Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №93»

Разработка урока по природоведению

ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ПРИРОДЕ И БЫТУ

Составлено учителем географии

Сейтягьяевой Татьяны Алексеевны

Новокузнецк, 2012

По теме: « Физические и химические явления в природе и быту»

Цель урока : урок усвоения новых знаний учащимися.

Форма проведения — объяснение новой темы.

Задачи:

Образовательная: формирование знаний о физических и химических явлениях в природе; закрепить понятия о веществах и явлениях, познакомить с процессом горения и окисления.

Развивающая: развитие навыков связной речи, умение объяснять понятия, умения слушать учителя и товарищей; продолжить формирование умения устанавливать взаимосвязь между живой и неживой природой; развивать интерес школьников к учению (посредством показа значимости изучаемых вопросов для науки, для развития творческих способностей)

Воспитательная: развитие положительной мотивации к знаниям; формирование представлений о единстве и красоте живой и неживой природы.

Оборудование: порошок серы и железа, спички, магнит, свечи, банки разного объема, бумага, пластмассовая расческа, видеопроектор, компьютер.

Ход урока

I . Организационный момент.

II . Актуализация опорных знаний и умений.

Фронтальный опрос:

    Что такое вещество? (Вещество- это то, из чего состоит тело)

    Приведите пример веществ? (стекло, вода и т.д.)

    В каком состоянии будет находиться вещество? (В твердом, жидком и газообразном)

    Свойства твердых тел (приведите примеры)

    Свойства жидких тел, газов (привести примеры)

    Какие изменение могут происходить с веществами? Приведите примеры.

III . Формирование новых понятий, знаний, умений, развитие мышления.

Нас окружает бесконечно разнообразный мир веществ и явлений. В нем непрерывно происходят изменения. Любые изменения, которые происходят с телами, называют явления. (Показ слайдов )

Учитель демонстрирует природные явления, при этом комментируя слайды. После показа слайдов учащиеся записывают схему с экрана

Явления

Физические Химические

Физические явление — изменение состояния вещества или его формы. Физические свойства: цвет, плотность, температура кипения и замерзания, температура плавления, твердость, пластичность и т.д. (Показ слайдов )

Затем производиться запись определение в тетрадь.

Задание . Пользуясь рисунками, следует обосновать, почему все изображенные явления относятся к физическим.

Демонстрация опытов на уроке:

Демонстрация опыта № 1. Взять лист бумаги разорвать пополам.

Что произошло с бумагой? (ответ обосновывают учащиеся) Бумага, не смотря на изменение формы, остается бумагой.

Демонстрация опыта № 2

Если бумагу сжечь то получается, что одно вещество превращается в другое вещество пепел и дым.

Физические явления чрезвычайно разнообразны. Среди них различают механические, тепловые, электрические, световые . ( Показ слайдов сопровождается объяснением нового материала в форме беседы)

Механические — явления, связанные с изменением положения какого либо тела по отношению к другим телам.

Тепловые – явления, связанные с нагреванием и охлаждением тел. (Просмотр фильма физического явления – плавление парафина)

Рассмотрим электрические явления. Вспомните, что когда вы быстро снимаете с себя шерстяной свитер, вы слышите легкий треск. Проделав это в темноте, вы увидите еще и искры. Это простейшее электрическое явление.

Чтобы ознакомиться еще с одним электрическим явлением, проделаем следующим опытом.

Демонстрация опыта № 3.

Нарвите маленькие кусочки бумаги, положите их на поверхность стола. Расчешите чистые сухие волосы пластмассовой расческой и поднесите ее к бумажкам. Что произошло? (Ответ учащихся : небольшие кусочки бумаги притягиваются к расческе).

Тела, которые способны после натирания притягивать мелкие и легкие предметы, называют наэлектризованными. (Просмотр слайдов)

Явления, которые связаны со светом, называют световыми . Свет излучает Солнце, звезды, лампа и некоторые насекомые, например жук-светлячок.

Химическое явление — процесс, в результате которого из одних веществ образуются другие. (Демонстрация фильмов химических реакций)

Рассмотрим основные признаки химических реакций. При химических реакциях исходные вещества превращаются в другие вещества, обладающие другими свойствами. Об этом можно судить по ряду внешних признаков. К основным признакам химических реакций относятся:

    Выделение теплоты (иногда света).

    Изменение окраски.

    Появление запаха.

    Образование осадка.

    Выделение газа.

Химические явления происходят в условиях нагревания веществ, при воздействии на них электрическим током, сильным давлением и др. Свойства химических явлений: горение и окисление. Демонстрация опыта № 4.

Зажечь 3 свечи, 2 из них накрыть банками разного объема, а 3 свечу не закрывать. Отметить время горения во всех трех случаях. Что происходит со свечами?

( Учащиеся отвечают на вопрос, делают вывод)

Работа в тетрадях: подписать строение пламени свечи.

Горение – химическая реакция, при которой происходит окисление веществ, выделяется тепло, свет. Процесс горения может происходить только при наличии кислорода, нагревании до температуры воспламенения.

В ходе беседы обсуждается значение горения, как потушить небольшие участки горения.

Окисление – это взаимодействие веществ с кислородом. (Показ слайдов и по ходу ведется беседа с учащимися, делаются выводы)

Окисление проходит медленно, без выделения света, иногда с выделением тепла.

IV . Закрепление нового материала

1. Закрепление материала можно провести по вопросам после параграфа.

2 . Зачитать отрывок из сказки Ханса Кристиана Андерсена «Гадкий утенок».

«Кота она звала сыночком: он умел выгибать спинку, мурлыкать и даже испускать искры, если его гладили против шерсти».

Ответьте на вопросы.

Какое физическое явление упомянуто в сказке? Почему кот «испускал искры», когда его гладили?

3. Работа учащихся в печатных тетрадях на стр. 29-31 задание 45,46,47,48,49

V . Подведение итогов урока

Запись в дневниках домашнего задания.

Выставление оценок за урок.

VI . Постановка задания на дом

Домашнее задание:

    Нарисовать на альбомном листе примеры физических и химических явлений природы

    §13-14 стр. 57-62

    Рабочая тетрадь стр.29-31 задания 49-53.

Список литературы:

Основная литература:

  1. Пакулова В.М., Иванова Н.В, Природа. Неживая и живая. (Учебник).-М.: Дрофа,2002

  2. Пакулова В.М., Иванова Н.В, Природа. Неживая и живая. (Рабочая тетрадь).-М.: Дрофа,2002

  3. Пакулова В.М., Иванова Н.В, Природа. Неживая и живая. (Рабочая тетрадь для учителя).-М.: Дрофа,2002

  4. Парфирова Л.Д. Тематическое и поурочное планирование по природоведению. К учебнику Пакуловой В.М., Ивановой Н.В. «Природа. Неживая и живая. 5 класс» М.: изд-во « Экзамен»,2005

Дополнительная литература:

  1. Бердичевская Л.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. -М.: Дрофа,2003

  2. Елькина А.М., Старцев П.Е. Природоведение. Биологические карты.

М.: Дрофа,2005

  1. Елькина А.М., Старцев П.Е. Природоведение. Биологические лабиринты. М.: Дрофа,2005










  2. В зависимости от соотношения графита и глины получают грифель различной мягкости чем больше графита, тем более мягкий грифель. В состав грифелей цветных карандашей входят каолин, тальк, стеарин (широкому кругу людей он известен как материал для изготовления свечей) и стеарат кальция (кальциевое мыло).


    Спички Спички изготавливаются в соответствии с ГОСТом Спичечная соломка во избежание её тления пропитывается 1,5%- ным раствором ортофосфорной кислоты, а затем парафинируется (окунается в расплавленный парафин).ГОСТом


    Стекло Стекло материал аморфно-кристаллитной структу­ ры, получаемый путем переохлаждения расплава. С постепенным увеличением вязкости стекло приобре­ тает механические свойства твердых тел. Процесс пере­хода из жидкого состояния в стеклообразное обрати­мый: при повышении температуры стекло постепенно размягчается, переходя вначале в вязкое, а затем в жидкое состояние; этот процесс лежит в основе формо­вания изделий.


    Некоторые другие оксиды - алюминия, магния, используемые для повышения физических свойств стекла, включая сопротивление к атмосферным загрязнениям. В окрашенное в массе стекло могут быть включены другие оксиды металлов. Состав: кварц - сырье, в виде песка (70-72%); сода, катализатор реакции, карбонат и сульфат (около 14%); известь, стабилизатор, в твердой форме (около 10%);


    Состав: Один из вариантов химического состава твёрдого мыла C 17 H 35 COONa (жидкого C 17 H 35 COOK). Современные жидкие мыла представляют собой водные растворы синтетических ионных или неионогенных поверхностно-активных веществ с добавлением консервантов, отдушек, красителей, солей для контроля вязкости, добавок для связывания ионов кальция и магния и т. д.. При охлаждении клеевого мыла получается хозяйственное мыло. Твёрдое мыло содержит % основного вещества, 0,1 0,2 % свободной щелочи, 1 2 % свободных карбонатов Na или К, 0,5 1,5 % нерастворимого в воде остатка.


    Французским химик Шеврель открыл стеариновую, пальмитиновую и олеиновую кислоты, как продукты разложения жиров при их омылении водой и щелочами. В производстве мыла давно используют канифоль, которую получают при переработке живицы хвойных деревьев. Введение канифоли в больших количествах делает мыло мягким и липким. Кроме использования мыла в качестве моющего средства оно широко применяется при отделке тканей, в производстве косметических средств, для изготовления полировочных составов и водоэмульсионных красок.



    Лучше всего, если место хранения такого рода средств будет вынесено за пределы собственно жилых помещений. Таким местом может стать, например, застекленная лоджия. Обязательное условие – располагать препараты бытовой химии на недосягаемом расстоянии от рук детей.


    Ко всему прочему, имейте в виду, что все эти «услужливые помощники», вся эта химия в быту, при некоторых, безусловно, неоспоримых достоинствах, опасны тем, что любой из них может оказаться для вас или ваших близких аллергеном. Вот это обстоятельство, пожалуй, является самым главным и предопределяет необходимость аккуратного их использования.

    Ручаюсь, вы не раз замечали что-нибудь вроде того, как мамино серебряное кольцо со временем темнеет. Или как ржавеет гвоздь. Или как сгорают до золы деревянные поленья. Ну ладно, если мама не любит серебро, а в походы вы не никогда не ходили, уж как заваривается чайный пакетик в чашке видели точно.

    Что общего у всех этих примеров? А то, что все они относятся к химическим явлениям.

    Химическое явление происходит тогда, когда одни вещества превращаются в другие: у новых веществ другой состав и новые свойства. Если припомнить еще и физику, то запомните, что химические явления происходят на молекулярном и атомарном уровне, но не затрагивают состав ядер атомов.

    С точки же зрения химии это не что иное, как химическая реакция. А для каждой химической реакции обязательно возможно выделить характерные признаки:

    • в ходе реакции может выпасть осадок;
    • может измениться цвет вещества;
    • следствием протекания реакции может стать выделение газа;
    • может быть выделена либо поглощена теплота;
    • также реакция может сопровождаться выделением света.

    Также давно определен список необходимых для протекания химической реакции условий:

    • контакт: чтобы реагировать, вещества должны соприкасаться.
    • измельчение: для успешного протекания реакции, вступающие в нее вещества должны быть как можно мельче измельчены, идеальный вариант – растворены;
    • температура: очень многие реакции напрямую зависят от температуры веществ (чаще всего их требуется нагреть, но некоторые наоборот – охладить до определенной температуры).

    Записывая буквами и цифрами уравнение химической реакции, вы тем самым описываете суть химического явления. А закон сохранения массы – одно и самых главных правил при составлении таких описаний.

    Химические явления в природе

    Вы, конечно, понимаете, что химия происходит не только в пробирках в школьной лаборатории. Самые впечатляющие химические явления вы можете наблюдать в природе. И значение их так велико, что не было бы никакой жизни на земле, если бы не некоторые из природных химических явлений.

    Итак, первым делом поговорим про фотосинтез . Это процесс, во время которого растения поглощают углекислый газ из атмосферы и под воздействием солнечного света вырабатывают кислород. Этим кислородом мы и дышим.

    Вообще фотосинтез протекает в две фазы, и освещение нужно только для одной. Ученые проводили различные опыты и выяснили, что фотосинтез протекает даже при слабом освещении. Но с увеличением количества света процесс значительно ускоряется. Также было замечено, что если одновременно увеличивать освещенность растения и повышать температуру, скорость фотосинтеза увеличивается еще больше. Происходит это до известного предела, по достижении которого дальнейшее увеличение освещенности перестает ускорять фотосинтез.

    В процессе фотосинтеза задействованы фотоны, которые излучает солнце, и специальные пигментные молекулы растений – хлорофилл. В клетках растений он содержится в хлоропластах, именно благодаря которым листья зеленые.

    С точки зрения химии при фотосинтезе происходит цепочка преобразований, результатом которой является кислород, вода и углеводы в качестве запаса энергии.

    Первоначально считалось, что кислород образуется в результате расщепления углекислого газа. Однако позже Корнелиус Ван Ниль выяснил, что кислород образуется в результате фотолиза воды. Позднейшие исследования подтвердили эту гипотезу.

    Описать суть фотосинтеза можно с помощью вот такого уравнения: 6СО 2 + 12Н 2 О + свет = С 6 Н 12 О 6 + 6О 2 + 6Н 2 О.

    Дыхание , наше с вами в том числе, это тоже химическое явление. Мы вдыхаем выработанный растениями кислород, а выдыхаем углекислый газ.

    Но не только углекислый газ образуется в результате дыхания. Главное в этом процессе то, что благодаря дыханию выделяется большое количество энергии, и этот способ ее получения очень эффективен.

    Кроме того, промежуточным итогом разных этапов дыхания является большое число различных соединений. А те в свою очередь служат основой для синтеза аминокислот, белков, витаминов, жиров и жирных кислот.

    Процесс дыхания сложный и разбит на несколько этапов. На каждом из которых в ход идет большое количество ферментов, выполняющих роль катализаторов. Схема химических реакций дыхания практически одинаковая у животных, растений и даже бактерий.

    С точки зрения химии дыхание – это процесс окисления углеводов (как вариант: белков, жиров) с помощью кислорода, в результате реакции получаются вода, углекислый газ и энергия, которую клетки запасают в АТФ: С 6 Н 12 О 6 + 6О 2 = СО 2 + 6Н 2 О + 2,87 * 10 6 Дж.

    Кстати, мы говорили выше, что химические реакции могут сопровождаться излучением света. В случае с дыханием и сопутствующими ему химическими реакциями это тоже верно. Светиться (люминесцировать) могут некоторые микроорганизмы. Хотя при этом энергетическая эффективность дыхания снижается.

    Горение тоже происходит при участии кислорода. В результате древесина (и другое твердое топливо) превращается в золу, а это вещество с совершенно другим составом и свойствами. Кроме того, в процессе горения выделяется большое количество теплоты и света, а также газа.

    Горят, конечно, не только твердые вещества, просто с их помощью было удобнее привести пример в данном случае.

    С химической точки зрения горение – это окислительная реакция, которая протекает с очень большой скоростью. А при очень-очень высокой скорости реакции может произойти взрыв.

    Схематически реакцию можно записать так: вещество + О 2 → оксиды + энергия.

    Как природное химическое явление рассматриваем мы и гниение .

    По сути, это тот же процесс, что и горение, только протекает он гораздо медленней. Гниение представляет собой взаимодействие сложных азотосодержащих веществ с кислородом при участии микроорганизмов. Наличие влаги является одним из факторов, способствующих возникновению гниения.

    В результате химических реакций из белка образуется аммиак, жирные летучие кислоты, углекислота, оксикислоты, спирты, амины, скатол, индол, сероводород, меркаптаны. Часть из образованных в результате гниения азотосодержащих соединений ядовито.

    Если снова обратимся к нашему списку признаков химической реакции, то многие из них обнаружим и в этом случае. В частности, имеется исходное вещество, реагент, продукты реакции. Из характерных признаков отметим выделение теплоты, газов (сильнопахнущих), изменение цвета.

    Для круговорота веществ в природе гниение имеет очень большое значение: позволяет перерабатывать белки погибших организмов в соединения, пригодные к усвоению растениями. И круг начинается сначала.

    Уверена, вы замечали, как летом легко дышится после грозы. И воздух тоже становится особенно свежим и приобретает характерный запах. Каждый раз после летней грозы вы можете наблюдать еще одно распространенное в природе химическое явление – образование озона.

    Озон (О 3) в чистом виде представляет собой газ синего цвета. В природе наибольшая концентрация озона – в верхних слоях атмосферы. Там он выполняет роль щита нашей планеты. Который защищает ее от солнечной радиации из космоса и не дает Земле остывать, поскольку поглощает и ее инфракрасное излучение.

    В природе озон в большинстве своем образуется благодаря облучению воздуха ультрафиолетовыми лучами Солнца (3О 2 + УФ свет → 2О 3). А также при электрических разрядах молний во время грозы.

    В грозу под воздействием молний часть молекул кислорода распадается на атомы, молекулярный и атомарный кислород соединяются, и образуется О 3 .

    Вот почему мы ощущаем особую свежесть после грозы, нам легче дышится, воздух кажется более прозрачным. Дело в том, что озон гораздо более сильный окислитель, чем кислород. И в небольшой концентрации (как после грозы) безопасен. И даже полезен, поскольку разлагает вредные вещества в воздухе. По сути, дезинфицирует его.

    Однако в больших дозах озон очень опасен для людей, животных и даже растений, для них он ядовит.

    Кстати, дезинфицирующие свойства полученного лабораторным путем озона широко используются для озонирования воды, предохранения продуктов от порчи, в медицине и косметологии.

    Разумеется, это далеко не полный список удивительных химических явлений в природе, которые делают жизнь на планете такой разнообразной и прекрасной. Вы сможете узнать о них больше, если будете внимательно смотреть по сторонам и держать уши открытыми. Вокруг полно удивительных явлений, которые только и ждут, чтобы вы ими заинтересовались.

    Химические явления в быту

    К ним относятся те, что можно наблюдать в повседневной жизни современного человека. Некоторые из них совсем простые и очевидные, любой может наблюдать их на своей кухне: например, заваривание чая. Нагретые кипятком чаинки меняют свои свойства, в результате меняется и состав воды: она приобретает другой цвет, вкус и свойства. То есть получается новое вещество.

    Если в этот же чай насыпать сахар, в результате химической реакции получится раствор, который снова будет обладать набором новых характеристик. В первую очередь, новым, сладким, вкусом.

    На примере крепкой (концентрированной) чайной заварки можете самостоятельно провести и еще один опыт: осветлить чай при помощи дольки лимона. Из-за кислот, содержащихся в лимонном соке, жидкость еще раз изменит свой состав.

    Какие еще явления вы можете наблюдать в быту? Например, к химическим явлениям относится процесс сгорания топлива в двигателе .

    Если упростить, реакцию сгорания топлива в двигателе можно описать так: кислород + топливо = вода + углекислый газ.

    Вообще в камере двигателя внутреннего сгорания происходит несколько реакций, в которых задействованы топливо (углеводороды), воздух и искра зажигания. А точнее, не просто топливо – топливно-воздушная смесь из углеводородов, кислорода, азота. Перед зажиганием смесь сжимается и нагревается.

    Сгорание смеси происходит в доли секунды, в итоге связь между атомами водорода и углерода разрушается. Благодаря этому высвобождается большое количество энергии, которая приводит в движение поршень, а тот – коленчатый вал.

    В дальнейшем атомы водорода и углерода соединяются с атомами кислорода, образуется вода и углекислый газ.

    В идеале реакция полного сгорания топлива должна выглядеть так: C n H 2n+2 + (1,5 n +0,5) O 2 = nCO 2 + (n +1) H 2 O . В реальности же двигатели внутреннего сгорания не настолько эффективны. Предположим, если кислорода при реакции не хватает незначительно, в результате реакции образуется СО. А при большей нехватке кислорода образуется сажа (С).

    Образование налета на металлах в результате окисления (ржавчина на железе, патина на меди, потемнение серебра) – тоже из категории бытовых химических явлений.

    Возьмем железо для примера. Ржавление (окисление) происходит под воздействием влаги (влажность воздуха, прямой контакт с водой). Результатом этого процесса становится гидроксид железа Fe 2 O 3 (точнее, Fe 2 O 3 * H 2 O). Вы можете увидеть его в виде рыхлого, шероховатого, оранжевого или красно- коричневого налета на поверхности металлических изделий.

    Другим примером может послужить зеленый налет (патина) на поверхности изделий из меди и бронзы. Он образуется со временем под воздействием атмосферного кислорода и влажности: 2Cu + O 2 + H 2 O + CO 2 = Cu 2 CO 5 H 2 (или CuCO 3 * Cu(OH) 2). Полученный в итоге основной карбонат меди встречается и в природе – в виде минерала малахита.

    И еще один пример медленной окислительной реакции металла в бытовых условиях – это образование темного налета сульфида серебра Ag 2 S на поверхности серебряных изделий: украшений, столовых приборов и т.п.

    «Ответственность» за его возникновение несут частички серы, которые в виде сероводорода присутствуют в воздухе, которым мы с вами дышим. Потемнеть серебро может и при контакте с серосодержащими пищевыми продуктами (яйцами, например). Реакция же выглядит так: 4Ag + 2H 2 S + O 2 = 2Ag 2 S + 2H 2 O.

    Вернемся на кухню. Здесь можно рассмотреть еще несколько любопытных химических явлений: образование накипи в чайнике одно из них.

    В бытовых условиях нет химически чистой воды, в ней всегда в различной концентрации растворены соли металлов и другие вещества. Если вода насыщена солями кальция и магния (гидрокарбонатами), ее называют жесткой. Чем выше концентрация солей, тем более жесткой является вода.

    Когда такая вода нагревается, эти соли подвергаются разложению на углекислый газ и нерастворимый осадок (СаСО 3 и Mg СО 3). Эти твердые отложения вы и можете наблюдать, заглянув в чайник (а также взглянув на нагревательные элементы стиральных и посудомоечных машинок, утюгов).

    Кроме кальция и магния (из которых получается карбонатная накипь), в воде также часто присутствует железо. В ходе химических реакций гидролиза и окисления из него образуются гидроксиды.

    Кстати, собравшись избавиться от накипи в чайнике, вы можете наблюдать еще один пример занимательной химии в быту: с отложениями хорошо справляются обычный столовый уксус и лимонная кислота. Чайник с раствором уксуса/лимонной кислоты и воды кипятят, после чего накипь исчезает.

    А без другого химического явления не было бы вкусных маминых пирогов и булочек: речь о гашении соды уксусом .

    Когда мама гасит соду в ложке уксусом, происходит вот такая реакция: NaHCO 3 + C H 3 COOH = CH 3 COONa + H 2 O + CO 2 . Полученный в ее результате углекислый газ стремится покинуть тесто – и тем самым изменяет его структуру, делает пористым и рыхлым.

    Кстати, можете рассказать маме, что гасить соду вовсе не обязательно – она и так прореагирует, когда тесто попадет в духовку. Реакция, правда, будет проходить немного хуже, чем при гашении соды. Но при температуре от 60 градусов (а лучше 200) происходит разложение соды на карбонат натрия, воду и все тот же углекислый газ. Правда, вкус готовых пирогов и булочек может оказаться хуже.

    Список бытовых химических явлений не менее впечатляющий, чем список таких явлений в природе. Благодаря им у нас есть дороги (изготовление асфальта – это химические явление), дома (обжиг кирпича), красивые ткани для одежды (окрашивание). Если задуматься об этом, становится отчетливо ясно, насколько многогранная и интересная наука химия. И сколько пользы можно извлечь из понимания ее законов.

    Среди многих и многих придуманных природой и человеком явлений есть особенные, которые сложно описать и объяснить. К ним относится и горение воды . Как такое, может быть, спросите вы, ведь вода не горит, ею тушат огонь? Как она может гореть? А дело вот в чем.

    Горение воды – это химическое явление , при котором в воде с примесью солей под воздействием радиоволн разрываются кислородно-водородные связи. В результате образуется кислород и водород. И горит, конечно, не сама вода, а именно водород.

    При этом он достигает очень высокой температуры горения (больше полутора тысяч градусов), плюс в ходе реакции снова образуется вода.

    Это явление давно интересует ученых, мечтающих научиться использовать воду в качестве топлива. Например, для автомобилей. Пока это нечто из области фантастики, но кто знает, что ученые сумеют изобрести совсем скоро. Одна из главных загвоздок в том, чтобы при горении воды энергии выделялось больше, чем затрачивается на проведение реакции.

    Кстати, нечто подобное можно наблюдать и в природе. Согласно одной из теорий, большие волны-одиночки, появляющиеся словно бы из ниоткуда, на самом деле являются следствием водородного взрыва. Электролиз воды, который к нему приводит, осуществляется благодаря попаданию электрических разрядов (молний) на поверхность соленой воды морей и океанов.

    Но не только в воде, но и на суше можно наблюдать поражающие воображение химические явления. Если бы вам довелось побывать в природной пещере, наверняка вы смогли бы увидеть там причудливые, красивые природные «сосульки», свисающие с потолка – сталактиты. То, как и почему они появляются, объясняется еще одним интересным химическим явлением.

    Химик, глядя на сталактит, видит, конечно, не сосульку, а карбонат кальция СаСО 3 . Основой для его образования служат сточные воды, природный известняк, а сам сталактит выстраивается благодаря осаждению карбоната кальция (рост вниз) и силе сцепления атомов в кристаллической решетке (рост вширь).

    К слову, аналогичные образования могут подниматься от пола к потолку – их называют сталагмиты . А если сталактиты и сталагмиты встречаются и срастаются в цельные колонны, они получают название сталагнаты .

    Заключение

    В мире ежедневно происходит множество удивительных, прекрасных, а также опасных и пугающих химических явлений. Из многих человек научился извлекать пользу: создает строительные материалы, готовит пищу, заставляет транспорт перемещаться на огромные расстояния и многое другое.

    Без многих химических явлений не было бы возможным существование жизни на земле: без озонового слоя люди, животные, растения не выжили бы из-за ультрафиолетовых лучей. Без фотосинтеза растений животным и людям нечем было бы дышать, а без химических реакций дыхания этот вопрос вообще не был бы актуальным.

    Брожение позволяет готовить продукты питания, а сходное с ним химическое явление гниения разлагает белки на более простые соединения и возвращает те в круговорот веществ в природе.

    Образование оксида при нагревании меди, сопровождающееся ярким свечением горение магния, плавление сахара и др. тоже считают химическими явлениями. И находят им полезное применение.

    blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

    2014-06-04

    Ознакомление со смесями и физическими явлениями позволило вам сделать вывод, что и в смесях при выполнении физических явлений состав веществ остается неизменным, а компоненты смесей сохраняют свои свойства. Так, во время плавления льда, кипения и замерзания воды ее молекулы сохраняются.

    Химические явления. Химические явления в корне отличаются от физических. К началу химического явления существуют одни вещества, после него они превращаются в другие.

    Химические явления — это изменения, в результате которых одни вещества превращаются в другие. их еще называют химическими реакциями.

    Чтобы убедиться, произошло химическое явление, надо обнаружить образование новых веществ. Проще всего это сделать, когда наше зрение фиксирует признаки химического явления: выделение газа, образование осадка, изменение цвета, появление света и тепла. В изображенных на рис. 39 (см. с. 64) примерах химических явлений присутствуют эти признаки.

    К признакам химических явлений относится и появление запаха. Достаточно летом подержать мясные продукты несколько дней и даже часов в холодильнике, как

    Наведите доказательства того, что в смесях их компоненты сохраняют свойства.

    О том, что произошло химическое явление, свидетельствовать появление неприятного запаха.

    Признаками химических явлений является выделение газа, образование осадка, изменение цвета, появление запаха, света и тепла.

    Гниение как естественное химическое явление. Задумывались ли вы над тем, почему в густом лесу мы не «тонем» в опал ом письме и куда в природе исчезают опавшие ветви деревьев, плоды, засохла трава? Действительно, есть над чем задуматься и поучиться у природы, чтобы не иметь мороки с мусором.

    Оказывается, что при благоприятных условиях отмершие остатки растений и животных перегнивают. Гниением называется естественное химическое явление, во время которого органические вещества, преимущественно белки, превращаются в другие органические, а также неорганические вещества. Вследствие этого почва обогащается питательными веществами (перегноем, или гумусом). Гниению способствуют влажность, бактерии, ограниченный доступ воздуха. Признаком этого природного химического явления является выделение тепла.

    Вследствие гниения образуются простые вещества, они попадают в почву, воду, воздух и снова поглощаются растениями и участвуют в образовании новых органических веществ.

    Благодаря гниению не накапливаются отмершие остатки организмов, а почва обогащается перегноем.

    Это важно в природе химическое явление в быту лини не всегда желательно, так как через него продукты питания становятся непригодными к употреблению. Способами, препятствующими гниению органических веществ пищи, является консервирования, варки, соления, замораживания.

    В природе происходит множество химических явлений.

    Так в растениях с углекислого газа и воды образуются органические вещества и необходимый для жизни кислород. Благодаря химическим явлениям организм животных и человека получает все необходимые для роста и развития вещества.

    копилка знаний

    Химические явления люди научились осуществлять в лабораториях и на заводах. Насколько это важно сейчас, вы убеждаетесь постоянно. Прежде всего следует назвать производство металлов, каучука и резины, пластмасс, покрытий для крыш и полов, цемента, удобрений для растений, пищевых добавок для животных. Каждое из этих производств человек осваивал в разные времена. Изучая историю, вы узнаете о бронзовый и железный века. Названия подтверждают важность освоенных людной химических явлений, благодаря которым ей удалось заменить каменный копье, деревянную борону металлическими орудиями.

    Вокруг нас постоянно протекают различные химические реакции. Химия присутствует каждый раз, когда мы готовим, дышим или жуем. На сковородах и в кастрюлях происходят сложнейшие химические и биохимические процессы. В этой статье вы узнаете, как их использовать в повседневной жизни.

    1. Анализ веществ с помощью жидкости-индикатора

    Материалы и инструменты :

      красная капуста;

    • пищевая сода;

      кастрюля;

    • стеклянная банка;

      чайная ложка;

      три стакана.

    Ход опыта

    1. Нарежьте капусту тонкими ломтиками и залейте кипятком.
    2. Когда вода окрасится в фиолетовый цвет, слейте ее через ситечко в банку. Получилась жидкость-индикатор.
    3. В один стакан налейте воды и выжмите сок лимона, в другой - воды с пищевой содой, в третий - только воды.
    4. В каждый стакан добавьте ложку жидкости-индикатора.

    Результат опыта

    Вода с лимоном окрашивается в розовый цвет, вода с содой - в сине-зеленый, чистая вода приобретает цвет жидкости-индикатора.

    Red cabbage indicator

    Научное объяснение

    Отвар красной капусты является индикатором - веществом, способным менять цвет в зависимости от того, взаимодействует ли оно с кислотой (в нашем случае становится розовым) или с основанием (становится синим или зеленым, как во втором стакане). В ходе опыта жидкость-индикатор дала понять, что в первом стакане находится кислое вещество, во втором - основание, а вода в третьем стакане является нейтральным веществом.

    2. Как удалить накипь в чайнике?

    Материалы и инструменты :

    • лимонная кислота;

    Ход опыта

    1. Нужно развести в 1 литре воды 1-2 чайные ложки кислоты.
    2. Залить раствор в чайник и прокипятить.
    3. Ополоснуть чайник и прокипятить воду «вхолостую».

    Результат опыта

    Накипь исчезнет без следа, легко отслоившись под действием кислоты.

    Научное объяснение

    Накипь состоит в основном из карбоната кальция, который образуется при разложении гидрокарбоната кальция, содержащегося в природных водах. В результате реакции под действием лимонной кислоты образуются растворимый в воде цитрат кальция, углекислый газ и вода.

    2C₆H₈O₇ + 3Ca­CO₃ = Ca₃(C₆H₅O₇)₂ + 3CO₂ + 3H₂O

    3. Свежая ли рыба?

    Материалы и инструменты :

      жидкость-индикатор (см. п. 1);

      чайная ложка.

    Ход опыта

    1. На туловище рыбы делаем глубокий надрез.
    2. Залейте в надрез ложку жидкости-индикатора.

    Результат опыта

    Если надрез приобрел розовый или сиреневый оттенок, рыба свежая. Синий или зеленый цвет свидетельствует об обратном.

    Научное объяснение

    Будучи хорошим индикатором, отвар красной капусты позволил нам определить кислотность среды. Слабо-сиреневая или розовая окраска указывает на нейтральную или слабокислую реакцию - значит, рыба хорошего качества.

    Синий или зеленый цвет свидетельствует о щелочной среде, то есть рыба испортилась. Нажмите , чтобы узнать из чего еще можно приготовить природный рН-индикатор в домашних условиях.

    4. Есть ли в молоке крахмал?

    Самый верный способ определить, есть ли в молоке крахмал, - капнуть туда немного йода. В обезжиренное молоко нередко добавляют крахмал, чтобы придать ему густоты.


    Материалы и инструменты :

    • раствор йода;

    Ход опыта

    1. Наливаем в стакан немного молока.
    2. Капаем йод.
    3. Наблюдаем за реакцией.

    Результат опыта

    Если жидкость приобрела синеватый оттенок, значит, в молоке есть крахмал. Если по ней пошли желтоватые круги, то вам повезло: добавок в таком молоке нет.

    Научное объяснение

    Раствор йода сработал как индикатор: при контакте с крахмалом он изменил цвет.

    5. Свежее ли молоко?

    Материалы и инструменты :

    • пищевая сода;

    Ход опыта

    1. Наливаем полстакана молока.
    2. Всыпаем ½ ч. л. соды.
    3. Наблюдаем за реакцией.

    Результат опыта

    Если появилась пена, молоко прокисло.

    Научное объяснение

    При добавлении бикарбоната натрия (соды) в кислую среду происходит реакция нейтрализации. Кислота и щелочь (сода) нейтрализуют друг друга, выделяя углекислый газ, который вспенивает смесь.

    6. Готовим лимонад

    Материалы и инструменты :

      лимонная кислота;

      пищевая сода;

    Ход опыта

    1. Насыпаем в пробирку по одной чайной ложке лимонной кислоты и соды, затем добавляем две чайные ложки сахарного песка.
    2. Пересыпаем всю смесь в сухую чистую чашку, основательно перемешиваем.
    3. Разделяем смесь на несколько равных частей. Каждую часть можно упаковать в пакетик.
    4. Одну такую часть высыпать в стакан и залить водой.

    Результат опыта

    Получится шипучий и газированный напиток, освежающий, как лимонад.

    Научное объяснение

    При взаимодействии лимонной кислоты и гидрокарбоната натрия происходит реакция нейтрализации. Получаем натриевую соль лимонной кислоты, углекислый газ и воду.

    Н₃С₆Н₅О₇ + 3NaH­CO₃ –> Na₃C₆H₅O₇ + 3CO₂ + 3H₂O

    7. Как сварить треснутое яйцо?

    Материалы и инструменты :

    Ход опыта

    В кипящую подсоленную воду кладем яйцо и варим 5 минут.

    Результат опыта

    Яйцо сварится и не вытечет из скорлупы.


    Научное объяснение

    Соль действует на белок, как коагулянт на коллоидный раствор. В результате белок свертывается в щели скорлупы.