Студенчество - особая пора в жизни человека, это период перехода из детства во взрослую жизнь, период становления личности. По вступлению в этот новый жизненный этап, вчерашний школьник обретает большую самостоятельность и большую ответственность. Это время самоопределения и самореализации, интересных знакомств и новых друзей. Именно в стенах университета многие открывают в себе качества и умения, о которых раньше и не подозревали. Для большинства студентов университет становится вторым домом, а студенческая группа второй семьей.

Выпускница Уральского филиала Российской академии живописи, ваяния и зодчества имени Глазунова кафедры «Дизайн архитектурной среды» Дзусова Альбина поделилась своими воспоминаниями о студенческих годах.

Почему твой выбор пал именно на специальность дизайнера?

Будет немного глупо звучать, но это судьба, стечение обстоятельств, и любовь украшать все вокруг себя.

Были ли у тебя сложности с поступлением?

Конечно, сложности были. Нехватка времени, потеря веры в достижение цели и потеря времени на восстановление этой веры, огромные нагрузки. Было такое ощущение, что держишь на своих плечах небо. Помню, я не верила, что правда поступила, и никому не рассказывала, пока мне не выдали студенческий.


Твои преставления об учебе в академии совпали с реальностью?

Нет, все оказалось намного сложнее.

Тяжело ли было покидать родной город, жить вдали от родителей?

Нет, не тяжело, я этого ждала. Мне хотелось увидеть и почувствовать большего.

Нравилось ли тебе учиться в данном учебном заведении?

Да, конечно. Замечательное учебное заведение. Когда ты находишься внутри, то ты как в своей персональной картинной галерее.

А что было самым запоминающимся в твоей студенческой жизни?

Самым ярким было посвящение в студенты. Очень яркое и радостное событие. Также запомнились часы и даже сутки, проведенные в академии над проектами и другими дисциплинами.

Были ли у тебя любимые дисциплины и преподаватели?

- Очень запомнились такие дисциплины как: сопромат, проект, начертательная геометрия, теоретическая механика, научная специализация, конструкции, философия и многие другие. Запомнились все педагоги без исключения, они все внесли огромный вклад в наши знания и характер. Я благодарна всем, нельзя конкретно кого-то выделить, потому что учебный процесс - это системный подход по формированию тебя, и в тебе от них всех есть что-то, что повлияло на тебя.

С какими сложностями пришлось столкнуться во время обучения? На каком курсе было сложнее?

Основные сложности это борьба, борьба над собой. Нужно было приложить огромные усилия в осознании перехода на новую ступень в жизни. Сложно ответить на каком именно курсе было сложнее всего. В нашей специальности каждый год приносил сюрпризы, с которыми, казалось, невозможно справиться.

Как проходила защита, волновалась ли ты?

Волнения были, без сомнения. Но в целом, это был прекрасный день. Ты увидел то, над чем работал целый год. Этот день - огромная радость.

Ты о чем-нибудь жалеешь, что не успела сделать, пока была студентом?

Буду жалеть о знаниях, которые не взяла.

Что бы ты хотела пожелать нынешним абитуриентам?

Радуйтесь знаниям и препятствиям, с которыми вы сталкиваетесь при их получении, ведь это все формирует вас как человека интеллектуального и образованного.


К сожалению, многие воспринимают учебу как нудную обязанность, а своих преподавателей как мучителей. Кто-то вовсе учится только ради получения заветных корочек, которые откроют им дорогу в жизнь. Но чтобы стать успешным специалистом важно любить свою специальность и ценить знания, которые закладывают в твою голову преподаватели. И, разумеется, для достижения этой цели не обойтись без упорства и терпения. Проведите свои студенческие годы так, чтобы не было жалко упущенных возможностей.

Тимошилова Тамара Михайловна

Студенческие годы – самая прекрасная пора в жизни любого человека. У меня при упоминании о студенческой жизни, всегда только самые теплые воспоминания об институте, преподавателях и однокурсниках. Мои студенческие годы пришлись на 1979 – 1984 года. Пять лет обучения в ВУЗе – это важнейший этап становления личности и формирования мировоззрения человека и очень важно, кто рядом с тобой в это время.

Для меня факультет иностранных языков и кафедра английского языка стали не только местом получения высшего образования, но и местом, предопределившим дальнейшую профессиональную деятельность и обеспечившим совершенствование уже полученных знаний и навыков (защита кандидатской диссертации). Кафедра дала мне образовательный фундамент, который позволил с уверенностью смотреть в будущее. Я глубоко признательна и благодарна нашему декану Владимиру Ивановичу Луеву. На протяжении многих лет он обеспечивал качественное образование, уделял внимание личностному и социальному развитию студентов, создавал доверительную, творческую и доброжелательную атмосферу в преподавательском и студенческом коллективе. Я также благодарна заведующей кафедрой английского языка Жанетте Михайловне Лагоденко за её высокий профессионализм и компетентность, терпение и готовность отвечать на любые вопросы студентов.

До сих пор вспоминаю вступительный экзамен по английскому языку, на котором познакомилась с прекрасным преподавателем Екатериной Фёдоровной Росляковой. От волнения я не смогла сразу ответить на её вопрос, как зовут моего школьного учителя английского языка. Эта ситуация стала началом нашего знакомства. Позже мы встретились с ней на старших курсах, когда она вела у нас занятия по практической фонетике и читала лекции по методике преподавания иностранного языка. Великолепное знание английского, прекрасная фонетика, тонкий английский юмор, чётко построенные лекции и семинары, у неё можно было многому поучиться.

Первый курс очень напоминает школу. Занятия проходят как в школе: объяснение нового материала, устный опрос по журналу, письменные диктанты и контрольные. Самостоятельная работа проходила в лингафонном кабинете, так как не у всех студентов были личные магнитофоны. И лаборант в твоей тетради отмечал время, которое ты там провёл, отрабатывая фонетические упражнения, звуки, интонацию, чтение текстов. Тетрадь с подписью лаборанта нужно было показывать преподавателю перед уроком. В языковых группах всего по 10 – 12 человек, поэтому отвечаешь практически всю пару, и преподаватель успевает спросить всех. Отсюда особенность первого курса – учатся все.

Наш первый преподаватель английского языка Селихова Надежда Павловна казалось, знает всё об английских гласных, согласных, монофтонгах, дифтонгах, интонации. Она всегда была готова исправлять наши звуки, интонацию, и когда бы к ней не обратился – улыбка, желание объяснить и помочь. Для нас Надежда Павловна была совершенством. На старших курсах она читала нам лекции и вела семинары по истории английского языка. Предмет не из лёгких, но благодаря прекрасной подаче материала, не понятное становилось понятным, сложное – простым. Надежда Павловна вкладывала в работу всю душу.

О каждом преподавателе кафедры можно говорить очень долго, потому что они – это НАСТОЯЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ своего дела. Они настолько любили и любят свой предмет, что и ты непроизвольно заражался этой безграничной любовью к языку.

Хочется сказать спасибо: Марии Васильевне Дворник – за занятия по устной речи; Галине Ивановне Калиниченко – за знание теоретической и практической грамматики; Алле Николаевне Вернигоренко – за умение анализировать тексты и читать между строк; Лидии Степановне Маркиной – за любовь к языку и умение влюбить в него (занятия по стилистике); Тамаре Георгиевне Вальчук – за знание теоретических основ фонетики; Николаю Васильевичу Тихоновичу – за домашнее чтение, газету и практический курс письменного английского; Валентину Александровичу Доборовичу – за великолепные лекции по лексикологии и страноведению; Галине Михайловне Гладковой – за любовь к зарубежной английской литературе.

Студенческие годы – это целый пласт жизни – это не только горы написанных конспектов по всем дисциплинам и первоисточникам, но и участие в факультетском хоре, занятия которого нельзя было пропускать, даже, если у тебя не было ни слуха, ни голоса. Репетиции концертных программ к «красным дням» календаря, огромное волнение и желание, чтобы наш факультет выступил лучше всех. Хорошо, что преподаватели всегда были рядом, помогали и даже сами участвовали в этих концертах. Работа в ночную смену на консервном комбинате. Когда мы утром возвращались домой или в общежитие от нас пахло кабачковой икрой и борщом.

Строительство узкоколейной железной дороги под Старым Осколом. Уборка свёклы в Борисовском районе: мы жили в Красиво, нас очень вкусно и сытно кормили, но из-за плохой погоды почти не работали и были очень удивлены, когда в конце нашей трудовой вахты колхоз нам ещё и заплатил.

Инструктивный лагерь на третьем курсе. Студенты всех факультетов на несколько дней стали пионерами. И жизнь потекла по лагерному распорядку дня: ранний подъём, утренний туалет, зарядка (проводил спортфак), в столовую идём строем с речёвкой, дежурство в столовой, выбор эмблемы и девиза для отряда, оформление отрядного места, конкурсы, викторины и другие мероприятия, которые мы должны были проводить в детских лагерях во время летней практики. Последняя ночь нашей короткой лагерной смены у костра на берегу реки.

А ещё у нас были незабываемые занятия по медицине. Им отводился целый день. Нас учили выписывать рецепты, делать уколы, а врачи городских больниц читали краткие курсы терапии, хирургии. Мы побывали на практике во всех больницах города и даже в морге на вскрытии, где некоторым стало плохо. По окончании этого курса всем студенткам выдали военный билет, в котором было записано, что мы – медсёстры запаса.

И если бы была возможность повернуть время назад, я бы снова выбрала наш институт имени М.С. Ольминского, факультет иностранных языков, этот же профессорско-преподавательский состав и свою группу.

.

Должность: доцент кафедры английского языка и методики преподавания

Факультет: Иностранных языков

ЗАПИСКИ БЫВШЕГО СТУДЕНТА МЕДИКА

Думаю, большинство людей вспоминают студенческие годы с теплотой. И я вспоминаю эти годы с приятными чувствами. Это совершенно естественно. Тогда мы были молодыми, веселились, радовались всяким пустякам, совершали опрометчивые, глупые, а иногда и весёлые поступки. Но были в студенческой жизни разные события. И я хочу рассказать о некоторых их них, которые мне запомнились - радостные и не очень. Все описаны здесь события были в действительности.

Я учился с 1981 по 1987 годы в период, как тогда говорили «развитого социализма», но даже в 1987 году ни кто и не мог представить, что чуть более чем через 3 года не будет СССР. И я вам хочу рассказать, как я видел и какие были события у советского студента медицинского института.

Тогда в 1981 году наиболее престижным факультетом считался лечебный, затем педиатрический, а стоматологический, санитарно-гигиенический и фармакологический ценились ниже. И соответственно конкурс на эти факультеты был разный. Сейчас практически всё наоборот. Так вот, поступил я на педиатрический факультет, и на первых курсах института мне было не очень интересно. Изучали физику, огромное количество разных разделов химии и конечно партийные дисциплины. В тот период руководящей роли коммунистической партии во всех вузах страны проходили эти предметы. Мы изучали историю КПСС, диалектический и исторический материализм, политическую экономию, научный атеизм. А на 6 курсе института научный коммунизм, который и сдавали государственным экзаменом, на ряду, со специальными предметами.

Преподавал нам историю КПСС молодой человек. Удивительно, но я запомнил его фамилию, но писать её не буду. Он уроженец сельской местности по комсомольской линии, поступивший в какой-то институт, и по окончании которого его направили в медицинский вуз преподавать историю КПСС, диалектический и исторический материализм и подобные предметы. И ему даже… дали отдельную комнату в одном из медицинских общежитий нашего вуза! Он был очень требовательным, и я сказал бы, что он был фанатичным. Мы конспектировали какие-то труды деятелей марксизма-ленинизма, решения пленумов и съездов партии и т.п. Он проверял конспекты, в которые мы должны были выписывать важные цитаты из статей, книг и постановлений. Он нас проверял, заставлял учить, учить … и многие студенты были отчислены из медицинского института, не сдав экзамен по истории КПСС.

Потом мне рассказывали однокурсники, что после развала СССР в начале 90-х годов эти предметы отменили. Этот преподаватель очень страдал, и покончил жизнь самоубийством в своей комнатке в общежитии. Хотя была и вторая версия, что он совершил суицид из-за неразделённой любви. Точно сейчас ни кто не скажет.

На первом курсе института, в один из дней на лекции по органической химии, преподаватель написал мелом на доске какую-то формулу и обратился к аудитории: «что это за формула?» В лекционном зале находилось более 200 человек, все затихли и напряглись. Наступила минутная тишина. Вы что, - недоумённо спросил преподаватель, не знаете циклопентанопергидрофенантрен? И как вы собираетесь сдавать экзамен? - продолжил преподаватель. И действительно как? Я очень возбудился, перерисовал эту формулу в свою тетрадь и запомнил название. Сейчас я не возьмусь нарисовать эту формулу, помню только, что содержала она бензольное кольцо. Да и в точности названия этой формулы я сейчас не уверен.

После окончания второго курса института многие на июль - август уезжали работать в стройотряды и отдыхали в сентябре. А кто не ездил в стройотряд, тот в сентябре выезжал в какой-нибудь колхоз или совхоз помогать местным жителям в «битве за урожай», как тогда говорили. Всё лето я работал физруком в пионерском лагере, поэтому в сентябре мне пришлось ехать на битву - «битву за урожай».

Колхозники вяло ковырялись на полях и не справлялись с уборкой урожая. И им в помощь присылали студентов, инженеров и различных водителей из автомобильных парков и других людей. В тот период совершенно обычным делом было, например, послать инженеров проектного института работать на овощной базе.

И вот я поехал в один из колхозов страны. Разместили нас в бараке - в бывшем клубе настелили деревянные нары. В одном помещении где-то человек на 20 жили парни, а во втором человек на 60 жили девушки. Представить это можно вспомнив какой-нибудь фильм про колонию, где в бараке деревянные нары в два ряда. Хотя тогда мы к этому относились почти спокойно. Были молоды, веселились, радовались жизни…. Со студентами направлялось 2 - 3 преподаватели из вуза следить за порядком и руководить. Один из таких сопровождающих с нами был майор с военной кафедры. И вот однажды этот майор вызвал 4 парней, и меня в том числе. И сказал, что надо помочь местным жителям, семье ветерана Великой Отечественной войны собрать картофель. Освободил нас от работ на колхозном поле, и мы пошли с этими местными жителями собирать их картофель. Как оказалось, они не были членами семьи ветеранов ВОВ, а купили нас у того военного преподавателя за пару бутылок самогона. Мы работали на них три дня. Эти местные жители специально высаживали несколько гектаров картофеля на продажу. За самогон они покупали студентов, которые им помогали убирать, а за деньги или тот же самогон покупали водителей для транспортировки урожая.

Позже я узнал, что продажа военными солдат это обычное дело. Тогда в советское время, например, повсеместно задействовали солдат на строительстве дач для командиров и генералов, а продажа их на другие работы была реже. Расцвело это полным цветом в середине 90-х. Тогда солдат даже продавали в Чечне на кирпичные заводы и просто в рабство.

Когда я обучался, то многие парни студенты где-то подрабатывали, в основном сторожами, дворниками, медбратьями в больницах. Для устройства на работу нужно было принести справку из деканата вуза, что ты там учишься. Наш деканат не особо давал такие справки, получить было сложно. Мой одноклассник, учившийся в строительном институте, раздобыл пачку таких справок. Конечно, он любезно дал часть этих справок мне. И я подрабатывал в разных местах по справкам строительного института. Я работал физруком в пионерском лагере, грузчиком на текстильной фабрике, мыл лестничный пролёт в гостинице. Подрабатывал, сбрасывая снег с крыш домов. Однажды работал на хлебопекарне, на укладке хлеба. Очень тяжёлая работа. Горячий хлеб вывалится из печи, сыпется и сыпется, а ты должен складывать его на поддоны, затем на специальных телегах отвозить на погрузку. И так всю ночь! Отработали мы с другом одну ночь и больше там не работали. Читатель придёт в некоторое замешательство, как же так, ведь он был студентом медицинского института. Спешу успокоить. После 3 курса немного работал в реанимационном отделении инфекционной больницы, и позже работал фельдшером на скорой помощи. Однако больше всего в период студенчества я работал плотником в детском саду. И когда сейчас говорят, что без гастарбайтеров ни куда, что эти работы ни кто выполнять не будет, то я улыбаюсь.

Когда я учился на втором курсе медицинского института, умер Леонид Ильич Брежнев. Произошло это 10 ноября 1982 года. Сообщили об этом не сразу, а целый день по всем 2 - 3 каналам государственного телевидения показывали балет «Лебединое озеро», и больше ни чего не показывали. И музыка Петра Ильича Чайковского из этого балета звучала на всех радиостанциях….

Через некоторое время в стране появился такой анекдот:

«Мама говорит ребёнку:

    Сегодня программы «Спокойной ночи малыши» не будет.

    А почему?

    Потому что умер Брежнев

    А Брежнев это кто: Хрюша или Степашка?».

Когда объявили о смерти генерального секретаря Л. И. Брежнева, я не рвал на себе волосы и не бился в истерическом плаче, и не видел, чтобы это делал кто-то другой. Однако было напряжённое чувство. Я родился в год, когда Брежнев стал генеральным секретарём, по сути, я тогда прожил всю свою жизнь, когда он руководил страной. Его постоянно показывали по телевизору и его фотографии печатали в газетах. Это его произведения «Малая земля», «Возрождение» и «Целина» я изучал в старших классах школы. Это его речи на съездах и пленумах я изучал в школе и на первом курсе института, а тут …. Зная, что смена власти может быть разной, было тревожное ощущение. И оно себя оправдало. Генеральным секретарём КПСС, а стало быть, руководителем страны, стал Юрий Владимирович Андропов. Будучи студентом медицинского института, я особо не чувствовал прессинга, но о некоторых моментах, которые мне запомнились, хочется написать.

1 сентября 1983 года в продаже появилась водка с более низкой ценой (но и низким качеством), которую народ сразу окрестил «андроповка» или ещё её называли «подарок первокласснику», потому что появилась она 1 сентября. И в тоже время Ю.В. Андропов ввёл жёсткую дисциплину на рабочих местах. Шла методичная проверка. Многие города днём были полупустые. Люди сидели у себя на работе, и боялись в рабочее время выходить из учреждения. А в самих организациях коридоры были пустые, все сидели в кабинетах и работали или делали вид, что работают. За опоздания на работу вводились разные жестокие санкции.

Здесь уместно вспомнить анекдот того периода:

«Проверка в оркестре Большого театра. Кэгэбэшник спрашивает у музыканта, который бьёт в большой барабан:

- Почему вы так редко по нему бьёте?

- Партия у меня такая.

- Партия у нас у всех одна - КПСС, а вы должны стучать чаще и громче».

Помню летом 1983 года, было жарко, и я с один студентом решил выпить пива. Пиво тогда в основном брали на разлив, потому что в бутылках оно было значительно дороже, а у студентов с деньгами было не густо. Пиво наливалось обычно в 2-х - 3-хлитровые банки и сверху банка закрывалась полиэтиленовой крышкой. Мы подошли к ларьку по торговле этого напитка, и были очень удивлены, увидев двух человек в очереди. Раньше к таким ларькам выстраивались огромные очереди. Возле торговой палатки нам сказали, что очередь там, и пальцем показали на ближайшие кусты. В кустах сидели мужики в робах с банками, чтобы их не было видно. А когда подходила их очередь, то они быстро выбегали из кустов и бежали к ларьку купить пива. Таким образом, возле ларька не было людей.

Как-то днём я был в кинотеатре. Остановили киносеанс, включили свет, и люди в штатском, которые не представлялись, но все знали, что они из КГБ, стали проверять документы и спрашивать, почему в рабочее время находитесь в кинотеатре. И кого-то куда-то уводили….

В тоже время, магазины страны продолжали работать в основном до 17 - 18 часов и многие люди после работы не успевали ни чего купить. Знаю следующий случай. У соседки был день рождения. Она в рабочее время выбежала в магазин купить продуктов на праздничный стол и …её поймали люди в штатском. Соседку осудили на 15 суток административного ареста. Там ей и пришлось справлять свой день рождения.

У нас на курсе учился один армянин из Абхазии. На зимние каникулы он собрался лететь к родным, но его задержали в аэропорту до выяснения личности и почему в рабочее время он вылетает из аэропорта, и может быть он спекулянт. Всё выяснили и его отпустили, но на свой рейс он не успел. Вот такие события происходили в то время.

Руководил Ю.В. Андропов с 1982—1984 годы, затем умер, на его место пришёл К.У. Черненко с 1884 по 1985 год и тоже умер. А заканчивал я вуз уже при М.С. Горбачёве при его «гласности», «перестройке», антиалкогольном Указе и талонах на продукты питания. Было это до развала СССР.

На 3 курсе института в образовательном плане стали появляться специальные предметы: пропедевтика внутренних болезней, пропедевтика детских болезней и др., и мне стало интересней учиться. А на 1 - 2 курсе очень требовательно и жёстко нас заставляли учить нормальную анатомию, потом на других курсах так же требовательно учили топографическую и патологическую анатомию. И это правильно! Тогда и понятия не было, что можно дать взятку деньгами за зачёт или экзамен. Какое было странное время с позиций, происходящих в современной России.

В институте были разные преподаватели. Мне особенно нравилось, когда преподавали практики, и они рассказывали разные клинические случаи из своей работы. Очень наглядно и длительно запоминается. Остались приятные воспоминания обо всех педиатрических кафедрах и кафедре инфекционных болезней. Помню заведующего кафедрой гинекологии. Он бывший фронтовик, танкист, но на столько, влюблённый в тему гинекологии…. Он мог на лекции сказать: «у нас у женщин….». Студенты прозвали его «яичник». Как-то жестоко.

Вспоминается нестандартный случай, произошедший на сдаче экзамена по судебной медицине. Дело это было на 5 курсе, и я был в кабинете при этом моменте. К преподавателю села отвечать отличница нашей группы. Педагог листал зачётку и удивлённо у неё спросил:

У вас что, только одни пятёрки?

Да, - с гордостью ответила студентка.

Преподаватель стал её расспрашивать с пристрастием и поставил… тройку!

26 апреля 1986 года на четвёртом энергоблоке Чернобыльской АЭС произошла авария. А в июле 1986 года после окончания 5 курса я, как и другие парни нашего курса поехал на военные сборы. Они проходили в месте базирования воинской части химической защиты. И все студенты очень опасались, что нас могут послать в Чернобыль на оказание помощи в ликвидации этой аварии. Уже зная последствия радиации, и какие возникают от этого заболевания, чувство было тревожное…, но нас туда не направили. А там и посей день, не могут разобраться с этими энергоблоками….

В институте ходила байка, что после сдачи экзаменов, студенты подарили преподавателям военной кафедры картину «Дубовая аллея», которая мол даже висела некоторое время на кафедре, пока один из военных преподавателей не понял подвоха. Тогда широко была распространена поговорка: «чем больше в армии дубов - тем крепче наша оборона». Вот и картина была с намёком. Однако я слышал подобную байку от студентов других вузов, и возможно её рассказывают и в настоящее время. И это что-то уже из народных российско-студенческих сказаний.

В 1987 году я окончил медицинский институт. Кстати после военных сборов я так впечатлился, что написал свой первый рассказ. А на 6 курсе написал для выпускного, а потом долгие годы не писал ни чего. И снова стал писать рассказы только в 2005 году. Один из рассказов: «Очень хрупкий мир» с сокращениями был опубликован в «Медицинской газете» в 2006 году. А в 2008 году я выпустил свой сборник рассказов «Житейский калейдоскоп», в этот сборник вошли стихи и две повести моей дочери, чему я очень рад.

Идут года, проходят дни
И с ветром в даль летят минуты
И словно радужные сны,
Мгновенья юности забыты.
Забыты прежние мечты,
Забыты радости и горе
И о другом мечтаешь ты,
Встречаешь новые ты зори.
Лишь иногда, как наяву-
Увидишь прежние мгновенья-
Поймаешь давнюю мечту
И захлебнёшься от волненья,
Но вдруг поймёшь, что не вернуть-
Тех дней так радостно манящих
Прошли они уже давно
И не сравнить их с настоящим:
И хоть теперь другая ты,
Другая жизнь, другие взгляды,
Так хочется опять вернуть
Той сладкой юности прохладу!

  • Студенческая юность

Еще недавно нам казалось
Что жизни много впереди
Но вот все чаще мы взираем,
А что осталось позади?

Была ли жизнь в сияньи света
Или в туманной мгле была
И можно ли найти ответы-
Все правильно в ней было, да?

И конечно, задумавшись сильно,
Возвращаемся в мыслях туда
Где любили, смеялись и пели
Где в душе бушевала весна.

Вспоминаю и я как когда-то,
В середине застойных времен
Мы толпились близ деканата
Ожидая свой приговор.

И какое же было счастье
В списках студентов увидеть себя
Что отныне студент геофака-
Старания не пропали зря!

Открывая с волненьем двери
Института родного тогда
Мы мечтали, что все у нас выйдет
Будет дружба и радость всегда.

А потом наступили будни,
День за днем понеслись они
Было очень порою трудно,
Но держались мы как могли.

Двойки, тройки, четверки, пятерки
Было все, что греха таить
Нас давили науки крепко
Мы ж никак не хотели зубрить.

А в общаге, в веселом семействе
Скучно не было никогда
Мы дружили, любили, кутили,
А порою и дрались тогда.

Выгоняли нас из общаги
Говорили искать жилье
Трудно было в морозы скитаться
Но держались мы всем на зло!

Золотое то было время
Хоть и трудное, что ж с того
Были молоды мы и красивы
А в крови бродило вино.

Вспоминая те бурные годы
Не жалею я ни о чем
Радостно жить, совсем не значит
Быть примерным всегда и во всем.

Главное, чтобы суметь услышать
Звуки своей душевной струны
Защитить и не дать ей порваться,
Уберечь от фальши и лжи.

В жизни дальнейшей по разным путям
Мы разошлись в суетливых буднях
Ах, как снова хотелось бы нам
В юность свою вернуться!

Мы в юности любуемся закатом
Нас ночь своими тайнами зовёт
А годы всё бегут, бегут куда-то
И с возрастом нам нравится восход.

Быть может, от того так происходит
Что жизнь имеет собственный закат
Хоть мысль о том упорно мы обходим
Хоть память устремляется назад.

Так хочется рассвета вновь дождаться
Проснуться,убедиться,что живём
И просто днём пришедшим наслаждаться
Подаренным судьбою новым днём.

И в ожиданье солнца, упоенно
Храня в душе восторга огонёк,
«Какое чудо!» -думать удивлённо
И верить, что закат ещё далёк.


Юность, словно яблоневый цвет,
Отцвела и быстро улетела.
Сохранился в памяти сонет,
Как любовь её крылом задела.

Проводили время как друзья,
Целовались, для чего, не знали.
И в свои семнадцать лет, любя,
Вечерами звезды лишь считали.


А потом разъехались они,
В разных городах пришлось учиться.
Сердце же скучало по любви,
Не давало ни в кого влюбиться.

Как-то раз, в один из летних дней,
Жизнь свела их на знакомом месте.
Там в любви признался парень ей,
И с тех пор живут всё время вместе.

Годы бегут по траве и по снегу,
Словно по вечному расписанию.
И только одно не подвластно их бегу:
Наши воспоминания.

И в детство, и в юность, и в зной, и в замять,
По первому знаку, из мрака темени,
Ко всем нашим датам домчит нас память,
Быстрей, чем любая машина времени.

Что хочешь - пожалуйста, воскрешай!
И сразу же дни, что давно незримы,
Как станции, словно промчатся мимо,
Ну где только вздумаешь - вылезай!

И есть ли на свете иное средство
Вернуть вдруг веснушчатый твой рассвет,
Чтоб взять и шагнуть тебе снова в детство,
В каких-нибудь шесть или восемь лет?!

И друг, кого, может, и нет на свете,
Восторженным смехом звеня своим,
Кивком на речушку: а ну бежим!
И мчитесь вы к счастью. Вы снова дети!

А вот полуночный упругий свет,
Что жжет тебя, радуясь и ликуя,
Молодость... Первые поцелуи...
Бери же, как россыпь их золотую,
Щедрее, чем память, богатства нет!

А жизнь-это песни и дни печали.
И так уж устроены, видно, мы,
Что радости нами освещены,
Чтоб мы их случайно не пролетали.

А грустные даты и неприятности
Мы мраком закрыли, как маскировкой.
Чтоб меньше было бы вероятностей
Ненужную сделать вдруг остановку.

Но станции счастья (к чему скрывать)
Значительно реже плохих и серых,
Вот почему мы их свыше меры
Стараемся празднично озарять.

Шагая и в зное, и в снежной мгле,
Встречали мы всякие испытания,
И, если б не наши воспоминания,
Как бедно бы жили мы на земле!

Но ты вдруг спросила: - А как же я? -
И в голосе нотки холодной меди:
- Какие же мне ты отвел края?
И где я: на станции или разъезде?

Не надо, не хмурь огорченно бровь
И не смотри потемневшим взглядом.
Ведь ты же не станция. Ты - Любовь.
А значит, все время со мною рядом!

Мы в юности взрослеть спешили, чтобы скорей свободу обрести. И время это мы не так ценили, надеялись, что счастье впереди. Теперь же с грустью вспоминаем давно уже прошедшие года. И с болью в сердце понимаем, что не вернуть их больше НИКОГДА…

Рано или поздно наступает в жизни момент, когда возвращаешься к тому, что любил в юности: старые песни, книги, фильмы, места, фотографии… И радуешься, если все это и сейчас выглядит достойным.


А вы когда просматривайте фотографии своих юных лет, на вас «находят» воспоминания? На меня да! И так жалко, что это уже никогда не повторится и юности своей не вернуть.


  • Нашей юности

Может, по понятью молодых,
Мы, кому уже давно за тридцать,
Не умеем уважать «крутых»
И «в натуре» весело «туситься».

Может, по понятью молодых,
Наши годы - прошлого страница.
Может… Но спросила б я у них:
«Ваша юность с нашею сравнится?

Вы смотрели в небо по ночам,
Восхищаясь, как оно искрится?
Вы звезде кричали: «Эй, мадам,
Когда наша встреча состоится?»

Вы читали Пушкина всерьёз,
Находя там «чудное мгновенье»,
И с глазами, мокрыми от слёз
Про Афганистан стихотворенья?

У костра сидели до утра,
Слушая гитарные напевы:
«Капли Датского короля
Пейте, королевы " ?

Может, по понятью молодых,
Юность мы свою не так прожили.
Только на условиях любых
Ни за что б другой не заменили!

В детстве и юности у нас не было компьютеров, мобильных телефонов и интернета. Зато у нас были ДЕТСТВО и ЮНОСТЬ…


В детском садике чуть слышен
Тихий шёпот двух ребят.
О любви - уделе взрослых,
Два ребенка говорят.
- Я люблю тебя так сильно,
Как конфеты и халву,
Можно я тебя тихонько
Поцелую, обниму?

И девчонка, шепелявя,
Отвечает пареньку:
- Я с тобою поцелуюсь,
Но не скажем никому!
И мальчонка неумелый,
Дарит первый поцелуй,
А девчоночка несмело
Тихо шепчет - Не балуй!

В летнем парке под Луною
Парень с девушкой сидят.
О любви большой и чистой
Еле слышно говорят.
- Я люблю тебя, мой милый, -
Шепчет девушка ему -
Без тебя моя отрада,
Спать и есть я не могу!
Его рука скользит к запястью,
И нарушает тишину
Лишь поцелуй и шелест платья
И шёпот: Я тебя люблю…

Зимней ночью снег искрится
За окном ветра поют,
Двум сердцам совсем не спится
В доме, где царит уют.
И мужчина сильный, смелый
Дарит страстный поцелуй.
А в ответ игривый голос
Нежно шепчет: Очаруй!

На завалинке, под вечер,
Бабка с дедкою сидят.
А вокруг, как вихрь смерча,
Бегает толпа внучат,
- Обними меня, ты, бабка!
Подари мне поцелуй!
И в ответ он как когда-то
Слышит шёпот: Не балуй!

Давай забудем, что мы взрослые. Вернёмся в детство хоть разок.
Я снова буду глупой девочкой. Любившей мамин голосок.
Ты нежно вслух читаешь сказки и гладишь волосы мои,
Кладёшь в рюкзак конфеты в садик и даришь ласки мне свои.
Я жду, когда придёшь с работы и спросишь, как мои дела?
И я отвечу:"Всё в порядке. Ведь ты же дома. Ты пришла.»
Я расскажу тебе, что снилось и что я кушала в обед.
Ты рассмеёшься и обнимешь, как будто это детский бред.
Ты говоришь, что я принцесса и где-то ждёт меня мой принц.
Я крашусь яркою помадой и чёрной тушью для ресниц.
Кричу, что я уже готова. Пусть приезжаешь на коне.
Всё это выглядит забавно. Ты подойдёшь опять ко мне.
Сотрёшь и тушь, и всю помаду, уложишь спать меня в кровать.
Ты знаешь, мама, так приятно, тебя с любовью обнимать.
И пусть уже не будет детства. Но ты же вечно молода!
Я верю, искренне, по-детстки, что ты со мною навсегда!


Мы родом из детства… из плюшевых мишек,
из маминых губ и шагов первых шишек,
из папиных плеч и печенья бабули,
и, шедшего с нами за руку, дедули…

Из запахов дома и чувства защиты,
когда слёзы горькие, в раз, и забыты…
Хочу, становясь с каждым годом всё старше,
чтоб это всё помнилось детям и нашим.

    Опять напомнили про то, как мы все были маленькие и жили беззаботно. Аж захотелось вернуться обратно в эту юность...

    Прямо грусть навеяли. Но приятную грусть. Хотя мне и не свойственна ностальгия по прошлому. Мне хорошо в настоящем.

    Иногда меня берет ностальгия по былому, но в тоже время я понимаю что впереди еще много радостей)

    Как хорошо, когда рядом друзья, подруги юности)) Через столько вместе прошли))

    Почему-то на ум сразу прила эта фраза,и грустно стало...

    У меня иногда бывает такая ностальгия по ушедшим временам..., так жалко, что это все уже прошло(

    да как то немного грустно мне стало и правда уже ничего не вернешь и какое время быстротечное(((

    Хорошие стихотворения.... нашу юность уже не вернёшь очень жаль конечно. хорошее было время.

    Я прочитала, посмотрела и вспомнила свое детство... как было замечательно тогда.

    А я уже давно смирилась с тем, что ничего не вернуть, лучше думать о будущем.

    Все уходит и проходит, мы не молодеем, но в душе остаемся прежними, фотки прикольные)

    Мне все равно кажется, что детство и юность у всех замечательная))) несмотря на отсутствие каких-то вещей.

    • А у нас были-тетрисы, приставки, "Ну погоди". так что тоже хватало. Потому что нам с братом мама этих игрушек не покупала.

    Грустно как. Все верно написано. Только мы читали стихи и слушали песни уже про Чечню. Как раз наши мальчишки туда уходили.

    замечательные стихотворения, охватывает легкая грусть по ушедшей юности)))

    Действительно, очень жалко, что юность уходит и не вернуть! А на первой чб фотографии - это вы?

Прямой эфир


Детализация звонков 400р.

Пробить номер 300р.

Гарантия!

Реальные доказательства!

Оплата по факту.

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р.

Пробить номер 300р.

Гарантия!

Реальные доказательства!

Оплата по факту.

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р.

Пробить номер 300р.

Гарантия!

Реальные доказательства!

Оплата по факту.

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р.

Пробить номер 300р.

Гарантия!

Реальные доказательства!

Оплата по факту.

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р.

Пробить номер 300р.

Гарантия!

Реальные доказательства!

Оплата по факту.

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р.

Пробить номер 300р.

Гарантия!

Реальные доказательства!

Оплата по факту.

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р.

Пробить номер 300р.

Гарантия!

Реальные доказательства!

Оплата по факту.

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р.

Пробить номер 300р.

Гарантия!

Реальные доказательства!

Оплата по факту.

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р.

Пробить номер 300р.

Гарантия!

Реальные доказательства!

Оплата по факту.

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р.

Пробить номер 300р.

Гарантия!

Реальные доказательства!

Оплата по факту.

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р.

Пробить номер 300р.

Гарантия!

Реальные доказательства!

Оплата по факту.

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р.

Пробить номер 300р.

Гарантия!

Реальные доказательства!

Оплата по факту.

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р.

Пробить номер 300р.

Гарантия!

Реальные доказательства!

Оплата по факту.

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р.

Пробить номер 300р.

Гарантия!

Реальные доказательства!

Оплата по факту.

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р.

Пробить номер 300р.

Гарантия!

Реальные доказательства!

Оплата по факту.

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р.

Пробить номер 300р.

Гарантия!

Реальные доказательства!

Оплата по факту.

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р.

Пробить номер 300р.

Гарантия!

Реальные доказательства!

Оплата по факту.

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р.

Пробить номер 300р.

Гарантия!

Реальные доказательства!

Оплата по факту.

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р.

Пробить номер 300р.

Гарантия!

Реальные доказательства!

Оплата по факту.

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р.

Пробить номер 300р.

Гарантия!

Реальные доказательства!

Оплата по факту.

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р.

Пробить номер 300р.

Гарантия!

Реальные доказательства!

Оплата по факту.

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р.

Пробить номер 300р.

Гарантия!

Реальные доказательства!

Оплата по факту.

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р.

Пробить номер 300р.

Гарантия!

Реальные доказательства!

Оплата по факту.

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р.

Пробить номер 300р.

Гарантия!

Реальные доказательства!

Оплата по факту.

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р.

Пробить номер 300р.

Гарантия!

Реальные доказательства!

Оплата по факту.

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р.

Пробить номер 300р.

Гарантия!

Реальные доказательства!

Оплата по факту.

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р.

Пробить номер 300р.

Гарантия!

Реальные доказательства!

Оплата по факту.

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р.

Пробить номер 300р.

Гарантия!

Реальные доказательства!

Оплата по факту.

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р.

Пробить номер 300р.

Гарантия!

Реальные доказательства!

Оплата по факту.

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р.

Пробить номер 300р.

Гарантия!

Реальные доказательства!

Оплата по факту.

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р.

Пробить номер 300р.

Гарантия!

Реальные доказательства!

Оплата по факту.

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р.

Пробить номер 300р.

Гарантия!

Реальные доказательства!

Оплата по факту.

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р.

Пробить номер 300р.

Гарантия!

Реальные доказательства!

Оплата по факту.

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р.

Пробить номер 300р.

Гарантия!

Реальные доказательства!

Оплата по факту.

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р.

Пробить номер 300р.

Гарантия!

Реальные доказательства!

Оплата по факту.

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р.

Пробить номер 300р.

Гарантия!

Реальные доказательства!

Оплата по факту.

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р.

Пробить номер 300р.

Гарантия!

Реальные доказательства!

Оплата по факту.

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р.

Пробить номер 300р.

Гарантия!

Реальные доказательства!

Оплата по факту.

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р.

Пробить номер 300р.

Гарантия!

Реальные доказательства!

Оплата по факту.

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р.

Пробить номер 300р.

Гарантия!

Реальные доказательства!

Оплата по факту.

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р.

Пробить номер 300р.

Гарантия!

Реальные доказательства!

Оплата по факту.

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р.

Пробить номер 300р.

Гарантия!

Реальные доказательства!

Оплата по факту.

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р.

Пробить номер 300р.

Гарантия!

Реальные доказательства!

Оплата по факту.

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р.

Пробить номер 300р.

Гарантия!

Реальные доказательства!

Оплата по факту.

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р.

Пробить номер 300р.

Гарантия!

Реальные доказательства!

Оплата по факту.

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р.

Пробить номер 300р.

Гарантия!

Реальные доказательства!

Оплата по факту.

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р.

Пробить номер 300р.

Гарантия!

Реальные доказательства!

Оплата по факту.

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р.

Пробить номер 300р.

Гарантия!

Реальные доказательства!

Оплата по факту.

Детализация звонков и распечатка СМС на заказ.

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р. Пробить номер 300р. Гарантия! Реальные доказательства! Оплата по факту. [email protected] WWW.SMS-YA.RU

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р. Пробить номер 300р. Гарантия! Реальные доказательства! Оплата по факту. [email protected] WWW.SMS-YA.RU

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р. Пробить номер 300р. Гарантия! Реальные доказательства! Оплата по факту. [email protected] WWW.SMS-YA.RU

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р. Пробить номер 300р. Гарантия! Реальные доказательства! Оплата по факту. [email protected] WWW.SMS-YA.RU

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р. Пробить номер 300р. Гарантия! Реальные доказательства! Оплата по факту. [email protected] WWW.SMS-YA.RU

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р. Пробить номер 300р. Гарантия! Реальные доказательства! Оплата по факту. [email protected] WWW.SMS-YA.RU

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р. Пробить номер 300р. Гарантия! Реальные доказательства! Оплата по факту. [email protected] WWW.SMS-YA.RU

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р. Пробить номер 300р. Гарантия! Реальные доказательства! Оплата по факту. [email protected] WWW.SMS-YA.RU

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р. Пробить номер 300р. Гарантия! Реальные доказательства! Оплата по факту. [email protected] WWW.SMS-YA.RU

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р. Пробить номер 300р. Гарантия! Реальные доказательства! Оплата по факту. [email protected] WWW.SMS-YA.RU

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р. Пробить номер 300р. Гарантия! Реальные доказательства! Оплата по факту. [email protected] WWW.SMS-YA.RU

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р. Пробить номер 300р. Гарантия! Реальные доказательства! Оплата по факту. [email protected] WWW.SMS-YA.RU

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р. Пробить номер 300р. Гарантия! Реальные доказательства! Оплата по факту. [email protected] WWW.SMS-YA.RU

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р. Пробить номер 300р. Гарантия! Реальные доказательства! Оплата по факту. [email protected] WWW.SMS-YA.RU

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р. Пробить номер 300р. Гарантия! Реальные доказательства! Оплата по факту. [email protected] WWW.SMS-YA.RU

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р. Пробить номер 300р. Гарантия! Реальные доказательства! Оплата по факту. [email protected] WWW.SMS-YA.RU

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р. Пробить номер 300р. Гарантия! Реальные доказательства! Оплата по факту. [email protected] WWW.SMS-YA.RU

Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 500р.
Детализация звонков 400р. Пробить номер 300р. Гарантия! Реальные доказательства! Оплата по факту. [email protected] WWW.SMS-YA.RU

Детализация звонков и распечатка СМС на заказ.

4575113 4575112 4575111 4575110 4575109

Воспоминания о студенчестве.

Я учился в семидесятые годы на математико-механическом факультете Ленинградского университета.
Факультет отличался несколькими особенностями, начиная с самого названия. Аналогичные факультеты в других университетах назывались механико-математическими. Второе, что отличало матмех от других институтов, это абсолютно вежливое отношение преподавателей и профессуры к студентам. Ко всем, начиная с первого курса, обращались на Вы. Это было очень необычно после школы – Вы, Иванов, не очень дисциплинированы. Это после пяти прогулов. А еще была определенная демократия. Это касалось и внешнего вида и совместного, студентов и преподавателей, курения прямо в коридорах факультета. Многим вещам студенты из других университетов, которые периодически приезжали к нам в гости или с официозом, очень удивлялись, в частности прическам. С этого и начну.

Волосы.
Я, начиная с девятого класса, носил длинные волосы, наверное, самые длинные из всех парней нашего курса. На первом курсе замдекана Волков Вадим Алексеевич часто приставал ко мне с предложением подстричься до необходимого максимума. Но мер никаких он применить не мог. Хотя это был самый строгий из всех преподавателей факультета и настоящий администратор. Так продолжалось вплоть до весенней сессии, которую я ожидал с тоской. Дело в том, что при всех сданных зачетах к экзамену студент допускается автоматически, а при наличии хвоста необходимо было брать допуск у этого самого замдекана. А у меня один зачет никак не вырисовывался. И мне пришлось идти на поклон к Волкову. Собственно, «на поклон» - это только так говорилось. Можно было не идти в кабинет, а поймать его в коридоре, и, если все в порядке, он подписывал допуск прямо на подоконнике (демократия). Но у меня-то не было все в порядке, у меня были волосы. Поэтому, при первой же попытке на перемене подсунуть Волкову допуск на подпись, я услышал: «Подстригись до необходимого максимума и прошу ко мне». Пришлось мне пропустить следующую пару и бежать стричься в ближайшую парикмахерскую. Я, конечно, попросил девушку лишь слегка обозначить стрижку, подравнять и поправить. После процедуры я опять бегом (надо было успеть к перемене) помчался на факультет к Волкову. Ему не понравилась длина моих волос, он даже сделал вид, что вообще не видит попытки укоротить прическу. Делать нечего, пришлось делать вторую попытку. Я пошел к той же девушке-парикмахеру и изложил такую просьбу – поберечь волосы. Естественно, что после такой просьбы и ее безукоризненного исполнения, я пришел к этой девушке и в третий раз. Но, когда и после третьей попытки я не смог удовлетворить замдекана, пришлось выдвинуть новый аргумент: «Вадим Алексеевич, я же потратил уже шестьдесят копеек (а это, между прочим, нормальный обед в столовой)». Волков двумя пальцами залез в нагрудный карман, достал оттуда довольно несвежий рубль и протянул мне. Я, конечно, отказался и побежал тратить очередные двадцать копеек, на этот раз для кардинального решения вопроса. Допуск я получил.
Вечером, когда я рассказал об этом в комнате в общежитии, один из старшекурсников поделился: «Этот рубль у Волкова неразменный. Он его уже многим предлагал, и никто не взял». Я пожалел, что не прервал эту традицию.

Феномен.

Феномен – это Леша Степанов, мой однокурсник и одногруппник. Он обладал феноменальными математическими, как абстрактными, так и счетными, способностями. Но, наверное в компенсацию за эти способности, отличался некоторыми странностями в поведении. Ничего такого, тем более аморального или криминального, но совершал такие поступки, которые не каждый мог себе позволить. Например, на перемене он мог запросто подойти к курившей девушке (а курили у нас не менее половины девушек), вынуть у нее изо рта сигарету и со словами: «Женщинам курить вредно» выкинуть ее (сигарету) в урну. Он поступал так на полном серьезе, и на него никто не обижался. Леша, еще учась в школе, победил на всесоюзной математической олимпиаде, но на международную его не взяли, опять же из-за его странностей. Рассказывали, что во время урока, а учился он в физматшколе, он сказал учителю: «Полная чушь». А преподавали у них преподаватели с нашего факультета – кандидаты и доктора наук.
Однажды на лекции по математическому анализу, которую читал доцент Виноградов, Леша всем нам подпортил, конечно невольно, конспекты. Виноградов дает определение связного множества, мы терпеливо записываем в тетрадь. Никто, по крайней мере большинство из нас, не знает еще этого материала. Леша с места тянет руку, по-детски поддерживая ее другой рукой: «Согласно этому определению такое-то множество тоже будет связным, а оно таковым не является». Виноградов смотрит, задумывается и соглашается. Мы дружно зачеркиваем написанное в тетради. Виноградов дает новое определение, но Леша тут же приводит пример, доказывающий его некорректность. Мы зачеркиваем второе определение. После третьего, неправильного и поэтому тоже зачеркнутого, Виноградов сдается и обещает дать правильное определение на следующей лекции. В скобках замечу, что Виноградов конечно же знал несколько определений, но он был педант, и хотел дать определение в рамках уже изложенного материала.
Забавно было смотреть на дуэли Леши с преподавателем высшей алгебры Малолеткиным. Тот бал тоже феноменом, победителем (в свое время) всесоюзной и международной олимпиад. И тоже обладал уникальными способностями к расчетам в уме. Малолеткин пишет на доске определитель четвертого порядка (на контрольной таких определителей нам давали три штуки на два академических часа). Леша издает странные звуки – у-у-у-ф-х-х-ч-х, и дает ответ секунды через три. Малолеткин тоже смотрит на определитель, тоже издает подобные звуки и тоже через три секунды изрекает – правильно. Леша не только помнил пятьдесят и более знаков после запятой у различных замечательных чисел типа пи, е, корень из 2, 3, но и сам с большой точностью извлекал корни третьей степени из любого числа, в уме разумеется. Мы проверяли. Калькуляторов тогда не было, поэтому проверяли методом возведения в степень, т.е. перемножением.
А еще он помнил номера и серии паспортов и номера комсомольских билетов у всех студентов нашей группы. Он не запоминал специально, просто раз увидел и отложил себе на полочку. Так что при заполнении каких-то документов стоило лишь спросить: «Леша, какой у меня номер комсомольского?». В ответ слышишь его скрипучее: «Старого или нового?». Он помнил и старые и новые (после обмена) номера.
На четвертом курсе, когда началась специализация, наши пути разошлись, т.е. мы попали в разные группы. И о его дальнейших успехах я больше ничего не слышал.

Военка или военная кафедра началась у нас со второго курса и продолжалась вплоть до четвертого. Военка резко отличалась от других кафедр. Строжайшая дисциплина. Это касалось и внешнего вида, все постриглись и надели костюмы с галстуком, и посещения. Прогул без уважительной причины грозил отчислением. Занятия проходили раз в неделю на целый день в главном корпусе университета на Стрелке Васильевского острова. От общежития приходилось добираться на автобусе минут сорок, а если на перекладных, то и больше. Опаздывать было нельзя, поэтому вставали рано и, как правило, приезжали имея время в запасе. Занятия были будничные, ничего особенного не запомнилось, но о двух случаях я все же расскажу.
Первый касается того же Леши Степанова. Я уже говорил, что он отличался некоторыми странностями. В частности, он совершенно не умел маршировать. Когда он просто шел, все было нормально, но как только звучала команда «шагом марш», он начинал одновременно с левой ноги и левой руки. И переучить его никак не могли. Видно было, что Леша очень старается, но не получается, и все тут. Так вот, в связи с этим произошел редчайший случай в военной практике. Начальник нашего потока подполковник Каравашкин сам лично ходил к врачам и просил выдать справку о военной непригодности Степанова. Но врачи разводили руками, формально по всем основаниям он здоров. Позднее, на военных сборах, при бросании учебной гранаты произошел анекдотичный случай. Бросали из положения стоя. Сзади стояли отцы-командиры и следующие по очереди на бросание. Граната была учебная, но с запалом, т.е. после выдергивания чеки через несколько секунд она негромко хлопала. И вот Леша, стоя в окопе, выдернул чеку, размахнулся и кинул гранату назад, как раз в группу офицеров. Все обошлось, но к боевым стрельбам его не допустили и поставили зачет автоматически.
Второй случай связан как раз с этими сборами или, как мы говорили, лагерями. В лагеря мы поехали после четвертого курса в июле. Т. к. мы относились к артиллеристам, то из нас была сформирована батарея. Командовал батареей молодой лейтенант, недавний выпускник училища, почти наш ровесник. К нему обращались – товарищ комбат, почти командир батальона. Командирами отделений были назначены студенты, которые отслужили в армии. Они все были сержанты. А старшиной батареи назначили старшину запаса Воробьева – тоже нашего студента. Мягко говоря, слабоватый был студент (в смысле учебы), но физически очень сильный. Во время учебы очень многие ему помогали, и он к этому относился как к само собой разумеющемуся. Салаги делают контрольную дедушке, это же нормально. Но приказать он никому не мог. Делали из добрых чувств. А на сборах он разошелся, еще бы, теперь у него власть, как когда-то в армии. Он ко всем придирался, кричал, оскорблял. Один из студентов не выдержал и послал его куда подальше. Воробьев тут же доложил по команде. И завертелось очень неприятное дело. Готовили отчисление со сборов, а это вытекало в отчисление из университета. Последний формальный шаг – это решение комсомольского собрания. Нас собрали, зачитали характеристику, естественно отрицательную, и попросили высказаться. Хорошо, что нашлась сначала пара ребят, потом и остальные поддержали, которые вступились за парня. В общем, обошлось выговором, что тоже неприятно. Но все это я рассказываю только для того, чтобы привести выдержку из характеристики на парня. Вот она: «Физически развит однобоко, имеет первый разряд по плаванию». Это какой-то ужас. Парень высокий, крепкий, стройный, а развит однобоко. Выходит, что все мы, кто не имеет никаких спортивных разрядов, развиты разносторонне. Это характеризует не только то время, но и людей, которые так пишут. А такие люди всегда были и будут.
В заключение маленькое наблюдение. Казалось бы, военная форма делает всех однообразными, но, наоборот, после окончания сборов, когда мы прямо в лагерях переоделись в свое, цивильное, многие отметили, что все стали какие-то одинаковые.

Мои успехи.

Успехов не было. Учился я средне. Были и пятерки и тройки. Но, что интересно, дисциплины, по которым у меня были пятерки и четверки, в дальнейшем пригодились в работе, а те по которым были тройки, никогда не понадобились. Хотя, конечно, общая математическая культура очень полезна. Но я хочу рассказать о двух случаях или сдаче экзамена по двум дисциплинам.
Первая – это политэкономия. Сейчас такого предмета, наверное, нет, но тогда он, наряду с историей партии и научным коммунизмом, были обязательны. Потому что, как тогда говорили, советский специалист должен быть не только классным, но и красным. Политэкономия делилась на два последовательных курса – капитализма и социализма. Первая восходила к Марксу, была логична, легко формализовывалась и описывалась пусть простыми, но математическими уравнениями, вторая – сплошная демагогия. Что стоит только сравнение цели производства при капитализме и социализме. При капитализме цель производства - извлечение (получение) максимальной прибыли, при социализме – максимальное удовлетворение растущих потребностей народа. Читали лекции и вели практику преподаватели с экономического факультета. На практике по капитализму у меня вышел конфликт с преподавателем, ему не понравилось, что я читал художественную книгу на его занятиях. Я, конечно, поступил неправильно, но дальнейшие действия преподавателя превзошли все границы. Он пообещал, что я не сдам экзамен. И действительно, на экзамене он сам вызвал меня и благополучно завалил, хотя, как я считал, курс я знал прилично. Я пришел на пересдачу, он завалил меня опять. Всего я пересдавал экзамен пять раз, уже очень редкий случай, но еще более редкий произошел на пятой переэкзаменовке. Он поставил мне неуд в зачетку, чего никогда не делалось. Так я перешел с хвостом на следующий курс. Но осенью кто-то мне посоветовал, и я пошел на кафедру политэкономии и изложил свою историю. Там выслушали, назначили время, выделили экзаменатора. Тройку я получил. Когда наш преподаватель узнал про это, он, мягко говоря, расстроился и пообещал не пропустить меня на социализме.
Социализм читал доцент, бывший выпускник нашего факультета, который защитился на математических моделях в экономике. Поэтому мы слушали его лекции с относительным интересом. На экзамене я попал к нему, мой преподаватель почему-то опоздал, и благополучно сдал на пятерку. Сразу после моей сдачи прибежал тот преподаватель и сразу поинтересовался моими успехами. Когда он узнал про мою пятерку, он опять расстроился. Оказывается, он оставлял доценту какую-то записку про меня, но доцент ее проигнорировал. Самое интересное, что в диплом шла вторая оценка, поэтому во вкладыше к диплому по курсу политэкономии у меня красуется «отлично». Этот преподаватель, наверное, разочаровался в системе советского образования.
Второй случай связан тоже с общественными науками, а именно с научным коммунизмом. Научный коммунизм нам читали на пятом курсе, и это был единственный предмет на выпускном курсе. Остальное время, как считалось, мы посвящали дипломной работе. Экзамен по научному коммунизму был государственным, принимала его госкомиссия, без его сдачи не допускали к защите диплома, пересдача в случае неуспеха разрешалась только через год. То есть это очень серьезно. И вот, я на экзамене сначала перепутал первый вопрос, а потом на волне этого неуспеха завалил и другие два. В общем, неуд. Катастрофа. Но тут за меня вступился деканат, и со словами: «Он спас сельское хозяйство страны» (об этом я расскажу позже), - уговорил комиссию на мою пересдачу с другой группой. Во второй раз экзамен у меня принимали уже три человека, один непосредственно задавал вопросы, два другие были наблюдателями. Как позднее мне сказала девушка-секретарь, ответ мой был на пятерку (это было мнение комиссии), но это была пересдача, поэтому в диплом пошла оценка «удовлетворительно». Ну и ладно, сам факт пересдачи государственного экзамена позволял мне гордиться долгие годы.
А еще хочу рассказать о небольшом казусе на защите диплома. Руководитель дипломной работы и одновременно куратор нашей группы Нина Борисовна Маслова тянула меня за уши изо всех сил. А я относился к подготовке диплома очень прохладно. Еще бы, это был пятый курс, много свободного времени, и хотелось погулять напоследок. Лишь уже к концу подготовительного срока я наконец-то плотнее уселся за диплом и кое-как закончил. На защите прошло более или менее гладко. В конце защиты каждый студент говорил благодарственные слова своему руководителю, которые звучали примерно одинаково – спасибо такому-то за помощь в подготовке диплома, его интересные подсказки и т.п. Мне показалось это скучным. Когда дошла моя очередь, я встал и сказал: «Спасибо Нине Борисовне за то, что она пыталась сделать из меня человека». И все. После этих слов Маслова фыркнула, рывком вскочила из-за стола и выбежала из аудитории, на ходу вытаскивая сигареты. Товарищи потом у меня спрашивали, что я там натворил такого, что Маслова выкурила аж две сигареты подряд. Позднее, когда я как-то приехал в Ленинград и зашел на факультет, Нина Борисовна спросила: «Вы что, тогда обиделись на меня из-за диплома?». Это меня очень удивило, ведь я был ей искренне благодарен. До сих пор я храню ее черновики, которые она давала мне при подготовке диплома.
И для окончания. Диплом мой назывался очень красиво – «Течение Куэтта при больших числах Кнудсена». Что означает – течение сильно разреженных газов между параллельными поверхностями.

Два наблюдения.

Эти две истории не имеют непосредственного отношения к учебе, но произошли во время моего студенчества и, кроме того, навевают на какие-то размышления. Напоминаю, что события происходят в середине семидесятых годов, хотя в данном случае это не имеет особого значения.

История 1. Черный ящик.

В 1974 году на майских праздниках я был в гостях в Москве у одной знакомой. Прогуливаясь по Москве мы зашли в сквер где-то в центре. Сели на скамейку и просто отдыхали. День стоял солнечный, было тепло, люди ходили праздничные, и по настроению, и по одежде. В общем, все было чудесно. Мы сидели, болтали, и никуда не хотелось идти. Не вдруг, не сразу, наше внимание привлекла любопытная картина. Посреди сквера между двумя аллеями стояло длинное сооружение типа вагона, а может это и был переделанный вагон. В обоих его торцах были двери, и к ним приделаны наклонные сходни, этакие трапы. По левому трапу в вагон поднимались нарядные люди, в подавляющем большинстве мужчины, по правому трапу из вагона вываливалось нечто орущее, шатающееся и расхлюстанное. Оба потока были непрерывными и, казалось, бесконечными. Было полное впечатление, что человек заходил в вагон слева, парадный и благообразный, и тут же справа выплевывал его уже преображенным до неузнаваемости. С кем-то, таким же, громко спорит, лицо красное, волосы растрепаны, пиджак на одном плече. Это было как в кино, мгновенное преображение. Конечно же, в данный момент это были разные люди, и первый, входящий, выйдет гораздо позже, но ощущение было, что человек вошел и сразу вышел, но уже очень нетрезвый.
Мы понаблюдали с полчаса за этой картиной, пытаясь идентифицировать хотя бы одного из входящих и вываливающихся, но нам это не удалось. Наверное, тридцать минут недостаточный срок для такого преображения, или нас подводила наблюдательность.
В связи с этим я вспомнил о «черном ящике». Это такое понятие из физики, для тех кто не знает, под которым понимают некий прибор с неизвестными содержанием и процессами в нем. Наблюдатель может фиксировать только входящие и выходящие сигналы из этого прибора. А потом уже строить различные гипотезы о процессах внутри прибора. Мне наш вагон очень напомнил такой «черный ящик». И я, как наблюдатель, сделал вывод о содержании этого «ящика». Сделайте вывод и вы.

История 2. Тренировка.

Как-то случайно я зашел, вернее даже заглянул в гимнастический зал. Увиденная картина заставила меня задержаться в нем. В зал нельзя было входить в обуви, поэтому я стоял у самой двери, прислоняясь к стене. В это время там проходила тренировка или обучение юных гимнастов-мальчиков. Будущим гимнастам было лет по шесть, как мне показалось. Все во главе с тренером примерно моего возраста расположились в углу зала, где были постелены несколько матов в форме квадрата. Вся секция была разбита на три группы. Первая, она-то и привлекла сначала мое внимание, жалась в углу. Мальчики плакали, кто тихо всхлипывал, кто с надрывом. Вторая группа состояла из тренера и ученика. Они сидели в центре квадрата матов, и тренер проводил растяжку ног мальчика (я не знаю, как это точно называется). Тренер растягивал ноги ученика, имитируя шпагат, мальчик орал во все горло, но не сопротивлялся. Тренер менял позу и продолжал свою пытку, «заключенный», естественно, продолжал орать. И, наконец, третья группа находилась ближе к выходу, т.е. ко мне. Здесь ребята веселились вовсю, некоторые даже закатывались от хохота. Они показывали пальцами на орущего ученика и катались от смеха по мату. Лишь один из них отличался от других. Он не плакал и не смеялся. Он был грустен, молчал и как-то зажимался, как будто стремясь стать невидимым. Следующая очередь на пытку была его.
Не знаю, может вот так через боль и становятся чемпионами, может такая методика тренировок общепринята и эффективна, но смотреть на это было больно. Но больше всего меня поразило поведение третьей группы. Ведь ребята знали, что через несколько минут эти мучения предстоят и им, такое наверняка было уже не раз на предыдущих занятиях, но тем не менее радости их не было конца при виде орущего товарища. А может, это было нервное. Не знаю. Вот так и в обществе, некоторые равнодушны к чужому горю, или даже радуются этому, не задумываясь, что такое может произойти и с ними.
Позже мне на ум пришла одна мысль. А и я сам чем отличался от этой веселящейся группы. Я с интересом с полчаса наблюдал за экзекуцией, и, конечно, меня не интересовала техника тренировки. Вот так во все времена народ валил поглазеть на публичные казни, не потому, что казненного было жалко или его ненавидели, а просто интересно.
У некоторых такой интерес приводил к садизму. Так появлялись различные серийщики.