Всесултаны Османской империи и годы правленияисторией делятся на несколько этапов: от периода создания до образования республики. Эти временные периоды имеют практически точные границы в истории Осман.

Образование Османской империи

Считается, что основатели Османского государства прибыли в Малую Азию (Анатолию) из Средней Азии (Туркменистан) в 20-е годы XIII века. Султан турок-сельджуков Кейкубад II предоставил им для проживания районы у городов Анкара и Сегют.

Сельджукский султанат в 1243 году погиб под ударами монголов. С 1281 года к власти в выделенном туркменам владении (бейлике) приходит Осман, который проводит политику по расширению своего бейлика: захватывает малые города, провозглашает газзават – священную войну с неверными (византийцами и другими). Осман частично подчиняет территорию Западной Анатолии, в 1326 году берет город Бурса и делает его столицей империи.

В 1324 году Осман I Гази умирает. Похоронили его в Бурсе. Надпись на могиле стала молитвой, которую произносили османские султаны при вступлении на трон.

Продолжатели династии Османидов:

Расширение границ империи

В середине XV в. наступил период наиболее активного расширения империи Османидов. В это время во главе империи стояли:

  • Мехмед II Завоеватель – правил в 1444 - 1446 гг. и в 1451 - 1481 гг. В конце мая 1453 года захватил и разграбил Константинополь. Перенес в разграбленный город столицу. Софийский собор переделал в главный храм ислама. По требованию султана в Стамбуле разместились резиденции православных греческого и армянского патриархов, а также главный иудейский раввин. При Мехмеде II прекращена автономия Сербии, подчинена Босния, присоединен Крым. Смерть султана не позволила захватить Рим. Султан абсолютно не ценил человеческую жизнь, но писал стихи и создал первый поэтический дуван.

  • Баязид II Святой (Дервиш) – правил с 1481 по 1512 гг. Практически не воевал. Прекратил традицию личного султанского руководства войсками. Покровительствовал культуре, писал стихи. Умер, передав власть сыну.
  • Селим I Грозный (Беспощадный) – правил с 1512 по 1520 гг. Начал правление с уничтожения ближайших конкурентов. Жестоко подавил восстание шиитов. Захватил Курдистан, запад Армении, Сирию, Палестину, Аравию и Египет. Поэт, стихи которого впоследствии издавались германским императором Вильгельмом II.

  • Сулейман I Кануни (Законодатель) – правил с 1520 по 1566 гг. Раздвинул границы до Будапешта, верховьев Нила и Гибралтарского пролива, Тигра и Евфрата, Багдада и Грузии. Провел множество государственных реформ. Последние 20 лет прошли под влиянием наложницы, а затем жены Роксоланы. Наиболее плодовит среди султанов в поэтическом творчестве. Умер во время похода в Венгрию.

  • Селим II Пьяница – правил с 1566 по 1574 гг. Присуще было пристрастие к алкоголю. Талантливый поэт. В это правление произошел первый конфликт Османской империи с Московским княжеством и первое крупное поражение на море. Единственное расширение империи – захват о. Кипр. Умер от удара головой о каменные плиты в бане.

  • Мурад III – на троне с 1574 по 1595 гг. «Любитель» многочисленных наложниц и коррупционер, который практически не занимался управлением империей. При нем захвачен Тифлис, имперские войска добрались до Дагестана и Азербайджана.

  • Мехмед III – правил с 1595 по 1603 гг. Рекордсмен по уничтожению конкурентов на престол – по его приказу умерщвлены 19 братьев, их беременные женщины и сын.

  • Ахмед I – правил с 1603 по 1617 гг. Правление характеризуется чехардой высших чиновников, которые часто сменялись по желанию гарема. Империя потеряла Закавказье и Багдад.

  • Мустафа I – правил с 1617 по 1618 гг. и с 1622 по 1623 гг. Считался святым за слабоумие и лунатизм. 14 лет просидел в темнице.
  • Осман II – правил с 1618 по 1622 гг. Возведен на престол в 14 лет янычарами. Был паталогически жесток. После поражения под Хотином от запорожских казаков, за попытку побега с казной убит янычарами.

  • Мурад IV – правил с 1622 по 1640 гг. Ценой большой крови навел порядок в корпусе янычар, уничтожил диктатуру визирей, очистил суды и госаппарат от коррупционеров. Вернул в состав империи Эривань и Багдад. Перед смертью приказал убить своего брата Ибрахима – последнего из Османидов. Умер от вина и лихорадки.

  • Ибрахим – правил с 1640 по 1648 гг. Слабый и безвольный, жестокий и расточительный, падкий до женских ласк. Смещен и задушен янычарами при поддержке духовенства.

  • Мехмед IV Охотник – правил с 1648 по 1687 гг. Провозглашен султаном в 6 лет. Истинное управление государством осуществляли великие визири, особенно в первые годы. В первый период правления империя усилила свою военную мощь, завоевала о. Крит. Второй период был не столь удачным – проиграна битва при Сен-Готарде, не взята Вена, бунт янычар и свержение султана.

  • Сулейман II – правил с 1687 по 1691 гг. Возведен на престол янычарами.
  • Ахмед II – правил с 1691 по 1695 гг. Возведен на престол янычарами.
  • Мустафа II – правил с 1695 по 1703 гг. Возведен на престол янычарами. Первый раздел Османской империи по Карловицкому мирному договору в 1699 г. и Константинопольский мирный договор с Россией в 1700 г.

  • Ахмед III – правил с 1703 по 1730 гг. Укрывал гетмана Мазепу и Карла XII после Полтавской битвы. В его правление проиграна война с Венецией и Австрией, потеряна часть владений в Восточной Европе, а также Алжир и Тунис.

Сулейман и Роксолана-Хюррем [Мини-энциклопедия самых интересных фактов о Великолепном веке в Османской империи] Автор неизвестен

Османская империя. Коротко о главном

Османская империя была образована в 1299 году, когда Осман I Гази, вошедший в историю как первый султан Османской империи, объявил независимость своей небольшой страны от сельджуков и принял титул султана (хотя некоторые историки считают, что впервые официально такой титул стал носить только его внук – Мурад I).

Вскоре ему удалось завоевать всю западную часть Малой Азии.

Осман I родился в 1258 году в византийской провинции Вифиния. Умер своей смертью в городе Бурса в 1326 году.

После этого власть перешла к его сыну, известному под именем Орхан I Гази. При нем небольшое тюркское племя окончательно превратилось в сильное государство с сильной армией.

Четыре столицы османов

За всю долгую историю своего существования Османская империя сменила четыре столицы:

Сегют (первая столица османов), 1299–1329;

Бурса (бывшая византийская крепость Бруса), 1329–1365;

Эдирне (бывший город Адрианополь), 1365–1453;

Константинополь (ныне город Стамбул), 1453–1922.

Иногда первой столицей османов называется город Бурса, что считается ошибочным.

Турки-османы, потомки кайы

Историки рассказывают: в 1219 году монгольские орды Чингисхана обрушились на Среднюю Азию, и тогда, спасая свои жизни, побросав скарб и домашнюю живность, все, кто жил на территории государства Кара-Киданей, устремились на юго-запад. Среди них было и небольшое тюркское племя кайы. Спустя год оно вышло к границе Конийского султаната, занимавшего к тому времени центр и восток Малой Азии. Сельджуки, населявшие эти земли, как и кайы, были тюрками и верили в Аллаха, поэтому их султан счел разумным выделить беженцам небольшой пограничный удел-бейлик в районе города Бурса, в 25 км от побережья Мраморного моря. Никто и представить себе не мог, что этот небольшой участок земли окажется плацдармом, с которого будут завоеваны земли от Польши до Туниса. Так возникнет Оттоманская (Османская, турецкая) империя, заселенная турками-османами, – как называют потомков кайы.

Чем дальше распространялась власть турецких султанов в последующие 400 лет, тем роскошнее становился их двор, куда стекалось золото и серебро со всего Средиземноморья. Они были законодателями мод и образцом для подражания в глазах правителей всего исламского мира.

Битва при Никополе 1396 года считается последним крупным крестовым походом Средневековья, который так и не смог остановить наступление в Европе турок-османов

Семь периодов существования империи

Историки разделяют время существования Османской империи на семь основных периодов:

Образование Османской империи (1299–1402) – период правления первых четырех султанов империи: Османа, Орхана, Мурада и Баязида.

Османское междуцарствие (1402–1413) – одиннадцатилетний период, начавшийся в 1402 году после поражения османов в Ангорской битве и трагедии султана Баязида I и его жены в плену у Тамерлана. В этот период между сыновьями Баязида шла борьба за власть, из которой победителем только в 1413 году вышел младший сын Мехмед I Челеби.

Подъем Османской империи (1413–1453) – период правления султана Мехмеда I, а также его сына Мурада II и внука Мехмеда II, закончившийся взятием Константинополя и уничтожением Византийской империи Мехмедом II, получившим прозвище «Фатих» (Завоеватель).

Рост Османской империи (1453–1683) – период основного расширения границ Османской империи. Продолжался при правлении Мехмеда II, Сулеймана I и его сына Селима II, и закончившийся поражением османов в Венской битве во время правления Мехмеда IV (сына Ибрагима I Сумасшедшего).

Стагнация Османской империи (1683–1827) – период, продлившийся 144 года, который начался после того, как победа христиан в Венской битве навсегда положила конец завоевательным устремлениям Османской империи на европейских землях.

Упадок Османской империи (1828–1908) – период, характеризующийся потерей большого количества территорий Османского государства.

Распад Османской империи (1908–1922) – период правления последних двух султанов государства османов, братьев Мехмеда V и Мехмеда VI, начавшийся после изменения формы правления государства на конституционную монархию, и продолжавшийся вплоть до полного прекращения существования Османской империи (период охватывает участие османов в Первой мировой войне).

Главной и самой серьезной причиной распада Османской империи историки называют поражение в Первой мировой войне, вызванное превосходящими людскими и экономическими ресурсами стран Антанты.

Днем прекращения существования Османской империи называют 1 ноября 1922 года, когда Великое национальное собрание Турции приняло закон о разделении султаната и халифата (затем султанат упразднялся). 17 ноября Мехмед VI Вахидеддин, последний османский монарх, 36-й по счету, покинул Стамбул на британском военном корабле, линкоре «Малайя».

24 июля 1923 года был подписан Лозаннский договор, по которому признавалась независимость Турции. 29 октября 1923 года Турция была провозглашена республикой, а ее первым президентом был избран Мустафа Кемаль, впоследствии известный как Ататюрк.

Последний представитель турецкой султанской династии Османов

Эртогрул Осман – внук султана Абдул-Хамида II

«Скончался последний представитель династии Османов Эртогрул Осман.

Осман большую часть своей жизни провел в Нью-Йорке. Эртогрул Осман, который стал бы султаном Османской империи в том случае, если бы Турция не стала республикой в 1920-х годах, умер в Стамбуле в возрасте 97 лет.

Он был последним из остававшихся в живых внуков султана Абдул-Хамида II, и его официальный титул, если бы он стал правителем, был бы Его Императорское Высочество Принц шах-заде Эртогрул Осман Эфенди.

Он родился в Стамбуле в 1912 году, но большую часть своей жизни скромно прожил в Нью-Йорке.

12-летний Эртогрул Осман учился в Вене, когда узнал о том, что его семью выслал из страны Мустафа Кемаль Ататюрк, основавший современную Турецкую Республику на обломках старой империи.

В конце концов Осман поселился в Нью-Йорке, где жил более 60 лет в квартире над рестораном.

Осман стал бы султаном, если бы Ататюрк не основал Турецкую Республику. Осман всегда утверждал, что у него нет никаких политических амбиций. В Турцию он вернулся в начале 1990-х годов по приглашению турецкого правительства.

Во время визита на родину он отправился во дворец Долмобахче у Босфорского пролива, который был главной резиденцией турецких султанов и в котором он играл ребенком.

Как рассказывает обозреватель Би-би-си Роджер Харди, Эртогрул Осман был очень скромен и, чтобы не привлекать к себе внимания, он присоединился к группе туристов, чтобы попасть во дворец.

Жена Эртогрула Османа приходится родственницей последнему королю Афганистана».

Тугра как персональный знак правителя

Тугра (тогра) – персональный знак правителя (султана, халифа, хана), содержащий его имя и титул. Со времени улубея Орхана I, прикладывавшего к документам оттиск ладони, погруженной в чернила, вошло в обычай окружать подпись султана изображением его титула и титула его отца, сливая все слова в особом каллиграфическом стиле – получается отдаленное сходство с ладонью. Оформляется тугра в виде орнаментально украшенной арабской вязи (текст может быть и не на арабском языке, но и на персидском, тюркских и др.).

Тугра ставится на всех государственных документах, иногда на монетах и воротах мечетей.

За подделку тугры в Османской империи полагалась смертная казнь.

В покоях владыки: вычурно, но со вкусом

О покоях владыки Османской империи путешественник Теофиль Готье писал: «Покои султана отделаны в стиле Людовика XIV, слегка видоизмененном на восточный лад: здесь чувствуется стремление воссоздать великолепие Версаля. Двери, оконные переплеты, наличники сделаны из красного дерева, кедра или массивного палисандра с вычурной резьбой и дорогими железными оковками, усыпанными золотой крошкой. Из окон открывается чудеснейшая панорама – ни один монарх мира не имеет равных ей перед своим дворцом».

Тугра Сулеймана Великолепного

Так что не только европейские монархи увлекались стилем своих соседей (скажем, восточным стилем, когда устраивали будуары как псевдотурецкий альков или устраивали восточные балы), но и османские султаны восхищались стилем своих европейских соседей.

«Львы ислама» – янычары

Янычары (тур. yeni?eri (йеничери) – новый воин) – регулярная пехота Османской империи в 1365–1826 годах. Янычары вместе с сипахами и акынджи (конницей) составляли основу войска в Османской империи. Были частью полков капыкулы (личной гвардии султана, состоявшей из рабов и заключенных). Янычарские войска выполняли также полицейские и карательные функции в государстве.

Янычарская пехота была создана султаном Мурадом I в 1365 году из христианских юношей 12–16 лет. В основном в армию зачислялись армяне, албанцы, боснийцы, болгары, греки, грузины, сербы, впоследствии воспитуемые в исламских традициях. Детей, набранных в Румелии, отдавали на воспитание в турецкие семьи Анатолии и наоборот.

Набор детей в янычары (девширме – налог кровью) был одной из повинностей христианского населения империи, поскольку позволял властям создать противовес феодальной тюркской армии (сипахам).

Янычары считались рабами султана, жили в монастырях-казармах, им первоначально запрещалось жениться (до 1566 года) и заниматься хозяйством. Имущество умершего или погибшего янычара становилось имуществом полка. Помимо военного искусства, янычары изучали каллиграфию, право, теологию, литературу и языки. Раненые или старые янычары получали пенсию. Многие из них сделали гражданскую карьеру.

В 1683 году янычары начинают комплектоваться также из мусульман.

Известно, что Польша копировала турецкую армейскую систему. В армии Речи Посполитой по турецкому образцу из добровольцев были сформированы свои собственные янычарские части. Король Август II создал свою личную янычарскую гвардию.

Вооружение и форма христианских янычар полностью копировала турецкие образцы, в том числе войсковые барабаны были турецкого образца, при этом отличались цветом.

Янычары Османской империи имели ряд привилегий, с XVI в. получили право жениться, заниматься торговлей и ремеслами в свободное от службы время. Янычары получали жалованье от султанов, подарки, а их командиры выдвигались на высшие военные и административные должности империи. Гарнизоны янычар находились не только в Стамбуле, но и во всех крупных городах Турецкой империи. С XVI в. их служба становится наследственной, и они превращаются в замкнутую военную касту. Будучи султанской гвардией янычары стали политической силой и часто вмешивались в политические интриги, свергая ненужных и возводя на трон нужных им султанов.

Янычары жили в особых кварталах, часто восставали, устраивали бунты и пожары, свергали и даже убивали султанов. Их влияние приобрело столь опасные масштабы, что в 1826 году султан Махмуд II разгромил и полностью уничтожил янычар.

Янычары Османской империи

Янычары были известны как мужественные воины, которые бросались на врага, не жалея своей жизни. Именно их атака часто решала судьбу битвы. Не зря их образно называли «львами ислама».

Использовали ли запорожцы ненормативную лексику в письме турецкому султану?

Письмо запорожцев турецкому султану – оскорбительный ответ запорожских казаков, написанный османскому султану (вероятно, Мехмеду IV) в ответ на его ультиматум: прекратить нападать на Блистательную Порту и сдаться. Существует предание, что, прежде чем отправить войска на Запорожскую Сечь, султан послал запорожцам требование покориться ему как владыке всего мира и наместнику бога на земле. Запорожцы якобы ответили на это письмо своим письмом, не стесняясь в выражениях, отрицая всякую доблесть султана и жестоко насмехаясь над кичливостью «непобедимого рыцаря».

По легенде, письмо написано в XVII веке, когда в среде запорожского казачества и на Украине была развита традиция таких писем. Оригинал письма не сохранился, однако известно несколько вариантов текста этого письма, одни из которых изобилуют матерными словами.

Исторические источники приводят такой текст письма турецкого султана к казакам.

«Предложение Мехмеда IV:

Я, султан и владыка Блистательной Порты, сын Ибрагима I, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога на земле, властелин царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, несравненный рыцарь, никем не победимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться.

Султан турецкий Мехмед IV».

Самый известный вариант ответа запорожцев Магомету IV в переводе на русский язык выглядит следующим образом:

«Запорожские казаки – турецкому султану!

Ты, султан, черт турецкий, и проклятого черта брат и товарищ, самого Люцифера секретарь. Какой ты к черту рыцарь, когда голой жопой ежа не убьешь. Черт высирает, а твое войско пожирает. Не будешь ты, сукин ты сын, сынов христианских под собой иметь, твоего войска мы не боимся, землей и водой будем биться с тобой, распрое… твою мать.

Вавилонский ты повар, Македонский колесник, Иерусалимский пивовар, Александрийский козолуп, Большого и Малого Египта свинопас, Армянский ворюга, Татарский сагайдак, Каменецкий палач, всего света и подсвета дурак, самого аспида внук и нашего х… крюк. Свиная ты морда, кобылиная срака, мясницкая собака, некрещеный лоб, мать твою ….

Вот так тебе запорожцы ответили, плюгавому. Не будешь ты даже свиней у христиан пасти. Этим кончаем, поскольку числа не знаем и календаря не имеем, месяц в небе, год в книге, а день такой у нас, какой и у вас, за это поцелуй в жопу нас!

Подписали: Кошевой атаман Иван Сирко со всем лагерем Запорожским».

Письмо это, изобилующее ненормативной лексикой, приводит популярная энциклопедия Википедия.

Запорожцы пишут письмо турецкому султану. Художник Илья Репин

Атмосфера и настроение среди казаков, сочиняющих текст ответа, описана в известной картине Ильи Репина «Запорожцы» (чаще называют: «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»).

Интересно, что в Краснодаре на пересечении улиц Горького и Красной в 2008 году установлен памятник «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (скульптор Валерий Пчелин).

Из книги Боевая Машина: Руководство По Самозащите - 3 автора Тарас Анатолий Ефимович

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ Анатолий Ефимович Тарас родился в 1944 году, в семье кадрового офицера советской военной разведки. В 1963-66 гг. служил в отдельном разведывательно-диверсионном батальоне 7-й танковой армии. В 1967-75 гг. участвовал в 11 операциях, проводившихся

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОС) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

Из книги Судак. Путешествия по историческим местам автора Тимиргазин Алексей Дагитович

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Старые песни о главном Название музыкального телефильма (режиссер Дмитрий Фикс), показанного в ночь на 1 января 1996 г. по 1-му каналу ТВ России. Авторы проекта - Леонид Геннадьевич Парфенов (р. 1960) и Константин Львович Эрнст (р. 1961).Возможно, первоисточником послужила песня

Из книги Семейный вопрос в России. Том I автора Розанов Василий Васильевич

О непорочной семье и ее главном условии

Из книги Искусство вождения автомобиля [с иллюстрациями] автора Трейбал Зденек

О НЕПОРОЧНОЙ СЕМЬЕ И ЕЕ ГЛАВНОМ УСЛОВИИ

Из книги Краткий словарь алкогольных терминов автора Погарский Михаил Валентинович

I. Коротко об автомобиле Хороший водитель управляет автомобилем почти автоматически. На зрительные и слуховые раздражения он реагирует соответствующими действиями, по большей части не сознавая их причин. Если вдруг из боковой улицы выйдет кто-нибудь, водитель тормозит

Из книги Энциклопедия ислама автора Ханников Александр Александрович

Из книги Школа литературного мастерства. От концепции до публикации: рассказы, романы, статьи, нон-фикшн, сценарии, новые медиа автора Вольф Юрген

Из книги Четыре сезона рыболова [Секреты успешной рыбалки в любое время года] автора Казанцев Владимир Афанасьевич

Никогда не забывайте о главном Я искренне верю, что своим литературным трудом вы сможете заработать достаточно денег, но просто обязан предупредить, что может случиться и так, что несколько лет вашей жизни будут очень трудными. В некоторые моменты вы даже станете думать,

Из книги Как стать писателем… в наше время автора Никитин Юрий

КОРОТКО О РАЗНОМ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ДРИБЛИНГ При вялом клеве опытные мастера-рыболовы нередко применяют так называемый дриблинг, когда приманка мелко-мелко дрожит в течение 5-10 сек. у самого дна, привлекая рыбу, находящуюся в нескольких метрах от лунки. Поклевка обычно

Из книги автора

КОРОТКО О РАЗНОМ АРОМАТЫ ДЛЯ ФОРЕЛИ В рыбалке, как и в любом другом хобби, нет предела для повышения своего мастерства. Одним из слагаемых успеха при этом является применение современных приманок, разработанных с учетом последних достижений науки. Многие рыболовные

Из книги автора

КОРОТКО О РАЗНОМ НА ПОДВОДНЫХ БРОВКАХ Многие как хищные, так и нехищные рыбы предпочитают добывать себе пропитание на различного рода подводных бровках. Поэтому, чтобы добиться хороших результатов в ловле, нужно тщательно изучать эти места.Иногда некоторые виды хищных

Из книги автора

КОРОТКО О РАЗНОМ БИМЕТАЛЛИЧЕСКИЕ БЛЕСНЫ В чем секрет уловистости колеблющихся блесен, изготовленных из двух пластинок разных металлов?Такие приманки принято называть биметаллическими. Особенность их заключается в том, что разнородные составные части блесны в этом

Из книги автора

Совсем коротко… Паскаль заявил однажды: только кончая задуманное сочинение, мы уясняем себе, с чего нам следовало его начать. Что ж, для автора-профессионала это только повод вернуться и переписать задуманное, на то он и профи, а для новичка это толчок к малодушию и

Османская империя. Образование государства

Порой рождения государства турок-османов можно считать, конечно, условно, годы, непосредственно предшествовавшие гибели Сельджукского султаната в 1307 г. Возникло это государство в обстановке крайнего сепаратизма, воцарившегося в государстве Сельджукидов Рума после поражения, которое его правитель потерпел в битве с монголами в 1243 г. Беи Айдына, Гермияна, Карамана, Ментеше, Сарухана и ряда других районов султаната превратили свои земли в самостоятельные княжества. Среди этих княжеств выделялись бейлики Гермиян и Караман, правители которых продолжали вести борьбу, нередко успешную, против монгольского владычества. В 1299 г. монголам пришлось даже признать независимость бейлика Гермиян.

В последние десятилетия XIII в. на северо-западе Анатолии возник еще один практически самостоятельный бейлик. В историю он вошел под названием Османского, по имени предводителя небольшой тюркской племенной группы, главной составной частью которой были кочевники огузского племени кайы.

Согласно турецкой исторической традиции, часть племени кайы откочевала в Анатолию из Средней Азии, где предводители кайы некоторое время находились на службе у правителей Хорезма. Вначале тюрки-кайы избрали местом кочевья земли в районе Караджадага к западу от нынешней Анкары. Затем часть их перебралась в районы Ахлата, Эрзурума и Эрзинджана, доходя до Амасьи и Алеппо (Халеба). Некоторые кочевники племени кайы нашли себе пристанище на плодородных землях в районе Чукурова. Именно из этих мест небольшое подразделение кайы (400-500 шатров) во главе с Эртогрулом, спасаясь от набегов монголов, направилось во владения сельджукского султана Алаэддина Кейкубада I. Эртогрул обратился к нему за покровительством. Султан пожаловал Эртогрулу удж (окраинная область султаната) на землях, захваченных сельджуками у византийцев на границе с Вифинией. Эртогрул принял на себя обязательство защищать границу сельджукского государства на территории дарованного ему уджа.

Удж Эртогрула в районе Мелангии (тур. Караджахисар) и Сёгюта (к северо-западу от Эскишехира) был невелик. Но правитель был энергичен, а его воины охотно участвовали в набегах на соседние византийские земли. Действия Эртогрула облегчены были немало тем, что население пограничных византийских областей было крайне недовольно грабительской налоговой политикой Константинополя. В результате Эртогрулу удалось несколько увеличить свой удж за счет пограничных областей Византии. Трудно, правда, точно определить масштабы этих захватнических операций, как, впрочем, и первоначальные размеры самого уджа Эртогрула, о жизни и деятельности которого нет сколько-нибудь достоверных данных. Турецкие хронисты, даже ранние (XIV-XV вв.), излагают много легенд, связанных с начальным периодом сложения бейлика Эртогрул. Эти легенды гласят, что жил Эртогрул долго: он умер в возрасте 90 лет в 1281 или, по другой версии, в 1288 г.

Сведения о жизни сына Эртогрула, Османа , давшего имя будущему государству, тоже в немалой мере легендарны. Осман родился примерно в 1258 г. в Сёгюте. Этот горный малонаселенный район был удобен кочевникам: здесь было много хороших летних пастбищ, хватало и удобных зимних кочевий. Но, пожалуй, главным преимуществом уджа Эртогрула и наследовавшего ему Османа было соседство с византийскими землями, что давало возможность обогащаться за счет набегов. Эта возможность привлекала в отряды Эртогрула и Османа представителей других тюркских племен, обосновавшихся на территориях других бейликов, так как завоевание принадлежавших немусульманским государствам территорий почиталось у адептов ислама делом священным. В результате, когда во второй половине XIII в. правители анатолийских бейликов в поисках новых владений воевали между собой, воины Эртогрула и Османа выглядели борцами за веру, разоряя в поисках добычи и с целью территориальных захватов земли византийцев.

После смерти Эртогрула правителем уджа стал Осман . Судя по некоторым источникам, были сторонники передачи власти брату Эртогрула, Дюндару, но тот не рискнул выступить против племянника, ибо видел, что его поддерживает большинство. Через несколько лет потенциальный соперник был убит.

Осман направил свои усилия на завоевание Вифинии. Зоной его территориальных притязаний стали области Брусы (тур. Бурса), Белокомы (Биледжика) и Никомедии (Измита). Одной из первых военных удач Османа стал захват в 1291 г. Мелангии. Этот небольшой византийский городок он сделал своей резиденцией. Поскольку прежнее население Мелангии частью погибло, а частью бежало, надеясь найти спасение от войск Османа , последний заселил свою резиденцию выходцами из бейлика Гермиян и других мест Анатолии. Христианский храм по велению Османа был превращен в мечеть, в которой его имя стало упоминаться в хутбах (пятничных молитвах). Согласно легендам, примерно в это время Осман без особого труда добился от сельджукского султана, власть которого стала совсем призрачной, титула бея, получив соответствующие регалии в виде барабана и бунчука. Вскоре Осман объявил свой удж самостоятельным государством, а себя - независимым владетелем. Произошло это около 1299 г., когда сельджукский султан Алаэддин Кейкубад II бежал из своей столицы, спасаясь от взбунтовавшихся подданных. Правда, став практически независимым от Сельджукского султаната, который номинально существовал до 1307 г., когда последний представитель династии румских Сельджукидов был задушен по приказу монголов, Осман признал верховную власть монгольской династии Хулагуидов и ежегодно посылал в их столицу часть дани, которую собирал с подданных. От этой формы зависимости Османский бейлик освободился при преемнике Османа , его сыне Орхане.

В конце XIII - начале XIV в. Османский бейлик значительно расширил свою территорию. Его правитель продолжал набеги на византийские земли. Действия против византийцев облегчались тем, что другие его соседи не проявляли тогда еще враждебности к молодому государству. Бейлик Гермиян воевал то с монголами, то с византийцами. Бейлик Кареси был просто слаб. Не беспокоили бейлик Османа и правители расположенного на северо-западе Анатолии бейлика Чандар-оглу (Джандариды), поскольку и они были главным образом заняты борьбой с монгольскими наместниками. Таким образом, Османский бейлик мог все свои военные силы использовать для завоеваний на западе.

Захватив в 1301 г. район Енишехира и построив там город-крепость, Осман стал готовить захват Брусы. Летом 1302 г. он разбил войска византийского наместника Брусы в сражении при Вафее (тур. Коюнхисар). Это было первое крупное военное сражение, выигранное турками-османами. Наконец-то византийцы поняли, что имеют дело с опасным противником. Однако в 1305 г. войско Османа потерпело поражение в битве при Левке, где против них дрались каталонские дружины, находившиеся на службе у византийского императора. В Византии началась очередная междоусобица, облегчившая дальнейшие наступательные действия турок. Воины Османа овладели рядом византийских городов на Черноморском побережье.

В те годы турки-османы совершили и первые набеги на европейскую часть территории Византии в районе Дарданелл. Войска Османа захватили также ряд крепостей и укрепленных населенных пунктов на пути к Брусе. К 1315 г. Бруса была практически окружена крепостями, находившимися в руках турок.

Брусу захватил несколько позже сын Османа Орхан . родившийся в год смерти своего деда Эртогрула.

Армия Орхана состояла в основном из кавалерийских частей. Не было у турок и осадных машин. Поэтому бей не решился на штурм города, окруженного кольцом мощных укреплений, и установил блокаду Брусы, прервав все ее связи с внешним миром и лишив тем самым ее защитников всех источников снабжения. Подобную тактику турецкие войска применяли и впоследствии. Обычно они захватывали окрестности города, изгоняли или обращали в рабство местное население. Затем эти земли обживались людьми, переселенными туда по приказу бея.

Город оказывался во враждебном кольце, и над его жителями нависала угроза голодной смерти, после чего турки легко им овладевали.

Осада Брусы длилась десять лет. Наконец в апреле 1326 г., когда армия Орхана стояла у самых стен Брусы, город капитулировал. Это произошло в канун смерти Османа , которому сообщили о взятии Брусы на смертном одре.

Орхан , наследовавший власть в бейлике, сделал Бурсу (так ее стали именовать турки), славившуюся ремеслами и торговлей, город богатый и процветавший, своей столицей. В 1327 г. он распорядился чеканить в Бурсе первую османскую серебряную монету - акче. Это свидетельствовало о том, что процесс превращения бейлика Эртогрула в самостоятельное государство близился к завершению. Важным этапом на этом пути стали дальнейшие завоевания турок-османов на севере. Через четыре года после захвата Брусы войска Орхана овладели Никеей (тур. Изник), а в 1337 г. - Никомедией.

Когда турки двинулись к Никее, между войсками императора и турецкими отрядами, которыми предводительствовал брат Орхана , Алаэддин, произошло сражение в одном из горных ущелий. Византийцы были разгромлены, император ранен. Несколько штурмов мощных стен Никеи не принесли туркам успеха. Тогда они прибегли к испытанной тактике блокады, захватив несколько передовых укреплений и отрезав город от окружавших его земель. После этих событий Никея была принуждена к сдаче. Измотанный болезнями и голодом гарнизон не смог более сопротивляться превосходящим силам противника. Захват этого города открыл туркам дорогу к азиатской части византийской столицы.

Девять лет длилась блокада Никомедии, получавшей военную помощь и продовольствие морским путем. Чтобы овладеть городом, Орхану пришлось организовать блокаду узкого залива Мраморного моря, на берегах которого была расположена Никомедия. Отрезанный от всех источников снабжения, город сдался на милость победителей.

В результате взятия Никеи и Никомедии турки овладели почти всеми землями к северу от Измитского залива вплоть до Босфора. Измит (такое наименование отныне получила Никомедия) стал для зарождавшегося флота османов верфью и гаванью. Выход турок к берегам Мраморного моря и Босфора открыл им путь к набегам на Фракию. Уже в 1338 г. турки начали разорять фракийские земли, а сам Орхан с тремя десятками судов появился у стен Константинополя, но его отряд был разбит византийцами. Император Иоанн VI попытался поладить с Орханом , выдав за него свою дочь. На некоторое время Орхан прекратил набеги на владения Византии и даже оказывал византийцам военную помощь. Но земли на азиатском берегу Босфора Орхан рассматривал уже как свои владения. Приехав в гости к императору, ставку свою он расположил именно на азиатском берегу, и византийский монарх со всеми своими придворными был вынужден прибыть туда на пир.

В дальнейшем отношения Орхана с Византией вновь обострились, его отряды возобновили набеги на фракийские земли. Прошло еще полтора десятилетия, и войска Орхана начали вторгаться в европейские владения Византии. Этому способствовало то обстоятельство, что в 40-х годах XIV в. Орхану удалось, воспользовавшись междоусобицей в бейлике Кареси, присоединить к своим владениям большую часть земель этого бейлика, доходивших до восточных берегов пролива Дарданеллы.

В середине XIV в. турки усилились, начали действовать не только на западе, но и на востоке. Бейлик Орхана граничил с владениями монгольского наместника в Малой Азии Эртена, ставшего к тому времени практически независимым владетелем ввиду упадка государства ильханов. Когда наместник умер и в его владениях началась смута, вызванная борьбой за власть между сыновьями-наследниками, Орхан напал на земли Эртена и значительно расширил за их счет свой бейлик, захватив в 1354 г. Анкару.

В 1354 г. турки без труда захватили город Галлиполи (тур. Гелиболу), оборонительные укрепления которого были разрушены в результате землетрясения. В 1356 г. армия под командованием сына Орхана , Сулеймана, переправилась через Дарданеллы. Захватив несколько городов, в том числе Дзориллос (тур. Чорлу), войска Сулеймана начали двигаться в сторону Адрианополя (тур. Эдирне), который был, возможно, и главной целью этого похода. Однако около 1357 г. Сулейман умер, не осуществив всех своих замыслов.

Вскоре турецкие военные операции на Балканах возобновились под руководством другого сына Орхана - Мурада . Туркам удалось взять Адрианополь уже после смерти Орхана , когда Мурад стал правителем. Произошло это, по данным разных источников, между 1361 и 1363 г. Захват этого города оказался сравнительно простой военной операцией, не сопровождавшейся блокадой и затяжной осадой. Турки разбили византийцев на подступах к Адрианополю, и город остался практически без защиты. В 1365 г. Мурад на некоторое время перенес сюда свою резиденцию из Бурсы.

Мурад принял титул султана и вошел в историю под именем Мурада I . Желая опереться на авторитет аббасидского халифа, находившегося в Каире, преемник Мурада Баязид I (1389-1402) отправил ему письмо, испрашивая признания титула султана Рума. Несколько позже султан Мехмед I (1403-1421) стал посылать в Мекку деньги, добиваясь признания шерифами его прав на султанский титул в этом священном для мусульман городе.

Так меньше чем за полтораста лет небольшой бейлик Эртогрул преобразился в обширное и довольно сильное в военном отношении государство.

Что же представляло собой молодое османское государство в начальной стадии своего развития? Его территория охватывала уже весь северо-запад Малой Азии, распространяясь до вод Черного и Мраморного морей. Начали складываться социально-экономические институты.

При Османе в его бейлике еще господствовали социальные отношения, присущие родоплеменному быту, когда власть главы бейлика основывалась на поддержке родоплеменной верхушки, а захватнические операции осуществляли ее военные формирования. Большую роль в формировании османских государственных институтов играло мусульманское духовенство. Мусульманские богословы, улемы, выполняли многие административные функции, в их руках было отправление правосудия. Осман установил прочные связи с дервишскими орденами мевлеви и бекташи, а также с ахи - религиозно-цеховым братством, которое пользовалось большим влиянием в ремесленных слоях городов Малой Азии. Опираясь на улемов, верхушку дервишских орденов и ахи, Осман и его преемники не только укрепляли свою власть, но и обосновывали мусульманским лозунгом джихада, «борьбы за веру», свои захватнические походы.

Осман , племя которого вело полукочевой образ жизни, еще не обладал ничем, кроме табунов коней и овечьих стад. Но когда он стал завоевывать новые территории, возникла система раздачи земель его приближенным в награду за службу. Эти пожалования получили название тимаров. Турецкие хроники так излагают указ Османа относительно условий пожалований:

«Тимар, который я дам кому-либо, пусть без причины не отнимают. А если тот, кому я дал тимар, умрет, то пусть передадут сыну его. Если сын мал, то все равно пусть передадут, чтобы во время войны слуги его ходили в поход до тех пор, пока он сам не станет пригодным». В этом и состоит суть тимарной системы, являвшейся разновидностью военно-ленной системы и ставшей со временем основой социальной структуры османского государства.

Тимарная система обрела законченную форму в течение первого века существования нового государства. Верховное право предоставления тимаров было привилегией султана, однако уже с середины XV в. тимары жаловались и рядом высших сановников. Земельные наделы давались воинам и военачальникам как условное держание. При условии выполнения определенных военных обязанностей держатели тимаров, тимариоты, могли передавать их из поколения в поколение. Примечательно, что владели тимариоты, в сущности, не землями, являвшимися достоянием казны, а доходами с них. В зависимости от этих доходов владения такого рода делились на две категории - тимары, приносившие до 20 тыс. акче в год, и зеаметы - от 20 до 100 тыс. акче. Реальное значение этих сумм можно представить в сравнении со следующими цифрами: в середине XV в. средний доход с одного городского хозяйства в балканских провинциях османского государства составлял от 100 до 200 акче; на 1 акче в 1460 г. в Бурсе можно было приобрести 7 килограммов муки. В лице тимариотов первые турецкие султаны стремились создать прочную и верную опору своей власти - военную и социально-политическую.

В исторически сравнительно короткий срок правители нового государства стали обладателями больших материальных ценностей. Еще при Орхане случалось, что у правителя бейлика не было средств для обеспечения очередного захватнического набега. Турецкий средневековый хронист Хюсейн приводит, например, рассказ о том, как Орхан продал пленного византийского сановника архонту Никомедии, с тем чтобы на добытые таким способом деньги снарядить войско и отправить его против этого же города. Но уже при Мураде I картина резко изменилась. Султан мог содержать войско, сооружать дворцы и мечети, тратить немалые деньги на празднества и приемы послов. Причина такой перемены была проста - со времени правления Мурада I стало законом отчисление в казну пятой части военной добычи, в том числе пленных. Военные походы на Балканы стали первым источником доходов осмайского государства. Дань с покоренных народов и военная добыча постоянно пополняли его казну, а труд населения покоренных областей постепенно начал обогащать знать государства османов - сановников и военачальников, духовенство и беев.

При первых султанах стала складываться система управления Османского государства. Если при Орхане военные дела решались в тесном кругу его приближенных из числа военачальников, то при его преемниках в их обсуждении начали участвовать везиры - министры. Если Орхан управлял своими владениями с помощью ближайших родственников или улемов, то уже Мурад I из числа везиров стал выделять человека, которому поручал управление всеми делами - гражданскими и военными. Так возник институт великого везира, веками остававшегося центральной фигурой османской администрации. Общими делами государства при преемниках Мурада I в качестве высшего совещательного органа ведал султанский совет в составе великого везира, глав военного, финансового и судебного ведомств, представителей высшего мусульманского духовенства.

В годы царствования Мурада I получило первоначальное оформление османское финансовое ведомство. Тогда же возникло сохранявшееся на протяжении веков разделение казны на личную казну султана и государственное казначейство. Появилось и административное деление. Османское государство было разделено на санджаки. Слово «санджак» означает в переводе «знамя», как бы напоминая о том, что управители санджаков, санджак-беи, олицетворяли на местах власть гражданскую и военную. Что касается судебной системы, то она целиком находилась в ведении улемов.

Государство, развивавшееся и расширявшееся в результате захватнических войн, проявляло особую заботу о создании сильной армии. Уже при Орхане были сделаны первые важные шаги в этом направлении. Было создано пехотное войско - яя. Пехотинцы в период участия в походах получали жалованье, а в мирное время жили за счет обработки своих земель, будучи освобождены от налогов. При Орхане были созданы и первые регулярные кавалерийские части - мюселлем. При Мураде I армия была усилена за счет крестьянского пехотного ополчения. Ополченцы, азапы, набирались только на время войны и в период военных действий также получали жалованье. Именно азапы составляли на начальном этапе развития Османского государства основную часть пехотного войска. При Мураде I начал формироваться и корпус янычар (от «ени чери» - «новое войско»), ставший впоследствии ударной силой турецкой пехоты и своего рода личной гвардией турецких султанов. Он комплектовался путем принудительного набора мальчиков из христианских семей. Их обращали в ислам и обучали в специальной военной школе. Янычары были подчинены самому султану, получали жалованье от казны и с самого начала стали привилегированной частью турецкого войска; командир янычарского корпуса входил в число высших сановников государства. Несколько позже янычарской пехоты были сформированы конные отряды сипахи, которые также подчинялись непосредственно султану и находились на жалованье. Все эти военные формирования обеспечивали устойчивые успехи турецкой армии в период, когда султаны все более расширяли завоевательные операции.

Таким образом, к середине XIV в. сложилось первоначальное ядро государства, которому суждено было стать одной из самых крупных империй Средневековья, мощной военной державой, в короткий срок подчинившей себе многие народы Европы и Азии.

Сделала неизбежным распад Османской империи, на протяжении веков господствовавшей на значительных территориях, ставших жертвой её ненасытной военной экспансии. Вынужденная присоединиться к Центральным державам, таким как Германия, Австро-Венгрия и Болгария, она вместе с ними познала горечь поражения, не сумев более заявить о себе как о ведущей мировой империи.

Основатель Османской империи

В конце XIII века Осман I Гази унаследовал от своего отца бея Эртогрула власть над бесчисленными турецкими ордами, населявшими Фригию. Провозгласив независимость этой сравнительно небольшой территории и приняв титул султана, он сумел покорить значительную часть Малой Азии и основать таким образом мощную империю, названную в его честь Османской. Ей суждено было сыграть важную роль в мировой истории.

Уже в середине турецкое войско высаживается на побережье Европы и начинает свою многовековую экспансию, сделавшую это государство в XV-XVI веках одним из величайших в мире. Однако начало распада Османской империи наметилось уже в XVII веке, когда не знавшая прежде поражений и считавшаяся непобедимой турецкая армия потерпела сокрушительный удар у стен австрийской столицы.

Первое поражение от европейцев

В 1683 году полчища османов подступили к Вене, взяв город в осаду. Его жители, достаточно наслышанные о диких и безжалостных нравах этих варваров, проявляли чудеса героизма, защищая себя и своих родных от верной гибели. Как свидетельствуют исторические документы, успеху защитников во многом способствовало то, что среди командования гарнизона было много видных военачальников тех лет, сумевших грамотно и оперативно принять все необходимые оборонительные меры.

Когда же на помощь осаждённым подоспел король Польши, то участь нападавших была решена. Они бежали, оставив христианам богатую добычу. Эта победа, с которой начался распад Османской империи, имела для народов Европы, прежде всего, психологическое значение. Она развеяла миф о непобедимости всесильной Порты, как было принято у европейцев называть Османскую империю.

Начало территориальных потерь

Это поражение, а также ряд последующих неудач стали причиной заключённого в январе 1699 года Карловицкого мира. Согласно этому документу Порта теряла ранее подконтрольные ей территории Венгрии, Трансильвании и Тимишоара. Её границы сместились к югу на значительное расстояние. Это уже был достаточно ощутимый удар по её имперской целостности.

Неприятности в XVIII веке

Если первая половина следующего, XVIII века, была отмечена определёнными военными успехами Османской империи, позволившими ей хоть и с временной потерей Дербента, но сохранить выход к Чёрному и Азовскому морям, то вторая половина столетия принесла целый ряд неудач, также предопределивших будущий распад Османской империи.

Поражение в Турецкой войне, которую императрица Екатерина II вела с Османским султаном, заставило последнего подписать в июле 1774 года мирный договор, по которому Россия получала земли, простиравшиеся между Днепром и Южным Бугом. Следующий год приносит новое несчастье - Порта теряет отошедшую к Австрии Буковину.

Завершился же для османов XVIII век полной катастрофой. Окончательное поражение в привело к заключению весьма невыгодного и унизительного Ясского мира, в соответствии с которым к России отходило всё Северное Причерноморье, включая Крымский полуостров.

Подпись на документе, удостоверяющем, что отныне и навеки Крым наш, поставил лично князь Потёмкин. Кроме того, Османская империя была вынуждена передать России земли между Южным Бугом и Днестром, а также смириться с потерей своих главенствующих позиций на Кавказе и Балканах.

Начало нового века и новые беды

Начало распада Османской империи в 19 веке было предопределено её очередным поражением в русско-турецкой войне 1806-1812 годов. Итогом этого стало подписание в Бухаресте ещё одного, по сути, губительного для Порты договора. С российской стороны главным уполномоченным был Михаил Илларионович Кутузов, а с турецкой - Ахмед-паша. Весь район от Днестра до Прута отошёл России и стал именоваться вначале Бессарабской областью, затем Бессарабской губернией, а ныне это Молдавия.

Предпринятая турками в 1828 году попытка взять у России реванш за прошлые поражения обернулась новым разгромом и очередным, подписанным на следующий год в Андреаполе мирным договором, лишавшим её и без того уже довольно куцую территорию дельты Дуная. В довершение бед тогда же свою независимость провозгласила Греция.

Кратковременный успех, вновь сменившийся поражениями

Единственный раз удача улыбнулась османам в годы Крымской войны 1853-1856 годов, бездарно проигранной Николаем I. Его преемник на российском престоле государь Александр II был вынужден уступить Порте значительную часть Бессарабии, однако последовавшая в 1877-1878 годах новая война вернула всё на свои места.

Продолжился распад Османской империи. Воспользовавшись благоприятным моментом, в том же году от неё отделились Румыния, Сербия и Черногория. Все три государства провозгласили свою независимость. Завершился же XVIII век для османов объединением северной части Болгарии и территории принадлежавшей им империи, именовавшейся Южной Румелией.

Война с Балканским союзом

XX веком датируется окончательный распад Османской империи и образование Турецкой Республики. Предшествовал этому ряд событий, начало которым было положено в 1908 году Болгарией, объявившей о своей независимости и покончившей тем самым с пятисотлетним турецким игом. Затем последовала война 1912-1913 годов, объявленная Порте Балканским союзом. Он включал в себя Болгарию, Грецию, Сербию и Черногорию. Целью этих государств был захват территорий, принадлежавших в то время османам.

Несмотря на то что турки выставили две мощные армии, Южную и Северную, война, закончившаяся победой Балканского союза, привела к подписанию в Лондоне очередного договора, лишавшего на этот раз Османскую империю почти всего Балканского полуострова, оставившего ей только Стамбул и незначительную часть Фракии. Основную часть захваченных территорий получили Греция и Сербия, увеличившие за счёт их свою площадь почти вдвое. В те дни образовалось и новое государство - Албания.

Провозглашение Турецкой Республики

О том, как происходил распад Османской империи в последующие годы, можно просто представить, проследив за ходом Первой мировой войны. Желая вернуть себе хотя бы часть утраченных за последние века территорий, Порта приняла участие в военных действиях, но, к своему несчастью, на стороне проигравших держав - Германии, Австро-Венгрии и Болгарии. Это был последний удар, сокрушивший некогда могучую империю, наводившую ужас на весь мир. Не спасла её и одержанная в 1922 году победа над Грецией. Процесс распада был уже необратим.

Первая мировая война для Порты завершилась подписанием в 1920 году по которому одержавшие победу союзники беззастенчиво растащили последние, остававшиеся под турецким контролем территории. Всё это привело к полному её краху и провозглашению 29 октября 1923 года Турецкой Республики. Этот акт ознаменовал собой завершение более чем шестисотлетней истории Османской империи.

Большинство исследователей усматривают причины распада Османской империи, прежде всего, в отсталости её экономики, крайне низком уровне промышленности, отсутствии достаточного количества шоссейных дорог и прочих путей коммуникации. В стране, находившейся на уровне средневекового феодализма, практически всё население оставалось неграмотным. По многим показателям империя была намного хуже развита, чем прочие государства того периода.

Объективные свидетельства распада империи

Говоря о том, какие факторы свидетельствовали о распаде Османской империи, следует прежде всего упомянуть политические процессы, протекавшие в ней в начале XX века и практически невозможные в более ранние периоды. Это так называемая Младотурецкая революция, произошедшая в 1908 году, в ходе которой власть в стране захватили члены организации «Единение и прогресс». Ими был свергнут султан и введена конституция.

Революционеры недолго продержались у власти, уступив место сторонникам свергнутого султана. Последующий период был наполнен кровопролитием, вызванным столкновениями враждующих между собой группировок и сменой правителей. Всё это неопровержимо свидетельствовало о том, что мощная централизованная власть ушла в прошлое, и наступил распад Османской империи.

Кратко подводя итог, следует сказать, что Турция завершила путь, испокон веков уготованный всем государствам, оставившим свой след в истории. Это зарождение, бурный расцвет и наконец упадок, приводивший нередко к их полному исчезновению. Османская империя не ушла совсем бесследно, став в наши дни хоть и беспокойным, но отнюдь не главенствующим членом мирового сообщества.

Османская империя (прежнее европейское название - Оттоманская) - мусульманское государство, созданное турками-османами и просуществовавшее более шести веков (до 1918). Ее история начинается с возникновения на рубеже 13-14 вв. независимого тюркского княжества (бейлика) в Северо-Западной Анатолии; оно получило свое название от имени основателя правящей династии бея Османа (1299-1324). При его преемниках - Орхане (1324-1361), Мураде I (1361-1389), Баязиде I (1389-1402), развернувших «священную войну» с христианскими правителями в Малой Азии, а затем и на Балканах, бейлик превратился в обширное военно-феодальное государство (султанат). Вражда среди османских соперников помешала им объединить свои силы для отпора, а попытки остановить турецкое наступление в Юго-Восточной Европе с помощью крестовых походов успеха не имели. В сражениях у стен Никополя (1396) и под Варной (1444) ополчения европейских рыцарей потерпели жестокие поражения. В ходе новых войн во 2-й половине 15 в. - 1-й половине 16 в. был захвачен Константинополь (1453; см. Византия), присоединены Восточная Анатолия, Крым (1475), ряд территорий Юго-Восточной и Центральной Европы, большая часть Арабского Востока и Северной Африки. В результате образовалась огромная империя, оказывавшая большое влияние на политическую жизнь всего Старого Света и взявшая на себя роль лидера мусульманского мира в его противостоянии с христианской Европой.

В середине 16 в. при султане Сулеймане I Кануни (1520-1566) Османская империя находилась в зените своего могущества; ее владения занимали около 8 млн. кв. км, численность населения составляла 20-25 млн. человек. От других восточных деспотий она отличалась тем, что была единственной подлинно военной державой средневековья.

Политика османских султанов, направленная на укрепление власти центрального правительства и продолжение захватнических войн, опиралась на систему условных земельных пожалований (тимаров) и использование на военной службе (янычарский корпус) и в государственном управлении лиц рабского статуса, обращенных в ислам (см. Религия). Первоначально их набирали из числа военнопленных и купленных невольников, затем - из юношей-христиан, подвергшихся насильственной исламизации и отуречиванию. Укрепляя свой авторитет и утверждая традиции сильной власти монарха, султаны привлекали на службу духовенство.

Правительственный аппарат в своей деятельности руководствовался общим сводом законоположений (канун-наме), которые регулировали поземельные отношения, устанавливали нормы налогообложения и общие принципы административного и судебного управления. Согласно этим установлениям, все общество делилось на две основные категории: «аскери» (военные) и «райя» (дословно: стадо, пасомые). К первым причислялись представители правящего класса, ко вторым-податное зависимое население. Правители империи учитывали и то, что значительную часть их подданных составляли немусульмане. Поэтому со 2-й половины 15 в. они разрешили существование отдельных религиозных общин-миллетов: греко-православной, армяно-григорианской, иудейской. Каждая из них располагала некоторой автономией и особым налоговым статусом, но все они подчинялись султанскому правительству, которое последовательно осуществляло курс на правовую и религиозно-культурную дискриминацию немусульман.

Османские «классические» порядки сохранились до 19 в., но уже в 17-18 вв. они постепенно приходили в упадок, ибо не соответствовали более уровню развития общества. Ослаблению империи способствовало и все более заметное ее отставание от капиталистических стран Европы. Затяжной кризис отразился и в цепи военных поражений турок, в том числе в морском сражении при Лепанто (1571), в неудачной осаде Вены (1683). Особенно явственно упадок османского могущества проявился в ходе русско-турецких войн 2-й половины 18 в. С победами П. А. Румянцева и А. В. Суворова, с отторжением Крыма (1783) связана новая эпоха в османской истории, когда подъем освободительной борьбы греческого и славянских народов поставил под угрозу само существование империи, а великие державы начали борьбу за раздел султанских владений в Европе (см. Восточный вопрос).

С конца 18 в. правящая верхушка предпринимает целый ряд попыток преобразований в армии, государственном аппарате и системе образования, чтобы остановить процесс распада империи, обеспечить ее устойчивость перед лицом усиливавшейся экономической и политической экспансии европейских держав на Ближнем и Среднем Востоке. Начало им положили реформы султана Селима III (1789-1808). Они не принесли ожидаемых результатов из-за ожесточенного сопротивления сил, выступавших за сохранение традиционных порядков. Султану Махмуду II (1808-1839) удалось ликвидировать янычарский корпус и значительно усилить позиции центральной власти. Из среды высшей столичной бюрократии вышли крупнейшие османские реформаторы 19 в. - Мустафа Решид-паша, Али-паша и Фуад-паша. Проведенные по их инициативе преобразования объективно способствовали ускорению социально-экономического развития общества, созданию условий для зарождения и развития капиталистических отношений, но вместе с тем обострению классовых и национально-религиозных противоречий.

Co 2-й половины 19 в. на политическую арену вышли новые социальные силы. Выразителями их требований стали Намык Кемаль (1840-1888), Ибрагим Шинаси (1826-1871) и другие представители разночинной интеллигенции. Объединив своих сторонников в тайном обществе «новых османов», они начали борьбу за ограничение султанского абсолютизма. В 1876 г. им удалось добиться провозглашения конституции и созыва двухпалатного парламента. Конституция 1876 г. была важным прогрессивным явлением в турецкой истории. Она торжественно провозглашала личную свободу и равенство перед законом всех подданных без различия вероисповедания, полную безопасность личности и имущества, неприкосновенность жилища, свободу печати, гласность судов. Вместе с тем в ходе обсуждения проекта конституции консерваторы, поддержанные султаном Абдул-Хамидом II (1876-1909), добились включения в нее ряда положений, предоставляющих монарху очень широкие права. Его личность объявлялась священной и неприкосновенной. Султан сохранил за собой функции халифа - духовного главы мусульман. В конституции нашли отражение и взгляды «новых османов» по национальному вопросу и в отношении религии. В первой ее статье утверждалось, что Османская империя есть единое и неделимое целое. Все подданные султана объявлялись «османами». Государственной религией провозглашался ислам.

Принятие конституции и создание парламента нанесли серьезный удар по феодально-абсолютистскому строю, но силы, заинтересованные в укреплении конституционных порядков, были слабы и разрозненны. Поэтому существовавший режим сумел выстоять и нанести ответный удар. Воспользовавшись поражениями турецких войск в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., приведшими к существенному сокращению османских владений в Европе и Азии, Абдул-Хамид II приостановил действие конституции, распустил парламент и жестоко расправился с лидерами либерально-конституционного движения. Посредством многочисленных арестов, ссылок, тайных убийств, закрытия газет и журналов страна была вновь отброшена к средневековым порядкам бесправия и произвола. Преследуя всякие проявления свободомыслия, разжигая национальную и религиозную вражду, пропагандируя доктрину панисламизма, призывавшую объединить всех мусульман, в том числе и зарубежных, под эгидой турецкого султана-халифа, Абдул-Хамид пытался воспрепятствовать развитию национально-освободительного движения среди армян, арабов, албанцев, курдов и других народов империи.

Утвердившийся при Абдул-Хамиде II самодержавный деспотический режим остался в памяти народа как «эпоха тирании (зулюма)». Однако он не мог остановить дальнейшего развития процесса модернизации османского общества и усиления в нем новых прогрессивных сил.

Однако идеи «новых османов» подхватили организаторы нового тайного общества «Единение и прогресс», созданного в 1889-1891 гг. для борьбы с абдулхамидовской тиранией. Его участников в Европе стали называть младотурками. Деятельность младотурецких организаций первоначально не выходила за рамки пропаганды и агитации с помощью публиковавшихся в Турции и за границей газет, брошюр и листовок. Движение было лишено связи с народом, его лидеры предпочитали путь заговоров и дворцовых переворотов. Революция 1905- 1907 гг. в России и начавшаяся вслед за,ней революция в Иране в 1905-1911 гг. способствовали нарастанию революционной ситуации в Османской империи и подтолкнули младотурок к пересмотру их стратегии и тактики. На конгрессе оппозиционных сил в Париже (декабрь

1907 г.) они приняли решение о необходимости объединения всех революционных организаций и о подготовке к вооруженному восстанию.

Младотурецкая революция началась 3 июля 1908 г. с выступления ряда военных гарнизонов в Македонии, распропагандированных младотурками, а затем она охватила как европейские, так и азиатские провинции империи. Оказавшись перед угрозой свержения, Абдул-Хамид был вынужден принять требования восставших: восстановить конституцию и созвать парламент. Добившись быстрой и бескровной победы, младотурки посчитали задачи революции выполненными. Ограниченность их курса позволила феодально-клерикальной реакции оправиться от удара, нанесенного в июле 1908 г., и осуществить контрреволюционный переворот в столице (13 апреля 1909 г.). Младотурки смогли быстро подавить реакционный мятеж сторонников Абдул-Хамида. Опираясь на верные воинские части, они к 26 апреля восстановили контроль над Стамбулом. Абдул-Хамид II был низложен, представители консервативной бюрократии выведены из правительства. Заняв важнейшие посты в кабинете министров, государственном аппарате и армии, младотурки стали играть решающую роль в управлении страной. Узость их социальной опоры, незрелость турецкой буржуазии, полуколониальная зависимость империи от Западной Европы определили непоследовательность курса младотурецких правительств и ограниченность достигнутых результатов. Их мероприятия практически не затронули основ феодальных порядков в деревне, не разрешили национального вопроса, не помешали дальнейшему закабалению страны империалистическими державами.

В результате итало-турецкой войны 1911-1912 гг. империя лишилась своих последних владений в Африке - Триполитании и Киренаики, составивших в дальнейшем итальянскую колонию Ливию. Военные действия в 1912-1913 гг. против коалиции балканских государств привели к почти полному вытеснению турок с европейской территории. Эти проигранные войны, окончательно разрушив иллюзии «османизма», способствовали коренному пересмотру национальной политики младотурок. В ее основу легли идеи турецкого национализма, наиболее ярким выразителем которых был философ Зия Гёкалп (1876-1924). В противовес приверженцам панисламизма он обосновывал необходимость разделения светской и духовной власти и ратовал за развитие турецкой нации на основе достижений европейской цивилизации. Одним из условий успеха на этом пути он считал объединение усилий всех тюркоязычных народов. Подобные предложения получили широкую популярность среди младотурок. Наиболее шовинистически настроенные их представители построили на основе идей Гёкалпа целую доктрину пантюркизма, которая требовала объединения под властью турецкого султана всех тюркоязычных народов и призывала к насильственному отуречиванию национальных меньшинств в империи. Утвердившийся у власти в 1913 г. младотурецкий триумвират (Энвер-паша, Талаат-паша, Джемаль-паша) в поисках внешних сил, готовых поддержать курс на сохранение Османской империи, пошел на сближение с кайзеровской Германией, а затем вовлек страну в первую мировую войну 1914-1918 гг. на ее стороне. В ходе войны империя быстро пришла к полному военному и экономическому развалу. Поражение Германии и ее союзников означало также и окончательный крах Османской империи.