Один из лидеров фоторынка, то подразумеваем продажи не только фотоаппаратов, но и сопутствующих аксессуаров. Это работает в связке: чем больше дополнительного оборудования выпускает компания (или сторонние производители) к своим фотоаппаратам, тем интереснее в глазах пользователя становятся сами модели. Объективы для зеркальных фотоаппаратов - главное допоборудование, которое во многом определяет качество фотографий.

С чем-чем, а с выбором оптики у Canon полный порядок. Несмотря на то что нынешний байонет компания ввела только в 1987 году, разнообразных объективов выпущено очень много. Главный конкурент, Nikon, хоть и может похвастать неизменным за всю историю байонетом, но современный парк до такой степени оснастить не смог. Кроме того, выбор значительно увеличивают сторонние компании, которые объективы под Canon делают охотнее всего. Впрочем, это другая история, в этом материале мы говорим только о родной оптике.

Выбор телевика - популярная задача для начинающего фотографа. Приобретя зеркалку с китовым объективом (обычно 18-55 мм), новичок быстро понимает, что удаленные объекты таким комплектом не снимешь, и начинает задумываться о приобретении длиннофокусной оптики. У более опытных пользователей - заботы по апгрейду, ведь Canon выпускает большое количество не только разноплановой, но и разноклассовой оптики. Начав с самых простых моделей, многим хочется приобрести объектив посерьезнее, и тут тоже возникает много вопросов.

Не случайно наш материал мы разбили на две части. В первой будет рассказано об относительно недорогих и простых моделях, которые созданы для любителя. Во второй - о топовых телеобъективах, чье место в фоторюкзаках профессионалов или очень продвинутых фотографов.

  • Конструкция (элементов/групп) 13/13.
  • Минимальная дистанция фокусировки 1,2 м.
  • Диаметр под светофильтр 52 мм.
  • Габариты 70,4x97,3 мм.
  • Вес 310 г.
  • Примерная цена 5000 рублей.

Этот объектив долгое время был вторым в так называемых наборах дабл-кит, когда зеркальный аппарат продается сразу с двумя объективами. Первым был 18-55, а вторым шел 55-200. Это хорошая и логичная связка. Во-первых, фокусные расстояния идут друг за другом, во-вторых, оптическое качество этих объективов примерно на одном уровне. Для 55-200 это не самая лестная характеристика, учитывая «славу» старых «китов» Canon. Впрочем, называть 55-200 совсем безнадежным неправильно. Для не очень требовательных пользователей он более чем адекватен, а на зажатых диафрагмах способен дать вполне четкую и резкую фотографию. К тому же оптические недостатки искупают низкая цена, легкость и компактность.

Интересный факт - хотя Canon 55-200 обычно продавался вместе с кроп-камерами, этот объектив может работать и с полноформатными моделями. Секрет тут в том, что 55-200 - это вторая версия некогда популярного пленочного объектива. Если бы это «стекло» изначально проектировалось под цифровое фото, то наверняка было бы легче и дешевле.

Главным недостатком 55-200 стоит признать отсутствие стабилизатора изображения, который для телевика не баловство, а вещь первой необходимости. Видимо, поэтому 55-200 в дабл-китовых наборах довольно быстро заменили на другие модели.

Canon EF-S 55-250mm f/4-5.6 IS II

  • Конструкция (элементов/групп) 12/10.
  • Минимальная дистанция фокусировки 1,1 м.
  • Габариты 70x108 мм.
  • Вес 390 г.
  • Примерная цена 9000 рублей.

Вот этот объектив сменил 55-200 в простейших наборах оптики. Он дороже, чуть больше по габаритам и весу, но такой шаг со стороны производителя полностью оправдан. У этого объектива больший диапазон (+50 миллиметров к 55-200), диаметр светофильтра, совпадающий с 18-55 (правда, передняя линза вращается, полярики использовать неудобно), и, наконец, стабилизатор. Это самое главное достоинство объектива. Он помогает укоротить выдержку на 3-4 стопа, что для объектива, который может снимать на 400 мм пересчитанного фокусного расстояния, просто жизненно необходимо. Для своей цены весьма неплохи и оптические характеристики - резкость можно найти даже на максимальном зуме, а искажения и аберрации хоть и присутствуют, но не очень активно досаждают.

Недостатком 55-250 можно считать конструктив. Байонет пластиковый и быстро затирается от использования, подвижные элементы подвержены расшатыванию, да и внешний вид на камере не очень презентабелен. Впрочем, для настоящего фотографа последний фактор несерьезен. Куда хуже неспешный автофокус. Все объективы Canon оснащены моторами фокусировки, но дешевые модели - слабыми и неповоротливыми. Телевики часто покупают для съемки спортивных состязаний, но 55-250 в этой стихии не очень хорош - не всегда успевает фокусироваться.

Однако, учитывая стоимость, многие фотографы закрывают на это глаза. Неудивительно, что 55-250 в последнее время стал самым популярным любительским телевиком - по соотношению цены и качества он хорош. Правда, установить его можно только на аппараты с кропнутой матрицей.

Canon EF 75-300mm f/4-5.6 III USM

  • Конструкция (элементов/групп) 13/9.
  • Диаметр под светофильтр 58 мм.
  • Габариты 71x122,1 мм.
  • Вес 480 г.
  • Примерная цена 4500 рублей.

У Canon есть несколько версий объектива с фокусными расстояниями 75-300, но сейчас актуальной является именно эта. Как нетрудно догадаться из маркировки, это уже третье поколение объектива. По заверениям самой компании, главными отличиями от прошлых версий являются прочная конструкция оправы, усиленный металлический байонет и более совершенный механизм зуммирования.

Остается загадкой, почему Canon до сих пор держит этот объектив в своем арсенале и модернизирует, - оптических способностей у него немного. Главная проблема - резкость, которая исчезает на фокусных свыше 200 миллиметров. На длинном конце также появляются заметные хроматические аберрации, особенно на открытой диафрагме. Ну и, конечно, отсутствие стабилизатора, что просто непростительно для столь дальнобойного объектива.

Положительные стороны найти, однако, тоже можно. Фокусируется 75-300 чуть быстрее коллег по ценовому диапазону, кроме того, он достаточно легкий и компактный для объектива, который может снимать на фокусном 300 мм (480 на кропе!) миллиметров.

В числе потенциальных пользователей этого «стекла» мы можем назвать разве что владельцев полноформатных камер, которым очень нужен телеобъектив, но денег на покупку мало. Для кропнутой камеры в такой ситуации есть дополнительный выбор среди объективов с маркировкой EF-S, а на полноформатный аппарат купить больше и нечего. Нельзя также не отметить цену. 75-300 - самый дешевый из современных телевиков Canon.

Canon EF 100-300mm f/4.5-5.6 USM

  • Конструкция (элементов/групп) 13/10.
  • Минимальная дистанция фокусировки 1,5 м.
  • Диаметр под светофильтр 58 мм.
  • Габариты 73x121,5 мм.
  • Вес 540 г.
  • Примерная цена 10 000 рублей.

Еще один довольно древний полноформатный телеобъектив. Купить его сегодня не так просто, но все еще можно. Модель не отличается высокой светосилой и не имеет стабилизатора, так почему же она в несколько раз дороже 75-300? Ответ станет понятен любому, кто сравнит фотографии с этих объективов. 100-300 заметно лучше оптически, прежде всего по такому параметру как резкость - она у этой модели реально есть. Самая сильная на широком угле, на максимальном зуме немного падает, но все равно можно сказать, что фокусное 300 мм у объектива рабочее.

Хроматические аберрации присутствуют, но не так выражены, как у более дешевых аналогов. Любопытно, что многие владельцы этого объектива замечают, что с полноформатной камерой он работает лучше, чем с кропнутой. Кроме того, можно говорить о неком «рисунке». Это, конечно, субъективный параметр, но многие его отмечают.

Этот объектив весит уже более 500 грамм, и для некоторых это может стать фактором при выборе. Однако мы в числе главных недостатков отметили бы неуниверсальность. Узкая диафрагма и отсутствие стабилизатора делают этот объектив бесполезным в условиях недостатка света. В данной ценовой группе это у многих так, но с 100-300 это наиболее обидно, ведь при достаточном количестве света он способен демонстрировать отличные результаты, не сильно отставая от более дорогих аналогов.

Canon EF 70-300mm f/4-5.6 IS USM

  • Конструкция (элементов/групп) 15/10.
  • Минимальная дистанция фокусировки 1,5 м.
  • Диаметр под светофильтр 58 мм.
  • Габариты 73x121,5 мм.
  • Вес 630 г.
  • Примерная цена 16 000 рублей.

У Canon есть много версий объектива с фокусными 70-300, но самая популярная именно эта. Фактически это вершина любительских телевиков компании, предел мечтаний многих фотографов, не зарабатывающих съемкой на жизнь. И вполне заслуженно. Объектив оснащен мощным стабилизатором, что отчасти компенсирует недостаток светосилы, а оптические характеристики вполне на уровне.

Резкости хватает на всем диапазоне фокусных. Кто-то считает, что она падает после 200 миллиметров, но это очень слабо выражено. Нет проблем с виньетированием, аберрациями и искажениями, хороша цветопередача. Можно отметить и скорость автофокуса - из любительских моделей это, пожалуй, самый шустрый объектив. На уровне и сборка - ничего не скрипит и не люфтит. Некоторых напрягает небольшой, но постоянный шум от стабилизатора, но такова конструктивная особенность последнего. А еще этот объектив спокойно относится к контровому свету и не склонен ловить «зайцев».

Минусы проистекают скорее из цены этой модели. Все-таки объектив не самый дешевый, и за такие деньги уже хотелось бы какой-никакой светосилы - но на дальнем конце все равно грустные f/5,6. Кроме того, у объектива нет никакого шарма в фотографиях. То есть картинку он выдает технически грамотную, но без особого «рисунка», о котором мы говорили применимо к 100-300. Несмотря на это, для любительского использования объектив почти идеален - популярность его вполне заслуженна.

Canon EF 70-300mm f/4.5-5.6 DO IS USM

  • Конструкция (элементов/групп) 18/12.
  • Минимальная дистанция фокусировки 1,4 м.
  • Диаметр под светофильтр 58 мм.
  • Габариты 82,4x99,9 мм.
  • Вес 720 г.
  • Примерная цена 44 000 рублей.

Это очень странный объектив. По формальным признакам он относится к любительским, но при этом имеет очень высокую для этого класса стоимость. Интересно еще и то, что по характеристикам он почти повторяет предыдущий объектив обзора, но при этом стоит в 2,5 раза дороже. В чем фишка? А она в двух буквах, которые отличают спецификации этих объективов. Буквы эти DO. Это обозначение трехслойного дифракционного оптического элемента, который использован в этом «стекле». Именно его наличие и предопределило почти космическую стоимость объектива и его компактность. При возможности снимать на фокусном 300 миллиметров объектив по длине не превышает 10 см.

Оптические свойства противоречивы. Благодаря дифракционной оптике проблемы хроматических аберраций нет в принципе. А вот резкость на фокусных длиннее 200 мм не соответствует стоимости. Она есть, но не лучше, чем у простого 70-300, который в 2,5 раза дешевле. В целом из-за своей стоимости объектив интересен только для тех, кому компактность превыше всего, в других случаях есть более предпочтительные модели.

24.05.2014 20349 Фотомузей 0

Объектив современных фотоаппаратов развивался вместе со становлением физики, которая изучала и систематизировала знания об увеличении и исправлении искажений. Именно объективам, истории их создания и посвящен новый стенд нашего виртуального фотомузея. Это совершенно уникальный материал, собранный по крупицам со всего интернет-пространства, гордость нашей коллекции.

А начиналось все так…

Во все времена человек интересовался окружающим его миром. Настал момент, когда мир старого мировоззрения начал разрушаться. Границы его расширились. Ученые доказали, что Земля круглая. Люди пришли в шок, узнав, что живут на небесном теле, на «звезде». Начался переворот в науке. Джордано Бруно (1548-1600) по приказу «отцов церкви» был сожжен на костре за то, что он в том числе фактически первым написал множество страниц про оптические свойства линз, описав первый телескоп.

На основании этих сведений, из изготовленных разными шлифовальщиками линз и торговцами очков, уже в 1607 году великий Галилео Галилей (1564-1642) самостоятельно изготовил свой первый, еще не вполне совершенный, телескоп:

"Сначала я сделал себе свинцовую трубу, по концам которой я приспособил два оптических стекла, оба с одной стороны плоские, а с другой первое было сферически выпуклым, а второе - вогнутым; приблизив затем глаз к вогнутому стеклу, я увидел предметы достаточно большими и близкими; они казались втрое ближе и в девять раз больше, чем при наблюдении их простым глазом. После этого я изготовил другой прибор, более совершенный, который представлял предметы более чем в шестьдесят раз большими. Наконец, не щадя ни труда, ни издержек, я дошел до того, что построил себе прибор до такой степени превосходный, что при его помощи предметы казались почти в тысячу раз больше и более чем в тридцать раз ближе, чем пользуясь только природными способностями. Сколько и какие удобства представляет этот инструмент как на земле, так и на море, перечислить было бы совершенно излишним. Но, оставив земное, я ограничился исследованием небесного... "

Дальнейшее победное шествие науки в ХVII и ХVIII веках неотделимо от успехов теоретической и практической механики. Оно представлено величайшими умами, составившими гордость и славу человечества, творившими в разных странах: Иоганн Кеплер - в Германии, Рене Декарт - во Франции, Исаак Ньютон - в Англии, Христиан Гюйгенс - в Голландии, Михаил Ломоносов - в России. В момент, когда фотография впервые заявила о себе - оптические приборы уже были достаточно совершенны. Именно телескопы стали родителями оптических устройств, предназначенных для создания действительного фотографического изображения.

Началось развитие фотообъективов, конструкции основных 6 типов которых были разработаны в 1850-1920-х годах.

Первые линзы были довольно простыми. Линза Мениск показала, что «изгиб» простой линзы может исправить большую часть сферической аберрации и кривизны поля, что собственно и было у выпуклой и вогнутой линзы. Ахроматический дублет показал, что пары линз из стекла на различных индексах преломляющих дисперсий, может уменьшить хроматические аберрации.


Мениск (слева) и ахроматический дублет (справа)

После изобретения объектива камеры Daguerrotype, объективы начали быстро улучшаться, и буквально сотни фотографических объективов появились на рынке в начале 1900-х. Большинство из них были «тупиковыми», но шесть объективов (пять из которых были разработаны к 1900 году) трансформировались в новые модели, которыми мы пользуемся и сегодня! Шестой объектив был придуман уже после 1920-х годов для кинокамеры, а к 1930-му и для первой зеркальной камеры - это так называемый ретрофокус или по простому - обратный телефото.


Схемы 6 линз, которые являются предками всех современных объективов


Какие же объективы были первыми?

Объектив Петцваля , разработанный в 1850 году, был очень важной частью портретной фотографии на протяжении полувека. Малая часть современных объективов даст Вам возможность проследить свою родословную, тем не менее, линзы типа Петцваля использовались в большинстве слайд проекторов до 1950 года. Они стали основой для объектива Kodak F1.9 Cine, которые были установлены на тысячи кинокамер Kodak 16мм. Некоторые телеобъективы, изготовленные до 1950 года, были на основе технологии Петцваля.

Преимущества: отличная резкость по центру с достаточно широкой апертурой, низкое виньетирование.
Недостатки: астигматизм и кривизна поля, ограниченный и довольно узкий угол обзора.

Объектив Петцваля

Двухлинзовый (симметричный) - быстрый и прямой объектив, разработанный в 1860-х годах, симметричный (линзы с одинаковыми элементами по обе стороны), с хорошим оптическим качествами. Широкоугольники без искажений, объективы для пейзажа и архитектуры. Современные объективы основаны на этой же технологии, но стекло, из которого они изготавливаются, имеет высокие и низкие индексы светопропускания и улучшенные характеристики кривизны поля, для уменьшения астигматизма, корпус прямолинейный, что делает их еще лучше.

Преимущества: симметричный дизайн - полное устранение искажений и боковых хроматических аберраций.
Недостатки: тенденция к сферической аберрации, кривизна поля и астигматизм, который ограничивает их до умеренного на диафрагме f/2.8 или меньше. При умеренной апертуре эта конструкция требует дополнительных элементов для современного объектива, а это сложно и дорого, т.к. объектив имеет симметричное строение.

Симметричные объективы

Zeiss Protar (первоначальное название: анастигмат), симметричный объектив, разработанный в 1890 году, считается первым современным объективом для фотокамеры. За многие годы, создатели объективов увеличили количество элементов, размеры передних и задних линз, но общая симметрия в центре была сохранена. Объективы Schneider, Angulon и Leica Super Angulon являются прямыми потомками Protar.


Zeiss первыми обнаружили, что если закрепить неподвижно переднюю линзу, то можно сократить большую часть аберраций. Десятки прекрасных объективов являются просто модификаций Protar: Leitz Elmar, Zeiss Sonnar, Kodak Ektar, Schneider Xenar, Voigltander Heliostigmat и Skopar, и даже Nikon 50mm f/1.8 - очередные вариации конструкции Protar. Если у вас есть объективы от 35 до 110 мм, с максимальными диафрагмами порядка f/2.8, то это прямые потомки Protar.

Планар — тип фотографического объектива. Рассчитан Паулем Рудольфом (нем. Paul Rudolph) для Carl Zeiss Jena и запатентован в 1897 году. Базовая схема состоит из 6 линз в 4 группах. Современные объективы этой схемы могут включать в себя до 9 линз в 9 группах.

Согласно классификации, принятой, как в западноевропейской, так и в американской оптической литературе (включая патентную), этот тип объектива именуется Double-Gauss lens (двойной объектив Гаусса) . Планары же рассматриваются, как одна из модификаций этой схемы.

Следует также отметить, что название Planar® до сих пор является собственностью фирмы Zeiss AG.

Конструктивно, Планар относится к менисковым анастигматам. Первоначально, схема строилось на основе объектива предложенного Карлом Гауссом ещё в начале XIXв, в качестве объектива телескопа, и состоящего из двух менисков — «силового» положительного и отрицательного корректирующего. Двойной же объектив Гаусса представляет собой симметричную конструкцию из двух таких объективов, с диафрагмой посередине. Подобный вариант был рассчитан Элвеном Кларком (Alvan G. Clark), запатентован в 1889 г. и выпускался фирмой Bausch & Lomb. Базируются на симметрии, чтобы сгладить кривизну поля и уменьшить аберрации, с объединёнными положительными и отрицательные элементами, мениски вогнуты к центру и устанавливаются с пробелами между элементами, они не закреплены намертво.

Преимущества: более широкая дырка, чем у других объективов, особенно важно для тех объективов у которых элементы расположены не симметрично.
Недостатки: имеют тенденцию к сферическим аберрациям и астигматизму. По началу их разрешающая способность была очень низка.

Две производные от объектива системы Гаусса

В 1920-х дизайнер Тейлор Хобсон считал, что объектив не должен быть идеально симметричным и начал изменять тип стекол и элементы, что позволило ему создать объектив OPIC с относительным отверстием F:2, который в свою очередь привел к развитию таких объективов, как Schneider Xenon и Zeiss Biotar. В мире кино стекла Cooke Speed Panchro, Angenieux S-type и производные объективов Planar. Вторая производная от объектива Гаусса имеет уже 6 элементов, этого достаточно для диафрагмы f2.0, более широкая дырка требует 7-го элемента или 8-го, которые снижают аберрации и астигматизм. Если Вы снимаете крутыми объективами с широкой апертурой, то все шансы что они созданы по конструкции Гаусса.

Спустя всего пять лет, в 1925 году, Альбрехт Тронниер (Albrecht Wilhelm Tronnier) из Schneider Kreuznach рассчитывает Ксенон (Xenon). А ещё через два года (1927 год) Вилли Мертэ (Willy Merté) из Carl Zeiss разрабатывает линейку фото- и киносъёмочных Биотаров (Biotar). Эти объективы, отличавшихся заметным отступлением от симметрии, и имевшие в заднем компоненте, сравнительно «толстую», плоско-выпуклую (Xenon) или двояко-выпуклую (Biotar) линзу, в свою очередь послужили базой для многочисленных модификаций. К 1930 году Хорес Ли (Horace William Lee) рассчитывает шестилинзовый Speed Panchro, ставший одним из лучших объективов 1930-х — 1940-х годов.

Leica 50mm f/0,95

Объективы Leica 50mm f/0,95, Canon 50mm f/1.0 и легендарный Zeiss 75mm f/0.85 являются конструкций такого типа. Многие объе-ктивы Summarits Leica, Summicrons и Noktilux, почти каждый полтинник, сделанный любым производителем, а также множество других современных объективов, это в основном измененный Planar.

Если у Вас есть полтос или 85-ка, скорее всего - это объектив созданный по системе двойных линз Гаусса. Посмотрите ниже, приведены несколько очевидных примеров из современных объективов. Два объектива на левом фланге являются Canon 50mm f/1.4 (вверху) и f/1.2 (внизу). В центре находятся 50 мм f/1.4 объективы от Sigma (вверху) и Nikon (внизу). В каждом из них Вы уловите сходство центральных элементов, и они похожи на OPIC (Тейлора Хобсона) - и конечно друг с другом. Дизайнеры изменяли кривые элементов, тип стекла, и всячески уменьшали аберрации природных линз по разному. Объективы, не основанные на линзах Гаусса, на правой верхней части рисунка расположен 24мм, а в нижней правой - 135мм.

Не удивительно, что каждая из 50-мм линз имеет некоторые общие характеристики (нечеткую картинку в центре, немного кривое поле, по краям астигматизм и др.). Объективы 24 мм и 135 мм, как видно на картинке, получили наследие от различных типов объективов, которые совершенно очевидно видны, если сравнить их схемы.

Четыре светосильные линзы 50 мм (слева) по сравнению с 24 мм f/2.8 (справа вверху) и 135mm f/2 (внизу справа).

Телеобъективы - были разработаны одновременно в 1880-х годах известными британскими и немецкими оптиками. Существует легенда, что первые телеобъективы использовали днище от бутылок виски. Конечно, они были не высокого качества, но в 1920-х годах добавление дополнительных двояковыпуклых элементов с низкой дисперсии стекла к заднику объектива с воздушным пространством, может уменьшить искажения и уменьшить хроматические аберрации. Эти усовершенствования значительно повысили качество теле объективов.

Zeiss Tele-Tubus

Создатели объективов начали быстро исправлять свои же ошибки, одним из первых объективов на новой системе линз был Zeiss Tele-Tubus 1901 года. Система - передние положительные, задние отрицательные, но с уменьшением контраста - так и не могли бороться, склеенные элементы не могли противостоять свету, специальные покрытия для стекла изобрели позже. Все телеобъективы имеют одинаковую структуру: мощный передний положительный элемент и отрицательные задние, которые распространяют сфокусированный луч света и увеличивают изображение.

Преимущества: телеобъектив!
Недостатки: искажения; группа линз в телефото уменьшает количество света, который должен достичь сенсора, и эта группа линз не обладает естественным широким отверстием. Преодолеть их можно только путем увеличения передней линзы. Основная проблема телефото - продольная хроматическая аберрация. Отрицательный задний элемент усиливает любые аберрации и особенно хроматические. Теряет цвета во всем RGB-спектре, что делает изображение с размытым фоном - бокэ. Именно по этой причине все телеобъективы высокого качества имеют одну или несколько линз с низкой дисперсией.

Посмотрите внимательней на современные телефотообъективы: простые положительные и отрицательные элементы всегда разделены на несколько отдельных элементов, иногда с парой дополнительных элементов для контроля аберраций (теперь есть антибликовое покрытие линз, нет никакой необходимости, чтобы они были закреплены намертво, как в прошлом). Есть и дополнительные линзы для уменьшения задних искажений, но базовая конструкция все та же: положительные (выпуклые) элементы в передней, отрицательные (вогнутых) элементы в задней части объектива.


Три схемы телеобъективов - положительный фронт, отрицательный тыл и использование низкодисперсных линз (цветные) в положительных элементах

Обратный телефотообъектив (ретрофокус) - был впервые разработан в 1920 г. для киноиндустрии, которая требовала объективы с длинным бэк фокусом (расстояние от задней линзы до датчика).

Достоинства: дает более короткое широкоугольные фокусное расстояние, относительно высокая диафрагма с широким углом, минимальное виньетирование и редко имеет сферические аберрации.
Недостатки: кривизна поля в фокусе, аберрации фокуса. Боковые хроматические аберрации на широких углах требуют дополнительных элементов, чтобы исправить все проблемы. Искажения бывают полезны, если мы используем обратное теле фото в виде конструкции рыбий глаз с очень широким полем обзора. Ретрофокус обычно больше стандартного объектива.


Схема оригинального Angenieux ретрофокус-объектива показывает отрицательный элемент в передней части, положительный в тылу и несколько корректирующих элементов между ними

Когда зеркальные камеры были впервые выпущены в 1930-х годах, не было никаких широкоугольных объективов, потому что зеркальная камера требует задней линзы, расположенной достаточно далеко от плоскости байонета, чтобы обеспечить опрокидывание зеркала во время экспозиции. В ранних зеркальных фотокамерах использовать линзы с ФР до 40 мм.

Поперечное сечение камеры Exacta SLR 1940 года, демонстрирует заднюю линзу (зеленая стрелка), которая должна быть на достаточном удалении от зеркала (красная стрелка), чтобы работал подъем зеркала в момент съемки

Сегодня любой объектив для SLR 40 мм шире оригинального ретрофокус-объектива. Негативные элементы передней почти всегда согнуты в формы мениска, их обычно два или более. Форма мениска помогает исправить кривизну поля и некоторые аберрации. Существует, как правило, два или более позитивных элемента в задней части объектива, с несколькими другими элементами между ними. Почти каждый современный, высококачественный широкоугольный обратный телеобъектив будет иметь, по крайней мере, один асферический элемент.
Вы можете видеть из трех приведенных примеров, ретрофокус объективы, становятся сложнее и их фокусное расстояние становится шире.

Три ретрофокус-объектива от Canon. 35 мм f/1.4, 24 мм f/1.4 и 14mm f/2.8

Часть элементов необходима не только для формирования изображения, но для исправления аберраций другая часть Число элементов и сама конструкция объясняет нам, почему 24 мм f/1.4, как правило, более дорогие и физически больше, чем 50 мм f/1.4. Посмотрите на разрезе объектив Zeiss 21mm f/2.8 ниже. Обратите внимание не только на число элементов, но на несколько групп, прокладок и прочее. Сложно не заметить, что некоторые элементы не лежат четко по центру, а некоторые наклонены. Широкоугольные объективы - сложный продукт, в котором главное резкость тонких и мелких деталей на широком угле.

Разрез объектива Zeiss 21mm f/2.8 объясняет его высокую стоимость

Объективы Триплет. Дэннис Тейлор разработал триплет-линзы в 1890-х годах, и они были произведены компанией Тейлор Хобсон, как и многими другими производителями. Триплет - простейшая конструкция, которая может исправить все 7 основных аберраций. Деннис Тейлор понял одно из преимуществ его линз, что их очень просто сделать в разных фокусных расстояний. Перемещение центрального элемента ближе к передней или задней линзе и дало так называемый точный зум. Разделение переднего и заднего элемента триплета увеличили апертуру и привели к уникальным продуктам Zeiss Sonnar и Leitz Elmar. Большинство оригинальных объективов Leica были модификациями триплета. Триплеты были установлены в подавляющее большинство видео камер, и мыльниц. Даже сегодня объективы с ФР от 50 до 150 мм сохраняют триплет основу, хотя передние и задние элементы, как правило, разделены или изменены. За долгие годы более чем 80 различных патентов было выдано на изменённый дизайн линз триплета.

Объектив системы Триплет

Достоинства: простой и недорогой в производстве. Дает достаточно хорошее исправление всех аберраций. Светосильные элементы требуют очень точной настройки и жесткие производственные допуски.

На протяжении 1900-х годов классический триплет заменяют другими типами объективов для зеркальных фотокамер. Тем не менее, триплет породил гораздо больше вариаций объективов, чем все вместе взятые другие системы линз.

Перемещение центрального элемента ближе к передней или задней линзе и дало так называемый точный зум

Зум-объектив предназначен для различных фокусных расстояний. Хотя патент был выдан в 1901 году для триплетного объектива с подвижным центральным элементом, который дал миру зум эффект и официальное название «регулируемый объектив», нужно было повысить точность изменения фокусного расстояния. В 1930-х годах компания Тейлор Хобсон (изготовитель триплета) выпустила видеообъектив Varo, который объединил отрицательный элемент передний (обратный телефото), отрицательный элемент задний (как у телефото), а в центре был размещен двойной Гаусс-объектив (похож на центральный элемента триплет). Перемещая центр линзы по отношению к передним и задним элементам, объектив мог изменить ФР с 40 мм до 120 мм. Varo был размещена в квадратном корпусе из алюминия и весил 7 фунтов. Такую бандуру, конечно, не возможно было с собой таскать. Прошло 20 лет и в 1950 г. Voigtlander выпустил первый зум-объектив для зеркальных камер, Zoomar 36-82мм.

Первый SLR зум-объектив

Глядя на сложные конструкции современных зум объективов, довольно трудно увидеть их наследие, но иногда можно. Генеалогию широкоугольного зума легче всего увидеть: он должен быть обратным телеобъективом. Действительно, большинство широкоугольных зумов похожи, так как у них обратная конструкция телефото, с отрицательными элементами передними и положительными элементами задними. У них также разделены передние, центральные и задние группы линз, что позволяет использовать их для увеличения (группы сдвигаются по отношению друг к другу).

Nikon 14-24, Sigma 8-16 и Tamron 16-35 - ретрофокусное наследие

Широкоугольные зумы - с обратным телефото - склонны к искажению и другим аберрациям, в них, скорее всего, есть несколько асферических элементов, которые исправляют ситуацию. Ну и конечно, они будут иметь элементы с низкой дисперсией для контроля хроматической аберрации. У всех телеобъективов есть двояковыпуклые линзы в одной из задних групп, чтобы бороться с искажениями.

Суперзумы: Nikon 28-300, Tamron 18-270 и Canon 18-200 - все имеют положительный фронтальные и положительные задние линзы

Сегодня объективы разрабатывают при помощи компьютерных программ, но вы, как и я, наверное, были удивлены, обнаружив что практически все они сделаны не "с нуля". Конструкторы начинали с существующего объектива и дорабатывали его.

И какими бы сложными компьютерными программами не разрабатывались новые типы объективов, они будут построены на тех же принципах, что и объективы в прошлом. Поэтому всегда Ваш зум объектив будет иметь все те же искажения на широком и длинном "концах" зума, что и спроектированный десятилетия назад обратный телефото.

Надеюсь, наш рассказ не сильно утомил вас и был познавателен.!

Samyang 500mm f/8.0 Mirror — супер дешевый, супер легкий супер-телефото объектив с ручной фокусировкой . Особенностью объектива является его зеркально-линзовая оптическая схема, которая не позволяет изменять диафрагму и формирует характерное ‘бубликовое’ . Качество изображения очень слабое . Если утрировать — то объектив для ‘попробовать снять птичек, луну, а потом выбросить или продать.’

В первую очередь Samyang 500mm f/8.0 Mirror предназначен для съемки удаленных объектов и фотоохоты на птичек и зверушек. В видоискателе он очень сильно приближает снимаемые объекты.

Основные технические характеристики Samyang MC Mirror Lens 1:8.0 f=500mm:

Название экземпляра из обзора Samyang MC Mirror Lens 1:8.0 f=500mm ⌀72 No.903910
Основные свойства
  • Объектив подходит для полноформатных камер , в данном случае для камер Nikon FX
  • Mirror Lens — Зеркально-линзовый, или катодиоптрический тип объектива
  • MC (Multi Coated) — мультипросветление оптики
  • T/T2 universal mounts — система сменных байонетов ‘T/T2’ для простой и быстрой смены байонета объектива
  • Macro — возможность псевдо-макросъемки
  • Только ручная фокусировка
  • Нерегулируемая , зафиксированная на значении F/8.0
  • Светофильтры, вкручивающиеся возле задней линзы объектива (rear-mount filters)
  • Небольшой вес и размеры
  • Набор светофильтров и мягкий чехол в комплекте поставки
  • возможность превращения в подзорную трубу с помощью специальной насадки
  • ‘бублики’ в
  • Возможность использования 2Х телеконвертера Samyang
  • Боль, ужасная боль в глазах, при просмотре отснятого материала
Диаметр переднего фильтра 72 мм
Диаметр заднего (со стороны байонета) фильтра 30.5 мм (В обзоре использовался светофильтр )
500 мм, ЭФР для камер Nikon DX составляет 750 мм, ЭФР для камер Nikon CX (Nikon 1) составляет 1350 мм.
Кратность зума 1 Х (это объектив, он не имеет зума).
Разработан для полноформатных пленочных камер разных систем
Количество лепестков 0 (ноль), без механизма управления диафрагмой
Метки шкала дистанции фокусировки в метрах и футах. Шкала ‘Macro’, которая показывает коэффициент максимального увеличения, имеются значения 1:4.3, 1:3.7, 1:3.3, 1:3.0, 1:2.7
без механизма управления диафрагмой, всегда установлено значение F/8 (по факту, число T, отвечающее за , находится на уровне T 11)
МДФ 1.72 м, максимальный коэффициент увеличения 1:2.7.
Вес 320 г (советский весит приблизительно 2 раза больше)
Оптическая схема 7 элементов в 6 группах

Изображение оптической схемы кликабельно

Бленда не идет в комплекте поставки, объектив может использовать бленду, которая вкручивается в резьбу переднего светофильтра
Страна изготовитель LENS MADE IN KOREA (объектив изготовлен в Корее)
Период производства Приблизительно с 2009 года по наше время (как минимум — до весны 2016 года)
Цена посмотреть реальные цены на Samyang MC Mirror Lens 1:8.0 f=500mm в популярных интернет-магазинах, а также купить этот объектив можно по этой ссылке .

Обратите внимание, что объектив выпускался/выпускается и под другими именами/брендами: Vivitar, Bower, Rokinon, Walimex, Phoenix, PRO-Optic, Opteka, а также может быть установлен на камеры Micro 4/3, Samsung NX, Olympus 4/3, Pentax K-mount, Sony/Minolta A-mount, Nikon F-mount, Canon EOS EF-mount, Fujica, Konica, Contax с помощью специального переходника, который идет вместе с комплектом поставки. Нужные или дополнительные переходники можно купить и отдельно, правда, в странах СНГ их поиск вызовет определенные трудности.

Сборка

Samyang 500mm f/8.0 Mirror собран хорошо, но как-то грубо, без какого-либо изящества. Объективы с таким грубым дизайном делали 30 лет назад, и для современного объектива это довольно странно. Корпус объектива состоит из сплава металлов, кольцо фокусировки очень широкое, прорезиненное. Samyang 500mm f/8.0 Mirror производится в Корее (нет, не в Северной).

В комплекте с объективом идет несколько светофильтров: Normal (IA Skylight), ND 2x, ND4x. Опционально можно докупить оригинальные цветные светофильтры Y52 (Yellow), O56 (Orange) и R60 (red). Эти светофильтры устанавливаются со стороны байонета, возле задней линзы. Такой метод установки светофильтров характерен для многих длиннофокусных объективов. Также, можно использовать обычные светофильтры, которые вкручиваются в резьбу возле передней линзы и имеют диаметр 72 мм. Для обзора я использовал задний нейтральный/нормальный светофильтр и передний зищитный светофильтр Extra digital 72mm.

Я нигде не смог найти информацию, нужно ли обязательно устанавливать в резьбу под задние светофильтры какой-нибудь светофильтр. То есть, не понятно, входит ли светофильтр в оптическую схему объектива, например, как это происходит с объективом . Могу предположить, что Samyang 500mm f/8.0 Mirror все же лучше использовать без каких-либо светофильтров.

Фокусировка

Фокусировка плавная, без рывков или проскальзываний, с приятным ‘масляным’ ходом кольца фокусировки. Кольцо фокусировки вращается приблизительно на 200 градусов, из-за того, что объектив имеет большой диаметр, наводиться на резкость достаточно удобно, но очень сложно. Во время фокусировки передняя часть корпуса объектива, вместе с резьбой под светофильтры — вращается, а оправа корпуса (хобот объектива) выезжает вперед. К сожалению, объектив не имеет хард-стопа для быстрой наводки на резкость — кольцо фокусировки имеет большой ‘перелет бесконечности’, который связан с температурными ограничениями корпуса.

Минимальная дистанция фокусировки составляет всего 1.72 метра, что позволяет снимать с максимальным увеличением 1:2.7, что очень и очень неплохо для такого объектива. Samyang 500mm f/8.0 Mirror имеет шкалу дистанции фокусировки в метрах и футах, а также шкалу с указанием кратности увеличения для ‘Macro’.

Некоторые ресурсы и пользователи ошибочно добавляют в имя объектива приставку ‘IF’ (пример), обозначающую наличие внутренней фокусировки. Такой приставки нет ни на корпусе объектива, ни на его коробке, а ее дописывание — обман. Возможно и такое, что Samyang под данной аббревиатурой подразумевает что-то другое. Один Бог знает, что на уме у этих корейцев.

В инструкции к большинству фотоаппаратов Nikon указан порог максимального относительного отверстия объектива, с которым будет доступна функция ‘электронный дальномер’, которая помогает ручной наводке на резкость. Электронный дальномер указывает в какую сторону нужно вращать кольцо фокусировки для быстрой и точной наводки на резкость, а также дает подтверждение о точной наводке на резкость с помощью зеленой точки в нижнем левом углу . Когда точка загорается и постоянно горит — наводка на резкость выполнена правильно. Большинство фотоаппаратов Nikon рассчитано только на работу с объективами не темнее F/5.6 . Например, электронный дальномер камер и , с помощью которых делались тестовые снимки, не может корректно подсказать мне о точной наводке на резкость.

Samyang 500mm f/8.0 Mirror на фотоаппарате

Диафрагма

Объектив не имеет возможности управлять диафрагмой . Съемка всегда происходит на значении F/8. Из-за этого получаются определенные особенности и сложности:

  • контроль за экспозицией усложняется. Контролировать экспозицию без изменения приходиться с помощью манипуляций с ISO, светофильтрами и мощностью дополнительного освещения;
  • ГРИП контролируется только дистанцией фокусировки, ее нельзя принудительно увеличить или уменьшить посредством диафрагмирования;
  • нельзя принудительно (посредством закрытия ) улучшить качество изображения, в особенности это касается резкости и контраста. Объектив всегда ‘снимает одинаково’;
  • очень сложно фокусироваться при плохом освещении, даже режим Live View слабо помогает.

Скорее всего реальная у данного объектива куда ниже, нежели F/8. Такое ощущение, что T-stop (мера реальной светосилы) эквивалентен T 10 — T 13.

Качество изображения

С качеством изображения все очень плохо. Очень слабая резкость. Очень слабый контраст, используемое мультипросветление никак не помогает объективу. Есть , которых, в принципе, данный тип объективов должен быть напрочь лишен, но видимо, при его создании что-то пошло не так.

В такой ситуации я должен обязательно дописать спойлер: ‘возможно на обзоре у меня побывал неудачный экземпляр, найденный на ближайшей мусорке.’

Примеры фотографий

Все примеры фотографий были сняты на камеры и с переходником T2/Ai, в галерее показаны снимки без обработки, только изменены размер для быстрого просмотра и впечатанные данные из модуля. Снимки были сделаны без переднего и заднего светофильтров.


Предупреждение - статья основана только на личном опыте. Основное внимание уделяется технике Canon, с которой я работал в течение своего фотографического опыта.

Для чего вообще нужен телеобъектив?

Купить себе телеобъектив хотят, наверное, не меньше половины обладателей зеркалок со стандартным зум-объективом. На вопрос "а зачем вам нужен телеобъектив?"

чаще всего приходится слышать ответ, с которым сложно поспорить - "чтобы все приближать!" :) Как правило, телеобъектив действительно используется для съемки объектов, к которым нельзя подойти - начиная от банальных кувшинок и домиков "на том берегу", заканчивая профессиональной фотоохотой, спортивной съемкой, съемкой самолетов и так далее. Еще телеобъективы, благодаря своей способности сильно размывать задний план, часто используются для портретной съемки. Некоторые телевики позволяют снимать неплохое макро. Иными словами, спектр задач, которые позволяет решать телеобъектив достаточно широк.

В данной статье рассматриваются основные моменты во время выбора, покупки и использования телеобъектива.

Какой выбрать телеобъектив

У каждого производителя фототехники, как правило существует огромное количество длиннофокусных объективов. Если рассматривать Canon, то на ум приходит не меньше десятка моделей (фиксы пока в расчет не берем)!

  • Canon EF-S 55-250mm f/4-5.6 IS
  • Canon EF 70-200mm f/2.8 USM L
  • Canon EF 70-200mm f/2.8 USM L IS
  • Canon EF 70-200mm f/4 USM L IS
  • Canon EF 70-200mm f/4 USM L
  • Canon EF 70-300mm f/4-5.6 USM IS
  • Canon EF 70-300mm f/4-5.6 USM L IS
  • Canon EF 100-300mm f/5.6 L
  • Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6 USM L IS

У остальных производителей ситуация похожая. Все это разнообразие дополняется большим количеством моделей телевиков от Sigma, Tamron. Стоимость телеобъективов может составлять от нескольких сот до нескольких тысяч долларов! Как разобраться во всем этом разнообразии и выбрать телеобъектив с оптимальным соотношением цены, функциональности и качества изображения?

Прежде всего, давайте проведем небольшую вольную классификацию телеобъективов .

По фокусному расстоянию

Как и вся оптика, телеобъективы делятся на зумы и фиксы. Зум-объектив имеет возможность менять фокусное расстояние в определенных пределах, таким образом меняя масштаб съемки объекта от среднего до очень крупного (мелкий масштаб дают широкоугольники, о них речь шла ранее).

Телеобъективы с фиксированным фокусным расстоянием такой возможности не имеют, чтобы кадрировать с ними придется бегать. Причем, принимая во внимание их очень малый угол обзора, бегать придется на очень большие расстояния, а иногда даже лазить по горным склонам, лестницам, стремянкам, деревьям - в зависимости от того, что мы собрались снимать. Использование длиннофокусных фиксов - в основном, удел фотоохотников, астрофотографов, спортивных фоторепортеров. Как правило для съемки используются специальные площадки, кабинки, расположение которых "подогнано" для того, чтобы место действия хорошо просматривалось и расстояние до объектов съемки было оптимальным для применения данного фокусного расстояния.

Спортивные фоторепортеры с телевиками-фиксами

В повседневном использовании гораздо практичнее зум-объективы. В большинстве случаев они имеют худшую светосилу и четкость изображения, хотя встречаются и весьма резкие и красиво рисующие зумы - в данном случае речь идет о профессиональных "умеренных" телеобъективах 70-200mm.

Более наглядно дать понятие, как связана "степень приближения" с фокусным расстоянием поможет симулятор объектива:

Посмотрите, как изменяется поле зрения объектива при изменении фокусного расстояния и при использовании на полнокадровой матрице (FX) и на кропе 1.5 (DX).

По светосиле

Светосила характеризует максимальное светопропускание объектива. Чем светосильнее объектив, тем больше света достается матрице (при полностью открытой диафрагме) и тем короче требуется выдержка. Еще одна общеизвестная закономерность - чем больше светосила, тем в больших пределах можно менять глубину резкости. Это актуально для портретной съемки, в которой весьма ценятся объективы, дающие сильное и красивое размытие заднего плана.

Светосильная длиннофокусная оптика позволяет воплощать в жизнь большое количество творческих замыслов. Как правило, это весьма недешевые объективы профессионального класса. Одним из элементов престижа у каждого производителя являются "умеренные" телеобъективы с диапазоном фокусных расстояний 70-200мм и постоянной светосилой f/2.8. Это профессиональные зум-объективы, "заточенные" под портретную съемку. Они, как правило, дают замечательное качество изображения - в зоне резкости детализация огромная, задний план при этом размывается очень сильно и красиво. Контрастность, цветопередача, устойчивость к засветке также на весьма высоком уровне. Объективы 70-200mm f/2.8 имеют огромную популярность среди свадебных фотографов, позволяя одновременно решать задачи по репортажной и портретной съемке. Объективы 70-200 мм имеют также "облегченные" версии - с постоянной светосилой 4. Они ощутимо дешевле и компактнее своих "старших братьев", однако и возможностей у них меньше, хотя, на самом деле, эта оптика очень неплохая.

Светосила большинства любительских телеобъективов весьма невысока - на коротком конце f/4, на длинном - f/5.6 и даже меньше. Это накладывает некоторые ограничения в использовании таких объективов в художественной портретной съемке (которая чаще всего ведется в диапазоне до 135-150 мм) и съемке быстро движущихся объектов - из-за малого количества света, попадающего на матрицу для съемки с короткой выдержкой приходится сильно поднимать чувствительность ISO.

Если посмотреть внимательно, среди профессиональных телеобъективов иногда встречаются и не особо светосильные! Вот пример:

  • Canon EF 70-300mm f/4-5.6 USM IS (стоит около 20.000 рублей)
  • Canon EF 70-300mm f/4-5.6 USM L IS (стоит около 45.000 рублей)

Вроде бы, отличия только в одной букве, но "элька" стоит больше чем в 2 раза дороже. В чем подвох?

На самом деле, эти объективы внешне довольно похожи друг на друга (обычный 70-300 черный, "элька" белая и чуть больше в диаметре). Разница в начинке. Объективы имеют разную оптическую схему и в них используются линзы разных классов. В итоге недорогой "простой" 70-300 имеет приемлемое качество картинки лишь на 2/3 своего диапазона (где-то до 200 мм), дальше идет ощутимое снижение резкости, появляются хроматические аберрации. "Элька" дает более яркую, сочную и резкую картинку на всем диапазоне фокусных расстояний.

По наличию/отсутствию стабилизации

Вам наверняка известно, что стабилизатор изображения помогает компенсировать движение камеры, вызванное дрожанием рук фотографа (шевеленку), таким образом позволяя снимать с более длинной выдержкой и получать при этом четкие снимки. Сейчас стабилизаторы ставят практически во все объективы, но наибольшую актуальность стабилизация имеет в длиннофокусной оптике, то есть, в телеобъективах.

Есть такое правило - чтобы получать гарантированно четкие снимки, нужно снимать с выдержкой не длиннее 1, деленной на фокусное расстояние (в пленочном эквиваленте). То есть, если фокусное расстояние у нас 50 мм, то "безопасная" выдержка составит 1/50 секунды (и короче). Если у телеобъектива фокусное расстояние 300 мм, то "безопасная" выдержка составит 1/300 секунду на полном кадре и примерно 1/460 секунды на "кропнутой" камере (в пересчете на кроп 1.6 300 мм превращаются в 460 мм).

Из этого следует, что 300-мм телеобъективом с рук получится снимать только ярким солнечным днем! Если выдержка получается длиннее безопасной, выходы есть - открывать шире диафрагму (часто, жертвуя при этом детализацией), повышать ISO (при этом растет уровень шумов), либо воспользоваться штативом (это снижает мобильность фотографа).

И тут нам приходит на помощь стабилизация - включенный стабилизатор способен увеличить безопасную выдержку в 2-3 раза. То есть, вместо 1/300 секунды, "безопасная" выдержка для 300 мм составит 1/100 секунды (1/160 сек на кропе). Согласитесь, стабилизатор дает серьезное преимущество и позволяет в большинстве случаев отказаться от использования штатива и снимать на низкой чувствительности ISO не только в солнечную, но и в пасмурную погоду, иногда даже вечером.

Таким образом сожно сделать вывод о исключительной пользе функции стабилизации изображения для телеобъектива. Однако, справедливости ради стоит отметить, что стабилизатор полезен только при съемке неподижных объектов (например, пейзажа). Если вы собрались снимать движущиеся объекты, например, спортсменов, стабилизация вам не поможет - чтобы "заморозить" движение, нужно сокращать выдержку за счет открытия диафрагмы и/или повышения чувствительности ISO.

Что нужно знать, покупая недорогой телеобъектив?

Основные недостатки большинства бюджетных телеобъективов - низкая светосила, ощутимое снижение качества изображения при увеличении фокусного расстояния, хроматические аберрации, виньетирование на открытой диафрагме. У некоторых особо дешевых моделей отсутствует стабилизация изображения - такие объективы включаются в спецпредложения магазинов и "впариваются" вместе с бюджетными зеркалками в качестве бонуса (естественно не бесплатного). Таким образом магазины избавляются от залежалого неликвидного товара. Прежде чем "клюнуть" на подобное предложение, подумайте, что вы будете этим объективом фотографировать?

Портрет

Да, по сравнению с китовым этот объектив будет лучше размывать задний план. Ниже приведен портрет, сделанный при помощи на телеобъектива Canon EF 75-300mm f4-5.6 IS USM (фокусное расстояние 75 мм, f/4, Canon EOS 300D)

Как видно, размытие есть, но не очень сильное. Чтобы его усилить нужно увеличить фокусное расстояние примерно до 200 мм. Следующий пример - портрет, сделанный на телеобъектив Canon EF 100-400mm f4-5.6L IS USM (фокусное расстояние 210 мм, f/5.6, Canon EOS 5D)


Уже лучше, но пришлось вести съемку с очень большого расстояния (около 10 метров), что не всегда удобно.

Но если вы попробуете поснимать портреты светосильный фиксом, пусть даже недорогим и не столь длиннофокусным, например 50mm f/1.8, у вас наверняка полностью отпадет желание продолжать снимать портреты бюджетным телевиком и сразу возникнет желание накопить на хороший "портретник", например, 50мм f/1.4 (лучше для кропа) или 85мм f/1.4 (лучше для полного кадра). Они стоит примерно так же, как бюджетный телеобъектив, иногда даже дешевле.


Последняя фотография сделана на Canon EOS 5D с объективом Samyang 85mm f/1.4 на полностью открытой диафрагме. Вы видите, насколько сильного размытия можно достигать при использовании светосильного "портретного" фикса. Причем, дистанция съемки в данном случае не превышала 3 метров.

Пейзаж

Хотя пейзажная съемка не является основной функцией телеобъектива, тем не менее, он иногда может успешно использоваться для съемки каких-то интересных фрагментов пейзажа. О том, какое качество обеспечит дешевый телеобъектив при съемке пейзажа, можете судить по этим двум фотографиям:


Фокусное расстояние 220 мм


Фокусное расстояние 300 мм

Снимки были сделаны 6-мегапиксельным Canon EOS 300D и объективом Canon EF 75-300mm f/4-5.6 IS USM в далеком 2005 году. Мы видим, что на 220 мм качество можно назвать с большой натяжкой терпимым, но на 300 мм банально нет резкости! Тем не менее, я совсем недавно видел в магазине "дабл-кит" - 18-мегапиксельный Canon EOS 600D с китовым объективом 18-55 мм и к ним впридачу еще объектив Canon 75-300mm (фотографии с него вы уже видели), причем версия без стабилизатора! Стоит ли выкидывать небольшие, но все же деньги за такую оптику?

Кто-то справедливо возразит, что у новых телеобъективов четкость картинки стала лучше. Да, но не стоит забывать, что при этом многократно выросло и разрешение матриц, следовательно, даже если ситуация в целом и улучшилась, то не радикально - 100% кропы фотографий будут примерно такими же. Бюджетные телеобъективы на длинном конце не способны дать действительно качественную картинку.

Фотоохота

Из-за низкой разрешающей способности на длинном конце фотографии зверей и птиц будут пригодны только для печати небольшим форматом или публикации в Интернет. Из-за низкой светосилы придется ощутимо повышать ISO, чтобы фотографировать животных и птиц в движении - это станет причиной повышенной шумности снимков. Очень быстро выяснится, что 250-300 мм - это слишком мало для съемки животных в естественной среде их обитания, максимум кого вы сможете снимать более-менее крупным планом - это животных, привыкших к людям (котов, собак, голубей и т.д.). Диких зверей с таким объективом получится снять разве что в зоопарке (сквозь решетки и стеклянные стены загонов).

Съемка в путешествиях

Для этих целей гораздо удобнее "тревел-зум" - объектив, имеющий диапазон фокусных расстояний от широкоугольника до умеренного телевика. Самый популярные "тревел-зумы" для кропа - Canon 18-135mm, Nikon 18-105mm. Имея два объектива - штатный зум и телевик, вы неминуемо столкнетесь с двумя сложностями - габариты и вес комплекта (два объектива больше и тяжелее одного), а также необходимостью эти объективы менять местами (рискуя что-то уронить или нахватать пыли на матрицу). По своему опыту скажу, что во время экскурсий довольно редко бывает возможность неторопливо поснимать - даже если вам экскурсовод дает свободное время, желающих фотографировать(ся) очень много и вам придется действовать быстро. В этом отношении предпочтительнее иметь один универсальный объектив, чем два для разных целей. Качество картинки у "тревел-зумов" вполне неплохое, зачастую они превосходят и китовый объектив и бюджетный телевик.

Если напрячься, можно еще найти кучу поводов, чтобы отговорить от покупки дешевого телевика. Но если желание покупать до сих пор не отпало, тогда приведу некоторые рекомендации - как не прогадать покупкой и как получать удовольствия от съемки?

1. Главная рекомендация - если объектив не светосильный, крайне желательно наличие стабилизатора. Стабилизация изображения ощутимо уменьшит процент бракованных снимков из-за шевеленки, а также даст возможность прикрывать диафрагму до 8-11 - именно при этих значениях достигается наилучшая резкость.

2. Не связывайтесь с "суперзумами" - 18-200mm, 28-300mm, 18-270mm и т.п. Они имеют никудышную светосилу надлинном конце, четкость изображения у таких объективов может быть на порядок ниже, чем, даже, у китового 18-55 мм.

3. Обязательно проверьте объектив на фронт/бэкфокус.

Какой объектив покупать - "кропнутый" или "полнокадровый"?

Если у вас "кропнутый" аппарат и вы в обозримом будущем не планируете переходить на полный кадр, лично я не вижу большого смысла приобретать "полнокадровый" объектив 70-300 мм - стоит он раза в полтора дороже, как минимум, а качество дает сопоставимое с "кропнутыми" объективами семейства 55-250 мм.

Напоминаю, что у бюджетных телевиков "рабочие" только 2/3 диапазона, дальше идет ощутимое снижение четкости. При этом разница по "эффективным" фокусным расстояниям между 55-250 и 70-300 вообще сходит на нет.

Объектив 55-250 не лишен и недостатков механического плана - у него нет пылезащиты, при телескопической конструкции это неизбежно вызовет попадание пыли внутрь и оседание ее на линзах. Но за такую цену - это весьма неплохое приобретение, особенно, если он включен в так называемый "дабл-кит" - тогда цена его получается вообще смешной.

Еще есть весьма интересный вариант - Canon EF 70-200mm f/4 L USM . Стоимость его составляет около 40 тысяч рублей (б/у можно найти дешевле). Несмотря на то, что эта самая дешевая версия объектива не имеет стабилизатора, качество картинки у него ощутимо лучше, чем у выше названных телевиков (). Для кого-то это будет сильным аргументом - при использовании штатива этот объектив позволит результат просто недостижимый для бюджетной оптики.

Объектив имеет исключительно надежную конструкцию, предусматривающую внутреннюю фокусировку и внутреннее зуммирование - это исключает попадание внутрь объектива влаги и пыли. Недостатки - достаточно крупные габариты и немалый вес. Есть версия объектива со стабилизатором, но стоит она в 1.5 раза базовой версии.


Canon EF 70-200mm f/4 L USM IS

Бюджетные телеобъективы сторонних фирм - стоит ли связываться?

Наиболее популярными сторонними производителями являются фирмы Sigma и Tamron. Как правило, их объективы стоят дешевле оригинальных, но часто бывают не хуже по своим характеристикам и обеспечивают сопоставимое или даже лучшее качество изображения. Но есть и подводные камни. Главный из них - бОльшая вероятность нарваться на некачественный экземепляр. Если вы склоняетесь к покупке телевика Sigma, Tamron, рекомендую не брать первый попавшийся объектив, а протестировать несколько экземпляров и выбрать лучший.

Как выбрать лучший?

Есть два способа - сделать фотографии при помощи всех тестовых объективов, а затем, посмотрев на большом экране (например, на ноутбуке, взятом с собой в магазин) выбрать тот, у которого качество картинки наилучшее. Вариант надежный, но не всегда приемлемый - не всегда есть возможность воспользоваться ноутбуком.

Второй способ - ставите фотоаппарат на штатив, фиксируете его настройки и ставите по порядку на него все объективы из тестового набора, снимаете одно и то же и смотрите на размер файла ! Чем он больше, тем лучше детализация фотографии. Этот способ позволяет быстро выбрать самый резкий экземпляр. Но, повторюсь, для всех объективов нужно создать абсолютно равные условия. Лучше всего для фотосъемки подходят пестрые объекты, полностью попадающие в зону ГРИП, например, страница с текстом, витрина магазина, плакат на стене.

Телеобъектив (телевик) — это оптика, фокусное расстояние которой значительно превышает диагональ полнокадровой матрицы. Телеобъективы являются самыми сложными в изготовлении. Свойство оптического увеличения было открыто достаточно давно. Оно активно используется в подзорных трубах, телескопах, биноклях и микроскопах. Но конструкция большинства из этих предметов проста. Человек своим глазом сам «фокусируется» на том или ином объекте. В случае с фотокамерой объектив нужно фокусировать собственноручно, иначе снимок получится размазанным. В последнее время эту задачу возлагают на автофокус. Именно из-за фокусировочных моторчиков телеобъективы сложны и дороги в изготовлении.

Сейчас в продаже можно найти оптику с фокусным расстояние 150, 300 и даже 600 мм. Например, телеобъективом считается модель Nikon 70-300 mm f/4.5-5.6G IF-ED VR AF-S Nikkor. Как можно понять по наименованию, эта оптика обладает переменным фокусным расстоянием. Найти телеобъективы с фиксированным фокусным расстоянием очень сложно. Они неудобны в использовании.


Особенности телеобъективов

У телеобъективов крайне малый угол зрения. Чем больше фокусное расстояние — тем этот угол становится меньше. Размер матрицы в камере при этом не изменяется, поэтому и картинка кажется приблизившейся. К сожалению, данный вид оптики подчиняется прежним правилам. Невозможно наделить объектив с переменным фокусным расстоянием широко раскрывающейся диафрагмой. Из-за этого некоторые фотографы всё же предпочитают покупать телеобъективы с постоянным фокусным расстоянием. Например, существуют 200-миллиметровые модели со значением диафрагмы f/2. Такая оптика обладает повышенной светосилой, ею можно снимать даже при плохом освещении. Но и стоит она гораздо дороже обычных телеобъективов. Также у фотографа с такой оптикой регулярно возникают сложности с компоновкой композиции, которые приходится решать только с помощью ног.

Гораздо популярнее телеобъективы с переменным фокусным расстоянием. Обычно именно такой оптикой пользуются фотографы, следящие за спортивными соревнованиями. Проблемы с диафрагмой их не волнуют хотя бы из-за того, что поле подсвечивается сотнями прожекторов. Это позволяет снимать при короткой выдержке даже на значении диафрагмы f/7 или f/10.

Известные недостатки

Недостатком подобных объективов является их чересчур высокая масса и крупные габариты. Даже бинокли с многократным увеличением имеют приличные размеры. Здесь же нужно увеличивать картинку не для маленького человеческого глаза, а для матрицы, диагональ которой равняется примерно 35 мм. При этом под корпусом оптики должны уместиться многочисленные моторчики и корректирующие оптические искажения линзы. Всё это выливается в то, что самые мощные телеобъективы могут быть метровой длины и весить несколько килограммов. Ни один фотограф не мог бы держать неподвижно такого монстра. Поэтому телеобъективы почти всегда снабжаются специальной подставкой. С её помощью можно улечься на землю, весь вес при этом перекладывается на данную ручку-подставку. Также к ней можно прикрутить штатив. Этим пользуются те самые фотографы, следящие за футбольным матчем или легкоатлетическими соревнованиями. Без штатива объектив с килограммовой массой запросто отломил бы крепление к камере, называемое байонетом. Если вы впервые используете телеобъектив — действуйте крайне осторожно. Поломка байонета критична, после этого придется покупать новую фотокамеру.

Существуют и универсальные объективы, которые обладают способностью сильно увеличивать картинку. Они могут иметь диапазон фокусных расстояний 24 — 300 мм. Технически это тоже телеобъективы, хотя универсальными их называют гораздо чаще. Иногда подобная оптика вкладывается в комплект с зеркальным фотоаппаратом. Профессионалами такие объективы используются редко, так как узкое отверстие диафрагмы не позволяет снимать на короткой выдержке. Любители же легко могут опробовать свои силы и с такой оптикой, для этого следует лишь запастись штативом.

Телеобъективы не очень сильно распространены. Этому не следует удивляться. Подобная оптика просто очень редко используется. Такие объективы очень тяжелые, в отпуск их взять с собой невозможно. В первую очередь телеобъективы используются в профессиональных целях. Ими фотографируются спортивные соревнования, их используют папарацци, также такая оптика незаменима при профессиональной съемке концертов. Не обойтись без телеобъектива при фотоохоте за птицами и животными. В свадебной фотографии подобная оптика почти никогда не используется. Обычным фотолюбителям хватает и универсального зум-объектива.

Качественный телеобъектив с большим фокусным расстоянием и отличной светосилой является высокотехнологичным изделием. Стоимость такой оптики может достигать нескольких тысяч долларов. Наибольших успехов в производстве подобных объективов добилась копания Canon. Именно её фотоаппаратами и телеобъективами пользуется около 60% профессиональных журналистов и репортеров.

Широкоугольники обладают оптическим искажением в виде бочкообразной дисторсии. К сожалению, нечто подобное наблюдается и у телеобъективов. Изображение в некоторых случаях кажется вогнутым. Такое оптическое искажение называется подушкообразной дисторсией. Производители современной оптики достаточно успешно борются с этим фактором. Также искажение пытается подавлять и сама зеркальная камера.

Как снимать телеобъективом

Телеобъективы заставляют фотографа снимать на очень короткой выдержке. В противном случае на фотографии будет наблюдаться так называемая шевеленка — смазывание движущихся объектов. Чем больше фокусное расстояние — тем более короткой следует делать выдержку. Как вы понимаете, именно из-за этого не могут существовать телеобъективы с фокусным расстоянием свыше 1000 мм. Воспользовавшись такой оптикой, пришлось бы снимать на ультракороткой выдержке. Но при таких параметрах стандартная матрица просто не успевала бы принимать достаточное количество света, большая его часть терялась бы в стеклах объектива. Впрочем, современные технологии позволяют создавать подобную оптику. Но в ней нет смысла хотя бы из-за гигантских размеров.

Сейчас ни один телеобъектив не обходится без внедренной системы стабилизации изображения. Она позволяет слегка увеличивать выдержку при съемке с рук. Некоторые объективы наделены ультразвуковой технологией фокусировки. Она необходима для видеосъемки. Звук фокусировочных моторчиков при этом становится практически неслышимым на видеозаписи. Это очень важно в тех случаях, когда фотограф не использует внешний микрофон, ограничиваясь встроенным.

Макросъёмка телевиком

Телеобъективы задний план размывают не очень сильно, но особым образом. Из-за этого всё внимание сосредотачивается на основном объекте съемки. Некоторые телеобъективы из-за этого используются даже для макросъемки. При этом даже не нужно особенно сильно приближаться к фотографируемому объекту. Так некоторые фотографы снимают насекомых и цветы. Однако для макросъемки создан отдельный класс объективов.

Использование телеобъективов для съемок такого плана имеет несколько преимуществ по сравнению со специальными макро–объективами, которые имеют большую величину минимального фокусного расстояния. Риск нарушения композиции или самого снимаемого объекта сводится к минимуму благодаря тому, что телеобъективы позволяют фотографировать с рабочего расстояния до объекта в районе 1 метра (для стандартных макро объективов оно составляет 15 - 30 см). Кроме того, благодаря дополнительному расстоянию между камерой и объектом, значительно уменьшается риск затенения объекта фотографирования камерой, а также есть больше возможностей выбора нужного освещения - как естественного, так и вспышкой.


Фотография сделана телеобъективом Tamron 70-300

Использование телеобъектива для таких высокоточных работ не может обойтись без некоторых трудностей, поэтому ниже мы приводим несколько советов, которые помогут увеличить ваши шансы на получение снимков в макро диапазоне с помощью телеобъектива:

  • В связи с крайне низким фокусным расстоянием, риск снижения резкости из-за вибраций камеры здесь выше. Поэтому крайне важно использовать штатив и дистанционный спуск затвора, чтобы попытаться минимизировать движения камеры/объектива.
  • Иногда даже при использовании штатива самые незначительные движения камеры могут испортить снимок. Попробуйте прикрепить объектив, используя муфту штатива, непосредственно к треножнику, так вы значительно сократите шансы на его колебания. Если же муфты у вас нет, то рекомендуется установить выдержку в 1/фокусное расстояние. Лично я при выборе выдержки для минимизации влияния колебаний всегда использую 1/главное фокусное расстояние (то есть умножаю фокусное расстояние объектива на кроп-фактор сенсора, чтоб скорректировать его до фокусного расстояния в 35 мм).
  • Учитывайте параметр глубины резкости. Использование пограничных фокусных расстояний с такого близкого расстояния, может привести к уменьшению глубины резкости до долей миллиметра. Поэтому, чтобы обеспечить резкость объекта съемки по всему кадру используют достаточно маленькую диафрагму (существуют сайты и приложения, которые помогут вам произвести калькуляцию размеров диафрагмы).
  • Убедитесь, что объект съемки параллелен сенсору. Если вы хотите, чтобы весь ваш объект был в фокусе, обеспечьте параллельность сенсора снимаемому предмету. Учтите, что в этих условиях диапазон глубины резкости будет ограничен несколькими миллиметрами. Выбрав правильную позицию, ракурс, угол съемки вы значительно увеличите свои шансы на получение четкого изображения.
  • Включите объектив в режим ручной фокусировки. Если ваш телеобъектив имеет AF / MF переключатель, переключите его в режим ручной фокусировки и вручную сфокусируйте его на объект. Вы можете обнаружить, что, при ручной фокусировке минимальное расстояние фокусировки уменьшается, что позволит вам подойти ближе к объекту съемки, а значит, сможете иметь большее увеличение.
  • Для увеличения фокусного расстояния используйте телеконвертер с сохранением того же минимального расстояния фокусировки. Это позволит вам значительно увеличить масштаб съемки без необходимости перемещать камеру дальше от объекта съемки. Увеличение фокусного расстояния, таким образом, повлияет на выбор значений выдержки и диафрагмы, но коль скоро оно учитывается, телеконвертер может быть успешно использован для увеличения коэффициента воспроизведения.

Сравнение бюджетных телеобъективов Tamron и Sigma

Обзор одного из самых дорогих телевиков Nikon

Использование телеобъектива в качестве портретника

Телеобъектив — это нужная вещь для любого фотографа. Но не обязательная. Подобная оптика не требуется при работе в студии. Специализированный телеобъектив не пригодится и начинающим фотолюбителям, вместо него лучше использовать универсальный объектив.