Поэма Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос», краткое содержание и анализ которой будут представлены вашему вниманию, была создана в 1863 году. Она посвящена в 1869 году его сестре А.А. Буткевич, которую он сразу предупредил, что это произведение будет печальнее всего уже им написанного.

Краткая история создания

После отмены крепостного права многие ожидали дальнейших бурных перемен в общественной жизни. Революционный подъем усилился, что вызвало репрессии правительства. Был сначала приостановлен выпуск (1862), а потом вовсе закрыт журнал Н. Некрасова «Современник» (1866 год). Полностью всю поэму поэт успел опубликовать в 1864 году. В ней он показал, что хотя крестьянский быт был мучителен и тяжел, но они сами полны духовных сил. Сейчас мы рассмотрим поэму «Мороз, Красный нос» Некрасова. Краткое содержание начинается.

Печальные слова сестре

Поэт объясняет причины, по которым он редко и неохотно пишет: "Я устал бороться с препонами жизни, которые ее отравляли. Преграды прошли мимо благодаря молитвам любимой сестры". Затем поэт вспоминает их сад, в котором отец посадил дуб, а матушка - иву, на которой начали вянуть листы, когда ночью маман умирала. Сейчас, когда он пишет поэму, за окном у него летит крупный, как слезы, град. В Петербурге не плачут только камни, подсказывает поэту сердце, изнывающее тоской. Он пишет новое произведение, в котором мы зримо представим картину крестьянской жизни, читая краткое содержание «Мороза, Красного носа» Некрасова. Произведение поэт разделил на две части.

Горе горькое - умер хозяин дома

Зимней студеной порой не стало в доме кормильца. Забегая вперед, скажем, что он простудился, везя на своем Савраске, торопясь в срок доставить товар. А вот теперь Прокл Севастьянович лежит мертвый на лавке у окна. Его семья молчаливо переживает страшную беду. Отец собирается копать могилу, мать нашла и привезла для него гроб. Жена Дарья у окна шьет саван, и только слезы, которых она удержать не может, тихо капают на последнее облачение мужа.

Женская доля

В жизни русской крестьянки есть три страшные доли: быть обвенчанной с рабом, стать матерью раба и до конца жизни ничем не перечить рабу.

Но остались еще на Руси величавые славянки.

Строгие, они цветут, удивляя всех своей красотой, к которой не липнет грязь. Они ловко справляются с любой работой, никогда не сидят без дела. Они редко улыбаются, но если посмотрят - «рублем подарят». Но в праздники они отдаются радости всей душой, и слышится их сердечный смех, которого ни за какие деньги не купишь. Такая женщина, которую только незрячий не увидит, спасет в любой беде. Она не жалеет нищих, так как считает, что они сами ленятся работать. Семья у неё всегда ухожена, нужды не испытывает: на столе всегда вкусный квас, дети сыты и здоровы, на праздники всегда наготовлено больше, чем в будни. Такой была и Дарья, вдова Прокла. Так продолжается поэма Некрасова «Мороз, Красный нос», краткое содержаниекоторой мы пересказываем.

Проводы Прокла

Ничего не понимающих детишек отвели к соседям. Мать с отцом в полном суровом молчании обряжают сына в последний путь.

Только после этого семья позволяет себе причитания и слезы. Приходят соседи и староста проститься с Проклом Севастьяновичем, которого уважала вся деревня.

А утром сани увозят его в последний путь, к могиле, что выкопал отец. Вернулись домой, в нем холод, нет дров для печи. Дарья отправляется за ними в зимний лес.

Думы и сон Дарьи

Начинается вторая часть поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос». В лесу Дарья нарубила столько дров, что не довезти на санях. Работая, Дарья ни на секунду не забывала о муже, разговаривала с ним, беспокоилась о будущем единственного сына Гришеньки, представляла, какой красавицей вырастет их Машенька, сколько теперь дел ляжет на плечи ей одной, и подмоги ждать теперь не от кого. От усталости и горя она прислонилась к высокой сосне. Вот тут-то ее и находит хвастливый воевода Мороз. Он зовет Дарью в свое царство. Дважды отказывает ему вдовица, но когда хитрец притворяется Проклом, Дарья застывает в заколдованном вечном сне. Только белка роняет комочек снега на несчастную женщину, которая оставила круглыми сиротами своих детей.

Некрасов, «Мороз, Красный нос»: главные герои

Дарья - та самая славянка, которой восхищается в первой части своего произведения автор. Поэма «Мороз, Красный нос» Н. Некрасова подробно описывает этот образ.

Испробовав все способы спасти от горячки умирающего мужа, она идет в дальний монастырь за чудотворной иконой. Эта дорога не проста - десять верст лесом, где есть и волки. Но даже икона, за которую она заплатила последние деньги, не вернула ей любимого друга. После его похорон, усталая, она уходит в лес за дровами, где никто не увидит ни ее горя, ни слез - она по-прежнему горда. Душа, истомленная тоской, у нее надрывается. В ней происходят перемены. Забывая о детях, она думает только о муже. Замерзая с улыбкой в счастливом сне, она видит летний солнечный день, когда они с мужем дружно работали.

Прокл, который только что ушел из жизни, был кормильцем и надеждой семьи.

Трудолюбивый и предприимчивый, он трудился весь год: весной, летом, осенью - на земле, а зимой - на извозе. Его, статного, самого сильного, приветливого и дружелюбного, внимательного к жене, детишкам и родителям, уважала вся деревня.

Н.А. Некрасов, «Мороз, Красный нос»: анализ

Крестьянскую жизнь Некрасов знал прекрасно: быт, несчастья, радости, изматывающая работа, короткий отдых, редкие праздники описаны в поэме. Большую часть своего стихотворения «Мороз, Красный нос» Некрасов отдал русской женщине. Ему примерно в эти годы вторил Тютчев, описывая в коротком стихотворении, как мелькнут и исчезнут навсегда лучшие годы русской женщины под серым небом в безымянном краю.

Однако Н. Некрасов увидел в ней огромные скрытые возможности, которые с любовью описал: величавость и гордость, трудолюбие и верность, жертвенность ради счастья и здоровья близких и сопротивление всем обстоятельствам до конца сил.

Кульминация поэмы - ее часть, в которой погибает Дарья. А главная идея - внутренняя и внешняя красота героини. Возвышенная песнь простой крестьянской женщине исполнена Н.А. Некрасовым безупречно.

В этой статье мы познакомимся с произведением, созданным Николаем Алексеевичем Некрасовым в 1863 году. Опишем поэму этого великого автора, ее краткое содержание. Некрасова ("Мороз, мы впервые открываем для себя еще в школе. Но перечитывать произведения этого автора можно бесконечно.

Начинается поэма следующим событием. Страшное горе в одной крестьянской избе: умер кормилец и хозяин, Прокл Севастьяныч. Его мать привозит для сына гроб. Отец отправляется на кладбище для того, чтобы выдолбить в промерзлой земле могилу. Дарья, вдова крестьянина, шьет покойному мужу саван.

Русские крестьянки

Продолжаем описывать краткое содержание. Некрасова ("Мороз, Красный нос") всегда привлекали русские крестьянки. В своих произведениях он восхищался их силой, выносливостью, смелостью. Есть три тяжкие доли: повенчаться с рабом, покоряться до гроба рабу и быть матерью раба-сына. Все это выпало на долю русской крестьянки. Однако, несмотря на страдания, в русских селениях есть женщины, к которым грязь будто не липнет. Эти красавицы цветут на диво миру, ровно и терпеливо вынося и холод, и голод, при этом оставаясь во всякой одежде красивыми, а в работе - ловкими. Они безделья не любят по будням, но в праздники их лицо озаряется веселой улыбкой и таким сердечным смехом, какого не купишь за деньги. Женщина на Руси войдет в горящую избу, остановит на скаку коня. В ней ощущается и строгая дельность, и внутренняя сила. Русская крестьянка уверена, что ее спасение заключается в труде. Поэтому она не жалеет гуляющего без дела убогого нищего. Ей сполна воздается за труд: семья крестьянки не ведает нужды, дети сыты и здоровы, хата всегда тепла, к празднику есть лишний кусок.

Горе, выпавшее на долю Дарьи

Дарья, вдова умершего Прокла, была именно такой женщиной. Но горе теперь иссушило ее. Как ни старается девушка сдержать слезы, они падают на ее руки, шьющие саван. Мать и отец, отведя своих озябших внуков, Гришу и Машу, к соседям, обряжают покойника. Лишних слов не говорится при этом, никто не показывает слез. Кажется, что суровая красота умершего, в головах которого - горящая свеча, плакать не позволяет. И лишь потом, когда уже совершен последний обряд, начинаются причитания.

Преданная савраска

Савраска везет суровым зимним утром своего хозяина в последний путь. Много служил Проклу конь: и зимой, отправляясь с ним в извоз, и летом, во время работ в поле. Прокл простудился, занимаясь извозом. Он торопился вовремя доставить товар. Домашние лечили кормильца: с 9 веретен окатывали водой, водили в баню, спускали в прорубь, продевали через потный хомут 3 раза, клали его под куриный насест, возносили молитвы перед чудотворной иконой. Но Прокл уже не встал.

Дарья отправляется в лес за дровами

Как водится, соседи во время похорон плачут, жалеют семью умершего, хвалят покойника, а затем идут по домам. Дарья, вернувшись с похорон, хочет приласкать и пожалеть ребятишек, но у нее нет времени на ласки. Крестьянка видит, что ни полена дровишек не осталось дома, и, вновь отведя к соседке детей, отправляется на том же савраске в лес.

Слезы Дарьи

Вы читаете краткое содержание поэмы Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос". Это не текст самого произведения. Поэма Николая Алексеевича написана в стихах.

По пути через равнину, блестящую от снега, слезы показываются в глазах Дарьи - наверное, от солнца... И лишь когда она въезжает в лес с его могильным покоем, из груди девушки вырывается сокрушительный вой. Равнодушно лес внимает стонам вдовы, скрывая навеки их в нелюдимой глуши. Дарья, не отерев слез, принимается рубить дрова и думает о своем муже, говорит с ним, зовет его. Все это подробно описывает Некрасов Н.А. передает лишь основные события произведения.

Вещий сон

Девушка вспоминает сон, который видела перед Стасовым днем. Несметная рать обступила ее. Вдруг она превратилась в ржаные колосья. Дарья взывала о помощи к мужу, но тот не вышел. Крестьянка осталась одна жать рожь. Она понимает, что этот сон оказался вещим, и просит помощи у мужа в непосильном труде, ожидающем ее. Дарья представляет себе зимние ночи без Прокла, бесконечные полотна, которые она будет ткать к женитьбе своего сына. Вместе с мыслями о сыне возникает страх, что Гришу отдадут беззаконно в рекруты, так как заступиться за него будет некому.

Мороз-воевода

"Мороз, Красный нос" Некрасова в кратком изложении продолжается тем, что Дарья, сложив на дровни дрова, отправляется домой. Но затем, взяв машинально топор и прерывисто, тихо воя, подходит к сосне и под нею застывает. Тогда к ней подбирается обходящий владения свои Мороз-воевода. Он машет ледяной булавой над Дарьей, зовет ее в свое царство, говорит, что согреет и приголубит вдову...

Сверкающим инеем покрывается Дарья, ей снится недавнее жаркое лето. Девушка видит во сне, что она у реки, на полосах копает картофель. С нею дети, под сердцем бьется малыш, который к весне должен родиться. Дарья, заслонившись от солнца, смотрит, как воз уезжает все дальше. В нем сидят Гриша, Маша, Прокл...

"Заколдованный сон" Дарьи

Во сне Дарья слышит звуки дивной песни, с ее лица сходят последние следы муки. Ее сердце утоляет эта песня, в которой "дольнее счастье". В сладком и глубоком покое забвенье приходит к вдове вместе со смертью. Душа крестьянки умирает для страсти и скорби. На девушку роняет ком снега белка, а Дарья стынет в "заколдованном сне".

На этом заканчивается краткое содержание. Некрасова ("Мороз, Красный нос") называют певцом русского народа. Многие произведения этого автора посвящены его нелегкой доле. Это касается и интересующей нас поэмы. Мы начинаем сочувствовать судьбе русской крестьянки, прочитав даже краткое содержание. Некрасова ("Мороз, Красный нос") принято считать одним из величайших русских поэтов. Художественная сила этого произведения поражает. Вы можете убедиться в этом, познакомившись с поэмой в оригинале.

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес ()

* * *

Посвящаю моей сестре Анне Алексеевне


Ты опять упрекнула меня,
Что я с Музой моей раздружился,
Что заботам текущего дня
И забавам его подчинился.
Для житейских расчетов и чар
Не расстался б я с Музой моею,
Но бог весть, не погас ли тот дар,
Что, бывало, дружил меня с нею?
Но не брат еще людям поэт,
И тернист его путь, и непрочен,
Я умел не бояться клевет,
Не был ими я сам озабочен;
Но я знал, чье во мраке ночном
Надрывалося сердце с печали
И на чью они грудь упадали свинцом
И кому они жизнь отравляли.
И пускай они мимо прошли,
Надо мною ходившие грозы,
Знаю я, чьи молитвы и слезы
Роковую стрелу отвели…
Да и время ушло, – я устал…
Пусть я не был бойцом без упрека,
Но я силы в себе сознавал,
Я во многое верил глубоко,
А теперь – мне пора умирать…
Не затем же пускаться в дорогу,
Чтобы в любящем сердце опять
Пробудить роковую тревогу…
Присмиревшую Музу мою
Я и сам неохотно ласкаю…
Я последнюю песню пою
Для тебя – и тебе посвящаю.
Но не будет она веселей,
Будет много печальнее прежней,
Потому что на сердце темней
И в грядущем еще безнадежней…
Буря воет в саду, буря ломится в дом,
Я боюсь, чтоб она не сломила
Старый дуб, что посажен отцом,
И ту иву, что мать посадила,
Эту иву, которую ты
С нашей участью странно связала,
На которой поблекли листы
В ночь, как бедная мать умирала…
И дрожит и пестреет окно…
Чу! как крупные градины скачут!
Милый друг, поняла ты давно -
Здесь одни только камни не плачут…
……………………….

Часть первая
Смерть крестьянина

I
Савраска увяз в половине сугроба -
Две пары промерзлых лаптей
Да угол рогожей покрытого гроба
Торчат из убогих дровней.
Старуха в больших рукавицах
Савраску сошла понукать.
Сосульки у ней на ресницах,
С морозу – должно полагать.
II
Привычная дума поэта
Вперед забежать ей спешит:
Как саваном, снегом одета,
Избушка в деревне стоит,
В избушке – теленок в подклети,
Мертвец на скамье у окна;
Шумят его глупые дети,
Тихонько рыдает жена.
Сшивая проворной иголкой
На саван куски полотна,
Как дождь, зарядивший надолго,
Негромко рыдает она.
III
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая – быть матерью сына раба,
А третья – до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.
Века протекали – все к счастью стремилось,
Все в мире по нескольку раз изменилось,
Одну только Бог изменить забывал
Суровую долю крестьянки.
И все мы согласны, что тип измельчал
Красивой и мощной славянки.
Случайная жертва судьбы!
Ты глухо, незримо страдала,
Ты свету кровавой борьбы
И жалоб своих не вверяла, -
Но мне ты их скажешь, мой друг!
Ты с детства со мною знакома.
Ты вся – воплощенный испуг,
Ты вся – вековая истома!
Тот сердца в груди не носил,
Кто слез над тобою не лил!
IV
Однако же речь о крестьянке
Затеяли мы, чтоб сказать,
Что тип величавой славянки
Возможно и ныне сыскать.
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц, -
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет – словно солнце осветит!
Посмотрит – рублем подарит!»
Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
И голод, и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна…
Я видывал, как она косит:
Что взмах – то готова копна!
Платок у ней на ухо сбился,
Того гляди косы падут.
Какой-то парнек изловчился
И кверху подбросил их, шут!
Тяжелые русые косы
Упали на смуглую грудь,
Покрыли ей ноженьки босы,
Мешают крестьянке взглянуть.
Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме,
Смущеньем и гневом горит…
По будням не любит безделья.
Зато вам ее не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.
Такого сердечного смеха
И песни, и пляски такой
За деньги не купишь. «Утеха!» -
Твердят мужики меж собой.
В игре ее конный не словит,
В беде – не сробеет, – спасет:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!
Красивые, ровные зубы,
Что крупные перлы у ней,
Но строго румяные губы
Хранят их красу от людей -
Она улыбается редко…
Ей некогда лясы точить,
У ней не решится соседка
Ухвата, горшка попросить;
Не жалок ей нищий убогий -
Вольно ж без работы гулять!
Лежит на ней дельности строгой
И внутренней силы печать.
В ней ясно и крепко сознанье,
Что все их спасенье в труде,
И труд ей несет воздаянье:
Семейство не бьется в нужде,
Всегда у них теплая хата,
Хлеб выпечен, вкусен квасок,
Здоровы и сыты ребята,
На праздник есть лишний кусок.
Идет эта баба к обедне
Пред всею семьей впереди:
Сидит, как на стуле, двухлетний
Ребенок у ней на груди,
Рядком шестилетнего сына
Нарядная матка ведет…
И по сердцу эта картина
Всем любящим русский народ!
V
И ты красотою дивила,
Была и ловка, и сильна,
Но горе тебя иссушило,
Уснувшего Прокла жена!
Горда ты – ты плакать не хочешь,
Крепишься, но холст гробовой
Слезами невольно ты мочишь,
Сшивая проворной иглой.
Слеза за слезой упадает
На быстрые руки твои.
Так колос беззвучно роняет
Созревшие зерна свои…
VI
В селе, за четыре версты,
У церкви, где ветер шатает
Подбитые бурей кресты,
Местечко старик выбирает;
Устал он, работа трудна,
Тут тоже сноровка нужна -
Чтоб крест было видно с дороги,
Чтоб солнце играло кругом.
В снегу до колен его ноги,
В руках его заступ и лом,
Вся в инее шапка большая,
Усы, борода в серебре.
Недвижно стоит, размышляя,
Старик на высоком бугре.
Решился. Крестом обозначил,
Где будет могилу копать,
Крестом осенился и начал
Лопатою снег разгребать.
Иные приемы тут были,
Кладбище не то, что поля:
Из снегу кресты выходили,
Крестами ложилась земля.
Согнув свою старую спину,
Он долго, прилежно копал,
И желтую мерзлую глину
Тотчас же снежок застилал.
Ворона к нему подлетела,
Потыкала носом, прошлась:
Земля как железо звенела -
Ворона ни с чем убралась…
Могила на славу готова, -
«Не мне б эту яму копать!»
(У старого вырвалось слово)
«Не Проклу бы в ней почивать,
Не Проклу!..» Старик оступился,
Из рук его выскользнул лом
И в белую яму скатился,
Старик его вынул с трудом.
Пошел… по дороге шагает…
Нет солнца, луна не взошла…
Как будто весь мир умирает:
Затишье, снежок, полумгла…
VII
В овраге, у речки Желтухи,
Старик свою бабу нагнал
И тихо спросил у старухи:
«Хорош ли гробок-то попал?»
Уста ее чуть прошептали
В ответ старику: – Ничего. -
Потом они оба молчали,
И дровни так тихо бежали,
Как будто боялись чего…
Деревня еще не открылась,
А близко – мелькает огонь.
Старуха крестом осенилась,
Шарахнулся в сторону конь -
Без шапки, с ногами босыми,
С большим заостренным колом,
Внезапно предстал перед ними
Старинный знакомец Пахом.
Прикрыты рубахою женской,
Звенели вериги на нем;
Постукал дурак деревенской
В морозную землю колом,
Потом помычал сердобольно,
Вздохнул и сказал: «Не беда!
На вас он работал довольно,
И ваша пришла череда!
Мать сыну-то гроб покупала,
Отец ему яму копал,
Жена ему саван сшивала -
Всем разом работу вам дал!..»
Опять помычал – и без цели
В пространство дурак побежал.
Вериги уныло звенели,
И голые икры блестели,
И посох по снегу черкал.
VIII
У дома оставили крышу,
К соседке свели ночевать
Зазябнувших Машу и Гришу
И стали сынка обряжать.
Медлительно, важно, сурово
Печальное дело велось:
Не сказано лишнего слова,
Наружу не выдано слез.
Уснул, потрудившийся в поте!
Уснул, поработав земле!
Лежит, непричастный заботе,
На белом сосновом столе,
Лежит неподвижный, суровой,
С горящей свечой в головах,
В широкой рубахе холщовой
И в липовых новых лаптях.
Большие, с мозолями руки,
Подъявшие много труда,
Красивое, чуждое муки
Лицо – и до рук борода…
IX
Пока мертвеца обряжали,
Не выдали словом тоски
И только глядеть избегали
Друг другу в глаза бедняки,
Но вот уже кончено дело,
Нет нужды б

В крестьянской избе страшное горе: умер хозяин и кормилец Прокл Севастьяныч. Мать привозит гроб для сына, отец едет на кладбище, чтобы выдолбить могилу в промёрзлой земле. Вдова крестьянина, Дарья, шьёт саван покойному мужу.

У судьбы есть три тяжкие доли: повенчаться с рабом, быть матерью сына раба и до гроба покоряться рабу - все они легли на плечи русской крестьянки. Но несмотря на страдания, «есть женщины в русских селеньях», к которым словно не липнет грязь убогой обстановки. Красавицы эти цветут миру на диво, терпеливо и ровно вынося и голод, и холод, оставаясь красивыми во всякой одежде и ловкими ко всякой работе. Они не любят безделья по будням, зато в праздники, когда улыбка веселья сгоняет трудовую печать с их лиц, такого сердечного смеха, как у них, не купишь за деньги. Русская женщина «коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт!». В ней чувствуется и внутренняя сила, и строгая дельность. Она уверена, что все спасенье состоит в труде, и поэтому ей не жалок убогий нищий, гуляющий без работы. За труд ей воздаётся сполна: семейство её не знает нужды, дети здоровы и сыты, есть лишний кусок к празднику, хата всегда тепла.

Такой женщиной была и Дарья, вдова Прокла. Но теперь горе иссушило её, и, как ни старается она сдержать слезы, они невольно падают на её быстрые руки, сшивающие саван.

Сведя к соседям зазябнувших внуков, Машу и Гришу, мать и отец обряжают покойного сына. При этом печальном деле не говорится лишних слов, не выдаётся наружу слез - как будто суровая красота усопшего, лежащего с горящей свечой в головах, не позволяет плакать. И только потом, когда последний обряд совершён, наступает время для причитаний.

Суровым зимним утром савраска везёт хозяина в последний путь. Конь много служил хозяину: и во время крестьянских работ, и зимой, отправляясь с Проклом в извоз. Занимаясь извозом, торопясь в срок доставить товар, и простудился Прокл. Как ни лечили кормильца домашние: окатывали водой с девяти веретён, водили в баню, продевали три раза сквозь потный хомут, спускали в прорубь, клали под куриный насест, молились за него чудотворной иконе - Прокл уже не поднялся.

Соседи, как водится, плачут во время похорон, жалеют семью, щедро хвалят покойника, а после с Богом идут по домам. Воротившись с похорон, Дарья хочет пожалеть и приласкать осиротевших ребятишек, но времени на ласки у неё нет. Она видит, что дома не осталось ни полена дровишек, и, снова отведя детей к соседке, отправляется в лес все на том же савраске.

По дороге через блестящую от снега равнину в глазах Дарьи показываются слезы - должно быть, от солнца... И только когда она въезжает в могильный покой леса, из груди её вырывается «глухой, сокрушительный вой». Лес равнодушно внимает вдовьим стонам, навеки скрывая их в своей нелюдимой глуши. Не отерев слез, Дарья начинает рубить дрова «и, полная мыслью о муже, зовёт его, с ним говорит...».

Она вспоминает свой сон перед Стасовым днём. Во сне обступила её несметная рать, которая вдруг обернулась ржаными колосьями; Дарья взывала к мужу о помощи, но он не вышел, оставил её одну жать переспевшую рожь. Дарья понимает, что сон её был вещим, и просит у мужа помощи в том непосильном труде, который её теперь ожидает. Она представляет зимние ноченьки без милого, бесконечные полотна, которые станет ткать к женитьбе сына. С мыслями о сыне приходит страх за то, что Гришу беззаконно отдадут в рекруты, потому что некому будет за него заступиться.

Сложив дрова на дровни, Дарья собирается домой. Но потом, машинально взяв топор и тихо, прерывисто воя, подходит к сосне и застывает под нею «без думы, без стона, без слез». И тут к ней подбирается Мороз-воевода, обходящий свои владенья. Он машет над Дарьей ледяной булавой, манит её в своё царство, обещает приголубить и согреть...

Дарья покрывается сверкающим инеем, а снится ей недавнее жаркое лето. Ей видится, что она копает картофель на полосах у реки. С нею дети, любимый муж, под сердцем у неё бьётся ребёнок, который должен появиться на свет к весне. Заслонившись от солнца, Дарья смотрит, как все дальше уезжает воз, в котором сидят Прокл, Маша, Гриша...

Во сне она слышит звуки чудесной песни, и последние следы муки сходят с её лица. Песня утоляет её сердце, «в ней дольнего счастья предел». Забвенье в глубоком и сладком покое приходит к вдове со смертью, её душа умирает для скорби и страсти.

Белка роняет на неё ком снега, а Дарья стынет «в своём заколдованном сне...».