Портреты героев, пейзажи, интерьеры — все эти элементы композиции в романах Достоевского полностью соответствуют общей атмосфере произведения, создают единую тональность его. Так, мрачной, давящей, угнетающей атмосфере, жизненным положениям персонажей в романе «Преступление и наказание» соответствуют мрачные, уродливые интерьеры. В этом плане можно говорить об определенной условности, «заданности» (здесь мы ни в коей мере не хотим приуменьшить реалистическую конкретность описаний) интерьеров в романе Достоевского. Подобную условность, «заданность» в описаниях обстановки мы находим в поэме Гоголя «Мертвые души». Обстановка жилища у Гоголя полностью соответствует характеру героя, как бы «продолжает» его. У Достоевского в описании обстановки прослеживается соответствие не характеру, а жизненному положению, обстоятельствам, состоянию.

Кроме того, как отмечает Н. М. Чирков, интерьер у Достоевского не сливается с образом героя: обстановка часто у него контрастна по отношению к человеку. Так, Раскольникова, который «замечательно хорош собою», «с прекрасными темными глазами», «тонок и строен», писатель помещает в ужасную, нищенскую каморку. Каморка его похожа более на шкаф, нежели на комнату. Это крошечная клетушка, «шагов в шесть длиной», «с желтенькими, пыльными, отставшими от стены обоями». Мебель в ней старая и уродливая — три старых, не совсем исправных стула, крашеный стол в углу, неуклюжая ободранная софа, маленький столик.

В описании комнаты Раскольникова явственно чувствуется мотив запустения, безжизненности, мертвенности. Потолки в этой каморке до того низки, что высокому человеку становится в ней жутко. Большой стол с книгами и тетрадями покрыт толстым слоем пыли. Пульхерии Александровне комната сына кажется похожей на гроб.

И действительно, жизнь как будто остановилась в этой «желтой каморке». Раскольников задавлен нищетой, мысль о собственном безвыходном положении угнетает его, и он избегает людей, перестав заниматься своими насущными делами. Оставив учебу в университете, Раскольников бездействует, он целыми днями лежит неподвижно, уединившись в своей каморке. Так, уже в описаниях обстановки прослеживается мотив смерти, который затем многократно реализуется в сюжете.

Описания обстановки у Достоевского отмечены тонким налетом психологизма. Так, в комнате старухи-процентщицы «было очень чисто», «и мебель, и полы были оттерты под лоск». «Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире». Раскольников замечает, что такая чистота бывает «только у злых и старых вдовиц».

Обстановка практически всех жилищ в «Преступлении и наказании» говорит не только о крайней бедности, нищете их обитателей, но и об их жизненной неустроенности, бесприютности. Дом не является для героев крепостью, не укрывает их от жизненных невзгод. Маленькие, уродливые комнатушки неуютны и неприветливы к своим обитателям, они как будто стремятся изгнать героев на улицу.

Пульхерия Александровна облегченно вздыхает, выйдя из каморки Родиона. Очень уродлива, мрачна и комната Сони, похожая на сарай. В ней почти нет мебели, «желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам», всюду — видимая нищета, В этом описании Н. М. Чирков отмечает резкий контраст: комната Сони огромна — сама же она маленькая и худенькая (Раскольников отмечает это, будучи в комнате Сони). Этот контраст портрета и интерьера, по замечанию исследователя, символизирует несоответствие че-го-то огромно-нелепого и детски-слабого, беспомощного в поведении и в образе героини.

Комната эта имеет вид неправильного четырехугольника, что само по себе символично. Цифра «четыре» в цифровой символике имеет значение основательности, прочности, незыблемости. Комната Сони в виде неправильно четырехугольника как будто разрушает основу основ, что-то вечное и незыблемое, как сама жизнь. Вековые устои жизни здесь как будто подорваны. И жизнь Сони, действительно, фактически разрушена. Спасая семью от гибели, каждый вечер она выходит на улицу. На то, насколько тяжело для нее это занятие, Достоевский намекает уже в пьяной исповеди Мармеладова. Описывая Раскольникову историю своего семейства, он замечает, что, когда Соня первый раз принесла домой тридцать целковых, то «ни словечка при этом не вымолвила, а, укрывшись платком, молча легла на диван и долго плакала». Мир Петербурга — жестокий, бездушный мир, в котором нет места доброте и милосердию, составляющих, по Достоевскому, основу жизни, ее незыблемость.

Картину ужасающей нищеты являет собой и жилище Мармеладова. В комнате его везде разбросано детское тряпье, через задний угол протянута дырявая простыня, из мебели — лишь ободранный диван, два стула и старый кухонный стол, некрашеный и ничем не накрытый. Характерно, что комнату Мармеладова освещает маленький огарок свечи. Деталь эта символизирует собой постепенное угасание жизни в этой семье. И действительно, сначала умирает Мармеладов, раздавленный богатым экипажем, потом — Катерина Ивановна. Соня уезжает с Раскольниковым, поместив детей в сиротские заведения.

Из комнат персонажей мы попадаем на темные, грязные, узкие лестницы. Как писал М. М. Бахтин, вся жизнь героев фактически проходит на лестнице, на виду у окружающих.

На пороге, у дверей, происходит разговор Раскольникова с Соней, который подслушивает Свидригайлов. Соседи Мармеладова, собравшись на лестнице, с любопытством наблюдают за его предсмертной исповедью. Приезд доктора и священника, муки умирающего Мармеладова, отчаяние Катерины Ивановны — для окружающих все это не более чем интересный спектакль. На лестнице же, по дороге от Мармеладовых, Родион встречает священника.

Последняя сцена эта глубоко символична. Раскольников привозит домой умирающего Мармеладова и помогает его несчастному семейству, оставив Катерине Ивановне деньги на похороны мужа. В первый раз после убийства Раскольникова заполняет «новое, необъятное ощущение вдруг прихлынувшей полной и могучей жизни». В этот момент, спускаясь по лестнице, он встречается со священником. Священник в этой сцене — символ добра, милосердия, того лучшего, что живет в душе героя. На лестнице Раскольникова догоняет Поленька, младшая сестра Сони, чистое, невинное дитя. В порыве благодарности и детского восторга, Поленька горячо обнимает Родиона. Этой сценой Достоевский как будто открывает для своего героя возможность раскаяния, обретения единства с людьми.

Символична в романе и обстановка гостиницы Свидригайлова, где он проводит последнюю ночь перед самоубийством. Номер его представляет собой очень маленькую «клетушку», «даже почти не под рост» герою, стены имеют вид «как бы сколоченных из досок с обшарканными обоями». Маленькая комната, сколоченные из досок стены — все это напоминает нам гроб. Таким образом, в данном случае интерьер у Достоевского предваряет будущие события — смерть Свидригайлова.

Стоит отметить, что во всех описаниях обстановки в романе преобладает желтый тон. Желтенькие пыльные обои в каморке Раскольникова, в комнате Сони, в квартире Алены Ивановны, в гостинице, где остановился Свидригайлов. Кроме того, в доме старухи-процентщицы мебель из желтого дерева, картинки в желтых рамках.

Сам по себе желтый цвет — цвет солнца, жизни, общения и открытости. Однако у Достоевского символическое значение цвета перевернуто: в романе он подчеркивает не полноту жизни, а безжизненность. Характерно, что в описаниях обстановки мы нигде не встречаем яркого, чистого желтого цвета. В интерьерах у Достоевского всегда присутствует грязно-желтый, уныло-желтый. Тем самым жизненный тонус персонажей в романе как бы автоматически снижается.

Таким образом, описания обстановки в романе — это не только фон, на котором происходит действие, не только элемент композиции. Это и символ жизненной, человеческой бесприютности героев. Это и символ Петербурга, города «неправильных четырехугольников». Кроме того, детали интерьера нередко предваряют будущие события в романе.


Та самая старуха-процентщица, которую описал в своём романе «Преступление и наказание» Фёдор Михайлович Достоевский, обитала в доме номер 15 по Средней Подьяческой улице. Квартира героини располагалась во втором узком дворе. До дома, где жил Раскольников, отсюда рукой подать. Их разделяют всего 730 шагов. Кстати, дом примечателен не только этим: с ноября 1816 по август 1818 года здесь проживал А. С. Грибоедов.

    ул. Средняя Подьяческая, 15а


Четырёхэтажный дом главного героя романа «Преступление и наказание» можно найти на Гражданской, 19. Квартира, в которой снимал комнату Раскольников, расположена на последнем этаже, прямо под самой крышей. Примечательно, что, как и в романе, на чердак ведут знакомые 13 ступенек. На фасаде дома установлено несколько памятных табличек, одна из которых показывает уровень воды во время наводнения 1824 года, другая - дублирует тот же текст на немецком языке. Угловую часть дома с 1999 года украшает горельеф «Дом Раскольникова». Посетить парадную невозможно: на арке установлен домофон.

    Гражданская, 19 (Стольрный переулок, 5)


Опять же, неподалёку от дома Раскольникова и убиенной старухи-процентщицы, в доме № 73 по набережной канала Грибоедова, находится квартира Сонечки Мармеладовой. Правда, эту постройку читатели могут и не узнать. Ведь в романе Достоевского дом был трёхэтажным, а в советские годы надстроили ещё один этаж. Сонечка, кстати, обитала именно на третьем этаже, соседствуя с ещё одним персонажем романа - Свидригайловым.

    Набережная канала Грибоедова, 73


    Садовая, 44


Знакомый многим мост в романе Достоевского примечателен тем, что на этом месте на глазах у главного героя бросилась в воду девушка-самоубийца.


Именно на этом месте в своё время располагалась полицейская контора, куда с повинной и явился главный герой произведения «Преступление и наказание».

    Работу выполнили: Печенкин Георгий,
    Мугинова Регина, Ширяев Егор,
    Богатенкова Елизавета, Угарин Артем,
    Цыганкова Анастасия, Бобожонов Саша.

    В романе «Преступление и наказание» важную
    роль играет описание интерьеров.
    С помощью описания интерьеров автор передает
    атмосферу произведения и помогает еще лучше
    понять характер героя. То, что окружает человека
    влияет не только на его взгляды и мировоззрение, но
    и на его душевное состояние.

    Описание каморки Раскольникова

    Жилище Раскольникова играет
    важнейшую роль в формировании его
    душевного состояния. Каморка,
    морская каюта, шкаф, сундук, гроб и
    т.д. - все эти эпитеты относятся к
    крошечному жилищу Раскольникова.
    ...там-то, в углу, в этом-то ужасном
    шкафу и созревало все это вот уже
    более месяца…
    ...дурная квартира...точно гроб...я
    уверена, что ты наполовину от
    квартиры стал такой меланхолик…
    ...ему стало душно и тесно в этой
    желтой каморке, похожей на шкаф
    или на сундук. Взор и мысль просили
    простору...

    Крошечная комната, в
    которой жил студент
    Раскольников, не могла
    не повлиять на его
    психологическое
    состояние. Жизнь в
    крошечной комнате,
    безусловно, "сужала" его
    сознание. Очевидно, что
    жизнь в комнате-шкафе
    не могла дать
    Раскольникову простора
    для мыслей и идей. Как
    правильно подметила
    мать Раскольникова,
    такая комната только
    может усилить
    меланхолию.

    Описание кабака

    Раскольников забрел в распивочную, бродя
    "как пьяный" по тротуарам от "чувства
    бесконечного отвращения" сразу после
    посещения Алены Ивановны. Но в этом месте
    Родион, конечно, не смог развеять свои мысли.
    Кабак с первых минут вызывает отвращение «из
    дверей выходили двое пьяных и, друг друга
    поддерживая и ругая, взбирались на улицу».
    Распивочная находилась в подвальном этаже,
    из-за этого там "было душно, и все до того было
    пропитано винным запахом, что от одного этого
    воздуха можно было в пять минут опьянеть".
    Раскольников уселся "в темный и грязный угол за
    липкий столик". Интерьер заведения
    напоминает внешний вид хозяина, который был
    "в страшно засаленном атласном жилете" с
    лицом "будто смазанным маслом". Из-за давно
    протухших закусок, которые предлагались
    гостям "крошеные огурцы, черные сухари и
    резанная кусочками рыба" в заведении очень
    дурно пахнет.

    «Проходной угол» Мармеладовых

    Жилище семьи Мармеладовых типичное жилище бедных людей,
    которые едва сводят концы с концами.
    "...а живем мы в холодном угле, и она в
    эту зиму простудилась и кашлять пошла,
    уже кровью..."
    Характерно, что комнату Мармеладова
    освещает маленький огарок свечи.
    Деталь эта символизирует собой
    постепенное угасание жизни в этой
    семье.
    "...Огарок освещал беднейшую комнату
    шагов в десять длиной; всю ее было
    видно из сеней.
    Посещение уголка Мармеладовых
    оставляет неприятный осадок,
    ощущение тоски и грусти, особенно на
    фоне происходящих в ней событий.
    После того, как Раскольников все это
    увидел, он даже решил невольно
    оставить несколько монет семье.

    Описание комнаты Сони

    Достоевский описывает комнату Сони для того, чтобы мы еще
    лучше понимали, как трагична ее жизнь. Описание помогает понять
    ее образ, почему именно она оказалась близка Раскольникову.
    Читая описание комнаты Сони, возникает ощущение пустоты и
    одиночества. «Во всей этой большой комнате почти совсем не было
    мебели». Саму комнату Достоевский называет «уродливой».
    Комната-«сарай» никак не подходит для жизни человека.
    Почерневшие обои, полумрак, три окна, выходящие на канаву,
    угнетают сознание Сони и убивают в ней надежду. И мы еще
    больше понимаем, насколько Соня бедна и несчастна.
    Становится очевидным, что они оба и Раскольников, и Соня
    несчастны в своих обстоятельствах и это их объединяет. «Огарок уже
    давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой
    нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за
    чтением вечной книги».

    Описание трактира

    В сцене Раскольников гуляет по Санкт Петербургу и ищет встречи с
    Свидригайловым. Поворачивая на проспект, по которому еще не ходил, он
    натыкается на трактир, в котором совершенно случайно видит
    Свидригайлова.
    Достоевский в этой главе уделяет внимание описанию интерьера
    трактира. То, что в трактире отворены все окна, показывает, что в нем душно
    из-за большого количества людей. И, действительно, Раскольников видит
    много фигур в окне. Шум из трактира слышен даже на улице, и, чтобы мы
    лучше поняли всю обстановку, автор использует слова: «набит битком»,
    «звенели», «гремел». Внутри же самого трактира не протолкнуться. Из-за
    большого количества гостей, трактир был грязным, как говорит автор,
    «трактир был даже не средней руки».
    Обстановка трактира нисколько не смущала Свидригайлова, наоборот,
    он находился здесь каждый день.
    Раскольникову же было крайне неуютно
    в этом помещении. Неприятный разговор
    с Свидригайловым еще больше давил
    на него. Раскольникову хотелось покинуть
    это ужасное место.

    У Достоевского интерьер играет важную роль в
    характеристике героев. Хотя он не дает полного
    описания, а лишь дополняет его. Иногда именно
    интерьер помогает полностью понять героя, его
    внутренний мир.

    Публикации раздела Литература

    В Санкт-Петербурге Федор Достоевский прожил 28 лет. В его книгах угрюмый мрачный город стал фоном для печальных судеб и одним из главных героев. В романе «Преступление и наказание» Достоевский описал многие места Петербурга , в которых побывал Родион Раскольников: Сенную площадь, улицы, переулки и даже отдельные дома. «Культура.РФ» приглашает вас пройтись дорогами Раскольникова, а если немного заблудитесь - сверяйтесь с картой в конце материала.

    Сенная площадь

    Сенная площадь. Санкт-Петербург. Фотография: Дмитрий Нейман / фотобанк «Лори»

    Начнем прогулку с Сенной площади. Именно здесь у главного героя Родиона Раскольникова в голову закралась мысль об убийстве старухи-процентщицы. Он подслушал разговор ее сестры - Лизаветы Ивановны - и узнал, что «старуха… ровно в семь часов вечера останется дома одна» .

    Здесь же Раскольников и покаялся в совершенном преступлении. Когда Соня Мармеладова сказала ему: «Поди на перекресток, поклонись всему миру и скажи: «Я убийца» - он вновь пришел на Сенную. Он встал на колени посреди площади и поцеловал «эту грязную землю с наслаждением и счастием» . Однако внимание прохожих не дало ему вслух сознаться в убийстве.

    «Он вошел на Сенную.
    <...>
    Он вдруг вспомнил слова Сони: «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и пред ней согрешил, и скажи всему миру вслух: «Я убийца!» . Он весь задрожал, припомнив это. И до того уже задавила его безвыходная тоска и тревога всего этого времени, но особенно последних часов, что он так и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким-то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Всё разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю».

    Кокушкин мост

    Кокушкин мост. Канал Грибоедова. Санкт-Петербург. Фотография: Литвяк Игорь / фотобанк «Лори»

    С Сенной площади все герои романа шли к себе домой через Кокушкин мост: Сенного моста, который мог сократить путь, тогда еще не было. Здесь, по левую сторону от набережной канала Грибоедова, сегодня располагается «Достоевский квартал» с домами Сонечки Мармеладовой и Родиона Раскольникова.

    Гражданская, 19. Дом Раскольникова

    Дом Раскольникова. Санкт-Петербург. Фотография: Александр Щепин / фотобанк «Лори»

    От Кокушкина моста к дому Раскольникова - желтому четырехэтажному зданию - ведет Столярный переулок. Прямо писатель этого адреса в романе не указывал.

    «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С–м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К–ну мосту».

    Федор Достоевский, «Преступление и наказание»

    Однако Федор Достоевский описал многие детали дома и его окрестностей. Например, 13 ступеней в верхнем пролете лестницы, каморку, которая сегодня напоминает большой чердак, и дворницкую во дворе, где Раскольников нашел топор. После капитального ремонта здания многие детали изменились, но их восстановили по старым описаниям исследователи творчества Достоевского. Один из них, Даниил Гранин, писал о любви автора к мелким деталям: «В этом было своеобразие его метода. С какого-то момента он переставал сочинять и начинал жить, воплощаясь в своих героев» .

    В 1999 году на фасаде разместили горельеф с изображением странника и надписью, которую составили Дмитрий Лихачев и Даниил Гранин: «Дом Раскольникова. Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили Достоевскому основой его страстной проповеди добра для всего человечества» .

    Казначейская, 7. Дом купца Алонкина

    Дом купца Алонкина. Санкт-Петербург. Фотография: Александр Щепин / фотобанк «Лори»

    К дому старухи-процентщицы Раскольников шел по Столярному переулку. Он проходил мимо здания, где в 1864–1867 годах жил сам Достоевский - доходного дома купца Ивана Алонкина.

    Здесь писатель работал над «Преступлением и наказанием», «Записками из подполья» и романом «Игрок», который под его диктовку писала стенографистка Анна Сниткина - будущая жена Достоевского. Сегодня дом Ивана Алонкина объявлен памятником истории и архитектуры.

    «Четвертого октября, в знаменательный день первой встречи с будущим моим мужем, я проснулась бодрая, в радостном волнении от мысли, что сегодня осуществится давно лелеянная мною мечта: из школьницы или курсистки стать самостоятельным деятелем на выбранном мною поприще.
    <...> В двадцать пять минут двенадцатого я подошла к дому Алонкина и у стоявшего в воротах дворника спросила, где квартира №13. Он показал мне направо, где под воротами был вход на лестницу. Дом был большой, со множеством мелких квартир, населенных купцами и ремесленниками. Он мне сразу напомнил тот дом в романе «Преступление и наказание», в котором жил герой романа Раскольников.
    Квартира №13 находилась во втором этаже. Я позвонила, и мне тотчас отворила дверь пожилая служанка в накинутом на плечи зеленом в клетку платке. Я так недавно читала «Преступление», что невольно подумала, не является ли этот платок прототипом того драдедамового платка, который играл такую большую роль в семье Мармеладовых».

    Анна Достоевская, «Воспоминания»

    Набережная канала Грибоедова, 104. Дом старухи-процентщицы

    Дом старухи-процентщицы. Санкт-Петербург. Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»

    «Идти ему было немного; он даже знал, сколько шагов от ворот его дома: ровно семьсот тридцать. Как-то раз он их сосчитал, когда уж очень размечтался.
    <...>
    С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою в-ю улицу. Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками - портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч.».

    Федор Достоевский, «Преступление и наказание»

    В доме было два выхода: на Среднюю Подъяческую и канал Грибоедова. Во двор Раскольников вошел через Среднюю Подъяческую улицу. А вот выйти должен был на канал, считают исследователи-достоевисты. Иначе бы Достоевский не указал, что входа было два: писатель всегда был очень щепетилен и последователен в деталях.

    Вознесенский мост

    Вознесенский мост через канал Грибоедова. Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»

    Обратно Родион Раскольников мог вернуться через Вознесенский мост. За время действия романа герой не раз предавался здесь размышлениям. На Вознесенском мосту на его глазах в канал Грибоедова бросилась мещанка Афросиньюшка, а Катерина Мармеладова заставляла своих детей петь и танцевать ради милостыни.

    «Хриплый, надорванный голос Катерины Ивановны слышался еще от моста. И действительно, это было странное зрелище, способное заинтересовать уличную публику. Катерина Ивановна в своем стареньком платье, в драдедамовой шали и в изломанной соломенной шляпке, сбившейся безобразным комком на сторону, была действительно в настоящем исступлении... Она бросалась к детям, кричала на них, уговаривала, учила их тут же при народе, как плясать и что петь, начинала им растолковывать, для чего это нужно, приходила в отчаяние от их непонятливости, била их…».

    Федор Достоевский, «Преступление и наказание»

    Набережная канала Грибоедова, 73. Дом Сони Мармеладовой

    Дом Сони Мармеладовой. Санкт-Петербург. Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»

    Двигаясь от Вознесенского моста по левой набережной канала Грибоедова, мы подходим к дому Сони Мармеладовой - «дому на канаве». Канавой писатель неизменно называл сам канал Грибоедова (до 1923 года - Екатерининский). В этом доме по описаниям Достоевского Соня Мармеладова снимала комнату. Главная особенность здания - тупой угол.

    «А Раскольников пошел прямо к дому на канаве, где жила Соня. Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета.
    <...>
    Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой».

    «Преступление и наказание», Федор Достоевский

    Набережная канала Грибоедова, 67. Полицейская контора

    Канал Грибоедова. Санкт-Петербург. Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»

    Еще один адрес, по которому побывал Раскольников, - набережная канала Грибоедова, 67. Здесь, как полагают исследователи, находилась контора квартального надзирателя, куда Раскольникова вызвали за неуплату долга хозяйке квартиры - почти сразу после убийства. В эту же контору в конце романа Раскольников пришел с повинной.

    «Контора была от него с четверть версты. Она только что переехала на новую квартиру, в новый дом, в четвертый этаж. На прежней квартире он был когда-то мельком, но очень давно.
    <...>
    Лестница была узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни всех квартир во всех четырех этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день. Оттого была страшная духота».

    Федор Достоевский, «Преступление и наказание»

    Во времена Достоевского здесь действительно размещалась полицейская контора 3-го квартала Казанской части (к этой части относился дом Раскольникова в Столярном переулке).

    Маршрут Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

    Интерьер и его роль в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Подготовила ученица 10 «Б» класса МБОУ Бондарской СОШ Плетухина Валерия

    В литературоведении различаются три вида художественных описаний: портрет, пейзаж и интерьер. ИНТЕРЬЕР (фр. Interieur, внутренний) - в литературе: художественное описание внутреннего вида помещений. Интерьер играет важную роль в характеристике героя, в создании атмосферы, необходимой для воплощения авторского замысла. Создавая интерьер жилища героя, автор проникает в глубины души человека, ведь наше жилище - это "модель" нашего внутреннего "я".

    Гипотеза: Если бы интерьер в романе «Преступление и наказание» был бы не так жалок и убог, то царила бы не такая страшная атмосфера.

    Цель: Изучить интерьер и его роль в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Задачи: 1. Описать комнаты героев. 2. Выявить основную роль интерьера в романе. 3. Подвести итоги и сделать выводы.

    Родион Романович Раскольников Где он живет? Коморка, гроб, шкаф: «Это была клетушка шагав в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко…»

    Семья Мармеладовых Где они живут? Проходной угол: « Беднейшая комната шагов в десять в длину … Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый, кухонный сосновый стол… на краю стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике»

    Софья Семеновна Мармеладова Где она живет? «Сарай»: «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена стремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкозь, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда- то вглубь…другой же угол был уж слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели…»

    Алена Ивановна Где она живет? Небольшая комната, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах.. Мебель вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках. В углу перед небольшим образом горела лампада. Всё было очень чисто: и мебель, и полы были оттерты под лоск; всё блестело. Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире. Вся квартира состояла из этих двух комнат.

    Интересный факт: Достоевский постоянно обращает внимание на такую художественную деталь, как лестницы, по которым спускается и поднимается главный герой. Лестница к «каморке» Раскольникова: «…лестница…узкая, крутая, темная. С полукруглыми проемами. Стоптанные каменные ступени. Они ведут под самою кровлю дома…»; Лестница в доме старухи-процентщицы: «Лестница была темная и узкая, «черная»; Лестница в полицейской конторе: «Лестница была узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни всех квартир во всех четырех этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день. Оттого была страшная духота»; С лестницы перед комнатой Мармеладовых «несло вонью»; Узкая и темная лестница в доме Капернаумовых.

    Вывод: Таким образом, подобное описание помещений во многом отражает внутреннее состояние героев. Внешний мир становится неотъемлемой частью души персонажей: передает их волнения и переживания. В этих комнатах страшно жить. В них зарождаются теории, подобные теории Раскольникова. Во всем интерьере присутствует желтый цвет, он усиливает атмосферу нездоровья, печали, вызывает чувство подавленности и угнетенности.