Поведение влечет за собой последствия. Как говорил Павел: «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7-8). Если мы усердно занимаемся, то получаем хорошие оценки. Если ходим на работу, то получаем зарплату. Если делаем физические упражнения, то.будем в лучшей форме. Если проявляем любовь к другим людям, то наши отношения с ними будут ближе. И наоборот, если мы сеем праздность, безответственность или бесконтрольное поведение, то не следует удивляться, пожиная нищету, неудачу и все остальные прелести впустую растрачиваемой жизни. Все это естественные последствия нашего поведения.

Проблема возникает, когда кто-то вмешивается в действие этого. Пьянство или наркомания обязательно несут за собой соответствующие последствия для пьяницы или наркомана. «Злое наказание уклоняющемуся от пути» (Прит. 15:10). Избавлять людей от естественных последствий их собственных поступков - значит делать их беспомощными.

Это часто происходит во взаимоотношениях родителей с детьми. Родители, вместо того чтобы предоставить детям возможность пожинать естественные последствия их поведения, ограничиваются ссорой. Лишь при такой системе воспитания, когда тепло соседствует с разумными ограничениями, дети вырастают уверенными в себе людьми. обладающими умением управлять своей собственной жизнью.

Выбор

Нам необходимо нести ответственность за собственный выбор. Только тогда мы пожнем плоды «воздержания» (Гал. 5:23) *

* В английском тексте Библии: «плоды самоконтроля». ~ Прим. перев.

Но очень часто мы отказываемся от ответственности за совершаемый выбор и возлагаем эту ответственность на кого-либо другого. Вспомните, как часто, объясняя причину наших поступков, мы прибегаем к фразам: «Мне пришлось...» или «Из-за него(нее) я...» Эти фразы раскрывают главную иллюзию. Она заключается в том, что во многих своих делах мы не выступаем в роли активной силы. Мы считаем, что всем управляет кто-то другой, и тем самым снимаем с себя основную ответственность - ответственность за свои поступки.

Мы должны осознать, что наш выбор зависит от нас и наши чувства при этом не так уж важны. Это не позволит нам совершать какие-либо поступки против нашей воли, например, давать «с огорчением или принуждением», как сказано во 2 Послании к Коринфянам 9:7. Павел даже не принимал дара, если чувствовал, что даритель принес его только из чувства «долга». Однажды он даже отослал дар обратно, чтобы «доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно» (Фил. 14). То же самое говорит Иисус Навин в своем известном стихе «о выборе»: «Если же неугодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить» (Нав. 24:15).


Нечто похожее сказал Иисус в Своей притче о виноградаре. где один из работников был недоволен платой, за которую согласился работать: «Друг! Я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?» (Мф. 20:13). Этот человек сделал свободный выбор, согласившись работать за определенную плату. Он гневался из-за того, что другой, работавший меньше него, получил столько же.

Другой пример - брат блудного сына. Он принял решение остаться дома и служить своему отцу, а по возвращении брата стал возмущаться. Отцу пришлось ему напомнить, что он сам предпочел остаться дома.

Священное Писание напоминает людям о сделанном ими выборе и просит взять на себя ответственность за это. Как сказал Павел: «Если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим. 8:13). Если мы делаем выбор, ища одобрения со стороны других или на основании собственного чувства вины, то готовим обильную почву, на которой взрастет обида и негодование. И то и другое - плоды нашей греховной природы. Другие люди решают, что нам «следует» делать, и мы уже не считаем себя вправе делать то, что нам хочется. Мы думаем, будто делая что-то по принуждению, проявляем любовь.

Установление барьеров неминуемо влечет за собой принятие на себя ответственности за свои решения и за последствия этих решений. Вполне возможно, что вы сами не позволяете себе принять решение или сделать выбор, результатами которого будете довольны.

Премачанд – выдающийся и широко известный писатель, создававший свои произведения на хинди. Оба его сына учились в Аллахабаде, а он сам с женой жил в небольшом городке к северу от Аллахабада. Однажды им с женой случилось поехать по делам в южный город, и так как поезд шел через Аллахабад, они решили повидаться с сыновьями. И написали, чтобы сыновья встретили их на вокзале.

Поезд остановился, и муж с женой вышли из вагона. Они увидели спешащих к ним сыновей. Старший, перед тем как заговорить с родителями, почтительно коснулся их ног, а младший сразу принялся оживленно болтать. Родители спросили, как их здоровье и хорошо ли идет учеба. Оба ответили, что все как нельзя лучше. Когда поезд должен был тронуться, старший сын снова склонился к ногам родителей, в то время как младший просто помахал рукой.

Жена Премачанда только и говорила, что о сыновьях, и была очень счастлива, что увидела их. К своему удивлению она заметила, что ее муж, против обыкновения, молчалив и мрачен. Она спросила его: «Дорогой, что случилось? Почему ты вдруг стал таким серьезным и молчаливым и совсем не радуешься встрече с сыновьями?» Премачанд ответил: «Ты, должно быть, ничего не заметила. Разве тебе понравилось, как вел себя младший?» – «А в чем дело? Я не нахожу, что с ним что-то не так. Он еще совсем юн, и такой озорной и веселый!» – «Нет, нет, – сказал Премачанд, – старший проявил смирение и почтительность, дважды коснувшись наших ног, а младший и не подумал сделать этого!» – «Зачем относиться к этому так серьезно? – возразила жена, – ведь он еще так молод, ему, должно быть, было неловко склоняться к ногам родителей на виду у стольких людей. Он наверняка выразил свое почтение, но про себя. Он подрастет, поумнеет, и все наладится».

Но Премачанд не был склонен к компромиссам и ответил: «Дорогая, истинная природа человека и его образ мыслей видны по его поведению. Хорошие привычки должны закрепляться с раннего детства, и тогда подобные знаки почтения становятся естественны и непроизвольны. Не знаю, что ждет его в будущем».

Слова отца оказались верными. Старший сын, благодаря своему усердию и благим наклонностям, сдал экзамен на бакалавра на юридическом факультете, уехал в Лондон и там получил звание адвоката. Вернувшись в Индию, он три года занимался адвокатской практикой, а потом стал судьей в Аллахабадском суде. Он пользовался большим уважением за свои безупречные манеры и учтивость. Младший сын, из-за легкомысленного отношения к учебе, вынужден был бросить институт и поступить младшим клерком в Аллахабадский суд. Старшему все оказывали знаки почтения, а младший должен был сам кланяться каждому.

Какова мораль истории? Характер – это наша судьба. Каждое действие, совершаемое сегодня, неизбежно отразится на нас в будущем.

Письмо сыну

Вы, должно быть, слышали о великом и благородном англичанине – Филиппе Сиднее. Когда он учился в школе, его отец написал ему письмо, в котором дал ему несколько советов. Письмо было следующее: «Дорогой сын! Каждый день молись Богу от чистого сердца. Всегда старайся обратить свой ум к Богу. Выказывай уважение и смирение по отношению к своим учителям и школьным товарищам. Не впадай в уныние, если кто-то критикует и осуждает тебя, и не ликуй от похвалы и лестных слов. Никогда не осуждай и не порицай других». В конце письма отец предостерегал сына: «Если тебе придется что-то кому-то обещать, обещай только Богу и никому больше. Речь – дар Бога. Поэтому давать слово можно только Богу. Ты не имеешь права обещать кому-то другому, иначе будешь виновен в том, что тратишь слова впустую. Если ты будешь следовать этим советам, возрастет твоя мудрость, и ты станешь идеальным студентом. Всегда следи за своим языком и не позволяй ему выходить из-под контроля». Филипп Сидней внял советам отца и достиг мировой известности.

Каков отец, таков и сын

У богатого купца был единственный сын. Жена его умерла, когда мальчику было всего пять лет. Купец стал для него и отцом, и матерью, воспитывая сына с любовью и заботой. Он дал ему хорошее образование и выбрал ему в жены красивую девушку.

Молодую невестку раздражало присутствие свекра в доме. Она видела в нем досадную помеху, мешающую им с мужем жить свободно. Она настаивала на том, чтобы муж получил все права на собственность. Муж возражал ей: «Не волнуйся, ведь я единственный сын, и унаследую всю собственность отца». Но она не могла успокоиться. Изо дня в день она затевала этот разговор, и в конце концов сын сказал отцу: «Отец, ты уже в летах. Тебе, должно быть, трудно справляться с делами и заниматься всеми денежными расчетами. Почему бы тебе не передать мне управление торговлей и доходами?» Купец, искушенный в мирских делах, согласился и передал сыну все права на распоряжение собственностью и ключи от сейфа.

Через два месяца невестка решила, что старик должен освободить свою комнату с верандой, так как мешает ей своим кашлем и чиханием. Она сказала мужу: «Дорогой, я скоро должна родить и считаю, что мы имеем право занять комнату с верандой. Мне кажется, твоему отцу будет удобней жить под навесом на заднем дворе». Муж очень любил свою жену и считал ее такой умной, что всегда выполнял все ее желания. Старика поселили на дворе, и каждый вечер невестка носила ему еду в глиняной миске.

Пришел день, когда у молодых родился сын. Он рос смышленым, резвым и ласковым ребенком. Мальчик очень любил проводить время с дедом, и с большой радостью и удовольствием слушал его смешные истории и прибаутки. Ему не нравилось, как относится его мама к любимому дедушке, но он знал, что у нее непреклонный нрав и отец боится перечить ей.

Как-то раз, насидевшись на коленях у деда, мальчик прибежал в дом и увидел, что родители что-то ищут. После обеда прошло уже больше часа. Он спросил, что они потеряли. Отец ответил: «Да вот, глиняная миска твоего дедушки куда-то запропастилась. Уже поздно, пора бы отнести ему обед. Ты нигде не видел ее?» Пятилетний ребенок ответил с лукавой улыбкой: «Так она же у меня! Я взял ее, и теперь она надежно хранится в моем сундуке». «Как! Ты положил миску в свой сундук? Зачем? Пойди и принеси ее», – велел отец. Мальчик ответил: «Нет, папа, она нужна мне. Я хочу сохранить ее на будущее. Ведь разве она не понадобится мне для того, чтобы носить тебе обед, когда ты станешь стареньким, как дедушка? Вдруг я не смогу достать такую же?» Родители онемели. Они поняли свою ошибку, и им стало стыдно за свое поведение. С тех пор они стали относиться к старику с заботой и уважением.

Если вы уважаете своих родителей, ваши дети будут уважать вас.

Роль матери

После битвы на Курукшетре Господь Кришна пришел к царице Гандхари , чтобы утешить ее. Она сказала Ему с упреком: «Если Ты – Бог, как можешь Ты поступать столь предвзято? Ты помогал Пандавам, но не мог оставить в живых хотя бы одного из ста сыновей, которых я выносила в своем чреве!» Кришна ответил: «Сестра, я не виноват в смерти твоих детей. Виновата в этом ты сама». Гандхари сказала: «Кришна, как можешь Ты быть таким бессердечным, чтобы предъявлять мне подобное обвинение?»

Кришна ответил: «Сестра, ты родила сто сыновей, но бросила ли ты любящий ласковый взгляд хотя бы на одного из них? Ты предпочитала оставаться с завязанными глазами. Ты не способна была видеть, как живут твои сыновья. Поистине, не было никого несчастней твоих детей, ибо они не могли наслаждаться нежной заботой матери и ее любящим взглядом. Могли ли из них вырасти герои – праведные, верные долгу и дисциплине? Мать – первый учитель и наставник. Подумай об этом сама и сравни себя с царицей Кунти . С самой смерти мужа Кунти воспитывала своих сыновей с огромной любовью и заботой. Она была рядом с ними и во дворце, и в смоляном доме . Пандавы не ступят и шагу без благословения своей матери. Они смогли заслужить Мою милость не из-за каких-то личных талантов, а потому что Кунти неустанно молилась Мне: «О Кришна! Только Ты можешь защитить их». Те, кого судьба обделила любящим материнским взглядом, не могут увидеть Бога и заслужить Его любовь».

Так Господь Кришна открыл глаза царице Гандхари на роль матери.

Путали Баи

Мать Ганди Путали Баи многие годы была верна обету «Кокила врата». Каждое утро она совершала ритуал, а потом ждала первого крика кокилы (индийской кукушки), и только тогда приступала к своему завтраку. Однажды она очень долго ждала и оставалась голодной, так как кукушка молчала. Заметив это, маленький Ганди вышел на задний двор, прокричал «кукушкой» и, вернувшись в дом, сказал матери: «Мама, пожалуйста, поешь, ведь кукушка уже пропела».

Не в силах сдержать своего горя, Путали Баи отшлепала сына по щекам и запричитала: «Какой грех я совершила, что произвела на свет такого лгуна? Какая я великая грешница, что Бог наградил меня таким негодным врунишкой!» Восклицая это, она лила горькие слезы. Потрясенный до глубины души словами матери, Ганди пообещал ей: «С этого дня я ни разу в жизни не скажу неправду».

В те дни матери внимательно следили за поведением своих детей и стремились удержать их на праведном пути.

Образцовая мать

В деревне близ Калькутты жили мать с сыном. Ради того, чтобы дать сыну образование, мать терпела много лишений. Но при этом она внушала ему: «Мой милый, не считай мирское образование самым важным. Многие люди овладевают самыми разными науками, но так и остаются глупцами, не понимающими, кто они такие. Ученость не избавляет человека от низменных привычек. Она лишь повергает его в пучину противоречий, но не дает мудрости и совершенства. Зачем посвящать жизнь изучению того, что когда-то исчезнет? Нужно постигать то, что избавляет от смерти. Только духовное знание ведет к бессмертию. Мирское знание недолговечно. Оно необходимо лишь для того, чтобы заработать на хлеб. К нему нужно стремиться только ради независимой жизни, ограничивая при этом свои желания. Поэтому, сын мой, получая мирское образование, не забывай о духовном поиске».

Юноша завершил учение и поступил на скромную должность. Однажды в городе проводился фестиваль народного творчества. Деревенские женщины собрались на праздник, нарядившись в лучшие сари и украшения. Мать юноши тоже пошла на праздник в своем старом заштопанном сари. Сыну больно было смотреть на нее, и он сказал: «Мама, тебе совсем нечего надеть, у тебя нет ни одного украшения. Это очень огорчает меня. Пожалуйста, скажи, какие украшения тебе бы хотелось иметь?» Женщина ответила: «Сынок, сейчас не время говорить об этом. Я скажу тебе в другой раз».

Благодаря усердию и исполнительности, молодой человек получил повышение по службе. Он снова спросил у матери, какие украшения ей по душе. «Теперь я смог бы купить их тебе», – сказал он. Мать ответила, что она мечтает о трех украшениях, но, какие они, скажет позже.

С течением лет сын занял высокое положение на службе и в обществе. Он снова обратился к матери: «Мама, у меня есть деньги. Пожалуйста, скажи, какие украшения тебе нравятся. Я сразу же куплю их тебе». Мать ответила: «Дорогой сынок! Я уже не в том возрасте, чтобы носить драгоценности. Но у меня есть интерес к некоторым украшениям, и я готова сказать тебе о них». Притянув к себе сына, она продолжала: «Меня очень огорчает, что дети из нашей деревни должны ходить в школу за много миль. Первое украшение, о котором я мечтаю, – начальная школа в нашей деревне. Во-вторых, жители лишены даже самой простой медицинской помощи. Я провожу бессонные ночи, переживая за них. Если ты построишь в нашей деревне хотя бы небольшую больницу, это было бы вторым украшением, о котором я мечтаю.

А третье украшение ты можешь сделать для меня сам. В будущем твоя известность может возрасти. Тебя станут спрашивать: «Кто ваша мать?» – и ты назовешь мое имя. Веди себя так, чтобы сохранить доброе имя своей матери. Делись с другими полезными знаниями, которые ты получил. Не гонись за богатством. Служитель Мамоны не стремится к Богу. Ищущий Бога не жаждет богатства. Если ты последуешь этим советам, это и будет третьим украшением для меня».

Мать и Родина

Шри Рама и Лакшмана перешли море по мосту, построенному с помощью войска ванаров (обезьян). Они завоевали Ланку, убили Равану и освободили Ситу. Лакшмана бросил взгляд на столицу Ланки во всем ее великолепии и заметил: «Брат, зачем нам ехать в Айодхью ? Пусть ею правит брат Бхарата. Ланка выглядит гораздо привлекательней, чем Айодхья. И ты можешь стать ее правителем. Ты заслужил это право, одержав победу над Раваной и убив его». Шри Рама ответил ему с улыбкой и любовью, но твердо и решительно: «О брат Лакшмана ! Человек не может выбрать в матери другую женщину, какой бы безобразной ни была его родная мать. Точно так же, какой бы богатой и цветущей ни была Ланка, мне не нужны ее красо́ты и сокровища; место моего рождения для меня священно и дорого. Это истинный рай для меня. Помни, брат: мать и Родина более ценны, чем сами небеса».

Заметьте: Лакшмана намеренно задал свой странный вопрос, чтобы всему миру стало известно, что у древних прославленных царей Солнечной династии, так же как и у их преемников – правителей Индии – счастливо сочетались заботы о личном и национальном благополучии.

Мата бхуми путрохам притхивьях

Земля – моя мать, и я – ее дитя.

(Атхарваведа)

Говорите правду

Однажды богиня Парвати спросила Шиву: «Господин! Я слышала, что есть святыня под названием Каши, где поклоняются Тебе, и что те, кто после омовения в Ганге совершают священный обряд , Шивапуджу, заслужат право отправиться на Кайласу и остаться там навеки. Правда ли это?» Господь Шива ответил: «Все не могут заслужить это право. Одного лишь паломничества в Каши и ритуала перед Моим образом недостаточно. Впрочем, чтобы тебе все стало ясно, мы можем сейчас же отправиться в Каши под видом пожилой четы. Тебе придется поучаствовать в спектакле».

Господь Шива и Парвати появились перед входом в храм Шивы, Парвати – как безобразная на вид 80-летняя старуха, а Шива – как немощный, убогий 90-летний старик. Шива положил голову на колени Парвати и принялся стонать, изображая мучительные страдания. Старуха горько плакала. Она слезно умоляла каждого паломника, проходившего мимо: «О, почитатели Шивы! Помогите моему бедному мужу! Он умирает от смертельной жажды! Не зачерпнете ли вы для него немного воды? Я не могу оставить его одного и пойти на реку за водой». Паломники шли с гат (спусков к реке) после церемонии омовения в Ганге. С их одежды стекала вода, и они несли воду в маленьких, блестящих медных сосудах. Все они видели старую женщину и слышали ее причитания. Некоторые говорили: «Подожди, мы поможем твоему мужу после того, как предложим священную воду Господу Вишванатху ».

Другие бросали с досадой: «Ну что за назойливость! Из-за этих нищих невозможно спокойно совершить ритуал!» Некоторые сетовали: «Попрошаек нельзя пускать к храму».

Перед входом толпилось много народу. Среди них был и профессиональный карманный вор. Он тоже слышал жалобные крики старой женщины и не мог равнодушно смотреть, как страдает ее муж. Он подошел к ним и сказал: «Матушка, что тебе нужно? Кто вы и что вы здесь делаете?» Старуха ответила: «Сынок, мы пришли сюда, чтобы получить даршан Господа Вишвешвары, но моему мужу внезапно стало плохо, и он потерял сознание от слабости. Может быть, он не умрет, если кто-нибудь вольет немного воды в его иссушенные жаждой губы. Он так плох, что я не могу оставить его одного и пойти за водой. Стольких людей я просила о помощи, но никто не поделился водой, хотя все они несут полные кувшины». В воре проснулось сострадание. Он принес немного воды в сухой тыкве. Но прежде чем принять ее, женщина сказала: «Сынок, мой муж может умереть в любой момент, и свой последний глоток воды он примет лишь от того человека, кто говорит только правду».

КАРМА ЗЛОГО ЯЗЫКА

"Всё, исходящее из наших уст и достигающее чьих-либо ушей, влечёт за собой кармические последствия"

Слова обладают огромной силой. Оставляемый ими след может сохраниться в Душе очень и очень долго.
Злословие в адрес других людей, высмеивание того, что их беспокоит, их сокровенных чаяний, принципов или поступков влечёт за собой карму злого языка. Циничный, унижающий достоинство человека смех, разящее в самое сердце слово, едкий сарказм по силе сравнимы с физическим действием, а иногда бьют ещё больнее. Слова продолжают помниться, эхом звучат в мозгу спустя долгое время после того, как из памяти стёрлись воспоминания о физической боли.

Причина высокомерно-неуважительного отношения к другим людям кроется в неспособности признать за человеком право на духовную автономию, на следование своим путём в жизни. Такое отношение иногда может проявляться в отпускаемых в адрес человека язвительных замечаниях, унижающих его достоинство, или прямых оскорблениях. Кто-то не может устоять перед искушением вершить суд над своим ближним, всячески стараясь задеть его за живое.
"Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься". (Мф. 12, 36)
Часто такие злые языки настигает расплата: в своей настоящей жизни они оказываются в тех же обстоятельствах, которые в одной из прошлых жизней осмеивали или осуждали других. Одной из жертв полиомиелита, жалкому скрюченному калеке, Эдгар Кейси сказал, что такую карму он заработал, находясь среди упивающихся чужими страданиями публики на трибунах вокруг арены в Риме, где существовал зверский обычай отдавать христиан на растерзание львам. Толпа неистовствовала, и этот человек был тоже во власти коллективного психоза. Карма настигла его спустя почти две тысячи лет после происшедших событий.

Последствия Кармы Слов, изречённых нашими устами, сказываются в следующем воплощении. Это могут быть физические недуги, такие как глухота или отклонения в работе речевого аппарата, расплата может прийти в виде психических нарушений, поражений нервной системы, в виде возникновения других аномалий, таких, как дислексия (нарушение способности читать или понимать прочитанное; связано с изменениями в височнотеменно-затылочной области головного мозга), неадекватность восприятия. Человека может преследовать клевета, всякого рода недоразумения. Часто безошибочными признаками того, что человека постигла "карма речей", служат имеющие хронический характер затруднения в выражении своих мыслей, чувств, убеждений. Косноязычие может быть симптомом "немоты души", органической неспособности адекватно выразить себя.

КРИТИКА

Критики, недобрые карикатуристы, любители зло шутить - это люди с некачественным, поражённым Меркурием в гороскопе.

Тем, кто когда-то осуждал, критиковал других, часто приходится самим испить чашу осуждаемого, побывать в его «шкуре». То, за что они осуждали других, обнаружится в них самих. По этому поводу Эдгар Кейси выразился так: «Знайте, что вас будут критиковать так же, как некогда были склонны делать вы сами». Если кто-то отличался нетерпимостью, резко осуждал других, ища «слабости», его может ожидать воплощение, во время которого он станет наркоманом и поймёт, что это такое – быть не в силах сопротивляться этой язве, этой «презренной слабости», и он сам навлечёт на свою голову праведный гнев окружающих. Человек, критиковавший других за невежество, в своё следующее рождение сам примкнёт к рядам «необразованных». Он будет «дремучим» в глазах тех, кто превзошёл его по формальным образовательным критериям. А на самом деле будет обладать той мудростью, которую не купишь ни за какие деньги, мудростью, которая даётся от рождения.

В практике Эдгара Кейси был случай, когда он прослеживал жизни молодого человека с явно выраженным комплексом неполноценности, мучившим его, мешавшим продвижению по службе (он был военным и носил звание лейтенанта). Это острое чувство неудовлетворённости собой проистекало из вредной привычки к самокопательству, слишком критичному восприятию своих поступков. Буквально всё, за что он ни брался, по его мнению, выходило у него из рук вон плохо. Кейси обнаружил, что в своей прошлой жизни молодой человек был литературным критиком. Его критичные рецензии сеяли смуту, неуверенность в душах писателей, и вот, в его нынешней жизни маятник качнулся в другую сторону, и на его собственную голову обрушились муки разъедающих сомнений.
Разумеется, не каждый, кто страдает от комплекса неполноценности, в своих прошлых жизнях строил карьеру на унижающей критике других.
Недостаток качества, к которому человек стремится и которого ещё не достиг, человек будет критиковать в других. Каждый видит в ближнем, прежде всего себя и в ближнем критикует себя.

Нет такого человека, который бы не высказывал своих оценок по тому или иному поводу. Даже если они носят, казалось бы, вполне безобидный характер, не следует забывать того, что постоянно подчёркивал Эдгар Кейси: кармическая расплата за готовность бросать критические замечания направо и налево может быть очень суровой. То, что оценивалось критически в других людях – пусть даже оценки не выражались вслух – непременно аукнется в будущем в собственном опыте души. Тем, кто делает замечания по существу, всегда следует помнить, что они вступают на «минное поле»: тонкая, незаметная грань отделяет искреннее желание помочь раскрытию творческого потенциала других людей от вольного или невольного сеяния в душах смуты, неверия в себя, провоцирования приступов отчаяния.

Как правильно критиковать

Перед началом разговора, чтобы лучше понять свои мотивы, причины для критики, а также определиться, стоит ли это делать сейчас, задайте себе вопросы:
Не завидую ли я этому человеку?
Собираюсь ли я подсознательно его уколоть, сделать ему больно?
Хочу ли таким путем самоутвердиться за счет унижения другого?
Как он относится ко мне, есть ли у нас взаимопонимание?
Хочу ли сохранить с ним хорошие взаимооотношения?
Уверен ли я в справедливости моей критики?
Не является ли он новичком в своем деле?
Не находится ли сейчас человек в стрессовом состоянии?
Каким тоном я буду озвучивать свои претензии?
Высказывал ли я когда-либо ранее критические слова в его адрес? Как он их воспринимал?
Не являюсь ли я несдержанным человеком в той степени, что могу вспылить в разговоре и обидеть собеседника?
Так ли уж необходима эта критика?
Есть ли еще альтернативные способы разрешения проблемы?

После мысленного анализа своих ответов, возможно, вы решите воздержаться от своей критики. Особенно, если вы точно знаете, что человек от вас ее правильно не воспримет. А если человек находится в данный момент в тяжелых обстоятельствах, ваша критика может усугубить его состояние, поскольку он остро нуждается в поддержке и понимании. Критика подчиненного-новичка, если рассматривать с позиции начальника, не будет разумной и только покажет нетактичность самого руководителя.
Критика является острым оружием во взаимоотношениях людей. При всей ее необходимости не следует забывать, что критика, особенно если она бесцеремонна, больно ранит самолюбие критикуемого. Критика не должна задевать человеческое достоинство и самолюбие. При этом человек может быть настолько выбит из колеи, что становится временно неработоспособным. Это тот случай, про который говорят: «Благими намерениями вымощен путь в ад». В данном случае - ад неприязненных отношений. Это неудивительно, ведь критика как таковая вообще относится к числу конфликтогенов, то есть поступков или высказываний, могущих привести к конфликту.
Специальное создание стрессовой ситуации и использование оружия критики недопустимо в той мере, в которой идет унижение человеческого достоинства, задевается его внутреннее «Я», оскорбляются личностные качества. И потом, находясь в огне постоянных замечаний, психика человека ломается, отсюда могут возникнуть различного рода заболевания не только нервной системы, но и соматические.
Для того чтобы защититься от эмоциональной раны, первая мысль многих в ответ на критику - это найти предмет критики не в себе, а в критикующем: в его предвзятом отношении, плохом настроении («не с той ноги встал»), попытке найти «козла отпущения» и т.п.
Чтобы избежать этих отрицательных моментов, необходимо исполнять определенные правила. Поскольку многие ищут прежде всего объективные и уважительные для себя причины и не склонны винить себя, то, если их не выслушать, создается впечатление несправедливости критики. Поэтому:
Выслушайте объяснения (помните: 40% критики идет не по адресу).
Сохраняйте ровный тон (в правилах для руководящих работников есть и такое: «Во взаимоотношениях с подчиненными имейте бесконечное терпение!»).
Прежде чем критиковать, найдите, за что похвалить, и похвалите. Это очень действенный прием. Особенно желательно его применение в преддверии серьезной критики. Например, вы говорите: «Мы с вами вместе (столько-то лет). Нередко ваши результаты были просто великолепны (приводите 1-2 примера). Но объясните, что происходит с последним моим поручением?». В данной ситуации человеку сетовать на несправедливое, предвзятое к себе отношение нет никаких оснований - ведь он увидел, что отмечается все - и хорошее, и плохое.
Подыскивая, за что похвалить, вы оказываете помощь не только собеседнику, но и себе, поскольку сопоставление хорошего и плохого сделает и вашу позицию более взвешенной и более терпимой. Это облегчит выполнение двух предыдущих правил: выслушать и сохранять ровный тон. Это очень важный момент: ведь недовольство критикой «съедает» значительную часть конструктивного смысла замечаний.
Критикуйте поступки, а не человека. Естественно спросить: «Чем вы объясните просчеты в вашей работе?». И наоборот, грубой ошибкой являются обобщения с переходом на личность и навешивание ярлыков («бездельник», «разгильдяй», «лодырь» и т.п.). Каждый может согласиться, что он ошибся, особенно если факты налицо, но никто не согласится с тем, что он плохой человек. В последнем случае закладывается конфронтация, отдаляющая стороны от взаимопонимания. Осознание же ошибки - это уже путь к ее исправлению.
Не ищите «козла отпущения». Люди всегда это чувствуют, как и любую другую несправедливость, хотя и не всегда имеют смелость сказать об этом. И если критикующий ищет «крайнего», то за его спиной они выскажут все, что думают о нем.
Ищите вместе решение, а не обвиняйте. Обвинительное жало не способствует конструктивному решению. Чтобы настроить человека на поиск решения, а не оправдания, помогите ему «сохранить лицо», т.е. не унижайте его достоинство.
Некоторые рассматривают возможность указать собеседнику на его промахи как средство утвердить свой авторитет, показать свое превосходство. Фактически уже сами по себе дельные замечания и дадут именно такой эффект. Но акцентировать на этом внимание, смаковать просчеты партнера по общению или учебе, принижать тем самым его как личность - это тот перебор, который приносит обратный эффект. Вместо уважения возникает антипатия, ибо подчеркивание превосходства является сильным конфликтогеном. Итак, необходимо направить мысли провинившегося по конструктивному пути. Этому способствуют и следующие правила.
Не критикуйте при свидетелях. Критика при посторонних тем сильнее понижает имидж человека, чем больше свидетелей его позора. В противоположность этому хвалить лучше всего при свидетелях.

Помните: ничто так не разоружает, как условия почетной капитуляции. Не акцентируйте внимания на допущенных промахах, не сыпьте соль на раны, переходите сразу к поиску выхода из создавшегося положения.

Проявите эмпатию к критикуемому. Поставив себя на его место, легче понять, как исцелить от ошибок, не нанося ему ран.

Во всех критических высказываниях, которые будете говорить в будущем вкладывайте мудрости, чуткости к вашему собеседнику и уважения к его личности. Тогда ваши слова обязательно дойдут до цели, сохраняя не только вашу честь, но и достоинство другого человека.

КЛЕВЕТА

Она происходит из-за чувства зависти, тогда, когда вы завидуете чьему-то счастью. Именно это проявление души - основа клеветы. Душа, которая не может радоваться счастью других и сама не может стать счастливой. В случае с клеветой в душе рождается чувство зависти, чувство ревности, а если существует зависть, то, как сопутствующее проявление души, также присутствует ненависть. Те, у кого в душе ненависть, постепенно строят стену в своем сознании и отгораживают себя от других. Клевета вызывает вражду между людьми, порождает причину, по которой в эту вражду будете втянуты и вы сами. Клевета создает причину для одиночества. Чтобы избавиться от внутренних и внешних условий, которые возникают из-за кармы клеветы, полезно заниматься исповедью - раскаянием, медитацией Безмерных Состояний Души, особенно медитацией Святой Похвалы (сорадование). Когда за счёт раскаяния очистится плохая карма, появится возможность от всей души хвалить действия, слова и мысли собеседника, вокруг вас будет спокойствие и гармония. И ваши слова будут способствовать гармонизации в отношениях между людьми, ваша душа обогатится, и стена в общении будет разрушена.
Говорите правду, не говорите ненужных слов и говорите так, чтобы ваши слова были нежными и мягкими.

© В. Синельников - Возлюби болезнь свою

ПРИНУЖДЕНИЕ И УБЕЖДЕНИЕ

Уже тысячи лет слова используются людьми для того, чтобы целенаправленно влиять на образ мыслей других. Карма будет разниться в зависимости от того, предпринимается ли массированная психологическая атака или используются тонкие методы убеждения. Мотивы и намерения также берутся в расчёт. Если кто-то искренне убеждён, что совет или мнение реально поможет другому, кармический эффект независимо от того, правы они или жестоко заблуждаются, будет отличаться от эффекта в случае циничного нажима на кого-либо, «затуманивания мозгов» с далеко идущими корыстными целями. Если в отношении первого вида кармической вины осознание своей неправоты происходит без значительных потрясений, то в «запущенном» случае душе очень часто приходится испивать чашу до дна: кармические последствия манипулирования другими обрушиваются на неё со страшной силой.

Какие бы взаимоотношения вы не привлекали к себе в своей жизни в данный момент, они являются именно такими, в каких вы в данный момент нуждаетесь. За всеми событиями, происходящими в вашей жизни стоит скрытый смысл, всё в конечном итоге служит вашему развитию и эволюции.

Для искателей Духа Божьего молчание красноречивее любых речей, а выражением подлинной любви являются нежные и кроткие слова. Ненависть вопит, страх визжит, тщеславие бьет во все колокола. А любовь поет колыбельные. Она исцеляет боль и залечивает раны.
Источайте слова любви, забудьте слова ненависти и презрения.
© Шри Сатья Саи Баба Абсолютный, Истинный, Настоящий Бог (Владыка Вселенной) - это Совершенная Любовь. Истинный Бог любит всех одинаково, Он никогда никого не карает, не наказывает. В Его Плане Жизни и эволюции нет места наказанию.

Беседа

с обучающимися, нуждающимися в особом

педагогическом внимании

Тема: "Личная ответственность за свои поступки. Моральная и юридическая ответственность за нарушение нравственной нормы"

Цель: распространение правовых знаний и разъяснение существующего правопорядка.

Задачи:

1. Выработка у подростка не только правовой убежденности, но и ориентация правового сознания личности на творческую инициативу в сфере прав и обязанностей.

2. Привитие чувства долга к соблюдению основных прав и обязанностей граждан России, уважения к органам и лицам, охраняющим порядок.

3. Формирование ответственности за свои действия и поступки, развитие нетерпимости к нарушениям общественного порядка.

Роман Достоевского не случайно назван «Преступление и наказание», хотя большая его часть посвящена преступлению Раскольникова и связанным с ним событием. Автор указывает на неизбежность наказания не только со стороны государства, но и с точки зрения собственной совести (обсуждение известного произведения)

Поведение человека в обществе регулируется различными нормами - прежде всего моральными и юридическими. Объем их требований, степень обязательности различна, но все они для того и существуют, чтобы каждый из нас следовал им в своих действиях и поступках. Невыполнение или нарушение требований этих норм влечет за собой необходимость отвечать перед обществом, законом. В этом - одна из важных граней понятия - ответственность. Взрослый человек обладает всей полнотой ответственности. А каков объем ответственности несовершеннолетних? За что отвечаешь ты, еще не достигший 18 лет?

О том, как несовершеннолетний должен относиться к своим правам и обязанностям, какие виды ответственности существуют и в чем они выражаются, мы и поговорим сегодня. Что же значит слово "ответственность"?

В академическом "Словаре современного русского литературного языка" это слово объясняется как "возлагаемое на кого-либо обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия". Значит, ответственность - это обязательство, это то, что по смыслу очень близко к понятию обязанность. Существуют два основных вида ответственности: моральная и юридическая. Они охватывают все отношения человека с другими людьми, с коллективом, обществом, государством. В чем суть моральной ответственности? Прежде всего, в том, что человек, нарушивший нравственную норму, вызывает осуждение со стороны общества, коллектива, отдельных людей, держит ответ за свой проступок. За нарушение нравственных норм следуют моральные санкции: чувство стыда, угрызения совести виновного в аморальном поступке лица; общественное осуждение со стороны коллектива в виде отрицательного мнения о лице или его действиях; меры общественного воздействия со стороны общественной организации, товарищеского суда. Когда подросток лжет, грубит товарищам, учителям, родителям, отказывает в помощи попавшему в беду другу, он нарушает нравственные нормы и несет за это моральную ответственность. Однако среди норм, регулирующих общественные отношения, есть такие, контроль за выполнением которых берет на себя государство в лице правоохранительных органов /полиция, суд, прокуратура. Эти нормы четко фиксируются в специальных государственных актах. Их совокупность образует право. Следовательно, такие нормы называются правовыми или юридическими. Эти нормы обязательны для всех, они устанавливаются и охраняются государством. Нормы советского государственного права выражают волю всего советского народа, их выполнение - непременное условие успешного строительства коммунизма в нашей стране. Вот почему особенно нетерпимы различные отклонения от правовых норм и, прежде всего, среди несовершеннолетних.

Несколько примеров: разные хобби бывают у ребят. У школьника Сергея оно было весьма своеобразное. Поздно вечером, надвинув шапку на глаза, он выходил в глухой переулок или на малолюдную улицу и ждал женщин, спешащих домой. Сергей подходил к жертве и наставлял на нее что-то, угрожающе темневшее в руке. Испуганная женщина отдавала ему сумку с деньгами. На этом промысел заканчивался. Подросток крадучись шел домой и считал деньги. Иногда их было много, иногда совсем пустяк. Как и следовало ожидать, это увлечение не могло долго продолжаться, по той простой причине, что его запрещает уголовное законодательство. Вскоре Сергей был арестован, предстал перед судом и отправился отбывать срок наказания в ВТК для несовершеннолетних. Иные юные правонарушители, оказавшись на скамье подсудимых, стремятся всю свою вину возложить на окружающих, и ни слова о собственной вине, об ответственности за свои поступки. Вы никогда не поймете причин правонарушений среди подростков, своих товарищей, если не уясните себе одну важную истину: отрицательные влияния на подростков могут быть очень сильными, обстановка жизни в семье невыносимой, но все-таки в конечном итоге выбирает как себя вести сам подросток. Никто не имеет права снять с него ответственность за его поступки, за его решения - поступать, так или иначе. Вместе с тем, учитывая детский возраст, незрелость и конечно, вину взрослых в некоторых детских правонарушениях, закон наказывает несовершеннолетнего намного мягче, чем взрослого. И это справедливо. Но не следует злоупотреблять этой справедливостью. Бывают случаи, когда взрослые заставляют детей совершать преступления. При этом они используют угрозы, обещают различные блага. Закон очень строго наказывает таких "воспитателей". Но даже в подобных случаях не все дети, попавшие в чрезвычайные обстоятельства, идут на поводу у взрослых преступников. Многие из них помнят о том, что они живут не на обитаемом острове, что их окружают честные люди, к которым всегда можно обратиться за помощью, которые всегда помогут. Однако, часто правонарушения совершаются подростками, впрямую не связанными со взрослыми правонарушениями.

Правонарушение - прямое следствие бездуховности, бескультурья, стремления к легкой жизни. Несоблюдение правовой нормы называется правонарушением. Правовая норма может запрещать как действие, так и бездействие, если последнее приводит к общественно опасным последствиям. Самый тяжелый, опасный для общества вид правонарушения - преступление, то есть нарушение нормы уголовного права. К правонарушениям относят также административные и дисциплинарные проступки, нарушения гражданского, семейного, жилищного и другого законодательства. Совершение правонарушения влечет за собой юридическую ответственность. Этот вид ответственности выражается в необходимости отвечать за нарушение правовых норм. Существует несколько видов юридической ответственности. Российским правом предусмотрены уголовная, административная, дисциплинарная и др. виды юридической ответственности. Мы с вами поговорим сегодня об уголовной ответственности несовершеннолетних. В нашей стране подрастающее поколение окружено всеобщей заботой. Государственные органы и общественные организации делают все, чтобы молодые люди получали всестороннее развитие, росли духовно богатыми, нравственно чистыми, физически совершенными. Особое внимание государство уделяет борьбе с правонарушениями несовершеннолетних. С несовершеннолетними работают школа, ПДН, общественные организации. Подростки, совершающие правонарушения, за которые они по возрасту не могут нести ответственность по уголовному закону, а также подростки, которых в обычных школах или ПУ невозможно перевоспитать, направляются в специальные учебные заведения закрытого типа, где к ним применяют меры принудительного воспитательного характера. В этих закрытых учебно-воспитательных учреждениях они учатся, работают, участвуют в общественной деятельности. За воспитанниками осуществляется строгий надзор, они обязаны неукоснительно подчиняться требованиям специального режима. Итак, на подростков, отклоняющихся в своем поведении от норм жизни, наше общество, прежде всего, старается воздействовать воспитательными мерами, предоставляя им возможность для исправления. Однако не все несовершеннолетние правильно понимают гуманную правовую политику нашего государства. Некоторые из них, несмотря на предупреждения, повторно совершают правонарушения; поступки других нельзя квалифицировать иначе, как тяжкое преступление. В таких случаях в действие вступает уголовный закон, предусматривающий различные виды уголовного наказания. Уголовное наказание в нашей стране выполняет не только функцию кары, принуждения, но имеет и воспитательное значение. Уголовная ответственность, как форма принуждения, в применении к несовершеннолетним преследует цель вернуть их на правильный путь, показать пагубность, опасность для них самих и для общества, их преступных деяний. Назначая уголовное наказание, суд исходит из того, что несовершеннолетний правонарушитель осознает противоправность своего поступка и сделает из случившегося соответствующие выводы на будущее. Уголовную ответственность несут не все дети несовершеннолетние, а только те, которые достигли определенного возраста. Уголовная ответственность за все виды преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом, наступает с 16 лет. Следовательно, несовершеннолетний, которому исполнилось 16 лет, считается вполне созревшим, чтобы отвечать за преступления. За отдельные виды преступлений уголовная ответственность наступает с 14 лет. Их перечень строго ограничен, к ним относятся:

    убийство;

    умышленное причинения тяжкого вреда здоровью, средней тяжести;

    похищение человека,

    изнасилование,

    насильственные действия сексуального характера,

    разбой,

    кража,

    грабеж,

    вымогательство,

    угон,

    злостное хулиганство;

    умышленное уничтожение или повреждение имущества, повлекшее тяжкие последствия;

    хищение огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых или наркотических средств;

    заведомо ложное сообщение об акте терроризма,

    вандализм и др.

У многих подростков могут возникнуть естественные сомнения: перечисленные преступления настолько серьезны, что трудно представить себе ребят, которые могли бы их совершить. Однако практика показывает, что такие случаи, хоть и редко, но бывают. И подчас серьезное преступление начинается с шалости.

Семиклассник Геннадий Ж. давно мечтал пострелять из отцовского охотничьего ружья. Но отец запрещал это делать, потому что несовершеннолетние не имеют права пользоваться огнестрельным оружием. Дождавшись, когда дома никого не было, он взял из сейфа ружье, набил карманы патронами и отправился в рощу, устроил из консервной банки мишень и принялся упражняться в стрельбе. Оказавшийся рядом рабочий сделал подростку замечание и посоветовал отнести ружье домой. Подросток не послушался и продолжал стрелять. Тогда рабочий попытался отнять у него ружье, чтобы отнести его участковому инспектору. Завязалась борьба. Дуло ружья оказалось на уровне груди рабочего. Мальчик случайно нажал на курок, раздался выстрел. Рабочий был смертельно ранен и через день скончался в больнице. Неосторожное убийство? Да. Но обратите внимание на то, что к нему привело. Подросток нарушил правила пользования огнестрельным оружием, он не имел права пользоваться ружьем. Рабочий пытался пресечь преступную шалость подростка, выступил в роли защитника закона. Несовершеннолетний совершил второй проступок, не подчинившись справедливому требованию взрослого. Выстрел, унесший человеческую жизнь, был в какой-то мере следствием этой цепочки правонарушений. Когда у человека случается сердечный приступ, его жизнь зависит от того, как скоро прибудет медицинская помощь. Вы бежите к таксофону. Вот она будка. Но, что вы видите? С аппарата свисает сиротливо обрезанный провод. Трубки тоже нет. Кто-то варварски испортил телефон, "позаимствовал" трубку. Вы бежите к следующему телефону, теряете время, а больной остается один на один со своей болезнью. Далеко не всегда запоздалая помощь может спасти ему жизнь. Подростки, которые портят телефонные аппараты, срезают трубки, делают ложные сообщения о готовящихся террористических актах, отнюдь не шалуны, не озорники, даже если им самим это кажется всего лишь развлечением. Они совершают уголовное преступление, повреждают и похищают государственное имущество, мешают людям пользоваться общественной телефонной связью. Тот, кто портит телефонный аппарат, может косвенным образом способствовать гибели человека, не получившего вовремя медицинскую помощь. Не менее опасны для людей и такие "игры", как бросание камней в окна электричек, подкладывание на рельсы различных предметов. Подростки, которые видят в этих действиях признак какой-то особенной смелости, забывают о том, что, играя подобным образом, они наносят государству большой материальный ущерб, создают опасность для здоровья пассажиров. Органы милиции ведут борьбу с этими правонарушениями, но важно вам самим осознать общественную опасность подобных действий, понять, что целясь камнем в окно проходящего поезда, мешая его движению, они поднимают руку на все общество, становятся его врагами, преступниками.

Самым распространенным преступлением среди несовершеннолетних является кража. Младшие подростки, совершающие такие преступления, как хулиганство, кража, грабеж, чаще всего идут на поводу у более взрослых друзей по уличным компаниям, которые бессовестно используют их в своих корыстных целях. Младшие члены таких отрицательно направленных групп ошибочно считают, что послушание старшим, даже самым испорченным - это закон дружбы. Многие из них не находят в себе силы, чтобы отказаться от того, что их заставляют делать. Им льстит фальшивое доверие старших. А оно оказывается, как правило, обыкновенной спекуляцией на дружбе, чтобы выгородить себя, облегчить достижения своих низменных целей. В судебной практике известны случаи, когда взрослые члены уголовных групп заставляли несовершеннолетних друзей брать на себя чужую вину, сознаваться в том, что совершили другие. Такова истинная цена дружбы, которую навязывают несовершеннолетним и опытные правонарушители. Об этом не стоит забывать ребятам, доверчиво присоединяющимся к сомнительным уличным компаниям. Как показывают исследования, далеко не все подростки осведомлены о том, с какого возраста наступает уголовная ответственность. Многие из них считают, что предстать перед судом за правонарушения могут только совершеннолетние, т.е. достигшие 18 лет. Некоторые учащиеся не имеют четкого представления, что за правонарушения уголовную ответственность несут они сами. Иные полагают, что за их проступки должны отвечать взрослые. Так, на вопрос: кто должен нести ответственность за хулиганство несовершеннолетних? - лишь 17 % из 2000 школьников ответили: "Сами несовершеннолетние". Порою на уроках, на лекциях ученики задают вопрос: почему несовершеннолетние подлежат уголовной ответственности, ведь они же еще не стали взрослыми? При определении возраста, с которого наступает уголовная ответственность, действующее законодательство учитывает прежде всего возрастные возможности и особенности несовершеннолетних. 14 лет- это старший подростковый возраст. Достигнув его, ребята уже вполне осознают последствия своих действий и поступков. Они уже достаточно осведомлены о том, за какие поступки наказывают, и какие действия поощряют. Их жизненный опыт включает обыденные представления о простых нормах морали, о правовом регулировании - со стороны государственных органов - общественной жизнью. Достаточно высока мера их личной ответственности за свои поступки. В этом возрасте активно складывается мировоззрение.

Установление возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не означает, что дети до 14 лет могут вести себя безответственно, делать то, что им заблагорассудится. То, что запрещено Уголовным кодексом, запрещено для всех, независимо от возраста. Иное дело, что к детям до 14 лет по закону не может быть применено уголовное наказание - такое, как помещение в ВТК. Но не следует забывать, что, кроме уголовной ответственности, существуют иные виды ответственности, в частности и такие, как моральная ответственность, ответственность перед родителями, коллективом, наконец, ответственность перед самим собой. И воспитывать в себе чувство ответственности нужно с самого раннего возраста. Закрепление в законодательстве минимального возраста, с которого наступает уголовная ответственность, свидетельствует о гуманизме советского закона, правовой политике государства по отношению к несовершеннолетним.

К несовершеннолетним, признанным виновными в совершении преступлений, применяется либо наказание (т.е. привлечение к уголовной ответственности), либо применение принудительных мер воспитательного воздействия. Несовершеннолетним могут назначаться следующие наказания: Штраф- назначается несовершеннолетним объявленным полностью дееспособными, т.е. только при наличии самостоятельного заработка или имущества на которое может быть обращено взыскание. Как правило, не назначают штраф подросткам в возрасте от 14 до 16 лет, даже при наличии у них самостоятельного заработка или имущества. Обязательные работы назначаются несовершеннолетним в возрасте от 14 до 15 лет - не свыше 2-х часов в день; от 15 до 16 лет - не свыше 3-х часов в день; от 16 до 18 лет - не свыше 4-х часов в день назначается на бесплатной основе. Исправительные работы - назначаются несовершеннолетним, имеющим постоянную работу, в возрасте от 14 до 16 лет этот вид наказания не назначается. Лишение свободы - строгое наказание, лица, которым не исполнилось 18 лет, помещаются в воспитательные колонии общего и усиленного режима, назначается за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Принудительные меры воспитательного воздействия также применяются к несовершеннолетним за совершение ими преступлений. В отличие от наказания они не влекут за собой судимости. Последствием неисполнения принудительных мер воспитательного воздействия является возможность привлечения его к уголовной ответственности.

Так что же такое мораль? Под моралью понимается множество норм, в том числе запретов, принятых в обществе. Например, защищая слабого, Человек совершает моральный(нравственный) поступок. Большинство людей такой поступок одобрит, потому что люди, в основном, стремятся к добру. И наоборот, совершая поступок, не одобряемый в обществе(аморальный), человек чувствует всеобщее осуждение. Моральные нормы, в отличие от юридических, нигде не записаны. Однако они более действенны. Можно определённо сказать, что если бы люди научились соблюдать моральные нормы, законы бы не потребовались.

Некоторые могли бы назвать это идеалистической утопией, приводя массу аргументов в пользу большей действенности юридических норм по сравнению с моральными. Эти люди, как правило, сторонники жёстких мер. Но история показывает нам, что в прошлом отсутствовало даже понятие о правовых нормах, законах и, тем не менее, общество развивалось и строило свои взаимоотношения на моральных нормах. Конечно, это основано прежде всего на крепких обычаях и традициях, а также на сплочённости человеческих общностей.

Мы уже говорили о том, что основной базой выработки у подростков нравственности является семья. А всегда ли мы сами являемся носителями норм нравственности? Давайте проведём небольшое тестирование самооценки и назовём его так: «Умеете ли вы правильно оценивать поступки людей?»

Подумайте над ситуациями и выберите близкий вам вариант оценки различных поступков.

1. Шофёр, работающий на автопредприятии, на закреплённой за ним государственной автомашине всю ночь перевозил мебель на новую квартиру. Как можно оценить его действия?

поступил неправильно – 1;

все так делают – 3;

поступил правильно – 5.

2. Одиннадцатилетний подросток в городском автобусе похитил у пассажира кошелёк с суммой денег, которых хватило бы на покупку одной буханки хлеба. Следователь выяснил, что это была его пятая кража, но в возбуждении уголовного дела отказал, считая, что совершённое деяние не опасным для общества, так как ущерб потерпевшему нанесён незначительный. Как вы оцениваете решение следователя?

решение неправильное – 1;

нельзя судить из-за одной буханки – 3;

решение правильное - 5.

3. Подросток в нетрезвом состоянии пытался без билета попасть на дискотеку. Дежурный его остановил. Тогда подросток начал оскорблять и угрожать ножом. В милиции он клялся, что никогда бы не совершил подобного, если бы не выпил. Учителя и родители подтвердили, что когда мальчик трезвый, он «мухи не обидит». В милиции поверили, протокол составлять не стали.

а) правильно ли поступил работник милиции?

неправильно – 1;

надо было заставить учителей и родителей следить за тем, чтобы подросток не пил – 3,

правильно – 5.

б) правильно ли повели себя учителя?

неправильно – 1;

человеку нужно помогать в трудную минуту – 3;

правильно – 5.

4. В туалете одной из школ подросток потребовал от другого принести ему завтра пачку сигарет. Тот рассказал родителям, а они позвонили в милицию.

а) имеется ли в действиях подростка состав преступления – вымогательство?

имеется – 1;

зря связался из-за пачки сигарет – 3;

не имеется – 5.

б) как можно оценить действия потерпевшего?

правильные – 1;

нужно было попробовать уладить всё без милиции – 3;

неправильные – 5.

Если вы набрали от 6 до 10 баллов, то вы в состоянии правильно оценить поступки других людей. У вас есть понятие о том, что такое моральные и юридические нормы. Советуем вам, оценивая поступки других, почаще ставить себя на их место, вникать в суть дела, не давать категоричных оценок их действиям. Обратите внимание, например, на ситуацию № 1. Там сказано «на новую квартиру». Подумайте, как изменилась бы ситуация, если бы стало известно, что водитель воспользовался служебной машиной, чтобы бескорыстно помочь переехать пожилому инвалиду.

Если вы набрали от 11 до 23 баллов, то вам есть над чем задуматься. Вы привыкли оценивать поступки других не с точки зрения морали и права, не по правилам «можно - нельзя», «разрешено - запрещено», а по принципам «хочу – не хочу», «нравится – не нравится». Для вас, в первую очередь, имеет значение, что страдают ваши интересы, которые важнее интересов всех окружающих.

Если вы набрали от 24 до 30 баллов, то у вас серьёзно искажены представления о моральных и юридических требованиях к человеку. Вам кажется, что прав тот, кто сильнее или хитрее, а правоохранительные органы только мешают жить. Вы ориентируетесь на тех, кто не живёт честно, а ловчит, обходит законы, старается жить за чужой счёт.

Конечно же, данный тест не характеризует нас в достаточной степени, однако должен содействовать возможной переоценке того влияния, которое мы оказываем на своих детей, создавая фон формирования психологического оправдания аморальных поступков и формируя тем самым у своих детей психологическую предрасположенность к неправоправным поступкам.

К таким предпосылкам можно отнести моральную распущенность и духовную нищету.

Подростки, которые сплошь и рядом нарушают моральные нормы, ближе других к совершению правонарушений. Те, кто попадает в спецшколы или ВТК для совершеннолетних, как правило, отличались в школе следующими аморальными поступками: плохо учились, а потом и бросали школу; курили и выпивали; грубили и сверстникам, и взрослым; унижали маленьких и слабых даже без причин; старались выяснять отношения только с помощью силы; играли в карты, разрисовывали стены; портили школьное имущество, и т. п.

Для девочек кроме перечисленного характерно также стремление показать, что они уже «взрослые». Отсюда раннее использование зачастую очень вульгарной косметики, развязное поведение, ранние «любовные» связи, и т. д.

Важным фактором, на который необходимо обращать внимание в воспитании детей – это формирование духовного богатства. Отсутствие духовности приводит к духовной нищете.

Первый источник – пренебрежительное отношение к учёбе, к знаниям. Подавляющее большинство правонарушителей ещё до осуждения к лишению свободы, как правило, бросили школу.

Второй источник – стремление к примитивному времяпрепровождению

Третий источник – преобладание материальных потребностей.

Один из основных факторов совершения подростками правонарушений – чувство безнаказанности. Подросток может совершить проступок, ещё не подозревая о его аморальности. Взрослые, прежде всего родители и учителя, должны адекватно реагировать на него, принимая соответствующие меры по недопущению подобного в дальнейшем.

Подведение итогов занятия.

Ответственность - это та форма контроля над деятельностью человека, которую он осуществляет сам согласно принятым им нормам и правилам поведения. Общество принуждает человека быть ответственным за последствия принимаемых им решений. Степень ответственности, подотчетности и мера наказания определяются общественными институтами, государством. На каждого человека возложены моральная, правовая, экономическая ответственность, и невыполнение соответствующих законов и норм влечет за собой наказание. Субъективное принятие или непринятие, знание или незнание, например, юридических законов или правил поведения в обществе, не освобождают человека от ответственности. Угрожая наказанием, общество всегда готово привлечь нарушителя к ответственности, и эта угроза заставляет человека вырабатывать внутренние формы контроля своей деятельности. Это и есть ответственность. В конце концов она становится чертой личности, а формируется в процессе интериоризации, т. е. принятия как своих социальных ценностей, норм и правил. Ответственность предполагает осознание своих действий и их последствий. Степень осознания принимаемых решений и степень контроля над последствиями при реализации этих решений могут быть различными. Можно выделить:

Высокий уровень ответственности - ответственность является чертой личности, все принимаемые решения соотносятся с внутренней структурой ценностей, появляется чувство ответственности за принятые решения, реализованные действия и последствия этих действий для жизни.

Средний уровень ответственности - по существу, такой же, но происходит осознание только ближайших последствий предпринимаемых действий, нет чувства ответственности за стратегию поведения в жизни.

Низкий уровень ответственности - проявляется в ситуационном самоконтроле над деятельностью. Принятие ответственности, осознание последствий в отдельных моментах жизни - это не черта личности, а ответственное отношение, возникающее в отдельных актах. Оно может быть неустойчивым, временным, зависимым от настроения и обстоятельств.

Безответственность - может иметь два проявления: либо у человека нет сформированной внутренней системы ценностей, осуществляющей контроль и регуляцию деятельности, либо внутренние правила очень жестки для человека, а нормы и ценности очень высоки, он не чувствует или не считает себя способным принимать решения, брать ответственность за возможные последствия, поскольку в случае неудачи наказание самого себя будет чрезмерно строгим. В таком случае у него формируется страх ответственности.

В психологическую структуру ответственности входят три компонента: рациональный, эмоциональный и волевой. Осознание личностью общественных потребностей и преломление их в структуре внутреннего мира может осуществляться на уровне знаний, чувств, убеждений и действий.

Человек может считать себя ответственным, чувствовать себя ответственным и действовать с позиций ответственного человека. Рационально-волевые компоненты наиболее четко характеризуются такими состояниями, как проницательность и целеустремленность. Естественно, что акт принятия ответственного решения может сопровождаться самой разнообразной гаммой эмоциональных состояний: озабоченность, напряженность, беспокойство, волнение, тревога, сосредоточенность, сомнение и т. д. Связь между деятельностью, т. е. актом принятия ответственного решения, и эмоциями взаимна: с одной стороны, ход и исход человеческой деятельности вызывают обычно те или иные чувства, с другой, - чувства человека, его эмоциональные состояния влияют на его деятельность.

Каждый человек может оказаться в ситуации, когда его действия и поступки могут причинить вред, обидеть окружающих. Это может произойти по незнанию, если у человека нет достаточной информации о ситуации или людях, его окружающих. Субъективное переживание ответственности может быть различным. Если человек не знал, он не ответственен за последствия совершенного действия, но с получением знаний о последствиях своих действий, человек либо берет на себя ответственность, либо отказывается от нее, что говорит о степени развития у него чувства ответственности. Субъективное переживание чувства ответственности может возникнуть только тогда, когда есть осознание своих действий и возможных последствий.

Существует «шкала» объема ответственности: чувство или принятие ответственности только за себя, за себя и близких, за себя и окружающих, за все в ответе. Человек, считающий себя ответственным только за себя, пытается влиять на жизненные события, которые касаются только его жизни. Эти люди выглядят независимыми, они не спрашивают советов, но и не стараются переделать окружающих, определять их действия. Однако большинство считает себя ответственными не только за себя, но и за близких - членов своей семьи, особенно детей. Родители считают, что они обязаны учить своих детей даже тогда, когда те уже выросли. Супружеские отношения, в свою очередь, тоже могут определяться мерой ответственности, которую несет каждый из партнеров. Человек, который боится брать ответственность на себя, самостоятельно принимать решения, ищет партнера, готового выполнять эту обязанность вместо него. Неудачным будет сочетание партнеров, один из которых стремится быть независимым, имеет собственную систему ценностей, а другой считает себя ответственным за принятие решений и определение жизненного пути партнера, исходя из своей системы норм и правил. Однако существуют возможности взаимодействия партнеров, когда они не навязывают друг другу своих ценностей, и в то же время остаются ответственными друг за друга. Это достигается в процессе эмпатического общения с другой личностью, когда ты временно живешь жизнью другого, оставляя в стороне свою точку зрения, ценности, свое «Я». Эмпатический способ общения, согласно К. Роджерсу, характеризуется следующим:

вхождение в личный мир другого и пребывание в нем как дома;

постоянная чувствительность к меняющимся переживаниям другого;

улавливание того, что другой сам едва осознает, без попытки вскрыть совершенно неосознаваемые чувства, так как они могут оказаться травмирующими;

сообщение ваших впечатлений о внутреннем мире другого;

спокойный взгляд на те элементы, которые волнуют или пугают вашего собеседника.

Позволяя близкому человеку самому принимать решения, не навязывая своих суждений и оценок, помогая ему осознавать переживания, можно чувствовать себя ответственным за него и позволить ему быть ответственным за тебя.

С точки зрения ответственности можно установить два типа личности - зрелая и инфантильная. Исследователи выделяют следующие психологические характеристики зрелой личности: развитое чувство ответственности, потребность в заботе о других людях, способность к активному участию в жизни общества и эффективному использованию своих знаний и способностей, психологическая близость с другим человеком, конструктивное решение различных жизненных проблем на пути к наиболее полной самореализации. С субъективной стороны ответственность - это показатель свободы личности, самостоятельности, позволяющий оставаться индивидуальностью при взаимодействии с другими людьми. Инфантильность определяется сохранением в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Это выражается в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищенности, пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе других о себе и т. д. Инфантильная личность либо не знает или не пытается предположить последствия своих действий, либо оправдывает себя обстоятельствами, пытаясь таким образом избежать ответственности, которая для нее совпадает с наказанием.

Возможны различные способы избегания ответственности. Например, анализируя поведение человека в толпе, многие исследователи отмечают, что чем больше людей сосредоточено в одном месте, тем слабее в каждом из них проявляется чувство ответственности. Благодаря численности возникает сознание непреодолимой силы и в то же время анонимности, толпа устанавливает свои законы - законы хаоса и стихии (толпа замещает собой в этот момент общество, государство), и человек легко утрачивает прежнюю ответственность. Избежать самостоятельного решения, а следовательно и, чувства ответственности за него можно, выразив согласие с решением группы, семьи.

Часто выполнение приказа, требований начальника, своих профессиональных или гражданских обязанностей происходит на уровне автоматизированных действий. Эти действия не считаются своими, они не контролируются с точки зрения внутренних ценностей, следовательно, человек не просчитывает возможные последствия предпринимаемых действий, не заботится об исходе дела. Э. Фромм ввел в психологию понятие «автоматического конформизма». Это механизм, с помощью которого человек перестает быть самим собой, полностью усваивает тот тип личности, который ему предлагают модели культуры, и полностью становится таким, как другие, и каким они его ожидают увидеть. Человек, который уничтожил свое индивидуальное «Я» и стал автоматом, не испытывает больше страха одиночества и бессилия. Субъективное переживание ответственности исчезает, так как все остальные ничем не отличаются от него. Ответственным за все становится общество, которое сделало человека таким, каков он есть.

Ответственность отличается от обязанности степенью внутренней осознанности. В обязанности сказывается элемент внешней принудительной силы. Ответственность можно рассматривать как частный случай проявления долга, конкретизацию его требований.

Об ответственности человека можно судить лишь по ее проявлениям в деятельности, поступках, отношении к людям, хотя конкретные социально-психологические исследования показали, что между внешне наблюдаемым поведением и ценностными установками отсутствует прямое соответствие. Таким образом, выполнение социальных норм может мало говорить об ответственности.

Структура ответственности как качества личности включает:

осознание необходимости действовать в соответствии с общественными требованиями и нормами как социальными ценностями;

осознание своей социальной ценности и общественной роли;

предвидение последствий выбора, решений, действий;

критичность и постоянный контроль за своими действиями, учет их последствий для других людей;

стремление к самоосуществлению, реализации себя в объективном мире;

самоотчет и самооценку;

готовность отвечать за свои действия;

социально ответственную деятельность.