ГУ «Заречная средняя школа» отдела образования акимата Костанайского района

Открытое занятие

По развитию речи

На тему «Насекомые»

Воспитатель КПП «В» Ташетова Ж.К.

Заречная средняя школа

2013 г.

Занятие по развитию речи

«Насекомые»

Цели: Закрепить знания детей о внешних признаках насекомых, об их строении; Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; Учить подбирать признаки к предметам; Активизировать словарь по теме «Насекомые»; Развивать память, внимание, мышление; Воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых; Воспитывать любовь к природе и ее обитателям. Оборудование : предметные картинки с изображением насекомых, разрезные картинки, конверт с письмом. Ход занятия:
    Оргмомент
    давайте отправимся в путешествие в весенний лес и послушаем звуки лесных обитателей (звуки насекомых) вы узнали, кто издает эти звуки? (муха, пчела, сверчок…) правильно.
Сегодня от них пришел посыльный и принес письмо. Ему удалось выбраться из леса «Дорогие ребята, случилось несчастье. Зима не хочет выпускать насекомых на волю. Мы просим вашей помощи: для этого нужно рассказать зиме про насекомых, ведь она никогда их не видела. Если зиме понравится, как вы работаете, то она обязательно отпустит насекомых. Поэтому нужно постараться и все рассказать о насекомых зиме»
    а как вы думаете, ребята, почему зима про них ничего не знает?
    Стихотворение:
Злые ветры налетают, И метели заметают, И трескучий мороз Заморозил нас до слез. Мы по лету заскучали, На полянку мы позвали Наших летних всех знакомых Самых разных… (насекомых) Фея к нам пришла лесная, Чтоб проверить, как мы знаем Внешний вид их и повадки Загадает нам загадки.
    Приход лесной феи
Дети, кто меня не знает, Фея я зовусь лесная. Насекомых знаю я, Все они мои друзья.

Отгадайте мои загадки и расскажите, что вы знаете о них.

    Загадки: (показ картинок)
1)На ромашку у ворот Приземлился вертолет. Серебристые глаза Кто же это?.... (стрекоза)

2) Всех жучков она милей, Спинка алая на ней А на ней кружочки, Черненькие точки….(божья коровка)

3) Не зверь, не птица, Нос как спица Летит-кричит, Сядет - молчит. Кто ее убьет, Тот кровь прольет…(комар)

4) Черен, да не бык, Шесть ног без копыт Летит-воет, Сядет - землю роет…(жук) 5) С ветки - на тропинку, С травки - на былинку, Прыгает пружинка, Зеленая спинка…(кузнечик)

6) Домовитая хозяйка Пролетает над лужайкой Похлопочет над цветком- Он поделится медком…(пчела)

7) Кто они? Откуда? Чьи? Льются черные ручьи Дружно маленькие точки Строят дом себе на кочке…(муравьи)

8) Кто над нами Вверх ногами Ходит не страшится, Упасть не боится? ... (муха)

9) Разбойник садовый Поясок медовый…(шмель)

Как назвать, одним словом этих животных? - каких еще знаете насекомых?

    Беседа о насекомых.

На земле великое множество насекомых (1 млн.500 тыс. видов). На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот отсюда название от слова «насекать» - насекомые. У насекомых 3 части тела, 6 ног. Это - обжоры, которые едят все: зелень, мелких насекомых. Они бывают большие, бывают маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие один день. - Сегодня мы научимся узнавать, какое животное - насекомое, их повадки, среду обитания.

    Рассматривание насекомых

Рассмотрим бабочку. У нее есть голова, грудь, брюшко, глаза, хоботок, с помощью которого бабочка пьет цветочный нектар. На груди у бабочки крылья и ноги. - сколько крыльев у бабочки? (4) - сколько ног? (6)

Рассмотрим так же стрекозу, божью коровку.

У них те же части тела, только у них нет хоботка. Вместо него – челюсти, потому что эти животные питаются другой пищей. -сосчитайте сколько ног у них. (6) - так как же узнать, какое животное – насекомое, а какое – нет. (Нужно сосчитать его ножки) - молодцы, вы очень внимательны. Посмотрите теперь на доску и назовите животное, которое не является насекомым. - почему вы считаете, что паук не насекомое? (у паука 8 ног) - да, это не насекомое, а другой вид – паукообразные.

    Игра «Узнай насекомое»

Давайте сейчас поиграем в игру, в которой нужно узнать насекомых по описанию.

    Она сластена, любит полакомиться нектаром цветов, сладким соком или сиропом.

(Оса, она любит сладкое)

    Она очень яркая, ее хорошо видно на зеленом листе. У нее темные точки на спинке, но эта малышка умеет хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которое плохо пахнет и этим отпугивает врагов.

(божья коровка)

    Это насекомое пьет кровь у животных и людей, переварят ее и летят поближе к воде и сырой земле откладывать личинки.

(комар)

    Эти насекомые появляются ранней весной. Они вылезают погреться на солнышке, потому что после зимы они слабые. Но через несколько дней они окрепнут, и будут трудиться все лето. Живут дружно все вместе и строят свой домик, похожий на горку.

(муравьи)

    Игра «Кто, где живет»

Вы узнали много нового и интересного про насекомых, и теперь Зима хочет узнать какие вы внимательные, и сможете ли вы угадать кто, где живет. - Переставьте картинку соответственно их домикам. (пчела - ульи, бабочка-цветок,комар-водоем, муравей-муравейник, саранча-поле)

    Физминутка

Весной бабочка проснулась Улыбнулась, потянулась Раз – росой она умылась, Два - изящно покружилась Три – качнулась и присела На четыре – полетела. Пять – за парту тихо села.

    Артикуляционная гимнастика

Посмотрите, ребята, сколько у нас уже появилось насекомых, и они не исчезают, наверное, их освободила Зима. От радости они издают столько звуков. - давайте узнаем кто какие голоса подает: Жа-жа-жа – зажужжала муха. Са-са-са – прилетела оса Зу-зу-зу - мы поймали стрекозу Ча-ча-ча - прискакала саранча.

    Игра «Большой - маленький»

Хотя насекомые маленькие, они представляют себе, что они сильные, большие, ловкие. - давайте образуем при помощи суффикса – ище- новые слова. Комар- комарище, Жук – жучище, Оса – осище, Стрекоза – стрекозище Шмель – шмелище Муравей – муравьище

    Игра «Четвертый лишний»

Пока мы играли, среди насекомых появились другие животные. Надо срочно найти, кто не является насекомым. -Галка, овод, саранча, бабочка -божья коровка, мотылек, белка, оса - гусеница, жук, стрекоза, медведь - клоп, грач, пчела, муха.

    Игра «Собери картинку»

Много говорили о насекомых, а теперь попробуем помочь некоторым из них. Соберите картинки, и назовите что это за насекомое.

    Сценка «Стрекоза и муравей»

Многие насекомые приносят пользу, есть трудолюбивые насекомые, есть беспечные, про них написано много сказок, стихов. Например «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Стрекоза и муравей» Сейчас мы посмотрим с вами сценку по басне И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» …. - почему стрекозе негде было жить? - почему муравей не помог ей?

    Стихи о насекомых.

Чтобы не обидеть и других насекомых, послушайте про них.

О многих шестиногих, Прекрасных и убогих, Мы каждому из вас, Расскажем без прикрас.

Днем – обычный червячок, Ночью – в новой роли, Ваша светлость светлячок, Вы Волшебник что ли?

Шел я по лесу босой, И укушен был осой, У осы нет жалости, Даже малой малости.

Эта божья коровка, Очень хитрая плутовка: - я пятнистая букашка, По оранжевой спине, У меня одни кругляшки Нарисованы везде. Если в руки попаду, Извините, обману Сразу вроде без сознанья, Я на спинку упаду.

Муравьишка в чаще Дуб тяжелый тащит, Эй, товарищи друзья, Выручайте муравья! Коли нет ему подмоги, Муравей протянет ноги.

Очень он трудолюбивый Без работы не сидит Землю всю послушным телом Он без устали рыхлит - Это нужно нам самим, Эту землю мы едим – Оторвавшись от работы, Дождевой сказал червяк: - я земле родной не враг.

    Итог.

Ну что, понравилось вам в весеннем лесу? - всех насекомых теперь узнаете летом? - будете бережно к ним относиться?

Природа – наше богатство. Мы должны беречь и охранять всех ее обитателей.

Ты, дружок, смотри не подкачай! Правдивым быть и добрым обещай! Не обижай ни птахи, ни сверчка, Не покупай для бабочки сачка, Люби цветы, леса, простор полей – Все, что зовется родиной твоей.

Мы играли, про насекомых все узнали. Всех этим увлекли, И цветочки расцвели! Вам они подарят, детки, Очень вкусные конфетки. (на цветах «тычинки» из чупа-чупсов)

Конспект занятия по теме: «Насекомые» (старшая группа)

Цели:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому - что. Продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии картин.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • Развивать зрительную и слуховую память.
  • Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
  • Развивать связную речь.
  • Развивать образность речи.
  • Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
  • Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
  • Развивать общую моторику, координацию.
  • Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.

Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, дидактическая игра «Разложи по группам», дидактическая игра «Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку). Мягкая игрушка – гусеница, стол, покрытый зеленой тканью на котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха.

Ход занятия:

1.Кинесиологическое упражнение « Перекрестные шаги»

Воспитатель:

Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:

«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки, через ветви пенечки.

Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»

2.Организационный момент.

Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором одни цветы и письмо. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит письмо, из которого дети узнают, что злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполним все задания паука.

Воспитатель:

Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? Читает письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!»

3.Введение в тему.

Воспитатель:

Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы помочь? Воспитатель читает текст:

Однажды над насекомыми

Пронёсся злой паук

На полянке разноцветной

Он всех заколдовал.

Чтоб бабочки порхали,

Трудился муравей.
И осы чтоб жужжали,

Ты помоги скорей.

Возьми с собой ты знанья,

И доброту возьми,

И этим шестиногим

Малышкам помоги!

Воспитатель:

А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми:

Закройте все глаза и повторяйте за мной:

Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! Вот мы с вами превратились в насекомых и полетим мы с вами на лесную полянку. Проходите насекомые, садитесь. А вот и первое задание от паука: «Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».

4.Загадки. Беседа по теме.

Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на фланелеграф.

  • У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее…(стрекоза).

Воспитатель:

Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?

  • Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила

А зовут ее... (пчела).

Воспитатель:

Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

  • Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (муравей).

Воспитатель:

Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?

  • Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. (бабочка).

Воспитатель:

Какие слова вам подсказали, что это бабочка?

  • Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки. (Божья коровка).

Воспитатель:

А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?

Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)

А паук – это насекомое?

Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)

Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)

Назовите полезных насекомых.(бабочка, пчела, муравей.)

Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)

Назовите вредных насекомых.(Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.)

Молодцы все загадки отгадали, и мы спасли стрекозу и пчелу, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.

5.Физминутка «Сороконожка»

1. Шла сороконожка

(дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

По сухой дорожке.

2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!

(дети останавливаются и приседают.)

Ой, промокнут сорок лап!

3. Насморк мне не нужен

(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),

Обойду я лужи!

4. Грязи в дом не принесу

(дети останавливаются, трясут одной ногой),

Каждой лапкой потрясу!

(трясут другой ногой).

5. И потопаю потом

(дети топают ногами)

Ой, какой от лапок гром!

Воспитатель:

Дети садятся возле фланалеграфа. На фланелеграфе расположены картинки.

6. Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что».

Воспитатель:

Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

  • Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
  • Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
  • Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.
  • Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.

Воспитатель:

Вот мы с вами еще спасли муравья (появляется муравей). Продолжим наше путешествие.

7. Игра « Разложи бабочек на группы» (на ковре).

Воспитатель:

Посмотрите, какие к нам красивые прилетели бабочки. Предлагаю разложить их по группам. Катя, разложи бабочек. Воспитатель:

Катя, по какому признаку ты разложила бабочек? Ребенок объясняет:

Я разложила бабочек по форме. Воспитатель:

А сейчас Диана разложит бабочек на группы, но по – другому. Диана, а ты по какому признаку разложила бабочек? Ребенок:

Я разложила бабочек по цвету. Воспитатель:

А по какому еще признаку можно разложить бабочек? Ответы детей:

По размеру. Воспитатель:

Арина, разложи бабочек по размеру. Воспитатель:

Вот и кузнечика и жука мы с вами освободили. Какие вы молодцы! (Появляются кузнечик и жук). Воспитатель:

Продолжим путешествие. (Дети садятся на стульчики)

8. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна:

Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли. Воспитатель:

Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку. Воспитатель проводит беседу:

Что сначала откладывает бабочка? Ответы детей:

Бабочка откладывает яйца. Воспитатель:

Кто появляется из яйца? Ответы детей:

Из яйца появляется гусеница. Воспитатель:

Что делает гусеница? Ответы детей:

Она питается листьями и растет. Воспитатель:

В кого она превращается? Ответы детей:

Гусеница превращается в куколку. Воспитатель:

Кто выходит из куколки? Ответы детей:

Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать. Воспитатель:

Предлагаю вам рассказать, как гусеница превращается в бабочку сначала в стихотворении с движением, а потом по картинкам.

9.Физкультминутка – координация речи с движением «Гусеница».

Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)

У людей зовётся «кокон».

Свив на ветке этот дом, (вращают руками)

Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)

Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)

Просыпайся, соня – сонюшка! (потягиваются)

Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)

Гусенице не до сна. (грозят пальцем)

Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

10. Рассказы детей по цепочке:

  • Бабочка отложила яички на цветке.
  • Потом появилась гусеница.
  • Гусеница питалась листьями и росла.
  • Потом гусеница превратилась в куколку.
  • Вот из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.

11. Итог занятия.

Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.

(Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле цветов.)

Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова: Закройте глаза и повторяйте за мной:

Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!

Вам понравилось быть насекомыми?

А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?

Какая игра вам больше всего понравилась?

Вы все сегодня были молодцы!

12. Релаксация. «Порхание бабочки»

Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте отдохнем.

Ложитесь на коврик, закройте глаза и вспомните как вы были насекомыми.

Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы - легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие - это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки... (пауза - поглаживание детей). Гладит, нежно прикасается к... (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.


Чаплыгина Е., логопед.

Цели занятия:

Коррекционно-обучающие: Уточнение знаний о насекомых, их характерных признаках; образование относительных прилагательных; согласование числительных с существительными; составление сложных предложений с союзом “потому что”; употребление предлога “под”.

Коррекционно-развивающие: развитие логического мышления и внимания.

Коррекционно- воспитательные: воспитывать внимательное отношение к слову; положительной мотивации к занятию.

Оснащение: поляна; предметные картинки с изображением насекомых; карточки с изображением цифр; сюжетная картина “Чудесная поляна”.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня я предлагаю совершить прогулку на чудесную полянку. Посмотрите, сколько вокруг цветов. Изобразите цветы с помощью своих пальчиков.

(Дети выполняют задание)

Понюхайте их.

(Дети делают глубокий вдох через нос, а выдох через “трубочку”)

А вот мимо полетели бабочки, проползли жучки, червячки.

(Дети выполняют пальчиковую гимнастику)

Насекомые

Дружно пальчики считаем-

Насекомых называем.

(Сжимают и разжимают пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого)

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

(Вращают мизинцем)

Прячьтесь!

(Руки за спину)

2. Сообщение темы занятия

Логопед. Кто у нас такие комар, муха, кузнечик, бабочка.

Дети. Насекомые.

Логопед. А каких насекомых вы еще знаете?

Дети. Стрекоза, муравей, таракан и т.д.

3. Лексико-грамматические игры и упражнения

А) “Подбери слово” подбор глаголов к слову насекомые: летают, кусают, жалят, вредят, вылезают, трудятся, засыпают и т.д.

Б) “Подбери признак”подбор признаков, образование относительных прилагательных. Игра с мячом.

Логопед. Я бросаю вам мяч и задаю вопрос, а вы отвечаете и бросаете мяч обратно мне.

Жук какой?

Ребенок. Большой, рогатый и т.д.

В) “Четвертый лишний” Выставляются картинки.

Муха, муравей, грач, пчела.

Стрекоза, жук, гусеница, собака.

Комар, пчела, бабочка, лев и т.д.

4. Физкультминутка. Упражнение на координацию движений с речью.

Вот какая стрекоза- очень круглые глаза

(Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз)

Вертится как вертолет:

Вправо, влево, взад, вперед

(Руки в стороны, движения вокруг своей оси, затем руки на пояс, наклоны)

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики.

Прыг- скок, прыг- скок

Сели, сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

5. “Сколько насекомых на цветке?” согласование числительных с существительными.

У каждого ребенка картина с изображением насекомого.

Логопед показывает цифру (от 1 до 5). Ребенок должен составить предложение: “ На цветке 3 муравья”

6. Игра “ Куда спрятались насекомые”

На доске помещена картина с изображением поляны.

Логопед. Ожидается сильный ливень. Все насекомые спрятались, попробуйте отыскать их.

Дети. Гусеница под яблоком.

Бабочка укрылась под ромашкой.

Усатый жук заполз под куст. И т.д.

7. Работа в альбомах: штриховка бабочки.

Логопед. Ребята отгадайте загадку.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел.

(Бабочка)

Посмотрите, к вам в альбом прилетела

красивая бабочка. Давайте выполним штриховку бабочки.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему:
«Насекомые».

Платнова Марина Михайловна, воспитатель, ГБОУ г. Москвы « Школа №285 имени В.А. Молодцова» структурное подразделение №14.
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы детского сада. Данная методическая разработка может быть полезной для педагогов дошкольного образования и родителей.
Цель: Расширение и уточнение знаний детей о насекомых.
Задачи: - Уточнить знания детей о насекомых (внешний вид, поведение в природе).
- Развивать диалогическую монологическую речь детей.
- Воспитывать бережное отношение к насекомым.
Материал к занятию: картинки с изображением насекомых.

Ход занятия

Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Угадай».
- Отгадайте загадки. (На доску выставляются картинки-отгадки).
-С ветки на тропинку, с тропинки на травинку.
Прыгает пружинка, зелененькая спинка? (Кузнечик)
-У этого Ивашки красная рубашка.
На спине сорочки- черненькие точки? (Божья коровка)


- Голубой аэропланчик
Сел на желтый одуванчик? (Стрекоза)


-Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. (Бабочка)


- Черен, да не ворон,
рогат, да не бык,
шесть ног, да все без копыт? (Жук)


- Над столом жужжит, летает, очень всем надоедает? (Муха)


- В лесу у пня суетня, беготня, народ рабочий целый день хлопочет? (Муравей)


- Жу- жу-жу! Над цветами я жужжу! Потружусь я над цветком- Вас порадую медком? (Пчела)


Как можно назвать всех одним словом?
Правильно,насекомые.
Насекомые – самый многочисленный и многообразный класс животного мира. На суше они живут на всех материках, за исключением Арктики и Антарктики. Одно из характерных отличий всех насекомых- три пары ног (их еще называют шестиногими), поэтому пауки, например не принадлежат к классу насекомых.
- В какое время года, мы можем их увидеть в природе? (Весной, летом, осенью).
- Зачем нужны насекомые? (Они опыляют растения и являются кормом для птиц, животных)
- Ребята, апокажите части тела насекомых.


(Головка, усики, хоботок, глаза, брюшко, крылышки, лапки)
- Расскажите о том, какую пользу приносят насекомые.
- Людям: пчелы дают мед, воск.
- Лесу: муравьи, божьи коровки уничтожают вредных насекомых.
- Птицам и животным: насекомые служат кормом.
- Расскажите о том, какой вред наносят насекомые.
- Людям: мухи, тараканы, комары больно кусают, разносят опасные болезни.
- Лесу: жуки – короеды повреждают кору деревьев, гусеницы объедают листья растений.
- Животным и птицам: комары, слепни, блохи больно кусают.
- А теперь поиграем в игру «Назови ласково»
Комар- комарик.
Стрекоза-…
Таракан-…
Жук-…
Пчела-…
Муха-…
Объясняю детям понятие «хищные насекомые» (стрекоза, муравей, божья коровка, кузнечик).
Например: стрекоза питается комарами и мошками, которых хватают, как ласточки, на лету. Крупные стрекозы могут нападать на головастиков и мальков рыб.
- Самые красивые насекомые – бабочки. Они живут везде, где есть растения. Бабочки бывают большие, даже гигантские, размером с птицу, и маленькие с ноготок.
- Жуки – обитают не только на суше. Плавунец – хищный жук, которого можно встретить почти в каждом водоеме. Плавунцы нападают на насекомых которые живут в воде, головастиков и даже мальков мелких рыб. Их личинки тоже хищники. Вцепившись в головастика или рыбку, они постепенно съедают часть тела своей жертвы, которая повсюду таскает за собой прожорливого жучка.
- Мухи и комары питаются только жидкой пищей. Личинки комаров живут в воде, а взрослые комары – в воздухе. Комар – самец совершенно безобиден, он кормится соком растений и сладким нектаром. Кусают нас только самки. Чтобы отложить яйца, они должны напиться крови.
- Пчелы – живут большими семьями. Пчелиная семья состоит из одной матки, которая откладывает яйца, и несколько тысяч рабочих пчел. Каждый член семьи выполняет свои обязанности: молодые пчелы чистят улей, строят соты, заботятся о личинках, а затем начинают вылетать из улья в поисках пыльцы и нектара.
- Муравьи также живут семьями в сложных гнездах в земле, под камнями и в наземных муравейниках, которые они сооружают из сухих веток и хвои. В состав семьи входят бескрылые рабочие самки, крылатые самцы и самки – основательницы (царицы), которые откладывают яйца и живут очень долго, до 20 лет. Основной пищей муравьям служат другие насекомые, семена растений.
- Ребята, давайте поиграем в игру « Подскажи словечко».
- У стрекозы не глаза, а глазищи.
- У муравья не ножки, а …
- У таракана не усы, а …
- У бабочки не крыло, а …
- Наше занятие подошло к концу?
- Какие виды насекомых вы запомнили?
- Молодцы, ребята.

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39 пгт Ильский МО Северский район

Конспект

Непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ОНР «Насекомые»

Составила: Смолина Е.А

Должность: воспитатель

2013г.

Цели: 1. Систематизировать представление детей о многообразии насекомых.

2. Закрепить знания об общих признаках насекомых.

3. Воспитывать интерес и бережное отношение к насекомым.

4. Развивать зрительное восприятие.

5. Закреплять обобщающее понятие «Насекомые».

Оборудование: Поляна с цветами, четыре конверта с разрезанными картинками, предметные картинки с изображением насекомых, пять карточек (для игры «Четвертый лишний»).

Предварительная работы: Отгадывание загадок, чтение рассказов, наблюдения, рассматривание тематического альбома.

Организационный момент:

В: Дети поздоровайтесь с гостями. Сегодня мы с вами побываем на лесной полянке, но не одни. А вот с кем, вы узнаете, отгадав загадки.

Дети отгадывают загадки, а воспитатель выставляет картинки насекомых.

1. Сорвать цветок я захотел, а он вспорхнул и улетел (Бабочка).

2. Я трудилась круглый год, будет вам душистый мед (Пчела).

3. Осенью в щель забьется, а весной проснется. Вокруг носа вьется, а в руки не дается (Комар).

4. Я зеленый конек, скачу вдоль и поперек! Я скачу, как лечу, а еще я стрекачу (Кузнечик).

5.Черен, а не ворон, рогат, а не бык, с крыльями, а не птица (Жук)

6. Голубой аэропланчик сел на желтый одуванчик (Стрекоза).

7. Не рыбак, а сети расставляет (Паук).

8. Всех жучков она милей, спинка алая на ней, а на ней кружочки, черненькие точки (Божья коровка).

В: Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

Дети: Насекомые!

В: Основной признак у всех насекомых, у всех по шесть лапок, только у паука восемь. Все насекомые приносят пользу, и ко всем насекомым нужно относиться бережно. Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы. Мухи – это корм для птиц. Комары – еда для лягушек и речных рыб.

Физминутка:

От друзей муравьишка отстал, (

Ой – ой – ой!

Опоздал он и очень устал,

Ай – ай – ай!

В муравейник скорей побежал, (Бег на месте).

Топ – топ – топ!

Но друзей он своих не догнал, (Прижимаем ладони к щекам, качаем головой).

Ой – ой – ой!

Но а солнце за лес уж зашло, (Присели).

Ох – ох – ох!

Стало страшно и очень темно, (Обхватили себя руками).

Ах – ах – ах!

Хорошо, что друзья помогли, (Беремся за руки, раскачиваем их вверх-вниз).

Да – да – да!

Муравьишку домой принесли,

Да – да – да!

Дидактическая игра «Собери насекомое»

В: А сейчас мы с вами соберем картинки из частей, на которых нарисованы насекомые и назовем их.

Давайте разделимся на три команды. Каждая команда пройдет к одному из конвертов и выполнит задание. (Дети садятся за стол и собирают разрезанные картинки с изображением насекомых).

В: Кто у вас получился? (Каждый стол называет насекомого).

Назовите одним словом (Насекомые).

Пальчиковая гимнастика «Пчела»

Прилетела к нам вчера (машут ладошками).

Полосатая пчела. (загибают пальчики).

А за нею шмель – шмелек

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза. (делают кружочки из пальчиков).

Пожужжали, полетали

От усталости упали. (руки на коленочки).

Игра «Четвертый лишний»

В: Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

  1. Лишний муравей, потому что он не летает.
  2. Лишний кузнечик, потому что все бабочки.
  3. Лишняя стрекоза, потому что все комары.
  4. Лишний муравей, потому что все летают.
  5. Лишний кузнечик, потому что он не летает.
  6. Лишняя стрекоза, потому что она летает.

Дидактическая игра «Собери панно»

В: Ребята посмотрите какая красивая полянка. Но здесь что-то случилось. Совсем недавно, была гроза и все насекомые спрятались. Давайте с вашей помощью вернем насекомых на полянку (дети наклеивают бабочек на цветы).

Заключительная часть:

Со всеми заданиями вы справились на отлично (детям раздают бабочки на память).