Почему одни люди создают шедевры: картины, музыку, одежду, технические новинки, а другие способны только пользоваться этим? Откуда берется вдохновение и Изначально ли видно, что человек творческий или это качество можно постепенно развить? Давайте попробуем найти ответы на эти вопросы и разобраться в тайнах тех, кто умеет создавать.

Когда мы приходим на художественную выставку или посещаем театр, оперу, то можем с точностью ответить - вот образец творчества. Такие же примеры можно найти в библиотеке или кинотеатре. Романы, кинофильмы, поэзия - все это тоже образцы того, что может создать человек с нестандартным подходом. Однако работа для творческих людей, какой бы она ни была, всегда имеет один итог - появление на свет чего-то нового. Таким результатом являются и простые вещи, которые окружают нас в повседневной жизни: лампочка, компьютер, телевидение, мебель.

Творчество - это процесс, в ходе которого создаются материальные и духовные ценности. Конечно, конвейерное производство не является частью этого, но ведь каждая вещь когда-то была первой, уникальной, абсолютно новой. Вследствие этого можно сделать вывод: все окружающее нас - изначально было тем, что создал человек творческий в процессе своей работы.

Иногда в результате подобной деятельности автор получает продукт, изделие, которое никто, кроме него, не сможет повторить. Чаще всего это относится именно к духовным ценностям: картины, литература, музыка. Следовательно, можно сделать вывод, что для творчества необходимы не только особые условия, но и личностные качества создателя.

Описание процесса

По сути, ни один человек творческий никогда не задумывался, каким образом ему удается достичь того или иного результата. Что приходилось пережить в это порой очень долгий период создания? Какие этапы нужно было преодолеть? Этими вопросами озадачился психолог из Британии в конце 20-го века - Грэм Уоллес. В итоге своей деятельности он выделил основные пункты творческого процесса:

  • подготовка;
  • инкубация;
  • озарение;
  • проверка.

Первый пункт - это один из самых длительных этапов. Он включает в себя весь период обучения. Человек, ранее не имевший никакого опыта в конкретной области, не может создать нечто уникальное и ценное. Для начала приходится учиться. Это может быть математика, письмо, рисование, конструирование. Весь предшествующий опыт становится основой. После чего появляется идея, цель или задача, которую необходимо решить, полагаясь на полученные ранее знания.

Второй пункт - это момент отрешения. Когда длительная работа или поиски не дают положительного результата, приходится все отбросить в сторону, забыть. Но это не означает, что наше сознание также обо всем забывает. Можно сказать, что идея остается жить и развиваться в глубинах нашей души или разума.

И вот однажды приходит озарение. Открываются все возможности творческих людей, и истина выходит наружу. К сожалению, не всегда можно достичь поставленной цели. Не каждая задача нам под силу. Последний пункт включает в себя диагностирование и анализ результата.

Характер творческого человека

Многие десятилетия ученые и обычные люди пытаются лучше понять не только сам процесс, но и изучить особые качества создателей. человека вызывает большой интерес. Как показывает опыт, обычно представители такого типа отличаются высокой активностью, экспрессивным поведением и вызывают противоречивые отзывы окружающих.

По сути, ни одна модель, разработанная психологами, не является точным шаблоном. Например, такая черта, как невротизм, зачастую присуща людям, создающим духовные ценности. Ученые, изобретатели отличаются устойчивой психикой, уравновешенностью.

Каждый человек, творческий или нет, является уникальным, что-то в нас перекликается, а что-то совершенно не совпадает.

Есть несколько черт характера, которые в большей степени присущи таким личностям:

    любознательность;

    уверенность в собственных силах;

    не слишком доброжелательное отношение к окружающим.

    Последнее вызвано, возможно, в силу того, что люди с думают иначе. Им кажется, что их не понимают, осуждают или не принимают такими, какие они есть.

    Основные отличия

    Если в списке ваших знакомых есть очень творческий человек, то вы обязательно это поймете. Такие личности часто витают в облаках. Они настоящие мечтатели, даже самая бредовая идея кажется для них реальностью. Кроме этого, они смотрят на мир как под микроскопом, подмечая детали в природе, архитектуре, поведении.

    Многие знаменитые люди, которые создавали шедевры, не имели привычного рабочего дня. Для них не существует условностей, и процесс творчества происходит в удобное время. Кто-то выбирает раннее утро, у кого-то потенциал просыпается только с заходом солнца. Такие люди не часто появляются на публике, большую часть времени они проводят в одиночестве. В спокойной и привычной атмосфере проще думается. При этом их желание к новому постоянно толкает на поиски.

    Это сильные, терпеливые и рискованные личности. Никакая неудача не способна сломить веру в успех.

    Современные исследования

    Раньше мнения ученых сходились на том, что человек либо рожден творческим, либо нет. Сегодня этот миф полностью развеян, и с уверенностью можно сказать, что развить в себе таланты доступно каждому. Причем в любой период своей жизни.

    Основные качества творческого человека при желании и настойчивости можно выработать и у себя. В единственном случае достичь положительного результата невозможно, это когда персона лично не желает вносить изменения в свою жизнь.

    Современные исследования привели к выводу, что интеллектуальные способности увеличиваются, если объединить логику и творческий подход. В первом случае к работе подключается левое полушарие, во втором - правое. Активируя как можно больше отделов мозга, можно достичь большего результата.

    Работа для творческой личности

    После окончания школы перед выпускниками встает вопрос: куда поступать? Каждый выбирает путь, который кажется ему более интересным и понятным, в конце которого видна цель или результат. К сожалению, реализовать потенциал, заложенный в нас, не всегда предоставляется возможным.

    Как вы думаете, какая больше всего подходит работа для творческих людей? Ответ простой: любая! Чем бы вы ни занимались: ведением домашнего хозяйства или проектированием космических станций - везде можно проявлять находчивость и изобретательность, создавать и удивлять.

    Единственное, что может действительно мешать этому процессу - это стороннее вмешательство. Многие руководители самостоятельно лишают своих сотрудников стремления к принятию самостоятельных решений.

    Хороший начальник будет поддерживать порывы к развитию и творчеству, конечно, если это не будет мешать основному процессу.

    Парадоксы

    Давайте подумаем, почему характер творческого человека так сложно поддается четкому анализу и структурированию. Скорее всего, это связано с рядом парадоксальных черт, которые присущи таким людям.

    Во-первых, все они интеллектуалы, отлично подкованные знаниями, при этом наивны как дети. Во-вторых, несмотря на отличную фантазию, они хорошо разбираются в устройстве этого мира и видят все четко. Открытость и коммуникативные качества - это лишь внешние проявления. Творчество очень часто прячется в глубинах личности. Такие люди много думают, ведут собственный монолог.

    Интересно, что создавая нечто новое, они, можно сказать, вносят некий диссонанс в сложившееся течение жизни. При этом все безумно консервативны, их привычки часто становятся важнее окружающих.

    Гений и творчество

    Если человек в результате своей деятельности создал нечто впечатляющее, то, что поразило окружающих, изменило представления о мире, то он завоевывает истинное признание. Таких людей называют гениями. Конечно, для них создание, креативность - это жизни.

    Но не всегда даже самые творческие люди достигают результатов, которые способны изменить мир. Но порой они и сами к этому не стремятся. Для них творчество - это прежде всего возможность быть счастливым в настоящее время, в том месте, где находятся.

    Не обязательно быть гением, чтобы проявить себя. Даже самые небольшие результаты смогут сделать лично вас более уверенным, позитивным и радостным.

    Выводы

    Творчество помогает людям открыть свою душу, выплеснуть чувства или же создать нечто новое. Развить в себе креативность может каждый, главное, чтобы было большое желание и позитивный настрой.

    Необходимо избавиться от условностей, взглянуть на мир другими глазами, возможно, попробовать себя в чем-то новом.

    Помните - творческий потенциал подобен мышцам. Его нужно регулярно стимулировать, качать, развивать. Необходимо ставить перед собой различные по масштабам цели и не сдаваться, если с первого раза ничего не вышло. Тогда в какой-то момент сами удивитесь, как кардинально изменилась жизнь, и вы начнете осознавать, что также внесли в мир нечто нужное и новое для людей.

Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.Создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления, - одна из важнейших целей при работе с одаренными детьми.

Нам, педагогам, остается разглядеть, различить, раскрыть глубинный смысл детского озарения. И, озарившись их светом, осознанно вернуть этот смысл детям, чтобы поощрить, подтолкнуть их к дальнейшим творческим прозрениям...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Орлова Лилия Федоровна,

старший воспитатель

МБДОУ ЦРР – детский сад «Малыш»

пгт. Черемушки, Республика Хакасия

Формирование качеств творческой личности

Одаренность человека – это

маленький росточек, едва про-

клюнувшийся из земли и тре-

бующий к себе огромного вни-

мания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать

все необходимое, чтобы он вы-

рос и дал обильный плод.

В.А. Сухомлинский

Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.

В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к ее развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность . Креати́вность (от англ. create - создавать, творить) - это творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы. Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу - это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.

На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка - способность достигать цели, находить выход из различных ситуаций, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. В широком смысле - нетрадиционное и остроумное решение проблемы. Причём, как правило, обычными инструментами или ресурсами, если потребность материальна.

Креативность может проявляться в мышлении, общении, в отдельных видах деятельности.

Одним из важных направлений в развитии креативности дошкольников является формирование качеств творческой личности. Это предполагает решение следующих задач:

1. Формирование независимости мышления, т.е. умение находить собственное решение, оригинальные ответы, открыто высказывать смелые идеи и гипотезы, отстаивая собственное мнение.

2. Развитие целеустремленности и настойчивости при поиске проблем, стремление доводить начатое дело до конца.

3. Формирование принимать критику без обид, с позитивных позиций высказывать критику в адрес других людей с желанием помочь.

4. Развитие желания сочувствовать, переживать людям, животным, растениям.

5. Поощрение в ребенке инициативности, независимости, изобретательности.

6. Развитие умения сохранять уверенность в своих способностях, несмотря н6а временные трудности и неудачи.

Одаренность – стечение трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости.

Таким образом, в число необходимых признаков одаренности обязательно входит интеллектуальное развитие ребенка выше средневозрастного уровня , так как только такой уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности.

Только в том случае, когда высокая креативность сочетается с высоким уровнем интеллекта , наблюдается хорошая адаптация к социальной среде, эмоциональная уравновешенность, независимость, высокая и продолжительная творческая активность.

Как правило, одаренным детям интересна любая область науки. У них много идей и желаний. Задача педагога - поддержать их и помочь самореализоваться.

Создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления, - одна из важнейших целей при работе с одаренными детьми. По результатам многих исследований, развитие креативности детей происходит при организации непосредственно образовательной деятельности условий, благоприятных для творчества: создание ситуаций успеха, незавершенности рассматриваемых проблем (что было, над чем надо подумать, добраться до истины, подойти к эврестическим находкам), появление все новых и более сложных вопросов, огромное желание в поисковой деятельности (найти ответы!), создание атмосферы понимания. Кроме того, необходимо постоянно подчеркивать ответственность и независимость, акцентировать внимание родителей к интересам детей. В то же время целесообразно уделять внимание и специальному обучению различным аспектам творческого мышления: поиску проблем, выдвижению гипотез альтернативности и оригинальности.

В работе с одаренными детьми нужно использовать следующие концептуальные положения: стимулирование индивидуально-исследовательского интереса, группового творчества, приобщение к продуктивной творческой деятельности.

Как учить? – учить находить необычные нестандартные решения.

Диапазон творческой задачи необычайно широк по сложности – от решения головоломки, до изобретения новой машины. Для решения этих задач нужны наблюдательность, умение анализировать, комбинировать и т.д. – все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Человеку с творческим складом ума легче найти творческую изюминку в деле, достичь высоких результатов. Но ведь природа не щедра на таланты, они, как алмазы, встречаются редко, однако та же природа наделила каждого ребенка возможностью развиваться. И начинать такое развитие надо не тогда, когда человек стал специалистом, а намного раньше. Подготовка изобретателя так же, как и спортсмена, - длительный процесс. Как? Вводите ТРИЗ (отдельные элементы теории и методики решения изобретательных задач).

В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗа с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

Цель ТРИЗ – не просто развивать фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Средство работы с детьми - педагогический поиск.

Если ребенок не задает вопроса, то педагог задает его сам: «Что было бы, если...»

Занятие - не форма, а поиск истины.

Этапы:

I. Поиск сути.

Перед детьми ставится проблема (вопрос), которую надо решить. И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной.

П. «Тайна двойного» - выявление противоречий : хорошо - плохо (например: солнце - это хорошо и плохо. Хорошо - греет, плохо - может сжечь). Начало мысли, интеллекта там, где ребенок ищет противоречия.

III. Разрешение противоречий (при помощи игр и сказок). Например: зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носить его в сумке. Решение этого противоречия - складной зонт.

Приемы разрешения противоречий:

1. Изменение агрегатного состояния вещества (вода в решете - заморозить и перенести в решете).

2. Изменение во времени (ускорить время и вырасти). Решение сказочных задач и придумывание новых сказок. Как спасти Колобка от Лисы?

  1. исторические: как изобрели колесо, самолет, вилку, карандаш и пр.?
  2. на прогулках: кто мама ветра, кто его друзья, о чем шепчет ветер, о чем спорит ветер с солнцем?
  3. прием эмпатии: что чувствует этот кустик, испытывает ли боль дерево?

Существуют приемы решения противоречий в детском саду.

Дробилка - дробление и объединение (объединение козлят в сказке, чтобы справиться с волком).

Матрешка - принцип матрешки (одно в одном).

Торопыжка - принцип предварительного действия и антидействия (Маша забралась в корзину, чтобы добраться к бабушке с дедушкой).

Попугай - принцип копирования.

Добрый волшебник - обратить вред в пользу, зло в добро.

Непоседа - принцип динамичности.

Нехочуха - принцип «наоборот».

Метод моделирования маленькими человечками, который используется на занятиях для ознакомления с окружающими предметами и их свойствами.

Важным моментом в процессе организации развивающих занятий является создание у детей мотивации, которая основывается на базовых потребностях детей дошкольного возраста. Психологи отмечают, что у ребенка очень рано зарождается потребность в осознании своей значимости, признании, самоутверждении, реализовать которую ребенок может в игровой ситуации.

Именно в игре реализуется потребность дошкольника действовать самостоятельно, активно, как взрослый. Иногда для решения проблем им необходимо превратиться в волшебников, художников, портных, конструкторов и т.п.

Сильным стимулом, побуждающих дошкольников к деятельности, является мотив личной пользы, который нельзя не учитывать при проведении творческих занятий. Значимой для дошкольников является и потребность общения с взрослым. Процесс общения должен сопровождаться только положительными эмоциями: радостью нового знания, радостью открытия, радостью творчества, удовлетворенностью похвалой. Педагогу важно отказаться от привычки «говорить детям», надо учиться разговаривать с ними.

Постепенно наиболее значимой уже для старших дошкольников становится познавательная потребность.

Наряду с познавательной в старшем возрасте проявляется и потребность в созидании. Ее роль особенно велика в развитии творческого потенциала ребенка.

Нам, педагогам, остается разглядеть, различить, раскрыть глубинный смысл детского озарения. И, озарившись их светом, осознанно вернуть этот смысл детям, чтобы поощрить, подтолкнуть их к дальнейшим творческим прозрениям.

Список литературы:

  1. «Работа с одаренными детьми: поиски и находки/по ст. Л. Головановой/ Журнал «Народное образование» – 2004. - № 7.
  2. «Учиться вместе»/по ст. М. Нефедова/Журнал для родителей «Семья и школа» - 1992. – № 1-3.
  3. «Требуется одаренный воспитатель»/по ст. Вероники Сорокиной/Журнал заботливых родителей «Здоровье школьника» - 2006. - № 10.
  4. Прохорова Л.Н. Путешествие по Фанталии. Практические материалы по развитию творческой активности дошкольников. – СПб.: «Детство-Пресс», 2000.

Личностные качества творческой личности это те, которые позволяют отличаться этой личности от других людей.

К ним можно отнести:

Продуктивное самосознание;

Интеллектуальная творческая инициатива;

Жажда познания и преобразования;

Чувствительность к проблеме, новизне;

Потребность в нестандартном решении задач;

Критичность ума;

Самостоятельность в поиске путей и спосо­бов решения проблем.

Залогом развития личностных качеств творческой личности является высокая мотивация творчества.

Для психологии творческая мотивация поиска (идей, образов, сюжетов, сценариев и т.д.) - одна из центральных проблем. Ее раз­работка важна для правильной трактовки коренных воп­росов формирования людей науки, техники и искусства и для рациональной организации их труда. С целью лучшей ориентации в иерархии различных мотивационных уровней психологи разделили мотивацию на внешнюю и внутреннюю.

Под «внешней» мотивацией они обычно понимают мотивацию, исходящую не от предметно-исторического контекста творческой деятельности, не от запросов и интересов логики ее развития, преломляющихся в побуж­дениях и замыслах отдельного исследователя-творца, а от др. форм его ценностной ориентации. Эти формы (жажда славы, материальных преимуществ, высокой со­циальной позиции и т.п.) могут быть для него в высшей степени значимы, могут быть представлены в самых глу­бинах его личности, и тем не менее они являются вне­шними по отношению к развивающейся науке (технике или искусству), в которой живет творец со всеми своими привязанностями, страстями и надеждами. Честолюбие (стремление к достижению лидерства в общественной жизни, науке, культуре, карьеризм и т.д.), напр., может служить могучим двигателем поведения, характеризую­щим самую сердцевину личности. И тем не менее оно -внешний мотив, поскольку творческая деятельность, им мотивируемая, выступает для творца в виде средства до­стижения целей, внеположных, напр., для идущего соб­ственными путями процесса развития научной мысли. Известно, что внешнее одобрение, выражающееся в раз­нообразных видах признания и почестей, является важ­ным стимулом для многих творческих людей. Неприз­нание научных заслуг со стороны коллег и научных орга­низаций приносит ученому большие огорчения. Ученым, попадающим в подобную ситуацию, Г. Селье рекоменду­ет относиться к ней философски: «Пусть лучше люди спра­шивают, почему он не получил высоких званий и долж­ностей, чем почему он получил их». Своеобразной разно­видностью честолюбия является любовь к женщине как внешний мотив творчества, Некоторые выдающиеся люди считали это чувство сильным стимулятором творчества. Напр., А.С. Пушкин писал: «Сладостное внимание жен­щин - почти единственная цель наших усилий». Эту точку зрения разделял И.И. Мечников. Неудовлетворенность своим положением также служит важным мотивом творчества (Н.Г. Чернышевский). Как неудовлетворенность своим положением, так и стремление к самовыражению могут быть стимулами творческой деятельности одного и того же человека. Отчетливо эту мысль высказал A.M. Горь­кий: «На вопрос: почему я стал писать? - отвечаю: по силе давления на меня «томительной бедной жизни» и пото­му, что у меня было так много впечатлений, что «не пи­сать я не мог. Значительное место среди мотивов твор­ческой деятельности занимает также нравствен но-пси­хологическая сторона этой деятельности: сознание со­циальной важности и нужности проводимых исследова­ний, чувство долга и ответственности за характер и ис­пользование результатов научного труда, сознание тес­ной связи своей деятельности с работой научного кол­лектива и др. Особенное значение в нравственной моти­вации научной и любой др. творческой деятельности имеет чувство нравственного долга творческих личнос­тей перед своим народом и человечеством. Творцы дол­жны постоянно помнить о гуманной направленности своей деятельности и отказываться от работ, возможные трагические последствия которых заранее известны. Об этом не раз говорили многие крупнейшие ученые и пред­ставители искусства XX в. - А. Эйнштейн, Ф. Жолио-Кюри, И.В. Курчатов, Д.С.Лихачев и др. Одним из вне­шних мотивов является социальная фацилитация - по­вышение скорости или продуктивности деятельности творческой личности вследствие воображаемого или ре­ального присутствия др. человека или группы людей (без непосредственного вмешательства их в деятельность), выступающих в качестве соперника или наблюдателя за его действиями. Одним из мощных стимулов творчества можно считать скуку. По мнению Г. Селье, творческие люди интенсивно ищут «духовные отдушины». И если они уже приобрели вкус к серьезным умственным упраж­нениям, все другое в сравнении с этим представляется им не стоящим внимания. К самым непривлекательным стимулам творчества следует отнести зависть и стремле­ние приобрести большие материальные блага, высокие должности и громкие звания. Среди творческих работ­ников встречается зависть двух видов. Первый - «белая зависть», при которой признание чужого успеха оказывает­ся для индивида стимулом творческой активности и стрем­ления к соревнованию. Именно такую зависть А.С. Пуш­кин считал «сестрой соревнования». «Черная зависть» подталкивает индивида к свершению враждебных дей­ствий по отношению к объекту зависти (синдром Салье­ри) и оказывает деструктивное влияние на самую лич­ность завидующего.



К внутренним мотивам творчества относятся интел­лектуальные и эстетические чувства, которые возникают в процессе творческой деятельности. Любознательность, удивление, чувство нового, уверенность в правильности направления поиска решения задачи и сомнение при не­удаче, чувство юмора и иронии - вот примеры интел­лектуальных чувств. Академик В.А. Энгельгагдт пола­гал, что врожденной инстинктивной силой творчества является стремление уменьшить степень неведения об ок­ружающем нас мире. Он считал этот инстинкт родствен­ным инстинкту утоления жажды. Именно поэтому спра­ведливо утверждать, что не ученый отдал жизнь служе­нию науке, а наука служила удовлетворению его по­требности в творчестве. То же можно сказать и о поэте, и о поэзии, и вообще о любой творческой личности и ее творениях. О том, что потребность в творчестве, в со­здании нового и оригинального находится в почти ин­стинктивной потребности человека, говорит опыт мно­гих талантливых людей. Напр., И.С. Тургенев, по сло­вам его биографа, брался за перо под влиянием внут­ренней потребности, не зависящей от его воли. Л.Н. Тол­стой говорил о том, что он писал только тогда, когда не был в состоянии противодействовать внутреннему вле­чению к сочинительству. Сходные высказывания мож­но найти у Гете, Байрона, Пушкина и многих выдаю­щихся ученых. Любознательность, умение радоваться каждому малому шагу, каждому небольшому открытию или изобретению - необходимое условие для человека, выбравшего научную профессию. Жажда знания, или инстинкт познания, является основным отличием от животных. И этот инстинкт в высшей степени развит у творческих личностей (Л. С. Соболев). Труд ученого яв­ляется источником большого наслаждения. По словам академика Н.Н, Семенова, истинного ученого его труд привлекает сам по себе - вне зависимости от вознаграж­дения. Если бы такому ученому за его исследования ни­чего не платили, он стал бы работать над ними в свобод­ное время и готов был бы приплачивать за это, потому что наслаждение, получаемое им от занятий наукой, не­сравненно больше, чем любые культурные развлечения. Тот, кому научный труд не доставляет наслаждения, кто не хочет дать по способностям, тот не ученый, это не его призвание, какие бы степени и звания ему ни были при­своены. Материальная обеспеченность приходит к на­стоящему ученому сама собой, как результат его верной привязанности к науке (Н.Н. Семенов, 1973). Любозна­тельность, любовь к истине ученого в большой мере обус­ловлены общим уровнем развития науки, его собствен­ным жизненным опытом, общественным интересом к той или иной проблеме, над которой работает ученый. Самое главное, без чего даже высокие профессиональные каче­ства не приводят к успеху, - это способность радоваться и удивляться каждой малой удаче, каждой разгаданной загадке и относиться к науке с тем благоговением, о котором говорил А. Эйнштейн: «Я довольствуюсь тем, что с изумлением строю догадки об этих тайнах и смиренно пытаюсь мысленно создать далеко не полную картину совершенной структуры всего сущего». Со времен Пла­тона чувство удивления («таинственности») считается мощным мотивом всех познавательных процессов. Стремление к таинственному, необычному, жажда чуда заложены в человеке так же, как И стремление к прекрас­ному. А. Эйнштейн по этому поводу говорил: «Самое прекрасное и глубокое переживание, выпадающее на долю человека, - это ощущение таинственности". Ярко выраженное ощущение таинственности лежит в основе всех наиболее глубоких тенденций в науке и искусстве. Занимаясь творчеством, люди часто испытывают эсте­тическое удовлетворение, к-рое, как правило, повышает их творческую энергию, стимулирует поиск истины. Творчество включает в себя не только познание, но и красоту, эстетическое наслаждение самим процессом и результатом творческого труда. Проникновение в мир неизвестного, раскрытие глубокой гармонии и удиви­тельного разнообразия явлений, восторг перед откры­вающейся красотой познанных закономерностей, ощу­щение силы человеческого разума, сознание растущей власти, которую человек благодаря науке приобретает над природой и обществом, порождают гамму чувств и силь­нейших человеческих переживаний, глубоко входящих в процесс творческих исканий ученых: удовлетворения, восхищения, восторга, удивления (с которого, как говорил Аристотель, начинается всякое познание). Красота на­уки, как и искусства, определяется ощущением соразмер­ности и взаимосвяэанности частей, образующих целое, и отражает гармонию окружающего мира. Чтобы пол­нее использовать эстетические мотивы научного твор­чества, их роль в активизации науки, важно научиться сознательно воздействовать на них, способствовать их беспрепятственному и социально полезному развитию. Огромную и во многом незаменимую роль может сыг­рать укрепление и развитие связей ученых с миром ис­кусства и литературы. Известный математик ГГ.С. Алек­сандров отмечал, что на его развитие как ученого огром­ное влияние в молодые годы оказала музыка. Именно в те моменты, когда он, возвращаясь с концерта, испыты­вал какое-то особенно хорошее состояние, к нему при­ходили ценные мысли. Известны подобные высказыва­ния А. Эйнштейна, отмечавшего исключительную роль художественной литературы в стимулировании новых научных идей.

Оба вида мотивации так тесно связаны друг с дру­гом, что их отдельный обособленный анализ является часто весьма затруднительным. Единство мотивации проявляется в самом факте существования н развития природной склонности человека к творчеству, в потреб­ности в самовыражении. Внешние мотивы могут служить двигателем творческой деятельности только посредством внутренней мотивации, которая создается в результате про­тиворечия внутри познавательного поля между тем, что уже формализовано в виде социализированного знания, и тем, что надлежит формализовать данному субъекту творчества, чтобы претендовать на преимущества, вы­раженные в терминах внешней мотивации. Очевидно, что в науке критерием успеха не могут служить внешние ат­рибуты и внешние блага сами по себе, хотя нередко имен­но их присвоение становится доминирующим мотивом деятельности многих ученых.

К средствам повышения Т.м. в творческом коллек­тиве относится не только использование материальных и моральных поощрений и повышений в статусе. Важ­ное значение, имеют также создание условий для самоактуализации творческих возможностей научного работ­ника, раскрытие перед ним перспектив. Среди факторов большого мотивационного значения следует выделить и приобретающие важную роль в современных услови­ях побуждения ученого, связанные с внедрением резуль­татов научных исследований (в особенности фундамен­тальных) в практику, и т.д.

Обобщая сказанное можно выделить две группы мотивов творчества :

· внешние (стремление к материальным выгодам, к обеспечению своего положения);

· внутренние (удовольствие от самого творческого процесса и эстетическое удовлетворение, стремление к самовыражению).

Чем больше вы делаете того, что делаете,
тем больше вы получаете того, что у вас есть.

Творческое начало есть практически в каждом человеке. Однако в деятельности одних людей творческий характер проявляется в большей степени, а у других — в меньшей.

Творческое мышление требует, чтобы вы постоянно копали вглубь себя и генерировали идеи, которые будут больше, лучше, новее, быстрее, дешевле, и которые вы сможете использовать для улучшения своей жизни. Творческие люди обладают, по крайней мере, семью особыми личностными качествами. Когда вы практикуете одно или несколько из этих качеств, вы становитесь более креативным.

Первое качество тех, кто мыслит творчески, это их активное любопытство. Они стремятся узнать что-то новое и постоянно задают вопросы: «Как?», «Почему?» и т.д. В этом они похожи на детей. Затем они спрашивают: «А почему бы и нет?», «Почему я не могу сделать это?»

2. Мышление с нуля

Вторая характеристика творческих людей заключается в том, что они практикуют «мышление с нуля». Философия такого подхода означает спрашивать себя: «Если бы я сейчас не делал то, что делаю, и знал то, что знаю сейчас, начал бы я этим заниматься?»

И если ответ будет отрицательным, они прекращают делать то, что делают, и начинают заниматься чем-то другим. Просто удивительно, сколько много людей настойчиво продолжают заниматься тем, к чему не испытывают ни малейшей склонности.

3. Способность к изменениям

Творческие люди отличаются той ценностью, что они готовы к изменениям. Они признают, что в нашем мире нежелание или неспособность к изменениям приводит печальным результатам. И если вы предпочитаете нести ответственность за свою жизнь, нужно не только быть готовым к неизбежным переменам, но и организовывать их самому.

Согласно одному исследованию, 70% решений, какие мы принимаем, оказываются неверными в долгосрочной перспективе. Это значит, что вы должны быть готовы изменить свое мнение и большую часть времени пробовать что-то еще.

4. Признайте, когда вы не правы

Четвертая творческая составляющая — это готовность признать свою неправоту. Огромное количество ментальной и эмоциональной энергии людей тратится для защиты от признания того, что они приняли неправильное решение. Действительно открытые творческие люди всегда должны быть гибкими и готовыми изменить свое мнение и признать, когда они не правы.

5. Непрерывное обучение

Высоко творческие люди обладают свободой признать, что они чего-то не знают. Никто не может знать хоть что-то обо всем, и весьма вероятно, что в отношении некоторых предметов ошибаются практически все.

Независимо от того, с какой проблемой вы столкнулись, наверняка кто-то и когда-то с ней уже справился и это решение сегодня используется. Проще и эффективнее всего справиться с проблемой можно найдя уже готовое успешное решение и скопировать его. Обучение в том и заключается, чтобы перенимать опыт других людей и применять его на практике.

6. Целенаправленность

Деятельность творческих людей сосредоточена на их целях, в достижении которых они могут реализоваться. Они живут продуктивно и точно зная, чего хотят; прекрасно представляют, как их цель будет выглядеть, как если бы это было реальностью уже сегодня. И чем больше они визуализируют и представляют свою цель как реальность, тем более креативными они становятся и тем быстрее движутся к ее достижению.

7. Контролируйте свое Эго

И наконец, седьмой особенностью высоко творческих людей является то, что их Эго менее причастно к принятию решений. Они больше озабочены тем, что правильно, а не тем, кто прав, и готовы принимать идеи из любого источника для решения своих вопросов.

Творческое мышление порождает новые идеи

Самой важной частью творческой индивидуальности является . И чем больше идей вы генерируете, тем лучше будет их качество. Чем больше идей у вас есть, тем больше шансов, что у вас окажется нужная идея в нужное время.

Но еще Томас Эдисон сказал: «Гений — это один процент вдохновения и 99 процентов труда». Истинный признак креативной личности это способность придумать идею, а затем применить ее на практике. Каждый раз, когда вы генерируете новую идею, составляете план по ее реализации, а затем выполняете его, вы развиваете в себе творческие способности. И чем сильнее вы их разовьете, тем большего вы добьетесь в каждой сфере своей жизни.

1. Достойная цель – новая (еще не достигнутая), значительная, общественно полезная. Пятнадцатилетний школьник Нурбей Гулиа решил создать сверхъемкий аккумулятор. Работал в этом направлении более четверти века. Пришел к выводу, что искомый аккумулятор – маховик; начал делать маховики – своими силами, дома. Год за годом совершенствовал маховик, решил множество изобретательных задач. Упорно шел к цели (один штрих: а.с. 1048196 Гулиа получил в 1983 г. – по заявке, сделанной еще в 1964 г.; 19 лет борьбы за признание изобретения!). В конце концов Гулиа создал супермаховики, превосходящие по удельной запасаемой мощности все другие виды аккумуляторов.

2. Комплекс реальных рабочих планов достижения цели и регулярный контроль за выполнением этих планов. Цель остается смутной мечтой, если не будет разработан пакет планов – на 10 лет, на 5 лет, на год. И если не будет контроля за выполнением этих планов – каждый день, каждый месяц.

В идеале нужна система (описанная Д. Граниным в книге «Эта странная жизнь»), которой придерживался биолог А.А. Любищев. Это регулярный учет выработанных часов, планомерная борьба с потерями времени.

В большинстве случаев планы включают приобретение знаний, необходимых для достижения цели. Часто эти знания оказываются за пределами имеющейся специальности – приходится начинать с нуля. М.К. Чюрленис, задумав синтез музыки и живописи, пошел в начальную художественную школу (а был он к этому времени высококвалифицированным профессиональным музыкантом): вместе с подростками осваивали азы живописи.

3. Высокая работоспособность в выполнении намеченных планов. Должна быть солидная ежедневная «выработка» - в часах или единицах продукции. Только на вспомогательную работу – составление личной картотеки – нужно около трех часов в день. Картотека В.А. Обручева содержала 30 пудов (!) аккуратно исписанных листов тетрадного формата. После Ж. Верна, напоминаю, осталась картотека в 20 000 тетрадок.

4. Хорошая техника решения задач. На пути к цели обычно необходимо решить десятки, иногда сотни изобретательских задач. Нужно уметь их решать. Биографы Огюста Пиккара пишут: «Изобретение батискафа коренным образом отличается от множества прочих изобретений, зачастую случайных и, во всяком случае, интуитивных. К своему открытию Пиккар пришел только благодаря систематическим, продуманным поискам решения»… Разумеется, во времена Пиккара не было ТРИЗ, но создатель стратостата и батискафа умел видеть технические противоречия и владел неплохим – даже по современным меркам – набором приемов. Не случайно многие задачи, решенные в свое время Пиккаром, прочно вошли в задачи ТРИЗ – в качестве учебных упражнений.

5. Способность отстаивать свои идеи – «умение держать удар». Сорок лет прошло от мечты о спуске под воду до реального спуска первого батискафа. За эти годы Огюсту Пиккару довелось испытать многое: нехватку средств, издевки журналистов, сопротивление специалистов. Когда, наконец, удалось подготовить батискаф к «Большому погружению» (спуску на максимальную глубину океана), Пиккару было почти 70 лет, он вынужден был отказаться от личного участия в погружении: батискаф повел его сын Жак. Пиккар, однако, не сдался. Он начал работу над новым изобретением – мезоскафом, аппаратом для исследования средних глубин.

6. Результативность. Если есть перечисленные выше пять качеств, должны быть частичные положительные результаты уже не пути к цели. Отсутствие таких результатов – тревожный симптом. Нужно проверить, правильно ли выбрана цель, нет ли серьезных просчетов в планировании.

Структура технологии развития творческого потенциала личности включает в себя следующие основные компоненты:

1. Предварительная диагностика уровня творческого развития;

2. Мотивация (представляет собой одно из ведущих направлений работы);

3. Организация творческой деятельности. Должны быть созданы определенные условия, способствующие развитию творческого потенциала личности, ее реализации.

4. Контроль качества выполнения творческой деятельности. Процессу контроля должно быть уделено значительное внимание. При использовании методики основное внимание должно быть направлено на процесс организации творческой деятельности и создание определенных условий, способствующих ее эффективному проведению.

5. Выявление соответствия полученных результатов запланированным. Объективный и рефлексивный анализы эффективности проведенной работы. Выявление затруднений и проблем в ре. Процесс развития творческого потенциала и переход от репродуктивной к продуктивной деятельности хорошо заметен при рассмотрении трех типов творчества, выделенных Г.С. Альтшуллером и И.М. Верткиным. К творчеству первого типа (простейшему) авторы относят применение известного решения к известной проблеме. К творчеству второго типа - новое применение известного решения или новое решение старой задачи, то есть решение не принятыми, не привычными в данной области средствами. При творчестве третьего типа для принципиально новой проблемы находится принципиально новое решение. Для развития общества, по замечанию авторов, важен любой вид творчества. Но первый его тип непосредственно реализует прогресс, а второй и третий - решают задачи далекого завтра.шении задач, внесение необходимых корректив.