Пьеса Теннесси Уильямса «Трамвай „Желание“» - первая «серьёзная» американская драма, которая получила мировое признание благодаря актуализации конфликта человека и общества. В ней реализуется трагедия смятённого человека, порождённая всем укладом жизни в обществе. Экзистенциальное прозрение сводит его с ума, он не в силах выдержать всестороннее давление обстоятельств. Тогда все, что ему остается, это бежать в мир иллюзий, только растравляющих душу.

Драматург взялся за работу над новой пьесой зимой 1944-1945 года. Тогда он вдохновился лишь на образ главной героини, написав поэтически-красивую сцену «Бланш в лунном свете», где красавица-южанка сидит на подоконнике и грезит о лучшей жизни в объятиях любящего и понимающего человека.

Потом я прекратил писать потому, что находился в невероятно подавленном состоянии, трудно работать, когда мысли далеко. Я решил не пить кофе и устроил себе отдых на несколько месяцев и, действительно, скоро пришел в себя, — делится воспоминаниями Уильямс.

После восстановления сил работа продолжилась в сумасшедшем темпе, автор не жалел ночей на воплощение давнего замысла. Летним днем 1946 года он устраивает первое чтение и показывает драму своим друзьям. Первоначально она получила название «Покерная ночь» в честь того рокового момента, когда все надежды Бланш разбиваются. Слушатели были в восторге и говорили об исключительности пьесы, драматург не разделял их энтузиазма. Стремление к совершенству заставило его вновь продолжить ночные бдения. В результате появился «Трамвай „Желание“».

В 1947 году Теннесси Уильямс приехал в Нью-Йорк и сходил на постанову пьесы Артура Миллера «Все мои сыновья», режиссером был Элиа Казан. Именно его автор и попросил заняться воплощением текста на подмостках. Тогда они начали искать актеров на главные роли, ведь успех произведения зависел от того, насколько зрелищно его покажут зрителю. Своей цели в ходе упорных поисков они достигли: Стенли сыграл Марлон Брандо, а Бланш -Джессика Тэнди.

Премьерный показ состоялся в Театре «Этель Барримор» в Нью-Йорке 3 декабря 1947 года. Спектакль прошел 855 раз с полным аншлагом. Дело в том, что пуританские критики поспешили назвать пьесу чересчур откровенной и опасной для общественной нравственности. Дурная слава сослужила постановке хорошую службу: она стала самым знаменитым творением автора.

Почему так называется?

  1. Драма названа в честь того транспортного средства, на котором героиня добиралась до дома сестры. Когда Бланш приехала, она обронила реплику: «Сказали, садитесь сперва в трамвай — по-здешнему Желание, потом в другой — Кладбище». В этой цитате скрыт смысл названия пьесы: именно желание приводит изломанную, забитую женщину в могилу. Она всю жизнь подчинялась своим внутренним импульсам и стремлениям, не считаясь с реалиями окружающего мира. В поисках любви, единственной абсолютной ценности, красавица растрачивала себя в любовных похождениях. В надежде обрести былую роскошь она проматывала имение. Пытаясь заглушить боль от столкновения с действительностью, она подчинилась страсти к выпивке. Повинуясь мечте о семейном приюте в гостях у Стеллы, она поехала в Новый Орлеан, хотя с самого начала было понятно, что ей там совсем не место. Но так уж она устроена: всегда выбирать «Желание», даже если оно ведет на кладбище. Но Уильямс не считает это следствием избалованности и распущенности нравов. Он видит в своем творении утонченность и изощренность духовно развитой личности, которая нашла свободу в себе и предпочла одинокий, красивый бунт против конформизма трусливому приспособленчеству сестры.
  2. Другой смысл заключается в параллелизме названий: трамвай «Желание» и дом «Мечта». Когда мечта пошла с молотка, ничего не остается делать, кроме как влачить свою жизнь на поводу у более определенных и менее возвышенных стремлений – упасть с небес на землю. Бланш мечтала об изысканной аристократической обстановке, о безмятежности и отрешенности от быта и рутины, но все ее порывы были грубо приперты к стене. Остались лишь жалкие потуги самой на этой стене не повеситься: потакать своим инстинктам и слабостям, жить воображением и ложью, надеяться вопреки всему.
  3. Еще один вариант – жестокая ирония судьбы: героиня желала использовать последний шанс и воплотить свое желание прильнуть к домашнему очагу, устроиться в жизни. И этим устройством, последним пристанищем, с которым ничто не сравнится в спокойствии, стал для нее именно сумасшедший дом. Там ее душевная болезнь была повергнута в забвение. А ведь в этом и заключалась сущность ее желания – обрести покой.
  4. О чем пьеса?

    Разорившаяся аристократка средних лет приезжает в Новый Орлеан, якобы в гости к сестре. На самом деле, это ее единственная надежда на кров, ведь у госпожи Дюбуа нет ни работы, потерянной из-за распутного поведения, ни родовой усадьбы, проданной за долги, ни семьи. Ее муж покончил с собой, родители умерли, детей нет. Стелла встречает Бланш с распростертыми объятиями, она добра и посредственна, поэтому убожество и пошлость быта ее не смущают. Гостья же, напротив, таит в себе богатый внутренний мир, грациозно витающий в облаках ее фантазий и предрассудков. Только вот Стенли, муж хозяйки дома, не разделяет восторгов супруги. Ему родственница не нравится, ведь в ней он видит только пышность речей и высокомерие, поэтому в нем обостряется сословная вражда к избалованной барыньке. На ней и строится конфликт в пьесе «Трамвай „Желание“».

    Бланш всерьез заинтересовала друга Ковальски – Митчела. Он даже намерен жениться на незнакомке, так она его зацепила своей таинственностью и трагической прелестью. Но Стенли выдает ему загадки южной принцессы одну за другой: вела легкомысленный и распущенный образ жизни, за него же была изгнана из города и лишена работы. Иллюзии разрушаются, и жених отказывается от своего намерения. Последняя надежда героини уходит вместе с ним.

    Экзальтированность, образованность и манерность делают Бланш лишней в мире «среднего человека». Стенли чувствует в ней угрозу и изводит ее не просто так. Его месть за обиду слишком изощренная для обычного работяги с окраин, который услышал, что он не джентльмен. Для него сестра жены становится символом того буржуазного, шикарного образа жизни, которого ему никогда не достичь. Он и хочет, и ненавидит его. Такое же отношение у него вызывает хрупкая и красивая гостья. Он желает ее и презирает, она выводит его из обычного рутинного оцепенения, пробуждая в нем такие эмоции, которых он и сам в себе не знал, и осознать так и не смог, как и все его окружение. Пьеса Уильямса «Трамвай „Желание“» — история про то, как идеализм и подлинное нравственное чувство борются ограниченностью и беспринципностью умеренной середины. В финале героиня подвергается сексуальному насилию и сходит с ума. Ее увозят в сумасшедший дом. Это и есть приговор варварской и узколобой толпы возвышенным мыслям и сильным чувствам.

    Главные герои и их характеристика

    1. Бланш – аристократка из старинного юного рода Дюбуа, наследница бывших плантаторов, которые вконец обнищали после победы Севера в гражданской войне. Она изысканная, умная, уточненная, красивая, но слабая женщина. После катастрофы в браке (муж оказался гомосексуалистом и убил себя, когда оказался разоблаченным) она осталась покинутой и неустроенной. Блестящее образование и манеры не спасали от бедности. Она работала учительницей, и, естественно, не зная практической стороны жизни, не смогла предотвратить потерю имения. Бесконечные горести и разочарования привели ее к алкоголизму и легкомысленному сексуальному поведению. В итоге, ее вынудили покинуть город после скандала с юным учеником, с которым у преподавательницы был роман. Однако Теннесси Уильямс дает понять, что одиночество Бланш – это не следствие её аморального поведения, а необратимое воздействие социальных условий на выродившийся элемент. Аристократка Дюбуа не успевает за стремительно изменяющимся миром и понимает, что зря бежит: там ей нет места. Она не приемлет грубого и вульгарного Стэнли Ковальского, воплощение ограниченности, пошлости и агрессии. Существуя бок о бок с этой пустой, обывательской жизнью, она чувствует на уровне интеллектуальной интуиции, что ей нет места в современном американском обществе, но боится себе в этом признаться. Пассажирка Трамвая «Желания» – реликт южной аристократии, ее время истекло. Она гибнет, как поместье Ашеров. Героиня также обречена на катастрофу, как и Родерик Ашер в новелле Эдгара По.
    2. Стенли – главный персонаж пьесы. Это грубый, самоуверенный мужлан, у которого довольно таки примитивный образ жизни и мыслей: вечер за картами, ночь с женщиной (причем, не обязательно с женой), еда с выпивкой, днем физический плохо оплачиваемый труд и т.д. Внешне он приверженец традиционных моральных устоев обывателя, но глубоко внутри он скрывает порочность, беспринципность и жестокость. Как только супруга покинула дом и уехала рожать, он набрасывается на ее сестру и насилует ее, наверняка зная, что ему ничего не будет. Его ум помрачен обидой на высокомерных Дюбуа, которые осуждали Стеллу за ее выбор. Теперь он нашел способ поквитаться и доказать, что он плюет на эту элиту. Таким образом, Ковальски – мстительный, эгоистичный и подлый человек, скрывающийся за гордостью и ханжеством своей угнетенной среды. Однако мнения критиков о нем разнятся. Например, Г. Клермен считает, что «Он – воплощение животной силы, жестокой жизни, не замечающей и даже презирающей все человеческие ценности». А вот актер Джеймс Фарентино, сыгравший героя драмы «Трамвай „Желание“», говорит иначе: «Стэнли относится к Бланш, как к человеку, который вторгся в его королевство и может разрушить его. Для меня Стэнли – высокоморальный человек; он мирится с существованием гостьи в своем доме в течение шести месяцев до того дня, когда случайно подслушивает ее спич в его адрес, в котором она называет его «человек-обезьяна»».
    3. Стелла – символ конформизма и терпимости посредственного человека, доводящих его до беспринципности и вседозволенности. Сестра Бланш – ее противоположность. Она спокойна, даже апатична. Может, поэтому она избежала потрясений, горя и самой жизни во всем ее многообразии. Ее мирок ограничен стенами убогой квартирки и капризами глупого, а порой и жестокого супруга, который не стесняется поднять на нее руку. Но она смиряется даже с этим. Ее характер слишком вял и аморфен, чтобы воспрепятствовать чему-либо. Она плывет по течению и тупеет за игрой в бридж с соседками. В конце концов, она становится равнодушной свидетельницей гибели сестры и…оставляет все, как есть.
    4. Митчел – друг Стенли. Он робок и застенчив от природы. Всю жизнь он провел с больной матерью, которая никогда не обходит его советом и участием. Из-за сильной привязанности к матери он так и не построил свою семью, хотя лет ему уже немало. Он тоже рабочий, также убивает время за картами, но при этом обладает искренностью, добротой, умением почувствовать красоту. Бланш не зря замечает его на общем фоне: он интуитивно тянется к ней, видя родственную душу. Однако мужчина тоже слаб, он легко идет на поводу у друга и забывает о внутреннем голосе, который просил дать женщине шанс быть услышанной. Он трусливо не приходит на встречу с возлюбленной и становится молчаливым соучастником ее травли.
    5. В чем смысл пьесы?

      Главная мысль произведения намного шире, чем выяснение отношений. Идея пьесы «Трамвай „Желание“» в том, что культура обречена на гибель перед лицом вульгарного «массового человека», уверенного в себе до обожания. Это социальный конфликт, где Бланш и Стэнли – образы – символы, которые олицетворяют два общественных слоя, непримиримых во взаимной вражде. Перед нами больше, чем столкновение характеров, перед нами противоборство человеческих идеалов и рутинной правды жизни.

      Первостепенное место в пьесе «Трамвай „Желание“» отведено проблеме сосуществования утонченного, духовно-развитого человека и грубой, жестокой реальности, которую создают пошлые, недалекие люди вроде Стенли. Психологизм Уильямса заключается в проявлении интереса к противоречивому внутреннему миру даже самого неприглядного героя. Духовная непобедимость Бланш состоит в том, что она, обреченная на погибель в прагматическом обществе, не отрекается от своих идеалов, не уступает своих позиций, в отличие от своей апатичной сестры, которая довольствуется кино и картами. Возвышенные идеалы – это психологическая защита людей от пережитого ими крушения всех надежд. Если героиня поступится своими взглядами, у нее больше ничего не останется.

      Насилие, которое Стенли совершил над Бланш, подводит итог ее исковерканной жизни. Реальность в лице пошлых и примитивных людей насилует ее иллюзорный внутренний мирок. В этом деловом и расчетливом мире все пущено в ход, ничего не простаивает, поэтому героине тоже определили место, соответствующее ее функционалу. Ею беззастенчиво пользовались, но порок не проник в ее сущность. Она была брошена на произвол судьбы и всегда зависела от доброты случайных людей, поэтому нельзя никого винить в создавшемся положении.

      «Я создаю воображаемый мир, чтобы укрыться от реального, потому что никогда не умел приспособиться к нему» — так о себе говорил сам автор пьесы «Трамвай „Желание“». В образе героини он воплотил собственную душу, полную страха перед тем, что творится за ее пределами.

      Критика

      Некоторые рецензенты объясняли невероятный успех пьесы тем, что там есть сексуальные сцены, причем сцены насилия. Однако их мрачные думы были опровергнуты самим временем. В наше время постановочными изнасилованиями никого не удивишь: их активно эксплуатирует кино, их не чуждается театр, ими кишат многие известные книги. Но «Трамвай „Желание“» по-прежнему считается вершиной американской литературы, значит, дело вовсе не в сексе. Эту же мысль, смеясь, подтвердил современник автора, писатель Гор Видал:

      Недостатки пьес Т. Уильямса недосягаемы для всех живущих ныне драматургов.

      Важность этого произведения состоит в том, что оно проповедует принципиальное неприятие пороков современных реалий, а не предательский компромисс с ними:

      Человек в работах Уильямса противостоит жестокости, насилию, кошмарам и безумию современной действительности, спасая свое достоинство и не покоряясь – даже когда становится жертвой, даже когда безумие этого мира поражает и его самого. В большинстве его пьес и запечатлены драмы этого противостояния — рассуждает российский исследователь В. Неделин.

      Интересны приемы, с помощью которых автор изображает психологизм в книге «Трамвай „Желание“». В каждой напряженной сцене использована музыкальная вставка, которая акцентирует наше внимание на душевном состоянии Бланш. Мы видим этот мир ее глазами, вместе с ней слышим душераздирающую польку и крик торговки похоронными венками. В кульминационный момент звуки синего пианино резко обрываются, вместе с ними рушится внутренний мир героини, не выдержав натиска извне. Тот же психологический надрыв повествования отмечает театровед Ричард Джилмен:

      Теперь должно быть ясно, что подлинная тема Т. Уильямса – болезненность, мучительность (а не трагедия) существования и судьба человеческого достоинства (а не духа) перед лицом страданий. Для него все мучительно – и сексуальность, и быстротечность времени, и потеря невинности, и общение между людьми.

      Во время страстного монолога Бланш ее реплики прерываются настойчивыми предложениями торговки купить «цветочки для покойников». В этот момент мы понимаем, что героине уже не выбраться из поставленных силков, что в финале нас ожидает трагедия. Этот прием блестяще реализовал Флобер в романе «Госпожа Бовари», когда Эмма выслушивала признание Родольфа в гуще ярморочной суеты. Речь шла не любви, а о завоевании очередного трофея. Так и в пьесе женщина говорила еще о жизни, но речь шла уже о смерти. Неслучайно книга потрясла многих опытных литературоведов силой своего трагизма, сравнимой разве что с чем-то классическим и бесспорным:

      Нет сегодня драмы, которая хоть бы отдаленно могла сравниться с масштабом «Трамвай „Желание“», да и не было написано ничего подобного на Западе за всю вторую половину XX века, — отмечал американский критик Джон Саймон.

      Автор неслучайно сравнивает героиню с мотыльком. Она летела на пламя всю темную ночь своей жизни, но человек всему найдет рациональное применение. Он поймал его и насадил на булавки, а после выкинул, как надоевшую рухлядь. Ясность, художественная правдивость и эмоциональная яркость образов определили автору место в блистательной плеяде литераторов, ставших национальной гордостью страны:

      Если бы у нас был национальный репертуарный театр, — размышлял Гарольд Клермен, — то эта пьеса, без сомнения, была бы среди тех немногих, которые достойны занять в нем постоянное место.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Пьеса "Трамвай "Желание" является одной из знаменитейших работ известного драматурга Т. Уильямса. Это первая «серьезная» американская драматическая история, которая получила признание во всем мире. Она раскрывает конфликт мироощущения и общества. В ней ярко показывается отстраненность человеческой души от жестокой реальности событий. Человек сам того не желая погружается в иллюзию собственных мыслей. "Трамвай "Желание", краткое содержание которого представлено в этой статье, не оставит равнодушным ни одного читателя.

Про автора

Будущий драматург родился в марте 1911 года в США. Настоящее имя автора - Томас Ланир Уильямс, псевдоним мужчина взял уже на заре своего признания в обществе. Драматург описал свою семью в книге «Стеклянный зверинец», завуалировав рассказ о детстве. Отец маленького Уильямса был строгим человеком и постоянно попрекал сына за отсутствие мужественности. А матерью овладела гордыня от значимости в светских кругах. Не желая заниматься обычной работой на производстве, Уильямс решает отправиться путешествовать, именно это стало толчком для его творческой деятельности. Кинематографисты часто интересовались его пьесами и экранизировали большинство его работ, включая нашумевшую пьесу "Трамвай "Желание" (краткое содержание описано в этой статье). За это произведение мужчину выдвигали на премию «Оскар» за лучший сценарий. Умер Теннесси Уильямс в феврале 1983 года от несчастного случая. Он уронил в рот колпак от спрея от насморка.

Мировоззрение автора

Теннесси Уильямс написал пьесу "Трамвай "Желание" в 1947 году. В ней автор хотел донести до читателя всю иронию столкновения разных культурных ценностей и предпочтений. Он свел столь разных по духу людей в одном месте. Каждый живет по собственным внутренним законам, которые диктует им судьба.

Автор воплощает это в главных героях пьесы - Бланш и Стенли. "Трамвай "Желание" (краткое содержание поможет понять суть) увозит главную героиню совсем не в то место, где сбываются мечты, а туда, где открываются двери в жестокую реальность. Теннеси Уильямс не зря выбрал столкновение двух разных мировоззрений. Он выбрал романтичный Юг с его утонченными манерами и благородством и расчетливый Север с его коварством и хладнокровием.

Трамвай "Мечта"

Бланш Дюбуа прибывает в дом сестры из своего родового поместья, которое пришлось отдать за долги. Новый Орлеан встречает девушку неприветливостью и убогостью. Трамвай под символическим названием «Мечта» привозит на окраину, где царит атмосфера порочности и серости. Уставшая от череды неудач в жизни, Бланш пытается найти спокойствие и уют в доме своей сестры. Весь ее аристократический вид сложно не заметить. Белый костюм, шляпа и роскошные белые перчатки создают ощущение, что девушка собралась на званый ужин в элитном обществе.

Дом сестры приводит Бланш в ужас, вместо шикарных апартаментов она видит убогую лачугу. Сестра по имени Стелла очень сочувствует Бланш и всячески старается ее поддержать, чего не скажешь о ее муже Стенли. Он воспринял приезд родственницы жены в штыки. Стенли кардинально отличается от Бланш. Можно сказать, что он полная противоположность с черствой душой и грубой силой. Он больше напоминает пещерного человека, которому чуждо страдание других людей. Он абсолютно не верит рассказам Бланш о тяжелой доле и настаивает на том, что родительский дом был продан. А на вырученные деньги она накупила себе драгоценностей. Стенли становится настоящим врагом в глазах героини, но ей ничего не остается, как терпеть хамство ради своей сестры, которая ждет ребенка.

Счастье

Вскоре Бланш знакомится с Митчем, слесарем, тихим и спокойным человеком. Девушка сразу вызывает у него восторг. Ведь она так не похожа на его окружение, в котором он привык находиться. Она образованна и очень утонченна. Стенли тем временем наблюдает за Бланш. Услышав нелицеприятный разговор двух сестер, где Бланш умоляла сестру уйти от него, он начинает наводить о ней справки.

Ведь он не такой человек, который может простить обиды, да и Бланш могла негативным образом повлиять на Стеллу. Прошлое Бланш Дюбуа оказывается не таким безупречным. Оказалось, что после смерти родителей муж девушки покончил жизнь самоубийством по ее вине. И Бланш в поисках понимания и любви побывала во многих мужских руках.

Разоблачение

Наступает день рождения Бланш. Она ждала на праздничный обед любимого. Готовилась к торжеству, ведь Митч должен был предложить ей руку и сердце. Стенли тем временем не без злорадства заявил Стелле, что Митч отказался приходить, так как у него, наконец, открылись глаза. Что это он рассказал возлюбленному Бланш о ее неприличных похождениях. Стелла была шокирована действиями своего мужа, ведь прекрасно понимала, как важна была свадьба для Бланш.

Праздник начался, но Митч так и не пришел, расстроенная девушка старалась дозвониться до него, но никто на том конце провода трубку не поднимал. В самый торжественный момент Стенли преподнес подарок для Бланш - билет в город, из которого она приехала. От накалившейся обстановки у беременной Стеллы начинаются преждевременные роды. И Стенли сопровождает жену в больницу.

Разбитое сердце

Когда Бланш остается в квартире одна, к ней приходит Митч. Будучи сильно обиженным, он безжалостно начинает выяснять отношения, говоря, что раскусил девушку и знает всю правду. Возраст Бланш не соответствует истине, да и порядочность девушки можно с легкостью оспорить. Он сам наводил справки о ее прошлом, все, что говорил Стенли, оказалось правдой. Девушка ничего не отрицала и призналась, что после смерти мужа была очень опустошена и искала поддержки и опоры у многочисленных партнеров. Она очень сожалеет о том, что сделала и возблагодарила Бога за то, что у нее появился такой человек, как Митч. Но мужчине были безразличны высокие высказывания и душевные муки, он начал приставать к Бланш, тем самым сильно унижая ее. Девушка прогоняет Митча.

Жестокая реальность

После ухода любимого Бланш теряет покой и изрядно выпивает. Когда Стенли возвращается домой из больницы, девушка уже не в себе. Чтобы не потерять остатки достоинства, она сообщает, что приходил Митч и принес ей корзину цветов. Разозлившись, Стенли унижает девушку, а затем насилует ее.

После этого у Бланш помутняется рассудок. Стенли уговаривает жену сдать сестру в лечебницу, и та соглашается. За Бланш Дюбуа приходит врач, его мягкости и доброты так не хватало девушке, что она покорно уходит за ним, признаваясь, что всегда зависела от доброты первого встречного.

Героиня

"Трамвай "Желание" - пьеса, глубоко пропитанная одиночеством души, которая не была принята в жестоком мире. Уильямс не идеализирует свою героиню, но симпатизирует ей с ее душевной простотой и обаянием. Бланш Дюбуа, привыкшая к красоте и богатству, прибывает в бедный квартал к людям, которые живут будто безжалостные машины. Героиня предстает в образе надменной особы, в то же время она намного чувствительнее и светлее других героев.

Бланш очень одинока и беззащитна перед жестокостью. И даже тот факт, что она проводила ночи с бесчисленными кавалерами не из-за испорченности натуры, а в поисках надежного плеча и опоры, никого не тронул. После всего пережитого Бланш научилась жить в реальности. Пьеса "Трамвай "Желание", краткое содержание которой вы только что прочли, не теряет актуальности в современном мире. Героиня вызывает сочувствие.

Пьеса "Трамвай "Желание", сюжет которой не может оставить равнодушным, была поставлена на многих сценах мира. Она имеет большое количество поклонников. "Трамвай "Желание", отзывы о котором в основном положительные, высоко оценивается не только читателями, но и знаменитыми критиками. Это классика американского театра, которая по сей день будоражит человеческие умы.

Теория «пластического театра» основана на резком, принципиальном разграничении фабулы пьес (при всей ее социально-психологической значительности) и звучания спектакля в целом. Эта теория – новый вариант «неаристотелевского», «некатарсисного» театра. То, что разыгрывается актерами, что производит впечатление «живой жизни», – отнюдь не обобщение сути этой жизни. У Т. Уильямса это скорее исследование частного момента, симптома болезни. Этому критическому, социально-психологическому облику драматического действия должен противостоять пластический облик спектакля, символизирующий здоровый организм, подлинный мир.

Пластический облик представления для драматурга – это воплощенный авторский комментарий, его «Я». Уильямс показывает, как часто личный опыт его героев, их по-своему значительные конфликты не дают ни малейшего основания судить о жизни в целом. Для драматурга важно подвести зрителя (читателя) к осознанию того, как воссоздается пластический подтекст спектакля и в чем именно он противостоит его конкретно-фабульному содержанию, как срывается катарсис.

Теория «пластического театра» ориентирует сцену на возрождение яркой, подчеркнутой театральности. Спектакли по его пьесам требуют развернутого музыкального сопровождения, фантасмагорических световых эффектов, броских цветовых сочетаний. Все это отнюдь не бытовой фон и не атмосфера непосредственного действия. Чеховской чертой творчества американского драматурга следует считать тоску, экзистенциальную скорбь по утраченному прошлому.

Исторический смысл экзистенциального одиночества уильямсовских героев очевиден в их судьбе: обнищание Юга, выбросившего из своих родовых гнезд хозяев; хождение по мукам в поисках какого-нибудь прибежища, моральное, физическое падение и тщетная попытка возродиться из развалин собственного «Я». Зачастую герой Т. Уильямса – человек без опоры.

Эти идеи нашли воплощение в одном из лучших произведений Т. Уильямса пьесе «Трамвай «Желание»» (1946). Здесь автор запечатлел, точнее, предвосхитил противостояние двух ценностных осей культуры Америки на историческом переломе: слабости против силы, убожества против полноценности, греховности против добродетели, индивидуальности против гордого индивидуализма.

Бланш Дюбуа – «южная леди» и главная героиня пьесы «Трамвай «Желание»» несет на себе печать вырождающегося аристократизма вперемешку с порочностью. Ее экзальтированную натуру ранит контраст между романтическими представлениями о благородном, идиллическом Юге и тем убожеством и грубостью, с которыми она сталкивается в семье Стэнли Ковальского – типичного североамериканского янки.

Бланш приезжает к сестре Стеле в Нью-Орлеан , окончательно потеряв все в жизни - и семью, и родовое поместье под символическим названием «Мечта», оставив после себя шлейф грязных сплетен о своих бурных похождениях. Ее имущество - это огромный кофр, полный разноцветных тряпок, перьев, поддельных бриллиантов, рядясь в которые она стремится пустить пыль в глаза несчастным провинциалам. Она никак не может примириться, что Стелла прижилась в этой убогой обстановке, что она почти счастлива и готовится к материнству.

Все ее не совсем скрываемые презрительные замечания, усмешки, оскорбления наталкиваются на грубый, жесткий, бесцеремонный отпор Стэнли: «…заявилась, пожаловала на гастроли к нам, допрыгалась…. Покатит, как миленькая, вырядились, напялила, расселась, хлещет виски». Поведение Бланш раздражает его; живя в его доме, она часами просиживает в его ванной, прикладывается к его виски и при этом бесцеремонно критикует его, внушая сестре отвращение к необузданному характеру мужа: «Ты вышла замуж за сумасшедшего! Таким, как он, нечем похвалиться перед людьми, кроме грубой силы…

Ведет себя как скотина, а повадки – зверя! Ест как животное, ходит как животное, изъясняется как животное! …существо, еще не достигшее той ступени, на которой стоит современный человек. Тысячи и тысячи лет прошли мимо него, и вот он, Стэнли Ковальский – живая реликвия каменного века!»

Характер Стэнли действительно очерчен автором пьесы в резких портретных штрихах: он груб, циничен, бесцеремонен, он может и ударить Стеллу, но в следующий момент неистово, с мольбами о прощении заключает ее в объятия. В нем заключена первобытная сила и дикость нрава, тот потенциал, воля к жизни, который давно исчерпали южане.

I. ФОРМА

1. Род и жанр.

Род - драматический, жанр - драма.

2. Композиция.

Архитектоника.

Пьеса представлена в 11 картинах.

Конфликт двух обществ - общества аристократии и общества среднего класса (несоответствие ценностей).

Экспозиция.

Появление Бланш возле дома её сестры.

Конфликт двух обществ сопоставим с Бланш и Стэнли. Это два разных мира. Мир аристократии и мир среднего класса. Их непонимание появляется в пьесе уже во второй картине, когда Стэнли спрашивает свою жену о том, почему была продана фамильная усадьба. Эта новость его очень удивила. Но после небольшой паузы, он начал активно спрашивать, где находятся документы о продаже имущества. Его не интересовало внутреннее состояние Бланш, его интересовали только деньги, часть из которых принадлежали и его семье тоже.

Далее Стелла выходит из комнаты и Стэнли остаётся один с Бланш, в их разговоре Стэнли не проявляет никакого сочувствия к ней. Он бесцеремонно берет её вещи, в разговоре с ней не проявляет никакого уважения. А в конце просто собирает все бумаги и уходит в другую комнату. После этого события Бланш говорит своей сестре, что её муж как раз тот, кто поможет им выжить в этом новом мире. Ведь для неё уже нет того прошлого, оно ушло вместе с «Мечтой», в чьи - то чужие руки.

Развитие действия.

Конфликт Бланш и Стэнли развивается на протяжении всей пьесы. С самого начала уже видна эта разность ценностей, когда Бланш входит в общество мужчин и говорит им - «Пожалуйста, не вставайте», ведь она считает, что каждый приличный мужчина должен встать, чтобы поприветствовать даму. На что Стэнли отвечает - «А никто и не собирается, можете не беспокоиться» для него эта манерность ни к чему.

В диалоге со своей сестрой Бланш старается убедить её в том, что Стэнли ей не нужен, что он прямолинеен, похож на зверя, что ему кроме силы нечего больше показать, и что он вульгарен. Все это задевает Стеллу, однако, она по-прежнему уверенна в своих чувствах к мужу, и её полностью устраивает нынешнее положение. Бланш этого понять никак не может, она боится за свою сестру, но сделать ничего не может.

С каждым днем конфликт развивается все сильнее, Бланш и Стэнли по-прежнему не переносят друг друга. И вот наступает день рождения Бланш, в этот день она счастлива, ведь недавно она встречалась с Митчем и теперь в её сердце появилась надежда, надежда на то, что в скором времени она покинет это место. В котором никто её не любит, и в котором для неё нет места. Но её надежды рушит Стэнли, пока Бланш находится в ванной, он рассказывает своей жене, о прошлом её сестры, которого Стелла не знала. Сначала она отказывается верить в это, но потом, она решается поверить своему мужу. Бланш, не зная о разговоре супругов, выходит из ванны и в чудесном настроении садится за стол, вместе с остальными. Постепенно выясняется, что Митч не придет, и в этот момент Бланш понимает, что все все её надежны, возложенные на него, рушатся. А потом и Стэнли преподносит её свой подарок. Бланш в восторге, она и не ожидала от него никакого подарка, и когда она открывает конверт, что то сдавливает её горло, она пытается улыбнуться, но не может. В конверте лежал билет до Лорела - места, откуда она прибыла. Стэнли, как бы говорит ей, что ни в его квартире и ни в его мире для неё нет места.

Кульминация.

После ухода Митча, Бланш все больше налегала на виски, затем она нарядилась в своё вечернее платье, надела свою тиару и начала что - то шептать, будто она находится в окружении её поклонников. Но тут в дверь вошел Стэнли, он настроен дружелюбно, ведь его жена в больнице и у него скоро должен появиться ребенок. Однако Бланш нарушает его спокойствие. В разговоре Бланш говорит ему не правду о путешествии, и о Митче, которой как бы приходил и просил прощения, она говорит о Стэнли, как о свинье и о его дружках тоже. Но Стэнли уже понял, что она врет и специально давит на него свои умом, манерами и положением. Поэтому он применяет единственное, что у него есть - это силу. Сначала он пугает Бланш, а затем он покушается на последнее, что было у неё - это честь. Она защищалась от него отбитым горлышком бутылки, но всё это бесполезно. Стэнли уносит её в спальню.

Развязка.

Прошло несколько недель, Стелла уже вернулась из больницы с ребенком. А Бланш потеряла рассудок после той ужасной ночи. Её сестра не может поверить, что Стэнли мог так поступить, ведь как ей жить потом с ним. Поэтому она вынуждена отдать Бланш в лечебницу. Сама она и не подозревает о намечающемся кошмаре. Бланш витает в иллюзиях, что сейчас за ней придет её мужчина и увезет её на море. Но в реальности за ней приходит врач и надзирательница. Сначала она их пугается и старается убежать от них, но надзирательница и Стэнли не дают ей этого сделать. Они хватают её, Бланш жалобно кричит, но ничего уже её не поможет. Она просит доктора, чтобы её отпустили, и тут доктор просит отпустить её, снимает шляпу и, осторожно поддерживая её, выводит из спальни. Бланш улыбается и вместе с доктором выходит на улицу. В этот момент выбегает её сестра с ребенком, и плача зовёт свою сестру.

Система образов.

Построение образной системы.

В пьесе образная система представлена персонажной, что Стенли (крупный, мощный мужчина, не отличающийся умом), что Бланш (хрупкая, умная, интеллигентная женщина) имеют свой образ. Но также очень важно то место, в котором происходит само действие. Новый - Орлеан - это убогая окраина, и как раз в этом месте стоит дом главных героев. Это обычный дом, как и все дома в этом районе, с двумя этажами, покрашенный в белый цвет. Краска от непогоды уже облупилась.

Такой простой дом и такие же простые люди живут в этой глуши. Стэнли как раз один из представителей таких людей. Примитивный, грубый, где - то бесцеремонный, человек, который больше похож на животное без духовных ценностей. В пьесе мы его сразу встречаем с кровавым пакетом мяса, который он добыл для своей семьи.

И вот в этой глуши появляется хрупкая, нежная леди. Бланш появляется как - то внезапно, в белом костюме и она просто не входит в это окружение. Сама она это прекрасно понимает. Вначале она не может поверить, что этот дом может быть домом её сестры.

Система главных и второстепенных персонажей.

Несомненно, важнейшими образами в этом произведении являются образы Стэнли и Бланш. Это две полные противоположности, и эти две противоположности никогда не смогут примериться. Поскольку у каждого из них разный внутренний мир, и реальность они видят тоже совершенно по - разному.

Новый - Орлеан - это мир Стэнли, он в нем себя комфортно чувствует, и на протяжении всей пьесы мы не замечаем изменений в нем. Он ходит на работу, возвращается домой, выпивает и играет в карты со своими приятелями, на протяжении всей пьесы. Но вот Бланш - этот тот герой, кто постепенно меняется на протяжении всего произведения. Те несколько месяцев, что она жила у своей сестры, были настоящим испытанием для неё. Вначале она полна надежд, силы и стремления начать новую жизнь. Она верит в то, что в мире Стэнли она сможет выжить или, по крайней мере, получить поддержку. Но этого не случается, и с каждым разом она все больше ударяется в алкоголь. Прошлая жизнь для неё кончилась, но из той жизни она взяла на память несколько вещей. Она к ним относится с огромным трепетом и уважением. Уже к концу пьесы, Бланш теряет всякие смысл своего существования в мире Стэнли, она всё чаще витает в иллюзиях, что за ним придет её мужчина и заберет её, но этого не случается, её не удается избежать реальности.

Бланш - «Элегантный белый костюм с пушистым, в талию, жакетом, белые же шляпа и перчатки, жемчужные серьги и ожерелье, словно прибыла на коктейль или на чашку чая к светским знакомым, живущим в аристократическом районе.». Такой мы видим Бланш вначале пьесы, истинная аристократка, она «… лет на пять старше Стеллы. Блекнущая красота ее не терпит яркого света. В робости Бланш и в белом ее наряде есть что-то, напрашивающееся на сравнение с мотыльком». Свой возраст она всегда старалась скрыть, ей не хотелось стареть, не хотелось оставаться одной, она всегда старалась цепляться за молодость. Ей казалось, что она может ещё всё исправить.

Стелла - «На лестничную площадку первого этажа выходит СТЕЛЛА, изящная молодая женщина лет двадцати пяти; ни по происхождению, ни по воспитанию явно не пара мужу». Стелла всегда очень любила своего мужа, эта девушка приспособилась жить в его мире, в мире, в котором царит жестокость, дикость и агрессия. Она говорит, что ей нравится, когда её муж ведёт себя агрессивно.

Стэнли - «Среднего роста - пять футов и восемь-девять дюймов, сильный, ладный. С ранней юности ему и жизнь не в жизнь без женщин… неукротимый, горделивый - пернатый султан среди несушек… вкус к ядреной шутке, любовь к доброй, с толком, выпивке… к азартным играм, к своему авто, своему приемнику ко всему, что принадлежит и сопричастно лично ему…». Стэнли - это человек потребитель, его мало что волнует, если это не касается его собственности. Он агрессивный, импульсивный, несдержанный в своих чувствах и действиях.

Хронотоп.

Поэтический язык Соотношение форм литературного изображения (монолог, диалог, описание, повествование, рассуждение)

Как и любая другая пьеса, данное произведение представлено в основном диалогами. Монологов в произведении почти нет, поскольку в большинстве разговор идет между Бланш и Стэнли, как основных героев данного произведения. уильямс аристократия пьеса повествование

В произведении Т. Уильямса раскрывается тема гибели английской аристократии и зарождения нового «среднего класса».

Проблема

Проблематика произведения заключается в вопросе, могут ли примериться два разных человека или общества с разными приоритетами или ценностями?

И как в развитии нового «среднего класса» остаться человеком?

В произведении утверждается, что в результате изменения общества, происходить изменение и в самих людях, у людей меняются ценности и приоритеты. Однако в процессе изменения, человек может утратить сострадание, доброту и нравственную чистоту, а приобрести эгоизм и душевное безразличие.

Теннеси Уильямс по характеру дарования яркий лирик, он создает пьесы-воспоминания, пьесы-настроения, пьесы-грезы. Лучшие из них относятся к раннему периоду творчества: «Стеклянный зверинец» и «Трамвай «Желание».

Характерные для Уильямса темы - красота, слишком хрупкая, уязвимая и потому обреченная, роковое одиночество, непонимание людей.

Характерные для Уильямса темы - красота, слишком хрупкая, уязвимая и потому обреченная, роковое одиночество, непонимание людей. Бланш Дюбуа в «Трамвае "Желание"», нищая наследница аристократического южного рода, как последнюю фамильную драгоценность хранит и лелеет свои идеалы , которые, впрочем, в ее повседневном существовании вырождаются в жеманное позерство. Ее антагонист в пьесе - Стэнли Ковальски, плебей, человек плоти, «человек будущего», - трактует жизнь грубо материально, не признает драгоценных эфемерностей Бланш, но чувствует в ней потенциально сильного противника. Не умея победить другими средствами, он насилует ее, превращая в объект безликой похоти. Из дома Ковальски Бланш попадает в дом умалишенных, чтобы навсегда укрыться от жизни, для нее явно непосильной. Таковы протагонисты всех пьес Уильямса: неудачники, сломленные жизнью, или романтические идеалисты, от нее отстранившиеся. Всех их подразумевает музыкант Вэл Ксавье в пьесе «Орфей спускается в ад», когда рассказывает притчу о птицах, лишенных лапок и потому способных жить лишь в небе, в полете, - на землю они спускаются умирать. Противостояние обыденности служит героям и героиням Уильямса источником творческой энергии, но одновременно жизненной трагедии. По признанию драматурга, на сцене он разыгрывал метафоры собственной жизни: «У меня всегда были те же проблемы, что и у персонажей моих пьес: отсутствие связи с внешним миром. Я оказался пойман своим внутренним я».

Уже в ранних пьесах Уильямса проявились особенности драматургии: тонкий психологизм и лиричность в художественной манере письма и изображение безжалостных и страшных жизненных обстоятельств, жертвами которых становятся его герои. Магистральный мотив пьес Уильямса связан с противопоставлением красоты и возвышенных идеалов жестокой действительности , что давало не раз основание критикам называть его театр "театром жестокости". Однако несмотря на то, что прекрасные и отзывчивые в своей доброте герои Уильямса обречены на поражение в бесчеловечном мире, именно они сохраняют великое достоинство человека, которое, как писал Уильямс в предисловии к одной из своих пьес, "заключено в том, что он властен сам, по собственному усмотрению установить для себя определенные моральные ценности и жить, не поступаясь ими". Такова Бланш в "Трамвае "Желание". Им противостоят жестокие насильники, стяжатели, попирающие духовные ценности. Таков Стенли Ковальский. В конечном итоге атмосфера пьес Уильямса определяется не страшными картинами, изображающими уродство, жестокость, безумие, а присущей им поэтичностью, яркой театральностью, законами созданного драматургом "пластического театра".

Основную нагрузку в театре Уильямса несет не слово, а пластический образ: «Текст пьесы - лишь тень спектакля, к тому же весьма нечеткая... Цвет, изящество, легкость, искусная смена мизансцен, быстрое взаимодействие характеров, прихотливое, как узор молнии в тучах, - вот что составляет пьесу». (Проникновенное и яркое выражение жизни как она есть).

В этой пьесе схвачена драма смятенного человека, порожденная всем укладом жизни в обществе. На убогую окраину огромного города, в дом к Стэнли Ковальскому приезжает сестра его жены – Бланш Дюбуа. Для нее дом Ковальских – последнее пристанище. В прошлом – бестолковая, трудная, несчатная жизнь. Когда-то была «Мечта» - родовое поместье. Стелла, ее сестра, в свое время уехала в Нью-Орлеан искать своей доли. Бланш осталась в поместье и боролась за его существоавние. Не победила: ни «Мечты», ни средств, ни сил. Позади – неудачное замужество (муж оказался гомосексуалистом, покончил с собой, узнав, что Бланш раскрыла его тайну); потеря честного имени; в отчаянии Бланш приезжает к сестре. Надежды на устройство личной судьбы почти нет. Стелла стала чужой. Когда она уезжает в родильный дом, Стэнли насилует Бланш, и Бланш сходит с ума.

Уильямс ясно проводит мысль о том, что одиночество Бланш не результат ее сексуальной распущенности, а следствие социальных условий. Представительница выродившейся южной аристократии, Бланш Дюбуа не приемлет мир Стэнли Ковальского. Автор не случайно делает своих героев наследниками южных плантаторов. В современной Америке аристократия Юга составляет незначительную часть общества. Она давно не формирует ни мнений, ни вкусов. Уильямс свободен от «комплекса южанина» - печали по прошлому «величию» рабовладельческой аристократии. Он не идеализирует Юг и не противопоставляет его современному миру как совершенное по своей организации общество. Но в аристократке по рождению, южанке Бланш Дюбуа Уильямс находит воплощение идеала духовной изысканности , изощренности. Бланш не только не приемлет мир Стэнли, она теряется в нем. Ей нет места в современном американском обществе: время южной аристократии истекло, и она гибнет. Но дело не только в том, что Бланш – тонкое, чуткое существо, предрасположенное к разладу со средой; Бланш обречена на катастрофу. Тонкость чувств (как и ее испорченность) делает ее нежелательной гостьей в мире «среднего человека». Культура, утверждает Уильямс, развивая конфликт Бланш – Стэнли , обречена на гибель перед лицом появившегося жизнеспособного, вульгарного «массового человека», подчиненного всякого рода регламентациям, но уверенного в себе. Для Уильямса Бланш и Стэнли – социальные символы. Бланш – символ Юга, Стэнли – символ нового «массового» человека.

Как точно пишет Г. Клермен, «Стэнли – воплощение животной силы, жестокой жизни, не замечающей и даже сознательно презирающей все человеческие ценности … Он – тот маленький человек, о которого разбиваются все попытки создать более разумный мир, к которому должны привести нас мысль, сознание и более глубокая человечность… Его интеллект создает почву для фашизма, если рассматривать последний не как политическое движение, а как состояние бытия». Автор не много говорит о социальных корнях жестокости Стэнли. «Для Уильямса связь такой жестокости с коренными законами, по которым живет современное американское общество, непреложна», - пишет М. Коренева в своих «Страстях по Теннесси Уильямсу». Уильямс наделяет Стэнли рабочей профессией, но не дает никаких оснований трактовать его как представителя рабочего класса Америки. Хотя среди американских рабочих можно встретить типы, не имеющие нравственных идеалов.

Ведущее место в художественном строе драмы «Трамвай «Желание» занимает проблема существования в реальности идеала утонченной духовной красоты , разбивающейся вдребезги от натиска иного жизненного уклада и бессердечия. Элиа Казан, знаменитый американский режиссер, первым поставивший пьесу в 1947 году, - чутко уловил тему крушения хрупкой внутренней человеческой красоты и ее несовместимости с жестоким ординарным миром «массового человека».