То сначала стоит разобраться с самим понятием данного слова. Прежде чем совершать какое-либо религиозное действие, нужно понимать, зачем оно выполняется.

Сорокоуст за здравие: что это такое?

В православии сорокоуст – это традиционный и ежедневный молебен (христианский обряд) о здравии, который церковные служащие читают как часть службы. Многие великие старцы и духовные подвижники отмечали, что в христианстве большинство циклов, служб и обрядов связаны с сороковинами, а также с седминами. Господь после окончания земной жизни являлся своим ученикам 40 дней. Великий Спаситель Христос был в пустыне совсем один также ровно 40 дней. И 40 дней предавался посту пророк Моисей. И даже вынашивание плода продолжается именно 40 недель, когда зарождение новой жизни протекает без проблем. В духовном и физическом мире число 40 имеет сакральное и почти фантасмагорическое значение.

Сорокоустом молебен называется потому, что он читается ровно сорок дней. В этот период имя того, для кого он был заказан, упоминается в молитвенном своде. Сегодня заказ молебна о здравии осуществим как при личном посещении церкви, так и онлайн через интернет.

По традиции моление важно заказывать для болеющего христианина. Помогают такие молитвы и тяжелобольным людям, а еще являются хорошей «профилактикой» для здоровья верующего.

Данные молебны могут помочь при житейских проблемах. Их можно заказывать и как помощь человеку в его новых начинаниях. Сорокоуст придает верующему духовные силы. Он помогает решать разные вопросы с большей легкостью. И является своеобразным божественным оберегом.

Сорокоуст как моление о здоровье возможно просить читать только для живого и крещеного человека. Чтобы молебен был осуществлен, достаточно совершить следующий несложный алгоритм действий:

После этих действий можно быть уверенным в том, что сорокоуст обязательно будет прочитан. Молебен может быть заказан и для себя персонально. Записки о сорокоустах принимаются в любой день. В записке может содержаться несколько имен или всего одно имя. В Великий пост такие молитвы читаются реже. Поэтому надо подавать имена тех, за кого следует молиться, на службах. В некоторых храмах вместо записок с именами используются специальные тетради. Туда сами церковные служители и вносят имена для сорокоустов. Иногда при заказе такого молебна выдается своеобразная квитанция, что заказ принят и молебен будет отслужен.

Данное моление можно заказать и для родни, и даже за своих врагов. Но если с родными людьми все ясно, и пожелания им здоровья никогда не будут лишними, то в целесообразности заказа для врагов многие сомневаются.

Но Бог учил, что необходимо любить ближних. Поэтому такой сорокоуст за недоброжелателей будет и признаком силы вашей веры, и хорошим мерилом смирения, а также упованием на Господа в том случае, когда враги требуют вразумления их и наставления на путь истинный.

Ответ на вопрос о том, как правильно заказать сорокоуст о здравии, заключен в регламенте каждого отдельного прихода. Правила заказа сорокоуста в разных церквях могут немного отличаться.

Разновидности сорокоустов

В сложных случаях молитву о здравии можно попросить прочитать в трех храмах или приходах. Только подавать записки в храмах нужно в один день. И лучше это делать с утра. Такой сорокоуст считается действенным средством для тех, кому нужна помощь в исцелении или в избавлении от бед и несчастий.

Если в городе, где проживает человек, нет достаточного количества церквей, то можно воспользоваться экскурсиями или спланировать личную поездку в разные церкви. А также сделать заказ данного молебна в течение недели, а не в один день.

Иногда моления о здравии заказывают на год или половину года. Это делается для помощи себе и близким, для разрешения непростых ситуаций. Молебны о здравии просят прочитать не только для физического здоровья человека, но и тогда, когда человек болен душой. Это может быть как психическое заболевание, так и сильное переживание какого-либо горя.

Как проявляется помощь после сорокоуста?

Многие верующие отмечают, что после заказа молебна их ситуация улучшается самыми невероятными способами. Например, одна женщина никак не могла достать нужное лекарство для ребенка. Она заказала молебен, и вскоре в ближайшую аптеку это лекарство завезли. Тогда женщина приобрела препарат, и лечение малыша прошло успешно.

Или, к примеру, у больного человека долго не наступало улучшение после лечения. Когда ему заказали молитву о здравии, он стремительно начал поправляться. Помогает сорокоуст и тогда, когда врачи не могут поставить правильный диагноз. И тогда, когда в семье все плохо с финансами. Помощь от сорокоуста может быть как мгновенной, так и пролонгированной во времени.

При заказе молебна не стоит расслабляться и опускать руки. Необходимо продолжать решать проблемы мирскими способами. Просто после сорокоуста решать их будет легче. На все воля Божья, и пути, которыми решатся проблемы, неисповедимы. Помощь может прийти с самой неожиданной стороны. Здесь все зависит от силы веры, а также от степени духовности каждого верующего. Ведь в Библии сказано, что всем воздастся именно по вере. И от веры зависят многие аспекты жизни людей.

Теперь вы знаете, как правильно заказать сорокоуст о здравии, как . Сорокоусты нужно регулярно заказывать и при острой необходимости, а также просто для испрошения у Бога благополучия и счастья. Молебны о здравии действительно вычитываются каждый день положенный срок. Заказ такого действа имеет свою стоимость. Деньги от сорокоустов идут на свечи, муку для просфоры, на другие нужды церкви. В некоторых ситуациях малоимущие люди могут рассчитывать на помощь церкви без внесения какой-либо платы за молебен.

Сегодня часто в интернете при запросе «сорокоуст о здравии в трех церквях» обнаруживается множество вариантов «правильных» свойств этих молитв: помогают от порчи и сглаза, по словам народных целителей, избавляют от тяжелых болезней, прощением нейтрализуют врагов и недоброжелателей, восстанавливают энергетические оболочки, основываются на мощной энергетике и прочее.

От всего этого становится очень грустно.

Однажды в бытность мою пономарем перед Божественной литургией в праздник Крещения Господня я взобрался на колокольню позвонить к службе. Спустившись в притвор, не мог протиснуться в храм, так как из него в массовом порядке сплошным потоком выходили люди. Я недоумевал. Но потом оказалось, что батюшка перед службой сделал объявление: сначала служится Литургия, потом по заамвонной молитве – великое освящение воды и уже на улице после этого окропление святой водичкой.

После этого половина народа вышла из храма! Люди стали вокруг церкви и терпеливо (в крещенский-то мороз!) ждали, пока закончится эта непонятная длинная служба, наконец-то священник выйдет на пятнадцать минут покропить их и баночки и можно будет вернуться домой. Раздражались, говоря колкости в адрес батюшки: мол, почему так долго, почему не сокращает службу, не жалеет мерзнущий народ и прочее.

А в это время для них же в храме шла самая главная служба – Литургия, и небеса открывались, и благодать Святого Духа для спасения человечества пресуществляла Святые Дары…

Все это очень страшно.

В моей священнической практике был случай, когда по окончании службы в храм зашел мужчина, который хотел купить свечи. Я в это время был возле церковной лавки, и что-то будто бы толкнуло меня поинтересоваться, зачем ему свечи. Он честно ответил: еду к бабке, жизнь замучила и прочее, в общем надо спасаться. Я говорил ему о том, что нужно войти в храм, поставить свечи, помолиться в тишине Богу о своем или, если он желает, мы помолимся вместе, отслужим молебен. Но мужчина и слушать не хотел, у него была цейтнотная спешка. Бабка его ждала! Я тогда сказал, что свечи ему не продам. Он начал меня обзывать, мол, что я за священник, если не могу страждущему больному человеку помочь, в данном случае поехать к бабке.

Еще один пример. В одном из сел, где я служу, храм освящен в честь Рождества святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Перед храмовым праздником довольно часто я слышу вопрос: «Це ж у вас скоро храмове свято – Івана Купала?» И обязательно 7 июля нужно массово идти на гуляния, жарить шашлыки, прыгать через костер и т. д.

К чему я это все рассказываю? Здесь довольно глубокий корень. Тут кроется очень серьезная проблема, о которой нужно говорить. В чем она состоит? Сегодня древнеславянское язычество уже не существует как религия, но в народном сознании оно все еще укоренено как некий отпечаток-след, являющийся составляющим элементом национального менталитета. И, что тяжелее всего признавать, это язычество смыкается с церковной православной обрядовостью, порождая в духовном отношении искривление, своего рода болезнь – «псевдоцерковную магию».

Сорокоуст в трех церквях – явление того же порядка.

Древнеславянское язычество – это довольно аморфная несистематическая религия с неразвитой иерархией. Ее использовали по потребности (необходимость в хорошем урожае, в успехе военного похода, защита от климатического бедствия), и основывалась она на поклонении тем силам природы, от которых напрямую зависел древний славянин.

Потому язычество у наших предков – явление сугубо вещественное, материальное. В нем нет ничего духовного. Отсюда и магия, как реализация языческих культов в обрядовой форме, имеет свою жесткую структуру. Она абсолютно формально математична и направлена не в сердце и душу человека, но вовне. Например, чтобы на огороде росли овощи, нужно только в строго определенное время встать перед рассветом (если проспал, уже ничего не получится!), обойти определенное количество раз свой земельный участок, проговаривая конкретный заговор. Также и в псевдоправославной магии: сорокоуст в трех церквях, тридцать три свечи нужно поставить за здравие и спокойно иди домой, у тебя будет все хорошо. Формальный обряд выполнен, «аура очищена».

Почему появилась эта псевдоцерковная магия? Конечно же, это проделки нечистого духа. Самое большое желание сатаны – осквернить святыню. Именно поэтому бабки, гадалки, ворожеи, водительствуемые бесами, используют в своих магических ритуалах иконы, заговоры с поминанием имен святых и т. д. Довольно часто в священнической практике батюшка сталкивается со следующим предложением: «Покрестите ребенка, а то нам к бабке надо ехать, а она некрещеных не принимает». Почему бабка не принимает некрещеного человека? Потому что для такого Царствие Божие закрыто. А крещеного принимает, потому что задача беса – надругаться над святыней. В данном случае над Таинством Крещения.
Кстати говоря, был случай, когда ворожея не приняла ребенка, крещенного священником «Киевского патриархата», родители пытались ее убедить в том, что дитя крещено, но она упорно стояла на своем – «ребенок не крещен».

Есть такой случай в житии блаженного Андрея Юродивого…

Женщина пошла к магу, чтобы разобраться в своих личных проблемах. Он приготовил водичку, что-то пошептал над ней, что-то влил в нее и сказал женщине окропить ею святые иконы, находящиеся в доме. После этого женщине стало хуже. Она пошла к святому Епифанию – ученику блаженного Андрея Юродивого, и он, помолившись, показал ей в духовном отношении, что женщина сделала со святыми иконами. Оказывается, они все были окроплены нечистотами.

Поэтому, дорогие братья и сестры, будем помнить слова святого первоверховного апостола Павла: «Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11:30). В данном случае святой апостол говорил о тех людях, которые недостойно, без должного благоговения и разумения о святыни Евхаристии, причащаются. В Ветхом Завете есть следующее повествование: «Наддав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним» (Лев. 10:1–3).

Потому не будем приносить пред Господом огонь чуждый.

Конечно, можно заказывать сорокоусты и в трех храмах, и в десяти, и в большем количестве. Это хорошо и важно. В результате призывается молитвенно, через великое Таинство Бескровной Жертвы благодать Божья на человека. Но с чем, с каким чувством, с каким духом заказывается сорокоуст? С духом благоговейного страха Божия? С духом трепетной и кроткой сыновьей любви к Нему? Сын ли это вопиет к Отцу Своему Небесному: «Отче, помоги мне. Пропадаю без тебя!» Или происходит нечто другое – вложение в кадильницу церковную чуждого ей и даже враждебного элемента язычества, поиска оправдания собственного греха? Что в таком случае получает человек? Только, как Наддав и Авиуд, – гнев Божий. Ведь человек, который подходит к Чаше (а сорокоуст имеет прямое отношение к Евхаристии) недостойно, с мыслью о бабке, о магии, о языческих ритуалах – богохульник и осквернитель святыни. И что может быть хуже этого?!

Потому нам следует помнить, что мы в Теле и Крови Христовых ищем и находим прежде всего утраченное общение между Богом и человеком. Это единственная и самая важная цель человеческой жизни. В ней спасение и душ, и тел наших.

Вспомним слова Господа: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Под «этим всем» подразумеваются земные материальные блага, которые и так щедро дает Бог человеку.

Иерей Андрей Чиженко

Сегодня многие люди посещают церкви с целью быть поближе к Богу и стать на праведный путь исправления. Они заучивают наизусть молитвы, ходят на воскресную службу и выполняют многие церковные ритуалы.

Однако поговорить подробнее стоит на тему «Сорокоуст за здравие»: в чем суть ритуала, и каковы особенности его проведения? Прежде чем углубляться, важно уточнить, что сорокоуст — это молитва о здоровье конкретного человека, которая читается на протяжении сорока дней.

Потребность в такой службе возникает, когда кто-то в семье сильно болеет либо стал жертвой несчастья. Однако многие верующие люди заказывают сорокоуст своим родным и близким лишь для того, чтобы защитить их от всех бед и невзгод в будущем. Это своего рода защита, которая обеспечивает не только физическое здоровье, но и моральное удовлетворение, гармонию с самим собой.

Как правило, если заказать человеку за здравие сорокоуст, то батюшка обязательно на протяжении сорока суток в молитвах озвучивает имя раба Божьего. Здесь стоит отметить, что заказать такую услугу может каждый человек, но для этого требуется просто найти свободное время и посетить церковь. Единственное правило, о котором важно помнить: нельзя заказывать такую молитву самому себе, лучше всего попросить это сделать родных и близких людей. Это уж точно будет надежная защита от всего негатива и злого.

Можно ли заказать сорокоуст о здравии сразу в нескольких церквях? В Священном Писании указано, что усилить эффект этого ритуала помогут сразу три церкви, то есть чтение молитвы тремя батюшками. Как правило, в таком «усиленном подкреплении» нуждаются лишь те люди, у которых приключилась серьезная беда. Как говорится, в патовых ситуациях важно активизировать все силы, а церковь только способствует обретению внутренней гармонии и спокойствия.

Сегодня очень часто возникает вопрос, а не лучше ли заказать сорокоуст за здравие в семи церквях? Как сообщают знающие люди, это вовсе необязательно, а такой ритуал считают абсолютно бесполезным. Дело в том, что в церковном учении и правилах ничего не говорится о такой «процедуре», да и все в руках Божьих. Так что не стоит заниматься ерундой, а вполне достаточно заказать данную молитву в трех храмах — не больше.

Если кто-то не знает, как это правильно делается, то не стоит зря волноваться по этому поводу — все предельно просто. Необходимо прийти в любую церковь, подойти в церковную лавку и заказать у местных «работников» данный ритуал. Также можно подойти к самому батюшке и спросить его за молитву. Самое главное — сказать имя раба Божьего, который и нуждается в поддержке, заботе. Стоит не забывать, что такая услуга платная, однако все деньги идут на пожертвование.

Если заказана молитва, сорокоуст за здравие начинает читаться в этот же день и так на протяжении 40 суток. Многие верующие люди убеждают, что в этот период ощущают в себе невероятную силу, энергию, которая помогает бороться со всеми трудностями и препятствиями на своем пути. Конечно, доказательств такому состоянию вовсе не существует, а некоторые скептики просто ссылают его на повышенную эмоциональность и развитое воображение. Кто-то настойчиво говорит, что это всего лишь самовнушение, однако не зря же данный церковный ритуал проводится уже не один век.

Так что теперь понятно, что такое сорокоуст за здравие, и как его заказывать. Однако также важно понимать, что существует и сорокоуст за упокой, так что крайне важно по невнимательности не перепутать оба эти ритуала, иначе можно навести на человека еще большую беду. В любом случае молитва — это вера, которая помогает жить и бороться со всеми жизненными неурядицами. Заказывать ее можно неограниченное количество раз, а вреда от этого уж точно не будет. Именно поэтому рекомендуется чаще ходить в церковь, верить в Бога и жить праведной жизнью, соблюдая все заповеди из Библии.

В заключении стоит добавить, что сорокоуст — это действительно мощный оберег, который защитит от всех тревог, болезней, несчастий и потерь. Так что не стоит поверхностно относиться к этому вопросу.

Молебен «Сорокоуст о здравии» в последнее время вызывает массу споров, т. к. некоторые священники полагают, что такую молитву в адрес живых людей не читают. Однако обращение к историческим данным свидетельствует о том, что в русских православных традициях на самом деле существует два вида служб с одинаковым названием.

Только в России

Одна из них получила свое развитие только на Руси. Это сорокоуст, который совершается по умершему человеку в течение сорока дней после его смерти. В этом случае необходимо, чтобы священник или близкие люди читали Псалтырь сорок раз. Обычно это делалось на третий, девятый и сороковой день после кончины. Такая молитва не имеет ничего общего с тем, что представляет собой сорокоуст о здравии. Что это такое, можно узнать, изучив церковную организацию прошлых веков.

Тогда приходы делились на округа, в каждом из которых было по сорок церквей. Заказать требуемое количество именно поминальных литургий можно было во всех сорока церквях в один день, исполняя необходимый ритуал. Так сформировалась заупокойная молитва с таким названием.

Число "сорок"

Совсем по-другому, как считается, появился сорокоуст о здравии. Что это такое? Эта служба также связана с числом "сорок", которое, в свою очередь, ассоциируется с количеством дней поста сроком скитания по пустыне иудеев, пребыванием Спасителя в пустыне после Крещения, временем обучения Христом Апостолов после Воскрешения.

Сорокоуст о здравии (что это такое, должен знать каждый верующий) - это упоминание на службе (литургии) в течение сорока дней как живущих, так и умерших, указанных в записках, т. к. считается, что «для Всевышнего все живы». На проскомидии за человека вынимается частичка из просфоры, которая потом погружается в Кровь Христову с молитвенными словами об очищении от грехов, т. е. за всех, о ком молятся, приносится благодарственное подношение Богу.

Как правильно заказать молебен

Сегодня не каждый знает, как правильно заказать сорокоуст о здравии. Что это такое с «организационной» точки зрения? Прошение можно подать в любое время, однако в период постов литургии служатся реже. Отметим, что не за каждого человека можно попросить с помощью подобной молитвы, т. к. к литургии допускаются только крещеные лица, поэтому проскомидийные записки нельзя подать на любое имя.

Магия или нет?

Иногда встречаются предположения о том, что лучше сразу в несколько церквей подавать прошения на сорокоуст о здравии. Отзывы сообщают, что люди обращаются в три, пять и более культовых учреждений, чтобы снять порчу, сглаз или навалившиеся неприятности или болезни. Это не возбраняется, однако некоторые усматривают в таких действиях элементы «церковной магии», когда к главному элементу (молитве), добавляется подбор чисел или расположения церквей в определенном порядке (треугольником, звездой и пр.). Священники полагают, что достаточно на традиционной службе приписать к имени человека, за которого подается записка, его нужды («болящий», «страждущий»), что указывает на просьбу об исцелении или

Сегодня часто в интернете при запросе «сорокоуст о здравии в трех церквях» обнаруживается множество вариантов «правильных» свойств этих молитв: помогают от порчи и сглаза, по словам народных целителей, избавляют от тяжелых болезней, прощением нейтрализуют врагов и недоброжелателей, восстанавливают энергетические оболочки, основываются на мощной энергетике и прочее.

От всего этого становится очень грустно.

Однажды в бытность мою пономарем перед Божественной литургией в праздник Крещения Господня я взобрался на колокольню позвонить к службе. Спустившись в притвор, не мог протиснуться в храм, так как из него в массовом порядке сплошным потоком выходили люди. Я недоумевал. Но потом оказалось, что батюшка перед службой сделал объявление: сначала служится Литургия, потом по заамвонной молитве – великое освящение воды и уже на улице после этого окропление святой водичкой.

После этого половина народа вышла из храма! Люди стали вокруг церкви и терпеливо (в крещенский-то мороз!) ждали, пока закончится эта непонятная длинная служба, наконец-то священник выйдет на пятнадцать минут покропить их и баночки и можно будет вернуться домой. Раздражались, говоря колкости в адрес батюшки: мол, почему так долго, почему не сокращает службу, не жалеет мерзнущий народ и прочее.

А в это время для них же в храме шла самая главная служба – Литургия, и небеса открывались, и благодать Святого Духа для спасения человечества пресуществляла Святые Дары…

Все это очень страшно.

В моей священнической практике был случай, когда по окончании службы в храм зашел мужчина, который хотел купить свечи. Я в это время был возле церковной лавки, и что-то будто бы толкнуло меня поинтересоваться, зачем ему свечи. Он честно ответил: еду к бабке, жизнь замучила и прочее, в общем надо спасаться. Я говорил ему о том, что нужно войти в храм, поставить свечи, помолиться в тишине Богу о своем или, если он желает, мы помолимся вместе, отслужим молебен. Но мужчина и слушать не хотел, у него была цейтнотная спешка. Бабка его ждала! Я тогда сказал, что свечи ему не продам. Он начал меня обзывать, мол, что я за священник, если не могу страждущему больному человеку помочь, в данном случае поехать к бабке.

Еще один пример. В одном из сел, где я служу, храм освящен в честь Рождества святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Перед храмовым праздником довольно часто я слышу вопрос: «Це ж у вас скоро храмове свято – Івана Купала?» И обязательно 7 июля нужно массово идти на гуляния, жарить шашлыки, прыгать через костер и т. д.

К чему я это все рассказываю? Здесь довольно глубокий корень. Тут кроется очень серьезная проблема, о которой нужно говорить. В чем она состоит? Сегодня древнеславянское язычество уже не существует как религия, но в народном сознании оно все еще укоренено как некий отпечаток-след, являющийся составляющим элементом национального менталитета. И, что тяжелее всего признавать, это язычество смыкается с церковной православной обрядовостью, порождая в духовном отношении искривление, своего рода болезнь – «псевдоцерковную магию».

Сорокоуст в трех церквях – явление того же порядка.

Древнеславянское язычество – это довольно аморфная несистематическая религия с неразвитой иерархией. Ее использовали по потребности (необходимость в хорошем урожае, в успехе военного похода, защита от климатического бедствия), и основывалась она на поклонении тем силам природы, от которых напрямую зависел древний славянин.

Потому язычество у наших предков – явление сугубо вещественное, материальное. В нем нет ничего духовного. Отсюда и магия, как реализация языческих культов в обрядовой форме, имеет свою жесткую структуру. Она абсолютно формально математична и направлена не в сердце и душу человека, но вовне. Например, чтобы на огороде росли овощи, нужно только в строго определенное время встать перед рассветом (если проспал, уже ничего не получится!), обойти определенное количество раз свой земельный участок, проговаривая конкретный заговор. Также и в псевдоправославной магии: сорокоуст в трех церквях, тридцать три свечи нужно поставить за здравие и спокойно иди домой, у тебя будет все хорошо. Формальный обряд выполнен, «аура очищена».

Почему появилась эта псевдоцерковная магия? Конечно же, это проделки нечистого духа. Самое большое желание сатаны – осквернить святыню. Именно поэтому бабки, гадалки, ворожеи, водительствуемые бесами, используют в своих магических ритуалах иконы, заговоры с поминанием имен святых и т. д. Довольно часто в священнической практике батюшка сталкивается со следующим предложением: «Покрестите ребенка, а то нам к бабке надо ехать, а она некрещеных не принимает». Почему бабка не принимает некрещеного человека? Потому что для такого Царствие Божие закрыто. А крещеного принимает, потому что задача беса – надругаться над святыней. В данном случае над Таинством Крещения.
Кстати говоря, был случай, когда ворожея не приняла ребенка, крещенного священником «Киевского патриархата», родители пытались ее убедить в том, что дитя крещено, но она упорно стояла на своем – «ребенок не крещен».

Есть такой случай в житии блаженного Андрея Юродивого…

Женщина пошла к магу, чтобы разобраться в своих личных проблемах. Он приготовил водичку, что-то пошептал над ней, что-то влил в нее и сказал женщине окропить ею святые иконы, находящиеся в доме. После этого женщине стало хуже. Она пошла к святому Епифанию – ученику блаженного Андрея Юродивого, и он, помолившись, показал ей в духовном отношении, что женщина сделала со святыми иконами. Оказывается, они все были окроплены нечистотами.

Поэтому, дорогие братья и сестры, будем помнить слова святого первоверховного апостола Павла: «Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11:30). В данном случае святой апостол говорил о тех людях, которые недостойно, без должного благоговения и разумения о святыни Евхаристии, причащаются. В Ветхом Завете есть следующее повествование: «Наддав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним» (Лев. 10:1–3).

Потому не будем приносить пред Господом огонь чуждый.

Конечно, можно заказывать сорокоусты и в трех храмах, и в десяти, и в большем количестве. Это хорошо и важно. В результате призывается молитвенно, через великое Таинство Бескровной Жертвы благодать Божья на человека. Но с чем, с каким чувством, с каким духом заказывается сорокоуст? С духом благоговейного страха Божия? С духом трепетной и кроткой сыновьей любви к Нему? Сын ли это вопиет к Отцу Своему Небесному: «Отче, помоги мне. Пропадаю без тебя!» Или происходит нечто другое – вложение в кадильницу церковную чуждого ей и даже враждебного элемента язычества, поиска оправдания собственного греха? Что в таком случае получает человек? Только, как Наддав и Авиуд, – гнев Божий. Ведь человек, который подходит к Чаше (а сорокоуст имеет прямое отношение к Евхаристии) недостойно, с мыслью о бабке, о магии, о языческих ритуалах – богохульник и осквернитель святыни. И что может быть хуже этого?!

Потому нам следует помнить, что мы в Теле и Крови Христовых ищем и находим прежде всего утраченное общение между Богом и человеком. Это единственная и самая важная цель человеческой жизни. В ней спасение и душ, и тел наших.

Вспомним слова Господа: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Под «этим всем» подразумеваются земные материальные блага, которые и так щедро дает Бог человеку.

Иерей Андрей Чиженко