САМОУКОРЕНИЕ

На вопрос: как спастись? - ответ… - и елико имаши силы уничижай себе нощь и день; понудися увидети себе под всяким человеком: сей есть истинный путь; кроме бо сего ин несть хотящему спастися, о укрепляющем его Христе (II, 396).

Укоряй себя - и почувствуешь облегчение в брани

Нимало не удивительно, что ты не умеешь думать о себе смиренно; когда уже всякая наука и художество требуют многого обучения, кольми паче сие художество художеств требует большего внимания и обучения от случаев, а не одною мыслию (Ш, 96, 205).

Ты заметила своего понятия ошибку в считании себя хуже всех; а ежели думала, что имела такое устроение, или теперь думаешь, то все еще водишься самомнением. Этой науке только многим трудом и навыком должно или можно научиться. Не тогда мы почитаемся смиренными, когда только сами себя уничижаем, но когда, быв уничижены от других, без смущения приемлем, яко достойные того. Так же душевное наше бесплодие невольно должно нас низводить в глубину смирения, и страсти, мучащие нас, такое ж производят действие (III, 100, 212).

Из писем ваших вижу ваше немощное устроение, еще не можете вкушати твердой пищи и горького пития укоризн и досад; но ведь еще время делания и посева, а не жатвы и обирания плодов бесстрастия. Когда смиренными помыслами себя укоряли и убеждали, тогда чувствовали и облегчение брани; но, вознадеясь тонко о сем успокоении, паки, при виде оскорбившего лица, восставала брань. Потреба велия смирения и да не надеющеся будем на ся, но на Бога (IV, 41, 86 ).

Самоукорение - путь к познанию себя

…Ты видишь, отчего вы стали мирнее: ты пришла в самопознание, увидела свою вину, стала укорять себя; полагаю, что и она прибегла к тому же средству. Это самое и сокрушило силу врага, старающуюся возмутить душевное ваше устроение. Если ты будешь продолжать сознавать свои немощи, укорять себя и смиряться, то, хотя бы она и не имела сего, довольно и с твоей стороны духовного, смиренного мудрования, - чтобы сокрушить коварства вражии. Если она имеет в характере своем скорость и суетливость, но ведь намерение ее клонится к доброй стороне; и когда придет тебе помысл от врага судить ее действия, - укори себя в чувстве души, и вражеский прилог отойдет (III, 54, 136- 137).

Без предварившей со стороны твоей вины, холодность М. Н. тебе не повредит; однако все надобно при подвижении сердца укорять себя; Бог посылает случаи к обличению твоего устроения, чтобы ты познала и постаралась о исцелении своей немощи. В купножитии вашем… очень могут случаться столкновения, и из них надобно извлекать для себя пользу; опыт научит (IV, 236, 525-526).

…Ежели случится принять от кого укоризну или пренебрежение, научать сердце свое глаголать, что «мы хуже их, - не краем языка, но сердечным залогом»… (IV, 18, 37).

Вы обе себя обвиняете; но, видно, еще не истинно, когда мир не водворялся (IV, 49,109).

…Вы укоряете себя, но, видно, только пером и устами, а не сердцем; прибегните к сему последнему средству, то и отженется вражия кознь (IV, 21, 43).

…Часто вижу в ваших письмах, каждая говорит: «я считаю себя хуже сестры», а на деле выходит другое; и посему, видно, не водружен сей помысл во внутреннем залоге души, о чем весьма бы не худо было постараться и потрудиться и при случаях воспользоваться приобретением сего сокровища (IV, 57, 136 ).

Старайся стяжать во всем самоукорение и смирение, то и внимание будешь иметь, и стражу за своими сердечными движениями (III, 25, 82).

Смущения ваши встречаются между вами и проходят; что делать? Лишь бы не западали в сердца со злопомнением, - а это тогда, когда не будем себя укорять, а носить оправдание и другую зазирать (IV, 138,353).

…Ты можешь, и укорив себя, похвалиться сим в уме, то это уже не есть самоукорение, а покрыто самохвалением и пользы не принесет. Святой Лествичник пишет: «Если мы считаем в чувстве сердца нашего, что всякой ближний лучше нас, то не далече от нас милость Божия» (III, 170, 300).

«Уготовихся и не смутихся»

…Скорбей никто из нас не может избежать, рано или поздно каждому надобно выпить свою горькую чашу: многими скорбми подобает нам внити в Царствие Божие (Деян. 14, 22). Но благо тому, кто приготовит себя заранее всегдашним самоукорением и возможет сказать в час скорби: уготовихся и не смутихся (Пс. 118, 60). Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? (Пс. 26, 1) (V, 549, 733).

«Куда бы ни пошел укоряющий себя, как сказал авва Пимен, какой бы ни приключился ему вред, или бесчестие, или иная какая?либо скорбь, он уже предварительно считает себя достойным всего неприятного, и никогда не смущается. Есть ли что беспечальнее такого состояния?»<Поучения аввы Дорофея>(III, 170,300 ).

Не имеющий самоукорения никогда не перестанет оскорбляться и оскорблять других

Прочитай поприлежнее св. аввы Дорофея, о еже укорити себе, а не ближнего: «Поистине, если человек совершит и тьмы добродетелей, но не будет держаться сего пути (самоукорения), то он никогда не престанет оскорбляться и оскорблять других, теряя чрез то все труды свои; напротив, какую радость, какое спокойствие имеет тот, кто укоряет самого себя?» (III, 110,299-300).

Самоукорением побеждайте укоризны и досады

…Укоризны и досады непременно будут, для искуса и познания себя; да ты и была, кажется, на сие согласна, а теперь противное пишешь. Чем же святые обрели спасение, как не сим путем? «О еже себя укорити, а не ближнего»; читай св. Дорофея. Сию материю я для того поместил здесь, чтобы показать тебе средство к самоукорению, когда не понесешь досады; и взгляни на себя, как ты далека еще от исполнения заповеди Божией: любите враги ваша (Мф. 5, 44) (III, 96,205 ).

Самолюбие твое оскорбляется, ты видишь неправду в людях, тебя не любят и прочее, а для тебя все это суть пластыри, прилагаемые к твоим язвам. Гордостное твое устроение сим врачуется: когда ты, видя, что не несешь сего, должна познавать свою немощь и смирять себя, укорять себя, а не оскорбляющих тебя; их же считай своими благодетелями, ибо ты ради их познала свое устроение (III, 51,133).

Без самоукорения нет мира с ближними

Вы обе знаете ваши вины, а не хотите изъясниться, не оттого ли, что не хочется сознать своей вины и укорить себя? А если останется оправдание в сердце, то и опять при первом возмущении возобновится память бывших тревог и даст силу врагу умножать между вами смущение. А когда бы враждебный залог совершенно истребился самоукорением и смирением, и любовию, то враг бывшим между вами смущением и не потревожит вас… Впредь умоляю, Господа ради, очищать сердце свое от страстей, как святые отцы научают нас. Молись Господу: «даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего»; когда видишь и ощущаешь свои грехи, то ближних недостатки ничто–же пред нами; а хотя бы и обидимы чем были, то, по грехам нашим, больше стоим (III, 181, 318-319).

С сестрами О-ми довольно было труда, и все оттого, что обе правы и ни одной нет виноватой; всякая видит сучок в глазу другой, а в своем и не видит, что завален целым бревном, и не хотят себя укорить (V, 219, 337).

Теперешнее же положение ваше очень затруднительно: лишение мира не только тайно, но и явно произошло, смущение, немирство и вражда. Кто виноват? Все правы и не сознают себя виновными, а только обиженными, и это с обеих сторон, а когда бы каждая сторона обвиняла себя, а не другую, то верно бы устроился мир (V, 242, 362).

…У вас бывают нередко душевные неустроения; все это от несамоукорения с обеих сторон (V, 392, 529).

Слышать о неприятностях между близкими родными очень прискорбно, и паче когда твои советы к удовлетворению их не действуют. Да и можно ли сему быть, когда и в нашем устроении, без самоукорения, сколько ни советуй, не получают умиротворения ссорящиеся, а они и понятия не имеют о сем, что надобно себя укорять, - видят же только в ближнем вину (II, 96,147).

Надо обвинять себя и тогда, когда не виноват

Пишешь ты… о немирстве к тебе О-ны и о желании, с твоей стороны, умиротвориться; но все средства находишь к тому ненадежными; а ища в себе вины, не обретаешь. Я думаю, не послужит ли средство к умиротворению таковое, какое употребил св. Зосима. Ничем не быв виновен пред диаконом, и когда себя оправдывал, то не мог умиротворить; а когда истинно обвинил себя и в том, чего не делал, но приписал забвению, увидел его самого припадающа к ногам его. Ты же не можешь иметь себя совершенно правою; а не видишь своей вины потому, что видишь их вины. Ежели не в настоящее, то в прошедшее время, сколько ты была виновна своим языком (в дерзости которого нельзя не сознаться), а ежели бы ты имела свободный доступ, то и теперь не могла бы удержать себя от укорения ближних с дерзостию (VI, 47, 76).

Старайтесь видеть всех ангелами

Кто бы какой ни был, но все считайте, что он лучше вас, и так приобыкнете помалу, будете всех видеть Ангелами, а себя - спокойными; но пока еще самолюбивая часть ваша не укрощена, то много требуется огня, дабы пожечь оную (IV, 24, 46).

«Око благо не узрит лукава»

Искавши спасения, по учениям отеческим, должно каждому из нас очищать свое сердце от страстей и действия оных, а не смотреть на других, что кто не так делает. Сказано: око благо не узрит лукава (Авв. 1, 13). И св. Исаак Сирин в 21 Слове на вопрос: «како уведети, яко достиже кто в чистоту сердца?» - отвечает: «аще видит вся человеки добры» и прочее. И даже хотя бы нам наносимы были от них и оскорбления, и досады, и поругания, все бы должно принимать, яко посланное нам от Бога, к искусу нашему и исправлению, и считать их (людей) орудием Божиим, а в непонесении не их осуждать, а себя укорять. Всему этому учат нас отеческие писания, коим не можем научиться от одного прочитания, когда не будем понуждать себя на делание терпения и смирения и достигать любви (III, 22, 76-77).

Скорби от людей принимайте с самоукорением

…Принимайте с покорностию волю Божию, и с благодарением и благодушием, вменяя себя достойною быть таковых и больших скорбей, и не обвиняйте других, наносящих вам оные, ибо они суть орудия Божии, действующие в деле вашего исправления и спасения… Когда будете в сих случаях себя обвинять, то получите облегчение в скорбях ваших, потому что Бог призирает на смирение и посылает помощь, а ежели поставляете виною других, то еще более тягостны будут для вас скорби. Имея разум, следуйте лучшему (I, 71,163-164).

Чего мы не можем сами от себя отвратить, то, видно, и надобно сему быть, к испытанию нашего терпения и к смирению; когда будем себя укорять и смиряться, то удобно и переносить; а если будем укорять людей и винить их, ставя причиною наших скорбей, то они тяжелее становятся и неудобоносимы бывают (V, 325,451 ).

Когда имеем гордое устроение, о себе мнение и зазрение других, попускается нам впадать в страсти бесчестные; а за них, в наказание, и от людей наказание страждем. В чем не должно на них скорбеть и виною их ставить, но себя считать того достойною, а их считать орудием Божиим, наказующим тебя. Когда будешь так себя винить, то умалишь свои страсти, и скорби твои умалятся чрез смирение, Богу на тебя призревшу; а ежели будешь роптать и винить других, то больше умножится и то, и другое. Надобно гордости противопоставить смирение. Советую тебе смириться и внимать своему спасению, то получишь и от страстей, и от скорбей успокоение… (III, 24, 80-81).

Где благое произволение, там будет и старание, и помощь Божия, а что будут тебе в этом смеяться и поносить, это будет знаком, что ты желаешь идти истинным путем; надобно все то потерпеть с самоукорением и смирением, что не сего только, но и большего достоин, не виня (укоряющих), но видя в них оружие Промысла Божия, наказующего нас за содеянные нами грехи; хотя в них и приносим покаяние, но всегда должно памятовать в сокрушение сердца и в стяжание смирения, не отчаиваясь, но надеясь на милосердие Божие, прощающего грехи кающимся (II, 63, 89).

…Ты пишешь о действиях против тебя сестер, желающих тебя очернить, пусть будет правда: они делают неправду, а между тем неправда их соделывает в нас Божию правду, - понимаешь ли это? И Давид не велел убивать Семея, хулившего его, а сказал: оставьте Семен кляти Давида; Бог велел ему кляти Давида; и ты так поступай, говоря себе: Бог велел им оскорблять меня, чтобы грехи мои простить. Ты говоришь, что находишься в безотрадном состоянии духа, но если будешь так делать, как учат святые отцы, то получишь и утешение, и старайся видеть себя хуже всех; эта азбука для нас очень нужна и полезна (VI, 106, 171-172).

За недоверие же тебе не вини других, но себя, говоря: «видно, я того достойна, и Бог им не возвещает мне верить», - от этого можешь приобретать смирение; а оправдание показывает, что питаешься помыслами гордости… (III, 6, 41-42).

Самоукорение - врачевство против гнева и раздражения

Ты пишешь: «дерзость и яростная часть в сильном градусе действует; за сущую малость вся внутренность загорится». Что же тут делать? Надобно непрестанно себя укорять и нисходить во глубину смирения; видишь, что это суть плоды гордости. Святой Симеон Богослов в 31 Слове: «безчествуемый или досаждаемый и зело болезнуяй о сем, познаваем есть от сего, яко древняго змия обносит в недрах», т. е. гордость. У св. Дорофея много найдешь полезного для исправления твоего устроения, только понуждайся, при помощи Божией, следовать оным, как?то: о смирении, самоукорении, терпении и прочее; все они показуют нам наше устроение и средства к исцелению. Ты как приняла единожды в сердце против сестры укоризненный помысл, то уже всякое ее движение для тебя кажется острым, и сие от несамоукорения и неверия (V, 397, 534-535).

Описывая свои немощи, между прочим изъясняешь о своем свирепозлобном сердце, - что если кто тебя тронет, то внутри закипит, и имеешь от того человека отвращение. Это не от природы, но от навыка; а ты, знавши это, что богопротивно, укоряй себя за подвижение, познай, что это твоя немощь; строгающий тебя - врач, посланный от Бога; и таким рассуждением, деланием и многим временем получишь ослабу страсти, и смягчится твое сердце. Гордость есть виною сего; ищи врачевство во смирении. Прочти св. Зосимы и Дорофея о сей материи и в самое время волнения скажи матери Н., пожалься на себя, а не на других; когда хочешь исцелиться, - это тебе средство, и приими совет от нее; а когда не хочешь исцеления, то следуй страсти (V, 340,468).

Кто истинно поставит себя виноватым, тот и получит оправдание

Судить много не стану, предоставляю самим вам суд над собою; скинув самолюбия гнусное покрывало и взирая на смирение и любовь, увидите, кто прав, кто виноват. А мне кажется, кто истинно поставит себя виноватым, тот и получит оправдание (IV, 106,266).

Считайте себя худшими и последнейшими всех

…Постарайтесь на поприще подвига вашего идти благоразумно, между собою мир имейте и считайте себя худшими и последнейшими всех; сие делание токмо может привлечь на вас помощь Божию, и сокрушатся козни вражии; а когда победитесь самолюбием, гордостию и прочими от них произрастающими отраслями, то опасайтесь паки, да не сокрушат вас паки страсти зависти и мнения, подзирания и самомнения, а изгнанну бывшу миру и любви многоболезнен и многовоздыханен будет живот ваш (IV, 33, 64-65).

…О! когда бы нам усвоить себе сей помысл, что мы хуже всех, то и дела наши пошли бы лучше, потому что, что бы мы ни сделали хорошего, оно было бы смирением украшено и покровенно; а мы все считали бы себя неключимыми рабами, по заповеди (Лк. 17, 10), и, по слову св. Иоанна Лествичника (Степень 25, глава 5), даже богатство дарований, получаемое нами от Бога, недостойны суще, считали бы для себя умножением мучений. Вот какова высота смирения! и какое же оно подает успокоение долу поверженному нашему мудрованию? Сам Господь этому повелевает нам научиться от Него, чтобы обрести покой душам нашим (Мф. 11, 29) (IV, 85, 219).

Самоукорением приобретается успокоение и мир душевный

…Когда будешь укорять себя, а не случаи (которые Промыслом Божиим устроиваются), то скорей успокоишься, ибо тут приобрящешь смирение; а ежели опять будешь извинять себя слабостию чувств, то сим Божия правосудия и Промысла не увидишь здесь, и тяжелее может быть (IV, 35, 72).

Зазрение себя и самоукорение во всем приносит смирение, а оное сохранит мир (V, 548, 732).

…Главный из всех - корень гордости, - ты и сама сознаешься в оном; поставь же противоположное оному смирение, не в слове токмо, но и в деле, подвизаясь в самоукорении, - когда почувствуешь движение сердца при обличении или при укорении от кого, и вообще во всем; от сего страсти ослабевают и со временем совсем пропадают, а делатель получает плод - мир душевный и успокоение. Даже и в самой?то скуке, на которую ты жалуешься, надобно прибегнуть к самоукорению и смирению, что «я недостойна спокойствия за мое нерадение и гордость», то и в сем будешь иметь успокоение; а пренемогание в оной еще больше умножает ее. Читай книги внимательно, и познаешь из оных, что мы сами виновны в наших бедствиях; найдешь исцеление для себя в смирении, и как оное стяжать. Понудь считать себя хуже всех (IV, 226,505 ).

Надобно делать хорошее, но не видеть сего

Говоришь, что иначе живешь в монастыре и ничего хорошего из своей жизни не видишь. А если бы ты видела хорошую свою жизнь, то возгордилась бы и еще больше прогневала Бога. Надобно делать хорошее, но не видеть сего и не думать, а считать себя последнейшею всех. Вот это будет Богу благоугоднее (III, 58,147).

…Себя вменяй мысленно худшу всех их быти. В этом состоит истинный путь спасительный; а когда, делая добрые дела, мнеть о себе нечто и уже полагать в том снискание спасения, то это весьма опасно и губительно… (III, 81,189).

Видя свое худое устроение, укоряй себя и смиряйся, считая себя хуже всех. Это еще не беда, но когда ты увидишь себя в мнимо добром устроении, тогда беда, близ прелести (III, 109, 228).

Есть и пространно живущие, но мира и спокойствия не обретающие. Это не наше дело разбирать; пусть всякий сам себя смотрит; и мы также о сем попечемся и смотрим в себе: нет ли ветхого человека? есть ли любовь и смирение? любим ли врагов, яко друзей? укоризну, якоже похвалу? скудость, якоже изобилие? Когда сего нет, то и паче должно смиряться и считать себя хуже всех (V, 55, 100 ).

Рассматривание ваше самого себя, скудость и бесплодие дел не должно приводить в смущение и отчаяние; но чрез прежние и настоящие поползновения надобно познавать свою немощь и нищету, считать себя последнейшим всех и нисходить во глубину смирения (II, 171,272).

…Не видя в себе в настоящее время грубых поползновений, укоряйте себя за прошедшее - чем бы только смирить себя (IV, 52,120).

Зависть и ревность изгоняются самоукорением и смирением

…В тебя запала зависть и ревность, изгоняющие любовь: надобно изгнать первые и приобрести последнюю, всегдашним самоукорением и смирением, а иначе какая же польза от мнимого твоего откровения и повиновения? Попробуй пожить независимою и не ища ничего от матери N., и ежели успокоишься, то добре; а когда нет, то лучше держаться правила, положенного от отец, познавая свою немощь и укоряя себя, а не других; то и получишь успокоение… (III, 17, 66).

Самоукорение избавляет от желания видеть себя лучшим

Вы желаете провести святой пост лучше, нежели как проведена вся ваша жизнь. Желание благое, но кто ж будет поверять настоящее с прошедшим? Ежели вы предоставите это себе, то смело можете ошибиться; ежели увидите себя лучшим, то это не есть лучшее, а будет фарисейское высокоумие. Когда посмотрим на жизнь благоугодивших Богу людей, то видим, что они чем более приближались к Богу, тем более видели свою худость (I, 15, 48).

Уничтожение своих действий в мысли нашей и сознание пред Богом немощей наших, а также и труд и понуждение себя к молитве приемлет Он лучше, нежели благие дела наши, оскверненные высокоумием и мнением, и ту молитву, о которой мы думаем, что от души приносим. Когда приидем во смирение, то все наши действия освятятся оным. Святые отцы чем святее были, тем больше видели свою худость и смирялись, а дарования Божии еще более на них ниспосылались, а ежели которые из них умом о себе возвышались, то лишались и дарований, пока паки приходили во смирение (I, 14, 46).

Постоянное самоукорение и смирение и при великих дарованиях сохраняет от прелести

…Святые отцы, при всех своих великих исправлениях, считали себя ничтоже благо сотворшими, но вменяли себя прах и пепел; посему самое смирение и сохранило их от прелести самомнения; а которые обольщались мнением о своих деланиях, те окаянно отпали и поползнулись или в страсти, или в смущения и неустроения, лишившись мира душевного. В житиях святых отцов упоминается об одном иноке, который удостоился такой благодати, что получал от Ангела пищу; но когда подумал, что он уже спасен и утвердился в этой мысли, то лишился всего этого, впал в скверные помыслы и после должен был идти смиреннейшим путем. Также и преподобный Исаакий, затворник Печерский, проведя семь лет в затворе, в посте и молитве, обольщен был бесом, явившимся ему в виде Ангела и Христа, и известно, что пострадал и каким путем после обрел спасение (III, 12, 56-57).

Ты столько времени была мучима страстьми, но когда сознала свою вину, сказала: виновата, то и буря страстей поутихла. Это врачевство всегда тебе нужно и прилично (VI, 172,281 ).

Богу приятнее грешник с покаянием, нежели праведник с гордостию

Нам сроднее и приличнее иметь сердце сокрушенно и смиренно, которого Бог не уничижит, и следовать мытареву покаянию; он не смел воззреть на небо, и подобно блудному сыну, иду и реку ко Отцу: Отче, согреших на небо и пред Тобою, и уже несмь достоин нарещися сын Твой; приими мя, яко единого от наемник Твоих, - и они явились оправданными, паче несогрешивших; да, для Бога приятнее грешник с покаянием и смирением, нежели праведник с гордостию(У1, 103,165 ).

От послушания, где встречаются неприятности, отказываться нельзя, но переносить оные с самоукорением

От послушания отказываться тебе не советую; а случающиеся при оном неприятности с самоукорением и смирением переносить; те, которые мнятся тебе быть враждебными, суть твои благодетели; они, смотрением Божиим, показуют тебе твое внутреннее устроение, чтобы ты исцелилась от страстей твоих, и старайся не иметь к ним залогственного немирства, но когда оное явится в тебе, тотчас самоукорением и покаянием исторгай оное и молись за них; а если оставишь все и думая уединением исцелиться, то ошибешься: оно только умножит в тебе самомнение; старайся удерживать себя в сообществе от празднословия и суесловия, но в случае поползновения скорей зазирай себя, приноси покаяние и смиряйся (VI, 103, 166).

Что приносят самоукорение и самооправдание

Что нам делать? Живем мы во всяком довольстве и спокойствии телесном; далеко удалились от прискорбного и тесного пути, холимого отцами и матерями нашими, угодившими Богу; и при всем этом даем свободу своим страстям, а паче гордости, самолюбию, ярости, не хотим понести ничего друг от друга; смирение и любовь куда?то удалились от нас. Св. авва Дорофей говорит, что «мы оттого не можем понести друг друга, что не укоряем себя», прочтите зады эти, они нам очень нужны; полезно почаще повторять это поучение о самоукорении, оно нужно к нашему спокойствию. Каждый из нас находит причину к самооправданию, и что же оно приносит? Смущение, досады, злопомнение и лишается покоя; а, напротив, самоукорение приносит смирение и спокойствие. Много о сем учат святые отцы, а паче св. Иоанн Лествичник, св. Варсонуфий и Исаак Сирин; мы их читаем, а плохо на деле понимаем (IV, 175, 433-434).

Не укоряющие себя много теряют в исправлении своей нравственности

В письме твоем видится все укоризна других, а своя правость, и даже прошедшее воспоминаешь с самооправданием, а других обвинением; а я, как прежде вам писал много, и теперь пишу то же: что вы много потеряли в отношении к исправлению своей нравственности, живя с покойной матушкой, находя виною другую, а себя оправдывая. Я будто за нее стою? Совсем нет, - а вас защищаю, изымая из рук врага, старающегося питать в сердцах ваших злопомнения. Куда ж мы денем отеческие слова, что «хотящий спастися должен во всем себя укорять и считать себя под всею тварию и хуже всех»? (V, 377, 508).

Хорошо, что вы познали из поучения св. аввы Дорофея, почему не имеете успеха в духовном преуспеянии, т. е. не имеете самоукорения… (I, 108, 229).

Если бы мы шли истинным путем, видели бы грехи свои, яко песок морской

А мы, грешные, еще странствуем в плачевной сей юдоли, боримы страстями, как будто лютыми зверями, и не тщимся к побеждению их, но более сами побеждаемся. От помрачения же страстей почти и не видим сего, но мним, что другие причиною нашего бедствия и смущения; а о том не помышляем, что, когда бы шли истинным путем, видели бы грехи свои, яко песок морской, и все случаи относили бы к Промыслу Божию, попускающему нам на пользу и ко спасению; но мы сего уклоняемся, а по большей части «песие страждем»*, по слову аввы Дорофея (V, 273, 397).

*То есть поступаем подобно собаке, в которую когда кто?нибудь бросит камнем, то она оставляет бросившего и бежит грызть камень (Поучение 7–е. О самоукорении).

…Я вам многократно советовал каждой считать себя последнею, а избегать первенства. Враг сему противится, а ты не унывай, чадо, аще и тысящу язв на всяк день приимеши, не отступай от твоего подвига самоукорения, смирения и «прости»! (III, 259, 451).

…Как сказал авва Пимен… «все добродетели со стенанием в мир сей вошли, но без одной добродетели они не состоятся; какая же это добродетель? - чтобы всегда себя укорять» (III, 170, 300).

Из книги Советы супругам и родителям автора

Самоукорение Ради самоукорения не должно приискивать случаев, в которых невиновны, тем более, когда это не успокаивает нас, а лишь в большее приводит смущение.Причина явная и готовая к самоукорению - грехи наши и гордость, если тотчас не открываются другие причины;

Из книги Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться автора Феофан Затворник

31. Как поддерживать начавшееся стремление к доброй жизни. Духовное чтение и размышление. Записывание добрых мыслей. Как избегать блуждания мыслей при чтении и молитве. Непрестанное памятование о Боге и смерти. Самоукорение Вот и слава Богу! Пишете, что имеете сильное

Из книги Евергетин или Свод богоглаголивых речений и учений Богоносных и Святых Отцов автора Евергетин Павел

ГЛАВА 46. О том, какое сокровище - самоукорение 1. Из патерикаБлаженный старец Зосима рассказывал:- Как - то недолгое время я прожил в Лавре аввы Герасима, и был у меня там друг. Однажды мы сидели и беседовали о пользе души. Вспомнили о тех словах, которые сказал авва Пимен:

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

Смирение и самоукорение преп. Феодора Студита Дорогие мои чада и возлюбленные мои братия. Хотя я постоянно бываю немощен и словом, и делом, но пока, по снисхождению Божию, я еще жив и пока еще нахожусь в вашей среде, я не возбраню устам моим, не буду медлить и лениться в том,

Из книги Поучения преподобного Амвросия Оптинского супругам и родителям автора Амвросий Оптинский Преподобный

Смирение и самоукорение преп. Феодора Отцы мои, братия и чада. Вследствие того, что мне вверено попечение о ваших драгоценных душах, я беспокоюсь, страшусь и не нахожу в себе достаточно способностей ни для поучений, ни для дела; не чувствую в себе ни опытности, ни знания, ни

Из книги автора

Смирение и самоукорение преп. Феодора Братия мои, отцы и чада. Слухом [внимательно] слушайте и разумением [точно] разумевайте (см. Прем. 6:1; Мф. 15:10), о чем я буду вам говорить сегодня; потому что не по лицеприятию, не из притворного смирения, Бог свидетель, но сознавая свое

Из книги автора

Смирение и самоукорение преп. Феодора Так что же мне делать после всего этого? Отказаться от настоятельства? Никоим образом. Ну так, по крайней мере, совсем замолкнуть, (154) хотя я и без того плох и неискусен в речи? Нет, нет, но, с Божьей помощью, при содействии молитв вашего

Из книги автора

Самоукорение Ради самоукорения не должно приискивать случаев, в которых невиновны, тем более когда это не успокаивает нас, а лишь в большее приводит смущение.Причина явная и готовая к самоукорению – грехи наши и гордость, если тотчас не открываются другие причины; притом

(глава, не вошедшая в основной текст книги "Пастырская помощь душевнобольным")

Пастырю следует отличать очень схожие по внешнему виду поведение христианина укоряющего себя самого и невротика, так же берущего всю вину на себя. Вот что пишет о самоукорении Авва Дорофей: “Почему-то, если мы во всем, что с нами не случается, виновными самих себя, а не других, то это приносит нам много добра и доставляет великое спокойствие и преуспеяние” . А вот что пишет о схожем чувстве вины невротика К. Хорни: “У такого человека обычно имеется тенденция по малейшему поводу чувствовать себя виноватым. Если кто-то хочет увидеться с ним, его первая реакция - ожидание услышать упрек за что-либо им не сделанное ранее. Если друзья не заходят или не пишут какое-то время, он задается вопросом, не обидел ли он их чем-то? Он берет на себя вину, даже если не виноват. Виновников своих обид он оправдывает, обвиняя во всем случившемся только себя. Он всегда признает авторитет и мнение других, не позволяя себе иметь собственное мнение или по крайней мере высказывать его” .

Не поддаваясь обману такого сходства мы должны вычленить те характеристики, на которые выявили бы в человеке его невротичность в отличии от здравого самоукорения христианина.

Невротик, что прежде всего хотелось бы отметить, не может радоваться, а постоянно ввергает себя в состояние уныния. Его самообвинения становятся фантастическими и сильно преувеличенными. “Покаяние ” его может быть слезным и напоминающим покаяние обычного человека, за исключением одного - в его “покаянии” не видно просвета. Он целиком сосредоточен на своем самокопании, он весь в себе и не единый луч света не проникает во мрак его души.

Преп. Ефрем Сирин пишет о сокрушении сердечном: “Ежедневно раздражаю Долготерпение Твое, Владыка. Пред очами у меня и горечь моя и милосердие Твое. Но благость долготерпения Твоего, препобеждает горечь мою”. “Сокрушим сердца свои и будем день и ночь плакать перед Господом”. Невротик же видит только горечь свою и не ощущает милосердия Божия. Вот именно предстояние перед Господом отсутствует и замещено внутрь себя стоянием. Потому и покаяние ему не приносит ни облегчения, ни радости прощения. Кажется, что он не верит прощению и милосердию, но он искренне верит в то, что через исповедь отпускаются грехи, т.е. он вполне верит в Таинства Православной Церкви. Но даже после исповеди у него сохраняется тревожность, которая не дает чувства свободы и успокоения.

Почему так происходит? Единственным выводом может служить то, что его покаяние могло быть неискренним. Именно неискренность по Хорни, лежит в основе невротического чувства вины. Такого человека всегда преследует страх разоблачения или неодобрения со стороны окружающих. В этом мы видим, что критерий жизненных ценностей он смещает от Бога к людям. Это есть действие тщеславия в человеке. “Тщеславие - по утверждению Максима Исповедника - есть отступление от цели по Богу и перехождение к другой цели, противоположной Божественной ”.

Для невротика характерно несоответствие между его чувством вины и отсутствием смирения. “Одновременно с заявлениями о том, что он недостойный человек, невротик будет предъявлять огромные претензии на внимание и восхищение и обнаружит весьма явное нежелание соглашаться даже с малейшей критикой”. “Его чувствительность к причине может прикрываться мыслью, что переносима лишь дружеская критика или носящая конструктивный характер. Но эта мысль является только и противоречит фактам. Даже дружеский совет может вызвать гневную реакцию, ибо совет любого рода предполагает критику в связи с некоторым несовершенством” . Невротик ищет себе наказание, так как оно в некоторой степени избавляет от чувства вины и маскирует его под смиренно кающегося человека. Подлинное же раскаяние - болезненное чувство и невротик его избегает. Он воздерживается от раскаяния из-за страха неодобрения, но очень охотно выражает свое чувство вины.

Он уверяет себя и других в том, что не заслуживает доброго отношения к себе и явно преувеличивает это до чистой фантазии. Тем самым он подает повод другим увидеть несоответствие реальности и этой фантазии, показывая что реальность, в действительности, противоположна тому, что он говорит. Он бежит осуждения со стороны других и это выражает в различных формах. Он боится вызвать у людей раздражение, т.к. тем самым он упадет в их глазах, он всегда подозрителен и настороже к тому, что про него могут что-то узнать; он не дозволяет другим входить в его мир, т.к. это кажется для него очень опасным. Его невротичность может прикрываться правилом монашеского поведения - ни с кем не сближаться и не привязываться, а быть наедине только с Богом. Если духовник будет ему говорить нечто, что выходит за рамки предъявленного ему списку грехов, то он встретит явное сопротивление. Он находится в постоянном конфликте между тем, чтобы раскаяться и одновременно не упасть в глазах других.

В следствие грехопадения, всякий человек подвластен грехам и страстным влечениям. Невротик пытается скрыть свое покаяние за стандартным перечнем грехов, который в силу своей обыденности не вызывает, по его мнению, неодобрения ни со стороны духовника, ни со стороны окружающих. Но это болезненное чувство вины по отношению к этим обычным грехам, должно показать другим его особую чувствительность к прегрешениям, должно показать присутствие особой благодати, которая отсутствует у других. Он пытается скрыть свою слабость и беспомощность, нежелание предпринимать усилие для достижения какого либо совершенства. Он смертельно напуган перспективой изменения и прячется от нее. Ему проще “заниматься раскаянием ”, чем изменять себя.

Невротик пытается никого не обвинять, что внешне очень похоже на христианское неосуждение. Если неосуждение предполагает борьбу со страстным влечением осуждать с помощью самоукорения, то невротик просто подавляет свои гневные чувства и позывы обвинения других с той мотивацией, что боится потерять “привязанность ” их к себе. Но то что подавляется, может выхлестнуться при отчаянии, когда удержать привязанность к другим уже нельзя. Но он имеет надежду, что они узнают глубину его отчаяния и простят его. Он может начать осуждать при разоблачении его, так как опасность расстроить других - меньшее зло, чем неодобрение. Причем его обвинения не реальные, а фантастичные, такие, чтобы не оттолкнуть их от себя.

Он может так же обвинять других лиц, ослабляя клапаны для наполнившейся в нем концентрации тревожности. Невротик может изображать из себя страдающего человека, которого никто не понимает. Его страдание тогда служит живым укором окружающим, и не позволяет тем отталкивать его от себя. Его чувство вины, самобичевание, страдание, “раскаяние ”, являются лишь защитой от того, чтобы не признавать за собой обычную греховную сущность. Он боится подлинно усмотреть за собой грех, так как это вело бы его к изменениям и осознанию необходимости прикладывать огромные усилия для его искоренения. Ему не хватает мужества увидеть и принять свои грехи как таковые.

О мужестве как необходимом качестве христианина писали такие святые отцы как Евагрий, Диадох, Василий Великий. Стремление невротика избежать ответственности за свои грехи посредством чувства вины основано на себялюбии, которое по Диадоху “сопровождается памятованием о своем собственном достоинстве ”.

Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: “Истинный инок радуется тогда, когда он начинает усматривать грех свой, когда он по мнению своему о себе, соделается ниже и грешнее всех ближних своих, когда начнет потрясать его страх суда Божия, и страх вечных мук, когда явится в нем чувство преступника и осужденника, когда при молитвах его начнут изливаться потоки слез и исторгаться из груди воздыхания и стенания, когда ум его очищенный слезами будет предстоять пред Богом лицом к лицу ”.

Итак, опираясь на вышесказанное мы увидели, что невротическое отношение ко греху лишено подлинного чувства и противоположно по сути своей отношению ко греху в православной аскетике. Встретив на путях душепопечения человека с невротическими чертами характера пастырь должен постараться перестроить невротическое отношение к проблемам своей духовной жизни на святоотеческое.

ЧТО ДАЕТ САМОУКОРЕНИЕ? Самоукорение – аскетическое делание, внутреннее обвинение самого себя в греховности. «Самоукорение есть христианское делание, есть умное делание, противопоставленное и противодействующее болезненному свойству своему падшего естества, по которому все люди стараются выказать себя праведниками. Самоукорение есть насилие падшему естеству. Обвинение самих себя, а не кого другого, в случающихся с нами скорбях доставляет нам великое благо, доставляет глубокое спокойствие и значительное преуспеяние. Тем более мы должны так поступать, что ничего не совершается с нами без Промысла Божия… При всяком приключении, встречающемся с нами, мы должны взирать горе. Сделают ли нам добро, пострадаем ли зло, мы должны устремлять душевных очи горе и благодарить Бога за все, случающееся с нами, держась постоянно самоукорения. По наставлению отцов, мы должны говорить, если случится с нами что доброе: «Это случилось по смотрению Божию». Если же случится что злое, должны говорить: «Это случилось за грехи наши». Поистине, все скорби, которые мы претерпеваем, претерпеваем за грехи наши». «Смириться - значит осознать свое падение, свою греховность, по причине которых человек сделался существом отверженным, лишенным всякого достоинства. Требование от себя неизменяемости и непогрешимости - требование несбыточное в этом преходящем веке! Неизменяемость и непогрешимость свойственны человеку в Будущем Веке, а здесь мы должны великодушно переносить немощи ближних и свои немощи. Изменяемость (наша) научает нас самопознанию, смирению, научает прибегать непрестанно к помощи Божией». святитель Игнатий Брянчанинов Вот, что писал о самоукорении в письмах преподобный Амвросий Оптинский - «…Приходится… самим делом научаться самоукорению, которое в монашеской жизни нужнее всего. Учись, учись самоукорению; тогда без труда успокоишься. Необходимо скорее обретать успокоение через самоукорение, без которого с трудом проводит жизнь всякий ищущий спасения. Сознание, что за грехи наши достойны мы больших оскорблений, будет облегчать тучу душевную и послужит противодействием в вражьих подстреканиях, без толку смущающих того, у кого недостает самоукорения. Вражий гул продолжает тебе досаждать, и враги всячески ухитряются уязвить душу твою стрелами гордости и возношения. И ты, разумея хитрость вражию, и вместе пагубу и вред сих страстей, т. е. гордости и возношения, старайся смиряться пред Богом и людьми и с самоукорением исповедуй немощь свою Господу, да подаст тебе всесильную помощь Свою и избавление. Рек бо Сам Господь: «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5). И чрез Пророка глаголет: «аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий» (Пс. 126, 1). И святой Лествичник от лица страстей, т. е. гордости и возношения, говорит: «аще человек выну будет укорять себя искренно и чистосердечно пред лицем Божиим, то презрит нас, яко паутину. …Сердечно желаю тебе духовного восхождения приличными и законными степенями, от них же первая и самая главная есть познание глубокой нашей немощи душевной и телесной. Вторая законная степень есть самоукорение, т. е. во всяком неприятном и прискорбном случае обвинение себя, а не других. Третья степень – благодарное терпение встречающихся и постигающих нас скорбных искушений. От сих трех степеней изрождается четвертая – начало смирения, если первые три были растворяемы верою и молитвенным расположением и обращением ко Господу, по предписанным правилам Церкви Православной и наставлениям святых отцев, которые опытом прошли духовную жизнь и показали нам стези спасения. Впрочем, скажу проще – когда по ступеням, когда просто, по ровному или неровному пространству, а всегда надо стараться ходить во смирении, согласно заповедям Господним. Держись страха Божия, хранения совести и соблюдения заповедей Божиих; тогда тебе видно будет, как нужно будет поступать в маловажных случаях, соображаясь с местными обстоятельствами. В чем окажешься виновною пред Богом и пред людьми, в том приноси покаяние и смиряйся, не дерзай никого судить или осуждать, но во всяком неприятном случае стараясь возлагать вину на себя, а не на других, или за грехи свои, или что ты дала повод к скорби своею неосторожностью и неискусством. Считай всех лучше себя, а себя укоряй и всячески зазирай и не стыдись за свои немощи кланяться и просить прощения у ближнего, когда что имеешь на него. Почитай каждый день, как бы он был для тебя последний, и мыслями своими чаще поставляй себя на суде Божием. Тюри молитву непрестанно в сердце: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицею помилуй мя грешную». Помни Евангельское слово: «будите мудри яко змие, и цели яко голубие» (Ср.: Мф. 10, 16); т. е. береги веру и незлобие, вчиняя себя в число последних, и не берись за то, что выше нас». азбука веры

- Николай Николаевич, недавно в одной радиопередаче известный новосибирский психотерапевт, отвечая на вопрос слушателя о покаянии, назвал это состояние аутоагрессией. Как рассматривает христианская психология феномен покаяния, и связанные с ним чувства?

У святителя Николая Сербского есть слова, где он говорит, что покаяние является началом всех начал в духовной жизни. Ведь только через покаяние мы имеем возможность восстановить разорванную грехом связь с Богом и надеяться на Его милосердие. Поэтому, на мой взгляд, феномен покаяния больше имеет отношение к духовной жизни человека, нежели к душевной, чувственной. Правда, те чувства, которые переживает человек в покаянном расположении духа, конечно, имеют прямое отношение и к психологическому состоянию личности. Ведь «метанойя» в переводе с греческого означает «изменение ума», что значит полную перемену в человеке мыслей, чувств, внутреннего настроения.

Но нередко у людей далеких от Церкви существует искаженное представление о покаянии, как о форме самоистязания, самобичевания и самоуничижения. Как раз такой паттерн и принимается секулярным обществом как патологическое аутоагрессивное состояние. Говоря обычным языком «аутоагрессия» - это агрессивное поведение, направленное на причинение вреда самому себе, неосознанное стремление к саморазрушению или даже к смерти, что, конечно же, ничего общего с истинным покаянием не имеет.

Но ведь, у святых отцов мы встречаем, что покаяние связано со смирением, самоотречением и самоукорением себя. Так, где же та грань между смирением и самоедством и когда самоукорение при раскаянии превращается в патологию?

Так как потребность в покаянии возникает только у тех людей, которые испытывают обличения совести или печаль по ранее совершенному греху, то реакция на признание своей «провинности» во многом определяется внутренним отношением человека к Богу и верой в Его милосердие. Здесь можно привести известный пример, когда грешник по отношению к Богу может находиться в состоянии раба, наемника или любящего сына. Если человека побуждает к раскаянию только страх смерти, грядущих мук, причем с глубоким сомнением в милость Божию, то он принимает состояние раба и легко может превратиться в своем самоедстве в православного невротика. И тогда его смирение и самоукорение может принять патологические формы, ведущие к унынию, и действительно, иногда приводящие к аутоагрессии даже в форме суицида.

- Может ли вообще нелицемерное самообвинение считаться нормальным, здоровым состоянием человека?

Осознание своей личной греховности - отправная точка духовного роста. Самообвинение или самоукорение - обычное состояние души того, кто вникает в смысл духовной жизни и стремится в молитве отождествлять себя с окончательно падшим грешником. Но зачастую бывает, что мы чрезмерно подчеркиваем свою греховность. Во всем нужна мера. Погрязать в мыслях о грехах столь же опасно, как и погрязать в самих грехах.

- Когда же тогда можно говорить о здоровом самоукорении и самоотречении христианина?

Во-первых, в православной аскетике достижение такого самоотношения напрямую связано с добродетелью смиренномудрия. Состояния этого достигают подвижники настолько высокой духовной жизни, что мы можем рассуждать на эту тему, только опираясь, на Священное Писание и богатый святоотеческий опыт. Сам Спаситель преподал нам пример Своего кенозиса когда «уничижил Себя Самого» и умалил Себя до соответствия нашему «уничиженному телу», показав тем самым путь духовного совершенства. Мне кажется, что здоровое самоукорение и самоотречение возможно, в том случае если человеку удается достигнуть отношения к Богу, не как раба или наемника, а как любящего сына, боящего оскорбить Отца. Критерием такого отношения может стать сердечное смирение своей немощью, при котором «дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно…». А если человек стремится к экзистенциальной автономности от Бога, то это путь в другую сторону.

- Как рассматривает психология идею самоотвержения?

Мы знаем слова Спасителя: отвергнись себя и иди за Мной. Самоотвержение, о котором говорит Спаситель - это духовный подвиг, требующий определенной высоты духа и ощущения собственного достоинства, собственных сил. Если мы говорим об отвержении себя, то отвергнуть себя может только человек, который чувствует себя имеющим. Опять же - отвергнуть свои намерения, свои желания или свои чувства, но не себя как личность. И для того, чтобы это отвержение действительно было некоторой жертвой с точки зрения христианства, это должно быть отвержение чегото ценного, значимого. И на такое отвержение себя способен зрелый человек, достойный, с самоуважением, признающий ценность своей личности, своей жизни. Тогда его жертва будет действительно подвигом, христианским поступком.

В отвержении себя человек может ради жизни, здоровья другого, пожертвовать своим здоровьем, своим временем, какими-то своими ресурсами, что является безусловной ценностью. Но если человек не считает свои чувства или потребности чем-то важным, то в его отвержении себя нет никакого подвига, никакой жертвы. Есть такая поговорка: «на Тебе, Боже, что нам негоже».

По каким признакам можно определить, когда верующему необходима помощь не только духовника, но и психолога?

Критерий может быть таким: если ты начинаешь себя ненавидеть и при этом отдаляться от людей, замыкаться в себе, то пришла пора разбираться уже не с собой, а с ненавистью к себе, и с отчуждением от окружающих. Для психолога «смирение» такого человека предстает в виде его ангедонии, неспособности радоваться жизни; он постоянно ввергает себя в состояние уныния. Его самообвинения становятся фантастическими и сильно преувеличенными. Покаяние его может быть слезным и напоминающим покаяние обычного человека, за исключением одного - в его «покаянии» не видно просвета. Он целиком сосредоточен на своем самокопании, он весь в себе и ни единый луч света не проникает во мрак его души. Такой человек полностью поглощен своей горечью и не ощущает милосердия Божия. Предстояние пред Богом полностью отсутствует и замещено внутрь себя стоянием. Поэтому и покаяние ему не приносит ни облегчения, ни радости прощения. И даже после исповеди у такого человека сохраняется тревожность, которая не дает чувства свободы и успокоения. Нередко невротичность этого типа людей может прикрываться правилом монашеского благочестивого поведения - ни с кем не сближаться и не привязываться, а быть только наедине с Богом. Чтобы выявить такого человека надо обратить внимание на его открытость: пока самоумаление ведет к близости с другими, доброжелательности, умению прощать - о паталогии не может быть и речи. А если человек отворачивается от других, целиком уходит во внутренний мир, утрачивает радость жизни, окончательно осуждает себя самого, не пытаясь ничего исправить - перед нами пациент врача-психотерапевта.

- Но можно сказать, что сам человек считает свое смирение и покаяние совершенно искренними?

Так можно сказать только в том случае, если не сам человек себя смиряет и укоряет словами, а когда на деле принимает оскорбления и унижения от других. Вот тогда и проявляется истинное смирение. Так в патериках нередко разоблачается лжесмирение: ведь настоящее смирение не в том, чтобы говорить плохо о себе, а в том, чтобы, услышав нелицеприятную правду, смирится и еще остаться благодарным. Старец Паисий Святогорец выписывал действенное лекарство желающим смиряться. А рецепт был прост: вести себя просто и смиренно, как земля: принимать и дождь, и град, и мусор, и плевки, если хочешь освободиться от своих страстей.

Существует мнение, что отвержение себя, самоукорение неполезно, что оно снижает самооценку, лишая человека уверенности в своих силах, ввергая его в малодушие, уныние и отчаяние?

Святые отцы, напротив, учат, что не только укорение себя, но и кроткое терпение уничижения от других - делание, ведущее к душевному миру и смирению. Они из собственного опыта утверждают, что смиренный никогда не отчаивается, не унывает, не малодушествует, но принимает скорби как нечто заслуженное и спасительное, а любые радости и свои успехи - как дар Божией благодати, а не как свои достижения. Благодаря этому смиренномудрый всегда мирен, всегда благодарит Бога за все, и страсти не обладают его душой.

В действительности же люди с «низкой самооценкой» весьма высокого мнения о себе. Психология и православное душепопечение сходятся в единой точке: такая оценка является оборотной стороной гордыни. Это знал и Достоевский, описавший характер Настасьи Филипповны. Она могла сколько угодно говорить дурно о себе, но стоило ей в сцене объяснения с Аглаей услышать правду в глаза, как она тут же устроила «решающую сцену», в ходе которой растоптала соперницу, показав, кто в доме хозяин.

Искореняя свои недостатки, умаляя себя, верующий человек, выходит, не имеет права замечать свои достоинства и придавать значение своим успехам?

Скорее - не должен акцентироваться на своих успехах, но, конечно, каждый человек свои успехи замечает. И неужели верующий не может оценить то, что делает? Другое дело, что верующий знает цену этим успехам. И что мы не имеем права трубить на всех перекрестках о «благодеяниях», совершенных нами. Мы не носимся со своей самооценкой как с писаной торбой. В каком-то смысле, в идеале, вера должнабыть прививкой против нарциссизма. Лучше держать на устах слова псалма: «Не нам, Господи, не нам, но Имени Твоему даждь славу»!

- А чувство собственного достоинства?

Смирение и признание собственных грехов и слабостей не умаляет достоинства человека, а просто снимает этот вопрос. Потому что, с точки зрения верующего, если Бог «немного умалил его пред ангелами, славою и честью увенчал его» - не в этом ли высшее достоинство человека? Не в неуничтожимом ли образе Божием?