На улице лето и вокруг полно насекомых, как весьма безвредных, так и очень опасных. Безусловно, мы — взрослые, способны справиться со страхом перед букашками, но вот маленькому ребенку это не под силу. Сегодня мы поговорим о том, что же делать, если ваш малыш боится насекомых и как справиться с этой фобией.

Осмотрительность по отношению к насекомых была неслучайна, поскольку именно она и помогла нашим предкам продолжить свое существование. Сегодня укусы многих насекомых, а также инфекции, которые они передают при этом, не представляют особой угрозы для человека. Однако всем нам известны случаи, когда укус совсем маленького летающего и ползающего существа мог привести к летальному исходу. Таракан вызывает у нас чувство омерзения, а мух, клопов и блох мы связываем с грязью, различными болезнями и продуктами, у которых закончился срок хранения.

Каковы же причины энтомофобии?

Почему же малыши так боятся насекомых? В чем причина? А может быть в этом виноваты сами родители? Подумайте и постарайтесь вспомнить, не демонстрировали ли вы особой неприязни к насекомых при ребенке. В большинстве случаев карапузы заимствуют свои страхи у взрослых. И если ребенок увидел, как мама громко закричала, увидев небольшую гусеницу, то и он, столкнувшись с этим существом, будет реагировать точно так же. Ведь если мама — такая большая и сильная испытывает страх перед этим странным насекомым, значит есть чего боятся и самому малышу. И не удивляйтесь этому! И чтобы не «заразить» своего малыша такой фобией, необходимо научиться контролировать свои эмоции.

Насекомые-приспособленцы

Общеизвестно, что некоторые насекомые являются приспособленцами, которые живут за счет человека. Бабочка может и сама по себе, а вот тараканы или комары пользуются нами.

«А, таракан, бей его» — вполне естественная реакция любого человека. Безусловно, таракану не рады ни в одном доме. Увидев это «чудовище», хочется взять тапочек или газету и прихлопнуть его. Но при этом не стоит громко кричать. А еще лучше заниматься расправой с этим насекомых без ребенка. Это же ведь убийство живого существа, пусть даже и вредителя. Ребенку не следует это видеть. Сохраняйте спокойствие, не выпускайте наружу свои эмоции и не показывайте свое враждебное отношение малышу.

Как помочь малышу побороть страх перед насекомыми?

1. Разъясните ребенку, что не каждое насекомое опасно. Зачастую малыши до пяти лет с интересом наблюдают за насекомыми и относятся к ним довольно дружелюбно. Он просто изучает их, таким образом пытаясь познать окружающий его мир. Фобия возникает ближе к пятилетнему возрасту и сопровождается другими, схожими с ней страхами. В действительности энтомофобия совсем и не глупый страх. Ведь многие насекомые могут и укусить. В итоге место укуса может чесаться, набухать, краснеть — это в лучшем случае. Все это доставляет дискомфорт ребенку. А некоторые представители фауны могут быть очень опасны. Поэтому не стоит восторгаться тем, что ребенок берет в руки все, что жужжит, ползает или летает. Лучше покажите ребенку, какие насекомых безвредны, а каких необходимо обходить стороной. Приобретите яркую энциклопедию с картинками и расскажите карапузу о каждом насекомом.

2. Сказочные букашки. Дети очень любят сказки, они могут все вечера напролет слушать о путешествиях забавных героев. Чтобы избавить ребенка от страха перед насекомыми, поищите сказки, стишки и мультики о веселых и добрых комариках, бабочках и червячках. Вот увидите, ребенку очень понравится и

скором времени он не будет шарахаться от пролетающей мухи или мотылька.

3. Материализуем фобию. Психологи утверждают, что страх можно победить, материализовав его. Детки, которые боятся монстров, появляющихся у них во сне, специалисты предлагают нарисовать их. На рисунке он получается не такой уж и страшный и фобия исчезает сама собой. Попросите ребенка нарисовать насекомых, при виде которых он испытывает страх. Также можно вылепить их из пластилина. Рисунки и фигурки получатся забавными, особенно если у них будут добрые глаза и большие улыбки. Используйте для этого разноцветные карандаши и пластилин, и творчество превратит ужасных насекомых в милых и безобидных букашек и паучков. Предложите ребенку придумать им имена и веселые истории. А фигурками можно даже поиграть, сделав для них настоящий домик. Поверьте, эти способы позволят вашему ребенка забыть об ужасе, который вселяли в него эти безобидные существа. Желаем вам успехов в борьбе с энтомофобией!

Прежде всего, давайте определимся, что для вас значит «преодолеть страх насекомых»? Как вы узнаете, что нужный эффект достигнут? Для кого-то «не бояться насекомых» означает более или менее спокойно выносить соприсутствие с ними, не впадая в состояние паники и истерики, хотя и не испытывая в их адрес особо нежных чувств. Для других это значит смело брать в руки пауков и тараканов, играть с червяками и разводить жуков в трехлитровой банке. Что выражение «не бояться насекомых» значит для вас?

Ответить для себя на этот вопрос очень важно для того, чтобы понять собственные границы в помощи и поддержке, оказываемых ребенку. Например, задумайтесь: хочется ли вам, чтобы ваше чадо, избавившись от всех своих тревог, с радостными криками сажало вам на ладошку здоровенного паука или раскладывало на обеденном столе зеленых мохнатых гусениц, как это делали в детстве вы сами? Или вполне достаточно того, чтобы ребенок, так же как и вы, просто мог не реагировать слишком уже эмоционально на появление того или иного насекомого? Определившись с ответами на эти вопросы, можно смело приступать к активным действиям.

В работе со страхом насекомых есть несколько крайне нежелательных приемов. Первый из них связан с попыткой силового преодоления страха. В этом случае родители из самых добрых побуждений пытаются посадить на стол перед ребенком (а иногда и просто на руку) паука или муравья, с тем чтобы показать, что они совсем не страшные. К сожалению, в большинстве случаев эффект бывает обратным, и, вместо того чтобы исчезнуть, страх перед насекомыми только усиливается.

Иногда взрослые показывают ребенку, как легко раздавить пугающее его насекомое, и предлагают ему попробовать это сделать самому: раздавить ногой таракана или прихлопнуть газетой муху. Но проявление агрессии в адрес того, кто вызывает страх, еще не означает избавление от страха. Если вдуматься, таким образом родители предлагают ребенку совершить пусть маленькое, но убийство. Вряд ли это будет для ребенка позитивным воспитательным уроком! Ведь недаром еще в пятом веке до нашей эры древнегреческий мудрец Пифагор говорил: «Строго накажи свое дитя, виновное в убийстве насекомого: с этого начинается человекоубийство».

Так же как и при работе со страхом воды, работа со страхом насекомых строится «от простого к сложному». Приемы, которые помогут вашему ребенку избавиться от своих опасений, весьма разнообразны и допускают всевозможные модификации в соответствии с интересами и склонностями вашего малыша.

Самым распространенным в психологии методом борьбы со страхами является рисование. Нарисуйте вместе с ребенком огромного паука, бабочку или комара - того, кого он боится. Затем возьмите другой лист бумаги и нарисуйте то же самое насекомое поменьше. Затем рисуйте его еще несколько раз, пока оно не превратится в точку. После этого все рисунки можно разорвать в клочки или даже сжечь. Таким способом, рисуя, ребенок влияет на собственное подсознание и помогает ему уничтожить страх.

Возможно, уже после двух-трех подобных сеансов рисования опасения вашего ребенка отступят. Если же этого не произошло, запасемся терпением и будем справляться со страхом перед насекомыми поэтапно.

Для начала создадим благоприятный фон разговоров о насекомых. Близким ребенку людям необходимо всем своим видом демонстрировать ему, что они не испытывают тревог и страхов по поводу насекомых, даже если для этого придется собрать в кулак всю свою волю. Вполне возможно, что перед тем, как помочь ребенку, вам придется помочь себе, выбрав те или иные способы из описанных ниже. Иначе очень трудно будет сохранить благожелательность высказываний в адрес насекомых и удержаться от попыток предостеречь ребенка от контактов с ними.

Нужно в корне пересмотреть список примет, которые мы знаем в связи с насекомыми. Вот несколько примеров «позитивных» примет, которые вполне могут составить конкуренцию перечисленным выше приметам-страшилкам:

  • Муха попала в еду или питье - к подарку.
  • Если на твое лицо с потолка упадет паук - это добрая примета.
  • Найти паука на платье - к прибыли.
  • Муравьи в доме - к счастью.
  • Тараканы в доме - к богатству.
  • Когда нет комаров - не будет и урожая.
  • Бабочка, севшая на голову, - к интересной поездке.
  • Большая красивая бабочка, кружащаяся над головой, - к деньгам.

В ситуациях столкновения с насекомыми рассказывайте ребенку об этих приметах, сочиняйте истории, обыгрывающие их. Пусть они будут не совсем правдивыми, главное - помочь малышу понять отвлеченный смысл приметы на конкретных жизненных примерах.
Подберите мультики, в которых пугающие ребенка насекомые выглядят добрыми, смешными или трогательными. Это могут быть известные «Муха-Цокотуха», «Стрекоза и Муравей», «Бабочка и тигр», «Паучок Ананси», «Муравьишка-хвастунишка», «Путешествие муравья» и т. д. Очень важно просмотреть эти мультики самим, перед тем как показывать их ребенку. Этим вы убьете сразу двух зайцев: и убедитесь в том, что в графике мультика нет ничего такого, что может усугубить страх, и продумаете, каким образом можно комментировать их, чтобы добиться максимально позитивного впечатления у ребенка.

Если ваш ребенок увлекается раскрасками или пазлами, можно распечатать картинку с кадром из уже примелькавшегося ребенку мультика с пугающим его насекомым и использовать ее как контур для будущего рисунка или, разрезав на фрагменты, как мозаику. Таким способом ребенок получит опыт прикосновения к пугающему его насекомому.

Когда ребенок освоится с разговорами о насекомых, можно перейти к следующему, довольно трудному на первых порах этапу. Заведите игрушечного паучка, тараканчика или бабочку (в зависимости от того, кого боится ваш ребенок). Важно уделить выбору этой игрушки большое внимание, чтобы она была симпатичная и совсем не страшная. Если такую игрушку будет трудно найти в продаже, то, вполне возможно, вам по силам будет сшить ее самостоятельно. Кстати, давно замечено, что игрушки, сделанные руками родителей, в которые вложена частичка их души, вызывают у детей гораздо большую симпатию, чем покупные.

Вместе с малышом придумайте забавную историю о том, как это существо оказалось в вашем доме, таким образом, чтобы ребенку стало очевидно: оно нуждается в уходе и внимании. Теперь вы можете вместе с ребенком проявлять всевозможную заботу об этой игрушке - кормить, укладывать спать, лечить.

Подберите сказки, стихотворения и потешки, посвященные пугающему ребенка насекомому, рассказывайте и обсуждайте их. Организовывайте контакт ребенка с нестрашными для него насекомыми. Ваш идеальный союзник - это божья коровка: ее практически никто не боится, ведь всем известно, что она приносит счастье. Возьмите ее в руки, посадите на ладошку ребенку (если он, конечно, не против). Вместе внимательно рассмотрите ее, подчеркивая ее сходства с другими насекомыми. И наконец, отпустите ее вместе с присказкой:

Божья коровка,
Полети на небо,
Принеси нам хлеба!
Чёрного и белого,
Только не горелого!

Божья коровка,
Полети на небо,
Там твои детки
Кушают конфетки,
Всем ребятам раздают,
А Ванюшке не дают

Рассматривайте иллюстрации в «Энциклопедии насекомых», читайте разные интересные факты из их жизни, акцентируя внимание ребенка на том, какую пользу они могут приносить.

Когда ребенок будет согласен, покажите ему объект его страха «вживую», посадив паука или бабочку в стеклянный стакан и плотно закрыв его крышкой. Перед тем как приниматься за такое рискованное мероприятие, позвольте малышу убедиться в том, что стакан закрывается очень плотно и насекомое не имеет никакой возможности выбраться оттуда. Поначалу, может быть, ребенку будет комфортно только в том случае, когда он находится на большом расстоянии от стакана. Но через какое-то время, услышав ваши удивленные восклицания типа «Смотри, он чешет лапкой себе голову» или «По-моему, он улыбается», ребенок, движимый любопытством, обязательно подойдет поближе. Некоторые дети даже согласятся «потрогать» паучка или жучка через стекло.

По тому, как ребенок относится к насекомому в стакане, будет понятно, насколько сильным остается его страх. Если он готов рассматривать его вблизи или тем более прикасаться к стакану - значит, вы достигли своей цели
и страх отступил. Нет никаких сомнений в том, что через
некоторое время у вас обязательно получится помочь малышу справиться с подобными опасениями!

Итак, желая избавить ребенка от страха перед насекомыми, не стоит:

  • насильно заставлять ребенка брать насекомое в руки, сажать его на малыша;
  • предлагать малышу убить насекомое или делать это самостоятельно на его глазах.

Помочь ребенку справиться со страхом перед насекомыми можно следующими способами:

  • рисованием пугающего насекомого с постоянным уменьшением его в размерах;
  • организацией «нестрашных» контактов с этим насекомым (в мультиках, книжках, картинках для раскрашивания, игрушках);
  • изучением особенностей и образа жизни насекомых с помощью книг или документальных видеофрагментов;
  • общением с нестрашными для малыша насекомыми (например, божьими коровками) и со «страшными» насекомыми в безопасной ситуации (когда насекомое надежно закрыто в прозрачной емкости).

Инсектофобия – так называется страх насекомых. Данное название – это целая категория тревожно-фобических расстройств, объектами которых являются различные насекомые. Она включает в себя такие фобии, как:

  • книдофобия – страх перед жалящими насекомыми;
  • мирмекофобия – отвращение к муравьям, термитам;
  • апифобия – боязнь пчел, ос, шмелей и проч.;
  • арахнофобию – страх паукообразных,

и многие другие подвиды.

Инсектофобию многие люди не считают болезнью: боязнь насекомых в обществе является условной нормой, не вызывает порицаний. Мало того, всем людям в той или иной степени насекомые неприятны. Инсектофоб склонен считать, что достаточно избегать столкновения с насекомыми – и фобия не будет его беспокоить. Но даже живя в крупных, современных мегаполисах, невозможно полностью исключить соприкосновение с миром живой природы. Так, случайно залетевший в помещение комар может спровоцировать приступ паники. Вот почему так важно вовремя выявить наличие такой болезни, как боязнь насекомых, и вовремя начать ее лечение.

Причины инсектофобии

Развивается инсектофобия у людей различных возрастов, полов, социальных категорий. Но наиболее часто встречается у детей, женщин. Психологи всего мира выдвигают различные предположения касательно причин развития данного заболевания. На сегодняшний день наиболее популярны две версии происхождения такой фобии, как боязнь насекомых:

  1. Психодинамическая версия по Фрейду.
  2. Поведенческая теория.

На сегодняшний день поведенческая теория обретает все большее число приверженцев. Однако, еще недавно психодинамика Фрейда была не менее популярна среди специалистов всего мира.

Итак, согласно психодинамической теории Фрейда, тревожно-фобическое расстройство – это искаженный, патологический защитный механизм психики, основанный на вытеснении в подсознательное и проекции, призванный защитить человека от воздействия стрессоров. Иными словами, наш мозг вытесняет раздражитель или стрессовый фактор, вызывающий фобию, в подсознание. Когда такой фактор вытеснен, человек не может увидеть объективную причину своих страхов. Его тревожность переносится на схожие предметы или факторы, которые, в отличии от объекта своей фобии, человек в состоянии контролировать или хотя бы избегать. В результате человек получает неконтролируемое чувство страха, не может самостоятельно выявить его причины, не знает, как избавиться от тревожности.

Пример:

Фрейд в качестве примера описывает случай с подростком. Мать отчитала его за неприличное сексуальное поведение (мастурбацию). Мальчик же стал бояться, что мать расскажет об этом инциденте отцу. А наказание отца будет суровым. Но страх был настолько сильным, что сознание вытеснило его в подсознательное (подсознание – как буфер для защиты от агрессивных факторов). При этом, страх никуда не делся и вследствие ассоциативного ряда произошел перенос на лошадей. Вот так причина, которая, казалось бы, никак к лошадям не относится, привела к гиппофобии.

Из-за сложного и многоуровневого ассоциативного мышления человека находить такие связки между образами удается не всегда: это достаточно проблематично. Поэтому в современном мире психологии специалисты предпочитают использовать поведенческую теорию. Основной ее принцип заключается в следующем: у человека развивается тревожно-фобическое расстройство в следствие испытанного перед стрессовым фактором неконтролируемого, патологического страха.

Поклонники поведенческой теории считают, что есть два пути возникновения тревожности:

  1. Обусловленный
  2. Смоделированный.

Боязнь насекомых может развиться в следующих случаях:

  1. Ребенок испытывает дискомфорт, страх в ситуации, не связанной с насекомыми. Затем перед ним неожиданно появляется объект – пчела, жук, муха или любое другое насекомое. Своим полетом, издаваемыми характерными звуками, неприятным ребенку внешним видом он переключает его внимание с негативной ситуации на себя. Еще неспособный к полноценному критическому анализу, малыш связывает свои негативные ощущения с появившимся объектом. Механизм четко фиксируется в подсознании: насекомое= боль (страх, дискомфорт и т.д.). Этот путь развития страха и называется обусловленным: событие провоцирует тревожность перед объектом, не связанным с этим событием.
  2. Значительное влияние оказывает на индивида поведение родителей, близких и авторитетных людей. Так, если мать или отец испытывают паническую боязнь перед пауками, дети также легко перенимают эти страхи. Этот путь развития тревожности и является моделированием. Необязательно родительский авторитет может послужить причиной формирования фобии. Иногда ей становится просмотр телепередач, фильмов, чтение литературы, сообщений СМИ, в которых освещаются впечатляющие, дикие случаи нападения насекомых на людей.

Совет: Выбирая киноленты, мультфильмы для детского просмотра, обращайте внимание на содержание и возрастные ограничения. Детская психика очень уязвима, ребенок не всегда способен сознательно разделять реальность и выдумку. Недопустимы к просмотру фильмы ужасов с участием насекомых, зомби, монстров и других персонажей, способных вызвать страх и панику. Это чревато развитием фобий в раннем возрасте.

Если вы обратили внимание, что ваше чадо чего-то боится, лучше всего попытаться откровенно поговорить с ним, а затем сводить к детскому психологу. Своевременное обращение к врачу исключает развитие множества психологических патологий в раннем возрасте.

Симптомы инсектофобии

Чтобы распознать, является ли ваш страх перед насекомыми нормальным, или имеет патологический характер, следует обратить внимание на следующие симптомы:

  1. При столкновении с насекомым индивид начинает испытывать неконтролируемый, панический страх. Пытается спастись бегством или найти убежище, где он окажется недоступным для пугающего его объекта. Испытывая интенсивную тревожность, он начинает бледнеть или краснеть, расширяются зрачки, психомоторика находится в состоянии крайнего возбуждения.
  2. В страхе столкнуться с насекомыми индивид использует инсектициды и другую защитную бытовую химию без объективной надобности, постоянно носит защитные костюмы, маски, старается не выезжать на природу или вообще не выходит из дома в страхе столкнуться с насекомым.
  3. Человек перманентно находится в состоянии ожидания опасности: прислушивается, вглядывается в окружающее пространство, беспокоясь о том, что поблизости может находиться насекомое.

Лечение инсектофобии

Боязнь насекомых поддается успешному лечению при правильном медицинском подходе. Главное – своевременно обратиться к специалисту, исключить самолечение. Основным способом лечения заболевания является психотерапевтический метод Воздействия. Он базируется на непосредственном столкновении индивида с объектом своего страха и выработке у него способности контролировать свою реакцию.

Терапию Воздействия разделяют на:

  • метод систематической десентизации;
  • метод «заполнения»;
  • метод моделирования.

Систематическая десентизация основана на использовании релакс-терапии. Пациента обучают техникам, позволяющим намеренно достичь максимального расслабления и спокойствия. Затем вместе с врачом составляется иерархический список страхов. Начиная с нижней ступени, психотерапевт и пациент начинают прорабатывать эти страхи. Пациент намеренно сталкивается с объектами своих фобий, прорабатывая ситуацию, тренируя самообладание. Так, проходя ступень за ступенью, он достигает вершины своего списка. После этого тревожно-фобическое расстройство считается побежденным. Последующая работа направлена на закрепление навыков.

Метод заполнения предполагает более кардинальные, резкие изменения, и схож в некотором смысле с методом шоковой терапии. Пациент несколько раз намеренно взаимодействует с пугающим его объектом. Он испытывает интенсивный страх и множество других негативных эмоций. После чего врач посредством логических доводов объясняет пациенту беспричинность его реакции, доказывает, почему он не должен испытывать тревожность перед объектом своей фобии.

Метод моделирования основан на наблюдении за другим человеком, взаимодействующим с насекомым. Чаще всего им является сам психотерапевт. Больной, наблюдая за тем, как врач (авторитетная для него на данный момент личность) бесстрашно или даже с удовольствием держит в руках пугающее пациента насекомое, постепенно осознает его безопасность. Затем врач приглашает его присоединиться к взаимодействию с насекомым. Несколько сеансов такого «общения» позволяют полностью нивелировать фобию.

В качестве вспомогательной меры врач также может назначить курс антидепрессантов, седативных средств или нейролептиков. Они помогут экстренно снять соматические симптомы, устранить последствия панических атак , снять депрессию.

В некоторых случаях успешно применяется в борьбе с инсектофобией гипнотерапия и ряд других психотерапевтических методов.

Какие еще зоофобии бывают:

  • Кинофобия – страх перед собаками;
  • Герпетофобия – страх рептилий, пресмыкающихся;
  • – страх змей;
  • – страх перед кошками.

Боязнь различных насекомых – энтомофобия – это несвойственное детям явление. Чаще всего они, наоборот, с интересом относятся к живым существам, не испытывают к ним страха или брезгливости. Поэтому, если ребенок боится насекомых, речь идет о фобии, спровоцированной какой-то причиной.

Почему возникает энтомофобия?

Естественной реакцией любого человека на появление жука или таракана является крик: «Убей его!». Увидев этих «чудовищ», хочется сразу схватить тапочек и раздавить их. Проявление подобной агрессии или страха со стороны взрослых становится причиной того, почему ребенок боится насекомых. Нередко и сами мамы навязывают малышам этот страх, вздрагивая при виде каждого паучка. К сожалению, довольно часто приходится наблюдать, как взрослые учат своих детей давить жуков, уничтожать муравейник и т.п. Нередко - ради развлечения. Если вам приходится бороться с нежелательными соседями, то делать это нужно не при ребенке. Не учите детей насилию. Родители могут пошутить и сказать, что безобидные внешне мелкие беспозвоночные больно кусаются. У малыша в подсознании это отложится, как предупреждение об опасности, он постарается избегать встреч с летающими мошками и ползающими жуками. Для крохи не будет иметь значения, кто перед ним – паук или бабочка.

Причиной возникновения данной фобии может стать запугивание: к примеру, что непослушных маленьких деток забирает к себе злая гусеница. Несколько подобных фраз приводят к тому, что ребенок панически боится насекомых. Побороть этот страх – становится основной задачей многих родителей.

Если у сына или дочери появилась энтомофобия, постарайтесь убедить их, что нет причин для страха перед беспозвоночными. Не нужно малыша и убеждать, что поблизости нет мелких животных. Букашка, появившаяся в поле зрения карапуза, приведет к истерике и слезам, а его доверие к родителям уменьшится. Лучше привлекать внимание к тому, что малыш находится под защитой любимых людей, которые позаботятся о нем и спасут от опасных беспозвоночных.

В попытках избавить малыша от энтомофобии не стоит вдаваться в крайности . Нельзя сажать возле него паука или муравья, ожидая спокойной реакции. Не рекомендуется также давить жуков и пчел при детях: так вы научите их жестокости. Постарайтесь найти творческий и приятный подход к лечению подобного страха .

Если ребенок боится насекомых до истерики, помогут следующие рекомендации:

  • Объясните ребенку , что не каждая букашка опасна. В природе есть множество прекрасных маленьких животных, которые не причиняют вреда людям – божьи коровки, бабочки, стрекозы. И даже если ребенка укусил комар или ужалила пчела, успокойте его и убедите, что в этом нет ничего страшного.
  • Покажите ребенку, какие букашки безвредные, а с какими следует избегать встречи. С этой целью можно приобрести красочную энциклопедию .
  • Если ребенок панически боится насекомых, купите ему игрушку в виде мухи или жучка.
  • Прочитайте малышу историю , стих или сказку о добрых букашках. Включите забавный мультик о путешествиях веселых червячков, муравьев или комаров.
  • Материализуйте фобию . Победить подобный страх можно при помощи рисунка. Предложите карапузу нарисовать или вылепить из пластилина насекомых, вызывающих у него страх. Этот прием позволит вам превратить в глазах сына или дочери ужасных пауков в милых букашек.

Детские страхи – это та тема, которая очень сильно волнует родителей. Мы не понимаем, почему малыш боится, казалось бы, привычных вещей, но очень хотим ему помочь. Ваше 2-3-х летнее чадо стало панически бояться мух? Если для нас, взрослых, страх перед насекомыми кажется чем-то странным, то среди детишек он встречается часто. Ниже мы расскажем, почему это происходит, и дадим советы, что делать.

  • Совет первый: понять причины и набраться терпения

Каждый родитель должен понимать, что ребенок, который заставляет его закрыть окна в квартире, чтобы ни одно насекомое не залетело в комнату, или устраивает феерические истерики на улице, как только увидит муху, не хочет вам потрепать нервы – он просто боится. Для нас, взрослых, многие явления являются незначительными – мухи, громкие звуки, крики, тени, пыль и так далее, но малыш в 2-3 года только познает мир, и это все может его пугать. Запаситесь терпением, не высмеивайте фобии сына или дочки, показывайте понимание проблемы, демонстрируйте безопасность того или иного явления – и со временем все пройдет.

  • Совет второй: учитывайте особенности характера ребенка

Есть дети решительные и не очень, активные и пассивные – понятное дело, что малыш, который ко всему относится с опаской (к слову, часто на примере родителей) совершенно иначе реагирует на новое, чем активный ребятенок, которому если что-то и страшно, то обычно недолго. В первом случае вам потребуется больше терпения и чувства такта, но со временем гора упадет, ведь мухи и правда не страшные. Можно придумать сказу о доброй мушке, и ребенок поймет, что насекомого не нужно боятся.

  • Совет третий: следите за поступающей информацией

Малыш увидел по телевизору отрывок из ужастика, где огромная муха-мутант уничтожила планету Земля – как тут не бояться? Или бабушка пугает ребенка мухами, а вы и не заметили, как сами попросили ребенка уйти с травы, поскольку там мухи и муравьи, которые могут больно укусить… Следите за поступающей ребенку информацией – и в будущем лишние страхи просто не будут возникать.

  • Совет четвертый: читайте книги

В продаже есть специальные детские книжки о страхе, в которых главный герой сначала чего-то боится, но мама-папа объясняют ему, что явление совершенно безопасно, или он убеждается в этом на собственном опыте – и все, проблемы больше нет. Моментального эффекта ждать не стоит, но чужие примеры со схожими проблемами оказывают положительное воздействие на проблему ребенка.

  • Совет пятый: играйте

Вы можете играть в добрую муху, показывать малышу картинки в энциклопедии, мультфильмы, где муха играет роль положительного персонажа (например, муху-цокотуха, пчелка Майя (хоть это и не муха, но аналогию провести можно)), сходить в зоопарк – в общем, сделать все возможное, чтобы показать, что то явление, которое пугает сына или дочь сегодня, на самом деле безопасны. Мухи просто живут и просто летают, как люди – играют или ходят.

  • Совет шестой: не обманывайте и защищайте

Не стоит говорить малышу, что мух рядом нет, и опасаться нечего – рано или поздно жужжащее насекомое попадется к нему на глаза, и вы просто подорвете доверие ребенка к себе. Лучше скажите, что защитите его, и, когда вы рядом, бояться совершенно нечего. Малыш продолжает тревожиться, отказывается заходить в детскую, потому что там мухи? Возьмите его за ручку и пойдите посмотрите, действительно ли есть опасность или бояться нечего.

  • Совет седьмой: говорите о любви

Каждый раз, когда ваш ребенок устраивает истерику или просто сжимается в комок, потому что ему «угрожают» насекомые, обнимайте его, берите на руки, говорите, что любите и защитите ото всех. Подумайте сами – страх маленького человечка огромный, а сам человечек, по сути, такой крошечный.

  • Совет восьмой: не давите

Ни в коем случае нельзя давить ребенка – если он боится мух и поэтому не хочет идти в комнату, не стоит его туда затаскивать силой, потому что он «сама себе придумал глупости». Уважайте чувства сына или дочки, рано или поздно это поможет.

  • Совет девятый: мухи – они не страшные

Покупайте игрушки в виде насекомых, играйте с ними в добрые игры, приучайте малыша не бояться насекомых постепенно и на положительных примерах.

Купите ребенку книжку с яркими картинками

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Вполне естественно, что для вас страх перед мухами – это что-то глупое, но ведь вам не 2-3 года. Не оставляйте чадо наедине с его фобиями, тем более, не высмеивайте его и не навешивайте ярлыки вроде «трусишки» — впереди у ребенка целая жизнь, и проживать ее с загнанными глубоко внутрь страхами совершенно ни к чему.

Вот популярные советы на форумах:

сын тоже боялся года в два, сейчас (в три) опасается. что делали:

— Позволяли бояться (иди сюда, спрячу, папа прогонит (убьет) муху
— рассказывали сказочки и стишки про насекомых. смотрели неподробные картинки
— старший у него на глазах играл с мухами-пауками
— учились сравнивать — кто меньше/больше, он или муха, паук
— рассказывали (и рассказываем) про насекомых биологические сведения, адаптированные под ребенка — кто что кушает, кто где живет.

но, имхо, страх перед насекомыми действительно опправдан. важно, чтобы он не мешал жить. а паника — действительно проблема

*****

… рассказывали, что муха сама боится, что она маленькая, летает маму ищет и т.д…
…прогоняли муху…

…рассказываем, что муха маленькая. Рассказываю, что муха ест, где спит, как живет вообще…

Взять какого-нибудь некусающегося жука, например, в руки и показать доче, объяснить, что это не страшно, при этом улыбаться и т. д. Если моя чего-то боится, я делаю именно так и после таких знакомств доча этого уже не боится.

…Включали мультик «Пчелка Майя»…

…ооо еще сказку про муху цокотуху можно попробовать) спасибо за идеи!)…

Читаем также: |

Детские страхи. Как научить детей справляться со страхами?

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!