодня: Политический портрет в документах: 1985–1991. М., 1991.

9. Соргин В. Политическая история современной России: 1985–1994. М., 1994.

10. Стратегия для России: повестка дня для президента?2000. М., 2000.

О роли СНГ на постсоветском пространстве

МОЖЕТ ЛИ РАЗВАЛИТЬСЯ СНГ?

В Интернет-пространстве появилась такая шутка, авторы которой сравнивают ситуацию в СНГ с атмосферой, в которой оказались герои детективного романа Агаты Кристи «Десять негритят». Напомню сюжет: Десять не знакомых друг с другом людей приезжают на некий остров. И тут происходит нечто страшное: гости начинают умирать один за другим в соответствии с детской считалкой про негритят, статуэтки которых исчезают с каждой смертью. Примерно то же самое происходит с Содружеством Независимых Государств, которое в свое время Леонид Кравчук назвал «бракоразводным процессом». В 1991 году, после распада СССР, три прибалтийские республики - Латвия, Литва и Эстония - отказались войти в СНГ. Спустя 17 лет, после августовской войны в Южной Осетии, из состава СНГ вышла Грузия, которая к тому же разорвала дипломатические отношения с Россией. Теперь, судя по всему, становится неизбежным выход из СНГ еще одной страны - Украины, которая попутно хотела бы разорвать дипломатические отношения с Москвой.

По мнению экспертов, выход Киева из этой структуры - вопрос решенный, и власти «незалежной» не торопятся выходить из Содружества лишь по технической причине: они ждут выборов президента Украины, назначенных на 25 мая с.г. Согласно прогнозам многих экспертов, именно после вступления в должность нового главы украинского государства Киев начнет процедуру выхода из СНГ, который украинцы называют «тонущим кораблем».

Чем же вызвано стремление Украины выйти из СНГ. Многие эксперты склоняются к тому, что Киев не видит смысла в участии в программах СНГ после того, как Россия без единого выстрела подчинила своему влиянию Крым и добилась перехода полуострова в состав России. В Киеве случившееся оценили как «аннексию после агрессии». Киев не может понять, почему сразу после начала крымского кризиса ни одна страна СНГ не осудила попытку России «нарушить территориальную целостность Крыма». И только парламент Грузии решительно осудил действия России, а МИД Киргизии косвенно поддержал новую власть на Украине, обвинив Януковича в попытке дестабилизировать ситуацию на Украине». Остальные страны СНГ хранили гордое молчание. Они не поддержали Киев, опасаясь осложнения осложнений с Москвой. Так что обиду Киева можно понять.

КИШИНЕВ ЗАДУМАЛСЯ О ВЫХОДЕ ИЗ СНГ

Между тем, Молдова также собирается выйти из СНГ. На днях Либеральная партия Молдавии зарегистрировала в парламенте страны законопроект о выходе республики из СНГ. По данным СМИ, руководство Молдовы серьезно отнеслось к этому законопроекту, так как в Кишиневе опасаются, что следующим после Крыма объектом внимания Москвы может оказаться Приднестровье. Молдавское правительство еще два десятилетия назад утратило контроль над этим районом, где проживает русскоязычное население и где размещены несколько тысяч российских миротворцев. В Кишиневе опасаются, что Россия вскоре с помощью своих миротворцев добьется выдворения из Приднестровья молдавских полицейских и военнослужащих.

Кроме того, в Модове грозит запылать с новой силой тлеющий огонек другого кризиса - гагаузского. В местах компактного проживания гагаузов Молдовы на днях были созданы отряды Народной гвардии для защиты от Молдавии». Башкан (глава) Гагаузии Михаил Формузал заявил: «Подготовительные работы к действию Народной гвардии будут проведены в двухнедельный срок. В частности, во всех населенных пунктах Гагаузии оборудуют помещения, где будут располагаться участковые полицейские и участники отрядов. Кроме того, будет разработан механизм поощрений жителей автономии, принимающих участие в деятельности организации. "Наша задача обеспечить стабильность и порядок всеми допустимыми законодательством способами». Напомню, что 2 февраля в Гагаузии был проведен запрещенный Кишиневом референдум от 2 февраля «об отложенном статусе независимости Гагаузии.

Если выход Молдовы из СНГ не повлечет за собой серьезных последствий для Содружества, попытка Украины покинуть судно под названием «СНГ», может подорвать саму основу существования СНГ, так как Украина является второй после России крупнейшей по роли и значению страной СНГ. Именно на Украине работают многие предприятия «оборонки» бывшего СССР, и если они прекратят реализацию российских заказов, то под угрозой окажутся не только экономические, но и военные интеграционные связи в рамках Содружества. Кроме того, без Украины почти теряют свой первоначальный смысл такие масштабные проекты, как Таможенный союз и Евразийский союз.

ОТНОШЕНИЯ КИЕВА И МИНСКА ОСЛОЖНЯЮТСЯ

Видимо, поэтому Александр Лукашенко предостерег украинские власти от выхода страны из СНГ, назвав это решение «опрометчивым шагом». «Выход Украины из СНГ будет сильным ударом по Содружеству, но не смертельным, - заявил президент Беларуси журналистам в Минске. - Я думаю, что выход Украины из СНГ будет неправильным, неразумным шагом. Почему бы не использовать эту площадку для того, чтобы хотя бы прозвучала твоя точка зрения, чтобы ты мог донести свой мессидж до других государств? Я буду стараться донести все это до украинцев. В ближайшее время я намерен встретиться с некоторыми украинскими политиками. В том числе я попрошу их, чтобы они не делали опрометчивые шаги. Что, СНГ к чему-то сильно обязывает Украину? Зачем захлопывать дверь, которую можно использовать?”

Однако эксперты скептически относятся к попыткам Минска убедить Киев остаться в СНГ. Более того, на днях после эмоционального заявления Лукашенко о том, что «Крым - это российская территория», в Киеве в МИД для объяснений был вызван посол Белоруссии в украинской столице. Таким образом, в отношениях Украины и Белоруссии, которые минувшие два десятилетия жили дружно, могут образоваться осложнения. Кроме того, Киеву придется вести непростой разговор с Астаной по поводу недавнего заявления Нурсултана Назарбаев о поддержке итогов референдума в Крыму о включении полуострова в состав России. Отвечая на обвинения Запада о том, что Россия, присоединив Крым, перекроила границы в Европе и нарушила нормы международного права, Назарбаев сказал: Разве соблюдалось международное право, когда бомбили Югославию? Точно так же, как сегодня Крым, отделилось Косово. Международное право не соблюдалось, когда нападали на Ливию. Совет безопасности ООН установил бесполетную зону, а получилось фактически нападение. Международное право нарушалось и в Ираке. И вся вот эта "арабская весна", теперь наступает действительно "зима". Откат экономики на десятилетие назад. Все это привело к тому, что случилось там».

СЮПРИЗ ДЛЯ МОСКВЫ ИЗ ТАШКЕНТА

Неожиданно для Москвы свою полную солидарность с Киевом проявил Ислам Каримов. 25 марта по поручению президента Узбекистана МИД страны выступил с заявлением, в котором выражается полная поддержка территориальной целостности Украины. «Республика Узбекистан, исходя из основополагающих принципов Устава ООН и норм международного права, твердо и неизменно придерживается позиции по разрешению возникающих международных споров мирными средствами, воздерживаться в международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства", - говорится в заявлении МИД Узбекистана. Это витиеватое заявление узбекского внешнеполитического ведомства не оставляет сомнений: Ислам Каримов решил бросить вызов Владимиру Путину, словно стремясь доказать, что дестабилизировать политическую и экономическую стабильность в Узбекистане Москве не удастся.

Кстати по иронии судьбы, когда в Ташкенте озвучили заявление МИД, косвенно не одобряющее позицию России в крымском вопросе, Госдума Российской Федерации приняла закон о ратификации протокола о применении в отношении Узбекистана договора о зоне свободной торговли СНГ. Как известно, этот протокол был подписан на заседании Совета глав правительств СНГ в Минске 31 мая 2013 года. В конце декабря президент Узбекистана Ислам Каримов подписал закон, ратифицирующий протокол, который ранее был принят парламентом страны. Замминистра экономического развития РФ Алексей Лихачев, представляя документ на пленарном заседании Госдумы, отметил, что «целью протокола является более активное подключение Республики Узбекистан к сотрудничеству в рамках СНГ, а также унификация торговых режимов между государствами-участниками Таможенного союза и Узбекистаном». Кстати торгово-экономические взаимоотношения России с Узбекистаном развиваются динамично: в прошлом году объем товарооборота между двумя странами достиг рекордной планки - более $4 млрд.

По просьбе обозревателя ИА «Медиафакс» свое мнение о роли СНГ на постсоветском пространстве выразил исполнительный директор политологического центра Север-Юг Алексей Власов:

Если страны, входящие в СНГ, будут стремиться к развалу СНГ, то этой цели им достичь будет легко. Для этого Странам-участницам СНГ придется лишь ликвидировать все преференции и экономические льготы, а также ввести визовый режим на пространстве бывшего СССР. Тем не менее, мне кажется, что СНГ вряд ли распадется в ближайшей перспективе. Более того - роль организации может возрасти в случае появления внешнего фактора, который заставит страны СНГ объединиться вокруг ключевой страны Содружества - России. Сегодня на пространстве СНГ существуют общие для всех 11 стран Содружества риски и вызовы, связанные борьбой с терроризмом, наркотрафиком и религиозным экстремизмом. И для успешной борьбы с этими угрозами страны СНГ должны объединить свои усилия.

25 лет назад в мире произошло одно из важнейших геополитических событий: распад Советского Союза с одновременным образованием Содружества Независимых Государств (СНГ).

2016-й год стал юбилейным для Содружества Независимых Государств (СНГ). К 25-летию объединения ТАСС собрал основные факты об организации, которая не является ни государством, ни надгосударственным образованием.

Как появилось СНГ?

  • 8 декабря 1991 года президент РСФСР Борис Ельцин, председатель Верховного Совета Белоруссии Станислав Шушкевич и президент Украины Леонид Кравчук в резиденции в Вискулях (Беловежская пуща, Белоруссия) констатировали распад СССР и подписали Соглашение о создании СНГ. В преамбуле документа подчеркивалось, что с этого момента СССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекратил свое существование.
  • 13 декабря о своем желании присоединиться к СНГ заявили лидеры других республик бывшего Союза.
  • 21 декабря 1991 года в Алма-Ате на встрече глав Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины была принята Алма-Атинская декларация и Протокол к Соглашению о создании СНГ.
  • Алма-Атинская встреча завершила процесс преобразования бывших республик СССР в суверенные государства. В Декларации подтверждалось взаимное признание суверенитета и нерушимости границ, подчеркивалось, что взаимодействие участников СНГ будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты.

Кого объединяет СНГ?

СНГ – это региональная межгосударственная организация, объединяющая 11 стран постсоветского пространства

  • Азербайджан (1991)
  • Армения (1991)
  • Белоруссия (1991)
  • Казахстан (1991)
  • Киргизия (1991)
  • Молдавия (1991)
  • Россия (1991)
  • Таджикистан (1991)
  • Узбекистан (1991)
  • Украина (в статусе государства-участника - 1991)
  • Туркмения (в статусе ассоциированного члена - 2005)

Что значит "государство-член", "государство-участник" и "ассоциированный член"?

  • Государствами-членами Содружества, согласно Уставу, являются только государства-участники, присоединившиеся к Уставу СНГ в течение одного года после его принятия.
  • Устав Содружества был принят 22 января 1993 г., тогда же его подписали Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. В том же году к Уставу присоединились Азербайджан и Грузия, в 1994 г. - Молдавия.
  • Украина и Туркменистан не являются полноправными членами, поскольку не ратифицировали Устав СНГ.
  • С декабря 1991 г. Украина имеет статус государства-участника.
  • Туркменистан являлся государством-участником с декабря 1991 г. до августа 2005 г., с августа 2005 г. – ассоциированный член. Статус ассоциированного члена предоставляется государству, желающему участвовать лишь в отдельных видах деятельности организации.
  • Ни в одном документе СНГ не проводится различие между статусом членов и участников Содружества.

Какой орган является высшим в СНГ?

  • Совет глав государств, в котором представлены все 11 стран.

Для решения каких задач существует объединение?

  • сотрудничество в политической, экономической, социальной, культурной и иных областях
  • создание общего экономического пространства
  • обеспечение прав и свобод человека, мира и безопасности
  • борьба с организованной преступностью
  • сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ и т.д.

Где находится штаб-квартира Исполнительного комитета объединения?

  • в Минске (Белоруссия)

Какой язык в СНГ является рабочим?

  • русский.

По какому принципу осуществляется председательство в организации?

  • Председательство в органах СНГ осуществляется поочередно каждым государством-участником Содружества в лице его представителя на основе принципа ротации, на срок не более одного года.
  • 1 января 2016 г. председательство в СНГ перешло к Киргизии.
  • Россия будет председательствовать в 2017 г.

Как вступить в объединение и выйти из него?

  • Устав Содружества предусматривает, что членом СНГ может стать любое государство, разделяющее цели и принципы организации и принимающее на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов.
  • Согласно статье 9 Устава, государство-член вправе выйти из Содружества. Для этого необходимо за 12 месяцев до предполагаемого выхода письменно известить о своем намерении депозитария Устава СНГ (Белоруссия). При этом все обязательства данного государства, возникшие в период его участия в организации, должны быть полностью им выполнены.

Какие страны и при каких обстоятельствах пользовались правом выхода из СНГ?

  • Правом выхода из СНГ воспользовалась лишь одна страна - Грузия.
  • Решение о выходе Грузии из Содружества было принято руководством этой страны после грузино-югоосетинского конфликта в августе 2008 г.
  • 12 августа 2008 г. президент Грузии Михаил Саакашвили сделал заявление о выходе страны из СНГ.
  • 14 августа парламент республики принял постановление о выходе Грузии из трех соглашений: Соглашения о создании СНГ от 8 декабря 1991 г., Устава СНГ от 22 января 1993 г. и Договора о создании Экономического союза СНГ от 24 сентября 1993 г.
  • 18 августа МИД Грузии направил соответствующую ноту в Исполком СНГ. Решение вступило в силу спустя год.
  • С 18 августа 2009 г. Грузия не является государством - участником СНГ.

Какие страны и при каких обстоятельствах делали заявления о выходе из СНГ?

  • 19 марта 2014 г. директор департамента информационной политики украинского МИД Евгений Перебейнос сообщил , что Украина приостанавливает председательство в СНГ. Кроме того, "Украина оставляет за собой право рассмотреть целесообразность дальнейшего участия в деятельности СНГ".
  • Решение украинской стороной принято после проведения 16 марта референдума о статусе Крыма и Севастополя и вхождении их в состав России.
  • В 2014 г. неоднократно появлялись сообщения о возможности выхода Украины из СНГ, однако официальную заявку страна не подавала.

Министерство Образования и Науки Республики Казахстан

Казахский Национальный Аграрный Университет

Кафедра: Общественные дисциплины

На тему: Распад СССР и создание СНГ

Выполнил (а)_______________________________

Проверил (а): ______________________________

Алматы 2010

Вступление
Глава I. Дезинтеграционные процессы в СССР
1. Противостояние центра и республик
2. Национализм и сепаратизм. Парад суверенитетов
3. Пробы укрепления союзной власти. Новоогаревский процесс
Глава II. Распад СССР
1. Возобновление Новоогаревского процесса
2. Проект контракта ОССГ
3. Создание СНГ
Глава III. Становление и развитие СНГ
1. Причины интеграции
2. Наша родина - СНГ
3. Документы Содружества
Заключение
Список используемой литературы

ВСТУПЛЕНИЕ

В декабре 1991 года Альянс Русских Социалистических Республик прекратил свое существование. Несколько республик, входивших ранее в советскую федерацию, объявили о разработке на местности бывшего СССР нового межгосударственного образования - Содружества Независящих Стран.
Дезинтеграционные процессы начались в Русском Союзе уже посреди 1980-х гг. В этот период в критериях ослабления идеологического диктата и всесилия КПСС, проявился кризис национально-государственного устройства страны. Оказалось, что в стране имеется много этнических конфликтов, которые в обстановке гласности всплыли на поверхность (к примеру, грузино-абхазский, армяно-азербайджанский). В республиках набирали силу националистические движения, которые отчасти поддерживались республиканским управлением, опасавшимся за свою судьбу в свете неопределенных перспектив КПСС. В ряде республик обострились дела меж титульными цивилизациями и русскими. Управление Русского Союза попыталось взять националистические движения под контроль, поощряя "рост государственного самосознания всех наций". Но, как оказывается, у управления страны не было програмки решения государственных заморочек, умения вовремя и отлично реагировать на обострение этнических конфликтов. В итоге вооруженные столкновения переросли в межнациональные войны. Пробы решить делему национализма при помощи войск не привели к положительным результатам, а еще более подтолкнули национальные движения к борьбе за выход из СССР.
Ослаблению союза содействовал нараставший экономический кризис. М. Горбачев и центральное правительство, очевидно не справлявшиеся с задачей преодоления экономического спада и реформирования экономики, с каждым годом теряли авторитет как у народа, так и у управления союзных республик.
Центр не сумел выработать новенькую объединяющую идеологию взамен устаревшей коммунистической. В итоге всего этого государственный центр, оставшись без наднациональной идеи, объективно работал против одного страны.
В данной работе мы попытаемся проследить главные этапы распада СССР и установления новейших взаимоотношений меж бывшими русскими республиками в рамках СНГ.

ГЛАВА I. ДЕЗИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СССР

Национализм и сепаратизм проявились в 1-ые же годы перестройки. 17-19 декабря 1986 г. в Алма-Ате под предлогом того, что на пост первого секретаря ЦК КП Казахстана заместо Кунаева был назначен Колбин, тыщи юных казахов устроили беспорядок. Погибли двое российских дружинников, выше тыщи человек обратились за помощью в мед учреждения. Для восстановления порядка были использованы войска. Армяно-азербайджанский конфликт в Нагорно-Карабахской автономной области перерос в войну. Все пробы приостановить этот конфликт ни к чему не привели.
Наряду со стихийными проявлениями национализма создавались националистические организации, так называемые Народные фронты. Больший размах движение за национальную независимость получило в прибалтийских республиках.
Одной из форм данной борьбы стала критика русской истории. В августе 1987 г. в связи с годовщиной заключения советско-германского пакта о ненападении в Прибалтике прошли демонстрации с требованием опубликовать скрытые протоколы, поведать общественности о массовых департациях в сталинские времена. 16 ноября 1988 г. Верховный Совет Эстонии утвердил конфигурации и дополнения к Конституции республики, дозволяющие её высшим органам власти приостанавливать действие законодательных актов СССР. Сразу была принята декларация о суверенитете республики. 17-18 ноября Верховный Совет Литвы внес в Конституцию дополнение о придании литовскому языку статуса муниципального. Подобные дополнения были внесены в Конституции Эстонии (декабрь 1988 г.) и Латвии (май 1989 г.). В 1989 г. Народные фронты Прибалтики объявили противозаконным пакт Молотова-Риббентропа, а, следовательно, противоправным включение Литвы, Латвии и Эстонии в состав СССР. Фаворит литовского Народного фронта "Саюдис" В. Ландсбергис в "Манифесте литовской свободы" объявил, что его организация ставит целью завоевание власти в республике и провозглашение её полной независимости. Такие же цели провозгласили и Народные фронты Эстонии и Латвии.
В апреле 1989 г. в Тбилиси состоялся митинг под лозунгами "Независимость Грузии" и "Долой Российскую империю". Управление Грузии растерялось. Бюро ЦК компартии республики обратилось в ЦК КПСС с просьбой ввести чрезвычайное положение. Было решено навести в Тбилиси войска. В ночь с 8 на 9 апреля митинг был разогнан войсками. Погибли 16 человек. Эти действия отдали мощнейший толчок развитию государственного движения в Грузии.
В мае-июне 1989 г. прошел I съезд народных депутатов СССР. На нем более радикально настроенные депутаты потребовали демонтажа "унитарного имперского государства" и образования новой добровольной федерации. Но на этом съезде представители государственных движений не достигнули поддержки собственных требований.
Потерпев поражение на съезде, националисты попробовали решить вопросец о независимости в Верховных Советах собственных республик. Политическая борьба в республиках достигла необычной остроты. Республиканские компартии пробовали противостоять набиравшим силу государственным движениям, но они утратили былое влияние и монолитность, а компартия Литвы раскололась на две самостоятельные партии. Рвение управления неких республиканских компартий опереться на поддержку центра подорвало их авторитет и сыграло на руку националистам. Результаты выборов в Верховные Советы Латвии, Литвы, Эстонии, Грузии, Армении оказались плохими для коммунистов. В Верховных Советах этих республик большая часть получили сторонники государственной независимости, которые стали решать шаги по выходу из СССР. Но даже в республиках, в каких коммунисты получили большая часть голосов на выборах, Верховные Советы один за иным стали принимать Декларации о государственном суверенитете, провозглашавшие, в первую очередь, верховенство республиканских законов над союзными.
В стране начались так называемые "парад суверенитетов" и "война законов". 12 июня 1990 г. была принята декларация о муниципальном суверенитете РСФСР ("за" - 907 депутатов, "против" - 13, "воздержалось" - 9), 16 июля декларация о суверенитете Украины, 27 июля - декларация о суверенитете Белоруссии. В августе решение об объявлении суверенитета принял Верховный Совет Армении, в октябре - Верховные Советы Казахстана и Киргизии. В июне такого же года на сессии Верховного Совета Эстонской ССР было принято решение о прекращении финансирования из республиканского бюджета деятельности КГБ и военкомата ЭССР. В августе сессия Верховного Совета Армянской ССР постановила остановить на местности республики действие Указа Президента Русского Союза "О запрещении сотворения вооруженных формирований, не предусмотренных законодательством СССР, и изъятии орудия в вариантах его незаконного хранения".
В сентябре Президиум Верховного Совета Украины особым указом запретил продажу за границы республики продукции агропромышленного комплекса сверх установленных размеров её вывоза. В конце 1990 г. Наша родина решила в 5 раз уменьшить отчисления в союзный бюджет. 21 июля 1990 года в день 50-летия провозглашения Русской власти в Литве и Латвии Президиум Верховного Совета Литвы опубликовал заявление, в каком 21 июля оценивалось как "день обиды, позора и несчастья". Верховный Совет Латвии объявил декларацию сейма от 21 июля 1940 года "О вступлении Латвии в состав СССР", не имеющей силы с момента её принятия.
Суверенизация происходила не только в союзных, но и в автономных республиках. В РСФСР о собственном муниципальном суверенитете объявили Монгольская, Башкирская, Калмыкская, Чувашская автономные республики. В Молдавии были провозглашены Приднестровская Молдавская Русская Социалистическая Республика и Гагаузская Республика в составе обновленного СССР.
Весной 1990 года Верховные Советы прибалтийских республик приняли декларации о независимости. Русский Альянс оказался на пороге распада. Союзные власти, не желавшие расширения прав и самостоятельности республик пробовали приостановить процессы суверенизации.
Сделать это при помощи военной силы оказалось для центра проблематично. В вариантах внедрения войск управление страны действовало непоследовательно и нерешительно. Тбилисские действия 1989 г., а потом пробы силовыми способами воспрепятствовать балтийским республикам из состава СССР (столкновения митингующих людей с подразделениями ОМОНа в январе 1991 г. в Вильнюсе и Риге; в столице Литвы погибли 14 человек), заканчивались людскими жертвами и попытками политического управления свалить всю вину на военных. М. Горбачев заявлял, что он не был поставлен в известность о готовящихся военных операциях. По поводу событий в Прибалтике президент СССР сделал двусмысленное заявление, из которого следовало, что столкновения произошли стихийно, военные действовали без указаний сверху: "События, которые произошли в Вильнюсе и Риге, ни в коем случае не являются выражением полосы президентской власти, ради которой она была сотворена. И потому решительно отвожу всякие спекуляции, все подозрения и наветы благодаря чему поводу... Действия в Прибалтике появились в обстановке жесточайшего кризиса. Противозаконные акты, грубое нарушение гражданских прав, дискриминация людей другой национальности, безответственное поведение по отношению к армии, военнослужащим и их семьям создали ту среду, ту атмосферу, где такового рода стычки и побоища просто могут возникать по самым неожиданным поводам. Вот где источник случившейся катастрофы, а не в которых мифических приказах сверху... Как Президент вижу главную задачку в том, чтоб не допустить эскалации противоборства, восстановить обстановку... Совместно с тем, недопустимы никакие самовольные деяния со стороны войск".*

Весной 1991 г. союзные власти попробовали оказать силовое давление на управление Рф. В день открытия III съезда народных депутатов РСФСР в Москву были введены войска, призванные поддержать готовившееся на съезде депутатами-коммунистами снятие Б. Ельцына с поста председателя Верховного Совета. Но это вызвало прямо противоположный эффект. Снятие Ельцына не состоялось. Наиболее того, было принято решение о внедрении в РСФСР поста президента. М. Горбачев был обязан признать свою ошибку. Войска из столицы вывели.
Противостояние русских и союзных властей сыграло важнейшую роль в судьбе СССР. Почти все республики не решали радикальных шагов, ожидая, чем закончится борьба в Москве. Дела управления Рф и Союза начали обостряться опосля принятия Россией декларации о суверенитете. Усилению противоборства меж ними содействовало и различное видение дальнейших экономических и политических преобразований в стране. Русское управление не скрывало собственного рвения трансформировать экономику на рыночных началах, покончить с единовластием КПСС. Консерваторы, преобладавшие в союзных властных структурах, противились этому. Специфика этого противоборства заключалась в том, что и либералы, как называли Б. Ельцына и русские власти, и консерваторы, исходили из посылки, что перестройка зашла в тупик и необходимо срочно поменять курс реформ. Консерваторы призывали возвратиться к социалистическим, классовым ценностям, а либералы - к буржуазным. И те, и остальные подвергали твердой критике М. Горбачева.
М. Горбачев был обязан маневрировать меж 2-мя этими последними точками зрения, не решаясь прибегнуть к твердым мерам по восстановлению прежнего СССР либо разорвать с КПСС и приступить к радикальным рыночным реформам. С целью укрепить центральную власть и упрочить свое собственное положение Горбачев выступил с инициативой введения поста Президента СССР. Выборы президента состоялись 15 марта 1990 г. на III съезде народных депутатов СССР. Президентом, как и предполагалось, стал М. Горбачев. Но повышение властного статуса не сумело спасти его от утраты авторитета посреди людей. Не считая того, выборы Горбачева президентом на съезде, а не всенародным голосованием лишили его пост нужной легитимности, что в суровой степени обрекало на неудачу его президентскую деятельность.
В качестве президента М. Горбачев направил свои усилия в первую очередь на сохранение Союза, соглашаясь на некие уступки республикам, на подписание нового союзного контракта. Пожалуй, у него не было другого выхода. По неким оценкам, у Горбачева был один шанс сохранить себя в качестве влиятельного политического деятеля - завершить удачно процесс реформирования СССР и заключить новое соглашение о союзе.

Так или иначе, но М. Горбачев стремился сохранить Альянс в качестве Федерации, бросить за центром очень огромные возможности, подписать Союзный Контракт как можно скорее. Посреди ноября 1990 г. президент СССР на заседании управляющих союзных республик предложил програмку из 8 пт по выводу СССР из экономического и политического кризиса. Большая часть предложений было ориентировано на укрепление, расширение и концентрацию верховной исполнительной власти в СССР. Предполагалось перевоплотить Совет Федерации в неизменный орган, состоящий из управляющих республик, реорганизовать всю исполнительную власть, подчинив её конкретно президенту. Не считая того, принять экстренные меры по укреплению правопорядка, социальной защите неких категорий людей и т. д. Фавориты республик этот план не одобрили.
Еще одну попытку укрепить центральную власть М. Горбачев предпринял на IV съезде народных депутатов СССР. Съезд наделил Президента доп возможностями. А именно, он получил право конкретно управлять правительством, возглавил Совет Федерации и Совет Сохранности СССР. Была введена должность вице-президента, на которую был назначен Г. Янаев.
Но реально центральная власть не только не укреплялась, а день ото дня слабла. В обнародованных в апреле 1991 г. данных о положении в стране указано, что в союзный бюджет попадало менее 40 % запланированных денежных поступлений от республик. В сложившейся ситуации М. Горбачев решил апеллировать к народу. 17 марта 1991 г. состоялся референдум о сохранении Русского Союза. В нем приняло роль население 9 союзных республик. Большая часть проголосовало за сохранение обновленного Союза.
Результаты референдума подтолкнули Горбачева активизировать переговорный процесс по поводу реформирования союзного страны. Но время уже было упущено. Некие республики, твердо ориентировавшиеся на выход из Союза, не приняли в переговорах роли.
Эти переговоры, начавшиеся в апреле 1991 г., получили заглавие Новоогаревского процесса, по наименованию подмосковной резиденции Президента СССР, где они проходили. В Новоогаревском процессе приняли роль 9 союзных республик (РСФСР, Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан) и союзный центр в качестве самостоятельного участника дискуссий.