МСП – это сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Выделяют следующие типы связи:

1. Последовательное подчинение (включение)

Тишина стояла такая, что можно было за сто шагов слышать, как белка перепрыгивала по сухой траве.

2. Соподчинение (параллельное подчинение):

· Разноэлементное подчинение – все придаточные относятся к главной части, нок разным ее элементам.

Только к вечеру, когда солнышко уже начинало садиться, отец мой выловил леща, которого оставил у себя в лодке.

· Однородное (параллельное) подчинение – все придаточные соотносятся одним элементом главной части или со всей главной частью.

Я помню как мы бежали по лесу, как жужжали пули…

Особенности при соподчинении:

Могут соединяться при помощи сочинительного союза.

Отец мой говорил, что не видывал таких хлебов и что урожай отличный.

Второй подчинительный союз может быть пропущен.

Они не заметили, как на небе появились голубые пятна, раздались облака.

3. Комбинированное подчинение – и включение и соподчинение одновременно.

Вечером, когда немного утихло, они пошли на мол, чтобы посмотреть, как придет пароход.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 32. Многочленные сложноподчиненные предложения (МСП), их типы.:

  1. 26. Сложносочиненные предложения,их типы. Многочленные сложноподчиненные предложения.
  2. Сложноподчиненные предложения с корреляционной связью. Структурно-семантическая характеристика сложноподчиненных предложений с придаточными относительно-распространительными.
  3. Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры.
  4. 3. МНОГОЧЛЕНЫ. КРИТЕРИИ РАВЕНСТВА МНОГОЧЛЕНОВ. ДЕЛЕНИЕ МНОГОЧЛЕНОВ. ТЕОРЕМА БЕЗУ И ЕЕ СЛЕДСТВИЯ. ОСНОВНАЯ ТЕОРЕМА АЛГЕБРЫ. РАЗЛОЖЕНИЕ МНОГОЧЛЕНОВ НА МНОЖИТЕЛИ.
  5. Общая характеристика сложноподчиненного предложения (структура, семантика, средства связи).
  6. Классификация сложноподчиненных предложений, обоснованная В.А. Белошапковой.

ВОПРОС. Многочленные ССП с различными видами отношений.

Многочленным называется предложение, состоящее из 3 и более предикативных единиц.

Другие термины – многокомпонентное, полипредикативное, усложненное.

Многочленное ССП - ________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Такие предложения могут быть однородного и неоднородного состава, открытой и закрытой структуры.

Многочленные ССП однородного состава открытой структуры состоят из частей, грамматически и по смыслу равноправных, поэтому в таких предложениях не выделяются структурно-семантические блоки. В таких предложениях реализуются значения одновременности, следования, чередования, взаимоисключения:

Осинник зябкий, да речушка узкая, да синий бор, да желтые поля (Сурк).

Если же многочленное предложение неоднородного состава закрытой структуры , то возможно выделение структурно-семантических блоков (предложение сгруппированной структуры):

С утра был туман, но к завтраку погода разгулялась, и солнце блестело на только что распустившейся листве… (Л.Толстой).

1. Вопрос о границах сложносочиненных предложений решается по-разному: предложения с однородными сказуемыми, особенно со сказуемыми глагольного типа некоторые ученые относят к сложносочиненным (В.А. Белошапкова, «Русская грамматика – 80». Такие предложения в «Русской грамматике-80» рассматриваются как ССП моносубъектного типа).

В пособии Е.И. Дибровой такие предложения рассматриваются в зоне переходности между простыми и ССП. При этом близки к ССП такие, в которых сказуемые имеют разное грамматическое оформление, если различаются модальные и видо-временные планы сказуемых, если каждое сказуемое имеет свою группу распространителей: Она ездила смело, ловко и в своей длинной синей амазонке с черной шляпой на голове была прекрасна (Пассек).

2. Сложные предложения, предикативные части которых соединяются пояснительными союзами то есть, а именно , рассматриваются отдельными учеными в составе сложноподчиненных предложений (Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка, М., 1978; Современный русский язык / Под ред. Е.М. Галкиной-Федорук, ч. II, М., 1964).

ЛЕКЦИЯ № 3. СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (СПП),

ИХ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

ПЛАН

1. Определение сложноподчиненного предложения (СПП), его дифференциальные признаки.

2. Средства связи предикативных частей.

3. Типы позиций придаточных частей; гибкие и негибкие структуры.

4. Несвободные модели сложноподчиненных предложений.

Литература:

1. Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. – М., 1987.

2. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. - М., 1981.

3. Валгина Н.С. Современный русский язык. Синтаксис. - М., 2003.

4. Современный русский язык. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой. В 2 ч. Ч. 2 - М., 2001.

5. Современный русский язык / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин и др.; под ред. П.А. Леканта. – М., 2007.

6. Московкина Р.А. О разграничении союзов и союзных слов // Русский язык в школе. - 1966. - № 7. Панов Б.Т. Обучение навыкам различения союзов и союзных слов // Русский язык в школе. - 1977. - № 6.

Предикативные части в ССП связываются сочинительными союзами, которые находятся между предикативными частями и служат для выражения общих грам.значений – смысловых отношений между этими частями: соединительных, противительных, разделительных, сопоставительных, присоединительных.

По союзу нельзя определить семантику.

Классификация по союзам:

1) предложения с соединит.союзом

и, да (=и), тоже, также, ни-ни

· соединит. Союз «и» - отношения соединения.

o Отношения временной последовательности; быстрая смена действий. Средства выражения: временной маркер (сейчас же), СВ глаголов:

По чаще пробежал ветер, и сейчас же пахнуло весной.

o Одновременность. Ср-ва выр-ния: НСВ глаголов:

Вокруг было спокойно, и солнце щедро обливало нас потоком яркого света.

o Причинно-следственные отношения:

Ушел в тучи месяц, и густая тень прикрыла холм.

o Условно-следственные отношения (=если…,то…):

Потеряй опору под ногой, и можешь сорваться.

o Противительно-уступительные отношения:

Я ненавидел эту женщину, и в то же время что-то тянуло меня к ней.

o Действие и мгновенный результат:

Один прыжок, и лев уже на спине буйвола.

· Союз «да» - обычно отношения присоединения, стилистически маркирует фразу как разговорную и передает отношения одновременности:

Речушка узкая, да синий бор, да широкие поля. (изобразительная функция – рисуется картина.

· Союз «ни-ни» семантика отрицательного перечисления. + функция формирования общемодального значения в общеотрицат.предл-ях:

Ни сам никуда не ездил, ни у себя никого не принимал.

· Союзы «тоже», «также» - отношения присоединения, уподобления. Ставятся обычно внутри второй предик части перед сказуемым:

Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе.

2) предл-я с противит.союзом

общая семантика – отношения сопоставления(как правило союз «а») :

· Он учится в университете Лоюачевского, а я – в Лингвистическом. – нет противопоставления, здесь сопоставление по параметру.

· Сопоставление или уточняется каким-то видом отношений, или осложняется:

Солнца еще не было, но дождь перестал. (оттенок несоотвестствия, уступки – как правило союз «но»).

Вина казалась большой и страшной, но на самом деле это был сущий пустяк. (сем-ка несоответствия)

По праздникам у нас учений не было, но в город все равно не пускали. (сем-ка уступки)

· Семантика противопоставления:

Он шутил, а я злобствовал (если «шутить-злобствовать» воспринимать ка антонимы).

· Семантика ограничения:

Вроде бы все трое дружили одинаково, но Костя почему-то всегда ближе с Андреем.

Ограничит. Частица «только» (сем-ка ограничения):

Барс был неподвижен, только чуть-чуть двигался кончик его хвоста.

· союз «Да» - отношения противопоставления с оттенком несоответствия:

Я у него хотел двор поджечь, да он меня поймал.

· союз «зато» - оттенок противоречия:

Бывало по целым часам слова не добъешься, зато иногда как начнет рассказывать…

· частица «же» - выделит.функция; сопоставит.функция (равноправн.части: же=а):

Окна были закрыты, двери же раскрыты настежь.

3) предл-я с разделит.союзом

или, либо, то…то, не то…не то, то ли…то ли.

Две осн.сем-ки: выбора и чередования.

Дополнит сем-ка: взаимоисключения:

· То он собирался поступить в зоологический сад, то его тянуло к пожарному делу.

4) предл-я с присоединит.союзом

да, да и, частица «же», союзы «и», «а», «но».

Добавочное сообщение, которое присоед-ся к тому, что уже сказано.

· Бедной наженьке больше уже негде слышать тех слов, да и некому произносить их.

· Здесь все согласны с вами, но зачем же кричать.

5) предл-я с сопоставит.\ градационным союзом

не только…но и, не столько…сколько, не то чтобы … но, хотя и … но.

Используется для обозначения важности второй части.

Градация – усиление\ослабление второго компонента на фоне первого.

6_) пояснительно-присоединительные союзы:

А именно, то есть.

При помощи второй части уточняется, раскрывается содержание первой.

То есть: дополнительное значение – поправки, оговорки (=говоря точнее, более правильно): мы спали, то есть сестра спала, а я лежал с закрытыми глазами и думал.

Знаки препинания в ССП:

Возможно тире перед сочинит.союзом, если:

1) резкая смена событий, подчеркивается значимость второй части:

· Убил дурак первую птицу, - и загрустила земля. (неожиданный результат, необратимое последствие)

2) в текстах 19 века тире иногда ставится после союза для усиления эффекта неминуемости:

· офицер искоса взглянул на него, выровнял грудь, и – раздались громкие слова командора.

Иногда перед сочинит.союзами запятая в ССП отсутствует:

1) когда есть общий второстепенный член и его функция – общее придаточное

2) когда союз объединяет односост.назывные предл-я

Мороз и солнце!

3) когда союз соединяет вопросит и восклицат предл-я.

Точка с запятой:

Я вернулся домой; но образ Акулины не выходил из моей головы. (внешн.и внутр. жизнь).

Про многочленные сложносочиненные предложения не нашла инф-ции ни в лекциях, ни в учебниках.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 26. Сложносочиненные предложения,их типы. Многочленные сложноподчиненные предложения.:

  1. 32. Многочленные сложноподчиненные предложения (МСП), их типы.
  2. Сопоставительная характеристика сложноподчиненных и сложносочиненных предложений (особенности семантики и структуры, средства связи).
  3. Сложноподчиненные предложения с корреляционной связью. Структурно-семантическая характеристика сложноподчиненных предложений с придаточными относительно-распространительными.
  4. Специфика сложносочиненного предложения. Классификация сложносочиненных предложений
  5. Классификация простого предложения. Членимые и нечленимые предложения. Дву- и односоставные предложения, их отличия. Полные и неполные предложения. Вопрос об эллиптических предложениях. Знаки препинания в неполных и эллиптических предложениях.
  6. 17. Предложения полные и неполные. Типы неполных предложений. Нечленимые предложения.
  7. Сложносочиненные предложения с соединительными и разделительными отношениями.
  8. Структурно-семантическая классификация предложений. Простое и сложное предложения, их отличительные признаки. Классификация предложений по функции и эмоциональной окраске. Классификация предложений по отношению к действительности.

Многочленное сложноподчиненное предложение 4 1. Особенности строения многочленных сложноподчиненных предложений. 4 2. Тип подчинения придаточных частей в многочленном СПП

1 в. 4 Наличие не менее 3 -х частей; 4 Наличие не менее 2 -х средств связи (подчинительных союзов или союзных слов); 4 Особый характер синтаксических связей внутри П, что дает возможность вычленить в составе многочлена смысловые узлы, аналогичные двучленным СПП (МС).

Формальные признаки Мн. СПП 4 Возможность пропуска повторяющихся подчинительных союзов (при однородном соподчинении ПЧ); 4 стечение союзов (при последовательном подчинении) Слепой знал, что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно, то с кустов посыплется роса (Короленко)

Формальные признаки Мн. СПП 4 Возможна неполнота одной из придаточных частей: Хаджи-Мурат так задумался, что не заметил, как нагнул кувшин (Л. Толстой.)

Тип подчинения Обязательным элементом анализа является определение типа подчинения. На основании того, к чему относятся ПЧ и как они связаны друг с другом, различают 2 типа Мн. СПП: 4 СПП с последовательным подчинением; 4 СПП с соподчинением.

СП с последовательным подчинением При последовательном подчинении ГЧ распространяют несколько ПЧ, при этом каждая из них (кроме первой) является одновременно и главной, и придаточной, образуется цепочка Я не замечал этой среды, России, как рыба не замечает воды, в которой живет (Соколов-Микитов).

СПП с соподчинением СП, в которых ПЧ относятся к одной главной, делятся на 2 подтипа: 4 СПП с однородным соподчинением; 4 СПП с неоднородным соподчинением.

СПП с однородным соподчинении При однородном соподчинении придаточные распространяют слово или всю главную часть, при этом они 1) характеризуются одинаковой отнесенностью и одинаковым значением; 2) могут быть связаны сочинит. связью; 3) обычно присоединяются одинаковыми средствами связи.

Материал для наблюдения Определите количество частей и составьте схему этого СПП Поздоровавшись, папа сказал, что будет нам в деревне баклуши бить, что мы перестали быть маленькими (Л. Т.) Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы (Пушкин)

СПП с неоднородным соподчинением 4 ПЧ либо относятся к разным словам, либо одно к слову, а другое ко всей части, придаточные разные по значению; 4 Между частями не возникает сочинительной связи, они занимают разные позиции; 4 Разнофункциональность и разнотипность определляет различие средств связи

Материал для наблюдения Определите количество частей и составьте схему данного СПП Он остановился там, где кусты были чище и гуще, припоминая, что беседка была где-то около этого места (И. Гонч.)

  • познакомить с видами подчинительной связи в многочленных СПП;
  • формировать умения: определять вид и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному, правильно ставить знаки препинания в указанных видах предложения.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Повторение.

Устный фронтальный опрос по теме "Сложноподчиненное предложение"

1.Дать определение СПП.

2.какие способы связи предикативных частей СПП существуют?

3.В чем отличие союза и союзного слова?

4.Какой тип придаточного присоединяется к главному только союзным словом? Приведите примеры таких СПП.

5.Какие группы СПП можете назвать? По какому признаку их выделяют?

Практическая работа.

На рабочем листе дан текст (см. приложение №1).

Найдите в нем СПП с 1 придаточным, запишите их, выделите грамматические основы, вычертите схемы, определите тип придаточного.

(Параллельно проводится работа по повторению тем, вызвавших затруднение на предыдущей диагностической работе и по подготовке к ГИА)

1) Когда он [Чичиков] встyпил в широкие неосвещённые сени, от них подуло холодом как из погреба.

  • СПП с придаточным времени
  • Найдите в предложении слово, образованное бессуффиксным способом (погреб)

4) Он заметил, что по стенам навешено было весьма тесно и бестолково несколько картин.

  • СПП с придаточным изъяснительным

5)С середины потолка висела люстра в холщовом мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шёлковый кокон, в котором сидит червяк.

  • СПП с придаточным определительным
  • Какой частью речи является слово "в котором"?

8) Не надо было приглядываться, чтобы заметить высовывавшийся оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога.

  • СПП с придаточным цели.

3. Объяснение нового материала.

В этом тексте кроме СПП, состоящих из 2 предикативных частей - главной и придаточной - есть СПП в состав которых к главной части присоединено несколько придаточных.

Такие синтаксические конструкции называются многочленными сложноподчиненными предложениями или СПП с несколькими придаточными.

1. Постановка цели урока

На уроке должны

Узнать:

  • какие виды подчинительной связи возможны в многочленных СПП;
  • какие пунктуационные правила определяют постановку знаков препинания в многочленных СПП.

Научиться:

  • определять вид подчинительной связи между предикативными частями;
  • правильно ставить знаки препинания в многочленных СПП;

2. Последовательное подчинение.

Выписать из данного текста предложение №2.

2) Из сеней он попал в комнату, тоже темную, чуть-чуть озаренную жёлтым светом, который выходил из-под щёлки, что находилась в низу двери.

Выделить ГО, указать средства связи, типы придаточных, начертить схему горизонтальную и вертикальную.

Как располагаются придаточные? 1придаточное, следующее непосредственно за главным, называют придаточным 1 степени. Следующее придаточное - придаточным 2 степени.

Такой тип подчинительной связи называется

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ

Указать придаточное 1 степени и 2 степени.

3. Однородное подчинение.

Выписать предложение № 3

3) Казалось, что в доме происходило мытье полов, что сюда на время нагромоздили всю мебель.

Выделить ГО, указать средства связи, типы придаточных, начертить схему горизонтальную.

Как называются члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову и являются одинаковыми членами предложения? (однородные) =>

Придаточные, отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же слову и являющиеся придаточными одного типа (н-р, изъяснительными) являются:::., а вид связи предикативных частей называется::..

ОДНОРОДНЫМ СОПОДЧИНЕНИЕМ.

Начертить вертикальную схему СПП.

Когда однородные члены предложения разделяются запятыми? Когда между ними запятая не ставится?

На СПП с определительным соподчинением распространяется то же правило.

Выписать предложение № 6, выделить ГО, указать средства связи, типы придаточных.

6)В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах.

Какой вид подчинительной связи использован в предложении?

Объясните знаки препинания между придаточными, Начертить вертикальную схему СПП.

4. Параллельное (неоднородное) соподчинение.

Выписать предложение № 9, выделить ГО, указать средства связи, типы придаточных, начертить схему горизонтальную.

9) Никак нельзя было сказать, что в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребывание старый поношенный колпак, лежавший на большом столе.

*выпишите словосочетания мест.. +существительное, определите вид подчинительной связи

Почему нельзя назвать эти придаточные однородными?

Если придаточные поясняют РАЗНЫЕ слова главной части, речь идет о

ПАРАЛЛЕЛЬНОМ (НЕОДНОРОДНОМ) СОПОДЧИНЕНИИ

Начертить вертикальную схему СПП

4. Промежуточный итог.

Назовите виды подчинительной связи в многочленном СПП.

4. Закрепление.

Выписать предложение № 9,

7) Что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии, что руки касавшегося становились похожими на перчатки.

  • Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне слова.
  • В речи какого стиля используется союз ИБО? Замените его стилистически нейтральным синонимом.

Выделить ГО, указать средства связи, типы придаточных, начертить схему горизонтальную, вертикальную. В чем особенность этого предложения?

5. Подведение итогов.

С отрывком из какого произведения мы работали на уроке? Назовите его автора.

  • Что узнали на уроке?
  • Чему научились?

6. Д/З: параграф 22, выписать в словарь виды подчинительной связи и схему к каждому виду, Упр. №209