Защита проекта « Лекарственные травы»

Здравствуйте!

Люди часто говорят друг другу при встрече это хорошее, доброе слово. Слово здравствуйте очень старое. Связано со словом дерево. Когда – то давно люди, произнося слово здравствуйте , желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими как дерево, как дуб, например. И теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.

А вы знаете, что дороже всего на свете? Конечно, это жизнь, здоровье. Еще в Древней Руси говорили:

    Здоровье дороже богатства.

    Здоровье не купишь.

Получен от природы дар-

Не мяч и не воздушный шар.

Не глобус это. Не арбуз-

Здоровье. Очень хрупкий груз.

Чтоб жизнь счастливую прожить,

Растения – это бесценный дар природы, который часто называют кладовой здоровья. С помощью растений, обладающих лечебными свойствами, можно успешно лечить заболевания человека.

Начиная свой проект, я поставила перед собой цель: познакомиться с лекарственными растениями, выяснить, какие из них растут в нашем районе.

Задачи исследования:

1.Собрать и обобщить материал о лекарственных травах нашего района.

2. Установить связь с прошлым, выяснив какими лекарственными травами пользовались казаки.

Актуальность использования лекарственных растений возросла в последние десятилетия. Это объясняется тем, что резко возросло количество осложнений от применения различных, малоизученных и проверенных лекарств.

Наши предки жили среди природы, хорошо знали и умело использовали ее возможности в решении серьезных проблем при лечении ран и болезней.

В нашей местной газете «Тихий Дон» мы с мамой нашли статью из которой я узнала, как лечились казаки Верхнего Дона:

КАК ЛЕЧИЛИСЬ КАЗАКИ ВЕРХНЕГО ДОНА?

Зубная боль

Натирали запястье с внутренней стороны водкой с чесноком

Легочный туберкулёз

Мать-и-мачеха, полынь,

подорожник, зверобой в виде смеси как

чайный настой

Простуда и кашель

Отвар овса и калины, отвар малины

Гастрит и язва

Водочный настой подорожника, заедая

его хлебом со свиным салом

Воспалительные заболевания

Отвар дубовой коры

Опухоли

Свежая капуста, красная свекла,

морковь, чеснок и лук в сыром виде;

водочный настой болиголова и чистотела

Бородавки

Сок чистотела

Экзема

Листья капусты или смесь сока капусты

и чистотела

«Многие рецепты даже были абсурдными» (Н. Майборода, научный сотрудник ГМЗШ)

«Тихий Дон» от 05.04.2007 г., № 37

Бабушка рассказала мне, что наш земляк писатель Михаил Александрович Шолохов в своем романе «Тихий Дон» упоминает не один раз лекарственные травы, называя их народными именами («камчужная трава» – биологическое название мать-и-мачеха; «белая кашка» – тысячелистник; «золотушная трава» – череда; «материнка» – душица; «кузмичева трава» – эфедра двуколосковая).

Заготовка лекарственных трав была жизненно необходима. Например, для выпечки хлеба использовали шишечки хмеля. Впрок заготавливали богородицкую траву (чабрец), душицу, зверобой, делали из них отвары и настои, которые помогали от простуды. Сушили и мочили ягоды земляники, ежевики, тёрна.

Лекарственные травы заготавливали казаки не только для себя, но и для домашних животных.

Эти средства народной медицины не только знали, но и использовали в каждой семье. Многими из них и сейчас пользуются жители нашего района.

В настоящее время широко используются лекарственные растения: чабрец, душица, зверобой, шалфей, донник, мята, Иван-чай, ромашка лекарственной, шиповника, боярышник, подорожник и другие.

Я расскажу о тех растениях из живой аптеки, которыми особенно любят пользоваться в нашей семье.

Подорожник. Свежие листья применяют как ранозаживляющее средство, а настойка из них помогает при бронхите, коклюше.

Один из любимых мною цветов - ромашка . Растение очень ароматное и цветёт почти всё лето. Эти цветочки наша семья любит заваривать и принимать отвар при простуде. Отвар из ромашки помог мне вылечить ангину. Отвар из цветов ромашки применяют для промывания ран, нарывов. Моя бабушка часто промывает волосы таким отваром.

В саду нашего двора радует глаз ярко-жёлтые цветы ноготков , так называют их в народе. Правильное название этого растения календула. Это растение тоже обладает лечебными свойствами. Спиртовой настойкой календулы обрабатывают порезы, гнойные ран, ожоги.

Крапива – один из самых распространённых сорняков. Это жгучее растение очень богато витаминами С и каротином, содержит много питательных веществ.

Применяют её как кровоостанавливающее и ранозаживляющее средство. Молодые побеги очень хороши для приготовления зелёных щей и салатов.

Все эти удивительные растения, о которых я рассказала, окружают меня дома. Проводя свои наблюдения за растениями, и исследуя их полезные свойства, я поняла, что нужно очень бережно относиться к ним. Учиться правильно использовать свойства этих растений и быть благодарным нашей природе за её щедрые дары.

Свое исследование буду продолжать во втором класс. Еще много интересного и полезного можно узнать о растениях нашего края. Хочу познакомиться с правилами сбора лекарственных трав и способами приготовления отваров для лечения.

Ирина Гридчина
Экологический проект «Лекарственные растения» для детей подготовительной группы

Экологический проект

по теме : «Лекарственные

растения »

в подготовительной группе д

етского сада.

Срок : краткосрочный.

Тип : познавательный

Проблема : не достаточное количество дикорастущих лекарственных растений на территории дошкольного учреждения и отсутствие возможности увидеть естественные условия их произрастания существенно влияют на глубину знаний детей о целебном растительном мире родного региона, поэтому я решила углубленно изучить с детьми этот вопрос

Актуальность : проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений , так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения » .

Цель проекта : создать условия для расширения и уточнения знаний , их свойствах, пользе для человека, сформировать знания о способах их сбора и применения.

Задачи :

1. Расширять и

формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях , их строении, внешнем вид, ценности для здоровья, правил пользования.

2. Развивать речь : обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях.

3. Воспитывать у детей любознательность , бережное отношение к растениям , любовь к родному краю.

Методы исследования :

исследовательские : опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;

наглядные : рассматривание растений , иллюстраций,

словесные : беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;

практические : рисование, сбор лекарственных трав , оформление альбома.

Участники проекта :

Дети старшей группы (5-6 лет,

Воспитатели,

Родители,

Планируемый результат :

дети должны знать :

Виды лекарственных растений , способы их сбора и применения;

Стихотворения о

лекарственных растениях ;

Значение лекарственных

растений в жизни человека .

Дети должны уметь :

Отличать лекарственные растения от других видов ;

Соблюдать правила поведения в природе;

Проявлять любознательность, стремление узнавать как можно больше о целебном мире растений ;

Элементарно прогнозировать последствия нарушения правил обращения с растениями ;

I этап (подготовительный )

1. Подбор литературы : методической, детской.

2. Подбор стихотворений, загадок, пословиц по теме проекта .

3. Подбор демонстрационного материала.

4. Определение тематики бесед с детьми :

5. Определение тематики проблемных вопросов :

6. Подбор дидактических, подвижных, сюжетно - ролевых игр.

7. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта .

8. Подбор оборудования.

9. Проведение диагностики знаний детей о лекарственных растениях .

II этап (практический)

1. Беседа «Лекарственные растения »

Цель : выявить уровень знания детей о лекарственных растениях , уточнить и приумножить представления детей о мире целебных растений средней полосы , их пользе для человека.

2. Дидактическая игра

«Съедобное – несъедобное» .

Цель : закрепить знания детей о

ядовитых и лекарственных растениях .

3. Дидактическая игра «Определи по запаху» .

Цель : учить детей определять лекарственные растения по характерному запаху, расширять знания о них.

4. Дидактическая игра «Узнай и назови»

Цель : учить детей узнавать лекарственные растения по характерным признакам.

5. Чтение рассказов А. Плешакова «Зеленые страницы»

Цель : обогащать знания детей о мире лекарственныз растений , развивать словарный запас, продолжать воспитывать любовь к художественной литературе.

6. Экскурсия по территории детского сада.

Цель : познакомить детей с условиями произрастания лекарственных растений , способами их сбора.

7. Наблюдение «Строение растения »

Цель : уточнить знания детей о частях растений .

8. Дидактическая игра «Вершки корешки»

Цель : закреплять знания детей о том , какие части растений используются для лечения.

9. Дидактическая игра «Третий лишний» .

Цель : учить детей отличать растения по их значению для человека.

10. Дидактическая игра

«Две корзины»

Цель : учить детей отличать

и классифицировать растения .

11. Рисование «Мать – и - мачеха» .

Цель : учить детей передавать в рисунке впечатления полученные от занятия.

12. Объемная аппликация «Одуванчик»

Цель : учить детей передавать характерные особенности растения : жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.

III этап (заключительный)

1. Оформление гербария «Лекарственные растения » (с помощью родителей)

Цель : составить своеобразную копилку лекарственных растений , с его назначением; включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.

2. Дидактические игра «Что лечит это растение , «От какого растения часть » .

Цель : закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения , их пользу.

3. Оформление альбома «Зеленая аптека» с описанием.

Цель : включение родителей в работу по проекту , процесс экологического воспитания детей .

4. Фитобар (дегустация лекарственных чаев и беседа за круглым столом)

Цель : подведение итогов проекта , уточнение и обобщение знаний детей о лекарственных растениях .

Итоги проекта :

В ходе реализации проекта «Лекарственные растения » детям давалась необходимая сумма знаний о пользе и значении целебных растений для человека . При этом у детей развивалось более осознанное и бережное отношение к миру живой природы, дети научились прогнозировать последствия совершаемых ими поступков.

В ходе реализации проекта заинтересовали родителей в осознании необходимости работы по экологическому воспитанию в семье , критерием оценки проекта явилась , что дети и взрослые в повседневной жизни стремятся соблюдать правила поведения в природе. В ходе работы над проектом достигнуты : был обогащён опыт детей в уходе за растениями , методах их сбора и заготовки без ущерба для природы.

В период работы над проектом пополнился словарный запас детей . В ходе поисково-познавательной деятельности развили воображение, мышление, любознательность, умение сравнивать и анализировать.

Вывод :

Вот так постепенно в процессе работы удалось воспитать у детей доброту , экологически грамотное поведение , отзывчивость. В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты : был обогащен и обобщен опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Был собран материал о лекарственных растениях нашей станицы . Родителями совместно с детьми была оформлена книга по лекарственным растениям .

В период работы над проектом был обогащен и пополнен словарный запас детей , если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений , то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивалось воображение, мышление, сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности. Дети познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.

Я считаю, что такой проект необходим детям старшего дошкольного возраста , так как дети становятся более самостоятельные, а значит, более осознанно относятся к окружающему миру.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Лекарственные растения»

Старшая группа №7

Воспитатели:

Войтович М.В.

Золотухина В.В.

2013 г.

Педагогический проект

(познавательный, среднесрочный)

«Лекарственные растения»

Сроки выполнения проекта: 1 месяц

Актуальность.

Гипотеза:

Участники проекта:

Цель проекта:

Задачи проекта:

Образовательные задачи:

Развивающие задачи:

Воспитательные задачи:

  1. Изготовление пособий.

Реализация проекта.

Работа с детьми

Познавательная деятельность

  1. Беседа «Друг или враг»

Продуктивная деятельность

Игровая деятельность

Работа с родителями

  1. Экскурсия в аптеку.

Обобщающий этап.

«Презентация проекта»

  1. Альбом «Зеленая аптека»
  2. Консультации для родителей
  3. Дидактическая игра «Фитодоктор»
  4. Загадки о лекарственных растениях
  5. Викторина «Знатоки лечебных трав»

Результаты реализации проекта:

Осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.

У детей развился познавательный интерес, расширились представления о природе.

Сформировались знания о лекарственных растениях.

Обогатился опыт детей в сфере экологического воспитания .

Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР Детский сад №8 «Салют»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

(познавательный, среднесрочный)

«Лекарственные растения»

Старшая группа №7

Воспитатели:

Войтович М.В.

Золотухина В.В.

2013 г.

Педагогический проект

(познавательный, среднесрочный)

«Лекарственные растения»

Место проведения исследования: территория МБДОУ ЦРР детский сад №8 «Салют».

Сроки выполнения проекта: 1 месяц

Актуальность. Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем. Беседуя с детьми на тему растений, мы увидели, что дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения». В ходе работы с родителями, мы также выявили, что многие из них плохо разбираются в многообразии целебных растений. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».

Гипотеза: Если дошкольники узнают, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Задачи проекта:

Образовательные задачи: Уточнить и расширить знания детей о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования. Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете, а также с художественной литературой для создания целостного образа изучаемого объекта. Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.

Развивающие задачи: Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать. Развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях. Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в процессе познания через организацию продуктивных видов деятельности.

Воспитательные задачи: Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, а также бережное отношение к природе.

  1. Донести до участников проекта важность данной проблемы.
  2. Подбор методической и художественной литературы.
  3. Создать развивающую среду: подбор картин, дидактических игр, энциклопедий.
  4. Изготовление пособий.
  5. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
  6. Разработка бесед, викторины.
  7. Составить перспективный план мероприятий.

Реализация проекта.

Работа с детьми

Познавательная деятельность

  1. Беседа «Лекарственные растения ».
  2. Беседа «Для чего нужны лекарственные растения?»
  3. Занятие «В гостях у Доктора Айболита»
  4. Беседа «Друг или враг»
  5. Наблюдение «Наш верный друг – подорожник»
  6. Викторина «Знатоки лечебных трав»
  7. Рассматривание альбома «Зелёная аптека»
  8. Занятие – сказка «Старый подорожник»

Продуктивная деятельность

1.Рисование «Наш друг - подорожник»

2.Аппликация «Ромашковое поле»

3. Рисование «Чудо – растения»

Художественно – речевая деятельность

Чтение литературных произведений:

Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,

Н. Павлова «Загадки цветов»,

А, Плешакова «Зеленые страницы»,

А. Онегова «Тропинка полевая»,

А. Плешакова «Зеленые страницы»,

Заучивание загадок и стихов о растениях

Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…»

Игровая деятельность

Дидактическая игры«Съедобное – Несъедобное», «Вершки корешки», «Что лечит это растение?», «От какого растения часть», «Узнай растение», «Фитодоктор», «Вылечи человека». Игры: “Цветы и ветерок”, “Цветок-имя”, “Узнай по описанию”, “Садовник у нас на участке”, “Бал цветов”.

Поисково – исследовательская деятельность

1.Составление рассказа «Путешествие семечки» (схематическое изображение).

2.«На участке ищем полезные растения»

3.«Где лучше посадить растения?»

4. Составление схем «Что лечит растение»

Работа с родителями

  1. Ширма «Лекарственные растения при лечении ОРВИ»
  2. Консультация «Полезные рецепты из лекарственных трав»
  3. Памятка «Правила сбора лекарственных растений»
  4. Оформление альбома «Зеленая аптека»
  5. Экскурсия в аптеку.
  6. Подобрать полезные рецепты с использованием лекарственных растений.

Обобщающий этап.

«Презентация проекта»

  1. Выставка рисунков «Наш друг – подорожник»
  2. Выставка рисунков «Чудо – растения»
  3. Альбом «Зеленая аптека»
  4. Консультации для родителей

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Топилинская средняя общеобразовательная школа»

    Проект «Лекарственные растения»

    Выполнили: обучающиеся 4 класса

    Руководитель: Алимова А.А.,

    учитель начальных классов.

    х.Топилин

    2016-2017

    "Лекарственные растения "

    Цель проекта :

    уточнить и расширить представления детей о лекарственных. Углублять знания детей о значении растительных сообществ. Пропагандировать исследовательское, вдумчивое и бережное отношение к живой природе, привлекать внимание детей к научно-популярной литературе о растениях.

    Задачи:

    Образовательная: обобщить знания о лекарственных растениях; изучить растения; выяснить значение лекарственных растений для человека; определить, какой вред человек наносит «зеленому другу»;

    Развивающая: развивать навыки исследовательской работы;

    развивать творческое воображение и коммуникативное общение в процессе игры, основываясь на свободном обмене мнениями и интересах детей;

    развивать экологическое мышление на основе представлений о «царстве» лекарственных растений;

    развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни.

    Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе; формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

    Прогнозируемый результат:

      Проявление интереса детей и умение оперировать знаниями, работать в коллективе.

      Сформированность элементарных представлений детей о видах и значении в жизни человека лекарственных растений.

      Осознание многостороннего значения природы, приобретение детьми навыков бережного, созидательного отношения к окружающему миру.

      Участие в проектной деятельности как способ удовлетворения познавательной активности, выражение и развитие творческих способностей.

      Освоение родителями педагогических приёмов необходимых в семейном воспитании; умение объективно оценивать возможности своих детей.

    Этапы проекта:

      Подготовительный:

      составление перспективног плана мероприятий проекта на месяц;

      подборка художественной и энциклопедической литературы о лекарственных растениях;

      подборка иллюстраций и фотографий лекарственных растений;

      подготовка материала: тетради и альбомы для оформления результатов.

      Реализация проекта:

      занятие познавательног цикла;

      чтение художественной литературы;

      игровая деятельность;

      совместная работа детей с родителями (сбор иллюстраций и фотографий, подготовка сообщений о лекарственных растениях;)

      Этап подведения итогов:

      создание информационного буклета «Зелёная аптека для детей и взрослых».

      творческий отчёт о проделанной работе и результатах проекта.

    Проект "Лекарственные растения " реализуется в рамках образовательного курса «Окружающий мир". В процессе выполнения данного проекта обучающиеся под руководством педагога проводят самостоятельное исследование на предмет наличия в лекарственных растений, их лекарственных свойств, делают подборку рецептов народной медицины с использованием лекарственных растений леса, формируют выводы относительно полезности использования лекарственных растений при лечении и необходимости охраны редких лекарственных растений. В процессе выполнения проекта ученики приобретают общие учебные умения, навыки, способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования, к числу которых относятся наблюдение объектов окружающего мира, их описание, соотнесение, навыки поиска информации, навыки самостоятельной работы, умения построения логических цепочек и формирования выводов.

    Проект является исследовательским, информационным, творческим, групповым. Внешним продуктом проекта станут созданные материалы: брошюра, сборник статей "Лекарственные растения ". Внутренним продуктом является формирование новых компетенций, опыт совместной работы.

    Ход проекта.

    1-й этап – п о д г о т о в и т е л ь н ы й.

    п/п

    Мероприятия

    Сроки

    Подборка художественной и энциклопедической литературы о лекарственных растениях: стихи, рассказы, сказки, пословицы, поговорки, загадки и т.д.

    Декабрь 2016

    Обращение к родителям: просьба принять активное участие в проекте "Лекарственные растения".

    Декабрь 2016

    Составление сметы расходов на реализацию проектов.

    Декабрь 2016

    Приобретение необходимых материалов.

    Декабрь 2016

    Познавательное занятие: "Лекарственные растения".

    Январь 2017

    Проведение дидактические игры.

    Январь 2017

    Составление правил сбора и обработки лекарственных растений.

    Январь 2017

    Творческий отчёт о проделанной работе: защита сообщений о лекарственных растениях.

    Январь 2017

    Выпуск информационного буклета "Зелёная аптека для детй и взрослых"

    Январь 2017

    Смета расходов на приобретение материалов, необходимых для реализации экологического проекта "Лекарственные растения".

    п/п

    Наименование материала

    Кол-во, шт.

    Цена, руб.

    Стоимость, руб

    Бумага листовая для офисной техники

    Папка с файлами

    Фломастеры

    Клей-карандаш

    ИТОГО:

    2-ой этап – реализация.

    « Нет такого растения, которое не являлось бы лекарственным,

    нет такой болезни, которую нельзя было бы вылечить растением".

    Восточная мудрость.

    Обычно мы не задумываемся, откуда берутся лекарства. Всё просто: если человек заболел - идем в аптеку и покупаем. Известно, что существуют спе­циальные заводы, которые выпускают различные лекарственные препараты. Но оказывается, растения тоже можно использовать как аптеку.

    Лекарственные растения были известны человеку практически с момента его появления на Земле. Древние люди знали о целебных свойствах многих растений и умело использовали их для лечения различных заболеваний. Лечение травами было известно в России с давних времен и было настолько популярно, что возделыванию лекарственных растений уделяли большое внимание даже цари. Петр I приказал создать аптекарские школы и «аптекарские огороды» - первые плантации лекарственных растений в России.

    Многое изменилось с той поры в России, но интерес к целебным травам не угас, наоборот, сейчас он особенно велик.

    С наступлением зимы мы стали чаще болеть: появился кашель, насморк, боли в горле. Лекарства пить не любим. И у нас возникла идея: выздороветь нам помогут лекарственные растения.

    Мы поняли, что нам необходимы дополнительные теоретические сведения, и решили заняться поиском нужной информации.

    На нашей планете произрастает множество видов растений: дикорастущих, культурных, полезных и ядовитых, травянистых и древовидных. Мы же хотим рассказать про те растения, которые называют полезными, лекарственными. Это растения, растущие чаще всего дико в природе, они являются полезными для человека, поскольку обладают целебными свойствами, поэтому их называют лекарственными травами или кустарниками. Благодаря своим целебным свойствам эти растения широко применяются в народной медицине, для лечения и профилактики самых разных заболеваний, многие из растений используют даже в фармацевтической промышленности, для изготовления лекарств.

    Сегодня известно около 12 тысяч видов лекарственных растений

    На этом этапе были поставлены цель и задачи проекта, проведено позновательное занятие. Проект решили делать всем классом. Каждый выбрал растение, за которым он хотел бы наблюдать (ромашка, душица, календула, зверобой, пустырник и др.).

    Проведение исследовательских наблюдений.

    По просьбе учителя дети провели два исследования.

    Собрали информацию своего лекарственного растения.

    Изучили строение растения.

    На этапе реализации дети совместно с родителями оформляли сообщение «Моё лекарственное растение», в которое заносилась важная информация наблюдений в виде кратких записей и рисунков. (Приложение)

    3-й этап – подведение итогов.

    1) Составление правил сбора и обработки лекарственных растений.

    Лекарственные растения – замечательное богатство природы. Люди часто собирают их и сдают в аптеки. Это важная работа, но выполнять ее нужно так, чтобы не нанести вреда природе. Запомните правило: собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять неприкосновенными, чтобы сохранить их на будущее.

    Каждый кустик и травинка,

    Корень, ягода, орех –

    Все приносит пользу людям,

    Помогает от всех бед.

    Лес – богатство наше, знай!

    Береги и сохраняй!

    -Правило первое : что собирать?

    Следует научиться отличать растения подлежащие сбору, от сходных видов. Нужно также знать, какие части растений имеют лечебное значение; у одних берутся только цветки, у других - листья, у третьих – стебли. Плоды, ягоды, семена собираются лишь при условии их полной спелости.

    -Правило второе: когда собирать?

    Лекарственные растения обладают наиболее целебной силой в определённые месяцы. Валериану, например, рекомендуется собирать в апреле и в сентябре, одуванчики – в мае и сентябре, шиповник – в сентябре и т.д. Кроме этого нужно учесть, что собирать растения лучше в сухую погоду.

    -Правило третье : как собирать?

    Заранее запаситесь всем необходимым для сбора(совками, ножницами, ножами, наволочками или мешочками), договоритесь с аптекой, чтобы она обязательно приняла собранные растения. Все участники должны вымыть руки после сбора лекарственного сырья.

    -Правило четвёртое : где собирать?

    Каждое растение имеет определённые места произрастания, которые нужно знать. Следует избегать легкодоступных мест сбора, например, откосов у шоссейных дорог. Нельзя также собирать в тех местах, которые подвергались обработке ядохимикатами. Если вы заметили на поляне одиночное растение и поблизости подобных нет, рвать его не рекомендуется. Нельзя собирать в тех местах, где лекарственных растений мало.

    -Правило пятое: собирая, сохранять.

    Многие лекарственные растения стали редкостью, например, в ряде районов почти исчезла целебная трава валериана. Даже если дикорастущих растений много на месте сбора, обязательно оставьте несколько крепких, здоровых экземпляров. Берите ровно столько, сколько нужно, зря не рвите, а собранные растения умейте правильно сохранять.

    Сушите лекарственные растения на воздухе в тени. Особенно хорошие места для подсушивания – дачные чердаки. При сушке кладите растения по отдельности, между собой растения не должны быть перепутаны. Следите, чтобы на растения не попали ни земля, ни песок, ни грязь.

    2) Творческий отчёт о проделанной работе и результатах проекта.


    Заключение.

    Обобщая все вышесказанное, подчеркнём еще раз роль лекарственных растений. Они занимают особое место среди всех растений в природе, поскольку их стебли, листья, корни, цветки, плоды содержат большое количество микроэлементов, веществ, витаминов, которые необходимы человеческому организму, особенно когда организм ослаблен, в период болезни. Такие растения являются не только лекарствами, некоторые из них также составляют полезную добавку к нашей пище, они применяются в лечебном и диетическом питании. Травы входят в состав многих медикаментов. До сих пор в медицине используются отвары, экстракты и настои лекарственных трав, которые применяют при самых разных заболеваниях организма, для снятия боли, при простудных заболеваниях, для остановки кровотечений, для заживления ран и так далее. Но обязательно нужно помнить о том, что лечение травами необходимо согласовывать с врачами, либо с людьми которые хорошо знакомы с лекарственными травами, их свойствами и воздействием на организм человека.

    В ходе исследовательской работы школьники многое узнали. Работа помогла им понять, что они являются частью природы и должны бережно относиться к ней. Дети решили, что будут выращивать на своих участках и огородах лекарственные растения, чтобы не наносить вреда природе. Тогда она предстанет перед людьми доброй, дарящей свои богатства и радость общения.

    Приложение

    Сообщения детей о лекарственных растениях

    Байракдарова Арзу - 4 класса

    Ромашка аптечная

    Народные названия: ромашка, ромашка лекарственная

    Описание . Ромашка аптечная - однолетнее растение с сильно ветвистым стеблем, цветки белые с желтыми серединками. Имеет приятный запах. Цветет в мае.

    Ромашку часто высеивают в садах. Собирают ромашку аптечную в мае-августе.

    Применение . Лечебное действие ромашки связано с наличием эфирного масла. Растение обладает антимикробным, противовоспалительным, успокаивающим действием. Настой и отвар из цветков назначают для полоскания полости рта и горла; в виде примочек - при воспалительных заболеваниях кожи. Настоем из травы моют голову для укрепления корней волос и придания им мягкости, блеска и красивого цвета. Поэтому цветки ромашки широко применяют в косметологии, добавляя экстракты в кремы, лосьены и т.д.

    Хатамова Афида - 4 класс.

    Календула лекарственная, или ноготки

    Народные названия: ноготки лекарственные, ноготки, ноготки аптечные.

    Описание . Лекарственная календула - однолетнее травянистое растение. Листья опушенные мелкими волосками. Цветки желтого или ярко-оранжевого цвета. Цветет с июня до поздней осени.

    Календулу часто высеивают в садах. Собирают в июне - сентябре. Сушат в темном месте.

    Применение . Календула относится к древним лекарственным средствам, известным еще в Древней Греции. Настой из цветков обладает противовоспалительным, бактерицидным, ранозаживляющим действием. Его принимают при заболеваниях печени, селезенки, при язве желудка и двенадцатиперстной кишки, гастритах и различных кожных заболеваниях. Календулу применяют как вспомогательное средство при лечении рака желудка; в прошлом ее называли "травой против рака" и употребляли в качестве лечебного и профилактического средства.

    Тарадин Никита - 4 класс.

    Зверобой продырявленный

    Народные названия: заячья кровь, кровавчик, хворобой, заячья кривца, кровавник, кровца.

    Описание . Зверобой продырявленный - многолетнее травянистое растение. Листья зеленые с просвечивающимися точечными железками, как будто продырявленные. Цветки желтые, многочисленные. Цветет в апреле - мае.

    Собирают листья, стебли, цветки в июне - июле.

    Применение . Растение относится к древнейшим средствам народной медицины, часто говорят, что зверобой трава от девяноста девяти болезней. Зверобой обладает кровоостанавливающим, противовоспалительным, ранозаживляющим, мочегонным и желчегонным действием. Его применяют при" женских болезнях, при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, печени, сердца и мочевого пузыря, бессоннице, раздражительности, головных болях в виде отвара, настоя. Из зверобоя получают антибиотик-новоиманин, который применяется в медицине для промывания гнойных ран. Зверобой также используется в кулинарии в качестве пряности для рыбных блюд.

    Чабаненко Станислав - 4 класс.

    Душица обыкновенная

    Народные названия: мята лесная, духовой цветок, боровая трава, блошничник, клоповная трава, материйка, душица боровая.

    Описание . Душица обыкновенная - многолетнее травянистое растение с ветвистым ползучим корневищем. Стебли прямые. Цветки мелкие, светло-розовые. Имеет приятный аромат цветков. Цветет в июне - августе.

    Собирают стебли, листья, цветки, в июне - августе.

    Применение . Душица является одним из популярных лекарственных растений народной медицины. Обладает успокаивающим, противовоспалительным и обезболивающим действием. Применяется при простудных заболеваниях, кашле, болезнях желудка и кишечника, ее используют как успокаивающее средство, при бессоннице, используют для ароматических ванн, из-за приятного ароматного запаха душицу используют в парфюмерии для изготовления мыла, мазей, ароматического масла. Сухие листья и цветки, растертые в порошок, нюхают при насморке. Душицу заваривают в чай, В народе это растение применяют как средство от моли.