«Поэт и воин Курской земли».
Курский писатель Константин Дмитриевич Воробьев

Классный час

Цели урока:

Познакомить учащихся с творчеством писателя родного края;

Воспитывать у учащихся чувство гражданственности и ответственности за судьбу своей родины;

Прививать любовь к родному краю;

Расширение словаря литературоведческих терминов.

1) Познакомиться с фактами из жизни и творчества К.Д. Воробьева, сопоставив их.

2) Выявить связи между жизненными событиями и произведениями К.Д. Воробьева.

3) Формировать умение анализировать, сопоставлять, критически мыслить.

Материалы к классному часу:

Распечатанные отрывки из произведений К.Д. Воробьева, доска, мультимедийный проектор, компьютер, выставка книг К.Д. Воробьева и иллюстраций к его произведениям, музыка военной тематики (диск), презентация к уроку.

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН

1. Вступительное слово учителя.

Богат талантами Курский край. С древнейших времён и до наших дней Курская земля - это источник вдохновения для творчества писателей, поэтов, художников, композиторов. Его прекрасную природу, богатую историю и замечательных людей воспели в своих произведениях писатели, поэты, художники и музыканты Афанасий Фет, Николай Асеев, Евгений Носов, Константин Воробьёв, Егор Полянский, художник Александр Дейнека, композитор Георгий Свиридов и многие другие. И в двадцать первом веке Курский край вдохновляет на творчество. Мы уже познакомились с некоторыми произведениями писателя Евгения Ивановича Носова. Сегодняшняя встреча посвящена нашему земляку Константину Дмитриевичу Воробьеву.

2. Биография писателя.

Родился К. Д. Воробьёв 24 сентября 1919года в селе Нижний Реутец Медвенского района Курской области. Мучительным воспоминанием о детстве у него было чувство постоянного голода. В 1933 году голод выкосил многие семьи.

Константин решил пойти работать в сельмаге. Там получал плату хлебом. Окончив сельскую школу, поступил в сельхозтехникум в Мичуринске. В справке исправил год рождения на 1917. Вернулся в село, закончил курсы киномеханика и 6 месяцев разъезжал по деревням с кинопередвижкой. В 1935 году стал писать стихи и небольшие корреспонденции о сельской жизни и работать в Медвенской районной газете. Украл петуха, продал и уехал в 1937 году в Москву.

Жил у сестры Татьяны. В 1938 году призван в ряды Красной Армии. В 1940 году получил направление в Кремлёвское Краснознаменное пехотное училище.

В октябре 1941 году в составе Кремлёвских курсантов был отправлен на фронт, в декабре попал в плен. Прошёл через ряд лагерей на территории Литвы. В сентябре 1943 года бежал из плена, организовал партизанскую группу. После разгрома его подпольной группы пришёл в город Шауляй и 30 дней, не отрываясь от стола, писал повесть о плене. С документальной точностью автор рассказывает о пережитых адских мучениях (допросы, пытки, расстрелы, каторжный труд, побеги). Эта повесть под названием “Это мы, Господи!” опубликована лишь в 1986году. После войны работал в снабженческих и торговых организациях. Первый сборник рассказов “Подснежник” вышел в 1956г. (“Гуси - лебеди”, “Штырь”, “Синель” и др.) С середины 50-х годов стал заниматься профессиональным литературным трудом. Важная веха в творчестве К. Воробьёва – рубеж 50- 60 – х годов, когда одна за другой написаны повести “Сказание о моём ровеснике”(1960), “Убиты под Москвой”(1961), “Крик”(1962). В основу этих повестей легли личные впечатления и переживания автора во время боёв под Москвой. Позже появляются “деревенские” повести: “Почем в Ракитном радости”(1964), “Мой друг Момич”(1965; в сокращенном виде под названием “Тётка Егориха” в 1967г.). В последних повестях писателя “Вот пришёл великан”(1971), “И всему роду твоему” (к началу 1974 г. была близка к завершению) – нет ни войны, ни коллективизации, но есть хаотичный поток повседневности, изнурительной серой обыденщины, мышиной войны самолюбий.

3. Чтение отрывков.

«Проза К. Воробьева обнажена, как открытая рана, - писал литературный критик Игорь Золотусский. - Она похожа на оголенный электрический провод и небезопасна на ощупь. Удары тока передаются от ее строк к читателю и вызывают в ответ сердечную дрожь... Проза его особая. Те же законы прозы, те же сюжет, композиция, характеры, но интонация какая-то не та, интонация другая…»

Послушайте чтение отрывков из повести К. Воробьева.

Отрывки из повести «Это мы, Господи!..»

На окраине города жили пленные. Лагерь представлял собой огромный лабиринт, разделенный на секции густой сетью колючей проволоки. Это уже было образцово-показательное место убийства пленных. В самой середине лагеря, как символ немецкого порядка, раскорячилась виселица. Вначале она походила на букву "П" гигантских размеров. Но потребность в убийствах росла, и изобретательный в этих случаях фашистский мозг из городского гестапо выручил попавших в затруднительное положение палачей из лагеря. К букве "П" решено было приделать букву "Г", отчего виселица преобразилась в перевернутую "Ш". Если на букве "П" можно было повесить в один прием четырех пленных, то новая буква вмещала уже восьмерых. Повешенные, согласно приказу, должны были провисеть одни сутки для всеобщего обозрения.

В эти дни немцы не били пленных. Только убивали!

Убивали за поднятый окурок на дороге.

Убивали, чтобы тут же стащить с мертвого шапку и валенки.

Убивали за голодное пошатывание в строю на этапе

Убивали за стон от нестерпимой боли в ранах.

Убивали ради спортивного интереса, и стреляли не парами и пятерками, а большими этапными группами, целыми сотнями - из пулеметов и пистолетов-автоматов! Трудно было заблудиться немецкому солдату, возвращающемуся из окрестной деревни на тракт с украденной курицей под мышкой. Путь отступления его однокашников обозначен страшными указателями. Стриженые головы, голые ноги и руки лесом торчат из снега по сторонам дорог. Шли эти люди к месту пыток и мук - лагерям военнопленных, да не дошли, полегли на пути в мягкой постели родной страны - в снегу, и молчаливо и грозно шлют проклятия убийцам, высунув из-под снега руки, словно завещая мстить, мстить, мстить!..

На тринадцатые сутки умышленного мора голодом людей немцы загнали в лагерь раненую лошадь. И бросилась огромная толпа пленных к несчастному животному, на ходу открывая ножи, бритвы, торопливо шаря в карманах хоть что-нибудь острое, способное резать или рвать движущееся мясо. По образовавшейся гигантской куче людей две вышки открыли пулеметный огонь. Может быть, первый раз за все время войны так красиво и экономно расходовали патроны фашисты. Ни одна удивительно светящаяся пуля не вывела посвист, уходя поверх голов пленных! А когда народ разбежался к баракам, на месте, где пять минут тому назад еще ковыляла на трех ногах кляча, лежала груда кровавых, еще теплых костей и вокруг них около ста человек убитых, задавленных, раненых...

Каунасский лагерь "Г" был карантинным пересылочным пунктом. Не было поэтому в нем особых "благоустройств", свойственных стандартным лагерям. Но в нем были эсэсовцы, вооруженные... железными лопатами. Они уже стояли, выстроившись в ряд, устало опершись на свое "боевое оружие". Еще не успели закрыться ворота лагеря за изможденным майором Величко, как эсэсовцы с нечеловеческим гиканьем врезались в гущу пленных и начали убивать их. Брызгала кровь, шматками летела срубленная неправильным косым ударом лопаты кожа. Лагерь огласился рыком осатаневших убийц, стонами убиваемых, тяжелым топотом ног в страхе метавшихся людей. Умер на руках у Сергея капитан Николаев. Лопата глубоко вошла ему в голову, раздвоив череп.

4. Слово ведущего.

Война – самое страшное событие, которое только может случиться. Как в бесчеловечных условиях сохранить человеческие качества? Возможно ли это? К.Д. Воробьёв принадлежит к числу таких писателей, чьи произведения основаны на беспощадной и бескомпромиссной памяти, проверенной не только собственной жизнью, собственными страданиями, но и временем.

Следуя традициям великого Л.Н. Толстого, К.Д. Воробьёв считает, что война действительно является продолжением мира и на неё люди шли со взглядами, убеждениями и опытом мирного времени. Проза К.Д. Воробьева принадлежит к замечательным образцам русской литературы середины XX века.

Память о писателе живет в Курской области. Одна из улиц Курска носит его имя. Проводится творческий конкурс имени Константина Воробьева на лучшее журналистское произведение на военно-патриотическую тему.

Умер К.Д. Воробьев 2 марта 1975 г. в Литве, а в 1995 г. он был перезахоронен в Курске, на Офицерском кладбище. Рядом покоится прах его жены, которая после смерти писателя сделала все для того, чтобы он обрел вечный покой в родной земле. В 1994 г. К.Д. Воробьеву была посмертно присуждена премия им. Сергия Радонежского, а в 2001 г. – литературная премия А. Солженицына.

5. В Курской области открыли после реставрации дом-музей писателя Константина Воробьева.

16 июля 2014 года, в селе Нижний Реутец Медвенского района Курской области после реставрации открылся дом-музей писателя Константина Воробьева. Долгое время дом, в котором родился писатель, находился в запущенном состоянии. Но в 2004 году его восстановили и открыли для посетителей. Недавно стало ясно, что зданию требуется реставрация. И её начали проводить, завершив аккурат к 95-летию со дня рождения прозаика

В доме-музее представляет собой три небольшие комнаты. Здесь воссоздан быт крестьянской семьи начала 20 века. Есть русская печь, деревянные скамьи, есть даже стол, за которым юный писатель творил свои первые литературные произведения, есть и старинные иконы, принадлежавшие семье Воробьевых. И внешний вид дома, и его обстановка воссозданы по воспоминаниям односельчан.

Дом, в котором Константин Воробьев жил до 16-ти лет, стоит на пригорке. Оттуда открывается замечательный вид на курские просторы. Поэтому неудивительно, что писателя прозвали «сентиментальным натуралистом» за его рассказы о жизни в деревне.

Надо сказать, что в Курской области чтят память Константина Воробьева. В областном центре есть улица и школа его имени, в центре города установлен памятник писателю. В литературном музее хранятся его личные вещи. А в деревне Нижний Реутец проводятся экскурсии по дому-музею писателя-фронтовика.

При жизни Константин Воровьев не был обласкан вниманием властей. Признание пришло к нему позднее. В 2001 Воробьеву посмертно присвоили литературную премию А. Солженицына.

6. Выступление библиотекаря школы. Обзор выставки книг К.Д. Воробьева.

7. Итоги классного часа.


Константин Дмитриевич Воробьев

Обложка книги

Константин Воробьев с женой Верой Дзенис

Мемориальная плита на доме в Вильнюсе, в котором писатель жил в 1960-1975 годах


Литература

1. Воробьев, К.Д. Собрания сочинений: В 3 т. / К.Д. Воробьев. – М.: Современник, 1991-1993.

2. Дедков, И. Момент правды - определяющий / И. Дедков // Живое лицо времени. - М.: Советский писатель, 1986. – С. 194-195.

3. Зимин, В.Я. Тема детства в творчестве К.Д. Воробьева: дис. канд. филол. наук / В.Я. Зимин. Курск, 2004. - 181 с.

4. Кедровский, А.Е. Земляки: творчество К.Д.Воробьёва и Е.Носова. // Курск: Изд-во КГПУ, 1999. - С.2-74

5. Кризская, Т.В. Язык художественной прозы К.Д. Воробьева: автореф. дисс. ..канд. филол. наук / Т.В. Кризская. - Курск, 2009. - 19 с.

6. Носов, Е.И. Он любил эту землю // в кн. К.Д.Воробьёва "И всему роду твоему". – Вильнюс: Вага, 1978. - С.5-8.

7. Томашевский, Ю. Право на возвращение: Из наблюдений над жизнью лирического героя Константина Воробьева; Возвращение / Ю. Томашевский // Вчера и сегодня. – М., 1986.– С.81-116.

8. Федякин С. «Нельзя об этом писать» … «в любом случае не отчаиваться и не унывать, а надеяться и верить…»: К 75-летию К. Воробьева / С. Федякин // Лит. газ.– 1994.– 28 сент.– С. 4-12.

9. Чеботаев, М. Страдая за людей: Штрихи к портрету писателя К.Д. Воробьева / М. Чеботаев // Сибирские огни.– 1991.– № 7.– С. 280-297.

10. 46ТВ [Электронный ресурс]: Первое курское интернет-телевидение // В Курской области открыли после реставрации дом-музей писателя Константина Воробьева URL: http://www.46tv.ru/new/culture/003061/ (дата обращения: 03.02.2016).

11. Курская областная научная библиотека им. Н.Н. Асеева [Электронный ресурс]: Константин Дмитриевич Воробьев URL: http://kurskonb.ru/our-booke/site/persons/kv.html (дата обращения: 03.02.2016).

Подробности Категория: «Страницы литературной земли Курской»

2015 год объявлен Указом Президента Российской Федерации от 14.06.2014 г. № 436 Годом литературы. На литературной карте России Курск занимает не последнее место. В нашем благодатном крае родилось и живет много талантливых людей, составивших гордость российской и мировой литературы. Среди них: А. Гайдар, К. Воробьев, Е. Носов, Н. Асеев, В. Овечкин, Ю. Герман, В. Детков, М. Еськов, Ю. Першин, Е. Полянский, Н. и В. Корнеевы, Б. Агеев и др.

У каждого из них своя творческая судьба. Их произведения включеныв школьные программы. Творчество исследуют ученые-литераторы, их выдающийсяталант отмечен высокими наградами, государственными и всероссийскими литературными премиями.

Основная задача этого проекта направлена на популяризацию краеведческой литературы. Мы хотим рассказать о трех известных наших земляках, чей юбилей отмечается в 2015 году: Носов Е.И., Еськов М.Н., Корнеев Н.Ю. - о том, какой вклад они внесли в литературную историю нашего региона, рассказать о неизвестных страницах их жизни.

ПРОЗАИК, ФОТОГРАФ, ХУДОЖНИК

«Летать я не могу, но о полете мечтаю, и чтобы осуществить это, - я пишу.

Я хочу, чтобы мои слова и мысли хотя бы немного парили над землей…»

Е.И. Носов

15 января 2015 года исполнилось 90 лет со дня рождения русского писателя, нашего земляка Евгения Ивановича Носова. Проза Мастера будоражит души людей, заставляет задумываться о своем предназначении и одновременно согревает добротой и теплом, дает надежду на лучшее.

Евгений Иванович родился в селе Толмачево, Курского уезда, Курской губернии. Корни писателя деревенские, его пращуры издавна работали на земле. Его дед по материнской линии, Алексей Иванович, например, сезонно работал извозчиком, и по семейным преданиям, известно, что возил в Курске знаменитую Надежду Плевицкую.

Сам писатель рассказывает о себе так: «Я родился студеным январским вечером 1925 года в тускло освещенной избе своего деда. Село Толмачево раскинулось вдоль речки Сейм, в водах которой по вечерам отражались огни недалекого города Курска. Из деревенского окна виделись мне просторный луг, весной заливаемый половодьем, и таинственный лес за ним, и еще более далекие паровозные дымы за лесом, всегда манившие меня в дорогу, которой и оказалась потом литература - главная стезя моей жизни».

Будущий писатель вырос в трудовой семье. Учился в школе № 9 г. Курска. В 18 лет ушел на фронт, был артиллеристом противотанковой бригады, дошел до Восточной Пруссии, в 1945 году под Кенигсбергом был тяжело ранен. День Победы встретил в госпитале. Вернувшись, закончил школу и уехал в Среднюю Азию, где работал в газете художником-ретушером, а затем - литсотрудником. В 1951 году вместе с семьей вернулся в Курск, работал в газете «Молодая гвардия». «Корреспондентские поездки позволили накопить обширные жизненные впечатления, которые безотказно питали и по сей день питают мое писательское вдохновение. Много дает мне постоянное общение с природой: я заядлый рыбак, любитель ночевок у костра, наперечет знаю почти все курские травы. Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию» - писал в своих воспоминаниях Евгений Иванович.

Первый рассказ Носова «Радуга» был опубликован в 1957 году в областном альманахе того же названия. Тогда же он принял участие в работе Всероссийского семинара молодых прозаиков в Ленинграде. Первая книга «На рыбачьей тропе» вышла в 1958 году, а в 1959 году - новый сборник «Рассказы». С 1960 по 1962 гг. он учился на Высших литературных курсах в Москве, после чего полностью перешел на творческую работу. Его повести и рассказы печатались в центральных журналах, таких как «Огонек», «Наш современник», «Новый мир» и др. 60 годы были плодотворными для писателя: один за другим выходят его сборники - «Тридцать зерен» (1961), «Где просыпается солнце?» (1965), «За долами, за лесами» (1967), и многие другие. Произведения Е.И. Носова издавались на разных языках мира миллионными тиражами: английском, немецком, французском, испанском, венгерском, польском, чешском, словацком, болгарском и др. По его произведениям были сняты фильмы - «Пятый день осенней выставки», «Шопен, соната номер два», «Цыганское счастье». А по повести «Усвятские шлемоносцы» были поставлены спектакли во многих театрах страны. Евгений Иванович сам лично активно участвовал в работе над этой постановкой в Курском областном драматическом театре им. А. С. Пушкина. Лучшей версией оказалась курская инсценировка.

В классическую русскую литературу Е. Носов вошел как автор рассказов и повестей: «Объездчик» (1966), «За долами, за лесами» (1966), «Варька» (1967), «Домой, за матерью» (1967), «Красное вино победы» (1969), «И уплывают пароходы, и остаются берега» (1970), За рассказы 80-х - 90-х гг. - «Холмы, холмы…», «Карманный фонарик», «Темная вода», «Костер на ветру» и др. писателю была присуждена премия им. М. Шолохова, за рассказ «Яблочный Спас» - международная премия «Москва - Пенне» и премия «Отечество». За книгу «Шумит луговая овсяница» писатель награжден Государственной премией РСФСР им. М. Горького (1975), ему так же была присуждена премия Александра Солженицына. Он кавалер 26 орденов и медалей, в том числе военных наград за участие в Великой Отечественной войне, на которой был тяжело ранен.

С 1982 года Е.И. Носов является Почетным гражданином города Курска, Герой Социалистического Труда, был членом Академии Российской Словесности, на протяжении всей творческой жизни он неоднократно становился лауреатом годовых премий многих журналов и газет.

Постановлением Губернатора Курской области в 2003 г. была учреждена литературная премия им. Е. Носова.

Две библиотеки в Курской области носят его имя. В память о великом земляке скульптор В. Бартенев создал монументальный триптих - барельеф, мемориал, памятник.

МНОГОГРАННЫЙ ТАЛАНТ МАСТЕРА

Многие знают Носова как прекрасного писателя, но не все знают Носова как замечательного художника. Сам Евгений Иванович не раз говорил, что прежде, чем писать, он мысленно как бы рисует ту или иную картину красками, а потом подбирает к ним слова. В своих воспоминаниях он пишет: «…Рисовать я научился стихийно. Это тоже была попытка удержать в своих руках человека, воспроизвести его и показать нашим читателям на страницах газеты, еще пахнущей типографской краской. Не знаю, как другим, а нам, газетчикам, очень приятен запах самой этой краски…»

Писатель уже в детстве увлекся рисованием, это умение рисовать впоследствии помогло ему попасть на работу в редакцию газеты, а затем он работал художником-ретушером сначала в Талды-Кургане (Казахстан), потом в Курске, в редакции «Молодая гвардия». Эту работу он совмещал с журналистикой, что и стало началом его литературной деятельности. К своим рассказам, которые печатались в газетах, он сам делал и заголовки, и рисунки, любил рисовать карандашом и тушью. Сотрудники областного краеведческого музея г. Курска собрали воедино все рисунки и картинки Мастера и выпустили альбом под названием «С натуры». Он стал продолжением первого альбома - «Краски родной земли», где собраны репродукции живописных работ Евгения Ивановича и его цветных фотопейзажей, он же еще увлекался и фотографией!

Автопортрет Последний лед
Овраги в лесу Розовый туман
Осень на реке Темная вода

ФОТОАЛЬБОМ



КОГДА ПОЭЗИЯ - СУДЬБА

Корнеев Николай Юрьевич (17.08.1915 г. - 15.08.2001 г.)

Известный русский поэт Николай Юрьевич Корнеев родился 17 августа 1915 года в селе Коренское Рыльского уезда Курской губернии в семье учителя. Среднюю школу окончил в Краснополье на Украине. Учился в Харьковском химико-технологическом институте, но не окончил его - так как поэзия завладела его душой на всю жизнь. Оставив учебу, работал корреспондентом в Курском областном радиокомитете, отделении ТАСС, республиканских газетах «Советская Киргизия» (Фрунзе), «Социалистическая Кабарда» (Нальчик), областных: «Курская правда» и «Коммунар» (Тула).

В 1941 году ушел добровольцем на фронт, воевал рядовым, пулеметчиком гвардейского стрелкового полка. В боях под Таганрогом был тяжело ранен и контужен, потерял левый глаз. Лечился в госпиталях Ростова, Сталинграда, Кисловодска, Еревана. К началу боев на Курской дуге, будучи комиссованным, опять пошел работать во фронтовую газету. В Курск вернулся в 1944 году и начал работать литературным секретарем в «Курской правде», консультантом Курского областного книжного издательства.

ДУШОЙ ПОЭЗИЯ ВЛАДЕЛА

Сочинять стихи Николай Корнеев начал в 1935 году. Когда ему исполнилось двадцать, выпускает вместе с поэтом М. Дорошиным первую книгу «Перекресток счастливых дорог». В 1946 году поэт публикует свои произведения в сборнике «Стихи о войне», изданном в Курске. Наиболее значительное произведение того времени - поэма «Мать», героиня которой курянка Е. Погребная, организатор добровольной бригады по восстановлению школы, в которой учился ее погибший на войне сын.

В 1948 году вышел сборник стихов «Дорога», на страницах которого были опубликованы стихотворения «Ворон», «О курских соловьях», «Высота», «Дом» и другие, принесшие поэту всероссийскую известность и любовь читателей, в них проявились лучшие стороны дарования поэта. В 50-ые годы стихи Корнеева регулярно появляются в «Курском альманахе», других изданиях. Все, что происходило в стране после войны, восстановление разрушенного хозяйства, было отражено в поэзии Николая Корнеева. В 1951 году опубликована поэма «Середина века», в ней запечатлен созидательный труд советских людей, борьба за мир. В поэме «Слово о русской пшенице» - рассказ о русском хлебе, который выращен народом-тружеником. В 1953 году Курское издательство выпустило в свет сборник стихов Н. Корнеева «Передний край». В книге несколько циклов стихотворений: о фронтовых буднях, о начале восстановления Курска, о мирном труде.

Стихотворения Н.Ю. Корнеева печатались в «Литературной газете», «Комсомольской правде», журналах «Огонек», «Октябрь». Его сборники выходили в именитых столичных изданиях того времени - «Молодая гвардия», «Советский писатель», «Советская Россия».

В 1956 году в «Курском альманахе» опубликована поэма о людях колхозного села, в последующие годы выходят сборники: «Моя подорожная» (1963), «После полудня» (1965), «Равноденствие» (1970), «Звезда над домом» (1979),»Голос связного» (1985), «Избранные стихотворения» (1995).

Не забывал поэт и о самом маленьком читателе. Он автор книг для детей: «Коля Кубышкин на катке», «Лесная полоса», «В выходной» (обложку для которой делал Е. И. Носов, работавший тогда в газете), «О девочке Тане», «Разведчик Митя», «Зорянка». Всего для детей и взрослых в издательствах Курска, Воронежа и Москвы наш именитый земляк издал около тридцати книг.

Высокую оценку творчеству Н.Корнеева дали в разное время такие известные поэты, прозаики, литературоведы, как Н. Асеев, А. Твардовский, Я. Смеляков, В. Боков, М. Луконин, М. Дудин, Е. Исаев. С этими московскими писателями он неоднократно встречался, а с большинством был дружен. Лучшую статью о творчестве поэта-земляка написал Евгений Иванович Носов: «Поэтический слух Николая Корнеева безупречен, как слух музыканта. Даже в обыденной, разговорной речи он не терпит, когда кто-либо искажает слова, не там ставит ударение, проявляет пренебрежение к нормам родного языка. Для молодежи он - строгий, нелицеприятный учитель, его ни в чем не умолить, не выпросить послабления, и эти его розги многим потом помнятся с благодарностью».

Внимательный, требовательный и сердечный наставник, он помог в становлении десяткам молодых авторов, многие из которых стали профессиональными писателями - прозаиками и поэтами, в том числе и его сын - Вадим Корнеев. В «Слове об отце» Вадим Корнеев писал: «Оптимист во всем, стойкий и мужественный боец…»

В течение многих лет Николай Юрьевич исполнял обязанности уполномоченного Литературного фонда Союза писателей России по Курской писательской организации (одним из основателей которой он был), членом редакционного совета Центрально-Черноземного книжного издательства.

За ратный и писательский труд Николай Юрьевич Корнеев награжден орденами «Отечественной войны» и «Знак Почета», грамотой Верховного Совета СССР, многими медалями. Заслуженный работник культуры России.

В августе 2005 года к 90-летию поэта - фронтовика по решению администрации города Курска на доме, где он жил (ул. Ленина, 31) установлена мемориальная доска.

И сегодня, когда поэту исполнилось бы 105 лет, стоит вспомнить еще раз слова Е.И. Носова: «Вся поэзия Николая Корнеева - это борьба за человека, за возвышение его над самим собой».

ДОБРАЯ СИЛА МУЖСКОГО СЕРДЦА

Еськов Михаил Николаевич (родился 21.11.1935 г.)

21 ноября 2015 года будет отмечать свой 80-летний юбилей другой известный курский писатель Михаил Николаевич Еськов. Родился он на хуторе Луг в Пристенском районе Курской области, в семье колхозника. В своей биографии он писал: «Отец Николай Васильевич и мать Евдокия Петровна были безграмотные крестьяне. В большой нашей семье братья и сестры одолевали грамоту на ликбезах, да и то лишь в том объеме, чтобы при необходимости казенной бумаге вместо безликого крестика, потрудясь до испарины, из шатких разновеликих буковок коряво произвести на свет собственную фамилию. Написать же письмо, прочитать газету или книгу - такими навыками в семье никто не обладал.

После Луговской четырехлетки учился в Кировской средней школе, ходить в которую было неблизко да и боязно, особенно в осеннюю непроглядную темень и вьюжные морозные зимы с сугробами и встречавшимся зверьем. Многие сверстники, не доучившись, оседали дома в заботах по нехитрому послевоенному хозяйству, с тяпкой или вилами прежде времени отправлялись на колхозные работы. Посещать школу никто не побуждал. Был грех, я тоже оставлял занятия. Но через неделю заскучал по классу и, слава Богу, вернулся туда».

В 1941 году хутор Луг был оккупирован фашистами, на протяжении многих месяцев здесь проходила передовая линия фронта. Восьмилетним мальчиком уже в переломном 1943 году Миша Еськов глох от канонады и взрывов великого и страшного Курского сражения. Совсем не сладким было детство и отрочество - разруха, голод, сиротство (с войны не вернулись отец и трое братьев), непосильный труд в послевоенные годы, но он смог (как и весь наш народ) выстоять, преодолев все преграды, благодаря поддержке и братству односельчан.

Сам Михаил, уже юноша, не смог бы учится в городе, в медицинском институте, если бы не постоянная помощь хуторян. Приносили кто кусок сала, кто десяток яиц или творога, - весь хутор знал, как он учился. После окончания Курского медицинского института (в 1960 году) работал в сельской больнице. Затем поступил в аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию и многие годы преподавал в мединституте.

«В творчестве душа помогает»

Сочинять Еськов пробовал еще в детстве, он вспоминает: «Школьником, студентом писал стихи, но в стихоплетстве разочаровался, видимо, потому что, ни одного стихотворения не довел до готовности, не испытал успеха.

С начальных прозаических попыток я оказался под пристальным отеческим вниманием Е. И. Носова, и это определило мою судьбу».

Сельский врач, кандидат медицинских наук Михаил Еськов стал впоследствии писателем. Из под его пера вышло много замечательных произведений: «Дорога к дому» (1979), «Старая яблоня с осколком» (1982), «Черная рубаха»(1991), «Торф» (1985), «Серебряный день» (1980), «Сопутствующий диагноз» (1991) и «Сеанс гипноза» (1991).

Все его произведения в какой-то мере автобиографичны, в них есть чувство родной земли, ответственности перед людьми. Надо отметить, что Михаил Николаевич и по сей день не забывает своих земляков, посещает родные места, знакомит хуторян с новыми произведениями. Проводит он творческие встречи и со студентами различных ВУЗов нашего города. На одной из встреч его спросили:

- Каким вы видите наше будущее?

- «Я не берусь судить о том, что будет с землёй и т. д. У меня есть пять правнуков. Сейчас я радуюсь всему, что с ними происходит. Несмотря на то, что в жизни им придётся встретиться со всем, и с гадким в том числе, мы им это гадкое не

показываем. Взять огород: мы же не просто посадили на нём что-то и всё. Его же надо полоть, сорняки убирать с ранней весны до поздней осени. С человеком происходит то же самое. И я полагаю, что, в конце концов, мы осознаем, что прополку безнравственности проводить в нашем обществе необходимо. В этом смысле религия и культура совершенно незаменимы».

Еськов - член союза писателей России с 1979 года, печатался в журналах «Наш современник», «Молодая гвардия», «Москва», «Смена» и др. В 2011 году был удостоен Шукшинской литературной премии, лауреат губернаторской премии им. Е.Н. Носова и премии «Императорская культура». В 2013 году был призван лучшим прозаиком России.

В настоящее время Михаил Николаевич - организатор акции в Курске «Нет сиротству», которая посвящена защите детства, за основу взят его рассказ «Петька вернулся».

Высоко оценил творчество Еськова Евгений Носов, он писал: «Читателю я могу сообщить, что человек он эмоциональный, глубоко впечатлительный, заряженный высоким чувством сострадания и гуманизма, и эти особенности натуры хорошо просматриваются в его творчестве - произведениях ярких, подкупающих правдой жизни, насыщенных то драматическим, то поэтическим психологизмом, так впечатляюще воздействующих на наши сердца и души».

Родная земля

Кожлянская игрушка, соловей, антоновское яблоко - это все символы Курского края. Литературными же символами и патриотами своей земли являются писатели - Е. Носов, Н. Корнеев, М. Еськов и не только. Они сохранили благодарность к родной земле, привязанность к отчему краю.

Е.И. Носова не раз приглашали на работу и жительство в Москву, даже квартиру выделили. Но он остался верен Соловьиной стране. Знал, что вырви корни из родной земли - засохнет древо творчества…

М.Н. Еськов мог тоже перебраться в столицу, найти там, как говориться приют, но он бросил карьеру ученого и выбрал тяжкую дорогу русского писателя. Остался в «глуши», в провинциальном Курске, чтобы писать о судьбах деревни и призвании врача.

Н.Ю. Корнеев родился в селе «Коренское». И хотя Корнеев жил и в Туле и в Курске, его постоянно тянуло в родные живописные места. Почти каждое лето он вместе с семьей приезжал в одну из деревень недалеко от Воробьевки. Здесь нередко бывал Е. Носов, друживший с Николаем Юрьевичем. Все они бесконечно любили свою малую Родину.

С произведениями курских писателей можно познакомиться в научной библиотеке ЮЗГУ.

Щедрая курская земля дала России много талантов, обогатила творческую палитру многих и многих писателей. И. Баскевич

МКОУ «Нижнегридинская средняя общеобразовательная школа», учитель русского языка и литературы Полунина Елена Николаевна


Пимен Иванович Карпов 6(18).8.1884 или 1887, с.Турки Рыльского уезда Курской губ. ─ 27.5.1963, Москва ─ поэт, прозаик, публицист. Родился в крестьянской старообрядческой семье. О своём селе Карпов позже писал: «Наш край ─ село скрытников-староверов. Табором кочевым разбросано оно по холмам в верховьях речки Клевени и речки Амони. Это рубеж Украины, ясеневая дикая заросль, перевал солнца: отсюда весной переваливается рыжий лежебок-солнце на Север» («Из глубины»). К 1906 относятся его первые публикации (очерки и стихи) в леворадикальной газете «Курская весть», стоившие ему в 1907 ареста и заключения в тюрьму в г. Рыльске, откуда он с помощью товарищей бежал и некоторое время скрывался в Финляндии. Намерение продолжить свой литературный путь приводит его в Петербург, где он устраивается поденщиком на резиновую фабрику «Треугольник». Карпов сближается с литераторами И. Ясинским (в квартире которого на набережной Черной речки некоторое время проживает) и Л. Андрусоном, а затем и с более широким кругом писателей, включая и столичную элиту, регулярно посещает собрания Религиозно-философского общества и «среды» на «Башне» Вяч.Иванова. Тогда же начинает публиковаться как поэт в петербургских журналах и газетах «Весна», «Мир», «Неделя», «Современное слово», в приложении к «Ниве». С явным авансом похвалы стихи начинающего поэта приветствуются прессой: «Вот Пимен Карпов, молодой рабочий, с виду мешковатый, неповоротливый, будничный. А в душе у него ─ сказка ─ с золотыми зорями, с серебряными реками, жемчужными туманами, бриллиантовыми росами. Сколько аромата, нежности и радуги в душе этого молодого мужика!» (Шебуев Н. Поэтический анархизм// Весна. 1908. №11. Март).


МОЯ ЖИЗНЬ Слава слав тебе, жизнь моя горькая! Всё познал я – о чём мне тужить? Выйду в дикую степь, что за горкою, И опять колдуном буду жить. Накопаю кореньев там ересных, Щавелиного яду сберу, И под шум заколдованных вересков В надкурганном укроюсь бору. Всю-то жизнь я томился, да маялся О тебе, мой отверженный род. Ты ж в безумстве своём не раскаялся, И настал он – возмездия год. – Год, когда за мои же пророчества Обречён я, святой и палач – На мучительное одиночество, На глухой заколдованный плач. 1 января 1919 Турка


Колдуют розы лунным светом, В цвету росистые сады, Поверю ль чарам и приметам Моей таинственной звезды? Всё, что моё – необычайно, Всё, что загадочно – моё: И заколдованная тайна, И всей вселенной бытиё. В лесу, шумящем свежим шумом, Поэт и Бог мне – каждый лист. Берёзам-песням, ивам-думам Молитвы шлю я, сердцем чист. Туманы пламенным рассветом Плывут над зеркалом воды... Поверю ль чарам и приметам Моей таинственной звезды?.. 1911 Крым


Белый сон над куполами… Кто-то крыльями взмахнёт; Монастырь колоколами Утомленно запоёт, Звоном нежно-серебристым Разольётся в небе чистом… Звёзды-вехи, звёзды-страны Хороводами всплывут, Белоснежные туманы В край волшебный позовут… Предвечерней мглы предтечи – Загорятся в окнах свечи, Там черница молодая, Пригорюнившись в углу, Перекрестится, вздыхая И приложится к стеклу: Розы, ладан сердце ранят – В тень сестра глухую канет… Закачает ель вершиной, Где лучи звезды остры, Перевьёт зелёной тиной Омут волосы сестры… Кто-то дальним перезвоном Ей приснится над затоном.


Колдовская дорога – в луне, И сады над дорогой – в цвету... Погадай, моя мать, обо мне, Приложись за меня ко кресту, Над безмолвием отчих могил Вспомни, вспомни меня и забудь: Путь далёкий Господь мне судил, Колдовской отречения путь... О, на этом кровавом пути – Все цветы и весь гул бытия! Головы мне своей не снести, Но бессмертен в веках буду я.


МЫСЛИ, ПРОВЕРЕННЫЕ ВРЕМЕНЕМ

Пимену Карпову в момент выхода книги «Говор зорь. Страницы о народе и «интеллигенции» (1909 г.) было всего двадцать три года. К работе над ней он приступил, конечно же, будучи ещё моложе. И ведь, как говорится, «попал в яблочко». Сборник памфлетов-статей с запоминающимся поэтическим названием не прошёл мимо читающей публики. Особенно мимо интеллигенции, против которой и было направлено его основное острие. Каких только ругательств не наслушался в свой адрес Карпов! Зато бальзамом на сердце стала для бунтаря из деревни поддержка Льва Толстого, Василия Розанова. Льву Николаевичу книга «понравилась смелостью выражения». «Для того, чтобы высказывать горькие мысли «образованным», – подчёркивал великий старец, – нужно в наше время гораздо больше смелости, чем для того, чтобы высказывать их правительству…»

«Друг ты мой, товарищ Пимен»

«Друг ты мой, товарищ Пимен, кинем мы с тобою камень в небо, кинем, исцарапанные хотя, но доберёмся до своего берега и водрузим свой стяг. А всем прочим осиновый кол поставим». Такую надпись оставил Сергей Есенин на фотографии своего друга Пимена Карпова.

Не только Есенин. Курский поэт тесно общался с Горьким, Клюевым, Маяковским. Вёл переписку со Львом Толстым. Он родился в селе Турка, что под Хомутовкой, в бедной семье старообрядцев. Читать научился в 4 года по старенькому журналу. Впервые открыл его весной, а уже к осени осилил пушкинскую «Сказку о рыбаке и рыбке». Пимен буквально проглатывал всю попадавшуюся литературу. Затем начал писать сам. Сначала в «Курских ведомостях», потом в столичных изданиях. Кстати, до Москвы Карпов добирался пешком, с лаптями на плече. Чтобы выжить, не отказывался от любой работы, а в свободное время посещал собрания творческой интеллигенции, где и познакомился с русскими классиками.+

«Пламень», «Кожаное небо», «Три зари», «Из глубины», «Богобес»... Карпов много писал, но почти не печатался. Он был левым эсером, а власть Советов не могла пустить такого автора в тираж. Гонения, нищета, непризнанность... Уже тяжело больным литератора привезли на родину. Он прожил в Турке ещё несколько лет и умер.


Внучатая племянница Пимена Карпова Нина Кудланова

Хомутовский район. Вымершее село Турка. Кладбище. Старинный деревенский погост, давно затерявшийся на карте и в человеческой памяти. Но раз в год, в начале августа, здесь собираются литераторы и краеведы. Собираются, чтобы вспомнить о своём земляке, несправедливо забытом поэте Серебряного века Пимене Карпове.


ХУДОЖНИКУ СЛОВА - ЦВЕТЫ ОТ ЗЕМЛЯКОВ

Пимен Иванович Карпов, которого известный критик Сергей Куняев назвал уникальной фигурой начала двадцатого века, когда-то блистал на небосводе прозы и поэзии, находясь в центре событий того времени. Достаточно сказать, что он имел очень большую переписку с такими выдающимися людьми, как Василий Розанов, Вячеслав Иванов, Дмитрий Мережковский и другие. О книге Пимена Карпова «Говор зорь. Страницы о народе и интеллигенции» (1909 год) тепло отозвался Лев Николаевич Толстой. Целую статью посвятил карповскому роману «Пламень», вышедшему в 1914 году, великий русский поэт Александр Александрович Блок.


Николай Николаевич Асеев

(наст. фам. - Штальба́ум ; 1889-1963) - русский советский поэт, сценарист, деятель русского футуризма . Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Был другом В. В. Маяковского, Б. Л. Пастернака. Н. Н. Асеев родился 28 июня (10 июля) 1889 года в городе Льгове (ныне Курской области) в семье страхового агента Николая Николаевича Штальбаума.


Во время Гражданской войны оказался на Дальнем Востоке. Заведовал биржей труда, затем работал в местной газете, сначала выпускающим, позже в качестве фельетониста.

В 1920 году вызван в Москву телеграммой А. В. Луначарского. Участник группы «Творчество» вместе сС. М. Третьяковым, Д. Д. Бурлюком, Н. Ф. Чужаком. В 1922 году приехал в Москву. С 1931 года и до своей кончины жил в «Доме писательского кооператива» в Камергерском переулке, о чём напоминает установленная на здании мемориальная доска.

Начал печататься в 1909 года. С 1914 года Асеев вместе с С. П. Бобровым и Б. Л. Пастернаком являлся одним из ведущих представителей кружка «Лирика», затем группы « Центрифуга », исповедовавшей футуризм. Первый сборник поэта «Ночная флейта» (1914) носил следы влияния символистской поэзии. Знакомство с произведениями В. В. Хлебникова, увлечение древнеславянским фольклором сказались в сборниках «Зор» (1914), «Леторей» (1915). Творческое общение с В. В. Маяковским (с 1913) помогло формированию таланта Асеева . В его поэзии усиливаются революционные мотивы. Сборник «Бомба» (1921) был сожжён интервентами вместе с разгромленной типографией. «Марш Буденного» из поэмы «Буденный» (1922) стал популярной песней (музыка А. А. Давиденко). С 1923 участвовал в литературной группе « ЛЕФ ». Поэма «Лирическое отступление» (1924) вызвала бурные дискуссии. Здесь Асеев сокрушается по поводу уступок в идеологической сфере и критически изображает искажение революционной идеи в новой политической обстановке НЭПа.

Революционно-романтическим пафосом проникнуты поэмы «Свердловская буря» (1924), «Семен Проскаков» (1928), стихи о революционерах («Синие гусары», 1926, «Чернышевский», 1929), «Поэма о двадцати шести бакинских комиссарах» (1925 - типичный пример агитационной лирики в стиле Маяковского). Поэма «Маяковский начинается» (1940).




Н. Н. Асеев умер 16 июля 1963 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 6). В честь поэта названа улица Асеева в Москве. Курская областная научная библиотека и одна из улиц Курска носят имя Асеева . В городе Льгове действует литературно-мемориальный музей поэта, его именем названа улица.


Валериан Валерианович Бородаевский

Почти каждое его стихотворение написано по истинно художественным мотивам, открывает нам изломы души странной, насмешливой и испуганной. Н.С. Гумилев



М.А. Бородаевская (Князева) - жена поэта

В 1906 году:семья Бородаевских переезжает в Самару. Здесь Валериан знакомится с молодым писателем Алексеем Толстым. Они часто встречаются. Жена Бородаевского вспоминала: «Они с мужем моим всегда долго разговаривали за чаем. У нас был небольшой томик стихов А. Толстого, который тот считал слабым и, когда мог, отбирал его у знакомых, так ушел от нас томик «Лирика».


При встречах преобладали литературные разговоры. Валериан показывал Толстому свои стихи, считая что они недостаточно хороши и не могут быть представлены на суд массового читателя. Видимо А. Толстой был о них другого мнения, что укрепило веру молодого поэта в свое дарование, в возможность публикаций своих произведений.



Петербургский период в жизни поэта был наиболее успешным 1909-1916гг.

Бородаевский был участником Религиозно-философских собраний в Петербурге

Поэт пережил увлечение антропософией Р. Штайнера



Точно в платье подвенечном, тонкий стан ты приклонила.

Или вправду ты невеста, золотая компонила,

В кружевах окаменелых, в многоярусных колоннах

В этом небе густо синем, ты мечта для глаз влюбленных…


Бородаевский -поэт-пейзажист, поэт русской темы, воспевший, прежде всего, природу Курского края, «лоно родимой земли». Нужно вслушаться в строки его стихов, они наполнены музыкой.

А колокол гудит: пора! пора!

И каждый миг - певуч!

А гром гремит, как ярый лев,

Гремит и бьется о стремнины.

Слышится и «бедный гул березы, и ручьев долины хор напевный».

И крик твой (об иволге) радостный волшебный

Как вызов прозвенит...


В его стихах открывается взору непритязательный, лишенный декоративности, вполне реальный и такой узнаваемый пейзаж земли Курской, детали которого буднично просты.

Из чаши лазурной на желтые пажити

Прольется томительный зной:

И миги промчатся - провеяли, скажете,

Стрекозы над рябью стальной.

Вот косы пришли и звенят над равнинами...

Ряды золотые легли;

И распяты копны крестами старинными

На лоне родимой земли.


В некоторых стихах Бородаевский описывает картины, которые открываются ему во время прогулки, по ходу движения.

Близ пруда брожу и пою под осинками,

Репей рассекая хлыстом,

А пруд мне кивает кугой и кувшинками,

Обласканный ранним лучом.



Валериан Валерианович Бородаевский умер 16 мая 1923 года и был похоронен на Никитском кладбище Курска.

«Курская правда» от 26 мая 1923 года писала: « Памяти поэта Бородаевского вчера вечером в доме санпросвещения состоялся вечер, посвященный памяти скончавшегося курского поэта В.В. Бородаевского. Вечер был устроен Курским отделом всероссийского союза поэтов. Был заслушан ряд докладов, и прочитаны последние его произведения.

Поэт ушел, но в литературном движении на Курской земле осталось его имя.


Город славен своими артистами, художниками, музыкантами, политиками и военными.

В 1973 году приехал в Москву на каникулы и попался на глаза ассистенту режиссера Владимира Рогового, благодаря чему сыграл одну из центральных ролей в фильме "Юнга Северного флота".

После окончания в 1975 году школы он пытался поступать в творческие вузы Москвы, но ни в один из них его не приняли. В итоге Игорь Скляр оказался в числе студентов Ленинградского института театра, музыки и кинематографии на курсе Льва Додина. Окончив в 1979 году ЛГИТМиК, Игорь Скляр один сезон отработал в Томском ТЮЗе, вслед за тем вернулся в Курск, отслужил в армии.

С 1983 г. - артист Ленинградского Мкумачового драматического театра. В кино артист дебютировал в музыкальном фильме режиссера Николая Ковальского "Только в мюзик-холле", следом снялся в картине "Берегите женщин". Однако слава пришла к молодому артисту с выходом в 1984 году на экраны музыкального фильма Карена Шахназарова "Мы из джаза" и после исполнении песни И. Николаева - "Комарово".

Александр Руцкой , генерал, Герой СССР, губернатор Курской области. Родился 16 сентября 1947 года. В 1971 окончил Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков-инженеров им. К.А. Вершинина. В 1980 г. - Военно-воздушную академию им. Гагарина; в 1990 г. - Академию Генштаба ВС СССР. В 1985-1988 гг. участвовал в боевых действиях в составе контингента советских войск в Афганистане, где командовал отдельным авиационным штурмовым полком. Дважды (в 1986 и 1988 годах) был сбит. Попал в плен к афганским моджахедам. 16 августа 1988 года Руцкой был передан пакистанскими властями советским дипломатическим представителям в Исламабаде. 8 декабря 1988 г. был удостоен звания Героя Советского Союза. Весной 1990 г. избран народным депутатом РСФСР о т Курской области. 19-21 августа 1991 г. , во время попытки государственного переворота, был одним из организаторов обороны Белого дома. 12 июня 1991 г. был избран вице-президентом РФ. 21 сентября 1993 г., согласно указа Бориса Ельцина, предусматривавшего досрочное прекращение полномочий Верховного Совета, Руцкой объявил о принятии на себя исполнения обязанностей президента РФ. Руководил обороной Белого дома во время событий 3-4 октября 1993 г. После штурма был арестован. 26 февраля 1994 г. освобожден из-под стражи в связи с принятой Госдумой амнистией. 20 октября 1996 г. Александр Руцкой был избран губернатором Курской области. В октябре 2000 г. баллотировался на второй срок, но за несколько часов до голосования был отстранен от участия в выборах.

Серафим Саровский , святой. Серафим Саровский - иеромонах Саровского монастыря, один из наиболее почитаемых русских святых. Родился 30 июля 1754 года. Серафим Саровский является основателем и покровителем Дивеевской женской обители. Прославлен Российской церковью в 1903 по инициативе царя Николая II. Ежегодно 2 (15) января и 19 июля (1 августа) Русская православная церковь отмечает память преподобного Серафима, Саровского и всея Руси чудотворца. Его чтят как величайшего, наряду с Сергием Радонежским, русского святого.

Владимир Винокур - народный артист России, художественный руководитель Государственного театра пародий. Родился 31 марта 1948 года в Курске. В 1962 году в пионерском лагере «Артек» Винокур стал победителем международного конкурса, исполнив "Бухенвальдский набат".

В 1963 году Винокур поступил в Курский монтажный техникум, который окончил в 1967 году. За время учебы он познал нелегкий труд строителя.

В 1967 году Владимира Винокура призвали в армию, службу он проходил в ансамбле песни и пляски Московского военного округа в Москве. Пел в хоре, был солистом, конферансье.

В 1969 году, еще находясь на военной службе, Винокур снова подал документы в ГИТИС, и на этот раз ему сопутствовала удача - он успешно прошел все три тура и был зачислен на 1-й курс.

С 1973 года, будучи студентом ГИТИСа, он на протяжении двух сезонов работал в Цирке на Цветном бульваре - исполнял две песни. На 4-м курсе Винокур получил приглашение от главного режиссера Московского театра оперетты Георгия Павловича Анисимова.

В 1975 году он был приглашен Юрием Маликовым в популярнейший ансамбль «Самоцветы».

В 1977 году Винокур переходит на работу в «Москонцерт» в качестве солиста.

В 1984 году В.Н. Винокур становится заслуженным артистом РСФСР, а в 1988 году ему присваивают звание народного артиста России.

У Владимира Винокура необычное хобби - он любит худеть. Увлекается стрельбой из спортивного лука.

Александр Дейнека - советский живописец, художник-монументалист, график, иллюстратор, скульптор, действительный член АХ СССР, Герой Социалистического Труда, народный художник СССР.

Родился 8 (20) мая 1899 года в городе Курске в семье рабочих железнодорожников. С 1914 года учился в Курском железнодорожном училище.

С 1915 года учился в Харьковском художественном училище. Во время февральской революции 1917 года Дейнека возвратился в Курск. В родном городе он вступил в РККА, писал плакаты для Курского отделения "Окон РОСТа", оформлял театры и агитпоезда, возглавлял сектор ИЗО народного образования Курской губернии.

В 1921 году Дейнека получил направление на учёбу в Москву. Здесь он поступил на полиграфический факультет ВХУТЕМАСа.

В 1924 году Дейнека принял активное участие в создании Общества художников-станковистов. В 1928 году художником была создана картина "Оборона Петрограда", которая стала одним из самых значительных творений Дейнеки.

В период Великой Отечественной войны Дейнека создал ряд выдающихся произведений: "Оборона Севастополя" (1942). "Окраина Москвы. Ноябрь 1941" (1941).

В послевоенное время художник продолжил разрабатывать свои любимые темы. Заметные картины Дейнеки этого периода "Тракторист" (1956) и "У моря. Рыбачки" (1956).

Имя художника носит улица в Курске, оно присвоено Курской картинной галерее.

Евгений Иванович Носов - выдающийся советский писатель, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии. Родился 15 января 1925 года в с. Толмачево Курского уезда Курской губернии.

В 1943 году после окончания 8 классов ушёл на фронт Великой Отечественной войны. Воевал в составе артиллерийской противотанковой бригады, был тяжело ранен, получил инвалидность. Полученное ранение в последние дни войны на подступах к городу Кёнигсберг (ныне - Калининград) отразилось в рассказе Носова «Красное вино победы» (1962). В 1945 году, окончив десятилетнюю школу, уехал в Среднюю Азию, работал в газете - цинкографом, ретушером и литературным сотрудником.

Первый рассказ опубликовал в 1947 году. Большую часть творческой жизни прожил в Курске. Автор широко известных повестей "Усвятские шлемоносцы", рассказов "Подпасок", "Моя Джомолунгма", "В чистом поле за проселком". По его произведениям были сняты многие короткометражные и полнометражные художественные фильмы: "Цыганское счастье", "Родник". Произведения Е. И. Носова издавались на многих языках народов мира. Лауреат литературной премии А. Солженицына (2001).

В настоящее время учреждена премия в области литературы имени Е. И. Носова.

Михаил Семенович Щепкин - выдающийся русский актер. Родился в с. Красное Обоянского уезда Курской губернии. Его родители были крепостными графа Г. С. Волькенштейна. Начал играть на сцене Курского театра, затем работал в театрах Харькова и Полтавы. Уже будучи известным актером, все еще оставался крепостным сначала графини Волькенштейн, а затем князя Н. Г. Репнина. В 1821 году князь Репнин подписывает вольную выдающемуся актеру, и с 1823 года М. С. Щепкин живет и работает в Москве. Великого актера знали многие деятели российской культуры. А. С. Пушкин убедил актера начать писать автобиографические записки. Очень дружен был М. С. Щепкин с Н. В. Гоголем. С В. Г. Белинским летом 1846 года путешествовал по Черноземью. Своими друзьями он мог назвать Кольцова, Тургенева, Некрасова, Грановского, Аксакова, Шевченко.

Надежда Васильевна Плевицкая (урож. Винникова) - выдающаяся исполнительница русских народных и эстрадных песен. Родилась в с. Винниково Курского уезда Курской губернии. Не имела специального музыкального образования, но ее называли "русским жаворонком" (Ш. Шаляпин), "курским соловьем" (Николай II). После революции 1917 года эмигрировала, жила в разных странах Европы с мужем - видным деятелем эмигрантского Русского общевоинского союза (РОВС) генералом Н. В. Скоблиным. Желая вернуться на Родину, Скоблин начал сотрудничать с ОГПУ и организовал похищение главы РОВСа генерала Е. К. Миллера. Попав под подозрение французской полиции, вынужден был бежать из Франции. Вместо него по обвинению в соучастии похищения арестовали жену - Надежду Плевицкую. Французский суд присяжных приговорил ее к 20 годам тюрьмы. Певица умерла в 1940 г. в тюрьме французского города Ренн.

Аркадий Петрович Гайдар (Голиков) - известный советский писатель. Родился в г. Льгове Курской губернии. В 14 лет вступает в Красную Армию, в 15 - становится командиром роты, в 17 - командиром полка. После демобилизации из армии живет в Ленинграде, где выходит его повесть "В дни поражений и побед", затем работает корреспондентом газет в разных городах. Автор широко известных повестей "Дальние страны", "Синие звезды", "Судьба барабанщика", "Тимур и его команда". Погиб на фронте, похоронен в г. Каневе на Украине. Во Льгове создан мемориальный музей писателя.

Георгий Васильевич Свиридов - выдающийся советский композитор, пианист и музыкально-общественный деятель, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий. Родился в г. Фатеже Курской губернии. Музыке начал учиться в г. Курске. В 1932 году поступил в Ленинграде в Центральный музыкальный техникум (ныне - Музыкальное училище им. М. П. Мусоргского), а в 1936 году - в Ленинградскую консерваторию. Автор знаменитых вокальных, симфонических и хоровых произведений. Особенно известны его произведения, написанные под влиянием творчества А. С. Пушкина, а также оратории "Декабрист", "Двенадцать", кантата "Деревянная Русь", "Курские песни". В конце жизни композитор обратился к сочинению духовной музыки. Он написал "Духовные песнопения и молитвы". Скончался композитор в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище. Именем Г. Свиридова назван Курский музыкальный колледж. На улице Ленина находится памятник Г. Свиридову.

Фёдор Алексеевич Семёнов - ученый-астроном. Родился в Курске в семье торговца скотом. В 1813 г. Семёнов достал Реомюров термометр и начал первым в Курске производить метеорологические наблюдения. Большое влияние на Семёнова оказал наш земляк, писатель Н. А. Полевой.

Результаты его метеорологических наблюдений регулярно помещались в еженедельной газете «Курские губернские ведомости» и в «Сводах результатов метеорологических наблюдений» Главной Физической обсерватории в Петербурге.

В 1840 г. Ф. А. Семёнов первым из российских астрономов заявил о предстоящем 26 июня 1842 г. полном солнечном затмении, видимом в Курске.

В 1856 г. Семёнов опубликовал свой основной научный труд: «Таблицы показания времени лунных и солнечных затмений с 1640 по 2001 год, на московском меридиане, по старому стилю, вычисленные Фёдором Семёновым», где содержатся данные обо всех лунных и солнечных затмениях на 160 лет вперед. Через два года Императорское Русское Географическое общество за эту работу удостоило автора золотой медали.

Его имя носят городская библиотека и бывшая улица Нижняя Лазаретная, переименованная в Семёновскую ещё в 1894 году к 100-летию учёного-астронома.

Анатолий Георгиевич Уфимцев - изобретатель-самоучка. Родился 24 ноября 1880 года в Курске в семье землемера. Уфимцев создал уличные фонари, которые были установлены и работали на улицах Курска, Севастополя и других городов России. Им созданы летательный аппарат, двухтактные ротативные авиационные двигатели, нефтяной двигатель.

Уфимцев впервые в мире создал надежно работающую ветроэлектростанцию. Для использования в ней он в 1918 изобрел инерционный аккумулятор - маховик и, с помощью ученого-теоретика профессора Ветчинкина, предложил - опять же первое в мире - ветроколесо с поворотными лопастями и переменным углом атаки. Как в современных вертолетах! Конструкция станции Уфимцева с колесом Ветчинкина на сто лет опередила тогдашний уровень техники.

Именем Уфимцева 1 декабря 1950 называют улицу в центре города Курска. В 1986 году в "народном" доме-музее астронома Семенова (деда Уфимцева) была воссоздана постоянно действующая экспозиция, посвященная творчеству великого изобретателя.

Никита Сергеевич Хрущев - выдающийся советский партийный и государственный деятель. Родился в с. Калиновка (ныне Хомутовский район) Курской губернии. Рано начал трудовую жизнь, с 12 лет уже работал на заводах и шахтах Донбасса. С 1918 года - член партии большевиков. В 1938 году становится первым секретарем ЦК КП(б) Украины, а через год - членом Политбюро ЦК ВКП(б). В годы Великой Отечественной войны Хрущев был членом военных советов многих фронтов, закончил войну в звании генерал-лейтенанта. После смерти И. В. Сталина в сентябре 1953 года избирается Первым секретарем ЦК КПСС, с 1958 года - Председатель Совета Министров СССР. В 1964 году октябрьский пленум ЦК КПСС освободил Н. С. Хрущева от партийных и государственных должностей с формулировкой "по состоянию здоровья". Был персональным пенсионером союзного значения.

В Курске его именем назван проспект.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Николай Николаевич Асеев (1889-1963г.г.) «Город Курск стоит на горе, опоясавшись речкой Тускорь. Хорошо к ней слететь в январе на салазках с крутого спуска. Хорошо, обгоняя всех, свежей кожею щек зазяблых ощущать разомлевший снег, словно сок мороженых яблок». В 1943 г. Н.Н. Асеев дополнил это стихотворение словами: «Он теперь опален огнем, а тогда был так безопасен... Как давно не бывал я в нем! Как я многим ему обязан!» Н. Асеев. Цикл стихов «Курские края».

3 слайд

Описание слайда:

Жизнь поэта была нелегкой, но он всегда помнил родную землю, обращался к этой теме в течение всего творческого пути. «Стойте крепче. Вы мое оплечье, вы мои деды и кумовья, вы мое обличье человечье, Курские края». В июле 2014 года в Курске состоялось торжественное открытие бюста поэта Николая Асеева. Установили его перед зданием областной библиотеки, которая давно носит его имя. Н. Асеев. Цикл стихов «Курские края».

4 слайд

Описание слайда:

Аркадий Петрович Гайдар (1904-1941г.г.) Удивительно смелым человеком был писатель А.П. Гайдар! И книги его - чистые, светлые, добрые - помогают в воспитании по-гайдаровски: активно любить свой край, свою Родину. Писатель знал и любил детей, в своих книгах он не поучал их, а беседовал с ними. «А Мальчиша-Кибальчиша схоронили на зеленом бугре у Синей Реки. И поставили над могилой большой красный флаг. Плывут пароходы - привет Мальчишу! Пролетают летчики - привет Мальчишу! Пробегут паровозы - привет Мальчишу! А пройдут пионеры - салют Мальчишу!» А.Гайдар «Сказка про военную тайну, Мальчиша-Кибальчиша и его твердое слово».

5 слайд

Описание слайда:

Льговский литературно-мемориальный музей А.П. Гайдара Музей создавался десятками людей, объединенных общей идеей: пониманием важности творчества А. П. Гайдара, желанием увековечить память о писателе, родившемся в нашем городе, и сохранить дом, в котором прошли первые детские годы писателя. Память о А. П. Гайдаре увековечена в названиях улиц городов Курска, Льгова, Щигров. Его творчеству посвящены экспозиции в Курском литературном музее, в мемориальном Доме-музее во Льгове, в средней школе № 2 в Щиграх, на территории которых установлены бюсты писателя.

6 слайд

Описание слайда:

Валентин Владимирович Овечкин (1904-1968г.г.) Для того, чтобы глубже понять основу творчества В. Овечкина, необходимо обратить внимание на заметки из его дневников: «Самое страшное в человеке - двурушничество. С того дня, как его заставили первый раз, затаив в душе одно, сказать совсем другое, с этого дня начинается падение этого человека. С двурушничества начинается все: подлость, склонность к вероломству, предательству. Это - гибель человеческой души. Это страшная ошибка, когда начальнику больше нравится покорный двурушник, нежели строптивый вольнодумец». Данное высказывание писателя говорит о его большом духовном потенциале и глубоко критическом отношении к себе и к реальной действительности.

7 слайд

Описание слайда:

В городе Курске увековечили память о Валентине Овечкине в названии улицы города (с 22 августа 1974 г.). На доме, где жил В.В. Овечкин, установлена мемориальная доска. Ежегодно проводится журналистский конкурс им. В. Овечкина, в Курске и Льгове проходят литературные чтения. «При внешней суровости и неразговорчивости он был добрый и доверчивый человек. Как в книгах своих, так и беседах говорил о самом сокровенном открыто и прямо, потому что никогда в делах и стремлениях его не было корысти, он всегда заботился о правде, об общем благе». Владимир Карпов

8 слайд

Описание слайда:

Константин Дмитриевич Воробьев (1919 – 1975г.г.) «Две сотни белых хат двумя посадами рассыпались над речкой, кишащей пескарями и пиявками. Берега речки заросли ивовой дремучестью, хаты тонут в садах, а вокруг - безбрежный океан хлеба, дрожащая синь знойного марева - и никогда не потухающее солнце», - так пишет сам автор о своей малой родине, живущий долгое время вдали от нее. Писателя всегда тянуло к "отчему дому", память о родной земле не покидала его ни на минуту: «я нагнулся к земле - в наших краях она особенная: черная как сажа и такая мягкая, пахучая, родимая». И еще: «…наполнилось сладковатым запахом чабреца, мяты и солнца - запахом моей родины». К.Д.Воробьев

9 слайд

Описание слайда:

Память о нашем знаменитом земляке увековечена в названии улицы в г. Курске, в доме, где родился К. Воробьев, находится музей, а в областном краеведческом музее действует постоянная экспозиция, посвященная жизни и творчеству К.Д. Воробьева. Средняя школа № 35 г. Курска носит имя К. Воробьева, там же имеется и музей писателя. «Если писатель лжет перед своей совестью и не желает видеть горе и беды народа, трагедию его называет исторической неизбежностью - он ничто, какими бы наградами не ублажало его правительство. Придет время, и для всех это станет очевидным и понятным. Тогда, кроме позора, такого писателя ничего не ждет. Я не знаю, будут ли меня читать потом, но я знаю, что на мою могилу никто не плюнет». К.Воробьев

10 слайд

Описание слайда:

Евгений Иванович Носов (1925-2002г.г.) «Но вот закрываю глаза, и - трепетно обмирает сердце: вот она, родимая! Взгорья и ложбины, и опять холмы. Вверх – вниз, вниз – вверх… Будто дышит, словно это ее глубокие, натруженные вздохи…». «По-моему, малая родина - это окоем нашего детства. Иными словами, то, что способно объять мальчишеское око. И что жаждет вместить в себя чистая, распахнутая душа. Где эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликовала от нахлынувшего восторга. И где впервые огорчилась, разгневалась или пережила свое первое потрясение». «Малая родина - это то, что на всю жизнь одаривает нас крыльями вдохновения». Е.И.Носов. «Малая родина»

11 слайд

Описание слайда:

В октябре 2005 г. в Курске, на пересечении улиц Блинова и Челюскинцев, был открыт памятник известному русскому писателю, Герою Социалистического Труда, почетному гражданину г. Курска, члену Академии российской словесности, лауреату различных литературных премий, кавалеру многих орденов и медалей – Е.И. Носову. Евгений Иванович рано ушел из жизни, но его душа осталась с нами в его произведениях, в его заветах: «...все, что касаемо творческого взлета, осталось по-старому, как и при Дионисии: если хочешь чего достичь – иди и поклонись родной земле...». Е.И. Носов