План по самообразованию учителя-логопеда

Боголюбовой Василины Владимировны

на 2014 — 2015 учебный год

Индивидуальная тема самообразования:

«Развитие связной речи у дошкольников в процессе работы над пересказом и рассказом».

Время работы над темо й : сентябрь 2014г - май 2015г

Источники самообразования:

  • методическая литература,
  • интернет ресурсы,
  • обмен опытом на базе МДОУ № 36 «Золотой петушок»,
  • обмен опытом на МО логопедов.

Результат работы:

  • консультирование педагогов МДОУ № 36 «Золотой петушок»;
  • размещение методических разработок на сайте МДОУ № 36 «Золотой петушок;
  • показ открытого занятия на МО логопедов;
  • обобщение изученного материала в «Портфолио» (раздел «Профессиональное совершенствование»).

Обоснование выбора темы:

Данная тема по самообразованию выбрана не случайно. Учить ребёнка рассказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития устной речи детей в ДОУ. Она же является важнейшей и в логопедической работе с дошкольниками. При формировании связной речи происходит совершенствование всех сторон устной речи ребёнка. Всё это необходимо как для наиболее полного преодоления дефектов речевого развития детей, так и для подготовки дошкольников старшего возраста к предстоящему школьному обучению.

План работы

Задачи

Формы и методы реализации

сроки

Планирование работы на учебный год

Определение темы самообразования.

сентябрь

Разработка перспективного плана работы по изучаемой теме.

Изучение информации из различных источников по теме самообразования

Изучение методической литературы.

в течение года

Обзор информации в интернете.

Ознакомление с инновационными методиками по теме.

Изучение психолого-педагогических исследования проблемы обучения составлению рассказов и пересказов дошкольников.

Выявление особенностей нарушений при составлении рассказов и пересказов у старших дошкольников

Диагностирование связной речи детей подготовительных групп.

Осуществление коррекционного воздействия на дошкольников, посещающих логопедические занятия.

Внедрение современных образовательных технологий в коррекционный процесс по

развитию связной речи дошкольников с целью исправления нарушений устной речи, формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации дошкольников.

в течение года

Совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса.

Обобщение педагогического опыта по теме

Изготовление и пополнение наглядного материала по данной теме.

в течение года

Оформление папок - передвижек для консультирования законных представителей дошкольников.

Написание отчета о проделанной работе.

Консультирование педагогов ДОУ по теме.

Публикация на сайте ДОУ.

Изучение методической литературы

Вопросы для изучения

Сроки

Литература

Формы отчетности

Программные требования к развитию связной речи дошкольников

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2014

Консультирование воспитателей

Методика формирования связной монологической речи дошкольников

сентябрь

Глухов В. П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. Учеб. пособие по спецкурсу. - М.: Альфа,1996.

Жукова Н.С. и др. логопедия.

Консультирование воспитателей

Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда/Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998

Лингвистические и аспекты исследования проблемы составления рассказа и пересказа дошкольниками.

Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 1964.

Консультирование родителей

Направления коррекционной работы по обучению составления рассказа и пересказа дошкольниками.

Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя дет. сада. - 2-е изд. испр. и доп. . - М.: Просвещение, 1982

Консультирование воспитателей

Колодяжная Т.П. Маркарян И.А. Речевое развитие детей дошкольного возраста. - М.УЦ Перспектива, 2009

Образовательные технологии, используемые в обучении составления рассказа и пересказа дошкольниками.

Изучение интернет ресурсов.

Оформление папки «Дополнительный материал»

Методики формирования навыков составления описательных рассказов посредством наглядного моделирования

февраль март

Смышляева Т.Н. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников [Текст]/Т.Н. Смышляева, Е.Ю. Корчуганова // Логопед -№ 5 - С.28

Оформление папки «Метод наглядного моделирования»

Применение наглядного моделирования при формировании связных речевых высказываний у старших дошкольников с ОНР Пищикова О. В. -(http://festival.1september.ru)

Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР [Текст]/ Н. Малетина, Л Пономарева // Дошкольное воспитание. - 2004.- №6.

апрель май

Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования.: метод. Пособие.- М.: Айрис-пресс, 2005

Оформление папки «Обследования состояния устной речи дошкольников»

Обследования речи у детей. Под общей редакцией И. Т. Власенко, Г. В. Чиркиной. Составитель Т. П. Бессонова. Выпуск 2. Москва. 1996

В ДОУ для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий учителю-логопеду выделяется кабинет, который должен отвечать определенным санитарно-гигиеническим требованиям. Кабинет оборудуется и оформляется в соответствии с рекомендациями, изложенными в нормативных документах.

В целях систематизации и учета учебно-методических пособий, литературы логопед оформляет паспорт логопедического кабинета (паспорт оформляется независимо от того, имеет ли логопед отдельный кабинет, или занимает часть групповой комнаты, или часть любого другого помещения).

В паспорте, представляющем собой тетрадь (альбом, журнал), перечисляются все оборудование, находящееся в кабинете, наглядный материал, учебные и методические пособия, игры, технические средства обучения, учебно-методическая литература и др. Вместо паспорта логопедического кабинета возможно составление картотеки.

Схема паспорта логопедического кабинета

Необходимость постоянного повышения профессионального мастерства педагогов специальных образовательных учреждений обусловлена модернизацией коррекционного образования, совершенствованием научно-практических подходов к диагностике и коррекции различных форм речевых расстройств.

Самообразование, являясь одним из основных средств повышения профессионального мастерства, позволяет решить ряд проблем и трудностей, возникающих у логопеда в ходе коррекционно-педагогической деятельности.

Выбор темы для самообразования - ответственный момент. Несоответствие между темой индивидуального самообразования логопеда и объективно существующими личными профессиональными потребностями не приносит желаемого результата. Поэтому логопеду рекомендуется выбирать основную (сквозную) тему для самообразовательной деятельности, которая позволит решить проблемы и преодолеть трудности, возникшие на определенном этапе коррекционно-педагогической работы.

Изучение выбранной темы предполагает составление плана, один из вариантов которого приведен ниже.

План самообразования учителя-логопеда

ФИО _ на 2()0_/00_ уч. год

Тема «Дизартрия: стертые или минимальные формы ее проявления»

Обоснование выбранной темы

В настоящее время многие речевые расстройства у детей дошкольного возраста осложнены легкими («стертыми») формами дизартрии.

Стертая дизартрия - речевое нарушение центрального генеза, характеризующееся комбинаторностыо множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности (артикуляция, дикция, голос, мимика, мелодико-интонационная сторона речи). Ведущим звеном в структуре речевого дефекта являются стойкие фонетические нарушения, обусловленные недостаточной иннервацией отдельных групп мыпщ артикуляционного аппарата. Несформированность звукопроизношения отрицательно влияет па формирование других сторон речи. Состояние неречевых функций и ряда психических процессов у этих детей также характеризуется качественным своеобразием.

Количество детей со стертой дизартрией имеет тенденцию к значительному росту, так как она достаточно трудно поддается логопедическому воздействию, часто имеет остаточные явления. Поэтому проблема ранней профилактики и комплексной (медицинской, психологической, логопедической) коррекции данной формы дизартрии представляется для меня сегодня очень актуальной.

План изучения темы.

Проблема изучения стертой формы дизартрии у детей в трудах отечественных ученых.

Клинико-физиологические аспекты данной формы дизартрии.

Обследование детей со стертой формой дизартрии. Вопросы дифференциальной диагностики.

Системный подход к коррекции данной речевой патологии (медицинское, психолого-педагогическое, логопедическое воздействие).

Отбор и апробация наиболее эффективных методов и приемов коррекционно-логопедического воздействия по устранению стертой дизартрии.

Список литературы для самостоятельного изучения

Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М., 2006.

Визель Т.Г. Аномалии речевого развития ребенка. М., 1995.

Волкова ГЛ. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. СПб., 2005.

Гуровец Г.В., Маевская СИ. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии / Вопросы логопедии. М., 1978.

Логопедия. Учеб. пособие / Под ред. Л.С. Волковой. М., 1989.

Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. СПб., 1997.

Поваляева МЛ. Справочник логопеда. Ростов н/Д, 2002.

Инновационно-профессиональная деятельность по завершении изучения темы

Подготовить сообщение для воспитателей и специалистов ДОУ, родителей по проблеме «Современные подходы к профилактике и коррекции стертой формы дизартрии у детей».

Систематизировать материал, модифицировать и апробировать игры, упражнения по развитию просодической стороны речи у ребенка со стертой формой дизартрии.

Оформить пособие по дифференциальной диагностике «Отличия функциональной дислалии от стертой дизартрии».

Влияние профессионального мастерства на результаты, коррекционной работы с детьми

Сравнительный анализ количественных и качественных показателей результатов коррекциошюй работы за 2-3 года.

Тема: «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий».

Обоснование выбранной темы:

Тема: «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий» стала актуальна в наши дни.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т.е. социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что накладывает на учителя-логопеда комплекс сложных задач, поиска таких форм и методов работы по исправлению речевых нарушений, которые были бы эффективны, но не перегружали бы ребёнка.

Такой формой может быть только игра . В игровой форме сложные и, порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным заданием.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к основным видам деятельности детей относит игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка.

Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяя ребёнку получить собственный опыт.

Цель : повысить свой профессиональный уровень

Задачи:

  1. Изучение современных подходов по использованию игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста.
  2. Планирование работы по использованию игровых технологий.
  3. Описать формы и методы работы с детьми и родителями с использованием игровых технологий.
  4. Внедрить систему работы по использованию игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста, распространение положительного опыта.
  1. Профессионально-педагогическая деятельность.
  2. Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога.
  3. Изучение специальной литературы.
  4. Обобщение практического опыта по теме, распространение положительного опыта работы.

1. Профессионально-педагогическая деятельность:

Название мероприятий Сроки
выполнения
1. Разработать и утвердить годовой план работы учителя—логопеда на 2014-2015 учебный год. Октябрь.
2. Изучить и проанализировать:
ФГОС дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.13. № 1155
Октябрь.
3. Систематизировать практический материал, интернет ресурсы по внедрению игровых технологий в коррекционно-развивающую логопедическую работу В течение учебного года.
4. Разработать творческий практико-ориентированный проект: «Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем»
Для детей и родителей подготовительной группы.
Сентябрь
Октябрь.
5. Работа по плану проекта
— Творческая мастерская: «Мастерим своими руками»
— Практикум: «Игровая артикуляционная гимнастика — Сказка о весёлом язычке»
— Игровая непосредственно образовательная деятельность «Поиграем с любимым звуком» (дети, родители, учитель-логопед, воспитатели)
— Консультация для родителей: «Роль игры в развитии речи детей»
— Практикум: «Поиграем вместе» (дети, родители, учитель-логопед)
— Игровая непосредственно образовательная деятельность «С трудными звуками справимся играючи» (дети, родители, учитель-логопед)
— Консультация: «Кто сказал, что детям спички не игрушки?»
— Творческий конкурс «Первый звук и буква моего имени »
— Логопедическое развлечение «Паровозик из Игро-ленда»
— Мультимедийная презентация по обобщению опыта работы проекта: «Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем»
Октябрь — Май.
6. Коррекция речи детей средствами игровых технологий на индивидуально — подгрупповых занятиях.
  • Артикуляционные игры.
  • Игры для развития мелкой и общей моторики.
  • Игровые комплексы дыхательной гимнастики.
  • Дидактические игры для коррекции звукопроизношения, словаря, связной речи.
В течение учебного года.

2. Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога.

Название мероприятий Сроки
выполнения
1. Участие в региональном конкурсеметодических разработок «Организация проектной деятельности в образовательном процессе детей дошкольного и младшего школьного возраста» ТОИПКРО г. Томск
Творческий практико-ориентированный проект: «Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем»
Октябрь
2. Участие в региональном конкурсе для педагогических работников «Творчество. Сотрудничество. Поиск» ТОИПКРО г. Томск.
Методическая разработка логопедического развлечения.
Тема: Паровозик из «Игро-ленда»
Ноябрь
3. Изготовление папки передвижки для родителей детей
3-4, 4-5лет. Игровая артикуляционная гимнастика:
«Котик Музик»
Декабрь
4. НОД на логопедическом занятии в рамках методической недели: «Поиграем со звуком Ш » Декабрь
4. Систематизация и дополнение портфолио материалами по использованию игровых технологии. В течение года.
5. Консультация: «Игровые здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающем процессе ДОУ» Январь
5. Подготовить теоретический материал по теме самообразования. Февраль
6. Участие в работе РМО учителей-логопедов и педагогов-психологов МБДОУ Каргасокского района.
  • Консультация «Игра как средство развития и коррекции речи детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС »
  • Деловая игра: «Ярмарка речевых игр»
Февраль
Март
7. Создание презентации по теме самообразования. Март
8. Подготовка материалов на сайт МБДОУ д/с № 3 «Теремок» по теме: «Использование игровых технологий в коррекционно — развивающей, логопедической работе » В течение года
9. Создание картотеки игр для индивидуальных подгрупповых занятий. В течение года

3. Изучение специальной литературы.

Название мероприятий Сроки
выполнения
1. Изучение материалов на сайтах:
  • Детский портал «Солнышко» http://www.solnet.ee/
  • Журнал «Логопед»
  • Логопед.ру http://www.logoped.ru/index.htm/
В течение года
2.
  • Бобылёва З.Т. Игры с парными карточками, звуки Р, Л. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. — М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007г.
  • Бобылёва З.Т. Игры с парными карточками, звуки С,З,Ц. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. — М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007г.
  • Бобылёва З.Т. Игры с парными карточками, звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. — М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007г.
  • Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. — М.: Издательство «Школа-Пресс», 2001.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Ж. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук З. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Л-Ль. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Р-Рь. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук С. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Ц. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Ш. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Лазоренко О.И. Логопедическое лото-мозаика.- М.: Издательство «АРКТИ» 2001г.
  • Матыкина И.А. У родителей и деток, вся одежда из монеток. Логопедическое лото — Сайт: www.logorina.ru
  • Матыкина И.А. Футбольный мяч. Логопедическое лото. — Сайт: www.logorina.ru
  • Ткаченко Т.А. Логопедическое лото с картинками. — М,: ООО "Издательство "Эксмо«,2014г.
Октябрь
Ноябрь
Декабрь

4. Обобщение практического опыта по теме, распространение положительного опыта работы.

Название мероприятий Сроки
выполнения
1. Изучение опыта работы учителя-логопеда
Матыкиной И.А.

Павлова Елена
План работы по самообразованию учителя-логопеда

Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников

Обоснование выбранной темы :

Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция недостатков речи дошкольников требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические пункты, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации . У дошкольников наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью нетрадиционных методы работы .

Использование нетрадиционных методов на занятиях по логопедии в детском саду позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Положительным моментом является и то, что применение нетрадиционных методов направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

Цели : Осуществлять коррекционно-логопедическую работу с применением нетрадиционных методов

Задачи :

1. Изучить литературу по теме самообразования .

2. Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями в среде ИКТ.

3. по изучаемой теме на учебный год.

Планируемая работа на учебный год

Изучение новинок логопедической литературы

Психолого-педагогические основы использования нетрадиционных методов в ДОУ

Санитарно- гигиенические и медицинские аспекты применения нетрадиционных методов в дошкольном детстве.

Подготовить теоретический материал по теме самообразования .

Подготовить буклет по теме : «Нетрадиционные методы работы по преодолению речевых нарушений у дошкольников»

-Подготовить фотоматериал : «Логопедические игры с использованием нетрадиционного материала»

Систематизировать развивающие игры, упражнения с использованием нетрадиционных методов в помощь логопеду.

Изготовить дидактический материал по применению камушков марблс в коррекционно-логопедической работе .

Подготовить материал к проведению мастер-класса для учителей -логопедов района по теме : «Использование нетрадиционных методов и форм в логопедической работе »

-Разработать перспективный план на учебный год по применению нетрадиционных методов работы в коррекции речи воспитанников.

-Разработать памятку для родителей по использованию нетрадиционных методов в домашних условиях

Систематизировать практический материал по данной проблеме.

Участие в работе методического объединения учителей-логопедов района : тема «Использование нетрадиционных форм и методов в логопедической работе »

Информационные ресурсы :

1. Журнал «Логопед» . №3 -8, 2006г.

2. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973

3. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить . Пальчиковый игротренинг – СПб.: ИД «МиМ» , 1998

4. Поваляева М. А. Справочник логопеда. – Ростов–на-Дону : «Феникс» , 2001

5. Поваляева М. А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. Ростов–на-Дону : Изд. РГПУ, 1997

6. Трохимчук Л. В. Физиологопедагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка. - Ростов–на-Дону, 1994

7. Цвыктарный В. В Играем пальчиками и развиваем речь. – Н. Новгород : Флокс, 1995

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка»

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ детский сад «Березка»

С.В.Локотилова

Приказ № ______ от «____»___________20____г.

План по самообразованию

Развитие связной речи у дошкольников с ОВЗ

2018-2019 учебный год

Игрим 2018

Сроки разработки темы : с 2018 года по 2020 год

Цель самообразования : повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

Повысить собственный уровень знаний;

Разработать перспективный план работы с детьми;

Провести диагностику на начало и конец учебного года;

Создать рабочую учебную программу;

Оформить в группе и в кабинете центр речевой активности;

Подготовить и провести консультации для педагогов и родителей на тему;

Участвовать в семинарах, конференциях, вебинарах различной формы и уровня;

Провести мастер-класс для педагогов и родителей по теме.

Обоснование выбранной темы .

Количество воспитанников с речевыми нарушениями возрастает год от года, усугубляется степень проявления речевого дефекта, поэтому проблема стимулирования речевого развития весьма актуальна. Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его сверстниками и взрослыми.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

В этой связи одной из главных задач учителя - логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация единого образовательного процесса при взаимодействии специалистов (учителя - логопеда, педагогов групп всех возрастов детского сада, педагога - психолога, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре) и родителей с целью создания эффективных условий для полноценного развития речи ребенка.

Итогом работы должны стать высокие результаты освоения программы детского сада, хорошее качество дошкольной подготовки, в частности, речевой, создание методологического инструментария (рекомендаций, буклетов, консультаций, пособий для родителей, педагогов, воспитанников по дальнейшему сопровождению и совершенствованию речевой функции).

Самообразование - одна из форм повышения квалификации педагогов, самостоятельное систематическое обучение. Выбор методической темы определяется степенью её актуальности для педагога, ДОУ, уровнем владения педагогом научно-теоретической базой и практическими умениями и навыками, необходимыми в педагогической деятельности, знанием вопросов психологии, дидактики, теории воспитания.

План самообразования .

    Профессионально-педагогическая деятельность.

    Своевременное выявление детей с особыми потребностями развития, сбор анамнеза, разработка анкет и проведение анкетирования, формирование группы коррекции, выработка индивидуального маршрута коррекции речи каждого ребенка.

    Начало учебного года

    В теч. года

    Создание доступной, безопасной, вариативной, полифункциональной предметно – развивающей среды согласно ФГОС ДО.

    В течение года

    Консультирование родителей по вопросам речевого развития посредством общения на страницах персонального интернет-сайта учителя - логопеда, сайта детского сада.

    В течение года

    Помощь музыкальным руководителям в подготовке детей к утренникам, фестивалям, конкурсам.

    По плану ДОУ

    Подготовка детей к конкурсам – чтецов, творческим конкурсам, олимпиадам, викторинам по обучению грамоте.

    В течение года

    Разработка сценариев и проведение мероприятий совместно с педагогами ДОУ: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы.

    В течение года

    Консультации для родителей: групповые и индивидуальные: «ФГОС ДО о речевом развитии», «Причины речевых нарушений», «Проявления речевых нарушений», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Артикуляционная гимнастика: с ней или без нее», «Речь и моторика», «Как начать работу по коррекции звукопроизношения», «Речевое дыхание: что это?», «Как сделать речь детей образной и выразительной»

    В течение года

    «Совместная картотека» - подбор, поиск, изготовление, создание дидактических игр, пособий, которые можно использовать как в детском саду, так и в домашних условиях. Формы работы: круглый стол, поиск в магазинах, в сети Интернет, совместные проекты.

    В течение года

    Семинары – практикумы, интегрированные занятия по развитию дыхания, голоса, интонации и моторики дошкольника

    В течение года

    Семинар - практикум «Методы и приемы развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка»

    Май

    «Профилактика дисграфии у детей 5-7 лет» - подготовка ребенка к письму и развитие мелкой моторики

    В течение года

    Подготовка и проведение ПМПК: обследование детей средней группы, набор детей в логопедические группы на следующий учебный год

    Апрель

    Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, Мерсибо, Продленка.

    В течение года

    Наличие, ведение, обновление персонального сайта

    Постоянно

      1. Творческое сотрудничество с педагогами ДОУ, начальной школой, другими социальными организациями, сопровождающими развитие ребенка по теме.

    В течение года

    Методическая работа.

    Пополнение методической копилки, обобщение и распространение практического опыта по теме.

    Начало года, регулярно

    Разработка и утверждение годового плана работы, рабочей программы учителя-логопеда на 2018 – 2019 учебный год

    Сентябрь

    Освоение методологической базы, методической литературы, ознакомление с доступными и проверенными интернет – ресурсами, обобщение имеющегося по проблеме опыта работы педагогов.

    В течение всего периода

    Разработка программы коррекции на учебный год.

    Начало года

    Создание электронной базы: обучающих пособий, презентаций, литературы по теме, нормативной документации, развивающих игр, картотек.

    В течение года

    Оформление стендов, групп, кабинета ширмами, памятками, буклетами: «Сегодня на занятии», «Наши ловкие пальчики», «Пальчики умеют говорить», «Речь и движение».

    В течение года

    Разработка сценариев совместных с педагогами ДОУ мероприятий: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы.

    В течение года

    Подготовка консультационного материала для родителей на темы: «ФГОС ДО о речевом развитии», «Закон об образовании в РФ», «Причины речевых нарушений», «Проявления речевых нарушений», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Артикуляционная гимнастика: с ней или без нее», «Речь и моторика», «Как начать работу по коррекции звукопроизношения», «Речевое дыхание: что это?», «Как сделать речь детей образной и выразительной».

    В течение года

    «Совместная картотека» - создание картотеки и базы дидактических игр, пособий для использования в детском саду и дома.

    В течение года

    Разработка методов и приемов развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка

    В течение года

    Разработка программы по профилактике дисграфии у детей 5-7 лет (подготовка ребенка к письму и развитие мелкой моторики)

    В течение года

    Подготовка и проведение ПМПК: заполнение документации к ПМПК, отчет

    Апрель

    Самостоятельная разработка методических материалов различного уровня и характера.

    В течение года

    Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, Мерсибо.

    В течение года

    Обучение, курсы повышения квалификации, вебинары, конференции,

    Постоянно

    Систематизация и пополнение портфолио материалами по теме самообразования.

    Постоянно

    Наличие персонального сайта: ведение, обновление, совершенствование, мониторинг, самоотчет.

    Постоянно

    Публикации систематизированного педагогического опыта в сборниках, на портале «Продленка», «Инфоурок», «Логопедия для всех»,«Логопортал», «», «Открытый урок».

    Регулярно

    3. Изучение специальной литературы.

    Изучение и размещение материалов на сайтах:
    • Детский портал «Солнышко», «Мир педагога», « АПРель», «Портал ПЕДАГОГА», «Инфоурок», «Логопедия для всех», «Моя Югра»и тд.

    Изучение периодических изданий, методической литературы.

      Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ: Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями».

      Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

      Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи //Дефектология. - 1983. - №1.

      Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. - М.: Издательство «Школа-Пресс», 2001.

      Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

      Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.

      Голубина Т.С. Чему научит клеточка. М., Мозайка – синтез, 2001г.

      Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

      Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». 2007. № 2. С. 37-41; статья «Самообразование педагогов в ДОУ». Автор: К.Ю.Белая, канд. пед. наук, заведующая кафедрой педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, заслуженный учитель РФ.

      Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Родительские собрания в ДОУ».

      Коноваленко С.В., Кременская М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. СПб, Детство-пресс, 2012г.

      Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

      Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: контур, линия, цвет. СПб. 2005г.

      Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь: подготовительная группа детского сада. С-Пб, ИД Литера, 2009г.

      Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

      Открытия: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Е.Г. Юдина. - М.: Мозаика - Синтез. - 2015г. – 160с.

      Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. С – Пб, Кристалл, 1997г.

      Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

      Чиркова С.В. «Родительские собрания в детском саду».

    План по самообразованию учителя-логопеда

    на 2018 - 2019 учебный год

    Индивидуальная тема самообразования:

    «Развитие связной речи у дошкольников в процессе работы над пересказом и рассказом».

    Время работы над темо й: сентябрь 2018г – май 2019г

    Источники самообразования:

      методическая литература,

      интернет ресурсы,

      обмен опытом на базе МБДОУ,

    Результат работы:

      консультирование педагогов МБДОУ;

      размещение методических разработок на сайте МБДОУ;

      обобщение изученного материала в «Портфолио» (раздел «Профессиональное совершенствование»).

    Обоснование выбора темы:

    Данная тема по самообразованию выбрана не случайно. Учить ребёнка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития устной речи детей в ДОУ. Она же является важнейшей и в логопедической работе с дошкольниками. При формировании связной речи происходит совершенствование всех сторон устной речи ребёнка. Всё это необходимо как для наиболее полного преодоления дефектов речевого развития детей, так и для подготовки дошкольников старшего возраста к предстоящему школьному обучению.

    План работы

    Задачи

    Формы и методы реализации

    сроки

    Планирование работы на учебный год

    Определение темы самообразования.

    сентябрь

    Разработка перспективного плана работы по изучаемой теме.

    Изучение информации из различных источников по теме самообразования

    Изучение методической литературы.

    в течение года

    Обзор информации в интернете.

    Ознакомление с инновационными методиками по теме.

    Изучение психолого-педагогических исследования проблемы обучения составлению рассказов и пересказов дошкольников.

    Выявление особенностей нарушений при составлении рассказов и пересказов у старших дошкольников

    Диагностирование связной речи детей подготовительных групп.

    октябрь

    Осуществление коррекционного воздействия на дошкольников, посещающих логопедические занятия.

    Внедрение современных образовательных технологий в коррекционный процесс по

    развитию связной речи дошкольников с целью исправления нарушений устной речи, формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации дошкольников.

    в течение года

    Совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса.

    Обобщение педагогического опыта по теме

    Изготовление и пополнение наглядного материала по данной теме.

    в течение года

    Оформление папок – передвижек для консультирования законных представителей дошкольников.

    Написание отчета о проделанной работе.

    Консультирование педагогов ДОУ по теме.

    Публикация на сайте ДОУ.

    Изучение методической литературы

    Вопросы для изучения

    Сроки

    Литература

    Формы отчетности

    Программные требования к развитию связной речи дошкольников

    август

    От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2014

    Методика формирования связной монологической речи дошкольников

    сентябрь

    Глухов В. П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. Учеб. пособие по спецкурсу. – М.: Альфа,1996.

    Жукова Н.С. и др. логопедия.

    Консультирование воспитателей

    Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда/Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева.Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998

    Лингвистические и аспекты исследования проблемы составления рассказа и пересказа дошкольниками.

    октябрь

    Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1964.

    Консультирование родителей

    Направления коррекционной работы по обучению составления рассказа и пересказа дошкольниками.

    ноябрь

    Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд. испр. и доп. . – М.: Просвещение, 1982

    Консультирование воспитателей

    Колодяжная Т.П. Маркарян И.А. Речевое развитие детей дошкольного возраста. – М.УЦ Перспектива, 2009

    Образовательные технологии, используемые в обучении составления рассказа и пересказа дошкольниками.

    декабрь

    январь

    Изучение интернет ресурсов.

    Оформление папки «Дополнительный материал»

    Методики формирования навыков составления описательных рассказов посредством наглядного моделирования

    февраль март

    Смышляева Т.Н. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников [Текст]/Т.Н. Смышляева, Е.Ю. Корчуганова // Логопед -№ 5 – С.28

    Оформление папки «Метод наглядного моделирования»

    Применение наглядного моделирования при формировании связных речевых высказываний у старших дошкольников с ОНР Пищикова О. В. -( )

    Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР [Текст]/ Н. Малетина, Л Пономарева // Дошкольное воспитание. – 2004.- №6.

    Содержание и методика обследования состояния связной речи дошкольников

    апрель май

    Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования.: метод. Пособие.- М.: Айрис-пресс, 2005

    Оформление папки «Обследования состояния устной речи дошкольников»

    Обследования речи у детей. Под общей редакцией И. Т. Власенко, Г. В. Чиркиной. Составитель Т. П. Бессонова. Выпуск 2. Москва. 1996