Разнообразные элементы мощения давно стали неотъемлемой частью любого ландшафтного дизайна. Но за интересным внешним видом кроется довольно сложный процесс создания дорожек, отмостки или площадок на основе искусственных элементов мощения.

Чаще всего в качестве основания под плитку выбирается подушка из песка и щебня, обеспечивающая отвод влаги от кладки. Другим вариантом устройства дорожек является укладка тротуарной плитки на бетонное основание. Такой способ требует тщательного соблюдения технологии, но при правильном выполнении работ обеспечивает высокую долговечность всей конструкции.

Варианты элементов мощения

С учетом постоянного развития способов производства строительных материалов сейчас можно выбрать абсолютно любой тип плитки. Разные варианты изготовления позволяют создавать элементы мощения разнообразной формы и цветов, с нанесением уникального объемного рисунка или цветовыми градиентами.

Популярные изделия

Наиболее популярными вариантами элементов мощения остаются два типа изделий:

  • выполненные методом вибролитья;
  • произведенные по технологии вибропрессования.

Первый вариант плитки предполагает сложную геометрию, возможность создания уникального рисунка, более высокую прочность, морозостойкость и водонепроницаемость. Но и стоимость подобной плитки весьма высока.

Изделия, выполненные вибропрессованием, обладают меньшей эстетичностью и не предполагают разнообразия формы. Но такая плитка более доступна по цене, не уступает по интенсивности окрашивания и вполне способна прослужить пару десятилетий.

Другие разновидности

К менее распространенным вариантам тротуарной плитки можно отнести изделия из натурального камня, полимербетона или керамогранита. Подобные элементы мощения отличаются быстрой потерей внешнего вида при появлении царапин и сколов, а также высокой стоимостью, что существенно ограничивает их применение.

Вне зависимости от вида выбранной плитки способ ее укладки будет отличаться незначительно. Крепить изделия к бетонному основанию можно посредством цементно-песчаной смеси или специального строительного клея.

Плитку, выполненную методом вибролитья, лучше всего укладывать на специальный клей, обеспечивающий надежное сцепление с основанием при минимальной толщине слоя.

Класть плитку можно на уже имеющуюся бетонную поверхность, но чаще всего процесс мощения включает устройство бетонного основания. Вне зависимости от вида будущей конструкции для обеспечения эффективного водоотведения или дренажа необходимо обеспечить уклон поверхности не менее 1 – 2 см на 1 м длины.

В ином случае при скапливании воды на поверхности дорожки, отмостки или площадки влага может понемногу проникать в швы и оставаться на бетонном основании. С учетом низкой проницаемости искусственного камня накопленная вода в зимний период будет замерзать и оттаивать, постоянно изменяясь в объеме, что приведет к постепенному разрушению кладки и конструкции в целом.

Первым этапом работ является разметка будущей дорожки или отмостки и подготовка основания. Для разбивки границ используются колышки, к которым привязывается шпагат. Такие указатели границ конструкции и ее высоты носят название красных меток.

Необходимо помнить, что любая нить или веревка дает провисание в несколько миллиметров на метр, поэтому колышки лучше всего располагать каждые 30 – 40 см.

Удаление верхнего слоя грунта

Далее производится снятие дерна и верхнего слоя грунта на глубину порядка 10 – 15 см. Необходимо помнить, что высота дорожки после укладки плитки будет составлять примерно 7 – 10 см, поэтому расстояние от земли до красных меток должно быть не менее 30 см.

Если после удаления верхнего слоя грунта высота от основания до шпагата превышает 30 см, то разница убирается посредством устройства песчаной подушки большей толщины.

Установка опалубки или бордюров

После утрамбовки песка выставляется опалубка или устанавливаются бордюры. Специалисты чаще всего предпочитают сначала положить плитку, а затем устанавливать бордюрный камень. Но можно воспользоваться и обратной схемой, ведь в этом случае бордюры будут служить опалубкой для бетонной конструкции.

Бордюры укладывают так, чтобы края плитки были на 2 – 3 см выше их края. В этом случае ограждающие элементы не будут мешать отводу воды с поверхности дорожки или отмостки. Для их установки по бокам основной площадки прокапывается небольшая траншея, в которую укладывается подушка из песка и щебня не менее 5 см.

Далее на заполнители наносится строительный раствор и ставится бордюрный камень. После установки ограждающие элементы присыпаются землей, и только затем укладывается основная песчаная подушка под бетонную конструкцию.

Изготовление бетона

Для заливки основания под мощение вполне достаточно изготовить бетон с классом по прочности В15. При высоком уровне грунтовых вод можно увеличить прочность бетона до В22,5. В этом случае долговечность основания повышается в 1,5 – 2 раза.

Необходимые компоненты

Для изготовления бетонной смеси необходимо использовать строительный песок 1 или 2 класса, а также крупный заполнитель из плотных горных пород (гравийный или гранитный щебень). Применение известняка существенно снизит морозостойкость и водонепроницаемость бетона.

Рецептура смеси

Бетон для основания класса В20 можно изготовить при следующем соотношении цемента, заполнителей и воды на 1 м3 смеси:

  • цемент в количестве 290 - 320 кг;
  • песок = 630 - 770 кг;
  • щебень или гравий в количестве 1080 - 1150 кг;
  • вода = 160 - 180 кг;
  • любой пластификатор в рекомендованной производителем дозировке.

Перемешивание компонентов лучше всего вести в смесителе в течение 2 – 3 минут. Заканчивать смешивание можно после того, как смесь приобрела однородность.

Возведение бетонного основания

Перед тем как уложить бетонную смесь, необходимо установить разделительные перемычки. В качестве подобных элементов можно использовать полимерные бордюры для клумб, их необходимо расположить поперек траншеи через каждый метр длины. Подобные отсечки предотвратят образование трещин в бетоне при температурном расширении и сжатии.

Армирование и отвод влаги

Также в подготовленную траншею можно уложить арматурную сетку с ячейкой от 10 до 20 см. Такой каркас увеличит прочность конструкции на растяжение при изгибе.

Дополнительно к поперечным отсечкам необходимо установить вертикальные трубки из асбеста или полипропилена. Высота таких элементов соответствует толщине конструкции. После устройства основания такие отверстия в нем будут способствовать отведению влаги, накопившейся между плиткой и бетоном.

Заливка смеси и уход за поверхностью

Заливку бетонной смеси лучше всего вести непрерывно и обеспечить заполнение всей траншеи в течение 3 – 4 часов. В ином случае в теле бетона образуются холодные швы, снижающие прочность и долговечность конструкции. Сразу после укладки бетон вибрируют погружным вибратором или штыкуют для удаления защемленного воздуха и уплотнения структуры материала.

После укладки вся конструкция покрывается пленкой для предотвращения потери влаги. В течение последующих 3 – 7 дней поверхность основания необходимо постоянно увлажнять.

Перед тем как начать класть плитку, все дренажные отверстия в бетонном основании заполняются мелким щебнем или гравием.

Технология укладки плитняка включает несколько этапов:

  • засыпка основания цементно-песчаной смесью или клеевым составом;
  • установка маяков;
  • утрамбовка и разравнивание поверхности отсыпки;
  • укладка и выравнивание плитки.

Подготовка слоя крепления

На затвердевшее бетонное основание укладывается сухая цементно-песчаная смесь, приготовленная при массовом соотношении компонентов 1: 6 или 1: 5. Такой композит часто называют гарцовкой. Изготавливать его лучше в смесителе без добавления воды.

Слой смеси должен составлять от 5 до 10 см. После засыпки гарцовки ее необходимо уплотнить посредством специальной виброплощадки или обычным бревном с плоской доской в основании. Проведя трамбовку, поверхность выравнивают посредством ровной доски или правила. Необходимо помнить, что чем лучше выполнена трамбовка и выравнивание, тем меньше вероятность возникновения дефектов после устройства дорожки.

Устройство кладки

Укладка тротуарной плитки на бетон ведется от бордюров. Начинают выкладывать отдельные элементы от более высокого края конструкции к более низкому. Перед началом укладки на поверхности размещаются специальные маяки, в качестве которых используются обычные трубки диаметром не более 2 см. Такие элементы помогают выполнять мощение без смещения узора.

Каждая плитка после установки на основание дополнительно отстукивается киянкой для полноценного уплотнения и фиксации в цементно-песчаной смеси. Необходимо помнить, что шов между плитками должен составлять порядка 5 мм. Такое расстояние позволит защитить кладку от разрушения при температурном расширении и сжатии.

После укладки поверхность конструкции просыпается смесью песка и цемента для заделки швов. Излишки гарцовки обязательно сметаются, иначе поверхность декоративных элементов может быть испорчена. Затем поверхность кладки можно смочить водой для более быстрого твердения крепежного состава.

Укладка тротуарной плитки на бетонное основание отличается высокой прочностью и долговечностью. Такой способ укладки применяют в тех местах, где наблюдаются интенсивные нагрузки. Но этот метод является достаточно дорогим, поэтому его используют только при наличии соответствующих технических требований.

Тротуарную плитку традиционно укладывают на песчано-щебеночное основание , которое устраивают непосредственно на грунте. Однако, этот вариант не всегда является оптимальным. Например, при мощении парковок, детских площадок, пешеходных зон очень важно, чтобы основание было максимально прочным. В таких случаях должна выполняться укладка на бетон , который обеспечивает высокий уровень прочности покрытия.

Следует помнить, что бетонное основание под тротуарной плиткой влагонепроницаемо

Главное достоинство бетонного основания – его устойчивость . В этом его отличие от песчано-щебеночной подушки, которая под воздействием атмосферных условий может проседать и «утягивать» за собой брусчатку. С основанием из бетона такого не происходит. Покрытие, уложенное на бетонное основание, не просядет даже при довольно больших механических нагрузках, например, на автопарковках.

Главным врагом покрытия является влага . Вода проникает в микротрещины, а при замерзании расширяется и разрушает плитку изнутри. Поэтому, перед тем как уложить тротуарную плитку на бетонное основание, надо обеспечить хороший дренаж и водоотвод.

В том случае, когда плитка укладывается на песчано-щебеночное основание, вода не задерживается на поверхности плитки, а просачивается сквозь стыки мощения и впитывается в песок и щебень. При укладке на бетонное основание такого не происходит. Вода, пройдя сквозь стыки, скапливается между плиткой и бетоном . Это приводит к тому, что в морозную погоду вода замерзает и отрывает материал от основания. Поэтому так важно, чтобы укладка тротуарной плитки на бетонное основание технология выполнялась по всем правилам.

Технология устройства бетонного основания

Работу следует начинать с планировки участка, где необходима тротуарная плитка укладка на бетон. Участок надо измерить, нарисовать его план и нанести на него все размеры . После этого необходимо рассчитать необходимое количество материала для укладки (сюда входит плитка, песок, щебень, цемент). Затем с помощью бечевки и колышков следует разметить участок согласно разработанному плану.

Теперь можно приступать к снятию грунта . Его надо снять на глубину 25-30 см. Полученную траншею очищают от корней растений, на дно засыпают слой щебня толщиной 10-15 см, создавая при этом необходимый уклон для отвода воды.

Вдоль натянутой бечевки устанавливается опалубка из досок . Опалубку надо закрепить колышками. Их размещают с внешней стороны опалубка на расстоянии 0,8-1 м друг от друга. Толщина досок должна быть не меньше 40 мм. В противном случае они могут и не удержать бетонную массу.

Для заливки основания используют бетонную смесь из щебня, песка и цемента в соотношении 3:2:1 . Прочность бетонного основания усиливают арматурной сеткой. Поэтому сначала на щебеночную подушку выкладывают слой бетона толщиной 3-5 см, на него укладывают арматурную сетку, а потом заливают еще одним, 5-10-сантиметровым слоем бетона.

Верхний слой бетонного сонования под тротуарную плитку не должен содержать щебня крупной фракции

На стадии заливки выполняется формировка уклонов. Тротуарная плитка, ее укладка на бетон не требует слишком большого уклона, достаточно будет одного градуса. Если бетонирование выполняется на большой площади, то необходимо через каждые 2-3 метра делать температурные швы , предотвращающие деформацию мощеной поверхности при сезонных перепадах температуры.

После застывания бетона опалубку удаляют и приступают к укладке. Но прежде, чем положить настил на бетонное основание, надо установить бордюры . Для этого по периметру бетонного покрытия выкапывают канавку. На ее дно выкладывают слой цементного раствора толщиной 3 см. Соотношение песка и цемента в растворе должно составлять 1:3. Бордюры с помощью резинового молотка вгоняют в раствор и оставляют на сутки для застывания. После того, как раствор застынет, промежутки между бордюрами и стенками траншеи заполняются песком , который проливается водой и утрамбовывается.

Способы укладки

Ее можно уложить на бетонное основание двумя способами: на сухую смесь из цемента и песка и на цементно-песчаный раствор .

Приступая к укладке плитки надо предварительно выложить ее на ровной поверхности, соблюдая рисунок. Это поможет понять, как класть тротуарную плитку на бетон, чтобы каждый камень был на своем месте. После этого можно приступать к приготовлению смеси или раствора.

Раствор готовится в той же пропорции, что и для заливки бетонного основания, но его консистенция должна быть более густой. Желательно закладывать в смесь только просеянный песок. Приготовленный раствор с помощью мастерка выкладывается на основание слоем 2-3 см. Тротуарная плитка вдавливается в раствор. Подправить ее положение можно с помощью резиновой киянки. При этом надо постоянно проверять горизонтальность вымощенной поверхности с помощью строительного уровня.

Покрытие из тротуарной плитки, выполненное на цементном растворе считается самым долговечным, но оно совершенно не восстанавливаемо. Если бетон по каким-либо причинам деформируется, то плитку нельзя будет использовать для вторичного мощения.

Многих, конечно, интересует, как положить тротуарную плитку своими руками с помощью гарцовки (сухой цементно-песчаной смеси). В этом случае на бетонное основание сначала настилается слой гарцовки толщиной 5-6 см. Плитки аккуратно укладываются на него и утрамбовываются с помощью киянки.

Результат работы надо проверять строительным уровнем

Швы между плитками после укладки заполняются цементно-песчаной смесью и проливаются водой. Эту процедуру надо повторить несколько раз, пока все швы не будут полностью заполнены смесью. Замощенный участок можно эксплуатировать через 2-3 дня после последней процедуры.

Основные схемы укладки

Владельцы дач и загородных домов хотят видеть свои владения благоустроенными и эффектными. Поэтому им очень важно знать, как положить тротуарную плитку на бетон красиво. Следует отметить, что прямоугольная плитка (брусчатка) позволяет создать множество схем и вариантов красивой укладки .

Самые распространенные схемы укладки:

  • «столбик»;
  • «елочка»;
  • «кирпичная кладка».

Такие схемы являются довольно простыми и отлично смотрятся при использовании нескольких цветов. Обычно их применяют для мощения дорожек, детских площадок и парковок.

Особенности укладки на старый бетон

Зачастую на участках уже имеются старые дорожки, которые хочется модернизировать. Поэтому у многих возникает вопрос, можно ли класть тротуарную плитку на бетон, которому уже немало лет?

Такой метод допускается, но в том случае, когда покрытие не имеет больших дефектов и еще достаточно целое. В противном случае старое бетонное покрытие надо убрать и заменить на новое.

Технология укладки плитки на старом бетонном основании:

  • сначала следует провести ревизию покрытия. С поверхности удаляются все отколотые кусочки, песок, мусор, масляные разводы;
  • ямки и трещины надо зашпаклевать цементным раствором, а бугры счесать;
  • после проведения подготовительных работ плитка укладывается на старом бетонном основании тем же методом, что и на новом.

Как уже было сказано выше, если на старом покрытии присутствуют серьезные повреждения, то его необходимо удалить . В противном случае вся укладка плитки может быть через пару лет испорчена. Если же старое бетонное основание достаточно прочное, то убирать его нецелесообразно. Ведь с его помощью можно существенно сэкономить на обустройстве территории.

Следует сказать, что для укладки тротуарной плитки на старое бетонное основание можно использовать специальный клей . Прежде, как клеить тротуарную плитку на бетон, надо поверхность очистить от пыли, песка и мелкого мусора. На бетонной поверхности не должны присутствовать какие-либо виды лакокрасочных покрытий или любых других, которые могут отслоиться. Наилучшую адгезию обеспечивают шероховатые поверхности из гладкого или ячеистого бетона.

Для укладки плитки на бетон подходит плиточный клей, предназначенный для наружных работ

Укладка тротуарной плитки имеет некоторые хитрости:

  • при укладке большое значение имеют точные измерения;
  • приступая к укладке плитки, следует рассмотреть возможность аренды электрического уплотнителя. Такая машинка поможет добиться более ровной поверхности;
  • нельзя начинать кладку плитки, если есть вероятность дождя. Цементный раствор не сможет хорошо схватиться, если будет слишком мокрым;
  • верхний уровень плитки лучше располагать ниже уровня газона. При соблюдении этого условия можно будет косить траву по краям газона, не беспокоясь о повреждении косилки или тротуарной плитки.

Независимо от того, на каком основании вымощена плитка, она может прослужить очень долго, если изготовлена качественно, а при ее укладке соблюдены все технологические требования.

Как положить тротуарную плитку своими руками на бетонное основание отмостки показано в видео:

При декорировании отмостки и мощении садовых дорожек на заведомо нестабильных грунтах (песок пылеватый, свежая насыпь), глинистых почвах используется укладка тротуарной плитки на бетонное основание с использованием сухой смеси, цементно-песчаного раствора или плиточного клея.

В каждом из представленных вариантов эксплуатационные условия не одинаковые, поэтому технология облицовки изменяется.

Мощение тропинок, парковок, переднего двора и зон отдыха тротуарной плиткой необходимо для повышения качества эксплуатации участка. В классической технологии элементы облицовки монтируются на песок или сухую смесь (1/5 цемент, песок, соответственно). Однако в сложных случаях применяется укладка тротуарной плитки на бетон для обеспечения стабильной геометрии покрытия:

  • подверженные усадке грунты – таковыми являются почвы с низким расчетным сопротивлением (пылеватый песок, торф, свежая не сформировавшаяся насыпь);
  • пучинистые грунты – способны разрушить покрытие, так как вспучивание неравномерно на отдельных участках, виной тому чешуйчатая структура глины.

Реже домашнему мастеру необходимо своими руками декорировать плиткой эксплуатируемые конструкционные элементы – пол гаража, сарая, отмостку, стяжку на парадном дворе, существующие дорожки. Демонтировать бетон в этом случае слишком долго, он является прочным основанием, поэтому плитка укладывается поверх него.

Существует несколько способов мощения, пошаговая инструкция к каждому из них приложена ниже. Однако застройщику следует учесть нюансы:

  • пучение грунтов – если облицовывается отмостка или дорожка из бетона, эксплуатирующаяся несколько лет, и не разрушившаяся за это время, можно быть уверенным, что глины под ней нет, если же планируется заливка новой бетонной стяжки в силу вышеуказанных причин, то абсолютных гарантий, что в промерзающем слое глинистые почвы отсутствуют, у владельца участка нет;
  • влага – бетонная стяжка и бордюры по бокам (у отмостки бордюр и фундамент с другой стороны) представляют собой жесткий короб, дождевые стоки, даже при наличии сбоку желоба ливневки, частично проникают внутрь конструкции через швы, насыщают бетон (возможно растрескивание при замерзании) и пропитывают раствор или песок, которые вспучиваются зимой.

Жесткое бетонное корыто может накапливать осадки, не давая им испаряться.

Важно! Для ликвидации вспучивания необходим дренаж по наружному периметру отмостки и утепление экструдированным пенополистиролом на глубине 40 см. Избавиться от скопления влаги можно единственным способом – укладкой элементов на плиточный клей, который заполнит швы и предотвратит проникновение стоков внутрь конструкции.

С другой стороны – в отличие от глины, насыщенный влагой песок увеличивается при замерзании в объеме равномерно:

  • вся плитка приподнимется на одинаковую высоту зимой, не доставив неприятностей владельцу;
  • весной вода оттаивает, плитка вернется в исходное состояние.

Поэтому данным нюансом чаще всего пренебрегают, особенно в сочетании с линейной ливневкой, желоба которой установлены по наружному периметру отмостки или с одной стороны дорожки между поребриками и плиткой.

Технология жесткого подстилающего слоя из бетона

В рассматриваемом варианте мощения тротуарную плитку предполагается положить внутри жесткого «корыта», днищем которого будет бетонная стяжка. Правила бетонирования аналогичны для плитных фундаментов с небольшими дополнениями:

  • нижний армопояс можно использовать на парковках, тропинки армируются только в верхней трети, чтобы стяжка смогла выдержать усилия возможного вспучивания;
  • класть бетон можно только на нерудные материалы, в которых силы пучения снижены, поэтому удаляется пахотный слой на глубину 0,4 м;
  • высота поребриков и лотков ливневки значительно больше толщины плитки, поэтому необходимо рассчитать глубину траншеи в зависимости от толщины стяжки.

Например, при толщине бетона 5 см, подстилающего слоя 15 см и плитки 6 см, глубина котлована составит 26 см. А высота бордюра 20 см, лотка ливневки 13 – 41 см, потребуется спланировать дно траншеи в разном уровне.

Кроме того, для самотечного удаления стоков с дорожки необходимы уклоны 2 – 4 градуса в поперечном и продольном направлении. На стоянках уклоны обычно создаются в одну сторону – к проезжей части или стоки собираются со стороны участка, отводятся в подземную емкость.

Важно! Даже при укладке плитки на сухую смесь создать эти уклоны будет очень сложно, а при использовании плиточного клея невозможно.

Если тротуарную плитку необходимо уложить на существующее старое основание (плита или стяжка), можно сразу перейти к пункту 3.

Разметка и монтаж бордюров

Материалы для мощения своими руками дорожек и парковок должны быть закуплены до этого этапа. Трасса тропинки и конфигурация стоянки, зоны отдыха зависит от фантазии владельца. Технология разметки имеет вид:

  • устанавливается первый шнур;
  • на сухую вплотную к нему размещается на земле садовый бордюр, лоток ливневки, цельные плитки по ширине тропинки, второй поребрик, натягивается второй шнур;
  • на радиусных/криволинейных участках дорожки разметку можно создать краской или известковым раствором непосредственно по грунту.

После чего, изнутри оконтуренной шнуром зоны удаляют плодородный слой на глубину 0,4 м.

Шнур устанавливается по внешнему периметру поребрика.

Совет! Если используются лотки ливневки 30 – 41 см высоты, в местах их прохождения создается траншея большей глубины с учетом подсыпки 10 см щебня минимум и укладки этих элементов на 2 см слой пескобетона или цементно-песчаного раствора.

Схема вычисления глубины траншеи.

При уклоне участка более 7 градусов внутри дорожек проектируются ступени. Если декорируются крупноформатные участки (парадный двор, парковка, зона отдыха), территория предварительно террасируется дорожным бордюрным камнем, бетонными подпорными стенами или габионами.

Ширина отмостки или дорожки.

Уклоны создаются в грунте, подстилающем слое (песок, щебень) или в самом бетоне при его укладке. Рекомендуемый угол:

  • 1 – 2 градуса поперек дорожки в сторону лотка ливневки;
  • 3 – 7 градусов вдоль тропинки.

Для крупных прямоугольных или квадратных площадок (например, стоянка) уклоны создаются от центра к периметру или в одном направлении.

На этом же этапе устанавливаются дождеприемники под трубами кровельного водостока или поперечные лотки ливневки, которыми отводятся дождевые воды. Исключить взаимное перемешивание щебня/песка с почвой можно за счет укладки на дно траншеи геотекстиля. Этот материал препятствует прорастанию корней сорняков, поэтому используется в большинстве случаев.

Минимальная толщина слоя нерудного материала для трамбовки виброплитой 10 см. Чтобы исключить впитывание цементного молочка при бетонировании щебень выравнивается песком, укрывается рулонной гидроизоляцией (рубероид или Бикрост) или двумя слоями полиэтиленовой пленки.

Бордюры и лотки ливневки монтируются на раствор, выравниваются по горизонтали резиновой киянкой. После застывания раствора они фактически становятся несъемной опалубкой для бетонной стяжки.

Шнур переносится внутрь для установки бордюров.

Армирование и укладка смеси

Если застройщик облицовывает отмостку, рекомендуется утеплить эту конструкцию экструдированным пенополистиролом (толщина 5 – 10 мм), примкнув горизонтальный слой к вертикальной теплоизоляции цоколя/фундамента. Глубина заложения составляет 40 см либо на уровне подошвы МЗЛФ. Этим способом ликвидируется вспучивание, серьезных нагрузок от пешеходного трафика отмостка не испытывает, поэтому ее можно не армировать.

С дорожками и парковками сложнее:


Проволочную сетку проще купить, арматурную можно связать самостоятельно из прутков «рифленки» диаметром 6 – 8 мм

Пошаговая инструкция для армирования выглядит следующим образом:

  • нижний защитный слой обеспечивается укладкой сетки на пластиковые или бетонные прокладки, толщину которых следует рассчитать индивидуально;
  • нахлест отдельных карт составляет минимум одну ячейку (10 х 10 см или 20 х 20 см).

Например, для армирования стяжки толщиной 15 см на тропинке потребуются прокладки 12 см, чтобы сетка была расположена в ее верхней части. Для парковки используются прокладки минимальной толщины 1,5 – 3 см, верхняя сетка укладывается на столики, «пауки» или другие специальные элементы.

Температурные швы создаются деревянными рейками, уложенными через 4 – 6 м поперек тропинки. Их можно размещать между арматурой или прерывать сетку в температурных швах, используя карты необходимого размера для каждой секции стяжки. Разрыв создается по всей толщине бетона.

Установка бруска для температурных швов.

Чтобы получить уклоны бетонной стяжки, применяются разные способы:

  • для отмостки можно прочертить две линии – на цоколе и лотке ливневки или бордюре, ориентироваться на них при вытягивании верхнего слоя правилом;
  • для тропинки аналогичные линии создаются на бордюрах с обеих сторон;
  • внутри прямоугольной парковки проще расставить штукатурные маяки, куски трубы, бруска, оцинкованного профиля, используемого в системах ГКЛ.

Совет! В зависимости от температуры воздуха мощение можно начинать на 3 – 15 день после заливки стяжки, чтобы цементный камень набрал минимум 70% прочности.

Укладка плитки тротуарной на бетон

При наличии жесткого подстилающего слоя положить плитку можно на клей, раствор и гарцовку (сухая смесь песка с цементом в соотношении 5/1, соответственно). Однако при использовании первых двух вариантов правила укладки отличаются от облицовки керамогранитом и кафелем.

Если класть элементы на гарцовку, резко снижаются трудозатраты и бюджет отделки, однако потребуется виброплита для тщательной трамбовки вначале сухой смеси, затем готового покрытия. При выборе сухой технологии плитка укладывается своими руками перед собой, мастер передвигается по уже замощенной территории.

В «мокрых» технологиях хождение возможно через сутки, плиточник наносит раствор/клей на 1 – 1,5 м 2 , движется спиной вперед.

Монтаж на раствор

Бюджетный мокрый способ используется для больших территорий мощения. Классический цементно-песчаный раствор удобен в использовании, так как обладает большим сроком жизни. Технология имеет нюансы:

  • рекомендуемая толщина слоя 2 – 3 см, чтобы облицовка не «плыла» и не продавливала его полностью при выравнивании;
  • для повышения производительности раствор наносится на участок в зоне досягаемости рук мастера, разравнивается зубчатым шпателем;
  • затем на отмостку, тропинку или стоянку укладывается плитка в соответствии с узором.

Уклоны и плоскостность поверхности контролируются уровнем и правилом, соответственно. Вначале пространство заполняется цельной плиткой, на не облицованных участках кельмой или шпателем тщательно подбирается весь раствор. После застывания смеси выкраиваются обрезки и устанавливаются на место эксплуатации. Швы засыпаются песком или гарцовкой, проливаются водой.

Использование плиточного клея

Следующий «мокрый» способ аналогичен предыдущей технологии с небольшими отличиями:

  • клей имеет меньший срок жизни и корректировки плитки;
  • его замешивают в небольшом количестве, ориентируясь на уровень подготовки мастера;
  • разведенный раствор наносится на меньшую поверхность (0,5 – 0,7 м 2) слоем 0,5 – 1 см.

Монтаж на плиточный клей.

Швы обрабатываются либо этим же клеем, либо гарцовкой по аналогии с предыдущим методом.

Укладка на сухую смесь

Пошаговая инструкция для сухой технологии мощения отличается от предыдущих:

  • гарцовка смешивается из сеяного песка и портландного цемента;
  • ею засыпается все «корыто» дорожки или парковки целиком (толщина 5 см);
  • материал уплотняется виброплитой;
  • плитка укладывается с помощью резиновой киянки;
  • затем выкраиваются куски для сложных участков;
  • вся поверхность покрытия трамбуется виброплитой;
  • швы заполняются гарцовкой.

Этот способ позволяет ходить по покрытию уже в процессе укладки, обеспечивает максимальную ремонтопригодность элементов при их случайном раскалывании при падении тяжелых предметов.

Таким образом, пошаговая инструкция отличается при использовании разных составов, на которые укладывается тротуарная плитка.

Совет! Если вам нужны мастера по ремонту, есть очень удобный сервис по их подбору. Просто отправьте в форме ниже подробное описание работ которые нужно выполнить и к вам на почту придут предложения с ценами от строительных бригад и фирм. Вы сможете посмотреть отзывы о каждой из них и фотографии с примерами работ. Это БЕСПЛАТНО и ни к чему не обязывает.

С каждым годом обустройство территории при помощи плитки для тротуаров становится популярным. Ее укладывают повсеместно, на дачах, в городских дворах, детских площадках, автостоянках и конечно в частном строительстве.

Укладка тротуарной плитки на бетонное основание, занимает особую нишу. Она используется в местах, где требуется повышенная устойчивость и долговечность, но это не значит, что ее нельзя уложить своими руками.

Совет: укладка тротуарной плитки на бетонное основание занятие трудоемкое, требующее внимательности, определенного профессионализма и некоторых затрат. Поэтому объемные площади автостоянок оставьте профессионалам. Но облагородить отмостку возле дома или небольшой дворик вы сможете сами.

Чем хорош данный способ

Технология укладки тротуарной плитки на бетонное основание позволяет обустроить дорожные поверхности, подвергающиеся серьезным нагрузкам.

Кроме того, этот способ хорош тем, что такая дорожка, при правильной укладке, прослужит намного больше, нежели при традиционном обустройстве на щебень и песок.

  • Дело еще в том, что при традиционной укладке, основу нужно достаточно хорошо утрамбовать. Но как ее не трамбуй, под нагрузкой она, в любом случае, местами проседает или сдвигается. Бетонный монолит лишен этого недостатка.
  • Если вы решили уложить отмостку, то бетонная подушка с хорошей гидроизоляцией вам просто необходима.
  • Технология укладки тротуарной плитки на бетонное основание, по мнению специалистов, незаменима для обустройства покрытия на пучинистых грунтах. Зимние морозы и связанные с ними подвижки почвы монолитной плите не страшны.
  • Сама по себе инструкция по укладке на ровную плиту своими руками несложная. Главное, перед тем, как положить тротуарную плитку на бетонное основание, обеспечить хороший водоотвод и дренаж. Монолитная основа не пропускает влагу, зимой или в межсезонье это может быть опасно.

Технологические этапы монтажа

Как говорилось ранее, обустройство дорожки на бетонной плите считается более сложным процессом, чем монтаж на песчано-гравийную подушку. В случае несоблюдения технологии, демонтировать такую конструкцию будет проблематично ().

Разметка и подготовка территории

Все подобные работы начинаются с разметки. Для этого используются деревянные или металлические колышки, на которых закрепляется разметочная нить, ориентир.

От точности разметки, во многом будет зависеть качество укладки.

  • Особое внимание нужно уделить уклону дорожки. Традиционно уклон делается в пределах 1 — 3º, на 1 погонный метр, для обычных поверхностей. И до 5º при монтаже отмостки.
  • За разметкой, делается выемка грунта. Общий размер дорожного «пирога» будет порядка 400 мм. Отсюда рассчитывается глубина выемки грунта, с учетом того, что дорожка должна быть выше грунта, плюс иметь скат для дренажа. В среднем это порядка 20 – 25 см.

Установка бордюра

Перед тем как уложить тротуарную плитку на бетонное основание, нужно обустроить само основание, а это конструкция тяжелая и многослойная. Большинство специалистов советуют начинать с установки бордюров.

Они будут исполнять роль естественной опалубки.

В противном случае, вам нужно будет смонтировать опалубку и после монтажа дорожки, все равно устанавливать бордюр.

  • Траншея под бордюр выкапывается ниже уровня основной кладки. Как правило, глубина траншеи составляет порядка 30 см ниже подошвы бордюрного блока. Расчет глубины должен производиться исходя из того, что верхний край блока монтируется ниже уровня дорожки на 20 – 30 мм. Это необходимо чтобы блок не мешал оттоку воды.
  • Изначально, в траншею засыпается щебень, на уровень 100 – 200 мм и хорошо трамбуется. После чего заливается раствор на толщину до 20 мм и устанавливается сам блок. Через сутки, когда цемент схватится, можно начинать строительство дорожки.

Совет: когда выполняется разметка, колышки нужно вбивать как можно чаще. Учитывайте, что даже при хорошей натяжке крепкой нити, провисание на 1 погонный метр, составит 1 мм.

Обустройство бетонной основы

После выемки грунта, поверхность тщательно выравнивается и утрамбовывается, с учетом уклона.

На дно можно постелить 1 – 2 слоя геотекстиля, согласно технологии он необходим для защиты от прорастания зелени, но по нашему мнению, через бетонную плиту зелень и так не пробьется.

Важно: если обустраивается отмостка по периметру строения, для улучшения гидроизоляции, дно нужно застелить рубероидом в 1 – 2слоя.

  • Нижний слой засыпается щебнем на толщину 150 – 200 мм . Щебень также должен быть хорошо утрамбован.
  • Если планируется монтаж покрытия под большие нагрузки, то на щебневую подушку укладывается арматурный каркас, с сечением прута около 10 – 12 мм . Для широкой пешеходной дорожки можно использовать сетку рабица. Узкие дорожки и придомовые отмостки, можно вообще не армировать.
  • Толщина самого монолитного слоя для автостоянок с большегрузными автомобилями или иных подобных сооружений, может доходить до 200 мм . На пешеходной дорожке достаточно 100 – 150 мм.
  • . Чем выше марка бетона, тем он быстрее будет застывать и дольше простоит, но и цена у него также будет значительно выше. В таблице приведены основные пропорции закладки для различных марок бетона.

Важно: на больших площадях, нужно обязательно делать демпферные швы для компенсации напряжений. В среднем каждые 2,5 – 3м².

Укладка плитки

Ответ на вопрос — как укладывать тротуарную плитку на бетонное основание, достаточно прост. В двух словах, процесс похож на монтаж кафеля.

Разница лишь в том, что тротуарное покрытие можно монтировать на мокрый раствор песка с цементом, на сухой раствор песка и цемента в той же пропорции или на специальный строительный клей.

  • При сухой укладке, идет значительная усадка, поэтому с этой смесью работают больше профессионалы. Цена строительного клея достаточно высока. Наиболее рентабельным является вариант с цементно-песочным раствором.
  • В данном случае раствор готовится без добавления щебня, из просеянного песка и цемента. Марка делается на порядок выше, чем на подстилающем монолите и немного гуще.

  • Сначала плитку лучше уложить насухо, выкроить и пронумеровать края со сложными деталями. Для выкройки используется резка железобетона алмазными кругами. В случае, когда нужно пробурить технологическое отверстие, то используется алмазное бурение отверстий в бетоне.
  • На бетонное основание кельмой накладывается раствор толщиной 20 – 30 мм и устанавливается плитка. Плотная подгонка делается при помощи резиновой киянки. Для обустройства зазора 3 – 5 мм, используются пластиковые крестики. Важно сразу контролировать уклон.
  • После схватывания раствора 2 – 3 суток, щели между блоками при помощи веника заполняются просеянным песком. Через неделю, когда песок утрамбуется, зазоры между плитками затираются раствором.

Вывод

Если вы все же решили укладывать покрытие на сухой раствор, то толщина отсыпки также делается в районе 30 мм. Но здесь времени на усадку нужно давать не менее 3 недель. Только после этого можно затирать швы между блоками ().

На видео в этой статье вы можете почерпнуть для себя некоторые технологические моменты.

Укладка тротуарной плитки на придомовой или дачной территории способна стать хорошим вариантом замены брусчатки. Самостоятельно уложить такое покрытие позволяет традиционная технология мощения.

Критерии выбора качественной тротуарной плитки

Правильно выбранный строительно-отделочный материал – гарантия получения качественного и долговечного мощения. Выкладывать садовые дорожки или площадку для отдыха на придомовой территории необходимо морозоустойчивой и стойкой к истиранию тротуарной плиткой.

От показателей устойчивости к истиранию напрямую зависит срок эксплуатации . Чем выше параметры, тем более значительные нагрузки может выдерживать покрытие без выполнения ремонта и замены. Уровень стойкости зависит от используемых материалов. Качественную плиту можно изготовить только и использованием кварцевого или чистого речного песка, цемента марки М500 и твердых горных пород, представленных гранитом, мрамором и базальтом.

Стойкость определяется ГОСТом 13087-81. Наибольшей стойкостью к истиранию обладает керамогранит и тротуарная плитка на основе натурального камня. Менее устойчивым является вибропрессованный вариант тротуарной бетонной плиты. Не менее важны показатели морозостойкости, которым определяется количество циклов заморозки и размораживания.

Для мощения используются плиты, которые производятся в соответствии с технологией вибропрессования или способом вибролитья. В первом случае формируются элементы, обладающие меньшими показателями эстетичности и не отличающиеся разнообразием размеров или форм. Однако, именно такие плитки наиболее доступны по стоимости, имеют достаточную интенсивность окрашивания, а средний срок службы составляет двадцать лет. Второй вариант характеризуется получением фрагментов со сложной геометрией и уникальным рисунком. Такой материал обладает более высоким уровнем прочности и морозостойкости , а также выгодно отличается водонепроницаемостью. К недостаткам можно отнести достаточно высокую стоимость.

Разновидности тротуарной плитки (видео)

Монтаж бетонного основания

Выполнять процесс мощения допускается с использованием уже имеющейся бетонной поверхности, ноукладка предполагает обустройство надежного бетонного основания.

Подготовка территории под заливку бетона

Независимо от типа мощения, обеспечить эффективное водоотведение или дренаж невозможно без соблюдения уклона поверхности, который должен составлять пару сантиметров на метр длины покрытия. Низкий уровень водопроницаемости искусственного каменного мощения вызывает скопление воды и её замерзание/оттаивание. Постоянное изменение объема вызывает постепенное разрушение укладки.

Подготовка к бетонной заливке:

  • на первом этапе осуществляется разметка колышками и веревкой, а также подготовка основания. Разметочные колышки устанавливаются с расстоянием в 30-40см;
  • удаление дерна и снятие верхнего слоя почвы на глубину в 10-15см и обустройство песчаной подушки;
  • утрамбовка песчаной подушки и установка опалубка или монтаж бордюрного камня в заранее прокопанную по бокам дорожки траншею.

Если выбран вариант заливки бетона без обустройства опалубки, то бордюрный камень укладывается на песчано-щебеночную подушку высотой 50мм. Фиксация бордюра осуществляется строительным раствором. Ограждение необходимо присыпать грунтом и только после этого засыпается песчаная подушка под бетон.

Готовим раствор

Класть тротуарную плитку можно только на бетон высокого качества. Как правило, заливка основания под выполнение мощения осуществляется бетоном с прочностью В-15, но если участок отличается высоким уровнем залегания грунтовых вод, то прочность бетона увеличивается до В-22,5, что положительно сказывается на сроках эксплуатации покрытия. Песок для бетона должен быть просеян. Также необходимо приобрести достаточное количество гравийного или гранитного щебня.

Стандартный состав кубометра бетонного раствора В-20 для заливки основания под мощение:

  • цемента 290-320кг;
  • песка сеянного 630-770кг;
  • гравия или щебенки 1080-1150кг;
  • воды чистой 160-180л;
  • пластификаторы в соответствии с рекомендациями производителя.

Перемешивать все компоненты до однородного состояния рекомендуется в бетономешалке, что поможет положить слой бетона максимально ровно и качественно.

Технология заливки бетонной площадки

Перед заливкой бетонного раствора должны быть соблюдены все правила подготовки, включая установку разделительных перемычек. На подготовленную поверхность обязательно требуется укладывать арматурную сетку с ячейками 10х10см или 20х20см, что позволит значительно увеличить прочность возводимой конструкции, а также вертикально устанавливаются полипропиленовые трубки водоотведения. Заливать раствор нужно достаточно быстро, после чего поверхность выравнивается.

Определяем готовность бетонного покрытия к дальнейшей укладке

Уличная бетонная заливка основания быстрее и качественнее затвердеет, если прикрыть конструкцию полиэтиленом, а также в течение недели увлажнять поверхность основания. Если заливка выполняется на больших участках, то каждые три метра в обязательном порядке оставляются зазоры температурного шва. С этой целью следует устанавливать доски, которые после схватывания бетонного раствора вынимаются. Примерно через сутки после проведения бетонной заливки вынимается опалубка, а дренажные отверстия заполняются мелкофракционной щебенкой.

Технология укладки тротуарной плитки (видео)

Этапы укладки тротуарной плитки на бетонное основание

Существует несколько вариантов обустройства мощения с применением тротуарной плитки, но наиболее качественным и долговечным принято считать способ укладки элементов такого покрытия на заранее подготовленное бетонное основание.

Неоспоримыми преимуществами такого способа являются повышенная прочность и отличная устойчивость к внешним факторам всей вымощенной поверхности.

Подготовительные работы

Перед тем, как приступить к процессу мощения, требуется ещё раз проверить основание на предмет отсутствия трещин и разломов, перепадов по высоте и пустот. Горизонтальность поверхности контролируется при помощи строительного уровня. Если претензии к бетонному основанию отсутствуют, то можно приступать к следующему этапу подготовки, который заключается в очистке поверхности от цементной пыли и загрязнений.

Установка бордюров и засыпка цементно-песчаного основания

После разборки деревянной опалубки углубление может быть использовано для установки бордюрного камня. С этой целью необходимо приготовить жесткий бетон, который при помощи мастерка укладывается внутрь углубления, а сверху устанавливаются элементы бордюра. Чтобы предать бордюру высокую прочность, то можно приклеить элементы друг к другу. С этой целью на торцевые части фрагментов наносится клей.

Тротуарная плиткаукладывается на так называемую гарцовку, представленную сухой цементно-песчаной смесью. Выравненную смесь нужно достаточно хорошо увлажнить, что позволит надежно удерживать все элементы мощения на поверхности бетонного основания. Цементно-песчаная смесь готовится из одной части цемента и шести частей просеянного песка без добавления воды. Гарцовка засыпается на поверхность площадки слоем 50-60мм, после чего выравнивается при помощи правила или обычной доски. Выполняется тромбовка закрепляющего слоя виброплитой или посредством обычной ручной трамбовки.

Укладка тротуарной плитки

Укладывать элементы тротуарной плитки можно разными способами. Если выполняется мощение с применением цементного раствора, то на бетонное основание при помощи кельмы накладывается цементный раствор толщиной 2-3см и устанавливаются элементы плитка. Плотную подгонку можно сделать резиновой киянкой. Для обустройства зазоров в 3-5мм, применяются специальные пластиковые крестики.

Необходимо в обязательном порядке контролировать уклон. После того, как раствор схватится, примерно через два-три дня, щели между всеми фрагментами заполняются просеянным чистым песком, а затем затираются стандартным раствором.

Забиваем швы

Специалисты рекомендуют швы засыпать сухой цементно-песчаной смесью, которая затем проливается водой. Такой процесс должен повторяться до тех пор, пока используемая смесь в швах перестанет усаживаться. На заключительном этапе нужно убрать с поверхности весь строительный мусор, а также при необходимости, осуществляется промывка мостовой водой из шланга под сильным напором.

Используем тротуарную плитку для мощения садовых дорожек

Садовые дорожки имеют на приусадебной территории не только чисто функциональное значение, но также являются вполне полноправным элементом придомового ландшафта. Мощеные дорожки помогают визуально разделить дачный участок на отдельные зоны, поэтому их форма должна органично дополнять общую концепцию дизайна. Наиболее распространенным в условиях загородного домовладения является вариант мощения тротуарной плиткой, которая обладает целым рядом преимуществ:

  • отсутствие образования луж поверхности;
  • сохранение всех механических свойств;
  • отсутствие выделения вредных летучих испарений;
  • хорошая морозостойкость;
  • длительный срок службы, составляющий четверть века;
  • ремонтопригодность.

Тротуарная плитка может иметь разную форму и отличается по цветовой гамме. Интенсивность окрашивания не теряется в процессе эксплуатации. На садовые дорожки приходится небольшая нагрузка, поэтому мощение может выполняться не на бетонное основание, а на сыпучую поверхность.

Обустройство бетонного основания потребует некоторого мастерства, а даже незначительные нарушения технологии мощения сокращают период эксплуатации и вызывают неминуемое разрушение кладки.

Специалисты, которые профессионально занимаются мощением, рекомендуют особое внимание в процессе эксплуатации уделять состоянию водостока , так как нарушение его функционирования в процессе нескольких циклов замораживания-оттаивания способно стать основной причиной деструктивных изменений. В целом, уход за покрытием не сложный, и не имеет каких-либо специфических особенностей.

Укладка плитки на бетонное основание своими руками (видео)

Тротуарная плитка является современным и качественным материалом для обустройства покрытия на придомовой и дачной территории. Такая плитка не только проста в установке, но и совершенно не требовательна в обслуживании, чем и обусловлена высокая популярность материала.