До начала XVIII столетия в русской живописи развивались преимущественно иконописные традиции

По воспоминаниям современников, в России в то время любые изображения принимали за иконы: нередко, приходя в дом чужеземца, русские по обычаю кланялись первой попавшейся им на глаза картине. Однако в XVIII в. живопись постепенно стала приобретать европейские черты: художники осваивали линейную перспективу, позволяющую передать глубину пространства, стремились правильно изображать объём предметов с помощью светотени, изучали анатомию, чтобы точно воспроизводить человеческое тело. Распространялась техника живописи маслом, возникали новые жанры.

Особое место в русской живописи XVIII в. занял портрет. Наиболее ранние произведения этого жанра близки к парсуне XVII в. Персонажи торжественны и статичны.

Иван Никитич Никитин (1680 - около 1742) был одним из первых русских портретистов. Уже в его ранних портретах - старшей сестры Петра I Натальи Алексеевны (1715-1716 гг.) и его дочери Анны Петровны (до 1716 г.) - с редким для того времени мастерством переданы объём и естественная поза модели. Однако в этих работах очевидна некоторая упрощённость: фигуры выхвачены из темноты неопределённого пространства лучом яркого света и существуют вне связи со средой; художник ещё неумело изображает строение фигуры и фактуру материалов - бархата, меха, драгоценностей.

Вернувшись в Петербург после четырёхлетней поездки по Италии, Никитин создал лучшие свои произведения, в которых проявилось возросшее мастерство художника. Это портрет канцлера Г. И. Головкина и портрет, известный под названием «Напольный гетман» (оба - 20-е гг.).

В Петровскую эпоху в России обосновалось немало иностранных мастеров, работавших в разных стилях и жанрах. Иоганн Готфрид Таннауэр (1680-1737), приехавший из Германии, писал портреты членов императорской семьи и

приближённых Петра I, а также батальные полотна. Его знаменитая картина «Пётр I в Полтавской битве» (10-е гг.) представляет собой распространённый в Европе тип портрета полководца на фоне сражения.

Луи Каравакк (1684-1754), французский мастер, приглашённый в Россию, вскоре достиг большой славы и положения придворного живописца. Он работал в России много лет и писал портреты всех русских монархов от Петра до Елизаветы. Его кисти принадлежит знаменитый парадный портрет Анны Иоанновны в коронационном платье (1730 г.), который послужил образцом для остальных произведений этого жанра. В портрете передан не только внешний облик императрицы - женщины могучего телосложения, изображённой в торжественной и величественной позе, но и её натура, суеверная и подозрительная. Из мастерской Каравакка вышли многие русские живописцы середины XVIII в.


К концу 20-х - 30-м гг. XVIII в. относится недолгое, но яркое творчество живописца Андрея Матвеевича Матвеева (1701 - 1739). Проведя более десяти лет в Голландии и Фландрии, он стал первым русским мастером, умевшим «писать истории и персоны», т. е. не только портреты, но и картины на мифологические и исторические сюжеты.

Однако больше всего Матвеев знаменит как портретист. Самым известным его произведением считается «Портрет супругов» (около 1729 г.). Споры искусствоведов о том, кто на нём изображён, не утихают до сих пор. Вероятнее всего, это автопортрет художника с женой, т. е. первый автопортрет в истории русской живописи.

С 1727 г. и до самой смерти Матвеев возглавлял «живописную команду» Канцелярии от строений. В ней до открытия Академии художеств учились и служили практически все художники.

К 40-50-м гг. XVIII в. относится творчество Ивана Яковлевича Вишнякова (1699-1761). Самый изысканный портрет Вишнякова изображает Сарру Элеонору Фермор, дочь начальника Канцелярии от строений (1749 г.). Юная девушка в роскошном серебристо-сером атласном платье, вышитом цветами, готовится сделать реверанс. В руке она грациозно держит веер. Кисти рук на полотнах Вишнякова почти всегда написаны с особым изяществом: пальцы лишь слегка касаются предметов, будто скользят по их поверхности. В «Портрете Сарры Фермор» обращают на себя внимание и тонкая живопись кружев, и декоративный пейзажный фон, мотивы которого перекликаются с вышивкой на платье.

Алексею Петровичу Антропову (1716-1795) так и не удалось преодолеть некоторую иконописную плоскостность изображения: в его портретах зритель не ощущает пространства, окружающего модели. Так, на «Портрете статс-дамы А. М. Измайловой» (1759 г.), женщины пожилой и грубоватой, противопоставляются яркие цвета переднего плана и абсолютно тёмный, «глухой» фон. В портрете Петра III (17б2 г.), изображённого художником в виде полководца с маршальским жезлом в руке, поражает контраст между кукольно-грациозной фигуркой монарха и помпезной обстановкой с атрибутами императорской власти - мантией, державой и короной - на фоне битвы.

Во второй половине XVIII столетия в живописи русских мастеров появились новые жанры - пейзажный, бытовой и исторический, который Академия художеств считала главным. Однако самые значительные произведения по-прежнему создавались в жанре портрета.

«ПЕТРОВСКОЕ БАРОККО»

Петровское время - петровские реформы - явилось переломным для всей рус­ской жизни, обозначило переход от Средневековья к Новому времени. При этом ориентация на Западную Европу стала определяющей и даже принудительной. Под влиянием Запада, а также по велению времени искусство постепенно все более при­нимало светский характер, освобождаясь от уз религии.

Основы нового искусства закладывались в Москве. Церковь в Дубровицах, церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня), Сухарева башня, Лефортов­ский дворец были своеобразными предтечами нового, петербургского, стиля. Этот уникальный художественный стиль, сложившийся в особых исторических, географических и климатических условиях, был отражением личных вкусов Петра.

Город, заложенный в дельте реки Невы самим императором и названный им Пе­тербургом в честь своего небесного покровителя, святого апостола Петра, должен был воплотить мечту о новом идеальном городе. Петр замыслил его как вариант лю­бимой им Голландии, как портовый город-крепость. Но, по словам русского худож­ника и историка искусства А.Н. Бену а, только намерение было сделать из Петербур­га что-то голландское, а вышло свое, особенное... Петербургский стиль - это особое ощущение пространства и исторического времени. Внешний облик Петербурга -это прежде всего сочетание низкого северного неба, свинцово-серой шири Невы и взмывающих ввысь вертикалей позолоченных шпилей. Нева, «ее державное тече­нье», является главным «проспектом» города, его главной «площадью». Этот «па­фос шири» - преобладание горизонтальной линии над вертикальной - определялся своеобразием ландшафта -водными пространствами Большой Невы, Малой Невы, Большой Невки, Малой Невки, Фонтанки, Мойки, Екатерининского канала, Крю­кова канала и т.д. Соединение воды и суши дает идеальные горизонтальные линии. Над горизонталями воды и набережных возвышается полоса приставленных друг к другу домов почти одного уровня в силу сложившегося требования строить не выше Зимнего.

Эта зубчатая, как бы дрожащая линия домов на фоне неба создает впечатление призрачности, эфемерности городской застройки, которое усиливается игрой света и красочной гаммой лимонно-белых зданий, мрамора и гранита. Сплошная за­стройка улиц типична для Петербурга, при этом улицы, в силу отсутствия подъе­мов и спусков, становятся как бы интерьером города. Сады и площади «встраивали» в плотные линии домов, что служит еще одним выражением горизонтальности го­рода.

Характерные элементы городского пейзажа - шпили Петропавловской кре­пости, Адмиралтейства и Михайловского замка являются перпендикулярами к го­ризонтальным линиям и тем самым подчеркивают их. Шпилям вторят высокие ко­локольни соборов.


Уникальность петербургского стиля определилась и тем, что город поднялся по воле одного человека, сразу и на пустом месте. Москва, живописно раскинув­шаяся «на семи холмах», росла стихийно вокруг своего исторического центра в


течение многих веков. Петербург же был воздвигнут всего за какую-нибудь чет­верть столетия и почти сразу же в камне.

Строительство новой столицы было связано с событиями Северной войны (1700-1721), которую вела Россия со Швецией за освобождение исконно русских земель на берегах Невы и Финского залива, чтобы утвердиться на Балтийском море.

В мае 1703 г. на Заячьем острове состоялась торжественная закладка крепости. В том же году в центре земляной крепости была заложена деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла, увенчанная шпилем. Первые семь лет существования города составили «деревянный период» его истории, от которого сохранился только домик Петра I на Березовском острове.

1 половина 18 века – эпоха Петровский реформ. В это время своего расцвета достигают все виды изобразительного искусства. Реформы Петра были направлены на европитезацию всех областей русской жизни. Понимая, насущные потребности страны решительными мерами преодолевал отсталость. Поощрял использование европейского опыта во всех областях. Считал, что русскому обществу необходимо овладеть принятым в Европе языком поэзии и искусства с общеупотребимыми там аллегориями, мифологическими образами. Т.е. по сути дела, Петр создавал новую эстетику. Петр выписывает большое количество профессионалов из Европы, но помимо приезжих, Петр ведет работу по созданию своих национальных кадров во всех областях. Использует практику отсылания наиболее талантливой молодежи за рубеж, вводит понятие пенсионерство (человек, уехавший за рубеж учиться за государственный счет). В эпоху Петра значимо служение отечеству, используя свой талант, а родовитость уходит на 2 план. В обществе растет интерес к человеку. Исходя из этого, ведущим жанром становится портрет.

В русских портретах начала 18 века (живопись) прослеживаются традиции художественного опыта древней Руси (парсуна, икона), народного искусства (ДПИ), и использовали европейские культурные традиции. В отличие от средневековой эпохи, когда все художники работали по заказу церкви, в 18 веке интенсивно развивается светское искусство и литература (широко иллюстрируются книжные издания). Перед смертью Петр 1 издал указ об учреждении «Академии художеств и наук». Живопись Ведущий жанр – портрет. В это время возникает жанр станковой картины исторического и бытового содержания. В самых ранних портретах ощущается сильное влияния старой парсуныПортрет Якова Тургенева, 90 годы 17 века Член увеселительного сборища Петровского времени «Все пьянейший, сумосброднейший сбор». Парсунность заключается в статичности позы, плоскостная трактовка фигуры, складки одежды прописаны очень близко с пробелами (как одежда на иконе). С другой стороны язвительная насмешка, ухмылка, жизненность лица. Насмешка над прошлой церковной обрядностью, аскетичностью. Образ «европейского шута». Иван Никитич Никитин (около 1685 – не ранее 1742) После обучения в Италии, возвращается в Россию как первый художник.«Портрет в круге или Портрет Петра Великого» Индивидуальность мастера. В отличии от западноевропейский мастеров, которые давали парадный портрет императора, Никитин не подчеркивает царственность, а подчеркивает человека. Фон темный, из которого свет луча, который выхватывает лицо Петра. Очень контрастные переходы света и тени. Подчеркивается усталость, задумчивость, ум. Взгляд вдаль. Глубина внутреннего содержания, задушевность, правдивая передача внутреннего состояния. «Петр 1 на смертном ложе» Портрет не окончен. Рисовался в течение нескольких часов после смерти. Экспрессивный портрет. Передал свое собственное отношение к Петру, складки на подушке, спокойной благородное лицо. Попытка вырвать дорогие черты из вечности. «Портрет Прасковьи Иоанновны» Много присутствует старорусской живописи. Нет анатомической правильности. Светотеневая моделировка осуществляется от темного к светлому, но он ее делает от темного к светлому. Статичность позы. Отсутствие цветовых рефлексов, т.е. свет ровный, рассеянный. Складки на одежде выписан по стилю, близкие к пробелам на иконах. В лице читается определенный характер, чувство собственного достоинства. Очень выразительные глаза – центр композиции. Ни малейшего кокетства, абсолютная тишина красоты, нет ничего показного.«Портрет Канцлера Графа Головкина» Граф, представитель высшего общества. Одежда, парик, никакой открытости. Канцлер – политик, дипломат, поэтому некая отстраненность от нас. Прямая осанка, умный взгляд. Предстает таким, каким он хочет быть для окружающих.«Портрет Напольного Гетмана»

Старый воин, закаленный в боях. Мужественный человек, весь распахнут, никакого парика. Естественен, в своей открытости готов к встрече лицом к лицу с противником. Используя светотень, приковывает внимание к взгляду. Взгляд суров, но есть сила и благородство.Андрей Матвеевич Матвеев (1701/1704 – 1739) Известен, как автор ряда портретов, картин, декоративных росписей, которые он выполнил для Петропавловского Собора, Зимнего Дворца и т.д. В последние годы жизни руководил «живописной командой Канцелярии от Строений». Это организация занималась внутренними росписями различных архитектурных сооружений. После смерти руководителем команды станет Вишняков («Портрет Сары Фермор») Выполнял портреты императоров.«Портрет Петра 1» Портрет в овале. Состояние деятельности. Жизненный.«Портрет Голицыной» По заказу Голицыных, был заказан парный портрет. Статс-дама – приближенная императрицей. Так же была «князь-игуменья всешутейского Собора». Была публично выпорота, в связи с делом царевича Алексея. Выразительный образ, сообщая лицу смесь брюзгливости, надменности, обиды, недоумения. Прямая спина, гордо поднятая голова. Необычная характеристика модели. Автор сочувствует, но не осуждает. «Автопортрет с женой» Впервые показано выражение чувств, выражение любви. Одной рукой придерживает за руку, другой приобнимает за плечи. Очень нежные и чуткие отношения. Максимальное единение. Рождается мотив «спутницы жизни». Любуется, он стоит немного позади, оттого фигура жены более освещена. Показ лирики чувств. Алексей Петрович Антропов (1716-1795) Сын солдата. С 16 лет начинает учиться у Матвеева, а затем у Вишнякова. Вместе с Вишняковым, создает ряд декоративных росписей в разных городах России. В 1752 году Антропова приглашают в Киев для росписи интерьера Андреевской церкви. По возвращению из Киев занимает должность главного художника Синода. Руководит деятельностью всех иконописцев и сам пишет портреты священников. В своих портретах ему удается уловить и передать наиболее существенное и поэтому его портреты обладают удивительной жизненностью. Характерно в портретах поясное изображение, фигура и лицо максимально приближено к зрителю. Колористическое решение стоится на контрастах локальных цветовых пятен. Контрастна светотеневая моделировка объемов. Особо удавались старческие лица. Отмечал, что в них признаки прожитой жизни. Создавал образы большой достоверности.«Портрет Измайловой» Аксессуары отличия, говорящие о социальном положении. «Портрет Бутурлиной» Следы прожитой жизни. Унылый взгляд, печаль, воспоминания того, что было, что потеряно. Говорить о тонком психологическом портрете нельзя, но в тоже самое время говорить что портрет автор стремиться к исключительной передаче портретных черт нельзя. Удавалось схватить существенное в характере. «Портрет Румянцевой» Много света, тепла. Жизнерадостность. Существенное начало поймано другое. Просветленность. «Портрет Петра 3» Парадность, пышность, лишь подчеркивает несостоятельность Петра. Иван Петрович Аргунов (1729-1802) Представитель династии художников, которые были испокон веку крепостными Шереметьева. Известен, прежде всего, как портретист. Приходилось писать портреты петербургской знати. Делал наброски, а далее писал по памяти. Самым плодотворным было десятилетием 1750-1760. В это время Аргунов учиться у художника Гроота. В это время овладевает стилем парадного портрета.«Портреты Хрипунова с его женой» Подобно Антропову дает модели крупным планом. Простое лицо, но умный взгляд. «Портрет Лабанова-Ростовского» Горделивая поза. Любование собой. Контраст синего и красного. Удается передать материальность вещи. Выписывает меховую оторочку и воздушный манжет рубашки. «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» Красивая ухоженная кожа, словно мрамор. Чистота, мудрость, высота природной, естественной красоты. Живая красота. Теплый колорит. Простую русскую женщины изображает в жанре заказного портрета, т.к. он ее изобразил как статс-даму. Показал величие и красоту простой женщины. Скульптура .Бартоломео Карло Растрелли (1675 – 1744)

Много произведений в портретном жанре и в декоративной монументальной пластики.Бюст Петра 1 Типичная скульптура барокко. Призыв к декоративности. Барокко – динамичная композиция с подчеркнутой пространственностью и акцентом на множество фактур. Обладает светотеневыми контрастами пластических масс, их живописью. Это скорее портрет целой эпохи, а не конкретного индивидуума. Эта обобщенность предает бюсту черты монументальности. Динамичность и порывистость барокко видна в складках. Горделиво поднятая голова Петра – образ России, готовой соперничать с Европой. Интерес к деталям. Конная статуя Петра 1 Стоит у Михайловского замка. При жизни Растрелли отлили только модель, а после смерти ее отлил его сын. Дух конных статуй античности и средневековья. Передается внутренняя устремленность. На голове лавровый венок – он победитель всех своих начинаний и реформ. Четкость, стройность композиции. Сложное движение, помпезность – барокко. Исполинский образ олицетворяет победоносную Россию. Анна Иоанновна с Арапчонком Растрелли показывает моду того времени (в то времени можно было иметь в услужении негритенка). Контраст: с одной стороны мотив парадности – присуще фигуре Анны Иоанновны. Внутренний стержень, горд елива, высокомерна. Она в парадном виде. Растрелли делает его по последней моде того времени. Одеяние показывает ее принадлежность к Европе. Жесткий облик в чертах лица, деспотизм. Деспотизм азиатский, а одета по Европейски. С другой стороны – жанровость, присущий арапчонку – бытовой нюанс. Контраст массы – маленькая фигура арапчонка и большая фигура Анны Иоанновны.

Восемнадцатый век в Западной Европе – последний этап длительного перехода от феодализма к капитализму. В середине века завершился процесс первоначального накопления капитала, велась борьба во всех сферах общественного сознания, созревала революционная ситуация. Позднее она привела к господству классических форм развитого капитализма. На протяжении века совершалась гигантская ломка всех общественных и государственных устоев, понятий и критериев оценки старого общества. Возникла цивилизованная общественность, появилась периодическая печать, образовались политические партии, шла борьба за эмансипацию человека от оков феодально-религиозного миросозерцания.

В изобразительном искусстве возрастало значение непосредственно реалистического отображения жизни. Расширилась сфера искусства, оно становилось активным выразителем освободительных идей, наполнялось злободневностью, боевым духом, обличало пороки и нелепости не только феодального, но и нарождающегося буржуазного общества. Оно выдвинуло и новый положительный идеал ничем не скованной личности человека, свободного от иерархических представлений, развивающего индивидуальные способности и вместе с тем наделенного благородным чувством гражданственности. Искусство становилось общенациональным, обращалось не только к кругу утонченных ценителей, но к широкой демократической среде.

Основные тенденции социального и идейного развития Западной Европы 18 века в различных странах проявляли себя неравномерно. Если в Англии промышленный переворот, совершившийся в середине 18 столетия, закрепил компромисс буржуазии и дворянства, то во Франции антифеодальное движение имело более массовый характер и готовило буржуазную революцию. Общим для всех стран был кризис феодализма, его идеологии, формирование широкого общественного движения – Просвещения, с его культом первичной нетронутой Природы и Разума, ее оберегающего, с его критикой современной испорченной цивилизации и мечтой о гармонии благостной природы и новой демократической цивилизации, тяготеющей к естественному состоянию.

Восемнадцатый век – век Разума, всеразрушающего скепсиса и иронии, век философов, социологов, экономистов; развивались связанные с техникой точные естественные науки, география, археология, история, материалистическая философия. Вторгаясь в умственный обиход эпохи, научные знания создали и для искусства фундамент точного наблюдения и анализа действительности. Просветители провозгласили целью искусства подражание природе, но природе упорядоченной, усовершенствованной (Дидро, А. Поп), очищенной разумом от пагубного воздействия рукотворной цивилизации, созданной абсолютистским режимом, общественным неравенством, праздностью и роскошью. Рационализм философско-эстетической мысли 18 века, однако, не подавлял свежести и искренности чувства, но порождал устремленность к соразмерности, изяществу, гармонической завершенности художественных явлений искусства, начиная с архитектурных ансамблей и кончая прикладным искусством. Просветители придавали огромное значение в жизни и искусстве чувству – средоточию благороднейших устремлений человечества, чувству, жаждущему целеустремленного действия, заключающего в себе силу, революционизирующую жизнь, чувству, способному возродить исконные добродетели «естественного человека» (Дефо, Руссо, Мерсье), следующего естественным законам природы.

Афоризм Руссо «Человек велик только своими чувствами» выражал одну из примечательных сторон общественной жизни 18 столетия, породившей углубленный утонченный психологический анализ в реалистическом портрете и жанре, поэзией чувств проникнуты лирический пейзаж (Гейнсборо, Ватто, Берне, Робер) «лирический роман», «поэмы в прозе» (Руссо, Прево, Мариво, Фильдинг, Стерн, Ричардсон), она достигает высшего выражения в подъеме музыки (Гендель, Бах, Глюк, Гайдн, Моцарт, оперные композиторы Италии). Героями художественных произведений живописи, графики, литературы и театра 18 века стали, с одной стороны, «малые люди» – люди, как все, поставленные в обычные условия эпохи, не избалованные достатком и привилегиями, подверженные обыкновенным естественным движениям души, довольствующиеся скромным счастьем. Художников и писателей в них восхищали искренность, наивная непосредственность души, близкая природе. С другой стороны, в центре внимания – идеал эмансипированного цивилизованного интеллектуального человека, порожденного просветительской культурой, анализ его индивидуальной психологии, разноречивых душевных состояний и чувств с их тонкими оттенками, нечаянными порывами и рефлектирующими настроениями.

Острая наблюдательность, утонченная культура мысли и чувства характерны для всех художественных жанров 18 века. Художники стремились запечатлеть разнообразные в оттенках обыденные жизненные ситуации, самобытные индивидуальные образы, тяготели к занимательным повествованиям и феерической зрелищности, острым конфликтным действиям, драматическим интригам и комедийно построенным фабулам, утонченному гротеску, буффонаде, грациозным пасторалям, галантным празднествам.

Новые проблемы были выдвинуты и в архитектуре. Уменьшилось значение церковного строительства, и возросла роль гражданской архитектуры, изысканно простой, обновленной, освобожденной от излишней импозантности. В некоторых странах (Франция, Россия, отчасти Германия) решались проблемы планировки городов будущего. Рождались архитектурные утопии (графические архитектурные пейзажи – Джованни Баттиста Пиранези и так называемая «бумажная архитектура»). Становились характерными тип частного, обычно интимного жилого дома и городские ансамбли общественных зданий. Вместе с тем в искусстве 18 века по сравнению с предшествующими эпохами снизились синтетическое восприятие и полнота охвата жизни. Нарушилась былая связь монументальной живописи и скульптуры с архитектурой, в них усилились черты станковизма и декоративности. Предметом особого культа стало искусство быта, декоративных форм. Вместе с тем возросло взаимодействие и взаимообогащение различных видов искусства, достижения, обретенные одним видом искусства, свободнее использовались другими. Так, было весьма плодотворным влияние театра на живопись и музыку.

Искусство 18 века прошло два этапа. Первый продолжался до 1740–1760 годов. Он характеризуется видоизменением поздних форм барокко в декоративный стиль рококо. Своеобразие искусства первой половины 18 века – в сочетании остроумного и насмешливого скептицизма и изысканности. Это искусство, с одной стороны, утонченное, анализирующее нюансы чувств и настроений, устремленное к изящной интимности, сдержанному лиризму, с другой стороны, тяготеющее к «философии наслаждения», к сказочным образам Востока – арабов, китайцев, персов. Одновременно с рококо развивалось реалистическое направление – у некоторых мастеров оно приобрело острообличительный характер (Хогарт, Свифт). Открыто проявлялась борьба художественных направлений внутри национальных школ. Второй этап связан с углублением идеологических противоречий, ростом самосознания, политической активности буржуазии и народных масс. На рубеже 1760–1770-х годов. Королевская Академия во Франции выступила против искусства рококо и пыталась возродить парадный, идеализирующий стиль академического искусства конца 17 века. Галантный и мифологический жанры уступили место историческому с сюжетами, заимствованными из римской истории. Они были призваны подчеркивать величие утратившей авторитет монархии в соответствии с реакционным истолкованием идей «просвещенного абсолютизма».

Представители передовой мысли обратились к наследию античности. Во Франции граф де Кейлюс открыл научную эру исследований в этой области («Собрание древностей», 7 томов, 1752–1767). В середине 18 века немецкий археолог и историк искусств Винкельман («История искусства древности», 1764) призывал художников вернуться к «благородной простоте и к спокойному величию древнего искусства, несущего в себе отражение свободы греков и римлян эпохи республики». Французский философ Дидро нашел в античной истории сюжеты, обличающие тиранов, призывающие к восстанию против них. Возник Классицизм , противопоставивший декоративности рококо естественную простоту, субъективному произволу страстей – познание закономерностей реального мира, чувство меры, благородство мысли и поступков. Художники впервые изучали древнегреческое искусство на вновь открытых памятниках. Провозглашение идеального, гармоничного общества, примат долга над чувством, пафос разума – общие черты классицизма 17 и 18 веков. Однако классицизм 17 века, возникший на почве национального объединения, развивался в условиях расцвета дворянского общества. Для классицизма 18 века характерна антифеодальная революционная направленность. Он был призван объединить прогрессивные силы нации для борьбы с абсолютизмом. За пределами Франции классицизм не имел революционного характера, которым он отличался в первые годы французской революции.

В конце 17-начале 18 в. в русской культуре происходит исключительной важности для дальнейших путей ее исторической эволюции переход от средневековых религиозных форм духовной жизни к светской культуре и науке. Решительный скачок в культурной жизни страны не был внезапным и тем более не явился результатом деятельности, воли и желания даже такой действительно незаурядной исторической личности, как Петр I.

Поворот был вызван внутренними законами развития русского дворянско-помещичьего общества, складывающимся экономическим единством страны. Для успешного решения больших международных проблем, поставленных историей перед русским государством, необходимо было поднять на современный уровень государственное устройство и военное дело, укрепить зарождающиеся в стране мануфактуры, дать толчок развитию науки и культуры, освободив их от пут религиозной опеки.

Историческое значение реформ Петра I и состояло в том, что он в интересах дворянского государства ускорил осуществление исторически назревшего поворота с той железной настойчивостью и последовательностью, с той беспощадной жестокостью, которая, кстати сказать, всегда проявлялась, когда дело исторического прогресса осуществлялось эксплуататорскими классами через усиление абсолютной власти монарха или его всесильного министра.

Реформы Петра I, в результате которых окончательно оформилось русское феодально-абсолютистское государство, упрочили крепостное право, господство дворянства и одновременно подняли значение купечества, умножавшего свои капиталы благодаря получаемым льготам, поощрению торговли и промышленности. В то же время во второй половине 17-начале 18 в. в результате внешнеполитических успехов России выросло ее международное значение. Она заняла одно из значительных мест в международной жизни; расширились и укрепились не только экономические, но также и культурные связи России с многими зарубежными странами.

Быстрый и решительный переход в русской художественной культуре к светскому искусству, опирающемуся на опыт развития европейского послеренессансного реализма, был подготовлен всем предшествующим этапом истории русской культуры. Замечательное древнерусское искусство, внесшее столь великий вклад в мировую культуру, к 17 в. исчерпало свои возможности. Эстетические задачи, поставленные новым этапом исторического развития России, интересы дальнейшего развития духовной культуры русской нации не могли успешно решаться в изживших себя, вступавших в конфликт с ходом жизни условных, церковных формах старого искусства.

Обращение к развернутому познанию мира, введение точных наук, рациональных методов исследования, пропаганда силы и организованности светского государства, преодоление средневековой косности - таковы были задачи, поставленные перед культурой объективным ходом развития русского общества того времени. Предшествующий 17 в. в истории русского искусства-это время медленного и нерешительного нарастания черт реализма нового типа, время постепенного измельчания и распада старых методов и форм средневекового искусства. Именно в 17 в. пробуждается интерес к натуре, к мотивам реального пейзажа и реалистической перспективе. В эти годы зарождается и жанр портрета, так называемая парсуна. Однако «обмирщение» культуры и искусства происходило в рамках, очерченных господствовавшей религиозной формой культуры. Естественно, что достигаемые результаты носили половинчатый, компромиссный характер.

Назревала необходимость решительного исторического скачка. Он и был осуществлен в начале 18 столетия. Благодаря этому скачку русская культура после некоторого перерыва включилась в общий ход культурного и художественного европейского прогресса. Русское искусство заняло место, подобающее искусству великого народа, великой нации, и вновь после периода расцвета 11- 16 вв. внесло свой важный и оригинальный вклад в художественную культуру человечества. Характеризуя искусство России 18 в., следует иметь в виду многонациональный характер русского государства, наметившийся уже в 16-17 вв. и получивший дальнейшее развитие в 18 веке. На Украине, в Белоруссии, в присоединенной в первой четверти 18 в. Прибалтике искусство развивалось в тесном взаимодействии с русской культурой, и вместе с тем продолжалось формирование национальных художественных школ.

Русское искусство 18 в. переживало несколько ступеней развития. Первая из них связана с реформами Петра I. В эти годы происходило становление и укрепление сильного централизованного государства, выходившего на международную арену. Патриотическое служение общегосударственным интересам считалось первым долгом русского человека. Российская империя представляла собой абсолютную монархию, защищавшую интересы помещиков и отчасти купечества, но ее деятельность носила все же прогрессивный характер, осуществляя дело исторического прогресса в единственно возможной в то время форме.

Искусство первой четверти 18 в. отразило тот созидательный пафос, который был свойствен тому времени. Новые представления о ценности человеческой личности, завоевания русского оружия, грандиозное строительство этих лет необычайно расширили умственный кругозор русского человека.

После короткого периода так называемой боярской реакции в середине 18 в. наступает новый подъем русского искусства. Со второй половины 18 в. художественная культура России занимает одно из ведущих мест в европейском искусстве. Особенно значителен вклад ее в развитие архитектуры. Размах градостроительства и совершенство художественных решений превращают русское зодчество в одно из значительных явлений мировой культуры. Расцвет русского зодчества как в период его связей с барокко (до конца 1760-х гг.), так и особенно в период сложения классицизма имеет исторические причины. Дело в том, что в 18 веке русский дворянский абсолютизм, в отличие от идущих к закату старых режимов Западной Европы, далеко не исчерпал своей исторической жизнеспособности.

Потрясения крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева, наглядно показавшей, что проблема сохранения или отмены крепостничества стала главной социальной проблемой эпохи, обнаружившийся конфликт между крепостническим самодержавием и зародившимся свободолюбивым направлением в развитии русской общественной мысли (Фонвизин, Новиков, Радищев), хотя и выявили всю ограниченность общественных и культурных позиций абсолютизма, все же были еще недостаточно сильны, чтобы сокрушить здание дворянской монархии. В России не было общественных сил, способных смести крепостнический строй и соответствующее ему государство и заменить его более передовыми общественными отношениями, отсутствовал хорошо организованный, экономически сильный, политически зрелый класс буржуазии.

Русское просветительство, зародившееся в 1760-х гг., в большинстве случаев представляло собой лишь оппозиционное движение, не посягавшее на классовую гегемонию дворянства. Его лучшие представители восставали против державного деспотизма Екатерины II, против злоупотреблений помещиками своей властью над крестьянами, но в большинстве своем они не ставили под сомнение самые основы дворянской монархии, то есть не поднимались до идей революционного преобразования общества. Они считали, что путь к уничтожению всех пороков крепостнической системы - просвещение, то есть воспитание русского дворянства в гуманистических принципах справедливости, расширение его умственного кругозора. Лишь очень немногие из людей этого круга в решении насущных социальных проблем современности поднимались над своим классом; таким человеком был крупнейший представитель русского просветительства 18 в. А. Н. Радищев, пришедший к идее революционного ниспровержения существующего социального порядка. Поэтому русское дворянское государство, хотя и обнаруживало, особенно в последнюю треть 18 в., свою эксплуататорскую и охранительную функцию, сохраняло способность, пусть непоследовательно и противоречиво, решать ряд общенациональных задач, стоящих перед страной,-таких, как управление государством, борьба на международной арене за государственные интересы России, известное развитие производительных сил, подъем культуры и т. п.

Естественно, что это создавало особо благоприятные условия для успеха зодчества, расцвет которого возможен только при мощной поддержке государства или больших гражданских коллективов. Вместе с тем образование прослойки прогрессивно и демократически мыслящих умов, их воздействие на передовых деятелей искусства определяли возможность насыщения архитектурных образов воздвигаемых сооружений более широким гуманистическим идейным содержанием, чем официальная программа увековечения дворянского государства. С особой силой эта черта сказалась в творчестве такого гениального зодчего, как Баженов.

В области скульптуры и живописи достижения русской культуры 18 в. также весьма значительны, хотя в сфере изобразительного искусства уродливые стороны самодержавного режима и его апологетика оказывали более заметное ограничительное влияние на идейно-художественный уровень произведений, чем это имело место в области архитектуры. Вместе с тем собственно гуманистические и гражданственно прогрессивные тенденции выступали в изобразительном искусстве более явственно. В частности, в русской живописи и скульптуре этого времени с особой художественной убедительностью утвердили себя идеи высокого нравственного достоинства человека. В искусстве Рокотова, Левицкого, в скульптуре Шубина европейский реалистический портрет 18 в. нашел одно из самых своих замечательных воплощений. Больших успехов достигла также монументально-декоративная скульптура, неразрывно связанная с великими архитектурными ансамблями эпохи. «Медный всадник» Фальконе, творчество Козловского вместе с творчеством Гудона образуют вершину в расцвете европейского ваяния этого времени.

В целом русское искусство 18 в.- важная веха не только в истории русской художественной культуры, оно сыграло большую роль в утверждении прогрессивных эстетических идеалов европейской культуры 18 в. в целом.