Основные вопросы ухода в общины

В этой статье мы попытаемся изложить наш скромный опыт и его анализ, понимая всю ограниченность нашего ума и возможностей. Просим всех, кто прочтет её, высказывать свое мнение по разбираемым вопросам, делиться опытом. Пишите на этом сайте в комментариях или в нашей группе Вконтакте http://vk.com/club107629594 в комментариях под записью от 6 апреля.

  1. Кому нужно читать эту статью?

Она предназначена только для православных христиан, считающих, что нынешнее время имеет большое сходство с описанием предантихристового времени в Библии, и что в это время лично для них возможным путем спасения души может оказаться уход из городской среды и организация жизни более правильным и надежным способом.

Под словами «для православных христиан» имеем в виду воцерковленных не менее 3-х лет, регулярно приступающих к Таинствам, соблюдающих все однодневные и многодневные посты, хорошо знающих текст Нового Завета и Катехизис, соблюдающих заповеди Христовы людей, причем старше 20 лет. (Молодежь, не обижайся! Ваши отсутствие опыта и незрелость решений со временем пройдут.)

  1. Зачем организовывать общины?

Причинами считаем следующее:

а) община – наиболее естественный способ жизни для христиан; создавать общины благословляли многие подвижники XX века (см. );

б) тем, у кого большая дружная православная семья, вполне возможно выжить в деревне и одной этой семьёй; для одиноких же, слабых, бедных это будет очень трудно, а в общине – вполне возможно;

в) на данный момент не все даже воцерковленные люди понимают, что в городах выжить будет очень сложно; а когда это станет очевидным, начинать собираться в деревню будет уже поздно, к тому времени хорошо бы иметь на Руси устойчивые общины и опыт жизни в природе.

г) если Господь пошлет Царя Православного, то и ему будет помощь от уже сложившихся общин, ведь землю-то обрабатывать нужно будет, и выживать в военных условиях, да и крепкие воины не помешают (а не изнеженные горожане).

  1. Кто уходит в общины?

Повторим, что речь в нашей статье только о воцерковленных православных. Среди них есть люди, считающие, что нельзя оставить святыни, находящиеся в городах, или что «закваска» и «соль мира» должна присутствовать везде, и в мегаполисах тоже. Скорее всего, они правы. Если и действительно имеют намерение положить свои жизни на это достойное дело, а не прикрывают столь высокими словами своё нежелание потерять городской комфорт или страх отказаться от электронных документов.

В конце концов, только Господь решает, где кому Он благословит жить и умереть. Кто-то сейчас собирается остаться в городе, а окажется в лесу, а кто-то изо всех сил стремится в деревню, но Бог оставит его в городе. Как говорит пословица, человек предполагает, а Господь располагает (всё и всех по своим местам).

Уточним также, что мы имеем в виду мирские общины, не дерзая рассуждать об особом пути монашествующих. Однако если сбудутся наихудшие предположения, и насельников монастырей, как и белое духовенство с семьями, станут принуждать перейти на новый стиль, служить на русском языке, пользоваться банковскими картами, вживлять чипы и т.д., то мирские общины должны быть готовы принять и монахов. Надеемся всё же, что монашествующие лучше нас понимают эту опасность и готовятся к ней так, как им внушает Господь.

Что же касается приходских семейных батюшек, то им в таких обстоятельствах придется, возможно, сложнее всех, т.к. у них много деток, место служения они не выбирают, материально зависят от епархий. Сейчас почти никто из них не решается уйти в общину, но надеемся, они также как-то обдумывают своё положение.

  1. Возраст уходящих в деревни.

Среди народа Божия, готовящегося к возможным трудным временам, есть люди разного возраста. Начнем со старших, кому около семидесяти и выше. Они знали об апостасии, усиленно молились, встречались со святыми исповедниками ещё в прошлом веке, когда некоторых современных «вконтактников» ещё на свете не было. Они живут без паспортов РФ, ИНН и проч., имеют большой опыт церковной жизни, помнят голодные послевоенные годы, своё деревенское детство – словом, могут очень многому полезному научить тех, кто помоложе. Некоторые из них имеют дома в деревне, некоторые собираются доживать в городах как Бог даст, но при наличии общины могут перебраться и туда. Они уже умеют молиться! Но, конечно, они не сидят в интернете, поэтому искать их надо в живой реальности.

Люди 50-60 лет ещё имеют силы для физической или организационной работы и уже имеют опыт церковной и молитвенной жизни, общий жизненный опыт, в том числе дачный. Они не обременены маленькими детьми, это плюс, но зачастую имеют проблемы со здоровьем. Могут жить в деревне постоянно, следить за хозяйством, заниматься с детьми общины, когда более молодые её члены вынуждены зарабатывать в городе. Немногие из них являются «опытными юзерами», поэтому им надо помочь, если они хотят искать общины через интернет. Бывает, что их дети не разделяют их взглядов, поэтому им нужны помощники из воцерковленной молодежи.

В возрасте 30-40 лет есть две различные категории мирян: семейные и несемейные.

Труднее всего православным семьям, имеющим несколько детей. Мама обычно не работает, отцу приходится кроме заработка искать и приработок; даже финансово очень трудно сдвинуться с обжитого места. Не говоря уже о «привязке» к школе, поликлинике и т.п. Да ещё и бабушки-дедушки при разговорах о деревне хватаются за сердце и чуть ли не к шантажу прибегают. (Однако примеры таких семей, перебравшихся в деревню, есть! - ) С другой стороны, именно забота о правильном воспитании детей и сохранении их вне тисков антихристовой системы и делает такие семьи настойчивыми и смелыми при поисках «выхода из города».

Несемейные люди такого же возраста при выборе общины должны определиться: возможен ли для них брак, если встретится подходящая «половинка», или они уже ни при каких обстоятельствах семьи не создадут. При втором варианте можно уходить в общину в более суровых условиях, а если возможен брак и дети – надо подыскивать общину с детьми.

Если собственные родители – воцерковленные, но по какой-то причине не уходят с вами, необходимо их благословение, их молитвы о вас. В любом случае нельзя оставлять в городе одиноких стариков, если они нуждаются в вашей помощи, даже если это закоренелые безбожники. Заповедь о почитании родителей обязательна! В противоречивых ситуациях надо усиленно молиться о вразумлении, как поступить, а также советоваться с духовником, если он имеется.

Молодежь 20 с лишним лет также подразделяется на 2 категории. Первая – это дети воцерковленных родителей, выросшие в Церкви, имеющие понятие о послушании. Они согласовывают свои поступки с родными, уезжают из города вместе с ними либо по их благословению. Вторая категория – молодежь, увлёкшаяся идеями антиглобализма, национализма и т.п., но не имеющая опыта церковной жизни, зачастую даже не открывавшая Нового Завета, однако называющая себя православной. Таким ребятам необходимо духовное руководство и воцерковление, помощь старших христиан, иначе их «уход в общину» приведёт их либо в секту, либо в духовное обольщение, либо они снова вернутся в мир городских страстей. И, конечно, для молодежи этого возраста также важен вопрос о возможности брака.

  1. Вступать ли в брак?

Есть мнение, что сейчас уже не время вступать в брак и рожать детей. Однако нам не встречались такие высказывания опытных духовников. Возможно, кому-то лично какой-то старец так благословлял, видя способность этого человека к христианскому безбрачию. Но это не является рекомендацией для большинства молодежи. Почему?

Во-первых, и в прежние то времена такой подвиг мало кто мог понести, это особое духовное призвание, люди для этого шли в монастыри под опытное руководство. Поэтому ошибочны предположения некоторых юношей и девушек жить в общине в безбрачии, либо вступить в брак, чтобы жить «как брат с сестрой». Есть опасность впасть в тяжкие грехи. Молитесь, чтобы поступить по воле Божией. Если уж Господь не захочет вашего брака, то и не даст невесты (жениха), либо не даст детей в браке. А общим правилом является заповедь плодиться, размножаться и наполнять Землю.

Во-вторых, мы предполагаем, что близятся очень трудные времена, но не знаем этого точно. Возможно, Господь отодвинет их ещё на десятилетия, и рожденные сейчас младенцы успеют возрасти в вере и стать воинами Христовыми и опорой для родителей в их старости.

В-третьих, христианская семья – это школа любви, труда, терпения, ношения немощей ближних, то есть это спасительный путь. Женщины спасаются чадородием, если живут в вере и чистоте. Как раз в деревне и мужчины могут стать настоящими «патриархами», а в городе они часто «не у дел», не умеют нести ответственность и за себя одного, не то что за жену и детей.

Однако всё вышесказанное относится только к молодежи, ранее в браке (в том числе незарегистрированном) не состоявшей, хранившей себя в чистоте. А если брак уже был, но распался по какой-то причине, то вторичный брак редко благословляется. Кто женится на «пущенице» - прелюбодействует, ведь есть и девицы. А девица вряд ли пойдет за «видавшего виды».

Ситуации со вторым браком решаются с опытным духовником; если речь об общине – то с духовником этой общины. Нужно помнить, что в таком браке могут быть большие проблемы, в том числе с детьми, которые в нем родятся. А если дети приведены в новую семью, а у них есть где-то неотказавшийся от них родитель, то он, либо его родители, «имеют право» отобрать ребенка, используя механизмы ювенальной юстиции.

Так что если есть «грехи молодости», то лучше оставаться одному и нести за них епитимью.

6. Как быть с невоцерковленными?

Очень распространённая и очень тяжёлая ситуация: человек (может быть ваш супруг или супруга) ничего знать о Боге не хотел, заповедей не исполнял, со своими страстями не боролся; а недавно узнал о надвигающейся системе тотального контроля, об опасности превратиться в управляемого кем-то киборга… Шок. Что же делать? Где спрятаться? Может, у православных в общине? Что-нибудь им там покопать, построить, денег дать… Так и спасти свою жизнь и жизнь детей. Человек, к сожалению, не понимает, что православные спасают не временную свою жизнь, а безсмертную свою душу. И что для этого необходимы истинная вера, глубокая молитва, понуждение себя к посту, исполнению заповедей, знание Священного Писания и Предания Церкви, церковной истории, обихода и т. д. Этому посвящают годы жизни. Влиться в общину таких людей непросто, жизнь с ними будет полна искушений. А человек этот даже не понимает значения слова «и скушение». Что же он делал всю жизнь? Храмы давно открыты, любая литература доступна. Почему не хотел вспомнить о Создателе своём, о Его законах? Сам вогнал себя в труднейшую ситуацию. Что ему делать? Есть ли надежда на спасение?

Надежда есть. Но этот человек должен решиться на подвиг: в кратчайшее время полностью изменить свою жизнь. Без правильного духовного руководства это невозможно. Молиться и искать пастыря, попытаться как можно быстрее овладеть всем духовным опытом Церкви.

Если же такого настроя в человеке не обнаружится, то и община для него не станет местом спасения. К величайшему сожалению, некоторые наши близкие, отказываясь от Церкви Христовой, идут путём погибели.

7. Как обрести общину?

Всем, кто задает себе такой вопрос, надо хорошо понимать, что это очень трудно. Без постоянной молитвы об этом ко Господу обрести серьезную православную общину (не секту!) невозможно. Иначе вы либо вообще в неё не попадете, либо не задержитесь там надолго. Молитва во всех делах – на первом месте, тем более в делах такой важности. Понуждайте себя к молитве; причем во всех просьбах не забывайте: «Но не как мы хотим, Господи, а как Ты; да будет на всё Твоя Святая воля, а не наша неразумная».

Во-вторых, надо хорошенько обдумать свои обстоятельства и возможности, обсудить своё намерение с духовником (если нет духовника – со священником, который не отрицает огульно возможность жизни в общине, такие батюшки есть).

Прежде всего, обдумайте свои обязательства перед родными, если вы намерены их покинуть (перед престарелыми родителями, бабушками или дедушками, если у них из ближних только вы, перед тяжело больными братьями, сёстрами, взрослыми детьми). Если вы оставите такого человека без попечения, это будет преступлением не только перед Богом, но и с точки зрения гражданского права. В такой ситуации вы либо забираете их с собой (если они согласны), либо остаетесь с ними. Сообразно с этим ищете общину, где возможно будет жить с таким человеком.

Невзрослых детей (до того, как они обзаведутся постоянной работой и/или собственной законной семьей) оставлять в наше время без попечения также нельзя. Возраст 18-25 лет – это время, когда молодежь только встает на ноги, и ответственные родители должны помочь не только молитвой, но и посоветовать, научить, пристрожить – то есть быть рядом. Наилучший вариант – это единомыслие детей и родителей, совместный поиск путей выхода из города.

Само собой, нельзя уехать от законных супругов и малолетних детей. Если было допущено разрушение семьи, что является большим грехом, то детям лучше жить с православным родителем, то есть их надо постараться взять с собой; а ещё лучше примириться и восстановить семью. Если это невозможно, то вряд ли будет верным решением уехать без детей, т.к. надо встречаться с ними как можно чаще и растить их в православной вере. Такие тяжелые ситуации решаются с духовником индивидуально.

Когда вы определитесь, с кем вы должны ехать, станет ясно и то, какой тип общины вам подойдет, и то, как далеко вы сможете уезжать (то есть определится география поиска). После проработки данных интернета и опроса всех, кто может что-то знать об общинах в интересующем вас регионе, надо ехать туда и посещать подходящие вам места (насколько позволят ваши средства, силы, время), знакомиться с людьми, выяснять реальную ситуацию. Даже если у вас нет сведений ни об одной общине в этом регионе, всё же можно поговорить с людьми в храмах (начните с тетушек за ящиком), потом поймете, с кем из батюшек можно посоветоваться; пораспросите народ на крестных ходах, у местных святынь, источников и т.п.

Вы поймете, что общин ОЧЕНЬ МАЛО и условия жизни везде непростые. Не каждой общине и вы (ваша семья) подойдете. Но если будет на то воля Божия, то, приложив серьёзные усилия, подходящий вариант вы найдете. Необходимо соразмерять свои силы и не гнаться за несбыточными мечтами. Финансовая сторона не так важна, как молитва, продуманность и настойчивость в поиске (о финансах чуть позже).

Но очень может статься, что готовой общины вы не найдете. Тогда есть 3 пути: либо поселиться там, где живет хотя бы одна семья ваших единомышленников; либо искать верных людей и с ними создавать общину с нуля; либо искать подходящее место, там обустраиваться и молиться, чтобы Бог дал со временем соратников, которые присоединятся к вам.

8. Контуры общины

Сколько человек?

Можно уезжать вдвоем-втроем, одной семьей, это уже хорошо. Но общиной логичнее считать группу более 4-х взрослых, оптимально 7-12 человек в целом. Тогда часть может всегда находиться в деревне, часть – выезжать на заработки; кто-то болеет или в немощи, а кто-то за него работает. Очень большая группа в одном месте быстро привлечет к себе ненужное внимание. Лучше нескольким небольшим общинам поселиться поблизости и поддерживать связь и взаимопомощь.

Какие люди?

Прежде всего – люди одного Духа (об этом чуть позже). Как представляется, семьям с детьми лучше объединяться с такими же семьями; мирянам без детей – с бездетными же; одинокие могут примкнуть как к семьям, так и к несемейным. Причина такого разделения в том, что с детьми возникает целый ряд проблем, неактуальных для бездетных (и дети могут поэтому восприниматься ими как помеха). Но на деле может так и не получиться.

Насколько в глушь?

Это зависит, во-первых, от опыта людей и, во-вторых, от количества связей, которые всё ещё соединяют их с системой. Незнакомые с деревенской жизнью горожане, конечно, не смогут сразу перебраться в отрезанную от цивилизации деревню, тем более в лес. Надо максимально подробно представить себе будущую жизнь. Для большинства сначала возможна только удаленная деревня с электричеством, хоть какой-то дорогой, мобильной связью, соседями. Для некоторых – и это слишком сложно, особенно для семей с детьми, им подойдет село с магазином, школой, асфальтом.

Это всё равно гораздо лучше, чем остаться в городе. Особенно, если есть связь с более удаленными общинами. А к лесу, палаткам и землянкам привыкать постепенно, живя в деревне, которая удалена от крупных городов и дорог.

В каком регионе?

Там, где есть горы или леса, в которых можно при необходимости укрываться. Это в идеале. А в реальности – там, где у вас есть возможность. Многие не могут уехать очень далеко от того места, где живут сейчас. Тогда надо выбирать наиболее удаленные, безлюдные и лесистые места вашего региона.

9. Главный вопрос – духовная жизнь общины

Община – часть Церкви Христовой, и должна быть связана с ней общей молитвой и Таинствами. Нужен храм и место для общей домашней молитвы. Нужен священник, не отпавший от Церкви Христовой. Вот это в нынешнее время очень трудный вопрос – какого пастыря община будет считать стоящим в Истине. Здесь у членов общины не должно быть разделений, иначе она распадется. Понятно также, что на все общины не наберется пастырей, которые могли бы жить там постоянно. В какие-то общины священник будет регулярно приезжать (стараниями этой общины), а кому-то придется ездить (ходить) в храм или к пастырю на службы.

Ежедневно должны совершаться малые крестные ходы возле своих хозяйств, совместные хотя бы краткие молитвы, чтение Св. Писания, житий – по возможности общины и благословению пастыря.

Несомненно также, что постоянно будут искушения – как извне, так и внутри. Без крепкой веры, постоянной связи с духовником общины, навыка обуздания своих страстей, умения просить прощения и прощать, терпеть немощи ближних – без всего этого община не устоит. Поэтому желательно узнать побольше о жизненном и духовном опыте тех, с кем вы собираетесь жить вместе, заранее. Не стесняться спрашивать и рассказывать о себе (не всё подряд, а существенные вещи). Это не любопытство, а необходимый этап подготовки к жизни в общине.

Для устойчивого существования общины в ней должны быть иерархия, распорядок жизни и дисциплина, распределение обязанностей. Необходим и понятный всем способ принятия решений. Естественна возрастная иерархия, но нужны и старшие по духовному опыту. Это, конечно, священник, окормляющий общину, и «костяк» из 2-3 человек, которых уважают и слушаются остальные. Организовать такое устроение очень важно и очень сложно, без помощи Божией и совместной молитвы невозможно.

10. Финансы и хозяйство

Чтобы разобраться, как вести хозяйство общины, нужно четко понять, во-первых, к чему мы стремимся, и, во-вторых, из чего мы исходим на данный момент.

Стремимся мы к полной независимости от системы, но это в идеале. Замкнутое, полностью себя обеспечивающее натуральное хозяйство невозможно в наше время. К тому же мы не знаем точно, как будут развиваться события в стране. Поэтому целью надо считать создание такого хозяйства, которое позволит выжить в условиях экономической разрухи. То есть обеспечить наличие питьевой воды, разумной пищи (белки, жиры своего производства), жилища, обогрева, одежды, обуви. Плюс инструменты для получения всего этого, семена, экстренные лекарства. И всё для богослужения.

Вот это и приобретаем в первую очередь как минимум на один год вперед, а лучше – надольше. Имеющиеся денежные средства (у семьи или общины) сначала тратим на покупку (или ремонт) жилья, печки, колодца, запаса семян, лекарств, продуктов, инструментов, транспорта, животных, пасеки. На всё, конечно, не хватит, поэтому те, кто может эффективно зарабатывать, продолжают зарабатывать деньги для общины (в ближайших поселках, городках; для этого можно снимать там жильё при необходимости; из больших городов уходим однозначно). Исключения составляют только семьи со школьниками – им придется, возможно, ездить в школу на экзамены.

Исходить же вначале надо из имеющихся у группы (или одного человека) возможностей. Если нет совсем ничего – надо прибиваться к уже живущим в деревне единомышленникам и отдавать им свой труд или текущую зарплату (за кров и стол). Если есть накопления или то, что можно продать, - покупать домик, можно вскладчину. Есть вариант занять пустующий дом в удаленной деревне и молить Бога, чтобы хозяева не объявились. Или взять домик в аренду, по расписке. Но такие варианты больше подходят для бездетных. Также тут возникает вопрос документов и оформления дома и земли, регистрации детей для школы.

Для собственных нужд необходимо выращивать (и собирать) те растения и животных, которые обеспечат питание в зимне-весеннее время (начиная с наименее трудоёмких и неприхотливых). Для заработка (продажи) лучше пробовать животноводство, пасеку, сбор грибов-ягод, заготовку сухофруктов и квашений. Но это если есть достаточно рабочих рук.

Работа вне деревни.

Хороший мастер или специалист всегда найдёт себе работу в наше время (если он умеет что-то, что действительно нужно людям) даже без официального оформления на работу. Печник, столяр, автомеханик, медсестра, репетитор и т.д., даже опытная няня – могут зарабатывать для общины наличные деньги, пока они ещё в ходу. А как исчезнут – тогда по обстоятельствам, либо натуральный обмен, либо в лес. Об этом говорить пока рано.

Кто не обладает такими умениями, тот работает в деревенском хозяйстве общины.

Конечно, для ведения обобществленного хозяйства нужно доверие друг к другу, умение ценить любой труд, не завидовать, довольствоваться малым. Искушений и «разборок» не избежать, и к этому надо быть готовым.

11. Вопрос документов

Мы стремимся выйти из антихристианской системы, избежать её образа жизни; также не пользоваться банковской системой, запрещённой Богом, и электронными документами. Хотим сохранить своё христианское имя, не дойдя до того, чтобы обозначать себя номером. Кто-то уже не пользуется всем этим, кто-то только имеет такое намерение. Если оно твердое, то надо продумать все шаги, чтобы быстро приобрести дом и всё необходимое и развязаться с банками и эл. картами, ИНН, СНИЛС. Чтобы платить налоги, кто-то из общины должен оставить необходимые документы. А если вы готовы занять пустующий дом и жить без электричества, то ещё проще. Но этот вариант не подходит для семей с детьми, т.к. над ними нависает ювеналка. Поэтому в каждом случае надо действовать по-разному, стремясь, конечно, к минимальному общению с системой.

Регистрироваться ли в деревне?

Лучше нет, оставив городскую прописку. Но если вы продали там жильё, или хотите отдать ребенка в сельскую школу поблизости – то регистрироваться придется. Здесь уж решать надо по конкретным обстоятельствам. Главное – твердое намерение постепенно ослаблять зависимость от города. Не у всех получиться порвать все одним махом. Нужно каждому молиться о вразумлении, каким путем Господь поведет именно его, его семью. Общинный же образ жизни и в этом вопросе дает больше возможностей для маневра. Но только при условии, что община пребывает в Духе Истины. Да поможет Господь всем обрести правильный путь, истинных пастырей, братьев и сестер для совместного спасения в это трудное время!

Нас немного. На данный момент не наберётся и двух десятков – и это при том, что совсем недавно после многолетнего периода затишья в наши ряды влились несколько новых человек. Каждое такое пополнение для нас – большой праздник, который случается очень редко: требования, предъявляемые нами к вновь входящим, высоки и постоянно растут по мере нашего движения, потому соответствия им добиваются немногие из стремящихся. Да и сами стремящиеся к нам примкнуть по этой же причине появляются на нашем горизонте довольно редко.

Кто мы? Мужчины и женщины различных возрастов и национальностей, выходцы из разных городов и даже стран, в прошлом – представители самых разных родов деятельности, социальных статусов и уровней. Одно из основных требований, предъявляемых нами к приходящим – полная независимость материальная и моральная, отсутствие обязательств и долгов перед кем бы то ни было (см. статью ). Поэтому все члены Общины – люди свободные, несемейные, способные самостоятельно распоряжаться своей жизнью. По этой же причине среди нас нет несовершеннолетних: на основе многолетнего опыта мы пришли к выводу, что, прежде чем встать на Духовный Путь, человек должен обрести полную самостоятельность на физическом плане и состояться как личность. В остальном же к нам может примкнуть любой человек, разделяющий наши взгляды, преследующий общие с нами цели и достигший определённого уровня в работе над собой. И для нас совершенно неважно, кем он был до прихода в Общину – лишь бы он пришёл к нам с открытым сердцем, желанием быть полезным общему делу и готовностью учиться новому. Конечно, чем больше человек развил в себе светлых качеств и полезных навыков до вступления в наши ряды, тем меньше времени он затратит на овладение ими в Общине и тем более значительным может стать его вклад в труде на общее благо.
.
.

Скажем пару слов об общем укладе нашей жизни.

В нашей Общине действует принцип единоначалия и вся деятельность строится по иерархическому принципу. Во главе Общины стоит Духовный Учитель – основатель нашего духовного направления. Он несёт ответственность за работу Общины в целом и за каждого своего ученика, коим является каждый её член, в частности. Прежде всего Учитель стремится воспитать в нас чувство ответственности за любые наши проявления, самостоятельность и разумный, творческий подход в принятии решений. Поэтому он предоставляет нам практически неограниченную свободу действий (конечно же, не нарушающих Космических Законов и не идущих в ущерб задачам Общины), решая только вопросы духовного порядка и те, которые мы не смогли решить самостоятельно. И поэтому, давая знания, направляя и координируя нашу деятельность, он требует от нас понимания и осознанности во всём, в чём только возможно на нашем уровне. Конечно, наши любовь, доверие и преданность Учителю безграничны, но слепое подчинение не приветствуется, так как является благоприятной почвой для фанатизма, ведущего к деградации личности и противоречащего самим основам духовности.

Каждый член Общины ответственен за доверенный ему участок работы, физической или духовной. Наряду с работой над собой самостоятельное поддержание этого участка в порядке есть его первейшая обязанность, от выполнения которой напрямую зависит его продвижение. Мы уже прошли тот этап, когда Учителю приходилось направлять каждый наш шаг, давать подробные указания к действиям и контролировать результат. Сейчас каждый из нас успешно справляется со взятым на себя объёмом работы, стремясь самостоятельно довести её до совершенства и тем самым сделать свой вклад в работу Общины максимальным. Иерархический принцип действует и здесь: ответственный за каждое направление деятельности один, им по собственной инициативе становится тот, кто может лучше других справиться с данными обязанностями, и именно он решает все вопросы, касающиеся своего направления. Назначать никого не приходится: каждый, видя в труде возможности развития, стремится как можно полнее задействовать на общее благо имеющиеся у него знания и навыки.

Начнём с главного, ради чего мы объединились: с совместных мысленных посылов, очищающих пространство и насыщающих его светлыми энергиями. Ради этой деятельности и была создана Община, и именно ей и подготовке к ней так или иначе подчинена вся общинная жизнь.

Мысленные посылы, которые мы между собой называем духовной работой, проводятся несколько раз в день в установленное для этого время. В этой работе участвуют только те, кто достиг духовного уровня, так как она требует определённой степени чистоты, цельного, соответствующего Истине мировоззрения, раскрытых центров, наделяющих мысль действенной силой, а также достаточных навыков концентрации и умения управлять психической энергией.

Остальные члены Общины (и работающие духовно в том числе) просто пропускают через себя пространственные энергии, окрашивая их своими чувствами и пониманиями – настолько, насколько позволяет уровень их подготовки. Определённое время для этого не отводится – человек должен быть проводником постоянно, чем бы он ни был занят, что возможно только при условии стабильной гармонии, открытости и внутренней чистоты. Таким образом каждый член Общины вносит посильный вклад в работу для пространства, и этот вклад тем больше, чем выше уровень человека. Соответственно, чем выше уровень каждого, тем больше вклад в дело Иерархии Света всей Общины. Именно поэтому, чтобы не занижать возможности Общины в целом, мы предъявляем к себе высокие требования в работе над собой и не допускаем в свои ряды неготовых жить согласно этим требованиям.

Подготовительная ступень относится к физическому уровню, поэтому находящиеся на ней в мысленных посылах не участвуют, но несколько раз в день уделяют время энергетическим практикам. Эти практики направлены на очищение и развитие собственной энергетики, а также на обретение основных навыков управления энергиями, которые понадобятся в предстоящей духовной работе.
.
.

Помимо работы над собой для всех членов Общины обязательны физические тренировки, укрепляющие тело и способствующие повышению его энергетической проводимости (см. статью ). Поскольку наш Учитель является создателем уникального стиля боевых искусств, мы считаем этот стиль неотъемлемой частью нашего Пути, а его освоение – своим долгом. Занятие боевыми искусствами не только способствует поддержанию в человеке гармонии духовного и физического начал, но позволяет приобрести хотя бы элементарные навыки самообороны, нелишние в наше время. К тому же в ходе занятий вырабатываются качества, необходимые на Пути Света, такие, как воля, самообладание, умение идти до конца, быстро ориентироваться в ситуациях и многие другие. Поэтому при правильном подходе и понимании тренировки могут значительно ускорить продвижение человека в духовном направлении.

Конечно, уровень физической подготовки у всех нас разный, поэтому каждый тренируется по мере сил и возможностей – благо созданный Учителем стиль включает большое разнообразие техник (ударную, технику бросков, болевых приёмов, захватов и освобождения от них, выведения из равновесия, а также работу с восемью видами оружия), из которых любой может выбрать то, что будет приемлемо именно для него. Обязательные занятия боевыми искусствами сочетаются с занятиями общефизической подготовкой. Кроме того, регулярно выезжая на природу, все мы научились отлично плавать. А некоторых, увлёкшихся закаливанием и моржеванием, не пугает даже двадцатиградусный мороз, при котором они с удовольствием делают пятиминутные заплывы с последующей прогулкой по свежему воздуху в одних только плавках и купальниках.

Движение по Пути в сочетании с таким образом жизни привело к тому, что каждый из нас уже давно полностью забыл о болезнях. Кстати, среди тех самых моржей есть люди, в прошлом страдавшие серьёзными хроническими заболеваниями. Сейчас они не только полностью восстановили своё здоровье, но без труда выдерживают физические нагрузки, вряд ли доступные обычному среднему человеку.
.
.

Что касается контактов нашей Общины с внешним миром – их мы пытаемся свести к минимуму. Основная причина – стремление сосредоточиться на своих задачах, не отвлекаясь на ненужное общение. Мы не занимаемся общественной и просветительской деятельностью, благотворительностью, различными культурными проектами и пропагандой наших идей (этот блог создавался с целью ответить на вопросы наших многочисленных знакомых о Духовном Пути и нашей Общине, но в первую очередь – в помощь нашим последователям). Но всё же наш образ жизни нельзя назвать затворническим. Мы поддерживаем дружеские отношения со многими людьми, идущими по Пути Света в нашем направлении, встречаемся с ними, общаемся, ведём переписку, взаимно помогаем друг другу чем можем. В число этих людей входят несколько учеников нашего Учителя по целительскому направлению, живущих в семьях и потому не ставящих перед собой цели выходить на духовный уровень.
.
.

Говоря о нашей жизни нельзя не затронуть её материальную сторону.

Экономически мы стремимся как можно меньше зависеть от внешнего мира, чтобы какие-либо процессы, происходящие в стране, не могли поставить под угрозу нашу деятельность. Община существует на средства от небольшого бизнеса, требующего с нашей стороны минимального участия и практически не отвлекающего нас от наших задач, но не дающего стабильного дохода. В основном этих средств хватает на жизнь при условии их экономного распределения. Поэтому всё что только возможно мы стремимся делать своими руками, тем более что уже не раз убеждались на собственном опыте: если хочешь сделать что-то качественно – сделай это сам. Мы самостоятельно осваиваем различные профессии, востребованные в нашей жизни. Сами выращиваем овощи и фрукты, печём хлеб, шьём одежду, изготавливаем мебель, ремонтируем автомобили, электроприборы и компьютеры, выполняем все виды строительных, ремонтных и отделочных работ. Есть среди нас и парикмахер, и массажист, и целитель. И – к радости домашней живности – свои кинолог и ветеринар.

Нас мало, поэтому многие общинники берут на себя ответственность за несколько участков общей работы. К тому же, стремясь к взаимозаменяемости, каждый осваивает несколько профессий, к которым он более всего расположен. Многое из того, чем мы сейчас занимаемся, приходится делать впервые. Несмотря на это стремимся, чтобы всё, созданное нами, соответствовало высочайшему уровню мастерства. Высокие требования, которые мы сами к себе предъявляем, позволяют нам добиваться соответствующих результатов во всём, за что бы мы ни брались.

Берясь за новое дело, мы прежде всего собираем информацию о том, как эту же работу выполняют другие. Но никогда не следуем указаниям слепо, анализируем полученные знания, ищем, как применить их именно в наших условиях и при наших возможностях, чтобы добиться желаемого результата, вследствие чего иногда рождаются нестандартные, но действенные подходы к решению вполне стандартных проблем. Мы стремимся устроить наш быт наиболее рационально, не жалея средств на проекты, которые в будущем помогут избежать лишних затрат – и времени, и труда, и денег. Так, к примеру, нам пришлось хорошо вложиться и потрудиться, чтобы наладить на своём участке систему естественного земледелия, зато уже спустя четыре года отдача от неё превзошла все наши ожидания. Мало того, что овощей и фруктов хватает даже на зимние заготовки (это в нашей-то зоне экстремального земледелия!), так ещё с обслуживанием этого сложного участка сейчас без труда справляются всего два человека – один огородник и один садовник.

Кроме того, мы используем все доступные нам новейшие технологии и оборудование, чтобы облегчить физический труд и освободить время для основной деятельности. Конечно, даже при этом приходится много трудиться на физическом плане, но для нас труд – вопрос не только выживания, но и нашего развития: мы расцениваем его как возможность для совершенствования, как подготовку к духовной работе. Ведь каждый новый навык расширяет наше сознание, тем самым способствуя его росту. А значит, чем больше сделаем мы сами, чем больше разнообразных навыков приобретём, тем шире окажутся наши возможности.

Что именно делать, чем заниматься на физическом плане, специально мы не ищем. Нам подсказывает это сама жизнь. Точнее, просто ставит перед необходимостью решать те или иные задачи. Это есть Закон Кармы в действии: мы находимся именно в тех условиях, которые при правильном подходе с нашей стороны могут наилучшим образом поспособствовать нашему развитию. Кстати, по мере роста нашего сознания наша материальная ситуация стабилизируется и заметно улучшается. Это говорит о том, что мы успешно проходим данные нам жизнью уроки. И, конечно же, за всем этим отчётливо видна рука Сил Света: даже в самые сложные периоды мы ни разу не оставались без средств к существованию и неоднократно наблюдали, как всего в полушаге от нас проходили серьёзные опасности, не причинив нам ни малейшего вреда.
.
.

Чем мы занимаемся в свободное время?

Отдых в нашем понимании – это смена деятельности, а у нас приветствуется любая деятельность, способствующая развитию. Поэтому некоторые отдают предпочтение самообразованию, расширяя свои познания или осваивая новые навыки в интересующих их сферах. Некоторые посвящают свободное время творчеству: кто-то занимается изобразительным искусством, кто-то пишет стихи и рассказы, кто-то поёт и играет на музыкальных инструментах.

Эти многократно гонимые крепкие люди сформировали отличный иммунитет к разного рода невзгодам и давлению и, что более важно, умение обустраиваться на совершенно новом месте. Посмотрим на успешно существующие и работающие на земле общины как в России, так и не в России.

Деревни староверов в США, Канаде и Южной Америке

Например, в Орегоне, куда староверы попали лет 60 назад, они за это время построили крепкое хозяйство и живут им по старому обычаю. Конечно, старообрядцы со временем внешне американизируется, дети их учатся в обычных колледжах на юристов и прочих, но главное в старообрядческой общине - строгая вера, пока она есть, община будет жива.

Владимир Рябушинский: «Славянофилам все представлялось, что олицетворение православного духа они могут найти в среднем “мужичке”; но не мужичок, часто слабенький, хныкающий, будущий любимец и радикального интеллигента, и Льва Толстого, вечно с именем Бога на языке, но чаще всуе; не он, а благочестивый, в Писании начитанный, немногословный мужик-хозяин, милостивый, но твердый, созидательно способный бросить не задумываясь плоды многолетних трудов, чтобы спасти свою веру и душу, он – отборное меньшинство – вот кто настоящий создатель и хранитель православного духа русской мужичьей стихии”.

Мошавы, кибуцы

Сельскохозяйственные общины в Палестине с идеологией сионизма, из которой выросла теперешняя ситуация, когда Израиль нас подкармливает сельскохозяйственными продуктами. Ничего, что в чистом истинном виде мошавы и кибуцы постепенно уходят в прошлое, зато их опыт колонизации и развития территорий, даже таких нечерноземных как в Израиле заслуживает внимательнейшего изучения. Собственно, экономическая модель мошава если не почерпнута, то повторяет русскую общину, но она удачно встроена в законодательство Израиля с организационной поддержкой на государственном уровне.

Родовые поместья, Россия

Квази-нью-эйдж движение, в котором стремящиеся к земле и всякой полезной экологии участники собираются и строят дома на более или менее дикой русской природе. Община основана по искусственному принципу элитарности. В новые поселенцы принимают не всех, а только кто понравится полным консенсусом. Действуют как НКО, на которое оформляется земля в пожизненное пользование с возможностью передачи по наследству.

Поселок Луговой

Общинная экономическая единица в Пензенской области. Деловой мужик – полярный биолог - экстримолог Павел Зайдфудим – пожалел умирающую деревню под Пензой и постепенно втянулся, решив создать там так называемый ноополис – среднюю между городом и деревней хозяйственную единицу с упором на особую форму образования. Тут община в существенной степени держится на пассионарной пробивной личности основателя, что в России всегда было важно. А власти, когда процесс пошел, конечно стали поддерживать удачный проект, как это часто бывает.

Процветающая община, точнее, скорее коммуна левых идеалистов, которые купили старый агрокомплекс, организовали ферму и стали трудиться и процветать. Там несколько десятков участников, живущих на принципах эгалитаризма и экологической чистоты, вся трудовая и бытовая жизнь происходит коллективно, личная жизнь на либертарианской основе (община же левая), войти в общину не так просто – тут проявляется свойственный немцам фашистский элитаризм.

Даманхур, Италия

Община – долгожитель под Турином, названная как город в Египте в честь бога солнца. Естественно, ее основали мистики нью-эйджа под предводительством Оберто Арауди, который выбрал место не пересечении «линий синхронности». Поскольку нам больше интересна экономика, то про храм, сделанный по типу калейдоскопа явно не без воздействия элэсдэшных трипов, мы не будем. Сейчас община уже создала себе туристическое имя, но все еще продолжает заниматься органическим земледелием и животноводством, а также дизайном, экологической архитектурой и т.д.

Лонго Май, Франция

Созданная левыми пассионариями, бежавшими из Австрии от неонацистов, в 1973 году в Лимане община на основах кооперативной жизни с коммунистическими идеалами теперь имеет филиалы в нескольких европейских странах, в том числе в Украине, и в Коста-Рике. Опять же, община началась с заброшенной фермы в форме производственного кооперативного общества по французскому законодательству. Община много занимается левым активизмом, а в экономике кормится собственным хозяйством, которым также и зарабатывает. Есть у общины и более или менее успешный фонд.

Финка Бельявиста, Коста-Рика

Еще один потенциально подходящий для развития российской глубинки общинный проект. Это эко-поселение в джунглях в одном из самом биологически разнообразных регионов мира на берегу океана с двумя горными реками рядом. Дома там встроены в природу, чаще всего построены на деревьях. С самого начала тамошние общинники ориентировались на туристический бизнес, приглашая людей в отпуск в джунгли с разными индейскими развлечениями. Конечно же, есть натуральное хозяйство - благо земля родит хорошо и живности много. Ближайший город не так далеко, и там есть все необходимое от цивилизации.

Воцерковляться мы начали года два-три назад, с рождением сына. Родные нас не понимают, моя мама не может видеть меня в платке, кричит, что отправит лечиться в дурдом.
Живем мы со свекровью, три дня назад она купила себе телевизор. Не хочу, говорит, жить как в келье. Антенны у нас нет, поэтому телевизор еще не подключили, но сына уже сейчас из ее комнаты не вытащишь. Бегает, радуется, ждет, когда наладят телевизор. Это сыграло решающее значение в моем намерении ехать в деревню. Нас позвали в строящуюся Православную общину без света, газа… Сама я в деревне никогда не жила, коров видела только на картинке.
Муж Олег одержим страстью компьютера. Он согласен стать мучеником, согласен, чтобы его пытали (потом, когда «настанет конец света»), но не согласен пожертвовать компьютер церкви (у нас его уже просили). Он же говорит, что меня, такую неумеху, никто в общине держать не будет, выгонят или сама убегу и буду бомжевать, а сейчас есть где жить, телевизор не такое уж зло, зачем дергаться? Сам он ехать не хочет. Вернее, после разговора с батюшкой загорается, строит планы, но через два дня все забывает возле компьютера. Работает он на заводе, с января перешел в новый цех с очень большой (по нашим меркам) зарплатой. Оставить работу и уйти пасти коров ему очень нелегко. Оставаться в квартире с телевизором батюшка меня с сыном не благословляет, а ехать одна я боюсь.
Очень прошу, помолитесь, чтобы у нас все получилось.
Раба Божья Екатерина,
г. Стерлитамак, Башкирия.

«Приглашаем Православных верующих…»
Здравствуйте, дорогая редакция газеты «Благовест»!
Пишут вам отец Димитрий и матушка Надежда из глубинки Тверской области. Газету вашу выписываем давно, а вот пишем впервые. Мы благодарны вам за такую прекрасную газету, читаем с удовольствием. Спаси вас Господи!
Волей Божией мы оказались здесь, в глухой деревушке, с шестью домами и Никольским храмом. Приехали из подмосковного Обнинска двенадцать лет назад. Храм восстанавливали с большими трудностями из-за нехватки денег, материала, техники и людей. Сделали крышу, купола, иконостас восстановили (правда, не до конца), полы в алтарях перестелили, внутри и снаружи штукатурили, белили, красили. Много еще нужно делать, но из-за нехватки денег работа остановилась. Всю текущую работу по храму делаем сами, помощников нет, а возраст наш немаленький – далеко за шестьдесят. Прихожан в храме немного, в деревнях остались одни безпомощные старики, молодежи немного, да и у них свой «бог» - деньги, вино. Но мы, слава Богу, с матушкой не унываем. Служим, Богу молимся, матушка на клиросе поет и читает. Радуемся тому, что места у нас красивые, кругом лес, воздух чистейший.
Может, кто-то из верующих Православных Христиан захочет жить в деревне? Может, какая-то небольшая общинка организуется, легче было бы устраивать быт. У нас есть свободный домик-сторожка, дома есть в продаже неподалеку и недорогие. Приезжайте, будем рады от души.
Наш адрес: 172891 Тверская обл., Торопецкий район, Озерецкое п/о, д. Метлино. Священнику Димитрию Кравцову.
Тел. (8-48268) 2-51-47.

Перед въездом в Потеряевку стоит табличка "На территории деревни курить запрещено". Добавлю ещё, что в деревне не только не курят — и не пьют, и не сквернословят. Да и всё дурное, что человека не красит, кажется, осталось там — в затерянном для Потеряевки, почти что виртуальном далёком мире "цивилизации".

Прежде, чем Потеряевке обрестись в её нынешних чертах и облике, она должна была исчезнуть. Исчезала зажиточная деревня долго, с 1930-го года, когда первые семь раскулаченных семей отправили по этапу. Их имущество, скот, амбары с зерном, добротные дома стали общественными. Добило Потеряевку в 71-м году постановление об укрупнении сёл, практически превратившееся в насильственное выселение. Методы известные — закрывают школу, магазин, отключают электричество… В числе последних уезжала многодетная семья Лапкиных. Покидали, чтобы вернуться.

Только спустя 20 лет после изгнания потеряевцев, благодаря братьям Лапкиным пришло время вновь отыскаться Потеряевке на этой земле.

С тех пор, как уехали последние жители Потеряевки, на месте деревни обосновался православный лагерь-стан. Трудным было его существование в советские времена — постоянное преследование привело к нелегальной жизни в подземелье. Мы совершаем своеобразную экскурсию, спускаемся в подвал — раньше сюда был сделан тайный лаз, заваленный землёй, дровами и брёвнами. Каждый год сотрудники КГБ ходили с щупом, пытаясь найти лагерь, но брёвна им сдвигать не хотелось. «Уж больно они ленивые», — смеётся Игнатий Тихонович Лапкин.

Даже сдвинув брёвна, раскидав дрова и землю, найдя лаз, они обнаружили бы самый обыкновенный погреб с картошкой. Но стоило выбрать картошку, как с одной стороны поворачивалась стена, и открывался сводчатый подземный тоннель с деревянным полом и светильниками на стенах. Тоннель заканчивался большим помещением — подземной церковью, где можно было молиться. Всё это делалось верующими по ночам. Землю долбили и вытаскивали наверх вёдрами. Сегодня здесь всё обыденно и похоже на обычное овощехранилище

Другой Лапкин — Иоаким Тихонович, — отслужив срочную службу в армии, в 1978 году после окончания Московской духовной семинарии стал священником. «Никогда не покидало меня желание вернуться в родные края, — рассказывает Иоаким Тихонович. — Приезжал сюда и видел, как земля зарастает бурьяном. Тогда-то мы и решили: пора начинать возрождение посёлка».

Весной 1991 года он приехал на свою малую родину. Началом новой Потеряевки стали две палатки и участок земли, вскопанный под огород. Поселенцы стали готовить простейший строительный материал — саман-кирпич из глины. Заготовили около семи тысяч кирпичей и за две недели сложили стены. Вот где Иоакиму Тихоновичу пригодилась служба в стройбате (там он был каменщиком). До осенних дождей успели поставить крышу, а осенью соорудили баню, скотный двор, выкопали колодец. В тот год первый раз после двух десятилетий в Потеряевке зимовали её жители: братья Иоаким и Павел Лапкины, их мама Мария Егоровна, племянник Ося да ещё живность на скотном дворе.

И хотя стоял только один дом, весть о возрождении посёлка уже пошла по России, стали приходить письма с заявлениями на жительство от близких по духу и вере людей. Прослышали о возрождении Потеряевки даже в Америке. Из Калифорнии приехал потрудиться на благо деревни земляк, Никита Феоктистович Орлов.

Сегодня Потеряевка — настоящая деревня, где появились электричество и телефоны, медпункт, начальная школа, церковь, добротные дома, у многих из которых стоят автомобили, тракторы. Среди живущих в деревне, люди разных специальностей — врач, учитель, священник, агроном, электрик, компьютерщик, механизатор… Но все они живут своим подсобным хозяйством, для всех действует общинный устав. Работают здесь много, до позднего вечера. Отдыхают по воскресеньям и религиозным праздникам.