И вот ты уже на финише, а пятый курс воспринимаешь, как последний рывок во взрослую самостоятельную жизнь. Так и есть, однако не стоит форсировать события, поскольку впереди самый ответственный период студенчества – выполнение и защита диплома. Именно на защите ты можешь максимально продемонстрировать свои знания в будущей специальности, а также стать гордостью своего руководителя дипломного проекта и, конечно, родителей.

Для чего необходим план дипломной работы?

Все это возможно, однако только в том случае, если ты ответственно подойдешь к выполнению дипломного проекта, а не посчитаешь, что оценка «отлично» уже у тебя в кармане. У меня есть несколько личных примеров, когда отличники, расслабившись на защите дипломного проекта для получения статуса «магистр», в итоге получили удовлетворительные отметки.

Так что поведение преподавателей, да и всей аттестационной комиссии просто непредсказуемо, и необходимо быть «во все оружии». Вот для этого и рекомендую внимательно прочитать мою статью!

Итак, мы определились: для успешного окончания вуза необходимо получить хорошую оценку за лично выполненный дипломный проект.

Чтобы добиться такого безупречного результата, первым делом необходимо составить план дипломной роботы , который очень важен для конечного результата. Что это такое, и для чего необходимо при выполнении диплома, попробуем отдельно разобраться.

План дипломной работы: сущность и особенности

Если тебе предстоит дипломная работа, то на первых порах ее выполнения мысли, как правило, путаются. Это вполне нормально, поскольку знаний, полученных за пять лет, в голове скопилось достаточное количество, а систематизировать их сложно в преддверие дальнейшего выпуска.

Вот тут на помощь и приходит план дипломной работы , то есть своего рода «график», последовательность выполнения работы, благодаря которому можно легко структурировать ход своих мыслей и в лаконичной форме донести их до сознания преподавателя и все аттестационной комиссии.

План дипломной работы очень важен, поскольку, как показывает обширная педагогическая практика, его грамотное составление существенно влияет на конечный результат написания этой важнейшей итоговой работы.

Именно поэтому, составив его, целесообразно сразу же показать руководителю дипломного проекта, и только потом преступать к воплощению в жизнь.

Не исключено, что грамотный педагог внесет свои коррективы в такой распорядок и несколько изменит видение студента будущей работы. Спорить в такой ситуации уж точно не стоит, а лучше всего прислушаться к дельным советам своего наставника, так сказать.

Основные задачи , которые ставит перед собой план дипломной работы, звучат примерно следующим образом:

1. Полностью раскрыть тему диплома;

2. Доказать его целесообразность и актуальность;

3. Точно выбрать методологическую базу;

4. Внедрить примеры научной новизны согласно полученному заданию;

5. Последовательно изложить ход своих мыслей;

6. Сделать объективные выводы о проделанной работе;

7. Приложить к дипломному проекту его практическую часть.

Если в одном из пунктов возникают определенные сложности, либо студент не до конца понимает, что необходимо писать в содержании; требуется заранее обратиться к своему научному руководителю.

Все нюансы должны быть оговорены своевременно, чтобы потом общее впечатление о проделанной работе не было окончательно испорчено.

В любом случае, мне хочется донести до тебя, студент, важную информацию: план дипломной работы – это «фундамент», на который в последствии будет выстраиваться теоретический и практический материал, а также колоссальный опыт, полученный в стенах вуза и при производственном обучении (на практике).

Стандартная структура плана дипломной работы

Какой бы дипломный проект ты не принялся выполнять, есть те стандартные нормы и правила, которых обязательно стоит придерживаться; в противном случае итоговая оценка будет преднамеренно снижена аттестационной комиссией.

Итак, в плане должна быть выдержана последовательность таких пунктов:

1. Введение;

2. Теоретическая часть;

3. Практическая часть;

4. Примеры научной новизны;

5. Заключение;

6. Выводы; список литературы;

7. Прикладной материал.

Все составляющие важно детально расписать, а каждая часть является обязательной и должна быть логически завершенной .

Именно поэтому в структуре плана должны присутствовать не только пункты, но и подпункты, которые по нумерации необходимо вставить и в содержание.

Чтобы грамотно описать теоретическую часть, необходимо точно определить для себя предмет исследования, а после описать его во всех подробностях, дать исторический анализ, и все это связать с предстоящей научной новизной дипломного проекта.

Поэтому теоретическая часть обязательно включает исторический и теоретический анализ объекта, а также теоретический анализ предмета исследований согласно теме дипломной работы.

Отдельно стоит оговорить, что практический анализ предмета не берется из книг и вовсе не является плодом фантазии студента, а становится следствием исследований, наблюдений и личных опытов, выполненных непосредственно на производстве, то есть во время производственной практики.

То есть все представленные данные должны подкрепляться фактами, документами и аргументами (в зависимости от специальности), а пример научной новизны одобрен научным руководителем и обсчитан с точки зрения экономической выгоды.
Отдельно стоит выделить и тот раздел, который будет содержать описание научной новизны, внедренной студентом.

Здесь текст также необходимо будет структурировать как минимум на две главы, где в первой указать исходные данные и их недостатки, а во второй – свой усовершенствованный вариант.

Аттестационная комиссия на этот раздел обратит особое внимание, поэтому его важно расписать во всех нюансах и тонкостях. Обязательной считается экономическая сторона исследования, а при ее отсутствии преподаватели могут смело заявить, что тема дипломной работы не раскрыта до конца, а его актуальность и вовсе попадет под большое сомнение.

Распространенные ошибки студентов при написании плана дипломной работы

Очень часто студенты, считая себя самыми умными на пятом курсе, самостоятельно выполняют план, как обязательную составляющую дипломного проекта; при этом допускают ряд ошибок, также способных снизить итоговую оценку на защите.

Что это за ошибки, рассмотрим ниже:

1. Отсутствие последовательности плана . Здесь важно понимать, что преподаватель – не дурак и, если ты решил схитрить, умышленно упустив одну из глав или разделов дипломного проекта, то при просмотре профессиональным взглядом это сразу же бросается в глаза.

Соответственно, дополнительные вопросы на защите, причем по самой плавающей теме, можно сказать, обеспечены. Не стоит таким способом демонстрировать свои пробелы в знаниях. Как говорится: «Из песни слов не выкинешь», так и здесь.

2. Несоответствие плана содержанию . Многие студенты пишут план для отвода глаз, так сказать, а, если изучить содержание, становится очевидно, что оно вовсе не соответствует нумерации и названию глав.

Преподаватель начинает черкать пояснительную записку прямо на защите, а студент понимает, что сдать на «отлично» свою работу у него все меньше и меньше шансов. Не стоит использовать такие эксперименты на защите, иначе они могут боком выйти.

3. Пунктуационные и орфографические ошибки в плане . Такие недочеты, как точки и запятые, также бросаются в глаза; тем более что преподаватели за много лет своей работы наизусть знают все ГОСТы и СТП.

Так что каждую строчку своей пояснительной записки обязательно внимательно вычитывать, иначе потом придется краснеть за такие мелочи, которые также могут испортить общее впечатление о проделанной работе.

4. Отсутствие списка литературы . Очень важно не забывать о списке литературы, которая используется в структуре дипломной работы. Все издания и авторы должны быть пронумерованы, а в главах на них обязательно ссылаться, указывая условную нумерацию.

Это очень важно, поскольку все сведения и материал для своей работы студент берет из учебников и справочников, и не может выдавать за свои глубокие познания.

Если сделать все по правилам, то и у аттестационной комиссии к студенту на защите будет гораздо меньше вопросов; а это значит, что оценка порадует своей пусть не совсем объективностью, но номиналом точно. В остальном, все в руках прилежного студента.

В заключении могу добавить, что дипломная работа должна быть не только написана студентом, но и до конца осознана, поскольку фантазия и познания в предмете преподавателей не ограничены, а дополнительные вопросы могут быть самыми неожиданными. Но и паниковать не стоит, ведь, если ты сам сделал свой диплом , то никакие вопросы тебя не должны пугать.

Это те элементарные сведения, которые ты обязательно должен помнить при составлении плана дипломной работы. Я подробно описала все замечания и пожелания аттестационной комиссии, поскольку сама в свое время краснела перед строгими преподавателями на защите.

Вывод : Теперь тебе известно, как составить план дипломной работы, и какие нюансы необходимо при этом учитывать..

Так что обязательно дочитай до конца эту статью, и она однажды пригодится или хотя вспомнится!

Теперь ты знаешь, как составить план дипломной работы .

Как составить план (содержание) дипломной / курсовой работы

Как правило, содержание дипломной работы составляется совместно с научным руководителем . Как только вы получили (выбрали) тему дипломной работы , подойдите к своему руководителю и попросите помочь вам в составлении содержания. Главное подойти заранее, пока человек не загружен проверкой черновиков дипломов.

Если руководитель вам в этом откажет, то не опускайте руки! Тут же попросите рассмотреть составленное вами заранее содержание и утвердить его, либо помочь переделать! И после этого можете смело начинать писать дипломную работу !

Но если и тут ваш научный руководитель вам отказал, типо мол:» Иди пиши сам, я потом все сразу проверю», то не расстраивайтесь, потому что так бывает в 70 % случаев. Никто не хочет лишний раз «напрягать мозги», особенно если они и так загружены. Ну мы же упорные! Будем писать дипломную работу сами ! ТОГДА ПРИСТУПАЕМ К ПЛАНУ Б!

План Б. Возьмите несколько учебников, в которых рассматривается ваша тема. Как правило, это отдельная глава в учебнике, состоящая из нескольких пунктов. Сравните то, как рассматривают тему вашей дипломной, проанализируйте все пункты — составьте на этой основе одно целое, куда бы вы смогли вместить все. То есть «слепите» из этого свое содержание. Либо возьмите наиболее понравившуюся схему рассмотрения вашей темы. Так же можете использовать методические рекомендации по написанию дипломных работ. Если вы пишете диплом по юриспруденции , то можете использовать статьи нормативного акта.

Образец содержания дипломной работы

В данном примере ГЛАВА 4 полностью взята из уголовного кодекса. То есть то, как описывает УК РФ особо квалифицированные составы изнасилования, в каком порядке, какие именно, такие рассмариваем и мы — те же и в том же порядке.

Так же, надо иметь в виду, что любую дипломную работу можно условно разделить на ОБЩУЮ и ОСОБЕННУЮ части. В общей части рассматривают, как правило понятие ___, общую характеристику ___, признаки___, значение ___, структуру ____ и т. п. То есть здесь пишем общие теоретические вопросы. В особенной части рассматривается проблематика рассматриваемых отношений. Например: факторы ___, меры ___, назначение ___, виды ___ и т. п.

90 % преподавателей хотят видеть симметричный дипломный проект! Что это означает? План дипломной работы должен быть симметричным. Рассмотрим на примере. У вас 2 главы. В каждой главе по 2 параграфа. Выглядит это так.

Дипломная работа. Образец оформления содержания

Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТА ПРЕСТУПЛЕНИЯ

1.1 Понятие и значение субъекта преступления

1.2 Признаки субъекта преступления

Глава II. ВИДЫ СУБЪЕКТОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

2.1 Физическое лицо

2.2 Специальный субъект преступления

Это пример хорошего, симметричного содержания! То есть если у вас 3, 4 главы, то в каждой главе должно быть одинаковое количество параграфов. Но бывает и такое, что симмертию соблюсти невозможно. Это бывает гораздо реже, но, все таки. Причина тому — специфика темы дипломной работы. Так, самый первый пример содержания дипломной работы наглядно нам это показывает.

План ВКР является обязательно исполняемым документом и должен состоять из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений (при наличии). План дипломной работы исполняется на бланке (см. образец ).

В зависимости от характера темы и наличия фактического материала в плане могут преобладать теоретические проблемы или практические вопросы. Однако в любой работе должна быть изложена теория исследуемой проблемы, проанализирована практика финансово-экономической деятельности, обоснованы конкретные практические предложения по повышению эффективности экономической деятельности. Количество параграфов в главах регламентируется и может колебаться от двух до четырех. Поскольку на защиту ВКР выносятся, как правило, три проблемы, то обычно вторая и третья главы содержат по три, четыре параграфа: во второй главе в каждом параграфе выявляются нерешенные экономические проблемы, а в каждом параграфе третьей главы определяются направления решения этих проблем.

План ВКР является обязательно исполняемым документом и должен состоять из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений (при наличии).

Получив организационные документы, Вам следует приступить к изучению требований к оформлению работы.

  1. Структура вкр и ее содержание

При написании текста надо следить за тем,чтобы в ходе изложения не терялась основная мысль работы, то есть так называемая «красная нить».

При написании текста работы не допускается применять:

1) обороты разговорной речи, произвольные словообразования, профессионализмы 1 ;

2) различные научные термины, близкие по смыслу, для одного и того же понятия;

3) иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;

4) сокращения обозначений единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в головках и боковиках таблиц и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы;

5) математический знак минус (-) перед отрицательными значениями величин (вместо математического знака (-) следует писать слово «минус»);

6) математические знаки без цифр, например: <(меньше или равно), > (больше или равно), ≠ (не равно), № (номер), % (процент).

ВКР должна быть написана хорошим научным языком. Это означает как соблюдение общих норм литературного языка и правил грамматики, так и учёт особенностей научной речи: её точности, однозначности терминологии, некоторых правил применения форм речи.

В отношении стиля научной речи следует запомнить, что личная манера изложения в современной научной литературе уступила место безличной. Иными словами, местоимение «я» не употребляется, а местоимение «мы» постепенно выходит из употребления. Используются словосочетания «можно считать», «допустим, что...» и др. далее, при обсуждении научных положений того или иного ученого, мыслителя применяется форма настоящего времени. Заметим, что есть слова и выражения, которые вообще не следует использовать в научном тексте: «общеизвестно», «само собой разумеется», «естественно». Не следует также употреблять местоимения «что-то», «кое-что», «что-нибудь» из-за их неопределенности.

Материал работы должен излагаться в соответствии с названием и целевой установкой работы, логически стройно и последовательно, выводы должны быть аргументированы. Нужно четко осознавать, что цель работы состоит не в простом описании поставленных в плане вопросов, а в анализе существующих проблем деятельности экономических субъектов и обосновании предложений по решению этих проблем. Разработка каждой составной части работы имеет свои особенности

Поскольку ВКР - это самостоятельное исследование, компиляция не допускается.

Тема ВКР раскрывается в главах работы и должна состоять из взаимоувязанных теоретической, практической и рекомендательной частей.

В работе должны быть рассмотрены и представлены:

Этапы работы

Срок

Выбор темы

апрель предвыпускного курса

Утверждение тематики ВКР и закрепление за студентом научного руководителя

июнь предвыпускного курса

Составление плана работы

сентябрь выпускного курса

Подбор литературы, ее изучение (конспектирование, составление тезисов, аннотаций, оформления цитат и т.д.)

Систематизация теоретической информации и практических материалов

Подготовка и представление руководителю на проверку материалов ВКР

Оформление текста ВКР

Представление работы на кафедру для предзащиты

за один месяц до защиты

Предварительная защита

за 10-15 дней до защиты ВКР

Защита работы

Приложение № 2

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный

педагогический университет»

Институт специального образования

Кафедра логопедии и клиники дизонтогенеза

Наименование темы вкр

Выпускная квалификационная работа

Екатеринбург 2011

Приложение № 3

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ

1.1. Название параграфа

1.2. Название параграфа

ГЛАВА 2. НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ

2.1. Название параграфа

2.2.Название параграфа

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Приложение №4

Образец оформления ссылок, списка литературы

Внутритекстова я библиографическая ссылка содержит сведения об объекте ссылки, не включенной в текст документа. Внутритекстовую библиографическую ссылку заключают в круглые скобки.

Пример:

(Арене В.Ж. Азбука исследователя. М.: Интермет Инжиниринг, 2006)

(Потемкин В.К., Казаков Д.Н. Социальное партнерство: формирование, оценка, регулирование. СПб., 2002. 202 с.)

Совокупность затекстовых библиографических ссылок оформляется как перечень библиографических записей, помешенный после текста документа или его составной части.

Затекстовая библиографическая ссылка может содержать следующие элементы: заголовок; основное заглавие документа; общее обозначение материала; сведения, относящиеся к заглавию; сведения об ответственности; сведения об издании; выходные данные; физическую характеристику документа; сведения о местоположении объекта ссылки в документе (если ссылка на часть документа); сведения о серии; обозначение и порядковый номер тома или выпуска (для ссылок на публикации в многочастных или сериальных документах); сведения о документе, в котором опубликован объект ссылки; примечания; международный стандартный номер.

Пример:

21. Герман М.Ю. Модернизм: искусство первой половины XX века. СПб.: Азбука-классика, 2003. 480 с. (Новая история искусства).

34. Никонов В.И., Яковлева В.Я. Алгоритмы успешного маркетинга. М., 2007. С. 256-300.

При нумерации затекстовых библиографических ссылок используется сплошная нумерация для всего текста документа в целом.

Для связи с текстом документа порядковый номер библиографической записи в.затекстовой ссылке указывают в отсылке, которую приводят в квадратных скобках в строку с текстом документа.

Пример:

в тексте:

Обилий список справочников по терминологии, охватывающий время не позднее середины XX века, дает работа библиографа И.М. Кауфмана .

59. Кауфман И. М. Терминологические словари: библиография. М., 1961.

Пример:

в тексте:

10. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. 175 с.

Если в тексте встречаются отсылки к нескольким книгам одного автора, то в оформление ссылки в тексте может содержать указание на год издания:

Пример:

в тексте:

[Бахтин, 2003, с. 18] ;

Бахтин М.М. Формальный метод в литературоведении: критическое введение в социальную поэтику. М.: Лабиринт, 2003. 192 с.

В отсылке допускается сокращать длинные заглавия, обозначая опускаемые слова многоточием с пробелом до и после этого предписанного знака.

Пример:

в тексте:

[Философия культуры... , с. 176]

Философия культуры и философия науки: проблемы и гипотезы: межвуч. сб. науч. тр. /Сарат. гос. ун-т; [под ред. С.Ф. Мартыновича]. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. 199 с.

Подстрочная библиографическая ссылка может содержать следующие элементы: заголовок; основное заглавие документа; общее обозначение материала; сведения, относящиеся к заглавию; сведения об ответственности; сведения об издании; выходные данные; сведения об объеме документа (если ссылка на весь документ); сведения о местоположении объекта ссылки в документе (если ссылка на часть документа); сведения о серии; обозначение и порядковый номер тома или выпуска (для ссылок на публикации в многочастных или сериальных документах); сведения о документе, в котором опубликован объект ссылки; примечания; международный стандартный номер.

Пример:

1 Тарасова В. И. Политическая история Латинской Америки. М., 2006. С. 305.

3 Кутепов В.И., Виноградова А.Г. Искусство Средних веков. Ростов н/Д, 2006. С. 144-251.

17 История Российской книжной палаты, 1917-1935. М., 2006.

или более подробно:

1 Тарасова В.И. Политическая история Латинской Америки: учеб, для вузов. -2-е изд. - М.: Проспект, 2006. - С. 305-412.

3 Кутепов В.И., Виноградова А.Г. Искусство Средних веков / под общ. ред. В.И. Романова. - Ростов н/Д, 2006. -С. 144-251.

17 История Российской книжной палаты, 1917-1935 / Р.А. Айгистов [и др.]. -М.: Рос. кн. палата, 2006. - 447 с. - ISBN 5-901202-22-8.

Для аналитических записей допускается, при наличии в тексте библиографи­ческих сведений о составной части, в подстрочной ссылке указывать только сведения об идентифицирующем документе:

Пример:

2 Адорно Т.В. К логике социальных наук // Вопр. философии. - 1992. - № 10. -С. 76-86.

Пример:

2 Официальные периодические издания: электрон, путеводитель / Рос. нац. б-ка, Центр правовой информации. [СПб.], 2005-2007. URL: http://www.nlr.ru/lawcenter/izd/index.html (дата обращения: 18.01.2007).

Оформление списка литературы осуществляется по правилам библиографического описания, представленным в ГОСТ Р 7.0.5.-2008 («Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»).

Примерный план выпускной квалификационной работы

(варьируется в зависимости от вида и жанра изобразительного искусства)

Содержание

Введение ……………………………………………………………

Глава 1. Название главы?

1.1. Название? ………………………………

1.2. Название? ………………………………………

1.3. Название? …………………………………………..

Глава 2. Название главы? ( Формирование у школьников (учащихся, детей) знаний, умений и навыков при…)

2.1. Анализ школьной программы (студии, кружка) по изобразительному искусству………………………………………………………………

2.2. Методические рекомендации …….………………………..

2.3. Планирование и организация уроков (занятий)……………

2.4. Экспериментальная работа (где?) …………………………………

Глава 3. Название главы?

3.1. Краткие исторические сведения……………………………………

3.2. Сущность и определение жанра, его виды………………………………

3.3. Особенности художественно-творческой работы (над чем?) ……….

3.4. Основные

Заключение ………………………………………………………………

Литература ………………………………………………………………

Приложения ……………………………………………………………..

Введение

Краткая характеристика исследуемой темы.

Нужно определить, в чем именно заключается необходимость исследования данной темы, необходимость разработки (или уточнения) методик и рекомендаций по совершенствованию работы в рассматриваемой области.

Степень разработанности проблемы. Здесь необходимо показать недостаточность разработанности выбранной темы в научных исследованиях на современном этапе развития общества, необходимость изучения проблемы в новых современных условиях. Сначала дается критический анализ того, что отражено и решено в специальной литературе, затем, что недостаточно раскрыто и нуждается в дальнейшей разработке. Сущность проблемы такова, что требует анализа, оценки, формирования идеи, концепции для поиска ответа (решение проблемы ) с проверкой и подтверждением опытом.

Объект исследования . Сфера (область) поиска. Объектами исследования могут быть педагогические системы, явления, процессы (воспитание, образование, развитие, формирование личности, и т. д.).

Предмет исследования . Ограниченный аспект сферы поиска внутри объекта; процессы протекания или реализации изучаемых явлений; совокупность элементов, связей, отношений.

Если объект - это область деятельности, то предмет - это изучаемый процесс в рамках объекта исследования.

Именно на предмет исследования направлено основное внимание, именно предмет определяет тему. Для его исследования (предмета) формулируются цель, гипотеза и ставятся задачи.

Цель исследования. Это конечный результат работы, чего хочет достичь студент своей исследовательской деятельностью . Определение оптимальных путей решения поставленных задач, выявление причинно-следственных связей и закономерностей, разработка теорий, методик, рекомендации.

Гипотеза исследования. Недоказанное утверждение, предположение, разработанное на основе всестороннего изучения теоретического и практического состояния проблемы. Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров ), и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу доказывают данным исследованием, превращая её в установленный факт . Гипотеза формулируется таким образом, чтобы автор давал новое видение или понимание того, что он исследует. Выдвигаются условия, при которых гипотеза может быть подтверждена. Например:

Будет осуществляться эффективно при наличии (при условии),

Это возможно, если,

Создание (чего-либо) позволит обеспечить и т. д.

Задачи исследования . Определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели. Задачи могут вводиться словами:

Проанализировать,

Определить,

Выявить,

Обобщить,

Показать,

Проверить в опытной работе (апробировать) и т. д.

Количество задач должно быть 4-5. Задачи обязательно должны быть отражены в выводах, рекомендациях и заключении.

Методы исследования. Это способы получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и т. п. Например, при исследовании можно использовать следующие методы: изучение и анализ специальной научной литературы , изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, моделирование, сравнение, анализ, синтез, наблюдение, беседа, опрос и т. д.

Научная новизна исследования. Относится ко всему исследованию в целом. Это научные положения и выводы, разработанные в ходе выполнения настоящего исследования, имеющие отличительные особенности от ранее проведенных исследований.

Научная новизна в зависимости от характера и сущности исследования может формулироваться по-разному. Так, для теоретических работ научная новизна определяется тем, что нового внесено в теорию и методику исследуемого предмета. Для работ практической направленности научная новизна определяется результатом, который был получен впервые, возможно подтвержден и обновлен или развивает и уточняет сложившиеся ранее научные представления и практические достижения.

Практическая значимость исследования. Заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности, независимо от того - является данная квалификационная работа теоретической или практической.

Структура исследования - описывается в соответствии с разделом «содержание».

Все эти компоненты должны быть взаимосвязаны, и одно должно вытекать из другого и им определяться. В противном случае все исследование будет выстроено неверно и не даст научно достоверных и убедительных результатов.

Глава 1. Название главы? (Психолого-педагогические аспекты исследуемой темы)

1.1.

1.2.

1.3. Консультации у преподавателей педагогики и психологии.

Глава 2. Название главы? ( Методика обучения: формирование у школьников (учащихся, детей) знаний, умений и навыков при…)

2.1. (Натюрморт, пейзаж, портрет или др.) - в школьной программе (кружка, студии) по изобразительному искусству.

Анализ программ, вывод.

Методика как предмет изучения. Методика как наука. Методы и приемы обучения. (По исследуемой теме).

Разработка собственных методических рекомендаций .

2.3. Планирование и организация уроков.

Подготовка учителя к уроку (предварительная и непосредственная).

Календарно-тематический план. Планы-конспекты уроков.

№ п/п

дата

Тема урока

Цель урока:

1. Обучающая.

2. Развивающая.

3. Воспитывающая

Теоретическая часть урока

Практическая работа на уроке

Оборуд-е урока

Домашн. задание

Литера-тура

План-конспект урока по изобразительному искусству (приблизительно).

Дата:

Вид занятия :

Тема урока:

Цель урока:

1. Обучающая:

2. Развивающая:

3. Воспитывающая:

Оборудование урока:

1. Для учителя:

2. Для учащихся:

Оформление классной доски:

План урока:

1. организационная часть 2-3 мин.

2. сообщение нового материала 10-12 мин.

3. самостоятельная работа учащихся 25-30 мин.

4. подведение итогов 2-3 мин.

5. завершение урока и сообщение задания на дом 3-5 мин.

Ход урока:

Используемая литература:

2.4. Экспериментальная работа в школе (кружке, студии).

Цель экспериментальной работы (должна быть связана темой исследования)?

Экспериментальная работа проводится в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Учащихся при этом следует разделить на две группы: №1 и №2 - по принципу «случайного выбора».

На констатирующем этапе определялся фактический уровень знаний, умений, навыков школьников в какой-либо изобразительной технике на данный момент времени.

Критерии оценки за качество выполненной работы на всех этапах могут быть, например, следующие:

1. Общее впечатление от работы: ясность, свежесть и оригинальность колористического и композиционного решения.

2. Образность работы: передача настроения, эмоциональность.

3. Уровень владения изобразительной грамотой.

4. Последовательность и аккуратность в работе.

Но так как общеобразовательная школа (и всевозможные кружки по художественному творчеству) не ставят перед собой задачу профессионального обучения учащихся изобразительному искусству, очень большое значение имеет такой критерий как:

Интерес к выполнению задания (и к предмету в целом), которое включает в себя непосредственность изображения и выражение своего собственного мнения об окружающей действительности.

Этот критерий может существенно повлиять на оценку творческой работы учащегося.

Практические задания на всех этапах экспериментальной работы должны быть равнозначны по сложности и длительности выполнения для обеих групп.

Результаты исследования на констатирующий этапе приводятся в таблице №1:

№ груп-пы

№ п/п

Имя

Интерес к выполненю задания

Качество выполненной работы

Оценка

Света А.

низкий

«3»

«3»

Дима Р.

высокий

«4»

«5»

Вика П.

нет

не справился

«2»

……

и т. д.

Коля Д.

и т. д.

Примечание: количество учащихся в обеих группах (равных по числу участников одного возраста) могут быть и меньше.

Результаты исследования на констатирующий этапе сводятся в таблице №2:

№ груп-пы

Интерес

к выполнению задания:

На «5»

На «4»

На «3»

Не справились

средний

средний

Сделать вывод…….

На формирующем этапе экспериментальной работы группа №1 продолжает заниматься по прежней традиционной методике, а группа №2 по предложенным методическим рекомендациям, которые могут включать в себя и внеклассную работу (например: посещение музеев, выставок, знакомство с творчеством художников, демонстрация авторских работ и т. п.) с целью повышения интереса к предмету.

На контрольном, завершающем этапе экспериментальной работы, нужно сравнить уровень изобразительной грамоты и интерес к выполнению задания группы №1 и группы №2, и определить - как применение предложенных методических рекомендаций сказалось на качестве обучении учащихся из группы №2.

Для этого проводятся контрольные практические занятия.

Результаты исследования приводятся в таблице №3:

№ груп-пы

№ п/п

Имя

Интерес к выполненю задания

Качество выполненной работы

Оценка

Света А.

низкий

«3»

«3»

Дима Р.

высокий

«4»

«5»

Вика П.

нет

не справился

«2»

……

и т. д.

Коля Д.

и т. д.

Результаты исследования на контрольном этапе сводятся в таблице №4

№ груп-пы

Интерес

к выполнению задания:

Количество учеников выполнивших задание:

На «5»

На «4»

На «3»

Не справились

средний

выше среднего (высокий)

Сделать вывод…….

Провести анализ двух детских работ из разных групп.

Сделать общие выводы.

Чтобы более образно представить результаты творческой деятельности учащихся, данные таблиц показываются на диаграммах.

На констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы может быть проведено тестирование учащихся, в целях выявления эффективности методических рекомендаций для повышения интереса учащихся к художественно - творческой деятельности.

Глава 3. Название главы? (Теория и практика творческого поиска)

3.1. Краткие исторические сведения

3.2. Сущность и определение жанра, его виды

3.3. Особенности художественно-творческой работы (над чем?)

Показать общие особенности и отличия композиционного и колористического построения (чего?). Сделать вывод.

3.4. Основные этапы (последовательность) создания художественного произведения (какого?)

Как и любая творческая деятельность, художественное творчество есть решение последовательно связанных задач. Эти задачи должны следовать одна за другой и в такой же последовательности решаться. Это и есть творческий процесс, который представляет собой создание произведения от начала до конца, со всеми подготовительными и завершающими этапами.

Порядок работы примерно следующий:

Выбор темы, замысел произведения.

Сбор материала. (Этюды, наброски, зарисовки и т. д.).

Композиционный поиск. (Выполнение вариантов эскизов к будущим произведениям).

Выбор формы и размеров формата (для плоскостной композиции). Дать краткую характеристику разных форматов: горизонтального, вертикального, квадратного (круглого, овального). Обосновать выбор.

Выполнение рабочих эскизов.

Заключение

В заключении даются выводы и предложения. Заключение должно отражать результаты практической значимости исследования, пути и дальнейшие перспективы работы над проблемой. В заключении дается краткий перечень наиболее значимых выводов и предложений (рекомендаций) по решению поставленных задач, содержатся обобщенные выводы и предложения по совершенствованию изучаемых вопросов по данной теме. Каждая рекомендация, сделанная в настоящей работе, должна быть обоснована с позиций эффективности, целесообразности и перспектив использования в практической деятель­ности или учебном процессе.

Литература (не менее 50-и)

Приложения:

1. Таблицы, диаграммы, учебно-методические материалы (репродукции, слайды, фоли, раскладки, раздаточный материал и др.).

2. Репродукции к истории развития жанра и его видам,

3. Этюды, наброски, эскизы композиционного поиска, рабочие эскизы к представленным произведениям.

4. Творческие работы детей.

Оформление

Поля: левое - 30 мм, правое – 15 мм, сверху - 20 мм, снизу - 20 мм.

Шрифт основного текста – 14 (обычный), типа Times New Roman .

Междустрочный интервал - 1,5.

Отступ красной строки - 5 знаков.

Выравнивание текста - двухстороннее.

Нумерация страниц - по центру, в нижней части листа.

Введение, название глав и заключение - шрифт 16, жирный.

Подзаголовки (параграфы) - шрифт 14, жирный.

Введение, название глав и заключение начинать с новой страницы.

В основном тексте обязательно должны быть сноски на используемую литературу и приложения.