Асфальтирование - самый доступный и надежный способ создания дорожного полотна, и, вместе с тем, самый сложный. Технология укладки асфальта включает несколько этапов, каждый из которых требует соблюдения определенной последовательности и точности. 80% работ приходится на подготовку т.н. подушки - нижнего слоя лицевого полотна. В зависимости от того, насколько правильно она будет сделана по процедуре, толщине и наполнителям, зависит устойчивость полотна перед многотонными механическими нагрузками, климатическими осадками и замораживанием.

Известно, что далеко не все «дорожники» свято чтят ГОСТы и СНиПы, экономят на материалах, технике, времени выдержки каждого процесса, из-за чего асфальт рассыпается уже после первой зимы с хорошими морозами. Цель нашей статьи - рассказать, какие существуют современные технологии и как их правильно выполнять.

Общие термины и понятия

Правила и требования к дорожному полотну регламентированы сразу несколькими актами:

  • ГОСТ Р 54401-2011 «Дороги автомобильные общего пользования»
  • СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги», утвержденный постановлением Госстроя СССР от 20 августа 1985 года N 133;
  • КТ-17.0-10.11-75 «Устройство асфальтобетонной дорожной одежды», утвержденной постановлением Госстроя от 10.11.1975г.;
  • СНиП 2.05.02-85 и 3.06.03-85 «Автомобильные дороги» и др.

В статье используются термины и определения, необходимые для обозначения процессов и материалов, используемых при возведении автомобильных и пешеходных дорог.

Асфальтобетон - для покрытия автомобильных дорог разной интенсивности. Это смесь цемента, щебня, песка, минерального порошка и полимерных составляющих с добавлением битумных смол в качестве связующего элемента. Отличается более высокой прочностью и вязкостью по сравнению с горячим асфальтом. Обязательно контролируется температура - при приготовлении она достигает 200°С, при транспортировке и выкладке не должна опускать ниже 130°С, иначе состав начинает застывать и комковаться, выровнять его и утрамбовать уже будет невозможно.

Горячий асфальт изготавливают из цемента, щебня, природного песка, минерального порошка и битума. Присадки и полимеры не добавляют. Разогревается он до отметки 130°С, укладывается не ниже 100°С. Это оптимальное решение для пешеходных и велосипедных нагрузок, допускающее даже кратковременные нагрузки многотонников.

Асфальтобетон и горячий асфальт укладываются при температуре нижнего основания не ниже +5°С.

Холодный асфальт - все те же компоненты, но с добавлением растворителей для разжижения состава. Рекомендуется для проведения экстренного ремонта полотна при низких температурах - не ниже -10°С, при этом нижнее основание +5°С, чтобы не было трещин и не стал размерзаться состав.

Жидкий асфальт - используется для ямочного ремонта, организации пешеходных и велосипедных дорожек. Изготавливается с добавлением переработанного асфальтогранулята в количестве не более 10% для ремонта и строительства, и не более 20% для выравнивания поверхности.

Технология укладки асфальта по ГОСТ

Государственным стандартом определена технология укладки асфальта (горячего литого асфальтобетона и литых смесей) для обустройства покрытий на автомобильных дорогах общего пользования, мостах, тоннелях. Те же требования касаются и проведения ямочного ремонта.

Материалы:

  1. Для приготовления литых смесей используют дробленый щебень, полученный из горных пород. Размер фракции зависит от нагрузки на полотно и составляет:
  • 5-10 мм - пешеходные и велосипедные дорожки;
  • 10-15 мм - автомобильные дороги с нагрузкой менее 3000 автомобилей в сутки;
  • 15-20 мм - автомобильные дороги с нагрузкой более 3000 автомобилей в сутки, мосты, тоннели.

Щебень может применяться в чистом виде и в качестве смесей, но не должно быть посторонних засоряющих элементов. Для производства ямочного ремонта дорог размер фракции выбирают в зависимости от нагрузки.

  1. Песок из отсевов дробления, природный и их смесь.
  2. Минеральный порошок из осадочных (карбонатных) горных пород.
  3. Цемент М1200 - для автодорог, М1000 - для тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек.
  4. Битумы нефтяные дорожные вязкие марок БНД 40/60, БНД 60/90 с добавлением модифицирующих полимеров.

При приготовлении асфальтобетона допускается использование переработанного гранулята в пределах 10% от общей массы литой смеси при укладке дороги и проведении ямочного ремонта. Если дорожное покрытие выравнивается, объем переработанного гранулята может достигать 20%.

Норматив укладки автомобильных дорог

  1. Литые смеси укладываются при температуре нижнего слоя (черновой подушки) не ниже +5°С. Допускаются исключения только в случае экстренного ремонта участка дороги, при котором температура подушки может достигать -10°С, но в этом случае необходимо дополнительно прогревать основание, чтобы обеспечить сцепление асфальтобетона с конструктивным слоем.
  2. Смесь выгружается по партиям сразу на подготовленный слой. Температура смеси фиксируется на отметке 130-150°С.
  3. Под подготовкой понимается высушивание, удаление мусора и пыли. Обязательно проводится предварительная обработка битумной эмульсией в качестве грунтовки - увеличивает адгезию, снижает впитываемость и предотвращает растрескивание готового полотна.
  4. Укладывают состав механизированным способом с применением финишера для разравнивания. Уплотнение осуществляется сразу после засыпки с помощью катков, вибропресса и асфальтоукладчика.
  5. Завершает процесс укладки формирование шероховатой поверхности, которое проводится по технологии втапливания в горячий битум согласно технологическому регламенту.

Этот вариант выбирают для обустройства дорог в частном секторе - во дворах, подъездные пути, дороги общего пользования. Особенность заключается в отсутствии критической нагрузки на полотно и сложностях со спецтехникой. В большинстве случаев укладывать асфальт приходится вручную с использованием виброплиты.

Готовый асфальт на щебенке крупной и средней фракции 10-20 мм

Итак, по каждой технологии обустройства дорожного полотна, включая щебеночно песчаную смесь, нужно начинать с подготовки материалов:

  • щебень средней фракции до 15 мм;
  • песок, очищенных от примесей и суглинков;
  • битум и битумная эмульсия.
  • минеральный порошок или каменная мука.

Высота минимального слоя

Минимальный слой зависит от предполагаемой нагрузки:

  • в частном секторе для организации автомобильных дорог и подъездных путей - 50-70 мм;
  • территория во дворе - 30-40 мм.

Подготовка основания под укладку асфальта

  1. Снимается старое покрытие до твердого слоя, вырывают всю растительность.
  2. Подошва уплотняется виброплитой, при необходимости выстилается геотекстиль - для местностей с большим количеством растительности. Если этого не сделать, трава будет постепенно разрывать основание.
  3. Подошва пропитывается битумной эмульсией - это необходимо для увеличения адгезии и предотвращения проседания полотна.
  4. Засыпают подушку из щебня и песка. Снова обрабатывают эмульсией для улучшения сцепления основания с асфальтом.
  5. Выкладывают бордюры.
  6. Высыпают небольшими партиями горячий асфальт и трамбуют его виброплитой либо ручным катком весом не менее 100 кг.

Все работы проводятся в сухую погоду и притемпературе воздуха не ниже +5°С. Исключение касается только технологии укладки холодного асфальта, с которым можно работать круглогодично.

Данная технология не запрещена государственными стандартами и правилами, но практикуется только в виде ямочного (заплаточного) ремонта. Некоторые компании с учетом степени износа старого асфальта проводят «наращивание» дорожного полотна, кладя на очищенный старый асфальт новый, но это возможно только при условии равномерного износа и отсутствия значительных перепадов.

Нанесение нового покрытия на старое

В целом технология укладки асфальта на старый асфальт выглядит следующим образом:

  1. Подготавливается основание - очищается от грязи и пыли, высушивается.
  2. Грейдером укладывается щебень средней фракции в качестве амортизирующего слоя.
  3. Очищаются и разогреваются края полотна.
  4. Укладывается новый слой асфальта или асфальтобетона и утрамбовывается катком.

Готовится битумная смесь по точно такой же технологии, которая была описана ранее - для автомобильных дорог или частного сектора.

Принципиальных различий между организацией дорожного полотна на старом асфальте или бетонном основании нет. И тот, и другой слой остаются достаточно прочными, что исключает проседание насыпи. Главное - правильно его подготовить, обеспечить хорошую адгезию и быстро работать с составом.

Порядок работ:

  1. Очистка поверхности и обработка стерилизующими составами, исключающими прорастание травы.
  2. Подготовка дренажного пласта из щебня средней фракции и природного песка без суглинка. Дренаж насыпают послойно - щебень и песок толщиной не менее 10 см и тщательно его утрамбовывают катком или виброплитой. Специалисты рекомендуют пропитывать обильно водой, чтобы песок заполнял все пустоты.
  3. Пропитка битумной эмульсией для увеличения адгезии «подушки» с новым слоем асфальта.
  4. Укладка битумной смеси и ее утрамбовывание.

Согласно нормативам температура смеси должна быть не менее 100°С, укладываться в сухую погоду при температуре окружающей среды не ниже +5°С.

Для равномерного распределения каток или виброплита должны проходить одинаковое количество раз. Если работает каток, он не должен совершать реверсных движений.

Укладка дорожного полотна при отрицательных температурах, в дождь и снег может осуществляться только с использованием холодного асфальта. Это полимерный состав на основе битума, модифицированного посредством присадок, увеличивающих пластичность, устойчивость к заморозкам и влажности.

Работа с холодным раствором

По современным технологиям используют 2 типа холодных смесей:

  • песчаная - фракции 5 мм;
  • мелкозернистая - фракции 10-15 мм.

И тот, и другой виды позволяют создать прочное покрытие, устойчивое к экстремально низким температурам, влажности и атмосферным осадкам. Такие работы в среднем на 40% дороже, чем работа с горячими составляющими, но является единственно возможной при экстренном ремонте дорог зимой и под проливными дождями. С их помощью делают ямочный ремонт транс и магистралей, железнодорожных путей, автостоянок, мостов и т.д.

Сам порядок работ идентичен:

  1. Подготовка основания - зачистка, промывка, продувка.
  2. Укладка песчано-щебеночного слоя не менее 10 см с последующим трамбованием.
  3. Выкладка асфальтовой смеси на основе крупной фракции щебня (КЗ-10, КЗ-7).
  4. Уплотнение катками или виброплитами.

Продует такой состав в мешках и состоит из:

  • битумного связующего;
  • крупнозернистого щебеня из твердых горных пород фракцией 5-20 мм;
  • песка из отсева горных пород;
  • минерального порошка (до 20%);
  • модифицирующих добавок (3%).

Работа с составом очень простая и быстрая, при этом не требуется применения тяжеловесной техники, подогревания и поддержания на определенном уровне (100-130°С).

Ямочный ремонт холодным асфальтом

В целом процедура выглядит так:

  1. Зачищается основание от мусора и пыли, тщательно промывается - при малейшем загрязнении адгезия будет минимальной.
  2. Высыпается холодный асфальт.
  3. Разравнивается и утрамбовывается виброплитой.

Укладывать можно при любых осадках - дождь, снег, и температуре воздуха до -25°С.

При том, что с холодным раствором можно работать в любое время года и сам процесс легче и быстрее, коммунальные службы не торопятся ставить на «рельсы» этот вариант, и дело тут не только в цене. С одной стороны, очень трудоемкий процесс подготовки - основание должно быть идеально чистым, чтобы обеспечить нужное сцепление. С другой стороны, редкий состав со временем начинает расползаться, продавливаться в некоторых местах. Срок эксплуатации у него меньше, чем у горячего асфальтобетона, но это прослеживается только на дорогах общего пользования. Если сделать во дворе, он простоит минимум лет 20, а то и больше.

ВИДЕО: Технология укладки асфальта в Германии

Очень часто в холодный период времени коммунальным службам приходится производить срочный дорожных покрытий. Укладка асфальта горячим способом требует идеально сухой поверхности и тщательной подготовки основания, что совершенно невозможно сделать в осенне-зимнее время. Именно в таких ситуациях в большинстве случаев используют холодный асфальт. Что это такое и чем он отличается от привычного способа укладки дорог, попробуем разобраться подробнее.

Что такое холодный асфальт?

Холодным асфальтом называют инновационный материал для ремонта дорог, использование которого открывает новые возможности перед коммунальными службами и владельцами частных территорий. Этот вид пришел к нам из-за рубежа совсем недавно, но уже успел хорошо зарекомендовать себя на российском рынке. Уникальные качества покрытия позволяют использовать его в самых экстремальных условиях, когда укладка горячего асфальта совершенно невозможна. Многих интересует вопрос, из чего состоит холодный асфальт? Что это такое?

Продукция выпускается в виде готовой с добавлением битума, полимеров и пластификаторов. В процессе производства тщательно перемешиваются все основные составляющие материала, добавляется мелкозернистый щебень и эластичные добавки. Полученная смесь проходит термическую обработку и отправляется на упаковку.

Продается холодный асфальт в мешках массой 50 кг, пластиковых ведрах по 15 кг или в больших упаковках до тонны.

Преимущества холодного асфальта

Холодный метод укладки дорожного покрытия приобрел огромную популярность за счет своей простоты. С появлением холодного асфальта выполнить ремонт или сделать небольшую асфальтированную площадку может любой домовладелец без особых навыков и применения дорогостоящего оборудования.

Покрытие из холодного асфальта отличается высокой прочностью, долговечностью и может эксплуатироваться сразу после завершения ремонтных работ. Во время движения автомобилей по отремонтированному участку асфальт уплотняется и приобретает необходимую твердость.

Композитные добавки, включенные в состав материала, улучшают сцепление смеси с поверхностью, чем облегчают процесс кладки и гарантируют высокое качество выполненных работ.

Преимущество данного метода над горячей укладкой заключается в том, что работу можно проводить при температуре до минус 20 градусов. При этом совершенно необязательна предварительная подготовка ремонтируемой поверхности. Все что нужно сделать с ямой - вымести из нее пыль.

Транспортировка материала может осуществляться при любых погодных условиях, в автомобиле соответствующей грузоподъемности. Хорошо упакованный холодный асфальт в мешках может храниться практически вечно. Вскрытая смесь пригодна к использованию в течение года, что очень удобно.

Недостатки

Еще одним важным недостатком являются большие расходы на жидкий асфальт. Цена смеси для холодной кладки в несколько раз превышает стоимость горячего способа. Хотя, если учитывать, что он предназначен только для мелкого ремонта, устранить образовавшиеся ямы с его помощью получится не так уж и дорого.

Для сравнения можно привести пример стоимости обоих дорожных покрытий: 1 тонна обычного асфальта обходится предприятиям в 2000-2500 рублей, в то время, когда цена за тонну холодной смеси достигает 50 000 рублей. Но, если подсчитать трудозатраты работников и арендную стоимость техники, необходимой для горячего покрытия, укладка холодного асфальта получается даже экономичнее.

Технология укладки

Первым делом образовавшаяся яма очищается от пыли и различного мусора. Для наиболее качественного сцепления основания с новым материалом старое покрытие обрабатывают битумной эмульсией, поверх которой будет укладываться холодный асфальт. Что это такое и обязательна ли данная обработка, следует разобраться перед началом работ.

В состав эмульсии входит битум, растворенный в воде с примесью различных компонентов. Липкая жидкость создает максимально плотное соединение двух материалов. Приобрести состав можно в любом строительном магазине.

Если на дорожке имеются трещинки и вмятины, их заполняют жидкой смесью, после чего по всей поверхности повторно проходятся кистью или щеткой, смоченной в битумной эмульсии. Далее приступают к укладке асфальта. Он высыпается в ямку или на территорию будущей дорожки и разравнивается. Если в смеси имеются комки, их необходимо разбить любым тяжелым предметом.

Ямы заделываются в несколько слоев, толщина которых не должна превышать 6 см. Каждый слой тщательно разравнивают виброплитой или обычной тяпкой.

Очень важно, чтобы поверхность жидкого асфальта была на 1-2 сантиметра выше уровня старого дорожного покрытия. В процессе укатки смесь утрамбуется и просядет на необходимую глубину. При ремонте дорог применяется такая технология. Холодный асфальт позволяет использовать новое покрытие сразу после окончания работ.

Сфера применения

Холодный асфальт чаще всего применяется для срочного ремонта дорожных покрытий в местах, где нельзя прекратить движение автотранспорта. Целесообразно использовать материал для труднодоступных участков дорог, ливневок, люков, площадок отдыха и других поверхностей небольшого размера.

Владельцы частных домов для обустройства автомобильной стоянки, полов на верандах и беседках, а также капитальных тропинок часто применяют именно холодный асфальт. Цена его конечно высока, но, поскольку приобретенная смесь может использоваться в течение долгого времени, для периодического частного ремонта это идеальный вариант.

Заключение

В статье мы рассмотрели, когда и где используют холодный асфальт, что это такое. Сегодня этот материал знает практически каждый, кто прямым или косвенным образом связан с ремонтом дорог. Технология укладки холодного асфальта более, чем проста, она доступна каждому желающему уложить качественное и надежное дорожное покрытие в собственном дворе.

Что касается необходимого количества смеси, то следует производить расчеты, опираясь на данные, которые дает производитель. Так, на 1 м 2 покрытия при толщине слоя не более 0,5 см потребуется около 50 кг жидкой смеси. Очень глубокие ямы рекомендуется предварительно засыпать мелким щебнем до середины.

Полученный таким образом асфальт имеет достаточно высокие эксплуатационные характеристики. Если во время укладки смеси не были допущены ошибки, застывшее покрытие прослужит без ремонта долгие годы.

Экологичность

Цена

Практичность

Внешний вид

Простота изготовления

Трудоемкость при использовании

Итоговая оценка

На данный момент считается самым популярным материалом, используемым для дорожного покрытия. Он достаточно надежен. При этом для больших нагрузок предназначаются маркировки асфальта с наилучшими показателями, например, такие, как М1200. Материал несколько меньшей плотности (М1000) уже не способен выдерживать вес многочисленных машин, поэтому его обычно применяют лишь для прокладки дорожек и тротуаров.

Изначально следует разметить ту территорию, на которой предполагается прокладка асфальта. Все работы будут зависеть от того, для каких целей предполагается использовать покрытие. Так, для «легкой» трассы, по которой не предполагается движения большого потока транспорта, понадобится всего один слой щебня, но вот при постройке магистрали уже необходимо будет использовать как минимум три его слоя.

Фракции укладываются от самой большой к наименьшей и очень тщательно прикатываются катком. На первом этапе необходимо формирование особой подушки, на которой и будет расположен асфальт.

Если необходимо, чтобы покрытие шло вровень с окружающей территорией, то сначала потребуется вырыть нужной глубины котлован, а после укладки в него щебня приступать непосредственно к наливке асфальтовой массы. Все дорожные работы по укладке асфальта проводятся согласно требованиями СНИП и ГОСТа.

Существует два основных способа устройства дорог из асфальта:

  1. Холодный. Обычно применим для ремонта, так как он очень быстро схватывается и уже вскоре можно будет использовать покрытие в полной мере;
  2. Горячий. Применим при прокладывании новой дороги. В данном случае битумная смесь должна быть укатана до того момента, как она начнет остывать.

Расход битума при ремонтировании покрытия должен быть не меньше 0,5 л. А вот расход асфальта при прокладке новой трассы высчитывается отдельно. Здесь необходимо учитывать не только размеры дороги, но и ее структуру, а так же другие дополнительные факторы.

При работе обязательно нужно использовать специальный термометр, позволяющий определить температуру стройматериала. Постоянный контроль этого показателя важен, так как после остывания битум уже будет непригоден для прокладки дороги.

На видео — технология укладки холодного асфальта:

Нанесение пропитки

На данный момент имеется три вида пропиток, входящих в состав дорожного покрытия:

  • На основе полимера из акрила. Одно из дорогостоящих покрытий, которое используют лишь на ограниченных территориях. Например, таких, как теннисные корты. Они обеспечивают высочайшие качества защиты, а так же выпускаются в нескольких цветовых гаммах.
  • Каменноугольная смола. Модифицированное покрытие, которое способно не поддаваться воздействию нефтепродуктов. Благодаря особым составляющим обеспечивается не только долговременная служба, но и качественный цвет.
  • Асфальтовая эмульсия. Достаточно распространен и доступен, однако не обеспечивает должной защиты, из-за чего полотно может вскоре потребовать ремонта.

При образовании трещин на проложенном асфальте уже не используют в качестве заливки битумную смесь. Для данной цели применяется герметик, который после посыпается мелкой крошкой цемента. Предотвратить их появление и обеспечить наилучшую прочность позволяет использование специальных сеток под асфальт. При помощи них производится надежная сцепка покрытия, улучшаются и продлевается срок его службы.

Уплотнение — это очень важный этап при прокладке покрытия. Для этой цели возможно использовать специальные машины для укладки: каток, виброплиту или асфальтоукладчик. Каждый из этих видов техники достаточно мобилен, но обладает некоторыми преимуществами перед другими типами укатки. Так, виброплита обладает наилучшей маневренностью, а асфальтоукладчиком можно осуществлять как минимум два типа работ.

На фото — процесс уплотнения покрытия при укладке асфальта

Укладка асфальта своими руками

В частном строительстве, используя асфальт, делают отмостки, устраивают дорожки и тротуары.Помимо этого асфальт возможно применять для формирования кровельного покрытия и проведения внутридворовых работ.

При прокладывании дорожек самостоятельно, работа производится поэтапно:

  • Изначально снимается до 30 см почвогрунта и убирается весь мусор;
  • Далее устанавливаются бордюры, которые послужат не только дополнительным украшением, но и предотвратят расползание битума;
  • На данном этапе создается подушка. Щебневой слой должен достигать 15 см, после укатки которой можно насыпать более мелкую фракцию щебня и вновь укатать. Последним слоем будет песок. Его достаточно будет 5 см. После создания подобной подушки потребуется залить ее водой и прикатать ручным катком;
  • Горячий асфальт необходимо равномерно раскидать по всему периметру дорожки. Далее для разравнивания бугров необходимо применять швабру-движок, постепенно заполняя все ямки новыми порциями асфальта. Поскольку материал достаточно быстро застывает, необходимо несколько работников, которые будут осуществлять всю работу;
  • Когда участок дороги будет заполнен асфальтом и разровнен, необходимо ручным катком уплотнить его. Предварительно потребуется смазать укатчик соляркой, дабы предотвратить прилипание и обеспечить равномерное покрытие. Важно покрыть соляркой все инструменты, которыми производится работа.

Температура асфальта при укладке очень важна. Она не должна опускаться менее 120С, иначе в скором времени покрытие полностью придет в негодность.

При укладке важно производить только прямые движения, реверсивные категорически запрещены. Расход битума в данном случае рассчитывается индивидуально и может составить как 5, так и 10 кг. По окончанию работы вместо пропитки можно использовать специальную краску для асфальта. Она придаст необходимый оттенок. Кроме того можно использовать белую краску для разметки асфальта.

Как правильно положить (уложить) асфальт своими руками расскажет видео:

Ремонт дорожного полотна

По прошествии некоторого времени битум будет нуждаться в ремонте. Если его осуществлять вовремя, замещая наиболее износившиеся участки, то он прослужит гораздо более долгий срок. Самым важным на этапе ремонтирование является фрезерование. Оно подразумевает под собой снятие старого покрытия при помощи фрезы.

После этого проводится текстурирование поверхности. Горячая методика фрезеровки предполагает сначала разогрев асфальтового покрытия, при холодном же методе это не считается обязательным. Последний практически неотличим по качеству от горячего, но способен в несколько раз облегчить работу.

Швонарезчик предназначен так же для снятия покрытия, а так же для нарезки швов. Для перевозки асфальтовой массы используют кохер, который специально изготавливается для этих целей. Он может быть при этом как передвижным, так и стационарным.

Чтобы максимально снизить применение ручного труда, во многих случаях применяют целые автоматизированные системы. Например, для ремонта дорог широко используются машины для снятия асфальта, которые проводят фрезерование и нарезку непригодного покрытия при помощи алмазного диска.

Снятие асфальта швонарезчиком

Ямочный ремонт

Не всегда производится ремонт всего полотна. Чаще всего применяют ямочную методику, технология которой предполагает заполнение всех выбоин и трещин битумной массой. Он может применяться в том случае, когда повреждения не превышают 15% от общего числа дефектов.

Прежде чем приступать к ремонту, потребуется произвести подготовительные работы:

  1. Разметка. В данном случае необходимо отмечать не только поврежденный участок, но и некоторое количество целого полотна. Если несколько выбоин располагаются в одном радиусе, то их необходимо окрашивать общим контуром.
  2. Далее производится демонтаж поврежденного слоя асфальта при помощи, например, отбойного молотка. Лучше всего использовать метод холодного фрезерования, поскольку он позволяет создать ровные стенки.
  3. На этом этапе производится удаление мусора и крошек покрытия, после чего можно приступать к обработке выбоин при помощи специального битумного состава.

На видео — как кладут асфальт, используя машину для ямочного ремонта УЯР-01:

Оценка материала

Рассмотрев в статье применение асфальтового покрытия и самые важные аспекты его ремонта, можно охарактеризовать его так:

  • Применяемые при современном прокладывании покрытий битумы считаются самыми экологичными, по сравнению с подобным материалом прошлых лет;
  • Доступен многим слоям населения, но все же достаточно дорог;
  • Применим для построения практически всех покрытий. Дополнительно может использоваться и при постройке сооружений;
  • Вводимое в эксплуатацию покрытие обладает достаточно хорошим внешним видом. Со временем битум способен бледнеть, но поддерживать цвет можно при помощи специальных красок;
  • Невозможно изготавливать самостоятельно;
  • Требует достаточно быстрой сноровки и использования дополнительных рабочих, поскольку может достаточно быстро остынуть и прийти в негодность.

Частая ситуация - укладка асфальта в дождь - вызывает всплеск негативных эмоций у наших соотечественников. Большинство из нас считает, что это нарушение всех норм и правил. Так ли это?

Определенные обстоятельства

Итак, можно ли класть асфальт в дождь? СНиП, еще советский, но действующий, регламентирует температуру окружающей среды - не ниже +15°С. Но ведь технологии не стоят на месте. Сегодня есть инновационные материалы, позволяющие выполнять работы, даже если на улице минусовая температура. Правда, не ниже -10°С.

В чем особенность

Современное дорожное покрытие укладывается следующим образом:

  1. Подготавливается место, которое досконально расчищается.
  2. Засыпается щебень слоем не менее 5 см.
  3. Заливается специальная эмульсия.
  4. Накладывается слой битума и на него сухой щебень.
  5. Созданный «пирог» тщательно укатывается катком.

Кроме мусора и остатков старого покрытия, мокрую дорогу убирают щётками от влаги. После этого прогревают инфракрасными разогревателями. Но они имеют низкую производительность. Потому на наших дорогах очень часто можно встретить тракторы с установленными на них авиационными двигателями. Их поток горячего воздуха делает территорию пригодной к укладке смеси.

При этих условиях получается самое прочное покрытие российских дорог на сегодня.

Современные требования

Даже при наличии инновационных материалов вопрос «можно ли класть асфальт в дождь» требует соблюдения некоторых условий. Как то:

  • Основание не должно быть мокрым.
  • Если осадки небольшие, смесь применяется литая и холодная.
  • Температура воздуха для использования горячей смеси должна быть не ниже +10°С, для холодных - не ниже -5°С, для литых - не ниже -10°С.

Если за окном минус

В холодное время года территория для укладки асфальта зачищается от подтаявшего снега и льда. Затем обрабатывается особыми реагентами.

Любые осадки в это время года снижают температуру укладочной смеси, поэтому толстые слои асфальта в это время класть не рекомендуется. Работы нужно проводить по всей ширине дорожного полотна и за один раз. В случае ливневых дождей класть асфальт категорически запрещено. При низких температурах можно ли класть асфальт в дождь? Можно. Но в смесь необходимо добавлять специальные технические усадки.

Горячая и холодная укладка

Холодный способ чаще всего используется при ремонтных или восстановительных работах. Главное его преимущество - всесезонность. То есть это как раз тот случай, когда вопрос «можно ли класть асфальт во время дождя» неактуален. Мало того, холодный способ укладки пригоден даже в зимнее время.

Холодный асфальт бывает двух видов:

  1. Летний. Применяется при разрыве температур от +15 до +30°С.
  2. Межсезонный. Пригоден для работ при температуре от -5 до +15°С.

Ни один из них не подходит для строительства нового дорожного полотна. Для этого используют только горячий асфальт.

Если условия не позволяют, прибегают к инновационной технологии литого асфальта.

Литой асфальт

Представляет собой смесь битума с и молотым известняком. Укатывать такой асфальт не нужно. Его консистенция такова, что он без дополнительного уплотнения ложится плотным литым слоем. Одно из его преимуществ - водостойкость. Это как раз тот случай, когда асфальт можно класть в дождь или даже при -10°С. Максимальная толщина слоя литого асфальта не должна быть более 30 мм.

Срок службы

Нормы и правила допускают разрушение 5 % дорожного полотна после ямочного ремонта. Гарантийный срок устанавливается в зависимости от интенсивности движения. Например, на придомовых территориях он всего два года. Если за это время обнаружатся дефекты или трещины (дорожники различают эти понятия), подрядчик выполняет восстановительные работы за свой счет. Это могут быть, например, выбоины, просадки полотна или решеток водоотведения, колейность и пр.

На автомобильных магистралях асфальт меняют большими полотнами. Согласно все тех же норм, производить эти работы нужно в сухую погоду. На вопрос «можно ли класть асфальт под дождем» специалисты отвечают, что этого никто не запрещает, но если он мелкий. Для этого необходимо соблюдать несколько условий. Одно из главных - смесь должна иметь повышенную температуру (для испарения влаги). А для этого завод по ее изготовлению необходимо иметь рядом, а работы на месте проводить быстро и оперативно.

В итоге

Так можно ли класть асфальт в дождь? Действующие нормы и правила не позволяют дорожникам выжидать комфортной погоды ни для ни для укладки нового дорожного полотна. Об этом прямо говорит ГОСТ «Автомобильные дороги и улицы».

В общем, схема действия ремонта дороги во влажных условиях проста:

  1. Подготавливается поверхность: ямы и 3-4 см вокруг тщательно зачищаются от влаги, пыли и грязи.
  2. Затем размечаются границы. Рисуются прямые линии вдоль полотна и поперек с захватом околоямочного покрытия на 5 см.
  3. Если выбоины близко друг к другу, их объединяют одним периметром.
  4. По очерченному контуру (обязательно прямоугольному или квадратному) делают вертикальные углубления на глубину ямы, но не менее толщины всего слоя покрытия.
  5. Снова все очищается от мусора пыли и кусков асфальта.
  6. Стенки ямы обрабатывают разжиженным битумом или эмульсией на основе битума.

Вот и получается, что вопрос, можно ли класть асфальт после дождя, как и под дождем, и на влажную поверхность, в современных реалиях разрешим. Но работы должны проводиться оперативно: быстрая разгрузка, распределение и немедленное уплотнение катком. Единственное «но»: верхний слой в мокрых условиях укладывать нельзя.

Главные причины бездорожья

Кроме неправильной эксплуатации, к основным отнести можно следующие:

  • Экономия битумной эмульсии (она обеспечивает сцепление старого покрытия, грунта и щебня). Ее недостаток или отсутствие приводит к быстрому «разъезжанию» уложенного полотна, и как следствие появляются трещины.
  • В незалатанные проплешины в асфальте попадает дождевая вода или подтаявший снег.
  • Недостаточный слой щебня или замена его на битый кирпич. «Лёгкие» дороги предполагают один слой из щебня средней фракции (20-40 мм). Полотно общего назначения требует укладки нескольких слоев щебня. Сначала крупная фракция (40-70 мм), затем слой средней и верхний слой - мелкая фракция (5-20 мм). Каждый прокатывается катком.
  • Высота каждого слоя асфальтового «пирога» меньше заявленных в нормативах.
  • Несвоевременно выполненные работы.
  • Несоблюдение технологии укладки.
  • Экономия асфальта или недопустимое его качество. Изготавливается асфальт из нефти. И не каждый ее сорт подходит для Отчасти поэтому покрытие непрочное. Плюс недостаточная толщина слоя. Если для придомовых территорий достаточно слоя 4-5 см, то на автомагистралях таких слоев должно быть несколько. Причем разной зернистости. Сначала укладывается крупнозернистый асфальтобетон, за ним мелкозернистый. Для надежности укладывают и третий слой. Каждый проливают битумом.

Но самая веская причина - халатность. Многие работники дорожных служб не «заморачиваются» вопросом «можно ли класть асфальт в лужи». Просто кладут. И как следствие вода, попавшая под покрытие, замерзает, расширяя трещины. Но всегда ли это халатность? Может быть, холодный расчет? Ведь просевший и потрескавшийся асфальт снова нужно ремонтировать.

Post scriptum

С начала 2011 года в нашей стране начали действовать новые правила ремонта дорожного полотна. Главное изменение - восстановительные работы теперь проводятся раз в три года (ранее раз в семь лет). Примерно в это же время начали вести историю дорог. В документах прописывается каждый отремонтированный километр. И в случае выявления брака подрядчики, проводившие работы, ремонтируют полотно за свой счет.

Самым популярным методом покрытия дорог и тротуаров, отвечающим современным понятиям о качественном покрытии и цена которого, к тому же, сравнительно невысока, можно назвать асфальтирование. Но помимо самой смеси надёжность и эффективность укладки примерно, на 50% зависит от подготовительных работ, то есть от подушки, служащей черновым основанием для лицевого слоя.

Ниже мы поговорим о технологии данного производства, а также обратим внимание на демонстрацию тематического видео в этой статье, касающегося нашей темы.

Асфальт на дороге

Примечание. Название происходит от греческого ἄσφαλτος что подразумевает горную смолу, где 60%-75% битума смешаны с минералами. В искусственном варианте битум ограничен количеством от 13% до 60%, а наполнителем служит гравием/щебнем, песком и минеральным порошком.

Этапы производства

  • В первую очередь технология укладки асфальтобетонной смеси, впрочем, как и другие строительно-монтажные работы, зависит от планировки, следовательно, перед началом производства должен быть составлен технический проект и финансовая смета . Затем следует разметка с привязкой к особенностям рельефа данной местности, чтобы обеспечить возможность отвода сточных вод и проходящих вблизи подземных и наземных коммуникаций. Кроме того, большое значение имеет наличие больших деревьев с развитой корневой системой — при необходимости их вырубают, чтобы в дальнейшем не возникало проблем.
  • По окончании подготовительных работ снимается верхний, влажный слой грунта с помощью экскаватора или бульдозера, где глубина, в первую очередь, будет зависеть от эксплуатационного назначения данного участка . Например, для асфальтирования тротуара или садовых дорожек вполне достаточно 10-25 см глубины, но для проезжей части этого, конечно, недостаточно — чем больше планируемая нагрузка, тем глубже придётся закладывать основание.
  • Кроме того, технология укладки асфальтобетона подразумевает обязательное устройство дренажной системы — вода не должна скапливаться ни на покрытии, ни под ним . В связи с этим очень важно убрать весь грунт, который был снят при подготовке основания, чтобы в период дождей его не размыло, и он не забил дренажную систему.

  • После окончания проведения земляных работ возможна укладка асфальта на бетонное основание (жёсткая подушка) или на щебневое (гравийное) с песком (нежёсткая подушка) и это опять-таки зависит от будущей степени нагрузки при эксплуатации участка по СНиПу 06.03-85 . Например, для пешеходных дорожек высота песочно-щебневой подушки может составлять всего 5-10 см, но если это проезжая часть с малой интенсивностью движения (подъезд к дому или воротам), то здесь уже высота составит от 10 см и более. Причём, при условии, что во время эксплуатации предвидятся большие нагрузки, подушка укладывается по слоям — вначале гравий (фракция 40-60 мм), затем, щебень (фракция 20-40 мм), а поверх них — крупный речной песок.

Примечание. Для того чтобы ускорить усадку подушки перед укладкой асфальта, её обильно поливают водой. Когда подсыпка усаживается, она, к тому же, приобретает дополнительную прочность. Утрамбовка производится виброплитами, катками, а в домашних условиях это можно даже делать своими руками с помощью какой-либо биты.

  • В тех случаях, когда на проезжей части предусматривается очень интенсивное движение и, следовательно, большая механическая нагрузка, тогда для основания применяется бетонирование или укладка железобетонных плит, как это показано на верхнем фото . В связи с высокой стоимостью такого типа покрытий в нашей стране их делают крайне редко и по большей части такие конструкции ограничиваются применением для взлётно-посадочных полос или испытательных полигонов.
  • Наиболее выгодно использовать в качестве подсыпки строительный мусор — битый кирпич, камень, старые битые плиты, блоки и перекрытия, цементно-песочную штукатурку и так далее . Примечательно, что при достаточной трамбовке таких материалов они ничуть не уступают тому же щебню или гравию, при этом себестоимость подушки резко уменьшается — ведь мусор, вместо его утилизации, используют, как строительный материал. Но здесь, безусловно, значительно увеличивается трудоёмкость процесса — ведь такие отходы, как правило, имеют очень большую фракцию и из-за этого их сложнее утрамбовывать (приходится разбивать).

Примечание. Закладка основания ( подушки) подразумевает наличие отбортовки, которая выполняется из камней или специальных железобетонных бордюров — это позволяет формовать будущее покрытие. Кроме того, формовки также требует и укладка асфальта, следовательно, высота бордюра должна быть рассчитана на лицевое покрытие.

Технология укладки

В настоящее время укладка асфальта в Российской Федерации производится в согласии с ГОСТ 9128-2009 по асфальтобетонным дорожным и аэродромным смесям, причём инструкция, данная в этом документе применима и для укладки подобных покрытий в частном порядке (на дачных и загородных участках). Обычно асфальтобетон заказывают на ближайшем пункте его изготовления — это предпочтительнее кустарного производства.

Асфальтных заводов, в том числе и небольших, достаточно много, так что покупка готовой смеси обойдётся гораздо дешевле, нежели её самостоятельное изготовление, к тому же, пропорции Госстандартов проще соблюдать при поточном производстве, нежели при разовом изготовлении.

Важно учитывать, что температура воздуха на улице, должна быть не ниже 5ᶛC, причём производственный процесс должен осуществляться в сухую погоду — монтаж во время дождя категорически запрещён! При нарушении данных условий уже на следующий год после укладки будет наблюдаться растрескивание и эрозия покрытия, к тому же износостойкость асфальта значительно понизится.

Чтобы вычислить количество расходуемого материала на определённом объекте, вам нужно будет вычислить площадь участка и определиться с его толщиной — для слоя асфальта высотой 10 см и площадью 10м 2 понадобится одна тонна раствора.

Порядок укладки и уплотнение

Технология укладки асфальта на бетонное основание или на песочно-щебневую подушку подразумевает выполнение работ без малейшего промедления после того, как самосвал с раствором прибыл на строительный участок — это одна из важнейших граней требований ГОСТов и СНиПов.

Для большого объёма, например, автомобильной дороги, при монтажных работах применяются специальные автоукладчики и большие самоходные катки, но при обустройстве тех же тротуаров приходится использовать лопаты и швабры. Кроме того, малые участки не всегда можно утрамбовать даже маленьким самоходным катком, поэтому, в таких случаях используются вибрационные плиты.

Если вы производите подобные работы на приусадебном участке, то вряд ли вы станете приглашать туда проектировщика, но, тем не менее, вам придётся придерживаться определённых параметров толщины покрытия. Поэтому, для садовых дорожек можете выдерживать слой высотой 3-4 см, в то время как для подъездных путей (если там не предусмотрена стоянка тяжёлых автотранспортных средств) потребуется толщина 5-7 см.

Качество укладки асфальтобетона и его эксплуатационный ресурс во многом зависят от правильного и вовремя сделанного уплотнения покрытия. Такой процесс можно осуществить тремя методами, это вибрация, укатка и трамбовка. Для этого можно использовать автоматический или ручной каток, вибрационный каток и вибрационную плиту.

По ГОСТ 9128-2009 температура укладки асфальтобетонной смеси должна выдерживаться не ниже 105ᶛC — это одна из предпосылок хорошего уплотнения укладываемого слоя — чем холоднее асфальтобетон, тем сложнее его утрамбовывать (больше проходов катком). Чтобы избежать налипания раствора на каток или вибрационную плиту, их можно смочить водой.

Чтобы вся поверхность получилась одинаковой, вам придётся следить за количеством проходов катка — оно должно быть одинаковым, к тому же, следует избегать реверсных движений, чтобы не нарушить целостность монолита.

Примечание. Если вам приходится производить укладку асфальта на склоне, то движение катка при уплотнении должно осуществляться только снизу вверх и никак иначе. Для разравнивания (ликвидации) образующихся в таких случаях швов движение катка осуществляется почти перпендикулярно — с тем же преимуществом движения снизу вверх.

Уход за асфальтным покрытием

Категорически запрещено допускать заезд тяжёлой гусеничной техники на такие покрытия — оно достаточно мягкое и траки обязательно оставят вмятины, которые, в свою очередь, будут способствовать разрушению. Кроме того, в жаркое время года противопоказан заезд тяжёлой колёсной техники, так как при таких температурах асфальт размягчается и опять-таки будет разрушен.

При необходимости следует вовремя заделывать все выбоины и трещины, чтобы они не вызывали дальнейшее разрушение структуры.

Виды асфальтобетона

Все асфальтобетонные смеси можно разделить на три основные группы, по виду минерального наполнителя — щебневые, гравийные и песочные. Кроме того, в соответствии с вязкостью используемого и укладочной температуры растворы могут быть горячими и холодными.

Так, горячие производятся с использованием дорожных вязких и жидких битумов и стелятся при температуре не менее 120ᶛC, в то время как холодные, с использованием тех же битумов — при температуре не менее 5ᶛC.

Асфальты могут быть крупнозернистыми, когда фракция наполнителя достигает 40 мм, мелкозернистыми, с фракцией до 20 мм и песочными, с фракцией наполнителя до 5 мм. При этом холодные смеси бывают только мелкозернистыми или песочными (крупный речной песок).

В соответствии с величиной остаточной пористости горячая асфальтовая смесь может быть: а) высокоплотным — остаточная пористость 1-2,5%; плотным — 2,5-5%; пористым — 5-10%; высокопористым — 10-18%. Для холодного асфальтобетона остаточная пористость допускается от 6% до 10%.

В зависимости от содержания щебня и гравия в горячей смеси их можно классифицировать по типам:

  • А — содержит от 50% до 60% щебня;
  • Б — от 40% до 50%;
  • В — от 30% до 40%.

Кроме того, в зависимости от содержания гравия классифицируются на типы Бх и Вх. Горячие и холодные растворы могут быть типа Г и Гх, то есть, это песок из отсевов дробления или смесь с натуральным песком, если последнего не менее 30%. Типы Д и Дх основаны на натуральном песке или если он смешан с отсевом дробления, но при этом, его содержание не менее 70%.

Таблица маркировки смесей и асфальтобетонов

Примечание. Обработка застывшего асфальта практически идентична таким действиям, как резка железобетона алмазными кругами и алмазное бурение отверстий в бетоне. Но в этом случае лучше ориентироваться на прохладную погоду, так как при жаре битум будет налипать на круги, свёрла и корончатые фрезы, что создаст определённые неудобства в работе.

Заключение

Если укладка асфальтобетонной смеси производится у вас дома — на участке или возле него, то, скорее всего, вам не понадобятся высокоплотные асфальты первой марки. Тем не менее, как мы уже упоминали об этом выше, чтобы максимально продлить эксплуатационный ресурс, важно уделить особое внимание укатке и трамбовке не застывшего раствора.