Святой Николай Чудотворец (Никола Угодник, также Святитель Николай - архиепископ Мир Ликийских) один из самых почитаемых святых в православном мире. Он прославился как великий Угодник Божий. Ему молятся верующие не только православной, но и католической и других церквей.

Вся жизнь святого Николая — это служение Богу. Со дня рождения он явил людям свет будущей славы великого чудотворца. сотворил на земле и на море угодник Божий. Помогал людям в бедах, спасал от потопления, освобождал из плена и избавлял от смерти. Николай Чудотворец подавал многим исцеления в болезнях и телесных недугах. Обогащал бедствующих в крайней нищете, подавал голодным пищу и всем являлся во всякой нужде готовым помощником, скорым предстателем и защитником.

И сегодня он также помогает призывающим его и избавляет от бед. Чудес его исчислить невозможно. Этого великого чудотворца знает восток и запад, и во всех концах земли известны его чудотворения. В честь святителя Николая воздвигаются многочисленные храмы и монастыри, его именем называют детей при Крещении. В православной церкви сохранились многочисленные чудотворные

Краткое жизнеописание святого Николая

Из известно, что Николай Чудотворец родился 11 августа (29 июля по старому стилю) во второй половине III века (около 270 года) в городе Патары, Ликийской области (греческая колония Римской империи). Его родители были благочестивыми христианами из благородного рода. До глубокой старости они не имели детей и просили в молитвах ко Господу о даровании сына, обещая посвятить его служению Богу. Молитва их была услышана и на свет появился младенец, которому дали имя — Николай (греч. «побеждающий народ»).

Уже в первые дни своего младенчества будущий Чудотворец показал, что он предназначен на особое служение Господу. Сохранилось предание, что во время крещения, когда обряд был очень длительным, он, никем не поддерживаемый, простоял в купели три часа. С детских лет Николай преуспевал в изучении Писания, молился, соблюдал пост и читал божественные книги.

Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих. Постоянно трудясь, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к людям, приходя на помощь нуждающимся.

Однажды, узнав о нищете одного жителя города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние, чтобы извлечь средства, необходимые для их приданого. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели.

Однажды святитель Николай отправился в Палестину. В пути на корабле он проявил дар глубокого чудотворения: силой своей молитвы усмирил сильную бурю. Здесь же на корабле он совершил великое чудо, воскресив матроса, который упал с мачты на палубу и разбился насмерть. В пути корабль часто приставал к берегу. Николай Чудотворец везде приложил заботы к врачеванию недугов местных жителей: одних исцелил от болезней, из других изгнал злых духов, иным подал утешение в скорбях.

По воле Господа святой Николай был избран архиепископом Мир Ликийских. Это произошло после того, как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий. Это был Николай Чудотворец. Получив архиерейский сан, святитель остался тем же великим подвижником, являя собой образ кротости, незлобия и любви к людям.

Но приближались дни испытаний. Церковь Христова подверглась гонениям императора Диоклетиана (285-30 гг.).

Святитель Николай в эти трудные дни поддерживал в вере свою паству, громко и открыто проповедуя имя Божие, за что был заключен в темницу, где не переставал укреплять веру среди заключенных и утверждал их в крепком исповедании Господа, чтобы они были готовы пострадать за Христа.

Преемник Диоклетиана Галерий прекратил гонения. Святитель Николай, по выходе из темницы, снова занял Мирликийскую кафедру и с еще большей ревностью отдался исполнению своих высоких обязанностей. Он прославился особенно ревностью по искоренению язычества и ересей.

Желая водворить в стаде Христовом мир, потрясенный ересью Ариева лжеучения, равноапостольный император Константин созвал Первый Вселенский Собор 325 года в Никее, где под председательством императора собрались триста восемнадцать архиереев; здесь было подвергнуто осуждению учение Ария и его последователей. Особенно подвизались на этом Соборе святитель Афанасий Александрийский и святитель Николай.

По возвращении с Собора святитель Николай продолжал свою благотворную пастырскую деятельность по устройству Церкви Христовой: утверждал в вере христиан, обращал к истинной вере язычников и вразумлял еретиков, спасая тем их от гибели.

При жизни святой Николай совершал много добродетелей. Из них наибольшую славу святителю доставило избавление от смерти трёх мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осуждённых. Градоначальник, обличенный Николаем Чудотворцем в неправде, раскаялся и просил о прощении.

Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Достигнув глубокой старости, Николай Чудотворец мирно отошел ко Господу 19 декабря (по н.ст.) 342 года. Его в кафедральной церкви Мир Ликийских и источали целебное миро (прим. благовонное масло), от которого многие получали исцеления.

Памятники святому Николаю Чудотворцу

В мире воздвигнуто множество памятников святителю Николаю Чудотворцу. Немало прекрасных монументов создано в Европе, например, в городе Бари, в Италии (см. фото ниже ), где находится храм святого Николая и его мощи. Много красивейших творений в честь святителя поставлено в городах России, Украины, Белоруссии. Фотографии некоторых из них представлены в фотогалерее.



Дни памяти святого Николая Чудотворца

19 декабря (6-го по ст.ст.) — день памяти Святителя Николая Чудотворца, установленный в честь его кончины.

22 мая (9-го по ст.ст) — день перенесения в город Бари из Мир Ликийских (произошло в 1087 г.).

11 августа — день рождества Святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских.

Святая Церковь Православная чествует память Святителя Николая не только 19 декабря и 22 мая, но и еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями. Дело в том, что в четверг Церковь прославляет апостолов, то есть тех, кто особо послужил распространению Света Христова по земле. Очевидно, что и Николай Чудотворец, наиболее ярко из всех преемников апостольского служения — святителей, своей жизнью земной и небесной проповедует Господа и христианскую веру.

Стоит обратить внимание, что в Православной Церкви, кроме Рождества Господа нашего Иисуса Христа, празднуются дни рождения лишь трех святых людей — Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи и святого Николая.

«Разжаловали» Николая Чудотворца

В последнее время ходит много разговоров, что католики деканонизировали самого Николая Чудотворца. В это верится с трудом, ведь даже западный Дед Мороз называется Санта-Клаусом, то есть святым Николаем.

Нет дыма без огня, и решил я разобраться в этом вопросе. К моему удивлению, оказалось, что попытка убрать из святцев самого любимого в России святого действительно была! И в какой-то мере она даже была реализована. Святителя Николая как бы «разжаловали», убрав из числа наиболее почитаемых всей Церковью святых и сослав его в разряд «местночтимых», которым при желании молиться и служить службы можно, но уже совсем не обязательно.

Наглядным свидетельством «разжалования» Николая Чудотворца является место его упокоения в городе Бари. Прежняя табличка «Гробница святого Николая» заменена на абстрактное и безымённое tomba del santo – «Гроб святого». А сами католики больше почитают статую Николая, стоящую в базилике, нежели его мощи. Причём статуя облачена не в католическое, а в греческое православное архиерейское одеяние. А на груди у неё висят крест и панагия из России, не так давно подаренные нашим симбирским епископом, которому показалось несправедливым, что католики сняли со статуи святителя все церковные украшения.

Но за что в ХХ веке величайшего святого подвергли таким странным гонениям? Оказывается, во многом этому способствовало сформировавшееся в католической церкви мнение, что сведения о святителе Николае малочисленны и исторически недостоверны.

Что касается достоверности, отчасти претензия имеет под собой основание – ведь некоторые сведения, описанные в житии святителя, были ошибочно заимствованы из жития другого его святого земляка – Николая Пинарского, жившего на два века позже. Всему виной были переписчики, ошибочно решившие, что упоминаемые в разных текстах и по многим параметрам похожие друг на друга святители Николаи – это один и тот же человек. Из-за этого в житии великого чудотворца возникли курьёзные исторические ляпы – например, получалось, что Николай Мирликийский посещал храм Воскресения Господня на Святой Земле задолго до его основания императрицей Еленой.

В православной церкви эту проблему решили просто: в новых изданиях жития святых «двойников» разделили, оставив Николаю Чудотворцу всё то, что действительно именно с ним происходило. Католики же на этой проблеме споткнулись. Добавили сомнений и споры о том, какие из мощей святителя можно считать подлинными – те, что хранятся в городе Бари, или же венецианские?

Уже после «разжалования» святого Николая дать ответ на этот вопрос помогли учёные.

Как известно, после смерти тело чудотворца покоилось в Мирах Ликийских, в которых было очень неспокойно из-за набегов агрессивных соседей-исламистов, со временем захвативших эту территорию. Когда в полупустой город заглянули проезжавшие купцы из Бари, оказалось, что гробницу охраняют всего лишь четыре монаха. Возжелавшие завладеть мощами баряне силой вынудили монахов отдать святыню. Гроб вскрыли, повредив благоухающие святые останки, и, торопясь, чтобы их не застигли на месте преступления, охотники за мощами унесли на свой корабль голову и фрагменты скелета, впопыхах оставив примерно пятую часть костей.

Украденная святыня поныне хранится в городе Бари.

Но на этом история не закончилась. Позже, во время крестового похода, в Мирах высадились ещё одни охотники за мощами – венецианцы. В поисках святынь они вели себя как варвары – разбили алтари и разорили всё, что смогли. Под пытками один из монахов показал им, где покоятся уцелевшие от первой кражи остатки мощей святителя. А поскольку костей Николая Чудотворца было маловато, венецианцы, недолго думая, дополнили их останками других людей – чьим-то черепом, а также женскими и детскими косточками. И в таком виде на 4/5 фальсифицированные мощи оказались в Венеции. С тех времён по миру до сих пор ходит довольно много частиц из этого венецианского ковчега, достоверность которых вызывает большие сомнения.

Баряне же никому мощи не раздавали и хранили их в храме под спудом.

Лишь однажды гробница в Бари была вскрыта – в середине 1950-х годов мощи святителя Николая исследовал итальянский антрополог Луиджи Мартино. Он подтвердил, что иконы верно передают облик чудотворца, и даже измерил его рост – 167 сантиметров. Согласно выводам Мартино, при жизни сей человек был строгим постником и болел болезнями, характерными для того, кто долго сидел в тесной и сырой тюрьме.

Тот же учёный в 1992 году исследовал и венецианские мощи, установив, что в Венеции хранится как раз та часть святых останков, которых не хватает в Бари, а остальные кости взяты от других людей разного пола и возраста. Так были разрешены почти тысячелетние сомнения и споры относительно подлинности мощей.

Сомнения развеялись, но осадок остался. Общецерковное почитание святителя пока что так и не восстановлено. Каждая католическая епархия ныне сама решает, почитать ли ей Николая. А многие католики теперь уже и не помнят, кто же был настоящим прототипом сказочного Санта-Клауса.

Впрочем, не везде главным рождественским и новогодним Дедом считают именно Санту. Это ведь Голливуд заставил нас думать, что святой Николай повсеместен и потому незыблем. Да, его почитают в Британии, США, Канаде и Австралии, а также в Нидерландах, где его именуют «Синтерклаас». Святого Миколайку и Микулаша любят в Польше, Чехии и Словакии, однако конкуренцию ему составляют более любимые в народе Дядек Мроз и домашний дух Ежишек. А Греция и Кипр в качестве новогоднего героя и вовсе предпочитает не Николая, а святого Василия.

Большинство прочих стран вовсе не связывают Новый год с Санта-Клаусом. Так, в Германии его аналогом является добрый Вайнахтсман (Рождественский дед). Франция именует своего «Деда Мороза» Пэр Ноэль (Дед Сочельник), испанцы называют его Папой Ноэлем, а итальянцы – Баббо Натале. Скандинавы обожают своих лесных и домашних «дедов» вроде Йоулупукки, Юльтомтена и Юлениссена… Ну а в Камбодже своего новогоднего героя кличут… Дед Жар.

Жертвы церковной идеологии

Скандальной «деканонизации» Николая Чудотворца мир обязан Второму Ватиканскому собору (он же – «21-й Вселенский»), проходившему в 1962–65 годах. Кроме него из католических литургических календарей были удалены многие святые древней церкви, например, великомученицы Варвара и Екатерина, святая царица Александра, святой мученик Киприан и даже великомученик Георгий Победоносец! Всех их разжаловали до уровня «местночтимых» под тем предлогом, что их жития слишком смахивают на легенды и не могут рассматриваться как достоверные.

Впрочем, если смотреть современные официальные российские католические календари, то в них нет и следа от этих деканонизаций, а память Георгия Победоносца и вовсе отмечена как праздничный день. Там, где этих святых традиционно помнят, любят и почитают, верующих решили не тревожить.

В православной церкви за недостоверность и «нетолерантность» из святцев не выкидывают. Зато святые могут попасть под деканонизацию из-за смены церковной идеологии. Особенно досталось некоторым из русских святых после того, как в XVII веке случился раскол, разделивший верующих на «никониан» и «старообрядцев».

Самая известная из подобных жертв раскола – благоверная Анна Кашинская, жена казнённого в Орде в 1318 году и впоследствии канонизированного князя Михаила Ярославича Тверского. После смерти мужа княгиня стала монахиней, а двое её сыновей и внук повторили мученическую судьбу Михаила. В 1611 году мощи Анны были найдены в кашинской церкви и сразу же прославились в народе как чудотворные. В середине того же XVII века княгиню официально канонизировали как небесную покровительницу города Кашина. А в 1677 году её неожиданно вычеркнул из списка святых патриарх Иоаким – за «пропаганду старообрядческого двуперстия». Не в меру ретивого борца с «раскольниками» сильно разозлило, что старообрядцы особо почитают Анну за то, что на её руке видно дораскольное молитвенное сложение пальцев. Отчасти досталось и святому мужу княгини – Михаилу значительно понизили богослужебный статус.

И лишь в 1908 году церковное почитание Анны Кашинской было восстановлено, а в её честь стали образовываться монастырские общины.

Ещё одной жертвой деканонизации стал небесный покровитель Архангельска Евфимий Архангелогородский, посмертно прославленный за многочисленные чудеса и исцеления у его мощей. Святой не угодил самому царю Петру I – за пышную «старообрядческую» бороду, пресловутое двоеперстие и за народную любовь к нему северных староверов. Выслуживавшиеся перед царём епископы запретили почитать преподобного Евфимия, но народ их не послушал, и почитание опального чудотворца ещё больше возросло и распространилось на всё Поморье. После Октябрьской революции церковь Михаила Архангела, под которой были захоронены мощи святого, разрушили и сровняли с землёй, и теперь уже никто не знает, где он похоронен. Но северяне поныне почитают Евфимия, а его имя вернулось в общецерковные святцы.

В общей сложности из-за перемен церковной идеологии пострадали несколько десятков святых. В их числе – Псковский чудотворец Евфросин, церковный писатель и переводчик преподобный Максим Грек, виленские мученики XIV века Иоанн, Антоний и Евстафий, оршинские и тверские святые Савва, Варсонофий, Ксенофонт и Савватий, а также ржевские благоверные Владимир и Агриппина. Некоторых из них всё же реабилитировали и вернули в святцы в ХХ веке. Но, к сожалению, большинство подвижников, чьё почитание запретили в смутные времена «борьбы с расколом», так и остались забытыми.

36 выброшенных новомучеников

В начале 2013 года разыгрался настоящий скандал, когда выяснилось, что имена аж 36 новомучеников и исповедников российских пропали из святцев и церковного календаря. Оказалось, что всех их РПЦ деканонизировала. Но за что попали в такую немилость пострадавшие в первой половине ХХ века и канонизированные на архиерейском соборе в 2000 году новые святые?

Недавно выяснилось, что кое-кто из деканонизированных попал в святцы по ошибке. Например, протоиерей Александр Смирнов умер ещё в 1915 году, а его по чьей-то халатности случайно определили в «новомученики», указав дату смерти на три года позже реальной.

Но большинство из них были вычеркнуты по иной причине. После открытия доступа к секретным документам ОГПУ, МГБ и КГБ стали появляться сведения, что некоторые из новомучеников под пытками отреклись от веры или священного сана и давали ложные показания на себя и других верующих, способствуя новым арестам.

Однако с подобной чисткой святоотеческих рядов согласны далеко не все. По мнению историка православной церкви Лидии Головковой, неразумно канонизировать святых, беря за основной источник информации следственное дело, и уж тем более не стоит рассуждать о святости того или иного человека, судя по уголовным делам сталинского времени. Ведь зачастую человека под пытками всего лишь заставляли расписаться на чистом белом листе, а уже потом следователь вписывал туда всё, что хотел. Для привлечения к делу новых «сообщников» использовались конфискованные у людей письма и записные книжки. А некоторые из следователей и вовсе без лишних церемоний попросту подделывали подписи несговорчивых подследственных. Именно по этой причине в 50–60 годах даже были отправлены под суд несколько сотрудников следственных органов, промышлявших массовыми фальсификациями уголовных дел в тридцатые годы.

Так что верить порочащим новомучеников сведениям не стоит. Тем не менее, всплывшему «компромату» церковные власти поверили и на всякий случай подчистили святцы. А ведь некоторым из ныне удалённых святых уже вовсю иконы писать начали и даже детей в их честь называли!

Например, странно выглядит исключение из святцев Иувеналия Рязанского и Василия Кинешемского. Расстрелянный в 1937 году рязанский архиепископ, судя по его письмам из заключения и отзывам тех, кто его знал, даже в тюрьме оставался несломленным и бодрым духом, до последнего старался приободрять людей и за всех молиться. А епископ Василий славился особой благодатностью молитвы и обширной миссионерской работой, благодаря ему тысячи людей пришли к вере. Последний период его жизни, с 1928-го по 1945 год, был настоящим земным адом с нечеловеческими мучениями – уже немолодой священник перенёс череду арестов, пытки, тюрьмы и лагеря и умер в сибирской ссылке, замученный жизнью, но не отступивший от своих христианских убеждений.

Впрочем, окончательную точку в этом деле ставить ещё рано. Возможно, что в будущем кого-то из деканонизированных всё же вернут обратно в святцы. А кого-то из почитаемых ныне – в свою очередь «разжалуют» или вычеркнут из святых списков. Пути Господни неисповедимы.

Алексей ХУДЯКОВ

Прежде всего это праздник для послушных детей, которых по католической традиции ждут подарки, спрятанные в носок у камина или изголовья кровати.

Праздник также напоминает людям о ценности бескорыстного дара любви в преддверии Рождества Христова.

Святой Николай считается чудотворцем, защитником оклеветанных и невинно осужденных, покровителем путешественников, моряков, торговцев и, конечно же, любимым святым детей.

История

Святой Николай родился в 257 году в городе Патаре, недалеко от Ликии, что на южном побережье малоазийского полуострова. Родители будущего архиепископа были весьма состоятельными людьми, но при этом верили во Христа и активно помогали бедным.

С детства он полностью посвятил себя вере, много времени проводил в храме. Повзрослев, стал чтецом, а затем и священником в церкви, где настоятелем служил его дядя, епископ Николай Патарский. А после взошел на епископский престол в городе Мире.

Нового архиепископа люди очень полюбили — он был добрым, кротким, справедливым, отзывчивым — ни одна просьба к нему не оставалась без ответа. При всем этом Николай запомнился современникам как непримиримый борец с язычеством, который разрушал идолов и капища и обличал еретиков.

Во время гонений на христиан Николай был заключен в тюрьму, где провел целых восемь лет. Находясь в заключении, несмотря на пытки, продолжал проповедовать христианство.

© photo: Sputnik / Alexander Yuriev

Лишь после прихода к власти императора Константина преследования христиан прекратились, и епископ вновь стал править своей паствой. Был он и участником первого Вселенского Собора, проходившего в 325 году в Никее.

Достигнув глубокой старости, святой Николай мирно скончался 6 декабря 342 года. Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бари, где почивают и поныне.

Санта Клаус

Святой Николай еще при жизни прославился добрыми делами и чудесами. Например, выступил в защиту невинно осужденных людей и предотвратил их казнь. Унаследовав богатство родителей, раздал его нищим и обездоленным. Также дарил детям еду, сладости и подкладывал монетки в выставленные за порог башмаки.

Отсюда в Европе пошла традиция, дошедшая и до наших дней, на католический День святого Николая прятать детям в обувь и носки сладости и подарки. Но такая награда в канун Рождества ожидает только хороших и добрых детей, поэтому дети, желая быть достойными подарков, стараются вести себя хорошо и не шалить.

© photo: Sputnik / Павел Лисицын

Полагают, что именно католический святой Николай стал прообразом Санта Клауса, знаменитого доброго старика в красном колпаке, который в канун Рождества приезжает на санях, запряженных оленями, пробирается в дома через камины и прячет свои подарки в специально приготовленные для этого носки, развешенные по дому на ночь.

Известное всему миру имя "Санта Клаус" возникло от искаженного произношения голландской транскрипции "Святой Николай" — Sinterklaas.

Примерно в 10-м веке в Кельнском кафедральном соборе стали раздавать ученикам церковно-приходской школы фрукты и выпечку 6 декабря, в день памяти святого Николая, который стал почитаться на Западе как покровитель детей.

© photo: Sputnik / Максим Богодвид

Вскоре эта традиция вышла далеко за пределы германского города и распространилась по всей Европе. В домах на ночь стали, вспоминая древние легенды, вешать специально изготовленные башмачки или чулочки, для того, чтобы святому Николаю было куда положить свои подарки.

Традиции и подарки

В каждой стране существуют свои традиции и обычаи, связанные с празднованием этого дня. Традиционно праздник начинается с посещения церкви.

В Германии, в Швейцарии и Австрии дети в ночь на 6 ноября выставляют обувь за порог дома, чтобы пришедший ночью Николаус оставил им сладости и маленькие подарки.

Некоторые верят, что Николаус объезжает все дома в своих санях и приходит через камин, чтобы спрятать привезенные подарки в обувь или повешенные детьми носки.

В США и Канаде праздник святого Николая (St. Nick"s Day) отмечается по схожей традиции — в ночь на 6 декабря дети оставляют пустой башмак или носок снаружи, а утром просыпаются и спешат проверить, что святой положил в их пустую обувь. Обувь с конфетами или сувенирами достается послушным детям, а проказникам — обувь с углем.

В Италии свои традиции связаны с днем Святого Николая. К примеру, в городе Сассари 6 декабря проходит праздник Rito delle nubili — "брачный обряд" и в течение всего дня молодым невестам дарят подарки. А в городе Триест устраивается ярмарка, а утром 6 числа детям дарят подарки.

В Нидерландах этот зимний праздник ждут с нетерпением не только дети, но и взрослые. Святой Николай является покровителем Амстердама и главный католический храм города назван в его честь. Накануне дня Святого Николая вечером, существует традиция дарить друг другу подарки, которые упаковываются в красиво украшенные коробки.

© photo: Sputnik / Юрий Кавер

Во Франции святого Николая особенно почитают в Лотарингии, где он считается святым покровителем. Это второе место паломничества к мощам святого после итальянского Бари. Здесь, в небольшом городке Сан-Николя-де-Пор находится базилика Сан-Николя, в которой хранится частица мощей Николая Угодника. День святителя Николая, который празднуется еще со средних веков, является официальным праздником региона.

В Португалии святой Николай почитается со времен средневековья как покровитель студентов. В честь святого проходит фестиваль, называемый "Николинас", он длится с 29 ноября по 7 декабря каждый код.

В Чехии считается, что в этот день Святой Николай путешествует по улицам, квартирам и отелям Праги, одаривая послушных детей фруктами и сладостями, в то время как хулиганы и бездельники обнаруживают в рождественских носочках картофелину или кусок угля.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

03.05.2015

Большинство людей знает именно о православной вере, а другие христианские веры им практически не известны. Именно поэтому необходимо знать, чем же отличается христианство от католицизма и что у них общего.

Католическая вера – это тоже христианство. Среди них есть православные, католики и протестанты. Но церкви для протестантов нет, а вот православные и католические церкви есть. Все эти церкви общаются между собой, ни взирая на некоторые различия в вере.

Общими святыми у католиков и христиан являются: Иисус Христос, Николай Чудотворец, Дева Мария, Серафим Саровский и Сергий Радонежский, до разделения церквей общей святой была еще и Ольга.

Пункт первый представлен тем, что у каждой из церквей разное единство. Христиане воспринимают веру и таинство, а католикам еще необходим и Папа.

Пункт второй представлен тем, что у обеих церквей разное понятие о кафоличности и вселенкости. У православных важна вселенкость, а у католиков – кафоличность.

Католики и православные по-разному видят символов веры. У православных это Святой Дух, Отец и Сын, а католиков только Святой Дух и сын.

У католиков венчание это навсегда, а у христиан в некоторых случаях можно развенчаться.

У приверженцев католицизма чистилища нет, а у приверженцев православия — оно имеется. Туда попадают души, чтобы очистить себя от грехов перед отправкой в рай.

Католики считают, что у Девы Марии нет первородного греха, а православные считают что есть, потому что, она такой же человек, как и остальные.

У приверженцев католицизма всеми церковными делами заведует папа, у православных такого поста нет.

У православных нет византийского обряда, а у католиков он есть.

Приверженцы католицизма ставят Папу чуть ли не наравне с Богом, потому как они считают, что все его действия правильны относительно морали и веры, и что он сам может принимать решения, даже не посоветовавшись с епископатом. У православных же такими полномочиями наделен только Бог и Вселенские Соборы, которые могут принимать различные решения, касающиеся церкви и веры.

У православных главными полномочиями наделяются первые пять Вселенских Соборов, а у католиков, если они и принимают решения с одобрения Папы Римского, что задействовано там целых двадцать один Собор вместе с Ватиканом.

Также католики и православные обладают одним символом веры ни смотря на то что прошлые ошибки и предубеждения стали причиной того что церкви рассоединились, но они считают что Бог у них один, но видят они его по-разному.

Иисус Христом молиться рядом со своими учениками, а ученики это обе религии, поэтому они всегда вместе с Богом ни взирая на видимые различия.


Греко – католики принадлежат к восточному направлению византийских церквей. Греко – католики проводят литургии на разнообразных старо – славянских языках. Из напитков принято употреблять только квасной хлеб, ...





Российская греко-католическая церковь относится к восточным направлениям католицизма. Создается для русских католиков, пропагандирующих византийскую веру на всей территории России и для русских греко-католиков, ...

Итальянцы празднуют Николин день шумными процессиями, парадами, иллюминациями, оркестрами, неудержимым южным весельем… Русский народ чтит Угодника Божия задушевным акафистным пением, длительными и торжественными богослужениями. Более 100 лет назад в итальянском портовом городке Бари неподалеку от папской базилики с мощами Святителя Николая началось строительство русского подворья. Ныне гостеприимный русский дом вновь открыт для паломников. 19 декабря - день памяти Святителя Николая. Мы беседуем с настоятелем Патриаршего подворья в Бари отцом Андреем Бойцовым.

- Отец Андрей, каков юридический статус храма, в котором хранятся мощи Святителя Николая?

Юридический статус храма - папская базилика, базилика понтифика. У нас, в Православной Церкви, есть термин «ставропигиальный», то есть подчиняющийся непосредственно Патриарху. В данном случае храм подчиняется Папе, его настоятелем является Папа Римский.

Когда мощи были перенесены (фактически похищены) из Мир в Бари, а произошло это 9 мая 1087 г., итальянцы решили, что нужен специальный храм. Возник даже небольшой вооруженный конфликт, потасовка, потому что архиепископ Бари настаивал на том, чтобы мощи находились в кафедральном соборе. При виде первых жертв и многочисленных раненых аббат бенедиктинского монастыря Илья, человек духовный, решил вмешаться в ситуацию и смог погасить конфликт, убедив архиепископа в том, что жители Бари правы. Поэтому бенедиктинскому ордену было поручено возведение базилики. Они очень быстро справились с поставленной задачей, и в течение многих лет этот храм окормлял бенедиктинский орден.

В 1951 г. произошли кардинальные изменения - Папа принял решение о передаче базилики в ведение доминиканского ордена. На мой взгляд, это связано с неким кризисом древних монашеских орденов в католической Церкви. Сегодня молодежь не любит вступать в ордена, которые своей целью ставят строгое монашеское делание. А бенедиктинский орден как раз и предписывает oraetlabora (лат.), что означает «молись и работай». Там довольно строгий устав, монахи, например, не имеют права выходить из монастыря без благословения игумена. Поэтому более популярны появившиеся с Франциска Ассизского, с XIII в., общины, где молодежь занимается какими-то видами социальной деятельности, помощью больным, бедным, образованием, проповедью. Девиз доминиканского ордена - восхвалять, благословлять, проповедовать. Доминиканцы всегда отличались тем, что были хорошими профессорами в университетах, успешно занимались преподавательской деятельностью. И Папа, возможно, поэтому передал базилику в ведение доминиканского ордена.

Тогда, в 50-х гг. прошлого века, начались реставрационные работы в храме. Во время этих работ мощи Святителя Николая на два года, впервые за всю историю своего пребывания в Бари, были подняты в раке из гробницы. И два года они находились не в алтаре.

- Мощи Святителя по-прежнему мироточат?

Да, мощи до сих пор мироточат. Ученые провели в 1950-е гг. такой эксперимент: одну часть мощей, если не ошибаюсь, это была берцовая кость Святителя, они запаяли в сухую герметичную колбу. И вот за два года, пока велись реставрационные работы, эта колба наполовину заполнилась миром. Это было некое дерзновение, потому что Святитель мог бы такого чуда не совершить, но оно произошло. Мощи опять положили под престол, и там они пребывают по сей день. Миро достают один раз в году, происходит это в память перенесения мощей 22 мая.

- Расскажите о праздновании дней Святителя Николая в Бари.

Католическая Церковь празднует День памяти Святителя Николая 6 декабря (по юлианскому календарю), а Православная Церковь - 19 декабря (по григорианскому). Но для жителей Бари основной праздник - это, конечно, день перенесения мощей - 9 мая. Торжества проходят три дня, начиная с вечера 7 мая, когда совершается месса на берегу, в бухте Святого Георгия. Сейчас это фактически пригород Бари, в 7 км от центра. Именно туда и были доставлены мощи каравеллой из Мир. Их встретили жители Бари и крестным ходом отнесли на место нынешней базилики. Вечером приор базилики служит мессу, тем самым открывая барийские торжества. Фактически это дни города.

8 мая - кульминационный день праздника в светском отношении. День начинается мессой, которую уже архиепископ Бари служит в порту, на настиле. В прошлом году на богослужение собралось 10-15 тыс. человек. На помост, где совершается месса, жители Бари из базилики приносят довольно-таки большую статую Святителя Николая в епископских облачениях, богато украшенную золотыми крестами, панагиями, посохом, золотым Евангелием. В основном это пожертвования, подарки наших великих князей, русской аристократии. Эту статую Святителя Николая, храмовый образ, жители Бари очень почитают, это - святыня города.

В конце мессы архиепископ Бари берет маленький флакончик чистого мира, не разбавленного, читает молитву на освящение… и выливает манну (благовонное миро. - Ред.) в бухту Бари, освящая тем самым морские воды. Потом статую Святителя Николая помещают на корабль, который направляется в центр бухты Бари. На нем обычно находится мэр города.

Весь день жители Бари на лодочках, кто побогаче - на катерах и яхтах, подплывают к этому кораблю со статуей Святителя Николая, им оттуда протягивают мешки, в которые люди кладут пожертвования. Монахи-доминиканцы эти дары собирают, взамен одаривая бумажными иконками Святителя. Вечером статую крестным ходом приносят на главную площадь города. Иногда проходит военный воздушный парад, летают самолеты. Это светская часть, она заканчивается 8 мая.

А 9 мая - собственно день праздника. Совершается месса, для которой Папа специально присылает кардинала из Рима. Потом духовенство и журналистов пускают в нижнюю часть базилики - в крипту, открывают окошечко (а мощи находятся примерно на глубине двух метров), и достают миро. В древности на трости опускали губку, которая впитывала миро. Потом губку отжимали в специальную ампулу. Лет 15 или 20 назад придумали специальный насосик с золотой трубочкой, которым более тщательно миро откачивают. Последний раз пол-литра достали. Чистое миро доминиканцы могут давать в дар предстоятелям православных Церквей в каких-то особых случаях. А у себя в церковной лавке продают разбавленный миро (предварительно наливая его в цистерну воды).

- Разрешается ли священникам Русской Православной Церкви служить в базилике?

Нам дают возможность служить литургию на мощах, читать акафисты, прикладываться к мощам.

- Как относятся к Святителю Николаю русские, итальянцы, греки? Где Николай Угодник почитается больше всего?

Мы знаем, что Святитель Николай был малоазийским греком, поэтому греками он почитается. Но больше всего почитателей, конечно же, в России. Я бываю в базилике почти каждый день, служу хотя бы молебен, хотя бы Акафист. И вижу, что румын или греков приезжает одна группа, и то не каждый месяц, летом, а основная масса паломников - из России, до 70 тыс. ежегодно. Хотя - парадоксальный факт - наибольшее количество храмов, посвященных Чудотворцу Николаю, находится в Германии, у лютеран - более 400. Это выяснил один ученый в монастыре - падре Чоффар, который посчитал все церкви Святителя Николая в Европе и в России.

Везде есть свои особенности. Например, греки не признают праздника перенесения мощей. В каком-то смысле они правы - мощи у них украли. С другой стороны, мы все понимаем, что в скором времени территория Мир Ликийских была завоевана Турцией, мощи могли уничтожить, осквернить. Если бы Святитель Николай не захотел, то, конечно, жителям Бари не удалось бы провернуть эту операцию.

Хотя… были у барийцев и чисто экономические мотивы. Бари долгое время оставался престольным городом, почти 300 лет здесь проживал наместник византийского, восточно-римского императора, который управлял южно-итальянскими территориями. В Бари собирали налоги для Константинополя, что-то оставалось на месте, и экономически город процветал благодаря присутствию византийского наместника. Но когда норманны в 1070 г. захватили юг Италии, Бари лишился столичного статуса. Он стал простым городком. Жители Бари полагали, что мощи святого будут привлекать паломников. И действительно, Святитель Николай кормил город Бари все средневековье. Паломники стекались из Руси, Греции, Британии, Испании, везде Николай был одним из самых почитаемых святых.

Без Промысла Божия ничего не происходит. Возможно, промыслительная миссия заключается еще и в том, что сегодня итальянцы, католики видят благочестие русского народа - горячую искреннюю молитву, продолжительные богослужения, которые мы совершаем, причастие русских паломников, приезжающих поклониться Угоднику Божию.

Относительно почитания у итальянцев: мы знаем периоды, когда католическая Церковь вообще пыталась деканонизировать Святителя Николая. Это произошло, когда в основу канонизации был положен научный принцип. То есть должны были быть документы, такие как, например, мученические акты. У Святителя Николая, говорят западные эксперты, документов нет, поэтому в его житии присутствуют, в том числе, легендарные, вымышленные моменты. И они предложили Николая Чудотворца деканонизировать. Потом все-таки опять возвели в ранг святых, но местночтимых. Жители Бари, конечно, его особо почитают. Но сказать, что западные христиане, католики как-то усердно ему молятся, - этого нет.

- Отец Андрей, какие качества Святителя Николая вы считаете самыми важными?

В Первом послании апостола Павла к Коринфянам сказано: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор. 15:41). То есть существует определенная иерархия: солнце - наш Спаситель, луна - Божия Матерь, дальше - сонм святых. Понятно, у каждого из нас, ввиду тех или иных причин, есть какие-то предпочтения в выборе любимых святых. Может быть, психологические, а возможно, человек прочитал житие, и ему понравилось какое-то необычное происшествие. Иногда поражает, как тот или иной святой кардинально изменяет свою жизнь. Мы можем вспомнить Моисея Мурина, который был страшным разбойником, убийцей, злобным человеком. И как он потом каялся и каким святым стал. Часто мы чувствуем реальную помощь святого.

По тому отклику, который получают верующие от Святителя Николая, можно судить, что это один из величайших святых, наиболее близкий к Богу. В Небесной иерархии он занимает очень высокое положение. Почему - сложно сказать, может быть, нам это и не открыто. Да, конечно, он молился, подвизался, без этого вообще не может быть никакой святости. Но так или иначе, он не принимал на себя особых подвигов, таких как Симеон Столпник. Он был в миру, среди людей, вышел из состоятельной семьи. Нам это - как пример того, что богатство не препятствует спасению.

Но мы знаем, какой Святитель Николай скорый помощник. Как в Акафисте сказано: еще и призвать не успели, а он уже спешит на помощь - именно в силу огромной благодати, которую Господь ему дал. А Господь дарит столько благодати, сколько человек может понести, не возгордившись. Поэтому, наверное, прежде всего у него было смирение. Не сам по себе, а благодатью Божией он помогает людям, спасает во время катастроф, пожаров, бедствий. И разные другие чудеса творит.