Защита проекта « Лекарственные травы»
Здравствуйте!
Люди часто говорят друг другу при встрече это хорошее, доброе слово. Слово здравствуйте очень старое. Связано со словом дерево. Когда – то давно люди, произнося слово здравствуйте , желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими как дерево, как дуб, например. И теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.
А вы знаете, что дороже всего на свете? Конечно, это жизнь, здоровье. Еще в Древней Руси говорили:
Здоровье дороже богатства.
Здоровье не купишь.
Получен от природы дар-
Не мяч и не воздушный шар.
Не глобус это. Не арбуз-
Здоровье. Очень хрупкий груз.
Чтоб жизнь счастливую прожить,
Растения – это бесценный дар природы, который часто называют кладовой здоровья. С помощью растений, обладающих лечебными свойствами, можно успешно лечить заболевания человека.
Начиная свой проект, я поставила перед собой цель: познакомиться с лекарственными растениями, выяснить, какие из них растут в нашем районе.
Задачи исследования:
1.Собрать и обобщить материал о лекарственных травах нашего района.
2. Установить связь с прошлым, выяснив какими лекарственными травами пользовались казаки.
Актуальность использования лекарственных растений возросла в последние десятилетия. Это объясняется тем, что резко возросло количество осложнений от применения различных, малоизученных и проверенных лекарств.
Наши предки жили среди природы, хорошо знали и умело использовали ее возможности в решении серьезных проблем при лечении ран и болезней.
В нашей местной газете «Тихий Дон» мы с мамой нашли статью из которой я узнала, как лечились казаки Верхнего Дона:
КАК ЛЕЧИЛИСЬ КАЗАКИ ВЕРХНЕГО ДОНА?
Зубная боль
Натирали запястье с внутренней стороны водкой с чесноком
Легочный туберкулёз
Мать-и-мачеха, полынь,
подорожник, зверобой в виде смеси как
Простуда и кашель
Отвар овса и калины, отвар малины
Гастрит и язва
Водочный настой подорожника, заедая
его хлебом со свиным салом
Воспалительные заболевания
Отвар дубовой коры
Опухоли
Свежая капуста, красная свекла,
морковь, чеснок и лук в сыром виде;
водочный настой болиголова и чистотела
Бородавки
Сок чистотела
Экзема
Листья капусты или смесь сока капусты
и чистотела
«Многие рецепты даже были абсурдными» (Н. Майборода, научный сотрудник ГМЗШ)
«Тихий Дон» от 05.04.2007 г., № 37
Бабушка рассказала мне, что наш земляк писатель Михаил Александрович Шолохов в своем романе «Тихий Дон» упоминает не один раз лекарственные травы, называя их народными именами («камчужная трава» – биологическое название мать-и-мачеха; «белая кашка» – тысячелистник; «золотушная трава» – череда; «материнка» – душица; «кузмичева трава» – эфедра двуколосковая).
Заготовка лекарственных трав была жизненно необходима. Например, для выпечки хлеба использовали шишечки хмеля. Впрок заготавливали богородицкую траву (чабрец), душицу, зверобой, делали из них отвары и настои, которые помогали от простуды. Сушили и мочили ягоды земляники, ежевики, тёрна.
Лекарственные травы заготавливали казаки не только для себя, но и для домашних животных.
Эти средства народной медицины не только знали, но и использовали в каждой семье. Многими из них и сейчас пользуются жители нашего района.
В настоящее время широко используются лекарственные растения: чабрец, душица, зверобой, шалфей, донник, мята, Иван-чай, ромашка лекарственной, шиповника, боярышник, подорожник и другие.
Я расскажу о тех растениях из живой аптеки, которыми особенно любят пользоваться в нашей семье.
Подорожник. Свежие листья применяют как ранозаживляющее средство, а настойка из них помогает при бронхите, коклюше.
Один из любимых мною цветов - ромашка . Растение очень ароматное и цветёт почти всё лето. Эти цветочки наша семья любит заваривать и принимать отвар при простуде. Отвар из ромашки помог мне вылечить ангину. Отвар из цветов ромашки применяют для промывания ран, нарывов. Моя бабушка часто промывает волосы таким отваром.
В саду нашего двора радует глаз ярко-жёлтые цветы ноготков , так называют их в народе. Правильное название этого растения календула. Это растение тоже обладает лечебными свойствами. Спиртовой настойкой календулы обрабатывают порезы, гнойные ран, ожоги.
Крапива – один из самых распространённых сорняков. Это жгучее растение очень богато витаминами С и каротином, содержит много питательных веществ.
Применяют её как кровоостанавливающее и ранозаживляющее средство. Молодые побеги очень хороши для приготовления зелёных щей и салатов.
Все эти удивительные растения, о которых я рассказала, окружают меня дома. Проводя свои наблюдения за растениями, и исследуя их полезные свойства, я поняла, что нужно очень бережно относиться к ним. Учиться правильно использовать свойства этих растений и быть благодарным нашей природе за её щедрые дары.
Свое исследование буду продолжать во втором класс. Еще много интересного и полезного можно узнать о растениях нашего края. Хочу познакомиться с правилами сбора лекарственных трав и способами приготовления отваров для лечения.
Ирина Гридчина
Экологический проект «Лекарственные растения» для детей подготовительной группы
Экологический проект
по теме : «Лекарственные
растения »
етского сада.
Срок : краткосрочный.
Тип : познавательный
Проблема : не достаточное количество дикорастущих лекарственных растений на территории дошкольного учреждения и отсутствие возможности увидеть естественные условия их произрастания существенно влияют на глубину знаний детей о целебном растительном мире родного региона, поэтому я решила углубленно изучить с детьми этот вопрос
Актуальность : проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений , так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения » .
Цель проекта : создать условия для расширения и уточнения знаний , их свойствах, пользе для человека, сформировать знания о способах их сбора и применения.
Задачи :
1. Расширять и
формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях , их строении, внешнем вид, ценности для здоровья, правил пользования.
2. Развивать речь : обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
3. Воспитывать у детей любознательность , бережное отношение к растениям , любовь к родному краю.
Методы исследования :
исследовательские : опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;
наглядные : рассматривание растений , иллюстраций,
словесные : беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
практические : рисование, сбор лекарственных трав , оформление альбома.
Участники проекта :
Дети старшей группы (5-6 лет,
Воспитатели,
Родители,
Планируемый результат :
дети должны знать :
Виды лекарственных растений , способы их сбора и применения;
Стихотворения о
лекарственных растениях ;
Значение лекарственных
растений в жизни человека .
Дети должны уметь :
Отличать лекарственные растения от других видов ;
Соблюдать правила поведения в природе;
Проявлять любознательность, стремление узнавать как можно больше о целебном мире растений ;
Элементарно прогнозировать последствия нарушения правил обращения с растениями ;
I этап (подготовительный )
1. Подбор литературы : методической, детской.
2. Подбор стихотворений, загадок, пословиц по теме проекта .
3. Подбор демонстрационного материала.
4. Определение тематики бесед с детьми :
5. Определение тематики проблемных вопросов :
6. Подбор дидактических, подвижных, сюжетно - ролевых игр.
7. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта .
8. Подбор оборудования.
9. Проведение диагностики знаний детей о лекарственных растениях .
II этап (практический)
1. Беседа «Лекарственные растения »
Цель : выявить уровень знания детей о лекарственных растениях , уточнить и приумножить представления детей о мире целебных растений средней полосы , их пользе для человека.
2. Дидактическая игра
«Съедобное – несъедобное» .
Цель : закрепить знания детей о
ядовитых и лекарственных растениях .
3. Дидактическая игра «Определи по запаху» .
Цель : учить детей определять лекарственные растения по характерному запаху, расширять знания о них.
4. Дидактическая игра «Узнай и назови»
Цель : учить детей узнавать лекарственные растения по характерным признакам.
5. Чтение рассказов А. Плешакова «Зеленые страницы»
Цель : обогащать знания детей о мире лекарственныз растений , развивать словарный запас, продолжать воспитывать любовь к художественной литературе.
6. Экскурсия по территории детского сада.
Цель : познакомить детей с условиями произрастания лекарственных растений , способами их сбора.
7. Наблюдение «Строение растения »
Цель : уточнить знания детей о частях растений .
8. Дидактическая игра «Вершки корешки»
Цель : закреплять знания детей о том , какие части растений используются для лечения.
9. Дидактическая игра «Третий лишний» .
Цель : учить детей отличать растения по их значению для человека.
10. Дидактическая игра
«Две корзины»
Цель : учить детей отличать
и классифицировать растения .
11. Рисование «Мать – и - мачеха» .
Цель : учить детей передавать в рисунке впечатления полученные от занятия.
12. Объемная аппликация «Одуванчик»
Цель : учить детей передавать характерные особенности растения : жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.
III этап (заключительный)
1. Оформление гербария «Лекарственные растения » (с помощью родителей)
Цель : составить своеобразную копилку лекарственных растений , с его назначением; включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.
2. Дидактические игра «Что лечит это растение ?» , «От какого растения часть » .
Цель : закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения , их пользу.
3. Оформление альбома «Зеленая аптека» с описанием.
Цель : включение родителей в работу по проекту , процесс экологического воспитания детей .
4. Фитобар (дегустация лекарственных чаев и беседа за круглым столом)
Цель : подведение итогов проекта , уточнение и обобщение знаний детей о лекарственных растениях .
Итоги проекта :
В ходе реализации проекта «Лекарственные растения » детям давалась необходимая сумма знаний о пользе и значении целебных растений для человека . При этом у детей развивалось более осознанное и бережное отношение к миру живой природы, дети научились прогнозировать последствия совершаемых ими поступков.
В ходе реализации проекта заинтересовали родителей в осознании необходимости работы по экологическому воспитанию в семье , критерием оценки проекта явилась , что дети и взрослые в повседневной жизни стремятся соблюдать правила поведения в природе. В ходе работы над проектом достигнуты : был обогащён опыт детей в уходе за растениями , методах их сбора и заготовки без ущерба для природы.
В период работы над проектом пополнился словарный запас детей . В ходе поисково-познавательной деятельности развили воображение, мышление, любознательность, умение сравнивать и анализировать.
Вывод :
Вот так постепенно в процессе работы удалось воспитать у детей доброту , экологически грамотное поведение , отзывчивость. В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты : был обогащен и обобщен опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Был собран материал о лекарственных растениях нашей станицы . Родителями совместно с детьми была оформлена книга по лекарственным растениям .
В период работы над проектом был обогащен и пополнен словарный запас детей , если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений , то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивалось воображение, мышление, сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности. Дети познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.
Я считаю, что такой проект необходим детям старшего дошкольного возраста , так как дети становятся более самостоятельные, а значит, более осознанно относятся к окружающему миру.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Лекарственные растения»
Старшая группа №7
Воспитатели:
Войтович М.В.
Золотухина В.В.
2013 г.
Педагогический проект
(познавательный, среднесрочный)
«Лекарственные растения»
Сроки выполнения проекта: 1 месяц
Актуальность.
Гипотеза:
Участники проекта:
Цель проекта:
Задачи проекта:
Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
- Изготовление пособий.
Реализация проекта.
Работа с детьми
Познавательная деятельность |
|
Продуктивная деятельность | |
Игровая деятельность | |
Работа с родителями
- Экскурсия в аптеку.
Обобщающий этап.
«Презентация проекта»
- Альбом «Зеленая аптека»
- Консультации для родителей
- Дидактическая игра «Фитодоктор»
- Загадки о лекарственных растениях
- Викторина «Знатоки лечебных трав»
Результаты реализации проекта:
Осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.
У детей развился познавательный интерес, расширились представления о природе.
Сформировались знания о лекарственных растениях.
Обогатился опыт детей в сфере экологического воспитания .
Предварительный просмотр:
МБДОУ ЦРР Детский сад №8 «Салют»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
(познавательный, среднесрочный)
«Лекарственные растения»
Старшая группа №7
Воспитатели:
Войтович М.В.
Золотухина В.В.
2013 г.
Педагогический проект
(познавательный, среднесрочный)
«Лекарственные растения»
Место проведения исследования: территория МБДОУ ЦРР детский сад №8 «Салют».
Сроки выполнения проекта: 1 месяц
Актуальность. Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем. Беседуя с детьми на тему растений, мы увидели, что дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения». В ходе работы с родителями, мы также выявили, что многие из них плохо разбираются в многообразии целебных растений. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».
Гипотеза: Если дошкольники узнают, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Задачи проекта:
Образовательные задачи: Уточнить и расширить знания детей о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования. Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете, а также с художественной литературой для создания целостного образа изучаемого объекта. Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.
Развивающие задачи: Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать. Развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях. Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в процессе познания через организацию продуктивных видов деятельности.
Воспитательные задачи: Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, а также бережное отношение к природе.
- Донести до участников проекта важность данной проблемы.
- Подбор методической и художественной литературы.
- Создать развивающую среду: подбор картин, дидактических игр, энциклопедий.
- Изготовление пособий.
- Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
- Разработка бесед, викторины.
- Составить перспективный план мероприятий.
Реализация проекта.
Работа с детьми
Познавательная деятельность |
|
Продуктивная деятельность | 1.Рисование «Наш друг - подорожник» 2.Аппликация «Ромашковое поле» 3. Рисование «Чудо – растения» |
Художественно – речевая деятельность | Чтение литературных произведений: Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет», Н. Павлова «Загадки цветов», А, Плешакова «Зеленые страницы», А. Онегова «Тропинка полевая», А. Плешакова «Зеленые страницы», Заучивание загадок и стихов о растениях Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…» |
Игровая деятельность | Дидактическая игры«Съедобное – Несъедобное», «Вершки корешки», «Что лечит это растение?», «От какого растения часть», «Узнай растение», «Фитодоктор», «Вылечи человека». Игры: “Цветы и ветерок”, “Цветок-имя”, “Узнай по описанию”, “Садовник у нас на участке”, “Бал цветов”. |
Поисково – исследовательская деятельность | 1.Составление рассказа «Путешествие семечки» (схематическое изображение). 2.«На участке ищем полезные растения» 3.«Где лучше посадить растения?» 4. Составление схем «Что лечит растение» |
Работа с родителями
- Ширма «Лекарственные растения при лечении ОРВИ»
- Консультация «Полезные рецепты из лекарственных трав»
- Памятка «Правила сбора лекарственных растений»
- Оформление альбома «Зеленая аптека»
- Экскурсия в аптеку.
- Подобрать полезные рецепты с использованием лекарственных растений.
Обобщающий этап.
«Презентация проекта»
- Выставка рисунков «Наш друг – подорожник»
- Выставка рисунков «Чудо – растения»
- Альбом «Зеленая аптека»
- Консультации для родителей
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Топилинская средняя общеобразовательная школа»
Проект «Лекарственные растения»
Выполнили: обучающиеся 4 класса
Руководитель: Алимова А.А.,
учитель начальных классов.
х.Топилин
2016-2017
"Лекарственные растения "
Цель проекта :
уточнить и расширить представления детей о лекарственных. Углублять знания детей о значении растительных сообществ. Пропагандировать исследовательское, вдумчивое и бережное отношение к живой природе, привлекать внимание детей к научно-популярной литературе о растениях.
Задачи:
Образовательная: обобщить знания о лекарственных растениях; изучить растения; выяснить значение лекарственных растений для человека; определить, какой вред человек наносит «зеленому другу»;
Развивающая: развивать навыки исследовательской работы;
развивать творческое воображение и коммуникативное общение в процессе игры, основываясь на свободном обмене мнениями и интересах детей;
развивать экологическое мышление на основе представлений о «царстве» лекарственных растений;
развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе; формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.
Прогнозируемый результат:
Проявление интереса детей и умение оперировать знаниями, работать в коллективе.
Сформированность элементарных представлений детей о видах и значении в жизни человека лекарственных растений.
Осознание многостороннего значения природы, приобретение детьми навыков бережного, созидательного отношения к окружающему миру.
Участие в проектной деятельности как способ удовлетворения познавательной активности, выражение и развитие творческих способностей.
Освоение родителями педагогических приёмов необходимых в семейном воспитании; умение объективно оценивать возможности своих детей.
Этапы проекта:
Подготовительный:
составление перспективног плана мероприятий проекта на месяц;
подборка художественной и энциклопедической литературы о лекарственных растениях;
подборка иллюстраций и фотографий лекарственных растений;
подготовка материала: тетради и альбомы для оформления результатов.
Реализация проекта:
занятие познавательног цикла;
чтение художественной литературы;
игровая деятельность;
совместная работа детей с родителями (сбор иллюстраций и фотографий, подготовка сообщений о лекарственных растениях;)
Этап подведения итогов:
создание информационного буклета «Зелёная аптека для детей и взрослых».
творческий отчёт о проделанной работе и результатах проекта.
Проект "Лекарственные растения " реализуется в рамках образовательного курса «Окружающий мир". В процессе выполнения данного проекта обучающиеся под руководством педагога проводят самостоятельное исследование на предмет наличия в лекарственных растений, их лекарственных свойств, делают подборку рецептов народной медицины с использованием лекарственных растений леса, формируют выводы относительно полезности использования лекарственных растений при лечении и необходимости охраны редких лекарственных растений. В процессе выполнения проекта ученики приобретают общие учебные умения, навыки, способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования, к числу которых относятся наблюдение объектов окружающего мира, их описание, соотнесение, навыки поиска информации, навыки самостоятельной работы, умения построения логических цепочек и формирования выводов.
Проект является исследовательским, информационным, творческим, групповым. Внешним продуктом проекта станут созданные материалы: брошюра, сборник статей "Лекарственные растения ". Внутренним продуктом является формирование новых компетенций, опыт совместной работы.
Ход проекта.
1-й этап – п о д г о т о в и т е л ь н ы й.
№ п/п
Мероприятия
Сроки
Подборка художественной и энциклопедической литературы о лекарственных растениях: стихи, рассказы, сказки, пословицы, поговорки, загадки и т.д.
Декабрь 2016
Обращение к родителям: просьба принять активное участие в проекте "Лекарственные растения".
Декабрь 2016
Составление сметы расходов на реализацию проектов.
Декабрь 2016
Приобретение необходимых материалов.
Декабрь 2016
Познавательное занятие: "Лекарственные растения".
Январь 2017
Проведение дидактические игры.
Январь 2017
Составление правил сбора и обработки лекарственных растений.
Январь 2017
Творческий отчёт о проделанной работе: защита сообщений о лекарственных растениях.
Январь 2017
Выпуск информационного буклета "Зелёная аптека для детй и взрослых"
Январь 2017
Смета расходов на приобретение материалов, необходимых для реализации экологического проекта "Лекарственные растения".
№ п/п
Наименование материала
Кол-во, шт.
Цена, руб.
Стоимость, руб
Бумага листовая для офисной техники
Папка с файлами
Фломастеры
Клей-карандаш
ИТОГО:
2-ой этап – реализация.
« Нет такого растения, которое не являлось бы лекарственным,
нет такой болезни, которую нельзя было бы вылечить растением".
Восточная мудрость.
Обычно мы не задумываемся, откуда берутся лекарства. Всё просто: если человек заболел - идем в аптеку и покупаем. Известно, что существуют специальные заводы, которые выпускают различные лекарственные препараты. Но оказывается, растения тоже можно использовать как аптеку.
Лекарственные растения были известны человеку практически с момента его появления на Земле. Древние люди знали о целебных свойствах многих растений и умело использовали их для лечения различных заболеваний. Лечение травами было известно в России с давних времен и было настолько популярно, что возделыванию лекарственных растений уделяли большое внимание даже цари. Петр I приказал создать аптекарские школы и «аптекарские огороды» - первые плантации лекарственных растений в России.
Многое изменилось с той поры в России, но интерес к целебным травам не угас, наоборот, сейчас он особенно велик.
С наступлением зимы мы стали чаще болеть: появился кашель, насморк, боли в горле. Лекарства пить не любим. И у нас возникла идея: выздороветь нам помогут лекарственные растения.
Мы поняли, что нам необходимы дополнительные теоретические сведения, и решили заняться поиском нужной информации.
На нашей планете произрастает множество видов растений: дикорастущих, культурных, полезных и ядовитых, травянистых и древовидных. Мы же хотим рассказать про те растения, которые называют полезными, лекарственными. Это растения, растущие чаще всего дико в природе, они являются полезными для человека, поскольку обладают целебными свойствами, поэтому их называют лекарственными травами или кустарниками. Благодаря своим целебным свойствам эти растения широко применяются в народной медицине, для лечения и профилактики самых разных заболеваний, многие из растений используют даже в фармацевтической промышленности, для изготовления лекарств.
Сегодня известно около 12 тысяч видов лекарственных растений
На этом этапе были поставлены цель и задачи проекта, проведено позновательное занятие. Проект решили делать всем классом. Каждый выбрал растение, за которым он хотел бы наблюдать (ромашка, душица, календула, зверобой, пустырник и др.).
Проведение исследовательских наблюдений.
По просьбе учителя дети провели два исследования.
Собрали информацию своего лекарственного растения.
Изучили строение растения.
На этапе реализации дети совместно с родителями оформляли сообщение «Моё лекарственное растение», в которое заносилась важная информация наблюдений в виде кратких записей и рисунков. (Приложение)
3-й этап – подведение итогов.
1) Составление правил сбора и обработки лекарственных растений.
Лекарственные растения – замечательное богатство природы. Люди часто собирают их и сдают в аптеки. Это важная работа, но выполнять ее нужно так, чтобы не нанести вреда природе. Запомните правило: собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять неприкосновенными, чтобы сохранить их на будущее.
Каждый кустик и травинка,
Корень, ягода, орех –
Все приносит пользу людям,
Помогает от всех бед.
Лес – богатство наше, знай!
Береги и сохраняй!
-Правило первое : что собирать?
Следует научиться отличать растения подлежащие сбору, от сходных видов. Нужно также знать, какие части растений имеют лечебное значение; у одних берутся только цветки, у других - листья, у третьих – стебли. Плоды, ягоды, семена собираются лишь при условии их полной спелости.
-Правило второе: когда собирать?
Лекарственные растения обладают наиболее целебной силой в определённые месяцы. Валериану, например, рекомендуется собирать в апреле и в сентябре, одуванчики – в мае и сентябре, шиповник – в сентябре и т.д. Кроме этого нужно учесть, что собирать растения лучше в сухую погоду.
-Правило третье : как собирать?
Заранее запаситесь всем необходимым для сбора(совками, ножницами, ножами, наволочками или мешочками), договоритесь с аптекой, чтобы она обязательно приняла собранные растения. Все участники должны вымыть руки после сбора лекарственного сырья.
-Правило четвёртое : где собирать?
Каждое растение имеет определённые места произрастания, которые нужно знать. Следует избегать легкодоступных мест сбора, например, откосов у шоссейных дорог. Нельзя также собирать в тех местах, которые подвергались обработке ядохимикатами. Если вы заметили на поляне одиночное растение и поблизости подобных нет, рвать его не рекомендуется. Нельзя собирать в тех местах, где лекарственных растений мало.
-Правило пятое: собирая, сохранять.
Многие лекарственные растения стали редкостью, например, в ряде районов почти исчезла целебная трава валериана. Даже если дикорастущих растений много на месте сбора, обязательно оставьте несколько крепких, здоровых экземпляров. Берите ровно столько, сколько нужно, зря не рвите, а собранные растения умейте правильно сохранять.
Сушите лекарственные растения на воздухе в тени. Особенно хорошие места для подсушивания – дачные чердаки. При сушке кладите растения по отдельности, между собой растения не должны быть перепутаны. Следите, чтобы на растения не попали ни земля, ни песок, ни грязь.
2) Творческий отчёт о проделанной работе и результатах проекта.
Заключение.
Обобщая все вышесказанное, подчеркнём еще раз роль лекарственных растений. Они занимают особое место среди всех растений в природе, поскольку их стебли, листья, корни, цветки, плоды содержат большое количество микроэлементов, веществ, витаминов, которые необходимы человеческому организму, особенно когда организм ослаблен, в период болезни. Такие растения являются не только лекарствами, некоторые из них также составляют полезную добавку к нашей пище, они применяются в лечебном и диетическом питании. Травы входят в состав многих медикаментов. До сих пор в медицине используются отвары, экстракты и настои лекарственных трав, которые применяют при самых разных заболеваниях организма, для снятия боли, при простудных заболеваниях, для остановки кровотечений, для заживления ран и так далее. Но обязательно нужно помнить о том, что лечение травами необходимо согласовывать с врачами, либо с людьми которые хорошо знакомы с лекарственными травами, их свойствами и воздействием на организм человека.
В ходе исследовательской работы школьники многое узнали. Работа помогла им понять, что они являются частью природы и должны бережно относиться к ней. Дети решили, что будут выращивать на своих участках и огородах лекарственные растения, чтобы не наносить вреда природе. Тогда она предстанет перед людьми доброй, дарящей свои богатства и радость общения.
Приложение
Сообщения детей о лекарственных растениях
Байракдарова Арзу - 4 класса
Ромашка аптечная
Народные названия: ромашка, ромашка лекарственная
Описание . Ромашка аптечная - однолетнее растение с сильно ветвистым стеблем, цветки белые с желтыми серединками. Имеет приятный запах. Цветет в мае.
Ромашку часто высеивают в садах. Собирают ромашку аптечную в мае-августе.
Применение . Лечебное действие ромашки связано с наличием эфирного масла. Растение обладает антимикробным, противовоспалительным, успокаивающим действием. Настой и отвар из цветков назначают для полоскания полости рта и горла; в виде примочек - при воспалительных заболеваниях кожи. Настоем из травы моют голову для укрепления корней волос и придания им мягкости, блеска и красивого цвета. Поэтому цветки ромашки широко применяют в косметологии, добавляя экстракты в кремы, лосьены и т.д.
Хатамова Афида - 4 класс.
Календула лекарственная, или ноготки
Народные названия: ноготки лекарственные, ноготки, ноготки аптечные.
Описание . Лекарственная календула - однолетнее травянистое растение. Листья опушенные мелкими волосками. Цветки желтого или ярко-оранжевого цвета. Цветет с июня до поздней осени.
Календулу часто высеивают в садах. Собирают в июне - сентябре. Сушат в темном месте.
Применение . Календула относится к древним лекарственным средствам, известным еще в Древней Греции. Настой из цветков обладает противовоспалительным, бактерицидным, ранозаживляющим действием. Его принимают при заболеваниях печени, селезенки, при язве желудка и двенадцатиперстной кишки, гастритах и различных кожных заболеваниях. Календулу применяют как вспомогательное средство при лечении рака желудка; в прошлом ее называли "травой против рака" и употребляли в качестве лечебного и профилактического средства.
Тарадин Никита - 4 класс.
Зверобой продырявленный
Народные названия: заячья кровь, кровавчик, хворобой, заячья кривца, кровавник, кровца.
Описание . Зверобой продырявленный - многолетнее травянистое растение. Листья зеленые с просвечивающимися точечными железками, как будто продырявленные. Цветки желтые, многочисленные. Цветет в апреле - мае.
Собирают листья, стебли, цветки в июне - июле.
Применение . Растение относится к древнейшим средствам народной медицины, часто говорят, что зверобой трава от девяноста девяти болезней. Зверобой обладает кровоостанавливающим, противовоспалительным, ранозаживляющим, мочегонным и желчегонным действием. Его применяют при" женских болезнях, при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, печени, сердца и мочевого пузыря, бессоннице, раздражительности, головных болях в виде отвара, настоя. Из зверобоя получают антибиотик-новоиманин, который применяется в медицине для промывания гнойных ран. Зверобой также используется в кулинарии в качестве пряности для рыбных блюд.
Чабаненко Станислав - 4 класс.
Душица обыкновенная
Народные названия: мята лесная, духовой цветок, боровая трава, блошничник, клоповная трава, материйка, душица боровая.
Описание . Душица обыкновенная - многолетнее травянистое растение с ветвистым ползучим корневищем. Стебли прямые. Цветки мелкие, светло-розовые. Имеет приятный аромат цветков. Цветет в июне - августе.
Собирают стебли, листья, цветки, в июне - августе.
Применение . Душица является одним из популярных лекарственных растений народной медицины. Обладает успокаивающим, противовоспалительным и обезболивающим действием. Применяется при простудных заболеваниях, кашле, болезнях желудка и кишечника, ее используют как успокаивающее средство, при бессоннице, используют для ароматических ванн, из-за приятного ароматного запаха душицу используют в парфюмерии для изготовления мыла, мазей, ароматического масла. Сухие листья и цветки, растертые в порошок, нюхают при насморке. Душицу заваривают в чай, В народе это растение применяют как средство от моли.