«Воспитание нравственности на уроках литературы»

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 13 г.Дербент

Раджабова Фарида Рагимовна

Формирование личности, её характера, чувств, нравственных качеств, гражданской позиции, культуры поведения основывается на закономерностях и принципах и реализуется в методах и средствах воспитания. Вспомним предостережение А.И. Солженицына: «Если духовные силы нации иссякнут, никакое наилучшее государственное устройство и никакое наилучшее промышленное устройство не спасут её от смерти. С гнилым дубом дерево не стоит. И из всех всевозможных свобод, которые мы получили, на первый план всё равно выйдет свобода бессовестности».

Перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача – воспитание многогранной личности, личности, способной ориентироваться на духовно-значимые нормы и ценности. Литература - единственный учебный предмет эстетического цикла, систематически изучаемый с первого по одиннадцатый классы. Поэтому влияние литературы в целом, и чтения, в частности, на формирование личности школьника является неоспоримым фактом. Важность чтения подчёркивал и В.А. Сухомлинский: «Чтение как источник духовного обогащения, не сводится к умению читать; этим умением оно только начинается. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Читательская культура является существенным показателем духовного потенциала общества.

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось идеологических, духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции системы образования. И как следствие, совокупность ценностных установок во многом разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

Вопрос нравственного воспитания настолько актуален, что это нашло своё отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании». В статье 2-й Закона РФ указывается: «Государственная политика в области образования основывается на одном из принципов:

Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности и любви к Родине…».

Законом РФ «Об образовании» перед школой поставлена задача защиты и развития национальных культур, регионально-культурных традиций и особенностей. Национальные традиции, без сомнения, обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Духовно-нравственное состояние общества справедливо считается одним из основных показателей его развития и благополучия. Ведь духовность – это стремление к возвышенному, истине, прекрасному, позволяющему постичь подлинные высшие ценности.

В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-нравственного развития должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Таким образом, цель духовно-нравственного воспитания: это создание системы формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути.

Воспитание не может выполнить своей основной задачи подготовки человека к жизни в данном обществе вне обучения. Данную закономерную связь обучения и воспитания в педагогической литературе называют принципом воспитывающего обучения. В современной школе возникает необходимость специально организованной деятельности учителя и ученика, для того, чтобы выполнить задачи воспитания в обучении. Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т.е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.

Актуальность проблемы нравственного воспитания в современной школе, острая необходимость её решения, явились основным мотивом выбора темы моей педагогической концепции. Где, как ни на уроках литературы, заниматься воспитанием юных сердец?! Современное общество насыщено множеством информации: дети часами пропадают у телевизоров, «зависают», говоря на молодёжном сленге, у компьютеров и лишь малая толика наших воспитанников предпочитает книгу достижениям современного прогресса.

Проблема нравственного воспитания на разных этапах общественного развития привлекала внимание многих великих педагогов. Так Я.А.Коменский признавал огромную воспитывающую роль обучения, не разделяя обучение и воспитание. Ж.Ж.Руссо преобладающую роль отводил воспитанию, подчиняя ему обучение. И.Г.Песталоцци связывал умственное образование с нравственным воспитанием, обосновывая свой подход тем, что процесс познания начинается с чувственных восприятий, перерабатываемых затем сознанием при помощи априорных идей. Развитие общества внесло коррективы в соотношение воспитания и обучения. Так И.Ф. Гербарт, введя в педагогику термин «воспитывающее обучение», считал обучение основным средством воспитания.

К.Д.Ушинский видел в обучении важнейшее средство нравственного воспитания . Изучая его работы, я пришла к выводу, что эта идея мне наиболее близка , и именно она легла в основу моей концепции . На мой взгляд, нравственность можно воспитывать, создавая на уроках атмосферу, способствующую «проживанию» ситуации учеником. Только тогда, когда мы разовьём воображение ребёнка до такой степени, чтобы он «поменялся местами с персонажем» и прожил ситуацию как свою собственную, возможно принятие им тех идеалов и убеждений, которые мы хотим в нем воспитать. Безусловно, тема воспитания нравственности ненова, о ней говорили, говорят, и будут говорить – нравственность на все века!

Вызвать интерес у школьников к урокам литературы – задача, которую решает не одно поколение педагогов-словесников. Каким должен быть урок сегодня и завтра? Что помогает улучшить работу, сделать ее более качественной, эффективной? Наверное, не случайно профессию педагога сравнивают с профессией актера. И дело тут не только в том, что, как и актер, учитель должен уметь установить контакт с людьми, заинтересовать их, увлечь. Как не бывает одинаковых спектаклей, так не может быть и похожих уроков. Педагог-новатор Е.Н. Ильин советует: "Не бойтесь быть артистичными. Мы себя не демонстрируем. Мы себя передаем. Урок - это социальность, публичность, человечность" [Ильин, 1986: 35].

Ведь с мировоззренческой позиции, урок литературы – это действительная жизнь, проживание и осмысление которой совершается «здесь и сейчас». По-моему, нравственность рождается здесь, когда мы читаем «Телеграмму» К.Г.Паустовского, «совершаем преступление» с Раскольниковым, выступаем против «тёмного царства» с Островским Н.А., учимся любить с Шекспиром… Можно долго продолжать список произведений, которые формируют характер воспитуемого нами ребёнка, воспитывают нравственность его души.

А.М.Панченко говорил: «Приращение знания, приращение добра». Этим чувством должен быть наполнен каждый урок, к этому я стремлюсь в своей работе. На мой взгляд, душа, духовность, нравственность, смысл жизни, любовь – основные концепты урока литературы. Безусловно, уроки литературы должны давать знания и истории и теории литературы, ведь без них невозможно глубокое постижение нравственных и философских идей, заложенных в ней.

Урок – это творчество, которое предполагает новизну, оригинальность. Урок как педагогическое явление имеет свой состав и структуру, т.е. форму. Умение правильно выбирать цели урока, продумывать его содержание, определять взаимосвязь учебной ситуации на уроке, выбрать приоритетные методы, приёмы, средства обучения, спрогнозировать конкретный результат занятия являются определяющими в формировании профессиональной деятельности словесника.

Необходимо учитывать цель урока, которая достигается не сразу, а постепенно, через выполнение ряда последовательных заданий. Это и есть элементы структуры урока.

Структурообразующей единицей урока литературы в методической литературе принято считать учебную ситуацию, т.е. задание, которое является этапным в достижении цели урока. Учебная ситуация является эмоциональной частью урока, так как урок литературы носит творческий характер.

Учебная ситуация – это микродеятельность учителя и ученика, которая имеет свою цель, содержание (методы, приёмы, средства обучения, формы организации учебной деятельности) и результат. И главным результатом, на мой взгляд, является воспитание духовно-нравственной личности подрастающего поколения.

Чего я жду от детей: творчества, сотворчества или только воспроизведения? Этот вопрос я задала себе еще в начале своей педагогической деятельности – двенадцать лет назад. В мои руки попала статья С.Л. Штильмана «Живая вода интерпретации», в которой у автора рождаются вопросы, столь актуальные на сегодняшний день для учителей-словесников. «Для чего мы читаем классику и потом говорим о ней на уроках: для того, чтобы продемонстрировать филигранное мастерство разложения любой живой ткани на составляющие, или для того, чтобы «пропустить» литературный шедевр не только через разум, но и через сердце?!»- размышляет автор статьи. Действительно так! Мы разделяем мнение автора, ведь нам дана уникальная возможность на своих уроках через литературные шедевры «попасть» в сердца детей.

На своих уроках особое предпочтение я отдаю методу творческого чтения и эвристическому методу. Первый позволяет развить в детях наблюдательность, умение видеть и слышать явления жизни, умение найти верные слова и выражения для передачи своих впечатлений путем выполнения различного рода творческих заданий. Метод реализуется через приемы выразительного (художественного) чтение учителя, чтение мастеров художественного слова, отдельных сцен в исполнении актеров, обучение выразительному чтению учащихся, комментированное чтение. Важен прием беседы, где целью является выяснение впечатления учащихся о прочитанном произведении, направляя их внимание на идейные и художественные особенности, постановка художественной, нравственной, философской проблемы, непосредственно вытекающей из прочитанного произведения.

Эвристический метод обучения развивает в учащемся способности к продуцированию идей, формируют умения вести продуктивный диалог, развивают способности действовать в ситуации неопределенности, поставить учебную цель, составить план ее достижения, находить разные ракурсы решения проблем. Кроме того, в учащемся развиваются способности к самоанализу и рефлексии.

Рождение эвристического обучения связывают с методом обучения Сократа, основным принципом которого является «знающее незнание» («Я знаю, что я ничего не знаю»), т.е. признание недостаточности знаний и развертывание на этой основе процесса незнания – припоминания. Уточняется, что я все-таки не знаю, выделяется объект незнания, и начинается процесс его освоения. Обучение идет через открытия, через собственное проникновение ученика в глубины явления, предполагая проживание учеником этого явления. «Вглядываясь, прочувсвовав и вдумываясь в проплывающее облако, выполняя культурный обряд, созерцая древнюю икону или картину современного художника, школьник воспроизводит внутри себя те процессы, которые составляют исторический поток жизни. В познании он оказывается сродни великим ученым, художникам…»

Эвристическое обучение ориентируется на достижение неизвестного заранее результата, для него важен процесс постижения знания, в результате учащийся не пассивно приобретает знание, а создает его, знание становится личным опытом учащегося.

На своих уроках я уделяю большое внимание теме Родины, потому что глубоко убеждена, что воспитание патриотизма – воспитание чести, чувства долга, любви к Отечеству и своему народу, несомненно, одна из априори нравственного воспитания. Атмосфера, в которой воспитываются ученики нашей школы особая, так как мы находимся на территории военного городка. Ежедневно, видя пример исполнения воинского долго, служения Родине, дети наполняют свои сердца патриотизмом. Неслучайно, выпускники нашей школы поступают в военные училища и не избегают службы в армии.

Много лет назад, войдя в пятый класс, я поняла, что сердца этих учеников открыты нравственному воспитанию. Добру нас учили сказки, ведь именно в них добро обязательно побеждает зло, урок добра мои ученики усвоили, подтверждением тому творческие работы, которые они выполняют. Ребята признавались, что плакали, когда читали «Муму» И.С.Тургенева. Они учились сопереживать чужому несчастью, осуждать деспотизм и, что самое ценное, в своих еще не совсем организованных речах дети размышляли о нравственном превосходстве Герасима над барыней.

Любить освещённые солнцем сосны, зеркальную гладь лесной воды, звёздное небо – легко. Они сами по себе прекрасны. Любить размытые оттепелью дороги или деревенскую страду, как их любили Ф.Васильев, Н.Некрасов, Л.Толстой, Шолохов или Шукшин, - трудно. На своих уроках я стремлюсь этого достичь. Когда мы рассуждаем о доброте, человечности, милосердии, совести, о героизме и любви к Родине, об общечеловеческом идеале, мы побуждаем учащихся, не только думать над поставленными вопросами, но и делать нравственный выбор, формировать нравственную позицию.

Для активизации мыслительной деятельности на своих уроках я использую активные формы обучения: элементы диспута, исследовательские задания, проблемные вопросы, ролевые игры, творческие задания, уроки-аукционы, уроки-путешествия. В своей работе я использую ассоциативный метод мышления – синектика. Синектика - способ стимуляции воображения, формирования проницательности (методика была предложена американским психологом Уильямом Гордоном). Этот метод позволяет мне незнакомое для детей сделать знакомым, а привычное чуждым.

Формирование умения анализировать художественные произведения является одной из задач, поставленных мною, в вопросе нравственного воспитания. На уроках ведётся большая работа по формированию этого умения через такие виды деятельности, как создание характеристик литературных героев, опорных схем и таблиц, сопоставление различных точек зрения по произведению, отдельным образам, соотнесение событий с определённой эпохой.

Формирование умения работать с книгой, дополнительными источниками, умение создавать письменные и устные сочинения помогают в организации уроков-семинаров, которые интересны учащимся («Проблема нравственного выбора в драме Островского «Гроза»»; «Проблема вечных человеческих ценностей в романе «Отцы и дети»», «Идеал человека в поэзии Некрасова»; «Образ Родины в поэзии А.Блока и С.Есенина» и др..).

В своей работе я опираюсь на методику системного руководства чтением и формирования читательской самостоятельности, которая позволяет знаниям перерастать в убеждения и превращать их в личностные вкусы, идеалы.

Творческие работы учеников я обязательно храню, чтобы затем можно было проследить их литературное развитие. Такие работы позволяют видеть внутренний рост ребёнка: от изменения ценностных ориентаций до овладения собственным стилем. Уроки не проходят даром, этому есть подтверждения. Так, в 2011 году в районном конкурсе «Русь святая, православная», посвящённом Рождеству Христову, мои ученицы 9 и 10 классов заняли второе и третье призовые места в конкурсе литературных работ, второе место в литературном конкурсе « Страницы семейного альбома».

Воспитание нравственности не ограничивается уроками литературы, оно продолжается на уроках русского языка. Безусловно, для этого необходима подборка специальных текстов (для различных видов разбора, текстов изложений и др.), подбор предложений, чему я уделяю особое внимание при подготовке к учебному занятию. Воспитание продолжается во внеурочной деятельности по предмету: литературные гостиные, вечера памяти, работа в школьной газете. Свою работу я продолжаю в школьном музейном уголке, ведь у человека без истории, без знания своего прошлого нет будущего.

Организуя и реализуя свою деятельность в системе, продумывая каждый урок и используя эффективные методы обучения, каждый литератор обязательно «достучится» до детских сердец, научит их ставить и достигать цели, действовать в ситуациях неопределенности, которые потом поставит перед ними жизнь. Современный урок литературы заставляет находиться в постоянном поиске, самосовершенствоваться не только ученика, но и учителя.

Опираясь на взгляды Е.Н.Ильина, мы приходим к выводу, что урок литературы – человекоформирующий урок. Данный взгляд на воспитание ученика на уроках литературы очень близок мне. Это тот путь к ученику, по которому необходимо твердо идти, нисколько не сомневаясь, что каждая судьба обязательно найдёт свой отклик в литературе!

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования, с которой, бесспорно, справится урок ЛИТЕРАТУРЫ.

Примеры сочинений ЕГЭ

Русскую литературу всегда отличало тяготение к постановке и решению важных морально-нравственных проблем, причём не в форме абстрактных рассуждений, а на примере конкретных человеческих взаимоотношений и поступков. Спектр таких вопросов достаточно широк. Рассмотрим, какие важные нравственные уроки чита­тель может извлечь из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Уже сам эпиграф к произведению — «Береги честь смолоду» — указывает на то, что тема чести является основной для А.С. Пушкина. Писатель стремится всесто­ронне осмыслить это морально-нравственное понятие и на примере поступков своих персонажей показать, как важно каждому из нас руководствоваться соображения­ми чести в повседневной жизни, совершая тот или иной нравственный выбор.

В первой главе, являющейся экспозицией, отец Петра Гринёва, отправляя сына на военную службу, даёт ему свое напутствие, в котором говорит о необходимости служить честно, начальству не угождать, а самое главное — беречь свою дворянскую честь. Поэтому в Симбирске, проиграв в бильярд крупную сумму денег, юноша ни на секунду не сомневается в том, что должен расплатиться со своим кредитором, хотя и понимает, что был обманут. Он следует законам дворянской чести, по кото­рым требовалось незамедлительно расплачиваться за проигрыш в азартных играх. Конечно, юный Гринёв, поддавшись на уговоры слуги Савельича, мог бы не выпла­чивать обманом выманенные у него деньги, но важно то, что Пётр их выплатил, не пытаясь обвинить в своих злоключениях другого, честно ответил за свой просту­пок. По мнению писателя, человек способен сберечь душевную чистоту, только если он честен даже в мелочах.

Пётр Гринёв понимает честь как жизнь по совести. После захвата Белогорской крепости Пугачёвым он отказывается присягнуть на верность самозванцу и готов погибнуть на виселице. Гринёв предпочитает умереть героем, а не жить подлой жизнью предателя. Он не может нарушить присягу, которую давал императрице Екатерине. Кодекс дворянской чести требовал, чтобы герой отдал за императрицу свою жизнь, и Гринёв был готов на это. От смерти на виселице его спасла лишь случайность.

Соображениями дворянской чести Пётр Гринёв руководствуется и в других своих поступках. Когда Пугачёв помогает ему освободить Машу Миронову из плена Шва-

брина, то Гринёв хоть и благодарен вождю бунтовщиков, но присягу Отечеству всё равно не нарушает, сохраняя свою честь: «Но Бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что про­тивно чести моей и христианской совести». Юный Петруша в глазах предводите­ля мятежников становится воплощением верности, искренности и чести. Поэтому Пугачёв, закрывая глаза на дерзкие слова пленника, даёт свободу и разрешает ему уехать, не соглашается с советом Белобородова, предлагавшего попытать господина офицера, чтобы узнать, не подослан ли он оренбургскими начальниками.

Постепенно Пётр Гринёв восходит к высшему проявлению чести — самопожертво­ванию во имя другого человека. Будучи арестованным по доносу за связь с мятеж­ным атаманом и обвинённым в измене Родины, пушкинский герой из соображений чести не называет имени своей возлюбленной. Он боится, что девушку призовут в следственную комиссию, начнут допрашивать, и ей придется вспомнить все недав­но пережитые ужасы. А этого Гринёв допустить не может. Для него честь и душев­ное спокойствие любимой девушки дороже собственной жизни. Пётр предпочитает смерть или ссылку в Сибирь, только бы сберечь покой той, которую любит.

В сложных жизненных ситуациях Пётр Гринёв остаётся верен понятиям о чести и долге, чего не скажешь о другом герое пушкинской повести — подлом предателе Швабрине, который забыл про свою честь ради спасения собственной жизни. Во время захвата Белогорской крепости мятежниками Швабрин переходит на сторо­ну Пугачёва. Тем самым он рассчитывал сохранить свою жизнь, надеялся в случае успеха Пугачёва сделать при нём карьеру, а главное, хотел, расправившись со сво­им врагом — Петром Гринёвым, насильно жениться на Маше Мироновой, которая его не любила. В экстремальной жизненной ситуации Швабрин прежде всего хотел выжить, пусть даже через унижение, попрание собственной чести.

На примере жизненной истории Швабрина А.С. Пушкин показывает: как не удастся человеку обновить слишком изношенное платье, так и, часто поступая во­преки понятиям чести, не сможет он впоследствии исправить свою исковерканную душу. Об этом надо помнить каждому из нас, совершая разные поступки и тем са­мым выбирая путь Гринёва или Швабрина.

Итак, анализ повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» позволяет сделать вы­вод о том, какой высокий идейно-нравственный потенциал заложен в этом произ­ведении. Оно учит читателей не только тому, что честь — это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости и включает в себя чистую совесть, честность, достоинство, благородство, невозмож­ность лгать, совершать подлости по отношению к окружающим. В своей повести А.С. Пушкин также показывает: истинная любовь подразумевает бескорыстную самоотдачу в отношениях с любимым, и готовность пойти на самопожертвование и в этом заключается её величие. Читая пушкинское произведение, каждый из нас понимает, что предательство интересов родины — страшный грех, которому нет про­щения. Именно эти нравственные уроки способно преподать читателю бессмертное произведение А.С. Пушкина — повесть «Капитанская дочка». Как тут не вспомнить знаменитые слова Д.С. Лихачёва: «Литература — это совесть общества, его душа ».


на тему «Какие нравственные уроки может преподать русская литература»

В русской литературе всегда ставились морально-нравственные проблемы, и предлагались пути их решения на примерах конкретных поступков. Спектр этих проблем достаточно широк. Рассмотрим, какие нравственные уроки читатель может извлечь из повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина.
Уже сам эпиграф к произведению – «Береги честь смолоду» – указывает на то, что тема чести является основной для писателя. Он стремится осмыслить это понятие и на примере поступков своих персонажей показать, как важно каждому из нас руководствоваться мыслями о чести в повседневной жизни, совершая тот или иной нравственный выбор.
В начале повести отец Петра Гринёва, отправляя сына на военную службу, даёт ему напутствие: служить честно, начальству не угождать, а самое главное – беречь свою дворянскую честь. Поэтому в Симбирске, проиграв крупную сумму денег в бильярд, юноша ни на секунду не задумывается в том, что должен расплатиться со своим кредитором, хотя и понимает, что был обманут. Он следует законам дворянской чести, пот которым требовалось немедленно расплачиваться за проигрыш в азартных играх. Конечно, Пётр, поддавшись на уговоры слуги Савельича, мог бы не выплачивать долг, потому что деньги были выманены у него обманом. Но он их выплатил, честно ответил за свой проступок. По мнению Пушкина, человек способен сберечь душевную чистоту, только если он честен даже в мелочах.
Пётр Гринёв понимает честь как жизнь по совести. После захвата Белогородской крепости Пугачёвым, он отказывается присягнуть на верность самозванцу и готов умереть на виселице. Он предпочитает погибнуть героем, а не жить подлой жизнью предателя. Он не может нарушить присягу, которую дал императрице Екатерине. Кодекс дворянской чести требовал, чтобы герой отдал за императрицу свою жизнь, и Гринёв был готов это сделать. От виселицы его спасла только случайность.
Соображениями дворянской чести Пётр Гринёв руководствуется и в других своих поступках. Когда Пугачёв помогает ему освободить Машу Миронову из плена Швабрина, то Гринёв хотя и благодарен вождю бунтовщиков, но присягу Отечеству не нарушает и честь сохраняет: «Но Бог видит, что жизнью моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести». Юный Петруша в глазах предводителя мятежников становится воплощением верности, искренности и чести. Поэтому Пугачёв, закрывая глаза на дерзкие слова пленника, даёт свободу и разрешает ему уехать. Самозванец не соглашается с советом Белобородова, предлагавшего попытать офицера, чтобы узнать, не подослан ли он оренбургскими начальниками.
Постепенно Пётр Гринёв приходит к высшему пониманию чести – самопожертвованию во имя другого человека. Будучи арестованным по доносу за связь с арестованным атаманом и обвинённым в измене Родине, пушкинский герой из-за соображений чести не называет имени своей возлюбленной. Он боится, что девушку призовут в следственную комиссию, начнут допрашивать, и ей придётся вспоминать все недавно пережитые ужасы. А этого Гринёв допустить не может. Для него честь и душевное спокойствие любимой девушки дороже собственной жизни. Пётр предпочитает смерть или ссылку в Сибирь, только бы сберечь покой той, которую любит. В сложных жизненных ситуациях Пётр Гринёв остаётся верен понятиям чести и долга. Чего не скажешь о другом герое – подлом предателе Швабрине, который забыл свою честь ради спасения собственной жизни. Во время захвата Белогородской крепости мятежниками Швабрин переходит на сторону Пугачёва. Тем самым он рассчитывал сохранить свою жизнь, надеялся в случае успеха Пугачёва сделать при нём карьеру. А главное – хотел расправиться со своим врагом – Гринёвым, насильно жениться на Маше Мироновой, которая его не любила. В экстремальной жизненной ситуации Швабрин хотел выжить, пусть даже через унижение, попрание собственной чести.
На примере жизни Швабрина А.С. Пушкин показывает: как не удастся человеку обновить слишком изношенное платье, так и, часто поступая вопреки чести, не сможет он впоследствии исправить свою исковерканную душу. Об этом надо помнить каждому из нас, совершая разные поступки и тем самым выбирая путь Гринёва или Швабрина.
Итак, анализ повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» позволяет сделать вывод о том, какой высокий идейно-нравственный потенциал заложен в этом произведении. Оно учит читателя не только тому, что честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости и включает в себя чистую совесть, честность, достоинство, благородство, невозможность лгать, совершать подлости. В своей повести А.С. Пушкин также показывает: истинная любовь подразумевает бескорыстную самоотдачу в отношениях с любимыми, и готовность пойти на самопожертвование и в этом заключается её величие. Читая пушкинское произведение, каждый из нас понимает, что предательство интересов Родины – страшный грех, которому нет прощения. Именно эти нравственные уроки способны преподать читателю бессмертные произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Как тут не вспомнить известные слова Д.С. Лихачёва: «Литература – это совесть общества, его душа».

Какие нравственные уроки может преподать литература о войне?

   С течением времени мы всё дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Это было очень тяжёлое время. Советский солдат смело смотрел в глаза смертельной опасности. Его смелостью, его волей, его кровью добыта победа над страшным врагом. Я не знаю, что такое война, даже услышав, я не могу представить, что это такое. Люди сражались «ни ради славы, ради жизни на земле..». Трагические события проявляют личные качества человека. Если у него добрая душа и сердце, он заступится за слабого, не пожалеет своей жизни ради чужой. Медсёстры вытаскивали раненых с поля боя, лётчики и танкисты, расстреливая боезапас, шли на таран, партизаны подрывали вражеские эшелоны… Люди отдавали свои жизни за родину, за свободу, за мирную жизнь, за будущее.
   Есть множество замечательных литературных произведений, отражающих жизнь человека в военное время. Например, классический роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Главной темой романа является героическая борьба русского народа с французскими захватчиками. Лев Николаевич выявил много проблем и показал их с огромной глубиной. Это произведение проникнуто любовью к Родине, гордостью за её прошлое. Читая этот роман, я вижу, как в борьбе с врагами проявляется русский дух, отвага. Роман «Война и мир» для меня не только книга об историческом прошлом страны, но и книга о нравственности. Из неё я извлекла множество уроков, которые будут помогать мне в жизни. Этот роман заставил меня задуматься над проблемами мужества, дружбы, верности, над нравственными вопросами, которые каждый человек непременно решает для себя.
   Ещё одним важным произведением является рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека». Это рассказ о простом человеке на войне. Лучшие черты народного характера, благодаря силе которого была одержана победа в Великой Отечественной войне, автор воплотил в главном герое - Андрее Соколове. Это такие черты, как стойкость, терпение, скромность, достоинство. Весь рассказ проникнут глубокой, светлой верой в человека.
Нравственные уроки мы можем увидеть в поэме Александра Твардовского «Василий Тёркин». Поэма очень популярна именно потому, что её герой воплотил в себе основные качества русского солдата, его стойкость и жертвенность. Он любит свою Родину, смел и готов к подвигу, сохраняет человеческое достоинство. При этом в поэме почти отсутствуют описания героических поступков. Тёркин ловок, удачлив, мастер на все руки, умеет пошутить, поднять боевой дух товарищей. Война показана в поэме как тяжёлая работа, поэтому автор называет солдат тружениками. Образ Василия Тёркина словно укореняется в русской истории, приобретает обобщающее значение, становится воплощением русского национального характера.

В бой, вперёд, в огонь кромешный
Он идёт святой и грешный
Русский чудо-человек..


   У всех авторов, затрагивающих тему «человек на войне», есть общая черта: они стремятся изобразить не подвиг отдельных людей, а всенародный подвиг. Не героизм отдельного человека восхищает их, о подвиг всех русских людей, вставших на защиту Родины. Авторы стараются отразить в своих произведениях такие нравственные уроки и общечеловеческие ценности, как самопожертвование, вера в человека, единение народа, патриотизм.    Нам нельзя забыть подвиг советского народа. Сохранение истинной памяти об участниках этих событий – долг и честь каждого из нас.

Калашникова Ольга, 17 лет

По информации с сайта ФИПИ: Направление «Год литературы», с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определённого читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.
Указом Президента РФ В.В. Путина «О проведении в РФ Года литературы» 2015 г. объявлен годом литературы. И это совершенно справедливое решение со стороны нашего правительства. Основной задачей проведения Года является привлечение внимания к чтению и литературе, повышения интереса россиян к книгам.


КАКИЕ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ МОГУТ БЫТЬ 2-го ДЕКАБРЯ?

Хорошая книга – это подарок, завещанный автором человеческому роду.
Творец книги – автор, творец её судьбы – общество.
Книга есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаются – и старые, и малые.
Библиотеки – это сокровищницы всех богатств человеческого духа.
Роль книги в жизни человека.
Способна ли книга сделать человека лучше?
Согласны ли Вы с утверждением А.Н. Толстого «Хорошая книга – точно беседа с умным человеком»?
Может ли человек обойтись без книг?
Почему книги требуют бережного к себе отношения?

Значение литературы в жизни общества.
Какие жизненно важные вопросы задаёт литература?
Помогает ли литература познать человеку самого себя?
Какие нравственные уроки может преподать литература?
Согласны ли Вы с утверждением Д.С. Лихачева «Литература – это совесть общества, его душа?

Отношение читателей к литературным героям.
Кто для Вас идеальный литературный герой?
Какой литературный герой Вам ближе: созерцающий жизнь или преобразующий её?
Кто из литературных героев Вам интересен и почему?
Кого из литературных героев Вы узнаёте в своих современниках?

Книга или компьютер.
Роль книги в жизни моей семье.
Моя настольная книга.
Моя золотая полка.
Мои любимые герои.
Книга, которая меня изменила.
Книга, которую хочется перечитать.

КАКИЕ КНИГИ НАДО ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАТЬ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЭТОМУ НАПРАВЛЕНИЮ:

А.С. Пушкин «Евгений Онегин».
Н.В. Гоголь «Мёртвые души».
И.А. Гончаров «Обломов».
Л.Н. Толстой «Детство. Отрочество. Юность».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

М. Горький «Детство. В людях. Мои университеты», «Мать».
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».
Е.И. Замятин «Мы».
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном».
Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
Б.Л. Пастернак «Нобелевская премия».
В.А. Каверин «Два капитана».

ПИСАТЕЛИ-ЮБИЛЯРЫ 2015-2016 гг.

Прошло со дня рождения:

190 лет – САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Михаила Евграфовича
145 лет – КУПРИНА Александра Ивановича
140 лет – БУНИНА Ивана Алексеевича
135 лет – БЛОКА Александра Александровича
130 лет – ГУМИЛЁВА Николая Степановича,
125 лет – БУЛГАКОВА Михаила Афанасьевича,
120 лет – ЕСЕНИНА Сергея Александровича,
110 лет – ШОЛОХОВА Михаила Александровича,
100 лет – СИМОНОВА Константина Михайловича.

ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ

на тему «Какие нравственные уроки может преподать русская литература»

В русской литературе всегда ставились морально-нравственные проблемы, и предлагались пути их решения на примерах конкретных поступков. Спектр этих проблем достаточно широк. Рассмотрим, какие нравственные уроки читатель может извлечь из повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина.
Уже сам эпиграф к произведению – «Береги честь смолоду» – указывает на то, что тема чести является основной для писателя. Он стремится осмыслить это понятие и на примере поступков своих персонажей показать, как важно каждому из нас руководствоваться мыслями о чести в повседневной жизни, совершая тот или иной нравственный выбор.
В начале повести отец Петра Гринёва, отправляя сына на военную службу, даёт ему напутствие: служить честно, начальству не угождать, а самое главное – беречь свою дворянскую честь. Поэтому в Симбирске, проиграв крупную сумму денег в бильярд, юноша ни на секунду не задумывается в том, что должен расплатиться со своим кредитором, хотя и понимает, что был обманут. Он следует законам дворянской чести, пот которым требовалось немедленно расплачиваться за проигрыш в азартных играх. Конечно, Пётр, поддавшись на уговоры слуги Савельича, мог бы не выплачивать долг, потому что деньги были выманены у него обманом. Но он их выплатил, честно ответил за свой проступок. По мнению Пушкина, человек способен сберечь душевную чистоту, только если он честен даже в мелочах.
Пётр Гринёв понимает честь как жизнь по совести. После захвата Белогородской крепости Пугачёвым, он отказывается присягнуть на верность самозванцу и готов умереть на виселице. Он предпочитает погибнуть героем, а не жить подлой жизнью предателя. Он не может нарушить присягу, которую дал императрице Екатерине. Кодекс дворянской чести требовал, чтобы герой отдал за императрицу свою жизнь, и Гринёв был готов это сделать. От виселицы его спасла только случайность.
Соображениями дворянской чести Пётр Гринёв руководствуется и в других своих поступках. Когда Пугачёв помогает ему освободить Машу Миронову из плена Швабрина, то Гринёв хотя и благодарен вождю бунтовщиков, но присягу Отечеству не нарушает и честь сохраняет: «Но Бог видит, что жизнью моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести». Юный Петруша в глазах предводителя мятежников становится воплощением верности, искренности и чести. Поэтому Пугачёв, закрывая глаза на дерзкие слова пленника, даёт свободу и разрешает ему уехать. Самозванец не соглашается с советом Белобородова, предлагавшего попытать офицера, чтобы узнать, не подослан ли он оренбургскими начальниками.
Постепенно Пётр Гринёв приходит к высшему пониманию чести – самопожертвованию во имя другого человека. Будучи арестованным по доносу за связь с арестованным атаманом и обвинённым в измене Родине, пушкинский герой из-за соображений чести не называет имени своей возлюбленной. Он боится, что девушку призовут в следственную комиссию, начнут допрашивать, и ей придётся вспоминать все недавно пережитые ужасы. А этого Гринёв допустить не может. Для него честь и душевное спокойствие любимой девушки дороже собственной жизни. Пётр предпочитает смерть или ссылку в Сибирь, только бы сберечь покой той, которую любит. В сложных жизненных ситуациях Пётр Гринёв остаётся верен понятиям чести и долга. Чего не скажешь о другом герое – подлом предателе Швабрине, который забыл свою честь ради спасения собственной жизни. Во время захвата Белогородской крепости мятежниками Швабрин переходит на сторону Пугачёва. Тем самым он рассчитывал сохранить свою жизнь, надеялся в случае успеха Пугачёва сделать при нём карьеру. А главное – хотел расправиться со своим врагом – Гринёвым, насильно жениться на Маше Мироновой, которая его не любила. В экстремальной жизненной ситуации Швабрин хотел выжить, пусть даже через унижение, попрание собственной чести.
На примере жизни Швабрина А.С. Пушкин показывает: как не удастся человеку обновить слишком изношенное платье, так и, часто поступая вопреки чести, не сможет он впоследствии исправить свою исковерканную душу. Об этом надо помнить каждому из нас, совершая разные поступки и тем самым выбирая путь Гринёва или Швабрина.
Итак, анализ повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» позволяет сделать вывод о том, какой высокий идейно-нравственный потенциал заложен в этом произведении. Оно учит читателя не только тому, что честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости и включает в себя чистую совесть, честность, достоинство, благородство, невозможность лгать, совершать подлости. В своей повести А.С. Пушкин также показывает: истинная любовь подразумевает бескорыстную самоотдачу в отношениях с любимыми, и готовность пойти на самопожертвование и в этом заключается её величие. Читая пушкинское произведение, каждый из нас понимает, что предательство интересов Родины – страшный грех, которому нет прощения. Именно эти нравственные уроки способны преподать читателю бессмертные произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Как тут не вспомнить известные слова Д.С. Лихачёва: «Литература – это совесть общества, его душа».