С момента постройки статуи до разрушения прошло немногим более полувека (56 лет), но она не только названа одним из Семи чудес света. История монумента, овеянная легендами и мифами, на протяжении двух тысячелетий будоражит умы ученых планеты. Это – легендарная статуя Колосс Родосский. Колосс Родосский – статуя, изображающая бога солнца Гелиоса – покровителя Родоса, который, как верили жители острова, и помог им пережить осаду. Историки относят ее возведение к 292 — 280 гг. до н.э. Никаких фото легендарного монумента и одного из Семи чудес света, естественно, не существует.

Колосс Родосский – экскурс в историю

После смерти Александра Македонского, его огромная империя – почти мировая держава была поделена между соратниками царя, но без разногласий не обошлось. Самая ожесточенная борьба разгорелась между Антигоном (Одноглазым) и Птолемеем. Первый завладел практически всеми землями в Малой Азии, второй – Египтом. Какое отношение эти исторические события имеют к легендарной статуе Колосса Родосского? Именно они и послужили главной предпосылкой для возведения одного из Семи чудес света.

Основной доход жителям острова приносила торговля с Египтом, что категорически не устраивало Антигона, пославшего своего наследника Деметрия захватить столицу острова – Родос. Осада началась в 305 г. до н. э., а ее масштабы были впечатляющими. Деметрий напал на Родос с 40000 воинами, в состав армии входило 200 военных и 170 транспортных судов, нагруженных катапультами, боеприпасами, оружием.

Осада длилась практически год, Родос, поддерживаемый Птолемеем, не сдавался. Деметрий отступил, бросив у стен Родоса осадные орудия и всю военную технику – «металлолом», все деньги от продажи которого (300 талантов) было решено потратить на возведение гигантской статуи Колосса Родосского.

История Колосса Родосского – интересные факты и легенды

Даже картинки, изображающие Колоса Родосского, найденные в античных архивах, разительно отличаются одна от другой. На одних бог Гелиос изображен с факелом-маяком, освещающим морской пролив. На других – Колосс Родосский держит в руках плащ-покрывало. Однако исследования, продолжающиеся уже более 2000 лет, позволили пролить свет и на саму полумифическую статую Колосса Родосского, и на некоторые моменты, касающиеся ее внешнего вида и расположения.

Достоверно известно, что возведением Колосса Родосского занимался ученик знаменитого греческого скульптора Лисиппа – Харес, а работы велись около 12 лет. Согласно одним источникам, высота Колосса Родосского – бога Гелиоса, составляла 30 м, другие называют большую цифру – 36 м.

Главными источниками, позволяющими более-менее достоверно представить легендарное чудо света, являются записи Плиния и Филона. Однако ни в одном из них Колосс Родосский не описывается во всех подробностях – лишь самые общие сведения, полные восхищения перед величием статуи. Известно лишь то, что основным материалом для возведения Колосса Родосского служила бронза. Достоверно известно и то, что статуя простояла всего 56 лет, причиной ее разрушения послужило землетрясение на Родосе (222 г. до н. э.).

Колосс Родосский – гипотезы о расположении статуи

Итак, Колосс Родосский действительно существовал. Вопросы, волнующие ученых, касаются того, как именно он выглядел, где был установлен, и по какой технологии была построена огромная статуя, ведь даже в наше время размеры Колосса Родосского впечатляют.

Относительно месторасположения статуи, изображающей бога Гелиоса, есть две версии. Первая, признанная классической и зафиксированная во многочисленных учебниках истории, говорит о том, что Колосс Родосский стоял непосредственно на берегу гавани. Об этом свидетельствуют и многочисленные картинки, датированные разными эпохами, на которых Колосс Родосский изображен с широко расставленными ногами, между которыми проплывают корабли. Но, как убедительно доказали современные исследования, 2000 лет назад технически невозможно было установить статую Колосса Родосского над входом в гавань.

Вторая гипотеза гласит о том, что если величественный Колосс Родосский изображал бога солнца Гелиоса, то располагался непосредственно около его храма. Если Гелиос – покровитель Родоса, то его святилище находилось в самом центре столицы острова. Казалось бы, все верно, но жители Родоса поклонялись статуе и восторгались ею, а если она была расположена в самом центре города с достаточно плотной застройкой, то рассмотреть 36 метрового Колосса Родосского просто не представлялось возможным. Плюс, архитекторы Древней Греции очень чтили пропорции, и явная несоразмерность – это не их стиль.

Какая из гипотез правдива? Вопрос до сих пор остается открытым.

Колосс Родосский – версии о возведении статуи

О том, как возводили статую Колосса Родосского, очень подробно писал Филон Византийский. Но у ученых есть сомнения в правдивости рассказа, они не без основания полагают, что его написали в более позднее время. И вовсе не Филон, а ритор, ориентируясь на технологии отливки бронзы, которые были просто неизвестны в Древней Греции.

Существует версия о том, что статуя Колосса Родосского составлялась по частям и была полой. Пустоты заполнялись камнями и глиной, для устойчивости — отсюда и второе название статуи «колосс на глиняных ногах». Эта гипотеза не противоречит технологии, которая существовала 2000 лет назад, и именно ее мог применить Харес. Так ли это? Неизвестно, но гипотеза считается вполне достоверной.

Итак, архитектору удалось создать гигантскую статую, но как именно выглядело изображение бога Гелиоса – Колосс Родосский?

Колосс Родосский – версии, касающиеся внешнего вида

Вполне естественно предположить, что внешний вид Колосса Родосского соответствовал канонам, принятым в Древней Греции, – обнаженный мужчина атлетического сложения с обязательным лучистым венцом-ореолом на голове. Именно такими были статуи богов Греции. А вот поза его зависела исключительно от того, где он располагался.

Если Колосс Родосский стоял над входом в гавань, то в его руке непременно был факел, один из маяков Средиземного моря. Это – классическая версия, и именно таким Гелиос изображен на многочисленных картинках. Античные описания говорят о том, что сверкающая статуя Колосса Родосского была видна морякам, подплывающим к острову.

В том случае, если Колосс Родосский стоял перед храмом бога Гелиоса, то версия о том, что в его руке был не факел-маяк, а плащ-покрывало, видится тоже вполне достоверной. Есть и такие изображения полумифической статуи.

Однако все описания внешнего вида Колосса Родосского сходятся в том, что голову бога действительно украшал венец с лучами и это был обнаженный юноша атлетического сложения.

Колосс Родосский – поверженный гигант

Землетрясение полностью разрушило величественный город в 226 году до н.э. Колосс Родосский не выдержал подземных толчков и был повержен. Интересно, что статуя надломилась именно в коленях, так что расхожее выражение – «колосс на глиняных ногах», скорее всего, связано с этим событием. Хотя и на эту тему ведется много споров.

Нет, жители Родоса не оставили статую лежать поверженной, ведь Гелиос – покровитель острова. Попытки восстановить Колосса Родосского предпринимались неоднократно, но безуспешно. Почти 1000 лет расколовшийся гигант оставался на земле, но в 977 г бронза была продана на переплавку. Увозили «останки» Колосса Родосского на 900 верблюдах, ведь на изготовление статуи было истрачено более 13 тонн дорогой в то время бронзы и почти 8 тонн железа.

Интересно, но уже спустя 2 века после того как Колосс Родосский был переплавлен, на Родосе и в самой Греции началась мода на большие скульптуры. Считают, что именно легендарный Колосс Родосский и стал прообразом нью-йоркской Статуи Свободы и Статуи Христа Спасителя в Рио-де-Жанейро.

В 2008 правительство Греции объявило о своем намерении восстановить полумифического Колосса Родосского. Но современный бог Гелиос будет еще более величественным. Предполагается, что его высота достигнет 60-100 метров.

Вконтакте

На Земле ныне не отыскать и крохотного кусочка от некогда огромного сооружения. Сохранились лишь краткие описания Колосса Родосского , да многочисленные легенды.

Фото и краткое рассказ

Вначале была война

Властитель Малой Азии, Деметр Полиоркет всю жизнь воевал – с египтянами, вавилонянами, земляками-македонцами… В 305 г. до н.э. в Эгейском море он осадил город Родос на одноимённом острове, важном перекрёстке торговых путей.

Родос был блокирован, к его стенам подвели могучие осадные орудия. Представьте это достижение тогдашней военной техники — многоэтажную деревянную башню на катках, которую тысячи воинов подгоняют к стенам. На башне – тараны, катапульты, десантные мостики.

Настырный Деметр стоял у города целый год. Родосцы сражались, как львы. И полководец отступил – отбыл на кораблях восвояси, в сердцах бросив не оправдавшую надежд технику.

Отпраздновав победу, жители подумали, что неплохо было бы отблагодарить за поддержку своего покровителя — Гелиоса, бога Солнца. Тем более что нашёлся купец, который не прочь задорого приобрести брошенные осадные орудия. На эти деньги и решили возвести грандиозный монумент (см. фото).

Бог Солнца мог быть доволен

За дело взялся местный архитектор Харет. Ему предстояло воздвигнуть статую невиданной высоты – около 37 метров.

Говорят, родосцы требовали изобразить Гелиоса с простёртой вперёд рукой (типа: благословляет всех приплывающих и уплывающих). Но расчёты показали, что при задуманных размерах рука просто рухнет вниз под собственной тяжестью, усеяв землю остатками родосского колосса.

«Стройка века» длилась 12 лет. Историки полагают, что каркасом статуе стали три высоченных каменных столба с балками и ободьями. К ободьям крепили чеканенные листы бронзы — оболочку статуи Гелиоса и части его накидки. Фигуру надстраивали снизу вверх, снаружи подсыпали земляной холм, и стройплощадка подымалась всё выше. Чтобы придать статуе устойчивость, её ноги плотно закладывали внутри камнями и заливали глиной. На колосса ушло не менее 13 тонн бронзы и 8 тонн железа.

Когда работы окончились и гору земли срыли, толпа ахнула. Согласитесь: фигура высотой с 12-этажный дом впечатлит хоть кого. Колосс стоял на холме, облицованном белым мрамором (см. фото). На голове его красовался венец в виде солнца, левой рукой он придерживал плащ, правую приложил к глазам, вглядываясь вдаль (по другим данным, — держал в ней факел).

Сооружение быстро стало достопримечательностью. До того словом «колòссус» греки именовали любую «стоячую» статую, даже небольшую. Но с появлением родосского колосса (ударение на втором слоге) значение слова изменилось. «Колоссальным» стали называть нечто соразмерное с ним.

Мы не знаем, где высилась статуя. Иногда её изображают стоящей над бухтой, где между ногами Гелиоса проплывают корабли. Вряд ли это так: ширина входа в гавань достигала 400 метров, а статуя была явно более стройной. Скорее, она высилась на площади у главного порта и была хорошо видна с моря.

Колосс Родосский воин и защитник

Колоссальное падение

Гордость родосцев длилась не так уж долго. Через полвека, в 227 г. до н.э. случилось землетрясение, и статуя рухнула, подломившись в коленях. Островитяне обсуждали её восстановление. Но, гласит легенда, оракул предупредил, что реконструкция сулит большие беды, и прогноз приняли к сведению.

Фрагменты Колосса Родосского лежали на месте падения около 900 лет. Сюда приезжали специально, чтобы увидеть их. Павшего великана осматривал римский писатель Плиний Старший, отметивший, что большой палец статуи редко кто мог обхватить руками. В VII в. н.э. арабы — хозяева острова продали всю бронзу, и она исчезла где-то в плавильных печах.

Нынешний город Родос привлекает многих туристов. Греческие власти даже заводят разговоры о восстановлении статуи. Не появятся ли в путеводителях фото нового Колосса Родосского?


Жители Родоса, племя дорийцев,
колосс этот медный
Величиной до небес, Гелий,
воздвигли тебе.
(Неизвестный античный поэт)

Колосс Родосский (греч. Κολοσσός της Ρόδου, лат. Colossus Rhodi) - одно из античных семи чудес света, явное и неопровержимое доказательство богатства и могущества Родоса. Колоссом Родосским называли в Древней Греции огромную бронзувую статую на острове Родос. Как и большинство из семи чудес света, эта скульптура не сохранилась до наших дней. От него вообще ничего не осталось, кроме упоминаний в античных исторических трудах и мифах. Несмотря на это, историки и археологи упорно пытаются научными методами уточнить форму статуи и место, где она стояла.

При всей неопределенности сведений о полумифическом Колоссе историческая наука все-таки накопила немалое количество объективных данных об этом древнегреческом чуде. Судя по античным источникам, высота Колосса была от 30 до 36 метров.


Georg Balthasar Probst.

В третьем веке до н.э. на остров Родос напал полководец Деметрий. Однако одолеть родосцев ему не удалось, не смотря на специальные осадные машины - последнее слово военной техники. Деметрий отступил, бросив на берегу огромную обитую железом осадную башню с таранами и перекидным мостом, катапультами, площадками для десанта - гелиополиду, которую приводили в движение 3400 воинов. Эта гелиополида - то же своего рода чудо света - вместо разрушения принесла городу неожиданную выгоду и всемирную славу. Предприимчивые купцы, купили у родосцев гелеополиду “на металлолом” за баснословные деньги - 300 талантов. На деньги, вырученные от продажи башни, и возвели статую Гелиоса - покровителя острова Родос. Это одно из семи чудес света было воздвигнуто в 292 - 280 г.г. до н.э.


After Marten de Vos. 1614

Автором проекта был, предположительно, скульптор Хадес из города Линдос на Родосе, ученик Лисиппа. Конструкция гигантской статуи состояла из трёх массивных каменных столбов, выполнявших роль опор в ногах статуи и покрывале. На уровне плеч и в поясе столбы соединялись железными поперечными балками.

Сотрудник Британского музея Мэрлион предполагает, что сечение железных брусков на уровне щиколотки статуи было примерно 4,5 кв. дюйма. Выше и ниже этого места величина сечения постепенно уменьшалась. Столбы и балки служили основой железного каркаса (есть версия, что каркас был обмазан глиной, "колосс на глиняных ногах"?), который покрыли чеканными листами бронзы толщиной 1,6 миллиметра.

Статуя сооружалась 12 лет. Для работы над изображением бога непосредственно на месте его установки, Харес использовал оригинальный прием: с постепенным возвышением скульптуры поднимался и земляной холм вокруг нее; холм был впоследствии срыт, и статуя в полном виде была раскрыта изумленным жителям острова.

На изготовление грандиозного монумента потребовалось 500 талантов бронзы и 300 талантов железа (соответственно около 13 и около 8 тонн). Колосс породил и своего рода моду на гигантские статуи, на Родосе уже во II в. до н. э. было установлено около ста колоссальных скульптур.

Бог Гелиос был представлен в виде прямостоящего обнаженного юного атлета с лучезарным венцом на голове. Могучие ноги юноши были чуть расставлены, ладонь правой руки приставлена к глазам, в левой он держал ниспадающее до земли покрывало. Слегка отклонившись назад, юноша всматривался вдаль.

Основными источниками фактических данных о легендарном бронзовом великане стали произведения Плиния, Филона и короткие тексты - надписи и посвящения. Ни в одном из этих текстов не указано, где стоял Колосс. Нет там и детального описания статуи - только самые общие сведения.

Долго полагалось, что Колосс стоял перед гаванью Мандраки, одной из многих в городе Родес. Хорошо известно изображение Колосса Родосского с широко расставленными ногами, возвышающегося наподобие арки над входом в гавань. Учитывая высоту статуи и ширины входа гавани, это соображение невозможно. При высоте Колосса 36 м, расстояние между его ногами не могло составлять 400 м (ширина входа в гавань), иначе он выглядел бы приблизительно так:

Кроме того, Колосс блокировал бы вход в гавань. Отсутствуют не только конкретные археологические подтверждения, но и косвенные указания на такое расположение прославленной статуи. Недавние исследования говорят, что Колосс был установлен или на восточном мысе гавани Мандраки, или даже у неё внутри. В пользу гипотезы об установке Гелиоса в гавани можно привести еще тот факт, что жители соорудили своего Колосса в честь снятия острова с осады, а противник прибыл со стороны моря.

Быстро распространилась молва об этом чуде света, чья жизнь оказалась весьма короткой, но слава прочной. Колосс простоял 65 (по другим сведениям- 56) лет, В 226 (222 г.?) году до н.э. она была разрушена сильным землетрясением. Самым уязвимым местом оказались колени - выше колен статуя согнулась таким образом, что голова и плечи упёрлись в землю.

Сальвадор Дали. Colossus of Rhodes.

Родосцы и их соседи пытались поднять поверженного гиганта. Египетский царь прислал искусных мастеров и несколько сот талантов меди. К сожалению, восстановить статую не удалось.(Оракул запретил новый монтаж.) Почти 1000 лет лежала на берегу бухты расколотая статуя, ставшая достопримечательностью Родоса. Как пишет Страбон, «статуя лежала на земле, поверженная землетрясением и переломленная у коленей». Но и тогда Колосс вызывал удивление своими размерами. Плиний Старший упоминает, что лишь немногие могли обхватить обеими руками большой палец руки статуи. "Даже будучи расположенным на земле, это является чудом ", сказал Плиний Старший.

Только в 977 году арабский наместник продал её предприимчивому купцу на переплавку. Колос был разрезан на части, и дорогостоящую бронзу увезли на 900 верблюдах.


1608

Самое старое изображение Колосса Родосского сохранилось с 1556 года. Не известна истинная форма и история появления Колосса, современные реконструкции статуи, стоящей вертикально более точны, чем ранние рисунки. Хотя это чудо и исчезло, оно вдохновило современных художников, как например Французского скульптора Августа Бартолди, известного своей работой "Статуя Свободы".

Теперь при входе в гавань Мандраки на колоннах стоят две бронзовые статуи оленей, являющиеся эмблемой современного Родоса. Считается, что колонны стоят на месте ног колосса. Изображение Колосса Родосского можно увидеть повсюду: на марках, открытках, старинных гравюрах.

В ноябре 2008 года было объявлено о намерении реконструировать статую в виде светотехнической инсталляции. По словам руководителей проекта, конструкция будет в несколько раз выше своего оригинала - от 60 до 100 метров. Бюджет проекта оценивается в 200 миллионов евро, которые будут выручены у международных спонсоров, а также из личных средств немецкого деятеля искусств Герта Хофа (Gert Hof).


Церетели хочет построить в Сочи 47-метровый "Колосс Олимпийский". По проекту З.Церетели, внутри этой 47-метровой скульптуры будут лифты, а под ней будут помещения для музеев.

Среди шедевров архитектуры и искусства древнего мира особое место занимают описанные еще отцом истории Геродотом так называемые Семь чудес света. Колосс Родосский - последнее из них по времени создания - представлял собой медную статую огромных размеров, возведенную жителями острова Родос в честь своего патрона, бога Гелиоса. Вид этого сооружения должен был свидетельствовать о величии и могуществе жителей острова. Однако судьба не уготовила статуе долгий век, и к нашему времени от нее не осталось иных следов, нежели упоминания в трудах античных авторов. Тем не менее не прекращаются попытки ученых выяснить, как же на самом деле выглядел Колосс Родосский и где точно располагался.

Предыстория создания Колосса Родосского

Колосс (от греческого kolossos - "большая статуя") Родосский был возведен в честь победы жителей острова Родос над потомком одного из сподвижников Александра Македонского правителем Средней Азии Деметрием Полиоркетом. Оснащенное по последнему слову тогдашней военной техники сорокатысячное войско не смогло взять приступом городские стены. Не помогла им в этом и гордость Полиоркета - огромная осадная машина гелеополида. Обитая железом башня, оснащенная таранами и катапультами, приводившаяся в движение тремя с половиной тысячами воинов, была оставлена разгневанным неудачной осадой Полиоркетом на острове.

Жители Родоса желали воздать благодарность за победу своему покровителю - богу солнца Гелиосу, который, согласно преданию, на собственных руках вынес остров из морских глубин. К тому же продажа гелеополиды и других осадных сооружений принесла городу огромные по тем временам деньги - 300 талантов серебра.

Как была изготовлена статуя

Колосс Родосский был возведен к 290 году до н. э., его строительство заняло 12 лет. Автором проекта является Харес из Лида, ученик знаменитого Лисиппа.

Основным материалом была выбрана бронза, ее при строительстве ушло более 13 тонн. Кроме того, скульптор использовал 8 тонн железа и большое количество камней. Скрепленные железными балками столбы служили основой статуи. На каменное основание был "надет" железный каркас, а уже к нему крепились отливавшиеся по одной бронзовые пластины.

По мере того как очередной ряд блестящих бронзовых листов крепился к каркасу, увеличивали высоту насыпи вокруг, чтобы рабочие могли устанавливать следующий ряд. Таким образом, получилось, что недостроенный Колосс Родосский был скрыт ото всех под слоем песка и камней, и лишь когда строительство было завершено, насыпь разобрали, и статуя открылась глазам любопытствующих во всей красе и величии.


Колосс Родосский: описание

Что же такое невероятное увидели жители Родоса? Об этом пишут древнегреческие историки Плиний и Геродот. На мраморном постаменте более чем на тридцать метров возвышалась фигура юноши-атлета, бронза ярко блестела на солнце, отчего в ясный день подплывающие к острову моряки видели Колосса Родосского раньше, чем сам остров.

Мало того, чтобы придать изваянию Гелиоса дополнительную "солнцеподобность", лицо и венок на голове статуи были покрыты золотом. Историки не дают однозначного ответа на вопрос о том, какую позу придал скульптор богу-покровителю острова: есть мнение, что он стоял, вытянув вперед руку с факелом, который использовался по ночам в качестве маяка.

Другие специалисты возражают, что в такой позе статуя Колосса Родосского просто рухнула бы вперед. По их мнению, одной рукой Гелиос придерживал ниспадающее до земли одеяние (служившее дополнительной точкой опоры), а вторую подносил к глазам, вглядываясь вперед.


Где стояла статуя?

Казалось бы, ответ очевиден - на острове Родос. И это, несомненно, так. Остров этот расположен в Эгейском море, рядом с побережьем современной Турции. Но вот где конкретно возвели родосцы памятник столь важной для них военной победе, наверняка не известно.

Существуют две популярные версии: Колосс Родосский располагался либо в центре города, возле посвященного Гелиосу храма, либо в гавани, встречая приплывающие корабли. Первая версия представляется менее убедительной, так как в тесноте греческого полиса для такой громадины было бы непросто найти место, а если бы и удалось расположить там статую, то, чтобы насладиться величием зрелища, родосцам пришлось бы выходить в море. Как мы знаем, "большое видится на расстоянии". Так что, скорее всего, монумент стоял за пределами города. Но теперь о точном местоположении статуи, как и о ее внешнем виде, можно только строить догадки.

"Колосс на глиняных ногах"

Прославлять величие родосцев и мастерство скульптора Колоссу довелось недолго: около шестидесяти лет. Случившееся в двадцатых годах III века до н. э. землетрясение разрушило статую, которая подломилась в коленях (оттуда и пошла известная пословица).

Обломки скульптуры лежали на острове еще более тысячи лет, пока в 977 году н. э. не были куплены арабами и вывезены на переплавку.


Колосс Родосский в наше время

К сожалению, в истории не сохранилось ни самого изваяния (пусть в виде фрагментов), ни изображавших его рисунков или хотя бы детальных описаний. Однако художники прошлого и современности силой своего таланта и воображения позволяют нам составить хотя бы приблизительное представление об этом шедевре, сочетающем в себе силу инженерной науки и красоту зодческого искусства. Хотя по историческим меркам огромная статуя на острове Родос простояла совсем короткое время (несравнимо меньшее, чем египетские пирамиды, Александрийский маяк, да и другие чудеса света), Колосс Родосский прочно вошел в мировую культуру.

А уже в наши дни ведутся работы по восстановлению Колосса Родосского - на острове Родос планируют возвести статую, аналогичную античной, но изготовить ее из светящегося материала.

Колосс Родосский – огромная статуя, ставшая одним из семи Чудес света. Благодарные жители острова Родос решили построить её в честь бога солнца Гелиоса, который помог им выстоять в неравной борьбе с захватчиками. Осада прекрасного острова длилась почти год и вероятность победы была ничтожна мала, но покровитель помог победить островитянам. За это Гелиос был увековечен в обличии огромной статуи. Для жителей Родоса статуя олицетворяла независимость и свободу, точно так же, как Статуя Свободы в Нью-Йорке для американцев.

История строительства

Остров Родос имел выгодное географическое положение, его жители свободно торговали со многими странами, что обеспечило богатство города в целом и каждого горожанина в отдельности. С момента основания и до III в. до н.э. Родосом поочередно правили знаменитый царь Мавсол, персидские правители и Александр Македонский. Никто из них не угнетал город и не мешал ему развиваться. Однако, после смерти Александра Македонского, его наследники в кровавой борьбе начали делить унаследованные земли.

Остров Родос отошел Птолемею, но другой наследник (Антигон) посчитал это несправедливым и отправил своего сына уничтожить город. Это помогло бы сравняться в могуществе с Птолемеем. Деметрий, сын Антигона, собрал огромную армию, которая численно превосходила островитян. Только неприступные стены помешали солдатам сразу попасть в столицу и уничтожить её. Враги использовали осадные башни – огромные деревянные катапульты, которые устанавливали на кораблях. Жителям Родоса удалось задержать врагов до прибытия армии Птолемея и защитить свою Родину.












Продав осадные машины и сохранившиеся корабли захватчиков, жители Родоса решили возвести огромную статую бога Гелиоса, своего покровителя. До этих пор колоссами называли любые статуи, но после Колосса Родосского так стали величать только самые большие из них.

Строительство Колосса начали в 302 г. до н.э. и закончили только через 12 лет (по другим источникам через 20 лет). Установили статую на искусственной насыпи, преграждавшей вход в гавань. За этим холмом долгое время отдельные части скульптуры были скрыты от любопытных глаз. Насыпь со статуей превратились в своеобразные ворота в город. Некоторые поэты описывали Колосс стоящим на двух холмах. Корабли же должны были проплывать между ног Гелиоса. Однако, такая версия считается сомнительной. Устойчивость подобной скульптуры была бы слишком малой, а большие корабли не смогли бы причалить в порту.

До наших дней статуя не сохранилась, но многочисленные описания современников свидетельствуют, что Колосс стоял на одном из берегов, а вовсе не в виде арки, как её изображают художники. В руке великана находилась чаша с пылающим огнем. В основании располагались три столба, служившие опорой. Два из них строители инкрустировали бронзовыми деталями, чтобы замаскировать в ногах Гелиоса. Третий столб находился в том месте, куда опускался плащ или часть простыни величественного Колосса.

Жители хотели, чтобы статуя указывала рукой вдаль, но скульптор понимал, что это снизит устойчивость конструкции, поэтому статуя словно прикрывает ладонью глаза от солнца. Торс и основные элементы были изготовлены из листов железа и бронзы. Их закрепили на опорных столбах. Пространство внутри заполняли крупными камнями и глиной, чтобы повысить устойчивость. Свободное пространство присыпалось землей, чтобы рабочие могли свободно перемещаться по поверхности и закреплять следующие части. Всего на изготовление Колосса потребовалось 8 т железа и 13 т бронзы. Получившаяся статуя достигала в высоту 34 м.

Общее описание

Статуя Колосса Родосского была настолько огромной, что её видели из проплывающих вдали кораблей. По описаниям современников, она представляла собой высокого юношу с лучистым венцом на голове. Одна рука юноши прикрывала глаза, а другая подхватывала спадающее одеяние.

Другой поэт – Филон – описывал Колосса иначе. Он утверждал, что статуя находилась на мраморном постаменте и поражала размером ступней. Каждая из них сама была размером с небольшую статую. На вытянутой руке находился действующий факел. Его зажигали по ночам, чтобы освещать дорогу морякам.

Кончина великого Колосса

Более полувека Колосс Родосский ослеплял лучами солнца, отраженными от полированных пластин. Благодарные островитяне регулярно натирали поверхность статуи до блеска. Его силуэт был первым, что видели моряки, приближаясь к Родосу. Однако, сильнейшее землетрясение одолело изваяние великого бога Солнца. Страшные катаклизмы обрушились на город и повлекли множество человеческих жертв и разрушений. Под тяжестью сложных деталей фигура переломилась в коленях и обрушилась на землю. Обломки Колосса так и остались лежать на месте в течение семисот лет.

Скульпторы просчитались. Столбы оказались слишком короткими, а основная часть скульптуры держалась на обычной глине под металлическими листами. После обрушения статуи появился термин «Колосс на глиняных ногах». Им обозначали все строения, прочные на вид, но хрупкие фактически.

Египетский царь предлагал островитянам помощь в восстановлении Колосса, но те отказались. Оракул города заявил, что Гелиос сам низверг статую и накажет тех, кто воспротивится его воле. Гелиос остался недоволен своим воплощением и наслал на островитян землетрясение. Побеспокоив осколки, они вызовут повторный гнев.

В VII в. уже нашей эры остров оказался под властью арабов. Они решили обогатиться за счет остатков статуи. Крупные детали были разделены, а металлические листы проданы сирийским богачам. Чтобы доставить ценные детали скульптуры, пришлось навьючить почти 900 верблюдов. Ценная бронза оказалась в плавильных печах и наступил финал истории Колосса Родосского.

Ученые по сей день пытаются обнаружить, где же находится Колосс Родосский или где точно он был установлен. В конце XX века у побережья острова Родос были обнаружены огромные валуны, которые напоминали по форме обломки статуи. Однако теория о том, что это элементы древнего изваяния, не подтвердилась. А вот исследовательница Урсула Веддер предположила, что Колосс стоял вовсе не возле берега, а на холме Монте-Смит. Здесь сохранились развалины храма Гелиоса, а у его фундамента есть подходящая платформа, на которой мог возвышаться Колосс.

Возрождение Колосса Родосского

Греки не теряют надежды подарить шестому Чуду света вторую жизнь. Для этого несколько лет назад был объявлен всемирный конкурс на лучшую скульптуру. В нем принимали участие скульпторы и художники с различных уголков планеты, включая Россию. Современный Колосс решено изготавливать с использованием светящихся элементов и яркой иллюминации.

Подробности проекта пока не разглашаются. Известно лишь, что автором нового образа Бога солнца стал Герт Хоф – художник из Германии. Размеры обновленного Колосса будут находиться в пределах 60-100 м, а оценочная стоимость работ и материалов равна 200 миллионам евро.