По Вестнику Фонда Андрея Первозванного

Представляем вашему вниманию ответы архимандрита Ефрема, игумена Ватопедского монастыря, на вопросы верующих. Беседа состоялась в Духовном центре Екатеринбургской митрополии.

Мы приехали со Святой Горы, которая является местом аскезы, молчания, молитвы, духовного трезвления, внутренней жизни. Покровительницей и Главой Афонской Горы является Божья Матерь, и поэтому все монастыри там Богородичные, а Святую Гору ещё называют садом Пресвятой Богородицы.

Ватопедский монастырь — монастырь нашего покаяния, как выражаются на Святой Горе, является единственным в мире монастырём, который украшен семью чудотворными иконами Божьей Матери и самим Честным Поясом Богородицы. И наш отец, старец Иосиф Ватопедский, нам часто говорил: Где бы в другом месте было бы угодно Богородице хранить свой Святой Пояс? Девы в Ветхом Завете сами сплетали своими руками пояса. И когда наступал день официального их сочетания браком, дева передавала этот пояс своему мужу как символ девства. И тот Пояс, к которому многие из вас приложились, Богородица своими руками сплела из верблюжьей шерсти. А золотыми нитями его вышила царица Зоя, жена византийского императора. Она была сильно больна и увидела во сне Божью Матерь. Богородица сказала царице, что ей надо убедить Патриарха достать Святой Пояс из ковчега, запечатанного императором и Патриархом ещё в четвёртом веке. Когда Пояс положили на больную, она исцелилась. И в знак благодарности, живя в супружеском целомудрии, вышила Пояс золотой ниткой. Кстати, учёные говорят, что в этом тоже был Промысл Божий, потому что иначе Пояс не сохранился бы до сегодняшнего дня.

Эту святыню, самую большую ценность, которая у нас есть, мы вам привезли. Потому что верим, что её присутствие может передать большое благословение, облегчение, много благодати, покров и силы. Прикладываясь к Святому Поясу, мы чувствуем, что между нами находится сама Богородица. Поэтому смиренно молюсь, чтобы вы никогда не забывали присутствия у вас Святого Пояса. Молюсь, чтобы благодать Богородицы наполнила ваши сердца, чтобы вы поняли, насколько великое дело, что мы являемся православными христианами, что мы все члены Церкви, и, как сказал владыка, чтобы мы все поняли, что мы чада Божьи.

О ПОЯСЕ

— Отче, вчера мы имели счастье приложиться к Честному Поясу Пресвятой Богородицы. Стеклянная поверхность, которая скрывает Пояс, украшена камнями, расположение которых несимметрично. Какова символика такого украшения?

— Никакой символики там нет. Как нам сделали ковчег, так мы приняли, и эти камни не убираем, потому что они уже освящены все. Вы на камни смотрели или на Пояс?

— Как правильно носить поясок? Можно ли его стирать?

— Как пояс обычный носите, так и этот поясок носите. Стирать его можно. Но первую воду не выливайте в канализацию, а полейте, например, дерево, потому что поясок всё-таки освящён.

— Отче, можно ли прикладываться к Поясу в нечистоте? Ведь Пояс всего три дня пребывает.

— Если имеются в виду периоды, которые бывают у женщин, то здесь большая ошибка совершается, к сожалению, в России, что к иконам не прикладываются, некоторые в храм не ходят. Это ошибка. Только не причащаются. Всё остальное можно делать. Это что значит, раз женщина подвергается естественным явлениям женской природы, она что, не честная и не чистая? Это не так.

— Если человек попадает к Поясу Пресвятой Богородицы вне очереди, сходит ли на него благодать?

— Сходит (смеётся).

— Отче, прочитала в интернете, что Пояс Пресвятой Богородицы просили привезти в разные страны, но им было отказано. Почему такая милость была оказана нам, грешным?

— Наверное, лет шесть нас просили привезти Пояс. К нам приезжали гости, известные и неизвестные, министры и епископы. Даже ваш Святейший Патриарх после того, как написал письмо в нашу обитель с просьбой привезти Пояс, чтобы быть уверенным в своём успехе, написал письмо и во Вселенскую Патриархию. И действительно, нас эти два фактора как-то обязали. Но, кроме этого, и мы тоже этого очень желали. Когда господин Путин встречал святыню в аэропорту Санкт-Петербурга, он в личной беседе поблагодарил нас за то, что мы привезли Святой Пояс в Россию, когда у всего мира и у вас, в том числе, идёт кризис. Сказал, что народ очень в этом нуждается.

— Планируете ли вы ещё посещение России с другими святынями Ватопедского монастыря?

— Пусть будет пока этот Пояс, а потом посмотрим. Всё по своей очереди.

— Почему Пояс Пресвятой Богородицы не привезли в Омск или Новосибирск?

— Тогда надо оставить Пояс на целый год, чтобы он побывал во всех городах. Однажды старца Паисия спросили: Отче, вы были на юбилее тысячелетия Святой Горы в 1963 году? — «Нет, к сожалению, но в следующий раз пойду». И когда Святой Пояс через 200 лет ещё раз приедет, поедет и в другие города.

О МОНАСТЫРЕ

— Далеко ли ваш монастырь находится от монастыря Пантелеимона Святителя? И какие у вас отношения с его насельниками?

— Не очень далеко. И отношения у нас хорошие. И знаете, на Святой Горе у каждого монастыря есть самоуправление, это как отдельное государство. И вот один человек из Европейского союза говорил, что его очень удивило, как можно так дружно жить на протяжении десяти веков, в то время как они, живя в союзе, постоянно ссорятся. Я ему ответил, что вы сотрудники ради тельца, то есть ради золота, а мы — ради Христа.

— Знали ли вы старца Паисия Святогорца? Расскажите о нём немного.

— Очень хорошо знал, много раз встречался, большую получил пользу. У него было много благодати Божьей, святость великая. Помню, он рассказывал, как его посетила святая Евфимия. Она пришла к нему в теле, и они говорили целых восемь часов, но он нам не поведал, о чём. Рассказал только об одном.

На вопрос, как она выдержала такие страшные мучения, она ответила, что если бы до смерти знала, какая слава ждет мучеников на небесах, то много раз больше мучений бы претерпела.

Он очень много раз видел святых. Однажды он перешёл в другую каливу. И ночью, когда всё закончил, не мог зажечь свет. И когда начинал службу, не знал, какого святого поминать. И видит какого-то высокого мужчину. Мужчина говорит: «Меня зовут Киприян, завтра у меня праздник».

— Как бороться с помыслами на молитве? На Афоне все монахи владеют внутренней сердечной молитвой или только некоторые?

— Во-первых, когда помыслы приходят во время молитвы, ими надо просто пренебрегать, не обращать никакого внимания. А что касается сердечной молитвы, то такой статистики пока ещё не было, сколько монахов ею владеют. Есть, и немалое число. А стараются все, сто процентов.

— В вашем монастыре молятся о тяжких женских грехах?

— Монахи обо всех людях молятся. Это уже тайна, как они это делают. Однажды к нам пришёл один монах очень высокого уровня духовной жизни и рассказал, что всю ночь молился о беременных женщинах, у которых в процессе родов могли возникнуть затруднения. Хочу сказать, что когда сердце монаха становится сердцем Христа, тогда начинает молиться обо всех людях и даже о таких отдельных группах. Старец Паисий иногда говорил: если всё то, что я переживаю, расскажу, меня просто сумасшедшим посчитают. Иногда, говорит, очень долго молится за супружеские пары, у которых есть опасность развода. Кстати, сейчас развод в моде. И так в духе святом приходил в их дома и невидимо их умиротворял. Говорит, бывал и в Австралии, и на Кипре, и в Афинах, и в России. У человека божьего есть очень большие силы и возможности.

О БЛАГОЧЕСТИИ

— Отец Ефрем, вы когда-нибудь пели на клиросе? Какие наставления вы бы дали русским певчим? Как вам русское клиросное пение?

— Мне всегда очень нравилось петь. И сейчас пою. Надо петь внимательно и смиренно в любви. Есть в Афинах один певчий. Он споёт что-то, а потом смотрит, как народ на это реагирует. Богу не угодно такое пение. Нужно благоговение и смиренномудрие.

— Отец Ефрем, у меня были грехи, в которых я исповедовался много лет назад. Сейчас эти грехи не совершаю, но очень мучает совесть. Что вы посоветуете?

— Помните, сколько бы грехов ни делали, милость Божья больше. И раз исповедовались в этих грехах, переживать вам нечего. Исповеданный грех по-богословски считается несовершённым. И не забывайте, что очень большие грешники сегодня написаны на иконах, и мы целуем их образ. Милость Божья очень велика.

— Что посоветуете человеку, находящемуся в духовном расслаблении, желающему спасения?

— Важно, чтобы у него была стабильная программа, постоянство какое-нибудь. И когда расположенности нет, чтобы понуждал себя, чтобы соблюдал своё правило.

— Как вернуть утраченную веру?

— Молитесь, молитесь. Просите, и дастся вам, стучите, и откроется, ищите и найдёте. Потому что настоящая вера в Бога — дар Божий, идёт сверху.

— Отец Ефрем, как бороться с раздражительностью и недовольством? Кому молиться?

— Кому хотите: Христу, Богородице, святым. Куда влечётся ваше сердце. Раздражительность и гнев — большая страсть, которая, к сожалению, у всех нас. И мы должны быть очень настойчивыми в наших просьбах и молитвах, чтобы Бог дал нам кротость.

Когда гневается человек, даже лицо у него краснеет, и он становится на беса похож.

— Дорогой батюшка, как может человек, живущий в миру, жить для благодати? И может ли быть исихия, безмолвие, вне монашества?

Может жить по благодати человек, живущий в миру, если он ответственен перед своей семьей, в своих супружеских отношениях, если его церковная жизнь правильна, если следует жизни Церкви, выражает милость и любовь к ближнему. Если всё это делать, то недалеко до Царствия Божьего.

А что касается безмолвия, исихии. Это не просто зависит от нашего внутреннего состояния. Некоторые разделяют святых на святых трезвенного делания и миссионерства. Это большая ошибка. Каждый святой отец проповедовал людям независимо от того, жил он в миру или в пустыне.

— Скажите, батюшка, как правильно готовиться ко святому причастию? У нас, по традиции, миряне должны поститься три дня. А священники не постятся перед причастием. Чем обусловлено такое различие?

— Не знаю, в России некоторые священники говорят, надо поститься три дня, некоторые — пять. Вообще, нет обязательного поста перед святым причастием. Доказательство этому то, что священники не постятся обязательно. Раз мы соблюдаем определённые посты — четыре многодневных, среду и пятницу, я думаю, что этого достаточно.

Если кто-то хочет поститься перед причастием даже целую неделю ради аскезы и своего благоговения — пожалуйста. Но чтобы это узаконивали духовники — этого мы нигде и никогда не слышали. Иногда говорят, что христианам надо только раз в два-три месяца причащаться. Я такого тоже не слышал. Когда у христианина нет смертных грехов, он вправе причащаться очень даже часто.

— Дорогой отец Ефрем! Цель христианина — спасение своей души. Полезно ли думать и заботиться о спасении души ближних? Что посоветуете?

— Когда человек начинает подвизаться и прилагать свои усилия в духовной жизни, у него просвещается ум и сердце. Тогда в его сердце рождается такая соборность, что его начинают заботить переживания других. И одновременно он может так печалиться обо всех и в то же время быть постоянно в духовной радости. Потому что радость — это не психологическое состояние, а духовное. Это плод Духа Святого, как и сам апостол Павел перечислял, что плоды Духа — это любовь, радость, воздержание, долготерпение и так далее.

Поэтому у людей, которые не живут в Церкви, нет того, что должно быть. Они как живые мертвецы. Христос сказал: «Я путь, я истина, я жизнь». И истина — это тоже не идеология. Истина — это лицо, Личность. Христос говорит: «Я истина». Поэтому и Пилату, который спросил, что есть истина, Христос не ответил. Знаете, что говорят святые отцы? Если бы Пилат спросил правильно: «Кто есть истина?» Христос бы ему ответил.

О СЕМЬЕ И ДЕТЯХ

— Батюшка, кому молиться, чтобы выйти замуж? Помогает ли Пояс Богородицы в этой мольбе?

— Богородица во всём помогает. Не плохо, если молодая девушка просит Богородицу, чтобы она послала хорошего молодого человека, или если юноша молится о том, чтобы Бог послал ему хорошую девушку. Здесь нет ничего плохого.

— Что имел в виду Господь, когда говорил: «Горе будет беременным и питающим сосцами»? Некоторые старцы не советуют жениться в последние времена.

— Это глупость какая-то. Христос не говорил, чтобы замуж не выходили. Он говорил, что когда придут те дни, для беременных и кормящих это будет особенно трудным периодом. Но сейчас если говорить о кончине света, для нас в эсхатологии — это когда мы умрём. Я вам советую: занимайтесь Христом, а не Антихристом. Вы знайте, что это нездоровое духовное состояние, когда много говорится об Антихристе, о кончине века и так далее. Некоторые очень много занимаются этой темой.

— Батюшка, сегодня Россия находится в демографическом кризисе. Не секрет, что мы на грани выживания. И прямое, и символическое спасение именно нашей страны в многодетных семьях. Многодетные семьи сегодня — это средний класс. И поскольку это церковные люди, которые не могут совершать греха в своей работе, они находятся на грани выживания. И политика нашего государства только на словах, а не на деле помогает. Какой вы можете им дать совет?

— Во-первых, скажу, что многодетным семьям в России надо смотреть на примеры других семей. Нас, например, было семеро. Наши родители были бедными людьми. Но смотрите, вырастили нас. И сколько ещё есть таких людей. Не желайте иметь много детей только при наличии какого-то обеспечения со стороны государства. Если оно помогает, это очень хорошо. Но не забывайте, что и птицы не сеют, не жнут, но Отец наш Небесный и их питает.

Я вам расскажу такой трогательный пример. В одном районе Северной Греции как-то случилось, что в многодетной семье ни денег не было, ни даже хлеба. Отец хотел какой-то кредит взять, но никакого интереса помочь с другой стороны не было. Их дом стоял вне села, где-то в 300 метрах от храма святого Георгия. И каждый вечер они шли и зажигали святому лампаду. И вот когда уже на исходе были все их средства, отец пошёл к святому Георгию и говорит: «Я больше не могу. Помоги». И во сне видит отец святого Геор-гия на коне. И святой ему говорит: «Пойдёшь завтра в храм, там у двери есть большой камень, уберёте тот камень и под ним найдёте три золотые лиры». Семья пошла к храму, и они действительно нашли под камнем три монеты. И вот так вера их спасла.

Не забывайте, что ключ всех таинств в Церкви — это вера. Когда Господь вмешивался чудесно, Он одной женщине говорил: «Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему», другой: «Вера твоя спасла тебя», третьему говорил: «Жил в Израиле, столько веры не видел».

Веруйте крепко, твёрдо, и Бог решит все ваши проблемы.

— Ребёнок зачат в страстную седмицу. Постоянно болеет. Мамочка очень переживает. Что делать?

— Пусть уповает на Бога, который является Отцом для всех нас и нам прощает наши ошибки.

— Как помочь сыну? По гордости он не может придти в церковь, хотя уже получил немало вразумления от Господа. Разведён. Причастился единственный раз.

— Молитесь. Но ему не говорите, потому что матом ругать будет. И его час придёт.

— Отче, у дочери брак венчанный, но не регистрированный. Он женился на другой, а дочка молится, чтобы он вернулся. Как быть?

— Надо терпеть. Не знаю, в России очень легко разводятся, очень легко. К нам много паломников приезжает. Две трети из них или во втором, или в третьем, или в четвёртом, или даже в пятом браке. А знаете, в чём причина? Потому что часто у них только гражданский брак, они не венчаются, и на них не приходит благодать Божья, чтобы помочь в семейных делах.

Поэтому те, кто не венчан, должны обязательно обвенчаться, даже если вы уже в возрасте. Все. И как можно скорее.

— Дорогой батюшка, как правильно приучить детей к церковной службе, чтобы они, вырастая, не обижались на нас?

— Детей в храм берите, но не на все службы. Если на пять часов поведёте ребенка, он убежит из храма. Дети не могут так долго держаться на ногах. Давлением и принуждением это дело не выйдет. Поэтому говорят, что самая высокая добродетель — это рассуждение. Добро, говорят, не является добром, если не добрым образом делается.

— Как правильно детей воспитывать: наказывать ремнём или нет? Или по-доброму и не принуждая?

— Всё-таки будьте снисходительны к детям. Давление, чрезмерная строгость никогда пользы не приносят.

А помогает знаете что? Дело. И больше всего — молитва. Не говорите много детям о Боге, а говорите много с Богом о детях.

— Как воспитывать детей в православной вере, если муж неверующий и против воспитания в Православии?

— Тайком. Учите его втайне от отца, чтобы он не понял, что происходит. Опять ради того, чтоб потом не ссорились.

— Отче, что делать, когда дети попали в секту?

— Если случается такое, надо молиться. Там же иеговисты, эти же люди неразумные. Молитесь. Одно из самых трудных и тяжёлых испытаний — это когда наши дети попадают вот в эти сети.

— Батюшка, почему современные дети так жестоки и отделяются от родителей?

— К сожалению, из-за многих грехов в мире очень ослабла человеческая природа вообще. Родители не всегда праведны. И сами из-за многих грехов не имеют внутреннего равновесия. И рожают детей, у которых нет мира. Поэтому советую всем матерям каждое утро маленьким и большим детям давать одну чайную ложку святой воды. Очень помогает.

— Как одинокой матери без отца правильно воспитывать мальчика? Что самое главное?

— Думаю, чтобы она любовь давала ребёнку. Любовь всё покрывает. И ещё надо, чтобы мать молилась много о ребёнке, потому что благодать Божия всё восполнит.

— Как, отче, просить Бога молодому человеку, который хочет реализовать свои таланты и способности, но испытывает финансовые затруднения?

— Бог поможет человеку реализовать свои таланты даже при отсутствии финансовых возможностей. Иногда тоже сижу и размышляю о следующем. Один чистит улицы, и доволен. Другой плотник, и доволен. Третий сантехник, четвёртый бизнесмен, пятый предприниматель, шестой президент, кто-то губернатор. Думаю, великая тайна, как Бог распределяет всех людей на разные места и всем даёт покой.

О МИРЕ И ГОСУДАРСТВАХ

— Скажите, в Греции Православие — государственная религия? И в чём это проявляется?

— Да, это официальная религия. 98 процентов населения — православные.

— Батюшка, чем объясните тяжёлое положение экономики Греции и ту ситуацию, в которой сейчас находится ваша страна?

— Причина кризиса в том, что и мы, греки, к сожалению, пренебрегли тем сокровищем, которым обладаем, — Православием. На греков, к сожалению, тоже повлиял дух Европы. Народ отдалился от православно- го предания. А Бог всё это допускает, чтобы мы смирились. В этом году даже какие-то кредиты брали люди, чтобы на каникулы поехать. Я на каникулах никогда в жизни не был. Что потерял? Не думаю, что потерял что-то.

— Ваше отношение к экуменизму? Ваше мнение о единой универсальной электронной карте?

— Экуменизм — это течение, которое хочет, чтобы все так называемые христианские вероисповедания сошлись на чём-то. Мы вообще не против диалогов, но эти диалоги должны совершаться на правильных основаниях. Мы должны знать, прежде чем пойдём на такие собрания, что мы принадлежим единой Святой и Апостольской Церкви.

Насчет карты гражданина, как у нас называют электронные паспорта, мы против этого, даже не духовно, потому что это не печать Антихриста, которая будет на руке и на лбу, а потому что там уменьшается уважение к человеческой личности. Например, правительство, которое сейчас избрали в Англии, в своей предвыборной кампании говорило, что они не примут карту гражданина. Конечно же, не из-за духовных причин. У них таких интересов вообще нет. А потому, что это наступает прямо на свободу личности.

Думаю, что те паспорта, которые сегодня существуют, можете брать свободно. Не надо создавать искушения на ровном месте, как говорится.

— Как вы относитесь к глобализации?

— Если иметь в виду процессы смешивания всех стран и культур в одно, этого просто не добьются. Но мы, как православные, этого не принимаем, конечно. Мы не хотим глобализованных людей. Мы хотим глобальных, то есть вселенских людей. А вселенскими являются святые, которые своими молитвами весь мир берут в объятия.

— В нашей стране скоро выборы президента. Как православному человеку относиться к выборам, если нет доверия никому? Правильно ли устраняться?

— Вы должны руководиться следующим лозунгом среди политиков: из двух зол выбирай меньшее. Не ждите идеальных состояний. Вы гораздо в лучшем состоянии как страна, чем мы, Греция. Там в министров, премьер-министров и президентов бросают яйца, сметану и так далее. Здесь хотя бы не дошли ещё до этого. Не знаю, как в будущем.

— Верите ли Вы в возрождение монархии в России?

— Не думаю, что можно восстановить монархию в России. Это, наверное, уже всё достояние прошлого.

— Спаси вас Господи, отче Ефрем, и всех монахов вашей обители за величайший дар, который вы подарили России. Сейчас стоит вопрос о том, сохранится ли Россия. Глядя на огромные очереди к Святому Поясу Царицы Небесной, со слезами верую — России быть. Спаси и сохрани вас Господь.

— Не бойтесь, Россия не развалится. Наоборот, укрепится и сыграет главную роль в деле спасения всего Православия на земле.

Монастыри всегда отличались своим собственным укладом и отрезанностью от внешнего мира. Многие люди уходят в них чтобы избежать мирских проблем и полностью посвятить свою жизнь служению Господу.

Нередко монастыри использовались в качестве терем или места ссылки неугодных властям лиц. Например, в казематы Боровского монастыря калужской области в сове время поместили протопопа Аввакума. Но все же львиная доля обитателей столь уединенных мест простые монахи.

Вероятно, самым известным монастырем Православного христианства был и есть Афон. Если точнее, то это конгломерация монастырей, расположенных на Святой горев в Греции. Каждый монастырь имеет своего настоятеля, скарб и территорию.

Все они принадлежат Патриарху Константинопольскому, который номинально остается главой всех православных Церквей мира.

Константинопольская православная церковь насчитывает примерно 40 человек в клире и 2 - 3 тысячи прихожан.

Ватопедский монастырь - одна из многих афонских обителей, со своей непростой историей. Сегодня его возглавляет архимандрит Ефрем Ватопедский. Он родился на Кипре, но встретив старца Иосифа отправился за ним на Афон.

Здесь он принял монашество и быстро поднялся до чина иеромонаха, а затем и игумена монастыря. После смерти Иосифа, занял его место духовного наставника обители. В 2011 году с святым отцом случилась неприятность и его обвинили в незаконной передаче церковной земли, но спустя 6 лет его оправдали.

Игумен Ефрем бежит от турок, заканчивает духовную семинарию и отправляется на Афон

В миру игумен Ватопеда звался Василиос Куцк. Появился на свет в 1960 году на острове Кипр в городе под названием Фамагуста. Семья монаха не отличалась малым количеством. Кроме матери Василики и отца Сотириса имелись еще шестеро братьев и сестер. Причем двое от первого брака отца, закончившегося трагедией.


К образованию своих детей в семье относились серьезно. Василиоса сначала отправляют учиться в гимназию, а затем он поступает на обучение в семинарию св. Варнавы в городе Никосии. Полноценному получению образования мешает неожиданное.

Остров Крит становится объектом вооруженного вторжения Турции.

Все происходит настолько внезапно, что многие жители не успевают сбежать. Турки при этом ведут себя очень негуманно по отношению к местным жителям.

Семья будущего архимандрита тоже становится беженцами и бежит от турок.

При побеге от войск турок в плен попадают отец и старшие братья Василиоса.

Крит по-прежнему поделен между Турцией и Грецией. Несмотря на то, что обе страны находятся в блоке НАТО, спор никак не удается разрешить. На общей границе регулярно происходят вооруженные столкновения, порой с применением военной техники и автоматического оружия.

Осенью 2018 года силы ПВО Турции сбили принадлежащий греческим ВВС боевой самолет. С каждым годом напряжением между странами нарастает и конца этому не видно.

Дальнейшее образование будущий игумен Ватопеда получает в Богословской школе Афинского университета. Время обучения с 1972 по 1978 годы. После получения диплома молодой Васлиос отправляется на родной остров, где устроился преподавателем в ту самую семинарию святого Варнавы города Никосии.

Работа учителем продолжалась до 1979 года, когда молодой человек встретил старца Иосифа Ватопедского. Василиос тогда посещал монастыри родного Кипра, а старец оказался киприотом. На острове старец проживал в монастыре Иереон в городе Пафос после кончины своего духовного наставника Иосифа Старшего Исихаста.

Ефрем сильно проникается речами старца Иосифа, решив присоединиться к монашескому братству отправляется на Афон.

Молодой человек сильно проникается речами Иосифа и решает присоединиться к монашескому братству. Спустя некоторое время он становится учеником старца и позже переезжает вместе с ним на Афон.

в этом году Ефрем Ватопедский отправляются жить в Новый Скит

В самом начале они обитают в монастыре Кутлунуш, но в 1982 году отправляются жить в Новый Скит.

Василиос становится иеромонахом Ефремом и игуменом Ватопеда

1982 год стал знаменательным для Василиоса. Переехав в Новый Скит его постригают в монахи. Спустя год, в 1983, он последовательно становится иеродиаконом и иеромонахом. Все это время он продолжает внимать мудрости учителя и неистово молиться. Благо, атмосфера афонских монастырей предрасполагает к этому идеально.


Стоит отметить, что на Афон переехали не только Ефрем с учителем. Под началом старца Иосифа было целое братство иноков и монахов. Поэтому в 1987 году Иосифу Ватопедскому и его братьям поручили восстанавливать духовную жизнь в Ватопеде.

На это святое дело братство благословил лично Патриарх Константинопольский и в 1989 году братство в полном составе переехало в возрождаемый монастырь.

в этот день Иеромонах Ефрем становится первым игуменом Ватопедского монастыря

Иеромонах Ефрем в 1990 году 8 марта становится первым игуменом Ватопедского монастыря. Выбор пал на него после всеобщего голосования монахов. Спустя пару месяцев, в апреле, Ефрема торжественно возводят в сан архимандрита и инициируют на должность настоятеля монастыря.

На церемонии присутствовали Архиепископ Афинский Христодул, проэпистатис Афона - старец Феоклит и многие другие значимые духовные и гражданские лица.

В 2009 году происходит большое горе. В преклонном возрасте от старости скончался старец Иосиф Ватопедский. Это была большая утрата для монахов Ватопедского монастыря.

Иосиф к тому моменту уже долгие годы был духовником своих братьев. Нового духовника Ватопеда выбирали недолго, самой явной и предпочтительной кандидатурой стал архимандрит Ефрем.

Архимандрита Ефрема арестовали в 2011 году после возвращения из России

В декабре 2011 года игумен Ефрем участвовал в празднике принесения Пояса Божьей Матери, что проходил в России.

После возвращения на родину и приезда на Афон, архимандрита заковывают в наручники и отвозят в ближайший полицейский участок. Полиция не обращает внимания, что старец болен и его знобит от высокой температуры.

в этот день Архимандрита Ефрема конвоируют в Афины и временно заключают тюрьму

28 декабря его конвоируют в Афины и временно заключают в Коридаллос, тюрьму в пригороде столицы.

Ефрему предъявляют обвинения в незаконной передаче собственности без согласования с законными властями. Вспоминается дело, когда руководство Ватопедского монастыря передает озеро Вистонида и его окрестности на кусок территории стоимостью в 100 миллионов евро.

Стоит отметить, что с 890 года озеро находилось в собственности Ватопеда, а затем его незаконно отобрали греческие власти. Истории более чем мутная. Игумен Ефрем официально заявляет журналистам и властям, что прошедшая сделка была официальной.


Обвинения в сторону столь уважаемого священнослужителя возмутили общественность. За игумена сначала вступились греческие духовники и российские духовники, а затем вмешался МИД Российской Федерации.

Греческие власти оказались глухи к ним и продолжали удерживать архимандрита под стражей. Более того, Ефрема заключили под предварительный арест, который по законам Эллады длится до полутора лет.

Самое интересное, что Патриарх Константинополя, который обладает всеми правами на земли Афона, в резкой форме попросил не вмешиваться во внутренние дела и перестать разводить шумиху вокруг этого дела.

в этот день суд заменил заключение под стражу на домашний арест

29 марта 2012 года адвокаты игумена подали в апелляционный суд с требованием заменить заключение под стражу на домашний арест с внесением залога. Суд пошел навстречу и Ефрема конвоировали в Ватопедский монастырь. С него взяли подписку о невыезде с Афона, адвокаты за него вносят залог в 300 тысяч евро.

Все это непростое дела завершилось в марте 2017 года, когда суд полностью оправдал игумена и аннулировал все обвинения.

Архимандрит Ефрем (также известен как Ефрем Филофейский, греч. Εφραίμ Φιλοθεϊτης и Ефрем Аризонский, греч. Εφραίμ Αριζόνας, англ. Ephraim of Arizona, в миру Иоа́ннис Мораи́тис, греч. Ιωάννης Μωραΐτης).

Наш современник архимандрит Ефрем (Мораитис) - подвижник, пастырь и миссионер, трудами которого возрождена монашеская жизнь в ряде афонских монастырей, а также основано несколько обителей в Америке и Канаде. Отец Ефрем - духовное чадо, послушник и спостник известнейшего афонского старца Иосифа Исихаста, сумевший вполне воспринять богатый духовный опыт своего великого учителя.

Господь призвал отца Ефрема на стезю монашества еще в юности и с самого начала особым образом засвидетельствовал Свое попечение об этом новоизбранном воине Христове. «Мне было девятнадцать лет, — пишет старец в своих воспоминаниях, — когда вступил я на путь к уделу Богородицы, ко Святой Горе. Путь этот к монашескому житию указала мне добродетельная и монахолюбивая моя мать, ныне монахиня Феофания».

В первые годы немецкой оккупации Греции, когда Иоаннису (таково было мирское имя отца Ефрема) пришлось ради заработка оставить школу, в одном из приходских храмов города Волоса ему посчастливилось встретить иеромонаха-афонита, принадлежавшего прежде к братству прославленного подвижника Иосифа Исихаста. Этот иеромонах стал для молодого человека наставником и советчиком, помощником в его духовном возрастании. «Я избрал его своим духовным отцом и, благодаря его беседам и советам, — говорит отец Ефрем, — вскоре начал чувствовать, как сердце мое удаляется от мира и устремляется к Святой Горе. Особенно когда он мне рассказывал о жизни старца Иосифа, что-то зажигалось во мне и пламенными становились моя молитва и желание поскорее узнать его. Когда наконец подошло время — 26 сентября 1947 года, утро, — кораблик потихоньку перенес нас из мира к святоименной Горе: так сказать, от берега временности к противоположному берегу вечности».

Будущий старец оказался в числе ближайших учеников Иосифа Исихаста — выдающегося наставника монашествующих, скоро возводившего предавшихся его руководству от земли к небу.

В общине старца Иосифа Яннакис оказался самым молодым. Жизнь в ней была суровой и мало утешительной с материальной точки зрения, зато изобиловала утешениями духовными. И первым из них было само общение со старцем: «Я познал его как истинного богоносца. Превосходный духовный стратег, опытнейший в брани против страстей и бесов. Невозможно было человеку, каким бы страстным он ни был, пробыть рядом с ним и не исцелиться. Только бы он был ему послушен».

Главным деланием монаха старец Иосиф полагал умную молитву, соединяющую человека с Богом, просвещающую его Божественным светом. Сам он был великим делателем ее, непревзойденным «богословом опыта» и своих чад воспитывал в том же духе, преподавая им в совершенстве постигнутую науку внутреннего делания. И какие еще примеры, и какие «стимулы» нужны были братиям, часто видевшим своего Cтарца после многочасовой молитвы в состоянии благодатного изменения, когда лицо его зримо осиявалось неземным, нетварным светом?

Рядом со своим наставником отец Ефрем провел двенадцать лет — столько, сколько отец Иосиф прожил с момента их первой встречи, — в буквальном смысле впитывая в себя его учение и наставления. Господь сподобил послушника послужить своему геронде до самого его последнего вздоха.

Избранный игуменом святогорской обители Филофей и прекрасно устроивший ее внутреннюю жизнь, он не остановился на этом: постепенно его заботами и по его благословению от нее «отпочковались» несколько групп его учеников, возродивших монашескую жизнь еще в целом ряде афонских монастырей (в частности, в таких обителях, как Каракал, Костамонит, Ксиропотам, скит святого апостола Андрея Первозванного).

А затем, по особому указанию Божию, отец Ефрем, вверив Филофей одному из членов своего братства, покинул «Сад Пресвятой Богородицы» и переселился в… США, где в штате Аризона, в пустыне, основал обитель в честь преподобного Антония Великого. Всего же его попечением в Америке и Канаде на сегодняшний день устроено восемнадцать мужских и женских монастырей.

- Вы очень много путешествуете. Какое из посещенных мест больше всего Вам запомнилось?

Да, к сожалению, мне приходится, как вы говорите, много путешествовать. Все места хорошие, красивые и впечатляющие. Я вижу личности, встречаюсь с людьми... И везде я нахожу благодатных людей.

- Какое Ваше отношение к женщине, ее роли в жизни вообще и в церковной жизни, в частности?

Главная роль женщины - это материнство. Второе - должна мироносицей быть - помогать, насколько возможно, на приходах, в церковной жизни.

- Как Вы относитесь к интернету, к чатам?

Ножом можно и хлеб резать, и людей. Если интернетом пользуемся ради благих целей, он хорош, но если нет - очень плох. Я, например, смог разрешить свой старый наболевший вопрос: «как будет проповедано Евангелие во всем мире?» - через интернет.

- Как Вы пришли в монашество?

Это меня благодать Божия нашла и привела в монашество. На моей родине не было поблизости монастырей, и я монахов никогда не видел. Только рядом с Фамагустой был паломнический центр, куда приезжали поклониться святому Варнаве. И еще был рядом монастырь заброшенный...

Во время учебы в университете в Афинах я уже собирался стать женатым священником. Но когда первый раз приехал на , впервые увидел образ другой жизни. Вначале он не показался мне таким привлекательным, лишь потом он стал для меня целью.


Я монашествую с 1981 года. 30 лет монашества, включая 22 года игуменства. К сожалению, я слишком молодым был, когда стал игуменом. Вот я вам и исповедался...

- Что Вы можете сказать о прослушивании молитвенных правил, записанных на электронных носителях?

То есть чтобы слушать во время езды на автомобиле? Это не плохо. Можно слушать, и ум должен следовать за словами молитв. Будет польза, но вы должны и сами научиться молиться. Когда сам молишься, тогда молитва плодотворней.

- Как правильно настроить себя на молитву, чтобы совместить ее с послушанием?

Будьте внимательны и осторожны в своей духовной жизни. И можно совместить.

- Как избавиться от страстей?

- Добрым подвигом веры подвизайтесь и слушайтесь духовника. Держитесь подальше от причин греха. Одного старца спросили, как спастись. «Убегай, - говорит, - и спасайся». Он имел в виду убегать от причин греха.

- Что Вам понравилось и что не понравилось в нашей семинарии?

Все, что делается с хорошим расположением, мне нравится. Нет человека, который не совершал бы ошибок. Бог не так смотрит на результат, как на расположение человека. И когда человек подвизается с хорошим расположением, Бог принимает, даже если чисто логически это ошибка.

Насколько Вам понравилось наше пение? Какое пение более древнее: византийское или же наше, радостное, можно сказать, услаждающее слух?

У нас на Афоне традиционное византийское пение. Но нельзя не уважать и традиции Поместных Церквей. Мне понравилось ваше пение. Хорошо пели. И мне помогли в службе. Но не так важно, насколько вы хорошо поете с академической точки зрения, а каково ваше сердечное расположение.

- Можно ли молиться о животных, и каким святым?

Зависит от вашего отношения. Знаю одного человека, который спит с собакой, ест с собакой, идет гулять с собакой... Когда эта собака сдохла, он всех своих сотрудников угостил в память о собаке. Таким людям ни про каких святых не говорю. Это - нездоровое отношение. Собаки для того, чтобы дом охранять, а не для того, чтобы спать и есть с ними. Жена того человека хотела даже с ним развестись из-за этого. Сентиментальное отношение к животным - страшная болезнь. А вообще покровителем животных считается святой Модест Иерусалимский.

Однажды в Салониках была презентация коллекционного издания Евангелия. В первом ряду сидела женщина. Пока ждали начала мероприятия, чтобы не сидеть и не молчать, мы с ней познакомились. Оказалось, что она проректор университета, у нее две дочери. Обеих отправили учиться в Афины, и чтобы как-то восполнить образовавшуюся пустоту, завели собаку. «Жаль, - говорю ей. - Какой же вы проректор, если свои материнские чувства перенесли на собаку?»

- Как найти духовника, и можно ли матушке исповедоваться у своего супруга-священника?

Сердце извещается, кто нам в духовники подходит. А мужу лучше не исповедоваться. Другого духовника найдите. Хорошо, если у мужа и жены один духовник. Но не как у нас в Греции бывает: муж и жена вместе подходят на Исповедь и один слушает Исповедь другого. Это неправильно!

Одна супружеская пара, несмотря на мой протест, решила исповедоваться одновременно. У мужа была секретарша на работе. И, исповедуясь, он говорит: «Иногда, отче, у меня глаз убегает и смотрю на секретаршу». Кто его за язык тянул такое сказать? И каждый день жена стала ходить к нему в офис. В конце концов ни в чем не повинную секретаршу уволили. От совместной Исповеди началась такая катавасия.

- Каково значение Иисусовой молитвы для мирянина?

Иисусова молитва имеет большое значение для всех нас. «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь» (1 Фес. 5, 16 - 17), - апостол Павел говорил это всем. Воистину блажен человек, который любит Иисусову молитву. В ней великое утешение и великая радость. Ведь радость - первый плод Иисусовой молитвы.

- Скажите, пожалуйста, нужно ли заставлять детей стоять в храме всю службу?

Если дети маленькие, не мучайте их - не приводите к началу службы. Нужно рассуждение. Когда мать трехлетнего ребенка на трехчасовую службу приводит, для него это мучение. Дети больше часа не могут стоять. С семи лет немного больше могут. Но силой никогда не заставляйте. Всегда действуйте убеждением, а не понуждением. Мальчиков приучайте прислуживать в алтаре. Там ребенок занят делом, и время для него течет быстрее.

- Что делать, если во время написания иконы мучают разные мысли?

Помыслы иконописи не мешают. Помысел, если не становится делом, не имеет значения. Например, в постный день, в среду, нам захотелось шашлыка. Идем в шашлычную. Говорим: «Дайте одну порцию шашлыка». Нам отвечают: «Только что последнюю продал». Грех делом не был совершен.

- Литургию хотят перевести на белорусский язык, на русский. Правильно ли это?

Это как решит правящая Церковь. По-моему, у вас с этим все в порядке: в той или иной мере вы понимаете язык службы. Нет у вас такой проблемы.

- Как детей, которые отходят от Церкви, вернуть в храм?

Увещеванием и молитвой. Не понуждением, а любовью. Примером своей жизни.

- В каком из российских монастырей лучше всего поют, с духовной точки зрения?

Много где хорошо поют. И на Валааме хорошо поют. И в вашей семинарии.

- Отец Ефрем, как Вы относитесь к сокращению богослужения?

Иногда священники сокращают службы, говоря, что народ устал. Но первые, кому надоела служба, - это они сами. Лучше прихожанину прийти с опозданием, чем священнику сокращать службу. Этим он унижает аскетический образ Церкви. Стояние на ногах во время службы, поклоны - все это аскетическое выражение служения Богу.

Если после духовного училища не получается получить оплачиваемую работу по специальности, нужно ли получать другое образование или надеяться на волю Божию?

Неплохо получить и другое, светское образование и работать параллельно в другом месте. К сожалению, у певчих не такие зарплаты, чтобы жить на них. Но не бойтесь: у нас в Греции с этим еще хуже.

- С какого возраста дети должны соблюдать посты, постные дни? Какие послабления можно давать детям?

С семи лет могут уже поститься. Послабление зависит от ребенка. Вначале может не есть мяса. Потом понемножку воздерживаться и от сыра. Зависит от характера. Главное, чтобы расположение у родителей было правильное, чтобы они по духовным причинам хотели так воспитывать детей.

- Что делать, когда нет сил молиться?

Будем спать (смех в зале). Бог хочет от нас только того, что в наших силах.

- С какого возраста девушке можно уходить в монастырь?

Совершеннолетней должна быть. В одном монастыре, в России, кстати, пятилетнюю девочку взяли послушницей. Конечно, потом возникли проблемы, и она оттуда ушла. Это духовная утопия.

Старец Ефрем Катунакский с бесконечным благоговением почитал Богородицу. Однажды он с умилением приложился к иконе Божией Матери «Отрада и Утешение», посмотрел вверх и вдруг, объятый духовным восторгом, возопил: «Панагия! Богородица! Вся Святая Гора - Твой сад, Ватопед - Твой престол!»

Не случайно у нас в монастыре столько чудотворных икон и Честной Пояс. Где еще Поясу быть, как не в месте непорочности, девства, чистоты и послушания?

Так что не отчаивайтесь никогда. Богородица нас спасет, только мы должны и сами немножко постараться. Ее Покров над нами, и Она только ждет подходящего часа, чтобы нам помочь. Потому что знает, что Сын Ее распялся ради нас. Никто не получал столько просвещения и благодати, сколько Она. Будучи по сути монахиней, Богородица знает, что значит монашество.


Церковь, можно сказать, является «заводом» по производству святых. В этом храме сильно ощущается присутствие благодати Святого Духа, благодаря честнейшим мощам преподобной Евфросинии. Преподобная Евфросиния - сердце не только этого монастыря, но и всей Беларуси. Да поможет она сестрам этой обители как можно больше любить Бога, надеяться на Него и достигнуть этим цели своего монашеского призыва - освящения. В этом цель жизни и всех нас. Присутствие Христа на земле - Святая единая Апостольская Церковь, на поле которой все мы пасемся. Цель Церкви - возводить людей с земли на Небеса. «Бог стал человеком, чтобы сделать человека Богом», - говорит святой Григорий Богослов.

Предназначение монахов - доказывать своей жизнью истинность Евангелия. Ведь каждый, кто приходит в монастырь, ищет людей обоженых, людей освященных - плоды воплощения Бога-Слова на земле. Для чего? Чтобы уйти отсюда с еще большей верой в истинность Учения Христа.

Пресвятая Богородица - самый Смиренный Человек, Который только рождался на земле, и Ей мы молимся о даровании смирения. Сегодня смирение считается комплексом неполноценности. На самом деле это облачение Божества, по словам Исаака Сирина. Потому что только смирение возводит человека до Небес. Человек чувствует себя хуже всех, но в то же время чувствует себя очень близко к Богу. Смирение придает человеку духовное благородство. Помолимся Богу, чтобы обрести нам смирение, и так стяжать полноту благодати. Тогда нами будет довольна и Госпожа Богородица, и преподобная Евфросиния, возлюбившая Христа до конца.

Как воспитывать у сестер любовь и ревность к Иисусовой молитве? Говорить об этом на общих беседах или ввести Иисусову молитву в общемонастырское правило?

Надо говорить об Иисусовой молитве, надо поощрять, подталкивать, советовать. Но, главное, - самим этим заниматься. Это будет самое большое свидетельство. Если пастырь говорит об Иисусовой молитве, но у него самого ее нет - это все пустые слова. Современный человек не может много слов в уме держать постоянно, чем меньше - тем ему легче: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».

Как поступать, если сталкиваешься с раздражением со стороны игумении, когда приходишь по послушанию? Что делать, если о своей душе не можешь с ней говорить: нет доверия, так как сталкиваешься с некоторым обманом?

Если сердится матушка, когда спрашиваем о чем-то - нужно потерпеть: она тоже человек, может и сердиться. К тому же, матушка может и притворяться, что сердится, для вашей же пользы.

А вообще, если у кого-то есть жалобы на другого, значит, он сам духовно болен. Только на себя должны жаловаться. Старец Иосиф замечательно говорил об этом: «Для монаха вопрос «почему?», например «почему я?» или «почему он там, а я здесь?» и тому подобные - это как хула на Святого Духа».

И будьте очень осторожны с мнительностью - у монахов это частая болезнь. «Старец меня меньше любит, чем других. Со мной не считается, а других вон как слушает. Если сестра Доминика что-нибудь просит - всё ей делает, а мне - ничего!» Подозрительность очень большое зло, многих людей мучает. Это явный бесовский прием.

Если есть такие помыслы - исповедуйтесь у матушки или у старца. И как посоветует духовник, так обязательно и делайте. Если идем к старцу, а потом все-таки делаем по-своему, это значит, что своему помыслу доверяем больше, чем духовному отцу. Такое доверие через мнительность может привести к полному отчаянию.

Особенно действенно страсть мнительности исцеляется послушанием - «послушанием мула», как говорят у нас. Нужно говорить своим помыслам: «Нет! Матушка сказала, что это не так, и я ее слушаюсь».

В чем смысл этих бесовских помыслов? Чтобы наш ум одолела печаль. Если ум в плену печали, нам уже не до молитвы и мы духовно скатываемся вниз. Человек, у которого печаль одолела ум - это как человек, который не может ходить.

Особо хочу сказать о сокрытии помыслов и грехов. Будьте внимательны с этим. Ни в чем не стесняйтесь исповедоваться. Когда какая-нибудь страсть, особенно мнительность, не уходит - исповедуйтесь: один раз, десять, сто - пока не уйдет.

Знаю одного монаха, который постоянно думал, что другой монах его не любит. Он настолько доверился своему помыслу, что в конце концов ушел из монастыря и так теперь где-то и бродит.

Продолжение следует.

«…К сожалению, сегодня человек влечется ко греху. И согласно святоотеческому учению, когда человек поворачивается ко греху, помрачается его ум. А когда ум помрачится, первым же шагом такого человека есть удаление от Бога. Именно это и происходит сегодня столь массово. Грех - это основа всех бед людей, всех его неудач, всех страшных смертей. Поэтому святой Григорий Палама в своих учениях пишет: «ум, который отдаляется от Бога, становится или животным, или бесноватым»».

О духовной традиции Святой горы Афон и о том, какую пользу она может принести возрождающейся России - наш разговор с афонским старцем, настоятелем одного из старейших святогорских монастырей, учеником старца Иосифа-младшего, архимандритом Ефремом Ватопедским.

«Вопрос»: На Афоне никто не рождается, и люди сюда приходят из мира. Что это за тип человека такой - монах, откуда он возникает?
архимандрит ЕФРЕМ: Здесь ответ может быть очень простым. Иисус Христос вчера, сегодня и вовеки тот же самый: вчера Он говорил двенадцати апостолам: «Следуй за мной», и сегодня Он тот же, и говорит то же. И когда он видит души, которые рвутся к Нему всем своим естеством, желая послужить Ему, то Он существенным, но каким-то тайным путем дает благодать тяги сюда. Так люди приходят на Святую гору. Он их не только приглашает, их тянет сюда. В Евангелии есть такие слова: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Ин. 6:44). Святая гора - это удивительное место. Здесь действительно никто во плоти не рождается, но в духе рождаются все прибывшие. И это самое главное.

«Вопрос«: Какие духовные навыки должен стремиться стяжать человек, у которого в сердце есть склонность к монашеству?
арх. ЕФРЕМ: У него должна быть склонность к молитве, отсечению своей воли, состояние подчиненности должно быть для него органично. Он должен понимать, что такое монашеское жительство - это постоянное понуждение человеческого естества. Все святые понуждали себя.
«Вопрос«: В монастыре это делать легче?
арх. ЕФРЕМ: Да, монастырь предоставляет человеку оптимальные условия для правильного духовного шествования. Но вы в России должны предпринимать какие-то меры, чтобы сдерживать потоки праздных туристов в монастыри. Они вносят в монашеские обители мирской дух, отвлекают монахов от их главного делания - молитвы. В Греции, например, есть монастыри, где три дня в неделю - понедельник, среду, пятницу - врата монастыря закрыты для паломников. И монахи таких монастырей получили огромное облегчение - это возможность, сосредоточившись на молитве и духовном чтении, стяжать те духовные сокровища и дары, которыми после уже можно делиться с людьми.
«Вопрос«: Вы много ездите по России. Каким российским монастырям, на ваш взгляд, можно было бы рекомендовать такую меру?
арх. ЕФРЕМ: В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Но у вас, насколько я знаю, подобную практику во взаимоотношениях с миром уже пытается выстаивать Валаамский монастырь.
«Вопрос«: Как строится день монаха в вашем монастыре?
арх. ЕФРЕМ: В четыре ночи мы начинаем службу, к восьми заканчиваем, после идем в трапезную, с полдевятого до часа мы на послушаниях, с часа до пяти отдыхаем, в пять служим вечерню, затем ужин и потом повечерие. После трапезы могут быть общие работы. И уже после общих работ повечерие. После повечерия по послушанию делают только самое обязательное: садовники поливают огород и цветы. В 12 часов по византийскому времени, то есть, где-то в девять часов вечера, бьет «колокол молчания». С этого времени и до полуночи - у монахов духовные занятия в келье, потом три с половиной часа спим и в четыре - служба.
«Вопрос«: Известно, что монахи из русских монастырей проходили в Ватопеде своего рода духовную стажировку?
арх. ЕФРЕМ: Да, несколько монахов из России действительно жили у нас кто два, кто три года. А после они возвратились в свои обители, обогащенные святогорским монашеским опытом. Очень важно, чтобы монах соприкоснулся с истинным монашеским преданием. На Святой горе монашеская традиция не прерывалась.
«Вопрос«: Сегодня мир ополчился на христианство. Может быть, похожее творилось только в древние языческие времена. Чувствуется ли эта мирская враждебность на Афоне?
арх. ЕФРЕМ: Конечно, чувствуем. Это удаление людей, народа от Бога. К сожалению, сегодня человек влечется ко греху. И согласно святоотеческому учению, когда человек поворачивается ко греху, помрачается его ум. А когда ум помрачится, первым же шагом такого человека есть удаление от Бога. Именно это и происходит сегодня столь массово. Грех - это основа всех бед людей, всех его неудач, всех страшных смертей. Поэтому святой Григорий Палама в своих учениях пишет: «ум, который отдаляется от Бога, становится или животным, или бесноватым ».
«Вопрос«: Как с Афона видится Россия?
арх. ЕФРЕМ: На Россию мы смотрим с упованием. Россия еще будет процветать, потому что со временем возрождается и духовное здоровье народа. И думаю, что из духовного возрождения России вырастут правильные и хорошие старцы. Потому что столпы каждой поместной церкви - это старцы. Это те, кто по-настоящему управляют народом Божиим. И как говорит Иоанн Лествичник : «Для монахов свет - это ангелы. А для мирских людей свет - это монахи ». И поэтому сегодня мы остро нуждаемся в таких святых, как преподобный Серафим Саровский, чтобы люди могли находить истинное духовное утешение.
Россия сейчас переживает невероятное время свободы церковной жизни. Но вы должны использовать эту свободу для возвращения к своим мощным духовным истокам - опыту преподобных отцов Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Александра Свирского, Амвросия Оптинского. Вы должны продолжать в их духе, но чтобы прикоснуться к нему, надо научиться основам духовной жизни. А этому невозможно выучиться по книгам. Одному греческому игумену, который отдавал все свое время на чтение святых отцов, я сказал, что он поступает, как больной, который хочет вылечиться, только читая медицинские книги. Очень большое значение имеет живое общение с носителями духовной традиции. В этом смысле общение с афонскими монахами может принести России великую пользу.