В законе четко прописаны принципы, условия и порядок предоставления, а также состав и содержание социальных услуг.

Определены основания для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Это наличие обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности лица. Например, частичная или полная утрата способности к самообслуживанию и/или передвижению; наличие в семье инвалида, нуждающегося в постоянном постороннем уходе; внутрисемейные конфликты; насилие в семье; беспризорность несовершеннолетних; отсутствие определенного места жительства, работы и средств к существованию.

Основанием для предоставления соцобслуживания может быть заявление как самого гражданина, так и его законного представителя, иных лиц, органов и общественных объединений.

Особый упор сделан на профилактику нуждаемости граждан в соцобслуживании. Вводится социальное сопровождение. То есть гражданам при необходимости могут оказать содействие в получении необходимой медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.

Закрепляется принцип осуществления соцобслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости в соцуслугах. Последние могут предоставляться в стационаре, полустационарных условиях и на дому. Предусмотрена разработка индивидуальной программы оказания соцуслуг.

В неотложных случаях могут оказываться срочные социальные услуги (обеспечение бесплатным питанием, одеждой и предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилья, юридической и экстренной психологической помощи и др.).

Согласно закону платность соцуслуг, предоставляемых в полустационарных условиях и на дому, базируется на адресном подходе к их получателям и зависит от уровня их среднедушевого дохода. Ограничивается предельный размер платы за соцуслуги. При этом закреплено, что новые условия предоставления соцуслуг не должны ухудшить положение тех, кто имеет право на их получение в настоящее время. В том числе это не должно привести и к повышению платы за услуги для указанных лиц.

Бесплатно соцуслуги оказываются следующим категориям. Во всех формах - несовершеннолетним детям, а также пострадавшим от чрезвычайных ситуаций и вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов. На дому и полустационарной форме бесплатно могут получать соцуслуги граждане, чей среднедушевой доход ниже установленной величины. Размер предельного среднедушевого дохода для предоставления соцуслуг бесплатно будут определять региональные власти (но не менее 1,5 регионального прожиточного минимума).

Прописаны права и обязанности поставщиков и получателей соцуслуг, предусмотрено ведение реестра поставщиков и регистра получателей.

К оказанию соцуслуг привлекут бизнес. Вводится общественный контроль в сфере соцобслуживания.

Социальное обслуживание населения как одно из составляющих социальной поддержки населения представляет собой направление деятельности социальных служб в области социальной поддержки, по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, а также иных видов услуг, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Финансовое обеспечение деятельности организаций социального обслуживания, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату (частичную плату).

Закон предполагает осуществление межведомственного взаимодействия при предоставлении социальных услуг на основе регламентов, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ.

Эффективное функционирование системы социального обслуживания обеспечивается путем контроля (надзора) в области социального обслуживания, в том числе общественного контроля.

1. Предметом регулирования выступают, как правило, отношения, возникающие по поводу достижения целей в конкретной сфере деятельности, т.е. по существу, предметом регулирования являются правоотношения, объединенные определенными признаками, позволяющими выделить их в отдельную группу. Комментируемый регулирует правоотношения, возникающие по поводу предоставления социального обслуживания.

Комментируемый выступает в качестве основного источника правового регулирования отношений в сфере социального обслуживания, именно он устанавливает основы государственной политики в сфере социального обслуживания. Законодатель выделят три составляющих такой политики: правовую, организационную и экономическую.

Правовая основа представляет собой совокупность норм права, регулирующих основные вопросы в сфере социального обслуживания. Задача комментируемого установить основные правовые "скобы", создать правовой фундамент для построения системы социального обслуживания. Конкретизация правовых норм отводиться подзаконным нормативным правовым актам и нормативным правовым актам субъектов РФ.

1) устанавливает основные понятия, используемые для правового регулирования, и принципы, на которых базируется такое регулирование и вся система социального обслуживания в целом;

Организационные основы социального обслуживания - это, прежде всего, установление порядка предоставления социальных услуг. Комментируемый определяет круг лиц, которые могут выступать в качестве поставщиков социальных услуг, а также приводит критерии, по которым граждане могут быть отнесены к категории "получателя социальных услуг". Устанавливается порядок предоставления социальных услуг, в т.ч. правила обращения за предоставлением таких услуг. Именно через установление круга лиц, которые могут быть организациями социального обслуживания, определение их правового статуса, основ осуществления контроля за деятельностью таких лиц, а также требований к предоставлению социальных услуг и осуществляется организационная роль комментируемого Закона в сфере социального обслуживания.

В соответствии с Конституции РФ вопросы социального обслуживания находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Согласно Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Такая двухуровневая система правового регулирования требует согласованности, четкого разграничения полномочий между субъектами РФ и федеральным центром. Осуществить такое разграничение полномочий призван комментируемый Закон, в которого устанавливается перечень полномочий федеральных органов государственной власти, в т.ч. специального уполномоченного органа исполнительной власти (Минтруда России), и перечень полномочий органов государственной власти субъектов РФ. Перечень полномочий установлен исходя из правоприменительной практики, целесообразности, и в целях создания эффективной системы социального обслуживания. Перечни обозначенных полномочий являются открытыми и могут быть дополнены в случае необходимости.

Организация системы социального обслуживания невозможна без установления правового статуса основных участников системы - поставщиков и получателей социальных услуг. Комментируемый в соответствующих главах устанавливает права и обязанности вышеуказанных лиц. Среди особенностей комментируемого Закона можно выделить требование об информационной открытости поставщика социальных услуг, который обязан предоставлять в открытом доступе информацию о своей деятельности. Такая обязанность поставщика корреспондирует с правом получателя социальных услуг на получение доступа к такой информации. Информационная открытость поставщика социальных услуг является одним из гарантирующих элементов организации независимого общественного контроля за качеством оказания социальных услуг.

Согласно Конституции, Российская Федерация является социально направленным государством. Именно поэтому всем категориям граждан должно предоставляться качественное социальное обслуживание, порядок предоставления которого регламентируется в 442-ФЗ. Некоторые положения данного нормативного акта будут разобраны в статье.

О чем закон?

В федеральном законе № 442-ФЗ закреплен ряд целей и задач, обязательных для исполнения соответствующими субъектами. Здесь стоит обратить внимание на:

  • правовые, экономические, организационные и прочие основы обслуживания граждан в сфере предоставления социальных благ;
  • ряд полномочий и обязанностей как получателей, так и поставщиков в рассматриваемой сфере;
  • ряд прав федеральных и субъектных инстанций государственной власти и т.д.

Что, согласно 442-ФЗ, является социальным обслуживанием российских граждан? В статье 3 говорится о деятельности должностных лиц по предоставлению ряда полезных услуг населению. Стоит отметить, что социальное обслуживание должно строго соответствовать определенным стандартам, то есть требованиям к периодичности, объему и качеству той или иной услуги.

О принципах социального обслуживания

Такая важная и обширная область как оказание услуг социального характера населению обязательно должна базироваться на ряде принципов, идей и условий. Самым главным принципом здесь является, конечно же, защита прав человека и гражданина. Работы в рассматриваемой сфере должны носить гуманный характер, а также не допускать унижения личности и достоинства того или иного человека.

Необходимо также обратить внимание на следующие принципы:

  • добровольность и конфиденциальность;
  • адресность предоставления услуг;
  • равный доступ всех групп населения к социальному обслуживанию;
  • территориальная близость поставщиков услуг к местам жительства получателей и т. д.

Функционирование рассматриваемой системы будет невозможным, если хотя бы один из представленных принципов исчезнет.

О системе обслуживания

В статье 5 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания" приводится характеристика структуры в рассматриваемой сфере, в которую входит ряд государственных инстанций, организаций и некоммерческих предприятий.

Правительство как основная инстанция исполнительной власти является важнейшим органом в области социального обслуживания. Именно правительство призвано реализовывать и вырабатывать государственную политику и нормативно-правовое регулирование во всей системе. отдает приказы региональным органам - администрациям российских субъектов. Помимо этого, правительство контролирует различные частные организации коммерческого и некоммерческого типа. В систему также могут входить обычные граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями - но только те, что занимаются социальным обслуживанием.

Об обязанностях субъектов системы

Согласно главам 3 и 4 № 442-ФЗ, как получатели, так и поставщики услуг в социальной сфере обладают рядом обязательных для исполнения функций. Для начала стоит разобрать обязанности получателей, закрепленные в статье 10 рассматриваемого нормативного акта. Вот, что здесь стоит выделить:

  • предоставление в государственные органы всей необходимой документации;
  • своевременное извещение поставщиков об изменении обстоятельств, которые обусловливают потребность в предоставлении услуг;
  • соблюдение условий, закрепленных в договоре с поставщиком.

Согласно же статье 12 Федерального закона № 442-ФЗ, поставщики услуг обладают следующими обязанностями:

  • осуществление своих профессиональных функций в строгом соответствии с законом;
  • реализация социального сопровождения;
  • законное использование информации о получателе;
  • предоставление срочных услуг и т. д.

Стоит также отметить, что поставщики услуг не должны ограничивать права или свободы людей, применять любые виды насилия, допускать грубое обращение и т. д.

О правах субъектов системы

На что имеют право поставщики услуг социального характера? Здесь стоит обратить внимание на статью 11 №442-ФЗ, в которой говорится о следующем:

  • возможность осуществлять запросы всей необходимой информации у органов государственной власти;
  • возможность включаться в реестр поставщиков - федерального или регионального типа;
  • право на отказ получателю услуг или заявителю в случае, если был неправильно оформлен договор или не была предоставлена вся необходимая документация.

Получатели же услуг имеют право на гуманное и уважительное отношение, на свободный выбор поставщика, получение в бесплатной и доступной форме сведений о своих обязанностях и полномочиях, на участие в составлении программ индивидуального характера и на многое другое.

О формах социального обслуживания

В каких видах и формах может выражаться система предоставления социальных услуг? В статье 19 № 442-ФЗ "О социальном обслуживании" речь идет об оказании услуг на дому, в стационарной или полустационарной формах.

Обслуживание на дому не имеет временных рамок, а вот остальные виды оказания услуг должны строго регламентироваться определенными часами. Стоит также отметить, что приобретатели социальных услуг в стационарной или полустационарной формах обязательно должны обеспечиваться:

  • возможностью сопровождения при передвижении по территории оказания услуг;
  • правом самостоятельного передвижения;
  • возможностью получать дублирование текстов голосовыми сообщениями, и наоборот;
  • правом получать остальные виды помощи, соответствующие закону.

Сами социальные услуги могут иметь социально-бытовой, медицинский, психологически, трудовой или иной характер.

2. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации.

3. Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно.

4. Порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей настоящего Федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.

5. Размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно устанавливается законами субъекта Российской Федерации и не может быть ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации для основных социально-демографических групп населения.


Судебная практика по статье 31 ФЗ от 28.12.2013 № 442-ФЗ

    Решение № 2-1175/2018 от 21 сентября 2018 г. по делу № 2-870/2017~М-887/2017

    Рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого федерального закона. Нормы, аналогичные положениям части 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ, содержатся в части 4 статьи 7 Закона Краснодарского...

    Решение № 2-2231/2018 2-2231/2018~М-1992/2018 М-1992/2018 от 18 июля 2018 г. по делу № 2-2231/2018

    Ее предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года. Статьей 19 ...

    Решение № 2-1568/2018 2-1568/2018~М-919/2018 М-919/2018 от 11 июля 2018 г. по делу № 2-1568/2018

    Центральный районный суд г. Тольятти (Самарская область) - Гражданские и административные

    Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме. В соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 28.12.2013 года № 442-ФЗ социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляются бесплатно: 1) ...

    Решение № 2-1061/2018 2-1061/2018 ~ М-438/2018 М-438/2018 от 19 июня 2018 г. по делу № 2-1061/2018

    Бежицкий районный суд г. Брянска (Брянская область) - Гражданские и административные

    Брянский дом-интернат для престарелых и инвалидов», возникшие ранее правоотношения по оказанию социальных услуг ответчику истцом прекратились, поскольку договор о предоставлении социальных услуг утратил силу 31 . 12.2017. Кроме того, за время проживания в интернате ответчик систематически нарушал правила внутреннего распорядка, грубил и оскорблял сотрудников и проживающих. На основании положений статей 309, 310, ...

    Решение № 2-664/2018 2-664/2018 ~ М-586/2018 М-586/2018 от 5 июня 2018 г. по делу № 2-664/2018

    Ленинградский районный суд (Краснодарский край) - Гражданские и административные

    Размер которой рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги и не может превышать семидесяти пяти процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. В части 4 ст. 31 Закона № 442-ФЗ от 28.12.2013 г. указано, что порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно устанавливается Правительством Российской Федерации. В соответствии с Правилами...

    Решение № 2-1354/2018 2-1354/2018 ~ М-1083/2018 М-1083/2018 от 29 мая 2018 г. по делу № 2-1354/2018

    Ленинский районный суд г. Омска (Омская область) - Гражданские и административные

    Решение № 2-1359/2018 2-1359/2018 ~ М-1072/2018 М-1072/2018 от 29 мая 2018 г. по делу № 2-1359/2018

    Ленинский районный суд г. Омска (Омская область) - Гражданские и административные

    В стационарной форме социального обслуживания предоставляются их получателям за плату или частичную плату, за исключением получателей социальных услуг, указанных в пункте 1 и 3 статьи 31 Федерального закона №442-ФЗ, а именно: 1) несовершеннолетним детям; 2) лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг...

    Решение № 2-1360/2018 2-1360/2018 ~ М-1073/2018 М-1073/2018 от 29 мая 2018 г. по делу № 2-1360/2018

    Ленинский районный суд г. Омска (Омская область) - Гражданские и административные

    В стационарной форме социального обслуживания предоставляются их получателям за плату или частичную плату, за исключением получателей социальных услуг, указанных в пункте 1 и 3 статьи 31 Федерального закона №442- ФЗ, а именно: 1) несовершеннолетним детям; 2) лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг...

    Решение № 2-1377/2018 2-1377/2018 ~ М-1075/2018 М-1075/2018 от 29 мая 2018 г. по делу № 2-1377/2018

    Ленинский районный суд г. Омска (Омская область) - Гражданские и административные

    Решение № 2-1402/2018 2-1402/2018 ~ М-1080/2018 М-1080/2018 от 29 мая 2018 г. по делу № 2-1402/2018

    Ленинский районный суд г. Омска (Омская область) - Гражданские и административные

    Ее предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года. В соответствии...