Прочитала все эти правила и поняла, что я не женщина.Во всяком случае, не стопроцентная. И половины не умею.

Веды - это книги знаний.
Согласно этим древним писаниям женщина - лучшая половина человека и она отвечает за чистоту и покой. Поэтому, женщина по природе всегда старается поддержать чистоту вокруг себя.
Женщина для мужчины - это как лодка в океане жизни. Она всегда может поддержать своего мужчину в любой обстановке. Веды о женщине говорят о том, что любая девушка должна знать 64 основные свои обязанности и постоянно их выполнять.
Стань женщиной, тогда и мужчина рядом с тобой станет истинным мужчиной. Девушка должна развивать себя так, чтоб вызвать у мужчины энергию творца и созидателя. И если каждая так начнет улучшать себя — она обязательно начнет улучшать мужчину рядом. Даже без его ведома.
Вот 64 обязанности женщины, взятые из вед:
1. Иметь решимость следовать за мужем.
2. Уметь доставить наибольшее удовольствие супругу.
3. Умение быть собранной в любой обстановке.
4. Знание стилей причесок и умение уложить волосы; умение пользоваться своими космами, владение законами набора и распределения космической энергии для себя, мужа и детей.
5. Владение и управление детородной силой для воплощения в своих детях высокодуховных Предков Рода своего мужа.
6. Знание любовных игр и искусства любовных ласк.
7. Проворство в любовных позах.
8. Умение вызвать к себе интерес супруга своим поведением и нарядом.
9. Умение преподнести себя.
10. Умение делать различный массаж, поддерживать долголетие и здоровье.
11. Чистоплотность.
12. Владение знахарским лечением: траволечением, заговорами, лечением жизненной силой и т.д.
13. Владение ведовством бытовым и обрядовым, знание народных обычаев.
14. Знание основ звездочтения: благоприятных и неблагоприятных дней.
15. Умение общаться со стихиями природы.
16. Умение проявить необходимый характер.
17. Умение красиво раздеться.
18. Умение возбудить мужа.
19. Умение как ярко выразить так и подчинить свои чувства.
20. Умение умилостивить рассерженного супруга.
21. Умение покинуть, не потревожив, спящего мужа.
22. Знать способы уснуть после мужа.
23. Уметь спать в любом положении.
24. Знание различных характеров.
25. Умение выразить свои чувства.
26. Знания необходимой защиты своей чести и достоинства.
27. Умение рассуждать, выявлять закономерности и делать умозаключения.
28. Умение красноречиво излагать мысли.
29. Знание игр, развивающих мыслительные способности человека.
30. Ведение хозяйственных расчетов, знание мер веса, объема, плотности и т.д.
31. Знание системы налогов.
32. Умение договариваться и вести дела.
33. Умение доказать свою правоту.
34. Умение распознать качества и способности людей.
35. Умение разгадывать сны и толковать приметы.
36. Умение изготавливать из глины утварь, предметы обихода и игрушки.
37. Изготовление тканей и пряжи из различных материалов, изготовление и украшение одежды; знание сокровенного
смысла узоров и характеристик изделий.
38. Приготовление красок; окраска тканей, пряжи, одежды, утвари.
39. Знание свойств камней и умение ими пользоваться.
40. Владение поварским искусством и приготовлением напитков.
41. Знание дикорастущих растений, использование их в быту и питании.
42. Умение получать на огороде хороший урожай, сохранять его и делать пищевые заготовки.
43. Знание животноводства.
44. Общение и игры с животными, их обучение, внушение необходимых действий.
45. Умение распознать состояние человека по его почерку, красиво и грамотно изъясняться письменно.
46. Умение передавать с помощью живописи и рисунка свое состояние и восприятие окружающего мира.
47. Умение составлять букеты, гирлянды, венки, знание и владение их скрытым магическим смыслом.
48. Знание сказок, былин, преданий.
49. Изготовление кукол для игр, обрядов и ведовства.
50. Сочинение стихов, песен и их исполнение.
51. Знание благоприятных и неблагоприятных музыкальных ритмов, размеров, мелодий и их воспроизведение на различных инструментах.
52. Умение пластично двигаться и танцевать под разные мелодии.
53. Владение искусством развлекательных игр.
54. Опытность в различных играх, ловкость и сноровка, умение определяться на местности.
55. Умение жонглировать различными предметами.
56. Умения обмана (”об” - обойти “ман” - ум) т.е то, что рядом с умом, с правдой: уловки, проделки, розыгрыши, ловкость рук, лукавство.
57. Умение угадывать задуманные числа, имена, предметы, словосочетания и т.д.
58. Знание игр, основанных на угадывании.
59. Умение ввести в заблуждение соперницу.
60. Знание различных игр на спор.
61. Умение плакать.
62. Умение управлять ревностью мужа.
63. Умение угадывать и опережать желания мужа.
64. Добросовестно выполнять свои обязанности даже в случае потери мужа.

Ведические писания внушают, что лучше выполнять свои обязанности плохо, чем чужие – хорошо. Долг (дхарма) дам хорошо описан сборниками живого знания, к которым относятся веды. Для женщин чрезвычайно важно их исполнение. Каждое воплощение после инкарнации требует реализации определенных задач, поэтому мы рождаемся в конкретном облике неспроста. Последствием невыполнения предназначения становится ощущение абсолютно безрадостной жизни. Особенно для представительниц слабого пола эта тема просто необъятна. На некоторых самых существенных понятиях стоит остановиться.

Главные призвания, обязанности женщины

Веды предписывают, например, такие:

  • быть красивой, нести красоту миру, удовлетворять ею ум мужа, близких, окружающих.
  • умение со старинными познаниями готовить пищу. Используя секреты ведийской кулинарии, можно приготовить как вкусную еду, так целебную. Например, наркоманов, алкоголиков, имеющих тяжелую карму, еда, приготовленная согласно этим правилам, способна избавить от зависимости.
  • талант целителя, мистические знания. Природа придала дамам естественные свойства целительницы. Раньше часто обходились без знахарей. Следуя славянским ведам, женщина могла излечить простые заболевания. Более того, гармонизировала семейное пространство, поэтому болезни обходили дом стороной.
  • астрологические знания. Использовались секреты законов планет, правильно планировалась жизнь.
  • понимание задач представителей обоих полов. Гармоничные семейные отношения отсутствуют, если функции партнера берет на себя другой. Результат — появляются раздражение, нервозность, ощущение неудовлетворенности, даже разрыв. Поэтому: предназначение мужчины – защитник, добытчик; дамы – забота о нем, воспитание поколения, создание уюта домашнего очага.

Древние разумения для гармонии в семье

Только используя правила ведов, отношения мужчины и женщины развиваются гармонично. Она называется «святой», если ладит со всеми – мужем, детками, родственниками. Именно она способствует его успеху, защищает дом от негативных энергий тонкого уровня. Игнорируя скептицизм окружающих, понимает, когда, как проводить обряды очищения «нечисти», что предпринять в профилактических целях.

Современная женщина по ведам в семье не борется за лидерство, избегает постоянного модного ношения брюк, карьерного продвижения во вред воспитанию детишек. У нее нет амбиций, хотя может быть самодостаточной. Делает дхарму любовно, терпеливо. Может осуществлять сложную психологическую работу, но физические нагрузки совершает мужчина. Заботиться о собственном здоровье – прямой долг. Древние законы разрешают работать, но только получая удовольствие. Нельзя работать, если семейство будет испытывать недостаток внимания, также ради денег.

Чтоб привлекать женственностью, надо преподносить образ длинноволосым, с юбкой, украшениями, даже цветами. Следить за манерами, интонацией разговора, мимикой, походкой.

Дела, дающие силу

  • прогулки;
  • ухоженные волосы;
  • ежедневное восприятие музыки;
  • девичьи посиделки;
  • уход за растениями;
  • чистота тела, мыслей, желаний;
  • повышение мастерства готовки пищи;
  • формулирование желаний (они материализуются);
  • частое выражение любви (словами, поцелуями, объятиями);
  • достоинство, уникальность;
  • помощь другим;
  • благотворительность.
  • аура приятного аромата.

1. Женщина должна любить своего мужа и детей. Без любовных отношений она утрачивает удовлетворённость, как бы ни была удачлива в других сферах жизни.

2. Женщина всегда должна быть весёлой. Это делает её защищённой от всех неприятностей. Весёлость - признак невинности, и это вызывает в мужчинах естественную потребность заботиться. Детский и женский смех - лучшее успокоительное для слуха мужчины после тяжёлого рабочего дня.

3. Посуда всегда должна быть чистой. Чистота посуды - это показатель чистоты женщины и залог спокойствия в семье. Лучший вариант, чтобы муж всё время удивлялся: "Когда же успевает наводиться такая чистота?!"

4. Женщина всегда должна быть экономна в расходах. Идеальное сочетание усилий таково: муж старается заработать как можно больше, а жена старается потратить как можно меньше. Такая семья становится непобедимой.

5. Женщина должна понимать, что отношения в семье зависят от её поведения. Цель её жизни - создать гармоничную семью, ей следует стать в этом профессионалом. Если она берёт на себя ответственность за семейное счастье, то мужчина не сможет ничего изменить или помешать. Женщина контролирует взаимоотношения, а не мужчину - это разные вещи, и путать их губительно.

6. Женщина должна научиться управлять мужем. Ведическая жена умеет при помощи изменений в одежде, тоне голоса, домашнем интерьере и вкусе еды добиваться своего от мужа, оставаясь при этом ласковой и предупредительной. Но это всё она делает не для себя, а для всей семьи, понимая, что так легче добиться правильного решения, нежели спором или криком.

7. Женщина не должна обижаться. Женский ум может надолго сохранять подробный список всех ошибок и просчётов мужа, но это её и убивает как женщину: так она просто теряет привлекательность и умиротворение.

8. Женщина не должна мстить. Благородство украшает женщину. В случаях реальной угрозы или явно незаконных действий, женщина может совершать аскезы, предназначенные для каждого конкретного случая. Одна из исторических форм аскез - это не расчёсывать волосы, пока враг не будет повержен.

9. Женщина не должна завидовать. Зависть - полная противоположность смирению и простоте. Это чувство полностью дисквалифицирует женщину как жену. Как правило, такая женщина приносит одни лишь неприятности, как в своём доме, так и в любом месте, которое посетит.

10. Женщина не должна "пилить" мужа, потому что это признак отсутствия у неё разума. Умная женщина точно рассчитывает время, место и обстоятельства, чтобы подойти с просьбой, и говорит всего один раз, но слова эти проникают в душу мужчине, он некоторое время терзается сомнениями, а потом выполняет просьбу как подарок и становится счастливым, что доставил жене радость. Женщина должна очень ярко обрадоваться и показать, что она не ожидала, благодарна и восхищена.

11. Женщина не должна строить из себя жертву. Этот запрещённый приём обычно пускается в ход тогда, когда в области контроля взаимоотношений почва начинает уходить из-под ног.

12. Женщина должна "сжечь мосты". Семейное счастье не придёт от частичного предания себя мужу. Полное и безраздельное вручение себя - одно из условий удачного брака. Разводы появились совсем недавно и явно не от благочестивой жизни.

13. Женщина не должна развивать в муже женские качества. Если она поступает так, то в результате ей станет скучно: муж - это не подружка. Счастливым и продуктивным брак станет тогда, когда оба партнёра научатся использовать полностью потенциал своих различий по полу. Взаимное дополнение более продуктивно, а противоположности притягиваются.

14. Женщина должна научиться доброжелательно привлекать ум мужа. Не телом, а чертами характера. Вожделение обязательно вызовет в последствии разочарование, а целомудрие - уважение и желание заботы. Разумная женщина никогда не разжигает страсть мужа, если на это нет совместной договорённости.

15. Жена должна вдохновлять мужа своей женственностью. Поэтому женщина должна найти нужное служение, которое особенно ему нравится. Любые достижения мужа ей нужно всячески одобрять. Несмотря на то, что он требует от неё правдивого и трезвого суждения, всегда только хвалить его, иначе он станет врагом на всю жизнь.

16. Женщина не должна быть фамильярной. Уважать мужа - единственно возможная форма общения с ним для сохранения семьи. В ведических семьях жена называет мужа повелителем.

17. Женщина должна владеть чувством юмора. Уставший домохозяин после дневных трудов именно так развлекается со своей женой. Причём сфера выражения эмоций - это чисто женская стихия.

18. Женщина должна быть застенчивой. Это качество придаёт особое очарование прекрасному полу, вызывает почтение мужчин. Оно увеличивает красоту и престиж женщины, даже если она происходят из бедной семьи или менее красива, чем другие. Застенчивость вместе с доверчивостью и беззащитностью имитировать нельзя, а можно только развить, постоянно совершенствуясь, что будет лучшим подарком для мужа.

19. Женщина должна одеваться согласно желаниям мужа. Не своим! Она не может сама догадаться, что нравится ему в тот или иной момент, поэтому ей следует одеваться и показываться, но не обижаться, если он скажет что-то типа: "Вырядилась, как на базар". Мужчина, удовлетворённый видом своей жены, становится за неё горд и расположен дарить подарки, а неудовлетворенный стесняется и жалеет давать деньги. Но самое главное, он начинает искать удовлетворение в разглядывании других.

20. Жена должна ценить мужа. Что бы он ни сделал для дома, это должно быть оценено по самому высокому стандарту. Любая недооценка тут же вызовет в нём гнев и желание бросить начатое.

21. Жена должна уважать друзей и членов семьи мужа. Понятие "муж" включает в себя и всё его окружение, все его мысли, дела, планы и надежды. Неправильное отношение к окружению мужа заставит его задуматься над вашей ценностью и, дай Бог, вы перетянете на чаше его весов.

22. Жена должна развивать в себе способности к искусству. Это полностью займёт её ум, сделает красивой, загадочной и спокойной, но не в ущерб ежедневным обязанностям.


«Ведическая женщина» – это выражение уже набило оскомину. Вошло в моду оно благодаря небезызвестному «семейному психологу» Олегу Торсунову и его последователям, которые разъезжают по стране и выступают с лекциями о том, как простым смертным достичь семейного счастья. И при этом обосновывают свой идеал «ведической женщины», ссылаясь на «Законы Ману», которые, во-первых, были созданы гораздо позже Вед, а во-вторых, отражают не существовавший в действительности общественный уклад, а идеал, сконструированный брахманами.

Теперь настала пора взять быка за рога и ответить на вопрос, а что представляла собой «ведическая женщина», какой она была в исторической действительности, а не в фантазиях Торсунова. А для этого давайте непосредственно обратимся к ведийским текстам.

Для многих это становится открытием и доходит с огромным трудом, что никогда не существовало раз и навсегда устоявшейся «ведической цивилизации», напротив, общество, культура и верования в Индии, как и повсюду, находились в процессе изменений, и поэтому, в частности, семейные отношения и положение женщины у индоариев в ведийский период (конец II – первая половина I тыс. до н.э.) значительно отличаются от эпохи Гуптов (III–V вв.), не говоря уже о средневековых порядках.

Кроме того, важно подчеркнуть, что к Ведам в узком значении принадлежат четыре сборника: Ригведа (Веда гимнов), Самаведа (Веда напевов), Яджурведа (Веда жертвенных формул) и Атхарваведа (Веда заклинаний), а в широком смысле в состав ведийского канона включаются брахманы, араньяки и упанишады. Последние два разряда текстов известны как веданта (букв. «конец Вед») [Индуизм 1996: 118; История Востока 1997: 398]. Ни Махабхарата, ни Рамаяна, ни пураны «ведической литературой» не являются!

В Ведах, как в текстах других древних культур, любовные отношения мужчины и женщины были окружены ореолом сакральности, и при этом нет, конечно, никаких указаний на «греховность» или «злокозненность» женского начала. Человеческая любовь мыслится как отражение любви божественной.

В Ригведе возникновение вселенной оказывается плодом соития отца-Неба с матерью-Землей: «Мать приобщила отца к закону: / Ведь (еще) раньше она сошлась (с ним) духом (и) мыслью. Она, желая удержать (плод), была пронзена, увлажненная плодом» (I.164.8) [Ригведа 1989: 201].

Таким образом, Небо и Земля выступают прообразом вселенской родительской пары. Этот образ станет популярным в поздних слоях самхит и в брахманах, где его могут воспроизводить другие божественные пары . Соответственно дождь оказывается семенем, оплодотворяющим землю (I.100.3; 128.3; III.55.17). Боги подвержены тем же страстям, что и люди. Так, Солнце преследует богиню зари Ушас (ср. Эос древнегреческой мифологии): «Сурья наступает сзади на сверкающую / Богиню Ушас, как юноша на женщину» (I.115.2) [Ригведа 1989: 140].

В Ведах обрядность мыслится в образах любовных отношений. Возжигание жертвенного огня трением двух кусков дерева уподобляется соитию: верхний кусок представляет мужской орган, а нижний – женский (Ригведа III.29.1–3) [Там же: 314]. Соответственно освящаются и любовные отношения мужчины и женщины. В гимне X.85 земная свадьба уподобляется браку бога Сомы, отождествляемого с месяцем, и Сурьи (здесь suryA, с долгой гласной «а», что означает женский род), дочери солнечного божества Савитара. Путь свадебного поезда соответствует здесь пути Солнца по небу, а отдельные свадебные аксессуары (наряд невесты, детали колесницы, запряженные в эту колесницу быки) – элементам мироздания [Ригведа 1999: 220–224]. Этот гимн и поныне исполняется в Индии на церемонии бракосочетания [Пандей 1990: 172].

Конечно, общество ведийских ариев было патриархальным, а богини не занимали особого места в пантеоне. Но при этом общепризнанный факт, что женщина пользовалась гораздо большей свободой, чем в дальнейшем [Ригведа 1989: 447]. Муж и жена вместе были «хозяевами дома» (dampatI). В «Свадебном гимне» Ригведы жена именуется «повелительницей» над родней мужа (X.85.46).

Жена участвовала вместе с мужем в совершении религиозных обрядов. Об этом сказано, например, в одном из гимнов богу огня Агни: Став единодушными, они приблизились коленопреклоненно Вместе с женами (и) поклонились ему, достойному поклонения (I.72.5).

В другом месте Индра мужа и жену «наделил (священной) речью гимнов», и они «с протянутой жертвенной ложкой вдвоем служат богам» (I.83.3). Жена домохозяина принимала участие в обряде выжимания священного напитка – сомы (I.28.3). Кроме того, мы узнаем, что женщины свободно посещали общие жертвоприношения и праздничные собрания (X.86.10; 168.2). Девушки сами назначали свидания мужчинам (X.40.2, 6) и сами находили себе мужей (X.27.12). Некоторые женщины, например, дочь царя Гхоша (ей мужа нашли боги-близнецы Ашвины), уже в зрелом возрасте выходили замуж (I.117.7). Эта же Гхоша сама выставляла коня на скачках – любимом развлечении ведийских ариев (X.40.5). Другие же так и оставались незамужними (II.17.7; X.39.3).

Нигде нет указаний на какие-либо ограничения для вдов и существования обычая сати; по-видимому, у ведийских ариев был распространен левират, то есть когда вдова выходила замуж за младшего брата своего покойного мужа (X.40.2). Покинутая жена также могла повторно выйти замуж (X.102.11). Есть указания на существование полигамии: в IX.38.2 упомянуты «юные жены Триты», также см. X.30.5–6; 101.11 и др.

Словно в насмешку над Торсуновым, все женские персонажи, встречающиеся в Ригведе, это сильные и самостоятельные женщины, проявляющие инициативу в любовных делах, покровительствующие мужчинам или даже безжалостно помыкающие ими. В гимне Ригведы V.61 [Ригведа 1995: 67–69] поэт Шьявашва восхваляет жену своего покровителя Таранты, которая наделяет его богатыми подарками:

Она подарила скот, состоящий из коней,
А также из коров и из овец числом в сто,
(Та,), что подкладывает руку (под голову)
Мужу, прославленному Шьявашвой.
И такая женщина чаще
Бывает лучше мужчины, не поклоняющегося богам, не дающего даров,
Которая выискивает голодного,
Вы(искивает) жаждущего, (вы)искивает желающего,
(И) направляет (свою) мысль к богам (V.61.5–7)

Мало того, эта «очаровательная юная женщина» отправила затем поэта к брату своего мужа – Пурумилхе. Приведенный выше фрагмент обладает большой важностью, ибо он свидетельствует, во-первых, что женщины могли сами распоряжаться имуществом, а во-вторых, что они могли общаться с посторонними мужчинами.

В гимне-диалоге X.10 [Там же: 124–126] женщина по имени Ями предлагает свою любовь брату-близнецу Яме, первому из умерших:

Ко мне, Ями, пришла любовь к Яме,
Чтобы лечь с ним на совместное ложе,
Как жена мужу, хочу я отдать (свое) тело,
Да будем мы двое кататься туда-сюда, как колеса колесницы! (X.10.7)

При этом Ями говорит о необходимости продолжения рода. Яма отказывает ей, ссылаясь на то, что соединяться с сестрой это грех, который увидят «соглядатаи богов», и поэтому советует ей искать другого мужа. Данный гимн примечателен не только запретом на инцест, но и тем, что женщина проявляет себя как пылкая соблазнительница. И в последующей санскритской литературе женщины очень часто в любовных сюжетах играют ведущую роль и оказываются настойчивыми и целеустремленными, в то время как мужчина либо покорно принимает любовь женщины, либо отвергает ее [Ефименко 1996: 49].

Впрочем, женщины в Ведах демонстрируют активность и в менее романтических ситуациях. В знаменитом «Гимне игрока» (X.34) [Ригведа 1999: 156–157] жена и свекровь выгоняют из дому незадачливого игрока в кости. Другие ласкают жену того, На чье имущество накинулась стремительная игральная кость, (X.34.4) – горько сетует он.

«Гимн игрока», в котором затрагивается и по сей день актуальная тема зловредности азартных игр, конечно, необычен для Ригведы – памятника высокой иератической поэзии. Но не менее необычным исследователи считают гимн X.86 [Ригведа 1999: 485], поскольку с точки зрения человека европейской культуры он выглядит непристойным и циничным. Здесь Индрани, жена главного ведийского бога Индры, расхваливает свою искусность в любви («Не бывает лучше (меня) в любовных объятьях!») и одновременно мужскую силу своего супруга. При этом, по мнению из одного из ученых, в гимне содержится намек на ритуальное соитие Индрани с волшебной обезьяной – Вришакапи [Там же: 487].

Первую в индийской литературе разработку сюжета о любви смертного к богине представляет собой гимн-диалог Ригведы X.95 [Там же: 244–246]. Здесь перед нами предстает гордая и прекрасная небожительница – апсара Урваши, которую безуспешно пытается вернуть назад брошенный ею супруг – царь Пуруравас. Четыре года назад Пуруравас и Урваши прожили счастливо на земле, и у них родился сын, однако из-за того, что Пуруравас нарушил существовавший между ними договор, небожительница покинула царя. Теперь Пуруравас умоляет ее вернуться и даже угрожает совершить самоубийство, на что Урваши отвечает:

О Пуруравас, ты не должен ни умереть, ни исчезнуть,
Злые волки не должны тебя загрызть!
Ведь не бывает дружеских отношений с женщинами,
У них сердца гиен (X.95.15)

Согласитесь, Урваши здесь больше напоминает могущественную и сладострастную богиню Древнего Ближнего Востока, наподобие Иштар, по отношению к которой мужчины оказывались слабыми и зависимыми коррелятами , а не какую-нибудь «ведическую домохозяйку», слушающую лекции Торсунова и уныло ждущую, пока «успешный» муж-бизнесмен принесет ей зарплату. Определенное место в ведийских текстах занимает женская магия. Уже Ригведа содержит гимн-заклинание «Против соперницы» (X.145) Под соперницей (sapatnI) подразумевается или вторая жена собственного мужа (что еще раз подтверждает существование полигамии в ведийскую эпоху) или его возлюбленная [Ригведа 1999: 535]. С помощью подобного заговора настоящие «ведические жены» «покоряют мужа полностью» и делают «мужа полностью моим» (X.95.1–2).

Большое число заговоров, относящихся к женской магии, мы встречаем в Атхарваведе. Здесь, в частности, содержатся заговоры на привораживание мужчины (VI.89; VIII.38), на приобретение любви мужчины (VI.130) и на приобретение мужа (II.36). Заметим, что женские заговоры несколько менее художественны, чем аналогичные мужские, но все равно не могут оставить равнодушным и современного читателя:

Пусть он полюбит меня!
Милый пусть полюбит меня!
О боги! Пошлите любовь!
Пусть он воспылает ко мне! (VI.130.3)

Приворотные заговоры сопровождались магическими действиями. Например, женщина прикрепляла к своей голове приворотную траву, к которой обращен заговор, и входила в деревню, где жил мужчина, которого она хотела приворожить [Атхарваведа 1995: 361]. Существование подобных заговоров еще раз показывает, что в ведийскую эпоху женщины могли сами выбирать себе суженых – в противном случае, заговоры были бы бессмысленны.

Вопреки более поздним установлениям, согласно которым женщинам вместе с шудрами воспрещалось изучать Веды, представительницы прекрасного пола в ранние времена могли на законных основаниях проявлять интерес и к сфере метафизики. В Брихадараньяка-упанишаде (IV.5) рассказывается о том, что у мудреца Яджнявалкьи было две жены: Катьяяни и Майтрейи. Из них Катьяяни была наделена лишь «знанием, свойственным женщинам», а вторая, Майтрейи, «была способна беседовать о Брахмане». Когда Яджнявалкья собрался уйти в лес, он предложил Майтрейи разделить имущество между ней и Катьяяни. Тогда Майтрейи задала вопрос: «Господин! Если бы вся эта земля, полная богатств, сделалась моей, стала бы я от этого бессмертной или нет?» Когда супруг ответил, что «нет надежды [достичь] бессмертия с помощью богатства», Майтрейи отказалась от своей доли и предпочла получить наставления относительно Атмана [Упанишады 2000: 132–135].

Какой контраст с торсуновскими «ведическими женами», озабоченными только зарплатой мужа! В другом месте Брихадараньяки одним из оппонентов Яджнявалкьи выступает ученая женщина Гарги Вачакнави, она задает ему ряд вопросов, но, как и другие брахманы, вынуждена умолкнуть (III.8). Более того, в этой же упанишаде (VI.4.17) описывается средство для того, кто желает рождения ученой дочери.

И чтобы расставить точки над i, завершаю эту статью замечательным гимном Ригведы X.159 «Самовосхваление женщины», который привожу полностью:

Там взошло солнце –
Тут взо(шло) мое счастье.
Ведь я, умная, мужа
Покорила, покорительница.
Я – знамя, я – глава,
Я грозная, за мною последнее слово.
Только мою волю, покорившей (его жены),
Муж должен исполнять.
Мои сыновья – убийцы врагов,
А моя дочь – властительница.
Я же – победительница:
Для мужа мой зов самый высший.
(Та) жертва, совершив которую, Индра
Стал сверкающим, самым высшим,
Ее я совершила для себя, о боги.
Воистину не стало у меня соперниц!
Нет у меня соперниц! Я – убийца соперниц,
Побеждающая, (всех) превосходящая!
Я отняла блеск у других (женщин),
Как дар – у неуверенных.
Всех вместе этих соперниц
Победила я, превзойдя (их),
Чтобы стала править я
Этим мужем и родом (его)! [Ригведа 1999: 307]


«Веды разрушили мой брак»: четыре истории о поисках женственности

В России прижилась ведическая психология. У популярных гуру тысячи подписчиков в Instagram и «ВКонтакте», их тренинги стоят немалых денег. На них учат «следовать женской природе», «служить мужу», «быть покорной», а ещё — не работать и отказаться от брюк. Почти как в Домострое, только с восточным акцентом.

Четыре героини рассказали «Газете Кемерова», как развивали в себе ведическую женственность и чем это закончилось.


«Просила прощения и рыдала»

Елена М., экономист:

Почти год пыталась спасти свой брак с помощью ведического учения. После развода воспитывает двух детей двух и шести лет. Посещает психолога.

— Мы с мужем прожили вместе 11 лет. После рождения второго ребёнка в семье был разлад. Может, он ответственности не выдержал. Работу бросил, мы на пособие моё жили. Выпивал — почти каждый вечер с пивом домой возвращался. Бесконечные гаражи, пивбары…

Меня добило, когда он полночи провёл на дискотеке. Какие танцы, когда у тебя дома двое маленьких детей? Наутро я выставила его вещи на лестничную клетку. Квартира была моя, поэтому мы с малышами в ней остались. А муж ушел в ту, что мы на тот момент сдавали.

Всё шло к разводу. Но я, как все женщины, надеялась сохранить семью. Винила себя, что вспылила и выгнала мужа. Хуже ведь бывает, и живут люди. Чтобы всё вернуть, я пошла сначала в православную церковь, потом к гадалке… В это же самое время увидела на YouTube лекции о ведической женственности — Руслан Нарушевич, Олег Торсунов, Рами Блект. И я увлеклась.


Лекторы учили смирению, терпению, покаянию, причём тотальному. Что мужчина главный, и только он может зарабатывать на жизнь. А я должна служить ему — кормить, ухаживать за ним, восхищаться. Молиться за него, прощать ему всё. Потому что он всё делает из-за меня. Пьёт? Недостаточно послушной и учтивой была. Не зарабатывает? Не вдохновляла и не хвалила.

Я чувствовала себя ужасно виноватой. Просила у мужа прощения, рыдала, обещала, что больше так никогда не сделаю. Унижалась перед ним. Делала всё, чего он желал, за каждую ерунду хвалила. Готова была квартиру свою продать, чтобы купить с ним общую. Мне кажется, эта моя размазанность его ещё больше раздражала. Мы то сходились, то снова расходились.

Сейчас я понимаю, что это был кошмар. Веды окончательно разрушили мой брак. Надо было иначе. Вышла бы раньше на работу, стала самостоятельной, сильной и ухоженной. Может, тогда муж бы задумался, кого он теряет. Покорность его не привлекала.

По ведам я прожила полгода. Успела съездить на дорогие тренинги Нарушевича и Рами Блекта. Познакомилась с Мариной* — она увлекалась этим давно, советовала мне книги и ролики. Но у меня уже возникали сомнения.

Как-то раз я позвонила Марине после ссоры с мужем — опять ушел, пьёт, трубку не берёт. Хотела получить совет. А она же мысли читает, не смейтесь только. И выдаёт мне: «Елена, я чувствую, у вас на тонком плане столько претензий, столько обид к мужу. Как вы можете! Вы его загнали. Столько негатива, вы что вообще делаете? Вам срочно надо молиться…» У меня как отрезало после этого звонка! Я поняла, что сама себя обманываю.

После этого я обратилась к профессиональному психологу и работаю с ним до сих пор. С мужем мы развелись. Оглядываться назад мне тяжело — в каком кошмаре прошли эти шесть месяцев.

Сейчас убеждена, что ведическая женственность не подходит для нашего менталитета. Может, это в Индии работает. У нас — нет. Когда я слышу, чему учат ведические лекторы, это вызывает у меня гнев. Потому что эта безоглядная покорность может сломать девушкам жизнь.

Что такое веды и при чём тут женственность

Веды — это священные писания индуизма на санскрите. «Психологи» преподносят их как божественное знание. Советы, основанные на социологии, медицине, философии и архитектуре, о боге, сущности человека и гармоничной жизни. На конкретные тексты лекторы не ссылаются.

Ведическая женщина — божественное существо, которое психически сильнее мужа. Женщина должна помогать мужчине развиваться. Для этого ей нужно соблюдать правила: носить длинную юбку для накопления женской энергии, уделять большую часть времени домашним делам, а на работу тратить не более четырёх часов, посвящать себя мужу и семье.

Наиболее известные ведические гуру — «специалист в области астрологии и психологии межличностных отношений» Руслан Нарушевич, дерматовенеролог и рефлексотерапевт Олег Торсунов и его последовательница, скептически относящаяся к академическому образованию для женщин, Ольга Валяева, а также «ведический философ» Сатья дас, он же Сергей Яковлев.

Большинство из них — члены религиозной организации «Международное общество сознания Кришны».

«Мы называли себя сектой»

Виктория Юрьева, менеджер по продажам:

Увлеклась ведами во время беременности и прожила по ним год. Вместе с мужем воспитывает трёхлетнюю дочку, отказалась от «древнего знания» в пользу науки.

— Я ходила на йогу для беременных в Нижнем Тагиле. После занятий у нас были лекции. Их вела наша тренер, увлечённая ведическими знаниями. Рассказывала, как с мужем себя вести, за собой ухаживать, за домом следить… Всё это казалось интересным.

Единственное, с чем я до сих пор согласна — женщины не похожи на мужчин. Мы отличаемся по восприятию, эмоциональным реакциям. Но о том же говорит и гендерная психология, и сексология. Сейчас я понимаю, что в этом ничего нового-то нет. А тогда казалось, что мне открыли тайну.

Пыталась служить мужу, хвалить его, делать всю женскую работу по дому. От помощи отказывалась. А моему любимому человеку это не нравилось. Его бесили мои «служения», восхваления и наигранные слова. Он чувствовал, что это неискренне.


Мне было некомфортно. Казалось, что со мной что-то не так, раз не получается быть ведической женщиной — как по книжке. Во время беременности и так уходишь в себя, а эти «практики» ещё сильнее отдалили меня от мужа.

После рождения дочки я взяла все заботы по уходу за ней на себя. Веды учат, что это женская работа. Ещё меня учили, что до года ребёнку нужна только мать. Из-за этого в моей семье начались ещё большие проблемы. Я перегрузила себя, сильно уставала. Когда дочь оставалась с папой, плакала — я не дала ей возможности к нему привыкнуть. Это мне потом психолог объяснила, что это нормально: малышке к отцу нужно адаптироваться. А я неслась из ванной вся в пене, только заслышав плач, и забирала её…

Веды были красивой картинкой, под которую я пыталась подогнать свою семью. Это мешало мне чувствовать реальные потребности моих близких и слышать саму себя. Я не видела за «учением» мужа и дочери. Стремилась быть хорошей девочкой для моей наставницы.

Когда отношения с мужем ухудшились, мне стало совсем тяжело. Я столкнулась с реальными трудностями, недопониманием. Мне было тяжело, я приходила на йогу, но не получала в кругу единомышленниц поддержки. Там мою беду никто не замечал. Надо было к психологу бежать, а я слушала про веды. В таких ситуациях нужна помощь специалиста, а не духовные практики.

Помог муж. Я благодарна ему за терпение и за то, что он вернул меня к нормальной жизни. Некоторым мужчинам нравится, когда им служат и принижают себя. Мне доводилось таких людей видеть. Он другой — ему важно было, чтобы наши отношения были честными. И я готова ему во всем помогать - но это дело нашей семьи. Никого наши отношения не должны касаться.

Когда мне нужна помощь, я обращаюсь к профессиональному психологу. Если я читаю что-то в интернете, то проверяю источники. С удивлением я поняла, что ведическая женственность не относится к настоящей религии. На курсах по йоге мы называли себя сектой в шутку — мол, мы в одной связке, люди с общими взглядами. Но в каждой шутке есть доля правды...

«Муж из-за меня стал кришнаитом»

Светлана К., дизайнер:

Три с половиной года следовала ведическому учению. Увлекла им мужа. Тот сейчас её осуждает за то, что она ест мясо, носит брюки и больше ему не служит.

— Сначала я стала вегетарианкой. Это было на третьем курсе университета. Думала, что это будет эксперимент с питанием, а потом по-настоящему втянулась. В то же самое время я увлеклась эзотерикой. Увидела в сети группу Ольги Валяевой «Предназначение быть женщиной». Духовность, длинные юбки и платья… Это меня заинтересовало. Пост «Год без брюк» меня по-настоящему вдохновил. Я полностью сменила гардероб.

Сейчас я понимаю, что сначала выглядела смешно. Не знала, как всё это носить, особенно осенью и зимой. В морозы надевала подъюбники, несколько колготок или даже дополнительную юбку. Столько слоев получалось! Окружающие с интересом смотрели. То ли как бабка, то ли как цыганка… Потом узнала о ведическом дизайнере Дороховой и черпала идеи из её соцсетей. Получалось нарядно.

Погрузилась в тему ведической женственности. Ела сладкое, как учат гуру. Убедила себя, что моё предназначение — замужество и рождение детей. Постоянно говорила об этом с друзьями и однокурсницами, пропагандировала веды. Мой круг общения сужался. Люди не понимали, как я из тусовщицы превратилась в покорную амёбу.


Так я и жила в своём мире. Мечтала, что после вуза стану женой, буду вдохновлять мужа, рожать детей. У меня был парень на тот момент. Я не была в него влюблена, он мне почти не нравился внешне. Но не пил, не курил, работал. Валяева учила: человека можно полюбить, если вкладываешь в него силы и время.

На последнем курсе мы съехались. Я жила с его родителями, делала все дела по дому. Муж только на работу ходил. Даже продукты не покупал — это делала свекровь. Но цветы дарил, в кафе приглашал. С его стороны любовь была, с моей — нет. Веды убедили меня: счастье будет, если служишь человеку, пусть и не любимому. Но это не так. Это ужасно.

После университета я не работала почти год. Сидела дома, как настоящая ведическая женщина. Мы поженились. Мужу я рассказывала, что юбки — для женского здоровья, что мясо есть нельзя, и что я должна его вдохновлять. Он в этом всё вникал. Кончилось тем, что мы вместе стали кришнаитами.

Он ведические знания воспринял как истину. А я от них постепенно отходила. Умиротворения не было. Дома мне было скучно: я занималась хозяйством, шила, рисовала, слушала лекции. Но мне не хватало общения и развития. Казалось, что я деградирую.


Любовь к мужу за три года так и не пришла. Но мы были единомышленниками. Это сдерживало меня. А со временем я выбрала другой путь: читала критику ведических гуру и всё больше сомневалась в их словах.

Я отказалась от кришнаизма и вернулась к православию. Вернула в рацион мясо, иногда могу выпить вина. Снова ношу брюки и вышла на работу — преподаю в КемГИК. А он всё ещё ведами живёт. Осуждает, что я «ем трупы» и не служу ему. Муж по-прежнему пропагандирует патриархальные ценности, а у меня новая жизнь.

Теперь я не знаю, что такое женственность. Я не против красивых платьев, только без фанатизма. Мне нравится иногда быть мягкой, нежной. Но порой я хочу проявить характер, пойти на принцип. Иногда мне нравится шить, а порой — прыгать с парашютом или лазать по скалам. Разве из-за этого я не женственная? Самое главное - быть собой.

«Веды помогут тем, у кого и так хороший муж»

Евгения Генгер, портниха и модельер-конструктор:

Три года развивала в себе ведическую женственность. Отказалась от неё после беременности, попав в экономическую зависимость от мужа. Супруги не живут вместе, их дочери один год и три месяца.

— Когда я встречалась с будущим мужем, у нас были сложности. Я думала, что это из-за наших непростых характеров. Искала компромиссы, уходила от конфликтов. Как-то раз моя подруга, мать троих детей и счастливая жена, посоветовала мне книгу Ольги Валяевой. Казалась, что это хорошая идея — стать терпеливой и послушной.

Мой мужчина тоже проникся. Я юбочки носила, в марафонах женственности участвовала — выполняла каждый день задания на служение, благодарность и все такое прочее. В отношениях вела себя как мудрая ведическая женщина — молчала, кивала головой и ничего не требовала.

При этом в жизни нашей всё оставалось прежним. Рефреном наших отношений было, что со мной что-то не так. Ради него я менялась.


Я забеременела. Переживала, потому что ребёнок — это огромная ответственность. Но муж прыгал от счастья. Поэтому я решила рожать. Мы переехали из Екатеринбурга в Челябинск. Там была квартира, которую мне купили родители. Муж устроился в «Метрострой». Мы решили пожить пару лет в этом городе, поближе к родным, чтобы они помогали с малышкой.

Вскоре у нас начались проблемы. Беременность давалась мне непросто — гормоны, недомогания… Поддержки не было. Мы ссорились, я даже уезжала пожить к подруге и от неё поехала в роддом.

После рождения дочери муж очень помогал мне с ней. Но внезапно его сократили. Финансов стало не хватать. Ему не нравилось, как я трачу деньги. Я отчитывалась за каждую копейку, хотя экономила на всём, что могла. Покупала подержанные вещи, искала тех, кто отдает их даром, пользовалась совместными закупками. Мы полгода прожили на наших сбережениях.

Муж устроился в контору маркшейдером. Платили мало. Но я вела себя как мудрая женщина: «Дорогой, твоя карьера — это важно. Если работа в компании для тебя полезна, мы потерпим». Вот и терпела. Так мы и жили: одна курица была на неделю.

Подала на развод. Он ко мне пришёл: «У нас же ребенок, давай всё наладим». Как мудрая женщина я согласилась. Но нас не хватило надолго. Мы всё равно расстались.


А ведическая женственность уходила из моей жизни день за днем. Я начала сама принимать решения. Продала квартиру в Челябинске, родные мне добавили денег. Новое жилье выбрала в Екатеринбурге. Нужен был ремонт, муж помогать отказался. Пришлось всё делать самой.

Моё путешествие в ведическую женственность и обратно помогло мне осознать мою силу. Воланд как говорил? «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!» Я бы сказала иначе: не просите, потому что вы можете всё сами. В нас очень много ресурсов, особенно в женщинах.

Каждый человек ценен сам по себе. Нельзя класть свою жизнь на алтарь чужой, как учат веды. Не надо слушать тех, кто говорит, как вам себя вести. Это ломает психику, семьи и судьбы. Если человек рядом — не твой друг и партнёр, то надо вовремя уходить. Никакие веды не спасут.

С женщинами в России всё сложно. Не зря говорят, что мы самые терпеливые. Нас с детства учат принятию и прощению. Но жизнь очень коротка. Это каких-то 70 или 80 лет. Неужели тратить их на то, что делает тебя несчастливой?

Кому помогает ведическая женственность? Тем, кому изначально повезло в русской рулетке под названием «Найди нормального мужика». Если у вас хороший муж, то это учение его не испортит. А если он домашний тиран, то будет хуже. Своей покорностью вы ему дадите все карты в руки.

От иллюзии контроля до депрессии

Евгения Задруцкая, кризисный психолог:

Создала проект «Слушай душу», который критикует ведическую женственность и оказывает поддержку тем, кто жил по её принципам.

— Почему ведические гуру популярны в России? В нашей стране сохранились патриархальные традиции. Муж — глава семьи, а жена отвечает за быт и воспитание детей. Но в советское время женщина была товарищем и работницей. Поэтому на нас двойная нагрузка: мы и деньги зарабатываем, и за домом следим.

По ведическому учению, женщина может изменить мужчину, вдохновить его и сделать свою жизнь лучше. В то же время — отдохнуть от работы. Заработок - долг мужа, а не жены, поэтому можно спокойно остаться дома. Ещё веды возводят женщин на пьедестал: мы все богини, красавицы и несём в этот мир добро и любовь. Выглядит мило и повышает самооценку, уверенность в себе.

Ведическая женственность даёт веру в справедливый мир. Большинству из нас присуще магическое мышление: если будешь вести себя правильно, всё будет хорошо. Мол, даже древние знания об этом говорят.


Чем опасны веды. У нас возникает иллюзия контроля над нашей жизнью. Женщина получает плацебо. Она принимает всё меньше решений, хотя думает, что управляет миром. Реальные проблемы не решаются, а усугубляются. Например, она уходит с работы, а Вселенная всё не даёт им с мужем богатства. Сколько ни вдохновляй - его зарплата больше не становится.

Если у супруга есть склонность к агрессии и тирании, покорность её только усилит. У многих женщин контроль со стороны мужей усиливался, когда они начинали им служить и во всём соглашаться. И это необязательно побои. Экономический контроль - сколько потратила, социальный - с кем общалась. Взрослый превращается в зависимого ребёнка.

Но самое страшное - другое. Лекторы говорят: от того, что думает и чувствует женщина, зависит состояние её семьи. А порой и всего мира. И ведические жёны начинают контролировать всё, что с ними происходит. Дают негласный запрет на негативные эмоции. Запрещают себе злиться и огорчаться. Но мы живые — рано или поздно случится срыв. А вслед за ним придёт вина за свои чувства. Этот порочный круг приводит к депрессии, апатии. Происходил раскол личности. Я знаю ситуации, когда женщины оказывались после этого в психиатрических клиниках.

«В ведах есть и хорошее»

Лариса Терехова, психолог:

Ведёт частную практику в Кемерове. Консультирует по вопросам здоровья, денег, любви, отношений и развития.

— Ведическая психология учит, что женщина должна следить за собой, хорошо выглядеть, нарядно одеваться и ухаживать за волосами. Всегда быть счастливой и радоваться жизни. Это хорошо — быть женственными. В наше время многие за собой не следят: не делают макияж, не придают большого значения внешности. Веды же учат уделять этому внимание.

Могут быть полезны практики медитаций. Они настраивают на счастье, благодарность, благополучие. Это помогает мыслить позитивно.

Но нельзя жить по ведическим принципам. У этого учения есть множество недостатков. Для меня неприемлемо ходить постоянно в юбках и платьях, чтобы «накапливать женскую энергию». Женщина и в брюках может быть привлекательной и сексуальной.


Отношения с мужчинами тоже вызывают вопрос. Лекторы говорят: сиди дома, воспитывай детей и не перечь мужу. Но это нереально. У современной женщины активная позиция. Её нельзя запереть в четырёх стенах. Взять ту же Ольгу Валяеву. Она ведь работает! Проводит практики, пишет книги. Это требует времени и сил. А ученицам своим она говорит о другом.

В каждом человеке есть мужские и женские черты. Ведическая женственность ставит под удар нашу мужскую часть, которая помогает зарабатывать деньги, быстро действовать и логически мыслить.

В этом учении есть и хорошее, не спорю, но подходить к нему надо разумно. Наш мир — это симбиоз всевозможных технологий и практик. Только на их стыке получается что-то достойное. Ко всему нужно относиться осознанно и выбирать то, что подходит именно вам.