Учебное заведение: МБДОУ №80 г.Калуги
Краткое описание работы:
Дата публикации: 2016-10-31 Конспект НОД в подготовительной группе «Дорогами Победы» Тимохина Дина Яковлевна Конспект НОД "Дорогами Победы" предназначен для детей подготовительной группы детского сада и посвящен государственному празднику - дню Победы. Материал будет интересен и полезен воспитателям детских садов для реализации задач патриотического воспитания дошкольников. Позволит использовать в работе с детьми региональный компонент.
Просмотреть свитедельство о публикации
Конспект НОД в подготовительной группе «Дорогами Победы»
Цель: формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа.
Образовательные области: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
1. Расширять представления детей о событиях ВОВ, о значимости дня Победы в жизни нашего народа.
2. Формировать умение выражать свои мысли при построении речевого высказывания в ситуации общения.
3. Развивать любознательность, кругозор детей, интерес к истории своей страны, способность сопереживать другим людям.
4. Развивать мелкую моторику, координацию движений, конструктивные навыки в работе с бумагой.
5. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, участников боевых действий периода ВОВ, уважение к памяти воинов-победителей, к ветеранам ВОВ, к традиции преемственности поколений.
Оборудование: экспонаты мини-музея боевой славы (военнная каска, медали, ордена, фотографии и т.п.), телевизор, видеоролики «Калуга в оккупации», «Навек запомни», путеводитель музея, разрезные картинки (автомат, военная медицинская сумка), белая бумага, шаблон туловища голубя, аудиозаписи («Священная война» А. Александрова, В. Лебедева-Кумача, «Голубь мира» А.Хатит, «Я знаю о войне лишь понаслышке» Г. Буляков, Т. Недельская).
Предварительная работа: чтение произведений худ. литературы о войне; рассматривание иллюстраций и фото о ВОВ, альбома «Калуга военная»; заучивание стихотворений, пословиц и поговорок о войне, о храбрости, о героизме; сбор сведений об участии дедов и прадедов детей в ВОВ.
Ход мероприятия:
Звук электронного сообщения.
Воспитатель: — Ребята, что это за звук? (пришло сообщение на электронную почту) Давайте посмотрим, что в нем? А в нем приглашение на экскурсию в Музей воинской славы.
— А что значит слово «воинской»? Как вы думаете, какие истории хранит музей воинской славы?
— А что для вас «война»? (ответы детей)
— Вы хотите отправиться на экскурсию в такой музей? Давайте вспомним правила поведения в музее? (не шуметь, не трогать экспонаты руками)
Дети шагают по залу.
— Итак, мы с вами пришли в музей. А почему нас никто не встречает? (выходит сотрудник музея и сообщает, что экскурсовод заболел)
— Что же нам делать?
Детям предлагают воспользоваться путеводителем и самостоятельно совершить экскурсию по музею (дети берут путеводители, рассматривают)
— Посмотрите, куда мы пойдем сначала (Видеозал )
Дети проходят в зал, рассаживаются на стулья, просматривают видеоролик «Калуга в оккупации» (под песню «Священная война» ).
Воспитатель: — О чем этот видеоролик?
— Кто узнал город на старых черно-белых фотографиях? (наш город Калуга)
— Каким выглядел наш город, находившийся во власти фашистов? (кругом руины, разрушенные здания, повсюду немцы и т.п.)
Воспитатель: — Дыхание войны ощутил каждый человек: вой сирен, залпы снарядов, разрывы бомб. Но люди не испугались. Вся страна, от мала до велика, поднялась на борьбу с немецкими захватчиками. Люди мужественно сражались с врагом, жертвуя жизнью, они становились защитниками Отечества. Благодаря таким защитникам, 30 декабря 1941 года наш город был освобожден от фашистов, а 9 мая 1945 года война закончилась победой нашего народа. Наступил долгожданный мир. В этом году наша страна будет отмечать юбилейный 70 год со дня победы. 70 лет наш народ не знает войны. Миллионы наших защитников не вернулись с войны, но они живи в нашей памяти и наших сердцах
— Давайте воспользуемся путеводителем и перейдем в другой зал (доска Почета )
— Нет в России семьи, которую война обошла стороной. На этой доске те, кто совершал подвиги и героические поступки.
— Ребята, а что такое подвиг, героический поступок? (это поступок во имя других людей.
— Некоторых из этих защитников Отечества вы хорошо знаете и знаете историю их участия в войне. Расскажите, пожалуйста, о своем деде или прадеде (рассказы детей)
— За свой героизм солдаты получали вот такие медали и ордена (дети рассматривают награды), а выжившие в той страшной войне до сих пор получают медали, но уже юбилейные в память о великой Победе и в благодарность за мир на нашей земле.
— Вы гордитесь своими прадедами? Хотите быть похожими на них?
— Ребята, вы — наши будущие защитники Отечества. Сейчас мы проверим, какие вы подготовленные. В музее есть комната молодого бойца . Пройдем в нее.
Игра «Собери автомат» (для мальчиков), « медицинскую сумку» (для девочек).
Игра-разминка «Разведчики, парад, засада» :
Ребята, когда ваши деды и прадеды воевали, они были в засаде, ходили в разведку, участвовали в парадах. Сейчас мы поиграем в военных. По команде «разведка» — пойдем на цыпочках, осторожно. По команде «засада» — нужно присесть, притаиться. По команде «парад» — маршируем, высоко поднимая колени.
Воспитатель: — На войне бойцы складывали много пословиц и поговорок, чтобы поднять боевой дух, подбодрить друг друга. Давайте вспомним некоторые из них.
«Не будет обороны – заклюют вороны»
«Жить – Родине служить»
«Тяжело в учении – легко в бою»
«Смелый боец – в бою молодец»
«Сам погибай, а товарища выручай»
«Где смелость, там и победа»
«Солдатское дело – воевать храбро и умело»
«Друг за друга стой и выиграешь бой»
— Посмотрите в путеводитель. Куда мы отправимся дальше? (Вахта памяти, вечный огонь ) На экране изображение вечного огня . Дети проходят в видеозал.
Воспитатель: — Где в нашем городе несут вахту памяти? (площадь Победы, могила неизвестного солдата, вечный огонь)
— Для кого горит вечный огонь? (в память о погибших героях войны)
— Мы должны помнить о войне, героических поступках и подвигах наших людей.
— Как надо вести себя у Вечного огня?
— Давайте и мы постоим у вечного огня и вспомним наших героев.
Просмотр видеоролика «Навек запомни» (песня «Я знаю о войне лишь понаслышке» ).
Воспитатель:
«Поклон тебе, солдат России,
За ратный подвиг на войне,
За птичьи песни в небе синем,
За мир и счастье на Земле».
— Ребята, а как мы называем тех, кто прошел эту страшную войну и остался жив? (ветераны) Как они выглядят сейчас? (это старенькие бабушки и дедушки)
— Ребята, в день Победы по всей нашей стране поздравляют ветеранов войны. Каждый год их становится всё меньше. А как мы узнаем ветеранов? (они надевают форму, парадные костюмы, свои награды).
— Ребята, как в нашем городе отмечают праздник Победы? (несут цветы к вечному огню, дарят ветеранам цветы и подарки, устраивают в их честь праздничный салют).
— А как вы думаете, какой самый дорогой подарок? (сделанный своими руками).
— Давайте посмотрим в путеводитель и отправимся в следующий зал (творческая мастерская ).
— Какая птица является символом мира? (голубь) Давайте сделаем голубя в подарок нашим ветеранам.
Перед детьми заготовки туловища голубя. Из бумаги, сложенной гармошкой, дети делают крылья, вставляют их в прорезь на теле голубя (звучит музыка «Голубь мира»). Готовые поделки дети кладут на ладошку, читают стихотворение «Голубь» .
«Солнце Родины любимой
Озаряет всё вокруг.
И взлетает белокрылый
Сундукова Татьяна Александровна
Воспитатель ВКК МДОУ «Детский сад комбинированного вида №230» г. Саратов
Программное содержание:
— обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам (флаг, герб, гимн);
— продолжать воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, родному городу;
-закрепить названия крупных российских городов и рек;
— обогащать словарный запас детей.
Оборудование:
Глобус, карта России; Государственный флаг РФ, изображение герба Российской Федерации, герба города Саратова; денежные знаки России, документы с изображением герба России; аудиозаписи государственного гимна и песен о России; презентация, мультимедийный проектор; ленты, деревянные ложки; листы бумаги, краски, кисти по количеству детей.
Предшествующая работа:
— рассматривание глобуса
— просмотр видеофильма «Путешествие по Москве»
— показ презентации «Русский народный костюм»
— беседы о государственной символике: гербе, флаге, гимне
— разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о Родине, России
— рассматривание фотографий и иллюстраций городов и изображений рек
— ролевая игра «Мы путешествуем по родному краю»
— рассматривание живописных произведений о Родине
— музыкально-литературный час «Люблю просторы русские»
— беседа «Без добрых дел нет доброго имени» об известных людях города.
— экскурсия в краеведческий музей
— знакомство с гербом, флагом г. Саратова
Творческая работа:
— рисование Государственного флага
— коллективная аппликация «Родной город»
— составление атласа мира
— выставка рисунков «Мой Саратов»
ХОД
Дети входят в нарядно украшенный зал. Звучит песня «С чего начинается Родина…». Музыка В. Баснера, слова И. Матусовского.
Слайд
Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в необычное путешествие по бескрайней Родине – России. А завершится оно — в родном городе Саратове. Как вы думаете, а на чём можно отправиться в путешествие? (на самолёте, автобусе, поезде, теплоходе, машине…).
Я предлагаю отправиться в путешествие на поезде, который уже нас ждет. Но для того, чтобы занять места в вагоне, надо приобрести билеты. А цена билета – одна улыбка.
Упражнение «УЛЫБКА»
— Ну что ж, билеты куплены – занимайте места в вагоне.
Дети садятся в «поезд»
Воспитатель:
Раз, два, три, поспеши.
Место ты своё займи.
Не зевай, не скучай.
Лучше всё запоминай.
Мы в поезде сейчас
По России едем.
Что увидим — всем расскажем,
Как домой приедем.
Звучит аудиозапись «Голубой вагон»
Слайд
Первая остановка: «Наш мир»
Воспитатель:
Отгадайте загадку:
Мой родной, мой земной,
Мой кружащийся шар.
Дети, о чём я говорю? (о земном шаре)
Слайд
Воспитатель:
Правильно, наша планета Земля имеет форму шара.
Вы уже знаете, что на Земле существует много разных стран, больших и маленьких. А какие страны мира вы знаете? Как называется наша страна? (ответы детей)
Воспитатель:
А кто знает, какая страна самая большая в мире? (ответы детей)
Воспитатель:
Самая большая страна в мире – это наша Родина, Россия. Посмотрите, какую
Огромную территорию она занимает.
Слайд
Воспитатель показывает границы Российской Федерации
Ребенок:
Как велика моя земля,
Как широки просторы.
Озёра, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя земля
От севера до юга.
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
Воспитатель: Наша страна Россия – великая, сильная, красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города – это, прежде всего, люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих. А народов этих очень много: русские, чукчи, чуваши, башкиры, татары… Каждый народ говорит на своём языке, имеет свои обычаи и обряды.
Расскажи стихи руками
Живут в России разные
Народы с давних пор:
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд,
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один рыбак с рожденья,
Другой оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна
А Родина – Россия
У нас у всех одна!
В. Степанов
Воспитатель:
А кто знает стихотворение о Родине?
Ребенок:
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.
Воспитатель: Назовите столицу нашей Родины.
Ребенок:
Здесь Кремль,
Здесь Воробьёвы горы
И площадь Красная видна.
Такой большой старинный город!
Гордится им моя страна!
Всем городам она глава,
Столица Родины – Москва.
Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Вспомните их. («Жить – Родине служить»; «Родина поучает – Родина выручает»; «Кто за Родину горой, – тот истинный герой» и т. д.)
Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению защищать её от врагов. А теперь подойдите к карте и скажите, чем богата наша страна?
Перед детьми карта и иллюстрации гор, рек, равнин России. Воспитатель с детьми соотносят иллюстрации с картой.
Воспитатель: Найдите реки. Как их много! И какие они разные. У каждой своё название. Какие названия рек вы знаете? Ответы детей
Ребенок:
Одна река особенно любима русским народом. «Красавица народная, как море, полноводная…» – это о Волге. Люди ласково называют её «Волга – матушка».
Воспитатель показывает реку Волгу на карте.
Воспитатель:
Волга – мать русских рек. Волга – река труженица. Вниз и вверх по реке корабли везут различные грузы: лес, хлеб, нефть. Волга кормит страну рыбой. Волга – чудесная трасса для водных путешествий (показ на карте). Куда же несёт свои воды река? (воспитатель определяет по карте). — В Каспийское море.
Физкультминутка
Дети – ручейки. У них в руках голубые ленты. Воспитатель – море. У него в руках голубая косынка. Под музыку дети изображают родники, которые становятся ручейками. Ручьи бегут в реку. Река несет свои воды в море, а море в океан.
Воспитатель: Реки на карте обозначены голубым цветом. А каким цветом обозначены на карте равнины? Зелёным. А почему? (На них много лесов и полей). Что на карте окрашено в коричневый свет? (Горы. Чем выше горы, тем цвет темнее). Воспитатель с детьми находят на карте горы и равнины.
Воспитатель: На юге нашей страны есть гора Эльбрус – самая высокая гора России. На востоке – Уральские горы. (Саяны, Алтай). Показывает на карте. Едем дальше.
Звучит музыка «Паровоз», дети топают ногами, изображая стук колес.
Вторая остановка.
«Символы нашей страны – России»
Воспитатель:
У каждой страны есть отличительные знаки – государственные символы. Скажите, какие государственные символы вы знаете? (флаг, герб, гимн). Из каких частей состоит флаг? (Дети называют и показывают древко и полотнище). А какие цвета мы видим на полотнище российского флага? (Белый, синий, красный). Что вам напоминает белая полоса? (Белоствольные берёзы, снег, облака, ромашки на лугу). А синяя? (Небо, реки, озёра, моря). Ну, а красная полоса, что вам напоминает? (Цвет солнца, огня, тепла).
Белый цвет – березка,
Синий — неба цвет,
Красная полоска –
Солнечный рассвет
В. Степанов
Воспитатель:
Я расскажу вам о гербе нашей страны (показывает изображение герба). На щите красного цвета изображен двуглавый золотой орёл. Это символ нашего государства. Посмотрите на крылья орла – они похожи на солнечные лучи. Как солнце своими лучами проникает повсюду, так и государство должно на своей территории обо всем знать. На груди орла — красный щит с изображением всадника – это святой Георгий Победоносец. Он на серебряном коне, за плечами у него развивается синий плащ, в правой руке он держит серебряное копьё, которым убивает дракона. Дракон – символ зла. Изображение всадника, убивающего дракона, означает победу над злом. А от слова «копьё» произошло слово «копейка», т. к. изображение Георгия Победоносца с копьём в руке издавна чеканили на мелких монетах. В правой руке у орла – скипетр, а в левой – держава. Это символы власти, управления государством. Скипетр – это жезл, короткая палка, украшенная резьбой, золотом и драгоценными камнями. Он «указывает», что нужно делать, чтобы государство было сильным и богатым. Держава – позолоченный шар с крестом наверху. Тот, кто управляет государством, должен охранять, «держать» его.
У Росси величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
В. Степанов
Как вы думаете, где можно увидеть государственный герб? (На важных документах, на деньгах). слайд
Воспитатель: Третий государственный символ – государственный гимн. Гимн посвящён нашей стране, ее бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой истории. В гимне поётся о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Это торжественная песня страны. Его слушают стоя. Прослушивают гимн Российской Федерации стоя.
Воспитатель: (Звучит гудок паровоза) Отправляемся дальше в путь.
А чтобы не скучать в дороге, послушаем стихи о бескрайних просторах нашей страны.
Ребёнок:
Родина моя – бескрайняя Россия,
И Сибирь, и Волга, Урал…
Все места для русского святые,
Где бы ты в России не бывал.
Ребёнок:
Каждая берёзка, кустик каждый
Задремавшие в снегу поля –
Всё напоминает мне о самом важном –
Только здесь родимая земля!
Ребёнок:
И куда б судьба не заносила,
Не дано забыть мне об одном –
Это ненаглядная Россия
Есть единственный наш отчий дом.
Третья остановка «Наш город»
Воспитатель: Дети, посмотрите в окно, где мы оказались? В городе, где живем. Как называется наш город? (Саратов)
Слайд
Воспитатель: На какой реке стоит Саратов? (на Волге). На каком берегу Волги находится Саратов (на правом)
Слайд
Ребята, а какие названия улиц нашего города вы знаете? Какие достопримечательности есть у нас в городе? (Ответы детей)
Воспитатель:
Дважды побывал в городе Саратове Великий царь Пётр I. Осмотрев с горы окрестности, он подарил все видимые оттуда земли. Город быстро рос и вскоре Саратов стал губернским городом, его стали называть «Столицей Поволжья» и присвоили герб.
Слайд
Воспитатель: Ребята расскажите, что изображено на гербе нашего города? (Ответы детей) Как вы думаете, почему у Саратова такой герб? (Ответы детей)
Воспитатель:
А куда вы каждое утро приходите? (В детский сад) Чем вы занимаетесь в детском саду? (Ответы детей)
Дети по цепочке декламируют стих
Мы играем возле дома
И зимой, и летом.
Всё давным-давно знакомо
В дружном доме этом!
Посмотри, как хорош
Дом, в котором ты живёшь.
Слышишь, улица родная!
Нет тебя чудесней!
Мы по улице шагаем
Вместе с нашей песней!
Посмотри, как хорош,
Город тот, где ты живешь.
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Мы, россияне, после работы любим петь, плясать. Давайте исполним русский народный танец.
Русский народный танец с ложками
«Ах, вы сени», обработка Ломовой
Воспитатель: Где мы сегодня были? (путешествовали по родной стране)
О чем вы узнали в путешествии? Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей)
Воспитатель предлагает детям нарисовать, то, что им понравилось в путешествии. Дети рисуют под фонограмму песни «Широка страна моя родная…», повтор слайдов
Лесовая Нина Ивановна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ "Детский Сад "Ручеёк""
Населённый пункт:
КЧР.ст.Сторожевая
Наименование материала:
методическая разработка
Тема:
Календарно – тематический план по Региональному компоненту в подготовительной группе
Дата публикации:
13.06.2016
Раздел:
дошкольное образование
Календарно – тематический план
по Региональному компоненту
в подготовительной группе
Составила: Воспитатель:Лесовая.Н.И.
№
Образовательная
область
Формы работы
Сентябрь
Социально-
коммуникативное
развитие
НОД, беседы, рассматривание картин,
д/игры, с/р игры
организация этнографического уголка в ДОУ,
встречи с родителями: посиделки, дегустация
национальной кухни; с/игра «Филя и Уля»
2
Познавательное
развитие
НОД, беседы, рассматривание картин,
д/игры, проекты, экспериментирование,
экскурсии, нар. календарь
Беседа о первом осеннем месяце, мультимедийные
показы фрагментов фильмов о природе, животном и
растительном мире КЧР, с народными приметами,
народный календарь;
3
Речевое
развитие
НОД, заучивание стихов, потешек,
считалок, чтение худ. литературы,
игры- драматизации, театр,
инсценировки
Повторение заклички «Восенушка-осень»,
знакомство с русской народной сказкой «Про Филю»,
драматизация сказки «Лиса и кувшин»,чтение
карачаевской сказки «Нартский кузнец Дебет»
4
Художественно-
эстетическое
развитие
НОД, фольклорные праздники, беседы,
рассматривание предметов быта,
изделий народно- прикладного
искусства, слушание народной музыки,
знакомство с народными
инструментами, народные: песни,
танцы
-музыкальный фольклор (детский, обрядовый,
бытовой, хороводный),НОД «Кукла в национальном
костюме», знакомство с русской балалайкой, пение
частушек.
5
Физическое
развитие
Народные игры, беседы о спорте, о
спортсменах, о здоровье
Беседы о спорте, русская народная игра «Водяной»,
просмотр фильмов о спорте и спортсменах,
карачаевская народная игра «Звук копыт».
Образовательная
область
Формы работы
Октябрь
Социально-
коммуникативное
развитие
НОД, беседы, рассматривание картин,
д/игры, с/р игры
просмотр фрагментов исторического кино, старых
фотографий, с/р игра «Фотоателье», беседа «Традиции в
моей семье», рассматривание альбома «Сотрудники д.сада»
2
Познавательное
развитие
НОД, беседы, рассматривание картин,
д/игры, проекты,
экспериментирование, экскурсии, нар.
календарь
Народный календарь беседа о народном празднике Покрове,
экспериментирование «Летающие семена», НОД «Хлеб
всему голова»,
видео экскурсия об историческом прошлом
КЧР,
3
Речевое
развитие
НОД, заучивание стихов, потешек,
считалок, чтение худ. литературы,
игры- драматизации, театр,
инсценировки
народные сказки КЧР, пальчиковый театр «Лиса и заяц».
просмотр мультфильма по русской народной сказки
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» ,разучивание
стихов о б осени
4
Художественно-
эстетическое
развитие
НОД, фольклорные праздники, беседы,
рассматривание предметов быта,
изделий народно- прикладного
искусства, слушание народной музыки,
знакомство с народными
инструментами, народные: песни,
танцы
знакомство с творчеством композиторов КЧР. знакомство с
предметами обихода ухват, слушание казачьих песен,
знакомство с шумовыми инструментами
5
Физическое
развитие
Народные игры, беседы о спорте, о
спортсменах, о здоровье
рассматривание альбома «Спортсмены КЧР», карачаевская
народная игра «Тегерек». беседа «Режим дня». русская
народная игра «Жмурки
»
№
Образовательная
область
Формы работы
Ноябрь
Социально-
коммуникативное
развитие
НОД, беседы, рассматривание картин,
д/игры, с/р игры
беседа по ознакомлению с традициями на Руси,
беседа «С кем я живу», с/р игра «Библиотека».
беседа «Я живу в станице Сторожевой»,
2
Познавательное
развитие
НОД, беседы, рассматривание картин,
д/игры, проекты,
экспериментирование, экскурсии, нар.
календарь
о
пытническая и экспериментальная работа «Песок
научный фильтрат», рассматривание картин
художников КЧР, экскурсия в школьную библиотеку
3
Речевое
развитие
НОД, заучивание стихов, потешек,
считалок, чтение худ. литературы,
игры- драматизации, театр,
инсценировки
Чтение стихов поэтов КЧР, заучивание считалок,
литературная викторина по произведениям
К.И.Чуковского, чтение отрывков наизусть
4
Художественно-
эстетическое
развитие
НОД, фольклорные праздники, беседы,
рассматривание предметов быта,
изделий народно- прикладного
искусства, слушание народной музыки,
знакомство с народными
инструментами, народные: песни,
танцы
Рассматривание альбома «Орнаменты и узоры КЧР»,
развлечение ко Дню матери,слушание песен о Кавказе,
знакомство с карачаевским народным инструментом
«Гармошка»
5
Физическое
развитие
Народные игры, беседы о спорте, о
спортсменах, о здоровье
просмотр мультфильмов спортивной тематики, спортивный
праздник «Мой весёлый звонкий мяч», разучивание утренней
гимнастики, карачаевская народная игра «Плоский камень»
№
Образовательная
область
Формы работы
Декабрь
Социально-
коммуникативное
развитие
НОД, беседы, рассматривание картин,
д/игры, с/р игры
Рассматривание альбома «Моя станица», с/р игра «Моя
семья», видео презентация «Знаменитые люди КЧР», д/ига
«Чудесный сундучок»
2
Познавательное
развитие
НОД, беседы, рассматривание картин,
д/игры, проекты,
экспериментирование, экскурсии, нар.
календарь
Проектная деятельность «моя малая Родина»,
экскурсия по улицам станицы, д/игра «Угадай где я
живу». народный календарь «Гуляй, да
присматривайся»
3
Речевое
развитие
НОД, заучивание стихов, потешек,
считалок, чтение худ. литературы,
игры- драматизации, театр,
инсценировки
игры-инсценировки «Мороз Иванович», загадывание
загадок о зиме, НОД «Зимние традиции», чтение
карачаевской народной сказки «Волшебный конь»
4
Художественно-
эстетическое
развитие
НОД, фольклорные праздники, беседы,
рассматривание предметов быта,
изделий народно- прикладного
искусства, слушание народной музыки,
знакомство с народными
инструментами, народные: песни,
танцы
НОД знакомство с хохломой «Где живёт перо Жар-птицы»,
знакомство с карачаевским предметом обихода ручная
маслобойка, слушание фрагментов оперы Н.А.Римского-
Корсакова «Снегурочка», новогодний утренник.
-
5
Физическое
развитие
Народные игры, беседы о спорте, о
спортсменах, о здоровье
Беседа «Осторожно грипп». видео презентация «Зимние
виды спорта», развлечение «Кругосветное путешествие»,
карачаевская народная игра «Альчики»
№
Образовательная
область
Формы работы
Январь
Социально-
коммуникативное
развитие
НОД, беседы, рассматривание картин,
д/игры, с/р игры
д/игра «Кому что нужно для работы», просмотр
презентации «Архыз», работа по заучиванию домашних
адресов, с/р. игра «Аптека»
2
Познавательное
развитие
НОД, беседы, рассматривание картин,
д/игры, проекты,
экспериментирование, экскурсии, нар.
календарь
мини-походы в лесную прилегающую к ДОУ зону, беседа о
рождественских праздниках, народный календарь Крещение,
экспериментирование «Зависимость состояния воды от
температуры воздуха»
3
Речевое
развитие
НОД, заучивание стихов, потешек,
считалок, чтение худ. литературы,
игры- драматизации, театр,
инсценировки
драматизация сказки «Золушка», кукольный театр по сказке
«Волк и лиса», повторение пословиц о труде и мастерстве,
заучивание колядок и щедровок.
4
Художественно-
эстетическое
развитие
НОД, фольклорные праздники, беседы,
рассматривание предметов быта,
изделий народно- прикладного
искусства, слушание народной музыки,
знакомство с народными
инструментами, народные: песни,
танцы
Развлечение «Новогодняя дискотека» пение рождественских
песен, НОД «зимние узоры» гжель, рассматривание
карачаевского головного убора папаха,
5
Физическое
развитие
Народные игры, беседы о спорте, о
спортсменах, о здоровье
Развлечение «Весёлые старты», п/игра «Джигитовка».
беседа «Здоровье –мудрых гонорар» ,настольная игра
«хоккей»
№
Образовательная
область
Формы работы
Февраль
Социально-
коммуникативное
развитие
НОД, беседы, рассматривание картин,
д/игры, с/р игры
Рассматривание символики России и КЧР. оформление уголка
краеведения, НОД «На героя и слава бежит» беседа о папе
с/р.игра «Мы военные»
2
Познавательное
развитие
НОД, беседы, рассматривание картин,
д/игры, проекты,
экспериментирование, экскурсии, нар.
календарь
Беседа «Наша республика», беседа «Есть такая
профессия Родину защищать», рассматривание
альбома «Военная техника»
3
Речевое
развитие
НОД, заучивание стихов, потешек,
считалок, чтение худ. литературы,
игры- драматизации, театр,
инсценировки
Чтение былин о русских богатырях, инсценировка сказки
«Теремок» на новый лад, заучивание стихов к 23 февраля,
загадывание карачаевских загадок.
4
Художественно-
эстетическое
развитие
НОД, фольклорные праздники, беседы,
рассматривание предметов быта,
изделий народно- прикладного
искусства, слушание народной музыки,
знакомство с народными
инструментами, народные: песни,
танцы
оформление музыкального уголка; беседа о
национальном костюме народов КЧР, слушание гимна
КЧР, НОД «Наша Армия родная» выставка детских
рисунков «Мой край родной»,
5
Физическое
развитие
Народные игры, беседы о спорте, о
спортсменах, о здоровье
беседы о здоровье «Я и моё тело», «Уроки
Мойдодыра», спортивный праздник с участием пап,
карачаевская народная игра «Попадание»
Образовательная
область
Формы работы
Март
Социально-
коммуникативное
развитие
НОД, беседы, рассматривание картин,
д/игры, с/р игры
Беседа о маме, фотовыставка «Наши мамы», просмотр
презентации «Наша родина Россия». НОД «Сердце матери
лучше солнца греет»
2
Познавательное
развитие
НОД, беседы, рассматривание картин,
д/игры, проекты,
экспериментирование, экскурсии, нар.
календарь
Видео экскурсия «Природа КЧР» ,народный
календарь беседа «Масленица»,
экспериментирование «Вода и снег». проект
«Первоцветы гор»
3
Речевое
развитие
НОД, заучивание стихов, потешек,
считалок, чтение худ. литературы,
игры- драматизации, театр,
инсценировки
показ всех видов театров (теневой, фланелеграф,
кукольный театр игрушек),инсценировка сказки
«Царевна-лягушка». заучивание стихов о маме,
чтение легенд об Эльбрусе
4
Художественно-
эстетическое
развитие
НОД, фольклорные праздники, беседы,
рассматривание предметов быта,
изделий народно- прикладного
искусства, слушание народной музыки,
знакомство с народными
инструментами, народные: песни,
танцы
НОД «Декоративная пластина», пение русских народных
песен, знакомство с карачаевским предметом быта
люлькой, праздник ко дню 8 Марта.
5
Физическое
развитие
Народные игры, беседы о спорте, о
спортсменах, о здоровье
Беседа «Чистые руки», русская народная игра «Ловишки».
карачаевская народная игра «Кедима»,игры-соревнования.
Образовательная
область
Формы работы
Апрель
Социально-
коммуникативное
развитие
НОД, беседы, рассматривание картин,
д/игры, с/р игры
Рассматривание иллюстраций ко дню космонавтики,
с/р.игра «Фокусники». знакомство с
достопримечательностью станицы, д/игра «Встреча с
хорошими и добрыми людьми»
2
Познавательное
развитие
НОД, беседы, рассматривание картин,
д/игры, проекты,
экспериментирование, экскурсии, нар.
календарь
Презентации
«Сердце гор – Домбай», « «Тебердинский
заповедник», НОД «Полёт на луну», экскурсия в
школьный музей, народный календарь.
3
Речевое
развитие
НОД, заучивание стихов, потешек,
считалок, чтение худ. литературы,
игры- драматизации, театр,
инсценировки
Заучивание пословиц и поговорок о весне, чтение
карачаевской сказки «Чёрный орёл», повторение считалок и
дразнилок, знакомство со сказкой «Семь Семионов»
4
Художественно-
эстетическое
развитие
НОД, фольклорные праздники, беседы,
рассматривание предметов быта,
изделий народно- прикладного
искусства, слушание народной музыки,
знакомство с народными
инструментами, народные: песни,
танцы
оформление в ДОУ художественной галереи
творчества художников КЧР, оформление уголка
ряженья, знакомство с матрёшкой,НОД
«знакомство с городецкой росписью»
5
Физическое
развитие
Народные игры, беседы о спорте, о
спортсменах, о здоровье
Утренняя гимнастика под русскую народную мелодию,
карачаевская народная игра «Скворец». знакомство с игрой
«Бадминтон» .беседа «Спорт –это жизнь»
№
Образовательная
Формы работы
область
Социально-
коммуникативное
развитие
НОД, беседы, рассматривание картин,
д/игры, с/р игры
- встречи с ветеранами ВОВ, рассказывание о
героическом прошлом республики, портреты
руководителей республики и станицы, с/р игра
«Школа»
2
Познавательное
развитие
НОД, беседы, рассматривание картин,
д/игры, проекты,
экспериментирование, экскурсии, нар.
календарь
экскурсии к памятникам погибшим героям ВОВ,
просмотр фрагментов фильмов о войне, НОД
«Родная страна», народный календарь. видео
экскурсия «Курорты КЧР»
;
3
Речевое
развитие
НОД, заучивание стихов, потешек,
считалок, чтение худ. литературы,
игры- драматизации, театр,
инсценировки
Литературная викторина по р.н.сказкам. заучивание стихов
о войне, загадывание загадок,чтение былин об Илье
Муромце
4
Художественно-
эстетическое
развитие
НОД, фольклорные праздники, беседы,
рассматривание предметов быта,
изделий народно- прикладного
искусства, слушание народной музыки,
знакомство с народными
инструментами, народные: песни,
танцы
НОД «Дымковская игрушка». пение песен о времах года,
концерт на народных инструментах,рассматривание
изделий хохломы народно –прикладного искусства.развлечение «Праздник цветов»
5
Физическое
развитие
Народные игры, беседы о спорте, о
спортсменах, о здоровье
Русские народные игры на свежем воздухе. встреча с
спортсменом КЧР по вольной борьбе, беседа «Солнце. воздух
и вода наши лучшие друзья». НОД «Наш друг –спорт»
Юлия Кудряшова
Конспект НОД по реализации национально-регионального компонента «Родной край» в подготовительной группе
Задачи : обобщить знание детей с родным краем , о его растительном и животном мире. Уточнить представление детей о родной городе , крае : углубить знания детей об Уфе. Закрепить знание детей о предметах быта, изделиях народных умельцев , жилищем. Развивать интернациональные чувства и любовь к нашей многонациональной родине . Воспитывать интерес, гордость и любовь к родному краю .
Интеграции : коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, познание, художественное творчество, физическая культура, здоровье.
Оборудование, материалы : карты России, Уфы; иллюстрации г. Уфы, ноутбук, декоративные полотенца (с башкирскими орнаментами, иллюстрации с природой РБ, национальностями РБ , с достопримечательностями г. Уфы, альбом с видами старой Уфы, наглядные пособия «Искусство башкир» , , дидактическая игра «Птицы нашего края» , полоски бумаги для рисования, краски, кисти, стаканчики для воды, салфетки.
Предварительная работа : беседы, заучивания стихов, рассматривания альбомов, книг, иллюстраций на данную тему. Рассматривание иллюстрации с предметами быта, жилище (юрта, изделиями народных умельцев Башкирии . Экскурсия в парк Победы,
Ход непосредственно- образовательной деятельности :
Воспитатель : Дети как называется наша страна? (показ карты России)
Дети : Россия.
Воспитатель : Наша Родина большая, от запада до востока, от севера до юга. Назовите столицу России.
Дети : Москва.
Воспитатель : Это наша общая Родина, и где бы мы не жили – мы граждане России. Но у каждого из нас есть своя малая Родина. Послушайте отрывок из стихотворения Ф. Рахимкулова «Откуда родом ты» в исполнении… (читает ребенок) .
«Откуда родом ты?» - меня спросили,
И я ответил гордо : «Из России,
А если говорить точней – с Урала я,
Там родина – Башкирия моя»
У наших гор вершины до небес,
И соловьиных песен полон лес,
Богаты недра нефтью, серебром,
Поляны – ягодами, а сердца - добром.
Там Агидель несётся с горных круч –
Поток её прозрачен и могуч,
К великой Волге путь её лежит
Бегут года, и Агидель бежит.
Воспитатель : Как называется наша Республика?
Дети : Республика Башкортостан.
Воспитатель : Какой главный город Республики?
Дети : Столица Республики Башкортостан- город Уфа.
Воспитатель : Дети наша Республика многонациональна . В ней проживают люди 80 национальностей . Какие национальности вы знаете ?
Дети : Русскиее, башкиры, татары, украинцы, беларуссы, марийцы и т. д.
(презентация : «Историко-культурные центры Республики Башкортостан» )
Природа Башкирии необыкновенно красива : горы, равнины, степи, реки, озера (показ иллюстраций) . В лесах нашей Республики водятся много животных. Какие животные водятся в лесах нашего края?
Дети : Медведи, лисы, волки, рыси, бобры, лоси и др.
(презентация : ответы по слайдам)
Воспитатель : А еще встречаются более 300 видов птиц. Назовите знакомые вам.
Дидактическая игра «Птицы нашего края»
Дети : Сороки, голуби, вороны, синицы, воробьи, снегири и др.
Физминутка
Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.
Воспитатель : Сегодня мы с вами поговорим о нашем родном городе- Уфе- столице Башкортостана. Уфа- главный город нашей Республики, здеесь живет и работает наше правительство во главе с президентом. Как зовут нашего президента? (Хамитов Рустем Закиевич) . Правительство заботится о том, чтобы все люди в нашей Республики жили хорошо и счастливо. А кто является коренным населением Республики?
Дети : Башкиры.
Воспитатель : Правильно. Тысячу лет живут башкиры на Урале, и только 455 лет назад возник на их земле первый город. Скажите с какого места начинался наш город? Правильно, там где сейчас стоит памятник «Монумент Дружбы» . (показ фото крепости Уфы, план города и памятник «Монумент Дружбы» ). Какие реки протекают в городе Уфе?
Дети : Самая главная река- красавица «Агидель» или «Белая» , названная так за серебристый цвет реки. Река Уфа- «Караидель» , и Дема. (показ на карте Уфы рек) .
Воспитатель : С тех пор город рос и развивался. Про Уфу было много написано стихотворений. Одно из них прочитает (читает ребенок)
«Уфа» Г. Рамазанов
Всего лишь три буквы, короткое слово,
Но где-то вдали его назови-
Сколько встанет за ним родного ,
Сколько в нём зазвучит любви!
В нём - отчизна отцов святая,
В нём - любимая, милый дом.
Сердце манит оно, сверкая,
Как три звёздочки над стихом.
Воспитатель : А какие города Республики вы знаете?
Дети : Сибай, Уфа, Учалы, Мелеуз, Салават, Стерлитамак, Туймазы, Белебей, Кумертау и др.
Воспитатель : Каждый город по своему красив и у каждого есть свои достопримечательности.
Воспитатель : Наш город большой и в нем много достопримечательностей. Есть различные памятники, музеи, кинотеатры. Сейчас мы проверим как вы знаете свой город. (презентация достопримечательностей города) . Ответы детей.
Дети : Госцирк, кинотеатры, кукольный театр, театр оперы и балета, русский драмтеатр, парки ипподром Акбузат, также много школ, ВУЗов и др.
Воспитатель : Башкирский народ был трудолюбивым, и очень любил играть. Башкирская детвора очень любила играть в различные игры. В одну из таких игр мы сейчас с вами поиграем.
Игра «Юрта»
Воспитатель : Молодцы, хорошо поиграли. А сейчас мы продолжим наше путешествие по нашему краю.
Много у нашего народа своих традиций, народ помнит и передает из поколения в поколение. Посмотрите, что это? (Юрта) - показ фото. Какой она формы, из чего сделана? (из войлока) . Из чего состоит узор?
Дети : Из геометрических фигур : ромбов, крестов.
Воспитатель : В Юрте было очень удобно, прохладно летом в жаркую погоду, и тепло, когда на улице холодно. В Юрте было красиво и просторно, там не было никакой мебели, кроме сундука, в котором хранились праздничные наряды. Юрта делилась на 2 части. Мужскую и женскую. Что находилось в женской половине, вспомните? (посуда, люлька, самовар, прялка, что в мужской? (одежда, оружие) . Много башкирских народных загадок были придуманы народом о своем быту и домашних животных : давайте разгадаем некоторые из них :
1) Пряжи мягонький моток мчится к речке со всех ног (утенок)
2) Мягкий желтенький комок по лужайке прыг на скок (цыпленок)
3) Там, где сладкое лежит, день деньской она жужжит (пчела)
Дети : На стенах висят полотенца, на сундуке аккуратно сложены постель и подушки, красиво вышитые.
Воспитатель : Молодцы, ребята. А сейчас я вас приглашаю сесть за столы. Сейчас мы с вами посмотрим красивые вещи, сделанные мастерицами, которые украшали жилища башкир. Народ всегда с уважением относится к тем людям, кто любил трудиться. Мы знаем пословицы о труде. Давайте вспомним их :
Дети :
Терпение и труд все перетрут.
Труд кормит- лень портит.
Терпение дает умение.
Маленький да удаленький.
Делу время потехе час.
Сделал дело- гуляй смело.
Любишь кататься- люби и саночки возить.
Воспитатель : Сегодня мы тоже будем мастерами, умельцами и украсим полотенца башкирским орнаментом. Какие цвета характерны для башкирского орнамента?
Дети : Зеленый- трава, листья; черный- земля; желтый и красный- солнце; синий- небо.
Воспитатель : Сейчас мы с вами попробуем нарисовать башкирский узор на наших полотенцах.
(после окончания работы любуемся результатами труда)
Воспитатель : Какие красивые полотенца у нас получились, получится замечательная выставка. А теперь давайте еще раз вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили, где мы были, и что вспоминали.