Почему все популярнее становится идея оплачивать временный доступ к благам, а не владеть ими, рассказывает экономист Александр Чулок, заместитель директора Форсайт-центра НИУ ВШЭ. Узнать больше о современных технологиях и их влиянии на наше будущее можно в проекте « », созданном совместно с Корпоративным университетом Сбербанка .

У шеринг-экономики (sharing economy ) много синонимов: экономика деления, экономика совместного потребления, сетевая экономика. По своей сути это экономическая модель, пиринговая система, основанная на коллективном использовании товаров и услуг. В экономике по-прежнему остаются две базовые вещи - производство и потребление, но связи между ними сильно трансформируются. Шеринг-экономика позволяет напрямую связывать ключевых экономических агентов и распределять продукты и услуги между ними без участия посредников. Совместное потребление предполагает, что удобнее платить за временный доступ к благам, чем владеть ими.

Практика деления восходит еще к Древней Греции, отдельные элементы такой экономической системы можно встретить в любую эпоху - вспомните колхозы в советское время. Библиотеки, секонд-хенды - это тоже пример совместного потребления. Сегодня шеринг-экономика полностью поставлена на рыночные рельсы, и в ней нет принуждения. Вместо отеля можно на короткий срок воспользоваться чужой квартирой, а для короткой поездки на велосипеде - взять его в аренду.

Базовые социологические предпосылки в совокупности с технологическим прогрессом породили такую систему, как экономика деления. Есть два фактора, объясняющие популярность шеринг-экономики, - технологический и ценностный. С точки зрения технологий стало гораздо проще связывать экономических агентов при помощи платформенных технологий. Развитое программное обеспечение способно напрямую связывать владельцев квартир с клиентом без посредника в виде турфирмы. А в ритейле фермер, минуя супермаркеты, выходит к потребителю.

Также на распространение шеринг-экономики повлияла трансформация базовых ценностей. Изменилось понимание счастья и привычки, которые на протяжении прошлого века считались незыблемыми. В 1970–1980-е годы признаком успешности в жизни были дача и машина, а персональный доступ к информационным источникам отходил на второй план. Сегодня многие отказываются от персональных автомобилей (хотя эта тенденция справедлива для Москвы - в регионах машина пока еще считается признаком среднего класса). Но так как большие расстояния никуда не делись, возникает масса компаний, которые предоставляют услуги каршеринга. С жильем та же самая ситуация: снять коттедж за городом на лето дешевле, чем инвестировать в собственный дом. Ценность в виде мобильности сегодня важнее, чем необходимость закрепиться на одном месте.

Важными для развития шеринг-экономики стали трансакционные издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов: затраты на сбор и обработку информации, на заключение контрактов, на контроль. Например, раньше многие финансовые сервисы формировались в условиях асимметрии информации, когда потребители готовы платить за ценные для них сведения, которыми владеет кто-то другой. Еще один источник трансакционных издержек - издержки оппортунистического поведения, когда люди из-за асимметрии информации могут вести себя неблагонадежно. В пиринговых системах информация прозрачна, и предпосылки для нарушений исчезают: нет смысла воровать, если это сразу откроется.

Со стороны шеринг-экономики есть большой вызов государству: использовать мягкую силу или ввести жесткий контроль. Многие страны, например, не определились, что делать с биткоином, как не упустить его из-под контроля. В любом случае регулирование нужно осуществлять через точки влияния, которые пока до конца не понятны.

Шеринг-экономика растет экспоненциально. Если в 2014 году ее объем оценивался в 14 млрд долларов, то, по некоторым оценкам, к 2025 году он составит 335 млрд долларов. Пока понятно, что шеринг-экономике будет очень непросто встраиваться в существующие отношения производства и потребления. Не все готовы к таким изменениям, и будет сопротивление со стороны нынешних игроков рынка. Любая технологическая революция сопровождалась другими революциями, - правда, в этот раз всем хотелось бы избежать этого трека. Экономисты и политики ищут решение, как мягко встроить новую технологическую революцию в существующую систему отношений без сильных социальных потрясений.

МОСКВА, 13 авг — РИА Новости, Наталья Дембинская. Совместное использование товаров и услуг становится все более популярным во всем мире, формируя экономику совместного потребления (sharing economy), то есть долевую экономику. Сейчас ее объем оценивается в 15 миллиардов долларов, но уже к 2025 году, согласно прогнозам, он превысит 300 миллиардов. Использовать совместно можно практически все — автомобили, жилье, технику, даже цветочные горшки. Как шеринг ломает традиционную модель потребления и помогает экономить, а также в чем риски такой модели — в материале РИА Новости.

Доступ, а не владение

Совместное использование придумали не вчера. Оно существовало в эпоху натурального обмена, успешно процветало, например, в советские времена, когда люди охотно подвозили друг друга и делились вещами. А в сельской местности, где ни о каком шеринге и не слышали, эта модель тем не менее успешно существует по сей день.

В экономике совместного потребления вместо того чтобы владеть всем, вы предоставляете то, что у вас есть, и берете в аренду то, что вам нужно. Владение означает, что нужно тратить деньги сначала на покупку, а затем на содержание и обслуживание некоего товара. Шеринг позволяет избавиться от ненужных трат.

Еще один аргумент — мобильность: в городах, квартирах и домах становится все меньше места, поэтому все более актуально иметь доступ к благам только когда вам это нужно, а не загромождать ценное пространство вещью, которой вы пользуетесь раз в год.

Например, согласно исследованиям, купленной дрелью пользуются в среднем не более получаса за все время владения, спортивным снаряжением — не более 10-20% времени. А покупать автомобиль, если его пробег в год менее 15-20 тысяч километров, а используется он лишь для поездок по городу, вообще экономически нецелесообразно.

Пионеры шеринга

Пионерами, успешно применившими бизнес-модель совместного использования в эпоху цифровых технологий, считают такси-сервис Uber и сервис аренды жилья Airbnb. Именно Uber первым предложил людям самим искать частных водителей с помощью мобильного приложения, подорвав тем самым традиционный рынок такси и спровоцировав забастовки теряющих деньги таксистов по всему миру. Сервис краткосрочной аренды жилья в поездках Airbnb сделал то же самое с гостиничным бизнесом, превратившись в полноценного конкурента сначала недорогих, а затем и фешенебельных отелей.

Логическим продолжением совместного использования автомобилей стали каршеринги — сервисы поминутной аренды автомобилей. В Москве, например, работает несколько каршеринговых сервисов: "Делимобиль", "Белка", Anytime, YouDrive и Сar5. В стоимость аренды машин включены бензин, парковка и страховка.

Во всем мире каршеринг отнимает хлеб не только у таксистов, но и у автопроизводителей — их выручка неуклонно падает.

Подсчитано, до 2020 года каршеринг будет сокращать продажи новых машин на 1,2 миллиона единиц в год. В итоге автопроизводители потеряют порядка 8,2 миллиарда долларов.

Впрочем, автоконцерны поняли, что в долгосрочной перспективе на каршеринге они могут и заработать. По подсчетам HIS, если срок владения новым автомобилем составляет в среднем около 6,5 лет, то новый автомобиль, бывший в совместном пользовании, нуждается в замене уже через три года.

Осознав грядущую реальность, Volkswagen, General Motors и Toyota начали активно инвестировать и в "мобильные" такси, и в каршеринг. А GM даже создала собственную каршеринговую компанию Maven.


Популярность обрели и сервисы поиска попутчиков, такие как французский BlaBlaCar и его российский аналог "Довезу!". Идея проста: водитель находит людей, которым по пути с ним, и компенсирует расходы на бензин в долгой поездке. Пассажиры же экономят деньги и время, по сравнению с такси или общественным транспортом. Французские основатели BlaBlaCar констатируют: если в США и Европе сервис не особенно прижился, то российский рынок оказался для него как нельзя более подходящим — помогли советские привычки.

"В России помнят, как стояли на дороге и махали руками, поэтому посадить в машину незнакомца не стало чем-то экстраординарным, как, например, в Германии или Испании", — отмечает гендиректор BlaBlaCar Николас Брюссон.

Шеринг всего на свете

Перевозки — не единственная сфера, в которую вторглось совместное потребление. В пользование можно взять все что угодно. В России есть многочисленные проекты и сервисы, позволяющие избежать соблазна избыточного потребления и эффективно использовать имеющуюся собственность.


Например, на Rentmania можно арендовать практически любую вещь у ее владельцев всего за 10% от ее стоимости, будь то фототехника, одежда, строительные инструменты, тренажер или игровая приставка. Сервис работает в Москве, Московской области, а также в Санкт-Петербурге и области.

Другой подобный сервис — "Арендориум". Например, двухместную палатку на нем можно арендовать всего за четыре рубля в час. А надувную лодку — за 300 рублей в день.


Разумное потребление продвигают и организаторы питерского сообщества "ВКонтакте" "Стройшеринг. Отдам даром стройматериалы" — там соединяют людей и организации, имеющие лишние строительные материалы, с теми, кому они нужны.

Проект "Свалка", действующий во многих городах России, предлагает не только избавиться от ненужных вещей вроде мебели и бытовой техники, но и заработать на этом.

Вещи вывозят бесплатно и дают их владельцам небольшую премию. Потом приводят в порядок и находят им новых хозяев. Как утверждают основатели, до 70% прибыли от продажи ненужных вещей они отдают благотворительным фондам.

Впрочем, зарабатывают владельцы "Свалки" и на том, что отдают часть вещей на погром: придуманный ими же сервис "Дебошь" предлагает людям разгромить обставленную комнату. Туда свозят телевизоры, устаревшие компьютеры, бабушкины серванты и прочую рухлядь, которую не удалось реализовать на "Свалке". Ценник одного погрома составляет от 2500 до 25 000 рублей.

В итоге спустя месяц после запуска оказалось, что 300 тысяч зонтиков "пропали без вести".

По иронии, проблема оказалась в мобильности объекта, на которой и строилась вся схема. Люди обрадовались тому, что не нужно таскать с собой этот громоздкий предмет, но потом оказалось, что возвращать зонтики они просто забывали и уходили с ними домой.

Со времен появления натурального обмена люди делились друг с другом имеющимися благами - приглашали в гости родственников и друзей, пускали переночевать и на время делились вещами, которыми сами не пользовались.

С развитием технологий общество вернулось к этой практике - но теперь обмен вещами и услугами не ограничен узким кругом общения конкретного человека, а вырос до масштабов всего мира. Это явление получило название sharing economy - совместное потребление - и вошло в составленный журналом Time список идей, которые изменят мир в ближайшем будущем.

Концепцию совместного потребления предложили экономисты Рэйчел Ботсман и Ру Роджерс в «What’s Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption» (2010). Идея заключается в том, что потребителю часто выгоднее и удобнее платить за временный доступ к продукту, чем владеть им. Выступая на конференции TED, Ботсман назвала sharing economy новой социально-экономической моделью, которая революционизирует наше потребление товаров и услуг.

Прогноз Ботсман сбывается: миллионы людей по всему миру уже пользуются сервисом аренды жилья Airbnb, приложением для поиска попутчиков BlaBlaCar, сервисом заказа такси Uber, онлайн-аукционом eBay и другими продуктами. Онлайн-платформы, позволяющие людям и компаниям совместно использовать принадлежащие им ресурсы, уже создали мировой рынок с объемом в $15 млрд и перспективой роста до $335 млрд к 2025 году.

Экономика совместного потребления в мире: как это работает

В первую очередь идея совместного потребления прижилась в элитном сегменте. Состоятельные потребители быстро поняли, что единолично владеть самолетами, дорогими автомобилями и загородными резиденциями дороже, чем делить их с другими людьми. Так появился стартап , основанный россиянином Сергеем Петроссовым, который позволяет взять в аренду частные самолеты. Инвесторами выступили рэпер JayZ и королевская семья Саудовской Аравии, которые в общей сложности вложили в компанию $105 млн.

Пионерами в sharing economy для среднего класса стали основатели сервиса аренды отпускного жилья Airbnb Брайан Чески и Джо Геббиа. В 2008 году они начали сдавать надувные матрасы в съемной квартире в Сан-Франциско, чтобы накопить на арендную плату. Спустя полтора года компания привлекла $1 млн инвестиций и почти столько же пользователей.

В 2016 году число активных пользователей Airbnb выросло в десять тысяч раз - на тот момент сервисом ежедневно пользовались 500 тысяч путешественников, или 115 млн человек в год. Сейчас компания стоит дороже гигантов гостиничного бизнеса Hilton и Hyatt вместе взятых и предлагает к сдаче больше комнат, чем Marriott после слияния со Starwood.

Идеи sharing economy быстро проникли и в другие сферы жизни. В стартап Sharing E Umbrella сдает в поминутную аренду зонты, а немецкая компания Conjoule создала маркетплейс для владельцев солнечных батарей и ветряков, где они могут продать излишки электроэнергии. Сервис Rentoid позволяет сдавать в аренду палатки, спальные мешки и другое туристическое снаряжение, а площадка SnapGoods - инструменты, лыжи, теплую одежду: то есть все то, чем владелец пользуется редко.

Уберизация в бизнесе - то же самое, что шеринговая экономика?

Интересный пример экономики совместного потребления - сервис заказа такси Uber, который поставил цель побудить потребителей отказаться от личных автомобилей в пользу такси. Сейчас он работает в 250 городах по всему миру. Вслед за ним появились сервисы каршеринга - поминутной аренды автомобилей, которые пропагандируют те же принципы.

Uber дал жизнь неологизму «уберизация», который обозначает компании, которые из поставщиков конкретных товаров превращаются в поставщиков сервисов. Как Uber предлагает не сам автомобиль, а услугу по перемещению из одного пункта в другой, так и производители медицинского оборудования продают не само оборудование, а саму возможность сделать УЗИ или МРТ.

Такая модель ведения бизнеса позволяет существенно сократить эксплуатационные расходы в сравнении с традиционной. Поскольку «уберизация» возникла отчасти благодаря экономике совместного потребления, сервисы, относящиеся к этим моделям, тоже обычно можно отнести к sharing economy.

«Прелесть модели совместного использования - в финансовой стабильности, которая строится на человеческих отношениях, доверии и доброте, - считает основатель сервиса для шеринга парковочных мест Roost Джонатан Гиллон. - Уменьшая количество отходов, оно также позволяет благотворно влиять на окружающую среду. Начав делиться, быстро понимаешь, что вокруг много возможностей, которые открываются, когда вы преодолеваете страх к незнакомцам и понимаете, что большинство людей хочет делать добро».

Следуя этим принципам, компания Feastly связывает желающих вкусно пообедать с опытными поварами, предлагающими уникальные блюда вне ресторанов, а EatWith дает возможность пойти на обед в гости к другим пользователям, и создает условия для знакомства людей друг с другом за домашним обедом.

По подсчетами PwC, в 2015 году (более поздние исследования не проводились) в Европе работало более 300 компаний, созданных в разных секторах экономики совместного потребления. Их совокупный доход за год составил более 4 млрд евро. В США на тот момент таких компаний было в четыре раза больше.

Sharing economy в России

В 2014 году, когда в Россию зашел сервис райдшеринга BlaBlaCar, участники рынка были настроены скептически - многие говорили , что россияне стараются отгородиться от других высоким забором. Однако спустя три года Россия стала основным рынком для компании: на сервис подписалось более миллиона водителей, его услугами во всему миру пользуется 50 миллионов пассажиров, большая часть из которых приходится на Россию.

Столь же быстро в России развивается каршеринг - с 2015 года в Москве открылось 10 сервисов поминутной аренды автомобилей, парк которых в середине 2017 года Дептранс оценил в 10 000 - 15 000 машин. В феврале 2018 года запустить каршеринг намерен «Яндекс» - в компании обещают, что парк автомобилей по численности превысит количество автомобилей у компаний-конкурентов вместе взятых.

Другая «уберизированная» отрасль российской экономики - торговля. В ней работают сервисы Avito, «Юла» и Rentomania, который представляют собой доски объявлений с предложениями купить или взять в аренду товары. По данным на июль 2017 года, число пользователей Avito составляло 65 млн человек; «Юлы» - 16,6 млн. Rentomania данные по числу пользователей не раскрывает.

Российский аналог сервиса заданий для пользователей SnapGoods - YouDo. Ежедневно на сайте компании, по информации YouDo, появляется около 4,5 тысяч объявлений с заданиями для пользователей, которые звучат как «повесить два карниза за 1000 рублей» или «отследить билеты на сайте Большого театра за 2500 рублей». За последние четыре года сервисом воспользовалось около 2,5 млн человек.

Как регулируется sharing economy

Пока правительство России не успевает за развитием экономики совместного потребления. Если в Италии действие в мобильном приложении, будь то заказ такси или бронирование жилья, считается юридически значимым, то у нас такие нормы пока только обсуждаются, говорит представитель BlaBlaCar в России Алексей Лазоренко.

Бизнес-модель большинства компаний, работающих по принципам экономики совместного потребления, сводится к тому, чтобы выявить спрос на определенный товар или услугу и сопоставлению его с уникальным предложением на этом рынке. Таким образом, компании часто выступают агрегаторами предложений, а продавцы, владельцы домов и автомобилей не являются их сотрудниками.

Отсутствие регулирования в этой области грозит серьезными рисками для бизнеса - например, в конце ноября Тимашевский суд Краснодарского края запретил BlaBlaCar размещать на своем сайте данные о совместных поездках. В «Региональном автотранспортном союзе (РАС)», который выступал в суде истцом, посчитали, что сервис способствует организации регулярных нелегальных коммерческих перевозок. Представители BlaBlaCar тогда заявили , что ее пользователи не оказывают услуг такси и не получают прибыли, а лишь частично компенсируют расходы на бензин. В итоге решение суда удалось отменить, и сайт компании избежал блокировки на территории России.

Другой пример - разбирательство Роспотребнадзора и Uber. Претензии надзорного ведомства вызвала реклама сервиса, благодаря которой у потребителей складывалось впечатление, что услуги по перевозки оказывает сама Uber, а не сторонние подрядчики. В другом разбирательстве российский суд указал на посреднический характер действий приложения, но обязал Uber сообщать полную информацию потребителю, как если бы сама компания выступила исполнителем (таксистом или таксомоторным парком).

На мировом рынке сервис заказа такси испытывает более существенные проблемы. Так, в конце декабря Европейский суд признал Uber транспортной компанией, а не «информационным сервисом» - согласно решению, теперь компания предоставляет «услуги в сфере транспорта», которые должны регулироваться соответствующим образом. С октября 2017 года компания ведет разбирательство с властями Лондона - те угрожают лишить Uber лицензии за то, что сервис не отвечает требованиям, предъявляемым к оператору по вызову автомобиля, в том числе в сфере сотрудничества с правоохранительными органами и проверки водителей на предмет имевшихся ранее нарушений закона.

Другой юридический вопрос встает перед самими пользователями сервисов краткосрочной аренды квартир, автомобилей и других вещей - должны ли владельцы вещей платить налоги с дополнительного дохода. «Ответственность по уплате налога с аренды вещей лежит на владельце. Наша задача - соединить две стороны, владельца и арендатора. Мы рассчитываем на зрелых и ответственных пользователей, которые относятся уважительно и друг к другу, и к государству», - говорит директор по маркетингу сервиса Rentmania Людмила Булавкина.

Власти европейских стран стремятся к регулированию этого процесса - так, в Великобритании готовится законопроект, освобождающий от налогообложения доходы граждан, полученные ими на сервисах sharing economy от сдачи в аренду жилья (до 1000 фунтов) и автомобиля (до 1000 фунтов). В России граждане обязаны платить налог в размере 13% от суммы, которую они получают от аренды вещей - будь то автомобиль или спортивное снаряжение. Налоговые послабления от сдачи в аренду собственности через сервисы совместного использования вещей в России пока не предусмотрены.

В России, вслед за Западом, растет число проектов, которые развиваются в модели sharing economy (шеринг экономика).

Рассказываем о возможностях такого подхода для начинающих предпринимателей и значении его для ответственных потребителей, которые «голосуют кошельком».

Что такое sharing economy

Термин sharing economy (от share – делиться) переводят на русский по-разному - экономика совместного пользования, «долевая» экономика, даже экономика сотрудничества и участия.

Один из основных принципов - это доступ к пользованию, а не владению каким-то благом: у одних людей есть ресурс или его избыток, который нужен другим, - инструменты, оборудование, автомобиль, жилье, навыки и умения, информация, свободное время.

На почве этого вырастает большое число конкретных сервисов, которые соединяют тех, кто владеет ресурсом с теми, кто в нем нуждается.

Аргументы в пользу шеринг экономики - в наших городах и домах становится все меньше места, а в 21 веке люди стремятся к большой мобильности. Иметь доступ к какому-то благу становится удобнее и выгоднее, чем владеть им.

С одной стороны, это далеко не новое явление. Например, пункты проката оборудования и спортинвентаря были весьма популярны в Советском Союзе.

С другой стороны - благодаря интернету оно приобрело такой масштаб, что о sharing economy заговорили как о конкуренте привычной нам экономической модели.

Немало споров ведется вокруг того, считать ли sharing economy такие коммерческие сервисы, как Uber и Airbnb (пожалуй, самые цитируемые примеры новой экономики) или они превратились в чистый капитализм и правильнее называть их экономикой доступа. А шеринг - это, прежде всего, про некоммерческий обмен.

В то же время, есть исследователи, считающие, что отличие sharing economy от традиционной, лежит не по линии «коммерческий-некоммерческий».

Они обращают внимание на другие аспекты - например, горизонтальные связи и отсутствие посредников: peer-to-peer (равный - равному), доверие между незнакомыми людьми и инструменты для его выстраивания (рейтинги, отзывы и т.д.). Не зря sharing economy также называют «экономикой доверия».

А как с шерингом обстоит в России?

Давайте познакомимся с некоторыми российскими проектами и сервисами, которые используют подход шеринг экономики и позволяют удобно и увлекательно трансформировать избыточное потребление в пользу для себя, других и природы.

Мы приведем лишь несколько сервисов из разных сфер в качестве примера.

Вторая жизнь вещей

Есть множество сервисов, которые помогают людям обмениваться вещами или отдавать их тем, кто в них нуждается, - и тем самым продлевать их жизненный цикл.

Один из давних некоммерческих проектов - это «Дарудар» . По словам основателей, более 400 тысяч участников сообщества из России и других стран подарили друг другу уже более 4 миллионов даров.

Другой вид проектов, который развивается в России - это благотворительные магазины, например, Charity shop в Москве и магазин «Спасибо!» в Санкт-Петербурге.

Кроме важной благотворительной составляющей у проектов есть и экологическая - непригодная для продажи в магазинах или передачи нуждающимся одежда перерабатывается и из нее делаются полезные вещи. Например, тряпки для мытья пола.

Поделится ненужными детскими вещами можно на сайте социального проекта «Крок и Зябра» . Те, кому они действительно нужны, могут получить вещи бесплатно или купить по минимально возможной цене.

Еще один способ избавиться от ненужных вещей предлагает проект «Свалка» , который ряд действует уже во многих городах. К ним можно сдать самые разные вещи от книг, обуви, одежды до мебели, холодильников, светильников. И купить все это по низким ценам.

Организаторы сообщают на сайте, что часть вырученных денег организаторы проектаони перечисляют в благотворительные фонды, сотрудничающие с Добро.Mail.Ru.

Проект «Чумодан» кроме пристраивания ваших вещей обещает передать в переработку то, что является вторсырьем.

Аренда вещей

Столь популярный в советское время прокат медленно реинкарнирует в онлайн-платформы аренды вещей - они пока не столь массовые, однако развиваются и появляются новые.

А два месяца назад в Петербурге стартовало сообщество Вконтакте

В последний год экономика совместного потребления меняется, дополняется новыми функциями и возможностями. Сервисы полируются, становятся все более и более совершенными и все ближе к потребителю.

Небольшая ремарка. В мировой практике часто разделяют понятия sharing economy и on-demand economy. Первое – это услуги с целью снижения затратной стоимости (sharing economy), второе – максмально недорогие услуги по доставке, где любой может являться как потребителем, так и исполнителем (on-demand economy). Однако ряд принципов для них одинаков, поэтому в данном материале мы будем усложнять все разницей терминов и объединим оба понятия в одно – «экономика совместного потребления».

Итак, мы с вами рассмотрим ряд трендов, которые формируются сейчас и закладывают основу на 2016-2017 годы.

1. Активное внедрение новых технологий в существующие

Глава Uber недавно заявил об испытании автомобилей с автопилотом. С одной стороны, прекрасный тренд – сделать это вслед за Tesla. Но, с другой стороны, если речь пойдет о повсеметном внедрении такой технологии в жизнь, через какое-то время это может лишить работы всех тех, кто сейчас называет себя убер-драйверами. То есть исчезнет фундамент Uber – где каждый может стать водителем.

Довольно странный тренд… Но, возможно, он приведет к такой ситуации. Допустим, вы покупаете некое устройство от Uber, инсталлируете его в свой автомобиль и отпускаете машину на вольные хлеба – она сама катается, а вы получаете деньги. Мечта!

Уже сегодня масса стартапов выпускают прототипы в сфере , которые, без сомнения, также войдут в обиход водителей.

Airbnb на некоторых объектах, которые пренадлежат самой компании, последние пару лет тестирует элементы . Они позволяют владельцу не находиться на месте при приеме гостя (это уже распространено), а также и полностью руководят домом по желанию гостя.

Разнообразные платформы давно упрощают связь клиента и заказчика. Это и , и -сайты, и многое другое. Но сегодня начинают создаваться платформы в совершенно неожиданных направлениях – таких как автоматизированный поиск и подбор персонала для бизнеса. Да, даже профессиолналов, которые, по идее, не должны отбираться автоматизированно. Но эту проблему сейчас пытается решить платформа People.ai.



В США рынок аренды недвижимости очень четко контролируется – благодаря наличию у каждого гражданина номера социального страхования и кредитной истории. Именно эти два параметра позволяют владельцам недвижимости отбирать себе жильцов, проверяя их финансовую чистоту. Это гарантия того, что жильцы смогут платить, а если не будут – факт мгновенно отразится в их кредитной истории. Этим людям потом будет намного сложнее не только снимать жилье, но и приобретать разные вещи и услуги.

Другая сторона этой схемы заключается в том, что она усложняет процесс найма жилья: нужна обязательная личная встреча, проверка данных, тратятся нервы и время для обеих сторон. Эту проблему призван решить проект Rentberry, который предлагает всем сторонам-участникам процесса предоставлять свои данные (номер социального страхования и кредитная история) компании и проводить все операции по проверке и отбору жильцов онлайн.

Резюмируя первый тренд, можно сказать об открытии новой ниши для проектов. Развивающаяся инфраструктура экономики совместного потребления – это огромнейший рынок для технологий, призванных упрощать процессы и помогать людям.

2. Переход от благотворительности к бизнесу, или любое начинание должно зарабатывать

Начиная со старта, наши «единороги», Airbnb и Uber , а вслед за ними и другие платформы, твердили – что вот, они пришли, спасители людей. Мол, ради людей, их, дорогих, все и делается. Благотворительность в чистом виде.

И если для гигантов это не было правдой (хотя расходы Uber и все еще больше, чем доходы), то многие платформы в области экономики совместного потребления действительно не зарабатывают денег. Или совсем – или зарабатывают крайне мало, делая минимальный агентский процент в страхе отпугнуть клиентов. А страх этот очень обоснованный – конкуренты легко демпингуют цены, если это поможет привлечь клиентов.

Проще говоря, большинство игроков экономики совместного потребления действуют в таком ключе: главное это привлечь новых пользователей, а как их монетизировать – придумаем потом.

Вот только они упускают такой важный момент, как человеческий фактор. А именно – если они изначально приучивают потребителя к тому, что их услуга бесплатна, заставить их впоследствии платить проценты будет сложно. Лучше сразу предлагать платные услуги.

Именно поэтому новым трендом является переход платформ, новых и старых, на оплачиваемые модели, стараясь либо вежливо, либо агрессивно навязывать потребителю оплату услуги.

3. Новичкам не всегда везет

Последние пару лет во всех отраслях стартап-компаний бытует мнение о том, что в наше время сложно получить инвестиции просто под идею, как это бывало раньше. Все, конечно, правда. И это абсолютно справедливо для компаний, начинающих работать в сфере . Особенно для них.

Новичку достаточно лишь добиться первых результатов, чтобы доказать всем, что он крут – и ему повезет. Но повезет только лишь в том случае, если он покажет профит (тут смотрите пункт 2).

Если вы не зарабатываете или у вас нет американской аудитории – забудьте об инвестициях, вам доступен лишь FFF-канал добычи денег (friends, family, fools).

4. Общественный транспорт рулит

Как говорилось выше, и Lyft станут внедрять технологические новшества, но мы не должны забывать про общественный транспорт! А ведь он – основа передвижения во всех городах.

Это нас оборачивает к таким людям, как , который, кроме и , придумал . Сейчас над реализацией проекта трудятся сразу две калифорнийские компании – Hyperloop One и Hyperloop Transportation . Обе хотят сделать вакуумный «поезд», который будет довозить пассажиров из Сан-Франциско в Лос-Анжелес за 30 минут (вместо шести часов!). И это только начало. Похожий транспорт будут развивать много где и многие другие компании. Я бы сказал, что очень верю в европейские компании, которые, как по мне, добьются лучших результатов и в более сжатые сроки.

Автобус, под которым спокойно проезжают автомобили – еще один очаровательный концепт, который имеет право на жизнь. И практически ничего не мешает ему стать реальностью.



По всей видимости, именно подобные разработки станут технологическим трендом в 2017 году. И да, они абсолютно справедливо могут относиться к sharing economy.

5. , дроны, дроны

Везде они, везде дроны. Доставка всего и везде, исследования территорий, слежка, поиск заблудившихся людей, перевозка…

Вы ведь видели концепт дрона, который способен перевозить человека? Пассажир садится внутрь, нажимает на точку прибытия, двери закрываются, и дрон с человеком внутри – летит! Если расстояние дальше, чем 16 километров – то не летит.



Давайте вместе понаблюдаем, во что это все выльется.

6. Краудворкинг

Потрясающее явление, начавшееся с GitHub и распространившееся на многие другие платформы. Тут можно выкладывать исходники, вместе создавать блоки кодов… В ближайшем будущем такие платформы разовьются до такой степени, что на них будут создавать готовые завершенные опенсорсные решения, которые можно будет брать и просто интегрировать в работу. Да, это убьет много рабочих мест, но тренд очень интересный.

В этих платформах будет еще один огромный плюс: из них будут выходить законченные программные решения и этому нельзя не радоваться.

7. Коррупция? Что это?

Если правильно внедрять все подобные разработки, из нашего речеоборота уйдет слово «Коррупция». Заметьте, как работает те самые наши единороги-монстры. Они фактически убили коррупцию в своих секторах!

Процесс перехода средства от клиента к исполнителю происходит без живых посредников, только взымается процент за транзакцию. Вот это и есть будущее. Развиваясь именно в этом направлении, углубляя прозрачность сервисов, различные платформы сделают революцию в экономике.