Сущность, структура и характерные особенности машиностроительной отрасли в России.

Москва 2004

1. Сущность, структура и характерные особенности машиностроительной отрасли в России…………………………………………………………...4

1.1. Значение машиностроения в отраслевой структуре промышленности…………………………………………………………...4

1.2. Факторы отраслевой структуры, специализации и формы организации машиностроительного производства………………………8

1.3. Динамика пропорций и тенденции совершенствования отраслевой структуры…………………………………………………….19

2. Управление формами общественной организации и размещением предприятий……………………………………………………………….29

2.1. Сущность, формы и показатели концентрации производства…..29

2.2. Централизация, децентрализация и делегирование полномочий в управлении………………………………………………………………...33

2.3. Департаментизация и кооперация………………………………...39

2.4. Централизация и децентрализация………………………………..48

2.5. Дифференциация и интеграция……………………………………51

2.6. Экономическая эффективность концентрации производства в промышленности……………………………………………………….. 56

2.7. Оптимальные размеры предприятий и размещение отраслей промышленности………………………………………………………….62

2.8. Показатели эффективности размещения предприятий машиностроительной отрасли…………………………………………...71

3. Функционирование машиностроительной отрасли и ее субъектов в рыночной экономике…………………………………….………………..74

3.1. Классификация продукции машиностроительной отрасли…………………………………………………………………….74

3.2. Количественная оценка конкурентоспособности машиностроительной продукции………………………………………..82

3.3. Рыночная конъюнктура и конкурентоспособность продукции…90

4. Отрасль, фирма, предприятие в различных типах конкурентной среды……………………………………………………………………….92

4.1. Совершенная конкуренция………………………………………...92

4.2. Монополистическая конкуренция и эффективность фирмы……94

4.3. Поведение фирмы на олигополистическом рынке……………..103

4.4. Ценовая дискриминация…………………………………….……115

4.5. Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта………………………………………………………………….121

4.6. Показатели монопольной власти…………………………...……128

5. Организационно – производственные основы выпуска продукции…132

5.1. Основные организационно – правовые формы предприятий….132

5.2. Производственная структура предприятий машиностроительной отрасли..………………………………………………………………….140

5.3. Структура и организация производственного цикла………..….146

5.4. Организация поточных и автоматизированных методов производства……………………………………………..………………152



6. Тенденции и перспективы развития машиностроительной отрасли...159

6.1. Научно-технические перспективы развития машиностроения..159

6.2. Планирование технического развития предприятий в отрасли..163

6.3. Инновационная и инвестиционная политика…………….……..167

6.4. Совершенствование системы оплаты труда как фактора социальной стабильности……………………………………………….174

6.5. Промышленная политика – инструмент перехода к экономическому росту…………………………………………………..179

Список использованных источников……………………………………...189

За последние годы в России проделана огромная работа по перестройке всей политической и экономической жизни, осу­ществлению радикальной реформы хозяйственного механизма. К сожалению, непродуманность осуществления этой реформы привела экономику страны к затяжному кризису. Этот кризис затянулся на долгих девять лет и лишь начиная с 1999 года ситуация стала меняться в лучшую сторону. ВВП страны в 1999 г. вырос на 5,4 %, в 2000 г. - на 9, в 2001 г. - на 5, в 2002 г. - на 4,3 %, т.е. за четыре последних года ВВП увели­чился примерно на 1/4. Если к этому прибавить прирост около 6 % в 2003 г., то за 1999-2003 гг. ВВП страны должен возрасти примерно на 32 %. Но даже с учетом его роста к концу 2003 г. мы достигли лишь 70% уровня ВВП 1990 г.

Достигнутые в течение последних пяти лет успехи в экономическом развитии позволили отодвинуть нашу страну от края, на котором мы оказались в результате беспрецедентного для мир­ных лет российской истории падения производства в 90-е гг.

Машиностроение по праву считается ведущей отраслью про­мышленности страны. Именно ее развитие отражает уровень научно-технического потенциала и обороноспособности России. Машиностроение определяет перспективы индустрии в мире в целом. В развитых странах на долю этой отрасли приходится более 1/3 общего объема промышленной продукции: в Японии - 50 % , в Германии - 48, в Швеции - 42, в США - 40, во Фран­ции - 38, в Великобритании - 36 %. Машиностроительный ком­плекс России производит лишь около 21 % промышленной про­дукции. Машиностроительный комплекс (МК), включающий в себя соответственно машиностроение и металлообработку, ремон­тное производство, а также малую металлургию, является мате­риальной базой технического перевооружения. От него в реша­ющей степени зависит производительность общественного тру­да, научно-технический прогресс, материальное благосостояние народа. Предприятия этой отрасли очень тесно связаны между собой и с производственными мощностями всех других отрас­лей хозяйства. Главная задача машиностроения - обеспечение всех отраслей народного хозяйства высокоэффективными маши­нами и оборудованием; резкое повышение технического уровня, качества и конкурентоспособности продукции на внешнем рын­ке и достижение в этой области передовых научно-технических позиций в мире; быстрый переход на производство новых поко­лений машин и механизмов, способных обеспечить многократ­ный рост производительности труда и внедрение прогрессивных технологий, в первую очередь энерго- и ресурсосберегающих; подъем уровня механизации и автоматизации всех стадий про­изводственной разработки образцов до массового выпуска гото­вых изделий.

Актуальны также углубление специализации и расширение кооперирования производства; развитие предприятий сборочного и механосборочного типов, специализированных заводов по изготовлению деталей, агрегатов, заготовок отраслевого и ме­жотраслевого назначения; ускорение обновления основных про­изводственных фондов; повышение эффективности использова­ния действующих и значительное сокращение сроков создания и освоения вводимых производственных мощностей

Большинство задач, поставленных жизнью пе­ред этим стержневым, структурообразующим сектором эконо­мики, не было выполнено. Как и в других отраслях, в МК в 1990-2002 г. произошел значительный спад производства боль­шинства видов станков, электромашин, электродвигателей, ав­томобилей, автобусов, сельскохозяйственной техники, оборудо­вания для легкой и пищевой промышленности, медтехники, запчастей к машиностроительной продукции. По оценкам Гос­комстата России, сокращение физических объемов машиностро­ительной продукции в 2002 г. по сравнению с 1990 г. составило 43 %.

Среди основных причин падения научно-технического уровня продукции машиностроения:

Отказ от государственной поддержки передового производства в рамках соответствующих программ, снятие государствен­ных дотаций;

Сокращение госзаказов на эти виды оборудования. Сейчас за­метно снижение и до этого невысокой доли экспорта машин и оборудования (в 80-е годы экспортировалось только 3 % из­делий машиностроения, да и то по демпинговым ценам, чаще всего в страны третьего мира).

Все это говорит о чрезвычайно низком научно-техническом уровне нашего машиностроения.

В 1997-2002 гг. осуществлялось:

Расширение производства современного технологического обо­рудования, в первую очередь для отраслей ТЭК и обрабатыва­ющих отраслей;

Совершенствование структуры выпуска автомобилей;

Развитие производства конкурентоспособного оборудования и инструментов;

Расширение ассортимента транспортных средств, строитель­но-дорожных машин, сельскохозяйственной техники;

Снижение издержек во всех отраслях машиностроительного производства.

В результате реализации этих мероприятий правительством, произошла стабилизация производства в 2000 г. и начало роста по целому ряду видов продукции.

Один из основных путей решения многих проблем машино­строения - это развитие внутреннего рынка машиностроитель­ной продукции. Особенность российского производственного сектора состоит в том, что в нем доминируют естественные монополии или оли­гополии, в основном сырьевой направленности, которые являют­ся одновременно и финансовыми монополистами в силу разви­того у них экспортного потенциала. Без их заказов машиностроение России не может развиваться нужными темпами.

Основными направлениями технологической модернизации предприятий машиностроительного комплекса на ближайшее время будут:

Развитие новых технологий, в первую очередь, энерго- и ре­сурсосберегающих, способствующих повышению конкурен­тоспособности машин и оборудования;

Приведение структуры производства в соответствие с требова­ниями рынков;

Формирование крупных структурообразующих объединений, холдингов и корпораций, имеющих повышенную финансо­вую устойчивость и способных к саморазвитию;

Увеличение темпов обновления и ввода новых основных фон­дов на устойчиво работающих предприятиях;

Создание федеральных научных центров высоких технологий, объединяющих вокруг себя научные, производственные и финансовые организации для образования самоподдерживающихся и саморазвивающихся корпоративных систем.

Ниже (таблица 1) представлены некоторые результаты ра­боты машиностроения и металлообработки.

Таблица 1.

Основные показатели работы машиностроения и металлообработки

Число действующих предприятий (на конец года), тыс. 5,3 47,7 57,8 56,6 54,7 51,8 45,4
Объем промышленной продукции, млрд. руб. (до 1998 г. - трлн, руб.)
Индекс промышленного производства, в про­центах к предыдущему году
Среднегодовая числен­ность промышленно-производственного пер­сонала, тыс. человек
Сальдированный фи­нансовый результат (прибыль минус убы­ток)*, млн. руб. (до 1998 г. - млрд. руб.) -10492
Уровень рентабельно­сти продукции*, процентов 21,2 10,3 18,4 14,1 14,5 12,7

* С 1995 г. - по данным бухгалтерской отчетности.

Машиностроение имеет огромное значение в народном хозяйстве. Оно обеспечивает различным оборудованием и машинами все отрасли экономики, производит многие предметы потребления (часы, холодильники и т. д.). Об уровне развития любой страны судят и по уровню развития ее машиностроения.

Машиностроение принято делить на следующие подразделения:

общее машиностроение;

электротехника и электроника;

транспортное и сельскохозяйственное машиностроение.

Общее машиностроение включает группу отраслей, характеризующихся средними нормами потребления металла, энергии, невысокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, лесной, строительной, легкой и пищевой промышленности. Общее машиностроение включает группу машиностроительных отраслей, специализирующихся на производстве оборудования для нефтеперерабатывающей, химической, лесной, строительной промышленности, дорожных и отдельных видов сельскохозяйственных машин. Предприятия этой группы широко размещены по территории России.

Среднее машиностроение объединяет предприятия малой металлоемкости, но повышенной трудоемкости и энергоемкости. Они размещаются там, где есть квалифицированные кадры.

Среднее машиностроение включает группу машиностроительных предприятий, отличающихся узкой специализацией, широкими связями по кооперационным поставкам.

Сюда относят автомобилестроение, самолетостроение, станкостроение (производство небольших и средних металлорежущих станков), производство технологического оборудования для пищевой, легкой и полиграфической отраслей промышленности.

Транспортное машиностроение развивается в направлении совершенствования конструкций, повышения экономичности двигателей и уменьшения токсичности выбросов, использования новых материалов, компьютеризации обслуживания и управления, повышения надежности и безопасности. В производстве автомобилей ведущими компаниями являются: «Дженерал Моторс» (около 9 млн. автомобилей в год), «Форд» (7 млн.), «Тойота» (5 млн.), «Фольксваген» (4,5 млн.), «Нисан» (3 млн.).

Машиностроение -- главная отрасль промышленного производства, влияющая на развитие других сфер хозяйственной деятельности и отражающая уровень научно-технического состояния и обороноспособности страны. В развитых странах на долю машиностроения приходится 25-35% ВВП и примерно столько же от общей численности занятых в экономике. Ведущие тенденции -- рост объема производства при углублении специализации и кооперации различных машиностроительных отраслей, расширение сфер использования, улучшение потребительских свойств конечной продукции. Особенностью машиностроения развитых стран является растущее многообразие продукции машиностроения, ее высокое качество и конкурентоспособность. Доля машиностроительной продукции в экспорте Японии составляет 65%, США, Германии, Швеции -- 45-48%.

Полный объем тяжелого машиностроения (горно-шахтное, металлургическое, научно-прессовое оборудование и др.) представлен в ведущих развитых странах. Лидерами в станкостроении являются Япония, Германия, США, Англия, Швеция и Швейцария. На долю развивающихся стран приходится менее 10% выпуска станков (Южная Корея, Тайвань, Бразилия, Индия).

В объеме производимой продукции на долю электронных машин и ПК приходится около 50%, электронных компонентов (микросхемы, диски, процессоры и т. п.) -- 30%, бытовой электроники -- 20%. Электроника развивается в направлении миниатюризации изделий, повышения их надежности, долговечности и качества. В разработке новых процессоров, микросхем и компьютерных систем, а также программного обеспечения лидерами являются США и Япония. В производстве комплектующих и бытовой электроники заметную роль играют Республика Корея, страны Юго-Восточной Азии.

В мировом судостроении и производстве железнодорожного подвижного состава наряду с развитыми странами все более заметную роль играют развивающиеся страны. В судостроении на долю Японии и Ю. Кореи приходится более 50% мировой сборки морских судов.

Крупнейшей авиакосмической промышленностью (по объему производимой продукции и технологических разработок) располагают США (около 75% производства авиатехники развитых стран) и Россия. Из других стран авиакосмическим производством выделяются Франция и Англия.

Тема урока: Машиностроительный комплекс. Значение, состав, проблемы комплекса.

Цели урока: Выявить роль и значение машиностроительного комплекса в хозяйстве страны, иметь представление о сложном отраслевом составе комплекса, его проблемах, знать пути их решения.

Оборудование: карта «Машиностроение», атласы, учебник, схема «Машиностроительный комплекс», выставка «Продукция МСК».

Новые понятия: машиностроительный комплекс, конверсия.

Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления знаний.

Ход урока:

    Организационный момент.

    Актуализация знаний.

Мы с вами живём в век механизмов и машин, в век, когда ручной труд заменяется машинным. Обратите внимание на данную выставку («Продукция машиностроительного комплекса»).

Что вы здесь видите? (Дети перечисляют).

Со многими предметами выставки вам приходится встречаться очень часто, с некоторыми - ежедневно. Их значение в нашей жизни бесспорно велико, без них уже трудно представить существование современного общества. Как все эти предметы можно назвать одним словом – МАШИНЫ.

А теперь давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока, опираясь на данную выставку

Итак, тема урока: « Машиностроительный комплекс. Значение, состав, проблемы комплекса». Слайд №1

Запишите число и тему сегодняшнего урока (дети записывают тему в тетради).

Давайте, исходя из темы, поставим для себя цели и в течение урока их постараемся решить (дети формулируют, учитель помогает).

    Изучение нового материала.

Давайте совершим небольшой экскурсию в историю машиностроения, узнаем, как же всё начиналось. (Сообщение и презентация)

Вы внимательно слушайте сообщение и на его основе постарайтесь дать определение, что такое машиностроительный комплекс.

На основе услышанного постарайтесь сформулировать понятие машиностроительный комплекс. Что такое машиностроительный комплекс? (Дети сами стараются сформулировать, проверка - работа с учебником стр. 63. )

Слайд №3

Машиностроительный комплекс – совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины.

Машиностроение является ведущим комплексом экономики. Каково его значение в хозяйстве страны? Обратите внимание на Приложение №1 у вас на столе. Слайд №4

    Крупнейший комплекс в хозяйстве страны. На его долю приходится 27% работающих и 20 % продукции промышленности России.

    Продукция машиностроения применяется повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте, в вооружённых силах.

    Машиностроение лидер экономики. Наряду с электроэнергетикой и химической промышленностью определяет темпы инновационного развития страны, её обороноспособность, качество жизни населения.

Какова же главная задача машиностроения? Найдите ответ в учебнике (работа с учебником стр. 64).

Обеспечить общество новыми, всё более совершенными машинами.

СЛАЙД №5

А теперь давайте выясним отраслевой состав.

Отраслевой состав машиностроительного комплекса очень сложный, он состоит из более 70 отраслей. Каждая отрасль играет свою роль и своё значение в этом крупнейшем комплексе. Исходя из того на сколько та или иная отрасль влияет на развитие научно-технической революции их можно объединить в три взаимосвязанные группы. Обратимся к рисунку 28 в учебнике (стр 64).

Слайд №6

    Определите 3 группы отраслей машиностроения. Объясните значимость их роли в хозяйстве.

    С какими межотраслевыми комплексами связан машиностроительный комплекс.

Существует несколько классификаций отраслей машиностроения. Я предлагаю вам воспользоваться Приложением №2 и познакомиться с одной из классификаций машиностроения. Слайд №7 .

Учитель задаёт вопросы:

    На какие четыре группы подразделяются отрасли машиностроения?

    Назовите отрасли, определяющие научно-технический прогресс во всём хозяйстве? В машиностроении?

    Какие отрасли относятся к тяжёлому машиностроению, к среднему?

Данная классификация будет необходима вам на следующих уроках при изучении географии машиностроения, т. е. при изучении размещения машиностроительных предприятий на территории страны. И немного опережая материал, давайте посмотрим на карту «География машиностроения» Слайд №8 и скажем в какой части страны наиболее развито машиностроение. Назовите экономические районы. Для примера назовите несколько крупных центров машиностроения.

Учитель пишет какую-нибудь математическую формулу на доске : a + b = c . Что я написала? При изучении какого предмета эта формула необходима? А как вы думаете можно ли использовать какую-нибудь формулу при изучении машиностроительного комплекса?

Чтобы машиностроение могло решить свою главную задачу - обеспечивать общество новыми, всё более совершенными машинами, ему необходимо выполнять определённые условия. Главное условие успешного развития машиностроения можно изобразить в виде формулы. Слайд №9

К сожалению, и в настоящее время в России данные условия пока не выполняются в связи с определёнными проблемами в машиностроении.

Физкультминутка

А у нас физкультминутка,

Дружно встали, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже?

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Упражнения выполняются стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз:

    Голову держите прямо. Поморгайте, не напрягая глазные мышцы, на счёт 1-10.

    Посмотрите на свой указательный палец, удалённый от глаз на 25-30 см, на счёт 1-4, потом переведите взор вдаль на счёт 1-6. Повторить 4 раза.

    В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами - сначала в правую, а затем в левую сторону и, расслабив глазные мышцы посмотреть вдаль на счёт 1-6.

Итак, работаем с Приложением № 3 - Слайд №10

Проблемы машиностроения:

1.Низкие темпы роста машиностроения.

2. Ранее 80 % продукции машиностроения составляло вооружение. В настоящее время соотношение военной и гражданской продукции произведённой машиностроительным комплексом в пропорции выглядит так 40:60.

3. Диспропорция в темпах роста отраслей машиностроения (прирост некоторых видов продукции (комбайны), мало товаров для населения – бытовая техника, радиоаппаратура).

4. Низкие темпы обновления продукции: износ большинства оборудования в различных отраслях хозяйства составляет 50%, обновляется на 1%.

5. Низкое качество машин. Качество – надёжность производимой продукции: в России в 1,5 – 2 раза ниже зарубежной. В первый год эксплуатации новой техники из строя выходят 20-30 %. Большая часть машин и оборудования не соответствует мировым стандартам, так Россия отстаёт от США по уровню станков с числовым программным управлением на 5-7 лет, автоматизированных производств на 7-10 лет, в электронике на 30 лет.

6. Монополизация отрасли. Выпуск определённого вида продукции сосредоточено как бы в одних руках, что приводит к отсутствию здоровой конкуренции, а конкуренция – это двигатель экономики, который у нас, к большому сожалению, практически не работает.

Как решить данные проблемы в машиностроении?

А теперь, ребята, пришло время для д/з. Слайд №11

IV . Домашнее задание.

1. Обязательное задание: § 14, ответить на вопросы - стр. 65.

2. Творческие задания на выбор:

1) Проявите творчество, самостоятельность и найдите пути решения проблем машиностроения путём поиска информации в Интернете, дополнительной литературе, прессе и т. д., а также предложить свои варианты.

2) Составить в тетради схему межотраслевых связей машиностроения.

Данные приложения вы вклеите в свои тетради для дальнейшей работы.

V . Закрепление изученного материала.

Давайте ещё раз обратимся к изученному материалу.

Откройте тетради и выполните предложенные вам задания:

Допишите недостающие слова:

    Машиностроительный комплекс – это совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины.

    Машиностроение – ведущий (крупнейший) комплекс экономики.

    Продукция машиностроения применяется повсеместно.

    Машиностроение определяет темпы инновационного развития страны, её обороноспособность , уровень жизни населения.

    Главная задача машиностроения обеспечить общество новыми, всё более совершенными машинами.

    Формула успешного развития машиностроения 1:2:4

Вернёмся к началу урока и вспомним цели, которые мы перед собой поставили. (Слайд №2).

Выставление оценок детям

III . Рефлексивно-оценочный этап

Обучающиеся проводят оценку результатов исследования, самооценку, осмысление своей деятельности на уроке:

    Достигли ли мы поставленных целей урока?

    Как вы оцениваете свою работу и работу класса в целом на уроке?

    Что вам больше всего понравилось на уроке, что хотелось бы изменить?

    Как вы думаете, пригодятся ли вам знания, полученные на уроке в жизни?

МАШИНОСТРОЕНИЕ

МАШИНОСТРОЕНИЕ

ведущая отрасль мировой промышленности, занимает первое место среди всех отраслей по числу занятых и по стоимости продукции. Примерно 9/10 всей машино­строительной продукции производят развитые страны, 1/10 - развивающиеся. Однако в последнее время в Бразилии, Индии, Аргентине, Мексике, новых индустриальных странах Азии машиностроение достигло высокого уровня. Основные машиностроительные регионы: Сев. Америка, зарубежная Европа, Вост. и Юго-Вост. Азия, СНГ. МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС (МСК), совокупность отраслей промышленности, производящих оборудование для всех подразделений народного хозяйства, а также многие предметы потребления. Задача МСК - обеспечивать хозяйство все более совершенными машинами. В его составе более 70 отраслей: приборостроение, химическое, электротехническое, энергетическое машиностроение, станкостроение и инструментальная промышленность, строительно-дорожное, тракторное машиностроение и авто­мобилестроение. Особенности, определяющие географию МСК: наукоемкость (новейшие отрасли - робототехника, выпуск ЭВМ, радио- и телеаппаратуры ориентирован на научные центры), трудоемкость (станкостроение, авиационная и электронная промышленность - ориентированы на наличие квалифицированных кадров), металлоемкость (предприятия тяжелого машиностроения ориентированы на металлургические базы), специализация и кооперирование (заводы, как правило, размещаются в соответствии с размещением поставщиков комплектующих деталей), ориентация на потребителя (специальное тяжелое оборудование, например зерновые комбайны или лесовозы, производят в районах их эксплуатации).

Краткий географический словарь . EdwART . 2008 .

Машинострое́ние

одна из важнейших отраслей обрабатывающей промышленности. Именно эта отрасль отражает уровень научно-технического прогресса и обороноспособности страны, определяет развитие других отраслей хозяйства. Современное машиностроение состоит из большого количества подотраслей и производств. Оно является самой сложной и дифференцированной отраслью промышленности, которая производит машины и станки, приборы и агрегаты, разнообразные механизмы промышленного, бытового и военного назначения, приборы и оборудование для научных исследований. По оценкам, мировое машиностроение выпускает св. 3 млн. видов индивидуальных изделий. По ассортименту выпускаемой продукции, особенностям размещения производства и технологического процесса чаще всего выделяют: общее машиностроение (специализирующееся на выпуске производственного оборудования для всех отраслей экономики), транспортное машиностроение, электронику с электротехникой, приборостроение, энергетическое машиностроение, производство вооружения и военной техники и ряд других отраслей. Машиностроительные предприятия делятся на заводы полного цикла и сборочные (к ним относятся предприятия, получающие со стороны не менее 50 % комплектующих изделий). Существует классификация отраслей машиностроения по технико-экономическим особенностям производства, которые определяют осн. различия в требованиях к условиям размещения: металлоёмкое, трудоёмкое и наукоёмкое машиностроение. В экономически высокоразвитых странах на продукцию машиностроения приходится 35–40 % стоимости промышленного производства, и в ней занято 25–35 % всех работающих в промышленности. В большинстве развивающихся стран (за исключением «новых индустриальных» стран Азии) машиностроение имеет менее важное значение. Лидером мирового машиностроения являются США, но их быстрыми темпами догоняет Япония. Далее следуют Германия и другие западноевропейские страны, а также Китай, Респ. Корея, Бразилия. По экспорту продукции машиностроения выделяются Япония (¼), Германия (1/5), Италия, Швейцария, США, о. Тайвань, Великобритания.

География. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. А. П. Горкина . 2006 .


Синонимы :

Смотреть что такое "МАШИНОСТРОЕНИЕ" в других словарях:

    Машиностроение … Орфографический словарь-справочник

    Комплекс отраслей обрабатывающей промышленности. Включает: общее машиностроение, транспортное машиностроение, радиоэлектронную, электротехническую, приборостроительную промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение,… …

    Важнейшая комплексная отрасль обрабатывающей промышленности, включающая: станкостроение, приборостроение, энергетическое, металлургическое, химическое, сельскохозяйственное машиностроение (включая тракторостроение); транспортное машиностроение… … Финансовый словарь

    МАШИНОСТРОЕНИЕ, машиностроения, мн. нет, ср. (тех.). Промышленное производство машин. «…Машиностроение основной рычаг реконструкции народного хозяйства…» Сталин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Издательство, Москва. Ведет начало с 1931, современное название с 1964. Литература по конструированию, устройству, технологии изготовления, эксплуатации машин и оборудования, научно технические и производственные журналы … Большой Энциклопедический словарь - сущ., кол во синонимов: 39 авиамоторостроение (2) авиаракетостроение (1) … Словарь синонимов

    машиностроение - — EN mechanical engineering The branch of engineering concerned with the design, construction, and operation of machines. (Source: CED)… … Справочник технического переводчика

    машиностроение - Группа отраслей промышленности, производящая автомобили (автомобильная промышленность), летательные аппараты (авиационная промышленность), речные и морские суда (судостроение), станки и инструменты (станкостроение) … Словарь по географии


Машиностроительный комплекс представляет собой сложное межотраслевое образование, включающее машиностроение и металлообработку.

Машиностроение объединяет специализированные отрасли, сходные по технологии и используемому сырью.

Металлообработка включает промышленность металлических конструкций и изделий, ремонт машин и оборудования.

Машиностроение является ведущей отраслью тяжелой индустрии страны. Создавая наиболее активную часть основных производственных фондов – орудия труда, машиностроение в значительной степени оказывает влияние на темпы и направления научно-технического прогресса в различных отраслях хозяйственного комплекса.

В настоящее время нет такой отрасли народного хозяйства, в которой не использовались бы машины и механизмы самых широких масштабов. Они являются важнейшими компонентами в нашей жизни.

Этот комплекс также влияет на рост производительности труда и другие экономические показатели, определяющие эффективность развития общего производства. Только в результате насыщения всех отраслей народного хозяйства высокопроизводительными машинами, внедрения комплексной механизации и автоматизации производства можно добиться повышения производительности труда и расширения выпуска различной продукции.

Благодаря машиностроительному комплексу мы экономим свое время и получаем наиболее эффективные товары, с помощью которых осуществляем различные потребности.

Без развития транспорта и транспортной сети невозможно осуществить производственные связи.

Машиностроительный комплекс занимает важное место в экономике крупных экономических районов России. Он является ключевым фактором жизнедеятельности производительных сил и населения страны. В 1995 году на его долю приходилось 18,2% стоимости произведенной промышленной продукции; 38,6% - промышленно-производственного персонала, 25% - стоимости основных промышленно производственных фондов. Этот комплекс оказывает существенное влияние на формирование бюджета РФ.

Из всей совокупности предметов и средств труда, используемых обществом в процессе материального производства, определяющая роль принадлежит механическим орудиям – костной и мускульной системе производства. Их уровень и степень развития служат важным мерилом функционирования производительных сил человечества. Неслучайно с начала новой экономической эпохи, называемой машинной цивилизацией, и по настоящее время машины остаются одним из синонимов технического прогресса, а машиностроение – материальной основой любого крупного индустриального государства.

Использование машин позволяет увеличивать мышечное и интеллектуальное усилие человека, повышать производительность его труда, обеспечивать качество и стандартизацию выполнения работ, регулярно осуществлять расширенное воспроизводство и постепенно вытеснять ручной труд из всех новых сфер человеческой деятельности.

В последние десятилетия машиностроительный комплекс формировался в соответствии с текущими потребностями экономики и обороны страны под конкретную номенклатуру конечной продукции. В результате были созданы предметно-специализированные предприятия жесткими технологическими связями, низкой гибкостью и мобильностью производства.

Кризисная ситуация, назревавшая к началу 1990-х годов в стране, существенно отразилась на отрасли.

Структура машиностроения отличается крайней утяжеленностью с высокой степенью милитаризации. Снижалась обновляемость изделий, износ основных фондов достиг 50%. Отличались высокий уровень концентрации и монополизации производства, избыточная, неэффективная производственная активность лишь около ¼ новых технологий соответствовала мировому уровню.

Предприятия прекращают производить сложные изделия, требующие глубокой кооперации, и переходят к выпуску непрофильной, но имеющей спрос дешевой и простой продукции.

Серьезным недостатком отечественного машиностроения является удельный вес морально устаревшей продукции, не отвечающей требованию сегодняшнего дня. Это произошло от недееспособности отечественных конструкторско-технологических кадров и самого машиностроения. Ведь 70 лет машиностроительной продукции России всегда только распределялось среди потребителей ее, а не продавалась, как это наиболее естественно. Рынок является окончательным и непререкаемым мерилом качеств и необходимых объемов выпускаемой машиностроительной продукции.

Безнадежно устарела материально-техническая база отрасли: к началу 90-х годов средний срок службы оборудования в машиностроении составлял 26 лет. В основном оборудование в российском машиностроении заменялось на новое лишь по истечении срока его полного физического износа.