Данный документ может понадобиться в следующих случаях: для прохождения стажировки, поступления в аспирантуру, в зарубежный ВУЗ и пр.

Начинается оно с заголовка документа.

Затем указывается, в течение какого времени и в каком качестве рекомендатель был знаком со студентом.

После этого идет оценка сильных сторон, способностей студента, его успехов во время учебы. Здесь можно рассказать об его участии в олимпиадах, различных конкурсах, соревнованиях, о наличии наград, грамот, почетных мест и т.п.

студентке МТУСИ Анохиной Инне Владиславовне

Студентка Анохина И. В. в 2013 году окончила Московский технический университет связи и информатики, кафедру организация производства, аудит и бухгалтерский учет факультета экономики и управления.

За время учебы зарекомендовала себя способной студенткой, стремящейся к постоянному повышению своего уровня знаний. Является лауреатом конкурса «Лучший студент Московского технического университета связи и информатики». В коллективе пользовалась уважением и авторитетом. Активно участвовала в общественной и культурной жизни ВУЗа. Имеет неконфликтный характер, отличается высоким уровнем ответственности и трудолюбия.

На каком-то этапе жизни вам может понадобиться написать рекомендательное письмо начинающему работнику, коллеге, студенту или кому-то, кого вы очень хорошо знаете. Выполнение просьбы такого характера для другого человека налагает очень серьезную ответственность и должно иметь максимально серьезный подход.

Это письмо, которое дает положительный отзыв, рекомендации человеку, о котором написано данное, а также советует человека кому-либо. Если вы пишете кому-то рекомендательное письмо, то своего рода вы ручаетесь, доверяете, даете гарантию за человека, о ком его пишете.

Обычно запрашивается рекомендательное письмо для студента, подающего заявку на программы обучения, с последнего места обучения или работы, а также может потребоваться рекомендательное письмо людям, подающим заявку на работу. Например, тем, кто подает заявку на обучение в школах бизнеса и управления, нужны два или три рекомендательных письма, объясняющих, почему этот человек является лучшим кандидатом на данное место. Рекомендательное письмо для поступления может объяснять, почему у студента есть потенциал лидера или какие у него были предыдущие академические или бизнес-успехи. Такие письма часто запрашивают у деканов.

Некоторые стипендиальные программы обучения или исследования требуют у заявителей подтвердить рекомендательное письмо студенту, чтобы принять их анкету.

Соискателям тоже иногда требуются рекомендации, отвечающие на вопрос, почему соискатель является лучшим кандидатом на определенное место или в компанию. Данные письма в основном фокусируются на профессиональных качествах и навыках кандидата. Очень часто рекомендательное письмо могут попросить несколько дней или недель спустя, после того как подтвердили заявку, резюме кандидата.

Прежде чем начать писать

Прежде чем согласиться на такое, уточните предназначение письма: кто получит и кто будет читать. При определении аудитории вам же будет проще написать. Также определите тип информации, требуемой от вас. Например, кому-то нужно письмо, подчеркивающее качества лидера данного человека, а вы не владеете никакой информацией о лидерских возможностях человека, вы можете столкнуться с серьезными трудностями в написании. Или если нужно письмо о качествах рабочей этики, а вы напишете письмо о навыках работы в команде кандидата, то письмо не будет иметь смысла.

Если у вас нет времени или недостаточно информации для написания письма, вы можете предложить кандидату подписать заранее подготовленное им письмо. Данная практика применяется очень часто и полезна для обеих сторон. Но прежде чем подписать что-то, написанное другим человеком, убедитесь, что в письме честно выражено ваше мнение и навыки кандидата. И обязательно сохраните копию письма для архива.

Параграф или предложение, описывающее, откуда вы знаете этого человека и длительность вашего знакомства.

Оценка человека и его качеств. Если есть возможность, предложите специфические примеры, характерные именно для этого человека, которые смогут отразить положительные стороны. Примеры должны быть краткими, но точными. Итог того, почему вы рекомендуете данного человека, и в какой степени.

Что можно включать

  • потенциал (например, лидерский);
  • качества/навыки;
  • выносливость;
  • мотивация;
  • характер;
  • вклад (в учреждение или общество);
  • достижения.

Копирование

Никогда не копируйте текст с другого рекомендательного письма, письмо, написанное вами, должно быть новым и оригинальным. Шаблонный пример рекомендательного письма сможет помочь вам разобраться и сфокусироваться на теме и определить тип рекомендательного письма, которое вам нужно, и только.

Зачем писать рекомендательное письмо, если не вы получаете работу или стипендию?

Если вам надо написать рекомендательное письмо от компании сотруднику, то выполнив просьбу, вы поблагодарите его за все вклад в компанию и вознаградите за труды. Это очень хороший профессиональный навык и приятное чувство того, что вы помогли кому-то получить работу, так как очень часто это зависит от рекомендации.

Начните с адреса и приветствия. Используйте фирменный бланк вашей компании, чтобы письмо выглядело более формальным. Напишите дату написания письма в первой строчке, затем напишите имя получателя, его позицию и рабочий адрес.

Имя Отчество

Глава отдела кадров, ООО «Название фирмы»

Так как это формальное письмо, его надо начинать с обращения «Уважаемый (-ая)» и продолжать именем, отчеством. В некоторых сферах рекрутеры очень строги по отношению к профессиональному этикету, поэтому избегайте неформальных приветствий, вроде «Привет».

Пишите правильное введение. Написать первый параграф очень просто, так как вы подчеркиваете основные детали ваших рабочих отношений с лицом, которого вы рекомендуете.

Включайте:

  • вашу позицию в компании;
  • имя человека, которого рекомендуете;
  • его позицию;
  • ваши отношения: начальник или коллега;
  • длительность сотрудничества.

"Будучи координатором по проектам для «Название компании», я являлся супервайзером (имя рекомендуемого) с 2015 по 2018 гг. Мы тесно сотрудничали во время нескольких стартапов, и я получал удовольствие от работы в команде с таким выдающимся бизнес-аналитиком".

Напишите качественный текст. Основная часть текста включает детали навыков, знаний и достижений человека, которого вы рекомендуете.

Чтобы основная часть письма была краткой, начните с области, в которой рекомендуемое лицо является экспертом, опишите ситуации, которые свидетельствовали о качествах, проявляющихся в решении проблем на работе. После этого можно выбрать две или три черты, которые представят ценным кандидата как потенциального работника.

Напишите о своем мнении о качествах кандидата в последнем параграфе текста письма. Работодатели берут на работу кандидатов исходя не только из их технических навыков, но также ориентируются на такие качества, как независимость, инициатива, честность и т. п. Если вы считаете, что эти описания не подходят для вашего случая, попробуйте выбрать из следующего списка:

  1. Хорошее качество общения.
  2. Лидерство.
  3. Креативность.
  4. Аналитическое мышление.
  5. Командная работа.

“Знания (имя) о детском питании и детской психологии дают ей преимущества перед остальными кандидатами на позицию няни. Она не просто следит за детьми, но и работает с ними, выполняя с детьми различные психологические тесты, и применяет к каждому ребенку индивидуальный подход. Она также является честным и проверенным человеком, которого можно спокойно оставить наедине с детьми и не беспокоиться об их безопасности"

  • внимательный;
  • ответственный;
  • пунктуальный;
  • честный.

«(Имя) отлично владеет знаниями не только в сфере бухгалтерии, но и в юридической сфере, что помогает сокращению времени в решении спорных вопросов во время проекта, что является превосходным качеством. (Имя) также является очень лояльным человеком, решает все вопросы в рамках своей компетенции без оговорок».

«(Имя) очень хорошо разбирается в банковских транзакциях и бухгалтерии, и мы доверили ему кассу нашего банка. В итоговых отчетах не было обнаружено ни единой несостыковки. Благодаря своей общительности он уверенно разговаривал и был вежлив с постоянными клиентами, и они сделали вложения в проекты банка».

В итоговом параграфе можете написать, почему вы бы наняли этого человека заново, но только если бы вы действительно это сделали. Если нет, то вы можете просто написать заключительный параграф на позитивной нотке, отметив, насколько ценным был вклад сотрудника в развитие компании. Предложите получателю связаться с вами для дополнительных рекомендаций или вопросов.

Например:

“Исходя из всех выше описанных причин, я даю (имя) самую лучшую рекомендацию для позиции начальника отдела информационных технологий. Пожалуйста, не стесняйтесь обращаться, если возникнут какие-либо вопросы”.

“(Имя) является одним из тех работников, которых я бы повторно наняла на работу без колебаний. Я уверена, что она является превосходным графическим дизайнером и будет отличным членом вашей команды. Пожалуйста, свяжитесь со мной, если у вас возникнут вопросы”.

Завершите собственной подписью

Напишите не просто «Искренне ваш (-а)», предшествующее вашему имени. Добавьте вашу позицию, офисный почтовый адрес, рабочий телефон для предоставления получателю вариантов связи с вами.

Надеемся, что статья смогла ответить на все ваши вопросы и прояснила тему полностью. Используйте примеры для рекомендательного письма из статьи, добавив свои слова.

Для подтверждения личных и деловых качеств граждан при последующем трудоустройстве оформляются рекомендательные письма. Однако необходимость в получении такого документа может возникнуть и у учащихся учебных заведений. Чтобы дать характеристику гражданам за период прохождения обучения, оформляется рекомендательное письмо студенту.

Письма рекомендательного характера выдают должностные лица, в чьем подчинении работали или обучались граждане. Только в этом случае характеристика личных и деловых качеств будет объективной и достоверной. Для студентов такие документы оформляют руководители учебного процесса – декан, научный руководитель, либо иной куратор на стадии обучения.

  • Наименование заведения, в котором проходил обучение студент;
  • Личные данные студента, которому дается рекомендация;
  • Специализация, по которой проходил учебный процесс студента;
  • Личные и деловые качества, которые студент проявил за период обучения;
  • Достижения научного или общественного характера;
  • Рекомендация будущим работодателям или преподавателям.

Указанный документ носит характер делового письма, поэтому все характеристики и формулировки должны быть четкими и определенными. Перечисление достижений студента должно сопровождаться конкретными доказательствами и указанием на мероприятия, в которых он себя проявил.


  • Его должности в учебном заведении;
  • Полная расшифровка личных данных (фамилия, имя, отчество);
  • Контрактная информация.

В заграничный ВУЗ на английском языке

Если студенту предстоит дальнейшее обучение в учебном заведении, расположенном за пределами РФ, потребуется представить рекомендательное письмо на английском языке. Его форма и содержание не будут отличаться от аналогичного документа на русском языке, однако изложение текста на иностранном языке может представлять определенную проблему.

  • Стандартным языком делового общения является английский язык, поэтому рекомендательные письма должны составляться с учетом этого факта;
  • Документ может быть сразу оформлен на английском языке, если отечественное учебное заведение располагает квалифицированными переводчиками;
  • Документ может быть составлен на русском языке, а перевод будет удостоверен и легализован нотариусом.

Обратите внимание! Если происходит перевод документа на русском языке, обе версии рекомендательных писем должны быть идентичного содержания. При нотариальной легализации и переводе это соответствие будет установлено нотариусом.

Из дополнительных сведений, которые может содержать рекомендательное письмо в иностранный ВУЗ, можно выделить указание на уровень теоретических и практических знаний одного или нескольких иностранных языков.

В магистратуру

Еще одним возможным направлением, куда может быть предъявлено рекомендательное письмо, является магистратура, гарантирующая студенту возможность продолжения образовательного процесса. Так как прохождение магистратуры не является обязательным требованием для получения высшего образования, рекомендательное письмо может оказать влияние на результаты конкурса при зачислении.

Студент может выбрать магистратуру не только ВУЗа, в котором проходил обучение по программе бакалавриата, поэтому содержание письма должно подробно описывать его отношение к образовательному процессу, а также сведения, позволяющие отдать предпочтение именно этому студенту.

Если происходит зачисление в магистратуру того же учебного заведения, рекомендательные письма, как правило, оформляют непосредственные научные руководители или кураторы обучения. Только эти лица имеют возможность оценить личное отношение студента к учебе и рекомендовать его для дальнейшего обучения.

Мировых университетов и бизнес-школ. Ключевые советы для написания рекомендательного письма:

1. Выбор референтов (тех, от чьего имени будет написано рекомендательное письмо)

Негласно, чем выше статус у референта, тем солиднее будет выглядеть рекомендательное письмо. Приемная комиссия любого вуза или стипендиального фонда обязательно обратит на это внимание.
При этом, более важный критерий - это то, насколько референт действительно с Вами хорошо знаком и может оценить Ваш потенциал. Если выбирать между деканом факультета, который не вел у Вас ни одного курса, и преподавателем, который вел у Вас ряд дисциплин в течение всех лет обучения, выбирайте второго! Такое рекомендательное письмо в глазах приемной комиссий выглядит гораздо более солидным.
И конечно, постарайтесь выбрать преподавателя по одному из Ваших ключевых предметов или по той специальности, на которую Вы собираетесь поступать.
И если удастся совместить все 3 условия, то рекомендательно письмо будет наиболее выигрышным.

2.1 Как проще подготовить текст

Если преподаватель сказал Вам подготовить текст самостоятельно, то проще всего Вам будет это сделать, собрав мнения со стороны . Помочь с этим Вам могут даже Ваши одногруппники, друзья, коллеги – те, кто с Вами знакомы и могут оценить Ваш потенциал и Ваши личные качества. Спросите, что, на их взгляд, является Вашими сильными сторонами, на что бы они сделали акцент, характеризуя Вас? Если неудобно задавать этот вопрос прямо «в лоб», то сделайте небольшой онлайн опрос (iАнкета , SurveyMonkey и пр.) и просто разошлите своим знакомым, объяснив для чего Вам это нужно. Когда Вы соберете несколько мнений, у Вас уже будет база для Ваших рекомендательных писем.
Иначе, если Вы опираетесь только на свое восприятие, то Вам будет сложно подготовить сразу и свое мотивационное письмо, и две рекомендации. Даже если это и удастся, почти всегда можно понять, что все документы написаны одним человеком.

Составьте план , в котором Вы тезисно обозначите, какие детали Вы включите в каждое из писем: в мотивационное эссе, в оба рекомендательных письма. Конечно, какая-то информация будет перекликаться во всех документах, но поскольку предполагается, что все 3 письма подготовлены от разных лиц, соответственно, ракурсы должны различаться. При наличии общего плана Вам будет проще понять, что включить в свое собственное эссе, а что оставить для каждой из рекомендаций.

- Конкретные примеры
Очень частая ошибка в рекомендациях – перечислить через запятую все возможные хвалебные характеристики, не дав никаких примеров (я очень часть вижу в письмах: «студент проявил себя как способный, талантливый, трудолюбивый, думающий, с высоким потенциалом и лидерскими качествами»). Это мертвый груз письма, не имеющий почти никакого воздействия на комиссию.
Чтобы оживить эти характеристики нужно обязательно привести конкретные примеры. Если написано, что студент целеустремленный, это нужно объяснить; если преподаватель считает, что у студента есть лидерские качества, нужно доказать; если рекомендует продолжать обучение в магистратуре, нужно уточнить почему. Примеры делают характеристики действительно достоверными.

- Информацию об успехах, достижениях, релевантных для выбранной программы
Объем рекомендательного письма - это обычно 1 страница текста, поэтому места для перечисления всех заслуг, успехов и характеристик просто нет. Именно поэтому текст письма должен быть заточен под требования программы.
Если, например, Вы поступаете на финансы, то особый акцент нужно сделать на аналитические способности, умение работать с цифрами и анализировать большой объем информации. Обычно на сайтах самих программ указано, какие качества в первую очередь важны для поступающих.

- Характеристику на профессиональные и личностные качества
То, что у Вас хорошо развиты аналитические способности, Вы можете поглощать в огромном объеме профессиональный материал, и блестяще владеете исследовательскими методам и т.п. - это то, что интересует приемную комиссию в первую очередь. Но, получив эту информацию, члены комиссии хотят знать, что за человек к ним поступает. Это потенциально будущий представитель и лицо нашего вуза - насколько он подходит нашей культуре, имиджу нашего университета? Поэтому в рекомендательных письмах очень важно обозначить личностные качества - насколько Вы хорошо можете работать в команде или индивидуально, как развиты Ваши коммуникативные навыки… Эта информация должно логично дополнять Ваш профайл, и конечно, должна соотноситься с тем, что Вы написали в своем мотивационном письме.

3.1 Заложите на подготовку рекомендаций больше времени, чем Вы рассчитываете
(очень часто потребуется дополнительно или согласовать текст с преподавателем, который может быть в отъезде, или дожидаться подписи и печати в деканате целую неделю),

3.2 Проверьте заранее, в каком виде требуется предоставить рекомендательные письма во все вузы, куда Вы поступаете:
- в свободном формате или в специальной форме выбранного Вами университета,
- достаточно ли скана рекомендаций онлайн или нужно отправлять оригиналы по почте,
- можно ли загрузить письма можно самостоятельно или это может сделать только преподаватель через свой официальный университетский email.
Лучше все это выяснить заранее, чтобы сразу понимать сколько комплектов документов готовить и в каком формате.

3.3 После того, как Вы полностью подготовили все основные документы (мотивационное письмо, CV и рекомендации), проверьте, насколько вся информация логично связана , нет ли разногласий или чрезмерных повторений. Этот такой ‘reality check’ перед отправкой комплекта документов.

Структура рекоменательного письма должна иметь следующий вид:

Контекст

  • В каком качестве и в течение какого времени рекомендатель знаком с кандидатом.

Достижения кандидата

  • Общая оценка способностей кандидата, которые сыграли важную роль в процессе обучения, выполнении заданий, проектов, исследований или служебных обязанностей.
  • Характеристика деятельности и достижений кандидата во время упомянутого периода обучения или работы (здесь можно перечислить награды, почетные места, грамоты и т.д.).
  • Характеристика сильных сторон кандидата, особенно в сравнении с другими студентами или коллегами по работе с аналогичным бэкграундом.

Личные качества кандидата

  • Оценка мотивации и зрелости кандидата (особенно, если речь идет о поступлении в магистратуру или докторантуру).
  • Характеристика лидерских и коммуникативных качеств, способности работать в команде или индивидуально.

Заключение

  • В заключение рекомендатель должен обосновать, почему он считает, что рекомендуемого кандидата следует принять на указанную программу обучения или присудить грант.
  • Далее следует фраза о том, что дополнительная информацию о кандидате может быть предоставлена по запросу.
  • В самом конце указывается фамилия и инициалы рекомендателя, его должность и контакты (электронный адрес, телефон).

Документ должен быть подписан рекомендателем. Если есть возможность, рекомендацию можно напечатать на официальном бланке учреждения, в котором работает рекомендатель. Однако это не всегда возможно, поэтому без этого можно обойтись.

  • Оно пишется от лица преподавателя (чем выше его ученая степень, тем лучше)
  • В нем должны быть описаны ваше достижения в учебы и упомянуты черты характера, например, трудолюбивый, исполнительный и старательный студент

Хорошо, если в последнем параграфе преподаватель порекомендует студента для учебы в этом университете, чтобы у читающего это письмо не возникло сомнений в том, что Вы именно тот студент, который им нужен.

Команда нашего сайта решила Вам помочь и ниже опубликовала примеры рекомендательных писем на английском для поступления в вуз.

За период своего обучения в ГБОУ СОШ № 232 Виктория зарекомендовала себя как старательный и прилежный ученик, с активной жизненной позицией. В список ее достижений можно отнести не только академические достижения, но и успехи в спорте и общественной деятельности.

Виктория является призером районного этапа Всероссийской Олимпиады школьников в 2016-2017 года, а так же лауреатом многих конкурсов по истории и обществознанию. Под чутким руководством педагогов школы, Виктория написала ряд публицистических статей на тему «Моя семья в годы ВОВ», которые были напечатаны в сборнике конференции «Историческая память». Так же в 2014 году, ученица набрала высший был среди школьников Адмиралтейского района в конкурсе по английскому языку «British Bulldog».

Виктория с детства занимается легкой атлетикой и с 5 класса входит в состав школьной команды по данному виду спорта. В 2015 году команда заняла 3-е место на эстафете, посвященной Дню Победы. До этого в 2014 году Виктория принимала участие в городских соревнованиях «Шиповка юных» и показала лучшие результаты в своей возрастной группе.

Иванова Виктория принимала активное участие в общественной жизни школы: помогала организовывать мероприятия, посещала классные часы, участвовала в различных акциях, например, «Помоги пойти учиться», школьный субботник и сбор макулатуры.

Опираясь на все вышеперечисленные достижения и заслуги, Администрация ГБОУ СОШ № 232 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга настоятельно рекомендует выпускницу школы Викторию Иванову для поступления в высшее учебное заведение.

Директор ГБОУ СОШ № 232

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Подпись______________

TO WHOM IT MAY CONCERN

I am writing to recommend (name) for Academic mobility Program. I have known her\him for 3 years. She\he is extremely hard-working and truly insightful — these two traits combine to produce an especially unique and outstanding student.

I have the deepest personal and professional respect for (name), and sincerely belief she\he will bring his unique energy, optimism, passion, and tireless creativity to your university. She\he displays impressive logical thinking abilities and an intellectual curiosity beyond that of his peers. She\he was always an active participant in classes who listened eagerly and never hesitated to raise questions. Because of her\his drive and ambition, I am confident that (name) will remain in the top of her\his class and continue to display excellent performance.

I expect (name) to respond to the challenges of the academic mobility program with a rigorous devotion to excellence, and I am certain that her\his intellect is capable of handling even the most demanding courses available.

In sum, I highly recommend (name) for academic mobility. I believe her\his proposed course of study is suitable and builds on her\his many strengths. Her\his animating spirit and disciplined approach to learning make her\his particularly well suited to take advantage of this opportunity.

Yours Sincerely,

TO WHOM IT MAY CONCERN

I would like to give my recommendations to (name), who is interested in joining in spring semester 2015. I have known (name) since she attended my Chinese language class. (Name) is a responsible and disciplined student who is highly interested in learning Chinese language as it is connected to her scientific research. Throughout the study period, (name) has shown excellent results within her studies and scientific work. She\his actively participated in the discussions, demonstrated her\his ability to work in a team and proved her\his commitment to personal development.

I am confident that the program at your university will give her\him the opportunity to significantly increase the level of language proficiency. In addition, it will be an invaluable experience for her\his further research activities. I strongly recommend (name) for studying in your university.

Yours sincerely,