СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «КАФЕ»

СТАРШАЯ ГРУППА

Цель: Продолжать формировать умение играть в сюжетно-ролевые игры, поддерживать комфортное пребывание детей в группе.

Программные задачи:

Образовательные:

Знакомить с профессиями администратора, охранника, повара, официанта, кассира.

Закреплять знания о продуктах и готовых блюдах, подаваемых в кафе, об их пользе.

Формировать умение детей готовить обстановку для проведения игры, подбирать предметы –заместители и атрибуты для игры.

Закреплять умение правильно и последовательно выполнять игровые действия и манипулировать ими.

Развивающие

Развивать диалогическую речь детей, умение отображать в игре знания об окружающей жизни.

Развивать внимание и память, логическое мышление и воображение.

Стимулировать творческую активность детей.

Формировать умение играть по собственному замыслу.

Воспитательные:

Формировать доброжелательные взаимоотношения в коллективе.

Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.

Продолжать воспитывать культуру поведения в общественных местах.

Активизация словаря: кафе, повар, заказ, меню, администратор, посетитель, сервировка.

Роли:

Администратор, официант, шеф- повар, повар, охранник, кассир, уборщица, посетители.

Оборудование:

Столики для посетителей,

скатерти для столиков, салфетки, посуда для сервировки, вазочки с цветами,

папки-меню, блокнот и карандаш для официантов, фартуки для официантов,

одежда для поваров,

фуражка и рация для охранника,

рабочее место для администратора кафе,

касса для кассира,

подносы, игрушечные угощения,

кошельки, деньги для персонала и посетителей,

шапочки для поваров-кондитеров,пластилин отвердеваюший

Предварительная работа :

Методические приемы :

Беседы с детьми: Что такое кафе? Что там делают? Что едят, пьют? Кто работает в кафе? Что такое меню.

Беседа о труде работников столовых, кафе.

Чтение художественной литературы (К.И.Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха»; В.Маяковский «Кем быть?»; «День рождения кота Леопольда»).

Дидактические игры: «Кто есть кто», «Кто что делает», «Мамины помощники», «Профессии», «Вежливые слова».

Отгадывание загадок.

Ручной труд: изготовление муляжей пирожных, рисование денег (игрушечных), меню.

Работа с родителями: беседа о семейных традициях, консультации для родителей «Правила питания дошкольника».

Наблюдение за работой помощника воспитателя.

Ход игры:

Организационный:

Ребята, вы бывали когда-нибудь в кафе? Для чего люди посещают кафе?

(Питаются, проводят праздники, встречаются с друзьями, отдыхают с семьей).

А вы знаете как нужно вести себя за столом?

В гостях и дома за обедом

Говорить нельзя с соседом.

Ненужно чавкать и сопеть

А также головой вертеть

Есть спокойно, аккуратно

Будет всем вокруг приятно!

А как нужно вести себя в кафе? (ответы детей)

А кто знает как устроено кафе?

Там есть зал для посетителей и кухня для приготовления еды.

Я вчера читала газету и нашла там интересное объявление, послушайте:

« Недалеко от детского сада « Светлячок открылось детское кафе « Вкусняшка». Срочно требуется шеф-повар и кондитеры.»

Что за профессия -кондитеры? Чем эти люди занимаются?

(готовят торты, пирожные и печенье).

Из чего готовят торты и пирожные? (из особого сладкого теста).

Из чего делают тесто? (из муки,яиц,молока, сахара).

А что значит шеф-повар? (это главный повар-кондитер, он дает указания, следит за выполнением работы, распределяет обязанности).

Я давно мечтала стать шеф-поваром. А вы хотите стать кондитерами?

Тогда пойдемте устраиваться на работу в кафе. Вот наше кафе « Вкусняшка»:

1.Это зал приема посетителей, со столиками.

2.Это барная стойка. На ней большой ассортимент коктейлей ( апельсиновый,вишневый,

Молочный, банановый,гранатовый).

3.Это помещение кухни, здесь работают повара-кондитеры.

4.Это духовой шкаф для выпечки, это плита.

5.Это стол для приготовления различных блюд и кондитерских изделий.

Я сегодня шеф-повар, вы кондитеры. Давайте переоденемся и приступим к работе.

Сейчас я дам указания, что мы будем делать. Сегодня мы будем делать печенье и украшать его разноцветными шариками. (Лепка из отвердевающего пластилина. Дети

расплющивают кусочки пластилина, при помощи формочек вырезают фигурки и украшают

«печенье»по своему желанию:шариками, полосочками и др.)

Уважаемые кондитеры, вы замечательно работали, как настоящие профессионалы(человек, который четко, быстро и очень хорошо выполняет свою работу).

(Дети приводят рабочее место в порядок, переодеваются и садятся на стульчики)

Мне сообщили, что в наше кафе скоро прибудут первые посетители. А кроме шеф-повара и кондитеров в нашем кафе никого нет.

Кто еще должен работать в кафе? (Официанты,бармен,администратор, охранник.)

Предлагаю нам взять на себя роли официантов,бармена и охранника, а администратором буду я. Но сначала давайте вспомним чем занимаются люди этих профессий?

Чем занимается администратор? (Следит за порядком,встречает гостей) .

Чем занимаются официанты? (Знакомят посетителей с меню, принимают заказы и выполняют их.)

Чем занимается бармен? (Готовит разные коктейли, напитки. )

Чем занимается охранник? (Следит за порядком в зале).

(Роли распределяются между детьми наиболее полно и точно ответивших на вопросы о профессиях. Остальные дети берут на себя роль посетителей кафе.)

Пока посетители не подошли, приготовим зал к приему.( Работники кафе надевают спецодежду, занимают свои места. Включается тихая спокойная музыка).

Прием посетителей

Диалог администратора и посетителей.

Дети:(Посетитель) Здравствуйте!

Администратор: Добрый день, проходите, пожалуйста, добро пожаловать в кафе «Вкусняшка»». Усаживайтесь поудобней. К вам сейчас подойдет наш официант. Он предложит вам наши лучшие и полезные блюда: салаты из овощей и из фруктов прибавят вам здоровья, а наша чудесная выпечка поднимет вам настроение.

(Посетители усаживаются. Важно, чтобы мальчик пропускал девочку вперед, пододвигал стул и т. д.).

Посетители: - Спасибо (мальчики сажают девочек за стол).

Диалог официанта и посетителей:

Официант: Добрый день, меню, пожалуйста.

Посетитель: Здравствуйте! Добрый день!

Официант: Что будете заказывать? (Подает меню). У нас есть очень вкусный салат из моркови, ароматный чай и очень вкусные пирожные.

Посетитель: Салат, чай и пирожное.

Официант: Отдыхайте, ваш заказ будет скоро готов.

(Повар готовит салат. Бармен наливает кофе в чашку. Официант ставит все заказанное на поднос, аккуратно подает посетителю, красиво расставляет на столе).

Официант: Приятного аппетита!

Посетитель: Большое спасибо. (Посетители едят, пьют чай, между собой общаются. Официант в это время подсчитывает сумму заказа)

Посетитель: Пожалуйста посчитайте нам.

Официант: С вас 2рубля за салат, 3 рубля за пирожное, 1 рубль за чай.

Посетитель: Спасибо, все было вкусно.

Официант: Приходите к нам еще.

Подходит Администратор.

Администратор: Вам у нас понравилось?

Посетитель: Да все было замечательно.

Администратор: Приходите к нам еще, вы попробуете разные сорта чая, получите заряд бодрости и удовольствие от общения с друзьями! Приводите своих друзей.

Посетитель: До свидания!

Администратор: До свидания!

Игра дальше продолжается, дети стараются самостоятельно вести диалоги. Одновременно могут работать два официанта. Официант приносит посетителям меню. Принимает заказы, обслуживает. Желает приятного аппетита.

В кафе можно общаться, рассказать друг другу интересную историю, послушать музыку.

В конце игры посетители - дети просят счет. Официант просит оплатить заказ, приглашает еще раз посетить кафе. Посетители расплачиваются и благодарят персонал кафе. Официант убирает посуду со стола.

Игра продолжается самостоятельно.

Итог сюжетно-ролевой игры.

Мы очень интересно поиграли. Вы замечательно справились с ролью кондитера, официанта,бармена, охранника. Вам понравилась игра? Что понравилось больше всего? Давайте сегодня закроем наше кафе,уберем все атрибуты на свои места, а завтра, если появится желание, будем продолжать игру.


Думаю большинство современных детей хоть раз были в кафе или ресторане, и для многих из них такие места обладают определенной притягательностью: и еда кажется вкуснее, и красиво, и настроение праздничное. Попробуем поиграть в кафе дома?

С чего начать . Если инициатива игры исходит от родителя, можно предложить ребенку представить себя посетителем кафе и принести ему красиво сервированный завтрак. Или в песочнице подойти к малышу, только освоившему создание куличиков, и спросить “А есть у вас в кондитерской пирожные с кремом?”

Развитие сюжета . Если вы подходите к игре основательно – оборудуйте помещение – придумайте столики и посадочные места. Не забудьте про витрину-прилавок. Обсудите, нужна ли вашему кафе вывеска и какой она будет. С детьми постарше можно поговорить про дизайн интерьера. Не обязательно воплощать все идеи, но интересно вместе с ребенком нарисовать ваше кафе.

Рассмотрим три варианта игры (понятно, что они могут совмещаться и переходить один в другой):

(1) Взрослый владелец кафе, ребенок посетитель . Обычно, дети любят, когда наоборот. Но с маленьким ребенком начинать игру лучше с такого распределения ролей. Так вы сможете показать пример поведения – предлагать разнообразные блюда и жалеть, что какого-то из них нет, рекомендовать блюдо дня, красиво сервировать еду и приносить на подносе.

(2) Ребенок владелец кафе, взрослый посетитель . Взрослые нередко устают от частого повторения пассивных ролей. Но на самом деле только от вас зависит, бубнить заученный текст или получать от игры удовольствие. Попробуйте изображать разных посетителей – привередливых, прожорливых, неаккуратных, грубых, вежливых, застенчивых, рассеянных. Смешите ребенка нелепыми просьбами принести суп из игрушек или печеную шляпу. Подробно расспрашивайте из чего и как приготовлено заказанное блюдо. Не забывайте попросить счет, расплатиться, поблагодарить за еду.

(3) Ребенок и взрослый сотрудники кафе (официант и повар или каждый выполняет обе роли), игрушки – посетители . В этом варианте ребенок уже активно участвует, и если взрослый отойдет по своим делам, работа кафе из-за этого не остановится.

Но даже если ребенок играет сам, развлекайте его новыми идеями. Например, у вас нет времени играть в детской – предложите организовать службу доставки еды. Зайдите в кафе в образе строгого инспектора, проверяющего качество приготовления блюд. Помойте красивые упаковки от подуктов и “привезите” в кафе деликатесы.

Реквизит . Меню можно нарисовать. Или вырезать и наклеить картинки блюд из каталогов, буклетов ваших любимых ресторанов. Не забудьте проставить цены и приготовить игровые деньги. Иногда блюда могут быть воображаемыми, как и посуда. Но в другие дни стоит сосредоточиться на кулинарных процессах, и лепить, вырезать или приспосабливать для угощения все, что есть под рукой. я рассказывала, из чего мастерить еду.

Столы для игрушек можно сделать из перевернутых обувных коробок. Нарисуйте к ним красивые скатерти. Сделайте вазочки из пузырьков и принесите с улицы живых цветов. Попробуйте смастерить многоуровневую витрину из трех коробок от тортов (с прозрачными крышками). Подумайте об элементах костюма – поварском колпачке, форме официанта. И быть может в вашем кафе будет играть музыка?

Крюкова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП детский сад "Ромашка" ГБОУ СОШ п.г.т. Междуреченск
Населённый пункт: Самарская область, Сызранский район, п.г.т. Междуреченск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми старшей группы на тему "Кафе"
Дата публикации: 11.12.2016
Раздел: дошкольное образование

Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми

старшей группы на тему «Кафе»

I. Задачи руководства:
1) Расширять представления детей о профессии повара, кондитера, официанта, администратора, кассира; систематизировать знания детей о работе кафе, о действиях работников кафе (администратор – приглашает посетителей за столики, повар – готовит вкусную еду, кондитер – создает торты, пирожные, десерты; официант – принимает заказы и обслуживает посетителей кафе). 2) Формирование у детей игровой деятельности: a) учить детей развивать сюжет игры; б) обучать детей игровым действиям (объединение в игре, взаимодействие по ходу игры, осуществление замысла, распределение ролей, планирование, подбор атрибутов, оборудование места игры); в) воспитывать уважение к профессии повара, кондитера, официанта. 3) Воспитывать навыки культуры общения. Продолжать работу по развитию связной и диалогической речи.
II. Подготовка к игре:
1) План подготовки к игре «Кафе» Дата Изготовление атрибутов Обогащение впечатлениями Обучение игровым приемам 01.03- 08.03 П о ш и в фо рмы д л я официантов (фартук карманом и кепочка) – 2 экз., формы д л я повара (белый фартук и колпак) – 2 экз., формы для администратора (галстук) Б е с е д а н а т е м у «Кафе»  Научить красиво сервировать стол;  брать заказы у посетителей;  делать заказ в вежливой форме;  пользоваться
кассовым аппаратом, выдавать чек;  соблюдать правила этикета за столом 09.03 Изготовление детского меню Экскурсия на кухню д е т с к о г о с а д а, н а б л ю д е н и е з а приготовлением еды поваром 10.03 Изготовление бумажных денег Рассматривание картинок, и л л ю с т р а ц и й с изображением р а б о т ы п о в а р а, кондитера, официанта, кассира 11.03 Изготовление тортов, печенья из бросового материала Дидактическая игра «Приготовь блюдо» 12.03 Сбор трубочек д л я коктейля, коробочек из-под соков, йогуртов У ч и т ь д е т е й соблюдать этикет, выполнять правила п о в е д е н и я в общественных местах. Упражнять в умении сервировке стола 13.03. П о д б о р м у л я ж е й продуктов пит ания: овощи, фрукты, ягоды, хлебобулочные изделия. Подготовка детской столовой и чайной посуды П р и гл а ш е н и е в г р у п п у м а м ы - кондитера, беседа о профессии кондитера 2) Сюжеты Роли Атрибуты Игровые действия Речевые обороты День рождения ребенка, семейный вечер Админис тратор, официант, повар, кондитер, Форма для официантов (фартук карманом и кепочка) – по 2 шт., форма для повара (белый Приглашает посетителей занять столики, изучают меню, делают заказ, принимает «Здравствуйт е, д о б р о пожаловать в наше кафе! Пожалуйста,
кассир фартук и колпак) – по 2 шт., форма для администратора (галстук и бейджик), меню, чайная и столовая посуда, плита, муляжи продуктов, овощей, фруктов, меню, кассовый аппарат, подносы детские, трубочки для коктейля, коробочки из-под соков, йогуртов, игрушечные деньги. заказы, вежливо разговаривает с посетителями, готовит вкусную еду, соблюдают правила п о в е д е н и я в общественных местах, пробуют еду, сохраняют правильную позу во время приема пищи, расплачиваютс я за заказ. присаживайт е с ь з а столик», «Что будете заказывать?», «Могу Вам посоветовать », «Приходите к нам еще», «А на десерт ч то буд е т е заказывать?», «Прошу, Ваш заказ», «Спасибо, в с е б ы л о очень вкусно». Сопутствующие сюжеты Покупка и привоз необход имых продукт ов Водитель Автомобиль, руль, головной убор Закупает заказанные поваром кафе продукты, разгружает их в кафе, расплачивается с кассиром Мне необходимы следующие продукты…, Сколько это стоит… Автобус Водитель Контролл ер Пассажи ры Построенный макет а в т о б у с а, р у л ь, ключи, инструменты для ремонта, места д л я п а с с а ж и р о в, проездные билеты. Водитель осматривает автобус, пассажиры занимают места, кондуктор продает пассажирам проездные билеты. « Я с м о г у доехать до…?», «Пожалуйста, ваш билетик», «Счастливого пути!».
3) Схема игрового пространства: игровая комната, накрытые скатертью и красиво сервированные столы, стулья, игровой модуль «Кухня», стойка.
III. Ход игры

приемы создания интереса к игре.
Воспитатель сообщает детям, что в выходные она была со своей семьей в кафе «Сладкоежка» и ей там очень понравилось. Для создания интереса к игре педагог описывает красоту кафе. Воспитатель предлагает вместе с детьми тоже отправиться в кафе.
2)

сговор на игру:
Воспитатель договаривается с детьми, где будет находиться кафе и в этом месте они расставляют игровые модули. Определяют место, где будут стоять столики для посетителей. Чтобы было красиво и уютно, накрывают столы красивыми скатертями, сервируют, расставляют вазы с цветами. Воспитатель предлагает место кухни отгородить ширмой. Воспитатель спрашивает у детей: «Кто приходит в кафе?», «Кто работает в кафе?», «Какую работу выполняет в кафе официант, кассир, повар, кондитер?», «За что в кафе отвечает администратор?». Воспитатель предлагает детям самостоятельно распределить роли по желанию.
3)

приемы обучения игровым действиям:
В первой игре официантом становится воспитатель. Официант вежливо предлагает посетителям меню, что-то советует, принимает заказ, передает заказ повару. Постепенно воспитатель отходит в игре на второй план.
4)

приемы поддержания и развития игры:
Воспитатель стоит неподалеку, по мере необходимости поддерживает диалог официантов и посетителей, диалог повара и кондитера на кухне, вводит новые речевые обороты («Вы что-нибудь еще будете заказывать?», «Прошу, Ваш счет»). Воспитатель показывает новые игровые действия (в кафе можно общаться, рассказать другу интересную историю, послушать музыку).
5)

приемы формирования взаимоотношений в игре:

Воспитатель во время игры напоминает детям о вежливом отношении друг к другу, быть внимательными по отношению к другим участникам игры.
IV. Окончание игры
Воспитатель в роли официанта сообщает посетителям кафе, что кафе закрывается на перерыв. Сотрудникам нужно прибраться и сложить все аккуратно…
V. Оценка игры
Воспитатель просит детей подойти всех к ней. Воспитатель при оценке игры задает детям следующие вопросы: -Что мы сегодня с вами делали? -Понравилась вам игра? -Что было вам особенно интересно? - Что было для вас сложно? - Как вы считаете, все справились со своими ролями? - А вы знаете, почему я вам улыбаюсь? Потому что вы все были настоящими работниками кафе, вы все справились со своей ролью. Саша очень хорошо выполнял роль официанта, Петя был хорошим поваром, который готовил очень вкусную еду, Таня была посетителем кафе, который очень воспитанно вел себя в кафе, Алена – очень вежливым администратором! Молодцы!

Дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад «Семицветик»

ООО «Озон».

Конспект

Сюжетно-ролевой игры «Кафе»

в старшей группе

Подготовил: Знаменщикова Е.Е. , воспитатель первой категории.

Дата проведения: 12. 04.2016г.

Г. Оренбург.

Сюжетно-ролевая игра «Кафе».

Цель: Продолжать формировать умение играть в сюжетно-ролевые игры, поддерживать комфортное пребывание детей в группе.

Программные задачи:

Образовательные:

Знакомить с профессиями администратора, охранника, повара, официанта, кассира.

Формировать умение детей готовить обстановку для проведения игры, подбирать предметы –заместители и атрибуты для игры.

Закреплять умение правильно и последовательно выполнять игровые действия и манипулировать ими.

Развивающие

Развивать диалогическую речь детей, умение отображать в игре знания об окружающей жизни.

Развивать внимание и память, логическое мышление и воображение.

Стимулировать творческую активность детей.

Формировать умение играть по собственному замыслу.

Воспитательные:

Формировать доброжелательные взаимоотношения в коллективе.

Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.

Продолжать воспитывать культуру поведения в общественных местах.

Активизация словаря: кафе, повар, заказ, меню, администратор, посетитель, сервировка.

Роли:

Администратор, официант, шеф- повар, повар, охранник, кассир, уборщица, посетители.

Оборудование:

Столики для посетителей,

скатерти для столиков, салфетки, посуда для сервировки, вазочки с цветами,

папки-меню, блокнот и карандаш для официантов, фартуки для официантов,

одежда для поваров,

фуражка и рация для охранника,

рабочее место для администратора кафе,

атрибуты для уборщицы- ведерко и щетка,

касса для кассира,

разносы, игрушечные угощения

кошельки, деньги для персонала и посетителей.

Предварительная работа :

Методические приемы :

- Беседы с детьми: Что такое кафе? Что там делают? Что едят, пьют? Кто работает в кафе? Что такое меню

- Беседа о труде работников столовых, кафе.

- Чтение художественной литературы (К.И.Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха»; В.Маяковский «Кем быть?»; «День рождения кота Леопольда»).

- Дидактические игры: «Кто есть кто», «Кто что делает», «Мамины помощники», «Профессии», «Валеология», «Вежливые слова».

- Разучивание поговорок; стихотворений.

- Отгадывание загадок.

- Рисование денег своей группы.

- Ручной труд: изготовление муляжей пирожных, рисование денег (игрушечных), меню.

- Работа с родителями: беседа о семейных традициях, консультации для родителей «Рекомендации родителям по развитию сюжетно ролевой игры у детей дошкольного возраста», «Правила питания дошкольника».

Экскурсия на кухню детского сада наблюдение за работой повара, помощника воспитателя.

- Экскурсия родителей с детьми в кафе.

Ход игры:

Организационный:

Ребята, вы любите бывать в кафе?

Да, мы ходим в кафе когда у кого-то день рождения, или просто так.

А кто знает как устроено кафе?

Там есть зал для посетителей и кухня для приготовления еды.

(составляем план-схему помещения кафе на доске).

Кто работает в зале?

Официанты

Сколько будет официантов?

Двое (на плане -схеме обозначаем фишками двух официантов)

Что делают официанты? (ответы детей)

Лера и Ваня, вы больше остальных рассказали о работе официанта, я предлагаю вам эти роли.

Кто еще работает в кафе?

Шеф-повар и повар

Где их рабочее место?

На кухне (также фишками обозначаем на плане- схеме место работы поваров)

Что делают повара? (ответы детей)

Мне, София и Кирилл. Очень понравилось ваши рассказы о работе поваров. Давайте вы будете поварами?

Аналогично распределяю роли администратора, охранника, уборщицы и кассира.

Вот и хорошо, роли выбраны, теперь каждый готовит свое рабочее место, берет все, что ему нужно для игры и не забывайте, что вы должны вести себя культурно и вежливо.

Диалог администратора и посетителей.

Дети: (Посетитель) Здравствуйте!

Администратор: Добрый день, проходите, пожалуйста, добро пожаловать в кафе «Крепыш»». Усаживайтесь по удобней. К вам сейчас подойдет наш официант.

(Посетители усаживаются. Важно, чтобы мальчик пропускал девочку вперед, пододвигал стул и т. д.).

Посетители: - Спасибо (мальчики сажают девочек за стол).

Диалог официанта и посетителей:

Официант: Добрый день, меню, пожалуйста.

Посетитель: Здравствуйте! Добрый день!

Официант: Что будете заказывать? (Подает меню). У нас есть очень вкусный кофе и очень вкусные пирожные.

Посетитель: Кофе и пирожное.

Официант: Отдыхайте, ваш заказ будет скоро готов.

(Повар готовит кофе. Наливает кофе в чашку. Официант ставит все заказанное на поднос, аккуратно подает посетителю, красиво расставляет на столе).

Официант: Приятного аппетита!

Посетитель: Большое спасибо. (Посетители едят, пьют кофе, между собой общаются. Официант в это время подсчитывает сумму заказа)

Посетитель: Пожалуйста посчитайте нам.

Официант: С вас 5 рублей за кофе, 10 рублей за пирожное.

Посетитель: Спасибо, все было вкусно.

Официант: Приходите к нам еще.

Подходит Администратор.

Администратор: Вам у нас понравилось?

Посетитель: Да все было замечательно.

Администратор: Приходите к нам еще, вы попробуете разные сорта чая, получите заряд бодрости и удовольствие от общения с друзьями! Приводите своих друзей.

Посетитель: До свидания!

Администратор: До свидания!

Игра дальше продолжается, дети стараются самостоятельно вести диалоги. Одновременно могут работать два официанта. Официант приносит посетителям меню. Принимает заказы, обслуживает. Желает приятного аппетита.

В кафе можно общаться, рассказать друг другу интересную историю, послушать музыку.

В конце игры посетители - дети просят счет. Официант просит оплатить заказ, приглашает еще раз посетить кафе. Посетители расплачиваются и благодарят персонал кафе. Официант убирает посуду со стола.

Игра продолжается самостоятельно.

Итог сюжетно-ролевой игры.

В конце игры можно провести анализ.

Воспитатель: - Что мы сегодня делали? Как играли? Хорошо играли? Как вы справились со своей ролью? Понравилось ли вам наше кафе? - Что больше всего понравилось, а что не очень?

Можно похвалить детей, которые отличились. Сказать детям, что все постарались, молодцы. Если были какие-либо недочеты – указать ребенку, в чем ему следует потренироваться. Попросить убрать все атрибуты для игры на свои места.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Кафе» в детском саду для детей 4-5 лет

Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию конспект сюжетно-ролевой игры "Кафе". Данная разработка может быть полезной для педагогов дошкольного образования. Данный материал предназначен для детей средней группы.
Интеграция образовательных областей: ОО «Речевое развитие» и ОО «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.
Цель: расширение игровых замыслов и умений детей в сюжетно-ролевой игре «Кафе».
Задачи:
образовательные:
Упражнять детей в образовании слов, обозначающих названия посуды (чайник, кофейник, молочник, сахарница, конфетница, салфетница). Познакомить с неизменяемыми словами (кофе, какао).
развивающие:
Развивать словесную память, связную речь (умение отвечать на вопросы полным предложением), умение действовать в соответствии с взятой на себя ролью и общим игровым замыслом. Активизировать и пополнять словарный запас детей (вежливыми словами, существительными, обозначающими профессии и глаголами, характеризующими трудовые действия, названиями общественного транспорта). Стимулировать речевую активность (строить логически завершенное высказывание).
воспитательные:
Вызвать у детей желание поздравить куклу. Развивать умение самостоятельно договариваться. Воспитывать доброжелательное отношение к партнерам по игре, культуру поведения в общественных местах.
Методы и приёмы педагогической деятельности: создание игровой обстановки, словесные (беседа, вопросы, обсуждение, пояснения), наглядные (рассматривание куклы), игровые (совместная игра педагога с детьми).
Используемые формы организации познавательной деятельности детей: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Оборудование и материал:
Кукла нарядная, письмо, стульчики для имитации автобуса, кепка и руль для водителя, сумка с билетиками для кондуктора, табличка с надписью: кафе «Лакомка», униформа для официанта и кассира (фартучек и кепка), униформа для повара (колпак и фартук), кошельки, сумки, денежки и чеки; ручка, блокнот для записи заказов, столики, скатерти для столиков, разносы; игрушечная столовая и кухонная посуда, муляжи из соленого теста и пластмассы пирожных, булочек, пирожков, фруктов, овощей, ягод, мороженого, конфет, салфетки бумажные и текстильные, маленькие вазочки с цветами для декора столиков, папки-меню с картинками, модули «кухня» и касса.
Действующие лица:
Водитель
Кондуктор
Повар
Кассир
Официант
Посетители
Администратор (педагог)
Кукла
Предварительная работа:
Изготовление муляжей фруктов и овощей, булочных изделий, тортов, пирожного, мороженого, конфет. Дидактические игры: «В гости к мишке», «Накрой на стол», «Вежливые слова». Чтение художественной литературы (К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха»; В.Маяковский «Кем быть?»; «День рождения кота Леопольда»). Беседы с детьми: Что такое кафе? Что там делают? Кто работает в кафе? Экскурсия родителей с детьми в кафе.

Ход игры.

Организационно-мотивационный этап

Дети входят в группу.
Воспитатель: Ребята, вы обратите внимание, какая сегодня наша кукла Катя необычная? Расскажите, какая она сегодня?
Дети: Кукла красивая, нарядная.
Воспитатель: Как вы думаете, какой у нее сегодня праздник?
Дети (или воспитатель): Может быть у нее сегодня День рождения.
Воспитатель: Посмотрите, она держит в руке письмо. Хотите узнать, что в нем написано?
Дети: Да.
Воспитатель читает письмо: «Уважаемые дети и взрослые! Приглашаю вас в кафе «Лакомка» на свой День рождение».
Воспитатель : Дети, вы хотите поздравить куклу Катю?
Дети: Да.
Воспитатель: А как мы можем ее поздравить?
Дети: Подарить цветы, рассказать стихотворение, спеть песенку, сказать поздравительные слова…
Воспитатель: А на чем мы с вами можем добраться до кафе?
Дети: На автобусе, такси, машине….
Воспитатель : А какой вид транспорта подойдет нам больше всего? Почему?
Дети: В машину все ребята не поместятся. Значит, лучше всего подойдет автобус.
Воспитатель: А кто управляет автобусом?
Дети: Водитель.
Воспитатель : А кто следит в автобусе за тем, чтобы все пассажиры были с билетами?
Дети: Кондуктор.
Воспитатель : Ребята, давайте вспомним, кто же работает в кафе?
Дети: Повар, кассир, официант.
Воспитатель : Ребята, что делает повар в кафе?
Дети: Повар готовит, выполняет заказы посетителей.
Воспитатель : Какие обязанности у официанта?
Дети: Официант приносит посетителям меню. Принимает заказы, обслуживает. Желает приятного аппетита, подает еду, убирает грязную посуду со столов.
Воспитатель : А за что отвечает администратор?
Дети: Он встречает гостей. Следит за работой официанта.
Воспитатель : Скажите, пожалуйста, для чего люди посещают кафе?
Дети: В кафе люди питаются, проводят праздники, встречаются с друзьями, отдыхают всей семьей.
Воспитатель : После того, как посетители поели, но перед тем, как уйти из кафе, что они делают?
Дети: Расплачиваются за угощение.
Воспитатель : А вы знаете, как следует себя вести в кафе, за столом?
Дети: В кафе нужно вести себя культурно и вежливо. Есть спокойно, аккуратно.
Воспитатель : Молодцы, вижу, вы знаете, как надо себя вести и за столом в общественных местах. Теперь нам необходимо распределить роли, кто кем будет.
Воспитатель помогает детям распределить роли (водителя, кондуктора, повара, официанта, кассира кафе и посетителей).
Воспитатель: Выбирайте нужные атрибуты, форму и начинаем игру. Прошу всех в автобус.

Основной (операциональный) этап

Те дети, кто взял на себя роль работников кафе, проходят на «рабочие места». Дети – посетители и кукла садятся в автобус. Ребенок-кондуктор «продает» пассажирам билеты.
Воспитатель: Молодцы ребята, вот мы и приехали! Проходите в кафе. У водителя и кондуктора обеденный перерыв, значит, они тоже могут пообедать в кафе. Ну а я с вашего разрешения буду администратором кафе. Согласны? (Ответы детей.)
Администратор : Здравствуйте, добро пожаловать в кафе «Лакомка». Занимайте свободные столики. К вам сейчас подойдет наш официант.
Официант: Здравствуйте, добро пожаловать в кафе «Лакомка». Меню, пожалуйста! Что будите заказывать?
Воспитатель обращает внимание детей на напитки: чай, кофе, какао, молоко.
Воспитатель : Ребята, а вы обратили внимание на то, что чай может быть с молоком и без молока. Вы можете выпить чаю, сока, кофе или какао. Какой чай вы предпочитаете – с молоком или лимоном? (Ответы детей.)
Воспитатель : Ребята, а вы обратили внимание, что слова «кофе» и «какао» не изменяются? Мы говорим: «Выпить сока, чаю (воспитатель подчеркнуто произносит окончания), но – кофе, какао». Пожалуйста, сделайте правильно ваш заказ официанту.
Дети «делают заказы», называя блюдо и напиток по картинке меню. Официант принимает заказы. Воспитатель следит за правильным произношением детей.
Официант: Ваш заказ принят. Он скоро будет готов.
Официант передает заказы повару. Повар ставит все заказанные «блюда» на поднос. Воспитатель обращает внимание ребенка, исполняющего роль повара на «заказы» посетителей.
Воспитатель : Уважаемый повар, посетители хотят чай с молоком. Скажите, пожалуйста, как называется посуда, в которой заваривают чай? (Чайник.)

Воспитатель: Уважаемый повар, как называется посуда для молока? (Молочник.)
Если ребенок, исполняющий роль повара затрудняется с ответом, то воспитатель адресует этот же вопрос другим детям.
Воспитатель : Уважаемый повар, я очень люблю кофе. А как называется посуда для заваривания кофе? (Кофейник.)
Если ребенок, исполняющий роль повара затрудняется с ответом, то воспитатель адресует этот же вопрос другим детям.
Воспитатель: Уважаемый официант, скажите, пожалуйста, как называется посуда, из которой гости будут пить чай? (Чашки.)

Воспитатель: Уважаемый официант, скажите, пожалуйста, как называется посуда, из которой гости будут брать сахар? (Сахарница.)
Если ребенок, исполняющий роль официанта затрудняется с ответом, то воспитатель адресует этот же вопрос другим детям.
Воспитатель : Уважаемый официант, скажите, пожалуйста, куда положим салфетки? (В салфетницу.)
Если ребенок, исполняющий роль официанта затрудняется с ответом, то воспитатель адресует этот же вопрос другим детям.
Воспитатель: Уважаемый официант, скажите, пожалуйста, куда положим конфеты? (В конфетницу.)
Если ребенок, исполняющий роль официанта затрудняется с ответом, то воспитатель адресует этот же вопрос другим детям. По ходу разговора ребенок, исполняющий роль официанта, накрывает на стол.
Воспитатель: Уважаемый официант, что Вы пожелаете посетителям кафе?
Официант: Приятного аппетита!
Посетители: Спасибо!
Воспитатель : Ребята, давайте поздравим нашу именинницу с Днем рождения.
Дети поздравляют именинницу с днем рождения.
Воспитатель: Ребята, мы поздравили именинницу и даже угостились.
Официант: Уважаемые посетители, прошу оплатить ваши заказы.
Посетители расплачиваются и благодарят персонал кафе.
Воспитатель: Дети, нам пора возвращаться в детский сад, водитель с кондуктором тоже пообедали. Прошу всех в автобус.
Звучит аудиозапись песни «Автобус». Дети подпевают.

Рефлексивно - оценочный этап

Воспитатель: Вот мы и добрались с вами до детского сада. Дети, что мы сегодня с вами делали? (Ответы детей.)
Дети: Поздравляли куклу Катю с днем рождения, побывали в Кафе,
Воспитатель: Что больше всего понравилось? (Ответы детей.)
Воспитатель: Как повар справился со своей ролью? Почему? (Ответы детей.)
Воспитатель: Как официант справился со своей ролью? Почему? (Ответы детей.)
Воспитатель: Как кассир справился со своей ролью? Почему? (Ответы детей.)
Воспитатель: все постарались, вы – молодцы! Мне тоже понравилась наша игра.
Используемая литература
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.,2014.
Васильева М.А. «Руководство играми детей в детском саду» - М.: Просвещение, 1986.
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада - М.: Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 59.
Зворыгина Е.В. «Первые сюжетные игры малышей»: пособие для воспитателя детского сада» - М.: Просвещение, 1998
Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.164.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Развитие связной речи» - Издательство: Гном и Д, 2002
Максакова А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя» - М.: Просвещение, 1983 - с.144.
Михайленко Н. Я., Короткова Н. А., «Организация сюжетной игры в детском саду» М.: 2000
Ушакова, О.С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2004.
Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи» - М.: Просвещение, 1983. – с.64