В любых человеческих отношениях время от времени бывают разногласия. И на работе, и в семье, и в отношениях между влюбленными случаются конфликтные ситуации. Многие люди переживают их довольно болезненно. И совершенно напрасно. Нужно научиться правильно относиться к таким ситуациям и знать, как грамотно разрешить конфликт.

Психологи советуют относиться к позитивно - как к возможности прояснить и даже модифицировать отношения.

Учимся разрешать конфликты

При возникновении конфликта обязательно нужно дать партнеру выпустить пар: постараться выслушать все его претензии спокойно и терпеливо, не перебивая и не комментируя. В таком случае внутреннее напряжение снизится и у вас, и у вашего оппонента.

После того как эмоции выплеснуты, можно предложить обосновать претензии. При этом надо следить за ситуацией, чтобы противоположная сторона конфликта снова не перешла с конструктивного обсуждения проблем на эмоциональное. Если же это происходит, нужно тактично направлять спорщика на интеллектуальные выводы.

Притушить негативные эмоции партнера можно сделав ему искренний комплимент или напомнив ему о чем-то хорошем и приятном из общего прошлого.

Уважительное отношение к оппоненту - обязательное условие того, как разрешить конфликт правильно. Оно произведет впечатление даже на чрезвычайно разгневанного человека. Если же в такой ситуации партнера оскорбить, перейти на личности, разрешить конфликт точно не удастся.

Что делать, если оппонент не сумел сдержать себя и перешел на крик? Не сорваться на ответную ругань!

В случае если чувствуете виноватым в конфликте себя, не бойтесь извиниться. Помните, что на это способны только умные люди.

Некоторые приемы поведения в конфликтной ситуации

Есть несколько проверенных приемов, касающихся того, как разрешить конфликт.

Прием №1. Попробуйте представить себя комментатором, наблюдающим за ссорой. Посмотрите на конфликт как бы со стороны, и прежде всего - на себя.

Мысленно отгородитесь непроницаемым колпаком или бронежилетом - сразу почувствуете, что колкости и неприятные слова оппонента словно разбиваются о поставленную вами преграду, и уже не ранят так остро.

Увидев с позиции комментатора, каких качеств не хватает вам в конфликте, наделите ими себя в воображении и продолжайте спор так, как будто они у вас есть.

Если так делать регулярно, недостающие качества действительно появятся.

Прием №2. Как разрешить конфликт между спорящими? Этот очень простой прием часто помогает не только снять напряжение, но и вовсе избежать противостояния. Нужно просто отойти или отодвинуться подальше от противника. Чем ближе конфликтующие стороны физически, тем накал страстей сильнее.

Прием №3. Удивите оппонента в момент конфликта нестандартной фразой или шуткой. Это просто замечательный способ того, как разрешить конфликт. С человеком, настроенным шутить, ругаться сложно!

Прием №4. Если абсолютно понятно, что собеседник сознательно провоцирует конфликт, оскорбляет и просто не дает шанса ответить, в такой ситуации лучше уйти, сказав, что не желаете продолжать разговор в таком тоне. Лучше перенести его "на завтра".

Взяв тайм-аут, вы успокоитесь, получите передышку, чтобы найти правильные слова. А человек, который провоцировал ссору, за это время потеряет свою уверенность.

Чего нельзя допускать при конфликте

Хорошее владение собой - залог успешного

Нужно научиться сдерживать эмоции и При конфликте с партнерами или клиентами категорически запрещены:

  • раздражительный тон и ругань;
  • явная демонстрация собственного превосходства;
  • критика оппонента;
  • отыскивание в его действиях негативных намерений;
  • снятие с себя ответственности, обвинение во всем партнера;
  • игнорирование интересов оппонента;
  • преувеличивание своей роли в общем деле;
  • давление на «болевые места».

Лучший способ выйти из конфликта - не доводить до него

Психологи советуют относиться к конфликту как к позитивному фактору. Если в самом начале построения отношений, заметив конфликтные моменты, не замалчивать их, можно на корню пресечь серьезные ссоры.

Нужно постараться «затушить пожар» еще до того, как он разгорелся. Поэтому лучший способ того, как разрешить конфликт - не доводить до него. Ведь в жизни и без того немало сложностей, и нервные клетки еще пригодятся.

Часто причиной противостояния становится накопление невысказанного негатива. Человека что-то раздражает в поведении коллеги или просто выводит из себя какая-то привычка любимого, но он не знает, как сказать об этом, чтобы не испортить отношения. Поэтому терпит и молчит. Эффект получается прямо противоположным. Накопленное раздражение рано или поздно выплескивается в неконтролируемой форме, что может привести к серьезному конфликту. Поэтому очень важно не доводить до «точки кипения», а спокойно и тактично высказать свои претензии сразу же, как только они возникли.

Когда не стоит избегать конфликта

Но бывают случаи, когда не стоит, потому что именно она поможет разрешить проблему. Сознательно идти на конфликт можно, если:

  • нужно разрядить обстановку, выяснив наболевшее с близким человеком;
  • есть необходимость разорвать отношения;
  • уступить оппоненту означает для вас предать свои идеалы.

Но нужно помнить, что намеренно идя на конфликт, выяснять отношения надо интеллигентно.

Памятка «Как грамотно разрешить конфликт»

Чтобы выйти из конфликтной ситуации как можно быстрее и с наименьшими потерями, предлагаем такую последовательность действий.

1. Прежде всего существование конфликта нужно признать. Нельзя допускать ситуации, когда люди чувствуют противостояние и действуют согласно выбранной ими тактике, но открыто об этом не говорят. Разрешить такой конфликт без совместного обсуждения сторон не получится.

2. Признав конфликт, необходимо договориться о переговорах. Они могут быть как с глазу на глаз, так и с участием посредника, который устраивает обе стороны.

3. Определить, что именно составляет предмет противостояния. Как показывает практика, стороны конфликта зачастую видят суть проблемы по-разному. Поэтому нужно найти точки соприкосновения в понимании спора. Уже на этом этапе важно определить, возможно ли сближение позиций.

4. Разработать несколько вариантов решений, учитывая все возможные последствия.

5. После рассмотрения всех вариантов, остановиться на том, который устроит обе стороны. Зафиксировать решение письменно.

6. Реализовать решение. Если этого не сделать сразу, конфликт только углубится, а вести повторные переговоры будет намного сложнее.

Надеемся, что наши советы помогут вам если не избежать конфликтов, то выйти из них достойно.

В эмпирических исследованиях социально-психологического климата используются различные показатели. С помощью наиболее общих, интегративных показателей, характеризующих климат организации, группы, можно определить уровень конфликтности и 0 специфические черты. Понятия "конфликт" понимается в очень широком плане и употребляется в разных значениях. Поэтому прежде всего надо очертить круг понятий, важных для социально-психологического анализа конфликта. Л. Петровская рассматривает четыре основные категориальные группы таких понятий: структура конфликта, его динамика, функции и типология (классификация).

Структура конфликта

В структуре конфликта можно выделить следующие основные понятия: участники конфликта, условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников конфликта, исходы конфликтных действий. Участниками конфликта могут быть отдельные индивиды, социальные группы, организации, государства и т. д. С точки зрения социальной психологии, исследующая личностные, межличностные и межгрупповые конфликты, наиболее типичными сторонами конфликта являются отдельные аспекты (черты) личности, сами личности и социальные трупы. По такой классификации участников возможны конфликты типа, черта личности - черта личности, личность - личность, личность - группа, труппа - группа. В социально-психологическом плане участники конфликта характеризуются в первую очередь мотивами, целями, ценностями, установками и прочее.

Конфликт существенно зависит от внешнего контекста, в котором он возникает и развивается. Важной составляющей является социально-психологическая среда, представленная различными социальными группами с их специфической структурой, динамикой, нормами, ценностями и др.

Влияние участников конфликта и условиями его протекания никогда не осуществляется непосредственно. Опосредующим звеном с образы конфликтной ситуации, которые образуются у каждого участника конфликта. Эти внутренние картины ситуации включают представления участников о самих себе (своих мотивах, цели, ценности и др), представления о противоположную сторону конфликта и представление о ситуации, в которой сложились и решаются конфликтные отношения. Именно субъективные образы, а не реальность являются непосредственной детерминантой конфликтного поведения. Эти образы предопределяют возможные действия, которые определяют различные стороны конфликта. Поскольку эти действия взаимообусловлены, они становятся "взаимодействиями" (противодействиями), определяющие стратегию поведения, которая выражается не столько словами, сколько действиями.

Последствия конфликтных действий вплетены в контекст конфликта. Они включены в конфликт на идеальном уровне: участники конфликта имеют некоторый образ возможных исходов и в соответствии с этим выбирают свое поведение. Но и сами реальные последствия конфликтных действий является составным элементом процесса конфликтного взаимодействия. Осознание этих результатов, коррекция своих представлений о конфликтной ситуации - важный сторону конфликтного взаимодействия.

Динамика конфликта

Каждый реальный конфликт имеет процессуальный характер. Рассмотрение динамики конфликта требует разделения его на стадии. Это возникновение объективной конфликтной ситуации, осознание ее осуществления конфликтного поведения, разрешения конфликта.

В большинстве случаев конфликт обусловлен объективной ситуацией. Но некоторое время она может не осознаваться. Поэтому эту стадию названо стадией потенциального конфликта. Объективация конфликта осуществляется только после осознания объективной ситуации конфликта. Именно осознание порождает конфликтное поведение. И нередко реальный конфликт возникает, когда объективных условий конфликта нет. Возможны следующие варианты соотношения между образом конфликтной ситуации и реальностью:

1. Объективно конфликтная ситуация существует, ее участники считают, что их цели, интересы конфликтны, и правильно понимают сущность себя, других, ситуацию в целом. Это адекватно осознанный конфликт.

2. Объективно конфликтная ситуация существует, воспринимается как конфликтная, но осознается с определенными отличиями от. реального контекста. Это неадекватно осознанный конфликт.

3. Объективно конфликтная ситуация существует, но не осознается. В этом случае конфликтное взаимодействие отсутствует.

4. Объективно конфликтной ситуации нет, но отношения воспринимаются как конфликтные Это мнимый, ложный конфликт.

Психологического анализа требуют прежде всего случаи неадекватного и ложного конфликта. Именно потому, что внутренний аспект ситуации, которая возникает между участниками конфликта, обусловливает их реальное поведение, важно тщательно проанализировать факторы, вызывающие отклонения от реальности (уровень информированности, структура коммуникации и др.), и механизм влияния этих отклонений на течение конфликта (его продолжительность, интенсивность, характер разрешения).

Осознание ситуации как конфликтной всегда имеет эмоциональную окраску. Возникновения и влияние эмоций на ход конфликта является очень важной проблемой адекватного разрешения конфликтных ситуаций и требует специального анализа. Конфликтные действия резко обостряют эмоциональный фон протекания конфликта, а негативные эмоции, возникающие в это время, в свою очередь, стимулируют конфликта поведение. Взаимные конфликтные действия способны изменять, усложнять первоначальную конфликтную структуру, что порождает новые факторы конфликтных действий. Стадия конфликтного поведения может привести к эскалации конфликта, изменения его характера, типа. С другой стороны, во время конфликтных действий участники сталкиваются с реальностью, которая корректирует первичные образы ситуации, что может привести к адекватному пониманию конфликтной ситуации и способствовать ее адекватному решению.

Во время развертывания конфликта возможны его переходы из одних форм в другие. Например, внутренний конфликт может перейти во внешний (в личностный межличностный) или наоборот. Последнее происходит, когда конфликт разрешается не полностью, когда блокируется конфликтное поведение, направленное вовне, но внутреннее стремление к конфликтной поведения не угасает. Оно лишь сдерживается, что порождает внутреннее напряжение, внутренний конфликт. Или: мнимый конфликт, который возникает тогда, когда нет объективной конфликтной ситуации, за ошибочного восприятия может стать настоящим, реальным. Кроме того, возникший конфликт по одному поводу, может трансформироваться в конфликт по другому поводу (деловой в межличностный или наоборот). Нельзя отождествлять конфликт со стадией конфликтного поведения. Это значительно более сложное явление. Но переход к конфликтному поведению означает новую стадию конфликта, наиболее открытую и острую. Способы разрешения конфликта направлены прежде всего на ликвидацию конфликтной поведения.

Решения, решения - это заключительная стадия развития конфликта. Она возможна благодаря преобразованию самой объективной ситуации, а также вследствие изменения образов ситуации, возникшие у участников конфликта. Кроме того, в обоих этих случаях возможно двоякое разрешение конфликта: частичное, когда преодолевается только конфликтное поведение, но остается внутреннее стремление к конфликту, оно лишь сдерживается; и полное, когда конфликт ликвидируется как на уровне фактического поведения, и на внутреннем уровне. Полная ликвидация конфликта путем изменения объективной ситуации возможна тогда, когда участники конфликта разведены в разные структурные подразделения организации или удовлетворены их личностные потребности. Частичное разрешение конфликта на объективном уровне осуществляется, если в результате соответствующего изменения реальных условий конфликтная ситуация переструктурируется так, что участники не заинтересованы больше в продолжении конфликтных действий, хотя цель осталась та же. К этому типу относятся чисто административные решения конфликта, опирающиеся на запреты, санкции в случае их нарушения. Значительной психологической компетенции требуют случаи, когда конфликт решается путем изменения образов, имеющих участники конфликта. Такое разрешение конфликта (полное или частичное) опирается прежде всего на переструктурирование или (формирование новых ценностей, мотивов, установок.

Практические вопросы разрешения конфликтных ситуаций в производственных организациях достаточно подробно рассматривают. Бойко и А. Ковалев. Среди путей решения таких ситуаций они выделяют: а) предупреждение конфликта;

б) управление конфликтом; в) принятие оптимальных решений в конфликтных ситуациях; г) разрешение конфликта. Успешное решение конфликтных ситуаций возможно с помощью разработки тактик, учитывающих все аспекты конфликта как социально-психологического явления. Из них выбирается та, которая соответствует определенной конкретной ситуации. Выделяют следующие тактики:

1. Решение конфликта на основе его сущности и содержания. Прежде всего надо реально установить не только непосредственный повод конфликтного столкновения, но и его причину, часто не осознается участниками конфликта. Далее надо определить зону распространения конфликта (и проблемы, которые он затрагивает), выявить реальные мотивы, которые обусловили его возникновение. Решение конфликта возможно только при выяснении реальных причин. Это задача усложняется, если его выполняет представитель одной из конфликтных сторон. Деловые конфликты чаще имеют конструктивный и мобильный характер, они исчезают при условии решения проблемы, что порождает противоположные позиции. Но личностные и межличностные конфликты значительно устойчивее.

2. Решения конфликта с учетом его целей. Нередко противопоставление целей обусловлено не их реальным содержанием, а недостаточным пониманием, доминированием эмоциональных состояний, снижением познавательного компонента, различными позициями, которые отстаивают конфликтующие стороны. На самом деле цели могут быть общими, в этом случае необходимо выявить и осознать расхождения в понимании целей В любом случае надо отграничить цели, связанные с меж личностным взаимодействием (личные притязания, стиле поведения), от целей социального взаимодействия (решения производственных задач, выполнения функциональных обязанностей, определение стратегий управления организацией). В первом случае мы относимся к человеку как к личности, во втором - как исполнителя определенных социальных функций. А это определяет стратегию решения конфликта.

По Решению конфликта с учетом его функций. Участников конфликта надо убедить в том, что отношения между ними можно уладить путем обмена мнениями, уточнения позиций.

4. Решение конфликта с учетом эмоционально-познавательного состояния участников заключается в том, чтобы показать негативное влияние эмоционального напряжения на участников конфликта. Снижается уровень критичности мышления, что приводит к необоснованных действий, эмоциональное состояние негативно влияет на взаимодействие, обусловливает неадекватное взаимопонимание. Под влиянием эмоций конфликтная ситуация воспринимается как таковая, что угрожает позиции человека в группе, а это побуждает к крайним мерам с целью сохранения своего статуса. Конфликт начинает распространяться, он поглощает все больше членов организации, деформирует устоявшиеся отношения.

5. Решение конфликта с учетом свойств его участников. Конфликты нередко возникают вследствие неумелых действий руководителя, неадекватного стиля его деятельности, психологической некомпетентности Причинами конфликтных ситуаций могут служить специфические черты характера, личностные свойства членов группы.

6. Решения конфликта с учетом его возможных последствий. Знания о возможных вариантах и последствиях завершения конфликтов помогают выбрать наилучшие средства воздействия на конфликтующие стороны. Последствия конфликтов в зависимости от их содержания: 1) полная ликвидация конфронтации через взаимное примирение; 2) исчезновение конфронтации, когда один из участников побеждает, а другой признает себя побежденным или когда обе стороны проигрывают удовлетворяют свои притязания; 3) ослабление конфликта, взаимными уступками; 4) трансформация конфликта, переход его в измененное или принципиально новый конфликт; 5) постепенное затухание конфликта; 6) механическое уничтожение конфликта (ликвидация подразделения, организации, увольнения участника и др.).

7. Решение конфликта с учетом этики отношений конфликтующих сторон. Любой конфликт должен решаться согласно этических норм. В производственных организациях всегда возникают определенные разногласия, споры, конфликты по решению производственных вопросов, обусловленные различиями в понимании задач, методов их решения. Наличие деловых конфликтов является условием эффективной деятельности организации. Статус ный сторону делового конфликта касается условий и принципов отношений руководителя и подчиненного, старшего и младшего по возрасту, более или менее компетентного и ш. Деловой конфликт опирается на обмен мнениями и связан с рядом этических условий. Это взаимное стремление слушать, адекватно воспринимать информацию. Важную роль здесь играют рефлексия и эмпатия. Этика доказательств заставляет опираться не только на логику мысли, но и на уважительное отношение к оппоненту. Этика критики направляет ее не на личность оппонента, а на анализ дела. Этика согласия имеет целью достижение эффективного результата, подкрепление взаимных симпатий.

Изучение проблем конфликтов в организациях является весьма актуальным в современных условиях.

Как известно, организация всегда является достаточно сложной системой и функционирование ее подчиняется определенным законам. Несоблюдение и нарушение последних часто может являться причиной возникновения и развития конфликтов, которые могут нести серьезные и порой деструктивные последствия.

Определение 1

Само слово «конфликт» (лат. «conflictus ») – означает «столкновение» (противоположных взглядов и интересов, серьезное разногласие, спор с горячей полемикой и т. д.).

Конфликт – это всегда явление социальное, исходящее из самой сути природы общественной жизни. Под организационным конфликтом следует понимать процесс и систему взаимодействия групп и отдельных индивидов, направленные на разрешение существующих противоречий, возникающих вследствие столкновения противоположных интересов, целей позиций, мнений, взглядов и т. д.

Факторы конфликта

Основное отличие внешних факторов конфликта от внутренних в первую очередь состоит в том, что они не зависят от особенностей деятельности самой организации и это значит, что им практически невозможно противодействовать.

Основные внешние факторы конфликта в себя включают:

  • социальную поляризацию;
  • экономическую и политическую нестабильность;
  • природные катаклизмы
  • углубление социальной стратификации;
  • социальная напряженность и т. д.

Внутренние факторы конфликта. Они могут носить как объективный (финансово-экономические, организационные и т. д.), так и субъективный (психологические, личностные) характер. Комплексный учет всей совокупности факторов конфликта очень важен для эффективного функционирования любой организации.

Основные причины возникновения конфликтов

Для эффективного управления конфликтами, а также их профилактики, очень важно максимально точно определить причины их возникновения. Опытному управленцу, который хорошо разбирается в классификации конфликтов, а также в причинах их возникновения, всегда будет гораздо легче предпринять эффективные шаги по устранению и профилактике всех этих причин.

Есть довольно много объективных факторов, которые могут послу-жить причиной возникновения конфликтов. Основные из них – это: власть и распределение ресурсов, статусные позиции, престиж, карьера, и многое-многое другое.

Пути решения конфликтов

Управление конфликтом представляет собой процесс целенаправленного воздействия на конфликт. Управление конфликтом начинается с момента возникновения проблемной ситуации и до завершения конфликта. Данный процесс включает в себя меры по профилактике конфликтов, их диагностике, прогнозированию , урегулированию и, наконец, разрешению.

Значительная часть исследователей в сфере конфликтологии отмечают, что управление конфликтом включает следующие два основных этапа:

  1. 1 этап – профилактика конфликта (состоит из симптоматики, диагностики, прогнозирования и предотвращения);
  2. 2 этап – завершение конфликта, включающее в себя ослабление, урегулирование, разрешение, гашение, пресечение, преодоление, пресечение, а также устранение конфликта.

Замечание 1

Таким образом, управление конфликтом – это важнейшая задача менеджмента любой организации. Эффективность управления конфликтом во многом зависит от уровня компетенции руководства организации.

Управление конфликтом берет начало с его профилактики, то есть с создания условий, которые препятствуют его возникновению. В случае же если наступление конфликта оказывается неизбежным, то управление конфликтом начинается с ранней диагностики и более точного прогнозирования перспек-тив развития конфликта. Что касается процедур урегулирования и разрешения конфликта, то они применяются с целью уже завершения конфликтного взаимодействия.

Основные признаки конфликтов

Не взирая на неповторимость и уникальность каждого конфликта, все же можно выделить наиболее общие признаки, которые проявляются в стилях конфликтного поведения (которые также часто называют стратегиями, моделями или техниками).

К подобного рода стратегиям можно отнести, в первую очередь:

  • уклонение (избегание, уход);
  • приспособление;
  • принуждение;
  • консенсус (сотрудничество);
  • компромисс и т. д.

Основные технологии и этапы разрешения конфликтов

Урегулирование конфликта состоит из $3$ основных этапов:

  • признание конфликта в качестве осуществившегося факта;
  • институционализация конфликта (определение основных норм и правил, в соответствии с которыми должно происходить конфликтное взаимо-действие);
  • легитимизация конфликта (признание этих норм и правил, а также их соблюдение).

Основными предпосылками для урегулирования конфликтов являются:

  • организованность конфликтующих сторон;
  • готовность признать правомерность взаимных требований сторон и принять всякий результат урегулирования конфликта (пусть даже если он в определенной мере противоречит их интересам, то есть, компромисс);
  • принадлежность конфликтующих сторон к одной социальной общности.

Технологии, которые применяются в процессе регулирования конфликта, можно подразделить на такие четыре основных блока:

  • коммуникативные;
  • информационные;
  • организационные;
  • социально-психологические.

Процесс разрешения конфликта можно разбить на три основных этапа:

  • диагностика конфликтной ситуации;
  • выбор оптимального способа разрешения конфликта;
  • непосредственное управленческое воздействие, а также оценка его эффективности.

Существуют три основные предпосылки, которые необходимы для того, чтобы приступить к эффективному разрешению конфликта:

  1. конфликт должен быть достаточно зрелым;
  2. стороны конфликта должны ощущать потребность в его разрешении;
  3. конфликтующие стороны должны обладать достаточными ресурсами для его разрешения.

Замечание 2

Из этого следует, что к разрешению конфликта (то есть, полному его завершению) следует приступать после его урегулиро¬вания (или, другими словами, частичного завершения).

"Плохо, когда в споре человек слышит только себя, но еще хуже, когда он не делает даже этого!" В адим Зверев

Наша реакция на конфликты всегда различна: одни пытаются избегать их, другие, наоборот, любят провоцировать, третьи готовы «жизнь положить», но отстоять свою точку зрения.

Бывают ситуации, когда человек «скрепя сердце» все же идет на компромисс. Но вероятность того, что «тлеющий огонек» погашенного недовольства со временем может вспыхнуть новым пламенем, остается.

Есть еще один способ, который помогает заглянуть в суть проблемы, когда вы не знаете, . И найти такое решение, которое могло бы устроить обе стороны.

Вспомните одно из правил НЛП: « ».

Именно это правило положено в основу техники НЛП

Решение коммуникативной проблемы с помощью 3-х позиций восприятия"

Для начала давайте вспомним позиции восприятия, о которых шла речь в статье

1-ая позиция из вашей «карты мира».

На первом месте стоят потребности и ценности партнера.

3 позиция- позиция наблюдателя.

Здесь фокус внимания сосредоточен на взаимоотношениях сторон.

Технику 3-ех позиционного восприятия можно применять абсолютно в любой конфликтной ситуации.

Любой конфликт, это - в первую очередь, недостаток информации в одной из позиций восприятия.

Ведь очень часто мы склонны интерпретировать случившееся, исходя только из 1-ой позиции. В то время, как любой процесс общения можно представить как взаимодействие 2-ух разных систем и объединение их в одну общую. Решить конфликт всегда проще при подключении 3-ей диссоциированной позиции. В ней вы отстранены от эмоций, которые всегда «берут верх» в любом столкновении интересов.

Для примера рассмотрим проблему взаимоотношений начальника и подчиненного: подчиненный считает, что к нему незаслуженно придираются. А руководитель считает свои претензии вполне обоснованными.

Как решить конфликт в такой довольно распространенной ситуации?

позиции 3-его восприятия

Для лучшего восприятия вам необходимы пространственные якоря, в которых вы обозначите

После этого разыграйте диалог в лицах между вами и руководителем (к примеру, вас зовут А., а вашего руководителя М.С).

ВАЖНО использовать «прямую речь»!

Разыграйте сценку. Почувствуйте себя актером, которому приходится одновременно играть обе роли.

Не забывайте переходить по пространственным якорям, когда вы играете собственного руководителя!

Продолжайте диалог до тех пор, пока вы не «зашли в тупик» и не понимаете, что дальше делать.

После этого переходите в 3-ю позицию.

Посмотрите на ситуацию диссоциированно, глазами наблюдателя, и дайте свое видение происходящего.

Лучше, если это будет метафора.

Например:

Со стороны А. выглядит перед М. С. как "удав перед кроликом"

Я вижу, что А. постоянно находится в обороне

Такое впечатление, что А. и М. С. общаются как глухой со слепым

У меня возникло ощущение скрытого противоборства этих людей

А. явно не хватает аргументов и М.С. это раздражает» и т.д.

После этого постарайтесь увидеть (как наблюдатель) позитивные намерения каждой стороны:

Предположим, А. считает, что он не должен перерабатывать (тем более, это никак не компенсируется)

М.С. хочет, чтобы у А. была ответственность и понимание того, что «дело превыше всего».

Постарайтесь найти мета-результат, который бы объединял интересы обеих сторон.

Для этого надо четко понимать, что важно в этом конфликте для А., а что для М.С.

Придти к общему результату легче, когда существует понимание ценностей и потребностей друг друга. Поэтому разговор должен вестись либо на уровне потребностей А. и М.С. , либо переходить на

Вы должны получить ответы на вопросы: «Зачем? Что это дает? Какая от этого польза?»

Помните, что вы не можете влиять на поведение партнера и придумывать за него: как он должен говорить или вести себя по отношению к вам.

Все изменения должны происходить из «Я - позиции».

Но при этом работает правило: «Если меняется один элемент системы, то меняется и вся система»

К примеру:

1. А. говорит, что готов выполнять эту работу. Но его бы устроило, чтобы были подробно прописаны «Должностные обязанности», и с ним сразу же оговаривали дополнительную работу и условия, на которых она может быть выполнена (сроки, оплата, возможное повышение в должности). Его убеждение «Мои усилия должны быть вознаграждены!» И когда это происходит я чувствую,что меня и мой труд Уважают !

2. А. выясняет, что конкретно не понравилось М.Н. и договаривается о сроках, за которые он готов выполнить этот объем работ, но просит, чтобы ему выделили помощника на этот период.

Его убеждение: «Чтобы качественно выполнять свои обязанности и дополнительную работу мне нужно время и помощь секретаря, которая сделает нужные звонки». За этим стоит более глубинная потребность чувствовать себя Спокойно .

3. А. объясняет, что он может выполнить эту работу в выходные дни. И просит разрешить ему уходить в определенные дни раньше на 1 час, чтобы успевать на курсы английского. Его убеждение: «Я готов проявить лояльность к компании и поработать в выходные, но жду ответного понимания и моей просьбы»

И за этим также кроется потребность в Уважении.

Убеждения руководства:

1. М.С.считает, что каждый сотрудник должен чувствовать ответственность за общее дело.

Тут можно "покопать еще глубже" и осознать, что важного получает М.С, когда происходит именно так, как он считает? Возможно, за этим кроется его желание чувствовать себя Спокойно, когда ответственность за результат лежит не только на нем.

2. М.С. считает, что подход: «здесь - моё, а здесь - не моё» в их компании не принят и свидетельствует об отсутствии личной ответственности сотрудника. Думать о поощрении сотрудника следует только после того, как он «проявит» себя.

Возможно, так проявляется его потребность в том, чтобы Обезопасить себя от плохих работников. Только в этом случае он чувствует Спокойствие.

Ассоциировавшись с М.С, можно лучше почувствовать,что для него важно!

И у М.С и у А. есть собственные Потребности. И в самих Потребностях нет ничего плохого.

Проблема в том, что иногда мы становимся крайне не гибкими в своем желании удовлетворять их только тем способом, который нам кажется единственно верным. Хотя есть и множество других компромиссных решений, позволяющих соблюсти интересы обоих сторон.

Если вы хотите решить конфликт, важно осознавать как свои, так и чужие Потребности . И выстроить разговор таким образом, чтобы показать, что вы их видите и уважаете. А затем придти к общему знаменателю "на принципах win-win". Подумайте, как это лучше сделать!

3. Пусть А. даст самому себе из 3-й позиции три-четыре совета, которые помогут ему чувствовать Спокойствие и Уважение и транслировать их своему Собеседнику.

Сядь поудобнее в кресло, и держись увереннее. Можешь взять папку. Со стороны заметно: ты не знаешь, куда положить свои руки.

Не смотри в пол, когда разговариваешь с М.С! И не отводи глаза, когда он на тебе «наезжает».

Не оправдывайся! Ты ведь ни в чем не виноват. И говори чуть медленнее. Спокойно озвучь свое видение ситуации.

Можешь даже анекдот «в тему» рассказать:

«Приехал дед на дачу. Думает: «Ну вот, наконец-то, в тишине, на природе, отдохну!» Какое там! Соседские дети так шумно играли, что дед промучился весь вечер. С родителями ругался, детей увещевал, ничего не помогло. И тут деду в голову пришла идея. Вызвал детей к себе и говорит: « Вы так здорово кричите. Вот вам за это 50 рублей. Дети обрадовались и убежали. На следующий день дед вызывает детей снова и говорит: « Покричите сегодня еще громче, и я вам дам еще 20 рублей». Дети расстроились, что в этот раз денег дали меньше, но все-таки пошумели. На третий день дед сказал, что даст им 1 рубль. Но только в том случае, если они превзойдут самих себя. «Всего 1 рубль?» - возмутились дети. «Нет, дед, не дождешься. Мы за такие смешные деньги кричать не собираемся». И больше уже никогда не кричали».

Спроси у М.С, считает ли он правильным подход, когда его сотрудники не знают «своих должностных обязанностей»? Выскажи свое намерение работать на таких условиях, чтобы соблюдались общие интересы и твои, и М.С.

А теперь разыграйте диалог между А.и М.Н. с учетом тех рекомендаций, которые вам дал «Наблюдатель». Обязательно используйте пространственные якоря (например бумажки с именами) и прямую речь!

Удалось ли в этот раз достигнуть результата?

Выйдите снова в 3-ую позицию наблюдателя и дайте «видение ситуации со стороны».

Что изменилось? Что стало другим?

Что еще можно добавить к поведению А.?

Проведите экологическую проверку. Делайте её из 1-ой позиции.

Не повредит ли вам новое поведение? Вы ничего не потеряете, если будете вести себя по-новому? Если вас ничего не смущает, то все нормально! Если вы чувствуете неудовлетворенность, доработайте диалог, получив советы «Наблюдателя». Проверка на экологию проводится обязательно!

Подстройка к будущему.

Представьте несколько ситуаций в будущем, когда подобная ситуация произойдет. Как вы себя при этом чувствуете? Какие дополнительные ресурсы у вас появились? Сможете ли вы вести себя иначе, чем раньше?

Желаю вам удачи и мудрости!!

ЛЮБЛЮ ВАС!

" Конфликты возникают не из-за различий, а из-за неуважения к этим различиям". Жанна Кусмеш

"Жизнь - процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим" Б. Вул

"Не увольняйся с работы из-за конфликта. Увольняйся, если на ней нет перспективы для личностного роста". Михаил Литвак

"При деловом конфликте идет обсуждение проблемы. В психологическом конфликте обсуждаются личности. Психологический конфликт идет до взаимного уничтожения, а деловой решает проблему и сближает партнеров". Михаил Литвак

"Глуп тот, с кем сложно, умен тот, с кем просто;

сложно устроен человек, с которым просто;

просто устроен человек, с которым сложно".

Михаил Литвак

"Из двух ссорящихся более виноват тот, кто умне". Гете

" Техники требуют четырех качеств, в которых отражается природа нашего мира. В зависимости от обстоятельств, ты должен быть: твердым, как алмаз, гибким, как ива, плавным, как течение воды, или пустым, как небо". Уэсиба Морихэй

Еще статьи по теме " Эффективные коммуникации":

ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО!

С БЛАГОДАРНОСТЬЮ! АРИНА


Введение

Понятие конфликта

Виды конфликтов

Способы разрешения конфликтов

Заключение


Введение


Ни одна сфера человеческой деятельности не обходится без решения задач различной сложности. При их разрешении в быту, или на работе, или на отдыхе часто происходят различные по своему проявлению и силе конфликты. Конфликты занимают значимое место в жизнедеятельности людей, поскольку их последствия часто бывают слишком ощутимы на протяжении долгих лет. Они могут съедать жизненную энергию одного человека или группы людей в течение нескольких дней, недель, месяцев или даже лет.

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникнет.

Целью данного реферата является изучение конфликтных ситуаций, определение их видов и путей разрешения конфликтных ситуаций.


Понятие конфликта


Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - столкновение сторон, мнений, сил, перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение; борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей, конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако оно, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер.

Различие людей во взглядах, несовпадение восприятия и оценок тех или иных событий достаточно часто приводят к спорной ситуации. Если к тому же создавшаяся ситуация представляет собой угрозу для достижения поставленной цели хотя бы одному из участников взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация. Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой-либо мелочи: неудачно сказанного слова, мнения, т. е. инцидента - и конфликт может начаться.

Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент.

Конфликты существуют столько, сколько существует человек. Однако общепринятой теории конфликтов, объясняющей их природу, влияние на развитие коллективов, общества, нет, хотя имеются многочисленные исследования по вопросам возникновения, функционирования конфликтов, управления ими.

Конфликт - борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются, нейтрализация, нанесения ущерба или уничтожение соперника.

Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более людей.


Виды конфликтов


Существуют многочисленные классификации конфликтов. Основаниями для них могут быть источник конфликта, содержание, значимость, тип разрешения, форма выражения, тип структуры взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологический эффект, социальный результат.

По направленности конфликты делятся на:

«горизонтальные»

«вертикальные»

«смешанные»

К горизонтальным относят такие конфликты, в которых не замешаны лица, находящиеся в подчинении друг у друга.

К вертикальным конфликтам относят те, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого.

В смешанных конфликтах представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие. По оценкам психологов конфликты, имеющие вертикальную составляющую, то есть вертикальные и смешанные, - это приблизительно 70-80% всех конфликтов.

По значению для группы и организации конфликты делятся на:

Конструктивные (созидательные, позитивные);

Деструктивные (разрушительные, негативные).

Соответственно, первые приносят делу пользу, вторые - вред. От первых уходить нельзя, от вторых - нужно.

По характеру причин конфликты можно разделить на:

Объективные;

Субъективные.

Первые порождены объективными причинами, вторые - субъективными, личностными. Объективный конфликт чаще разрешается конструктивно, субъективный, напротив, как правило, разрешается деструктивно.

М. Дойч классифицирует конфликты по критерию истинности-ложности или реальности:

«подлинный» конфликт - существующий объективно и воспринимаемый адекватно;

«случайный или условный» - зависящий от легко изменяемых обстоятельств, что, однако, не осознается сторонами;

«смещенный» - явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый конфликт, лежащий в основании явного;

«неверно приписанный» - конфликт между сторонами, ошибочно понявшими друг друга, и, как результат, по поводу ошибочно истолкованных проблем;

«латентный» - конфликт, который должен был бы произойти, но которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается сторонами;

«ложный» - конфликт, существующий только в силу ошибок восприятия и понимания при отсутствии объективных оснований.

По типу социальной формализации:

Официальные;

Неофициальные.

Эти конфликты, как правило, связаны с организационной структурой, ее особенностями и могут быть как «горизонтальными», так и «вертикальными».

По своему социально-психологическому эффекту конфликты делятся на две группы:

развивающие, утверждающие, активизирующие каждую из конфликтующих личностей и группу в целом;

способствующие самоутверждению или развитию одной из конфликтующих личностей или группы в целом и подавлению, ограничению другой личности или группы лиц.

По объему социального взаимодействия конфликты делятся на:

межгрупповые,

внутригрупповые,

межличностные

внутриличностные.

Межгрупповые конфликты предполагают, что сторонами конфликта являются социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу. Это может быть конфликт между представителями различных социальных категорий (например, в организации: рабочие и ИТР, линейный и офисный персонал, профсоюз и администрация и т. д.). В социально-психологических исследованиях показано, что «своя» группа в любой ситуации выглядит лучше «другой». Это так называемый феномен ингруппового фаворитизма, который выражается в том, что члены группы в той или иной форме благоприятствуют своей группе. Это источник межгрупповой напряженности и конфликтов. Основной вывод, который делают из этих закономерностей социальные психологи, следующий: если мы хотим снять межгрупповой конфликт, то необходимо уменьшить различия между группами (например, отсутствие привилегий, справедливая оплата труда и т. д.).

Внутригрупповой конфликт включает, как правило, саморегуляционные механизмы. Если групповая саморегуляция не срабатывает, а конфликт развивается медленно, то конфликтность в группе становится нормой отношений. Если же конфликт развивается быстро и нет саморегуляции, то наступает деструкция. Если конфликтная ситуация развивается по деструктивному типу, то возможен ряд дисфункциональных последствий. Это могут быть общая неудовлетворенность, плохое состояние духа, уменьшение сотрудничества, сильная преданность своей группе при большой непродуктивной конкуренции с другими группами. Довольно часто возникает представление о другой стороне как о «враге», о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как отрицательных, уменьшается взаимодействие и общение между сторонами, больше значения придается «победе» в конфликте, чем решению реальной проблемы.

Группа более устойчива к конфликтам, если она кооперативно взаимосвязана. Следствием этой кооперации являются свобода и открытость коммуникаций, взаимная поддержка, дружелюбие и доверие по отношению к другой стороне. Поэтому вероятность межгрупповых конфликтов выше в диффузных, незрелых, малосплоченных и ценностно разрозненных группах.

Внутриличностный конфликт - это, как правило, конфликт мотивации, чувств, потребностей, интересов и поведения у одного и того же человека.

Межличностный конфликт - это наиболее часто возникающий конфликт. Возникновение межличностных конфликтов определяется ситуацией, личностными особенностями людей, отношением личности к ситуации и психологическими особенностями межличностных отношений. Возникновение и развитие межличностного конфликта во многом обусловлены демографическими и индивидуально-психологическими характеристиками. Для женщин более характерны конфликты, связанные с личными проблемами, для мужчин - с профессиональной деятельностью.

Психологически малоконструктивное поведение в конфликте часто объясняется индивидуально-личностными особенностями человека. К чертам «конфликтной» личности относят нетерпимость к недостаткам других, пониженная самокритичность, импульсивность, несдержанность в чувствах, укоренившиеся негативные предрассудки, предубежденное отношение к другим людям, агрессивность, тревожность, невысокий уровень общительности и др.


Причины возникновения конфликтов


Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Следует различать объективные причины и их восприятие индивидами.

Объективные причины в достаточной степени условно можно представить в виде нескольких укрепленных групп:

ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;

различие в целях, ценностях, методах поведения, уровне квалификации, образования;

взаимозависимость заданий неправильное распределение ответственности;

плохие коммуникации.

Вместе с тем объективные причины только тогда явятся причинами конфликта, когда сделают невозможным личности или группе реализовать свои потребности, заденут личные и/или групповые интересы. Реакция индивида во многом определяется социальной зрелостью личности, допустимыми для нее формами поведения, принятыми в коллективе социальными нормами и правилами. Кроме того, участие индивида в конфликте определяется значимостью для него поставленных целей и тем, насколько возникшее препятствие мешает их реализовать. Чем более важная цель стоит перед субъектом, чем больше усилий он прилагает, чтобы ее достичь, тем сильнее будет сопротивление и жестче конфликтное взаимодействие с теми, кто этому мешает.

Признаки конфликта включают:

наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной;

неделимость объекта конфликта, т.е. предмет не может быть поделен справедливо между участниками конфликтного взаимодействия;

желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей, а не выход из создавшейся ситуации.

Основными составляющими конфликта являются:

субъекты конфликта (участники конфликтного взаимодействия),

объект конфликта (то, что вызывает противодействие у участников конфликта),

инцидент,

причины конфликта (почему происходит столкновение интересов);

методы регулирования конфликта и диагностики конфликта.

Конфликтная ситуация - это противоречивые позиции сторон по какому - либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний и т.д.

Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой-либо мелочи: неудачно сказанного слова, мнения, т.е. инцидента - и конфликт может начаться. В конфликтной ситуации уже проявляются возможные участники будущего конфликта - субъекты или оппоненты, а также предмет спора или объект конфликта.

Конфликт начинается с того момента, когда хотя бы один из взаимодействующих субъектов осознает различие своих интересов и принципов от интересов и принципов другого субъекта и начинает односторонние действия по сглаживанию этих различий в свою пользу (еще не понимая четко, в чем они заключаются).

Первым признаком конфликта можно считать напряженность, которая проявляется вследствие недостатка или противоречивости информации, недостаточности знаний для преодоления затруднения. Настоящий конфликт часто проявляется при попытке убедить другую сторону или нейтрального посредника, что вот почему он не прав, а моя точка зрения правильная.

Человек может попытаться убедить других принять его точку зрения или заблокировать чужую с помощью первичных средств влияния, таких как принуждение, вознаграждение, традиция, экспертные оценки, харизма, убеждение и т.д.

Конфликт имеет следующие фазы.

) Конфронтационная (военная) - стороны стремятся обеспечить свой интерес за счет ликвидации интереса чужого (в их представлении это обеспечивается либо добровольным или вынужденным отказом другого субъекта от своего интереса, либо лишением его права иметь свой интерес, либо уничтожением носителя другого интереса, что уничтожает естественным образом и сам этот интерес, а следовательно, и гарантирует обеспечение собственного).

) Компромиссная (политическая) - стороны стремятся по возможности достигнуть своего интереса через переговоры, в ходе которых производят замену отличающихся интересов каждого субъекта на общий компромиссный (как правило, каждая из сторон пытается обеспечить в нем по максимуму свой собственный).

) Коммуникативная (управленческая) - выстраивая коммуникацию, стороны достигают согласия, основанного на том. Что суверенитетом обладают не только сами субъекты конфликта, но и их интересы, и стремятся к взаимодополнению интересов, ликвидируя лишь незаконные, с точки зрения общества, различия.

Движущей силой в конфликте является любопытство или стремление человека или победить, или сохранить, или улучшить свое положение, безопасность, устойчивость в коллективе или надежда на достижение поставленной в явном или не явном виде цели. Как поступить в той или иной ситуации, часто бывает не ясно.

Характерной особенностью любого конфликта является то, что ни одна из участвующих сторон не знает заранее точно и полностью всех решений, принимаемых другими сторонами, их будущее поведение, и, следовательно, каждый вынужден действовать в условиях неопределенности.

Причины конфликтов коренятся в аномалиях общественной жизни и несовершенстве самого человека. Среди причин, порождающих конфликты, следует назвать, прежде всего, социально-экономические, политические и нравственные. Они являются питательной средой для возникновения различного рода конфликтов. На возникновение конфликтов оказывают влияние психофизические и биологические особенности людей.

У всех конфликтов есть несколько причин. Основными причинами конфликта являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации.

конфликтная ситуация разрешение


Способы разрешение конфликтных ситуаций


В конфликтной ситуации можно находиться очень долго, свыкнуться с ней как с неизбежным злом. Но нельзя забывать о том, что рано или поздно произойдет некое стечение обстоятельств, инцидент, который обязательно приведет к открытому противостоянию сторон, к демонстрации взаимоисключающих позиций.

Конфликтная ситуация -- это необходимое условие возникновения конфликта. Для перерастания такой ситуации в конфликт, в динамику, необходимо внешнее воздействие, толчок или инцидент.

Бывает так, что в одних случаях разрешение конфликтов проходит весьма корректно и профессионально грамотно, а в других, что бывает чаще, - непрофессионально, безграмотно с плохими исходами чаще для всех участников конфликта, где нет победителей, а есть только побежденные.

Для устранения причин приведших конфликту необходимо произвести работу, состоящую из нескольких этапов.

На первом этапе проблема описывается в общих чертах. Если, например, речь идет о несогласованности в работе, о том, что кто-то не тянет лямку вместе со всеми, то проблему можно отобразить как распределение нагрузки. Если конфликт возник из-за отсутствия доверия между личностью и группой, то проблему можно выразить как общение. На данном этапе важно определить саму природу конфликта, и пока не важно, что это не полностью отражает суть проблемы. Об этом - позже. Не следует определять проблему в форме двоякого выбора противоположностей да или нет, целесообразно оставить возможность нахождения новых и оригинальных решений.

На втором этапе выявляются главные участники конфликта. В список можно ввести отдельные лица или целые команды, отделы, группы, организации. В той мере, в которой вовлеченные в конфликт люди имеют общие потребности по отношению к данному конфликту, их можно объединить вместе. Допускается также смерть групповых и личных категорий.

Например, если составляется карта конфликта между двумя сотрудниками в организации, то в карту можно включить этих работников, а оставшихся специалистов объединить в одну группу, либо выделить отдельно еще и начальника данного подразделения.

Третий этап предполагает перечисление основных потребностей и опасений, связанных с этой потребностью, всех основных участников конфликтного взаимодействия. Необходимо выяснить мотивы поведения, стоящие за позициями участников в данном вопросе. Поступки людей и их установки определяются их желаниями, потребностями, мотивами, которые необходимо установить.

Имеется пять стилей разрешения конфликтной ситуации:

) уклонение - уход от конфликта;

) сглаживание - такое поведение, как будто нет необходимости раздражаться;

) принуждение - применение законной власти или давление с целью навязать свою точку зрения;

) компромисс - уступка до некоторой степени другой точке зрения;

) решение проблемы - стиль, предпочитаемый в ситуациях, которые требуют разнообразие мнений и данных, характеризуется открытым признанием разницы во взглядах и столкновение этих взглядов для того, чтобы найти решение приемлемое для обеих сторон.

Выбор способа преодоления препятствий будет, в свою очередь, зависеть от эмоциональной устойчивости личности, располагаемых средств защиты своих интересов, объема располагаемой власти и многих других факторов.

Психологическая защита личности происходит бессознательно как система стабилизации личности для предохранения сферы сознания индивида от отрицательных психологических воздействий. В результате конфликта данная система срабатывает непроизвольно, помимо воли и желания человека. Необходимость в такой защите возникает при появлении мыслей и чувств, представляющих угрозу самоуважению, сформировавшемуся я - образу индивида, системе ценностных ориентаций, снижающих самооценку индивида.

В некоторых случаях восприятие ситуации индивидом может быть далеким от реального положения дел, но реакция человека на ситуацию будет формироваться исходя из его восприятия, из того, что ему кажется и это обстоятельство существенно затрудняет решение конфликта. Возникшие в результате конфликта отрицательные эмоции достаточно быстро могут быть перенесены с проблемы на личность оппонента, что дополнит конфликт личностным противодействием. Чем больше усиливается конфликт, тем непригляднее выглядит образ оппонента, что дополнительно усложняет его решение. Появляется порочный круг, который крайне сложно разорвать. Целесообразно это сделать на начальной стадии развертывания события, пока ситуация не вышла из-под контроля.


Заключение


Недооценка конфликта может привести к тому, что его анализ будет проведен поверхностно и высказанные на основе такого анализа предложения окажутся малопригодными. Недооценка конфликта может иметь объективные и субъективные причины. Объективные - зависят от состояния информационных и коммуникационных систем, а субъективные - от неспособности или нежелания отдельного человека соответствующим образом оценить возникшую ситуацию.

Вредна не только недооценка, но и переоценка существующего противостояния. В этом случае предпринимаются усилия гораздо большие, чем это действительно необходимо. Переоценка конкретного конфликта или перестраховка в отношении возможности конфликтного инцидента может привести к обнаружению конфликта там, где его в действительности нет.

Предупреждать конфликты можно, изменяя свое отношение к проблемной ситуации и поведение в ней, а также воздействуя на психику и поведение оппонента.

Для предотвращения межличностных конфликтов необходимо оценивать, в первую очередь то, что удалось сделать, а затем - то, что не удалось: оценивающий должен сам хорошо знать деятельность; оценку давать по существу дела, а не по форме; оценивающий должен отвечать за объективность оценки; выявлять и сообщать оцениваемым работникам причины недостатков; четко формулировать новые цели и задачи; воодушевлять сотрудников на новую работу.


Список использованной литературы


Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник. 3-е изд. СПб.: Питер, 2007.

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. СПб.: Питер, 2007.

Бабосов Е.М. Конфликтология. Мн.: Тетра-Системс, 2005.

Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте: Учебное пособие. 2-е изд. Спб.: Питер, 2006.

Ворожейкин И.Е. и др. Конфликтология. М.: Инфра-М, 2007.

Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2008.

Егидес А.П. Лабиринты общения, или Как ладить с людьми. АСТ-ПРЕСС, 2005, 2006, 2007.

Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. 2-е изд. СПб.: Питер, 2005.

Зайцев А. Социальный конфликт. М.: 2006.

Конфликтология. Учебник. 2-е изд. / Под ред. А.С.Кармина. СПб.: Лань, 2007.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.