Техника сграффито (в переводе с итальянского - «процарапанный») - способ декоративной отделки стен, при котором рисунок процарапывается в верхнем слое штукатурки и обнажается нижний слой, отличающийся по цвету.

На стену накладывают два или более слоев штукатурки разного цвета. Например: нижний - коричнево-красный, затем зеленый и верхний - белый.


После просушки штукатурки ее начинают процарапывать специальными инструментами, а иногда и полностью снимать в процарапанном контуре. И тогда из-под белого фона выступают силуэтные красные и зеленые изображения.


Техника сграффито уходит в глубину веков. Еще этрусские и древнегреческие мастера использовали ее для украшения своей керамики. В средние века сграффито широко применяли в странах Западной Европы. Известна была эта техника и на Руси.


Из-за четкости и силуэтности рисунка, отсутствия полутонов и цветовых переходов сграффито чаще всего используется для орнаментальных композиций.

Мастера керамики нередко употребляют этот термин для обозначения похожей техники процарапывания рисунка по слою ангоба, покрывающему поверхность керамического изделия.


Техника мокрого способа сграффито заключается в следующем: разрабатывается эскиз в цвете с четкими, ясными границами каждого цвета. Слой штукатурки состоит из нескольких цветных слоев.

Специальными инструментами обнажаются нижележащие слои, выявляя многоцветный рельефный рисунок. Чем больше нанесено цветных слоев, тем красочнее и декоративнее сграффито.


Раствор для цветных штукатурок состоит из трех основных частей: связывающего, наполнителя и пигментов (красителей).


В качестве связывающего обычно применяют гашеную известь, наполнителем служат речной или морской кварцевый песок, мраморная пыль (лучший наполнитель - белый кварцевый песок).


Перед приготовлением раствора песок просеивают и из него удаляют примеси методом отмучивания.

В качестве пигмента применяют любые щелочеустойчивые сухие красители:

    1. Для приготовления, например, раствора белого цвета берется 1 часть гашеной извести и три части мраморной пыли или белого песка.

    2. Красный цвет получится из одной части гашеной извести, трех частей белого песка и половины части красного пигмента (красителя).

    3. Раствор розового цвета готовят из одной части гашеной извести, двух с половиной частей мраморной пыли или белого песка и половины части молотого и просеянного красного кирпича.

    4. Желтый цвет получится при смешении одной части гашенной извести, трех с половиной частей белого песка и двух-трех десятых части охры. Если же в эту смесь добавить окись хрома, то она приобретает зеленый цвет.

    5. Синий раствор готовится из одной части гашеной извести, трех частей белого песка и половины части ультрамарина. Готовится раствор после смешения всех сухих компонентов с добавлением воды и тщательным перемешиванием до консистенции густого теста.


При выполнении сграффито на вертикальной кирпичной стене на ее поверхности надо предварительно выполнить насечки глубиной 4-5 мм.

Подготовленная поверхность смачивается водой и наносится предварительный слой грунта, из гашеной извести и песка. Поверхность тщательно разравнивается и затирается деревянной теркой.


После подсушки поверхности (до 30 минут) наносится первый слой цветного раствора (5-7 мм). Поверхность также затирается.


Через 15-20 минут наносится второй слой толщиной 4-5 мм, также дается выдержка в 15-20 мин. и наносится третий слой (толщиной 4-5 мм). Поверхность тщательно разравнивается и затирается.

На основе задуманного вами рисунка вы должны подготовить трафарет в натуральную величину.

На поверхность штукатурки удобнее всего переносить трафарет способом припороха, т. е. контурные линии прокалывают шилом на расстоянии около 5 мм друг от друга.



Трафарет накладывают на штукатурку и по нему похлопывают марлевым тампоном сухой краской. При недостаточности этих наколок остро отточенным резцом рисунок наносят полностью.
Сначала раствор подрезают по контуру резцом, который держат в руке под углом около 60° к поверхности, прорезая на глубину, равную толщине верхнего слоя цветной штукатурки. После этого выбирают подрезанный раствор скоблилками, обнажая последующий цветной слой.


Резьбу и подчистку выполняют последовательно, постепенно срезая слой цветного раствора, начиная с верхнего слоя и последовательно переходя к нижележащим.

В технике сграффитто можно выполнить самые сложные и очень декоративные композиции.

Сграффито с итальянского буквально означает – «выцарапанный». В декорировании интерьеров сграффито начал использоваться сравнительно недавно, хотя сам принцип сграффито применялся с незапамятных времен – наскальные рисунки в пещерах, глиняная посуда Древней Руси и древних индейцев Северной Америки, резьба по ганчу Средней Азии – это всё примеры сграффито. В Италии, в XV- XVII в.в. применялось для украшения наружных стен сооружений.

Что такое сграффито в наше время — не что иное, как резьба по многослойной штукатурке. В настоящее время сграффито применяется больше в , так как это способ позволяет, с помощью простых средств, создавать сложные декоративные и художественные панно. Сграффито можно смело назвать монументальным декором. Чёткость и рельефность рисунка, и отсутствие полутонов позволяют создавать полноценные орнаментальные композиции, которые надолго сохраняют свой первозданный вид.

Техника сграффито

Техника выполнения сграффито состоит из трёх этапов: нанесение штукатурки, нанесение контура рисунка и выцарапывание. Материалы и приёмы нанесения такие же, как и при обычной цветной штукатурке. На затвердевшую, но ещё влажную штукатурку основного слоя наносят цветной.

После нанесения по трафарету контура рисунка, приступают к выцарапыванию. Выцарапывание нужно провести до высыхания штукатурки, после полного высыхания штукатурка становится хрупкой и к работе малопригодна.


Сграффито может как одноцветным, так и многоцветным. Для получения многоцветного сграффито наносится несколько слоёв разноцветной штукатурки, и последовательно выцарапываются изображения по размеченному контуру. Получается многоцветный рисунок, который можно назвать «контррельефный», так как его рельеф не выпуклый.

В технике сграффито можно выполнять сложные художественные композиции и небольшие орнаменты. Учитывая прочность сграффито, его часто используют для отделки фасадов зданий. В интерьере техника граффито используется для выполнения больших панно и несложных отделок, например, для карнизов или арок.

Мой прогноз:









У нас любой человек может использую наш материал сделать себе красивым дом, дачу, забор и даже бассеин и камин!

Объясните пожалуйста, как камень за 500 рублей на стене стоит 3000 минимум? Даже с привлечением специалистов экстра класса, которые всю жизнь только и устанавливают этот камень и берут 1500 р за метр. Южанам и 300 будет достаточно.

Причем камни повесить может, повторюсь, любой узбек, если объяснить и показать, а рельефную штукатурку я бы ему не доверил.

Мой прогноз:

Ваша технология конечно имеет право на существование, но при такой цене и обязательном требовании хороших спецов клиенты будут штучными. Да и заказы скорее всего будут не крупными, только на небольшие декоративные части для домов бизнес и элит класса, где художники будут творить чудеса.

Кстати, а паропроницаемость у нее какая?

Уточняю) Весь Мир включая Америку, Европу и даже Азию сейчас использует только штампованый бетон и и штукатурку! От искусственного камня все давно отказались. Давно, это уже 10 лет назад! Стоимость материалов на кв. метр при глубине текстуры 1-1,5 см для тех кто у нас покупает материал оптом обходится 300-450 рублей. Поскольку пока действитель мало исполнителей, то и цены на работу высокие!
Кстати, и "южане" полность выполняют отлично объекты из нашего маериала Flex-Beton.
У меня практически все знакомые врачи, инженеры, работники культуры у кого хоть чуть-чуть есть желание, что-то сделать своими руками уже давно сами себе в домах, на дачах делают ландшафтную отделку, кирпич, камни, имитацию дерева.
Вы в Европе давно были? Например, в Италии, Чехии, Болгарии или Франции, там везде отделка фасадов цоколей, заборов, пешеходных дорожек сделаны по нашей технологии. Цены на материалы, разные у разных производителей, а технология одна на весь мир)
Паропроницаемость такая же, как у обычных цементных штукатурок. Кроме, того наш материал имеет плотность 1260 кг/м3, что значительно снижает нагрузки на стены и конструкции.
Теперь отвечу, как при цене камня 500 рублей он превращается в 3000 тыс. руб готовой продукции.
Во-первых, качественный искуственный камень не стоит 500 руб/м2, стоит он от 800 руб., и это самое ужасное исполнение, которое обычно делают в гаражах. Цены Камрока и Еврокама намного дороже. Далее идет время заказа 1-2 месяца, потом доставка к месту работ, потом разгрузка на объекте, потом бой, нестыковки на стене, а уж если не хватило, то сами знаете, что в тон другая партия камней уже не попадет! Смеси для камня стоят не дешево хорошая смесь около 600 руб. Работа по облицовке стоит столько сколько стоит и сам камень. Итого со всеми расходниками и транспортными камень на стене, который в магазине стоил 800 рублей превращается в 2,5-2,8 тыс. руб. /м2 на стене! И это расчет самый скромный расчет! Если взять хорошего качества камень по цене 1250 руб./ м2, то там и на стене он обойдется все 3500 руб, а то и 4000 руб. Вы должны понять, что я полностью знаю все цены, качество камней разных производителей на рынке, потому, что сам этим занимался до Flex-Beton лет 10. Я мог бы очень долго рассказывать о преимуществах той или иной технологии. Минусы и плюсы есть везде и будут всегда. Если вы сможете выпускать тысячи кв. метров искусственого камня в смену разного ассортимента и разной расцветки, то у него есть будущее! Сегодня я его вижу только в гипсе и только в интерьерах!
Натуральный камень, я понял, мы не обсуждаем? Это дорого, тяжело и отваливается из-за высокой плотности при линейных деформациях, как впрочем и искуственный! Нажеюсь, Вы со временем придете к нашей технологии, но может быть уже будет поздно! Сегодня у наших клиентов в регионах не конкурентов! Спешите запрыгнуть в идущий поезд...
У нас любой человек может использую наш материал сделать себе красивым дом, дачу, забор и даже бассеин и камин!

Как уроки трудового обучения сделать запоминающимися и непохожими друг на друга?
Какие разнообразные технологии использовать учителю, чтобы, работая с пластилином, создавать новые образы? Об этом пойдет разговор в материале Татьяны ПРОСНЯКОВОЙ. В статье использован фрагмент урока учителя Елены МУХИНОЙ, г. Сочи.

4-й класс

Тема. «Сграффито».

Оборудование. Учебник Т. Просняковой «Творческая мастерская» для 4-го класса (Издательство «Учебная литература» Корпорации «Федоров»); пластилин; резак; картон.

Этой теме можно посвятить один-два урока. Первый урок - освоение нового приема, для которого понадобится специальный инструмент - резак. Второй урок - отработка приема, создание художественного образа.

На первом уроке важно обсудить все тонкости этой технологии.

1. Выбор сюжета. На левом рисунке приведена композиция «Весна». Можно поговорить о том, какие приметы весны мы видим в природе, предложить детям на выбор несколько весенних тем: верба, подснежники, мимоза.

2. Подготовка основы. Основой может служить цветной картон или металлизированный картон (внутренняя поверхность пакетов из-под молока или сока).

3. Выбор цвета всех трех слоев работы.

4. Технология намазывания. Детям уже знаком способ намазывания одного слоя. Можно каждый слой разравнивать через бумагу (хотя это не обязательно). Однако верхний слой должен получиться ровным и гладким. По опыту прошлых уроков дети должны знать, через какую бумагу лучше всего раскатывать пластилин, и принести ее. Бумага должна быть гладкой. Кроме того, каждый должен иметь цилиндрический предмет для раскатывания (клеящий карандаш, маленькую скалку и пр.).

5. Технология резьбы по пластилину. Резак лучше приготовить заранее из стаканчика из-под йогурта. Потренироваться выполнять резьбу можно на любом куске пластилина. Важно научиться делать узкие бороздки, для чего двумя пальцами заминаются складка на краю резака и круглые выемки - они выполняются гладкой стороной, без складки. Можно иметь два резака, а можно работать двумя сторонами одного и того же.

6. Нанесение эскиза. На подготовленной основе намечать эскиз можно зубочисткой или тонкой палочкой.

7. Выполнение работы. После некоторой тренировки работа не представляет трудности. В процессе ее выполнения у детей иногда возникает желание изменить эскиз, добавить детали, что совершенно естественно.

8. Варианты работ. Эти несложные очертания учитель может выполнить на доске. Также желательно приготовить рисунки и фотографии этих растений.

А. Верба. Основа - зеленый или коричневый картон. Пластилин: нижний слой - коричневый, средний - желтый или белый, верхний - голубой или розовый

Б. Подснежники. Основа - металлизированный картон. Пластилин: нижний слой зеленый, средний - белый, верхний - голубой

В. Мимоза. Основа - зеленый картон. Пластилин: нижний слой - зеленый, средний - желтый, верхний - белый, голубой, розовый

Фрагмент урока

Учитель. Сегодня мы с вами познакомимся с новым видом рельефа. Он называется сграффито. Откройте, пожалуйста, учебники на странице 58 и прочитайте об этой технике.

Дети выполняют задание.

Что же такое сграффито?

Максим. Это слово итальянского происхождения. Это такая техника многослойного процарапывания, при которой открывается нижний слой, который другого цвета.

Учитель. Да, это один из способов монументальной живописи и отделки стен. При процарапывании соскабливаются несколько тонких разноцветных слоев штукатурки. Сграффито применяется и в керамике. Там этой техникой называется соскабливание верхнего глиняного слоя.

Артем. Сграффито похоже на контррельеф, потому что изображение получается не выпуклым, а наоборот. А еще это похоже на резьбу по дереву.

Учитель. Спасибо. Обычно для резьбы по дереву используют специальные инструменты. Нам такие сложные инструменты для работы не понадобятся. Мы будем пользоваться резачком, который вам предлагалось сделать из стаканчика из-под йогурта. Я просила вас заранее изготовить резачок дома. Вижу, что все вы справились с этим заданием. Как вы это сделали?

Юля. Мы отрезали от стаканчика верхнюю часть. Получился стаканчик, только чуть-чуть пониже. Этот стаканчик мы разрезали на две равные части. Получился резачок, похожий на совочек для песка, только без ручки.

Учитель. Хорошо, а из какого еще материала можно сделать такой инструмент?

Леша. Его можно сделать, если отрезать нижнюю часть маленькой пластиковой бутылки, а потом разрезать эту часть пополам, как у стаканчика из-под йогурта. Но у этого резачка стенки будут толще, не такие острые. Им будет труднее работать.

Андрей. Можно также разрезать одноразовый пластиковый стаканчик. Так тоже получится хорошо, но такой резачок будет мягче, чем из стаканчика из-под йогурта, он может погнуться, если слои пластилина будут толстыми.

Учитель. Хорошо. Давайте потренируемся работать резачками, делать бороздки и выемки. Что нужно подготовить для тренировочной работы?

Вера. Надо на основу намазать два разноцветных слоя пластилина и прокатать их через бумагу. А потом на этой заготовке учиться процарапывать.

Учитель. Пожалуйста, можно приступать к тренировке.

Дети начинают работать.

Учитель. Скажите, пожалуйста, получатся ли такие бороздки при помощи стека или зубочистки?

Коля. Не получатся.

Учитель. Почему ты так думаешь?

Коля. А я попробовал так сделать. Когда мы резачком работаем, то весь пластилин, который мы вынимаем, оказывается в резачке, поэтому края выемок и бороздок получаются ровными. А зубочистка весь пластилин выносит наверх. По краям бороздок получаются целые горные хребты из пластилина.

Учитель. Спасибо. Давайте посмотрим, как сделан пейзаж, изображенный в учебнике.

Рита. На дно коробочки от конфет намазали сначала коричневый пластилин, потом зеленый, а сверху еще и желтый. Потом, наверное, наметили слегка стекой рисунок, а потом по намеченным линиям вырезали резачком бороздки. Получилось очень красиво и необычно.

Лиза. Ты еще не сказала, что самый верхний слой пластилина прокатали через бумагу, чтобы он гладенький был.

Леша. А зачем надо три слоя пластилина? Можно было бы и двумя обойтись. Так намного быстрее получится.

Женя. Получится быстрее, но хуже. Вот посмотри: ты когда с тремя слоями работаешь, у тебя получается на желтом фоне не просто зеленый рисунок, а на донышке каждой выемки еще и немножко коричневого просвечивает. Как бы на желтом фоне двухцветные пятнышки. Так намного оригинальнее получается.

Учитель. Хорошо, а как вы думаете, почему для этой работы выбран именно желтый фон?

Кристиан. А потому, что настроение создается радостное. Кажется, что вся картинка освещена ярким солнышком.

На втором уроке дети уже используют приобретенные навыки резьбы по пластилину. Акцент должен быть сделан на выразительности работы. Необходимо тщательно продумать форму основы, цветовые сочетания, рамку для картины. Чтобы сделать урок увлекательным, познавательным, поэтичным, чтобы создать атмосферу творчества и вдохновения, учителю предлагается использовать различный дополнительный материал к уроку. Рассказ учителя (и детей) может вестись по ходу выполнения работы.

Дети могут придумать и свои композиции с цветами. Астры или хризантемы можно располагать вертикально, горизонтально, в круге, в овале, в прямоугольнике. Можно составить из них букет или поместить в вазу.

Татьяна ПРОСНЯКОВА,
Елена МУХИНА
г. Сочи

Общие сведения . Многоцветные штукатурки сграффито получают последовательным нанесением один на другой тонких слоев цветных растворов с последующим выцарапыванием, вырезанием на них рисунка. Эту отделку часто называют резьбой по штукатурке потому, что во время работы приходится срезать один или несколько слоев раствора. В результате можно получить декоративный рисунок, начиная от примитивного орнамента до сложной художественной композиции (рис.118). Стоимость цветных штукатурок довольно высока. Эти штукатурки плохо поддаются ремонту.

Раствор приготовляют в виде жидкого теста. Цвет раствора может быть различный, например белый, желтый, красный, синий, коричневый. Количество пигмента зависит от требуемого цвета раствора.

Составы растворов для цветных штукатурок, объемные части: белый (известковое тесто 1, белый песок 3), желтый (известковое тесто 1, белый песок 3,5, охра 0,2), красный (известковое тесто 1, белый песок 3, мумия 0,4), синий (известковое тесто 1, белый песок 3, ультрамарин 0,3), коричневый (известковое тесто 1, портландцемент 3, белый песок 3,5, охра золотистая 0,3, умбра 0,1), розовый (известковое тесто 1, белый песок 2,5, молотый кирпич 0,3).

Подготовка включает очистку, насечку, выборку швов и промывку поверхностей.

После этого провешивают поверхности, устраивают марки и маяки, наносят обрызг и грунт. Для грунта применяют тот же раствор, которым выполняют декоративную отделку всего фасада. Поверхность грунта нацарапывают бороздками и соответственно выдерживают и просушивают. Выдержанный грунт до нанесения накрывочных слоев смачивают водой.

Как только вода впитается в грунт, приступают к нанесению накрывочных слоев. Раствор набрасывают или намазывают лопаткой с сокола либо намазывают непосредственно с сокола или полутерком. Каждый нанесенный слой раствора разравнивают и одновременно уплотняют во избежание образования пустот-раковин в толще штукатурки. Этот брак неизбежно приводит к искажению рисунка.

Толщина накрывочных слоев должна равняться общей толщине нанесенного накрывочного слоя цветной известково-песчаной, терразитовой или каменной штукатурки. В некоторых случаях, когда на это дается соответствующее указание, толщина слоев многоцветной штукатурки делается меньше. Первый слой многоцветной штукатурки, наносимый на грунт, должен быть не тоньше 5 мм, так как через более тонкий слой может просвечивать грунт. Второй слой может быть от 1 до 2 мм, последующие слои - третий, четвертый и т. д. - могут быть такой же толщины.

Иногда третий и другие слои раствора наносят не лопаткой или полутерком, а с кисти, окрашивая поверхность по сырому слою жидким раствором или известковой краской. Обычная толщина слоя такой окраски от 0,5 до 1 мм. Раствор наносят в три-четыре слоя, а остальные слои подкрашивают известковым колером по сырому слою.

Для примера рассмотрим порядок нанесения многоцветной трехслойной штукатурки. Первый слой, например черный, наносят на грунт и разравнивают полутерком; после схватывания его, через 15-30 мин в зависимости от погоды, наносят второй слой, красный, а когда он подсохнет - третий слой, желтый. Последний слой, нанесенный с лопатки, затирают даже в том случае, если на него будут накладывать еще слои с кисти.

Верхний слой, нанесенный с кисти, лучше всего загладить лопаткой или кельмой. В большинстве случаев с лопатки наносят не более трех слоев; остальные слои наносят с помощью кисти. Если по каким-либо причинам нанесенный накрывочный слой пересохнет, его хорошо смачивают водой и только после впитывания им воды наносят последующие слои.

Выцарапывание рисунка по трафарету . Для выцарапывания штукатурки используют набор резцов различной формы (рис. 119). Одни резцы применяют для подрезания раствора, другие - для его выбирания, третьи - для зачистки и т. д.

Трафарет и тампон для Занесения рисунка припорохом изготовляют следующим образом.

Для изготовления трафаретов применяют картон или плотную бумагу. На картон наносят рисунок, переводя его через копировальную бумагу или обычным рисованием по клеточкам увеличивают или уменьшают размеры рисунка. Контуры нанесенного рисунка накалывают булавкой или каким-либо другим острым предметом. Расстояние между накалываемыми отверстиями должно быть не более 5 мм, кривые контуры накалывают чаще. Так как трафарет от мокрой штукатурки разрушается, для прочности его пропитывают олифой и просушивают. После этого кладут его между досками или фанерой и распрямляют.

Для изготовления тампона берут кусок марли и складывают ее в два слоя. Если нет марли, то используют редкую ткань. В марлю или ткань насыпают сухой просеянный на частом сите мел или пигмент (сухую краску), концы марли или ткани складывают и завязывают, получая таким образом узелок. Если этим узелком наносить удары, то сквозь поры марли или ткани будет проходить мел или краска и оставлять след на поверхности. Цвет пигмента выбирают такой, чтобы он был хорошо заметен на верхнем слое цветной штукатурки.

Трафарет укрепляют на поверхности штукатурки, прижимают его руками и наносят тампоном удары по контурам трафарета. От удара тампоном по трафарету пигмент или мел проходит через отверстие трафарета, отчего получается рисунок - припорох в виде точек (рис.120). Затем трафарет переносят дальше, где повторяют ту же операцию.

Рисунок выцарапывают по влажной мягкой штукатурке не позднее чем через 5-6 ч после ее нанесения; пересохший раствор режется с трудом. Следовательно, накрывочные слои надо наносить на такой площади, которую можно обработать за указанное время. Для этого поверхность разбивают на захватки, учитывая количество имеющихся штукатуров.

К полученным контурам рисунка - припороху приставляют резец и прорезают им узкую борозду. Резец держат в правой руке, так чтобы он был наклонен к поверхности штукатурки под углом 60° (рис.121). После обрезки всего раствора по контуру оставшийся между, контурами раствор снимают скоблилкой. Глубина среза раствора зависит от того, какой слой раствора имеет нужный для рисунка цвет.

Например, вырезается орнамент, состоящий из дубовых листьев с желудями: листья - темно-зеленые, желуди - желтые, а чашечки, в которых находятся желуди, - светло-зеленые. Весь орнамент располагается на синем фоне. Таким образом, для выполнения рисунка требуется четыре слоя: нижний, темно-зеленый - для листьев, второй, желтый, - для желудей, третий, светло-зеленый, - для чашечек, четвертый, синий, - поле, на котором расположен орнамент.

При выполнении рисунка чашечки прорезывают бороздку только на толщину верхнего слоя. Когда выполняют рисунок желудя, глубина бороздки больше. Самая глубокая бороздка будет при прорезывании рисунка листьев. Рисунок можно выцарапывать в любой последовательности, т. е. начинать с листьев, с самого глубокого рисунка, или с чашечек, самого мелкого.

Раствор срезают и соскабливают осторожно, так, чтобы не сделать рваных кромок. Вырезанным рисункам обычно придают песчано-шероховатую фактуру. После выцарапывания всю поверхность обметают мягкой кисточкой.

При мелкорельефной цветной штукатурке сграффито на нижний подкладочный слой наносят не толстый штукатурный слой, а обычную известковую двух-трехкратную покраску по сырой штукатурке. Выцарапанный при этом рисунок имеет тонкий и нежный рельеф.

Работу выполняют звеньями из 4- 5 человек, в составе двух штукатуров 6-го разряда и двух-трех штукатуров 4-го и 5-го разрядов. Под руководством штукатуров 6-го разряда все звено приготовляет раствор, наносит его и разравнивает. Затем один из штукатуров 6-го разряда занимается со штукатуром 4-го разряда припорашиванием по трафарету, остальные члены звена выцарапывают рисунок.

Выполнение сграффито по шаблонам . Этот способ выполнения штукатурки называется имитацией. Рисунок может быть выпуклым и углубленным - вдавленным. Для выполнения рисунка изготовляют шаблоны, которые делятся на формы и лекала. Толщина шаблонов бывает различна, их изготовляют из картона, жести, фанеры. Отделка этим способом производительнее, чем способом выцарапывания, и может быть выполнена менее квалифицированными штукатурами. Рассмотрим технику изготовления шаблонов на конкретном примере.

Необходимо изготовить шаблоны для выполнения выпуклого и вдавленного рисунка пятиконечной звезды с расположенными в центре серпом и молотом. Для этого на куске фанеры вычерчивают звезду с серпом и молотом в середине. Затем пилой-лобзиком выпиливают звезду и в середине серп и молот. После выпиливания получается кусок фанеры с вырезанным просветом в виде звезды - форма и лекало в виде звезды. Выпиленное из лекала изображение серпа и молота будет тоже лекалом, а просвет их в звезде - формой. Таким образом получаются две формы и два лекала (рис.122).

Форму применяют для выполнения выпуклого рисунка, а лекало - углубленного. Так как один шаблон, т.е. лекало или форма, дает только однослойное сграффито, то для двухслойного надо изготовить второй шаблон, который должен быть больше или меньше первого, а для трехслойного - третий. Форма и лекало для фона имеют вид пятиугольника (рис.123).

Чтобы во время работы форма и лекало вынимались и не разрушали кромки выполняемого из раствора рисунка, кромки формы и лекала срезают на фаску (или на лоск), а шероховатости зачищают. Чтобы удобнее было снимать форму и лекало, к ним рекомендуется прибивать ручки.

Для выполнения рисунка готовят сухие смеси трех цветов: голубого, красного и желтого.

Чтобы получить выпуклый рисунок красной звезды с золотым серпом и молотом, поступают следующим образом. Прежде всего берут форму второго шаблона-пятиугольника и устанавливают ее на отделанной штукатурке (рис. 124, а) фаской к поверхности (вниз). Форму можно укрепить гвоздями, придерживать ее руками или приморозить гипсом. Приготовленный голубой раствор наносят в пространство шаблона, т.е. в форму, разравнивают и затирают. Форма оставляет на поверхности голубой пятиугольник, толщина которого равняется толщине шаблона.

На пятиугольник устанавливают форму звезды (рис. 124, б) так, чтобы звезда находилась в центре пятиугольника. В форму наносят раствор красного цвета, разравнивают и затирают его. После схватывания раствора шаблон снимают, и форма оставляет на поверхности голубого пятиугольника красную пятиконечную звезду.

К звезде прикладывают форму серпа и молота (рис. 124, в) так, чтобы серп и молот находились в центре звезды. В форму наносят раствор желтого цвета, разравнивают и затирают его. После схватывания раствора форму снимают.

Чтобы получить углубленный рисунок звезды, также применяют шаблоны, но только в виде лекала. Рисунок выполняют следующим образом. Прежде всего наносят раствор желтого цвета, разравнивают и затирают его. К этому раствору прикладывают лекало (рис. 125, а) серпа и молота и наносят вокруг него раствор красного цвета, разравнивают его на уровне лекала и затирают. После схватывания раствора лекало серпа и молота вынимают и устанавливают лекало звезды (рис.125, б) так, чтобы ее центр точно находился над серпом и молотом.

Вокруг установленного лекала звезды наносят раствор голубого цвета, разравнивают его и затирают. После схватывания раствора лекало вынимают и получается красная звезда с золотым серпом и молотом. На звезду устанавливают лекало пятиугольника (рис.125, в) так, чтобы звезда была в его центре. Вокруг лекала намазывают, разравнивают и затирают тот раствор, которым оштукатуривают всю поверхность. После схватывания раствора лекало пятиугольника вынимают и получается трехцветный углубленный рисунок (рис. 125, г).

Под каждое лекало раствор наносят на площадь, несколько большую, чем само лекало. Это необходимо для того, чтобы лекало при установке лежало на цветном растворе для данного рисунка. Чтобы к форме и лекалу не прилипал раствор, их рекомендуется покрывать смазочным материалом. Имитацию такого сграффито можно выполнять всеми растворами и придавать рисунку любую фактуру. Во время нанесения раствора не приходится опасаться попадания раствора на линию рисунка, так как формы и лекала плотно прилегают к поверхности штукатурки.

Имитацию сграффито обычно выполняют два человека - штукатуры 6-го и 3-го разрядов. Штукатур 3-го разряда приставляет и поддерживает шаблоны, подносит и перемешивает материал и выполняет ряд других работ.

Сграффито по трафарету способом набивки . С помощью трафаретов можно получить любые рисунки независимо от количества цветов.

Трафареты изготовляют из картона толщиной в 1 мм. На картоне рисуют или переводят на него с помощью копировальной бумаги контуры рисунка. Затем картон кладут на фанеру или строганую доску и вырезают рисунок острым ножом так, чтобы форма не отделялась от лекала. Для этого между ними оставляют мостики. Для многоцветной штукатурки для каждого цвета изготовляют свой трафарет. Трафареты пропитывают олифой и просушивают, затем кладут между двумя листами фанеры или ровными широкими досками и придавливают грузом. Под грузом трафареты выпрямляются. Также трафареты следует выпрямлять и просушивать после окончания работы.

Кроме трафаретов, для работы необходимы щетинные кисти-ручники разных размеров.

Для набивки рисунка приготовляют раствор из тех же материалов, что и для выполнения сграффито путем выцарапывания, но только менее густой.

До начала работ подготовленную поверхность смачивают водой и, дав воде впитаться, наносят на нее основной цветной слой полутерками с последующей затиркой или просто кистью за два раза. На только что нанесенный и слегка схватившийся раствор укладывают трафарет, смачивают кисть в растворе и приступают к набивке рисунка. Трафарет устанавливают по пробитой намеленным шнуром линии.

Рисунок лучше набивать вдвоем. Один рабочий держит трафарет, прижимая его к поверхности, другой набивает рисунок. Раствор перед каждым смачиванием в нем кисти перемешивают, а смоченную кисть отжимают с таким расчетом, чтобы раствор не затекал под приставленный трафарет. Киртью следует наносить несильные торцующие удары, заполняя вырезанное пространство рисунка окрашенным раствором. " После снятия трафарета на поверхности остается точная копия вырезанного рисунка из цветного раствора.

Во время набивки многоцветного рисунка каждый цвет раствора наносят своей кистью и только после того, как схватится ранее нанесенный слой раствора. После набивки рисунка под мостиками могут остаться не заполненные раствором места, которые исправляют вручную с помощью маленьких кистей.

Если набивается многоцветное сграффито с применением нескольких трафаретов, трафареты накладывают так, чтобы контуры рисунков совпадали. При изготовлении трафаретов на их торцовых сторонах делают вырезки, которые являются направляющими при передвижении трафаретов во время набивки рисунка. Эти вырезки должны точно совпадать с пробитыми линиями.

Рисунок нельзя закрашивать раствором, так как раствор будет затекать под трафарет. Если появляются затеки раствора, их счищают отрезовкой или ножом.

После набивки всего рисунка иногда исправляют его кромки, подрезая их ножом, - это делает рисунок более четким.