Тип проекта: познавательный, краткосрочный

Цель : Формирование ответственности и бережного отношения к птицам. Задачи: 1. Привлечь воспитанников, воспитателей и родителей к природоохранной акции. 2. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников. 3. Формировать экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведение. 4. Расширять кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию.

Актуальность проекта : Важной составной частью всех экосистем планеты являются птицы. Роль птиц в природе Земли огромна. Птицы регулируют численность насекомых, распространяют семена растений, опыляют некоторые виды растений, птицы являются санитарами леса, сами служат пищей животным и человеку, занимают важное место в цепи питания живых организмов. Важное место занимают птицы в научных исследованиях – на птицах ведутся поиски механизмов ориентации животных. И, наконец, человек наслаждается пением и красотой птиц, воспитывая свои эстетические чувства. Но в последние годы описано множество случаев массовой гибели птиц из – за хозяйственной деятельности человека. Проблема сохранения и охраны всех видов птиц является проблемой всего человеческого сообщества. Сохраняя птиц, мы сохраняем всю природу. А человек часть природы и вне её существовать не может. Мы - педагоги, должны с раннего детства давать детям элементарные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира. Вызвать эстетические переживания, умение сопереживать живым существам, т. е. осознать, что мы не имеем права уничтожать то, что создала природа. Мы люди, часть природы, уничтожая природу, уничтожаем себя. Одним словом, мы закладываем в сознании детей ощущение мира как дома, показывая каким образом, жильцы дома планета Земля, уживаются и воздействуют друг на друга.

Участники проекта : дети дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологический проект: «Берегите птиц»

Тип проекта: познавательный, краткосрочный

Цель : Формирование ответственности и бережного отношения к птицам. Задачи: 1. Привлечь воспитанников, воспитателей и родителей к природоохранной акции. 2. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников. 3. Формировать экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведение. 4. Расширять кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию.

Актуальность проекта : Важной составной частью всех экосистем планеты являются птицы. Роль птиц в природе Земли огромна. Птицы регулируют численность насекомых, распространяют семена растений, опыляют некоторые виды растений, птицы являются санитарами леса, сами служат пищей животным и человеку, занимают важное место в цепи питания живых организмов. Важное место занимают птицы в научных исследованиях – на птицах ведутся поиски механизмов ориентации животных. И, наконец, человек наслаждается пением и красотой птиц, воспитывая свои эстетические чувства. Но в последние годы описано множество случаев массовой гибели птиц из – за хозяйственной деятельности человека. Проблема сохранения и охраны всех видов птиц является проблемой всего человеческого сообщества. Сохраняя птиц, мы сохраняем всю природу. А человек часть природы и вне её существовать не может. Мы - педагоги, должны с раннего детства давать детям элементарные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира. Вызвать эстетические переживания, умение сопереживать живым существам, т. е. осознать, что мы не имеем права уничтожать то, что создала природа. Мы люди, часть природы, уничтожая природу, уничтожаем себя. Одним словом, мы закладываем в сознании детей ощущение мира как дома, показывая каким образом, жильцы дома планета Земля, уживаются и воздействуют друг на друга.

Участники проекта : дети дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели группы

Формы работы с детьми: НОД, наблюдения, игры, беседы, рассказывание, рассматривание, оформление стенгазет.

Предполагаемый результат по отношению к детям: заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой) ; сформирована определенная система природоведческих знаний, позволяющая осознать единство всей природы и место человека в ней; по отношению ко взрослым: повысится интерес к совместной деятельности по охране и защите птиц нашей местности, гармонизируются детско-педагогические отношения, повысится уровень экологической культуры личности.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

Обсуждение цели и задач с детьми, родителями.

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Обоснование, предсказание путей реализации проекта.

Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме. Подготовить иллюстрации, наборы карандашей, фломастеров, красок, альбомные листы, маски для игр, кормушки, соответствующую литературу, подборку консультаций для родителей.

II этап – основной (практический)

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о птицах.

Работа с родителями:

Оформление мини – выставки: «Необыкновенные птички», «Такие разные птицы», «Птицы – наши друзья»

Оформление стенгазеты: «Птицы наши друзья»,

Консультация: «Как помочь птицам пережить зиму»

Оформление стенгазеты: «Птицы – какие они»

Консультация: «Исчезающие птицы»

Оформление папки – передвижки: «Птицы – наши друзья»

Оформление выставки: «Птицы такие разные».

Работа с воспитанниками

Беседы: «Какие они птицы», « Птицы, зимующие с нами», «Чем птицы отличаются от животных», « Как птицы «лечат» деревья», « Охрана птиц». Беседа по картине «Как помочь птицам зимой»

НОД «Птицы- наши друзья», «Покормите птиц зимой» « Перелётные и зимующие птицы».

Пальчиковые игры «Ласточка», «Это птичка соловей…»

Д/И: «Кто какую песенку поёт», « Птицы» ,«Найди цветок для птички», «Птичья столовая», «Собери птицу», «Чьи следы»

Рисование: «Вот какие у нас птички», « Птичка из ладошки»

Аппликация « Прилетели птички- снегири, синички», « Птенчики»,

« Синичка», «Дом для гостей»

Конструирование « Лебеди на озере»

Наблюдение за прилетающими птицами

Подвижные игры: «Птички летают», «Коршун и наседка», «Скворечники», «Охотники и куропатки», «Охотники и утки», «Журавли и лягушки»

Рассматривание альбома: «Птицы»

Чтение художественной литературы: И.Токмакова «Голуби», Н. Заболоцкая «Раненая птица», рассматривание книги Н. Стожковой «Птицы леса», «Голубая птица», Рассказывание придуманной сказки о потерянном птенце, В. Бианки «Лесной хор», К. Ушинский « Ласточка», чтение рассказов из энциклопедий о природе

Прогулка: Наблюдение за следами на снегу

Театрализация: «Где обедал воробей»

Труд: покормить птиц

Словесные игры: «Летает – не летает»» ,« Узнай птицу по описанию», « Кто как устроен», « Прилетели птицы»

Рассказ воспитателя: «Интересные факты из жизни птиц»

II этап – заключительный Оформление творческой выставки в уголке природы

Викторина «Что мы знаем о птицах»

Обработка результатов по реализации проекта:

В группе созданы необходимые условия по формированию у дошкольников целостного представления о жизни птиц.

Заинтересованность детей совместно с родителями жизнью птиц, появилось желание помогать им.

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. У детей и взрослых сформировалась определенная система природоведческих знаний, позволяющая осознать единство всей природы и место человека в ней.


Наталия Дымова

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 56 ДЕРЕВНИ ОБОЛДИНО

ЩЕЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

141134, Московская область, Щелковский район, дер. Оболдино, д. 53

т. 8 (496) 56 39 327 mdou [email protected]

Краткосрочный экологический проект : «»

Воспитатель : Дымова Н. Е.

ТИП : познавательно - исследовательский

СРОК : краткосрочный (1неделя : 07.12.2015 -11.12.2015 г.)

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ : МБДОУ Детский сад № 56 д. Оболдино

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : воспитатели, дети, родители

ПРОБЛЕМА : недостаточные представления о жизни зимующих птиц у детей среднего возраста

ТЕМА : «Зимующие птицы – наши пернатые друзья »

ВВЕДЕНИЕ

В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы : как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают . У детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой .

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Большинство современных детей редко общается с природой. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ребенок получает конкретные познавательные навыки : учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, работать в коллективе – словом, развивать познавательные способности. Поэтому, участие в нашем проекте позволит максимально обогатить знания и представления детей о зимующих птицах , как им помочь пережить голодную и холодную зиму ; развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.

ЦЕЛЬ - Расширить и систематизировать знания детей о зимующих птицах , формировать гуманное отношение к природе и стремление проявлять заботу о птицах .

ЗАДАЧИ :

1. Расширять знания детей о жизни птиц зимой , об их внешнем виде, питании; знать и называть зимующих птиц ; учить распознавать птиц по издаваемым звукам, по способам передвижения; воспитывать заботливое отношение, интерес к жизни птиц ; формировать умение находить необходимую информацию из доступных источников.

2. Формировать у детей навыки культуры слушателя, развивать диалогическую речь, побуждать к участию в беседе, продолжать учить отвечать на вопросы, составлять описательный рассказ по картинке, строить развернутое суждение, умозаключение, активизировать в речи прилагательные и глаголы, характеризующие птиц .

3. Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения искусства и литературы, использовать образные слова и выражения, выразительно читать стихотворения о зимующих птицах наизусть , отгадывать загадки.

4. Подкармливать птиц , воспитывать бережное отношение к природе, живым существам.

5. Учить детей рисовать птиц , передавая в рисунке форму тела, цвет оперения; развивать творчество, закреплять умение рисовать красками и карандашами, штриховать.

6. Развивать двигательную активность, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве, ловкость, быстроту реакции, упражнять в беге, в умении действовать по сигналу, в координации движений и речи.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ :

Предполагается получить результаты в области экологического воспитания детей : воспитание эмоционального, гуманное отношения к природе и стремление проявлять заботу о птицах , подкармливать птиц , воспитывать бережное отношение к живым существам, привитие навыков экологически грамотного поведения в природе.

Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

1. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП

Постановка цели и разработка содержания учебно-воспитательного процесса

Группировка материала , составление плана

Подборка художественной литературы

Александр Яшин «Покормите птиц зимой » , А. Н. Толстой «Сорока» , Максим Горький «Воробьишко» , В. Зотов «Снегирь» , В. Бианки «Синичкин календарь» , потешки, загадки и стихи о зимующих птицах , приметы.

2. ОСНОВНОЙ (ДЕЯТЕЛЬНЫЙ) ЭТАП

Работа с детьми

Мир, в котором я живу Беседа с детьми на тему «Зимующие птицы » , рассматривание иллюстраций с зимующими птицами , загадки про птиц

Рисование Творческое рисование «Наши пернатые друзья (снегирь) »

Экология

Прогулка на участке детского сада – наблюдение за зимующими птицами ; народные приметы про птиц , пословицы про птиц

Чтение художественной литературы Александр Яшин «Покормите птиц зимой » ,

Аппликация Аппликация на тему «Кормушка для птиц (скворечник)

Работа с родителями

Консультация для родителей «Покормите птиц зимой »

Домашнее задание Накопить знания (СМИ, Интернет, энциклопедическая литература и др.)

Наблюдение на прогулках с детьми (внешний вид, среда обитания , повадки и т. д.)

Выучить стихотворение о зимующей птице

Подобрать загадки о зимующей птице

Нарисовать вместе с ребенком зимующую птицу

Обогащать словарный запас ребенка

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Установка кормушки для птиц на участке детского сада в лесополосе

Выставка аппликаций детей на тему «Кормушка для птиц (скворечник) »

Выставка рисунков детей на тему «Наши пернатые друзья (снегирь) »

Расширился кругозор детей о зимующих птицах .

Развивающая среда группы пополнилась : литературой, иллюстрациями, стихотворениями, загадками, рассказами о зимующих птицах , музыкальным альбомом «Голоса птиц » .

У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

Фотоотчет



Чумаченко Ольга Михайловна,

старший воспитатель,

Тип проекта : познавательно-практический

Цели: 1.Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

2.Расширить представление детей о птицах края. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к птицам, развивать желание помочь им.

Задачи: 1.Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях

2.Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц.

3.Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

4.Научить детей правильно их подкармливать.

Актуальность проекта:

Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.

В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Срок реализации проекта : ноябрь - апрель

Участники проекта: дети дошкольного возраста (3-7лет), родители воспитанников, воспитатели группы, учитель-логопед.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

Обсуждение цели и задач с воспитателями, детьми, родителями (консультации, семинары-практикумы, КВН, памятки, акции, информационные листы)

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Внедрение в воспитательно- образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах

Заготовка корма для птиц

Изготовление кормушек

Изготовление листовок, плакатов «Покормите птиц зимой»

Подкормка и наблюдение за птицами.

Тематическое посещение краеведческого музея с практической направленностью «Покормите птиц зимой»

Посещение городской выставки в краеведческом музее «Птицы мира»

Выставка детских рисунков «Птицы зимой»

Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме

Тематические выставки

III этап - заключительный

Обработка результатов по реализации проекта

Участие в городском конкурсе «Славим птиц»

Акция «Покормите птиц зимой»

Праздник «День птиц»

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.

Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Активное участие родителей в реализации проекта.

Формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.

I этап – подготовительный

Когда Снежная Королева появляется в своих владениях, перед зимующими у нас птицами встает два жизненно важных вопроса: как прокормиться и куда спрятаться на ночь от холодов. Светлая часть суток сокращается, доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает: увеличиваются затраты энергии на противостояние организма низким температурам. Вот почему наши синицы, поползни, снегири становятся зимой такими прожорливыми – практически весь день только тем и занимаются, что ищут пищу, так как хороший слой жира под кожей образует дополнительную защиту от морозов.

Для того чтобы научить детей особенностям кормления, правилами поведения возле кормушек с видовым разнообразием зимующих птиц, педагогам самим необходимо знать все о птицах. Поэтому, в детском саду проводятся консультации, семинары-практикумы, КВН по данной тематике (см. приложение №1). В детском саду имеется очень старая книга с полезной для педагогов информацией «Определитель птиц СССР» с яркими иллюстрациями птиц. Такая ценность необходима каждому воспитателю, особенно начинающему. Определитель берем на прогулку и узнаем новых гостей.

У воспитателей имеются памятки: «Меню птиц». Примерная тематика памяток для педагогов:

Сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно заботиться о том, чтобы в ней была птичья еда. Кормление птиц – дело не только важное, но и ответственное. Орнитологи предупреждают, что птицам ни в коем случае нельзя скармливать пряные, соленые, острые, жареные, кислые продукты. Птицам нельзя есть цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов. Нежелательно кормить их рисом и гречкой. Можно давать только белый хлеб, а вот черный хлеб опасен – он закисает в зобу птиц, плохо переваривается (особенно в мороз).

У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несоленое сало, сыр и мясо (вареное и сырое). Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки. Ветер будет раскачивать кусочек, но это не смущает синичек.

Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо – семечки подсолнечника, они должны быть мелкими и, конечно, нежареными. Умные птицы не глотают семечки целиком, со шкуркой, а мастерски выклевывают зернышко. Кроме подсолнечных, пернатые любят семена арбуза, дыни, тыквы, кабачков и патиссонов, просо, пшено, рябину, боярышник и зерна кукурузы. А еще – шкурки от бекона, вареные яйца, вареный картофель, геркулес (но не в виде каши). Конечно, весь корм должен быть свежим.

Неплохо поместить в кормушке и кальциевую подкормку - скорлупу куриных яиц.

Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».

Если Вы начали подкармливать птиц, продолжайте делать это до конца зимнего сезона. Зерна, семечки и орехи следует подсыпать регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место. Зимняя столовая будет работать и весной, до тех пор, пока не проклюнется первая зелень.

Большую помощь в воспитании бережного отношения к природе, изготовлении кормушек, оказывают родители. В родительских уголках на протяжении всего времени прохождения акции помещаются ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЛИСТЫ АКЦИИ «Покормите птиц зимой!», памятки.

II этап – основной (практический)

Зимой гибнет много птиц, особенно в морозы. Холодно, для жизни нужно много энергии, а корм недоступен под снегом и льдом. Птицам нужна помощь людей. К тому же покормить птиц - несложный и очень приятный способ проявить человечность и стать добрее.

Ежегодно, начиная, с 12 ноября …(пока не появится корм для птиц) в нашем детском саду проходит акция «Покормите птиц!» (по старинному поверью 12 ноября в День Зиновия Синичника («Синичкин день») свиристели, щеглы, сойки, синицы, и многие другие пернатые перебираются поближе к человеку, чтобы получить еду в предстоящие холодные зимние дни).

Мы с ребятами с большим удовольствием изготавливаем кормушки для птиц. В работу идет всё: пластиковые бутылки, и пакеты из - под сока, молока и красочные упаковки от новогодних подарков.

Наши малыши с большим трепетом каждый день бегут проверять кормушки - очищают их от снега и пополняют их кормом. А птицы не заставляют себя долго ждать.

Во время подкормки дети учатся соблюдать правила поведения возле кормушек : громко не кричать, не сорить, не оставлять газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.

Учим детей, что корма в кормушках должно быть немного, только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, подсолнухи, кусочки несоленого сала, ягоды рябины.

Ребята должны знать, что птиц кормить необходимо регулярно. Нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна наша поддержка.

Места для размещения кормушек также заранее планируем: места подбираем не шумные. И желательно, чтобы кормушки были видны из окон, где можно было посмотреть и понаблюдать за птицами (разнообразием, повадками).

Планирование акции начинается задолго до её начала, ведь прежде чем накормить, необходимо знать какие птицы зимуют, особенности их поведения, чем питаются птицы, а также заготовить корм заранее.

В детском саду проводятся различные мероприятия познавательного характера.

С детьми дошкольного возраста рассматриваем картинки с птицами, разучиваем стихи о птицах, кричалки.

в образовательной деятельности используем физкультурные минутки, скороговорки. Развлечения не проходят без пословиц, загадок и подвижных игр.

Педагогами для детей изготовлены различные дидактические игры с помощью которых ребятам легче представить особенности строения и жизнедеятельности птиц:

1.Игры: «Мы - птицы», « Построим гнезда» (дляигры «Построим гнезда» на картоне воспитатель пластилином лепит форму гнезда, помещает яйца птиц; в коробке имеются лоскутки, перышки, кусочки ваты, ткани - все, что необходимо птицам для построения теплого гнезда. Дети, используя данный материал, строят гнезда, и в конце – из яиц вылупляются птенцы).


2.Игра: « Когда прилетают птицы» с использованием экологического светофора (игры с использованием экологического светофора можно придумывать разные, опираясь на цвет, например: красный цвет- лето, зеленый – весна… или красный цвет –опасность, желтый - осторожно… В зависимости от изменения значения цвета светофора можно придумывать различные правила игры и, конечно же, новые игры: « Любимая пища грача», «Когда появятся птенцы», «Когда это бывает»… К данной игре имеются цветные наборы картинок по разным темам, в зависимости от придуманной игры.)
3. Игра: «Узнай следы»

4. Игра «Чей клюв?»

5.Игра «Узнай хвостик»

6.“Где чье гнездо?

7.“Собери картинку”.

8. «Четвертый лишний»

Дети старшего дошкольного возраста любят решать ребусы, разгадывать кроссворды.

Педагоги в практической деятельности используют опыт работы Натальи Рыжовой, например, игра «Знакомство с экосистемой поля», где ребята знакомятся с жителями и их значением; учатся составлять экологические пирамиды.

Педагоги постоянно беседуют с детьми ( «Почему мы считаем птиц своими друзьями», «Что ты знаешь о птицах» , «Зачем поют птицы?»). С помощью игр словесной направленности у детей не только расширяются познавательные способности, но и развивается речь, логическое мышление, формируется лексико-грамматический строй речи.


Беседы и наблюдения за птицами продолжаются на прогулке.

Ребята рисуют понравившихся птиц, изготавливают различные поделки.

Ребята детского сада приняли участие в городском конкурсе поделок «Славим птиц».

Детский сад тесно сотрудничает с краеведческим музеем и экологическим центром г.Копейска. В рамках акции "Покормите птиц зимой!" сотрудники краеведческого музея провели занимательную беседу, знакомя детей с зимующими птицами. Дошкольники узнали об особенностях зимующих птиц, их любимых кормах. Дети узнали, что клесты выводят птенцов в морозные дни. Ребята приняли участие в изготовлении птиц счастья.


Дети детского сада были приглашены на выставку «Поющие птицы мира и родного края», где узнали много нового и увлекательного, полюбовались красотой экзотических птиц, услышали их пение.

Ребята старшего дошкольного возраста являются частыми гостями детского экологического центра. Практические беседы проходят увлекательно и познавательно.

III этап - заключительный

После таких бесед, игр познавательного характера, конечно же, ребята готовы и хотят помочь птицам. Для этого дети вместе с родителями, педагогами изготавливают кормушки. Рассматривают их, доделывают, чтобы птицам было удобно сесть и поклевать корм. Затем кормушки развешивают, прикрепляют и кормят уже своих маленьких друзей.

Корм с ребятами старшего дошкольного возраста педагоги заготавливают заранее: приносят из дома семечки подсолнечника, арбуза, и хранят в специальных, дышащих мешочках; заготавливают ягоды рябины - сушат их в прохладных местах.


А семена тыквы и кабачков извлекают из выращенных на огороде детского сада.

В детском саду существует добрая традиция «Праздник для птиц». После новогоднего праздника, елку выносим на участок, устанавливаем ее в тихом местечке и вывешиваем на нее кормушки, которые специально изготавливаем к празднику. Также ребята готовят различные вкусности: печенье. Дети придумывают, исходя из полученных знаний, различные рецепты печенья: морковное печенье, творожное печенье, печенье «Скорлупинка». Ребята с большим удовольствием готовят печенье, основой которого является мякиш белого хлеба. В полученное печенье вставляют ниточки, замораживают и вывешивают на елку.

Находясь возле кормушек ребята строго соблюдают

правила поведения возле кормушек:

громко не кричать,

не сорить,

не оставлять газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты,

жестяные банки и коробочки.

Корма в кормушках должно быть немного, только нужного птицам.

Дети сами замечают, что если не постоянно кормить птиц, то некоторые птицы улетают. Поэтому, даже в праздничные дни у ребят нашего детского сада есть обязанность, приходить и приносить вместе с родителями корм для птиц. А пернатые друзья благодарят своим радостным щебетаньем, пением. Все что связано с друзьями - интересно, а птицы для нас – друзья. Поэтому детям интересно проверять народные приметы.

С каким удовольствием и радостью в детском саду проходит «Масленица», где ребята встречают весну блинами и закликивают жаворонков.

Ребята с чувством понимания и гордости относятся к кормлению птиц, зная, что если не покормят, то птица может погибнуть.

Результаты реализации проекта:

В детском саду созданы условия по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.

Ребята с родителями и педагогами занимаются заготовкой корма и изготовлением для птиц кормушек.

Педагогами и сотрудниками социальных сфер города проводятся различные мероприятия познавательного цикла, творческого характера, в которых дошкольники и родители принимают активное участие.

В результате акции «Покормите птиц зимой!» учителем-логопедом Лониной Т.А. подобрано и оформлено в качестве методического пособия для развития речемыслительной деятельности по лексической теме «Птицы» .

Итогом проведения ежегодной акции считаем формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.

Можно сказать уверенно, что дети, родители нашего детского сада всегда будут оказывать помощь птицам!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Алексеевскаясредняя общеобразовательная школа

Экологический проект

« Поможем зимующим птицам»

Руководитель проекта

учитель начальных классов

Кавалерист Нина Алексеевна

с. Алексеевка

Паспорт коллективной проектной работы «Поможем зимующим птицам»

Руководитель проекта: Кавалерист Н.А.

Участники проекта: 4 класс

Название проекта: «Поможем зимующим птицам»

Тип проекта : творческий, информационный

Цели проекта:

    Формирование экологической культуры (совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности).

    Формирование у детей стремления относиться к птицам соответственно нравственно-этическим нормам поведения.

    Распространение знаний о природе и её защите.

    Совершенствование знаний школьников о птицах.

    Привлечения внимания к проблеме зимующих птиц, их выживанию и увеличению численности, что будет способствовать повышению биологической защиты зелёных насаждений от болезней.

    Повышение уровня интеллектуального и творческого потенциала личности ребёнка.

Задачи

    Собрать, изучить, обобщить, систематизировать материал экологической направленности, оформить его.

    Создать птичьи «столовые» и отдельные кормушки для птиц.

    Организовать регулярную работу птичьей «столовой» на школьной территории.

    Обеспечить постоянное дежурство и подкормку птиц.

    Подготовить материал для практического оказания помощи птицам.

    Провести комплекс мероприятий, направленных на решение данной проблемы.

    Формировать наблюдательность и внимание.

    Воспитывать любознательность, доброе и бережное отношение к птицам, любовь к природе.

Предполагаемый продукт проекта:

    Листовка «Охраняй птиц!»;

    кормушки;

    скворечники;

    фотоотчёт.

Срок действия проекта:

Осень 2011г. – весна 2012 г.

«Поможем зимующим птицам»

Пояснительная записка

Данная проблема посвящена экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста.

В проекте «Помоги зимующим птицам» предлагается творческое решение задачи подготовки детей к пониманию экологических проблем на основе духовно-нравственного отношения к природе.

Практическое использование данного проекта позволит сформировать у учащихся чувство ответственности за судьбу природы.

Процесс познания природы способствует формированию гуманного отношения ко всему живому, творчески воспитывает и развивает. Ученик становится активным, заинтересованным, равноправным участником проекта. Это позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению.

Тема выбранного проекта соответствует методической теме, над которой работает МБОУ Алексеевская сош, главными целями которой являются: развитие личности обучающихся, их творческих способностей, интереса к учёбе, формирование желания и умения учиться, сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, воспитание нравственных и этических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.

Введение

Покормите птиц зимой!

Приручите их в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Зима – особенно трудный период в жизни птиц, которые остаются зимовать в наших краях.

В это время они особенно нуждаются в нашей заботе – подкормке. И помочь им должен каждый, ведь из 10 синиц до весны доживает только 1-2, а остальные гибнут от голода.

Проблема. Как помочь птицам зимой?

Цели проекта

1.Формирование экологической культуры (совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности).

2.Формирование у детей стремления относиться к птицам соответственно нравственно-этическим нормам поведения.

3. Распространение знаний о природе и её защите.

4. Совершенствование знаний школьников о птицах.

5. Привлечения внимания к проблеме зимующих птиц, их выживанию и увеличению численности, что будет способствовать повышению биологической защиты зелёных насаждений от болезней.

6.Повышение уровня интеллектуального и творческого потенциала личности ребёнка.

Задачи

1.Собрать, изучить, обобщить, систематизировать материал экологической направленности, оформить его.

2.Создать птичьи «столовые» и отдельные кормушки для птиц.

3.Организовать регулярную работу птичьей «столовой» на школьной территории.

4.Обеспечить постоянное дежурство и подкормку птиц.

5.Подготовить материал для практического оказания помощи птицам.

6.Провести комплекс мероприятий, направленных на решение данной проблемы.

7.Формировать наблюдательность и внимание.

8.Воспитывать любознательность, доброе и бережное отношение к птицам, любовь к природе.

Актуальность.

Пусть зима будет доброй для пернатых друзей!

Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасения птицы ждут от вас!

Кормите их! Согрейте!

По мнению орнитологов, наибольшую опасность для зимующих птиц представляет не холод, а недостаток пищи. Поэтому особое значение имеют такие меры, как развешивание кормушек, подкормка птиц.

Так кто же, как не мы, позаботится о братьях наших меньших – о зимующих птицах?

Учитывая особенности возраста, при организации работы используются разнообразные формы: экскурсии, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, акции.

Основная часть. Описание проекта.

    Формы и методы работы:

    экологические беседы;

    экологические экскурсии;

    экологические конкурсы;

    экологические акции;

    викторины;

    трудовой десант;

    зелёный патруль.

    Мотивация детей.

Любовь

Терпенье

Добро

    Этапы реализации:

    наблюдение за жизнью зимующих птиц на прогулках, во время экскурсий (Кавалерист Н.А.);

    рассматривание альбома «Птицы – наши друзья» (Королецки Е.Н.);

    рассматривание иллюстраций в книгах о зимующих птицах;

    чтение научных и художественных текстов о зимующих птицах;

    решение детьми проблемных ситуаций: «Чем можно помочь птицам зимой?», «Как помочь птицам дождаться весны?»;

    аукцион загадок и пословиц (вожатая Сагайдачная Е.С.);

    выпуск детских листовок с целью защиты и помощи зимующим птицам (Ерохина О.П.);

    совместное изготовление кормушек с родителями и развешивание их в школьном дворе (Ерохина О.П.);

    акция «Поможем зимующим птицам»(Кавалерист Н.А.);

    конкурс кроссвордов (Ерохина О.П., Королецки Е.Н., Кавалерист Н.А., Сагайдачная Е.С.);

    акция «Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек» (Кавалерист Н.А., Сагайдачная Е.С.)

    фотоотчёт (учитель начальных классов Кавалерист Н.А.);

    итоговая презентация (учителя Ерохина О.П., Королецки Е.Н., Кавалерист Н.А.).

    Организация работы с детьми.

В середине осени учитель Кавалерист Н.А. приносит в класс письмо и сообщает, что она его нашла по пути в школу. Письмо упало прямо под ноги. Кто же мог его написать? Письмо зачитывается.

Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам зимующие в вашей местности птицы. Мы знаем, что вы, юные экологи, всё знаете, всё умеете, у вас доброе сердце.

Очень просим вас разрешить наши сомнения: Куда нам лететь, когда наступят холода? – Поможете ли вы пережить нам эту холодную зиму?»

Так у ребят возникает интерес к зимующим птицам. Обсуждение письма подводит детей к цели: надо помочь птицам, зимующим в нашей местности.

Для осуществления поставленной цели создаётся команда спасателей «Друзья птиц».

Девиз спасателей: «Пусть зима будет доброй для пернатых друзей!» А затем продумывают план деятельности:

    узнать как можно больше сведений о зимующих птицах у взрослых, из энциклопедий, справочников, художественной литературы, Интернета, из копилки народной мудрости (пословицы, приметы, загадки, сказки);

    изготовить кормушки и развесить их в школьном дворе, возле своих домов. Для этого нужно выяснить, какие кормушки нужны для зимующих птиц, как изготовить, какие материалы для этого использовать;

    подобрать корм, любимый зимующими птицами. Собрать его как можно больше.

Организуется акция «Хлебные крошки». Полученные сведения обсуждаются и оформляются в альбом.

В назначенный день проводится акция «Поможем зимующим птицам».

Смастерили 20 разнообразных кормушек, что позволило создать птичьи столовые. Составили график подкормки птиц.

При помощи наблюдения смогли узнать, какие птицы чаще прилетают к кормушкам, как разнообразен мир птиц, которые нуждаются в помощи человека.

ВЫВОД: при соблюдении основных правил оказания помощи зимующим птицам, увеличивается численность птиц, прилетающих к кормушке.

Команда спасателей постоянно ведёт активную деятельность, наблюдая за питомцами в птичьих столовых, проводя эксперименты.

Эксперимент №1.

Проблема: Как часто нужно добавлять корм в кормушки?

Результат:

    птицы привыкают к постоянному месту подкормки, поэтому желательно ежегодно вывешивать кормушки на прежние места;

    ежедневно пополнять кормушки кормом, чтобы птицы, проделав долгий путь, не улетали без корма. Иначе можно погубить привыкших к подкормке птиц. Корм должен быть укрыт от дождя и снега.

Эксперимент №2.

Проблема: Чем любят лакомиться синички?

Результат:

    подтвердился тот факт, что синички любят лакомиться несолёным салом;

    чтобы синички постоянно прилетали к кормушке, необходимо сыпать корм для синичек, не смешивая его с другим кормом(нежареные семечки подсолнечника, тыквы, крошки хлеба.

Весной, 1 апреля, в праздник «День птиц» (Международный день птиц») – своеобразный отчёт детей перед взрослыми о том, что они сделали для того, чтобы птицы пережили зиму, что получилось, какие возникли проблемы, что они хотели бы осуществить в дальнейшем. В завершение праздника проводится конкурс «Лучший домик для птиц». Все скворечники развешивают в школьном дворе.

Заключение.

В процессе работы над проектом большое внимание уделяется проведению наблюдений, предусматривающих активное и посильное участие детей в охране зимующих птиц.

Тема бережного отношения к природе проходит красной нитью на всех этапах.

Работая над проектом, учащиеся приобрели знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это стало возможным, потому что дети сами делали свой выбор и проявляли инициативу.

На рефлексивно-оценочном этапе проекта ребятам предложена такая “мишень”, которая является личной оценкой успешности. Каждый ученик должен “выстрелить” в мишень 4 раза (в каждую четверть мишени), поставив оценку за тот или иной показатель. Учащиеся с удовольствием используют её для оценки своей работы.

Проект имеет практическую ценность, предполагает возможность решения актуальной проблемы. Самое главное – это большое количество зимующих птиц, которые переживут эту зиму благодаря нашей заботе и вниманию.

Практическое использование завершенного проекта «Поможем зимующим птицам» позволит вести работу по формированию у детей чувства ответственности за судьбу природы сёл Алексеевка, Александровка, Надежда, Авило-Фёдоровка – маленькой частицы великой России.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Листовка «Охраняй птиц!»

    Не подходи близко к гнёздам птиц! По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься около гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы – родители могут навсегда покинуть гнездо.

    Не разоряй птичьи гнёзда! Не уноси из гнёзд яйца!

    Если у тебя дома есть собака, не пускай её гулять в лесу или парке весной или в начале лета. Она может легко поймать плохо летающих птенцов.

    Не лови здоровых птиц и не уноси их домой!

    Весной приготовь домики для птиц и привяжи их верёвкой к дереву!

    Зимой сделай и развесь кормушки для птиц! Не забывай регулярно добавлять корм!

Загадки о птицах.

    В серой шубке перовой
    И в морозы он герой,
    Скачет, на лету резвится,
    Не орел, а все же птица.

(Воробей)

    Без рук, без топоренка
    Построена избенка.

(Гнездо )

    Носит серенький жилет,
    Но у крыльев – черный цвет.
    Видишь, кружат двадцать пар
    И кричат:
    - Карр! Карр! Карр!

(Ворона )

    Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,
    Хоть и скрылся под корой -

Все равно он будет мой!
(Дятел)

    Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
    Птица говорливая, самая болтливая.
    Вещунья белобока, а зовут ее…
    (C орока)

    Чернокрылый,
    Красногрудый
    И зимой найдет приют:
    Не боится он простуды
    - С первым снегом
    Тут как тут!
    (Снегирь)

    Днем спит, ночью летает.
    (Сова)

    Чик-чирик! К зернышкам прыг!
    Клюй, не робей! Кто это?
    (Воробей)

    В лесу, под щебет, звон и свист,
    Стучит лесной телеграфист:
    «Здорово, дрозд, приятель!»
    И ставит подпись…
    (Дятел)

    Я весь день ловлю жуков,
    Ем букашек, червяков,
    Зимовать не улетаю,
    Под карнизом обитаю.
    Прыг-скок! Не робей!
    Я бывалый ….
    (Воробей )

Викторина «Знаете ли вы птиц?»

1. Какая птица рождается на свет сразу со специальностью. (Секретарь)

2. Птица, живущая на южном полюсе. (Пингвин)

3. Задние конечности у уток превращены в (ласты)

4. Птицы произошли от (пресмыкающихся)

5. Самый большой отряд по числу видов (воробьинообразные 5000в.)

6. Рябчик относится к отряду (куриных)

7. Передние конечности у птиц превращены в (крылья)

8. Единственная кожная железа у птиц (копчиковая)

9. Есть ли у птиц зубы (нет)

10. Птица- санитар леса (Дятел)

11. У какой лесной птицы глаза сдвигаются к затылку (Вальдшнеп)

13. У этой певчей птицы поют самки и самцы (снегирь)

14. Птица, которая может питаться жалящими насекомыми (щурка)

15. Страна – зимний рай для птиц (Египет)

16. Наука, занимающаяся изучением птиц (орнитология)

17. Другое название чёрного дятла (желна)

18. Птица, поющая ночью (соловей)

20. Эту птицу называют пернатой кошкой (сова)

21. У каких птиц крылья не покрыты перьями, а чешуёй (пингвин)

22. Когда температура тела у воробья высокое – летом или зимой (одинаковое)

24. У какой птицы все четыре пальца обращены вперёд (стриж)

25. У какой птицы самцы жёлтые, а самки зелёные (иволга)

26. Из всех перечисленных птиц назовите ЗИМУЮЩИХ.

Сценарий праздника «День птиц»

Зал празднично украшен цветами, шарами. Оформлена выставка рисунков «Наши пернатые друзья».

Звучит песня "Аист на крыше"

Ведущий:

На нашей планете живут

Чудесные созданья.

Они летают и поют

И землю свято берегут.

Скажите, дети,

Можно жить без птиц на свете?

Что случится, если птицы

На земле вдруг пропадут?

Букашки, жучки, червячки

На деревья нападут

И съедят кору, листочки,

Обглодают ветки, почки -

Вот что будет,

Если птицы, если птицы,

Все исчезнут - пропадут!

И не будет щебетанья,

Дивных трелей соловья,

И сороки стрекотанья,

Чик - чирика воробья...

Скучно будет, знают дети,

Жить без птиц на белом свете!

Сегодня мы с вами собрались, чтобы отметить праздник - День птиц. Надеюсь, вы узнаете много нового. А ещё проводился конкурс рисунков, в конце мы объявим победителей и вручим им дипломы и памятные призы.

А сейчас мы с вами послушаем рассказ о птице, которая селится на крышах домов и, по преданию, приносит счастье. Что это за птица? (аист)

(Детям, желающим принять участие в проведении мероприятия, заранее даётся задание, подготовить рассказ о птице.)

Рассказ об аисте .

Ведущий:

А сейчас проверим, много ли вы знаете о птицах? За каждый правильный ответ я буду вам давать вот таких птичек, (Силуэты птичек из картона.) в конце праздника мы определим победителя - лучшего знатока птиц.

Конкурс "Блиц - турнир"

1. У какой птицы длинный язык? (у дятла - 15 см.)

2. Какая птица не садится ни на землю, ни на воду, ни на дерево? (стриж)

3. Какие птицы не высиживают яиц? (кукушки)

4. У какой птицы самый крепкий клюв? (дятел)

5. Какая птица стала символом мира на земле? (голубь)

6. Где птица поёт громче? (В полёте или на ветке?) (в полёте)

7. Почему нельзя трогать руками яйца и гнёзда птиц? (потому что птицы тогда бросают свои гнёзда)

8. Есть ли у скворца своя песня? (нет, он подражает пению других птиц и разным звукам)

9. Какая птица хорошо видит в темноте? (сова)

10. Какая птица не видит в темноте вообще? (курица)

11. Куда кукушка откладывает яйца? (в гнёзда других птиц)

А сейчас мы с вами послушаем рассказ о птице, которая умеет точно находить дорогу домой. Что это за птица? (голубь)

Рассказ про голубя.

Конкурс "Узнай птицу"

Ведущий:

А вы можете узнать птицу по её силуэту? Сейчас мы это и проверим.

А)Показываются силуэты птиц - нужно угадать, что это за птица.

Б)Узнай птицу по описанию.

1. Верх головки серенький, будто серая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневые, пёстренькие. Вверху, на крыльях, - белая полоска. Под шейкой большое чёрное пятно. Совсем как бант или широкий галстук. Ишь, какой франт! (воробей)

2. Головка у неё в чёрной шапочке, на шее и на груди длинный чёрный галстук, спинка, крылья и хвост - тёмные, а грудка ярко-жёлтая, будто она в жёлтый жилетик нарядилась. (синица)

3. Сверху они все чёрные, только над самым хвостом белое пятнышко. Грудка и брюшко белые. Хвост короткий, немного раздвоенный, будто рогатинка. (ласточка)

4. Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные, на затылке - красное пятно, а на чёрных крыльях - белые пятнышки и полоски. Весь пёстрый. Летает за ним много пернатых нахлебников. (дятел)

А сейчас мы с вами послушаем рассказ о птице, которая с древних времён служит символом красоты и нежности. Что это за птица? (лебедь)

Рассказ о лебеде.

Конкурс "Барометр природы"

Ведущий:

Люди всегда наблюдали за птицами и по их поведению определяли, какая будет погода. А вы знаете какие - нибудь приметы?

1. Ласточки задевают крыльями поверхность воды (к дождю).

2. Ласточки летают то вверх, то вниз (жди бурю).

3. Стрижи летают низко и с криком (к дождю).

4. Воробьи прячутся под крышу (к буре)

5. Снегирь под окнами чирикает (к оттепели).

6. Голуби воркуют, кукушки кукуют (к тёплой погоде).

7. Воробьи купаются в песке (будет дождь).

8.Вороны садятся на верхушки деревьев (перед морозом).

9. Вороны садятся на снег (к оттепели).

10. Чайки ходят по песку,

Моряку сулят тоску,

Села чайка на воду,

Жди...(хорошую погоду).

А сейчас мы с вами послушаем рассказ о птице, которая всё время ходит с мешком. Что это за птица? (пеликан)

Рассказ о пеликане.

Ведущий:

Ну вот и пришла пора подвести итоги нашей встречи.

Награждение победителей в конкурсе рисунков и победителя по итогам игры.

Развешивание скворечников.

Светлана Котлярова

Развитие ребенка зависит от того, где и в каком окружении он растет, кто его воспитывает и как организовано воспитание. Окружающая среда, в которой живет ребенок, может быть монотонной, однообразной, бедной, стандартной, но может быть и другой – насыщенной, неординарной, меняющейся. Вокруг можно найти интересные природные объекты для наблюдения – деревья, травы, птицы , насекомые, цветы. Мы выбрали птиц , и наш выбор не случаен. Ведь птицы – друзья нашего детства . Птицы – вестники радости . Каждый год они приносят на крыльях весну. Птицы – верные наши помощники , защитники лесов и полей, садов и огородов. Птицы – это красота и тайна. Птицы дороги нам , как часть чудесной природы нашей Родины. Я предлагаю экологический проект «Птицы – наши друзья » .

Цель проекта : Обогащать и расширять знания и представления детей о птицах , особенностях образа их жизни, жизненных проявлениях, повадках птиц , о роли человека в жизни птиц .

Воспитывать у детей бережное отношение к природе через проявление заботы о птицах : подкармливание их поздней осенью и зимой, изготовление совместно с родителями кормушек, скворечников.

Активизировать и расширять словарь по теме, развивать связную речь детей.

Формировать экологическое сознание детей .

Задачи проекта .

Расширить, обогатить знания детей о жизни птиц .

Активизировать мышление в процессе разрешения проблемных ситуаций, учить устанавливать причинно-следственные связи, способность находить нестандартные решения проблемных ситуаций.

Совершенствовать уровень накопленных навыков.

Углубить знания детей о взаимосвязи, взаимодействии людей и птиц .

Привлечь детей к совместной деятельности с детьми и педагогами.

Воспитывать интерес к нашим соседям по планете – птицам , желание узнавать новые факты из их жизни.

Формировать экологическое сознание детей .

Участники проекта . Воспитатели, дети старшей группы и их родители.

Место проведения проекта МДОУ Д/с №6

1 этап – Выбор темы проекта , обсуждение ее с детьми и родителями

Учебные занятия – развитие речи, изо, ознакомление с окружающим, аппликация, ручной труд по теме проекта .

Чтение художественной литературы по теме проекта , просмотр иллюстраций, документальных фильмов из цикла «Живая природа» .

Наблюдения за птицами на прогулках , экскурсиях.

Оформление впечатлений от общения с птицами (рисунки, природный материал, устные рассказы) .

Выставка книг – подбор познавательного материала совместно с родителями.

2этап Сбор корма для птиц

Акция «Покормите птиц зимой »

Заполнение дневника наблюдений за птицами на территории ДОУ и около дома.

Выставки «Птицы вокруг нас » , «Зимующие птицы » .

Ход проекта

Работу по реализации проекта мы систематически проводим в течении года. Совместно с родителями подготовили выставку книг с целью формирования интереса к теме.

Родители не только приносят познавательную литературу, но и готовят с ребенком краткий пересказ прочитанного рассказа о птице , учат стихи, загадки.

Систематически проводим наблюдения за птицами . Наблюдения направлены на формирование у детей представлений о размерах птиц , их окраски, повадок. Наблюдаем за птицами во время прогулок , экскурсий по селу. В ходе экскурсий по селу наблюдаем за поведением птиц- ворон , воробьев, сорок, рассматриваем гнезда ворон на деревьях. Наблюдения и экскурсии сопровождаем практической деятельностью – сбор семян для подкормки птиц зимой , сбор природного материала для поделок птиц . Результаты наблюдений фиксируются в «Календаре наблюдений» .

В установленном в группе дидактическом «Чудо-дереве» систематически предлагаем детям материал по теме проекта . («Зимующие птицы » , «Перелетные птицы » , «Птицы Красной книги » , «Птичий зоопарк» , «Птицы – герои сказок » ).

Для обогащения знаний детей о птицах в группе созданы макеты - «Зимующие птицы » , «Макет пруда» ,

Работу по теме проекта ведем и во время учебных занятий. На занятиях по математике используем раздаточный материал по теме «Птицы » .

Представления о птицах закрепляем на занятиях по рисованию, лепке, ручному труду.

Для обогащения и закрепления знаний детей используем различные дидактические игры : «Сложи картинку» , «Дорисуй» , лото «Птицы » , «Зимующие-Перелетные» , «Птичий двор» .

Формировать у детей достоверные представления о птицах помогают просмотр видеофильмов и слушание аудиозаписей с голосами птиц .

Для развития мелкой моторики предлагаем детям трафареты и шаблоны с изображением птиц .

Разучиваем с детьми считалки, потешки, загадки о птицах , играем в подвижные игры, сюжет которых связан с темой «Птицы » .

В ходе экологической акции «Подкормите птиц зимой » родители совместно с детьми изготовили кормушки из фанеры, коробок, пакетов из-под молока, затем развесили их на участке и во дворах жилых домов.

Дети познакомлены с правилами подкормки птиц :

Подкармливать птиц каждый день .

Наполнять кормушки кормом утром.

Во время морозов корма насыпают больше.

Кормушку очищают от снега, сора.

Никогда не кормят птиц черным хлебом и солеными семечками.

птицами доставляют детям большое удовольствие и радость. Результаты отмечаем в календаре наблюдений.

Работу по реализации проекта продолжим , но уже сейчас отмечаем, что работа по теме проекта позволяет нам организовывать наблюдения за птицами в любое время года , устанавливать взаимосвязь особенностей их поведения с сезонными изменениями в природе. Работе способствует большой выбор и доступность детской литературы о птицах , разнообразие видов птиц . Мы получаем возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах .

В ходе работы по проекту дети учатся :

Вести целенаправленные наблюдения, анализировать увиденное, делать выводы и умозаключения.

Понимать, как птицы приспосабливаются к сезонным изменениям в природе.

Замечать экологические проблемы в природном окружении и оказывать посильную помощь.

Приобретают навыки исследовательской работы, осознавать неповторимость и своеобразие каждого живого существа.

Наши воспитанники получили массу новых впечатлений, мы дали детям возможность узнать новые факты из жизни птиц , вызвали интерес к нашим соседям по планете – птицам .

Экологическая акция

«Подкормите птиц зимой »

Проблема : Как помочь пернатым друзьям зимой ?

Цель акции : Привлечение взрослых и детей к помощи пернатым друзьям в зимнее время , обогатить и расширить знания и представления детей о птицах , особенностях образа их жизни, повадках птиц , о роли человека в жизни зимующих птиц .

Задачи акции :

Воспитание у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах : подкормка птиц зимой , изготовление кормушек.

Активизировать и расширять словарь по теме, развивать связную речь детей, совершенствовать уровень накопленных знаний о взаимодействии людей и птиц в зимнее время .

Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми и педагогом.

Формирование экологически грамотного поведения детей по отношению к живому, чувство ответственности за их состояние и стремление помогать птицам в зимних условиях .

Участники акции : воспитатели, дети старшей группы и их родители.

Место проведения акции :МБДОУ детский сад №6

Методическое обеспечение акции

Литература

В. Бианки «Лесные домишки» , «Синичкин календарь» , А. Горький «Воробьишка» , И. Поленов «Синичкины кладовки» , Г. Скребицкий «Берегите птиц » , Т. Шорыгина «Птицы . Какие они?» , Энциклопедия «Азбука природы» .

Фотоаппарат

Иллюстрации, фотографии

Документальные фильмы из цикла «Живая природа» .

Различные материалы для изодеятельности

Кормушки, корм для птиц .

Дидактические игры

Вхождение в проблему- обсуждение темы с детьми и родителями.

Чтение художественной литературы по теме.

Просмотр документальных фильмов из цикла «Живая природа» .

Наблюдения за птицами на прогулке , экскурсии по селу.

Конкурс «Птичья столовая» - изготовление кормушек совместно с родителями.

Сбор корма для птиц .

Ведение наблюдения за птицами на участке и отражение результатов – «Птичье дерево» ежедневно.

Оформление впечатлений от общения с птицами (поделки, рисунки, устные рассказы и сказки) .

Ежедневная подкормка птиц во время прогулки в детском саду и дома.

Продолжение работы по теме – чтение художественной литературы,

Благодарность участникам акции.

Итоги :

В ходе совместной работы дети получили навыки практической деятельности по изучению и охране зимующих птиц , более широкие и разнообразные, чем это возможно в рамках обычных предметных занятий. В ходе экологической акции совместно с детьми родители изготовили 20 кормушек из различных материалов, затем развесили их на участке детского сада и во дворах своих домов.

Дети и родители познакомлены с правилами подкормки птиц , необходимостью подкормки птиц в зимнее время .

Наблюдения за прилетающими к кормушкам птицами доставляют детям и взрослым большое удовольствие и радость.

Мы получаем возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах .

Дети приобретают навыки исследовательской работы, осознают неповторимость и своеобразие каждого живого существа. Мы вместе с воспитанниками получили массу новых впечатлений, мы дали детям возможность узнать новые факты из жизни птиц , вызвали интерес к птицам .

Список используемой литературы :

-Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособия для практических работников ДОУ. Авт. – сост. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М., 2003 год.

Приложение к проекту .