Для растений важно распространение их семян. Чем дальше от материнского растения вырастет дочернее растение, тем меньше они между собой будут конкурировать за ресурсы. Например, если молодая поросль деревьев появляется под материнским деревом, то она скорее всего погибнет из-за недостатка солнечного света. Поэтому растениям было важно выработать приспособление для эффективного распространения семян. И этим приспособлением у покрытосеменных оказался плод. Таким образом, говоря о распространении семян покрытосеменных, можно иметь в виду распространение их плодов.

Поскольку плоды распространяются разными способами, то и выглядят они по разному. У каждого вида цветкового растения плод отличается своими особенностями. При всем этом существуют четыре основных способа распространения плодов. Это распространение с помощью 1) животных (в том числе птиц и человека), 2) ветра, 3) воды, 4) саморазбрасывания. Бывает, что в природе плоды одного и того же растения распространяются несколькими способами, однако приспособлены они в основном все-таки к одному.

Распространение плодов животными

Существуют два основных варианта, как животное может распространить семена. Если плоды сухие и имеют различные мелкие крючки, зацепки, колючки, то они могут прикрепляться к шерсти или коже животных. Позже животное их сбрасывает в другом месте. Если плоды сочные, то животные поедают их. Однако в их пищеварительных трактах семена плодов не перевариваются и выходят наружу, причем окруженные удобрением.

Примерами растений, которые распространяются с помощью зацепок, являются череда, лопух, подмаренник. Примерами растений, которые распространяются за счет поедания их животными, являются все, которые образуют сочные плоды (ягоды, яблоки, вишни и др). Особенно много растений распространяют птицы (рябина, бузина и др.)

Однако существует еще третий вариант распространения. Орехи едят многие грызуны (например, белки, мыши). При этом они съедают и, конечно, переваривают семя. От него ничего не остается. Но грызуны часто прячут запасы орехов и желудей, а потом их не находят. Таким образом, благодаря их забывчивости, плоды растений и распространяются.

Следует отметить роль человека в распространении плодов и семян. Человек переезжает на большие расстояния, перевозит многочисленные грузы. Часто вместе с ними случайно перевозятся семена и мелкие плоды растений. В результате на одном континенте могут появляться растения, родиной которых является совсем другой континент.

Распространение плодов ветром

Для распространения ветром плоды должны быть легкими, чтобы как можно дольше лететь на ветру. Это достигается не только за счет уменьшения массы семени и плода, но и за счет различных образований, которые увеличивают площадь плода. Ведь чем больше поверхность и меньше вес, тем легче лететь.

Можно выделить два основных типа приспособлений для распространения ветром. Это летучки и крылатки . К летучкам относятся плоды с различными пушистыми образованиями (тополь, ива, кипрей, хлопчатник) или парашютиками (одуванчик). Крылатки имеют достаточно большие пленчатые выросты (клен, ясень, береза). Обычно такой плод бывает у деревьев. Крылатки отрываются от веток уже после опадения листвы, чтобы она им не мешала лететь.

Распространение плодов водой

Водой распространяются плоды водных покрытосеменных, а также многих тех, которые растут вдоль берегов.

Приспособлением плода к распространению водой является увеличение его плавучести. Это достигается за счет образования воздушных полостей внутри плода. Так, например, у плода кокоса волокнистая мякоть, в ней много воздуха. Поэтому кокосы не тонут и отплывают далеко, достигая соседних островов. У кувшинок семена окружены губчатым плодом, который также не дает им возможности утонуть.

С помощью воды распространяются плоды ольхи, осоки.

Саморазбрасывание семян плодами

При этом способе распространения плод устроен так, что вскрываясь при созревании, он сам обеспечивает разброс семян. В одних случаях для этого используется ветер, и тогда семена мелкие. В других - семена из плода выталкиваются с силой.

С помощью ветра разбрасываются семена, заключенные в плод коробочку. Созрев, коробочка вскрывается и на ветру колышется, из нее в разные стороны высыпаются семена (мак). Можно сказать, что это распространение с помощью ветра, а не саморазбрасывание. Однако ветер лишь перемещает семена, а не плод. Сам плод - коробочка - остается на растении, и именно он приспособлен для саморазбрасывания.

Другим примером саморазбрасывания является плод боб. При созревании створки боба высыхают, скручиваются в разные стороны, плод растрескивается по шву, и семена разбрасываются, иногда с силой (фасоль, горох).

Раньше картофель, табак, кукуруза росли только в Америке. А огурцы только в Китае. Но нам совершенно не кажется удивительным тот факт, что теперь они растут и у нас. Просто человек взял и распространил семена этих растений по всему земному шару. Но помимо человека семена распространяют ветер, животные, вода. А некоторые растения буквально «стреляют» своими семенами. На этом уроке мы узнаем, как же происходят эти процессы.

У многих растений распространяются не сами семена, а плоды. Эффективное распространение семян - залог выживания вида растения. Оно может происходить с помощью воды, животных, ветра, самораспространения.

Наблюдение: распространение семян

Понаблюдайте за распространением семян и плодов растений, растущих около вашего дома. Постарайтесь найти хотя бы по одному примеру для всех способов распространения. Приведите примеры растений, распространяющих семена подобным же образом.

Анемохория - распространение семян и плодов ветром.

Семена ивы, тополя, осины (см. Рис. 1) покрыты белым пухом и распространяются ветром на большие расстояния. Так же распространяются семена одуванчиков и ковыля.

Рис. 1. Семена ивы

Ветром могут распространяться только легкие сухие плоды. Для захвата ветра плоды имеют выросты, это плоды березы, ясеня, клена (см. Рис. 2). Сильный ветер может их сорвать с дерева только после полного опадания листьев, и так распространить.

Рис. 2. Плод клена

Плоды липы имеют характерные парусовидные листики (см. Рис. 3), что способствует их подхватыванию сильным ветром. Они, вращаясь, способны улетать от дерева на большие расстояния.

Рис. 3. Парусовидные листья плода липы

Гидрохория - распространение семян и плодов растения водой.

Анемогеохория

Некоторые степные растения образуют ветвистый, тонкий у основания стебель, который осенью, по мере созревания плодов, отмирает. Ветер отламывает растение у корня и перекатывает его. Такие растения называют перекатиполе. Примеры растений: качим, кермек.

Анемогеохория - способ распространения семян перекатыванием всего растения по земле ветром.

Плоды ольхи (см. Рис. 4), попадая в воду, не тонут и разносятся течением на мелкие расстояния.

Рис. 4. Плоды ольхи

Плоды кокосовой пальмы морскими течениями переносятся с одного острова на другой. Такие плоды устойчивы к соленой воде. Так, плоды сейшельской пальмы не тонут в воде, но гибнут в морской воде.

Автохория - распространение семян растений саморазбрасыванием (см. Рис. 5). Так, при задевании плода растения недотрога его створки резко скручиваются, разбрасывая семена. Это характерно для гороха, фасоли, других бобовых. Семена разбрасываются на не очень большое расстояние.

Рис. 5. Автохория фиалки

Зоохория - распространение семян и плодов растений с помощью животных.

Бешеный огурец

На сухих склонах и морских побережьях можно встретить сорное растение бешеный огурец. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами может выстреливаться из плода. Такие семена могут прилипнуть к человеку или животному, задевшему плод.

Плоды лопуха (см. Рис. 6) или череды снабжены острыми зубчиками или крючками. С их помощью плоды прицепляются к шерсти животных или одежде людей, которые разносят их на большие расстояния.

Рис. 6. Плоды лопуха

Сочные плоды брусники (см. Рис. 7), черники, бузины и др. поедаются животными, в основном, птицами. Их семена защищены твердой оболочкой и не перевариваются. Поэтому выбрасываются вместе с пометом.

Орнитохория - распространение семян птицами.

Рис. 7. Плоды брусники

Желуди, каштаны (см. Рис. 8) падают прямо под родительское растение. Как правило, такие плоды питательные, и многие животные делают из них запасы корма на зиму. Часто животное гибнет или не способно найти спрятанные запасы. В этом случае растение прорастает.

Рис. 8. Плод каштана

Антропохория - распространение семян растений с помощью человека.

При перевозке различных грузов семена и плоды растений могут прилипнуть к тюкам или мешкам. При их разгрузке семена могут отпадать и прорастать. Также семена могут прилипать к транспорту.

Перенос семян может происходить между континентами. Так, из Европы в Америку был завезен подорожник . Из Америки в Европу были завезены амброзия (см. Рис. 9) и ромашка пахучая.

Рис. 9. Амброзия

У одного вида растений могут сочетаться различные виды распространения плодов и семян. Так, семена фиалки, помимо саморазбрасывания, распространяются муравьями (имеют питательные придатки, привлекающие муравьев).

Плоды вяза распространяются ветром и водой.

Мирмекохория - распространение семян муравьями.

Список литературы

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. - 14-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 304 с.: ил.
  2. Тихонова Е.Т., Романова Н.И. Биология, 6. - М.: Русское слово.
  3. Исаева Т.А., Романова Н.И. Биология, 6. - М.: Русское слово.
  1. Biolicey2vrn.ucoz.ru ().
  2. Cosmoschool.ru ().
  3. School.xvatit.com ().

Домашнее задание

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. - 14-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 304 с.: ил. - с. 151, задания и вопросы 1, 5 ().
  2. Какие приспособления имеют семена для распространения ветром?
  3. Что такое зоохория? Для каких растений она характерна?
  4. * Существует ли наиболее выгодный способ распространения семян? Какой? Аргументируйте как отрицательный, так и положительный ответы.

Плод - один из органов цветкового растения. Строение плодов разнообразно, поэтому выделяют различные типы плодов. Функции всех плодов одинаковы: сохранение семян и способствование их распространению.

Образование

Любой плод образуется из цветка, поэтому плоды есть только у цветковых растений.

Иногда говорят, что плод - это разросшаяся завязь. Изначально завязь внутри содержит семязачатки с яйцеклетками. После опыления цветка и последующего за ним двойного оплодотворения семязачатки становятся семенами. Стенки завязи постепенно утолщаются, трансформируются, и превращаются в околоплодник.

Строение

Плод состоит из:

  • семян;
  • околоплодника.

Рис. 1. Строение плода.

В процессе развития околоплодника в нём накапливаются различные органические вещества. Некоторые из них придают плоду окраску, другие привлекают своим запахом животных.

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

Количество семян и характер околоплодника - основные признаки, по которым выделяют различные типы плодов.

Классификация

Околоплодник может сильно разрастаться и накапливать значительное количество воды. В этом случае плод называется сочным.

Рис. 2. Сочные плоды.

Если в околоплоднике мало воды, плод относят к сухим.

И сочные, и сухие околоплодники одинаково успешно выполняют функцию защиты семян.

Рис. 3. Сухие плоды.

Также плоды классифицируют по количеству семян. Есть плоды с одним семенем (персик), и многосемянные (крыжовник).

Таблица «Классификация плодов»

В таблице приведены только основные типы плодов. Есть ряд своеобразных плодов, характерных для небольшого числа видов. Например, плод граната - гранатина. Его околоплодник сухой, но относить его к сухим плодам некорректно, т. к. кожура семян граната очень сочная.

Есть сложные плоды, состоящие из простых. Например плоды малины и ежевики многокостянки сложены из мелких костянок.

Некоторые типы плодов схожи. Отличием ореха от жёлудя является одревесневший околоплодник. А боб отличается от стручка отсутствием внутренних перегородок.

Также плоды различаются по:

  • способам вскрывания;
  • особенностям распространения в природе.

К примеру, коробочка, стручок и боб относятся к вскрывающимся плодам, а семянка, зерновка и орех к невскрывающимся.

Основные способы распространения плодов:

  • ветром;
  • водой;
  • животными.

Некоторые плоды самостоятельно разбрасывают семена. При созревании внутри плода создаётся высокое давление, и семена выбрасываются наружу.

Соплодия

Мелкие цветки многих растений собраны в соцветия. При образовании плодов соцветия превращаются в соплодия. Так, у подсолнуха цветки собраны в корзинку. Каждый цветок при созревании даёт плод семянку. Все семянки собраны в соплодие.

Разнообразие и значение плодов очень велико. Для многих видов животных они являются основой питания.

Человек также не может жить без плодов, так как они по сей день являются для нас незаменимым источником различных органических веществ:

  • углеводов;
  • растительных масел;
  • витаминов;
  • белков.

Поэтому люди сегодня, как и в древности, собирают плоды дикорастущих растений, а также возделывают культурные растения, дающие:

  • фрукты;
  • растительные масла;
  • овощи;
  • лекарственные вещества;
  • кофе и какао;
  • крупы.

Индейцы Америки считали шоколадное дерево священным и считали, что какао просветляет разум. Латинские название дерева - Theobroma, что значит «божественная пища».

Волокно хлопчатника, используемое для получения хлопковой ткани, также является частью плода. Это волоски на семенах.

Что мы узнали?

Готовя доклад или домашнее задание в 6 классе по биологии, нужно запомнить, что плод содержит семена - зачаточные дочерние организмы. Его природная функция - сохранить семена до созревания и способствовать их распространению. По характеру околоплодника и количеству семян выделяют различные типы плодов. Значение плодов для питания человека и многих животных очень велико.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 403.

Данный урок разработан по проблемной технологии, где главным является воздействие урока на развитие личности. Такие уроки ведут к изменению роли и функции учителя и ученика. Учитель не дает готовые знания, но актуализирует, поощряет исследовательскую активность, создает условия для совершенствования учения, для самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем и задач. Данная технология отличается активизацией развивающего потенциала обучения, самостоятельной поисковой деятельности, личностным включением всех участников в процесс обучения, имеет практическую направленность. Технология проблемного урока учит учиться. На уроке используются различные приемы формирования познавательных общеучебных и логических учебных действий: работа с текстом учебника и дополнительной литературой, применяют знания для выполнения творческих заданий, обобщают. Используются приемы личностных учебных действий (мотивация, значение информации в жизни, создание проблемной ситуации, включение интересных сведений о растительном мире, рефлексия). Также ребята оценивают свою работу и работу своих товарищей, работают в парах и малых группах. Урок построен с позиций личностно ориентированного подхода. Четко прослеживаются этапы урока, что позволяет проговорить большой объем информации. Этапы: мотивация – создание проблемной ситуации – определение темы исследования - формулирование цели исследования - выдвижение гипотезы – исследование (проверка гипотезы – чтение литературы, просмотр коллекций) – обмен мнений – вывод по результатам исследовательской работы – применение знаний в новой обстановке (д/з.) - подведение итогов работы. Оценки выставляются руководителями групп на специальных листах учета работы на уроке и вне урока.

Ход урока

Цель: показать значение получения знаний о способах и приспособлениях распространения плодов и семян для понимания развития (эволюции) и процветания растительного мира, роли в продолжение жизни на Земле.

1 этап. Мотивация (постановка проблемы).

Учитель : - Представьте себе, что у одного растения тополя образуется 27 миллионов семян, у гулявика из крестоцветных – 730 тысяч, у мака только в одной коробочке – 3000. Что произойдет, если все эти семена упадут рядом с материнским растением? Предположение: прорастут, но им не хватит питания, и они погибнут. Но этого не происходит. Учащиеся формулируют проблему, определяют тему и цель исследования.

Каким образом, плоды с семенами распространяются на земле для продолжения существования? Какие существуют способы и приспособления для этого?

Запись в тетради темы урока, проблемы урока - какие существуют способы (кем? чем?) и приспособления (как, какие) для распространения плодов и семян?

2 этап. Выдвижение учащимися гипотез по данной проблеме.

Учитель : - Используя знания и наблюдения осенней экскурсии, личных знаний предложите гипотезы решения проблемы.

Записываются все мнения, их можно объединить по смыслу.

Учитель : - Можем ли мы сразу разделить ответы на способы и приспособления?

Человек, животные, самостоятельно, крючочки. Это способы или приспособления? Как вы считаете, мы дали четкий и полный ответ, уверены ли в правильности? (Нет). Для этого проведем в парах и малых группах исследование. Проанализируйте данный вам материал, рассмотрите коллекции с семенами, выделите способы и приспособления у плодов и семян конкретных растений для их распространения. Заполните таблицу, сделайте вывод. Алгоритм работы находится на инструктивных карточках.

3 этап. Организация исследования в парах. выводы по малым группам.

В течение 10-12 минут ребята читают, анализируют текст и заполняют таблицу “Распространение плодов и семян”. Делают вывод в своих парах: я узнал (а), что.... И делают общий вывод в своей малой группе.

1 группа изучает распространение плодов и семян ветром, анализируя текст “Приключения плодов и семян” (Е. Н Алешко “Хрестоматия по ботанике”), 1-я пара.

2-я пара работает с рисунками и текстом учебника В. В Пасечника, “Распространение с помощью ветра”. Заполняют таблицу “Распространение плодов и семян”.

Внимательно слушайте товарищей из своей группы для обобщения. В рабочую тетрадь перечертите таблицу с доски и заполняйте ее только с учителем.

При закреплении в своей группе обсудите вопрос “Кто первым изобрел парашют?” Задайте вопрос – загадку другим группам, о каком растении идет речь, как распространяются семена.

Когда идешь тропинкою,
Куда ни глянь, в полях
Белеют чудо – шарики
На стройных стебельках.

И лишь пройдется осенью
Других ветров волна,
Срываются, взвиваются
На воздух семена.

Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес...
И нам парашютистами
Спускаются с небес.

2-я группа работает с текстами “Водный марафон” из хрестоматии (2 пары) и учебника “Распространение водой” (3-я пара), выполняют задания, аналогичные предыдущим. При закреплении обсудите вопрос “Кто первым изобрел резиновую надувную лодочку?” Задайте вопрос – загадку своим товарищам о распространении семян.

“Здесь сучья лип чернеют строго,
Морозный блеск и тишина.
И облетают понемногу
С продрогших веток семена
(В.Берестов “Семена на снегу”).

3-я группа анализирует текст из хрестоматии о “ бешеном” огурце, текст и рисунки из учебника “Распространение саморазбрасыванием”, выполняет аналогичные задания. При закреплении обсудите вопрос “Кто первым изобрел артиллерию?”. Задайте товарищам загадку – почему стихотворение так называется.

Под березою напорошено –
Семена, семена, семена”
(В.Быков “Дети леса”).

4-я группа. Текст “Распространение плодов и семян муравьями” (хрестоматия), текст учебника “Распространение с помощью животных и человека”, рисунки.

Отгадайте загадку “Кафтан зеленый, а сам полосатый”. С товарищами поделитесь советом, как и что нужно сделать с семенами арбуза, чтобы вырастить урожай (“Хрестоматия по ботанике” Е. Н. Алешко).

4 этап. Обмен информацией.

Учитель – Ребята, расскажите о своих исследованиях. К какому выводу вы пришли?

Заполнение во время обсуждения общей таблицы на доске и в тетради. Колонки таблицы аналогичны колонкам на инструктивной карточке.

Заносятся сведения всех групп.

5 этап. Обобщение.

Учитель : - Что объединяет все записи в таблице, обратите внимание на тему и проблему урока. Сделайте вывод (ребятам не сложно сделать общий вывод по таблице). Плоды с семенами распространяются с помощью ветра, воды, саморазбрасыванием, человеком и животными. Это способы. А приспособлением для этого являются волоски, крылатки, плавучесть, давление, съедобная мякоть.

6 этап. Рефлексия.

Учитель : - Ребята, правильно мы выдвинули гипотезы, уточнили правильность ответов в исследовании? Решили поставленную проблему? Является ли решением проблемы вывод, выдвинутый парами в отдельности. Почему вы так считаете? (обмен мнений)

Почему в ходе эволюции у покрытосеменных растений возникло много способов и приспособлений для распространения плодов и семян? Что это дает? (Учитель дополняет, используя материал эволюционной теории Ч. Дарвина).

На доске ряд слов: жизнь, человек, растение, плоды с семенами, Земля. Запишите цепочку так, чтобы был логический смысл.

(Растения – плоды с семенами – растения – жизнь - человек, Земля).

Д/З. Выполните задания, применяя знания в новой обстановке.

Задание 1. Существуют такие растения как виноград, банан, черника, огурец, томат Их плоды ягодовидные (ягода, тыквина, померанец). Каким способом распространяются они в природе, какие имеют приспособления?

Задание 2. Костянковидные плоды имеют одревесневший околоплодник (вишня, слива, абрикос, черемуха). Как распространяются семена этих растений? Укажите способ и приспособления?

Задание 3. Найти соответствие между способом и приспособлением в распространении семян ореховидных?

Задание 4. Что объединяет плоды мака, белены, редьки, боба, кроме того, что они коробочковидные? Ответ обоснуйте.

Учитель : - Мы не закрываем еще одну страницу ботаники. Наша осенняя экскурсия по наблюдению за распространением плодов и семян продолжится в летнем задании - в сборе и оформлении коллекции семян. Читая книгу Б. Н. Головкина “Рассказы о растениях – переселенцах”, любознательные ответят на вопросы викторины. Материально заинтересованные учащиеся, могут использовать свои знания, помогая лесничеству, которое каждый год закупает у населения семена дикорастущих растений. Те, кто любит природу, долго будут провожать взором и не ругать тополиный пух и приютившихся на одежде семян лопуха. Мы, будем бережнее, относится к природе, так как растения и их плоды – источник жизни.

Творческая работа учащихся “Плоды – источник жизни” - итог работы по теме.

Группы учащихся собрали сведения о витаминах группы А, В, С и растениях своего края, плоды которых содержат данные витамины. Оформлялись работы по желанию ребят, например, в форме рекламы.

Витамин “А” надо принимать,
Чтобы в школу не проспать.
Хочешь быть как вундеркинд
Принимай “А” витамин.
Он в смородине, рябине
И в шиповнике, в крапиве.

Шиповник.

На мне растут шипы,
Но есть на мне цветы.
А как приходит осень
Есть красные “ плоды”.
Все любят есть шиповник
И я люблю себя.
Во мне ты знаешь много
Витамина “А”.

Рябина. Я красная рябина
Люблю я витамины.
Богата витамином “А” -
Кушайте друзья!

Литература.

1. Алешко Е. Н. Хрестоматия по ботанике. М., “Просвещение”, 1967.

2. Денисова Г. А. Удивительный мир растений. М., “Просвещение”, 1973.

3. Кульневич С. В., Лакоценина Т.П.Современный урок. Часть3.Проблемные уроки. Научно – практическое пособие. Ростов н/Д: издательство “Учитель”, 2006.

Половое размножение у семенных растений, к которым относятся цветковые и голосеменные, осуществляется с помощью семян. При этом обычно бывает важно, чтобы семена оказались на достаточно удаленном расстоянии от родительского растения. В этом случае больше шансов, что молодым растения не придется конкурировать за свет и воду как между собой, так и со взрослым растением.

Покрытосеменные (они же цветковые) растения в процессе эволюции растительного мира решили проблему распространения семян наиболее успешно. Они «изобрели» такой орган как плод.

Плоды служат приспособлением к определенному способу распространения семян. По-сути, чаще всего распространяются плоды, а семена вместе с ними. Поскольку способов распространения плодов достаточно много, то существует множество разновидностей плодов. Основными способами распространения плодов и семян являются следующие:

    с помощью ветра,

    животными (в том числе птицами и человеком),

    саморазбрасыванием,

    с помощью воды.

Плоды растений, которые распространяются ветром, имеют специальные приспособления, увеличивающие их площадь, но не увеличивающие их массу. Это различные пушистые волоски (например, плоды тополя и одуванчика) или крыловидные выросты (как у плодов клена). Благодаря таким образованиям, семена долго парят в воздухе, а ветер их относит всё дальше и дальше от родительского растения.

В степи и полупустыне нередко растения засыхают, и ветер обламывает их у корня. Перекатываемые ветром, засохшие растения рассыпают по местности свои семена. Таким «перекати-поле» растениям, можно сказать, не нужны даже плоды для распространения семян, так как с помощью ветра их распространяет само растение.

С помощью воды распространяются семена водных и околоводных растений. Плоды таких растений не тонут, а уносятся течением (например, у ольхи, растущей по берегам). Причем это не обязательно мелкие плоды. У кокосовой пальмы они крупные, но легкие, поэтому не тонут.

Приспособления плодов растений к распространению животными более разнообразные. Ведь животные, птицы и человек могут по-разному распространять плоды и семена.

Плоды некоторых покрытосеменных приспособлены к тому, чтобы цепляться за шерсть животных. Если, например, животное или человек пройдет рядом с репейником, то за него зацепится несколько колючих плодов. Рано или поздно животное их сбросит, но семена репейника окажутся уже относительно далеко от исходного места. Кроме репейника, примером растения с плодами-зацепками является череда. Ее плоды относятся к типу семянки. Однако у этих семянок есть маленькие шипы, покрытые зубчиками.

Сочные плоды позволяют растениям распространять их семена с помощью животных и птиц, которые поедают эти плоды. Но как же они их распространяют, если плод и семена вместе с ним съедены и переварены животным? Дело в том, что переваривается в основном сочная часть околоплодника плода, а вот семена - нет. Они выходят из пищеварительного тракта животного. Семена оказываются далеко от родительского растения и окружены пометом, который, как известно, неплохое удобрение. Поэтому сочный плод можно считать одним из самых успешных достижений эволюции живой природы.

Существенную роль в распространении семян сыграл человек. Так плоды и семена многих растений были случайно или намеренно завезены на другие континенты, где они смогли прижиться. В результате сейчас мы можем, например, наблюдать как в Америке растут растения, характерные для Африки, а в Африке - растения, родина которых Америка.

Существует вариант распространения семян с помощью разбрасывания, а точнее саморазбрасывания. Конечно, это не самых эффективный метод, так как семена оказываются всё-равно близко к материнскому растению. Однако такой способ нередко наблюдается в природе. Обычно разбрасывание семян характерно для плодов типа стручок, боб и коробочка. Когда боб или стручок засыхает, его створки скручиваются в разные стороны, и плод растрескивается. Из него с небольшой силой вылетают семена. Так распространяют свои семена горох, акация и другие бобовые.

Плод коробочка (например, у мака) колышется на ветру, и их него высыпаются семена.

Однако саморазбрасывание характерно не только для сухих семян. Например, у растения под названием бешеный огурец семена вылетают их сочного плода. В нем скапливается слизь, которая под давлением выбрасывается вместе с семенами.