ли предложения с выделенными словами.Проверьте себя по орфоэпическому словарику.3.Объясните лексическое значение слова шомпол. В случае затруднения обратитесь к толковому словарику учебника.

1)В каком предложении все выделенные слова пишутся раздельно?


1. (НЕ)ХУДО БЫЛО(БЫ) съездить к озеру.
2. (НЕ)СМОТРЯ на сильный ветер, холода я (НЕ)ОЩУЩАЛ.
3. ВСЁ(ТАКИ) (НЕ)ХОЧЕТСЯ в такую жару оставаться дома.
4. Кожа на его щеках (НЕ)ЗДОРОВАЯ, (КАК)БУДТО не спал всю жизнь.
2)В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
Выберите один из вариантов ответа:
1. Если (ВО)ВРЕМЯ не остановиться, (ПО)ПУСТУ потратишь время.
2. Каштанка бегала (В)ЗАД и (В)ПЕРЁД и не находила хозяина.
3. (С)НАЧАЛА туристы составили план похода, а (ЗА)ТЕМ начали сборы.
4. Старик сказал, что (НИ)ОДИН заяц туда (НЕ)ПОЛЕЗЕТ.
3)В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
Выберите один из вариантов ответа:
1. ТАК(ЖЕ) мощно, как и в (В)ВЕРХ, эвкалипты растут в толщину.
2. Договорившись (НА)СЧЕТ завтрашнего похода, ребята еще (В)ТЕЧЕНИЕ часа обсуждали все детали.
3. Снег в Норильске сходит только (В)НАЧАЛЕ июня, а в конце сентября ложится (В)НОВЬ.
4. (НЕ)СМОТРЯ на то, что корзины уже были наполнены грибами (ДО)ВЕРХУ, мы продолжали заглядывать под каждый кустик.
4)В каком предложении все выделенные слова пишутся слитно?
Выберите один из вариантов ответа:
1. (ЗА)ТЕМ он встал и (НЕ)ЛЕПО взмахнул обеими руками.
2. Видимо, ему (НЕ)ЗДОРОВИЛОСЬ, (ПО)ЭТОМУ он так и остался сидеть.
3. Максиму (НЕ)РАЗРЕШИЛИ уехать даже (В)ВИДЕ исключения.
4. В этом (НЕ)ПРОСТОМ деле (НЕ)ВСЁ ясно.
5)В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
Выберите один из вариантов ответа:
1. Призвание поэта – творить для вечности, (ПО)ЭТОМУ он «сам свой высший суд», (ПО)СКОЛЬКУ лишь немногим дано оценить его творения.
2. Студент выбрал эту тему реферата, ЧТО(БЫ) лучше узнать историю музыки, и В(ТЕЧЕНИЕ) месяца изучал полученные в библиотеке книги.
3. Я хочу поговорить с вами (НА)СЧЁТ квартиры, (В)СВЯЗИ с чем прошу вас уделить мне немного внимания.
4. (НЕ)СМОТРЯ на то что большинство стихотворений Жуковского является переводными, в них мы ВСЁ(ТАКИ) видим русский пейзаж.
6)В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
Выберите один из вариантов ответа:
1. Небо хмурилось ТАК(ЖЕ), как и вчера, море штормило, (ПО)ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.
2. (И)ТАК, подытожим всё сказанное: лес - наш целитель, наше богатство и, (НА)КОНЕЦ, лучший наряд земли.
3. Надо было дождаться Семёнова во ЧТО(БЫ) то ни стало, (ПО)ТОМУ что его приезд решал многое.
4. (В)ТЕЧЕНИЕ прошлого лета мне пришлось жить в старинной подмосковной усадьбе, (ПРИ)ТОМ она не была похожа на обычные усадьбы.
7)В каком предложении все выделенные слова пишутся слитно?
Выберите один из вариантов ответа:
1. (В)ПОСЛЕДСТВИИ (НЕ)ПРОВЕРЕННЫЕ факты были опровергнуты.
2. Не БЫВАТЬ(БЫ) счастью, да (НЕ)СЧАСТЬЕ помогло.
3. Варианты глав книги так (НИ)КЕМ и (НЕ)ИЗДАНЫ.
4. Он шел (НА)ВСТРЕЧУ с Таней, (НЕ)СМОТРЯ на чинимые препятствия.
8)В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
Выберите один из вариантов ответа:
1. (В)НАЧАЛЕ Шаляпин (ПО)НЕМНОГУ разучивал партию Бориса Годунова из одноимённой оперы Мусоргского.
2. Оттенки витража меняются (НА)ПРОТЯЖЕНИИ суток и в разное время года, (ПО)ТОМУ что свет и цвет в этом виде искусства связаны неразрывно.
3. (СО)ВРЕМЕНЕМ собирательство П. М. Третьякова стало систематическим: он скупал старинные предметы искусства у антикваров и частных коллекционеров ТАК(ЖЕ) последовательно, как и современные.
4. (В)ТЕЧЕНИЕ долгого времени в садах Древнего Востока вдоль всех дорожек проводили канавки с розовой водой, ЧТО(БЫ) испаряющийся запах розы сопровождал посетителей даже на воздухе.
9)В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
Выберите один из вариантов ответа:
1. (В)ТЕЧЕНИЕ суток М.В. Ломоносов наблюдал прохождение Венеры по солнечному диску и (В)ПОСЛЕДСТВИИ опубликовал свои выводы в специальной работе.
2. (В)СЛЕДСТВИЕ того что работа электрических потенциальных сил не зависит от формы пути единичного заряда, на каждом из параллельно соединённых проводников возникает одно и ТО(ЖЕ) напряжение.
3. Нет возможности рассмотреть на картине фигуру блудного сына, лица его почти не видно, но (В)СЛЕД за ним мы мысленно падаем на колени и ТАК(ЖЕ) переживаем встречу с отцом, как и вернувшийся сын.
4. В ответ на веские доводы доктор согласился быть моим секундантом; я дал ему ТАК(ЖЕ) несколько наставлений (НА)СЧЁТ условий поединка

1. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Стая гусей, услышавших крик раненой птицы, какое-то мгновение (не)подвижно висела в воздухе, а затем начала быстро снижаться.
2) По вечерам ярко горели лампы и всё пел и пел свою (не)хитрую песенку старый самовар.
3) Роман с наслаждением думал о том, что ему предстоит продолжить (не)оконченную вчера работу.
4) Во всех движениях молодого механика чувствовалась какая-то (не)уверенность.

2. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Посещение Третьяковской галереи оставило (не)забываемое впечатление.
2) Сергею довелось услышать об этом странном человеке много отзывов, (не)делающих тому чести.
3) Ссориться по пустякам могут только (не)умные люди.
4) Хозяева накормили (не)ожиданно приехавших гостей вяленой олениной и печёной картошкой, напоили топлёным молоком.

3. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Лёгкий утренний ветерок манит на простор, где в голубой дали спят леса, деревни, мельницы с (не)подвижными крыльями, зеркальные пруды.
2) Мысли о (не)оконченной вчера работе заставляли Михаила идти быстрее.
3) Устремлённые в небо соборы и церкви древнего русского города производили (не)обычайно сильное впечатление.
4) Мальчик упрямо покачал головой и решительным движением пригладил (не)стриженые вихры.

4. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Многие люди, выступая перед большой аудиторией, чувствуют себя (не)уверенно.
2) Ребята пересчитали (не)использованные хлопушки и положили их под ёлку.
3) Кругом стоит удивительная, ничем (не)нарушаемая тишина.
4) Во влажном воздухе витал (не)повторимый запах приближающейся весны.

5. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?
1) Казалось, (ни) что не могло поколебать его уверенность.
2) Станиславу Ивановичу (не) где было разместить жильца.
3) За дверью раздался (не) громкий шепот.
4) Вы используете идеологические, но отнюдь (не) научные аргументы.

6. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?
1) Дмитрий Анатольевич решил (ни) кому не сообщать о сделанном им открытии.
2) Игорю было до слез жалко совсем еще юных, еще (не) видевших ужасов войны новобранцев, рвущихся в бой.
3) Жизнь человеческая представлялась ему тогда сгорающей свечой, которую держит (не) кто в сером.
4) Полки с книгами и каменные стены освещало (не) яркое пламя, игравшее в камине.

7. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?
1) (Не) приметный молодой человек, сидевший напротив меня, улыбнулся и заговорщицки подмигнул мне.
2) И скучно и грустно, и (не) кому руку подать в минуту душевной невзгоды.
3) В молодости он был далеко (не) бедным человеком, но жил не по средствам и к концу жизни остался без гроша в кармане.
4) Егор пытался привлечь внимание изо всех сил, но (ни) кто даже не посмотрел в его сторону.

8. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?
1) (Ни) кто из нас так и не смог убедить Сашу отказаться от опасного путешествия.
2) Доказательство такой простой на первый взгляд теоремы оказалось отнюдь (не) легким.
3) (Не) что необъяснимое произошло со мной в тот момент: я вдруг почувствовал, что больше не увижу его.
4) Мать внимательно смотрела на Косина: в её глазах был (не) высказанный вопрос.

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?
Честный исследователь н(1) может, чем бы он н(2) занимался, оказаться в ряду лжеучёных: он н(3) пойдёт н(4) на обман коллег, н(5) на искажение фактов.
1) 2, 4, 5
2) 2
3) 1, 2, 3
4) 4, 5

10. В каком варианте ответа правильно указаны» все цифры, на месте которых пишется буква И?
Сколько н(1) просили Митю сходить за хворостом, он н (2) произнёс н(3) единого слова и даже н(4)чем н(5) показал, что слышит своих спутников.
1) 1, 3, 4
2) 2, 3, 4, 5
3) 1, 2, 5
4) 3, 4

11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?
Тарас Бульба н(1) мог н(2) полюбоваться на своего старшего сына. За год Валентин н(3) разу н(4) съездил к матери.
1) 1, 3,4
2) 2
3) 3
4) 2, 3

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?
(Н1)чем (н2) нарушаемой тишиной, первозданностью природы привлекла меня эта река. (Н3)что так (н4) приятно, как уха, слегка пахнущая дымком.
1) 1, 2
2) 2
3) 2,3
4) 1,3

13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?
(Н1) кто (н2) проронил (н3) звука. Посетители музея (н4) могли (н5) восхищаться (н6)превзойденными шедеврами живописи.
1) 1,5
2) 1
3) 3,5
4) 1,3

14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?
Он жил словно н(1)кого вокруг себя н(2)замечал и решительно н(3)в ком н(4)нуждался.
1) 2, 4
2) 1, 3, 4
3) 1, 3
4) 2, 3, 4

15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НЕ?
Барон н(1) жалел н(2) времени, н(3) денег на описки виновника своего позора и уже н(4) о чём, кроме мести, н(5) мог и думать.
1) 1, 4
2) 2, 3, 4

Урок

русского языка в 7 классе

ТЕМА

«Звукоподражательные слова»

Выполнила:

Чудинова Ирина Васильевна,

учитель русского языка и литературы, МБОУ «СОШ № «26»,

Новокузнецк, 2016

Современный урок в условиях реализации ФГОСС

Чудиновой Ирины Васильевны

Предмет: русский язык

Тема: «Звукоподражательные слова»

Класс: 7-й класс

Тип урока: «Открытие» нового знания

Оборудование: обобщающая карточка, раздаточный материал

Цель учащихся: уметь находить звукоподражательные слова и отличать их от междометий

Цель учителя: обеспечить формирование знаний обучающихся о звукоподражательных словах и умений отличать их от междометий

Планируемые результаты

Личностные

формировать личностный смысл учения

развивать мотивацию к учебной деятельности

осознавать эстетическую ценность русского языка

метапредметные

Регулятивные УДД : определять и формулировать тему и цель учебной деятельности самостоятельно, искать средства ее осуществления, выстраивать логическую цепь рассуждений, осуществлять контроль учебной деятельность, определять степень успешности своей работы, самооценка собственного труда

Коммуникативные УДД Аргументировать, излагать свое мнение, слушать и слышать друг друга, участвовать в диалоге,

Познавательные УДД : находить информацию в прослушанном тексте, выстраивать логическую цепь рассуждений, владеть фактуальным чтением, находить информацию в тексте, классифицировать по данному основанию, находить информацию в тексте, обобщать на основе фактов, планировать и проводить исследования для нахождения необходимой информации, выстраивать логическую цепь рассуждений,

Этап урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Планируемые результаты ууд

Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Готовятся к работе

Здоровается с учениками. Мотивирует обучающихся на успешную деятельность (все сможете, все у вас получится)

Актуализация опорных знаний

Отвечают на вопросы, составляют предложения с междометиями

Задает ученикам вопросы, предлагает составить и записать два предложения с междометиями

С какими «необычными» словами познакомились?

В чем их необычность?

Что чего используются данные слова?

УДД: выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации(К)

Постановка учебной проблемы

Внимательно прослушают текст и анализируют информацию

Читает, четко произнося слова и соблюдая их длительность

рассказа Т. Собакина « Как ловкий бегемот гонялся за нахальной мухой в тесной комнате» (название текста не сообщается)

ЖЖЖЖЖЖЖЖ

ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ

ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ

БАЦ!БУМ!ДЗИНЬ!

ЖЖЖЖЖЖЖЖ

ТОП-ТОП-ТОП

ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ

...................................

И стало тихо.

О чем этот текст?

Как вы его озаглавите?

Как догадались?

Что передают эти слова?

Назовите тему урока.

УДД: определять и формулировать тему и цель учебной деятельности самостоятельно, искать средства ее осуществления, выстраивать логическую цепь рассуждений (Р); находить информацию в прослушанном тексте, выстраивать логическую цепь рассуждений (П); слушать и слышать друг друга, участвовать в диалоге (К).

Открытие нового знания

Чтение теоретического материала.

Запись в тетради: Как и междометия, звукоподражательные слова – это неизменяемые слова, которые не относятся ни к служебным, ни к самостоятельным частям речи.

В отличие от междометий звукоподражательные слова не выражают чувств и побуждений, воспроизводят звуки людей, животных, предметов.

Ответы на вопросы учеников

Дают полное определение звукоподражания. (Звукоподражание – это неизменяемые слова, которые воспроизводят звуки, издаваемые человеком, животными, предметами. Большинство их состоит из повторяющихся слогов, пишутся через дефис. Звукоподражания участвуют в образовании слов разных частей речи)

Прочтите теоретические сведения учебника на странице232

Запись на доске: Как и междометия, звукоподражательные слова…

В отличие от междометий…

Назовите три группы звукоподражаний…

Читает задание упражнения (Выпишите, распределяя на три группы, звукоподражательные слова, которые: а) относятся к людям, б) относятся к животным и птицам, в) воспроизводят звуки, издаваемые предметами или явлениями природы)

Предлагает учащимся сформулировать вопросы к выполненному упражнению

Попробуйте образовать от звукоподражательных слов самостоятельные слова

На основе проделанных заданий предлагает сформулировать определение звукоподражания

К какой части речи примыкают звукоподражательные слова?

На доске записаны незаконченные предложения, завершите их и запишите в тетрадь

Выполните упражнение 494 на странице 232)

Учащиеся сами задают вопросы и дают оценку ответу. (Назовите звукоподражательные слова? Как они пишутся? Назовите группу слов, которые…)

Образуйте от данных звукоподражаний (тик-так, топ-топ, мур-мур) слова

разных частей речи

На основе проделанных заданий сформулируйте определение звукоподражания

УДД: Владеть фактуальным чтением, находить информацию в тексте (П), излагать свое мнение (К)

УДД: Классифицировать по данному основанию, находить информацию в тексте, обобщать на основе фактов (П).

Слушать и слышать друг друга, излагать мнение аргументировано (К)

Закрепление полученных знаний

Самостоятельно работа с дифференцированным заданием (выписывают звукоподражательные слова)

Оценивают свои знания, умения по оценочной шкале (по Г.Цукерман)

Проверяется работа по цепочке, ученики объясняют, чем руководствовались при выборе слова

-Кис-кис-кис! Ты ловить умеешь крыс?

-Муррр!- сказала кошка, помолчав немножко.

Выдается раздаточный материал по теме1.Тьфу

2. Ква-ква

3.Брысь

4.Динь-динь

5.Курлы-курлы

6.Всего хорошего

7.Тс...

8.Чух-чух

9.Кар-кар

10.Кря-кря

Звукоподражательные слова

Звукоподражательные слова-

__________

Звукоподражательные слова

Звукоподражательные слова-

__________ части речи, которая воспроизводит ________. Примеры звукоподражаний: _____________.

Звукоподражания не отвечают на ________, не обозначают _________, не являются ___________. Звукоподражательные слова, состоящие из повторяющихся слогов, пишутся __________. Звукоподражательные слова- это очень __________ часть речи Звукоподражательные слова

Звукоподражательные слова-

__________ части речи, которая воспроизводит ________. Примеры звукоподражаний: _____________.

Звукоподражания не отвечают на ________, не обозначают _________, не являются ___________. Звукоподражательные слова, состоящие из повторяющихся слогов, пишутся __________. Звукоподражательные слова- это очень __________ часть речи

Выпишите из cписка звукоподражательные слова

Самостоятельно ведут записи в тетради

Прочтите детское стихотворение и найдите в нем междометие и звукоподражание -Заполните обобщающую карточку

УУД: планировать и проводить исследования для нахождения необходимой информации (П), аргументируя, излагать мнение (К),

осуществлять контроль учебной деятельность (Р)

УУД: обобщать на основе фактов (П)

контроль

Выписывает из предложений только звукоподражательные слова, распределяя их на три группы: 1. Относятся к людям, 2. Относятся к животным и птицам, 3. Воспроизводят звуки, издаваемые предметами или явлениями природы

Выборочный диктант

«Дрон –тон!»- крикнул сторожевой ворон. Часы стали бить бом-бом. Чу…вдруг раздался рога звон. Оденься теплее, а то завтра будешь кхе-кхе-кхе. Вдруг за окном раздалось топ-топ-топ. Вжик –вжик раздавалось во дворе. Бу-бу слышалось из соседней квартиры.

Выпишите из предложений звукоподражательные слова, распределяя их на три колонки.

Фронтальная проверка с комментарием

УДД: определять степень успешности своей работы (Р),

выстраивать логическую цепь рассуждений (П)

рефлексия

Завершает предложенные учителем предложения.

Предлагает закончить предложения и записать их в тетрадь.

Сегодня я узнал(а).....

Теперь я могу.....

Закончите предложения и запишите их в тетрадь.

Сегодня я узнал(а).....

Теперь я могу.......

УДД: самооценка собственного труда (Р)

Откройте дневник и запишите домашнее задание.

Домашнее задание дифференцированное: сильные ученики придумывают рассказ из звукоподражаний, остальные выполняют упр. 496, с. 233.

Отметки за урок получили... Кто не согласен? (выставление отметок в рабочий журнал)

По морфологическим и синтаксическим особенностям, а также по характеру соотнесенности с реалиями к междометию примыкают звукоподражательные слова являющиеся подражаниями звукам живой или неживой природы.

В отличие от междометий они не выражают эмоций или побуждений, и представляют собой воспроизведение фонетическими средствами данного языка разного рода звучаний (криков животных, птиц, разнообразных шумов, сопровождающих те или иные явления природы (мяу, хрю-хрю, ква-ква, кап-кап, бац и др.).

В научной литературе при анализе подобных слов выделяется три группы:

· первая группа (брык, толк, прыг, бух, скок и др.) является глагольными формами ультрамгновенного вида и не может быть звукоподражателями. Все эти формы соотносятся с соответствующими инфинитивами (брыкаться, толкнуть, прыгать, бухнуть, скакать и др.);

· вторая группа – это слова, которые являются звукоподражаниями и не относятся к глаголам ультрамгновенного вида (бам, бом, динь и др.) Длительность звучания может быть обозначена удлинением (повторением) гласных или конечных согласных (бам-м, бом-м) , или повторением всего звукового комплекса (бам-бам, бом-бом, динь-динь) ;

· третья группа – это слова, синкретичные по своей природе, объединяющие как признаки ультрамгновенных глаголов, так и признаки звукоподражаний (бах!, тресь!, хрусть!, дзинь! и др.) Они могут соотноситься с инфинитивами (бахать, трещать, хрустеть, дзинькать и др.) и могут с помощью повтора приобретать значение длительности звука (бах-бах, тресь, хр-р-русть, дзи-и-нь и др.)

При определении группы звукоподражаний по значению учитывается, какие звуки имитирует слово:

· звуки, издаваемые людьми (кхе-кхе, хи-хи-хи, ха-ха-ха, ку-ку и др.);

· звуки, издаваемые животными (мяу-мяу, кря-кря, хрю-хрю);

· звуки, издаваемые предметами неживой природы (бом, бам, динь, у-у-у-у, тик-так и др.).

Звукоподражания по структуре морфологически нечленимы и не имеют форм словоизменения.

Процесс словообразования звукоподражаний в отличие от всех остальных частей речи не связан с другими частями речи: в звукоподражания не переходят ни знаменательные, ни служебные части речи. Звукоподражания создаются непосредственно из звуков и их сочетаний, не образующих при этом морфем.

Звукоподражания обладают свойством фонетического варьирования слова: гласные и согласные звуки, слоги, а также все слова могут повторяться. (Например, звукоподражание Бом! может иметь фонетические варианты: Бом-м! Бо-о-м! Бом-бом! Бом-м-бом-м! Бо-о-м-м! и др.).

Звукоподражания, подобно междометиям, не выполняют номинативную функцию, но в отличие от междометий они не выражают эмоциональности, и вследствие этого не оказывают влияния на эмоциональность предложения.

Звукоподражания могут выполнять в предложении функции:

· прямой речи ("Так-так, так-так!" - стучали над головой ходики).

· различных членов предложения, если субстантивируются ("О-о-о!" пронеслось над головой (подлежащее).).

· самостоятельного высказывания, если стоят вне информативно значимого предложения и могут быть опущены без ущерба для содержания текста (Бац-бац! Раздались выстрелы.).

V. Схема разбора междометий и звукоподражательных слов

1. Слово в предложении

2. Часть речи

3. Разряд по значению

4. Разряд по структуре

5. Производное / непроизводное

6. Морфологические особенности

7. Функция в предложении

Вопросы для самопроверки

1. Какую группу слов в русском языке принято относить к междометиям? Приведите примеры.

3. На какие разряды по значению можно разделить междометия. Покажите на примерах.

4. Какие чувства могут выражать эмоциональные междометия? Приведите примеры.

5. Какие волевые реакции могут быть переданы междометиями? Приведите примеры.

6. Что выражают «формы речевого этикета». Считать ли их частью междометий. Приведите примеры.

7. Из каких частей речи формируются производные междометия. Приведите примеры.

8. Каков фонетический состав непроизводных междометий. Приведите примеры.

9. Расскажите о структуре простых и составных междометий. Приведите примеры.

10. Охарактеризуйте звукоподражательные слова.

11. Расскажите о правописании междометий.

Основная литература

1. Аникина А.Б., Калинина И.К. Современный русский язык: Морфология. – М., 1983.

2. Современный русский язык/Под ред. В.А. Белошапковой. – М.,1989. – С.530-531

3. Современный русский язык/Под ред. П.А. Леканта. – М.,2000. – С.352-353

4. Современный русский язык/Под ред. Д.Э.Розенталя. – М.,1984. – С.427-439

5. Краткая русская грамматика/Под ред. Н.Ю.Шведовой и В.В. Лопатина. – М.,1989. – С.341-345

6. Краткий справочник по современному русскому языку/Под ред. П.А. Леканта. – М.,1991. – С.217

Дополнительная литература

1. Германович А.И. Междометия русского языка. Киев, 1996

2. Карпов Л.П. Междометия в составе русского предложения/Русский язык в школе. 1971. № 1.

ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ

«Междометия и звукоподражательные слова

1. Междометие выделяется запятыми, если произносится без восклицательной интонации: Ахти , ребята, вор! (Кр.); Эй , завяжи на память узелок! (Гр.); Увы , на разные забавы я много жизни погубил! (П.); А , не до слов теперь! (Г.); Браво , Вера! Откуда у тебя эта мудрость? (Гонч.); У , какие страсти! (Даль); Эге , да это я совсем не туда попал! (Т.); Чу , сверчок за печкой затрещал (С.‑Щ.); « Батюшки , задавили», — послышался женский голос (Л. Т.); Эх , да мало ли что снилось наяву Якову Лукичу! (Ш.); Ушица, ей-же-ей , на славу сварена (Кр.); Жизнь, увы , не вечный дар! (П.); Нет уж, дудки , ваша милость! (Ерш.); Как я люблю море, ах, как я люблю море! (Ч.); Вон та, средняя, ух, прытка в работе (Вс, Ив.).

2. Если междометие произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак . Если междометие стоит в начале предложения, то следующее за ним слово пишется с прописной буквы, а если в середине — то со строчной: Тьфу! Оплошал… (Гр.); Караул! Лови, лови, да дави его, дави (П.); Эх! Да ты, как я вижу, слова не дашь вымолвить (Г.); «У! Баловень!» — тихо ворчит нянька (Гонч.); А! Была не была! (Т.); Ну, ну! Не выдай, конь! (Н.); Подаю в отставку. Баста! Пять лет всё раздумывал и наконец решил (Ч.); Батюшки! Что у тебя с рожей-то? (М. Г.); Ага! Держитесь, теперь мы будем вас ругать! (Аж.); А ныне, ах! за весь его любовный жар готовится ему несносный столь удар (Кр.); Я до сих пор не могу позабыть двух старичков прошедшего века, которых, увы! уже нет (Г.); Марья, знаешь, щедровита, да работать, ух! сердита! (Н.)

3. Следует различать междометия и одинаково звучащие частицы: после междометий запятая ставится, после частиц — нет. Ср.:

О, это была бы райская жизнь!.. (Г.)

О поле, поле! Кто тебя усеял мёртвыми костями? (П.)

Ну, давай плясать! (Остр.) Ну как не порадеть родному человечку! (Гр.)

«Ой, кто это?» — испуганно воскликнула Дуся. (Лапт.)

Ой ты гой еси, Волга, мать родная! (П.)

Ах, какие это были ночи! (Гарш.)

Ах ты, обжора! (Кр.)

Примечание. При разграничении подобных случаев учитывается значение и употребление частиц:

1) частица о употребляется при риторическом обращении и запятой не отделяется: О вы, кому в удел судьбою дан высокий сан! (Кр.); также перед словами да и нет: О да, конечно; О нет, ни в коем случае;

2) частица ах, стоящая перед личным местоимением ты или вы, за которым следует обращение, запятой не отделяется: Ах ты, мерзкое стекло! (П.); Ах ты, степь моя, степь привольная! (К.) Также в сочетании ах да, употребляемом при неожиданном воспоминании о чем-либо упущенном: «Ах да! — вдруг хлопнул себя по лбу Свежевский, — я вот болтаю, а самое важное позабыл вам сказать» (Купр.);

3) частица ну употребляется в усилительном значении и запятой не отделяется: Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать! (Гр.); часто в сочетании с что за, с частицами и, уж или с да: Ну что за шейка, что за глазки! (Кр.); Ну и гроза! Давно уж такой не бывало (Реш.); Ну уж и женщины-то ваши хороши (Остр.); « Ну да ! Тебя Гнедко сбросит!» — говорит пренебрежительно Зина (Г.‑М.); ср. также: Ну зачем так резко?; Ну что за вопрос!; Ну пускай я не прав; Ну как, всё в порядке?; Ну что тут скажешь?; Ну скажи!; Ну как вам мне это объяснить?; Вы пришли ну , скажем, в фотоателье; Ну так и жди сюрприза; Ну вот и всё; Ну что вы?; Ну нет; Ну почему нет?; Ну а он? Ну и жара выдалась!; Дайте ну хотя бы эту книгу!; Без него ну просто не справиться с этой работой; Наталья и сама понимала, что только с богиней можно сравнить её, ну с Дианой (А. Т.; в значении ‘допустим; положим’).

4. Внутри цельных сочетаний ай да, ах и, ах вы, ах он, ах ты, ох эти, ух и, ух ты, эй и, эх и, эх ты и т. п., в которые входят междометия и местоимения или частицы , запятая не ставится: Ай да мёд! (П.); Ай да Михаил Андреевич, настоящий цыган! (А. Т.); Ах ты жестокий!; Ах он змея!; Ах ты грех какой!; Ах они плуты прожжённые!; Ох эти сплетницы!; Ох и печёт сегодня!; Ух и вино!; Эх и рассердился!; Эх эти шалунишки! В подобных случаях эмоции выражаются не только междометием, но и интонацией: Ух бедная!; Ух что сделано!; Прораб наш — эх башка!

Указанные междометия входят как составной элемент в предложения с повторяющимися словами: Хорошо здесь, ах хорошо!; Трудно ему было сначала, ох трудно !; Тонкий расчёт у командира, эх тонкий!; Нудный ты, ух нудный !; Достанется тебе от матери, ух достанется!, Хочется мне тебе всыпать, ой хочется !

Не разделяются запятой конструкции с междометиями эк, эка: Эк его разобрало! (Г.); Эк ты храпишь, за две комнаты слышно (Гонч.); Эк на вас погибели нет (Т.); Эк ты напугал меня (М.‑С.); Эка раненых-то валится, господи! (Гарш.)

5. Междометия, стоящие перед словами как, какой и в сочетании с ними выражающие высокую степень признака (в значениях ‘очень’, ‘весьма’, ‘замечательный’, ‘изумительный’, ‘ужасный’), запятой не отделяются: Собственность, значит, признаёт; а это, по нынешнему времени, ах как приятно! (С.‑Щ.); Отстал я от хороших людей, ах как отстал! (Ч.); Самонадеянности море ох как не любит (Соб.); Это, брат, ух как горько и ух как подло! (Усп.); …Подчас в каждом приятном слове её торчала ух какая булавка (Г.); Мы могли бы получить ой какие увечья (Бедн.).

6. Выделяются запятыми междометные выражения слава Богу, чёрт возьми, чёрт дери и т. п.: До сих пор, благодарение Богу , подбирались к другим городам (Г.).

Сочетание слава Богу выделяется запятыми, если употреблено для выражения радости, успокоения, облегчения, удовлетворения по поводу чего-либо: Он застрелиться, слава богу, попробовать не захотел (П.); …Нынче, слава богу, смирнее, а бывало, на сто шагов отойдёшь, уже где-нибудь косматый дьявол сидит и караулит (Л.); Слава богу, хоть с этой стороны меня поняли (Ч.).

В значении же ‘хорошо; благополучно’ или ‘в хорошем состоянии’ сочетание слава Богу выполняет роль сказуемого и запятыми не отделяется: Материнские письма были коротки, наполовину состояли из родственных поклонов и успокоительных заверений, что дома всё слава богу (Пол.); Но старик не выдержал и со слезами в голосе заговорил о том, что делиться он не даст, пока жив, что дом у него слава богу, а разделить — все по миру пойдут (Л. Т.).

Сочетания чёрт возьми, чёрт дери выделяются запятыми: Уж я вам отвечаю, что Печорин струсит, — на шести шагах их поставлю, чёрт возьми! (Л.); Разбудил меня, чёрт его возьми, сказал, что придёт опять! (Л. Т.); А я ведь рад, что тебя встретил, чёрт те дери! (М. Г.); Тут ещё на грех рана на бедре открылась, чёрт бы её драл (Перв.).

Но выражения чёрт знает, чёрт дёрнул запятыми не выделяются: Чёрт знает на что расходовался ум воспитанника! (Пом.); Врачи там написали обо мне чёрт знает что (Н. О.); Чёрт же его дёрнул ночью с пьяным разговаривать! (Л.); Чёрт меня дёрнул Яшку останавливать! (Буб.)

7. Повелительно-побудительные междометия и звукоподражательные слова выделяются запятыми или отделяются восклицательным знаком: Только, чур, не перебивать (Пом.); У всех повыспрошу; однако, чур, секрет (Гр.); Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить! (Гр.); «Цып, цып, ти, ти, ти! Гуль, гуль, гуль!» ласковым голосом приглашала девушка птиц к завтраку (Гонч.); Цыц! Не смей этим шутить! (Леск.)

Чем отличаются предложения? Конечно, они могут быть простыми и сложными. Могут состоять даже из одного слова. Каждый раз, складывая слова в единое целое, мы составляем предложение для какой-то определенной цели и вкладываем в него определенный смысл. Таким образом, предложение обретает свою По этому критерию предложения делятся на повествовательные, побудительные и вопросительные. Кроме того, предложения также носят разную эмоциональную окраску. Как цель высказывания связана с эмоциональной окраской? Разберемся со всем по-порядку.

Пример повествовательных предложений в русском языке

Повествовательные предложения используются очень часто в повседневной речи. Они рассказывают о чем-либо, просто Когда человек делится какими-то произошедшими событиями, в ходе рассказа он составляет повествовательные предложения. На письме обычно они заканчиваются точкой. Но возможны и другие знаки препинания, но об этом в другом пункте. Рассмотрим пример повествовательных предложений:

Мы были в парке. День был солнечный и теплый. Мы купили мороженое и гуляли по тенистым аллеям.

Из этого примера повествовательных предложений видно, что этот тип используется для рассказа о каких-то событиях и фактах. Подобные предложения часто встречаются в повседневной речи и в литературе. Стоит открыть любое художественное произведение, и можно встретить множество примеров повествовательных предложений.

Побудительные

Побудительные предложения используются, когда необходимо попросить о чем-либо или даже приказать. Т. е. побудить слушателя к каким либо действиям. Примеры:

Принеси мне, пожалуйста, воды. Позвони мне, как придешь. Немедленно сделай это!

Вопросительные предложения

Это третий и последний тип предложений по цели высказывания. Уже из названия понятно, что вопросительные предложения используются, когда нужно спросить о чем-то или получить определенную информацию. Примеры:

Сколько это стоит? Когда мне лучше позвонить? Сколько яблок купить?

Этот тип предложений заканчивается вопросительным знаком.

Однако он не всегда выражает прямой вопрос, требующий ответа. К этой категории также относятся и риторические вопросы, которые задаются с долей иронии и не нуждаются в ответе.

Предложения по эмоциональной окраске

По этому критерию предложения делятся на два типа: восклицательные и невосклицательные.

В конце восклицательных предложений на письме ставится Он показывает, что при чтении необходимо в голос вложить некие эмоции, большую выразительность и яркость.

Невосклицательные предложения подразумевают, что фраза не обладает какой-либо явной эмоциональной окраской. Такие предложения произносятся достаточно спокойно и нейтрально. А заканчиваются чаще всего точкой.

Стоит отметить, что восклицательными по эмоциональной окраске могут быть все типы предложений по цели высказывания.

Восклицательные

Разные по цели высказывания предложения также могут выражать и разные эмоции. Рассмотрим пример повествовательного восклицательного предложения:

Сегодня был такой хороший день!

В конце этого предложения стоит восклицательный знак. Становится понятно, что при чтении вслух в эту фразу нужно вложить определенные эмоции. А поскольку это предложение рассказывает о каком-то событии, то его необходимо отнести к типу повествовательных. Если бы в конце предложения стояла точка, то оно было бы невосклицательным, и произносилось бы уже с более нейтральной интонацией:

Сегодня был такой хороший день.

Определенную эмоциональную окраску предложение приобретает не только благодаря восклицательному знаку, но и благодаря определенной лексике. Например, больше эмоций добавляет использование междометий, некоторых видов прилагательных и наречий. Сравните:

Сегодня хороший день./Ах, сегодня просто восхитительный день!

Побудительное предложение также может быть восклицательным. Сравните:

Принеси мне, пожалуйста, книгу./Принеси мне воды скорее!

В этому случае определенная лексика также может добавить эмоциональную окраску. Также сам тон высказывания имеет значение. Простая просьба звучит более нейтрально, чем приказ.

И, конечно, вопросительное предложение также может быть восклицательным. Пример:

Разве я успею?/Ну и как же мне все успеть?!

В этом случае также значительную роль имеет лексика. Причем стоит заметить, что в вопросительных предложениях восклицательный знак ставится после вопросительного, ведь предложение, в первую очередь, выражает некий вопрос.

Подведем короткий итог. Предложения согласно цели высказывания делятся на три типа. По эмоциональной окраске - на два. На примерах повествовательных предложений, побудительных и вопросительных стало понятно, что эмоциональная окраска зависит от выбора лексики и определенных знаков препинания. Все типы предложений согласно своей цели высказывания могут быть как восклицательными, так и невосклицательными.