Представителем наиболее радикального течения в музыке своего времени был Арнольд Шёнберг. Как создатель современных принципов композиции он стал основателем так называемой новой венской школы. Его отличало благородство мыслей, вкус и чутье в выборе созвучий, характерных и пленительных, суровое и даже холодное мастерство, остроумие и тяга к лаконичности, прямолинейности и ясности рядом с наивно романтическими настроениями.

Арнольд Шёнберг, сын купца, родился в Вене 13 сентября 1874 года. В возрасте восьми лет он потерял отца и рос в тяжелых материальных условиях. Одновременно с началом посещения реального училища двенадцатилетний Шёнберг стал учиться играть на скрипке и пытался сочинять маленькие скрипичные дуэты, а потом трио и квартеты для камерных музыкальных собраний в товарищеском кругу. Покинув училище через некоторое время, Шёнберг один, без посторонней помощи и советов, принялся совершенствовать свое музыкальное дарование. Он твердо решил стать композитором. Большим подспорьем для него явилось знакомство с Александром Цемлинским. Сам композитор и дирижер, Цемлинский всегда был другом музыкальной передовой молодежи. В продолжение нескольких месяцев он регулярно занимался с Шёнбергом. Занятия вскоре перешли в тесную дружбу. Учитель и ученик были не одиноки: Цемлинский ввел Шёнберга в круг юных музыкантов. Это была эпоха страстного увлечения Вагнером и особенно его "Тристаном и Изольдой".

В сезон 1898-1899 годов в Вене одним из местных камерных ансамблей был исполнен юношеский квартет Шёнберга, явившийся как бы итогом его серьезных занятий. Квартет имел успех, но зато в том же 1898 году исполненные первые песни (Lieder) Шёнберга вызвали большое недоумение и даже скандал. Сейчас это кажется странным, потому что песни звучат теперь как изысканно и утонченно сотканные лирические настроения, не заключая в себе ничего дерзкого. Осенью 1899 года Шёнберг сочинил прекрасный по своей фактуре и музыкально выразительный струнный секстет "Ночь просветления", проявив себя здесь уже зрелым мастером формы. Это произведение пользуется заслуженной известностью в силу искренности музыки, изысканной сочности гармонической ткани и образно-поэтической манеры выражения, в чем еще сказывался романтик.

Вопрос о заработке стоял в то время на первом плане и часто служил помехой творчеству. Шёнберг дирижировал хорами и мелкими оркестрами, пытался, но неудачно, сочинять легкую музыку. Из нужды Шёнберг брал работу по оркестровке чужой театральной музыки, причем его соавторство не раскрывалось, занимался переложениями - словом, рад был всякой работе.

После женитьбы на сестре Цемлинского, с декабря 1901 года Шёнберг жил в Берлине. По 1903 год он являлся дирижером и преподавателем консерватории Штерна в Берлине. Там в течение 1902 года композитор сочинил симфоническую поэму "Пеллеас и Мелисанда", которая волнует своей выразительностью, пластичностью и образностью, своим чудесным колоритом и сочетанием томной нежности с мужественной сдержанностью.

Летом 1903 года Шёнберг вернулся в Вену. Мало-помалу его песни стали получать признание. Был исполнен секстет. Знакомство с Густавом Малером также имело большое значение для Шёнберга. С зимы 1903 года начинает расти известность Шёнберга как педагога. Вокруг него группируется чуждающаяся консерваторской рутины молодежь: среди первых его учеников были Антон Веберн, Эрвин Штейн и Альбан Берг. Творческая работа шла, однако, своей чередой. Летом 1904 года Шёнберг принялся за сочинение струнного Квартета и летом 1905 года окончил его.

Весной и летом 1906 года он сочинил свое переходное произведение - Камерную симфонию, в которой едва ли не впервые в современной музыке был резко выдвинут принцип экономии инструментальных средств выражения и оркестр был сведен к 14 солирующим инструментам. Струнный Квартет был в первый раз исполнен в Вене квартетом Розе 5 февраля 1907 года. В том же году Шёнберг принялся за сочинение Второго струнного квартета и. окончил его летом 1908 года.

В 1909 году были написаны фортепианные пьесы и "Пять пьес для оркестра". "Пять пьес для оркестра" - инструментальная фантасмагория. Им присуще множество новых тембровых сочетаний, изумительные колористические находки, неисчерпаемость изобретения, остроумнейшие комбинации ритмов и орнаментов, сжатость мотивов и вместе с тем характерность их в смысле выявления индивидуальных особенностей языка каждого инструмента. Пять пьес - пять "чередований" быстрых и сдержанных движений. Бег ломких и капризных линий первой пьесы сменяется ясно очерченными, нежно выразительными мотивами, их поглощает своеобразно мерцающая звучность третьей пьесы, дикий романтический порыв сметает ее завораживающее очарование.

Осенью 1909 года в течение трех недель Шёнберг сочинил монодраму "Ожидание". Параллельно в эти же годы создавались песни, и в числе их исключительно интересный цикл мелодий на слова Стефана Георге. Это был исключительно плодотворный и напряженный период в творчестве Шёнберга. Каждое его новое произведение, вызывая ожесточенные споры, было новым смелым завоеванием и вместе с тем новым претворением строго классических принципов музыкальной композиции, ибо Шёнберг никогда не был безрассудным новатором из любви к новаторству. Он шел вперед, подчиняясь внутреннему влечению, но отдавая себе отчет в каждой технической детали.

С 1911 по 1915 год Шёнберг снова жил в Берлине, совершая концертные турне в качестве дирижера. Так, в 1912 году Шёнберг приехал в Петербург и в одном из концертов дирижировал своей симфонической поэмой "Пеллеас и Мелисанда". В передовых музыкальных кругах его горячо приветствовали, но скорее "вкушали", как пряность, детали его сочинений, чем охватывали в целом его творчество, как глубокое и сильное явление. Впрочем, конечно, трудно было тогда почувствовать, что Шёнберг - больше чем "странный модернист" и что в его музыке старое давало новые свежие ростки, до неузнаваемости изменяясь. Музыка его казалась парадоксальной, бесформенной и не имеющей корней.

В 1911 году Шёнберг закончил инструментовку "Песен Гурре" и свою книгу о гармонии, посвятив ее памяти Густава Малера. Поэтический текст "Песен Гурре" принадлежит датскому поэту Иенсу Петеру Якобсену. В основу песен положено датское сказание о том, как король Вальдемар IV Аттердат тайно любил прекрасную девушку - маленькую Тове, и как королева Гедви-га из ревности повелела ее убить. Гурре - замок возле одного из озер северной Исландии. В Гурре умер Аттердат, и, по народному преданию, он каждую ночь охотится в окрестностях этого замка.

Шёнберг начал сочинять "Песни Гурре" в марте 1900 года в Вене. О ходе работы Шёнберга над циклом лучше всего повествует его собственное письмо, помещенное Альбаном Бергом в "Путеводителе", содержащем тематический анализ песен.

"В марте 1900 года, - пишет Шёнберг, - я сочинил 1 и 2 часть и многое из 3 части. После этого наступил длительный перерыв, заполненный инструментовкой опереток! В марте 1901 года все сочинение было закончено! В августе 1901 года я начал инструментовать (опять с перерывами, среди других работ, как это обычно происходило с моим сочинительством). В Берлине в 1902 году - посреди года - инструментовка была продолжена. Затем опять последовал большой перерыв из-за оркестровки опереток. В 1903 году работа возобновилась, и инструментовка была доведена до 118 страницы партитуры, после чего я отложил ее в сторону, и работа совсем приостановилась! В июле 1910 года (в Вене) последовало возобновление работы. Инструментовка дошла вплоть до заключительного хора; окончание его последовало в Целендорфе (около Берлина) в 1911 году... При окончательной отделке партитуры я переработал лишь немногие места... Эти исправления стоили мне большего труда, чем в свое время все сочинение".

Последними словами своего письма Шёнберг, по-видимому, хотел сказать, что благодаря непрерывной творческой эволюции ему трудно было закончить десять лет ранее начатое сочинение в том виде, как оно было задумано, но что он все-таки предпочел добиться этого и добился за очень немногими исключениями. Судьба сыграла с Шёнбергом злую шутку в том отношении, что, когда создавались "Песни Гурре", он был гоним и непризнан, голодал и должен был бросить работу. А когда в 1913 году в Вене состоялось первое исполнение цикла оркестром под управлением Франца Шрекера и принесло композитору первый большой успех, он сам уже далеко отошел от этого произведения и не мог уже получить от восприятия тех впечатлений и живых стимулов. какие, несомненно, получил бы, если бы мог закончить и услышать "Песни Гурре" значительно раньше.

Тем не менее успех "Песен Гурре" был вполне заслуженным, и сочинение это продолжает вызывать интерес к себе волнующей, глубоко искренней лирикой и напряженностью эмоционального тона. Волны музыки "Песен Гурре" охватывают и ритмически влекут слушателя с первых страниц вступления. Цикл всегда вызывает к себе симпатию благодаря своей эмоциональной насыщенности и мелодической щедрости, причем в характере музыки дает себя знать вагнеровский пафос. Каждая из отдельных песен, на которые распадается все произведение, является ярким эпизодом, но не случайным и не обрывочным, а тесно спаянным с остальными. Это достигается общностью тем-мелодий и их многообразными превращениями, в которых раскрывается с необычайной полнотой композиторское изображение Шёнберга.

Музыка к циклу стихотворений "Лунный Пьеро", написанная весной и летом 1912 года, явилась показателем совсем новой эры в творчестве композитора, как в отношении содержания, так и фактуры. В чудесном лирическом цикле "Лунный Пьеро" сочетались в парадоксальном содружестве расчетливый ум с романтическими стремлениями и зовами, и рассудок проницательно уступил свои права искупающей и манящей мечте, отдав ей свое мастерство и свой опыт.

В 1913 году Шёнберг завершил музыкальную драму "Счастливая рука". Увы, начинается Первая мировая война. С 1915 по 1917 год Шёнберг служит в армии. Только в 1919 году он вновь возвращается к творческой работе и пытается придать музыке более современное звучание: разрушает консонансные и диссо-нансные связи и придает функциям аккордов равное значение. Тем самым он приходит к понятию атональности вместо известной до того времени тонально-гармонической организации музыкального материала, что само по себе явилось великим открытием. В новой технике создаются его Второй квартет для струнных инструментов и песенный цикл на 15 стихотворений из "Книги висячих садов".

Вторым открытием Шёнберга был так называемый тематический стиль - рациональный способ работы с мелодией, в которой все 12 тонов хроматической гаммы имеют одинаковое значение (тона звучат в сериях - серийная техника - и обычно не повторяются раньше, чем звукоряд полностью мелодически исчерпает себя). Эта система получила название додекафонии. Шёнберг использовал их в уже упомянутых произведениях в монодраме "Ожидание" и в произведении для голоса с инструментальным ансамблем "Лунный Пьеро".

Эти пьесы создали ему авторитет мастера, и он был приглашен в Берлин в качестве профессора композиции в Прусскую Академию музыки. Но очень скоро его объявили представителем "большевистского искусства" за еврейское происхождение, так что - несмотря на фанатичную волю и истощающую его работоспособность - он вынужденно покидает Германию и обосновывается в Лос-Анджелесе в США. С 1936 по 1944 год Арнольд Шёнберг был профессором Калифорнийского университета.

Его целью стало воплотить свои художественные принципы в крупной форме; так были созданы "Духовой квинтет", "Сюита для фортепиано, малого кларнета, бас-кларнета, скрипки и виолончели", "Вариации для оркестра", Третий и Четвертый струнные квартеты, скрипичный и фортепианный концерты и опера "Моисей и Аарон", написанная на сюжет из Ветхого завета. В опере противопоставлены человечность и варварство, добро и зло. Это самое большое из додекафонических сочинений автора.

В последние годы жизни Шёнберг несколько отошел от принципов, которые сам создал; возможно, на него повлияло стремление высказаться по поводу важных событий в общественной жизни и стремление выразить гуманистические идеалы наиболее убедительно. В духе этой тенденции написаны произведения, ставшие вершиной его творчества, такие как Вторая камерная симфония, "Уцелевший из Варшавы" и памфлет против тирании "Ода Наполеону".

Арнольд Шёнберг (1874, Вена - 1951, Лос-Анджелес)

Шёнберг был не только композитором-реформатором, воплотившим в своей музыке совершенно новый художественный мир, и педагогом, воспитавшим целую плеяду замечательных музыкантов (среди них - Альбан Берг и Антон Веберн). Он проявил себя как выдающийся теоретик (главный труд - «Учение о гармонии»), дирижёр, художник-живописец, талантливый литератор, создававший тексты многих своих сочинений.

Сочинять музыку Шёнберг начал еще в детстве, но систематического музыкального образования не получил. Практически единственным его учителем был австрийский композитор и дирижер Александр Цемлинский, дававший 18-летнему Шёнбергу уроки полифонии (1895-1900). Именно Цемлинский, на тот момент - студент Венской консерватории, убедил Шёнберга профессионально заниматься музыкой. В творческой эволюции Шёнберга выделяются три периода: тональный (с 1897 года), атональный (период свободной атональности - с 1909), додекафонный (с 1923).

Тональные сочинения

Тональные сочинения (струнный секстет «Просветлённая ночь», симфоническая поэма «Пеллеас и Мелизанда», кантата «Песни Гурре», Первый струнный квартет) выявляют романтическую родословную Шёнберга, продолжая традиции немецкой музыки конца XIX века. Они принесли композитору довольно широкую известность в музыкальных кругах Вены и Берлина. Их премьеры, как правило, скандальные, у определенной части публики имели шумный успех. Особенно ценным для Шёнберга было дружеское участие , хотя тот далеко не все принимал в его творчестве.

Атональные произведения

Первыми атональными произведениями (не только самого Шёнберга, но и во всей истории музыки) явились 3 пьесы для фортепиано ор.11, 5 пьес для оркестра ор.16 и одноактная монодрама «Ожидание». Их крайне обостренные выразительные средства создают впечатление непрерывного роста напряжения:

  • форма не укладывается ни в какие типовые рамки;
  • отсутствуют ладофункциональные тяготения классической тональности;
  • резко увеличивается интонационная и гармоническая напряженность, «информационная плотность» музыкального потока;
  • преобладают декламационные интонации, большие экспрессивные скачки (особенно характерны б.7 и м.9), имитирующие взволнованную речь;
  • речевую свободу мелодического высказывания подчеркивают нарочито неровная ритмика и постоянные смены темпов;
  • оркестровая ткань характеризуется прихотливой изменчивостью.

Наиболее полно стиль атонального периода представляют монодрама «Ожидание» и вокальный цикл «Лунный Пьеро», вошедший в историю музыки как «библия экспрессионизма». Действительно, и содержание, и музыкальный язык этих сочинений точно соответствуют тому, что понимается под музыкальным экспрессионизмом. Их напряженный эмоциональный строй прямо перекликается с мироощущением поэтов и художников-экспрессионистов (в частности, Оскара Кокошки, который был другом Шёнберга).

Монодрама «Ожидание» (ор. 17, 1909)

«Ожидание» (на текст Марии Паппенхайм, врача по образованию) представляет собой воплощение в музыке «драмы крика». Это монолог женщины, пришедшей в лес на свидание с возлюбленным и после поисков, блужданий нашедшей его мертвым. Произведение полностью лишено какой бы то ни было конкретности - исторической или бытовой. Это драма человека без имени и рода занятий, просто человека в совершенно жуткой ситуации. Название монодрамы стало нарицательным: оно символично отразило духовную атмосферу своего времени, пронизанную напряженным ожиданием грядущей катастрофы.

Вокальный цикл «Лунный Пьеро» (ор. 21, 1912)

Вокальный цикл «Лунный Пьеро» назван Шёнбергом как «трижды семь стихотворений» на стихи бельгийского поэта Альбера Жиро - он состоит из трех частей по 7 номеров. Сочинение предназначено для женского голоса и камерного инструментального ансамбля, состав которого варьируется от номера к номеру. Вокальная партия выдержана в особой, изобретенной Шёнбергом манере Sprechgesang (Sprechstimme), «речевого пения» - полупения, полудекламации. Хотя она и зафиксирована в партитуре нотами, но звуковысотный строй ее приблизителен. Этот способ интонирования Шёнберг отстаивал при всех исполнениях «Лунного Пьеро». Около 1950 года он специально записал вокальную партию на «нитке» (одной линейке), чтобы ее не пели.

Мастерски воплощая гротескную сторону экспрессионизма, композитор передает характерные настроения современной ему переломной эпохи, когда под маской иронии мыслители и поэты нередко скрывали тоску по безвозвратному прошлому, по разрушающимся идеалам.

Свободная атональность породила серьезные композиционные проблемы. Центробежные тенденции, связанные с отказом от тональных связей, вели к распаду тематизма и музыкальной формы (показательно, что в атональном периоде крупная форма встречается только в вокальной музыке, где объединяющим фактором является текст). В поисках средства, цементирующего атональную музыкальную ткань, Шёнберг в 1923 году приходит к идее .

Додекафонные сочинения

Среди наиболее значительных додекафонных сочинений композитора - Сюита для фортепиано ор. 25, Квинтет для духовых ор. 26, Вариации для оркестра ор. 31, Третий и Четвертый струнные квартеты, Скрипичный и Фортепианный концерты. Следовательно, опираясь на додекафонную технику, Шёнберг смог возвратиться к крупной инструментальной форме. В Квинтете для духовых и Третьем квартете обнаруживаются совершенно классические типы сонатной формы и рондо.

Уже в силу своей строгой структурной организации додекафонные сочинения отличаются большей объективностью эмоций, усилением жанрового начала (хотя жанровые элементы сильно деформируются, приобретают гротесковую заостренность). Сюита для фортепиано, к примеру, строится по модели старинного сюитного цикла: в нее входят Прелюдия, Гавот, Мюзет, Интермеццо, Менуэт и Жига; Вторая часть Квинтета для духовых имеет жанровый подзаголовок «Вальс».

Нацистский переворот в Германии (1933) вынудил композитора уехать из Берлина, где он был профессором композиции Прусской академии искусств. После недолгого пребывания во Франции он эмигрирует в США. Здесь он остается до конца своих дней, живя, в основном, в Лос-Анджелесе. Возобновляется его преподавательская деятельность (в Бостоне, Нью-Йорке, Калифорнийском университете).

Среди произведений, созданных Шёнбергом в эмиграции - два инструментальных концерта (Скрипичный, ор. 36 и Фортепианный, ор. 42), Четвертый струнный квартет, ор. 37. В отличие от сочинений экспрессионистского периода, их образное содержание не исчерпывается эмоциями отчаяния и страха. Кроме того, в них видно и новое отношение к 12-тоновой технике: она употребляется свободнее, без жестких ограничений классической додекафонии. Ее нередкое соединение с тональными элементами подтверждает высказывание «позднего» Шенберга о том, что многое еще можно сказать в До-мажоре.

Откликом на трагические события второй мировой войны (1939-45) стали ярко публицистичные произведения «Ода Наполеону» (на стихи Дж. Г. Байрона) и «Свидетель из Варшавы» (на собственный текст), которые воспринимаются как документы эпохи. Созданная в самый разгар войны (1942) «Ода Наполеону» для чтеца, фортепиано и струнного квартета представляет собой гневный памфлет против тиранической власти. Ее протестующий пафос направлен не только на французского императора: обличительное, произнесенное в ироническом тоне слово поэта явно переадресуется Гитлеру. передает ужас и отчаяние последних дней узников еврейского гетто в оккупированной фашистами Польше.

Опера «Моисей и Аарон»

Все последние годы своей жизни композитор продолжал работать над философской оперой-притчей «Моисей и Аарон», начатой еще до эмиграции. Обратившись к библейской теме, композитор размышляет над актуальными проблемами современности: личность и народ, идея и ее восприятие массой. Непрерывный словесный поединок Моисея и Аарона отражает извечный конфликт между пророком-правдоискателем, пытающимся вывести свой народ из рабства, и оратором-демагогом.

Противоположность главных действующих лиц подчеркнута музыкальными средствами. Отличающаяся суровым аскетизмом партия Моисея почти целиком выдержана в манере Sprechgesang, теноровая партия Аарона подчеркнуто кантиленна. Именно в силу внешней привлекательности речи Аарона оказываются более приемлемыми для толпы, так и не дождавшейся возвращения Моисея, который отправился за Божественной Истиной.

Опера, оставшаяся незавершенной, стала одним из самых значительных достижений композитора, ярким выражением его духовного облика. Особенно близкой Шёнбергу была фигура пророка Моисея.

Фанатично твердый в своих убеждениях, композитор всю жизнь шел по пути наибольшего сопротивления, борясь с насмешками и глухим непониманием, не заботясь о популярности и признании. Его сложное для восприятия, тревожное, глубоко выстраданное искусство отмечено особой остротой эмоциональных переживаний, крайней субъективностью музыкального языка. Подобно новеллам и романам Франца Кафки, оно часто фиксирует болезненные психологические комплексы, отчуждение личности от окружающей среды.

Переворот, осуществленный Шёнбергом в области музыкального письма, оказал значительное влияние на эволюцию современной музыки.

Арнольд Франц Вальтер Шёнберг (нем. Arnold Franz Walter Schoenberg, изначально Schönberg; 1874—1951) — австрийский и американский композитор, педагог, музыковед, дирижёр. Крупнейший представитель музыкального экспрессионизма, автор таких техник, как додекафония (12-тоновая) и серийная техника.

Арнольд Шёнберг родился 13 сентября 1874 года в венском квартале Леопольдштадт (бывшем еврейском гетто) в еврейской семье. Его мать Паулина Наход (1848—1921), уроженка Праги, была учительницей фортепиано. Отец Самуил Шёнберг (1838—1889), родом из Пресбурга (куда его отец перебрался из Сечень), был владельцем магазина. Арнольд был в основном музыкантом-самоучкой, бравшим только уроки контрапункта у своего шурина Александра фон Цемлинского (в 1901 году Шёнберг женился на сестре Цемлинского Матильде). Двадцатилетним молодым человеком, Шёнберг зарабатывал на жизнь оркестровкой оперетт, параллельно трудясь над своими сочинениями в традициях немецкой музыки конца XIX века, наиболее известным из которых оказался струнный секстет «Просветлённая ночь», ор. 4 (1899).

Те же традиции он развивал в поэме «Пеллеас и Мелизанда» (1902—1903), кантате «Песни Гурре» (1900—1911), «Первом струнном квартете» (1905). Имя Шёнберга начинает завоёвывать известность. Его признают такие видные музыканты как Густав Малер и Рихард Штраус. С 1904 он начинает частное преподавание гармонии, контрапункта и композиции. Следующим важным этапом в музыке Шёнберга стала его «Первая камерная симфония» (1906).

Летом 1908 года жена Шёнберга Матильда оставила его, влюбившись в художника Рихарда Герштля (англ.). Несколько месяцев спустя, когда она вернулась к мужу и детям, Герштль покончил жизнь самоубийством. Это время совпало для Шёнберга с пересмотром его музыкальной эстетики и кардинальным изменением стиля. Он создаёт первые атональные сочинения, романс «Ты прислонилась к серебристой иве» («Du lehnest wider eine Silberweide») и наиболее революционное из своих ранних сочинений — «Второй струнный квартет», ор.10 (1907—1908), где в финале добавляет голос, сопрано, положив на музыку стихи Штефана Георге. В «Пяти пьесах для оркестра» ор.16 (1909) впервые применяет своё новое изобретение — метод темброво-раскрашенной мелодии (Klangfarbenmelodie).

Летом 1910 Шёнберг пишет свой первый важный теоретический труд «Учение о гармонии» («Harmonielehre»). Затем создаёт вокально-инструментальный цикл «Лунный Пьеро» («Pierrot Lunaire»), op. 21 (1912) на стихи Альбера Жиро, используя изобретённый им метод Sprechstimme — вокальная речитация, нечто среднее между чтением и пением. В 1910-х годах его музыка была популярна в Берлине в среде экспрессионистов, её исполняли на собраниях литературного «Нового клуба».

В начале 20-х годов он изобретает новый «метод композиции с 12 соотнесёнными между собой тонами», широко известный как «додекафония», впервые пробуя его в своей «Серенаде» ор. 24 (1920—1923). Этот метод оказался самым влиятельным для европейской и американской классической музыки XX века.

До 1925 Шёнберг жил в основном в Вене. В 1925 он стал профессором композиции в Берлине в Прусской академии искусств.

В 1933 (приход к власти нацистов) Шёнберг эмигрировал в США, где преподавал сначала в Консерватории Малкина в Бостоне, с 1935 — в университете Южной Калифорнии, с 1936 — в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.

Одним из самых значительных достижений Шёнберга стала его незавершённая опера на библейский сюжет «Моисей и Аарон», начатая ещё в начале 30-х годов. Вся музыка оперы строится на одной 12-звучной серии. Главная партия Моисея исполняется чтецом в манере Sprechgesang, роль Аарона поручена тенору.

В течение всей жизни Шёнберг вёл активную педагогическую деятельность и воспитал целую плеяду композиторов. Наиболее выдающиеся из них Антон Веберн, Альбан Берг, Эрнст Кшенек, Ханс Эйслер, Роберто Герхард. Шёнберг создал и возглавил целую композиторскую школу известную под названием «новая венская школа». Хауэр свои ранние произведения писал под влиянием атональной музыки Шёнберга. В 1935 г., уже в Калифорнии, его частным учеником становится Джон Кейдж. Параллельно с преподаванием, сочинением музыки, организацией концертов и выступлением в них в качестве дирижёра Шёнберг был также автором множества книг, учебников, теоретических исследований и статей. Кроме всего прочего он писал картины, отличавшиеся оригинальностью и пылкой фантазией.

В честь Шёнберга назван кратер на Меркурии.

Арнольд Шёнберг страдал трискаидекафобией. Именно поэтому последняя его опера носит название «Моисей и Арон» («Moses und Aron») вместо корректного «Моисей и Аарон» («Moses und Aаron»): число букв во втором названии равно тринадцати. Он родился (и, как выдалось, умер) 13-го числа, что он всю жизнь считал дурным предзнаменованием. Однажды он наотрез отказался взять в аренду дом под номером 13. Композитор боялся того дня, когда ему исполнится 76, потому что в сумме эти цифры составляют пресловутое число 13. Многим известна легенда, согласно которой Шёнберг ужасно боялся своего 76-летия пятницы 13-го, которая приходилась на 13 июля 1951 г. По слухам, тогда он весь день пролежал в постели, готовясь к предполагаемой смерти. Жена пыталась уговорить мужа встать и «прекратить эти глупости», и каково же было её потрясение, когда тот лишь вымолвил слово «гармония» и умер. Арнольд Шёнберг покинул этот мир в 11:47 вечера, за 13 минут до полуночи.

В 1898 г. Шёнберг перешёл в протестантство. В 1933 прошел в синагоге в Париже обряд возвращения в иудаизм.

(1951-07-13 ) (76 лет)

Арнольд Франц Вальтер Шёнберг (нем. Arnold Franz Walter Schoenberg , изначально Schönberg ; 13 сентября 1874 года - 13 июля 1951 года) - австрийский и американский композитор, педагог, музыковед, дирижёр, публицист. Крупнейший представитель музыкального экспрессионизма , основоположник новой венской школы , автор таких техник, как додекафония (12-тоновая) и серийная техника .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Арнольд Шёнберг родился 13 сентября 1874 года в венском квартале Леопольдштадт (бывшем еврейском гетто) в еврейской семье. Его мать Паулина Наход (1848-1921), уроженка Праги , была учительницей фортепиано . Отец Самуил Шёнберг (1838-1889), родом из Пресбурга (куда его отец перебрался из Сеченя), был владельцем магазина. Арнольд был в основном музыкантом-самоучкой, бравшим только уроки контрапункта у своего шурина Александра фон Цемлинского (в 1901 году Шёнберг женился на сестре Цемлинского Матильде).

    В 1901-1903 годах жил в Берлине, вёл класс композиции в консерватории Штерна . В 1903 году вернулся в Вену, где работал преподавателем в одной из музыкальных школ.

    Двадцатилетним молодым человеком, Шёнберг зарабатывал на жизнь оркестровкой оперетт, параллельно трудясь над своими сочинениями в традициях немецкой музыки конца XIX века , наиболее известным из которых оказался струнный секстет «Просветлённая ночь», ор. 4 ().

    Те же традиции он развивал в поэме «Пеллеас и Мелизанда» (1902-1903), кантате «Песни Гурре» (1900-1911), «Первом струнном квартете» (1905). Имя Шёнберга начинает завоёвывать известность. Его признают такие видные музыканты как Густав Малер и Рихард Штраус . С 1904 года он начинает частное преподавание гармонии , контрапункта и композиции. Следующим важным этапом в музыке Шёнберга стала его «Первая камерная симфония» (1906).

    Летом 1908 года жена Шёнберга Матильда оставила его, влюбившись в художника Рихарда Герстля . Несколько месяцев спустя, когда она вернулась к мужу и детям, Герстль покончил жизнь самоубийством. Это время совпало для Шёнберга с пересмотром его музыкальной эстетики и кардинальным изменением стиля. Он создаёт первые атональные сочинения, романс «Ты прислонилась к серебристой иве» («Du lehnest dich wieder zu einen Weinenbaum an») и наиболее революционное из своих ранних сочинений - «Второй струнный квартет», ор.10 (1907-1908), где в финале добавляет голос, сопрано, положив на музыку стихи Штефана Георге . В «Пяти пьесах для оркестра» ор.16 (1909) впервые применяет своё новое изобретение - метод темброво-раскрашенной мелодии (Klangfarbenmelodie).

    Летом 1910 года Шёнберг пишет свой первый важный теоретический труд «Учение о гармонии» («Harmonielehre»). Затем создаёт вокально-инструментальный цикл «Лунный Пьеро» («Pierrot Lunaire»), op. 21 (1912) на стихи Альбера Жиро , используя технику Sprechstimme - вокальной речитации, средней между чтением и пением. В 1910-х годах его музыка была популярна в Берлине в среде экспрессионистов , её исполняли на собраниях литературного «Нового клуба» .

    В начале 1920-х годов он изобретает новый «метод композиции с 12 соотнесёнными между собой тонами», широко известный как «додекафония », впервые пробуя его в своей «Серенаде» ор. 24 (1920-1923). Этот метод оказался самым влиятельным для европейской и американской классической музыки XX века.

    До 1925 года Шёнберг жил в основном в Вене. В 1925 году он стал профессором композиции в Берлине в Прусской академии искусств .

    В 1933 году после прихода к власти нацистов Шёнберг эмигрировал в США , где преподавал сначала в Консерватории Малкина в Бостоне , с 1935 года - в Университете Южной Калифорнии , с 1936-го - в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе .

    Одним из самых значительных достижений Шёнберга стала его незавершённая опера на библейский сюжет «Моисей и Аарон», начатая ещё в начале 1930-х годов. Вся музыка оперы строится на одной 12-звучной серии. Главная партия Моисея исполняется чтецом в манере Sprechgesang , роль Аарона поручена тенору.

    В течение всей жизни Шёнберг вёл активную педагогическую деятельность и воспитал целую плеяду композиторов. Наиболее выдающиеся из них Антон Веберн , Альбан Берг , Эрнст Кшенек , Ханс Эйслер , Роберто Герхард . Шёнберг создал и возглавил целую композиторскую школу известную под названием «новая венская школа ». Хауэр свои ранние произведения писал под влиянием атональной музыки Шёнберга. В 1935 году, уже в Калифорнии, его частным учеником становится Джон Кейдж .

    Одновременно с преподаванием, сочинением музыки, организацией концертов и выступлением в них в качестве дирижёра Шёнберг был также автором множества книг, учебников, теоретических исследований и статей. Кроме всего прочего он писал картины, отличавшиеся оригинальностью.

    Скончался 13 июля 1951 года в Калифорнии. Похоронен на Центральном кладбище Вены .

    В честь Шёнберга назван кратер на Меркурии . Изображен на австрийской почтовой марке 1974 года.

    Сочинения

    • 2 Gesänge (2 Песни) для баритона и фортепиано, op. 1 (1897-1898)
    • 4 Lieder (4 Песни) для голоса и фортепиано, op. 2 (1899)
    • 6 Lieder (6 Песен) для голоса и фортепиано, op. 3 (1899/1903)
    • «Verklärte Nacht» («Просветлённая ночь»), op. 4 (1899)
    • «Песни Гурре» для солистов, хора и оркестра (1900, оркестровка 1911)
    • «Pelleas und Melisande», («Пеллеас и Мелисанда») op. 5 (1902/03)
    • 8 Lieder (8 Песен) для сопрано и фортепиано, op. 6 (1903/05)
    • Первый струнный квартет, D minor, op. 7 (1904/05)
    • 6 Lieder (6 Песен) with orchestra, op. 8 (1903/05)
    • Kammersymphonie no. 1 (Первая камерная симфония), op. 9 (1906)
    • Второй струнный квартет, фа-диез минор (с сопрано), op. 10 (1907/08)
    • 3 Stücke (3 Пьесы) для фортепиано, op. 11 (1909)
    • 2 Balladen (2 Баллады) для голоса и фортепиано, op. 12 (1906)
    • «Friede auf Erden» («Мир на земле») для смешанного хора, op. 13 (1907)
    • 2 Lieder (2 Песни) для голоса и фортепиано, op. 14 (1907/08)
    • 15 Gedichte aus Das Buch der hängenden Gärten
    (15 стихотворений из «Книги висячих садов» Штефана Георге), op. 15 (1908/09)
    • Fünf Orchesterstücke (5 пьес для оркестра), op. 16 (1909)
    • «Erwartung» («Ожидание») Монодрама для сопрано и оркестра, op. 17 (1909)
    • «Die Glückliche Hand» («Счастливая рука»)
    Драма с музыкой для хора и оркестра, op. 18 (1910/13)
    • Три маленькие пьесы для камерного оркестра (1910)
    • Sechs Kleine Klavierstücke (6 Маленьких пьес) для фортепиано, op. 19 (1911)
    • «Herzgewächse» («Побеги сердца») для сопрано и ансамбля, op. 20 (1911)
    • «Pierrot lunaire», («Лунный Пьеро») 21 мелодрама
    для голоса и ансамбля на стихи Альбера Жиро , op. 21 (1912)
    • 4 Lieder (4 Песни) для голоса и оркестра, op. 22 (1913/16)
    • 5 Stücke (5 Пьес) для фортепиано, op. 23 (1920/23)
    • Serenade (Серенада) для ансамбля и баритона, op. 24 (1920/23)
    • Suite (Сюита) для фортепиано, op. 25 (1921/23)
    • Духовой квинтет, op. 26 (1924)
    • 4 Stücke (4 Пьесы) для смешанного хора, op. 27 (1925)
    • 3 Satiren (3 Сатиры) для смешанного хора, op. 28 (1925/26)
    • Suite, op. 29 (1925)
    • Третий струнный квартет, op. 30 (1927)
    • Variations for Orchestra, op. 31 (1926/28)
    • «Von heute auf morgen» («С сегодня на завтра»)
    одноактная опера для 5 голосов и оркестра, op. 32 (1929)
    • 2 Stücke (2 Пьесы) для фортепиано, op. 33a (1928) & 33b (1931)
    • Begleitmusik zu einer Lichtspielszene
    (Музыка к киносцене) для оркестра, op. 34 (1930)
    • 6 Stücke (6 пьес) для мужского хора, op. 35 (1930)
    • Скрипичный концерт, op. 36 (1934/36)
    • Четвёртый струнный квартет, op. 37 (1936)
    • Kammersymphonie no. 2 (Вторая камерная симфония), op. 38 (1906/39)
    • «Kol nidre» («Все обеты») для хора и оркестра, op. 39 (1938)
    • Вариации на «Речитатив» для органа, op. 40 (1941)
    • Ode to Napoleon Buonaparte (Ода Наполеону)
    для голоса и фортептанного квинтетa, op. 41 (1942)
    • Фортепианный концерт, op. 42 (1942)
    • Theme and variations для духового оркестра, op. 43a (1943)
    • Theme and variations для симфонического оркестра, op. 43b (1943)
    • Prelude to «Genesis» для хора и оркестра, op. 44 (1945)
    • Струнное трио, op. 45 (1946)
    • A Survivor from Warsaw, («Уцелевший из Варшавы»), op. 46 (1947)
    • Фантазия для скрипки с фортепиано, op. 47 (1949)
    • 3 Songs (3 Песни) для низкого голоса и фортепиано op. 48 (1933-1943)
    • 3 Folksongs (3 хора - немецкие народные песни), op. 49 (1948)
    • «Dreimal tausend Jahre» («Трижды тысяча лет») для смешанного хора, op. 50a (1949)
    • Psalm 130 «De profundis» («Из глубины») для смешанного хора, op. 50b (1949-1950)
    • «Modern psalm» («Современный псалом»)
    для чтеца, смешанного хора и оркестра op. 50c (1950, не закончен)
    • «Moses und Aron» («Моисей и Аарон») Опера в трёх действиях (1930-1950, не закончена)

    Музыковедческие работы

    . Some translations by Leo Black; this is an expanded edition of the 1950 Philosophical Library (New York) publication edited by Dika Newlin. The volume carries the note .
  • Рыжинский А. С. Хоровое творчество Арнольда Шёнберга. - М. , 2010. - ISBN 978-5-9973-0966-4 .
  • Витоль И., Учение о гармонии («Harmonielehre») Арнольда Шёнберга, «Музыкальный современник», 1915, № 2.
  • Рославец Н., «Лунный Пьеро» Арнольда Шёнберга, «К новым берегам», 1923, № 3.
  • Каратыгин В., Арнольд Шенберг, «Речь», 1912, № 339, то же, в сб.: В. Г. Каратыгин. Жизнь, деятельность, статьи и материалы, т. 1, Л., 1927.
  • Игорь Глебов [Асафьев Б. В.], А. Шёнберг и его «Gurre-Lieder», [Приложение к программе симфонич. концерта 7 XII 1927], Л., 1927, то же, в сб.: Асафьев Б. В., Критические статьи, очерки и рецензии. Из наследия конца десятых - начала тридцатых годов, Л., 1967.
  • Шнеерсон Г., О музыке живой и мертвой, М., 1960, 1964.
  • Шнеерсон Г., О письмах Шенберга, в сб.: Музыка и современность, вып. 4, М., 1966.
  • Холопов Ю., О трёх зарубежных системах гармонии, в сб.: Музыка и современность, вып. 4, М., 1966.
  • Денисов Э., Додекафония и проблемы современной композиторской техники, в сб.: Музыка и современность, вып. 6, М., 1969.
  • Павлишин С. Творчество А.Шёнберга, 1899-1908 гг., в сб.: Музыка и современность, вып. 6, М., 1969.
  • Павлишин С. «Мiсячний П’еро» А. Шенберга, К., 1972 (на укр. яз.).
  • Павлишин С. Арнольд Шёнберг: Монография. - М., 2001. - 477 с.
  • Лаул Р., О творческом методе А. Шёнберга, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 9, Л., 1969.
  • Лаул Р., Кризисные черты в мелодическом мышлении А. Шёнберга, в сб.: Кризис буржуазной культуры и музыка, М., 1972.
  • Кремлев Ю., Очерки творчества и эстетики новой венской школы, Л., 1970.
  • Элик М., Sprechgesang в «Лунном Пьеро» А. Шёнберга, в сб.: Музыка и современность, вып. 7, М., 1971.
  • Друскин М., Австрийский экспрессионизм, в его кн.: О западноевропейской музыке XX века, М., 1973.
  • Шахназарова Н., Об эстетических взглядах Шёнберга, в сб.: Кризис буржуазной культуры и музыка, вып. 2, М., 1973.
  • Шахназарова Н., Арнольд Шёнберг - «Стиль и идея», в кн.: Проблемы музыкальной эстетики, М., 1974.
  • Auner, Joseph. A Schoenberg Reader. Yale University Press. 1993. ISBN 0-300-09540-6 .
  • Brand, Julianne; Hailey, Christopher; and Harris, Donald, editors. The Berg-Schoenberg Correspondence: Selected Letters. New York, London: W. W. Norton and Company. 1987. ISBN 0-393-01919-5 .
  • Shawn, Allen. Arnold Schoenberg’s Journey. New York: Farrar Straus and Giroux. 2002. ISBN 0-374-10590-1 .
  • Stefan, Paul . Arnold Schönberg. Wandlung - Legende - Erscheinung - Bedeutung. - Wien/Berlin/Leipzig: Zeitkunst-Verlag; Berlin/Wien/Leipzig: Zsolnay, 1924.
  • The Origin of Music - Bob Fink. Reviews; ISBN 0-912424-06-0 . One or more chapters deal with modern music, atonality and Schoenberg.
  • Weiss, Adolph (March-April 1932). «The Lyceum of Schonberg», Modern Music 9/3, 99-107
  • Австрийский композитор, часть жизни работавший в США; главный представитель и основатель одного из направлений современной «серьезной» музыки, отличающегося сложностью языка и диссонантностью звучания, – оно известно под названиями «атональной» или «12-тоновой» музыки (применяются также термины «додекафония» и «серийная техника»). Шёнберг родился 13 сентября 1874 в Вене. До 1925 жил в основном в Вене. В 1925 стал профессором композиции в Прусской академии искусств в Берлине и работал там до 1933. Покинув Германию, он переехал в США, где преподавал сначала в Консерватории Малкина в Бостоне, с 1935 – в университете Южной Калифорнии, с 1936 – в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. Умер Шёнберг в Брентвуде (шт. Калифорния) 13 июля 1951.

    Шёнберг был замечательным педагогом, что способствовало широкому распространению его идей; он создал целую композиторскую школу (т.н. новую венскую школу), которая объединяла столь выдающихся музыкантов, как А.фон Веберн, А.Берг, Э.Кшенек, Э.Веллес и Г.Эйслер. Известный учебник по гармонии, выпущенный Шёнбергом в 1911 (Harmonielehre), произвел тем более сильное впечатление, что излагал традиционное учение о гармонии с точки зрения не школьного педагога, а действующего современного композитора.

    Истоки музыки Шёнберга – в позднеромантическом искусстве Р.Вагнера, А.Брукнера, Р.Штрауса и Г.Малера. Подобные влияния столь очевидны, что критики часто не обращают внимания на три других важных качества стиля Шёнберга, которые противоположны романтической традиции. Во-первых, поздние романтики развивали свои музыкальные мысли в плотной, насыщенной гармонической ткани, в то время как Шёнберг, за исключением нескольких ранних сочинений (например, Песен Гурре, Gurrelieder , для солистов, трех хоров и оркестра, 1910–1911), предпочитал лаконичное изложение идеи, без излишних ее повторений, и ясную, насквозь прослушивающуюся фактуру. Во-вторых, Шёнберг обладал позитивным складом мышления, и потому даже наиболее романтические его сочинения (такие, как ранний секстет Просветленная ночь, Verkl rte Nacht , ор. 4) отличаются логичностью развития и структурной четкостью. В-третьих, для полифонической техники Шёнберга характерны уверенность и виртуозность, сближающие его не с упомянутыми выше романтиками, а скорее с И.Брамсом.

    Хотя весь путь композитора представляет собой последовательное движение в избранном направлении, принято выделять три периода (или стиля) Шёнберга. Сочинения первого периода (ор. 1–10, 12–14) демонстрируют постепенное усложнение языка, рост диссонантности, но в них все же присутствуют традиционная тональность и, до определенной степени, традиционная функциональная гармония. Начиная с фортепианных пьес ор. 11, написанных позже ор. 14, композитор стремился избегать диатонических последований и применял как равные все двенадцать тонов хроматического звукоряда, т.е. не делает ни один из них тональным центром. Третий период начинается с ор. 23: тяготение композитора к четкой организации музыкального материала вызывает к жизни метод более универсальный и жесткий, нежели средства, использовавшиеся им ранее. Метод состоит в организации двенадцати тонов, составляющих октаву, в мелодическую последовательность, где каждый тон употребляется не более одного раза. Такая последовательность называется «рядом», или «серией». Для каждой композиции обычно избирается один «ряд», он может разрабатываться с помощью разного рода перемещений (транспозиций) и вариаций, но все сочинение обязательно выстраивается на основе заданного «ряда».

    Остается перечислить принципиально важные сочинения Шёнберга, кроме упомянутых выше, – симфоническая поэма для оркестра Пеллеас и Мелизанда (Pelleas und Melisande), ор. 5; Камерная симфония (Kammersymphonie) ор. 9; Пятнадцать стихотворений из книги Стефана Георге «Книга висячих садов» (F nfzehn Gedichte aus Stefan George"s «Das Buch der h ngenden G rten»), ор. 15; одноактная опера Счастливая рука (Die gl ckliche Hand), ор. 18; Шесть маленьких фортепианных пьес (Sechs kleine Klavierst cke), op. 19 ; Лунный Пьеро (Pierrot Lunaire) – двадцать одно стихотворение для чтеца и восьми инструментов, ор. 21; Пять фортепианных пьес (F nf Klavierst cke), ор. 23; Фортепианная сюита, ор. 25; квинтет для деревянных духовых и валторн, ор. 26; вариации для оркестра, ор. 31; Музыкальное сопровождение к киносцене (Begleitungsmusik zu einer Lichtspielszene), ор. 34; ор. 34; Ода Наполеону (Ode to Napoleon Buonaparte) для чтеца, струнного квартета и фортепиано, ор. 41; концерт для фортепиано с оркестром, ор. 42; четыре струнных квартета, ор. 7, 10, 30, 37.