Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

По дисциплине: Русский язык и культура речи

На тему: Язык и речь

Введение

1. Сущность и природа языка

1.1 Понятие языка

1.2 Функции языка

1.3 Стили языка

1.4 Особенности диалектов

2. Речь и понятие речи

2.1 Речь и ее психологические особенности

2.2 Формы речи

Заключение

Список литературы

Введение

Понимание того, что связывает и что различает язык и речь, необходимо всем, кто стремится достичь высокого уровня культуры речи, которая невозможна без осознанного и целенаправленного владения всеми слагаемыми речи, в том числе и языком.

В толковом словаре русского языка под редакцией С.И. Ожегова дается следующее определение: «Речь - это разновидность или стиль языка». Рассматривая же определение понятия «язык», видим: «Исторически сложившаяся система звуковых словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе».

Соотнося два этих понятия, можно сделать вывод, что язык - это средство общения, сложившееся в определенном обществе под влиянием различных исторических факторов, то есть понятие более общее. Речь в данном случае понимается как частное, индивидуальное, присущее отдельному человеку, который наделяет ее специфическими чертами, «характер произношения или произнесения» (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова).

Говоря о языке, обычно подразумевают общую систему звуковых средств общения, присущую определенному коллективу, «совокупность всех слов народа и верное их сочетание» (по словарю В.И. Даля). Те же самые средства общения, наделенные конкретным содержанием (мысли, чувства человека) и окрашенные в определенные тона (интонации), принято называть речью.

Цель данной работы - показать не только единство языка и речи, но и различия между ними, разграничить их, выделив их формы и особенности.

1. Язык и его особенности

1.1 Сущность и природа языка

Американский логик и философ Чарльз Пирс, определил знак, как нечто такое, узнавая которое мы накапливаем систему знаний, и происходит это уже много веков в разных социальных средах. Наука о знаках - семионика подходит к их делению очень серьёзно и выделяет среди их общего числа иконические знаки, индексы, а также символы.

Наибольший вклад в изучение языка, как системы знаков внёс швейцарский лингвист начала прошлого века Фердинанд де Соссюр. Положения его теории и сегодня изучаются лингвистами всего мира. Он сравнивал язык с другими знаковыми системами, такими, как военные сигналы в военно-морском флоте, азбукой для глухонемых людей или формами учтивости, просто он считается на порядок выше.

В книге «Введение в языкознание» А.А. Реформатского говорится о том, что язык есть важнейшее средство человеческого общения. Без языка человеческое общение невозможно, а без общения не может быть и общества, а тем самым и человека. Без языка не может быть и мышления, т. е. понимания человеком действительности и себя в ней.

Относительно природы и сущности языка имеется несколько точек зрения. Одни считают его психическим явлением (вспомним библейскую легенду о сотворении мира: «Вначале было слово»).

Другие рассматривают язык как биологическое явление, наследуемое человеком от своих родителей, ставят его в один ряд с такими явлениями жизни человека, как способность есть, пить, ходить и т.д. Такой взгляд на природу языка в корне неверен. Теперь хорошо известно, что язык не наследуется, не передается от старших к младшим, подобно передаче некоторых биологических признаков расы (цвет волос, форма лица и т.д.) Ребенок начинает говорить не на языке родителей, а на языке окружающих его.

Вспомним в «Таинственном острове» Жюля Верна историю о том, как колонисты нашли одичавшего Айртона, оставленного в наказание за преступления на необитаемом острове. Оторванный от общества, Айртон перестал жить по-человечески, утратил способность человеческого мышления и перестал говорить. Когда же он попал в среду небольшого коллектива, вошел в жизнь людей, к нему вернулась способность мышления, и он опять начал говорить.

Известно множество случаев, когда дети китайцев, в силу особых обстоятельств, начинали раньше говорить на английском языке, чем на китайском, дети русских начинали раньше говорить на французском языке, чем на русском, и т.д.

Третьи признают язык социальным явлением, возникшим и развивающимся только в коллективе, только под влиянием речи коллектива в силу потребности людей в общении.

1.2 Функции языка

"Будучи важнейшим средством общения, язык объединяет людей, регулирует их межличностное и социальное взаимодействие, координирует их практическую деятельность, участвует в формировании мировоззренческих систем и национальных образов мира, обеспечивает накопление и хранение информации, в том числе относящейся к истории и историческому опыту народа и личному опыту индивида, расчленяет, классифицирует и закрепляет понятия, формирует сознание и самосознание человека, служит материалом и формой художественного творчества" (Н.Д.Арутюнова).

Основными функциями языка являются: коммуникативная (функция общения); мыслеформирующая (функция воплощения и выражения мысли); экспрессивная (функция выражения внутреннего состояния говорящего); эстетическая (функция создания прекрасного средствами языка).

Коммуникативная функция заключается в способности языка служить средством общения между людьми. Язык располагает единицами, необходимыми для построения сообщений, правилами их организации и обеспечивает возникновение сходных образов в сознании участников общения.

Язык также обладает специальными средствами установления и поддержания контакта между участниками коммуникации.

С точки зрения культуры речи коммуникативная функция предполагает установку участников речевой коммуникации на плодотворность и взаимную полезность общения, а также общую нацеленность на адекватность понимания речи.

Достижение функциональной эффективности общения невозможно без знания и соблюдения норм литературного языка.

Мыслеформирующая функция заключается в том, что язык служит средством оформления и выражения мысли. Структура языка органически связана с категориями мышления.

"Слово, которое одно способно сделать понятие самостоятельной единицей в мире мыслей, прибавляет к нему многое от себя" - писал основоположник языкознания В. фон Гумбольдт.

Это значит, что слово выделяет и оформляет понятие, и при этом устанавливается отношение между единицами мышления и знаковыми единицами языка. Именно поэтому В.Гумбольдт полагал, что "язык должен сопутствовать мысли. Мысль должна, не отставая от языка, следовать от одного его элемента к другому и находить в языке обозначение для всего, что делает её связной". По Гумбольдту, "чтобы соответствовать мышлению, язык, насколько это возможно, своим строением должен соответствовать внутренней организации мышления".

Речь образованного человека отличается ясностью изложения собственной мысли, точностью пересказа чужих мыслей, последовательностью и информативностью.

Экспрессивная функция позволяет языку служить средством выражения внутреннего состояния говорящего, не только сообщать какую-то информацию, но и выражать отношение говорящего к содержанию сообщения, к собеседнику, к ситуации общения. Язык выражает не только мысли, но и эмоции человека.

Экспрессивная функция предполагает эмоциональную яркость речи в рамках принятого в обществе этикета.

Искусственные языки не имеют экспрессивной функции.

Эстетическая функция заключается в установке на то, чтобы сообщение своей формой в единстве с содержанием удовлетворяло эстетическое чувство адресата. Эстетическая функция характерна в первую очередь для поэтической речи (фольклора, художественной литературы), но не только для неё - эстетически совершенной может быть и публицистическая, и научная речь, и обыденная разговорная речь.

Эстетическая функция предполагает богатство и выразительность речи, её соответствие эстетическим вкусам образованной части общества.

1.3 Стили языка

Проблема стиля, которую многие исследователи относят к числу центральных в лингвистической стилистике, решается ими по-разному. Предметами разногласий являются:

2) принципы классификации (а отсюда и число выделяемых стилей);

3) вопрос о месте литературно-художественного стиля (языка художественной литературы) в системе стилей литературного языка.

Как известно, в основу теории трех стилей литературного языка М.В. Ломоносовым был положен экспрессивно-жанровый принцип (стили соотносились с жанрами художественной прозы, поэзии и драмы).

О трех типах речи говорил А.Х. Востоков, имея в виду общенародный язык: «Соединение слов, служащее к выражению мыслей, называется речью. Речь бывает по выбору слов, в нее входящих:

1) важная, или благородная, называемая книжным языком;

2) простонародная, иначе называемая просторечием;

3) между сими двумя середину занимает обыкновенная речь, или язык разговорный».

Таким образом, материалом для стилистической дифференциации языковых средств и выделения отдельных стилей может быть или только литературный язык как обработанная форма общенародного языка, или общенародный язык в целом. Различный подход к решению задачи, естественно, приводит к различным системам классификации стилей.

При выделении стилей общенародного языка (не имея в виду его социальную и территориальную дифференциацию) указывается множество разновидностей, охватывающих языковой материал от «высоких», книжных элементов до «низких», просторечных.

Расходятся точки зрения и на систему стилей литературного языка. В основу классификации кладутся различные принципы, не всегда совпадает используемая для обозначения близких понятий терминология, различно число выделяемых стилей.

Что же понимать под функциональными стилями и каковы принципы их выделения?

Язык как явление социальное выполняет различные функции, связанные с той или иной сферой человеческой деятельности. Важнейшие общественные функции языка: общение, сообщение, воздействие. Для реализации этих функций исторически сложились и оформились отдельные разновидности языка, характеризующиеся наличием в каждой из них особых лексико-фразеологических, частично и синтаксических, средств, используемых исключительно или преимущественно в данной разновидности языка. Эти разновидности называются функциональными стилями. Возникнув на внеязыковой (экстралингвистической) основе, будучи тесно связанными с содержанием, целями и задачами высказывания, стили различаются между собой внутриязыковыми признаками: принципами отбора, сочетания и организации средств общенационального языка.

В соответствии с названными выше функциями языка выделяются следующие стили:

1) разговорный (функция общения);

2) научный и официально-деловой (функция сообщения);

3) публицистический и литературно-художественный (функция воздействия).

Следует иметь в виду, что названные функции часто переплетаются, поэтому, например, в публицистическом стиле к функции воздействия примешивается в большей или меньшей степени, в зависимости от жанра, коммуникативно-информационная функция, т.е. функция сообщения. Сочетание двух функций - эстетической и коммуникативной - характерно для языка художественной литературы.

Предложенная классификация стилей может быть изображена в виде схемы:

Говоря о наборе специфических для каждого стиля языковых средств, создающих известную его замкнутость, следует сделать две оговорки.

Во-первых, нужно иметь в виду, что основную часть языкового материал а в любом функциональном стиле составляют общеязыковые, межстилевые средства.

Во-вторых, замкнутость отдельных стилей представляет собой весьма относительное понятие. Функциональные стили не образуют замкнутых систем, между стилями существует широкое взаимодействие, границы между стилями подвижны.

Вместе с тем выявляется тенденция к усилению дифференциации языковых средств внутри отдельных стилей, что позволяет говорить о формировании новых стилей, таких, как научно-популярный, производственно-технический и др. Однако научно-популярный и производственно-технический стили, хотя и обладают несомненным своеобразием используемых в них языковых средств, еще не должны отрываться от породившего их научного стиля, с которым они объединены функцией сообщения и важнейшими лексико-грамматическими ресурсами. Также понятие ораторского стиля свободно умещается в рамках более широкого понятия публицистического стиля, если иметь в виду общую для них функцию воздействия и основную часть используемых в них языковых средств. Не может в наше время претендовать на самостоятельное существование и так называемый эпистолярный стиль, жанры которого связаны или с разговорной речью (частное письмо бытового содержания), или с речью деловой (официальная переписка между учреждениями), речью публицистической (открытое письмо в редакцию) и т.д.

Благодаря развитию системы языка в целом и непрерывному взаимодействию функциональных стилей границы каждого из них с течением времени претерпевают изменения. Характеризуя какой-либо стиль, следует исходить не только из его взаимоотношений с другими стилями, из сопоставления с ними, но также из развития отдельных стилистических категорий, образующих систему данного стиля.

Чаще всего стили сопоставляются на основе их лексического наполнения, так как именно в области словарного состава заметнее всего проявляется различие между ними. Однако учет всех «ярусов» языковой системы (фонетика, лексика и фразеология, морфология, синтаксис) позволяет дать более полное и точное описание отдельных стилей. Хотя в области фонетики и грамматики, так же как и в области лексики, преобладающая часть материала, будучи стилистически нейтральной, является достоянием всех стилей языка (что обеспечивает его единство как системы), все же нередко имеется объективная возможность считать те или иные формы слов, синтаксические конструкции, структурные элементы (союзы, предлоги, связки), типы произношения в устной речи и т.д. характерными по преимуществу для определенных стилей.

Функциональные стили могут быть разбиты на две группы, связанные с особыми типами речи. Первую группу, в которую входят стили научный, публицистический и официально-деловой (о литературно-художественном стиле в дальнейшем будет сказано особо), характеризует монологическая речь. Для второй группы, образуемой различными видами разговорного стиля, типичной формой является диалогическая речь. Первая группа - это стили книжные, вторая - стиль разговорный. Выбор одного из возможных синонимичных вариантов чаще всего связан именно с дифференциацией книжных и разговорных языковых средств.

От функциональных стилей и от типов речи (в указанном выше понимании этого термина) следует отграничить формы речи - письменную и устную. Они сближаются со стилями в том смысле, что книжные стили, как правило, облекаются в письменную форму, а разговорный - в устную форму (но это не обязательно). Так, ораторское выступление или лекция на научную тему связаны с книжными стилями, но имеют форму устной речи. С другой стороны, частное письмо на бытовые темы имеет явные признаки разговорного стиля, но воплощается в письменную форму.

В заключение укажем, что выделение стилей по принципу экспрессивности языковых средств не имеет под собой достаточных теоретических оснований. Не образует цельной системы совокупность таких «стилей», как «торжественный (или риторический)», «официальный (холодный)», «интимно-ласковый», «юмористический», «сатирический (насмешливый)». Экспрессивная окраска, ярче всего проявляющаяся в лексике, не может служить логическим «основанием деления» понятия «функциональный стиль», не может быть принципом классификации.

В то же время при характеристике стилистических ресурсов языка, несомненно, учитывается окраска и стилистическая (связанная с отнесением языковых средств к тому или иному функциональному стилю, тем самым с ограничением немотивированного их употребления), и экспрессивная (связанная с выразительностью и эмоциональным характером соответствующих средств языка).

1.4 Особенности диалектов

Диалект ограничен территориально и функционально, существует только в устной форме, нормы диалекта не являются строгими, диалект менее дифференцирован стилистически. При выделении диалектов учитываются не только языковые, но и внеязыковые факторы. В частности, первостепенное значение имеет общность территории, на которой распространены говоры, совпадающие по комплексу языковых черт, важных для выделения диалектов. Из всех языковых признаков, имеющих близкую территорию распространения, наиболее важными для выделения диалектов считаются такие, ареалы которых согласуются с существенными фактами истории и культуры носителей диалектов на соответствующих территориях. Эти данные играют решающую роль в спорных и неясных случаях, например при отнесении диалекта к тому или иному из двух смежных по территории языков. Так, большое значение имеет этническое самосознание носителей, а также использование ими того или другого национального языка.

Являясь одной из основных форм существования языка, диалект сам существует в форме составляющих его говоров, которые при наличии большого сходства между ними имеют и некоторые различия. В систему диалектов, наряду со всеми языковыми показателями, входит комплекс таких языковых черт, которые отличают данный диалект от других диалектов. Признаки этого комплекса свойственны всем или почти всем говорам, входящим в данный диалект, и в этом проявляется относительная устойчивость системы диалектов.

Т.о., диалекты выделяются как группа говоров, объединённых общностью языковых черт, принятых в качестве существенных для диалектного членения, а также общностью территории, на которой эти говоры распространены.

Просторечие - социально обусловленная разновидность национального русского языка, в которой реализуются средства, находящиеся за пределами литературной нормы. Просторечие первоначально выступало именно как «простая речь» в отличие от речи изысканной, украшенной, а затем просторечием стали называть грубоватую, «сниженную» манеру употребления языка. От территориальных диалектов просторечие отличается отсутствием отчётливой локальной закреплённости его особенностей, от жаргонов - тем, что эти особенности не осознаются его носителями как ненормативные.

Носитель просторечия, в отличие от носителя литературного языка, обладает слабой способностью к переключению с одного языкового кода на другой в зависимости от ситуации общения; перед ним обычно возникает проблема выбора языковых средств. Просторечие не престижно и реализуется преимущественно в устной форме и в неофициальной, бытовой обстановке. Просторечная фразеология, так же как просторечная лексика, стилистически более снижена, чем разговорная, большая её часть несёт отпечаток фамильярности и вульгарности.

Социально-профессиональные диалекты употребляются в среде тех или иных «открытых» групп людей и отличаются друг от друга и от литературного языка главным образом лишь в области лексики. При капитализме различие между литературным языком и диалектами делается всё более и более значительным. У городских низов и разных деклассированных групп населения создаются особые групповые «социальные диалекты», не связанные с какой-нибудь географической территорией, но связанные с различными профессиями и бытом социальных прослоек, - это жаргоны или арго.

Международные жаргоны созданы ещё более реальными потребностями общения разноязычных людей на пограничных территориях или в местах скопления разнонационального населения. Арго в отличие от социально-профессиональных диалектов используются в «закрытых», замкнутых группах и заключают в себе момент секретности, тайности (например, арго бродячих торговцев XIX в. - «офенский язык»). Офенский язык имел элементы новогреческого, цыганского, финно-угорских, идиш языков, а также ограниченное число абстрактных существительных, прилагательных и глаголов. Используемые слова общеупотребительного языка в тайных языках иногда «затемняются» с помощью замены или перестановки слогов. Арго является особым языком так называемых деклассированных элементов общества (воров, нищих, бродяг). Поэтому арго имеет тенденцию к исчезновению в стабильной общественно-экономической ситуации, т.к. круг его носителей сужается, в периоды же социальных потрясений (революции, войны, хозяйственная разруха и т.д.) с усилением роста преступности, беспризорщины и т.п. отмечается активное распространение арго.

Молодёжные (школьные, студенческие) жаргоны - сленги, представляют собой довольно пёструю и неустойчивую картину. Здесь присутствуют и варваризмы, из изучаемых языков и зарубежной эстрады, воровского жаргона, «цензурные» вульгаризмы, различные прозвища и образные перифразы, высмеиваемые речевые штампы.

В заключение главы хотелось бы еще раз повторить, что язык - орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление постоянное для данного периода времени.

Язык как средство общения имеет свои особенности, называемые диалектами, свои собственные стили (разговорный, научный и публицистический) и выполняет определенные функции (коммуникативную, мыслеформирующую, экспрессивную и эстетическую).

Языки возникают, существуют и развиваются по своим собственным законам. Есть несколько тысяч современных, естественных, живых языков, то есть таких, на которых говорят люди, ныне живущие на Земле. Более тысячи разновидностей насчитывают и так называемые мертвые языки - такие, на которых когда-то говорили люди, но которыми современники уже не пользуются. Если к этому добавить множество созданных людьми за последние столетия искусственных языков, а также языков, которыми пользуются животные, то число их возрастет, наверное, до десятка и более тысяч. Каждому такому языку соответствует своя, специфическая форма речи, отражающая особенности данного языка, его символику, звуки и буквы. Поэтому в самом первом приближении к выяснению связей между языком и речью можно было бы сказать: сколько разных языков - столько и разнообразных видов речи.

2. Речь и понятие речи

2.1 Речь и ее психологические особенности

язык речь диалект

Как отмечалось выше, речь имеет две формы: устную и письменную. Каждая из этих форм также имеет свои особенности, свои нормы. Умеющий хорошо говорить не всегда умеет хорошо писать, равно как и наоборот: грамотно пишущий иногда оказывается в затруднении при устных выступлениях. Очевидно, психология устной и письменной речи неодинакова. Устная и письменная речь -- две формы общения людей друг с другом при помощи средств языка. В основе устной речи лежат слуховые ощущения, идущие от органов речи. В письменной речи основную роль играют зрительные и моторные (от движения пишущей руки) ощущения, хотя и здесь имеют значение те ощущения, которые играют основную роль в процессе устной речи.

Все указанные ощущения имеют большое значение для развития умения читать, писать, правильно говорить. Плохо слышащие или страдающие от недостатков зрения люди обычно неясно, нечетко, невыразительно говорят, делают ошибки в чтении и при письме.

Общение людей между собой при каждой из указанных форм речи осуществляется по-разному. Устная речь имеет в виду непосредственное общение людей (устное выступление, диалог, беседа, спор). Для нее характерно наличие говорящего и слушающего Письменная же речь не требует личного присутствия всех лиц, участвующих в процессе общения.

Устная речь требует того, чтобы слушающий понимал ее в самом процессе говорения, в живом потоке речи. Она не дает времени на обдумывание и размышление. Письменная же речь не только допускает, но часто требует от пишущего остановок для размышления и обдумывания.

Устная речь допускает повторение сказанного, использует такие средства воздействия на слушателя, как интонация, мимика, жесты. Письменная же речь не имеет всех этих вспомогательных средств, способствующих пониманию ее содержания. Вот почему при выражении мыслей в письменной форме приходится учитывать, что читающему труднее понять содержание высказывания, чем слушающему это высказывание.

Устная и письменная речь отличаются друг от друга также особенностями используемого каждой из них языкового материала. В устной речи мы пользуемся лексическими, грамматическими и стилистическими средствами разговорного языка, а в письменной речи имеем дело со средствами книжно-письменного языка.

Устная, особенно разговорная, речь - это речь более свободная, иногда отклоняющаяся от сложившихся норм языка. Письменная, литературная, монологическая речь является более нормированной и устойчивой речью. Письменная речь в большей степени, чем речь устная, должна считаться с нормами грамматики.

Письменная и устная речь отличаются друг от друга и по словарю, синтаксису, средствам выражения и темпам речи. Например, устная речь значительно проще по своей синтаксической структуре, чем книжная речь. В устной речи, как правило, употребляются простые и короткие предложения. Эго объясняется физиологическими и психологическими условиями произнесения речи. Каждую относительно законченную мысль мы стремимся произнести за один вдох и выдох. Письменная же речь пользуется предложениями любой степени сложности и любого объема.

Различны в двух указанных формах речи и средства выразительности. Выразительность устной речи является одним из важных условий ее правильного понимания слушателями. Особенно широко используются в устной речи такие средства выразительности, как повышение и понижение голоса, ударения, подчеркивания и выделение голосом отдельных слов и выражений, паузы, жесты, мимика. Выразительность устной речи делает ее не только средством выражения мыслей, но и могущественным средством убеждения и побуждения. Выразительность письменной речи осуществляется путем более тщательного отбора лексики, структуры предложений, большей логической связности мыслей, а также путем членения текста на главы, абзацы, параграфы. Средствами выразительности здесь служат также курсив, разрядка, подчеркивание, знаки восклицания, вопроса, многоточие. Основная задача всех этих средств -- выделить главное, основное в тексте, привлечь к ним внимание читающих.

Письменная речь труднее, сложнее по своему построению, чем устная речь, но она позволяет в процессе письма тщательно работать над словесным выражением мысли. Письменною речью обычно владеет тот, кто ищет наилучшего выражения своей мысли, умеет замечать свои речевые ошибки и исправлять их.

Для правильной постановки работы по развитию речи имеют большое значение научные достижения языкознания, психологии и педагогики.

Устная речь гораздо активнее письменной - мы больше говорим и слушаем, чем пишем и читаем. Шире и ее выразительные возможности. Б. Шоу по этому поводу заметил, что «есть пятьдесят способов сказать «да» и пятьдесят способов сказать «нет» и только один способ это написать». В письменной речи используется система графических средств выражения, и она воспринимается зрительно. Пишущий и читающий, как правило, не только не видят друг друга, но и вообще не представляют внешнего облика своего коммуниканта. Это затрудняет установление контакта, поэтому пишущий должен стремиться максимально, усовершенствовать текст, чтобы быть понятым. Письменная речь существует бесконечно долго, и читающий человек всегда имеет возможность уточнить непонятное выражение в тексте. В лексическом и грамматическом отношениях она характеризуется строгим соблюдением литературных норм языка - особым отбором лексики и фразеологии, обработанным синтаксисом. В письменной речи широко употребляется книжная лексика: официально-деловая, научная, общественно-публицистическая. Письменную форму речи отличает предварительное обдумывание высказываний. Это обусловливает точность и правильность письменной формы речи.

2.2 Формы речи

Различают две формы речи: устная речь и письменная речь.

Устная речь - это речь, произносимая в процессе говорения; основная форма использования естественного языка в речевой деятельности.

Для разговорного стиля литературного языка устная форма является основной, тогда как книжные стили функционируют и в письменной, и в устной форме (научная статья и устный научный доклад, выступление на собрании без заранее подготовленного текста и запись этого выступления в протоколе собрания).

Важнейшей отличительной чертой устной речи является её неподготовленность: устная речь, как правило, творится в ходе беседы. Однако степень неподготовленности может быть различной. Это может быть речь на неизвестную заранее тему, осуществляемая как импровизация. С другой стороны, это может быть речь на заранее известную тему, обдуманная в тех или иных частях. Устная речь такого рода характерна для официального публичного общения. От устной речи, т.е. речи порождаемой в процессе говорения, следует отличать речь читаемую или выученную наизусть; для этого вида речи иногда применяют термин "звучащая речь".

Речь, рассчитанная на непосредственное восприятие, какой является устная речь, проигрывает, если она слишком детализирована, состоит исключительно из развёрнутых предложений, если в ней преобладает прямой порядок слов.

В речи, рассчитанной на слушателя, часто меняется структурно-логический рисунок фразы, весьма уместными оказываются неполные предложения (экономящие силы и время говорящего и слушающего), допускаются попутные добавочные мысли, оценочные фразы (обогащающие текст и хорошо отделяемые от основного текста посредством интонации).

Одним из наиболее существенных недостатков устной речи считается её прерывистость (логическая, грамматическая и интонационная), заключающаяся в неоправданной остановке речи, в обрыве фраз, мыслей, а иногда - в неоправданном повторении одних и тех же слов. Причины этому бывают разные: незнание того, что надо говорить, неумение оформить последующую мысль, стремление исправить сказанное.

Вторым из наиболее распространённых недостатков устной речи является её нерасчленённость (интонационная и грамматическая): фразы следуют одна за другой без пауз, логических ударений, без чёткого грамматического оформления предложений. Грамматико-интонационная нерасчленённость, естественно, сказывается и на логике речи: мысли сливаются, порядок их следования становится нечётким, содержание текста делается расплывчатым, неопределённым. Письменная речь - это речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на бумаге, ином материале, экране монитора. Письменная форма речи является основной для официально-делового и научного стилей речи, для языка художественной литературы. Публицистический стиль использует в равной мере письменную и устную формы речи (периодическая печать и телевидение).

Использование письменной формы позволяет дольше обдумывать свою речь, строить её постепенно, исправляя и дополняя, что способствует в конечном итоге выработке и применению более сложных синтаксических конструкций, чем это свойственно устной речи. Такие черты устной речи, как повторы, незаконченные конструкции, в письменном тексте были бы стилистическими ошибками.

Если в устной речи применяется интонация как средство смыслового выделения частей высказывания, то на письме используются знаки пунктуации, а также различные средства графического выделения слов, сочетаний и частей текста: использование иного типа шрифта, полужирный шрифт, курсив, подчёркивание, обрамление, размещение текста на странице. Указанные средства обеспечивают выделение логически важных частей текста и выразительность письменной речи.

Видами речи являются:

· говорение - отправление звуковых сигналов, несущих информацию;

· слушание - восприятие звуковых сигналов и их понимание;

· письмо - использование видимых графических символов для передачи сообщения;

· чтение - восприятие графических символов и их понимание.

Все сказанное выше позволяет сделать вывод, что речь имеет нечто уникальное в нашем сознании - внутренний голос, находящийся с нами в непрерывном диалоге и внутренний голос - поток сознания, постольку, поскольку это не монолог, а именно диалог в рамках и пределах одной личности. Мы создаем себе и внутри себя партнера, с которым и общаемся, называя его то внутренним "я", то голосом души, то голосом совести, то Богом.

Наконец, речь действует на сознание и побуждает к действию, язык склонен к пониманию и мышлению.

Особенности речи зависят от психологических характеристик человека, его состояния и характера. Выделяют устную и письменную формы речи, а также четыре вида речи: говорение, слушание, письмо и чтение.

Заключение

Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод, что язык и речь - это две стороны одного целого: человеческого языка. Разница же между ними состоит в том, что речь есть воплощение, реализация языка. Именно через речь язык выполняет свое коммуникативное назначение.

Речь конкретна, язык отвлечен и абстрактен. Язык - это средство общения, а речь - процесс. Язык представляет собой такую сущность, способом существования и проявления которой является речь. Язык как сущность находит свое проявление в речи. Язык познается путем анализа, речь - путем восприятия и понимания.

Язык существует только в силу своего рода договора, заключенного членами коллектива. Язык до такой степени есть нечто обособленное, что человек, лишившийся дара речи, сохраняет язык, поскольку он понимает слышимые им языковые знаки.

Язык и речь - это очень сложные явления. Понятия "язык" и "речь" часто используются как синонимы. В то же время необходимо их разграничивать. Язык и речь различны и вместе с тем едины. Как язык не может существовать без речи, так и речи не могло бы быть без языка. Язык живет и развивается благодаря тому, что существует живая речевая деятельность на этом языке (в противном случае язык становится мертвым).

Итак, язык и речь - не разные явления, а разные стороны одного явления. Все лингвистические единицы являются единицами языка и речи: одной стороной они обращены к языку, другой - к речи.

Список используемой литературы

1. Ганеев Б.Т. Противоречия в языке и речи. - Уфа: Издательский цех БГПУ, 2004. - 470 с.

2. Левонтина И.Б. Речь и язык в современном русском языке // Язык о языке. Сб. статей / Под общ. рук. и ред. Н. Д. Арутюновой. - М.: Языки русской культуры, 2000. - C. 271-289.

3. Ломтев Т.П. Общее и русское языкознание. - М., 1976. - С. 54-60

4. Николаева, В.В. Эстетика языка и речи/ В.В. Николаева- Л.: Наука, 1979. - 216с.

5. Русский язык и культура речи: Учебник/Под ред. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2003. - 413с.

6. Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения/ Н.И. Формановская. - М.: Высшая школа, 1989. - 159с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Формы существования языка. Основные требования, предъявляемые к устной и письменной речи. Краткая история русского литературного языка. Произносительная сторона речи. Требования литературной правильности, благозвучия. Влияние классовых жаргонов.

    контрольная работа , добавлен 01.04.2011

    Общая характеристика форм речи. Устная форма речи. Письменная форма речи. Специфика норм письменного кодифицированного языка. Сходства и различия между устной и письменной формами речи.

    контрольная работа , добавлен 24.07.2007

    Свойства, функции и признаки языка, понятие языкового знака. Речь и речевая деятельность, соотношение языка и речи. Устная и письменная речь, их сходство и различия. Вербальные и невербальные средства общения: жесты, мимика, интонации, смех, слезы.

    презентация , добавлен 05.04.2013

    Сущность речевой деятельности, ее значение для человека, этапы осуществления и свойства. Положение русского языка в мире. Понятие и признаки литературного, научного и разговорного языка, нормы и современные тенденции. Культура устной и письменной речи.

    учебное пособие , добавлен 08.05.2009

    История происхождения языка. Единицы языка: звук, морфема, слово, фразеологическая единица, свободное словосочетание. Типы знаков: естественные и искусственные. Формы существования языка. Параметры различия устной и письменной формы литературного языка.

    реферат , добавлен 24.11.2011

    Литературный язык как обработанная форма общенародного языка, его основные признаки. Дискуссия по поводу его роли в нашей жизни. Устная форма речи, ее основные характеристики. Письменная форма языка. Взаимодействие устной и письменной форм языка.

    реферат , добавлен 14.12.2011

    Изучение особенностей литературного языка, история его становления и развития, роль в жизни общества. Использование русского языка в устной и письменной речи. Выработка литературно-языковых норм. Оценка влияния эмоций и чувств читающего на речь и письмо.

    реферат , добавлен 05.12.2013

    Диалог и монолог в устной и письменной формах речи. Разновидности речи. Употребление устойчивых словосочетаний. Стандартизованный характер письменной речи. Случаи употребления языковых средств с точки зрения их принадлежности к устной или письменной речи.

    контрольная работа , добавлен 15.07.2012

    Многообразие базовых метафор языка в русскоязычном лингвистическом дискурсе XX века. Понятие и функции языка и речевой деятельности. Существенные ряды наиболее существенных противопоставленных друг другу характеристик языка и речи, их взаимосвязь.

    реферат , добавлен 20.04.2009

    Специфика и виды речевой деятельности, основные механизмы речи. Влияние языка и его особенностей на личность говорящего. Речь как способ реализации функций языка. Язык – система знаков. Основной функцией языка является общение и познание действительности.

Инновационная активность предприятий. Понятие, подходы к ее определению.

Инновационная активность - самостоятельная категория системы инноватики. С ее помощью оценивается характер инновационной деят-ти. Инновационнаядеят-стьхаракт-тсясодерж-ем и составом конкретных действий, совершаемых по опр-ной технологии. Этим признаком один вид деят-сти отличается от другого. Активность деят-сти коммерческой орг-ции - это такая ее характеристика, кот. должна показать связь между намеченным содерж-м деят-сти и ее результатами, так как инновационная деят-сть может дать либо положит., либо отрицат.результат.

Инновационная акт-сть отражает 2 составляющие: 1. инн.деят-ть должна носить стратегический характер. 2.инн.деят. должна носить тактический характер, то есть она должна быть рациональна. В стратегическом плане инн.активностьопр-тсяпоказателями: кач-воминн. стратегии конкуренции; ур-ем мобилизации инн. потенциала; ур-ем привлеченных капиталовложений - инвестиций; ур-м методов и культуры, используемых при проведении инн.измен-й; обоснованностью ур-няинн. активности. В тактич. плане: соотв-м реакции фирмы хар-ру конкурентной стратегической ситуации; скоростью действий и проведения стратегич. инн. измен-й.

Есть вечные вопросы языкознания, на которые наука пытается ответить с древности и до наших дней, и, несмотря на многовековой опыт, их нельзя считать решёнными. Сегодня особую актуальность приобретают вопросы "Что такое язык?" и "Что такое речь?", и лингвистика исследует их на новом уровне своего развития.

На рубеже XIX-XX веков приходит осознание того, что историко-генетическое языкознание уже исчерпало свой потенциал и что необходим очередной принципиальный поворот во взглядах на язык, его природу и сущность, которые адекватно отвечали бы новейшим достижениям физики, социологии, психологии и других наук.

Реакцией на кризис в лингвистике конца XIX века стало появление исследований русского лингвиста Бодуэна де Куртенэ, известного также в странах Восточной Европы. Он предложил в общей сфере "языковая деятельность" выделять язык (как психическую потенцию) и речь (как психофизиологическую реализацию языковой системы). Этот исследователь впервые установил соотношение между единицами языка (как абстрактными сущностями; например, фонема, морфема) и единицами речи - конкретными реализациями языковых единиц; так, корень ход- в речи может выглядеть по-разному: хож-у, ше-л, шед-ший .

Теоретическое обоснование различий между языком и речью принадлежит выдающемуся языковеду из Женевы Фердинанду де Соссюру. В его исследованиях, объединенных в “Курс общей лингвистики”, даны три основополагающие идеи, определившие развитие лингвистики XX века: о разграничении языка и речи, о языке как системе знаков и о различии синхронии и диахронии. Соссюр был одним из первых, кто задался целью создать общую теорию языка. Естественно, что прежде всего он искал ответ на вопрос: что такое язык?



Человеческий язык существует в виде конкретных языков: русского, английского, греческого и др. А в каком виде существует конкретный язык? Конечно, не в виде составленных учеными словарей и учебников. Язык живет, если он используется, функционирует в речи. Неслучайно во многих языках для обозначения этих явлений используются разные слова: в английском language / speech, в немецком Sprache / Rede, во французском языке langage / parole .

Все явления, связанные с процессами использования языка, Соссюр обозначил общим термином речевая деятельность (langage ) и выделил в ней в качестве объектов исследования два самостоятельных понятия: языковая система (langue ) и речь (parole ). Основные положения Соссюра сводятся к следующему: “Изучение языковой действительности распадается на две части: одна из них, основная, имеет своим предметом язык, т.е. нечто социальное по существу и независимое от индивида… другая – второстепенная, имеет предметом индивидуальную сторону речевой деятельности, т.е. речь, включая говорение… Без сомнения, оба эти предмета тесно между собой связаны и друг друга взаимно предполагают: язык необходим, чтобы речь была понятна и производила всё свое действие; речь в свою очередь необходима для того, чтобы установился язык; исторически факт речи всегда предшествует языку” .

Вслед за Фердинандом де Соссюром многие исследователи рассматривали проблему соотношения языка и речи. Большинство ученых (В. Д. Аракин, В. А. Артемов, О. С. Ахманова, Л. Р. Зиндер, Т. П. Ломтев, А. И. Смирницкий) разграничивают данные понятия, находя для этого достаточные общеметодологические и лингвистические основания. Другие ученые (В. М. Жирмунский, Г. В. Колшанский, А. Г. Спиркин, А. С. Чикобава) отрицают различие между языком и речью, отождествляя эти понятия. Третьи исследователи (Е. М. Галкина-Федорук, В. Н. Ярцева), не противопоставляя и не отождествляя язык и речь, определяют их как две стороны одного явления, характеризующиеся свойствами, по своей природе взаимодополняющими и взаимосвязанными.

Итак, что такое "язык" и "речь" и как они соотносятся?

Сущность языка невозможно охватить каким-то простым и единым определением, так как его исследование ведется с разных точек зрения. По своей роли в жизни людей, по той функции, которую язык выполняет в человеческом коллективе, он является важнейшим средством общения, средством обмена информацией, обмена чувствами и мыслями и средством формирования самой мысли. По своей внутренней организации, по своей структуре, язык оказывается своеобразной, очень сложной системой знаков, системой многоярусной, все элементы которой, взаимодействуя, обеспечивают выполнение языком его общественной функции.

Современная лингвистика, исследуя рассматриваемые понятия, пришла к следующему их пониманию.

Язык – система объективно существующих социально закрепленных знаков (соотносящих понятийное содержание и звучание), а также система правил их сочетаемости и употребления.

Что значит: язык существует объективно? Социально закреплен? Язык – это достояние коллектива и предмет истории. Язык объединяет в срезе данного времени всё разнообразие диалектов, разнообразие классовой, сословной и профессиональной речи, устную и письменную формы речи. Нет языка индивида, потому что он объединяет индивидов.

Речь – это последовательность знаков языка, построенная по его законам из его “материала” и в соответствии с требованиями выражаемого конкретного содержания (мыслей, чувств, воли). Речь можно рассматривать с разных точек зрения: она бывает устной и письменной, внешней и внутренней и т.д.

Язык и речь едины. Средства общения, взятые в отвлечении от их применения, мы называем языком. А те же самые средства общения, конкретно примененные, мы называем речью. Язык реализует свои возможности в речи. Средства общения в возможности (потенции) – язык. Они же в использовании, в реализации – речь. “Речь – это язык в действии”, - писал С. Л. Рубинштейн.

Языкознание ХХ века, признавая единство языка и речи, убедилось в коренном различии между двумя явлениями. Язык и речь противопоставляются в современной лингвистике по разным основаниям.

1. Язык идеален, абстрактен , а речь материальна, конкретна. Язык, как любое идеальное явление, хранится в нашем сознании, памяти. Это система знаков, а всякий знак – это абстракция. Абстракция в языке присутствует в любом языковом факте, но ее характер может быть различным:

а) лексическая абстракция состоит в том, что слово не прямо соотнесено с вещью, но с целым классом вещей - с понятием (книга, дом );

б) грамматическая абстракция, например: значение предметности у имен существительных (столик, красота, бег );

в) фонетическая абстракция: одна фонема как единица языка может быть реализована в разных звуках речи.

Речь есть материальная форма существования языка, мы видим (и пишем) буквы в письменной речи, произносим и слышим звуки устной речи.

2. Речь первична , язык вторичен . Речь существовала и существует в действительности. Ею пользовались в первобытном обществе, когда еще не сложился язык. Язык как система знаков усилиями исследователей был извлечен из речи.

3. Язык воспроизводим . Мы можем знания о нем передавать из поколения в поколение, от учителя к ученику. Речь неповторима , она каждый раз по-новому создается, развертывается во времени и пространстве. Каждый акт речевой деятельности есть всегда творческий акт.

4. Язык - некая совокупность единиц и правил обращения с ними, которая хранится в нашем сознании и может быть использована. Язык потенциален , он весь - возможность. А речь - деятельность, в которой мы используем единицы и правила. Возможности языка реализуются в речи. Речь актуальна как реализация языковой системы, языковой потенции, в речи мы делаем выбор в зависимости от ситуации общения и употребляем именно эту, нужную здесь и сейчас единицу языка.

5. Система языка конечна , поэтому она поддается описанию, изучению, например, мы точно знаем, сколько гласных звуков в том или ином языке. Речь бесконечна . Одна информация может быть передана разными языковыми средствами в зависимости от речевой ситуации. Одна единица языка, повторенная каждым из нас много раз, с точки зрения речи не будет повторяться: у нас разные речевые аппараты, и даже один человек не может повторить сказанное, потому что время изменилось.

6. Язык развивается эволюционным путем. Он относительно статичен и пассивен . Благодаря этому мы можем понять древнерусские летописи, написанные много веков назад. Речь динамична и активна . Развитие языка обнаруживается в речи. Живая речь - это форма развития языка, она отражает меняющуюся действительность, поэтому сама всегда в движении. Если факт речи приобретает некое постоянство, он постепенно становится фактом языка. Например, новое слово, созданное кем-либо, может войти в общее употребление и стать неологизмом языка.

7. Язык и речь не существуют вне человека. Но язык - это явление социальное и объективное . Как общественный продукт и средство взаимопонимания людей, язык усваивается каждым индивидом в готовом виде и не зависит от человека, который на нем говорит. Он находится “вне воли тех, кто им обладает” (Ф. де Соссюр). Природа речи сложнее: она социальна ииндивидуальна одновременно.

Речь противопоставлена языку как явление субъективное, индивидуальное . Каждый акт речи имеет своего автора - говорящего или пишущего, создающего речь по своему усмотрению. В речи человек сам выбирает один из всех возможных языковых вариантов или даже создает свой по языковой модели (пушкинское "огончарован "). Единицы языка по воле автора могут приобретать такие значения, которых они не имеют в языке ("Отговорила роща золотая…" ).

Социальная природа речи состоит:

1) во-первых, в том, что она является частью общественной деятельности человека, значит, определяется некими объективными, не зависящими от человека условиями;

2) во-вторых, личность вступает в общение как представитель социума, который использует единый язык общения, имеет определенный социальный статус и играет конкретную социальная роль.

8. Язык имеет уровневую организацию , иерархию, включающую ярусы фонетический, лексический и др. Речь линейна , это последовательность лингвистических единиц в акте общения, в пространстве и во времени: звук следует за звуком - и рождается слово, слово за словом - словосочетание или предложение. В речи нельзя одновременно произнести два слова.

9. Язык нормативен , в нем не может быть ошибок. Язык - это своего рода кодекс, "навязываемый" обществом всем его членам в качестве обязательной нормы. В речи же, в процессе употребления единиц языка, могут возникать ошибки и неточности, связанные с незнанием правил, следовательно, речь может быть ненормативна .

10. Единицы языка соотносятся с единицами речи :

Современная наука, различая язык и речь, исследует их в двух разных отраслях: лингвистике языка илингвистике речи. Традиционная лингвистика языка (ее называют формальной, структурной) изучает язык как средство общения (с логическим ударением на первом слове). По образному определению Дж. Лакоффа, это “лингвистика болтов и гаек”.

В последние десятилетия сложилась лингвистка речи, которая рассматривает язык как средство общения, как речевую деятельность личности. Это, по определению Дж. Лакоффа, “гуманистическая лингвистика”, которая “задается совершенно иным вопросом, а именно: Что может изучение языка рассказать нам о человеческом существе?” Об этой лингвистике Л. Блумфилд писал: "Лингвистическая наука – это шаг по направлению к самопознанию человека".

Сегодня в фокусе внимания лингвистов оказались проблемы речи, использования языка в различных условиях общения, в разных социальных группах, в разных культурах и т.п. Возрос интерес исследователей к роли языка в жизнедеятельности индивида, в процессах социального взаимодействия людей, в познании мира человеком, в передаче сообщений с помощью средств электронной коммуникации и компьютерных технологий. На первый план выдвинулись такие недавно появившиеся отрасли языкознания, как лингвопрагматика, лингвистика текста, теория речевой коммуникации, теория речевых актов, теория дискурса, социолингвистика, этнолингвистика, психолингвистика, нейролингвистика, компьютерная лингвистика и т.д.

К сожалению, учебные пособия по "Введению в языкознание", даже изданные в последние годы, не отражают достижений лингвистики речи и не знакомят будущего филолога с ее важнейшими понятиями, без которых невозможно представить современную науку о языке.

Постараемся восполнить этот недочет и обратимся к рассмотрению речи как объекта лингвистики.

Современное состояние русского литературного языка. Проблемы речевой культуры современного общества.

Состояние русского языка – это, как принято считать, состояние говорящих на нем людей, те преобразования, которые происходят в речевом поведении носителей языка. За прошедшие десятилетия облик русского литературного языка изменился. Перемены произошли в таких его разновидностях, как язык художественной литературы, политики, публицистики, средств массовой информации.

Лингвисты и исследователи говорят о том, что все изменения являются естественными и нормальными, что язык развивается вместе с обществом. С одной стороны это хорошо: исчезла речевая скованность, штампы, которые были присущи устному литературному языку периода СССР. Но, с другой стороны, с экранов звучат жаргонизмы, просторечия и иностранные слова. Заимствований из иностранных языков становится все больше, что пагубно сказывается на чистоте исконно русского языка. Да, время идет вперед, и язык меняется вместе с развитием общества, но одно дело – украшение речи иностранными словами, а другое – потеря традиций и утрата родной культуры.

Три аспекта культура речи
Культура речи определяется также как такой выбор и такая организация языковых средств, которая в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач . В определении подчеркнуты три аспекта культуры речи: нормативный, этический, коммуникативный.
Нормативный аспект основывается, по мнению авторов, на определении нормы как центрального понятия речевой культуры, данного С.И. Ожеговым:
Норма - это совокупность наиболее пригодных («правильных», «предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающихся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа сосуществующих, наличествующих, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса.

Язык и речь. Соотношение этих понятий. Функции.

Понятия «язык» и «речь» в обыденном общении нередко смешиваются, но в научном рассмотрении этих понятий требуется не только их объединение, но и разграничение.
С философской точки зрения язык - это категория сущности и общего. Речь же выполняет роль явления и частного. Область, которой занимается лингвистика, весьма обширна. Она состоит из двух частей: одна часть ближе к языку и представляет собой пассивный запас; другая же часть ближе к речи и представляет собой активную силу, подлинный источник тех явлений, которые затем проникают в другую часть языковой деятельности. Язык - феномен сущностный, универсальный, речь - конкретное, психофизиологическое или механическое надстроечное явление, обеспечивающее информативную, экспрессивную и коммуникативную функции языка в конкретной ситуации общения. Функции языка неравноценны. Фундаментальными признаются те функции языка, выполнение которых предопределило его возникновение и конститутивные свойства. Важнейшая общественная функция языка - коммуникативная. Она обуславливает его основную характеристику - наличие материальной (звуковой) формы и системы правил кодирования и декодирования. Эти свойства обеспечивают и поддерживают единство выражения и восприятия смысла. Данная функция формирует прагматический компонент языковой структуры, адаптирующий речь к участникам и ситуации общения. С помощью языка люди передают друг другу свои мысли, чувства, тем самым, воздействуя друг на друга и формируя общественное сознание.
Второй основной социальной функцией языка называется когнитивная (познавательная) функция, состоящая из логической (мыслеформирующей) функции. Мысль тогда становится оформленной и чувственно воспринимаемой, когда она воплощена в формах языка и высказана в речи. Ещё одна составляющая: аккумулятивная (историческая) функция, в которой язык служит средством накопления общественного опыта, средством формирования и развития материальной и духовной культуры, тем самым, изменяя общественное сознание.
Далее следует эмотивная функция языка - выражение отношения автора речи к её содержанию. Она реализуется в средствах оценки, восклицаниях, интонации и т.д.
Высказывания о языке обозначают метаязыковой (металингвистической) функцией языка, реализуемой в языковедческих текстах, в процессе освоения родного или иностранного языка.
Пример: «Я объяснил, что есть большая разница между «показательным», когда показывают то, что есть, и «показным», когда показывают, то чего нет» (Ходасевич).
Установку на то, чтобы сообщение своей формой в единстве с содержанием удовлетворяло эстетическое чувство адресата, выполняет эстетическая (поэтическая) функция, которая, будучи основной для художественного текста, присутствует и в повседневной речи, проявляясь в её ритмичности, образности и др. В отличие от коммуникативной функции, которая является основной в обычном (практическом) языке, эстетическая функция доминирует в художественной речи.
Социальная функция языка, его общественное значение, заключается в том, что язык участвует в развитии различных сторон духовной жизни и трудовой деятельности народа.
Достижения народа, нации в развитии науки, художественной литературы и других областей духовной культуры осуществляются при прямом участии родного языка и выражаются в нём. Вот почему каждый народ стремится, развивая свою национальную культуру, поддерживать и улучшать свой национальный язык.

Язык, речь, речевая деятельность: их трактовка в разных лингвистических концепциях и направлениях.

Различие между языком и речью - основополагающий прин­цип современного языкознания, исходный момент для теоретиче­ского описания как отдельного национального языка, так и че­ловеческого языка в целом. Хотя к настоящему времени необхо­димость разграничения языка и речи признается большинством языковедов, однако в понимании этих сущностей и в критериях их разграничения взгляды специалистов расходятся.

Ф. де Соссюр считал язык и речь двумя сторонами более общего явления - речевой деятельности, которая «будучи одновременно физической, физиологической и психической... помимо того, относится и к сфере индивидуального и социального». Язык, согласно точке зрения Ф. Де Соссюра есть социальная и психическая сторона речевой деятельности, а речь - ее индивидуальная и психофизическая сторона, или «сумма всего того, что говорят люди» в отличие от фон Гумбольдта , который полагал, что «язык есть не продукт деятель­ности, а деятельность», Соссюр утверждал: «Язык не деятельность, а готовый продукт, пассивно регистри­руемый говорящим, продукт речи». Он подчеркивал также, что «язык не в меньшей мере, чем речь, конкретен по своей природе».

Л. В. Щерба так же, как и Ф. де Соссюр, выделял речевую деятельность, под которой он понимал «акты говорения и понимания». По мнению ученого, в опыте нам дана только речевая деятельность, а из нее уже «выводится» то, что он называл языковым материалом». В языковой материал входит «совокуп­ность всего говоримого и понимаемого», а также «тексты», т. е. «литература, рукописи, книги». Нетрудно видеть, что у Л. В. Щербы понятие языкового материала близко к понятию, которое названо у Соссюра речью. В от­личие от Соссюра у Щербы язык, или языковая система, пред­ставляет собой не конкретную, а абстрактную сущность, однако оба языковеда сходились в том, что язык относится к социаль­ным явлениям.

А. И. Смирницкий , анализируя соотношение между языком и речью, обходится без понятия речевой деятельности, однако, по сравнению с Соссюром и Щербой, он вкладывал в общее поня­тие человеческой речи более широкое содержание. В частности, ученый выделял в речи несколько форм ее существования: а) устную речь, имеющую внешнюю звуковую сторону; б) пись­менную речь, имеющую внешнюю графическую сторону; в) мыс­ленную речь, которая не имеет реальной внешней стороны. Устная и письменная формы существова­ния речи, по А. И. Смирницкому, составляют ее объективную сторону и относятся к внешней речи, а мысленная речь сущест­вует лишь в субъективной форме и представляет собой внутрен­нюю речь. Совокупность всех компонентов различных произведений речи и собрание закономерностей или правил использования этих компонентов составляют вместе определенную систему, т. е. совокупность взаимообусловленных и взаимосвязанных единиц и отношений между ними. Эта систе­ма единиц и является языком». По мнению языковеда, речь представляет собой, в конечном счете «сырой материал исследования», а язык - «предмет изучения, извлекаемый из этого материала»

Ф. де Соссюра, Л. В. Щербу, А. И. Смирницкого объединяет в понимании языка то, что они представляют его абстрагируе­мым (извлекаемым) из речи продуктом, который и является для языковедов предметом научного описания.

По-другому подходят к соотношению языка и речи исследо­ватели, считающие речь производной от языка, результатом проявления языковой сущности, т. е. рассматривающие язык не как продукт лингвистической деятельности специалистов, а как объективно существующее явление, реализующееся в речи. Так, Т.П. Ломтев отмечает: «Язык представляет собой такую сущ­ность, способом существования и проявления которой является речь. Язык как сущность находит свое проявление в речи». Сущность, лежащую в основе внешне проявляемых актов речи, иногда сравнивают с устройством и набором еди­ниц. Само устройство и набор единиц при такой аналогии пред­ставляют собой язык, а результатом работы этого устройства (например, лента с изображенными на ней комбинациями зна­ков) в этом случае является речь. Другие исследователи различают продукт, порождаемый языковым устрой­ством, и процесс порождения. Конечный продукт, производимый деятельностью языка, называется текстом, а процесс порожде­ния - речью. Текст может проявляться в устной и письменной формах. Устройство (язык), порождающее речь, обеспечивает не только ее производство, но и ее понимание.

Языковеды второй половины XIX и начала XX в., преодолевая универсализм и догматизм натуралистов (Шлейхер), все более и более углублялись в исследования отдельных языковых фактов и доводили свои исследования до речи отдельного человека. Успехи новой науки - психологии - способствовали этим устремлениям - довести исследование до индивида. Эти воззрения в своем крайнем проявлении доходили до отрицания языка как достояния коллектива, ставили под сомнение существование языков.

Так, А. А. Шахматов полагал, что «реальное бытие имеет язык каждого индивидуума; язык села, города, области, народа оказывается известной научной фикцией, ибо он слагается из фактов языка, входящих в состав тех или иных территориальных или племенных единиц индивидуумов».

Сторонники таких взглядов, по русской поговорке, «за деревьями не видят леса». Об этом писал В. Гумбольдт (1767-1835): «…в действительности язык всегда развивается только в обществе, и человек понимает себя постольку, поскольку опытом установлено что его слова понятны также и другим».

Эта мысль в формулировке Маркса звучит следующим образом: язык - это «…существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого», и если язык всегда есть достояние коллектива, то он не может представлять собой механическую сумму индивидуальных языков.

Скорее, речь каждого говорящего может рассматриваться как проявление данного языка в условиях той или иной жизненной ситуации. Но индивидуальные особенности в речи каждого человека тоже бесспорный факт.

Так возникает очень важная проблема: язык и речь. Эти понятия часто путают, хотя совершенно ясно, что, например, физиологи и психологи имеют дело только с речью, в педагогике можно говорить о развитии и обогащении речи учащихся, в медицине - о дефектах речи и т. п.; во всех этих случаях «речь» заменить «языком» нельзя, так как дело идет о психофизиологическом процессе.

Значительно сложнее разобраться в соотношении языка и речи на чисто лингвистической почве.

В. Гумбольдт писал: «Язык как масса всего произведенного речью не одно и то же, что самая речь в устах народа».

Развитию этого положения Гумбольдта посвящен целый раздел в «Курсе общей лингвистики» Ф. де Соссюра (1857-1913).

Основные положения Соссюра сводятся к следующему:

«Изучение языковой деятельности распадается на две части: одна из них, основная, имеет своим предметом язык, т. е. нечто социальное по существу и независимое от индивида… другая - второстепенная, имеет предметом индивидуальную сторону речевой деятельности, т. е. речь, включая говорение»; и далее: «Оба эти предмета тесно между собой связаны и друг друга взаимно предполагают: язык необходим, чтобы речь была понятна и производила все свое действие, речь в свою очередь необходима для того, чтобы установился язык; исторически факт речи всегда предшествует языку».

Итак, по Соссюру, изучение языковой деятельности распадается на две части:

  1. «одна из них, основная, имеет своим предметом язык, то есть нечто социальное по существу и независимое от индивида…»;
  2. «другая, второстепенная, имеет предметом индивидуальную сторону речевой деятельности, то есть речь, включая говорение…».

Итак, для Соссюра соотнесены три понятия: речевая деятельность (langage), язык (langue) и речь (parole).

Наименее ясно Соссюр определяет «речевую деятельность»: «Речевая деятельность имеет характер разнородный». «По нашему мнению, понятие языка (langue) не совпадает с понятием речевой деятельности вообще (langage); язык - только определенная часть, правда - важнейшая, речевой деятельности».

«Речь» тоже определяется из соотношения с языком, но более определенно: «…речь есть индивидуальный акт воли и понимания, в котором надлежит различать:

  1. комбинации, при помощи которых говорящий субъект пользуется языковым кодексом с целью выражения своей личной мысли;
  2. психофизический механизм, позволяющий ему объективировать эти комбинации»; «разделяя язык и речь, мы тем самым отделяем:
  3. социальное от индивидуального;
  4. существенное от побочного и более или менее случайного». Это явление «всегда индивидуально, и в нем всецело распоряжается индивид; мы будем называть его речью (parole)». Но в этих определениях скрыто очень важное противоречие: либо «печь» лишь индивидуальное, побочное, даже случайное и только, либо же это «комбинации, при помощи которых говорящий субъект пользуется языковым кодексом», что никак не может быть побочным и тем более случайным и что не является даже и индивидуальным, так как это нечто, лежащее вне субъекта.

Австрийский психолог и лингвист Карл Бюлер, а вслед за ним и Н. С. Трубецкой выделяли в этой области два понятия: речевой акт (Sprechakt) и структуру языка (Sprachgebilde). Если термин Sprachgebilde можно отожествить с термином Соссюра «язык» (langue), хотя сам Соссюр указывает на другую немецкую параллель: Sprache - «язык», то термину речевой акт (Sprechakt) у Соссюра ничего не соответствует, а для своего термина parole - «речь» он указывает немецкий термин Rede - «речь».

Наиболее полно и определенно Соссюр определяет «язык»: «Язык - это клад, практикой речи отлагаемый во всех, кто принадлежит к одному общественному коллективу», «язык… это система знаков, в которой единственно существенным является соединение смысла и акустического образа, причем оба эти элемента знака в равной мере психичны».

Подчеркивая социальную сущность языка, Соссюр говорит: «Он есть социальный элемент речевой деятельности вообще, внешний по отношению к индивиду, который сам по себе не может ни создавать язык, ни его изменять».

Какие же выводы можно сделать, рассмотрев все противоречия, указанные выше?

  1. Соссюр прав в том, что надо отличать язык как явление социальное, общественное, как достояние коллектива, от иных явлений, связанных с языковой деятельностью.
  2. Прав он и в том, что определяет язык прежде всего как систему знаков, так как без знаковой системы не может осуществляться человеческое общение, явление второй сигнальной системы по И. П. Павлову.
  3. Не прав Соссюр в том, что считает это социальное явление - язык - психичным; хотя явления языка, наряду с явлениями искусства, а также бытового творчества (утварь, одежда, жилище, оружие) и техники, проходят через психику людей, но сами слова, правила склонения и спряжения, стихи и романы, сонаты, симфонии и песни, картины и этюды, памятники и здания, равно как и ложки, скамейки, седла, пещеры, башни и дворцы, самострелы и пулеметы, - не психические факты.
    Для языка в целом и для языкового знака в частности необходима их материальность (звуки, буквы и их комбинации). Мы уже установили, что вне реальной материальности и способности быть чувственно воспринимаемым любой знак, и прежде всего языковой, перестает быть знаком и тогда кончается язык.
  4. Не прав он также в том, что объединяет понятие речевого акта - всегда индивидуального (даже в случае хоровой декламации!) и речи как системы навыков общения посредством языка, где главное тоже социально и речевые навыки тоже достояние известных частей коллектива (по признакам: классовым, сословным, профессиональным, возрастным, половым и т. д.).
  5. Не прав Соссюр и в том, что понятия речи и речевого акта у него не расчленены, потому что понятие языковой деятельности он недостаточно разъяснил.
  6. Несмотря на отмеченные выше ошибки Соссюра, то, что сказано им о языке и речи, послужило ориентиром для выяснения самых важных вопросов в этой области на 50 лет вперед.

Что же можно в результате сказать?

  1. Основным понятием надо считать язык. Это действительно важнейшее средство человеческого общения. Тем самым язык - это достояние коллектива и предмет истории. Язык объединяет в срезе данного времени все разнообразие говоров и диалектов, разнообразия классовой, сословной и профессиональной речи, разновидности устной и письменной формы речи. Нет языка индивида, и язык не может быть достоянием индивида, потому что он объединяет индивидов и разные группировки индивидов, которые могут очень по-разному использовать общий язык в случае отбора и понимания слов, грамматических конструкций и даже произношения. Поэтому существуют реально в современности и истории такие языки, как русский, английский, французский, китайский, арабский и др., и можно говорить о современном русском языке и о древнерусском, и даже об общеславянском.
  2. Речевой акт - это индивидуальное и каждый раз новое употребление языка как средства общения различных индивидов. Речевой акт должен быть обязательно двусторонним: говорение - слушание, что составляет неразрывное единство, обусловливающее взаимопонимание. Речевой акт - прежде всего процесс, который изучается физиологами, акустиками, психологами и языковедами. Речевой акт может быть не только услышан (при устной речи), но и записан (при письменной), а также, в случае устного речевого общения, зафиксирован на магнитофонной пленке. Речевой акт тем самым доступен изучению и описанию с разных точек зрения и по методам разных наук.
  3. Самое трудное определить, что такое речь. Прежде всего это не язык и не отдельный речевой акт. Мы говорим об устной и письменной речи, и это вполне правомерно, мы говорим о речи ребенка, школьника, о речи молодежи, о сценической речи, об орфоэпической речи, о прямой и косвенной речи, о деловой и художественной речи, о монологической и диалогической речи и т. д. Все это разные использования возможностей языка, отображения для того или иного задания, это разные формы применения языка в различных ситуациях общения. И все это является предметом языковедения. Тогда как «психофизический механизм» - предмет физиологии, психологии и акустики, данными которых лингвист должен пользоваться.

В непосредственном наблюдении лингвисту дан речевой акт (будь то звучащий разговор или печатный текст) так же, как психологу и физиологу, но в отличие от последних, для которых речевой акт и речь являются конечным объектом, для лингвиста это лишь отправной пункт.

Лингвист должен, так сказать, «остановить» данный в непосредственном наблюдении процесс речи, понять «остановленное» как проявление языка в его структуре, определить все единицы этой структуры в их системных отношениях и тем самым получить вторичный и конечный объект лингвистики - язык в целом, который он может включить в совершенно иной процесс - исторический.

Реформатский А.А. Введение в языковедение / Под ред. В.А. Виноградова. - М., 1996.