Почему мы стремимся к свободе? Что ограничивает нашу свободу? Как связаны свобода и ответственность? Какое общество можно считать свободным?

ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ:

Общественные отношения, поведение, отклоняющееся от норм, социальные санкции.

Это сладкое слово "СВОБОДА"

Свобода личности в различных ее проявлениях выступает сегодня важнейшей ценностью цивилизованного человечества. Значение свободы для самореализации человека было осмыслено еще в древние времена. Стремление к свободе, освобождение от пут деспотизма, произвола пронизывает всю историю человечества. С особой силой это проявилось в Новое и Новейшее время. Все революции писали слово "свобода" на своих знаменах. Мало кто из политических лидеров и революционных вождей клялся привести руководимые ими массы к настоящей свободе. Но хотя подавляющее большинство заявляла о себе как о безусловных сторонников и защитников свободы личности, смысл, вкладываемый в это понятие, был различным.

Категория свободы является одной из центральных и в философских исканиях человечества. И как политики окрашивают это понятие в разные цвета, подчиняя нередко его своим конкретным политическим целям, так и философы подходят к его осмыслению с разных позиций.

Попробуем разобраться в разнообразии этих трактовок.

Буриданов осёл

Как бы ни стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. Прежде всего потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. К примеру, кому-то в ночное время захотелось послушать громкую музыку. Включив на полную мощность магнитофон, человек совершил свое желание, поступила, как хотела. Но его свобода в данном случае ограничила право многих других полноценно выспаться в ночное время.

Именно поэтому во Всеобщей декларации прав человека, где все статьи посвящены правам и свободам человека, в последний, содержащей память об обязанностях, говорится, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других.

Рассуждая о невозможности абсолютной свободы, обратим внимание еще на одну сторону вопроса. Такая свобода означала бы для человека ничем не ограниченный выбор, что поставило бы ее в крайне тяжелое положение в принятии решения. Широко известное выражение "буриданов осел". Французский философ Буридан рассказал об осле, которого поставили между двумя одинаковыми и равноудаленными от него охапками сена. Не решив, которому охапке предпочесть, осел умер от голода. Еще раньше аналогичную ситуацию описывал Дайте, но говорил не об ослах, а о людях: "Поставленная между двумя блюдами одинаково привлекательными, человек скорее умрет, чем, обладая абсолютной свободой, возьмет в рот одну из них".

Абсолютной свободой человек обладать не может. А одно из ограничений здесь - права и свободы других людей.

"СВОБОДА Есть познанная необходимость"

Эти слова принадлежат немецкому философу Гегелю. Что же стоит за этой формулой, ставшей почти афоризмом? Все в мире подчинено силам, действующим непреложно, неизбежно. Эти силы подчиняют себе и деятельность человека. Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком, он ее рабом, если же она познана, то человек приобретает "способность принимать решения со знанием дела". В этом и выражается его свобода воли. Но что же это за силы, природа необходимости? На этот вопрос даются разные ответы. Одни видят здесь Божий промысел. Им определены все. В чем же заключается тогда свобода человека? ее нет. "Предсказание и всемогущество Божие диаметрально противоположные нашей свободе. Все будут вынуждены принять и неизбежное следствие: ничего мы не делаем по своей воле, а все происходит по необходимости. Таким образом, мы ничего не делаем по воле, но все зависит от предвидения Божьего", - утверждал религиозный реформатор Лютер. Такую позицию отстаивают сторонники абсолютного предопределения. В противоположность этому взгляду другие религиозные деятели предполагают такую трактовку соотношения божественного предопределения и свободы человека: "Бог задумал Вселенная так, чтобы все творение должно великий дар - свободу. Свобода прежде всего означает возможность выбора между добром и злом, причем выбора, данного самостоятельно, на основе собственного решения. Конечно, Бог в одно мгновение может уничтожить зло и смерть. Но при этом Он одновременно лишил бы мир и свободы. Мир сам должен вернуться к Богу, поскольку сам от Него отошел ".

Понятие "необходимость" может иметь и другой смысл. Необходимость, считают ряд философов, существует в природе и обществе в виде объективных, то есть независимых от сознания человека, законов. Иначе говоря, необходимость есть выражение закономерного, объективно обусловленного хода развития событий. Сторонники этой позиции, в отличие от фаталистом, конечно, не считают, что все в мире, особенно в общественной жизни, жестко и однозначно определено, они не отрицают наличие случаев. Но общая закономерная линия развития отклоняющегося случаями в ту или иную сторону, все равно пробьет себе дорогу. Обратимся к примерам. Известно, что в сейсмоопасных зонах периодически происходят землетрясения. Люди, не знающие этого обстоятельства или игнорируют ее, сводя свои жилища в этой местности, могут стать жертвами опасной стихии. В том же случае, когда этот факт будет учтен при строительстве, например, сейсмостойких домов, вероятность риска резко уменьшится.

В обобщенном виде представленную позицию можно выразить словами Ф. Энгельса: "Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей.

"Свобода есть познанная необходимость."- Спиноза

Способность человека понимать, что свобода это преувеличенный термин. Свободу переоценивают, никто не свободен полностью, у каждого есть свои обязанности перед кем-то или чем-то. Каждое желание, стремление и поступок человека спровоцирован некоторыми фактами и, следовательно, необходимо ему. Спиноза говорит о том, что человек также не может существовать без свободы, он нуждается в ней. Необходимость начинает выступать непосредственным основанием свободы. "Свободной называется такая вещь, - пишет Спиноза, - которая существует по одной только необходимости своей собственной природы и определяется к действию только самой собой. Необходимой же или, лучше сказать, принужденной, называется такая, которая чем-либо иным определяется к существованию и действию по известному и определенному образцу". Спиноза противопоставляет свободу не необходимости, а принуждению. Непринужденной и действующей только в силу своей собственной необходимости, а, следовательно, и свободной оказывается у Спинозы субстанция, т.е. природа или бог.

"Человек воспитывается для свободы." - Гегель.
Свобода, это, прежде всего желание осуществление своей мечты, желание сделать что – либо, что необходимо для собственного «я» для души человека. Но самая главная цель, это получить её. Иметь право на свободу, право на то что бы совершать те или иные поступки. Именно поэтому, человек с самого начала создан для неё. Образование, по Гегелю, — это возвышение человека к духу и соответственно к свободе, ибо свобода и есть «субстанция духа». Как субстанцией материи, отмечал Гегель, является тяжесть, так субстанцией духа — свобода; дух свободен по определению. Так в форме противопоставления «природы» и «духа» Гегель сохранил кантовскую противоположность «природы» и «свободы», хотя и подверг существенным преобразованиям содержательное наполнение этих понятий, да и трактовку их взаимоотношения.
Что же касается свободы, то в интерпретации Гегеля снимается свойственная Канту абстрактная противоположность, разделенность по разным «мирам» необходимости и свободы — они находятся в сложных диалектических взаимопереходах. Кроме того, в отличие от Канта, по Гегелю, царство свободы не противостоит объективному миру в качестве умопостигаемого мира «должного», в рамках которого осуществляется моральный выбор субъекта: свободный дух осуществляется в действительности, в том числе в сфере «объективного духа», в истории.
В философии истории Гегеля всемирный исторический процесс предстал как процесс прогрессирующего воплощения свободы и ее осознания духом. Исторические культуры, по Гегелю, выстраиваются в последовательной лестнице ступеней прогресса в сознании свободы.

В чем же состоит тогда свобода человека? Ее нет.Человек не может быть абсолютно свободным, его ограничивают права и свободы других людей.
В данных определениях больше необходимости, чем свободы. Любое действие, которое мы совершаем вызвано определенным условием, необходимостью его выполнения. Мы считаем, что мы свободны, выполняя те или иные действия, думая, что так мы показываем свободу, свои желания. Но на самом деле, если бы не влияние каких-то внешних и внутренних ситуационных факторов, то действия, даже желания, не совершались бы. Свободы нет, есть только необходимость.

Сторонники абсолютного предопределения в природе необходимости усматривают Божий

промысел. Им предопределено все. Так же, по их мнению, нет свободы человека. Религиозный реформатор Лютер, сторонник абсолютного предопределения, говорил, что предвидение и всемогущество Божие диаметрально противоположны нашей свободной воле. Все будут вынуждены принять и неизбежное следствие: ничего мы не совершаем по своей воле, а все происходит по необходимости. Таким образом, мы ничего не думаем по свободной воле, но все в зависимости от предвидения Божьего.


Другие же религиозные деятели считают, что свобода - это возможность выбора. "Человек совершенно свободен в своей внутренней жизни". Эти слова, принадлежат французскому мыслителю Ж.-П.Сартру. Всё в этом мире построено так, что человек постоянно должен выбирать. Ребенок, родившись, уже существует, но стать человеком, обрести человеческую сущность ему еще предстоит. Следовательно, нет заранее заданной природы человека, никакая внешняя сила, никто, кроме данного индивида, не может осуществить его становление человеком. Это многократно усиливает ответственность человека за самого себя, за то, чтобы состояться как личность, и за все, что происходит с другими людьми.

Ряд других философов, которые отрицают фатализм, дают определение "необходимости" как "закономерности". Необходимость - это рад повторяющихся действий, закономерный ход событий. Случайности бывают, но всё равно существует одна неизменная дорога, на которую рано или поздно вернётся человек. В обобщенном виде представленную позицию можно выразить словами Ф. Энгельса: «Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей».

Мы поддерживаем таких религиозных деятелей, как Ж.-П.Сартру. Бог может создать новую жизнь и может направлять нас в этой жизни, но свой выбор мы делаем самостоятельно. Только мы сами решаем какой у нас будет социальный статус в обществе, только от нас зависит, какие моральные и материальные ценности выбрать. Свобода как познанная необходимость предполагает постижение и учет человеком объективных пределов своей деятельности, а также обусловленное развитием знаний, обогащением опыта расширение этих пределов.

Свобода – осознанная необходимость.

Данное высказывание восходит в древнегреческую античность, а точнее к философии стоиков, которая возникла в Афинах около 300 года до н.э. О. Б. Скородумова отмечает, что стоикам была свойственна мысль о внутренней свободе человека. Так, пишет она, убеждённые в том, что мир детерминирован ("закон судьбы совершает своё право... ничья мольба его не трогает, ни страдания не сломят его, ни милость"), они провозглашают внутреннюю свободу человека как высшую ценность: "Тот, кто думает, что рабство распространяется на личность, заблуждается: его лучшая часть свободна от рабства". Своего рода их философия провозглашает внутреннюю свободу человека, от каких либо внешних ограничителей, но так ли это?

Здесь нам следует понимать свободу воли человека, то есть возможность выбора, равно как и у Спинозы: свобода представляет собой осознанную необходимость или потребность. В самом общем смысле свобода воли - это отсутствие давления, ограничения, принуждения. Исходя из этого, свободу можно определить следующим образом: свобода – это возможность личности мыслить и поступать в соответствии со своими желаниями и представлениями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. Это общее определение, построенное на противопоставлении и сущности понятия оно пока не раскрывает.

Ход рассуждений Б.Спинозы таков. Обычно люди убеждены, что они наделены свободой воли и их поступки осуществляются ими совершенно свободно. Между тем свобода воли - иллюзия, результат того, что подавляющее большинство людей осознает свои поступки, не вникая глубоко в причины, их обусловливающие. Только умудренное меньшинство, способное на путях разумно-интуитивного знания подняться до осознания мировой связи всех причин с единой субстанцией, постигает необходимость всех своих поступков, и это позволяет таким мудрецам превратить их аффекты-страсти в аффекты-действия и обрести тем самым подлинную свободу. Если свобода нашей воли - только иллюзия, порождаемая неадекватными чувственно-абстрактными идеями, то истинная свобода - "свободная необходимость" - возможна лишь для того, кто достигает адекватных, разумно-интуитивных идей и постигает единство обретенной свободы с необходимостью.

Смысл данной идеи в том, что свободным чувствуешь, делая что-то независимо от чьей-то воли. Очень часто приходится напрягаться и выполнять нечто совсем нежелательное. Но это только если ты не считаешь это правильным и нужным сам. То есть чем больше ты осознаешь смысл своих действий, тем легче они тебе даются. Осознание ведет к освобождению духа.

Жизнь в обществе накладывает на каждого человека ограничения (отказ от части личных свобод) ради устойчивого функционирования или прогресса самого общества. В этом случае ограничения с лихвой искупаются новыми возможностями, то есть увеличением свободы. Своего рода свобода каждого из индивидуумов заканчивается там, где начинается свобода другого человека.

Таким образом, свободный человек есть человек, осознанно принимающий ограничения своих возможностей (ограничения своей личной свободы), необходимые для существования общества, которое своим существованием ещё больше увеличивает свободу человека. Своего рода возникает противопоставление: ограничение свободы приводит к ее увеличению, так как ее сознательное ограничение необходимо для нормального существования социума.

Следует понимать, что понятие свободы, так или иначе, трансформировалось в человеческой культуре с течением времени. К примеру, в ряд исторических периодов для человека понятие свободы была принадлежность к какой-либо корпорации, а противоположностью данного вида свободы было изгнание 1 . Также свобода различается по рассмотрению и в рядах регионов, так на востоке христианского мира индивидууму представляется свобода воли, а вот на западе его жизнь предопределена. Своего рода мы видим столкновение двух крайностей: волюнтаризма с одной стороны и фатализма с другой.

Сейчас свобода воспринимается совершенно иначе, она представляет собой возможность распоряжаться своим бытием и продуктами своего труда. С другой стороны она воспринимается, как возможность совершать выбор и возможность распоряжаться также нематериальными вещами: своими способностями и возможностями. В философии свобода рассматривается как необходимость. Но данная необходимость должна рассматриваться в совокупности с взаимосвязями индивида и других людей. Таким образом, мы увидим, что человек не может быть абсолютно свободным и не иметь каких-либо ограничителей, с другой стороны внутренняя жизнь человека абсолютно свободна, но внутренняя жизнь человека и внешняя сильно различаются. Жизнь в обществе, как мы уже отметили выше, накладывает ряд ограничений, а так как жизнь в обществе также является необходимостью, то следует отметить, что для осуществления одной потребности необходимо ограничивать другую. В качестве ограничителя выступает один достаточно простой механизм: свобода предстает нам как свобода выбора и за его осуществление необходимо нести ответственность.

Задание.

    Возможна ли неограниченная свобода в социуме?

    Какие статьи Конституции РФ гарантируют свободу?

    Какова связь понятий «свобода» и «ответственность»?

1 Ярким примером такой свободы служат средневековые сословия, где человек имел четкую регламентацию прав и свобод. В то время как люди вне сословий были чуждыми и чужими.

ПРО СВОБОДУ И НЕОБХОДИМОСТЬ

"СВОБОДА ЕСТЬ ОСОЗНАННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ" - откуда взялся этот странный лозунг? Кому первому пришло в голову отождествить свободу с необходимостью, пусть даже "осознанной"?

Кое-кто утверждает, что это был Спиноза. Например, анонимный автор статьи "Свобода и необходимость" в "Философском словаре" 1963 г. уверенно заявляет: "Научное объяснение С. и н. основано на признании их органической взаимосвязи. Первая попытка обоснования этой т. зр. принадлежит Спинозе, к-рый определял С. как осознанную Н." Однако, чтобы делать такие заявления, надо, как минимум, не читать Спинозу. Для Спинозы-то "ИСТИННАЯ СВОБОДА СОСТОИТ ТОЛЬКО В ТОМ, ЧТО ПЕРВАЯ ПРИЧИНА [ДЕЙСТВИЯ] НЕ ПОБУЖДАЕТСЯ И НЕ ПРИНУЖДАЕТСЯ НИЧЕМ ИНЫМ и только через свое совершенство есть причина всякого совершенства". Такая свобода, по мнению Спинозы, доступна только Богу. Человеческую же свободу он определяет следующим образом: "она есть ПРОЧНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ, КОТОРОЕ НАШ РАЗУМ ПОЛУЧАЕТ БЛАГОДАРЯ НЕПОСРЕДСТВЕННОМУ СОЕДИНЕНИЮ С БОГОМ, с тем чтобы вызвать в себе идеи, а вне себя действия, согласующиеся с Его природой; причем Его действия не должны быть подчинены никаким внешним причинам, которые могли бы их изменить или преобразовать" ("О Боге, человеке и его счастье", пер. А.И.Рубин). Ну, и где же тут "осознанная Н."?

Кое-кто приписывает "осознанную необходимость" Энгельсу. Например, Иосиф Сталин в своей беседе об учебнике "Политическая экономия" (1941) говорит об этом как о само собой разумеющемся: "Энгельс писал в "Анти-Дюринге" о переходе от необходимости к свободе, писал о свободе как ОСОЗНАННОЙ НЕОБХОДИМОСТИ". Должно быть, Энгельса он не читал, поскольку в упомянутой работе сказано буквально следующее:

"Гегель первый правильно представил соотношение свободы и необходимости. Для него СВОБОДА ЕСТЬ ПОЗНАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ. "Слепа необходимость, лишь поскольку она не понята". Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определённых целей".

("Hegel war der erste, der das Verhältnis von Freiheit und Notwendigkeit richtig darstellte. Für ihn ist die FREIHEIT DIE EINSICHT IN DIE NOTWENDIGKEIT. "Blind ist die Notwendigkeit nur, insofern dieselbe nicht begriffen wird". Nicht in der geträumten Unabhängigkeit von den Naturgesetzen liegt die Freiheit, sondern in der Erkenntnis dieser Gesetze, und in der damit gegebnen Möglichkeit, sie planmäßig zu bestimmten Zwecken wirken zu lassen".)

ГЕГЕЛЬ, однако, ни разу не называл свободу "ПОЗНАНИЕМ НЕОБХОДИМОСТИ". Писал он о том, что "свобода, воплощаясь в действительности некоего мира, принимает форму необходимости" (die Freiheit, zur Wirklichkeit einer Welt gestaltet, erhält die Form von Notwendigkeit), и ещё неоднократно называл свободу "die Wahrheit der Notwendigkeit" ("ИСТИНОЙ НЕОБХОДИМОСТИ"), что бы это ни значило. А ещё в его трудах не меньше десятка разных определений свободы - но именно Энгельсовой формулировки там как раз и нету.

Тут, пожалуй, надо бы пояснить, какую "необходимость" Гегель имел в виду. С "предметами первой необходимости" она никак не связана. Notwendigkeit, о которой он толкует - это когда последующие факты "необходимым образом" следуют из предыдущих. Проще говоря, "неизбежность" или "обусловленность". Или даже "карма", как некоторые выражаются. Ну, а Freiheit в данном контексте - это не "отсутствие препятствий к движению", а свобода воли. Иными словами, Гегель пытается доказать, что сознательная воля человека делает возможное неизбежным - ну, или что-то вроде того. Понять его нелегко даже по-немецки, и выводы из его туманных речей можно сделать какие угодно.

Энгельс, как мы уже видели, понял по-своему. Абстрактную "истину" превратил в более конкретное "понимание", привязал к научному мировоззрению, подписал именем Гегеля и передал дальше. А дальше были русские марксисты с их специфическим пониманием всего на свете.

К чести ЛЕНИНА, следует отметить, что Энгельса переврал не он. Соответствующее место из "Анти-Дюринга" в его работе "Материализм и эмпириокритицизм" переведено вполне корректно:

"В особенности надо отметить взгляд Маркса на отношение свободы к необходимости: "слепа необходимость, пока она не сознана. Свобода есть СОЗНАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ" (Энгельс в «Анти-Дюринге») = признание объективной закономерности природы и диалектического превращения необходимости в свободу (наравне с превращением непознанной, но познаваемой, «вещи в себе» в «вещь для нас», «сущности вещей» в «явления»)".

Einsicht, в принципе, допустимо переводить и как "познание", и как "осознание", и даже как "ознакомление" - вариантов множество. Но есть нюансы. "Сознание" по-русски - это не просто "знакомство с чем-либо", но ещё и "субъективная переживаемость событий внешнего мира". Иными словами, "познавая" необходимость, мы всего лишь получаем о ней информацию; а "сознавая" необходимость - ещё и переживаем её субъективно. ПОЗНАЁМ мы обычно мир, себя и другие интересные вещи, а СОЗНАЁМ свой долг, свою вину и прочий негатив - так уж русское словоупотребление устроено.

Сознавал ли это Владимир Ильич? Гадать не берусь, но одно несомненно: свободу с необходимостью отождествил не он, не Маркс, не Энгельс и не Гегель, и уж, тем более, не Спиноза. Спиноза, как вы помните, называл свободу "прочным существованием", Гегель - "истиной", Энгельс - "познанием", Ленин - "сознанием". Ну, а Маркс тут вовсе ни при чём.

Так откуда же она взялась, эта "осознанная необходимость"? Смешно говорить - но, похоже, она сама собой зародилась из ленинской формулировки в умах людей, которые знали русский язык не настолько хорошо, чтобы чувствовать разницу между отглагольным существительным и причастием. Среди ранних теоретиков марксизма-ленинизма таких авторов было много, творениям их несть числа, и поди сейчас разберись, кто из них первым слепил этот оксюморон и насколько осознанно он это сделал. Но вот же, прижилось и чуть ли не лозунгом стало. Так вот бывает, да.

UPD 11/05/2016: Автор "осознанной необходимости" всё-таки нашёлся! Это был Плеханов. Вот цитата: «Зиммель говорит, что свобода есть всегда свобода от чего-нибудь и что там, где свобода не мыслится как противоположность связанности, она не имеет смысла. Это, конечно, так. Но на основании этой маленькой азбучной истины нельзя опровергнуть то положение, составляющее одно из гениальнейших открытий, когда-либо сделанных философской мыслью, что свобода есть сознанная необходимость ».

[Плеханов Г.В. К вопросу о роли личности в истории / Избранные философские произведения в пяти томах. Т. 2. - М.: Государственное Издательство Политической литературы, 1956. С. 307]

Большое спасибо жж-юзеру sanin, совершившему это удивительное открытие!