Понятие «Гамма» пришло к нам из эпохи мониторов и телевизоров на базе электронно-лучевых трубок. Зависимость яркости от подаваемого напряжения у них нелинейна и приблизительно описывается степенной функцией с показателем от 2,35 до 2,5. К примеру, при уровне сигнала в 50% уровень яркости будет не 50%, а 50% 2,5 .

Итак, гаммой называют не что иное, как показатель степени. При уровне сигнала 50% и гамме 2,5, уровень яркости будет около 18%.

Зная об этой особенности электронно-лучевых трубок, при записи или при кодировании видеоконтента используется функция, противоположная гамме воспроизводящего устройства. В результате, получается две гаммы, которые компенсируют друг друга, что в результате дает линейную гамму 1,0. Итак, чем гамма больше , тем больше график «провисает» вниз, а сильнее всего это будет ощущаться на темных участках изображения . Чем выше гамма, тем контрастнее выглядит изображение из-за того, что его темные участки («тени») становятся заметно ярче, а переходы от оттенка к оттенку - более заметтными. Чем выше гамма, тем лучше будут различимы детали в тенях, но изображение будет восприниматься, как менее контрастное:



На скриншотах: нормальная гамма, низкая гамма, высокая гамма

Но вернемся к нашим проекторам. Чтобы увидеть гамму проектора, мы традиционно измеряем его яркость на каждом уровне сигнала от 0% до 100% с шагом 10%. Зная, какой % от максимальной яркости получается на каждом уровне сигнала, мы делаем вывод о гамме. Например, «гамма проектора близка к 2,3». Но какая гамма является правильной? Здесь мы сталкиваемся с рядом любопытных моментов.


Программа HCFR показывает гамму проектора X (от 2,1 в тенях до 1,3… мда)

Прежде всего, существует эффект, когда в темноте (на темном фоне) изображение кажется менее контрастным , чем при свете (на светлом фоне):

По этой причине в домашнем кинотеатре используется более высокая гамма, чем в гостиной. Но это - если мы говорим об одном и том же изображении. Проблема в том, что при свете уровни черного проектора меняются, что также необходимо учитывать.

К примеру, в программном обеспечении для калибровки проекторов CalMAN предлагается следующая рекомендация:

  • Гамма 2,4 для абсолютно затемненного помещения
  • Гамма 2,2 для затемненной комнаты
  • Гамма 2,0 при свете

меню коррекции гаммы у серьезного проектора

На сайте другой калибровочной программы, ChromaPure, дается чуть другая точка зрения, которая довольно подробно объясняется. А говорят они следующее:

1. Стандарт sRGB , созданный для компьютерных мониторов, рекомендует не совсем гамму в 2,2, как принято считать. На самом деле, там рекомендуется сильно более низкий уровень гаммы в нижней части диапазона (менее 1,9) и более высокий в верхней части диапазона, хотя средняя гамма и составляет 2,2.

В целом, подход sRGB стандарта признается правильным, но мониторы, как известно, используются в довольно освещенных помещениях.

2. Следующее их заявление - гамма 2,4 тоже неправильная. Точнее, она правильная, если у вас бесконечная контрастность и нулевой уровень черного, чего в реальности не бывает. Использование гаммы 2,4 дает в итоге ненатуральное изображение с «эффектом высокой контрастности».

3. Абсолютно правильный подход был недавно реализован в стандарте BT.1886 . Данный стандарт берет за основу гамму 2,4, после чего модифицирует кривую сообразно уровням черного и белого. Таким образом, если проектор поддерживает сей продвинутый стандарт, у него должны иметься встроенные сенсоры, определяющие освещенность. В обычных условиях правильная калибровка по данному стандарту дает гамму 2,3-2,4 в верхней части и 2,1-2,2 в нижней части.

В итоге, Chromapure заявляют, что гамма должна быть либо фиксированной на уровне 2,22 (sRGB), либо соответствовать стандарту BT.1886 (см. рисунок выше).

Мажорные и минорные гаммы в октаву и противоположном движении.

Как правило, все пианисты играют гаммы. А что такое гамма? Гамма — это восходящий или нисходящий звукоряд, где звуки соседние располагаются так, что между ними образует тон или полутон. Вот что, например, говорил про гаммы И. Гофман, выдающийся пианист, ученик А. Г. Рубинштейна:

«Например, нередко приходится слышать, что гаммы не являются необходимыми в фортепьянной работе. Хорошо сыгранная гамма - поистине прекрасная вещь, только их редко играют хорошо, потому что недостаточно в этом упражняются. Гаммы - это одна из самых трудных вещей в фортепьянной игре; и каким образом учащийся, который стремится подняться над уровнем посредственности, может надеяться на успех без основательной и серьезной тренировки во всякого рода гаммах,- этого я не представляю. Я знаю, напротив, что меня по этой части муштровали неустанно, и я благодарен за это всю мою жизнь. Не презирайте гамм, а постарайтесь лучше сделать их красивыми.»

Гаммы для фортепиано — это специальные упражнения для пианистов. Помимо технического развития, они развивают музыкально-теоретические знания музыкантов на практике. Т.е. ученик быстрее овладевать всеми тональностями, ему становятся не так страшны обилие бемолей и диезов при ключе, он быстрее начинает отличать мажорный лад от минорного, мелодическую организацию звукоряда от гармонической. При этом развивается механическая, или автоматическая, память на аппликатуру в гаммах. Это в дальнейшем помогает ученику быстрее разучивать длинные пассажи в произведениях. Развивает пальцевую технику. Так что, без гамм — никуда. Это такие же важные упражнения для пианиста, как разминка, например, у балерин или спортсменов. Ведь они не начинают свои занятия не «разогревшись» на предварительных упражнениях.

А для удобства запоминания аппликатуры в гаммах, предлагаю данные карточки с проверенной и одобренной в образовательном музыкальном стандарте аппликатурой.

Все гаммы идут по нотам звукоряда.

Нажмите на картинку, чтобы увеличить! Она откроется в новом окне.

До диез минор

До-диез мажор = ре-бемоль мажор

Ре диез минор

Ми бемоль мажор

Ми бемоль минор

Фа диез мажор

Фа диез минор

Соль мажор

Соль минор

Соль бемоль мажор

Соль диез минор = ля бемоль минор

Музыка имеет свойства, непонятные логике обычного человека. Она способна волновать, поднимать боевой дух, успокаивать или, наоборот, доводить до истерики. Тот, кто брал в руки гитару, знает, как завораживают звуки от вибрации струны, как начинают стягиваться люди к этим звукам. Зачем покупать качественные колонки или ходить на живые концерты, почему человеку так важно хорошее звучание? Тот, кто решил понять это сам или просто взял в руки музыкальный инструмент, рано или поздно осознает, что в музыке есть свои законы, ноты ставятся не как угодно, а в соответствии с правила построение гамм. "А что такое гаммы?" - спросите вы.

Музыкальный ликбез

Человек, пришедший в музыкальную школу учиться или решивший понять теорию сам, начинает сталкиваться с такими словами, как звукоряд, тоника, с вопросами о том, что такое гаммы, тон и так далее.

Со звукорядом все просто, это звуки все подряд. Тоника или тон гаммы - это главный звук. Гамма - это звукоряд от тоники до тоники. Чтобы было понятнее, взгляните на клавиши пианино, видите, как чередуются белые и черные клавиши. Период повторения смены цветов длится семь белых клавиш, с восьмой начинается новый период. Вот первая и последняя клавиша в гамме и будет являться тоникой. Бемоль, который похож внешне на понижает звук на полтона, а диез, внешне похожий на решетку, повышает на полтона.

Еще стоит разобраться с цифрами. Потому что в музыке они произносятся на латинском языке. Прима - один, секунда - два, терция - три, кварта - четыре, вспомните известную басню "Квартет", про четырех музыкантов, квинта - пять, секста - шесть, септима - семь, к римским именам часто добавляли Клавдий Секст или Юлий Септим, что означало шестой и седьмой соответственно, октава - восемь.

Типы гамм

Что такое гаммы? звуков, поэтому, если у вас под рукой музыкальный инструмент, то вы прямо сейчас сможете ее сыграть. Из основных видов различают мажорную и минорную. Есть их версии - гармонические и мелодические. На эти типы гамм опирается тональная музыка.

Виды гамм очень разнообразны, есть модальная, тут немного сложнее для понимания, так как гаммы в модальной музыке могут вмещать больше или меньше семи звуков. Существуют пентатонные гаммы из пяти звуков. Особое внимание стоит обратить на джазовые гаммы: пентатоника и бибоповый мажор и минор, джазовый минор с мелодической разновидностью, увеличенная гамма, альтерированная доминантная гамма.

Некоторые придумывают свои названия гамм, когда считают, что построили нечто новое, но на самом деле уйти от стандартов музыки если не невозможно, то крайне сложно.

Построение гамм

Мажорная гамма строится, считая от первого звука, как тон (W), тон (W), полутон (H), тон (W), тон (W), тон (W), полутон (H). Мажорная гамма от ноты до самая простая, так как не имеет диезов и бемолей. Минорная гамма строится, считая от первого звука: тон (W), полутон (H), тон (W), тон (W), полутон (H), тон (W), тон (W). Из минорных самая простая гамма от ноты ля.

В гармоническом мажоре понижается шестой звук, а в мелодическом - шестой и седьмой звуки. В наоборот, повышается седьмой звук, а в мелодическом - шестой и седьмой звуки.

Давайте для лучшего понимания построим все типы гамм от ноты до и ми, ноты с диезами и бемолями находятся на черных клавишах.

Мажорная гамма ДО: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.

Гармоническая мажорная гамма ДО: до, ре, ми, фа, соль, ля Ь (шестой пониженный звук, черная клавиша), си, до.

Мелодическая мажорная гамма ДО: до, ре, ми, фа, соль, ля Ь (шестой пониженный звук, черная клавиша), си Ь (седьмой пониженный звук, черная клавиша), до.

Минорная гамма ДО: до, ре, ми Ь (черная клавиша), фа, соль, ля Ь (черная клавиша), си Ь (черная клавиша), до.

Минорная гармоническая гамма ДО: до, ре, ми Ь (черная клавиша), фа, соль, ля Ь (черная клавиша), си (повышенный седьмой звук), до.

Минорная мелодическая гамма ДО: до, ре, ми Ь (черная клавиша), фа, соль, ля (повышенный шестой звук), си (повышенный седьмой звук), до.

Мажорная гамма МИ: ми, фа # (черная клавиша), соль # (черная клавиша), ля, си, до # (черная клавиша), ре # (черная клавиша), ми.

Гармоническая мажорная гамма МИ: ми, фа # (черная клавиша), соль # (черная клавиша), ля, си, до (шестой пониженный звук), ре диез (черная клавиша), ми.

Мелодическая мажорная гамма МИ: ми, фа # (черная клавиша), соль # (черная клавиша), ля, си, до (шестой пониженный звук), ре (седьмой пониженный звук), ми.

Минорная гамма МИ: ми, фа # (черная клавиша), соль, ля, си, до, ре, ми.

Минорная гармоническая гамма МИ: ми, фа # (черная клавиша), соль, ля, си, до, ре # (повышенный седьмой звук, черная клавиша), ми.

Минорная мелодическая гамма МИ: ми, фа #, соль, ля, си, до # (повышенный шестой звук), ре # (повышенный седьмой звук), ми.

Гаммы в музыке

Наверняка, вы слышали слово гамма в применении не только к музыке. Это может быть и гамма чувств для описания эмоций и событий, а может быть для создания картины. Гамма нот для музыканта, как палитра для художника. На ней тренируют пальцы для игры на музыкальном инструменте, учатся ориентироваться среди струн или клавиш, привыкают к звучанию. При написании произведений, при отсутствии музыкального инструмента рядом звуки вспоминают по гаммам. Можно, наверное, обойтись и без них, и результат получить неплохой. Но зачем отказываться от удобного и проверенного инструмента.

Любая таблица гамм является подсказкой для музыканта, конечно, зная правила, можно построить любую гамму самому, но со шпаргалкой проще. Ведь чтобы построить нужный интервал между нотами, достаточно взглянуть на гамму той же тоники, что и создаваемое произведение, и оставить необходимые ноты.

Искусство музыки

Искусство игры на музыкальных инструментах нарабатывается годами. Сначала музыкальная школа, потом консерватория, потом академия и везде играют гаммы. Играют для разминки, для гибкости пальцев. Это палитра музыки!

Математика и музыка

Современные ученые досконально подошли к музыке с точки зрение математики. Музыка подчиняется законам, которые можно просчитать. Произвести все расчеты в голове сложно, но записав алгоритм в компьютер, машину научили сочинять музыку. Говорят, что получается не хуже произведений классиков.

Но машина есть машина. Что такое гаммы для нее? Для нее это набор звуков, из которого надо составить последовательность. Для человека это краски, через которые он описывает эмоции. Любой композитор представляет себе музыку, придает ей настроение через усиление, затихание и прочие приемы. Их творения имеют названия, такие как «Прощание с родиной», «Артист эстрады», вальс «Березка», «Соперницы». Композиторы описывают события и действия, используя язык музыки.

Компьютеры ушли далеко в развитии и могут написать музыку, но сочиняет ее человек!

Дуглас К. Карусо
Представление

Почти в каждом учебнике, статье, документе или обсуждении о системах компьютерной графики, термин "гамма" обычно упоминается как " регулирование, которое затрагивает полутона изображения на компьютерном экране " или подобном объяснении. Следующее - типичный пример:
Чтобы не входить в длинное обсуждение о том, что такое гамма, вот - наш совет: Если Вы не имеете обоснованных причин делать иначе, мы предлагаем использовать по умолчанию гамму на Макинтоше 1.8 или 2.2 на РС”{"Реальный мир фотошоп"}.
Хотя правильное использование гаммы важно в пре-прессе, существует недостаток информации о том, что такое "гамма", как она определяется количественно, как она исправляется, есть большое количество определений “гаммы”, по сути не дающих истинного значения этого термина.
Эта статья объяснит, что такое "гамма", как она рассчитывается, как она затрагивает изображение на компьютерном экране, концепция компенсации и исправлении гаммы, и как назначение и изменение гаммы затрагивают все процессы подготовки изображения к печати – отображение изображения на мониторе, сканирование, цветокоррекция изображения в Photoshop’е.
Что такое Гамма?

Термин "Гамма" в системах компьютерной графики относится к нелинейной характеристике электронно-лучевой трубки (ЭЛТ) монитора. Электронно-лучевая трубка основа телевизоров или компьютерных мониторов. Электронно-лучевая трубка не производит световую интенсивность, которая является равной входному напряжению. Вместо этого, интенсивность свечения ЭЛЕКТРОННО-ЛУЧЕВОЙ ТРУБКИ по существу пропорциональна входному напряжению, управляемому "гаммой" (). Гамма регулирует электростатические заряды в электронных пушках, а не светимостью люминофора.
Значение гаммы для большинства ЭЛТ - приблизительно 2.5. Математическая формула - y=x*2.5.Где x- представляет входное напряжение в процентах; y - яркость в процентах. Рисунок 1 указывает кривые для различных значений гаммы.

Рисунок 1

Поскольку гамма монитора имеет дело с частью кривой со значениями от минимума 0 к максимуму 1.0, значения яркости будут всегда равны или меньше, чем значения напряжения. При яркости равной 0 (черный) и 1 (белый), вывод равняется вводу.
Между этими двумя значениями, уровни сигнала яркости изменяются, в зависимости от процента напряжения. Например, ввод напряжения 50 % приводит к выводу уровня сигнала яркости 18 % при гамме 2.5 или приблизительно 36 % от входного значения. Но, при входном напряжении 80 %, сигнал яркости (вывод) равен 50 %, или 62 % от входного значения. Неравенство ввода против значений вывода меньше у гаммы 1.8 и равно при гамме 1.0. Гамма 1.0 представляет совершенно линейный ответ яркости к напряжению, напряжение на 50 % приводит к сигналу яркости на 50 %.
Что случается с изображением, когда оно рассматривается на мониторе с гаммой 2.5? Изображение темное, без детализации от полутонов к теневым областям. Область тона на 50 % будет иметь яркость только на 18 % (Y =.502.5=17.7 %). Есть также изменение цвета:
Давайте возьмем цвет со значением 50 % - красного и 25 % зеленого. Когда этот цвет рассматривается на компьютерной системе с неправильной гаммой, он будет иметь на экране 18 % красного и 3 % зеленого. Уменьшилось значение зеленого, и цвет стал более красный, а также изображение стало более темным.
Различия в гамме создают нелинейное изменение цветов. Под нелинейностью подразумевается, что некоторые цвета могут измениться к красному, другие могут изменятся в сторону зеленого или синего. Хотя мы можем говорить, что цвета будут более темными при более высоких значениях гаммы, Вы не можете сказать, что цвета будут все казаться более красными или более синими. Каждый цвет в зависимости от значения гаммы изменяется индивидуально.
Есть некоторые выгоды от нелинейной характеристики гаммы электронно-лучевой трубки. Чувствительность человеческого глаза на свет, также - нелинейна. Глаз может отличать различия между более светлыми тонами лучше, чем между более темными. Фактически, гамма 2.5 мониторапочти обратна чувствительности человеческого глаза.
Исправление Гаммы

Не все компьютерные мониторы имеют гамму точно 2.5; некоторые могут быть 2.2, в то время как другие могут быть ближе к 2.7. Кроме того, красные, зеленые, и синие электронные пушки могут иметь индивидуальные значения напряжение / яркость.

Рисунок 2 показывает исправленные значения гаммы системой калибровки монитора. Гамма Красного, зеленого, и синего различны.

Типичный рабочий процесс включает сканирование, цветокоррекцию, цветоделение, вывод фотоформ, изготовление пластин, и собственно печать. От шага к шагу должна быть совместимость данных между соседними шагами.
Если сканер откалиброван, используя гамму 2.2, а гамма станции редактирования - фактически 1.8, света и тени могут смотреться хорошо, но полутона будут слишком светлыми. Если цель состоит в том, чтобы достигнуть гаммы 1.0 (input=output), то формула для исправления гаммы: y=x1/. Где - гамма монитора.


Рисунок 3


1/2.5 гамма - почти совершенное зеркальное изображение гаммы 2.5.
Утилиты типа Adobe Gamma или аппаратные средства (колориметры) используются для калибровки монитора, и устанавливают различные значения гаммы монитора. Это обеспечивает выбор для отображения изображений и графики для различных целей типа препресс, сети, или видео. Процесс калибровки регулирует цвет, яркость и контраст, и изменяет гамму R, G, и B. Значения таблицы Look Up Tables (LUTs) в графической карте компьютера изменяются на новые. Компьютеры Макинтош имеют таблицы LUTs, которые имеют значение гаммы 1.4. Это эффективно изменяет гамму Макинтоша на 1.8, которая стала стандартом для этой платформы. Гамма 1.8 грубо соответствует гамме печати. Стандартная офсетная печать производит растискивание растровой точки на 50 % приблизительно 22 % - Swop (17% - Евростандарт): Когда точка со значением 50%, на оттиске имеет 72 %. На печати полутона получаются более темными, чем требуется, что близко напоминает, кривые гаммы электронно-лучевой трубки ЭЛТ. PC не имеет никаких встроенных аппаратных средств, которые редактируют гамму, но большинство графических приложений имеют утилиты калибровки монитора и исправления гаммы. Стандарт Гаммы для Windows - 2.2, которая обеспечивает большую однородность цветового пространства, чем 1.8. Фактически, это - гамма используется в рекомендуемом рабочем пространстве RGB для Photoshop: Adobe RGB (1998).
Гамма Сканера

Теперь, когда монитор калиброван и гамма выбрана, компенсация гаммы равная 1.0 может применяться устройствами ввода данных и прикладным программным обеспечением.
В отличие от ЭЛТ, большинство сканеров имеют линейную характеристику- они имеют гамму 1.0, то есть входная яркость=выходной яркости. Однако, сканируя изображение с гаммой 1.0 и показывая его на экране с гаммой 1.8 (2.2 на PC) полутона изображения получаются слишком темные.
Чтобы показывать изображение правильно, компенсация гаммы сканера должна быть установлена близко к гамме монитора. Когда гамма сканера установлена на 1.8, это – в действительности обратная функция гаммы монитора, или 1/1.8, которая применяется для того, что бы все тоны и цвета были показаны правильно на мониторе. (См. Рис 4).


Рисунок 4


Таблица 1 показывает фактическое действие гаммы на Макинтоше и РС. Компенсация гаммы применялась или сканером (строки 2 и 5), или в Photoshop (строки 3 и 6).

Практически, это - упрощение процесса компенсации гаммы. В зависимости от таких факторов как – ошибки экспозиции, высоко ключевые или низко ключевые изображения - компенсация гаммы может быть больше или меньше гаммы монитора. Также может потребоваться дальнейшее регулирование гаммы в Photoshop

Рисунок 5

На рисунке 5 полутоновое (grayscale) изображение с разными значениями гаммы сканера. . Они были нетронуты в Photoshop. Полутон (50 % серого) отмечен на контрольной шкале.
Увеличение уровня гаммы сканера увеличило детализацию изображения от полутонов к теневым областям. Области полутона - тени (от 0 до 128) были расширены, распределяя пиксели и делая больше разницу между ними, так что детали стали более различимы. Область света- полутона (от 128 до 255) сжата, так что детали менее видимы или полностью потеряны.
Поскольку человеческий глаз отличает различия в более темных тонах менее эффективно, чем в более легких тонах, смещение полутонов к теневым областям заставляет изображение казаться тонально правильным. Также можно переусердствовать в исправлении гаммы, как показано на рисунке 5, изображение справа, внизу. Детали в светах и четверти тона потеряны, а область от трех четвертей тона к теням была расширена, что начало придавать фотографии плакатный вид. Также очевиден в тенях шум Сканера.
Гамма в Photoshop

Всем сканированным или созданным RGB- изображениям в Photoshop должно быть назначено рабочее пространство редактирования. Гамма этого пространства независима от гаммы монитора и не обязательно должна соответствовать ему.
Adobe RGB –рекомендуемое рабочее пространство редактирования RGB и имеет гамму 2.2.
(Как откорректировать изображение используя гамму рабочего пространства можно прочитать )
Гамма изображения может быть изменена инструментами редактирования, средний регулятор в инструменте Уровни (Levels)- Adobe назвала регулятором Гаммы с соответствующей логарифмической разбивкой шкалы значений.

Рисунок 6

Рисунок 7

На рисунке 7 показана контрольная шкала, отсканированная как одноцветноеизображение с гаммой сканера 1.0. Для целей сравнения, света были установлены в точке 0 %, а тень была установлена на точке 100 %. Затем в Photoshop’е Гамма была изменена и изображения были сохранены в отдельные файлы. Проценты отмечены на каждом поле шкалы.
В изображении с гаммой 0.8 и 1.0, первые несколько шагов имеют большую разницу по процентам, но после две трети тона разница почти неразличима. Здесь очень немного деталей в тенях, но много деталей в светах. В изображении с гаммой 1.8 света и четверть тона, а так же полутона и тени имеют более равномерное изменение процентов.
Гамма не только затрагивает тон изображения, но также влияет на значение цвета.

Рисунок 8

Цветное фото на рисунке 8 отсканировано с разными значениями гаммы. Для примера приведено изображение, сканированное с гаммой 1.0, тоновый диапазон которого, в области светов был обрезан до уровня 190.
Параметр ГАММА важен в технологическом процессе подготовки изображений для печати - по сути Мы имеем дело с тремя разными параметрами - гамма монитора, компенсация гаммы монитора и гамма изображения.

Один из самых популярных вопрос у начинающих музыкантов: Какие гаммы бывают, точнее какие есть лады в музыке ?

Многие музыканты используют в своем творчестве ограниченное число ладов.

В принципе в этом нет ничего плохого, можно с помощью одного лада выражать свои идеи и кому-то этого хватает. Однако если сравнить лад с определенным блюдом, то многие, наверное,захотят расширить свои «гастрономические» пристрастия. Вся прелесть необычных ладов в том, что с помощью них можно мгновенно, без особых усилий, получать специфическое, характерное для конкретного лада звучание. Например, лады с увеличенной секундой всегда имеют восточный, арабско-испанский колорит, пентатоника звучит по китайско-японски, а искусственные лады создают модерновое звучание (послушайте, например, Dream Theater). Каждый новый лад это как особая приправа, которую вы добавляете в свою музыку.

C целью ознакомления своих читателей с о всем разнообразием ладов я создал специальную рубрику «Гаммы и Лады», в которой будут находится статьи с полным описанием ладов. Одна статья один лад/гамма.

Что необходимо для успешного изучения ладов?

  • Изучите ноты и структуру гаммы, постарайтесь запомнить ее звучание. К каждой статье я буду прилагать звуковой пример импровизации для закрепления Ваших слуховых представлений об определённом ладе.
  • Проработайте различные внутри лада.
  • Проиграйте гармонические примеры лада, обращая внимание на характерные . Поскольку большинство изучаемых ладов будут находится вне сферы тональности, то и принципы гармонизации у них будут другие. К каждому ладу всегда будут прилагаться наиболее удачные варианты аккордов, которые можно обыграть с помощью изучаемого лада.
  • Попробуйте сочинить простую мелодию на основе изучаемого лада. В большинстве ладов заложена своя внутренняя фразировка, которая направляет движения композиционной мысли.
  • Попробуйте применить изученный в импровизационной среде: отдельно и в сочетании с другими.

Теперь рассмотрим общую классификацию ладов.

Количество ладов используемых в тональной и модальной музыке различно. Тональная музыка опирается на два основных лада: мажорный и минорный (а также их разновидности гармонические и мелодические). Этим исчерпываются возможности построения ладов в тональной музыке, поскольку любое изменение нарушает тональные тяготения.

В и атональной музыке количество ладов безгранично и каждый может придумать свою гамму.

В целом все лады можно разделить на несколько категорий:

Традиционные к ним относятся лады:

  • дорийский
  • фригийский
  • лидийский
  • миксолидийский
  • эолийский
  • локрийский

а также мажор, минор и их разновидности.

которые в свою очередь делятся на бесполутоновые-ангемитонные к ним относятся все обращения стандартной пентатоники. А также гемитонные с одним или двумя полутонами (японские лады)


Этнолады — к этим ладам относятся различные китайские, цыганские, балканские лады и т.д Также этнолады могут состоят из различных 1/4 тоновых и других нетемперированных делений.

Искусственно созданные — это могут быть сочетания уже известных ладов (например, лидийско-эолийский, лидийско-миксолидийский), а также созданные математическим путем с помощью соединения одинаковых или неодинаковых тетрахордов путем разделения их полутоном или тоном. Еще один способ создания искусственных ладов — это комбинация интервальных моделей, например 1:2, 1:3 и т.д

Следующая группа особых ладов — это лады ограниченной транспозиции Мессиана — в числе этих ладов находятся как известные уменьшенная и целотоновая гамма, так и необычные новые лады.

Отличительной чертой этих ладов является невозможность транспонировать их после определенного числа транспозиций (например, уменьшенный лад имеет всего три позиции после чего ноты повторяются). Эти лады находятся на стыке модальности и тональности (один лад может находиться в трех тональностях)

Следующая группа многооктавные лады — их диапазон простирается от ноны до двух октав и даже больше (например, обиходный звукоряд).

Отдельного внимания заслуживают джазовые лады:

  • блюзовая пентатоника
  • блюзовый мажор
  • альтерированная доминантовая гамма
  • бибоповый мажор
  • бибоповый минор
  • мелодический джазовый минор
  • увеличенная гамма(не путать с целотоновой гаммой)