­Краткая биография Аристотеля

Аристотель - великий древнегреческий философ; родоначальник формальной логики и один из наиболее влиятельных ученых древности. Родился в 384 г. до н.э. в Стагире во Фракии. Считается воспитателем Александра Македонского, учеником Платона и основателем лицея. Семья, в которой родился мыслитель, принадлежала к истинным эллинам. С тех пор, как будущий философ лишился родителей, он жил под­ покровительством своего опекуна Проксена. Отец ученого был личным врачом при царе, поэтому он с детства был приближен ко двору.

В 17-летнем возрасте молодой Аристотель поехал учиться в Афины, где провел следующие двадцать лет. Там он изучал философию, а затем поступил в Академию, основанную великим Платоном. Учитель выделял его среди других учащихся за недюжинный ум и талант. Однако Аристотель вскоре стал отбиваться от общего класса и разрабатывать свое личное мировоззрение, что не помешало двум ученым долгое время сохранять дружеские отношения. Вскоре философ покинул Афины, так как был приглашен в Македонию царем Филиппом II в качестве воспитателя для сына.

Когда он в 335 г. вернулся в Афины, то не застал Платона живым, а Академией теперь управлял племянник ученого Спевсипп. Тогда Аристотель создал свою собственную, так называемую перипатетическую школу - Ликей (лицей). Вскоре он был вынужден покинуть Афины из-за назревающего недовольства царем Филиппом. Следующим его пристанищем стала Малая Азия. Три года он прожил у своего друга Гермия, пока того не приказал казнить персидский царь Артаксеркс III. В честь друга Аристотель написал гимн стихами. Следующие несколько лет он провел на родине великой древнегреческой поэтессы Сапфо.

В честь научных исследований Македонский царь выделил ученому огромную сумму. На протяжении почти всей жизни Александр поддерживал связь с Аристотелем, так как тот искусно умерял его горячность. Именно Аристотель привил этому великому монарху любовь к «Илиаде». Отец царя, Филипп II, в благодарность философу даже восстановил из руин его родной город Стагиру. Конец верной дружбе Аристотеля с Александром пришел с казнью Каллисфена - племянника ученого, который прямо или косвенно был причастен к заговору против царя.

Большая часть сочинений Аристотеля была написана во время его повторного визита в Афины. В этот период умерла его жена Пифиада, после чего он женился повторно на рабыне Герпиллиде. Сын ученого Никомах умер юным, поэтому продолжателем его дела была единственная дочь Пифиада. Главой Ликея, однако, он назначил своего самого талантливого ученика - Теофраста. Умер великий ученый на острове Эвбея в 322 г. до н.э. Его обширная библиотека, по словам римского ученого Страбона, перешла к Теофрасту, а затем к его потомкам.

Родился Аристотель в Стагире в 384 году до н.э. Это была греческая колония в Халкидиках , расположенная неподалеку от Афонской горы. Прозвище Аристотелю дали «стагирит» в честь места рождения. Мать и отец Аристотеля по имени Никомах были лекарями македонского царя Аминты Третьего. Отец Аристотеля был из семьи лекарей, в которой искусство лечения людей передавалось по наследству. Первым наставником юного Аристотеля был, конечно, отец. Родители Аристотеля умерли рано. Его воспитывал родственник Проксен из города Атарне. В детстве Аристотель познакомился с будущим отцом Александра Македонского Филиппом, поэтому то и позже его и назначили воспитателем юного знаменитого полководца.

Аристотель был любимым учеником Платона, который называл его «умом своей школы». Однако Аристотель порвал с идеалистическими взглядами Платона на мир, произнеся знаменитые слова: «Платон мне друг, но истина дороже».

В 366 году до н.э. Аристотель переехал в Афины , чтобы поступить учиться в Академию Платона. С этого года по 347 г. он обучался в Академии. Чуть позже преподавал там риторику. За время обучения Аристотель тщательно изучил философию Платона, ее истоки и другие науки. В защиту учения своего наставника он написал несколько диалогов. Биографы Аристотеля утверждают, что во время обучения он написал такие работы, как «Физика» и «О душе». Много лет он считал себя последователем Платона. Известно произведение Аристотеля, где он благодарит богов, родителей и наставников, приобщающих всех людей к знаниям. Согласно учению Аристотеля любая реальная вещь – это совокупность «формы» и «материи». Предметы чувств могут рассматриваться и как «форма», и как «материя». Медь, например, - это «материя» относительно шара, который является «формой». Реальность – это плавный переход от «материи» к «форме» и постепенно обратно.

В 347 г до н. эры умирает Платон, место которого в Академии занял Спевсип. Многие ученики выразили недовольство таким назначением и покинули Академию. Аристотель также покинул учебное заведение и переехал в город Асса, в котором одним из учеников Платона неким Гермием был основан кружок платоников. Потом великий философ отправился в Митилену на остров Лесбос, где стал преподавать и заниматься естественными науками, совершенствуя дальше теорию Платона. Под влиянием Гермия философия Аристотеля начинает сближаться с политикой.

В честь Аристотеля названы растение аристотелия из Южного полушария с плодами в форме сердечек, лунный кратер Аристотель диаметром около 90 километров и глубиной более 3 километров и малая планета 6123 Аристотель.

В 343 г до н. эры Аристотель становится наставником и воспитателем Александра Македонского . Ему помог Гермий, который был союзником македонского царя Филиппа, отца Александра. Аристотель переехал в столицу Македонии Пеллу. Учил Александра Аристотель в течение 3х лет до 340 года. Потом он просто жил в столице 3-4 года. Став царем, Александр помогал Аристотелю, финансируя его исследования. Но Аристотель не поощрял стремление царя к масштабным войнам, поэтому он вскоре покинул македонскую столицу Пеллу сразу после восшествия Александра на престол в 336 г до н. эры.

Философские взгляды Аристотеля начали постепенно изменяться и отходить от платоновских. Но он продолжал считать себя последователем своего учителя. Противоречия были налицо, выражаясь в его работах «О философии», «Этике», «Метафизике», «Политике».

В 335 г до н. эры философ переехал в Афины и создал там свою школу, назвав ее Ликей. Обучал он своих учеников во время прогулок под галереей под названием peripathos. Школа стала называться потом перипатетической. В ней преподавали не только философию, но и вели научные исследования. В Ликее были сделаны многие открытия, важные для дальнейшего развития науки. Сам Александр Македонский поставлял материалы для исследований, которые добывал из своих многочисленных походов по разным странам. В этот период Аристотель написал самые знаменитые свои произведения, дошедшие до наших дней.

Человек имеет 2 начала – общественное и биологическое. С рождения люди не находятся в одиночестве. Каждый приобщается к прошлому и настоящему, к чувствам и мыслям всего человечества. Вне общества жизнь человека невозможна, как полагал Аристотель.

Политики и политика

Изучение общественных отношений Аристотель выделил в отдельную науку о политике. Политика – это наука о том, как лучше всего организовать общую жизнь людей в обществе. Это умение и искусство государственного управления. Цель определяет сущность политики, по мнению Аристотеля. Она заключается в том, чтобы человеку привили нравственные качества, чтобы он поступал справедливо и по правилам, установленным в государстве. Аристотель выделил неправильные и правильные государственные строи. При правительственном строе преследуется общее благо, независимо от числа управляющих государством. При неправильном строе преследуются частные и личные цели правителей.

Аристотель исследовал политические устройства около 158 государств, но до наших дней сохранилась только «Афинская полития».

Сочинения Аристотеля

Аристотель в своих многочисленных сочинениях охватил практически все области существующих тогда знаний. Они получили в его работах глубокое философское обоснование и приведены были в строгий и систематизированный порядок.

По преданиям Плутарха и Старбона Аристотель свои сочинения завещал Феофрасту. От него они перешли к Нелию, наследники которого потом спрятали важные рукописи в погребе, где от плесени и сырости они сильно пострадали. В 1 веке их продали любителю книг и богачу Апелликону в жалком состоянии. Он уже пытался восстановить наиболее пострадавшие места рукописей, делая свои собственные записи, но не всегда правильно. При правлении римского императора Сулле рукописи Аристотеля попали в число добычи. В Риме их издали такими, какими они известны сегодня.

Мой совет и себе и что либо написавшим - издавайте все при жизни, чтобы потом кто-нибуть (подобно богачу Апелликону) не исправлял и делал свои вставки (и не выдавал это за ваши мысли) Так например о обоснованной Космической Геофизике можно узнать по 6 статьям 2014 года, набрав в поисковике yahoo.com: Sergey V. Simonenko Cosmic Geophysics
25.01.15 Sergey V. Simonenko

Аристотель родился в Греции на острове Эвбея, в 384 г. до н. э. Его отец занимался медициной, он и привил сыну страсть к изучению наук. В 17 лет Аристотель стал учеником Академии Платона, уже через несколько лет он начал преподавать сам и вступил в содружество философов-платоников.

После смерти Платона в 347 г. до н. э. Аристотель ушел из академии, проработав в ней 20 лет, и поселился в городе Атарней, в котором правил Платона – Гермий. Через некоторое время царь Филипп Второй пригласил его на учителя для сына Александра. Аристотель был к царскому дому и преподавал маленькому Александру основы этики и политики, вел с ним беседы на темы медицины, философии и литературы.

Школа в Афинах

В 335 году до н.э. Аристотель возвратился в Афины, а его бывший ученик взошел на престол. В Афинах ученый основал свою школу философии неподалеку от храма Аполлона Ликейского, которая стала называться «Ликей». Аристотель проводил лекции под открытым небом, прогуливаясь по дорожкам сада, ученики внимательно слушали своего учителя. Так добавилось еще одно название – «Перипатос», что переводится с греческого как «прогулка». Школа Аристотеля стала называться перипатетической, а ученики - перипатетиками. Помимо философии, ученый преподавал историю, астрономию, физику и географию.

В 323 году до н.э., готовясь к очередному походу, заболевает и умирает Александр Македонский. В это время в Афинах начинается антимакедонский мятеж, Аристотель попадает в немилость и бежит из города. Последние месяцы жизни ученый проводит на острове Эвбея, расположенном в Эгейском море.

Достижения Аристотеля

Выдающийся философ и ученый, великий диалектик древности и основоположник формальной логики, Аристотель интересовался очень многими науками и создал поистине великие : «Метафизику», «Механику», «Экономику», «Риторику», «Физиогномику», «Большую этику» и многие другие. Его знания охватывали все отрасли наук античного времени.

Именно с трудами Аристотеля появление основных концепций для пространства и времени. Его «Учение о четырех причинах», нашедшее свое развитие в «Метафизике», положило начало попыткам более глубинных исследований первоначал всего сущего. Уделяя большое внимание душе человека, ее потребностям, Аристотель стоял у истоков зарождения . Его научный труд «О душе» на многие века стал основным материалом при изучении психических явлений.

В трудах по политологии Аристотель создал свою классификацию правильных и неправильных государственных устройств. По сути, именно он и заложил основы политологии как самостоятельной науки о политике.

Написав «Метеорология», Аристотель представил миру одну из первых серьезных работ по физической географии. Также он выделил иерархические всего сущего, разделив их на : «неорганический мир», «мир растений», «мир животных», «человек».

Аристотель создал понятийно-категориальный аппарат, который и в наши дни присутствует в философском лексиконе и стиле научного мышления. Его метафизическое учение было поддержано Фомой Аквинским и впоследствии развивалось схоластическим методом.

В рукописных трудах Аристотеля отражен весь духовный и научный опыт Древней Греции, они оказали существенное влияние на развитие человеческой мысли.

АРИСТОТЕЛЬ

АРИСТОТЕЛЬ

(Aristoteles) (384-322 до н.э.) - великий др.-греч. и ученый, создатель логики, основатель психологии, этики, политики, поэтики как самостоятельных наук. Родившись на северо-востоке Греции (г. Стагира), провел 20 лет в Академии Платона (см. АКАДЕМИЯ) в Афинах. После смерти Платона жил в греч. Малой Азии, затем в Македонии как воспитатель Александра Македонского. Потом снова в Афинах как глава своей филос. школы - Ликея. Второй и третий периоды жизни А. занимают каждый по 12 лет. А. принадлежит большое сочинений, в основном до нас дошедших: по философии, физике, биологии, психологии, логике, этике, политике, поэтике.
Будучи учеником Платона, А. подверг глубокой критике, отвергнув учение Платона об идеях как общих сущностях-эталонах, существующих до предметов материального мира и лишь отражающихся в них. А. колебался в понимании сущности индивида, вида и рода. Его два критерия сущности противоречивы: должна существовать самостоятельно, но так существуют только индивиды, и должна быть определима, иметь свое , но так существует только (вид), индивиды не имеют своего понятия. Отклонив родов (они существуют через виды) и платоновское качеств, количеств, отношений, действий и т.п. в самостоятельные идеи, А. склонился к признанию первичности вида относительно индивида и рода, обозначив его как «морфэ» (лат. « »), «первая сущность» (только в «Метафизике» и в «Категориях» первая сущность обозначает индивидов), «то, что было и что есть», т.е. устойчивое во времени (в пер. «суть бытия», «чтойность»).
В учении о возможности и действительности (потенциальном и актуальном) А. придал формам активных сил, оформляющих внутренне и внешне и переоформляющих пассивное («хюлэ», материю), порождая предметы чувственного физического мира. Формальные и материальные универсальные первоначала и первопричины дополняются движущей и целевой причинами.
Мудрость (« ») - о первоначалах и первопричинах и о сущем как таковом. Источник движения - Бог как неподвижный . Общая - ; все стремится к своему благу, а в конечном счете к Богу. Однако Бог чужд миру, он замкнут на себе, он «сам-себя-мыслящее ». В чувственном мире много такого, что не подобает видеть Богу.
В наукоучении А. выделял «теоретические» (созерцательные, без выхода в презираемую ими утилитарную практику) знания. К теоретическим знаниям относятся: мудрость , «первая » (позднее - ), («вторая философия») и . «Практические», неподлинные знания (в них ввиду сложности предмета приходится выбирать, тогда как в теоретических науках выбора нет: или знание , или ложь): этика и политика; «творческие» науки, ограниченные искусством. А. не уделяет внимания промышленной деятельности, оставшейся у него, - аристократа-рабовладельца, без внимания. Физика А., трактующая такие темы, как и его виды, проблемы пространства и времени, источника движения, умозрительна. В собственно математике А. не дал ничего нового. В философии математики он понимал математические предметы не как совпадающие с физическими предметами (пифагорейцы) и не как первичное для физических предметов (платонизм), а как абстрагирующей работы математика. Космология А. с ее геоцентризмом, делением космоса на надлунный (эфирный) и подлунный (земля, вода, воздух и огонь) миры, с его оконечиванием мира в пространстве сыграла негативную роль в истории науки. А. интересовался биологией, описал около пятисот видов живых организмов, занимался биологической классификацией.
В психологии А. порвал с платоновским учением о бессмертии личных душ, об их переселении из тела в , об их существовании в идеальном мире, допустив лишь общечеловеческого активного интеллекта, в равной степени присущего людям. В вопросе об источнике знания А. колебался между чувствами и умом. Для познания общего в природе необходимы и , и активный . В разумной душе, присущей лишь человеку (растения обладают растительной душой; животные - и растительной, и животной; - растительной, животной и разумной), все формы заложены потенциально, так что общего в природе - потенциально заложенных в душе форм (пережиток платоновского учения о познании как припоминании того, что души созерцали в идеальном мире до их вселения в тела).
А. сформулировал противоречия: об одном и том же в одном и том же отношении и в одно и то же нельзя высказывать противоположные суждения, т.к. в самой действительности предметы не могут иметь в себе противоположные сущности, качества, количества, отношения, совершать противоположные действия и т.п. Этому закону А. придавал три разных смысла: онтологический, гносеологический и логический . На уровне возможности данный закон не действует (в возможности человек может быть и больным, и здоровым; в действительности, актуально, он или здоров, или болен). Создав логику (называвшуюся «аналитикой»), А. «открыл» , его фигуры и модусы. А. различил достоверное (аподейктика), вероятное (диалектика) и намеренно ложное (софистика).
В учении о категориях А. выделил категорию сущности как общее обозначение реально существующего носителя самостоятельно не существующих качеств ( качества), категорию количества (количественных характеристик), категорию отношений, категорию места и категорию времени, категорию действия, категорию страдания (подверженности воздействию). В «Категориях» А. этот список дополняется категориями положения и обладания.
В этике А. различал «этические» добродетели поведения как середины между крайностями как пороками (напр., щедрость - как середина между мотовством и скупостью) и дианоэтические добродетели познания. Этический А. - созерцательная философа: так живет подлинный Бог.
В политике А. видел в человеке «политическое животное», не могущее жить вне общества себе подобных, определял гос-во как исторически возникшую людей, имеющую в отличие от таких общностей, как и догосударственные «селения», политическое устройство - как правильное, т.е. служащее общему благу ( , аристократия, полития), так и неправильное (тирания, олигархия , демократия), где имущие служат лишь своим интересам. А. подверг критике коммунистический политический идеал Платона. Человек - собственник от природы, одна о собственности доставляет несказанное , тогда как общее дело все будут сваливать друг на друга. Различая в гос-ве необходимые и составные части, А. отнес рабов к первым, понимая раба в основном как естественное природы. Думая, что для добродетели нужен , А. не признал за трудящимися прав гражданина, однако хотел, чтобы в проектируемом им самим гос-ве все греки были гражданами. Выход из этого противоречия А. видел в том, чтобы во всех видах труда греков заменили рабы-варвары. А. обращался с этим проектом к Александру Македонскому, но безуспешно.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

АРИСТОТЕЛЬ

Стагирит , др.-греч. философ и учёный-энциклопедист, основатель перипатетической школы. В 367-347 - в Академии Платона, сначала как слушатель, затем - как преподаватель и равноправный член содружества философов-платоников. Годы странствий (347-334) : в г. Ассе в Троаде (М. Азия) , в Мити-лене на о. Лесбос; с 343/342 воспитатель 13-летнего Александра Македонского (вероятно, до 340) . Во 2-й афинский период (334-323) А. преподаёт в Ликее. Полный свод всех древних биографич. свидетельств об А. с комм.: I. During, Aristotle in the ancient biographical tradition, 1957.

Подлинные соч. А. распадаются на три класса: 1) опубл. при жизни и литературно обработанные (т. н. экзотерические, т. е. научно-популярные) , гл. обр. диалоги; 2) всевозможные собрания материалов и выписок- эмпирич. база теоретич. трактатов; 3) т.н. эзотерические соч.- науч. трактаты («прагматии») , часто в форме «лекторских конспектов» (при жизни А. не публиковались, вплоть до 1 в. до н. э. были мало известны - об их судьбе см. в ст. Перипатетическая школа) . Все дошедшие до нас подлинные соч. A. (Corpus Aristoteli-cum - свод, сохранившийся в визант. рукописях под именем А., включает также 15 неподлинных соч. ) принадлежат к 3-му классу (кроме «Афинской политии») , соч. первых двух классов (и, судя по антич. каталогам, часть соч. 3го класса) утрачены. О диалогах дают некоторое фрагменты - цитаты у позднейших авторов (есть три общих издания: V. Rose, 18863; R. Walzer, 19632; W. D. ROSS, 1955 и множество отд. изданий с попытками реконструкций) .

Проблема относит. хронологич. соч. А. тесно переплетена с проблемой эволюции филос. взглядов А. Согласно генетич. концепции нем. учёного В. Йегера (1923) , в академич. период А. был ортодоксальным платоником, признававшим «отдельность» идей; только после смерти Платона, пережив мировоззренч. , он подверг критике теорию идей и затем до конца жизни эволюционировал в сторону естественнонауч. эмпиризма. Соответственно Йегер и его школа датировали соч. А. по степени «удалённости» от платонизма. Теория Йегера, предопределившая пути развития арис-тотелеведения в 20 в. , в наст, время мало кем разделяется в чистом виде. Согласно концепции швед. учёного И. Дюринга (1966) , А. изначально был противником трансцендентности идей, наиболее резкий тон его носит именно н ранних соч. , наоборот, в своей зрелой онтологии («Метафизика» Г - Z - Н - ?) он по существу вернулся к платонич. проблематике сверхчувств. реальности.

Датировка соч. А. по Дюрингу. До 360 (параллельно «Федру», «Тимею», «Теэтету», «Пармениду» Платона) : «Об идеях» (полемика с Платоном и Евдоксом) , диалог «О риторике, или Грил» и др. 1-я пол. 50-х гг. (параллельно «Софисту», «Политику» Платона) ; «Категории», «Герменевтика», «Топика» (кн. 2-7, 8, 1, 9) , «Аналитики» (см. «Органон») , диалог «О философии» (одно из важнейших утраченных соч. , осн. источник сведений о философии А. в эллинистич. эпоху; кн. 1: человечества от первобытного состояния до становления наук и философии, достигающих вершины в Академии; кн. 2: учения Платона о принципах, идеальных числах и идеях; кн. 3: А.- «Тимею») ; конспект лекций Платона «О благе»; А «Метафизики»; «О поэтах», «Гомеровские вопросы», первонач. вариант «Поэтики», кн. 1-2 «Риторики», первонач. вариант «Большой этики». От 355 до смерти Платона в 347 (параллельно «Филебу», «Законам», 7-му письму Платона) : «Физика» (кн. 1, 2, 7, 3-4) , «О небе», «О возникновении и уничтожении», «Метеорология» (кн. 4) , полемика по вопросу об идеях («Метафизика» , M 9 1086 b 21 - N, А, ?, ? 1-9, В) , переработка кн. 1-2 и книга 3 «Риторики», «Евдемова », диалог «Евдем» (о бессмертии души) , «Протрептик» («Увещание» к философии, использовано в «Гортензии» Цицерона и «Протрептике» Ямвлиха) и др. Период странствий в Ассе, Митилене, Македонии (347-334) : «История животных» (кн. 1-6, 8) , «О частях животных», «О передвижении животных», «Метеорология» (кн. 1-3) , первые наброски малых естественно-науч. соч. и «О душе». К этому же периоду, вероятно, относится совместная работа с Теофрастом по описанию 158 гос. устройств («Политий») греч. полисов и утраченное «Описание негреч. обычаев и установлений». «Политика» (ни. 1, 7-8) , эксцерпты из «Законов» Платона. 2-й афинский период (с 334 и вплоть до смерти) : «Риторика» (переработка) , «Политика» (кн. 2, 5, 6, 3-4) , первая философия («Метафизика» , Г, ?, ?, ?, ?) , «Физика» (вероятно, кн. 8) , «О рождении животных», вероятно, сохранившаяся редакция малых естественно-науч. соч. и трактата «О душе», «Никомахова ».

Философия делится А. на теоретическую (умозрительную) , цель которой - знание ради знания, практическую, цель которой - знание ради деятельности, и нойети-ческую (творческую) , цель которой - знание ради творчества. Теоретич. философия разделяется на физич., математич. и первую (в «Метафизике» ? - «теологич.») философию. Предмет физич. философии-то, что существует «отдельно» (т. е. субстанциально) и движется; математической- то, что не существует «отдельно» (т. е. абстракции) и неподвижно; первой, или собственно философии (также « ») ,- то, что существует «отдельно» и неподвижно. К практич. философии относятся этпка и , к пойетической - и поэтика. Логика - не самостоят. наука, а ко всему комплексу наук. Теоретич. науки обладают ценностным приматом над практич. и пойетич. науками, первая философия - над остальными теоретич. науками.

В основе онтологии А. лежат: 1) сущего (?? ??) , или учение о бытии-чем; 2) каузальный субстанции; 3) учение о возможности и действительности, или теория ещё-не-бытия.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

АРИСТО́ТЕЛЬ

(Ἀριστοτέλης) (384–322 до н.э.) – древнегреч. философ и ученый. А. жил и действовал в эпоху, когда рабовладольч. демократия в Афинах клонилась к упадку и когда внутри афинского полиса происходила ожесточенная партий, а в философии – борьба материализма и идеализма. А. занимал промежуточную позицию в этой борьбе, колебался "между идеализмом и материализмом" (Ленин В. И., Философские тетради, 1947, с. 267). Энгельс считал А. самой универсальной головой среди древнегреч. философов, мыслителем, исследовавшим "существеннейшие формы диалектического мышления" ("Анти-Дюринг", 1957, с. 20).

А. род. в Стагире (отсюда наименование А. – "Стагирит"), греч. колонии на Фракийском побережье Халкидики. Его отец Никомах был придворным врачом македонского царя Аминты II. В 367 А. отправился в Афины и стал учеником Платона. В этот первый период своей деятельности А. был участником платоновской Академии, состоя в ней 20 лет, до самой смерти Платона (347). В 343 А. был приглашен Филиппом – царем Македонии – в столицу Пеллу воспитывать его сына – Александра. Когда Александр стал царем, А. вернулся в Стагир, а в 335 – в Афины. В этот второй период филос. деятельности у А. созрело складывавшееся еще ранее критич. отношение к идеализму Платона и, видимо, были найдены основы собств. филос. системы. По возвращении в Афины, где он создал свою школу, известную под названием Ликей, или , начинается третий период филос. деятельности А. Этот период продолжался до смерти А. в Халкиде на Эвбее, куда он бежал, чтобы избежать проявлений острой вражды участников противомакедонской партии и преследования по обвинению в преступлении против религии (в нечестии). Не будучи уроженцем Афин, А. жил там на положении метэка – иностранца, не имеющего прав гражданства. А. не был ни сторонником афинской аристократии, ни афинского демократического строя, считая его неправильной формой государственного устройства. А. был сторонником умеренной демократии.

Совр. исследователи различают сочинения А.: 1) написанные и опубликованные во время сотрудничества А. в Академии Платона; 2) написанные после оставления А. Академии. Первые были широко известны в древности и высоко ценились по своим лит. достоинствам. Они не сохранились и известны лишь их названия и незначит. фрагменты, а также отзывы о них античных писателей. Вторые в целом составляют то, что дошло до нас под именем А. Нек-рые из них также утрачены, нек-рые подложны и написаны в более позднее время. По содержанию трактаты А. делятся на 7 групп.

1. Логические трактаты. Объединяются в своде, к-рый получил (не у самого А., а у его комментаторов) название "Органон". Название это показывает, что А. видел в логике (или метод) исследования. В "Органон" вошли трактаты: "Категории" (рус. пер. 1859, 1939); "Об истолковании" (рус. пер. 1891) – теория суждения; "Аналитики первая и вторая" (рус. пер. 1952; имеется рус. пер. "Первой аналитики", 1894) – логика в собств. смысле слова; "Топика" (о вероятной аргументации и об общих т.зр., на основе к-рых трактуются обычные темы) и примыкающее к "Топике" "Опровержение софистических аргументов".

2. Φизические трактаты. В них общей физике соответствуют лекции о природе и 0 движении. Этим вопросам посвящены трактаты: "Физика", "О происхождении и уничтожении", "О небе", "О метеорологических вопросах". Примыкающие к этой группе трактаты – "Проблемы", "Механика" и др. – позднейшего происхождения.

3. Биологические трактаты. Их общую основу образует трактат "О душе" (рус. пер. 1937). К биологич. сочинениям в собств. смысле слова относятся: "История животных", "О частях животных" (рус. пер. 1937), "О возникновении животных" (рус. пер. 1940), "О движении животных" и нек-рые другие.

4. Соч. о "первой философии" называется работ А., рассматривающих сущее как таковое. Ученый редактор и издатель 1 в. до н.э. Андроник Родосский поместил эту группу трактатов А. за группой его физич. трудов "после физики" (τά μετά τά φυσικά). На этом основании впоследствии свод трактатов о "первой философии" получил название "Метафизики".

5. Этические сочинения. т.н. "Никомахова этика" (посвященная сыну А. – Никомаху) (рус. пер. 1884, переиздан 1908; др. пер. – 1900) и "Эвдемова этика" (посвященная ученику и сотруднику А. – Эвдему). Три книги из состава обоих этих сочинений дословно совпадают, а между двумя имеется соответствие, не доходящее до тождества. "Никомахова этика", по-видимому, воспроизводит лекции А. по этике, читавшиеся в Ликее, "Эвдемова этика" – первая, ранняя редакция этич. учения А. Имеется еще приписывавшаяся А. т.н. "Большая этика", но она возникла позже и носит следы влияния стоицизма.

6. Социально-политические и и с т о р и ч е с к и е с о ч и н е н и я: "Политика" (рус. пер. 1865, 1911) – собрание трактатов или лекций на социологич. темы, связанных между собой; "Политии" – конституций 158 греч. городов-гос-в; из них до нас дошла лишь "Афинская полития" (рус. пер. 1891, 1937), найденная в 1890 на егип. папирусе.

7. Работы об искусстве, поэзии и р и т о р и к е: "Риторика" (рус. пер. 1894) и дошедшая неполностью "Поэтика" (рус. пер. 1854, 1855, 1893, переизд. 1927, 1957).

Вопрос о времени написания отдельных соч. А. в ряде случаев труден и допускает лишь гипотетич. решение. Установлено, что многие соч. А. не были созданы в дошедшем до нас тексте самим А., но представляют своды или собрания, возникшие в целях преподавания в Ликее. Можно считать вероятным, что в период между 347 и 335 А. была разработана большая часть его курсов: сначала "Топика" (I и VIII книги ее, возможно, возникли позже), затем, по-видимому, "Категории" и "Об истолковании" и, наконец, "Аналитики" – наиболее зрелый логич. труд. За ними последовали "Физика" (рус. пер. 1936) (в большей своей части); трактаты "О небе" и "О происхождении и уничтожении"; 3-я книга трактата "О душе"; первые по времени создания части "Метафизики": I, IV, восемь начальных глав X кн., XI кн. (кроме конца) и XIII, "Политика" (II, III, VII и VIII книги). В период после 335 А. трудился над спец. вопросами физики, биологии, психологии и истории. К этому же времени относится разработка для учеников нек-рых спец. вопросов философии: о действительности и возможности, о едином и многом, результатом чего были VIII и IX книги "Метафизики". В то же время в книгах II, III, V "Метафизики" А. развил то, что изложено в первой части X кн., а в XII книге дал новый вариант I и XIII книг.

Своими исследованиями А. охватил почти все доступные для того времени отрасли знания. Философию А. разделял на три отрасли: 1) теоретическую – о бытии и частях бытия, выделяя "первую философию" как науку о первых причинах и началах; 2) практическую – о деятельности человека, и 3) поэтическую. В этом делении А. не упоминает особо логику, хотя он является создателем этой науки. Последователи А. не без основания приписывали ему , согласно к-рому логика рассматривается не как особая отрасль философии, а как орудие всякого науч. знания.

В своей "первой философии", называемой также "метафизикой", А. подверг учение Платона об идеях острой критике, гл. обр. за идеалистнч. положение об отделенности идеи-сущности от чувственно воспринимаемой вещи. А. давал здесь свое решение вопроса об отношении в бытии общего и единичного. Согласно А., – это то, что существует только "где-либо" и "теперь", оно чувственно воспринимаемо. Общее – это то, что существует в любом месте и в любое время ("повсюду" и "всегда"), проявляясь при определенных условиях в единичном. Оно составляет предмет науки и познается умом. При этом общее существует только в единичном (если бы не было единичного, не было бы и общего) и познается только через чувственно воспринимаемое единичное (постигать общее невозможно без индукции, а невозможна без чувств. восприятия).

Для объяснения того, что существует, А. принимал четыре причины: 1) сущность и суть бытия, в силу к-рой всякая вещь такова, какова она есть (формальная ), 2) материя и подлежащее (субстрат) – то, из чего что-либо возникает (материальная причина), 3) движущая причина, начало движения, 4) целевая причина – то, ради чего что-либо осуществляется. Хотя А. признавал материю одной из первых причин и считал ее своего рода сущностью, однако в материи он видел только пассивное начало (только возможность чем-либо), всю же приписывал остальным трем причинам, причем сути бытия – форме – приписал и неизменность, а источником всякого движения считал неподвижное, но все движущее начало – бога. Движение, по А., есть переход чего-либо из возможности в действительность. В соответствии с учением о категориях А. различал следующие роды движения:

2) количественное – увеличение и уменьшение,

3) перемещение – пространств. движение. К ним присоединяется четвертый род, сводимый к первым двум, – возникновение и уничтожение.

По А., всякая реально существующая единичная вещь есть "материи" и "формы". "Форма" – не потусторонняя причина, но присущий самому веществу "вид", ею принимаемый. Так, медный шар есть единство вещества (меди) и формы (шаровидности), к-рая придана меди мастером, но в реально существующем шаре составляет одно с веществом. Один и тот же предмет чувств. мира может рассматриваться и как "материя", и как "форма". Медь есть "материя" по отношению к шару, к-рый из меди отливается. Но та же медь есть "форма" по отношению к тем физич. элементам, соединением к-рых, по А., является вещество меди. "Форма" есть действительность того, возможностью чего является "материя". "Материя" есть, вo-первых, отсутствие ("лишение") формы и, во-вторых, возможность того, чего действительностью является "форма". Согласно мысли А., вся реальность оказывалась последовательностью переходов от "материи" к "форме" и от "формы" к "материи". Категории эти, как отметил Энгельс, становились у А. "текучими" ("Диалектика природы", 1935, с. 159). Нигде у А. "нет сомнений в реальности внешнего мира" (Ленин В. И., Философские тетради, 1947, с. 305).

Отношение между "формой" и "материей" А. понимал не как раздельность сверхчувств. "идеи" и чувств. "вещества". Критика А. "идей" Платона, в к-рой Ленин усматривал "материалистические черты" (там же, с. 263), "есть критика идеализма, как идеализма в о о б щ е" (там же, с. 264). И все же, как отметил Ленин, критика платоновского идеализма не была доведена А. до конца. Поднимаясь по лестнице форм, А. доходил до высшей "формы" – бога, имеющего вне мира. Бог А. – "перводвигатель" мира, высшая цель всех развивающихся по собств. законам форм и образований. Т.о., учение А. о "форме" есть учение объективного идеализма. Однако его, как показал Ленин, во многих отношениях "объективнее и о т д а л е н н е е, о б щ е е, чем идеализм Платона, а потому в натурфилософии чаще = материализму" (там же); "Аристотель вплотную подходит к материализму" (там же, с. 267) – у А. единичная чувственно воспринимаемая вещь утверждается как реально существующая "сущность", как единство "материи" и "формы". Из этого воззрения на вещь вытекал взгляд А. на познание. Хотя, подобно Платону, Аристотель предметом знания полагал общее, он в то же время утверждал, что общее должно раскрываться для мысли, направленной на единичные вещи чувственного мира.

Осн. содержанием л о г и к и А. является теория дедукции, хотя он излагал учение и о др. формах вывода. Основу этой теории составляет подробно разработанная теория категорического силлогизма. Хотя логика А. – формальная, но она непосредственно связана с учением об истине и с теорией познания вообще, а также с учением о бытии, ибо А. понимал, вместе с тем, как формы бытия (см. В. И. Ленин, Философские тетради, 1947, с. 304).

В учении о познании и о его видах А. различал "диалектическое" и "аподейктическое" (аподиктическое) познание. А. определял область "диалектического" как область "мнения", могущего быть таким или иным, "аподиктического" – как область достоверного знания (см. Аподейктика). В то же время в выражении результатов посредством языка ("логоса") "аподиктическое" и "диалектическое" связаны между собой. Рассмотрение вопроса о том, может мнение утверждаться в качестве истинного, составляет предмет "диалектического" исследования. "Диалектик" движется в области несовместимых противоположностей и устанавливает положения, либо подводя многое под единство, либо расчленяя единство на множество. В трактате "Топика" А. рассмотрел уловки софистики, при помощи к-рых может быть одержана победа в споре, и приемы, посредством к-рых "диалектик" может сообщить наибольшую тому или иному мнению, полученному из общего опыта. К этой цели, по А., ведет к мнениям народа, а также к мнениям ученых, чтобы увереннее полагаться на полноту опыта, подтверждающего это мнение. При этом А. рекомендовал сопоставлять различные мнения, делать из них логич. выводы, сличать эти выводы между собой и между уже установленными положениями. Однако, даже проверенные всеми доступными средствами и получившие сравнительно высокую степень вероятности, "мнения" не становятся безусловно достоверными. Поэтому опыт не есть, по А., последняя инстанция для оправдания высших посылок науки. Ум непосредственно созерцает высшие и непосредственно усматривает их . В то же время А. полагал, что умозрительно созерцаемые общие принципы знания отнюдь не врождены человеку, хотя они потенциально находятся в уме как возможность быть приобретенными. Чтобы действительно приобрести их, необходимо собрать факты, направить мысль на эти факты и лишь таким путем вызвать процесс умств. созерцания высших истин, или посылок созерцания. Так как наука исходит из самого общего и в своем результате имеет задачей исчерпать все, относящееся к сущности предмета, то целью науки А. признал предмета. Полное определение может быть достигнуто, по А., только путем соединения дедукции и индукции: 1) знание о каждом отдельном свойстве должно быть приобретено из опыта; 2) в том, что это – существенное, должно быть доказано умозаключением особой логич. формы – категорич. силлогизмом. Исследование категорич. силлогизма, осуществленное А. в "Аналитике", стало наряду с учением о доказательстве центр. частью его логич. учения. А. понимал трех терминов силлогизма как связи следствия, причины и носителя причины. Осн. принцип силлогизма выражает связь между родом, видом и единичной вещью. т.к. наука располагает нек-рыми общими началами и развивает из них все частные истины, то она исчерпывает всю совокупность понятий, относящихся к ее области. Однако, по А., эта совокупность научного знания не может быть сведена к единой цельной системе понятий. По А., не существует такого понятия, к-рое могло бы быть предикатом всех других понятий: разнообразные понятия настолько различны между собой, что не могут быть обобщены в едином общем им всем роде. Поэтому для А. оказалось необходимым указать все высшие роды, к к-рым сводятся остальные роды сущего. Эти высшие роды – – исследованы в спец. трактате "Категории".

К о с м о л о г и я А. при всех достижениях (сведéние всей суммы видимых небесных явлений и движений светил в стройную теорию) в нек-рых частях была отсталой в сравнении с космологией демокритовой и пифагорейской школ. Влияние А. на развитие учения о мире сохранилось до Коперника. Космология А. геоцентрична. А. руководствовался планетной теорией Евдокса Книдского, но приписал планетным сферам реальное физическое существование: Вселенная состоит из ряда концентрических – кристальных – , движущихся с различными скоростями и приводимых в движение крайней сферой неподвижных звезд. Последним источником движения, неподвижным перводвигателем, является бог. Согласно учению А., "подлунный" , т.е. область между орбитой Луны и центром Земли, есть область постоянной изменчивости и беспорядочных неравномерных движений, а все тела в этой области состоят из четырех низших элементов: земли, воды, воздуха и огня. Земля, как наиболее тяжелый элемент, занимает центр. . Над Землей последовательно располагаются оболочки воды, воздуха и огня. "Надлунный" мир, т.е. область между орбитой Луны и крайней сферой неподвижных звезд, есть область вечно-равномерных движений, а сами звезды состоят из пятого – совершеннейшего элемента – эфира. Надлунный мир есть область совершенного, непреходящего, вечного.

Не менее влиятельным оказалось учение А. о биологической целесообразности. Источником для его разработки были наблюдения над целесообразным строением живых организмов, а также аналогии с характером художеств. деятельности, в к-рой осуществление формы предполагает целесообразное использование и подчинение материала. Хотя принцип целесообразности А. распространял на все бытие и даже возводил к богу, все же его учение, в отличие от учения Платона о сознательной, целенаправляющей душе мира, выдвигало понятие целесообразности природы. Образцом такой целесообразности были для А. факты органич. развития, в к-ром он видел закономерный процесс раскрытия внутренне присущих живым телам особенностей их строения, достигаемых ими в зрелом возрасте. Такими фактами А. считал развитие органич. структур из семени, различные проявления целесообразно действующего инстинкта животных, взаимную приспособленность и их органов и т.д. В своих биологич. работах ("О частях животных", "Описание животных", "О возникновении животных"), служивших долгое время осн. источником сведений по зоологии, А. дал классификацию и описание многочисл. видов животных. Жизнь предполагает свою материю и форму, материей является тело, формой – , к-рую А. назвал "энтелехией". Соответственно трем родам живых существ (растения, животные, человек) А. различал три души или три части души: 1) растительную, 2) животную (ощущающую) и 3) разумную. Свои психологич. исследования, представляющие большой также с точки зрения теории познания, А. изложил в трех книгах "О душе".

В э т и к е А. запечатлен типичный для греч. мыслителя 4 в. до н.э. взгляд на соотношение практики и теории. Не отрицая красоты и величия доблестей политической и военной и др. "этических" добродетелей, обусловленных склонностями к соответствующим действиям, А. еще выше ставил созерцат. деятельность разума ("дианоэтические" добродетели), к-рая, по его мысли, и заключает в себе ей одной свойственное наслаждение, усиливающее энергию. В этом идеале сказалось характерное для рабовладельч. Греции 4 в. до н.э. отделение физич. труда, составлявшего долю раба, от умственного, составлявшего привилегию свободных. Моральным идеалом А. является бог – совершеннейший философ, или "мыслящее себя мышление". Этич. добродетель, под к-рой А. понимал разумное регулирование своей деятельности, А. определял как середину между двумя крайностями. Напр., щедрость – середина между скупостью и расточительностью.

Этич. идеалами А. определяются принципы его педагогики и эстетики. Задачи организации воспитания А. подчинял как высшей цели формированию личности, способной наслаждаться интеллектуальным досугом и возвышающейся над всякой профессион. специализацией. Задачей этой определяются границы художеств. обучения, допустимого для детей из свободных классов. С одной стороны, для просвещенного суждения о произведениях иск-ва и наслаждения ими необходимо в известной мере практич. владение иск-вом, а потому и соответствующее . С стороны, обучение это не должно переходить черты, за к-рой занятия иск-вом приобретают характер профессионального мастерства, связанного с оплатой труда.

Но если практич. занятие иск-вом сильно ограничивается у А. в соответствии с принятыми в рабовладельч. кругах взглядами на профессиональный труд и на досуг, то с "потребительской" точки зрения А. дал весьма высокую оценку иск-ва. Согласно своему взгляду на вещь как на единство формы и материи, А. рассматривал искусство как особый, основанный на подражании (см. Мимесис) вид познания. Вместе с тем оно провозглашалось – в качестве деятельности, изображающей то, что могло бы быть, – более ценным видом познания, чем познание историческое, имеющее, по А., своим предметом воспроизведение однократных индивидуальных событий в их голой фактичности. Неверный в отношении историч. науки взгляд этот позволил А. в области эстетики – в "Поэтике" и "Риторике" – развить глубокую, сближающуюся с реализмом теорию иск-ва, учение о художеств. деятельности и о жанрах эпоса и драмы (см. Катарсис , Эстетика).

Изложенное в "Политике" у ч е н и е А. о б обществе и о видах гос. власти отражало кризисное афинского рабовладельч. гос-ва и начало упадка рабовладельч. классов. В глазах А. наилучшим из всех классов общества представляется земледельцев, т.к. он не способен вследствие своего образа жизни и территориальной распыленности активно вмешиваться в вопросы управления гос-вом, к-рое должно составлять привилегию среднезажиточных классов общества.

Сот.: лучшие издания греч. текста отдельных трактатов в сериях: Oxford Classical Texts и Collection G. Bude (P.); рус. пер.- Аристотель. Соч. в 4 т., под ред. В. Ф. Асмуса, 3. H. Мйкеладзе, И. Д. Рожанского, А; И. Доватура. М., 1975-84; Афинская политая, пер. С. И. Радцига. М.-Л., 1936; О частях животных, пер. В. П. Карпова. М., 1937; О возникновении животных, пер. .В. П. Карпова, М.-Л., 1940; Риторика, кн. 1-3, пер. Н. Платоновой.-В сб. Античные риторики. М., 1978; Риторика, кн. 3, пер. С. С. Аверинцева.-В сб. Аристотель и античная литература. М., 1978, с. 164-228; История животных, пер. В. П. Карпова, предисл. Б. А Старостина. М., 1996.

Лит.: Дукасевич Я. Аристотелевская силлогистика с точки зрения современной формальной логики, пер. с англ. М., 1959; Ахма,но“ А. С. Логическое учение Аристотеля. М., I960; Зубов В, П. Аристотель. М., 1963 (библ.); Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975; Роясанский И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М-, 1979; Визгш В. П. Генезис и квалитативизма Аристотеля. М., 1982; Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986, с. 84-130; Чанышев А. Н. Аристотель. М., 1987; Фохт Б. A. Lexicon Aristotelicum. Краткий лексикон важнейших философских терминов, встречающихся в произведениях Аристотеля.-“Историко-философский ежегодник-97”. М., 1999, с. 41-74; Kappes M. Aristoteles-Lexicon. Paderborn, 1894; Boniti H. Index Aristotelicus. B., 1955; Jaeger W. Aristoteles. Grundlegung einer Geschichte seiner Entwicklung. B., 1955; Symposium Aristotelicum, 1-7-, 1960-1975; Chemiss S. F. Aristotle"s criticism of Plato and the Academy. N. Y., 1964; During I. Aristotle in the ancient biographical tradition. 1957; Idem. Aristoteles. Darstellung und Interpretation seines Denkens. Hdlb., 1966; Aristoteles in der neueren Forschung, hrsg. v. P. Moraux. Dannstadt, 1968; Naturphilosophie bei Aristoteles und Theophrast, hrsg. v. I. During. Hdlb., 1969; Le Blond J. M. Logique et méthode chez Aristote. P., 1970; Ethik und Politik des Aristoteles, hrsg. v. F.-P. Hager. Darmstadt, 1972; Chrousl A. H. Aristotle, New light on his life and on some of his lost works, v. 1-2. L., 1973; Frühschriften des Aristoteles, hrsg. v. P. Moraux. Darmstadt, 1975; Lesîl W. Aristotle"s conception of ontology. Padova, 1975; Chen Ch.-H. Sophia, The science Aristotle sought. Hildesheim, 1976; Brinkmann K. Aristoteles" allgemeine undspezielle Metaphysik. B.-N. Y., 1979; Metaphysik und Theologie des Aristoteles, hrsg. v. F.-P. Hager. Darmstadt, 1979; Edel A. Aristotle and his philosophy. L., 1982; A New Aristotle Reader, ed. J. L. Ackrill. xf., 1987; Hèdin M. Mind and Imagination in Aristotle. New Haven, 1988; Gill М. L. Aristotle on Substance: The Paradox of Unity. Princeton, 1989; The Cambridge Companion to Aristotle, ed. J. Barnes. Cambr., 1995; Cleary J. J. Aristotle and Mathematics: Aporetic Method in Cosmology and Metaphysics. Leiden, 1995; Fine G. On Ideas: Aristotle"s Criticism of Plato"s Theory of Forms, 1995.

Политология. Словарь.


  • Этот человек стал одним из величайших философов и ученых античности. Аристотель Стагирит прославился как грамотный систематизатор всех имеющихся у человечества знаний об окружающем мире. Его сочинения наполнены преклонением перед чудом жизни и любовью ко всему сущему.

    Будучи лучшим учеником Платона, он значительно превзошел собственного педагога. Древний грек стал основателем множества новых дисциплин, охватывающих практически все сферы человеческой жизни. Но каким он был в быту, и какие подводные камни уготовила ему судьба? Давайте вместе разберемся, кто такой Аристотель, и почему люди до наших дней не забыли его имя.

    Содержние

    Фракийский философ Аристотель: биография мыслителя из Стагиры

    Если задуматься, чем мы обязаны Аристотелю, то можно насчитать десятки и даже сотни выдающихся открытий. Он написал и представил миру множество работ в различных областях знаний. Двадцать лет своей жизни философ отдал академии Платона. Но в отличие от своих «коллег» предпочитал получать знания преимущественно из книг, а не путем разговоров и размышлений. Это дало ему основу для осмысления, дополнения и правильной обработки материала. О результате его трудов можно судить по всемирной известности, даже по прошествии более двух тысяч лет после смерти.

    Когда про Аристотеля еще никто ничего не знал ввиду юного возраста, Афины были самым богатым городом в Греции. Столица страны стала настоящим средоточием науки и культуры эпохи. Сам философ отправился туда в семнадцать лет и практически всю жизнь провел за городскими стенами.

    Характеристика деятельности и открытий Аристотеля

    Заслуги этого человека действительно сложно переоценить. Учение Аристотеля поражает размахом. До наших дней дошло почти пятьдесят его личных сочинений. Но ученые считают, что он являлся автором более ста пятидесяти книг. Диапазон его интересов и эрудиции способен привести в изумление даже самых безнадежных скептиков. Научные труды в области биологии, физики, астрономии, философии, психологии, этики, политики, педагогики, анатомии и даже зоологии представляют собой настоящий энциклопедический кладезь того времени.

    Он изучал труды древних и умел правильно скомпилировать материал, а также делать верные выводы на основе собственного опыта. Влияние философии Аристотеля на эволюцию западноевропейской мысли колоссально. В древности, а затем и в Средние века, его труды были переведены на множество европейских и мусульманских языков. Византийские ученые восхищались четкостью его логических построений.

    Рождение и детство Аристотеля

    Многие ошибочно считают, что Аристотель являлся македонянином. Якобы это и помогло ему с детства как бы со стороны оценивать греческую культуру и многообразность всевозможных политических устройств. На самом деле, доподлинно известно, что отец великого философа был исконным греком, и звали его Никомах. Приблизительно в триста восемьдесят четвертом году в Халкидиках близ Афонской горы, в городке под названием Стагирит у него и его супруги Фестиды родился мальчик, названный Аристотелем. Согласно древнему летоисчислению, это было первое лето девяносто девятой Олимпиады.

    Отец мальчика происходил из древнего семейства асклепиадов, которые по преданию возводили свой род к Махаону, сыну бога Асклепия, отвечающего за медицину. Семья была зажиточной и богатой. Никомах служил придворным врачом у самого Аминты III, дедушки Александра Македонского. Он написал и даже опубликовал шесть полноценных книг по медицине и маленького Аристотеля начал обучать с ранних лет. Именно от отца будущий ученый получил начала знаний, еще будучи совсем мальцом.

    Если кратко, Аристотель остался сиротой в пятнадцатилетнем возрасте. К счастью, он был не единственным ребенком. Его взяла на воспитание старшая сестрица. Ее супруг, Проксен, стал для юноши вторым отцом. Он взял на себя все заботы по обучению племянника и впоследствии живо интересовался его судьбой. Считается, что он даже нанял ему в преподаватели знаменитого ритора Исократа, который считался светилом афинского ораторского искусства. Проксен был хорошим человеком, старался дать парню все, что мог, покупал самые дорогие книги. Аристотель отвечал взаимностью, высоко ценил своего названного отца, а после его смерти усыновил и его сына Никанора, выдав за него свою дочку Пифиаду.

    Становление ученого: характеристика Аристотеля – философа

    Когда парню исполнилось семнадцать лет, названный отец отправил его в Афины, так как даже самые дорогие книги не могли дать тот уровень образования, который хотелось получить. Он попытался поступить в Академию Платона, но того не было в городе, так как он отправился на Сицилию. Некоторые ученые считают, что первые свои годы в столице будущее светило философии провел в школе Исократа, где досконально изучил умение формулировать свои мысли и высказывать их.

    Стоит узнать

    В 367 году до нашей эры Аристотель добрался до Афин, и, не застав в Академии ее главного преподавателя Платона, стал изучать не только искусство формирования мысли и риторику — он решил подготовиться к встрече с величайшим мыслителем современности, занимаясь философией. Считается, что именно поэтому он и не попал под мощную волну влияния учения Платона, а сумел сохранить собственную точку зрения.

    Главное, что сделал Аристотель – осмысление простых истин в эволюции философской мысли, выведение философии на совершенно новый уровень. В общей сложности он провел в Академии около двух десятков лет, пока его учитель, престарелый Платон, не отдал Богу душу. Соученики и преподаватели отзывались о способностях Аристотеля хорошо, а вот о поведении его можно поспорить.

    Известен случай, когда преданный преподавателю Ксенократ уехал на родину. Тогда спорщик Аристотель стал «теснить» старика-учителя. Он даже добился того, чтобы тот перестал выходить на прогулку туда, где ходил с учениками обычно. Только приехавшему вовремя Ксенократу удалось разрешить ситуацию и примирить мужчин. Со временем, они с Аристотелем стали лучшими друзьями. Возраст добавил философу еще и мудрость, чтобы по заслугам оценить колоссальный вклад в науку платоновского учения.

    Член содружества философов-платоников и учитель Александра

    После смерти старого преподавателя школа развалилась, а Аристотель и его приятели отправились в прибрежный город Ассос, напротив острова Лесбоса. Ребята стали называть себя содружеством философов-платоников. Все они давали уроки, но Стагирит параллельно проводил и научно-исследовательскую работу. Там Аристотель познакомился с сатрапом (наместником) Гермием. Правитель стал слушать его лекции, а потом и выдал за него дочь Пифиаду. Вскоре она родила философу девочку, названную в честь матери.

    После трех лет упорной работы в Ассосе, по рекомендации приятеля Феофраста (Теофраста), ученый переезжает в городок под названием Митилены, располагавшийся на острове Лесбосе. Там он с семейством осел до трехсот сорок третьего или второго года, когда правитель Македонии Филипп Второй пригласил его стать преподавателем у своего сына – Александра. Мальчишке на то время было тринадцать, он отличался крутым нравом, острым умом и великолепными способностями.

    Сперва они поселились в Пелле, а потом переехали в Миезу. Там учеба велась в сакральном месте – Нимфайоне (святилище нимф, греч. Νυμφαῖον). Юный царевич учил литературу, философию, историю, поэзию, медицину, геометрию и прочие полагающиеся науки. В триста тридцать пятом Филиппа II убили, и обучение Александра пришлось приостановить. Он должен был стать царем и выполнять свои обязанности по управлению государством.

    Перипатетическая школа философии

    Оставшись без самого способного последователя, Аристотель снова возвращается в любимые Афины, где и организовывает собственную обновленную школу – Ликей. Название учебное заведение получило из-за места расположения – северо-восточная часть города, неподалеку от базилики Аполлона Ликейского.

    Интересно

    Кроме привычного всем именования школы Аристотеля – Ликей – у нее было и другое название. Многие говорили, что это учебное заведение перипатетическое, о чем писал еще Диоген Лаэртский. Он говорил, что происходит слово от греческого «περιπατέω», что значит «гулять» или «прогуливаться». Во время лекций учитель с учениками в основном прохаживались туда и обратно по саду или парку. После этого всех последователей «аристотелизма» называют еще и «перипатетиками».

    Ликей обладал обширной библиотекой, это можно понять из творений самого Аристотеля. В своих работах он дает множество точных ссылок на древних авторов и прямые выдержки из их книг. Это было бы невозможно, не имей он под рукой соответствующей литературы. В этой школе, от которой впоследствии пошло современное название “лицей”, преподавалось множество наук.

    • Философия.
    • Теория познания и логика.
    • Математика.
    • Космология.
    • Анатомия.
    • Политика, этика и политик в государстве.
    • Риторика и ораторское искусство.
    • Естественные науки: биология, зоология, ботаника и прочее.
    • Физика и метафизика.

    Аристотель знаменит тем, что сумел разделить все науки на основные направления: теоретические, практические и поэтические (творческие). К первым относилась физика, теологическая философия, что равно метафизике, и математика – все они образовывали учение ради знания, не более. Второе направление, практическое, подразумевает этику и политику, которая является наукой о государственности и самом государстве. К творческому направлению относилось как стихосложение и написание музыкальных произведений, так и игра на разных инструментах.

    Философия в жизни Аристотеля

    Несмотря на схожесть идей, Аристотель сумел пойти гораздо дальше, намного опередив своего учителя Платона. В первую очередь полемика возникала потому, что они совершенно по-разному воспринимали реальность. Платон описывал предметы материальной вселенной, как иллюзию, искаженное изображение истинно (реально) существующего (сущего). Аристотель даже материально оцениваемые вещи описывал, как существующее на данное время единство внешней формы (материи) и внутреннего наполнения (духа). Кроме всего, основная роль управления Вселенной по Платону отходит разуму (богу), а по Аристотелю – идеальной высшей форме понимания (сознанию).

    Учение о метафизике и определение категорий

    В своем главном философском труде «Метафизика» Аристотель открыл и развил науку о причинах возникновения и реальности сущего. По его мнению, первоначала следует искать в самой основе материального и духовного мира.

    • Основой является материя – «то, из чего». Выразить ее можно при помощи пяти основных элементов: вода, воздух, огонь, земля и эфир (небесная сущность).
    • Материя должна обладать формой – «то, что». Сущность, стимул, а также цель – вот что определяет становление (образование) многообразных предметов из единообразной изначальной субстанции (материи).
    • Причина (в основном, действующая или же производящая) – «то, откуда». Это характеристика временного отрезка, когда появляется предмет материального мира. Началом начал всегда считается Бог, а далее у него уже есть энергия для созидания.
    • Конечная причина называется целью – «то, почему» или «то, ради чего». Наивысшей целью становится абсолютно совершенное Благо, но у каждого объекта может быть своя конечная причина.

    Обобщая исторический процесс познания, Аристотель доказывал правильность разделения всей философии на основные категории. Он даже разработал специальную иерархическую сетку для простоты оценки. Сперва он обозначил девять категорий: качество, отношение, количество, обладание, действие, место, страдание и положение. Но со временем он упростил все до трех основных позиций: изначальная сущность, состояние и отношение.

    Риторика - искусство ясно говорить

    Искусство речи определялось Аристотелем совершенно не так, как воспринимали его древние. Он видит риторику, как возможность находить методы убеждения, относительно любого произвольного предмета или объекта. Каждый гражданин, по мнению великого философа, должен был уметь внятно выражать свои мысли на публике. Он выделял всего три вида речи.

    • Эпидейктическая.
    • Судебная.
    • Совещательная.

    Первая подкатегория имеет отношение к порицанию, либо к воздаянию похвал. Вторая имеет под собой особую цель эмоционального убеждения человека, принимающего какие-либо решения. В последнем случае речь идет о совместном принятии решений человеком или группой людей, при условии принятия результатов всеми лицами. Все это подкреплено диалектикой, основанной на противоречиях.

    Установление начал логики

    Главным предметом познания по Аристотелю следует воспринимать существование (бытие). Опыт зарождается в памяти, а также ощущениях и привычках. То есть, какое-либо понимание может начинаться с ощущений (чувств), при этом разум способен усмотреть общее (целое) в единичном. Однако одними чувствами получить знание не получится. Потому формой истинно-научного познания становятся понятия, дающие описание сущности предмета. Аристотель ввел понятие «диалектическое» и «аподиктическое» знание. Первое исходит из опыта, а второе является абсолютным, заданным заранее. Считается, что в оригинальных выкладках, на манер «без ощущения, нет познания», он вплотную подошел к материализму.

    Аристотель представлял главной целью науки соединение индукции (наведение от частного к общему) и дедукции (силлогизмов). При этом любое знание должно было обязательно приобретено путем опыта. Однако, сперва следует доказать, что свойства предмета существенны. С этим поможет справиться категорический силлогизм, основанный на трех выкладках: двух посылках и одному заключению. Схема на самом деле проста, можно привести известнейший пример: всякий человек смертен (большая посылка), Сократ – человек (меньшая посылка), Сократ – смертен (заключение).

    По мнению Аристотеля, мир постоянно движется и это движение непрекращаемо и бесконечно. Более того, оно представляет собой единый, цельный процесс для всего сущего. Это предполагает согласованный «двигатель» для данной системы, своего рода причину. Эту теорию можно назвать космологическим доказательством бытия Бога. То есть, причиной всех причин является божество, а причинно-следственные связи – это лишь его прямые последствия. Потому изначально предметом познания, вернее его целью, должен являться Бог – общемировая сверхчувственная субстанция (сущность).

    Вклад Аристотеля в развитие естественных наук

    Отбросив первые философско-спекулятивные методы, Аристотель в более поздний период обращается к естественным наукам, выявляя глубокое понимание биологии и прочего. Ученый решил полностью отказаться от экспериментирования в данной области, справедливо полагая, что истинная природа намного ярче проявляется в естественной среде. Потому вместо опытов, он предпочитал наблюдения. В химии и физике такой подход оказывается малоэффективным, зато ботаника и зоология укладывается в эти рамки отлично.

    Аристотель ввел понятие scala naturae – «Великая Цель Бытия», в котором предполагал деление всех живых организмов в определенной иерархии. В самых нижних рядах его пирамиды стояли растения, а на вершине – человек. Он считал, что форма определяет содержание, потому чем идеальнее она, тем богаче наполнение. Однако окончательно разобраться в природе элементов учёный так и не смог. Только Менделеев спустя почти две тысячи лет разрешит этот спорный вопрос, внеся ясность в классификацию химических элементов, согласно атомной массе.

    Видение политики и в память об энциклопедисте Аристотеле

    Платон рассматривал совершенное государство, как единственно возможное, к которому следует стремиться. Аристотель отверг такой подход к делу. Он обозначил, что стоит стремиться только к такой системе, которую можно ввести в большинстве стран. Он считал, что предлагаемая учителем общность, когда не останется ничего индивидуального, личного, разрушит государство как таковое. Именно Аристотель ввел понятие политики – умения и науки о том, как эффективно организовать бытие наилучшим образом для всех членов сообщества.

    Занимательно

    Аристотель был яростным ревнителем личных прав и свобод человека, поддерживал идеи моногамия, но при этом оставался приверженцем рабства. По его мнению, рабом не мог стать человек, к примеру, захваченный во время военных действий. Им должен быть только тот, кто при серьезной физической подготовке, не обладает разумом.

    В честь этого великого человека, идеи которого сумел потеснить только Галилео Галилей, назван большой университет в Салониках, на родине мыслителя. Там же есть и площадь Аристотеля, а в космосе имеются два астероида, гордо несущие его имя. В честь него названо еще и двудольное растение из Южного полушария – аристотелия (Aristotelía), культивируемое многими в качестве декоративного.