Цель нашей работы - рассмотреть типы и виды географических карт.

Цель нашей работы - рассмотреть типы и виды географических карт. Но начнем мы нашу статью с ответа на главный вопрос: что такое географическая карта? Это способ изображения поверхности нашей планеты, а также природных или социально-экономических явлений.

Карта - это своего рода модель, которой присущи следующие черты:

  • отвлечение от целого;
  • упрощение;
  • обобщение и так далее.

Еще важно отметить, что карты используются практически во всех сферах деятельности человека.

Классификация карт

Перед тем как рассмотреть подробно некоторые виды географических карт, разберемся со способом их разделения на группы. Классификация - это система, которая соединяет упорядоченные (по какому-либо признаку) все возможные разновидности. Такая систематизация приследует несколько целей:

  • инвентаризация;
  • хранение;
  • поиск;
  • научная систематизация;
  • составление списков и каталогов;
  • создание банка данных и картографических информационно-справочных систем.

Как уже было сказано выше, существуют различные принципы разделения на виды географических карт. Классификация карт по их некоторым признакам - один из них.

К таким признакам относятся:

  • масштаб;
  • тематика;
  • эпоха создания;
  • язык;
  • способ оформления;
  • издание и так далее.

Любая систематизация должна удовлетворять некоторым требованиям. К таковым можно отнести следующие:

  • классификация по существенному признаку;
  • последовательная;
  • один уровень - одно основание;
  • полная;
  • резервная система (это требование подразумевает способность включать новые виды карт).

Теперь переходим к более подробному рассмотрению видов и типов существующих на данный момент карт.

Виды и типы географических карт

Первыми рассмотрим виды карт по масштабу. Они делятся на:

  • планы;
  • крупномасштабные;
  • среднемасштабные;
  • мелкомасштабные;
  • материковые;
  • карта океанов.

Также возможна классификация по признакам территориального деления, природных районов, экономических регионов, исторических областей.

Выделяют следующие виды географических карт по содержанию:

  • общегеографические;
  • тематические;
  • специальные.

К группе специальных относятся тактильные карты. Они созданы специально для слепых людей. Сюда же можно отнести: глобус, атлас, рельефные, цифровые, электронные и анаглифические карты.

Если говорить о типах, то можно выделить следующие:

  • аналитические карты;
  • комплексные;
  • синтетические.

Сейчас коротко рассмотрим каждый тип отдельно. Ярким примером аналитической группы является карта угла наклона рельефа. Такие карты не ставят перед собой цель показать общее представление об объекте. Они вычленяют какой-либо один показатель и посвящаются только ему.

К комплексным картам относятся те, которые изображают элементы определенной тематики. Примерами могут служить: изображение изобаров и векторов, распаханности территории и урожайности какой-либо культуры, водность реки и потенциальные ее ресурсы. Несмотря на то что все элементы даются каждый в своей системе счисления, совместное их изображение на одной карте помогает рассмотреть все в комплексе и взаимосвязь одного показателя с другим.

Пример синтетической карты: геоморфологическая, отражающая тип рельефа, но в ней ни слова не сказано о крутизне склонов. Еще несколько примеров: карта климата, ландшафтная, сельскохозяйственное районирование и так далее. Они дают увидеть целостное изображение какого-либо объекта.

Атласы

Мы ранее упоминали, что множество видов географических карт содержатся в специальных атласах. Ими часто пользуются школьники на уроках географии. Атлас - это не отдельная карта, а целый их комплекс. Они, как правило, все между собой взаимосвязаны, что достигается рядом факторов:

  • использование сопоставимых проекций;
  • однообразные условные обозначения;
  • примерно одинаковый масштаб;
  • наличие общих принципов оформления, изображения и так далее.

Мало кто знает, что изобретателем и составителем первого атласа является Клавдий Птолемей. Древнегреческий ученый составил такой сборник еще во втором веке.

Что же включает в себя атлас:

  • общегеографическую карту мира и отдельных регионов;
  • карта населения и климата;
  • экономическая и другие тематические.

Топографические карты

Мы уже сказали о том, какие бывают виды географических карт. Сейчас предлагаем подробно рассмотреть топографическую карту. Они показывают:

  • гидрографию;
  • рельеф;
  • искусственные сооружения (в том числе коммуникации и населенные пункты).

Есть топографические карты, которые достаточно детальные, на них изображены объекты в масштабе (1:50 тысячам). Если переводить на метры и сантиметры, то в 1 см изображения отражается 500 м реальной местности. Есть и крупные масштабы, отражающие планы городов (на них можно увидеть здания, частные дома, сады и так далее).

Здесь же отметим, что топографические карты используются в таких видах спорта, как, например, спортивное ориентирование.

Тематические карты

Сейчас немного информации о ещё одном типе географических карт. В классификации видов карт их называют тематическими. Они содержат абсолютно разную информацию:

  • сведения о строении земной коры;
  • размещение природных ресурсов;
  • распределение населения;
  • погода и так далее.

Здесь можно выделить изолинейные, содержащие различные виды линий (они соединяются с точками одинаковой величины). Например, синоптическая карта - изотермами соединены участки с одинаковой температурой; изобарами - с одинаковым давлением; изогиетами - с одинаковым количеством осадков.

Практически все тематические кары содержат условное окрашивание. Примером может служить карта населения (концентрация и примерное количество изображено кружками разного цвета). Если рассматривать уровень преступности, рождаемости или плотности населения, то можно заметить окраску определенных участков. Они различаются не только по цветам (красный, синий, зеленый), но и уровнем насыщенности.

Некоторые факты о картах

Мы рассмотрели виды географических карт, но практически ничего не сказали про их масштабы. А ведь этот фактор имеет значение. Масштаб карты не дает возможности указать мелкие элементы, по этой причине изображаются только основные характерные очертания объектов. Если взять реки, то на самом деле их нужно было бы изображать настолько мелкими линиями, что рассмотреть можно было бы только под микроскопом. На картах показаны не все изгибы рек, неправильная толщина некоторых объектов и так далее.

Географические карты — это уменьшенные, обобщенные изображения земной поверхности на плоскости, построенные по математическим законам с использованием специальных обозначений. На картах показывают размещение, состояние и связи природных и социально-экономических явлений. Они используются во многих сферах человеческой деятельности. Карты - наглядное средство хранения информации о Земле, источник получения новых знаний.

Математические законы построения и свойства изображения составляют математическую основу карты, которая включает , геодезическую основу (геодезия - наука о фигуре и , о методах измерений на земной поверхности для отображения ее на планах и картах) и картографическую проекцию. Масштаб определяет степень уменьшения длин и площадей. Геодезическая основа определяет переход от поверхности Земли к поверхности эллипсоида (или шара), обеспечивая правильное положение объектов на карте по . Для изображения поверхности эллипсоида на плоскости используются картографические проекции. Это математические способы изображения земной поверхности на плоскости, устанавливающие зависимость между координатами точек земного эллипсоида и координатами тех же точек на плоскости.

При развертывании в плоскость поверхности земного эллипсоида образуются разрывы. Чтобы заполнить их, производят растяжения изображения в местах разрывов, при этом возникает искажение углов, длин, линий, площадей. Для устранения одного из искажений или ослабления другого используют различные виды проекций. Одни из них не искажают углов, другие - площадей и т.д. Выбор проекции карты зависит от ее назначения, содержания и масштаба.

Степень искажения на карте увеличивается . Самые минимальные разрывы на экваторе, а самые крупные - в полярных широтах.

Линии, ограничивающие картографическое изображение, называют рамками карт. Внешние рамки могут иметь различную форму (окружности, прямоугольника и др.). Рамка, непосредственно ограничивающая изображение, называется внутренней. Как правило, между внутренней и внешней рамками размещаются показатели долготы и широты разных точек земного шара.

На свободном от изображения месте на карте помещается ее легенда. Это свод знаков с соответствующими пояснениями, которые используются на данной карте. Иногда здесь же располагают диаграммы, профили, таблицы, дополняющие изображение на карте.Географические карты необыкновенно разнообразны. Их можно классифицировать по следующим признакам: территориальному охвату, содержанию, назначению, масштабу.

По территориальному признаку различают , карты океанов и морей, материков, частей материков, государств, областей, районов.

По содержанию географические карты делят на общегеографические, изображающие земную поверхность с расположенными на ней объектами; тематические, характеризующие элементы содержания общегеографических карт или отражающие явления, которых нет на этих картах. В свою очередь тематические карты образуют две основные группы: карты природных явлений (или физические карты) и экономические карты, которые отражают хозяйства страны, района или целого мира. Все экономические карты также представлены двумя группами: общеэкономическими и отраслевыми картами. Выделяют еще и карты, которые называют частными. Они отражают те или иные узкие вопросы внутриотраслевого значения.

При составлении карт такого рода необходимо помнить, что система принятых для них условных обозначений должна полностью соответствовать обозначениям, используемым в . Для создания экономических карт нередко используют метод картограмм и картодиаграмм. С их помощью показывают результаты статистической обработки материалов экономико-географического исследования. Особенно наглядными на экономических картах бывают картосхемы-рисунки. Их еще называют перспективными картосхемами. Вместе с основной смысловой нагрузкой, которая дается не в виде абстрактных значков, а в виде изображения реальных объектов, в такие картосхемы вмонтированы объемные рисунки городских кварталов, культурных и др. Территория представляется как бы с высоты птичьего полета. К такого рода близки схемы-планы небольших участков территорий в очень крупном масштабе или внемасштабные схемы, которые без конкретной территориальной привязки отражают суть явления или объекта в самых общих чертах. Примером могут служить схемы открытых разработок , оросительных систем, гидроузлов.

По назначению выделяют карты туристские, дорожные, учебные, навигационные и другие.

По масштабу все географические карты делятся на крупно-, средне- и мелкомасштабные. Подробно географические объекты и их очертания изображаются на крупномасштабных картах (от 1:10 ООО до 1:200 ООО). Такие карты называют топографическими. Они применяются в народном хозяйстве, в военном деле, в исследовательской работе, а также для составления карт мелкого масштаба.

Топографические карты строятся в системе внемасштабных и масштабных условных знаков. Основные элементы местности (населенные пункты, озера, ) изображаются в их действительных очертаниях с сохранением размеров в масштабе карты. Отдельные предметы местности, например колодец, башня, дерево, изображаются без сохранения их размеров, то есть внемас-штабными знаками. На реках указывается направление течения, скорость, ширина и глубина. окрашиваются в зеленый цвет. По , ставящимся внутри контура, определяют вид леса. Топографическая карта может дать разнообразные сведения о деревьях в лесу: об их высоте, диаметре, среднем количестве стволов на единицу площади. Зная эти данные, можно высчитать объем древесины в лесу. на топографической карте изображают горизонталями.

Особым видом карт являются контурные карты. На них изображены лишь очертания материков, линии рек, местоположение отдельных городов. Такие карты являются основой для обозначения географических объектов, которые необходимо нанести на нее. Изображать объекты на контурных картах нужно так же точно и аккуратно, как это сделано на печатных картах. Работа с контурными картами поможет хорошо понять и запомнить географическую карту.

16. Географическая карта и ее свойства

Географическая карта (ГК) – знаковое уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости, построенное по определенным математическим знакам, показывающим размещение, свойства и связи явлений природы и общества. ГК включает в себя математическую основу, картографическое изображение (рельеф, реки и т.д.), элементы дополнительной характеристики (рисунки, графики) и оснащение (легенда, название карты, обозначение ее масштаба).Математическая основа ГК включает геодезическую основу, масштаб и проекцию.

Геодезическая основа (начало высот и координат)представляет собой систему точек на по¬в-ти Земли, положение кт точно определено в системе координат, как в плоскости, так и по высоте. С помощью этих то¬чек можно выполнить математический «переход» от дневной (то¬пографической)

пов-ти к некой теоретической пов-тиземного эллипсоида.

Масштаб - отношение длины линий на карте (плане) к длине горизонтального продолжения этой линии на местности. Виды масштабов: численные (выражается дробью, где в числителе единица, а в знаменателе число, показывающее степень уменьшения), пояснительные (именованные) (указывает соотношение длин линий на карте и на местности), графические (линейный и поперечный – служат для определения по картам длин линий в натуре).

Картографическая проекция – математический способ изображения земного эллипсоида или шара на плоскости. Существует 2 классификации проекций:

1. По характеру искажений:

Равноугольные (конформные) –нет искажения углов, но есть искажения площадей и форм.

Произвольные(равнопромежуточные – масштаб длин вдоль одного из главных направлений сохраняется) – углы, формы и площади искажены.

Равновеликие(равноплощадные, или эквивалентные). В данных проекциях сохраняется равенство площадей, но сильное искажение углов и форм.

2. По виду картографической сетки (по способу переноса земной поверхности на плоскость):

цилиндрические (меридианы перпендикулярны параллелям и отстоят друг от друга на равных расстояниях; линия нулевых искажений – экватор; изоколы имеют форму прямых, параллельных экватору; главные направления совпадают с линиями картографической сетки, при этом с удалением от экватора искажения увеличиваются)

конические (меридианы прямые, сходящиеся в точке, изображающей на плоскости вершину конуса; параллели – дуги концентрических окружностей с центром в точке схода меридианов; одна линия нулевых искажений, с удалением от кт искажения увеличиваются; главные направления у всех нормальных конических сеток совпадают с меридианами и параллелями)

азимутальные(точка нулевых искажений – точка касания глобуса с плоскостью (нормальная – точка полюса, поперечная – точка экватора, косая – иначе ориентированная плоскость); величины искажений с удалением во все стороны от ТНИ возрастают, поэтому изоколы имеют форму концентрических окружностей с центром в ТНИ; главные направления следуют по радиусу и перпендикулярным им линиям; азимуты не искажаются во всех направлениях от ТНИ)

условные – проекции, в кт вид получаемых картографических сеток невозможно представить на основе проектирования на какую-нибудь вспомогательную поверхность (псевдоцилиндрические –параллели прямые, а меридианы – кривые линии; и др.)

К числу важных свойств картографических моделей нужно отнести также их обзорность, наглядность, достоверность и информативность.Известный советский географ-картограф К. А. Салищев выде¬лил основные функции карт как моделей действительности - коммуникативную, оперативную, познавательную и прогностическую.

Коммуникация, т. е. передача информации, осуществля-ется посредством карт при их использовании как источника сведений; карты выступают также хранилищем информации. Оператив¬ная функция карт выражается в решении с их помощью различных практических задач, например в навигации, при планировании трасс путей сообщения, разработке планов освоения территории и др.Познавательная функция карт используется и специали¬стами разных отраслей науки (и прочей деятельности), и учащими¬ся для приобретения знаний. Прогностическая функция картографических моделей осуществляется при выявлении направле¬ния будущего развития изучаемых по ним явлений.

Виды географических карт:

По охвату территории различают карты мировые, полушарий, материков и океанов, частей материков, в том числе групп стран и отдельных государств, частей государств.

В классификации по назначению выделяют карты учебные, агитационно-пропагандистские и справочные. Последние подразде¬ляют в зависимости от характера задач, которые с их помощью решают, на научно-справочные, навигационные, дорожные, военные, туристские и другие.

По масштабу карты делят на три группы: крупномасштаб¬ные, имеющие масштаб 1:200 000 и крупнее; среднемасштабные - с масштабами мельче 1:200 000 и до 1:1000 000 и мелкомасштаб¬ные, у которых масштабы мельче 1:1000 000. Такое деление по масштабу имеют и общегеографические и тематические карты.Крупномасштабные общегеографические карты называют т опографическими, среднемасштабные общегеографические - обзорно-топографическими, а мелкомасштабные обще-географические - обзорными.

Кроме географических карт, к картографическим произведениям относят: географические атласы, глобусы, рельефные карты, про¬фили и блок-диаграммы.

Рельефные карты воспроизводят земную поверхность в виде трехмерной объемной модели.

Профили - вертикальные разрезы земной коры по определенным направлениям «родственны» картам по таким признакам: они построены в масштабе, содержат условные обозначения, представляют земную поверхность и разме¬щенные вблизи нее явления в обобщенном виде.

Блок-диаграмм ы представляют собой совмещение перспективного изображения земной поверхности с профилями.

Применение ГК: естественные науки, комплексные исследования, социальные науки (без карт нельзя правильно оценить географи¬ческие условия для нужд народного хозяйства, разработать планы охраны и улучшения географической среды, наметить целесообраз¬ное размещение производительных сил, указать направление комплексного развития экономических районов), для ориентировки в пути, служат основой при проектировании транспортных путей, промышленного строительства, при разработке планов размещения объектов культуры, незаменимы карты в военном деле, без карт невозможно школьное обучение.

По способу изображения объектов выделяются следующие тематические карты:

1. Карты цветового фона (карты растительности, почв, природных зон и др.). Показывают качественные различия объектов на определенной территории. Наиболее часто используются в школьной географии. Вопросы по этим картам направлены в основном на выявление положения и границ выделенных частей.

2. Карты ареалов. На них указаны области распространения отдельных видов животных, растений, сельскохозяйственных культур и т. д. По эти картам определяются границы ареалов.

3. Карты изолиний (карты изотерм и др.). На них линиями определяются места, одинаковые в отношении количественной выраженности явления; по ним выявляются особенности хода изолиний.

4. Карты линий движения (карты грузопотоков, направлений ветров и др.).

5. Значковые карты (карты месторождений полезных ископаемых, размещения промышленных

центров стран и регионов и др.). На них фигурками разного вида и размера изображаются локализованное по пунктам размещение объектов. По этим картам с помощью вопросов учителя выявляется наиболее крупное скопление объектов, и устанавливаются особенности отдельных регионов.

6. Картодиаграммы. Показывают соотношение частей целого на определенной территории. Характер вопросов по таким картам аналогичен вопросам по значковым картам, но в большей мере направлен на выделение размеров.

7. Картограммы (карты плотности населения, распределения осадков и др.)- отражают различия в степени выраженности явлений цветом или штриховкой. По таким картам ставятся вопросы на выделение регионов с максимальной и минимальной выраженностью явления и закономерности в его географическом распространении.

В учебном процессе карта выполняет разнообразные образовательные функции.Карта служит главным средством наглядности в географии. На ней можно обозреть сразу огромные пространства земной поверхности и весь земной шар.Главная функция карты - отражение сведений о размещении предметов на земной поверхности. В этом отношении она служит особым незаменимым средством познания, так как никакие другие средства - ни слово, ни картина, ни даже личное знакомство с местностью - не дают ясных и точных представлений о размещении предметов в пространстве, о направлениях, очертаниях и сочетаниях.Карта отражает языком условных символов не только размещение, но и характеристику самих изображенных на ней предметов, не только состояние, но и движение, развитие и изменение их. Пример - исторические, некоторые экономические и другие специальные карты.Карта в процессе обучения географии выполняет очень важную психолого-педагогическую роль - способствует упорядочению знаний, облегчает их усвоение и запоминание.

Работа с картой в процессе обучения географии имеет цель - научить учеников понимать, читать и знать ее. В методической литературе нет достаточной ясности в определении понятий «понимание», «чтение» и «знание» карты, хотя все три термина часто употребляются. Между тем они определяют разные направления в работе с картой. Учитель должен их отчетливо различать, так как без этого нельзя сознательно и успешно руководить обучением.

Понимать карту - значит иметь картографические знания: знать, что такое карта, каковы ее свойства, содержание, назначение, что означает каждый условный знак на ней, как следует пользоваться картами и какая от этого польза.

Читать карту - это значит уметь по сочетанию условных знаков делать заключения о географических особенностях стран, «видеть местность так, как она есть на самом деле» (В. П. Буданов), уметь изучать и понимать при помощи карты размещение, состояние и взаимосвязь различных явлений природы и человеческого общества.

Обучение чтению карты начинается уже в начальных классах, процессы приобретения картографических знаний, знаний по географии и чтения карты, тесно переплетаясь друг с другом, образуют неразрывное целое, развивающееся на всех этапах школьного образования. Карта сама служит богатым источником географических и картографических знаний, поэтому чтение карты - важный метод обучения географии.

Знать карту - значит представлять по памяти взаимное расположение, форму и названия определенных географических объектов.

Однако ученики могут «знать» карту и не понимать того, что на ней изображено. Например, могут показывать названия географических объектов, прочно удерживая в памяти их положение на карте, не понимая картографического изображения самих объектов, к каким относятся эти названия.

Процесс введения детей в понимание карты длителен. В 6 классе они получают первичные знания и навыки в ориентировании на местности по Солнцу и компасу. Попутно с изучением материала по арифметике у них развиваются некоторые пространственные представления, и, в частности, они учатся пользоваться словесным масштабом. Проводится знакомство с планом местности, с глобусом и картами России и полушарий.

Для изучения плана дети учатся изображать на бумаге направления по сторонам горизонта и расстояния по масштабу, знакомятся с простейшими планами (класса и школы с прилегающим к ней школьным участком), учатся сами рисовать планы простых предметов (книги, коробки и др.), и, наконец, рисуют планы окружения школы «на глаз», вырабатывают некоторые навыки ориентирования на чертеже. Затем они учатся читать план местности, приложенный к учебнику и помещенный в атласе. Большинство этих действий производится в виде практических работ под руководством учителя. Все перечисленные работы подводят детей к пониманию карты.

Особенности карты раскрываются путем сопоставления ее с планом в процессе беседы учителя с учениками, с привлечением планов местности и карты СССР и полушарий. Дети осваивают условные обозначения, принятые на физической карте, карте полезных ископаемых и физической карте полушарий.

Для правильного понимания значения каждого условного знака карты нужно, чтобы дети имели конкретные представления о соответствующем реальном предмете. Такие представления накапливаются на экскурсиях в окрестности школы, для этого привлекаются также кинофильмы, картины, лепка из пластилина, работа с песком и на географической площадке.

Также в 6 классе кроме закрепления знаний и навыков сформированных ранее (масштаб и измерение с его помощью расстояний, использование картографической сетки для ориентирования и определения координат, определение высот и форм рельефа по шкале высот и глубин и отметкам точек, распознавание объектов по их условным знакам), ученики приобретают умения в определении расстояний без масштаба по сетке вдоль меридианов и экватора (пользуясь соотношением, что один градус дуги этих линий равен 111 км), учатся определять приближенный масштаб в различных частях карты по географической сетке, высоты точек, расположенных между границами цветовых ступеней шкалы высот «на глаз». Усвоение этих новых знаний и умений происходит с помощью кратких объяснений учителя с показом приемов работы с картой и проведения с учениками практических упражнений с картами и глобусом.

В 7 классе вводятся новые карты - политическая карта полушарий, физические, политические, климатические и карты природных зон для всех частей света, а также некоторые специальные карты (плотности населения). Изучение содержания этих специальных карт и новых способов изображения явлений, применяемых на них (изотермы, способ картограммы, картодиаграммы и цветного фона, способ значков), может проводиться постепенно. Так, например, опытные учителя знакомят учеников с содержанием легенды новой карты, стараются объяснить сущность показанных на карте новых явлений и особенности их изображения.

В 8 классе понимание сущности карты обеспечивается при изучении курса физической географии России. Учащиеся знакомятся с различиями карт по масштабу (мелко-, средне- и крупномасштабные), с неизбежностью искажений на картах из-за кривизны Земли, получают понятие о характере этих искажений (расстояний, направлений и площадей). На основе сопоставления карт разного масштаба учащиеся получают представление о генерализации картографического изображения. Большое внимание уделяется ознакомлению с топографической картой.

В старших классах продолжается знакомство с особенностями экономических и других специальных карт.

Умение читать карту вырабатывается не сразу, оно должно углубляться и совершенствоваться постепенно, в системе. Последняя должна быть тесно связана с системой географических и картографических знаний, так как чтение карт не только опирается на них, но и используется в качестве особого метода получения из карты самих географических и картографических знаний.

Известная система должна быть и в использовании самих карт. Ведь содержание многих специальных карт более сложно, чем карт общегеографических. Стало быть, к работе с такими картами следует приступать после того, как ученики научатся понимать и читать более простые карты. Очевидно также, что и сами карты должны быть приспособлены к учебным задачам и уровню развития учеников.

Можно выделить в качестве основополагающих следующие дидактические принципы:

Сознательность и активность;

Наглядность;

Системность и последовательность;

Прочность;

Научность;

Доступность;

Связь теории с практикой.

Географическая карта – это уменьшенное, обобщенное изображение земной поверхности при помощи условных знаков.

Степень уменьшенности изображений территории определяется масштабом . Масштаб – это дробное число, показывающее, во сколько раз территория уменьшена при изображении ее на карте или плане. Например, 1: 500 000 – линейные размеры уменьшены в 500 000 раз. Обобщенность картографического изображения связана с тем, что на картах изображаются не все географические объекты, расположенные на данной территории, а только главные. Степень обобщенности также определяется масштабом: чем крупней масштаб карты, тем более подробным может быть изображение территории. В отличие от глобуса, модели Земли, географическая карта – плоское изображение земной поверхности. В результате, при переносе сферической поверхности Земли на плоскость возникают искажения.

От рисунка и аэрофотоснимка географическая карта отличается наличием условных знаков ; так, реки изображаются синими линиями, населенные пункты – кружками различной величины, среднемесячные температуры воздуха – изотермами и т.д.

На планах изображение местности также характеризуется уменьшенностью, обобщенностью и наличием условных знаков. Однако на планах, как правило, изображаются небольшие по площади участки земной поверхности. Это дает возможность использовать более крупный масштаб (например, 1: 500) и получать более подробное по сравнению с картами изображение территории. Качественное отличие плана от карты связано с тем, что при построении последних учитывается кривизна земной поверхности и картографическое изображение строится по определенным математическим законам. Проявлением этого является наличие на картах градусной сетки, при помощи которой определяются направления. На планах градусная сетка отсутствует, а направления определяются по стрелке «север – юг».

В зависимости от величины масштаба все карты принято классифицировать на крупно-, средне- и мелкомасштабные. К крупномасштабным относятся карты с масштабом крупнее 1: 200 000 (1: 100 000, 1: 50 000 и др.). К мелкомасштабным – с масштабом мельче 1: 1 000 000 (1: 5 000 000, 1: 25 000 000 и т.д.). Если масштаб карты мельче 1: 200 000 и крупнее 1: 1 000 000 , то это среднемасштабная карта . Большинство карт, с которыми мы сталкиваемся на школьных уроках – мелкомасштабные.

Создание любой карты начинается с построения градусной сетки . Ее основные элементы – полюса, экватор, параллели и меридианы .

Северный и южный полюса – это места выхода предполагаемой земной оси на поверхность земли. Если перпендикулярно земной оси построить плоскость и разместить ее на равном расстоянии от полюсов, то при пересечении этой плоскости с шарообразной поверхностью Земли образуется окружность – экватор . Он делит земную поверхность на Северное и Южное полушария. Длина экватора составляет примерно 40 000 км. Окружности, как бы параллельные экватору, называются параллелями . Их длина уменьшается в направлении от экватора к полюсам. На любой карте параллели имеют направление запад-восток.

Меридианы – это образованные при пересечении земной поверхности плоскостями окружности, в которых лежит земная ось. В точках полюсов все меридианы между собой пересекаются. Длины всех меридианов одинаковы и приблизительно равны длине экватора. Линии меридианов характеризуются направлением север-юг.

Вид градусной сетки на карте определяется ее картографической проекцией (то есть способом ее переноса со сферической поверхности глобуса на плоскость). Линии параллелей и меридианов могут быть прямыми, дугами, окружностями и на разных участках карты пересекаться под разными углами. Картографической проекцией определяется и характер искажений, которые имеет карта. Существует четыре вида искажений: длин, углов, форм и площадей.

При помощи градусной сети возможно определение по карте географических координат, направлений и расстояний.

Наличие градусной сети позволяет отличить географические карты от других видов изображения местности: планов, рисунков, аэрофотоснимков, снимков Земли из космоса.

Карты имеют большое значение в хозяйственной деятельности человека. По картам изучают территорию с различными целями – учебными, рекреационными, строительными, военными. При помощи особых синоптических карт предсказывается погода. Ученые-географы используют карты для получения качественных и количественных характеристик объектов и явлений. Такой метод исследования называется картографическим .

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.