Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Многофункциональный центр профессиональных

квалификаций в области сервиса и гостеприимства»

Рабочая программа

литературного творческого кружка

«Образ»

НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Разработала преподаватель

русского языка и литературы

Гаврикова Ирина Владимировна

г. Красноярск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Кружковая работа - это путь развития интересов, склонностей, способностей обучающихся. Кружки представляют основу для свободного выбора интересующих видов деятельности в соответствии с потребностями в саморазвитии. Далеко не все люди могут стать творческими личностями в полном понимании значения этих слов, но творческое отношение к любому делу, использование элементов творчества в работе под силу и необходимо каждому. Творчески относиться к делу – значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество – это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности. От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень.

Увлечение литературой способствует расширению кругозора у обучающихся, лучшему усвоению других предметов, развивает творческое мышление, формирует литературный вкус, умения и навыки читать грамотно, вдумчиво, анализировать, осознанно делать выводы.

В основе подхода к проведению занятий заложены следующие принципы:

опора на уже имеющиеся знания и умения обучающихся;

учёт индивидуальных особенностей обучающихся;

создание условий для усвоения знаний;

доверительные, гуманные формы и методы общения в процессе занятий.

Направленность программы: художественно-эстетическая .

Целью литературного кружка является:

развитие творческих способностей, самостоятельной творческой деятельности;

расширение жизненного опыта обучающихся, вовлечение их в соответствующую их интересам творческую среду;

развитие общего творческого потенциала и специальных литературно-творческих способностей.

Задачи:

Развитие познавательного интереса обучающихся к изучению литературы;

Повышение интеллектуального уровня;

Стимулирование интереса к духовному богатству России, Красноярского края;

Развитие эмоциональной сферы обучающихся как основы формирования «культуры чувств»;

Развитие творческих способностей;

Воспитание эстетического вкуса;

Формирование исследовательских умений, навыков;

Формирование навыков общения в разных ситуациях.

Определены три направления работы кружка :

Исследовательская:

написание творческих работ, сочинений, подготовка сообщений, докладов;

Просветительская:

выпуск газет, бюллетеней, создание презентаций, буклетов;

Массовая:

организация и проведение литературных игр и конкурсов, литературно-музыкальных гостиных, викторин.

Деятельность литературного творческого кружка «Образ» реализуется через проекты:

Творческие: работа в творческой лаборатории, презентация собственного литературного творчества, самостоятельное написание сценариев для литературных праздников, вечеров; работа в группах (сценарная, оформительская и т.д.);

Игровые: участие в театральных инсценировках, самостоятельное создание «своей» роли (литературного персонажа или выдуманного героя);

Информационные: сбор информации о писателе, его жизни и творчестве, её анализ и обобщение фактов.

Даная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности, теоретическую и практическую подготовку обучающихся .

Ожидаемые результаты:

За время посещения кружка обучающиеся

должны уметь:

Применять приобретенные знания на уроках общеобразовательных и специальных дисциплин;

Работать с художественным текстом;

Практически показать и исполнить освоенный материал;

Выражать собственные эмоции;

Создавать презентации;

Чувствовать образ, настроение и передаваемый характер произведения;

Индивидуально и коллективно работать;

Творчески подходить к занятию;

Знания и умения, полученные в литературном кружке, помогут сформировать психологические качества личности: самостоятельность, любознательность, наблюдательность, трудолюбие; помогут обучающимся успешно выступать и участвовать в мероприятиях и концертах.

Возглавляет работу гостиной ее президент. Для решения тех или иных задач создаются временные инициативные группы . «Место жительства» литературного творческого кружка – общежитие.

Продуктом деятельности литературного творческого кружка «Образ» является видеоролик «Образ», литературный альманах «Поэтический винегрет», создание буклетов собственных стихов, а также участие в творческих конкурсах разного уровня.

Программа рассчитана на 1 год.

Количество часов - 74 (1 раз в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Вводное занятие. Цели и задачи курса. Место и значение русской литературы и культуры в целом.

Тема 2. Великая сила поэзии: легенда об Арионе, миф об Орфее и Эвридике. Выявление читательского вкуса: какие стихи нравятся, «твои» поэты, «чужие» поэты.

Тема 3. Краеведение. Литературная карта Красноярска.

Тема 4. Основы стихосложения. Законы создания поэтического произведения. Стихотворный размер. Понятие о ямбе, хорее, анапесте, гекзаметре, амфибрахии.

Тема 5. Понятие о рифме, Рифма мужская и женская, полная, неполная. Рифма парная, перекрестная, окольцовка.

Тема 6. Понятие о строфе. Разновидность строф. Онегинская строфа.

Тема 7. Понятие «текст», «главная мысль текста».

Тема 8. Средства художественной выразительности. Понятие о тропах и стилистических фигурах. Тропы: эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, литота, синекдоха, оксюморон.

Тема 9. Стилистические фигуры: сравнительный оборот, инверсия, риторические вопрос и восклицание.

Тема 10. Жанры лирических произведений: поэма, баллада, ода, басня, послание, эпиграмма, эпитафия, элегия, стансы, песня, сонет, рубаи.

Практические работы по отработке теоретических литературоведческих понятий. Исследовательская работа.

Проведение праздников, литературных гостиных, посвященных поэтам, писателям - юбилярам.

Проведение научно-практической конференции «Наука и искусство», посвященной Году литературы.

Краеведение. Литературная карта Красноярска.

Программа включает реализацию проектной деятельности обучающихся.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема

Кол-во часов

Форма проведения

Сроки

выполнения

Вводное занятие. Цели и задачи курса. Место и значение русской литературы и культуры в целом. Организационный вопрос. Выбор президента. Определение основных направлений, обсуждение плана работы.

коллективное занятие

октябрь

Конкурс чтецов, посвященный 120-летию С.А.Есенина.

индивидуальные выступления

октябрь

Беседа о великой силе поэзии: легенда об Арионе, миф об Орфее и Эвридике. Выявление читательского вкуса: какие стихи нравятся, «твои» поэты, «чужие» поэты.

К 120-летию поэта. Любимые женщины Есенина.

коллективное занятие

октябрь

Литературный музей.

экскурсия

октябрь

Основы стихосложения. Законы создания поэтического произведения.

Стихотворный размер. Понятие о ямбе, хорее, анапесте, гекзаметре, амфибрахии.

Игра «Литературное казино».

коллективное занятие

ноябрь

Занятие из цикла « Актёрское мастерство». Работа над проектом «Наш маленький театр». Распределение ролей. «Образы» еды на страницах русской классической литературы.

творческая лаборатория

ноябрь

Изучаем язык мимики и жестов. Работа над проектом «Наш маленький театр».

коллективное занятие

ноябрь

Занятие из цикла « Актёрское мастерство». Сценическая речь. Понятие о дикции, интонации. Работа над проектом «Наш маленький театр».

коллективное занятие

ноябрь

Проведение научно-практической конференции, «Наука и искусство», посвященной Году литературы.

индивидуальное занятие

декабрь

Средства художественной выразительности. Понятие о тропах и стилистических фигурах. Тропы: эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, литота, синекдоха, оксюморон.

Поединок поэтов. Проект «Ли тературный альманах «Поэтический винегрет».

коллективное занятие

декабрь

Занятие из цикла « Актёрское мастерство». Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга. Открытое заседание «Наш маленький театр».

коллективное занятие

декабрь

Стилистические фигуры: сравнительный оборот, инверсия, риторические вопрос и восклицание. Составление сценария игры, разработка презентаций к 205-летию выхода сборника «Басни Крылова».

коллективное занятие, инсценирование

декабрь

Понятие «текст», «главная мысль текста». Литературная гостиная «Игорь Тальков».

Просмотр презентации, обсуждение

январь

Жанры лирических произведений: поэма, баллада, ода, басня, послание, эпиграмма, эпитафия, элегия, стансы, песня, сонет, рубаи. Праздник «Веселая уточка».

коллективное занятие

январь

Игра «Умники и умницы».

коллективное занятие

февраль

Литературная гостиная «Я вас любил».

коллективное занятие

февраль

Законы создания поэтического произведения. Исследовательская работа «Поэзия войны» (практическое закрепление теоретических знаний).

Работа в малых группах

февраль

Краеведение. Литературная карта Красноярска.

Викторина «Мудрые мысли».

Создание презентаций, коллективное занятие

февраль

Индивидуальные занятия

март

К юбилею А. П. Чехова. Подготовка к интеллектуальной игре по творчеству. Чтение рассказов «Толстый и тонкий», «Пересолил», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Анна на шее», «Лошадиная фамилия», «Человек в футляре».

коллективное занятие

март

Интеллектуальная игра по творчеству А. П. Чехова.

коллективное занятие

март

Практикум по поэзии. Игра «14 строк или легко ли переводить поэзию».

коллективное занятие

март

Подготовка игры «Страна литературия».

Составление презентаций, работа в группах

апрель

Игра «Страна литературия» для всех желающих.

коллективное занятие

апрель

Открытые чтения. Повесть И. Ильфа, Е. Петрова «Двенадцать стульев».

коллективное занятие

апрель

Литературная игра «Образ» по произведению И.Ильфа, Е.Петрова «Двенадцать стульев».

коллективное занятие

апрель

Разработка сценария литературно – музыкальной композиции ко Дню Победы «Памяти павших…»

индивидуальные занятия

май

Краеведение. Литературная карта Красноярска. Открытые чтения. Красноярские поэты и писатели в годы Великой Отечественной войны.

Выпуск литературной газеты, подготовка презентаций, отчет о работе над исследованием творчества красноярских поэтов и писателей в годы Великой Отечественной войны.

май

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?».

коллективное занятие

май

Занятие из цикла

«Актёрское мастерство». Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга. Работа над проектом «Наш маленький театр».

индивидуальные занятия

май

Работа над проектом «Наш маленький театр».

коллективное занятие, работа над видеороликом «Образ»

июнь

Творческая лаборатория. Презентация собственного творчества. Открытое заседание «Наш маленький театр».

коллективное занятие презентация буклетов, литературного альманаха «Поэтический винегрет».

июнь

Краеведение. Литературная карта Красноярска.

встреча с писателем

июнь

Литературное кафе. Подведение итогов.

коллективное занятие

июнь

Участие в литературных творческих конкурсах различного уровня.

индивидуальные занятия

в течение года

Оформление литературных газет, бюллетеней, подготовка презентации собственного творчества, изготовление буклетов.

индивидуальные занятия

в течение года

Изготовление сценических костюмов для выступления.

Изготовление реквизита, используемого на сцене.

индивидуальные занятия

в течение года

ИТОГО

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для занятий литературного кружка необходимы соответствующие дидактические материалы и техническое оборудование. В их числе:

1. Репродукции картин, портреты поэтов и писателей.

2. CD -диски, DVD -диски с изображением пейзажей, видеофрагменты из литературных произведений, аудиозаписи музыкальных произведений.

3. Материалы для художественного творчества (гуашь, акварель, бумага и т. д.)

4. Компьютер, мультимедийный проектор.

5. Магнитофон.

6. Столы, стулья.

Кабинет должен быть хорошо освещён, проветриваем,

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для педагога:

    Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.

    Еремина О.А. Литературный кружок в школе. 5-6 классы / О.А. Еремина. – М.: Просвещение, 2012, с.143

    Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. для внекласс. чтения. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.: ил. – (Мир знаний);

    Ладыженская Т. А. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: Метод. рекомендации: Кн. для учителя. – М: Просвещение, 2000. – 96 с.

    Лакоцепина, Т.П. Современный урок. Часть 6 (интегрированные уроки) / Т.П. Лакоцепина. – М.: Изд-во Учитель, 2008.

    Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. – Л., 1974.

    Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение, 1985г.

    Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль, вооружённая рифмами. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. – 605 с.

    Развитие творческих способностей детей в объединениях юных журналистов и литературно-творческих объединениях / сост. В.О. Тануйлова. – Ростов-на-Дону, 2002, 105 с.

    http://osvarke.info/229-yevristicheskaya-beseda.html . Информационный сайт для мастеров и преподавателей спецдисциплин.

Литература для обучающихся:

    Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2009.

    Матвеева Т. В. От звука до текста. – М.: Просвещение, 2001.

    Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2009.

    Русская литература XX века / под общей ред. В.В. Агеносова , в двух частях. М.: Дрофа , 2002.

    Скрипов, Г .С. О русском стихосложении / пособие для уч-ся. М. : Просвещение, 1979.

    Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: Просвещение, 2009.

    Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.

    Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.: Просвещение, 1989.

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 5»

РАССМОТРЕНО:

на педагогическом совете

протокол № _________________

от «____» _____________201__ г.

УТВЕРЖДЕНО:

директор МОБУ «ООШ № 5»

С.А.Терских

«____» _____________201__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета, курса

литературный кружок

_____________________

(наименование предмета, курса)

Антонова Елена Геннадьевна

Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный предмет, курс

5-6

класс (параллель), в котором изучается учебный предмет, курс

2016-2017

срок реализации рабочей программы

г. Минусинск

2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Литературный кружок» разработана на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной рабочей программы «Литературный кружок», автор О. А. Ерёмина (Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва: Издательство «Просвещение», 2012.)

Практика организации занятий литературного кружка в школе не только помогает глубже усвоить школьную программу, но и расширяет круг чтения детей, так как рассматриваются произведения, в школьную программу не входящие. Это особенно актуально в наши дни, когда чтение во многих семьях вытеснено телевидением и компьютерными играми. Предлагаются задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.

Предлагаемый курс рассчитан на внеурочную работу с детьми 5-6 классов, но может использоваться также в учреждениях системы дополнительного образования.

Цель внеурочной деятельности - трансформация процесса развития

интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его литературных способностей в процесс саморазвития.

Задачи курса:

Развивать познавательные потребности школьников;

Активизировать творческие способности;

Обучать детей специальным знаниям, необходимым для проведения

самостоятельных исследований;

Формировать и развивать у детей важные теоретические знания;

Формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Актуальность данной программы в том, что ее содержание отражает основные принципы построения литературоведческого образования детей среднего школьного возраста.

Возраст детей : 11-13 лет.

Сроки реализации : программа рассчитана на 2 года.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в соответствии с календарным учебным графиком. Внесены изменения: посещение выставки иллюстраций по литературным произведениям – 1ч; посещение спектакля по литературному произведению – 2ч.

Общая характеристика внеурочной деятельности

Творческий и познавательный аспекты деятельности - обязательные компоненты любого вида деятельности. Совокупным предметом творческой и познавательной деятельности является вся реальность, ее продуктом - знание. В случае коллективного субъекта - это научное знание в целом; для индивида - индивидуальное знание, полученное, как правило, путем освоения основ научного знания, накопленного человечеством. Основным критерием выделения этой стороны внеурочной деятельности в качестве самостоятельного направления является то обстоятельство, что без моделирования реальности, без передачи последующим поколениям и умножения знания никакая деятельность невозможна, т.к. она основана на информационных процессах получения, хранения, преобразования и использования информации.

Программа поможет обучающимся глубже освоить школьную программу, расширит их круг чтения, учит внимательно слушать друг друга, позволяет установить взаимопонимание между детьми. Программа предполагает обучение школьников, проявляющих интерес к изучению литературы. Программа предусматривает последовательное расширение знаний о литературе.

Отличительные особенности программы: программа носит личностно ориентированный, деятельностный и развивающий характер и состоит из трех основных блоков: предметно-деятельностный, блок функциональной грамотности и блок личностного роста.

Программа реализуется на основе следующих принципов:

Принцип развития мыслеобразования, при котором вся система представлений о литературе опирается на образы, возникающие при чтении литературных произведений;

Принцип развития партнерских взаимодействий обучающихся с педагогом и между собой;

Принцип развития соактивности, который регулирует использование методов развития стратегий деятельности учащихся, направленной на словесное творчество.

Курс выстроен ступенчато. Каждый год учащиеся узнают новое, опираясь на уже имеющиеся знания. Знания постепенно расширяются, углубляются, систематизируются, приобретают обобщенный характер.

Предполагаемая программа литературного кружка включает три относительно самостоятельные подпрограммы:

Тренинг литературных способностей;

Самостоятельное чтение литературных произведений, их анализ исследовательская практика;

Мониторинг литературно - исследовательской деятельности.

Тренинг литературных способностей .

В ходе данного тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками литературного анализа, а именно:

Видеть проблемы;

Ставить вопросы;

Выдвигать гипотезы;

Давать определение понятиям;

Классифицировать;

Наблюдать;

Проводить эксперименты;

Делать умозаключения и выводы;

Структурировать материал;

Готовить тексты собственных сообщений;

Объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Самостоятельная деятельность учащихся

Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческого проекта. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка постепенно возрастает.

Мониторинг литературной деятельности

Эта часть программы так же важна, как и две предыдущие. Мониторинг включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач литературного обучения. Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.

Основная форма выполнения заданий - самостоятельная работа обучающихся. Предусмотрена также коллективная работа: обсуждение найденных самостоятельно решений, совместное исследование проблемы.

Описание места внеурочной деятельности в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в соответствии с календарным учебным графиком. Занятия проходят 1 раз в неделю во внеурочное время. Продолжительность занятия – 40 минут.

Формы и режим работы :

Эвристическая беседа;

Индивидуальная, групповая и коллективная исследовательская

деятельность;

Выразительное чтение;

Творческие мастерские;

Артикуляционные разминки;

Обсуждение проблемных вопросов;

Конкурсы;

Мини-концерты;

Словесное рисование;

Выпуск школьной «Литературной газеты» (или альманаха)

Работа ведётся во второй половине дня. Большая часть времени отводится

на практические работы, познавательный материал даётся через наглядное,

практическое обучение, в доступной и интересной для учащихся форме.

Основная форма выполнения заданий - самостоятельная работа обучающихся. Предусмотрена также коллективная работа: обсуждение найденных самостоятельно решений, совместное исследование проблемы, выставки, конференции.

Планируемые результаты внеурочной деятельности

Планируемыми результатами освоения обучающимися программы внеурочной деятельности являются следующие: у обучающихся будут сформированы личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные универсальные учебные действия.

Личностными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

В предложенных ситуациях делать выбор, какой поступок совершить.

Положительное отношение к литературной деятельности;

Широкая мотивационная основа литературной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

Интерес к новому содержанию и новым способам познания;

Обучающийся получит возможность для формирования:

Внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости литературной деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

Выраженной познавательной мотивации;

Устойчивого интереса к новым способам познания;

Адекватного понимания причин успешности / неуспешности литературной деятельности;

Морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе

учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Метапредметными результатами является формирование следующих УУД:

Регулятивные УУД:

Учится работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.

Познавательные УУД :

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах, группах.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Коммуникативные УУД :

Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и со взрослыми).

Предметными результатами является сформированность следующих

умений:

Оценивать поступки героев литературных произведений.

Различать литературные роды и жанры, виды словесного творчества.

Создавать собственные тексты.

Приводить примеры из литературных произведений.

Анализировать литературные тексты.

Создавать индивидуальные, групповые и коллективные проекты по литературным произведениям.

Содержание программы внеурочной деятельности

Фольклор.

Божества славянского язычества. Славянская мифология. Теория мифа.

«Велесова книга». Знакомств с Мифологическим словарём.

Детский фольклор. Колыбельные песни, потешки, прибаутки, заклички, дразнилки, считалки, приговорки, скороговорки. Эвристическая беседа.

Особенности детского фольклора. Изобразительность детского фольклора.

Словотворчество. Наставительность. Небылицы. Перевёртыши.

Словотворчество. Ритмичность небылиц.

Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки.

Сказочная интонация. «Болтунья» - русская народная бытовая сказка. Картина В.М. Максимова «Бабушкины сказки».

Сказочная интонация.

Французская сказка «Лиса и куропатка». Сопоставление с басней И.А.

Крылова «Ворона и лисица».

Норвежский цикл сказок про лиса Миккеля и медведя Бамсе. Сопоставление с русской народной сказкой «Мужик и медведь».

Волшебные сказки. Путешествие как важный элемент сюжета волшебной сказки. «Пёрышко Финиста Ясна-Сокола».

Герои сказки.

Особенности волшебной сказки.

Символика волшебной сказки. Что такое символ. Символика русских народных сказок.

Сказки-отражение духа народа.

Практическая работа: словесное рисование, выучить прибаутку, считалку

или потешку, сочинить собственную небылицу-перевёртыш, чтение сказки

вслух со сказочной интонацией, создание иллюстраций к волшебной сказке

«Пёрышко Финиста Ясна-Сокола», просмотр мультфильма «Колыбельные

мира».

А.С. Пушкин . «Руслан и Людмила». История создания поэмы. Сюжет

и герои «Руслана и Людмилы». Особенности сюжета поэмы «Руслан и

Людмила». Герои поэмы: Руслан, Людмила, Фарлаф, Ратмир, Черномор,

Наина, голова.

Практическая работа : викторина по поэме «Руслан и Людмила», просмотр

художественного фильма «Руслан и Людмила».

М.Ю. Лермонтов. Сказка «Ашик-Кериб».

Практическая работа : выразительное чтение. Выпуск школьной

«Литературной газеты».

Гномы и эльфы в сказках и легендах Западной Европы. «Томас –

рифмач». Шотландская легенда.

Практическая работа : читательская конференция. Посещение выставки

иллюстраций литературных произведений

Дж. Р.Р.Толкиен. Повесть- сказка «Хоббит, или Туда и Обратно».

Путешествие с Бильбо Бэггинсом.

Практическая работа : чтение повести- сказки

П.П. Бажов . Сборник сказов «Малахитовая шкатулка». Сказ

«Танюшка-мастерица». Тайны «Малахитовой шкатулки».

Практическая работа: Чтение сказа. Викторина.

Б.В. Шергин . Поморское детство в рассказе «мурманские зуйки Верность дружбе в рассказе «Миша Ласкин»

Практическая работа: выразительное чтение рассказа

Сат-Ок. Судьба писателя. «Таинственные следы». «Таинственные

следы». Книги про индейцев

Практическая работа: выразительное чтение, отзыв о книге

В.П. Крапивин. Фантастическая повесть «Я иду встречать брата».

Команда и «Каравелла». «Строим наш мир».

Практическая работа: иллюстрация к повести, сочинение собственной

повести. Посещение спектакля по литературному произведению.

Теория стиха. Поэзия: рифма, виды рифмовки. Поэзия: размеры стиха.

«Гусиное перо».

Практическая работа: сочинение собственного двустишия, четверостишия

Выпуск школьной «Литературной газеты» . Что читать летом? Занятие-

конкурс.

6 класс

Что такое чудо? Ф.Г. Лорка «Как улитка отправилась

путешествовать и кого она встретила в пути»

Знакомство с книгой А.С. Грина «Алые паруса»

Л. В. Соловьев «Зверь, именуемый кот» (отрывок из «Повести о

Ходже Насреддине»)

В. П. Крапивин . Фантастическая повесть «Выстрел с монитора»

Подвиг Галиена Тукка. Выход на Дорогу.

«Куда ведёт дорога?». Творческая мастерская.

Афанасий Никитин. «Хождение за три моря». Удивительная Индия.

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Чудеса,

увиденные протопопом.

Жизнь детей в разные эпохи . А. Н. Толстой «Петр Первый»

(отрывки).

Сто лет спустя: жизнь дворянских детей . А. С. Пушкин

«Капитанская дочка» (отрывок) .

Жизнь крестьянских детей. Н. А. Некрасов. Стихотворения,

посвященные русским детям. Экспресс-концерт.

К. М. Станюкович «Максимка».

А. П. Чехов «Ванька».

В. А. Осеева «Динка», « Динка прощается с детством».

« Дети и эпохи». Читательская конференция.

Творческая мастерская.

Ю. В. Друнина «Зинка».

Дети и война . Презентация проектов.

Джек Лондон «Как вешали Калтуса Джорджа».

В. К. Арсеньев «Дерсу Узала».

И. А. Ефремов «Белый рог».

Тематическое планирование с определением основных видов

внеурочной деятельности

5 класс

Основные виды

внеурочной

деятельности

обучающихся

Дата по плану

пятница

Дата по факту

Фольклор

Чтение прибауток,

считалок, потешек.

Словесное рисование,

заучивание,

сочинение,

создание иллюстраций

Творческий пересказ

Конкурс чтецов

2.09

2.09

Словесное рисование,

заучивание прибаутки,

считалки или потешки,

9.09

9.09

Сочинение собственной

небылицы-

перевёртыша

16.09

16.09

Знакомство с произведением «Пёрышко Финиста

Ясна-Сокола»

23.09

30.09

23.09

30.09

Чтение

сказки вслух со

сказочной интонацией.

7.10

7.10

Создание иллюстраций

к волшебной

сказке

«Пёрышко Финиста

Ясна-Сокола».

Выставка рисунков

Словесное рисование

14.10

14.10

Просмотр мультфильма

«Колыбельные мира».

21.10

21.10

А.С. Пушкин

Викторина по поэме

«Руслан и Людмила»

Викторина

Просмотр фильма

28.10

28.10

10.

Просмотр

художественного

фильма «Руслан и

Людмила».

11.11

11.11

11.

12.

М.Ю Лермонтов

Сказка «Ашик-Кериб»

Выразительное чтение,

выпуск школьной

«Литературной

газеты».

18.11

25.11

18.11

25.11

13.

14.

Гномы и эльфы в

сказках и легендах

Западной Европы

Читательская

конференция

2.12

9.12

15.

16.

Дж. Толкиен

«Хоббит, или Туда и Обратно»

Чтение повести- сказки,

словесное рисование

16.12

23.12

17.

18.

19.

П.П. Бажов

«Малахитовая шкатулка»

Чтение сказа.

Викторина.

13.01

20.01

27.01

20.

21.

Б.В. Шергин

Рассказы

Выразительное чтение

рассказа

3.02

10.02

22.

23.

Сат-Ок

Повесть «Таинственные следы»

Выразительное чтение,

отзыв о книге

17.02

24.02

24.

25.

26.

В.П. Крапивин

Иллюстрация к

повести, сочинение

собственной повести

3.03

10.03

17.03

27.

28.

Посещение

спектакля по

литературному

произведению

Посещение

спектакля по

литературному

произведению

24.03

7.04

29.

30.

31.

32.

Теория стиха

Сочинение

собственного

двустишия,

четверостишия

Занятие-конкурс.

14.04

21.04

28.04

5.05

33.

34.

Школьная

«Литературная

газета»

Выпуск школьной

«Литературной

газеты» .

12.05

19.05

Всего час.

6 класс

Основные виды

внеурочной

деятельности

обучающихся

Дата по плану

Дата

по факту

Ф.Г. Лорка

«Как улитка отправилась путешествовать и кого

она встретила в пути»

Игра «Ассоциация»,

чтение и обсуждение баллады

8.09

8.09

А. С. Грин

«Алые паруса»

Игра «В гостях у

мнемозины», просмотр

фильма «Алые паруса»

15.09

22.09

15.09

22.09

Л. В. Соловьёв

«Зверь, именуемый кот» (отрывок из

2

Игра «В гостях у

мнемозины»,чтение,

пересказ

29.09

6.10

29.09

6.10

6.

7.

8. 9.

В.П. Крапивин

Повесть « Я иду встречать брата»

4

Чтение и пересказ

отдельных глав

13.10

20.10

27.10

10.11

13.10

20.10

27.09

10.11

10.

11.

Древнерусская литература «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». А. Н.

2

Эвристическая беседа,

чтение древнерусского

текста,

устный рассказ

17.11

24.11

17.11

24.11

12.

13.

14.

15.

Творческая

мастерская

4

Выпуск школьной

литературной газеты

1.12

8.12

15.12

22.12

16.

17.

18.

Конкурс чтецов

3

Экспресс-концерт

12.01

19.01

26.01

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

Жизнь детей в

разные эпохи: К. М. Станюкович «Максимка».

А. П. Чехов «Ванька».

В. А. Осеева «Динка», « Динка прощается с детством».

Ю. В. Друнина «Зинка».

Джек Лондон «Как вешали Калтуса Джорджа».

Герой – подросток в произведении Т. Уайта «Свеча на ветру»

С. Аксаков «Детские годы Багрова – внука»

Герои рассказа И. Тургенева «Бежин луг»

9

Читательская

конференция

2.02

9.02

16.02

2.03

9.03

16.03

23.03

6.04

13.04

28.

29.

Дети и война

2

Презентация проектов

20.04

27.04

30.

31.

32.

33.

34.

Приключения и

Фантастика

В. П. Крапивин. Фантастическая повесть «Выстрел с монитора»

5

Чтение, пересказ

4.05

11.05

18.05

25.05

25.05

Всего час

34

Описание материально-технического оснащения внеурочной деятельности

Специальное сопровождение (оборудование):

- произведения художественной литературы;

- литературные энциклопедии, справочники, словари;

- иллюстрации к произведениям;

-электронная библиотека

Техническое оснащение:

- компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран.

Наименование учебного оборудования

1 Книгопечатная продукция

- Русские народные сказки

- Сказки народов мира

- Детский фольклор

- Мифологический словарь

- А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила»

- М.Ю. Лермонтов. Сказка «Ашик-Кериб»

- Легенды Западной Европы

- Дж.Р.Р. Толкиен «Хоббит, или Туда и Обратно»

- П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка»

- Б.В. Шергин. Рассказы

- Сат-Ок. Повесть «Таинственные следы»

- В.П. Крапивин. Повесть « Я иду встречать брата»

- Ф.Г. Лорка «Как улитка отправилась путешествовать и кого

она встретила в пути»

- А.С. Грин «Алые паруса»

- Л. В. Соловьев «Зверь, именуемый кот» (отрывок из

«Повести о Ходже Насреддине»)

- В. П. Крапивин. Фантастическая повесть «Выстрел с

монитора»

- Афанасий Никитин. «Хождение за три моря».

- «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». А. Н.

Толстой «Петр Первый» (отрывки).

- А. С. Пушкин «Капитанская дочка» (отрывок) .

- К. М. Станюкович «Максимка».

- А. П. Чехов «Ванька».

- В. А. Осеева «Динка», « Динка прощается с детством».

- Ю. В. Друнина «Зинка».

- Джек Лондон «Как вешали Калтуса Джорджа».

- В. К. Арсеньев «Дерсу Узала».

- И. А. Ефремов «Белый рог».

Наглядные пособия

1. Репродукции к русским народным сказкам, сказкам народов мира, к художественным произведениям А.С. Пушкина, М.Ю., Лермонтова, П. Бажова.

2. Фильмы и мультфильмы

- мультфильм «Колыбельные мира»

- фильм «Руслан и Людмила», «Капитанская дочка», «Алые

паруса»

- мультфильм «Хозяйка Медной горы»

Список литературы

1.Ерёмина О.А. Литературный кружок в школе. 5-6 классы: пособие для

учителей общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение, 2012-140 с.

2.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное

образование / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.

3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного

общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.:

Просвещение, 2011.

4.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический

конструктор: пособие для учителя.-М.:Просвещение, 2011.-223с.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Новосёлковская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

директор школы

Коришева Е.Б.

«___»________2012г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

творческого объединения

«Художественное слово»

Составила:

учитель русского

языка и литературы

Евстигнеева В.Б.

Арзамасский район

д. Бебяево, д.40В

Статус документа:

Программа составлена в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования (письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. № 06 - 1844)

КРУЖОК «Художественное слово»

В основе концепции кружка лежит слияние двух важнейших составляющих нашего искусства – сценической деятельности и литературы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы обусловлена следующими факторами.

В условиях социально-экономических и политических преобразований российскому государству необходимы творческие кадры, творческие исполнители. Поэтому развитие в наших детях творческих способностей, в частности литературно-творческих, становится одной из важнейших задач современной школы.

Под творчеством понимается такой вид индивидуальной или коллективной человеческой деятельности, который имеет свои этапы и механизмы, направленные на решение творческой задачи и является результатом, критерием и формой развития.

Для реализации творчества необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности).

Для формирования литературно – творческой деятельности обучающегося необходимо в первую очередь создать педагогические условия, которые помогут развитию способностей к литературному творчеству у многих детей.

Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к литературе и творчеству, привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве выступающих, актёров и в качестве зрителей?

Таким средством является школьный кружок «Художественное слово» Кружок существует с года.

Одаренные дети - это звездочки на школьном небосклоне. Задача учителя – помочь им засиять ярче.

Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, проведение школьных литературных вечеров, инсценировка сценариев различных общешкольных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к искусству и литературе.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в литературно- драматическом кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев. На литературных вечерах дети учатся не только выразительному чтению текста, но и работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят, приобретают опыт формирования собственного мнения о том или ином литературном произведении.

Н.В.Гоголь так говорил о театре: « Театр - ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь... Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».

Цели кружка «Художественное слово» : формирование у детей духовно-нравственной культуры, воспитание добра, любви к ближним, своей родине, развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, склонностей и задатков,обучение детей умению владеть устным и письменным словом.

ЗАДАЧИ:

1. Развивать творческие возможности детей

2. Воспитание наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения

3. Развитие творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел

4. Воспитание культуры речи, приобретение навыков дикции, мимики и пластики.

5. Развитие у детей навыка действовать на сцене подлинно, логично, целенаправленно раскрывать содержание доступных им ролей в действии и взаимодействии друг с другом

6. Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние

7.Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.

    Воспитание в детях добра, любви к ближним, внимания к людям, родной земле, неравнодушного отношения к окружающему миру.

    Научить школьников пользоваться всем богатством языковых средств (способствовать постоянному пополнению словарного запаса, развитию и совершенствованию грамматического строя их речи).

    Обеспечить усвоение учащимися норм русского литературного языка; сформировать у школьников умение и навыки оправданно пользоваться средствами языка в разных жизненных ситуациях при восприятии и создании высказываний с соблюдением русского речевого этикета.

    Создавать условия для литературного творчества.

    Развивать одаренность учащихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.

    Вовлекать одаренных детей в серьезную творческую работу

Организация деятельности кружка «Художественное слово»

Поставленные цели и задачи должны будут выполняться посредством постановки театральных инсценировок для учащихся школы, организации школьных литературных вечеров, где будут читаться стихи и проза как известных авторов так и собственного произведения. В рамках кружка предусмотрены показательные чтения лучших школьных сочинений и их последующее обсуждение, постановка театральных миниатюр. Учащиеся кружка будут принимать активное участие в организации общешкольных мероприятий. Важная роль отводится непосредственно репетициям, так как именно во время подобных занятий развиваются дружеские отношения и умение работать в коллективе, а также прививаются навыки взаимопомощи, ответственности, внимания, раскрывается творческий потенциал ребенка.

Основные направления:

    Духовно- образовательное.

Тематические беседы, о подвижниках, календарных праздниках, обрядах, устные журналы, презентации о писателях, литераторах, исторических событиях.

2. Воспитательно-оздоровительное

Посещение святых мест, музеев.

3. Культурно-познавательное.

Концерты, праздники, скаски, инсценировки, посещение театров, просмотр кинофильмов

4. Сценическое мастерство .

Театральная игра, ритмопластика, культура речи.

5. Творческое.

Выступление на различных конкурсах, исследовательская деятельность, написание сочинений, стиотворчество, выпуск газеты «Русское слово»

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И УМЕТЬ:

Знать наизусть и уметь правильно и выразительно читать 5-10 скороговорок

Знать 3-5 потешек и шуток, прибауток, уметь их обыграть

Уметь представить характер героев стихотворения, басни, обыгрывать содержание произведений

Еть работать в коллективе, с партнером, уметь вести себя на сцене. Уметь слушать товарищей и отстаивать свою точку зрения на своего сценического героя

Учиться обладать чувством ритма, пластики голоса и движений, читать классические произведения в рамках кружка.

Данная программа рассчитана на 2012- 2015 учебный год. С последующим ее развитием на три учебных года. Программа дает возможность принимать участие в работе кружка детям любого школьного возраста (от10 до 16 лет) и предполагает как работу с коллективом в целом, так и индивидуальные занятия во время репетиций.Программа литературного кружка «Художественное слово» рассчитана на 70 часов в год, и включает в себя работу

По восприятию чужой речи;

По воспроизводству готового текста;

По созданию собственных высказываний

Заянятия проводятся 1раз в неделю по два часа и состоят из двух основных блоков: теории и практики, где теории отводится 40 мин., практическим навыкам – 1 час 20 мин. На теоретических занятиях с обучающимися проводятся беседы, лекции, даётся прослушивание образцов художественного слова, просмотр тематических фильмов. На практических занятиях обучающиеся ведут исследовательскую работу, работают над техникой выразительного чтения, анализируют художественные тексты, выступают на общешкольных и районных мероприятиях и конкурсах.

Краткие сведения о коллективе.

Посещают кружок «Художественное слово» обучающиеся разных возрастов от 10 до 16 лет, с 5 по 11 класс. Они составляют две группы, которые занимаются по 1 часу. Младшие учатся у старших, осуществляется принцип преемственности. Кружок посещают в основном дети эмоциональные, творческие, увлекающиеся литературой, поэзией театром, музыкой. Все члены кружка учатся на «4» и «5», инициативные, активные, заинтересованные.

Количество человек : -14 – 27 (деление на 2 группы)

Выход результатов:

Выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках. Участие в школьных мероприятиях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра. Проведение творческих литературных вечеров, КОНКУРСОВ ЧТЕЦОВ. Участие в школьных и районных конкурсах чтецов, сочинений, исследовательских работ, посещение театров, ДК, литературных музеев, тематические экскурсии, поездки по святым местам.

Достижения в работе кружка.

Учащиеся кружка принимают участие во всех общешкольных и районных конкурсах чтецов, конкурсах исследовательских работ, других районных конкурсах

2007 – 2008 учебный год – 3 место в районе (6 класс)

2008 – 2009 учебный год – 2 место в районе (11 класс)

2009 – 2010 учебный год – 1,3 место (10 класс),

2 место в конкурсе исследовательских работ (10 класс)

2 место (8 класс)

2010 – 2011 учебный год – 2 место (6 класс), 2 место в районном конкурсе театральных гостиных «Читая классику»

2 место в конкурсе исследовательских работ – 11 класс

2011 – 2012 учебный год – 1,2,3 и места в общешкольном конкурсе, 1 место в районном конкурсе «Родники», 2 место в районном конкурсе исследовательских работ (10 класс)

2012 – 2013 учебный год – 2 место в районе (8 класс)

Тематическое планирование кружка «Художественное слово» на 2012-2013 учебный год

Тема занятий

Кол-во часов

Дата

прове

дения

тировка

Вволное занятие. Ознакомление с правилами по ТБ. Знакомство. Играем этюды. «Знакомство», «Органическое молчание» и др.

«В каждом слове – бездна пространства». Что такое настоящие стихи.

Зачем нужна поэзия? Работа над стихами А.Пушкина, A Тютчева. Наблюдение над художественными средствами.

Уапражнения по актёрскому мастерству. Прослушивание «Мастеров слова»

Чудо поэтического слова. (Развитие понятий метафоре, стихотворной и прозаической речи.

Логика речи. Артикуляционные упражнения из арсенала А.М.Нахимовского.»Хомячок», «Рожицы»

Подготовка к общешкольному празднику Дню учителя.Составление сценария. Разучивание сценок и стихов.

Репетиция сценок, стихов, песен к Дню Учителя.

Чудо поэтического слова. (Театральная ритмика, образность). Упражнения на развитие артикуляции. Выразительное чтение стихов поэтов 19 века. Отбор стихов на конкурс.

Подготовка к районному конкурсу чтецов, посвящённому Году истории. Отработка артикуляции, голоса, ритмики.

Подготовка к общешкольному конкурсу чтецов, посвящённому Году истории и районному конкурсу «Растим патриотов России» Отработка техники речи.

Подготовка к участию в муниципальном конкурсе творческих работ, посвящённых Году истории и «Мой первый учитель» (редактирование сочинений, творческих работ, эссе, презентаций)

Подготовка и выпуск газеты «Русское слово», отчёт –презентация об экскурсии в Болдинский музей -заповедник. Подборка стихов об осени.

Шедевры художественного слова. Формирование потребности общения с образцами художественного слова. Слушаем «мастеров слова»

Подготовка к районному конкурсу сочинений «Одна юбилейная дата» Выбор тем, сбор материала. Выбор стихов и сценок к коконцкрту, посвящённому Дню Матери.

Выпуск газеты «Русское слово» к Дню Матери. Подготовка к мероприятию к Дню матери.

Искусство декламации. Выразительность чтения беседа о театральном искусстве. Простейшие упражнения и игры.

Редактирование сочинений «Одна юбилейная дата» Сергий Радонежский – заступник и просвятитель земли русской.

Подбор стихов, сценок, песен к Новому году.

Культура поведения в театре. Беседа. Театральная азбука. Ролевые игры. Театр – экспромт. Разучивание стихов, песен, сценок к Новому году.

Подготовка к Новому году.Отработка упражнений по технике речи. Отработка выразительного чтения стихов, отработка актёрского мастерства (репетиция сценок)

Православные традиции в русской литературе и современном мире. Праздник Рождества. Разучивание калядок, рождественские стихи.

Просмотр фильма Православные святыни Руси. Заочная экскурсия в Муром.

Действие как главное выразительное средство актерского искусства. Просмотр спектакля.

Филологический анализ художественного текста. Произведения русской классики в исполнении мастеров художественного слова

Подборка номеров художественной самодеятельности для общешкольного концерта к 8 марта. План написания исследовательских работ. Выбор тем.

Сбор материала для исследовательских работ. Создание выпуска праздничной газеты, презентации. Подготовка к конкурсу сочинений, стихов «Мама – это солнце»

Репетиция номеров художественной самодеятельности для праздничного концерта к 8 марта. Сбор материала для исследовательских работ.

Репетиция номеров художественной самодеятельности для праздничного концерта к 8 марта. Отработка техники чтения и актёрского мастерства. Выпуск праздничной газеты «Русское слово», конкурс сочинений, стихов «Мама – это солнце»

Теория стиха. Логическое ударение. Интонация. Работа с «голосом». Стихотворчество. Редактирование исследовательских работ.

Редактирование исследовательских работ. Подготовка к защите. Составление презентации.

Практикум «Как говорить так, чтобы слушали».

11.Изучаем язык мимики и жестов.

Слово в прозе

1. Жанры прозы.

«Мы придумываем сказку»,

«Мы пишем рассказ»,

«Творческий эксперимент».

Ролевая игра «В гостях у литературного персонажа».

Инсценировка стихотворения С.Михалкова «Как старик корову продавал».

Басни И.А.Крылова. Составление партитуры.

Разработка сценария митинга к Дню Победы. Подборка стихов, песен, инсценировок.

Создание презентации «И опять приходит День Победы» Выпуск праздничной газеты.

Православные традииции вжизни современного человека и в русской литературе. История праздника Пасхи.

Подготовка к празднованию Дня Победы.

Литературно – музыкальная композиция «Праздник со слезами на глазах».

Слово в прозе

1. Жанры прозы.

2. Художественный анализ текста.

3. Коллективная творческая работа:

«Мы придумываем сказку»,

«Мы пишем рассказ»,

«Творческий эксперимент».

4. Работа над созданием собственных прозаических текстов и совершенствованием художественного слова в эпическом произведении.

Общественное назначение театра. Народные игры. Разучивание народных игр. Православные праздники. История праздника Троицы.

      Дикция. Орфоэпия.

В отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения.

Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть.

    Логика чтения. Логические паузы .

Вычленение логической стороны звучания необходимо и постоянно совершенствовать. Средством воссоздания логического скелета читаемого, произносимого текста является расчленения его на части, осуществление логических ударений в пределах этих частей, изменение темпа произнесения речевых тактов, звеньев, кусков.

    Речевой слух.

Понятие о речевом слухе включает в себя совокупность таких компонентов:

    Физический слух – способность воспринимать звуки разной степени громкости и силы;

    Фонематический слух – способность различать и воссоздавать все речевые звуки в соответствии с требованиями фонетической системы данного языка;

    Звуковысотный слух – способность ощущать и воссоздавать мелодичность (мелодику) речи, характер интонации, чувство темпа и ритма.

Наличие этих способностей обеспечивает развитие умения пользоваться «шестью рычагами» (по ВП Острогорскому):

Громче – тише,

Выше – ниже,

Волшебный посредник – видение образа.

«Если сам чтец, актер не будет ясно видеть перед собою те образы, которые он хочет передать аудитории, которыми он стремится увлечь воображение своих слушателей, эти образы не смогут «увидеть» и слушатели, зрители, а сами слова, не освещенные внутренним представлением, будут скользить мимо их сознания и воображения. Они останутся только сочетанием звуков, обозначающими понятия. Но смысл этих понятий и их значение, выявлены не будут», - В,Н, Аксенов, режиссер.

Видение поэта – посредник между жизнью и произведением в процессе его создания, благодаря видению устанавливается действенная связь между поэтическим творением и чтецом, видение содействует установленным контактам между исполнителем и зрителем, слушателем. Пропускать через себя, в своем воображении, видение образа.

Механизм видения не всегда срабатывает, так как люди делятся по И.П. Павлову на три категории, три типа:

    Образный (сигналы I сигн. системы);

    Мыслительный (II сигн. Системы);

    Поэтому художественное воображение, видение, надо развивать. Образы басен Крылова.

    Позиция и поза.

    • Позиция – принципиальное отношение к кому-либо или чему-либо.

    Поза – это перенесение, перевоплощение, чтобы лучше, ярче, убедительнее изобразить то или иное явление, демонстрируя свое к нему отношение. Исполнителю необходимо уяснить позицию автора и уточнить свою, которая может совпадать, а может и не совпадать с авторской.

    Людям, лишенным чувства юмора, бывает просто невмоготу принять чужую позу, говоря, что они «не умеют и не хотят лицемерить». Но занимающему позу обличителя какого-либо недостатка не грозит опасность заразиться этим пороком.

    • Истинная артистичность состоит в способности быстро и свободно переходить из одного душевного состояния в другое. Эту способность необходимо поддерживать и развивать, во избежание эмоциональной глухоты, бесчувствия. «Бесчувствие – это увечье», - сказал Н.А. Некрасов.

    Основой дикламационного искусства должен быть ритм.

    Задача исполнителя состоит в том, чтобы пробуждать реакцию слушателя – зрителя на ритм. «Владение ритмом, живым пульсом стиха дает необходимое для чтения стиха естественность и разнообразие», - говорит актер Г.В. Артоболевский. Чтобы ритмом овладеть надо его уловить и ощутить.

Перечень учебно-методического обеспечения:

Литература:

1. 1 . Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. М.: Просвещение, 1990. 192с.

2. . Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.: Просвещение,1991

3. Жижина А.Д. Как постигать язык поэзии. – М., 1997.

4. Кожинов В.В. Как пишут стихи. – М., 2001.

5. 5. Овчинникова И.Г. Кроме скучного... (О жанрах школьных сочинений) /Лучший учитель - творчество. М.: Просвещение, 1966. 226с., 2001.

6. Суворова Е.Б. Литература как искусство. – М., 2002.

7. Безымянная. О., Школьный театр, М, 2001

8. Каришев-Лубоцкий, Театрализованные представления для детей школьного возраста. М., 2005 3.Выпуски журнала «Педсовет»

    Русские народные сказки

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА:

Телевизор, видеомагнитофон, DVD , компьютер, пректор, диски с записью сказок и постановок.

Рабочая программа кружка "Литературная гостиная".

Пояснительная записка.

«Детские книги пишутся для воспитания,
а воспитание – великое дело».
В.Г. Белинский.

Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На наш взгляд, существует ряд факторов, вызвавших это явление.

Во-первых, глобальная информатизация объективного пространства, окружающего каждого человека: посредством интернета как дети, так и взрослые могут беспрепятственно и без особого труда получить любые данные по любой теме, в том числе и «сжатый» вариант любого литературного произведения.

Во-вторых, засилье в СМИ (телевидении, прессе) рекламы, формирующей у ребёнка представление о псевдоценностях в жизни человека. Дети многое знают о бытовой электронике, автомобилях, сотовых телефонах. Они уверены, что настоящий Человек – это успешный бизнесмен, непременно выходящий из роскошной иномарки и раздающий указания подчинённым по самой последней модели телефона.

В-третьих, объективные экономические и финансовые трудности приводят к тому, что взрослые вынуждены посвящать все свои мысли и своё время зарабатыванию материальных благ. Они даже и не вспоминают о книгах! Психологами же доказано, что именно родители являются образцом для подражания для детей. Если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей.

Актуальность.

Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами.

Но далеко не каждый может построить развернутый и связный рассказ, придумать собственную сказку, сочинить стихотворение. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного.

Как же ему помочь?

Один из исследователей детского творчества заметил, что ребенок никогда не сочинит собственной сказки, если он не познакомился хотя бы с одной из существующих.

Художественные произведения в символической форме раскрывают перед детьми смысл человеческих отношений, переживаний.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е.А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок.

Н.С. Карпинская считает, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Направленность

Данная программа направлена на обеспечение построения целостного педагогического процессса, направленного на всестороннее развитие ребенка: физическое, познава –тельное, речевое, социально - личностное и художественно - эстетическое во взаимосвязи. На расширение круга представлений детей через художественные образы. Система работы, изложенная в данной программе, помогает соединить в себе воспитание ребёнка как личности, формирование интереса к книге и интеллектуальное развитие дошкольников.

Новизна программы заключается в том, что она способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ребёнка-читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как книга для ребёнка – и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Цель данной рабочей программы – повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых произведений, в том числе и произведений детских писателей и поэтов Мурманской области, и произведений устного народного творчества.

Основными задачами программы являются:

  1. Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации.
  2. Поддержание и развитие детской эмоциональности.
  3. Активизация речевого и мыслительного творчества детей.
  4. Развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений дошкольников.

Отличительная особенность программы.

В.А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг» .

Повернуть дошкольное образование «лицом» к активной работе с книгой - вовсе не повод отказываться от обучающих задач, количество которых в последнее время возросло в связи с усложнением школьных программ, к усвоению которых мы должны подготовить ребёнка в детском саду. Напротив, систематическая и разнообразная работа с художественной литературой поможет более успешно вести обучение малышей, сделать это обучение более лёгким и интересным, что необыкновенно актуально для оптимизации образовательного процесса в ДОУ. Отличительной особенностью программы является то, что воспитатель на занятиях постоянно создаёт ситуации направленные на наибольшую активизацию самостоятельной речевой деятельности детей, самостоятельное изготовление детьми персонажей произведений и их обыгрывание. Рабочая программа по приобщению дошкольников к книге разработана с учётом требований и отдельных положений нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность ДОУ:

Работа проводится в координации с детской библиотекой «Яблочко» № 17 г. Мурманска Содержание рассчитано на детей 5-ти - 6-ти лет. Срок реализации данной рабочей учебной программы – 1 год. Формы и режим занятий. Данная работа организуется в старшей группе с ноября по апрель каждого учебного года включительно в форме кружковой работы, дополняющей и обогащающей реализацию образовательной области «Речевое развитие» . Кружок проводится 1 раз в месяц во второй половине дня по 25-30 минут. Учебно-художественный материал включает в себя произведения русских, советских и зарубежных писателей и поэтов и писателей.

Формы организации занятий:

  • Комплексное занятие.
  • Занятие-путешествие;
  • Занятие-инсценировка;
  • Литературное развлечение
  • Занятие-викторина

Методы работы: наглядные: использование мультимедийных средств (просмотры DVD-фильмов, слайдов) , показ иллюстраций, тематических альбомов.

словесные: Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.

Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование) . Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей. Практические: Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя.

Ожидаемый результат: развитие личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов, обучение детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика) , усовершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительских умений.

Для определения результативности проведенной работы была разработана диагностическая карта по реализации рабочей программы:

Основными контрольными «инструментами» являются: наблюдение за работой ребёнка в процессе изучения того или иного художественного произведения. В случаях затруднений в оценке усвоения программы – индивидуальные беседы с ребёнком.

При организации наблюдения и беседы используется методика, разработанная психологами Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, представленная в издании «Практикум по деткой психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада Под ед. Г.А. Урунтаевой, - М.: Просвещение: Владос, 1995.

Наблюдение – это планомерное и целенаправленное фиксирование результатов в естественных условиях повседневной деятельности. При наблюдении необходимо соблюдать определённые условия:

Перед любым наблюдением педагог формулирует для себя цель: какое умение, качество ребёнка при работе с художественной литературой будет изучаться, например, умение видеть и использовать средства речевой выразительности (многозначность, сравнения и т.п.) .

В зависимости от цели исследования выбирается структурный компонент кружкового занятия, в которых будет осуществляться наблюдение. Например, «Речевая зарядка» .

При наблюдении необходимо поддерживать естественную, привычную атмосферу кружкового занятия, не заостряя внимания на том, что педагог «проверяет» данного ребёнка. Педагог не вмешивается в деятельность или ответ ребёнка.

Наблюдение даёт объективные данные, если проводится последовательно и систематично, то есть за ребёнком наблюдение по данному структурному моменту занятия ведётся не менее 2-3 занятий подряд. Это связано ещё и с тем, что наблюдаемые факты не отделены от многих попутных явлений (настроения ребёнка, мотивированности его на деятельность, сложности задания и т.п.) .

Педагог заранее определяет для себя способы фиксации данных – высказывания ребёнка, не искажая и не приукрашивая их. Такие результаты может фиксировать младший воспитатель или второй воспитатель группы, чтобы не нарушать естественный ход занятия. В протоколе отмечаются и эмоции, реакции ребёнка на происходящее, что даст дополнительные данные для определения отношения ребёнка к прочитанному.

Нет строго определённой формы фиксации результатов – воспитатель выбирает удобный, понятный для себя вариант, на основе которого будет заполняться итоговая диагностическая таблица, представленная ниже.

Метод беседы применяется самостоятельно или сочетается с наблюдением. Например, изучая отношение ребёнка к прочитанному, педагог наблюдает за ним во время 2-3 занятий, а затем задаёт вопросы индивидуально:

Что тебе больше всего было интересно в этой сказке? С кем ты не согласен? А если бы ты попал в эту сказку, что бы ты сказал героям, чем бы им помог? Хочется ли тебе что-нибудь изменить в этой сказке? Почему? Эффективность беседы зависит от соблюдения следующих требований:

Подготовка беседы требует от педагога постановку конкретной цели, выбор материала для неё, например, конкретной сказки, иллюстраций к ней.

Вопросы для беседы должны быть чёткими, краткими, конкретными, не должны подсказывать готовые ответы. Следует избегать использования в вопросах слов с двойным толкованием, имеющих неясный для ребёнка смысл.

Педагог заучивает вопросы наизусть и задаёт ребёнку в строго определённом порядке, стимулируя его к развёрнутым ответам. Возможно использовать уточняющие вопросы, если по ходу беседы возникает в этом необходимость.

Беседа не должна превышать 10-15 минут, чтобы ребёнок не потерял к ней интерес.

До начала беседы необходимо установить с ребёнком доверительные отношения, мотивировать его на беседу. Для этого можно сначала поговорить с ребёнком на интересующую его тему и только потом приступить к заранее составленным вопросам. Беседа должна проводиться непринуждённо, тактично, ненавязчиво и ни в коем случае не носить характер выспрашивания. Очень важно, чтобы исследователь показал малышу личную заинтересованность в разговоре с ним.

Предварительно продумывается способ фиксации данных. Можно вести запись, как и в процессе наблюдения, можно использовать технические средства (диктофон) . На основе зафиксированных данных будет заполняться итоговая диагностическая таблица, представленная ниже.