В помощь выпускнику: «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию».

Обществознание - один из самых выбираемых предметов выпускниками школ, т.к. он является профилирующим во многих ВУЗах России. Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимы не только знания, но еще и умения их применять на практике (решение тестовых заданий).

Без выполненной части С не может быть высокого балла. Полное правильное выполнение заданий части 3 (С) оценивается от 2 до 5 баллов, С1,С2,С5 - по 2 балла, задания С3, С4,С6,С7, С8- по 3 балла, задания С9- 5 баллов, всего за часть С – 26 баллов.

В помощь тем ребятам, которые решили в этом году сдавать обществознание, подобраны однотипные задания части С.

Задание С5 – задание повышенного уровня на перечисление признаков, явлений или на использование понятия в заданном контексте. Встречаются две модели этого задания:

Первая модель предполагает перечисление некоторого количества заданных элементов (свойств, проявлений и т.п.);

Вторая модель предполагает определение понятия и составление с ним двух информативных предложений, отражающих определенные теоретические или фактические обществоведческие данные.

Задания части С5

С5. 1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие « научное знание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о научном знании.

С5.2.Перечислите любые три черты, характеризующие общество как открытую динамическую систему.

С5.3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «школьное образование»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о школьном образовании.

С5.4. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «экономические ресурсы»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об экономических ресурсах.

С5.5. Назовите три признака президентской республики, отличающих ее от парламентской республики.

С5.6. Назовите любые три функции политики в государстве.

С5.7. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическое поведение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом поведении.

С5.8. Приведите три причины объединения людей в группы.

С5.9. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация личности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социализации личности.

С5.10. Какой смысл юристы вкладывают в понятие «гражданский брак»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о гражданском браке.



С5.11. Ученые определили, что выбор избирателя во время голосования определяется значительным числом факторов. Укажите три любые фактора, влияющие на решение избирателя.

С5.12. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «рынок труда»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о рынке труда.

С5.13. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных группах общества.

С5.14. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «мировые религии»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о мировых религиях.

С5.15. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «политическая элита»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политической элите.

С5.16. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «гражданство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о гражданстве.

С5. 17. Известно, что многие демократические страны столкнулись с проблемой низкой явки избирателей на выборы. Некоторые страны вводят специальные санкции (например, штрафы) в отношении таких избирателей, другие считают явку на выборы правом избирателя, которым он может и не пользоваться. Предложите, какими могут быть причины низкой явки избирателей на выборы? Назовите три причины.

С5.18. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальный контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальном контроле.

С5.19. Сформируйте четыре суждения, раскрывающие различные функции политических партий в современном обществе.

С5.20. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «образование»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об образовании.

С5.21. Назовите три функции современной науки.

С5.22. В чем проявляется ограниченность экономических ресурсов? Приведите не менее трех предложений.

С5. 23. Назовите три исторических типа общества.

С5. 24. Назовите любые три группы потребностей человека.

С5. 25. Назовите любые три глобальные проблемы современности.

С5.26. Назовите три общественных института, способствующих социализации личности.

С5. 27. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «диалог культур»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о диалоге культур

С5. 28. Назовите любые три причины объединения людей в группы.

С5 . 29 . Назовите три имущественных права супругов.

С5. 30. Перечислите любые три условия, способствующие утверждению экономической свободы в рыночной экономике.

С5. 31. Назовите любые три фактора социализации личности.

С5 . 32 . Перечислите любые три черты, характеризующие образование как социальный институт

С5 .33. Перечислите любые три функции государственной власти, характерные для демократического государства.

С5.34. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая партия»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политической партии.

С5.35. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных группах в обществе.

С5.36. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировые религии»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о мировых религиях.

С5.37. Назовите две причины возникновения глобальных проблем современности.

С5.38. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «цивилизация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о цивилизации.

С5.39. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «международное разделение труда»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о международном разделении труда.

С5.40. Назовите любые три типа мировоззрения.

С5.41 .Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «личность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о личности человека.

С5.42 . Назовите три субъекта экономической системы, которые выигрывают от неожиданной инфляции.

С5.43. Назовите любые три фактора, которые влияют на увеличение предложения товаров.

С5.44. .Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «контркультура»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о контркультуре.

С5.45. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественные отношения»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об общественных отношениях.

С5.46. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познания». Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о познании.

С5.47. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «производитель»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о производителе.

С5.48. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «революция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о революции.

С5.49. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «безработица»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о безработице.

С5.50. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая идеология»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политической идеологии.

ОТВЕТЫ к заданиям С5.

1). «Научные знания – это знания, приобретенные с помощью специальных методов в науке».

Предложения:

Научные знания включают гипотезу.

Один из методов выявления научных знаний является эксперимент.

Связь общества с природой;

Наличие подсистем;

Взаимосвязь частей и элементов общественной структуры;

Постоянные изменения в жизни общества.

С5.3. «Школьное образование- это этап образовательной системы государства, охватывающий детей и подростков, в возрасте 7-17 лет»

Предложения:

Школьное образование - важнейший этап социализации личности.

Одна из задач школьного образования - подготовка молодого поколения к трудовой деятельности (поступление в высшие учебные заведения).

С5.4. «Экономические ресурсы - это те факторы, с помощью которых в процессе производства создаются услуги и товары».

Предложения:

Большинство экономических ресурсов ограничено.

Одним из важнейших экономических ресурсов является труд.

С5.5. – строгое отделение законодательной власти от исполнительной;

Исключение совмещений правительственных должностей и мест депутатов в парламенте;

Президент избирается на выборах, отдельно от парламентских;

Исполнительная власть меньше зависит от воли депутатов парламента.

С5.6. – обеспечение стабильности государства;

Мобилизационная;

Управленческая;

Гуманитарная.

С5.7. «Политическое поведение- это поступки человека, характеризующие его взаимодействие с политическими институтами».

Предложения:

Политическое поведение личности объясняется его ценностными установками.

Одной из форм политического поведения является участие в демонстрациях и митингах.

С5.8. – группы удовлетворяют потребности человека в социальной принадлежности;

В группе человек удовлетворяет тот или иной интерес;

В группе человек осуществляет ту деятельность, которую не может осуществить в одиночку;

Человек принадлежит к той или иной группе по интересам;

Человек принадлежит к определенной группе по возрасту, полу, социальному положению.

С5.9. «Социализация личности - это усвоение ею основных накопленных обществом знаний и норм общественной жизни».

Предложения:

Институтом первичной социализации выступает семья.

Социализация личности помогает ей адаптироваться к условиям общественной жизни.

С5.10 .« Гражданский брак- это брак, зарегистрированный на законных основаниях в органах ЗАГС».

Предложения:

Только гражданский брак порождает правовые отношения между супругами.

Наряду с гражданским браком различаются браки фиктивные, церковные.

С5.11. - уровень дохода и образования избирателя;

Влияние социальной сферы;

Позиция СМИ;

Национальные, религиозные факторы.

С5.12. «Рынок труда- совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих людям обмениваться своими трудовые услуги на деньги и иные материальные блага.

Предложения:

- Рынок труда характеризуется мобильностью.

Рынок труда отражает структуру и общее состояние экономики региона и страны в целом.

С5.13. «Социальная группа- это совокупность людей, имеющих какой- либо общий значимый социальный признак» или «Социальная группа- любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям».

Предложения:

Социальные группы подразделяются по численности, характеру, возрасту, полу.

В социальных группах человек может себя реализовать как личность.

В социальных группах человек реализует свои интересы.

С5.14. понятие: «Мировые религии - это группа религий, отличающаяся распространенностью по всем регионам Земли, обращенная ко всем людям независимо от этнической и политической принадлежности, наибольшим числом верующих».

Два предложения:

Самой молодой из мировых религий является ислам.

-«К мировым религиям относятся буддизм, христианство, ислам».

- «Одной из самых первых мировых религий был буддизм, возникший в Древней Индии».

С5.15. «Политическая элита- это группа людей, занимающих высшие позиции в политической иерархии» или «Политическая элита - относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти».

Предложения:

Политическая элита составляет меньшинство общества, обладающая качествами лидерства.

Политическая элита обновляется в процессе избирательной компании.

С5. 16. «Гражданство- это устойчивая правовая связь человека с государством» или «Гражданство- это принадлежность человека к какому- либо государству».

Предложения:

Гражданство может быть получено человеком от рождения.

Гражданство – это не только принадлежность к государству, но и взаимные обязанности человека и государства, к которому он принадлежит.

Низкая активность может быть связана с политической стабильностью в обществе;

Избиратели не доверяют властям;

Люди заняты своей жизнью, нет интереса к политике;

Кризисные явления в обществе, не способность властей найти выход.

Раздел «Общество». Тема №1

Общество как социальная система

Общество – обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В более узком смысле общество :

– исторический этап развития общества (древнее общество);

– совокупность людей, объединенных общей территорией

(российское общество, европейское общество);

– круг людей, объединенных общностью происхождения (дворянское общество), интересов и деятельности (общество книголюбов).

Страна – часть света или территории, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом.

Государство – центральная политическая организация данной страны, обладающая верховной властью.

Система – это единое целое, состоящее из взаимосвязанных элементов, где каждый элемент выполняет свою функцию.

Общество представляет собой единую социальную систему, состоящую из людей, социальных групп, социальных институтов и социальных (общественных) отношений. Также в качестве элементов общества можно выделить подсистемы (сферы) общества:

– экономическая (производство, распределение, обмен, потребление материальных благ);

– социальная (взаимодействие социальных групп, слоев, классов, наций;

а также деятельность социальной инфраструктуры общества);

– политическая (формы государства, государственная власть, правопорядок, законы, безопасность);

– духовная (наука, образование, искусство, мораль, религия).

Человек входит в общество через коллектив, являясь членом нескольких социальных групп: семьи, школьного класса, спортивной команды, трудового коллектива. Также человек входит в более крупные общности людей: класс, нация, страна.

Общественные отношения (социальные отношения) – многообразные связи, возникающие между людьми, социальными группами, классами, нациями, а так же внутри их, в процессе жизнедеятельности общества. Общественные отношения возникают в экономической, социальной, политической, духовной жизни общества.

Общественные отношения включают в себя:

а) субъектов (индивиды, социальные группы, социальные общности);

б) объекты (материальные, духовные);

Общество как динамическая система

Общество – динамическая система, оно постоянно развивается.

1. Изменение общества можно проследить в следующих аспектах:

– меняется этап развития всего общества в целом

(аграрное, индустриальное, постиндустриальное),

– изменения происходят в отдельных сферах общества,

– видоизменяются социальные институты (семья, армия, образование),

– одни элементы общества отмирают (крепостные крестьяне, феодалы), другие элементы общества появляются (новые профессиональные группы),

– меняются социальные отношения между элементами общества

(между государством и церковью).

2. Характер развития общества может быть различным:

Эволюция – медленный, постепенный, естественный процесс развития.

Революция – коренное, качественное, быстрое, насильственное изменение общественного строя.

Реформа – частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни общества, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего общественного строя. Реформа проводится государственными органами. Модернизация – существенное обновление, изменение в соответствии с современными требованиями.



3. Направления развития общества:

Прогресс – процесс изменения от простого к сложному, от низшего к высшему. Регресс – процесс изменения от высшего к низшему, процесс деградации и распада системы, возврат к изжившим себя формам.

Прогресс – неоднозначное социальное явление, т.к. у него есть побочный эффект: «обратная сторона медали» или «цена» прогресса.

Основатели теории прогресса в XVIII веке (Монтескье, Кондорсе, Тюрго, Конт, Спенсер) считали, что главный двигатель прогресса – человеческий разум. Они верили, что с развитием науки, просвещения общество будет прогрессивным, ликвидируется социальная несправедливость и установится «царство гармонии». Сегодня вера в прогресс подорвана глобальными проблемами.

Что же является критерием прогресса?

Важнейшей целью всего общественного развития является человек, его всестороннее развитие. Прогрессивным можно считать такое общество, в котором созданы условия для гармоничного развития личности. Исходя из идеи гуманизма, прогрессивным является то, что делается во благо человека. В качестве гуманистических критериев выдвигаются такие показатели прогрессивного развития общества: средняя продолжительность жизни, уровень смертности, уровень образования и культуры, чувство удовлетворённости жизнью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе.


вариант 37.

А 1. Общество как динамическую систему отличает признак:

1) обособление от природной среды, утрачивание связи с ней

2) отмирание старых форм социальных взаимодействий

3) наличие определённых социальных институтов и подсистем

4) вхождение природы и общества в единый материальный мир

А 2. Информация о том, что исследование проводится в управляемых и контролируемых учёными условиях, характеризует применяемый учёными метод как

1) гипотезу; 2) наблюдение; 3) эксперимент; 4) восприятие

A 3.Школьники по заданию учителя обществознания провели социологический опрос среди населения микрорайона и определили наиболее волнующие жителей проблемы. В структуре данной деятельности школьники выступили в качестве

1) объекта; 2) цели; 3) средства; 4) субъекта

А 4. Верны ли следующие суждения об этике науки?

А. Этика современной науки предполагает ответственность учёных за результаты и последствия своей деятельности.

Б. Результаты научных исследований не имеют морального ограничения, для учёного нет ничего важнее истинности познанного.

А 5. В стране Н. государство, в условиях острого финансового кризиса, выкупило в свою собственность крупные пакеты акций частного банка. Какое экономическое понятие отражает данное действие властей?

1) приватизация; 2) девальвация; 3) национализация; 4) акционирование 

А 6.К неэкономическим отрицательным последствиям безработицы относится

1) рост конкуренции на рынке труда; 2) замедление роста заработной платы;

3) недополученный выпуск продукции; 4) рост количества правонарушений

А 7. Центральный банк РФ

1) выдаёт ипотечные кредиты; 2) кредитует население с целью покупки автомобилей;

3) осуществляет эмиссию национальной валюты; 4) выпускает ценные бумаги (акции)

А 8. На рисунке отражена ситуация на рынке экологически чистых продуктов питания: линия предложения S переместилась в новое положение S 1 . (Р - цена товара, Q - объем предложения товара) Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)

А 9. Верны ли следующие суждения о типах экономического роста?

А. Для интенсивного экономического роста характерно ускорение

оборачиваемости фондов предприятия.

Б. Экстенсивный рост может быть связан с увеличением количества занятых.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны

А 15. Прочитайте фрагменты из публицистических статей. В каком из них содержится информация о событиях, происходящих в федеративном государстве?

1) «Муниципальные органы приняли решение о распределении средств из местных бюджетов на социальные нужды».

2) «В нескольких областях прошли выборы новых представителей в верхнюю палату национального парламента, представляющую интересы регионов».

3) «Правительство приняло поправки в бюджет страны, предусматривающие существенное увеличение ассигнований на социальные нужды».

4) «Глава государства принял представителей крупнейших парламентских фракций и согласовал с ними принимаемые политические решения».

А 16. Верны ли следующие суждения об избирательных системах?

А. Пропорциональная избирательная система отдаёт предпочтение кандидатам, представляющим политические партии. Б. Недостатком мажоритарной системы является введение избирательного барьера, который не в состоянии преодолеть многие партии.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны

А 17. Конституцию от других нормативных актов отличает

1) гарантированность силой государства; 2) регулирование общественных отношений;

3) действие по кругу лиц и во времени; 4) обладание прямым действием

А 18. Международным гуманитарным правом в отношении военнопленных устанавливается

1) оказание необходимой медицинской помощи;
2) запрет на привлечение к физическим работам

3) возможность поддерживать переписку с родными и близкими

4) выплачивание ежемесячного содержания

А 19. Гражданин В., являясь наследником второй очереди, претендует на наследство умершего брата. Дети умершего отказались выделить ему соответствующую долю, и он, по совету адвоката, обратился в суд. Гражданин В. будет участвовать в данном судебном разбирательстве как

1) свидетель; 2) ответчик; 3) истец; 4) потерпевший

А 20. Верны ли следующие суждения о правоспособности и дееспособности?

А. Физическое лицо, не достигшее 18 лет, может приобрести полную гражданскую дееспособность при вступлении в брак.

Б. Юридическое лицо приобретает правоспособность и дееспособность с началом экономической деятельности.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны

В 6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

В идейно-политическом плане ____________ (А) определяется как плюралистическое, в противовес тоталитарному обществу, которое не допускает ___________ (Б). Цивилизованное общество – открытое общество, тогда как варварские общества часто стремятся к культурной___________ (В). Это также _______________ (Г),

в противоположность преимущественно нравственной ориентации

традиционного общества. В цивилизованном обществе_____________ (Д) может свободно действовать в рамках юридического законодательства, заботясь только о собственном благе и не смущаясь нравственными требованиями, если они не прописаны в законодательстве. Само законодательство должно ориентироваться на «естественные права человека» как биологического индивида, защищая его от чрезмерных притязаний общества и_________________ (Е).

список терминов

1) государство; 2) идейное разногласие; 3) общественный прогресс; 4) глобализация;

5) цивилизованное общество; 6) индивид; 7) правовое общество; 8) самоизоляция;

9) модернизация

В 7. Гражданин А. успешно прошёл собеседование и был принят на работу в фирму на должность менеджера.

Выберите в приведённом ниже списке характеристики правоотношения, иллюстрируемые данным примером, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) трудовой договор (контракт)

2) дисциплинарный проступок

3) испытательный срок

4) трудовое правоотношение

5) административный арест

6) судебный прецедент

В 8. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Похвала; 2) благодарность; 3) санкция; 4) почётная грамота; 5) премия; 6) выговор;

7) бойкот.

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

СОВРЕМЕННЫЙ МИР И ЕГО ПРОТИВОРЕЧИЯ

Имеется много признаков того, что начиная со второй половины XX века человечество вступило в особо ответственный, критический период своей истории.

Создано ракетно-ядерное оружие, способное в принципе уничтожить всё человечество, - это самая большая опасность современности. Благодаря экономическим, промышленным и научным достижениям несравненно более опасными стали также так называемые обычные виды вооружения, не говоря уже о химическом и бактериологическом оружии.

Несомненно, успехи промышленного и технологического прогресса являются главным фактором преодоления нищеты, голода и болезней; но они одновременно приводят к угрожающим изменениям в окружающей среде, к истощению ресурсов. Человечество, таким образом, столкнулось с грозной экологической опасностью.

Быстрые изменения традиционных форм жизни привели к неуправляемому демографическому взрыву, особенно мощному в развивающихся странах третьего мира. Рост населения создает необычайно трудные экономические, социальные и психологические проблемы уже сейчас и неотвратимо угрожает гораздо более серьёзными опасностями в будущем. Во многих странах, в особенности в Азии, Африке, Латинской Америке, недостаток продовольствия продолжает оставаться постоянным фактором для сотен миллионов людей, обречённых с момента рождения на нищенское, полуголодное существование...

Но и в развитых странах люди сталкиваются с очень серьёзными проблемами. Среди них - тяжёлые последствия неумеренной урбанизации, потеря социальной и психологической устойчивости общества, непрерывная изнуряющая гонка моды и сверхпроизводства, бешеный, безумный темп жизни и её изменений; рост числа нервных и психических заболеваний, отрыв всё большего числа людей от природы и нормальной, традиционной человеческой жизни, разрушение семьи и простых человеческих радостей, упадок морально-этических устоев общества и ослабление чувства цели и осмысленности жизни. На этом фоне возникают многочисленные уродливые явления - рост преступности, алкоголизма, наркомании, терроризма и т. п.

(А.Д. Сахаров)

С 2. В чём автор усматривает противоречивую сущность современного технологического прогресса? Сформулируйте ответ с опорой на текст. Приведите любой собственный пример противоречивой сущности научного и технологического прогресса, используя Ваши знания по курсу обществознания и истории.

Как называют учёные-обществоведы данную группу глобальных проблем?

С 4. А.Д. Сахаров пишет о проблемах, с которыми столкнулся современный мир.

Опираясь на текст, знание курса, владение материалом об актуальных проблемах современности, предложите любые три способа, при помощи которых человечество сможет их разрешить.

В определении понятия «общество» в научной литературе существует многообразие подходов, что подчеркивает абстрактный характер этой категории, и, определяя ее в каждом конкретном случае, необходимо исходить из того, в каком контексте употребляется это понятие.

1) Природный (влияние географических и климатических условий на развитие общества).

2) Социальный (причины и исходные моменты общественного развития обусловлены самим обществом).

Совокупность этих факторов предопределяет общественное развитие.

Существуют различные пути развития общества:

Эволюционный (постепенное накопление изменений и их естественно-обусловленный характер);

Революционный (характеризуется относительно быстрыми изменениями, субъективно направляемыми на основе знания и действий).

МНОГООБРАЗИЕ ПУТЕЙ И ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Общественный прогресс в созданных в XVIII—XIX вв. трудах Ж. Кондорсе, Г. Гегеля , К. Маркса и других философов понимался как закономерное движение по единому для всего человечества магистральному пути. Напротив, в концепции локальных цивилизаций прогресс представляется идущим в разных цивилизациях различными путями.

Если вы мысленно окинете взглядом ход мировой истории, то в развитии разных стран и народов заметите немало общего. Первобытное общество везде сменилось обществом, управляемым государством. На смену феодальной раздробленности пришли централизованные монархии. Во многих странах произошли буржуазные революции. Колониальные империи рухнули, и на их месте возникли десятки независимых государств. Вы сами могли бы продолжить перечисление сходных событий и процессов, происходивших в различных странах, на разных континентах. В этом сходстве проявляется единство исторического процесса, определенная тождественность сменяющих друг друга порядков, общность судеб различных стран и народов.

Вместе с тем конкретные пути развития отдельных стран и народов многообразны. Нет народов, стран, государств с одинаковой историей. Многообразие конкретно-исторических процессов вызвано и различием природных условий, и спецификой хозяйства, и своеобразием духовной культуры, и особенностями образа жизни, и множеством других факторов. Значит ли это, что каждой стране предопределен свой собственный вариант развития и он является единственно возможным? Исторический опыт свидетельствует о том, что в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор способов, форм, путей дальнейшего развития, т. е. историческая альтернатива. Альтернативные варианты нередко предлагают те или иные группы общества, различные политические силы.

Вспомним, что при подготовке Крестьянской реформы , проведенной в России в 1861 г., разные общественные силы предлагали неодинаковые формы осуществления перемен в жизни страны. Одни отстаивали революционный путь, другие — реформистский. Но среди последних не было единства. Предлагалось несколько вариантов реформ.

А в 1917-1918 гг. перед Россией возникла новая альтернатива: либо демократическая республика, одним из символов которой было всенародно избранное Учредительное собрание, либо республика Советов во главе с большевиками.

В каждом случае выбор был сделан. Такой выбор совершается государственными деятелями, властвующими элитами, народными массами в зависимости от соотношения сил и влияния каждого из субъектов истории.

Любая страна, любой народ в определенные моменты истории оказываются перед судьбоносным выбором, и его история осуществляется в процессе реализации этого выбора.

Многовариантность путей и форм общественного развития небеспредельна. Она включена в рамки определенных тенденций исторического развития.

Так, например, мы видели, что ликвидация изжившего себя крепостного права была возможна и в форме революции, и в форме осуществляемых государством реформ. А назревшая потребность в ускорении экономического роста в разных странах осуществлялась либо путем привлечения новых и новых природных ресурсов, т. е. экстенсивным путем, либо путем внедрения новой техники и технологии, повышения квалификации работников, на основе роста производительности труда, т. е. интенсивным путем. В разных странах или одной и той же стране могут быть использованы различные варианты реализации однотипных изменений.

Таким образом, исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции — единство многообразного общественного развития, создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм дальнейшего движения данной страны. Это говорит об исторической ответственности тех, кто делает этот выбор.